ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Иверская икона божьей матери. Иверская Икона Божьей Матери — значение, чем помогает

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы – на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России – названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне)

Первое известие о ней относится к IX веку – временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба – он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: “Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам – тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители”.

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: “Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет”.

Иверский монастырь на Афоне

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса – Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне – Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

Иконография

Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «᾿Ελεοῦσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.

Мироточивая Иверская икона Божьей Матери, Монреаль

Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище – подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери – храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

Иверская икона – русские страницы истории

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

“…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону”.

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. “И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…”

Встреча списка Иверской иконы Божьей Матери со святой горы Афон в Вознесенском храме г.. Павловский Посад, апрель 2010.

13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им – Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

Иверская икона Божией Матери. 1995 г. Иконописец иером. Лука (Иверская часовня, Москва)

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской – как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны – и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Одной из самых почитаемых икон в храме в Березниках является Иверская икона Божией Матери. Ниже я предлагаю вам прочесть две истории, связанные с этой иконой: историю афонской иконы и историю той иконы, что сейчас находится в нашей часовне, а так же посмотреть видео о других списках иконы.

Иверская икона Божией Матери в храме святителя Луки в Березниках

История афонской Иверской иконы Божией Матери начинается с далекого IX века. Икона сия находилась в ту пору у одной благочестивой вдовы, живущей близ города Никеи. Времена эти остались известны в истории как времена иконоборчества. И вот, в дом вдовы ворвались иконоборцы и копьем ударили икону. Из иконы в месте удара потекла кровь. Боясь уничтожения иконы — женщина заплатила воинам императора и упросила их не трогать икону до утра. Утром же вдова отправилась с сыном к морю и опустила икону на воду. Спустя некоторое время, афонская братия, увидав огненный столб над морем, отправились к нему и нашли стоящую на воде икону. Был отслужен молебен о даровании сей святыни монастырю, и вскоре инок монастыря (святой Гавриил Грузин), после явившейся ему во сне Пресвятой Богородицы, пройдя по морю взял икону и принес ее в монастырь. В следующие дни — икона чудесным образом оказывалась на вратах монастыря, после чего ее вновь относили в сам монастырь. Наконец, Пресвятая Богородица вновь явилась святому Гавриилу во сне, и открыла ему следующее:

«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».

С тех пор икона находится на вратах монастыря и именно поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

Вы можете прочесть про чудеса Иверской Иконы Божией Матери на странице путеводителя по Афону по адресу http://www.agionoros.ru/docs/504.html , а мы перейдем к истории иконы которая сейчас находится в нашей часовне Луки Войно-Ясенецкого в Березниках.

Хранящаяся ныне в часовне икона — точный список с Московской чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Икона эта первоначально стояла перед правым клиросом Дедюхинской церкви Всех Святых. Массивная сребропозлащённая риза работы Сазикова на ней «была усыпана драгоценными камнями, в числе коих 140 довольно крупных бриллиантов. Это вклад строителя храма господина Кармалина. Жаль, что он не хотел объявить цены сей иконы», - писал в 1875 году об этом образе И.Ф.Словцов, иерей Дедюхинского Христорождественского собора, и одновременно церковный археолог. Образ Божьей Матери, находящийся в храме, породил особо чтимый народом праздник в честь этой иконы.

По преданию управляющий заводом Е.А.Кармалин однажды перенёс тяжёлый недуг. Он обращался ко многим врачевателям московским (т.к. имел свой дом в старой русской столице), но безуспешно. И когда уже не осталось надежд на выздоровление, Кармалин как-то услышал звуки молебна в честь «Иверской иконы Божией Матери», что проходил недалеко от его московского дома. Окна были раскрыты, и страстная молитва о выздоровлении вознесена была несчастным больным к московскому Иверскому образу. Некоторое время спустя в сознании Кармалина вдруг всплыло имя лекаря, к которому больной ещё не обращался за помощью. И лекарь его излечил. В благодарность Святой Деве Пречистой и заказан был Евграфом Кармалиным список с московского образа «Иверской Богоматери», который был сделан в 1858 году. О чём свидетельствует надпись на иконе. А на стенах деревянного кладбищенского дедюхинского храма среди росписей можно было увидеть сюжет о том, как Преподобный Гавриил из Афонского монастыря, идёт по волнам морским за даром Богоматери – Св. иконою Иверскою.

Иверская Икона Божией Матери в бывшей часовне Луки Войно-Ясенецкого в Березниках

Многострадальная Иверская икона из поселка Дедюхино тоже плывет своим путем «по морю житейских невзгод». В 1953 году начинается подготовка ложа Камского водохранилища. В связи с закрытием Дедюхинской кладбищенской церкви образ Иверской Богоматери, уже без оклада (вероятно, утерян в 20х годах во время изъятия церковных ценностей) был передан в Ленвинский Свято-Троицкий храм , а после его закрытия в 1963 году – в Орлинскую церковь Похвалы Богородице. Позже — этот образ находится в Березниковском храме Иоанна Предтечи . Сейчас же икона находится в часовне Луки Войно-Ясенецкого, что на территории 1-й Горбольницы в Березниках (смотрите 25 февраля 2014 года на нашем сайте).

Видео с историей иконы:

Тропарь Иверской иконе Божией Матери (np3):

Статью подготовил (вкл. фото): Вадим Голоушкин. Использован материал с сайтов www.agionoros.ru, pravoslavie.ru, rpcb.ru (из статьи Елены Шмелёвой).

Согласно преданию, одну из наиболее известных и почитаемых в православном мире икон Божьей Матери, написал Святой апостол и евангелист Лука по благословлению Пресвятой Богородицы еще во дни Ее земной жизни.

Долгое время Иверская икона находилась в малоазийской Никее, а с начала XI века неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, в честь которого и получила свое название.

Предание

Первое известие о ней относится к IX веку, когда во время царствования греческого императора Феофила людей, почитавших иконы, предавали пыткам, а сами иконы уничтожали. По преданию, в это время, неподалеку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном, у которой в доме хранилась древняя икона Божией Матери.

Однажды ночью к ней в дом ворвались иконоборцы и один из них ударил икону мечом, желая изрубить ее на куски. Удар пришелся на изображение правой ланиты Богоматери, и из раны выступила кровь.

Испугавшись, что святыню уничтожат, вдова пообещала императорским воинам деньги и просила их подождать до утра и не трогать икону. Жадные иконоборцы согласились, решив поживиться по случаю и смущенные кровью, выступившей на иконе.

Когда они ушли, женщина вместе с сыном для сохранения Святой иконы опустила ее в море. Каково было изумление вдовы, и ее сына, когда икона не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и, скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида.

Дальнейшая судьба вдовы неизвестна, что касается ее сына — он благополучно добрался до Афона, где стал монахом Иверского монастыря. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря.

Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы, поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой ранкой на лике.

Обретение

Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря Святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял Святую икону и поставил в храме.

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла Святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.

После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому Святая икона называется еще Вратарницей или Привратницей.

В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается 25 февраля по новому стилю. В этот день братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

Описание

Иконография древней Иверской иконы представляет собой особый вариант "Одигитрии", который получил в византийском искусстве название ᾿Ελεοῦσα (в переводе на русском "Милостивая").

На иконе Пресвятая Богородица на левой руке держит Богомладенца — правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указывая на Него.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Голова Спасителя приподнята, и лик немного повернут к Богоматери, чуть склонившей к Нему голову. На правой ланите Богоматери изображена рана, из которой сочится кровь, согласно сказанию, нанесенная иконоборцами. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону.

Своеобразна манера написания ликов — с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами, взгляд которых устремлен вперед, а выражение ликов сосредоточенное.

Икона в начале XVI века была украшена чеканным окладом из серебра с позолотой, сделанным грузинскими мастерами, о чем свидетельствует запись на языке изготовителя. Оклад оставляет открытыми только лики Богоматери и Младенца.

По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Размеры иконы достаточно большие — высота составляет 137 сантиметров, а ширина — 87 сантиметров.

Значение

Иверская икона Божьей Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое Святое заступничество весь род людской. Явившись чудесным образом на Афон, она стала щитом для всех, кто день и ночь молится на Святой горе за весь род человеческий.

Иверская — это один из самых удивительных по чудотворным проявлениям образов, проявляющих самые разные действия Богородицы в земных пределах — Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков.

Чудотворная

Иверскую икону Божией Матери с давних пор почитают как чудотворную — в истории обители есть много рукописей о благодатной помощи Божией Матери.

Богоматерь явилась скорбящему настоятелю, когда голод угрожал Иверскому монастырю. Пресвятая Богородица послала его в житницу, которая оказалась полной муки.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Богоматерь чудесным образом наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов.

Однажды, когда персы осадили монастырь с моря, иноки попросили Божью Матерь о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира.

Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

К удивительным чудесам от иконы относится и то, что, находясь при монастырских вратах, она часто не допускает в обитель людей, которые имеют на душе какой-либо нераскаянный грех.

Чудесным образом она явилась и в обитель — по морю в огненном столпе к месту, который называется Климентова пристань. Именно в этом месте, недалеко от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица.

Урок Божьей Матери

Пресвятая Богородица не только помогала монахам, но и вразумляла и обличала их. Однажды один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. Бедняк, у которого не было денег, удрученный направился в Карею.

По дороге он встретил удивительную Женщину, которая подарила ему золотую монету для оплаты ночлега, и бедняк вернулся, чтобы переночевать в монастыре.

Монета оказалась очень древней, и в ответ на расспросы монахов он рассказал историю чудесной встречи. Иноки поняли, что этой женщиной была сама Царица Небесная. В знак Божьего вразумления, после этого случая, в монастыре испортились все продукты.

Раскаявшись в своем грехе, иноки, с той самой поры, больше никогда никому не отказывали в безвозмездном ночлеге и пище. И сегодня афонские монахи всегда радушно принимают паломников.

Сама "Вратарница" никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно — накануне Рождества Христова, в день ее обретения Афонскими монахами, и на Успение Пресвятой Богородицы.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 годах монаху Феофану.

В Грузии

В Грузии находится точная копия Иверской иконы Божьей матери. По инициативе фонда "Иверииса" она написана специально для строящегося на горе Махата храма Иверской иконы Божьей матери. Икона прибыла в Грузию с горы Афон 5 апреля 2016 года.

Вместе с Иверской иконой Божьей матери в Грузию прибыла икона преподобного отца Гавриила Афонского. Фундамент храма был заложен и освящен 12 мая 2011 года, с благословения Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Строительство храма осуществляется на пожертвования верующих и при содействии фонда "Иверииса", который создал оперный певец Паата Бурчуладзе. Предположительно, строительство храма завершится до 25 декабря 2017 года, к 40-летию интронизации Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Иверская

Главное предназначение образа — помощь людям, которые раскаялись в своих грехах. Икона помогает найти в себе силы и правильный путь к светлому будущему. Молиться могут и родственники, чтобы помочь своим близким людям.

Пред Иверской иконой Пресвятой Богородицы молятся об избавлении от разных недугов и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, а также при разных при тяжелых обстоятельствах. Икону стоит держать в своем доме возле входа, поскольку второе название этого образа — "Вратарница" и тем самым получить прекрасную защиту от различных неприятностей.

© photo: Sputnik / Stolyarov

Молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

.

…Все мы являемся свидетелями знаменательного события - Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты… Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.

Патриарх Алексий II

По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.

В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море - иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».

Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.

С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре.

На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое.

И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет».

В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» - то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»

Множество преданий связано с этой иконой. Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы.

Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.

Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.

По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:

«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу… И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом - слово в слово новая, аки старая».

Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.

Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.

Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:

«Новым кажется мне наш двор - светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. <…>

Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. <…>

Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная. <…>

Вся Она - свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. <…> Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».

В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная.

Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.

Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную.

Однако все возвращается на круги своя. 4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в новосозданном Казанском соборе на Красной площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.

В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.

25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист.

На следующий день, 26 октября (13-го по старому стилю), крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.

Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.

Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь Божия! Что же это такое будет?” Однажды, с болью молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берет Она из его руки метлу и говорит: “Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала… Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой… Нынешней ситуации можно противостать только духовно, а не по-мирски».

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь. Find more like this:

Икона Иверской Божьей Матери – одна из самых известных на священной горе Афон. Первые упоминания об этом образе фиксируются с IX века. Однако православные люди верят, что лик был создан еще евангелистом Лукой и даже писался с самой Богородицы.

Обретение образа

До IX века сведений об иконе не сохранилось – первая история, связанная с Иверской Божьей Матерью, появляется в период иконоборчества. Тогда образ хранился в доме богатой вдовы, проживавшей в Византии. Она долгое время прятала икону, но все же однажды иконоборцы пришли к ней. За большие деньги вдове удалось уговорить солдат не уничтожать образ сразу, а подождать до утра. Уже уходя, один из них со злости проткнул икону копьем, к удивлению всех из лика Богородицы потекла кровь. Эта отметина сохранилась до сих пор, а пораженный чудом солдат позже раскаялся, стал монахом и служил Богу всю оставшуюся жизнь.

Женщина всю ночь молилась о спасении иконы и получила знак свыше – Господь велел ей опустить образ в Средиземное море, ведь именно так его можно будет сохранить. Несмотря на опасения, вдова все же исполнила сказанное ей и опустила образ в воду. Икона действительно не затерялась в волнах, более того, она плыла по морю вертикально, а не плашмя, а в небо от святого лика уходил яркий столб света.

Спустя некоторое время свечение на море заметили монахи Иверского монастыря (Иверон, грузинская обитель) с горы Афон. Они долго пытались достать образ, но удалось это только отшельнику Гавриилу Святогорцу, который прошел к иконе Богородицы по водам. Изначально икона была помещена в храм, но на четвертый день сама переместилась на монастырские врата. Монахи несколько раз пытались вернуть ее в святую обитель, но на утро образ неизменно находили над вратами. А позже сама Богородица явилась Гавриилу и наказала оставить икону на том месте, где она является. После этого образ стали называть также Вратарницей (Портаитисса) или Привратницей. Считается, что расположенная над вратами, она охраняет весь Афон, а также предупреждает о надвигающейся беде.

Описание оригинала и списков

Отличительная черта иконы Иверской Божьей Матери – след от раны, которую нанес лику солдат еще в IX веке. На оригинале он расположен на подбородке и до сих пор кровоточит, на списках капли крови иногда изображают на щеке Богородицы.

Древняя икона достаточно массивна – 137х87 см. У образа есть два оклада, один из которых датируется еще XVI веком. Эту ризу изготовили грузинские мастера, они украсили ее обратную сторону крестом с монограммой и фразой «Христос дарует благодать христианам».

С иконографической точки зрения образ принадлежит типу «Одигитрия» – Дева Мария и Иисус Христос у нее на руках изображаются по пояс, сидящими прямо. Богородица указывает десницей на Спасителя, а тот держит в руках свиток – символ Божьего Слова, которое он несет человечеству.

Монахи Афона бережно хранят оригинал образа, но поскольку слава о нем быстро разлетелась по православному миру, иконописцы монастыря создавали списки, которые и передавали в другие храмы. Первый список для России был сделан в XVII веке, а в день прибытия иконы в столицу, 13 октября 1648 года, был учрежден церковный праздник. Первое время образ принадлежал храмам Кремля, а после был перенесен в Новодевичий монастырь. В ХХ веке право распоряжаться чудотворной иконой перешло к властям – ее забрали из обители. Монастырю удалось вернуть свою святыню только в 2012 году, и с этого времени один из старейших сохранившихся списков Иверской Божьей Матери находится здесь.

Почитают икону три раза в год: 25 февраля, 17 апреля, 26 октября.

Чудеса иконы Иверской Богородицы

Оригинал Иверской иконы хранится в афонском грузинском монастыре, и после его чудесного обретения в водах Средиземного моря он никогда не покидал священную гору. Это одна из немногих икон, которая не вывозится за пределы святого места, увидеть ее можно только здесь. Более того, афонский отшельник Нил Мироточивый говорил, что Иверская Божья Матерь покинет Иверон лишь перед вторым пришествием Иисуса Христа, Страшным Судом.

Предупреждение о переменах и испытаниях, которое несет икона Иверская, – главное значение образа, то в чем она помогает людям много веков. Так, по заверению монахов, расположенная перед образом лампадка иногда начинает сама по себе раскачиваться. Так было перед наступлением турок на Кипр, землетрясением в Армении и нападении на Ирак. А вот перед началом Первой мировой войны лицо Христа на иконе изменило черты – вместо кроткого, умиротворенного лика, проступил грозный.

Икона спасла монахов, когда монастырь атаковали персы. Служители молились чудотворному образу, и их просьбы были услышаны. Резко началась сильная буря, уничтожившая все войско врага, подступающее к стенам. Было потоплено множество кораблей, живым остался лишь военачальник Амир. Он был так поражен чудом, что отдал монастырю большую часть денег на строительство оборонительной стены.

О чем молиться иконе

Известны и документально зафиксированы случаи чудесных исцелений после молитв перед иконой Иверской Божьей Матери. Так, есть свидетельства, что люди избавлялись от лейкоза, параличей и других тяжелых болезней. Часто в церквях можно увидеть множество крестиков и подвесок, украшающих образ, – это дары тех, кому Богородица помогла справиться с недугами и бедами.

Как оригинал образа защищает Афон и предупреждает о мировых катаклизмах и войнах, так же и даже небольшая копия иконы может оберегать семью. Если поместить ее над дверями дома, Иверская Божья Матерь способна отвернуть от жилья любую беду. Икона помогает избавиться от злых людей с недобрыми намерениями, защит дом от краж, пожаров.

Еще в начале своей истории икона заставила грешника раскаяться и прийти к Церкви – кровоточащая рана на лице Богородицы осталась вечным напоминаем о том событии. Поэтому верующие часто молятся Иверскому образу в минуты отчаяния и разочарований. Она помогает вернуться к вере, обрести спокойствие, душевное равновесие.