ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Московский институт гештальта и психодрамы (мигип). Обучение гештальт-терапии

Программа "Московский Гештальт Институт"

Приглашаем Вас в программу подготовки гештальт-терапевтов. Программа состоит из двух ступеней. Можно пройти только первую (один год).

Первая ступень больше терапевтическая. Направлена на изучение базовых понятий гештальт-терапии, решение собственных личностных проблем, лучшее понимание себя.

По сути, - первая ступень это групповая гештальт-терапия, с небольшими теоретическими лекциями и комментариями.

Если после окончания первой ступени Вы поймете, что хотите заниматься психотерапией профессионально, то сможете продолжить обучение на второй ступени. На этом этапе Вы начнете самостоятельно работать в группе как терапевт, получая супервизию от ведущих программы.

Участвовать в программе может любой желающий. Для этого не нужна специальная подготовка, психологическое образование. Но если в конце второй ступени Вы решите сертифицироваться, - необходимо будет получить высшее психологическое образование (это можно делать параллельно с обучением на второй ступени).

После окончания первой и второй ступени Вы получаете сертификат программы "Московский Гештальт Институт", соответствующий и превышающий стандарты EAGT (Европейская Ассоциация Гештальт Терапии).

После успешной сертификации Вы получаете сертификат о присвоении статуса "гештальт-терапевт" и можете стать членом ОПП "Гештальт-подход" (Общество Практикующих Психологов "Гештальт-подход").

«Основы гештальт-терапии» - первая ступень (1 год)

Личный терапевтический опыт в группе, знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, работа с индивидуальным терапевтом, участие в интенсиве в клиентской позиции.

Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература

Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле - организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление)

Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление

Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта

Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями

Творческие методы в гештальт-терапии. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры

Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории

После окончания первой ступени участники получают сертификат МГИ (стандарт EAGT) об участии в программе подготовки гештальт-терапевтов «Основы гештальт-терапии» с указанием тем и количества часов и могут продолжить обучение на второй ступени (в этой или другой группе)

«Теория и практика гештальт-терапии» - вторая ступень (2,5 года)

Профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией. Включает теоретическую подготовку, личную терапию, супервизию, работу в малых группах, участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях), в конференции, выбор и прохождение специализации (или посещение спецкурса), а также начало собственной практики под супервизией.

Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта.

Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии

Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия

Кризис и травма.

Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии

Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений

Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами

Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование

Принципы и приложения этики

После окончания второй ступени участник при желании может пройти процедуру сертификации и получить сертификат (стандарт EAGT) о присвоении статуса «гештальт-терапевт».

________________________________________

Трехдневки проходят раз в 1,5-2 месяца

(пятница - с 17.00-21.00, субботу и воскресенье - 11.00-19.00)

Количество участников группы - 14-16 человек

Стоимость одной трехдневки - 6000р

Ведущие:

Психолог (МГППУ), сертифицированный гештальт-терапевт и супервизор Московского Гештальт Института, член ОПП «Гештальт-подход», научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО. Специализация: «Работа с детьми, подростками, супружескими парами и семьями»

7903 724 65 11; [email protected], goodcontact.ru

Психолог (МосГУ), сертифицированный гештальт-терапевт и супервизор Московского Гештальт Института, ассоциированный тренер Московского Гештальт Института, член ОПП «Гештальт-подход», преподаватель Института Психоанализа

7903 712 10 06, [email protected], goodcontact.ru

Гештальтпсихология (гештальттерапия) это одна из форм феноменолого-экзистенциальной терапии, основанной Фредериком (Фрицем) С. Перлзом и Лаурой П. Перлз. Первые разработки в этом направлении появились в 40-х годах ХХ века. Широкой известности данное направление достигло в конце 60-х ХХ века. Собственно Институт Гуманистической психологии в Биг - Сур (Калифорния) стал так широко известен потому, что Ф.Перлз работал там в последние годы своей жизни. Впоследствии это направление развивали многие другие исследователи. Сейчас гештальттерапия - это направление, практикуемое во всем мире.

Фундамент гештальттерапии - это феноменология и диалог, направленные на то, чтобы увеличить сознавание и сделать непосредственное переживание более ясным. Объяснения и интерпретации полагаются менее надежными, нежели то, что видится и воспринимается непосредственно. Гештальттерапия с одинаковым уважением относится к непосредственному переживанию и терапевта, и клиента. Различия в восприятии и переживаниях участников становятся материалом для экспериментов и диалога. Цель клиентов - прийти к сознаванию того, ЧТО они делают, КАК они это делают, и в то же время научиться принимать и адекватно оценивать себя.

Гештальттерапия больше сосредоточена на процессе (на том, что происходит), чем на содержании (на том, что обсуждается). Процесс относится к наблюдаемому развитию поведения, происходящему во время часа терапии. Акцент на том, что есть, а не на том, что было, могло бы быть, возможно произошло бы, должно было бы произойти. Внимание уделяется процессам: процессу пациента, процессу терапевта и процессу взаимодействия между ними.

Гештальттерапевтический подход позволяет успешно справляться с проблемами коммуникативного характера. На основании этого подхода может быть успешно построена практика психотерапевтической группы, что, в частности, психоанализ не предполагает. Гештальттерапия также с успехом может быть использована при краткосрочных терапиях, таких, как работа с шоковыми травмами, или при работах направленных на необходимые изменения в поведении. Также она может применяться в работе с семьей. Предполагается также работа с экзистенциальными проблемами человека: одиночество, свобода, смерть, смысл. Вопросы, связанные с этими проблемами, неизбежно возникают практически в любой психотерапии, и в гештальт подходе содержится возможность работы с этими темами.

Гештальтерапия рассматривает человека, как целое существо, как единство поведения, чувств и мышления, находящееся в процессе взаимодействия с окружающим миром. То есть рассматривается не человек отдельно и мир отдельно, но их взаимодействие, непосредственное сознавание которого позволяет более глубоко и насыщенно воспринимать мир.

Существует также практикум по гештальттерапии, который позволяет, после небольшой подготовки, вести самостоятельную работу, что в других психотерапевтических направлениях не предусматривается.

Большое место в гештальттерапии занимает эксперимент, как возможность увеличения уровня сознавания и присутствия, как возможность испытать новые модели поведения в проблемных ситуациях, как возможность актуализации новых ресурсов и возможностей человеческой целостности.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТЕМА 1 . Знакомство, прояснение профессиональной и личной мотивации участников, проективная техника «представление через предмет».

ТЕМА 2 . История появления гештальт-терапии в России.

ТЕМА 3 . Гештальт-терапия (ГТ) - одно из современных направлений психотерапии. История метода. ГТ - направление психотерапевтической практики, созданное в середине нашего века Ф. Перлзом и группой, в которую входили Лаура Перлз, Пол Гудмен и Изидор Фромм, опирающееся на достижения гештальт- психологии, психоанализа, экзистенциальной психологии и духовные традиции Востока.

ТЕМА 4 . Исторические корни ГТ. Гештальт психология. Исследования зрительного восприятия М.Вертхаймера, В.Келера и К.Коффки - отправная точка возникновения психологии гештальта и холистического принципа. Феноменологический метод как метод гештальт психологии. Исследования феноменов фигуры и фона К.Рубиным. «Теория поля» К.Левина. Эффект незавершенных действий Б. Зейгарник. Основные законы и принципы гештальт психологии (соотношение фигуры и фона, холизм, динамическое поле организм - среда).

ТЕМА 5 . Психоанализ - как интеллектуальный предшественник ГТ. Первая книга Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия», как попытка пересмотра и расширения психоаналитической теории и метода. Расхождения ГТ Ф.Перлза с психоанализом З.Фрейда (холизм у Ф.Перлза и разделение на иерархические структуры у З.Фрейда; опора на очевидный материал в ГТ и на подавляемый в ПА; «организмическое единство и саморегуляция» в ГТ и теория инстинктов и либидо в ПА; экзистенциализм и детерминизм; отношение к феномену «сопротивления» и т.д.) и соответствия («фигура и фон» у Ф.Перлза и «катексис» у З.Фрейда; «фундаментальное возбуждение» и «либидо»; континуум сознавания и свободные ассоциации; «сознание» и «сознавание»; «избегание сознавания» и сопротивление; «незаконченные ситуации» и навязчивые повторения; «уход из среды» и регрессия; проекция у Перлза и Фрейда; терапевтические отношения в ГТ Ф.Перлза и трансферентные отношения в ПА З.Фрейда и т.д.).

ТЕМА 6 . Влияние коцепции «мышечного панциря» другого крупного психоаналитика В.Райха и его «анализа характера» на представления Ф.Перлза о взаимосвязи тела и психики.

ТЕМА 7 . Влияние экзистенциализма и феноменологии. Утверждение, что «мир индивидуального опыта может быть понят только из его непосредственного описания в его уникальной ситуации» - ядро мировоззрения в гештльт-подходе.

ТЕМА 8 . Ф.Перлз и гештальт-терапия. Нью-йоркской группа (Лаура Перлз, Пол Гудмен, Изидор Фромм, Ральф Хефферлин и др.).

ТЕМА 9 . Основные понятия и принципы гештальт-терапии. Определение «гештальта».

ТЕМА 10 . Организм и среда. Организм как целое. Единство опыта. Среда, как и организм существуют в виде поля, т.е. в виде непрерывно изменяемого в пространстве, времени и предметном содержании процесса, основной характеристикой которого является целостность. Организм как часть поля, контекста. Саморегуляция и доминирующая потребность.

ТЕМА 11 . Понятие границы контакта. Граница контакта - функция, определяющая отношения между организмом и окружающей средой. Соответствие контакта со средой и «ухода» из нее формированию и завершению гештальта. Подвижность границы и психическое здоровье. Творческое приспособление.

ТЕМА 12 . Принцип «здесь и теперь». Важность непосредственного актуального переживания себя и среды (актуальной ситуации) в настоящий момент. Влияние «незаконченных ситуаций» на формирование невротического способа взаимодействия с миром. Тревога как энергетический разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда».

ТЕМА 13 . «Как» важнее, чем «почему». Акцент гештальт-терапии на постоянно возрастающем сознавании человеком собственого поведения, а не на исследовании причин, почему он ведет себя именно таким образом.

ТЕМА 14 . Сознавание. Отличие Перлзовского «сознавания». Континуум сознавания. Избегание сознавания - основной фактор, препятствующий психологическому росту.

ТЕМА 15 . Фигура и фон. Динамическое взаимодействие фигур и фона, определяемое иерархией актуальных потребностей. Построение и разрушение гештальтов.

ТЕМА 16 . Цикл опыта. Ритм построения и разрушения гештальтов - это фундаментальный процесс, на основе которого работает терапия. Шесть фаз цикла опыта.

ТЕМА 17 . Теория «Я» в гештальт-терапии. «Я»(self) как сложная система контактов, необходимых для адаптации в сложном поле. Модальности «Self»: Id, Ego, и Persona. Особенности функционирования «Self» в каждой из этих модальностей. Нарушения функций «Self». Формы прерывания цикла формирования и разрушения гештальтов (цикла контакта): слияние (конфлюенция), интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм идифлексия.

ТЕМА 18 . Слияние как состояние «неконтакта», отсутствие различения между фигурой и фоном и отсутствия фигуры. Слияние как базовый феномен контакта со всем тем, что не является фигурой в поле в данный момент.

ТЕМА 19 . Интроекция как генетически примитивная форма функционирования индивида в окружающей среде. Различие патологической и творческой интроекции.

ТЕМА 20 . Проекция. Позитивная и негативная роль процесса проецирования.

ТЕМА 21 . Ретрофлексия как способ отказа от контакта со средой и обращения функции контакта на себя. Здоровая и патологическая ретрофлексия. Роль ретрофлексии в возникновении психосоматических заболеваний. Определение дефлексии и эготизма.

ТЕМА 22 . Понятие психологически зрелой личности. Развитие и рост и их нарушение. Невроз как нарушение процесса развития и роста личности. 5 уровней невроза: уровень клише, уровень игр, уровень тупика, уровень имплозии (внутреннего взрыва), уровень эксплозии (внешнего взрыва).

ТЕМА 23 . Введение в техники гештальт-терапии. Супрессивные техники и экспрессивные техники. Основной метод работы в ГТ. эксперимент. Обеспечение контекста. Работа с полярностями. Техника работы с частями «Я». Техника работы с идентификацией (основана на механизме проекции). Исполнение ролей. Телесная работа. Работа с фантазиями и сновидениями.

О программе

Гештальт-терапия - одно из современных направлений психотерапии. Главная цель этой модальности терапии - стремление к повышению степени осознанности человека. Ведь чем выше осознанность, тем больше открывается ресурсов для достижения целостности личности и наполненности жизни во всех ее сферах.

Человек ведь представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части: психику и тело, например, является искусственным. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт - структурное целое. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Потому осознанность так важна. С этим и работает гештальт-подход.

Гештальт-терапия является определенной психотерапевтической методологией, так как с самого начала своего развития гештальт-терапия вобрала в себя техники из разных терапевтических систем.

Так, Ф.Перлз-основоположник метода активно использовал техники:

  • психодрамы, приспособив их для своих целей;
  • техники телесной терапии, танцевальной терапии;
  • различных видов арт-терапии (рисунок, музыкотерапия).

В гештальт-сеансе терапевт может использовать любые технические приемы, но использование техник подчиняется стратегическим целям гештальт-терапии, о которых мы сказали ранее.

Гештальт-подход применим в:

  • клинической психотерапии;
  • семейной терапии;
  • рамках тренингов для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации;
  • рамках тренингов для представителей различных профессиональных групп (например, педагогов, менеджеров);
  • гештальт-педагогике;
  • консультировании организаций.

Данная программа является первым этапом обучения гештальт-терапии в соответствии с международным стандартом обучения EAGT (Европейская ассоциация гештальт-терапии). Обязательная подготовительная ступень подготовки гештальт-консультантов (ступень 2) и гештальт-терапевтов (ступень 2+). Учебно-терапевтический формат обеспечивает качественное ознакомление с концептуальными понятиями гештальт-терапии посредством получения личностного опыта участников. Безопасность и эффективность освоенных навыков позволяет расширить процессы осознавания и новые необходимые личностные компетенции.

Главное в Программе – 154 часа получения интегрированного личного опыта участников, посредством развития рефлексии и навыков самопознания в концепции гештальт метода.

Программа включает знания концептуальных понятий гештальт-терапии, опосредованное практическое освоение данных понятий для интеграции в личной и профессиональной жизни, направлена на развитие исследовательской активности мышления и способности творческого осмысления посредством включения в процесс обучения философии, антропологии, логики решения художественных задач, основ эстетического восприятия, истории и теории искусств, и иных дисциплин, оказывающих, оказывающих существенное влияние на аналитические и синтезирующие способности обучающихся, необходимых для получения будущей специализации в рамках гештальт-подхода.

Практическое применение знаний

  • Создание ценностных ориентиров в жизни и профессии
  • Формирование профессиональной идентичности
  • Возможность использовать знания и практические навыки для личностного развития и в межличностных взаимоотношениях (самоактуализация, мотивация, самореализация, отношения в малых и больших группах, решение кризисных и конфликтных ситуаций)

Проведение первичной диагностики для формирования стратегии сопровождения в консультативной деятельности (осуществление стратегии возможно после прохождения программы подготовки гештальт-консультантов).

Преимущества программы

  • Удостоверение о повышении квалификации Московского Института психоанализа
  • Сертификат ICGT международного образца соответствия стандартам EAGT (Европейская ассоциация гештальт-терапии) о прохождении программы обучения без права консультативной деятельности.
  • Возможность перехода на специализированную программу обучения «Гештальт-подход в психологическом консультировании»
  • Возможность участия в специализированных дискуссионных встречах с тренерами IFGT (Французский институт гештальт-терапии) на базе ICGT.