ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Средства выражения грамматических значений слова. Способы и средства выражения грамматических значений

Грамматическое значение – это часть содержательной стороны, которая присуща целому ряду слов и имеет абстрактный, обобщающий характер, абстрагированное языковое содержание грамматической единицы. Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чéм выражено. Рассмотрение любого грамматического явления в этих двух аспектах обязательно. Все грамматические способы можно разделить на два принципиально различных типа: 1) синтетический - способы, выражающие грамматику внутри слова, – это внутренняя флексия, аффиксация, повторы, сложения, ударение и супплетивизм, 2) аналитический - способы, выражающие грамматику вне слова, – это способы служебных слов, порядка слов и интонации.

Синтетический способ: а) внутренняя флексия: грамматические значения могут выражаться изменениями звукового состава самого корня, или, иначе, внутренней флексией, однако не всякие звуковые изменения корня являются внутренней флексией. Грамматические чередования очень схожи с морфологическими, однако существенное отличие грамматических чередований от морфологических состоит в том, что грамматические чередования не просто сопровождают различные словоформы, образованные и различающиеся другими способами (например, аффиксацией, как в вож-у – воз-ишь и т. д.), а самостоятельно выражают грамматические значения. Пример: в английском языке: sing-sang-sung-song .

б) способ аффиксации состоит в присоединении к корням (или основам) аффиксов.

в) повторы, или редупликации, состоят в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением его. Очень часто повтор применяется для выражения множественного числа, например в малайском языке orang – «человек», orang-orang – «люди».

г) при сложениях в отличие от аффиксации соединяются в одной лексеме не корневая морфема с аффиксами, а корневая морфема с корневой же, в результате чего возникает единое новое сложное слово; таким образом сложение служит для словообразования. Пример: в немецком языке: Kopfschmerz– «головная боль».

д) Ударение только тогда может быть выразительным средством в грамматике, когда оно изменчиво. Поэтому тоновое ударение всегда может быть грамматическим способом вследствие своей политоничности,т.е. изменяемости тона на том же слоге; например, в литовском языке. Так использовать динамическое ударение нельзя вследствие его монотончности т.е. однородности. Но в случае возможности передвижения ударения оно делается очень удобным грамматическим способом. Так, родительный падеж единственного числа руки, ноги, блохи местом ударения отличается от формы именительного падежа множественного числа тех же слов: руки, ноги, блохи .

е) супплетивизм - соединение в одну грамматическую пару (или в один грамматический ряд) разнокорневых или разноосновных слов, когда, несмотря на различие корней или основ, лексическое значение не меняется, а «различие слов» служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений. В индоевропейских языках типично использование супплетивизма корней для образования степеней сравнения прилагательных и наречий со значением «хороший» и «плохой»; ср.: русский: хороший-лучше , английский: good-better.

Аналитический способ: а) служебные слова освобождают знаменательные от выражения грамматики или сопровождают словоизменительную аффиксацию. Служебные слова лишены номинативной функции, так как ничего не называют и лишь показывают отношения между членами предложения (предлоги, союзы) или между предложениями (союзы), а также указывают некоторые грамматические значения, не зависящие от сочетания слов в предложении (артикли, частицы, вспомогательные глаголы, слова степени). Служебные слова часто выполняют ту же роль, что и аффиксы. Пример: Маша красивее Наташи и Маша более красива, чем Наташа. Среди служебных слов разделяют: Предлоги . (Подчинительные отношения между членами предложения или падежные значения. Служат для выражения пространственных, временных, целевых, причинных и других отношений). Союзы . (сочинительные отношения в простых и сложных предложениях; соединительные, разделительные, противительные союзы). Частицы . 1) модальные значения (ли, бы, же, ведь) 2) немодальные значения (лишь, именно, как раз, еще, итак, даже). Артикль . 1) Признак имени, субстантивация глаголов, переход от неименных частей речи к именным 2) Различение грамматической категории определенности и неопределенности (а-the). 3) Различение рода в чистом виде. 4) Различение числа (французский). 5) Склонение (немецкий). Слова степени . Пустые слова . Не образуют особо четкой категории, однако являются служебными (женщина-врач, мужчина-прачка).

б) Порядок слов. Зависимость дополнения от подлежащего, различение определения и определяемого, сильное стилистическое средство. В аналитических языках.

в) Интонация. Интонация относится не к слову, а к фразе и тем самым грамматически связана с предложением и его строением. 1)модальная форма предложения. (вопросительная, побудительная интонация и т.п). 2) Расстановка и градация пауз внутри предложения. Ходить долго – не мог; Ходить – долго не мог. 3) Различение простого и сложного предложения с помощью паузирования. Вижу лицо в морщинах; Вижу: лицо – в морщинах. 4) Интонацией можно отличить сочинительную связь от подчинительной. Лес рубят, щепки летят; Лес рубят – щепки летят. 5) Логическое ударение, то есть то или иное смещение фразового ударения для логического выделения каких-либо элементов предложения. 6) Выделение вводных слов и предложений.


Синтетические способы выражения ГЗ:

1) Аффиксация – это использование аффиксов для выражения грамматического значения (делать – сделать, разменять – разменивать, стол – стола – столу). Самый распространенный способ выражения ГЗ.

2) Внутренняя флексия – грамматически значимое изменение фонемного состава корня (ходил – хаживал, дик – дичь, набирать – набрать)

3) Редупликация (повтор) – выражение ГЗ путём полного или частичного повтора основы (ходишь-ходишь, еле-еле, самый-самый).

4) Ударение. Изменение ударения служит способом выражения ГЗ. В РЯ ударение может разграничивать формы существительных, наклонения и вида глагола (Окна – окнА, лЮбите – любИте, насЫпать – насыпАть)

5) Супплетивизм – объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения ГЗ (хороший – лучше, плохой – хуже, я – меня, ребёнок – дети)

Аналитические способы выражения ГЗ:

1) Порядок слов. Разграничивает синтаксические функции слов в предложении (субъектно-объектные отношения, отношения определяемого и определения) и коммуникативные типы самих предложений: Радость (S) сменяет печаль (O) – Печаль (S) сменяет радость (O); глухие учёные – учёные глухие.

2) Служебные слова – единицы, которые сопровождают знаменательные слова и освобождают их от выражения грамматики или сопровождают словоизменительную аффиксацию.

Предлоги (или послеслоги)

Частицы

Артикли

Реформатский выделяет также вспомогательные глаголы, слова степени (более, менее)

3) Интонация. Этот способ относится не к слову, а к фразе, поэтому он связан с предложением и его строением.

ü Различает коммуникативную и модальную характеристики предложения: отличает вопросительные предложения от утвердительных, выражающих сомнение, удивление, побуждение и т.д. (Ты написал. Ты написал? Ты написал!)

ü Расстановка и градация пауз может по-разному расчленять предложение (Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог)

ü Паузирование может различать простое и сложное предложение: Вижу лицо в слезах - Вижу: лицо - в слезах.

Смешанный (гибридный) способ выражения ГЗ:

Объединяет признаки синтетического и аналитического типов.

ГЗ предложного и других падежей выражается двояко – падежной флексией и предлогом (рассказать о конференции, побывать в Ботаническом саду, поехать на рыбалку, познакомиться с артистом)

Средства выражения ГЗ (грамматические показатели):

1) Окончания (красивый-ая-ое)

2) Формообразующие суффиксы (глаголы, прилагательные: крича, крикнувший, сотканный)

3) Чередование (друг-друзья)

4) Ударение (окнА - Окна)

5) Предлоги (без шапки, в шапке, под шапкой)

6) Интонация (Надеюсь, вы удобно сидите? Сидите.)

7) Вспомогательные слова (буду учиться, более сильный)

4. Основные понятия морфологии: грамматическое значение, грамматический способ, грамматическая форма, грамматическая категория. Понятие морфологической парадигмы.

Грамматическое значение – обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное/стандартное выражение.

Грамматический способ – способ выражения ГЗ

Грамматическая форма – регулярные видоизменения слова, объединенные тождеством его ЛЗ и различающиеся морфологическими/грамматическими значениями.

ГК - система противопоставленных друг другу рядов морфологических форм с однородными значениями.

Примером категории, имеющей двоякую позицию может служить категория числа у существительных. ГК может быть признана двусторонней единицей морфологического уровня языка, так как имеет план содержания ПС и план выражения ПВ.

С точки зрения семантической , ГК представляет собой набор однородных грам значений. Так, общее значение категории падежа включает в себя частное значение 6ти падежей. Частные ГЗ также могут быть составными. На примере падежей: в Р.п. выделяются: значения принадлежности, части, субъекта, пространственное. Они являются элементарными и не раскладываются на иные смыслы.

С формальной точки зрения , ГК - набор грамматических форм, служащих для выражения частных грам значений.

ГК отличаются друг от друга:

По характеру отношений

По количеству противопоставляемых членов

Бинарная оппозиция - число

Тройственная - время

Система ГК в СРЯ

Словоизменительные и несловоизменительные ГК

Словоизмениельные - категории, формы членов которых могут быть представлены формами одного и того же слова.

Несловоизменительные (классификационные) - не могут быть представлены формами одного и того же слова.

Парадигма – упорядоченная совокупность грамматических форм слова. Служебные части речи не имеют парадигмы.

Совокупность всех частных парадигм – полная парадигма. Полная парадигма существительного состоит из всех форм единственного и множественного числа.

Во главе каждой полной парадигмы стоит исходная форма, которая обладает называющей функцией и фиксируется в словаре.

Также выделяются неполная (ножницы, босой, пылесосить, смеркаться) и избыточная парадигмы (чая – чаю, годы – лета).

Слова с полной парадигмой – стол, свежий, бежать и др.

С неполной (ущербной) парадигмой – молоко, босой (не имеет степени сравнения), светать (потому что описывает состояние природы, нельзя применить по отношению к человеку).

С нулевой парадигмой – заимствованные слова, например: метро, клише, какаду, бордо, беж

С избыточной парадигмой – словоформы, имеющие две парадигмы (машу – махаю)


Грамматические значения выражаются при помощи различных средств (грамматических показателей): 1) окончаний; 2) формообразующих суффиксов и префиксов; 3) ударения; 4) чередования звуков; 5) предлогов; 6) интонации; 7) вспомогательных слов.
С помощью окончания выражается: а) значение рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений: голуб-ое неб-о, голуб-ого неб-а; летящ-ая птиц-а, летящ-ей птиц-ы, летящ-ей птиц-е; наш-а школ-a, наш-у ихкол-у, б) значение падежа числительных: дв-а, дв-ух, дв-ум, дв-умя; пять-0, пят-и, пять-ю; в) значение лица, числа и рода глагола: сиж-у, сид-ишъ, сид-ят; сидел-0\ сидел-а, сидел-и бы.
Одно окончание может выражать: а) только одно грамматическое значение: тр-и, тр-ех, тр-ем\ себ-я, соб-ой (значение падежа); чи- тал-и, писал-и (значение числа); б) два грамматических значения: читал-0, читал-а (значения рода и числа); чернил-а, чернил-ами, (значение числа, падежа); в) три грамматических значения: рыж-ую лис-у, высок-ий дом-0 (значения рода, числа и падежа).
Суффиксальным путем образуются: а) форма прошедшего времени глагола: дума-л, виде-л, паха-л; б) формы видов: узнать - узна-ва-ть, записать - запис-ыва-ть (несов. вид); в) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных: белый - бел-ее, редкий - редч-айш-ий.
В некоторых разрядах имен существительных суффикс совместно с окончанием выражает значение множественного числа: муж - муж- j-a, зять - зять-j-а, брат - брат-j-a.
В существительных, обозначающих детей и детенышей животных, значение единственного числа, кроме окончания, передается при помощи суффикса -онок (-ёнок), а множественного числа - при помощи суффикса -ат-(ят-), например: дошкол-енок-дошкол-ят-а, зайч-онок і- зайч-ат-а. Сюда же: опенок - опята, масленок - маслята.
Постфиксальным путем образуются формы залога: мыть - мыть-ся, катать - катать-ся.
Префиксальным путем образуются: а) формы превосходной степени прилагательных: лучший - наи-лучший, высший - наивысший; б) формы совершенного вида глаголов: чертить - на-чер- тить (таблицу), строить - no-строить (дом).
Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с аффиксами. Ср.: создать - созда-ва-ть, доказать - доказывать. Самостоятельно (без других средств) ударение редко выражает грамматические значения. При помощи ударения различаются, например: а) формы ед. ч. род. пад. и мн. ч. им. пад. существительных: дёл-а (нет) и дел-й (идут хорошо); окн-а (нет) и окн-а (выходят на улицу); б) формы видов: насыпать - насыпать, разрезать - разрезать.
Чередование звуков, как и ударение, обычно является лишь дополнительным средством различения грамматических значений. Оно сопровождает аффиксацию, например: освет-и-ть - освещ-а-ть (т-щ), охлад-и-ть - охлажд-а-ть (д-жд), собрать - собирать (0-и), послать - посылать (0-ы).
Предлоги широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных и местоимений. При этом они выступают обычно вместе с окончаниями (материально выраженными и нулевыми): у дом-а, к дом-у, на дом-0, в дом-г, в дом-е; от тр-ех, к тр-елг, для к-ого, к к-ому, с к-ем, о к-ом.
Падежные значения неизменяемых существительных предлоги выражают самостоятельно (без окончаний): пообедал в кафе (ср. в столовой), вышел из кафе (ср. из столов-ой), стояли у кафе (ср. у магазин-а). Однако в таких случаях в выражении падежных значений участвует не только предлог, но и управляющее слово, вся модель словосочетания. Это особенно наглядно выступает в тех случаях, когда тот или иной предлог употребляется с несколькими падежами. Ср. конструкции с предлогом в в значении направления (зайти в кафе, войти в депо, спуститься в метро - вин. п.) и места (сидеть в кафе, работать в депо, встретиться в метро - предл. пад.). Ср. также сочетания с другими предлогами: положить под пальто (вин. пад.) - надеть под пальто (тв. пад.), сесть за пианино (вин. пад.) - сидеть за пианино (тв. пад.).
С помощью управления выражено падежное значение существительных в предложениях: Д доволен (чем?) пальто (тв. пад.). На нашей улице нет кафе (род. пад.).
В морфологии грамматические значения редко выражаются при помощи интонации. Активную роль играет интонация в передаче разнообразных оттенков значения повелительного наклонения. Ср.: сиди, не шевелись, не упади. Встань! Сядь! Встать! Молчать! Читай. Основная область применения интонации для выражения грамматических значений - синтаксис.
Вспомогательные слова, т. е. не обладающие своим лексическим значением, обслуживают грамматические потребности полнозначных слов. С помощью формообразующих частиц образуются формы повелительного наклонения: Пусть сильнее грянет буря! (Горький). Да здравствует труд! - и сослагательного наклонения: отдохнул бы, поспал бы; с помощью вспомогательных глаголов формы будущего сложного: буду стараться, будете читать; с помощью наречий и прилагательных формы сравнительной и превосходной
степени: более чистый, менее чисто; самый красивый", наименее
дходящий.

Еще по теме § 38. Средства выражения грамматических значений слова:

  1. 6.3. Основные средства и способы выражения грамматических значений
  2. § 62. Способы и средства выражения грамматических значений числа
  3. 7. Слово как основная номинативная единица языка. Признаки слова. Грамматическое и лексическое значение слова. Коннотация.

Грамматический способ - это совокупность классов грамматических форм с однородными средствами выражения грамматических значений. Абстрактных грамматических способов без учёта грамматических форм и значений не бывает. Способы выражения грамматических значений делятся на две большие группы: синтетические и аналитические .

При синтетическом способе лексическое и грамматическое значение слова выражается его формой. К синтетическим способам выражения грамматических значений относят аффиксацию , агглютинацию , флективность и морфемы-операции . При аналитическом способе выражения грамматических значений лексическое и грамматическое значения выражаются раздельно . К аналитическим способам выражения грамматических значений относят служебные слова и порядок слов . Соответственно, в соответствии с преобладанием синтетических или аналитических способов выражения грамматических значений в языке языки условно делятся на синтетические и аналитические .

Синтетические способы .

  • 1. Аффиксация - это наиболее употребительный способ. При нём грамматические формы образуются при помощи аффиксов, материально выраженных, либо нулевых, присоединяемых к формообразующей основе: например, дом ? - дом а , делать - сделать - сделал .
  • 2. Агглютинация . При данном способе выражения грамматических значений каждое грамматическое значение выражается отдельным стандартным аффиксом, а каждый аффикс имеет свою функцию. Формообразующая основа остаётся, как правило, неизменной. Например: в казахском языке суффик - лар - обозначает множественное число, а суффикс - га - дательный падеж. Тогда если ребёнок, по казахски, - бала , то дети - балалар , а детям - балаларга , еслы девушка - кыз , то девушки - кызлар , а девушкам - кызларга . Данный способ используется в языках агглютинативного типа (тюркские, финно-угорские, японский и т.п.)
  • 3. Флективность . При флективности словоизменение осуществляется посредством аффиксов или флексий . Одна и та же флексия способна передавать несколько грамматических значений. Здесь мы также сталкиваемся с явлением фузии - взаимопроникновением между формообразующей основой и аффиксами. Это можно считать тавтологией, но флективность характерна для языков флективного типа, к которым относятся большинство индоевропейских. Например: лететь - лечу , мужик - мужицкий (мужик + ск + ий = мужицкий).
  • 4. Морфемы - операции. При реализации данного способа выражения грамматических значений грамматические значения передаются супрасегментными морфемами:
    • А) Ударение . В этом случае грамматические значения выражаются путём сдвига ударения. Например, нас`ыпать - насып`ать , разр`езать - разрез`ать . Данный способ может в отдельных случаях наблюдаться даже в языках с фиксированным ударением.
    • Б) Чередования (внутренняя флексия). При внутренней флексии грамматические значения выражаются путём чередования корневой морфемы. Наиболее яркий пример: англ. Sing - sang - sung - song; foot - feet; man - men. В русском языке друг [к] - друга [г] - друзья - дружественный; голый [л] - голь [л"]; глядеть - гляжу. Во французском языке doux - douce; oeil - yeux.
    • В) Редупликация (повторы). При реализации данного вида морфем - операций грамматические значение выражается путём полного или частичного построения корня, основы или целого слова. Например: русск. Еле-еле, чуть - чуть, большое-большое, думал-думал выражают усиление интенсивности действия или признака. Латинск. Mordeo (я кусаю) - momordi (я укусил). В ряде языков редупликация является нормативным способом образования множественного числа: китайский жень (человек) - жень-жень (люди), армянский gund (полк) - gund - gund (много полков). Редупликация как грамматическое явление широко распространена в полинезийских и других австронезийских языках: били - били, бил - бил, бери - бери, лава - лава.
    • Г) Супплетивизм . При реализации данного грамматического способа грамматические способы образуются путём полного изменения основы. Например, в русском языке: хорошо - лучше, плохо - хуже, я - меня и др. Во многих индоевропейских языках явление супплетивизма наблюдается у глаголов со значением "быть" и "идти".

При реализации аналитического способа образования грамматических значений лексические и грамматические значения выражаются раздельно. Аналитический способ включает в себя способ служебных слов и способ порядка слов .

При способе служебных слов грамматическое значение передаётся грамматическое значение передаётся с помощью сочетания знаменательного и служебного слова. Например, буду читать - значение будущего времени, почитал бы - значение условного наклонения, более красивый - значение степени сравнения.

В качестве служебных слов выступают:

  • А) Артикли : англ. a/the apple (опр. неопр.)
  • Б) Предлоги : пошёл к сестре , гляжу на тебя , знаком с ней - уточняют падежные отношения.
  • В) Послелоги . Они функционально тождественны предлогам, но стоят после знаменательного слова, к которому относятся. Например, азерб. Йер балалар учун (детский сад) - буквально - "место для детей". "Учун " - послелог со значением "для ".
  • Г) Частицы : хотел бы , где "бы " - частица, выражающая категорию условного наклонения глагола.
  • Д) Вспомогательные глаголы - это полнозначные слова, подвергшиеся десемантизации: буду читать .

Способ порядка слов, как способ выражения грамматических значений, наиболее продуктивен в языках с фиксированным порядком слов, таких, как, например, французский и английский. Однако, данный способ можно встретить и в русском языке: сравните двадцать человек (точно) и человек двадцать (приблизительно).

Гибридный или смешанный способ выражения грамматических значений позволяет пользоваться одновременно аналитическими и синтетическими способами выражения грамматических значений в комплексе. Например, в русском языке значение предложного падежа (если его не конкретизировать) выражается и синтетически - падежной флексией, и аналитически - предлогом: на земле .

Грамматическое поле - это совокупность грамматических единиц, объединенных общностью содержания иили формальных показателей и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Грамматические поля, например, залоговое поле, представленное в языке как грамматическими (морфологизованными) единицами, так и единицами, находящимися на грани парадигматики и синтагматики (свободными и полусвободными словосочетаниями); синтагматические поля - словосочетания и другие синтаксические единицы как проявления семантической совместимости их компонентов, например, "идти" - "ноги", "лаять" - "собака"; совокупности структурных моделей предложений, объединяемых общностью семантические задания; например, в синтаксическом поле императивности включаются все модели, с помощью которых выражается приказание. Термин "поле" часто употребляется не дифференцировано наряду с терминами "группа" (лексико-семантическая группа, тематическая группа), "парадигма" (лексико-семантическая, синтаксическая парадигма) и др.

1. Аффиксация.

2. Внутренняя флексия.

3. Служебные слова.

4. Порядок слов в предложении.

5. Повторение слов (редупликация).

6. Сложение основ.

7. Ударение.

8. Интонация.

9. Супплетивизм.

1. Аффиксация – выражение грамматических значений при помощи аффиксов. Аффиксация характерна для русского языка и др. индоевропейских языков. В русском языке это главное средство выражения грамматических значений. Для выражения грамматических значений в русском языке используются главным образом флексии (в том числе и нулевая), реже – приставки и суффиксы. В русском, английском, французском и других европейских языках аффиксы обычно: 1) многозначны, например в слове коня окончание –я выражает грамматические значения а) род. п., б) ед. ч., в) муж. р.; 2) синонимичны: одно и то же значение может выражаться с помощью разных аффиксов, например в русском языке окончания -а , -у выражают грамматические значения род. п. ед. ч. у существительных муж. р. 2-го склонения: кусок сахара , кусок сахару ; 3) омонимичны, например в русском языке окончание –ы (-и ) употребляются у существительных 1-го склонения в род. п. ед. ч (страны́ , земли́ ) и в им. п. мн. ч. (стра́ны , зе́мли ); в английском языке окончание –s (-es ) может употребляться для обозначения мн. ч. у существительных (pens «ручки», tables «столы») и для обозначения 3л. ед. наст. вр. (reads «читает, goes «идет»).

2. Внутренняя флексия – это чередование звуков внутри основы, являющееся средством выражения грамматических значений. Следует иметь в виду, что статус внутренней флексии имеют только такие чередования, которые выражают грамматические значения. Такими чередованиями обычно являются исторические чередования. Историческими называются такие чередования , которые могут быть объяснены исторически, т.е. исходя из фонетических законов предшествующих эпох. Так, например, исторические чередования к //ч , г //ж , х //ш , т //ч //щ , д //ж //жд , с //ш , з //ж и др. могут быть объяснены действовавшим еще в праславянскую эпоху (до 5-6 в. н.э.) законом палатализации (смягчения). А чередования о //ø , е //ø связаны с судьбой редуцированных фонем ъ и ь , которые в X1-X1I вв. утратились как самостоятельные фонемы. При этом ъ и ь в сильных позициях изменились соответственно ъ → о, ь → е, а в слабых позициях утратились. Например: съ н〤сон;дь н〥 ден(ь),в результате возникли чередования о //ø , е //ø.



Возникнув как фонетическое явления, такие чередования превратились в морфологическое средство выражения грамматических значений, т.е. приобрели статус внутренней флексии.

В русском языке внутренняя флексия в чистом виде встречается редко, например в видовых парах глаголов: собирать – собрать, послать – посылать, избегать – избежать. Чаще внутренняя флексия сопровождает аффиксацию. Например: убедить (сов.) – убеждать (несов.) Видовое различие выражается здесь аффиксацией -и - (сов.), -а - (несов.), внутренней флексией д //жд .

Внутренняя флексия в чистом виде особенно характерна для семитских языков, а также германских языков. Например, в древнееврейском гно б «воровать», га на б «воровал», го нэб «ворующий»; в англ. si ng «петь», sa ng «пел», su ng «петый».

3. Служебные слова выражают грамматические значения слова. К служебным словам относятся предлоги, союзы, частицы, артикли, постфиксы, вспомогательные глаголы, слова степени сравнения и др. Служебные слова широко используются в тех языках, где слабо развита аффиксация: в китайском, вьетнамском, английском, немецком, французском. Например, в нем. яз. падежные значения выражаются главным образом при помощи артиклей, ср.: der (им. п. ед. ч. муж. р.), den (вин. п. ед. ч. муж. р.), dem (дат. п. ед. ч. муж. р.). В русском языке служебные слова часто сопровождают аффиксацию.

Предлоги выражают различные отношения между членами предложения: пространственные (в, на, над, под, за, у, около и т.д), временные (до, после, перед ), цели (для ), причины (из-за, благодаря, вследствие) и др.

Союзы выражают сочинительные отношения между словами и предикативными единицами (соединительные – и , да , противительные – а , но , да в знач. но , разделительные – ли-ли, или-или, либо-либо и др.), подчинительные отношения между предикативными единицами (что, как, будто, когда, чтобы, потому что, так как, если - то, хотя - однако).

Частицы используются для выражения значений наклонения 1) бы – для выражения сослагательного наклонения; 2) пусть , пускай , да – для выражения повелительного наклонения.

Артикли используются в арабском, романских и германских языках. Артикли многозначны. Прежде всего, они являются грамматическими сопроводителями имени существительного, т.е. обозначают признак существительного. Ср.: англ. play - играть, a play – игра; нем. schreiben – писать, das schreiben – письмо. Кроме того, артикли имеют значения:

1) определенности-неопределенности – ср.: англ. the letter – a letter ; нем. der Brief – ein Brief ;

2) рода – ср.: нем. (жен. р.) die Mutter, (ср. р.) das Kind, (муж. р.), der Vater ;

3) падежа – ср.: нем. (им.п.) der Vater , (вин.п.) den Vater , (дат.п.) dem Vater ;

4) числа – ср.: нем. (ед. ч.) das Kind , (мн. ч.) die Kinder .

Вспомогательные глаголы также являются служебными словами. Вспомогательные глаголы используются в аналитических формах и выражают грамматические значения, например в форме будущего времени вспомогательный глагол выражает значения лица и числа. В русском языке это глагол буду (будешь, будет, будем и т.д.), в англ яз. shall (will): I shall…, you will… и т.д.

Слова степени сравнения : например в русском языке более, менее, очень, самый (-ое, -ая), в англ. яз. – more , most .

4. Порядок слов может также являться способом выражения грамматических значений. Порядок слов как грамматическое средство чаще используется в языках со слабо развитой аффиксацией (англ., франц., тюркские языки). Например, в англ. яз. только благодаря фиксированному порядку слов можно установить, что есть подлежащее, а что – дополнение: The father loves the son . Ср: рус. Отец любит сына . Здесь дополнение выражено аффиксацией – использованием грамматического средства выражения категории одушевленности – формы родительного-винительного падежа.

5. Повторение слов (редупликация) . В ряде языков повтор используется для обозначения множественного числа. Например, в малайском языке orang «человек», а orang -orang «люди»; в мертвом шумерском языке кур «страна», кур -кур «страны». В русском языке повтор используется 1) для усиления сообщения: да-да, нет-нет, ни-ни ; 2) для выражения высокой степени качества: красивый-красивый, высокий-высокий и др.; 3) для выражения длительности действия: ходишь-ходишь.

6. Сложение основ. В русском языке это способ образования новых слов. Но в древних языках, например в латинском, сложение основ могло служить грамматическим средством: (наст. вр.) do «даю », (прош. вр.) dedi «давал ».

7. Ударение как грамматическое средство используется только в языках, имеющих разноместное, т.е. подвижное ударение. Например, в русском языке: 1) руки́ (род. п. ед. ч.) – ру́ки (им. п. мн. ч.), горы́ (род. п. ед. ч.) – го́ры (им. п. мн. ч.); 2) нареза́ть (несов. в.) – наре́зать (сов. в.).

8. Интонация используется для формирования предложения. Предложение характеризуется интонационной законченностью. Интонация – это один из основных признаков предложения. С помощью интонации различаются типы предложений: восклицательные, вопросительные, повествовательные, побудительные; соединяются части бессоюзных сложных предложений; выделяются однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные слова. Ср. Он может быть сейчас на лекции. Он, может быть, сейчас на лекции.

9. Супплетивизм (от лат. suppleo «пополнять», «дополнять») - это выражение грамматических значений при помощи

разнокоренных форм. Так, в русском языке супплетивизм используется для выражения:

1) видовых различий: брать – взять, класть – положить;

2) временных различий: иду (наст. вр.) – шел (прош. вр.), ср.: англ. go went ;

3) у существительных – значений числа: человек (ед.ч.) – люди (мн.ч.), ребенок (ед.ч.) – дети (мн.ч.);

4) у местоимений – значений числа и падежа: я (ед.ч.) – мы (мн.ч.), я (им.п.) – меня (род. п.), мы (им. п. мн. ч.) – нас (род. п. мн.ч.), ср.: англ. I – me , we – us ;

5) у прилагательных и наречий – значений степени сравнения: хороший – лучше , плохой – хуже ; хорошо – лучше , плохо – хуже ; ср.: англ. good - better ; bad - worse .