ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что значит фрик. Фрики — кто они? Появление и развитие культуры фриков

Необычные люди, выделяющиеся из толпы, существовали всегда, так же, как и интерес общественности к ним. Слово «фрик» довольно плотно вошло в обывательский лексикон, люди активно употребляют его по отношению к ярким персонажам, которые своим внешним видом сильно отличаются от основной массы. Часто этого звания без разбора удостаиваются чудаки, «городские сумасшедшие», представители практических всех «неформальных» субкультур (будь то готы, панки и проч.). Отношение общественности к ним неоднозначно. Одни откровенно осуждают, другие искренне восхищаются их смелостью и силой духа, третьи проявляют явную агрессию. В любом случае никто не остаётся равнодушным. Эти люди всегда привлекают внимание, вызывают эмоции, на них смотрят, о них говорят.

Кто же такие фрики и чего они добиваются своим необычным видом и поведением?

История возникновения понятия «фрик»

Дословно фрик означает «уродец» (от англ. «freak »). Изначально так называли людей с какими-либо физиологическими нарушениями, генетическими заболеваниями. Чтобы считаться фриком, человеку достаточно было иметь какое-то сильное отклонение от нормы во внешности – слишком высокий/низкий рост, большой/маленький вес, буйную растительность на лице и теле и т.п. Такие люди часто выступали в балаганах, так называемых «цирках уродцев», которые были популярны в Америке и Европе, начиная с XIX века. Это и бородатые женщины, и карлики, и чересчур высокие люди (великаны), горбуны, сиамские близнецы, люди, страдающие микроцефалией или не имеющие конечностей, гермафродиты и проч. Серьёзные генетические заболевания делали внешний вид этих людей экзотическим, что всегда привлекало внимание зрителей. «Шоу уродцев» приносили неплохой доход владельцам цирков и просуществовали довольно долго (до середины XX века).

Позже фриками стали называть людей, не имеющих каких-то физиологических особенностей, но шокирующих общество необычным внешним видом или странным поведением. Можно сказать, что одними из первых знаменитых фриков в этом значении слова были: Сальвадор Дали, любивший гулять с муравьедом на поводке и появляться обнажённым в общественных местах; Николай Врубель, красивший волосы в зелёный цвет.

Фрик-культура (фрик-сцена) как субкультура появилась в 60-70-х годах XX века в среде хиппи, панков, рокеров, любителей психоделической музыки и лёгких наркотиков. Цель – противопоставить себя «серой массе», бросить вызов обществу, политическому строю. Члены этого движения называли себя фриками, чтобы подчеркнуть, что они другие. Они были чудаковаты, устраивали лёгкие шалости, хулиганили, носили экстравагантную одежду, делали необычные причёски. Как отдельная субкультура, имеющая чёткую идеологию, просуществовала недолго. Но именно с этого времени слово «фрик» приобретает значение, которое дошло до наших дней.

В современном понимании фрик – это человек, сильно выделяющийся из общества, он шокирует окружающих своим внешним видом (странная, вызывающая одежда, татуировки по всему телу, шрамирование, пирсинг в огромном количестве, всякого рода импланты, рога, нарощенные клыки и проч.). Современные фрики в основном – «freak made », дословно – «сделанные». То есть, если раньше они имели врождённые или приобретённые после какого-то заболевания особенности внешности, то теперь эти люди сами модифицируют свой облик. Помимо экстравагантного, а порой и устрашающего внешнего вида фрики имеют своеобразное мировоззрение и свои собственные, нестандартные взгляды на окружающую действительность, пренебрегают общепринятыми социальными стереотипами. Словом, они моделируют не только свой образ, но и собственный мир, выстраивают свою реальность. Их возраст разнообразен, но начинается всё, как правило, с подросткового возраста. Фрики в большинстве своём миролюбивы, они позитивно настроены к людям, в них нет агрессии. Этим людям необходимо внимание, они яркие экстраверты, в желании привлечь к своей персоне как можно больше взглядов они совершают самые невообразимые чудачества. Чаще фрики не пугают людей, а забавляют, а порой и вызывают сочувствие.

Какие бывают фрики

Всех современных фриков можно условно разделить на группы:

  • «настоящие», убеждённые фрики (люди, имеющие соответствующее мировоззрение, мышление. Для них «фричество» – это образ жизни);
  • поддавшиеся моде, ставшие фриками «за компанию» (такие обычно поверхностно относятся к фрик-культуре, чаще соблюдают только внешний антураж, не углубляясь в суть);
  • использующие свою необычность как способ заработка, их чудачества – это сценический образ, источник дохода (музыканты-фрики, блогеры-фрики и т.п.);
  • люди с психическими отклонениями.

Фрики как субкультура

В наше время назвать фриков субкультурой в полном смысле этого слова нельзя, так как субкультура подразумевает под собой наличие определенных правил, условий, идеологии, особенностей поведения. Сами фрики никак себя не называют, не являются представителями какого-либо движения, они не объединяются на почве каких-то музыкальных увлечений, политических или религиозных убеждений (в отличие от растаманов, рокеров, готов, кришнаитов, скинхэдов и прочих субкультур, представители которых тоже выглядят довольно экстравагантно). Настоящий фрик свободен, он не вписывается ни в какие строгие рамки, он никому ничего не должен. Основная его задача – эпатировать публику, привлекать как можно больше внимания, бросать обществу вызов, пренебрегая всеми социальными устоями и правилами. А уж как он это будет делать – тут полная свобода самовыражения. Но в любом случае фрик-культура объединяет людей, решивших выделиться из толпы. Фрики устраивают свои вечеринки, фрик-парады, шоу. Так как больше всего фриков в подростковой среде, они предпочитают держаться вместе. Так им проще противостоять общественному мнению, которое, безусловно, оказывает на них определённое давление. И, кроме того, фрикам необходимо общение, а люди традиционных взглядов не всегда оказываются готовы подружиться с ними.

Почему подростки становятся фриками

Объединение подростков в ту или иную группу по интересам необходимо для социализации молодого поколения. Это можно назвать репетицией вступления во взрослую жизнь. Именно в подростковый период – переходный этап взросления, — человек начинает процесс самоидентификации.

Подростки часто не хотят быть похожими на людей старшего поколения. Они выходят во взрослый мир, но совсем не знают, как в нём жить, а советов старших не приемлют, вот и пытаются разобраться сами методом проб, ошибок и экспериментов, порой безумных и безрассудных. Это естественный путь взросления. Подросток – это бунт, он противопоставляет себя всему на свете, родители редко являются для него авторитетом, они ничего не понимают, они устарели и отстали. Он готов спорить по любому поводу, доказывать, что чёрное – это белое и наоборот. «Пробующее поведение» характерно для подростков, так они прощупывают дорогу во взрослую жизнь. У них появляется потребность отделиться от родителей, для этого они объединяются в группы своих, равных, создают свой мир, куда родителям вход закрыт. Это может быть любое объединение ребят по интересам – на почве спорта, музыкальных предпочтений.

Какие причины могут склонить подростка к выбору именно фрик-культуры?

  • гиперопека – когда родители чрезмерно контролируют ребенка, следят с пристрастием за каждым его шагом, не дают ему свободы выбора, считают, что они лучше знают, что ему нужно. В таком случае путь в неформальную среду – глоток свежего воздуха. Подросток стремится доказать себе и окружающим, что он самостоятельная личность. Да, зелёный ирокез и тоннели в ушах – это его осознанное решение;
  • недостаток родительского внимания – обратная ситуация. Родители слишком заняты работой, своими проблемами, ребёнок предоставлен сам себе. Странное поведение, вызывающая внешность в этом случае – попытка привлечь к себе внимание, которого так недостаёт;
  • проблемы с учителями или сверстниками (предвзятое отношение, буллинг) – подросток находит отдушину в среде таких же отверженных;
  • уход от реального мира в соцсети. Когда молодой человек большую часть времени проводит в виртуальном мире, он часто не знает, как вести себя в реальности, теряется и пытается от настоящего мира уйти, создавая свой собственный, в котором ему уютно и комфортно. Тут возникает замкнутый круг: чем больше времени подросток проводит в соцсетях, тем меньше он коммуницирует с людьми в реальности и испытывает больше трудностей при живом общении, тем еще больше углубляется в мир соцсетей.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что чаще всего фрик-образ – это защитная маска, помогающая уйти от внутреннего дисбаланса, проблем, конфликтов в школе и дома, непонимания и одиночества.

Как себя вести родителям, чьи дети решили стать фриками?

Далеко не каждый родитель готов к тому, что его ребёнок в один прекрасный день станет фриком. Даже если взрослый сам терпим к фрик-культуре, ему довольно сложно спокойно смотреть на то, как его ребёнок сознательно становится белой вороной. рекомендуют постараться понять и принять желание подростка поэкспериментировать с внешностью и не запрещать ему вступать в какую-либо субкультуру (конечно, если она не имеет агрессивной направленности). Для того, чтобы сохранить контакт и сберечь доверительные отношения с ребёнком, решившим стать фриком, родителям рекомендуется:

  • проанализировать свои взаимоотношения, попытаться понять, что стало причиной, побудившей ребёнка к этому шагу, попытаться её устранить, наладить психологический климат в семье;
  • не пугаться и не паниковать – проблема непонимания отцов и детей существовала всегда. Ребёнок ищет свой способ самовыражения, это всего лишь один из них;
  • не запрещать, не отговаривать сразу же и категорично («Нет, даже знать ничего не хочу, только через мой труп»), сначала внимательно выслушать ребёнка. Поговорить с ним по душам, задавая открытые вопросы: Почему он решил это сделать? Для чего ему это нужно? Как, по его мнению, изменится его жизнь? Чего он ждёт?
  • не обесценивать увлечение ребёнка – не нужно ругать, стыдить, относиться пренебрежительно («это всё временно, перебесишься, вот увидишь, сам потом смеяться будешь над собой» и т.п.) . Даже если так и случится в будущем, в данный момент ребёнок уверен, что это навсегда;
  • ни в коем случае не отзываться негативно о представителях фрик-культуры в целом («все фрики – ненормальные, наркоманы и т.п .»);
  • оценить степень внешних изменений, к которым стремится ребёнок:
    • безобидные эксперименты с имиджем (разноцветные волосы, необычная стрижка, экстравагантная одежда);
    • более серьёзные шаги (пирсинг, одна-две татуировки, дреды);
    • кардинальные изменения внешнего вида (шрамирование, модификация форм тела, радикальная пластическая хирургия – вживление имплантов, наращивание клыков, рогов; тоннели в ушах, разделение языка, удаление зубов, пирсинг, татуировки по всему телу, в том числе и на лице, закрашивание радужной оболочки глаза и т.п.).

Если в первых двух случаях можно пытаться найти компромисс и решить проблему своими силами, то в последнем – лучше обратиться за помощью к специалисту, так как за этим может стоять серьёзное расстройство личности.

Как переубедить ребёнка?

Делать это нужно осторожно и максимально деликатно, руководствуясь логичными доводами:

  • рассказать ребёнку, что фриком быть непросто и далеко не все представители фрик-культуры способны быть такими всю жизнь. Человеку, ставшему на этот путь, приходится противостоять общественному мнению, сносить неодобрительные взгляды, отвечать на провокационные вопросы, терпеть насмешки, а иногда и агрессию. И спокойно пережить всё это под силу немногим;
  • объяснить, что радикальные изменения внешности – это ответственный шаг, который может повлечь за собой серьёзные последствия на всю жизнь, о которых в будущем человек может горько пожалеть («А что, если это увлечение всё-таки пройдёт?» );
  • попробовать «выиграть время». Подростки часто принимают решения импульсивно, на эмоциях, есть шанс, что он и сам передумает, откажется от своей идеи. Родитель может предложить дать желанию некий испытательный срок (полгода, год), а за время этой отсрочки попытаться изменить ситуацию – ненавязчиво предложить ребёнку новое хобби, занятия спортом, путешествие и т.п.

Фрик – это навсегда?

Многие молодые люди экспериментируют с внешним видом, желая не быть, как все, но со временем это становится им неинтересно. Часто для подростков это просто период взросления, поиска себя, становления личности. Этап, который взрослые люди потом вспоминают с улыбкой. Обычно подростки отходят от «фричества» в связи с какими-нибудь значимыми внешними событиями в их жизни (например, окончание школы, поступление в институт, переезд, смена круга общения и т.п.).

Пронести «фричество» через всю жизнь под силу только истинному фрику, у которого внешний образ дополнен соответствующим внутренним содержанием. Чаще всего это люди творческих профессий, которые благодаря своему неординарному облику и мировоззрению заняли определённую нишу в обществе. Им проще поддерживать свой фрик-образ, поэтому они дольше ими остаются. Художник/музыкант-неформал вызывает меньше вопросов, недоумения и осуждения. Но бывает, что представители фрик-культуры с возрастом ощущают эмоциональное выгорание. Это происходит тогда, когда человеку не удалось реализовать себя в творчестве, по-настоящему заявить о себе, он понимает, что вся эта внешняя броскость, неординарность больше не приносит ему тех ярких эмоций и ощущений, которые были раньше. Его начинают терзать вопросы: а ради чего всё это, чего я добился? Поэтому с возрастом многие фрики склонны к депрессиям.

Социальная значимость явления. Зачем обществу фрики?

Чем же фрики могут быть полезны обществу?

Во-первых, они обладают особенной креативностью мышления. Для творческих профессий или развития бизнеса такие люди просто находка. Они находят новые нестандартные решения, у них неординарный взгляд на вещи. Они не ищут подтверждения или одобрения со стороны. Их идеи свежи, интересны и необычны.

Во-вторых, многие их эксперименты с внешним видом и смелые решения со временем могут войти в моду, которая постоянно меняется. Многие стилисты, модельеры и дизайнеры заимствуют нестандартные идеи фриков для создания новых коллекций – и вот ногти, накрашенные тёмным лаком, и разноцветные волосы уже не безумие, а модный тренд.

Нестандартные люди, не вписывающиеся в общепринятые рамки, были, есть и будут всегда. Сложно представить мир, где все люди «абсолютно нормальны», одинаковы и благоразумны – это невозможно, да и не нужно.

В результате отказа от социальных стереотипов . Фрики выделяются в отдельную субкультуру .

Также фриками часто называют людей, сильно, зачастую сверх меры, увлечённых чем-либо, энтузиастов .

История

Изначально слово «фрик» относилось к физически неполноценным, имеющим редкие экзотические заболевания или отличающимся необычным внешним видом людям, то есть к уродам. Часто их показывали в бродячих цирках как участников «шоу уродцев» (англ. freak show ): бородатая женщина, татуированный человек, карлики и т. п. (см. фильм «Уродцы » Тода Браунинга).

В этом смысле «фриком» можно назвать того, кто не подпадает под типовые стандарты отклонений. К примеру, человек небольшого роста не будет классифицироваться как «фрик», если только его рост не ниже - 3 SDS (коэффициент стандартного отклонения); то же правило действует и для людей очень высокого роста. Такие «фрики» могут быть разделены на две группы: люди, родившиеся «фриками», и люди, ставшие «фриками» в процессе своего развития. Причиной появления «фриков» первой группы чаще всего являются генетические отклонения, в то же время «фриком» из второй группы является обычный человек, у которого, по его собственной воле или в силу стечения обстоятельств, произошли изменения во внешнем виде (например, вследствие вживления имплантатов).

По прежнему, слово «фрик» используют для определения генетических мутаций у растений или животных. В английском языке слово «фрик» также употребляется в качестве глагола или прилагательного, например, для описания приступов паники или неконтролируемого поведения вследствие употребления некоторых видов наркотических веществ (freaking, freaking out) или в качестве замены одного нецензурного слова другим (Oh my freaking God!).

«Фрик», помимо прочего, является и фамилией , французского или шотландского происхождения. Одним из её носителей был Риис Фрик (Reece Freak), известный промышленник и филантроп из Аделаиды, Южная Австралия .

Ранее существовало множество теорий относительно природных отклонений, не имеющих под собой реального научного объяснения. Одним из распространённых в 19 веке суеверий было убеждение, что напугавшее беременную женщину животное или человек могут передать плоду те или иные свои качества или свойства (широко распространённая теория относительно врождённых черт характера, имеет, по сути, ту же основу).

Фрики, по мнению Заппы, были далеки от противопоставления правых и левых , доминирующей культуры и контркультуры , консерваторов и хиппи, предпочитая эстетику, свободную от моды или политических догм. Это позволило Заппе и The Mothers of Invention расширить понятие «фрик», до этого употреблявшегося в контексте или являвшегося синонимом выражениям «ошибка природы» и «шоу уродцев». «Бородатые, грубые, грязные и лишённые всяческих приличий, они были… фриками. Это было их предназначением. Они были частью все той же продолжавшейся целую вечность игры, epater le bourgeoisie (рус. эпатировать буржуазию ), но на сей раз это были не дадаисты или экзистенциалисты или битники , это были фрики» .

На концертах The Mothers of Invention зрители следовали его призыву «freak out!» (такое же название носил и первый альбом группы) и свободно выражали свои эмоции, при помощи танцев или спонтанных криков, а участники группы, в свою очередь, поливали публику взбитыми сливками. Такое концертное поведение было взято на вооружение многими другими музыкальными коллективами, появившимися спустя десятилетия после группы Фрэнка Заппы.

Фрики с их воинствующей антисоциальной позицией стали предметом критики, звучащей не только от представителей традиционной культуры, но и из уст представителей других субкультурных течений, в том числе за их "теоретически грамотные, но в то же время тщетные попытки противостоять «лже-цивилизации» . Джон Леннон пел о том, как «фрики по телефону не дают мне покоя» (англ. Freaks on the phone won"t leave me alone ) и о том, что ему «надоели все эти агрессивные хиппи или как они там себя называют, новое поколение… претендующие на мое внимание, как будто я им что-то должен…» . Боб Дилан также страдал от дилан-фриков, «пытающихся заставить его жить и вести себя так, как он должен жить и вести себя по их представлениям» . В ответ на фразы о том, что он «должен отдавать себе отчёт в своих обязанностях как кумира миллионов - ты ведь ДИЛАН, парень, ты предмет поклонения для твоих фанатов, ты ДИЛАН, ДИЛАН, ДИЛАН», Дилан отвечал: «Не я Дилан, а ты» .

К субкультуре фриков также может быть отнесено и движение «Filthy Speech Movement», одним из лидеров которого был Джерри Рубин .

«Искусственные фрики» (англ. Made freaks )

Слово «фрик» часто употребляется по отношению к людям, осознанно изменяющим собственную внешность при помощи различных приёмов. Это может быть как правдой, так и частью жизненного стиля, как мы видим на примере музыкантов Мэрилина Мэнсона или группы Murderdolls , реакцией на обезображивание тела в результате несчастного случая, попыткой остаться молодым или симптомом телесного дисморфофобического расстройства (дисморфофобия). Существует несколько разновидностей «искусственных фриков» (made freaks, англ.), они могут существовать как отдельно, так и вместе друг с другом.

Фрики — современная субкультура, а также собирательное определение для людей, формирующих свой внешний вид, мировоззрение и модели поведения вразрез со сложившимися социально одобряемыми нормами и стереотипами (эпатаж ).

Термин широко распространился в повседневной речи и может использоваться в различном социальном окружении как в оскорбительном значении, так и в одобряемом (интересный, не такой как все ). Фриком в итоге может стать представитель любого направления молодежной культуры, где широко распространены бодимодификация и изменение внешнего вида. Это крайнее проявление модификации своего внешнего вида.

Развитие субкультуры и фрик-сцена

Как субкультура фрики начинают формироваться в 1980–1990-е годы на основе музыкальных направлений и стиля участников музыкальных групп, использующих для создания сценических образов экстравагантную одежду, окраску волос, пирсинг, татуировки, пластические операции, вживление имплантатов. В последствии это позволило им объединиться под общим понятием фрик-сцена для создания шоу-программ и популяризации движения.

В итоге появлялись новые образы, все более изменявшие внешность человека. Причем главное было не повторятся и больше удивлять публику: в ход пошел пирсинг, татуировки, пластические операции, вживление имплантантов, что привело к современному образу фриков.

Body Modification (Extreme) (BME)

Бодмод - другая грань фрик-культуры, наделяемая эстетикой где, помимо всего прочего, все твои изменения должны еще хорошо выглядеть. Но если зайти дальше эстетики то тут уже начинается BME — экстремалы бодимодификации. Татуировки, неимоверных размеров тоннели (дыры в ушах, губах и прочих частях тела), раздвоенные языки, килограммы пирсинга, скарификация - узоры из шрамов, подвешевания за кожу, подкожные имплантаты и масса других невообразимых экспериментов над собственным телом.

Основной постулат культуры BME - быть «больше, круче, экстремальнее, невменяемее ». Оплот и начало данного комьюнити: журнал «BME: Body Modification Ezine» . В России, к счастью, молодежь избирает путь классический модификации с сохранением эстетизма, что радует.

Внешний вид фриков

Создание внешнего облика не является случайным, спонтанным или хаотичным, часто это долгий процесс продумывания, подборки каждой детали образа. Создавая свой образ согласно внутренним предпочтениям, фрик старается максимально качественно окружить себя товарами и услугами, чтобы внутренний мир полностью гармонировал с окружающим и чтобы окружающая среда и внешний вид соответствовали внутренним процессам.

Основой внешнего вида фриков являются:

  • прическа (разноцветные волосы, прически-ирокезы, дреды и т. п);
  • татуировки (часто по всему телу);
  • пирсинг (пирсинг лица - ушей и губ, множественный пирсинг);
  • косметическая хирургия (радикальное изменение облика, имплантаты).

Мировоззрение фриков

Основой идентификации в рамках данной субкультуры служат, прежде всего отказ во внешнем облике и поведении от социальных стереотипов. Внешний облик и поведение часто являются формой протеста против шаблонного, стереотипного социального поведения, обязательств, общества потребления. Позерство, экстравагантность, чрезмерность в поведении одобряются членами субкультуры.

Также исследователи отмечают, что принадлежность к субкультуре определяется не только изменением внешнего облика, но психосоциальными характеристиками, открытостью, общительностью. Поэтому неудивительно, что фрики быстро стали неотъемлемой частью клубной культуры.

Русские фрики и бодимодификаторы


В России термин фрик используется зачастую только в позиционировании тематических вечеринок и магазинов. Сами представители фрик-культуры себя никак не называют, хотя можно встретить «бодимодификаторов» или «я просто изменяю всой внешний вид». Тем не менее фрики в России представлены двумя основными категориями популярными и не очень (как бы по-обывательски это не звучало). Довольно большое количество молодежи, воодушевленной медийными образами идут на риск бодимодификации, и терпят неудачи. Поэтому закаленные участники движения советуют сначала всё заранее продумать и взвесить все за и против.

Что касается другой категории, здесь можно обнаружить представителей клубной культуры, интернет-культуры (блогеров), завсегдатаев тату-салонов, моделей, использующих свой внешний вид для собственного заработка и продвижения товаров и брендов. В основном это вечеринки в ночных клубах, промоушн тату-студий и тематических магазинов. Кстати ребята сами порой выступают владельцами этих тату-салонов, магазинов, линеек одежды. Активно ведут аккаунты в социальных сетях, блоговых площадках, что неудивительно так как данная культура всё-таки направлена на привлечение внимания к собственной персоне.

Представьте себе, что вы прямо сейчас очутились на одной из московских улиц. Вы торопитесь куда-то, а может, п росто прогуливаетесь не спеша. Что вы видите? Дома, машины и, конечно же, людей. Их много, иногда даже слишком… Посмотришь на них – и сразу же вспомнишь фильм «Матрица»: из 100 человек, идущих по улице, 95 одеты в чёрные плащи, серые куртки или во что-то другое неброское.

Прямо глаз радуется! Красота!..

Присмотритесь внимательнее и вы убедитесь, что это «серо-чёрное изобилие» буквально «пестрит» на улицах. И вдруг вы замечаете весьма странную парочку – юноша и девушка, которые прямо «переливаются» всеми цветами радуги. У парня ярко-фиолетовые волосы, намеренно торчащие в разные стороны, огромные, необъятных размеров ботинки, содержащие всю цветовую гамму; одет он в какой-то непонятный красно – жёлто- оранжевый костюм, кроме того, в ухе серьга странной формы. Это, пожалуй, основное, что в таком многообразии цветов удаётся рассмотреть и выделить. А девушка даже сумела превзойти своего спутника в яркости и эпатаже: ее «прическа-ёжик» выкрашена в огненно-оранжевый цвет, глаза паранормально зелёные (она носит цветные контактные линзы), яркий, даже слишком, макияж. На ней – невероятного размера электронные часы, синяя юбка с большущим красным бантом на правом бедре и огромных размеров сапоги. В ушах у обоих – плеер.

Умственные и психические особенности данной пары тут же становятся предметом всеобщего обсуждения. И это естественно - ведь серая необъятная масса под названием «толпа» не может и не хочет мириться с теми, кто хоть немного выходит за рамки привычных и общепринятых норм.

Поэтому без внимания эта парочка точно не останется. Кто-то удивлённо посмотрит вслед, а кто-то отреагирует примерно как сейчас какой-то парень, отделившийся от своей «серой» компании и решивший, наверное, «немного прикольнуться»:

– Эй, вы!.. <…>. Вы чё? Вы куда, <…>, так вырядились, а? У нас чё, сегодня парад клоунов?..

Молчание. Парочка спокойно, немного презрительно смотрит на паренька и как ни в чем не бывало спокойно продолжает свой путь.

Почему же не ответили?..

Да потому что реагировать на выпады таких вот «экземпляров» для них – попросту тратить свое время. Эта парочка – редкие оригиналы, которым нет особого дела до мнения окружающих их филистеров, для них главное – их внутренний мир, их внутренняя свобода, их внутренний комфорт.

Такие люди – те, кто хотят выразить себя и не хотят мириться с общепринятыми нормами, - представляют собой уникальное явление современной молодежной культуры. Это фрики – люди, свободные в представлениях о том, что надо и что не надо, как устроено общество, как себя вести и что носить. Поэтому, где бы они вам ни встретились, не заметить их вы не сможете.

Конечно, так спокойно отреагировать на такой вот «наезд», как эта парочка, могут только истинные фрики, которые выглядят таким образом именно «для себя», а не «для показухи». О них и пойдет сейчас речь.

Немного истории…

Сначала давайте разберёмся в этимологии самого названия.

Фрик (freak ) – слово, заимствованное из английского языка в дословном переводе имеет несколько значений: «чудак», «придурок», «причудливый», «бешеный», и т.п.

В любом случае, смысл один – «выделяющийся человек». Но, помимо основного смысла (любое из приведённых выше слов), многие представители этого течения видят в названии ещё одно английское слово: free – «свободный».

Свобода творчества и самовыражения – вот единственные вещи, интересующие фриков. А уж меньше всего они хотят кого-то удивить или шокировать. Окружающие люди вообще мало их занимают - слишком много они встречают непонимания с их стороны.

Фрики начали своё шествие в 80-х годах прошлого века. Бесспорно, оригиналы сопутствовали всей истории человечества. Но именно 20 лет назад сформировался пласт особых людей, не желающих вписываться в рамки любой из молодёжных субкультур. Своей «униформой» они провозгласили оригинальный, а порой и шокирующий образ. Они не имели (не имеют и сейчас) каких-либо определённых правил в создании внешнего образа. Одевайся как хочешь. Главное – выражай себя, будь непохожим на других, «заражай» всех своей позитивной энергией, а самое главное – веселись и радуйся жизни. Таков был «типичный» фрик прошлого столетия.

Какие они бывают

Сейчас уже не 80-е – и фрик-культура не совсем однородна. Выделились фрики, для которых данное понятие («фрик») является образом жизни («истинные фрики»), и те, для кого фрик-культура стала своего рода бизнесом, источником дохода – фрик-танцоры, фрик- музыканты, фрик-артисты…

Первые свободны в полном смысле этого слова: они живут таким образом для себя, выглядят так, потому что им так хочется, главное для них – культ личности, создание своего образа, для которого «все средства хороши». Для вторых же их собственный образ давно стал способом заработка, и причём очень неплохого. Они уже зависимы от вкусов публики (в плане образа) и от денег (я плане творчества и самовыражения). Они чаще всего выступают для «любителей» в клубах, на концертах, ни закрытых вечеринках.

«Фрик» как образ жизни,

или пара слов об истинных фриках

Яся, московский фрик, (юноша из той «странной» пары, которую мы наблюдали в самом начале рассказа) уже 5 лет (!) ведёт «двойную» жизнь. В обычной жизни он Владимир, студент одного из московских вузов. Жека (девушка, которая шла рядом с ним) в обычной жизни Евгения – менеджер в одном из московских офисов. Оба они каждый день, как и все, ходят ни работу/учёбу, занимаются обычными, повседневными делами, носит обычную одежду и только время от времени примеряют свой «яркий образ», в котором их, конечно же, никто не узнаёт, и, как они сами говорят, «надевают своё истинное лицо».

С фрик-культурой Яся познакомился чуть больше пяти лет назад. И ни разу не пожалел. Ещё будучи подростком, он стал чувствовать дискомфорт от того, что ему постоянно навязывали нормы и стереотипы: что носить, как носить, как себя вести… Уже тогда его свободный дух воспротивился всему этому, начались «поиски» и эксперименты с собственным имиджем, иногда даже шокирующие. Например, один раз он выкрасил волосы в ярко-зелёный цвет. О реакции окружающих на такие выходки и говорить не стоит: непонимание одноклассников, неприязнь учителей и знакомых не заставили себя долго ждать… Что ни говори, и в жизни такому «оригиналу» приходится сложновато. Поэтому знакомство с фрик-культурой оказалось для Яси настоящим спасением. Он смог найти себе подобных, но самое главное – смог найти себя.

Самим собой он становится тогда, когда «примеряет» на себя свой образ. В обычной же жизни он старается вести себя «как все» и ничем не выделяться, тем самым тщательно оберегая свою личную жизнь от постороннего вмешательства. Всего несколько часов и он изменяется до неузнаваемости: из обычного человека превращается в «Человека Радугу» (такой он себе придумал образ). Его одежда – смешение самых разных стилей: здесь и тяжёлые рокерские ботинки, и яркий костюм (если честно, немного маскарадный) с обилием рюшей, кружев и т.п., и различные интересные аксессуары (перья, банты). Всё во внешнем облике, как говорит сам Яся, подчинено созданию одного образа. Свой очередной костюм он готов обдумывать месяцами, даже сотрудничает с несколькими фрик-модельерами 1 . При создании любого своего костюма Яся отметает все правила современной моды и стиля: им движет исключительно желание самовыражения, собственная фантазия и креативные ресурсы (и видели бы вы, какие шедевры может создать такая фантазия!). А самый желанный «бутик» для него – любимый ближайший секонд-хэнд, где он часто обнаруживает вещи под стать своей личности: яркие, экстравагантные, «из ряда вон».

А вот его подруга Жека при выдумывании своего очередного костюма перебирает платяной шкаф своей бабушки и находит там много свежих идей.

В общем, каждый фрик выкручивается как может!

Яся – человек довольно образованный, увлекающийся философией, психологией, литературой и эзотерикой. Словом, человек разносторонне развитый. С ним интересно и на удивление легко общаться.

Настоящий праздник самовыражения для него, как и для любого фрика, – это freak party – фрик-вечеринки, которые посещают исключительно фрики, чтобы на других посмотреть (ну, конечно, и себя показать), обменяться впечатлениями, послушать хорошую музыку. Чаще всего проводятся фрик-вечеринки в каком-нибудь экстравагантном месте: это и полуразрушенный дом, и подвал, и заброшенная дача. Там, пусть и ненадолго, Яся может отдохнуть от серых, скучных будней и ощутить праздник в своей душе.

«Фрик» как способ заработка.

Фрик-танцоры

Сеня, фрик-танцор с относительно небольшим стажем (2 года), считает, что фрик-бизнес – дело очень прибыльное. Наверное, потому, что людей всегда привлекает всё яркое, новое, непохожее. Поэтому для любого клуба «заполучить» фрик-танцора считается большим престижем.

Модельеры, занимающиеся разработкой нарядов специально для фриков.

Узнать Сеню несложно. Он, как правило, танцует в ночных клубах или на закрытых вечеринках в ярком костюме, имитирующем образ Вампира. В этом образе он бывает чаще всего, но может примерять и другие, в зависимости от требования заказчика (клуба). Образ, который создаётся не только с помощью костюма, но и с помощью танца, должен соответствовать теме вечеринки. Кстати, на такие вечеринки ходят исключительно любители подобного рода мероприятий, так что ни сам образ, ни экстравагантный танец никого не шокируют, а, скорее, приятно удивляют.

Сеня отличается от обычного фрика (например, от Яси или Жеки).

Для него эпатажный образ не только и не столько само­выражение, сколько способ зарабатывать деньги. И всё же, конечно, определённая доля самовыражения здесь также присутствует: Сеня с детства мечтал танцевать, получил хореографическое образование, а теперь вот совмещает приятное с полезным.

Фрик-танцоры сейчас дей­ствительно ценятся, потому что настоящих профессионалов пока ещё очень немного, да и организация фрик-шоу 1 весьма популярна. Так что работы Сене хватает.

Описать выступление Сени очень сложно, но, поверьте, это зрелище незабываемое. Профес­сионализм танцора в сочетании с ярким костюмом, умело подобранной музыкой и спецэффектами доставят вам море различных эмоций!..

Вместо заключения…

Глядя вслед той экстравагантной парочке фриков (Ясе и Жеке), с которыми мы уже знакомы, вы неволею восхититесь той внутренней силой и стойкостью, которыми они обладают; ведь они, как никто другой, смогли победить свои страхи, комплексы и неуверенность перед восприятием или осуждением окружающих. Это действительно очень отважные люди.

И кто знает, много ли ещё среди нас тех, кто очень хочет выглядеть не так, как все, но боится осуждения общества? И очень страдает от этого, замыкается в себе (не все же обладают сильным характером, не все способны бросить вызов и, пусть ненадолго, выглядеть так, как хочется, а не так, как того требуют другие).

Я думаю, что такие есть и их немало.

1 Шоу-маскарад, где выступают исключительно фрик-танцоры.

Когда же общественное мнение перестанет нас заставлять ходить строем, носить чёрное и не думать лишнее? Любому чем-то выделившемуся из серой толпы индивидууму – незамедлительный приговор: «Выскочка!»

Может, стоит понять, а еще лучше – принять таких людей?..

Сколько же времени понадобится для того, чтобы каждому стать особенным, научиться не бояться мнения филистеров, не страшиться разного рода экспериментов; ведь через них ты ищешь себя – единственного, неповторимого, уникального.

Ответ на все эти вопросы один – кто знает…

С В. Фёдорова. 2006

Фрики

Фрик - человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим (зачастую эпатажным) поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов. Чаще всего это подростки, но встречаются и великовозрастные фрики. Также фриками бывают люди творческих профессий - художники, поэты, фотографы, писатели и т. д.

Данное значение появилось у слова в 60-70-е годы, в контексте возникновения так называемой «фрик-субкультуры», «фрик-сцены» (англ. freak scene), объединившей политизированных пост-хиппи-пацифистов и далеких от политики любителей рок- и психоделической музыки. В этом смысле слово «фрик» может быть использовано и как оскорбление, и как похвала, в том числе и по отношению говорящего к самому себе. Также оно означает сильную привязанность, одержимость каким-либо определенным видом деятельности, например: «Он фанат чистоты» («He’s such a neat-freak», англ.) или «Ты одержим пением» («You’re a singing freak», англ.). Помимо этого «фриком» (freaky, англ., прилагательное, или freak, англ., существительное) могут называть человека, имевшего большое количество половых связей. В порнографии «фриками» называют особенно одержимых сексом индивидуумов, а также тех, для кого секс является смыслом всей жизни.

В прошлом слово «фрик» относилось к физически неполноценным, имеющим редкие экзотические заболевания или отличающимся необычным внешним видом людям, к таким, как участники «шоу уродцев» (sideshow, англ.): человек-скелет, человек-тату и т. п. В этом значении слово почти не используется и употребляется лишь в виде оскорбления или жаргонизма, в среде самих участников «шоу уродцев» (sideshow, англ.). В этом смысле «фриком» можно назвать того, кто не подпадает под типовые стандарты отклонений. К примеру, человек небольшого роста не будет классифицироваться как «фрик», если только его рост не ниже - 3 SDS (коэффициент стандартного отклонения); то же правило действует и для людей очень высокого роста. Такие «фрики» могут быть разделены на две группы: люди, родившиеся «фриками», и люди, ставшие «фриками» в процессе своего развития. Причиной появления «фриков» первой группы чаще всего являются генетические отклонения, в то же время «фриком» из второй группы является обычный человек, у которого, по его собственной воле или в силу стечения обстоятельств, произошли изменения во внешнем виде (например, вследствие вживления имплантатов).

По прежнему, слово «фрик» используют для определения генетических мутаций у растений или животных. В английском языке слово «фрик» также употребляется в качестве глагола или прилагательного, например, для описания приступов паники или неконтролируемого поведения вследствие употребления некоторых видов наркотических веществ (freaking, freaking out) или в качестве замены одного нецензурного слова другим (Oh my freaking God!).

«Фрик», помимо прочего, является и фамилией, французского или шотландского происхождения. Одним из ее носителей был Риис Фрик (Reece Freak), известный промышленник и филантроп из Аделаиды, Южная Австралия .

История

Ранее существовало множество теорий относительно природных отклонений, не имеющих под собой реального научного объяснения. Одним из распространенных в 19 веке суеверий было убеждение, что напугавшее беременную женщину животное или человек могут передать плоду те или иные свои качества или свойства. (Широко распространенная теория относительно врожденных черт характера, имеет, по сути, ту же основу.) С античных времен в некоторых религиях рождение ребенка с отклонениями от общепринятых норм связывалось с астрологией. Жители Галиции полагают, что результатом последних солнечных затмений явилось возросшее количество детей с различными мутациями. В восточных религиях существует убеждение, что на возникновение отклонений влияет карма. Согласно другим вероучениям, причиной является воля Бога.

Разновидности фриков

Фрэнк Заппа и субкультура фриков

Фрики, по мнению Заппы, были далеки от противопоставления правых и левых , доминирующей культуры и контркультуры , консерваторов и хиппи, предпочитая эстетику, свободную от моды или политических догм. Это позволило Заппе и The Mothers of Invention расширить понятие «фрик», до этого употреблявшегося в контексте или являвшегося синонимом выражениям «ошибка природы» и «шоу уродцев». «Бородатые, грубые, грязные и лишенные всяческих приличий, они были... фриками. Это было их предназначением. Они были частью все той же продолжавшейся целую вечность игры, epater le bourgeoisie (рус. эпатировать буржуазию ), но на сей раз это были не дадаисты или экзистенциалисты или битники , это были фрики» .

На концертах The Mothers of Invention зрители следовали его призыву «freak out!» (такое же название носил и первый альбом группы) и свободно выражали свои эмоции, при помощи танцев или спонтанных криков, а участники группы, в свою очередь, поливали публику взбитыми сливками. Такое концертное поведение было взято на вооружение многими другими музыкальными коллективами, появившимися спустя десятилетия после группы Фрэнка Заппы.

Фрики, с их воинствующей антисоциальной позицией стали предметом критики, звучащей не только от представителей традиционной культуры, но и из уст представителей других субкультурных течений, в том числе за их «теоретически грамотные, но в то же время тщетные попытки противостоять «лжи-цивилизации» . Джон Леннон пел о том, как «фрики по телефону не дают мне покоя» (англ. Freaks on the phone won"t leave me alone ) и о том, что ему «надоели все эти агрессивные хиппи или как они там себя называют, новое поколение... претендующие на мое внимание, как будто я им что-то должен...» . Боб Дилан также страдал от дилан-фриков, «пытающихся заставить его жить и вести себя так, как он должен жить и вести себя по их представлениям» . В ответ на фразы о том, что он «должен отдавать себе отчет в своих обязанностях как кумира миллионов - ты ведь ДИЛАН, парень, ты предмет поклонения для твоих фанатов, ты ДИЛАН, ДИЛАН, ДИЛАН», Дилан отвечал: «Не я Дилан, а ты» .

К субкультуре фриков также может быть отнесено и движение «Filthy Speech Movement», одним из лидеров которого был Джерри Рубин .

«Искусственные фрики» (англ. Made freaks )

Слово «фрик» часто употребляется по отношению к людям, осознанно изменяющим собственную внешность при помощи различных приемов. Это может быть как правдой, так и частью жизненного стиля, как мы видим на примере рок-звезды Мэрилина Мэнсона (Marilyn Manson) или группы Murderdolls , реакцией на обезображивание тела в результате несчастного случая, попыткой остаться молодым или симптомом телесного дисморфофобического расстройства (дисморфофобия). Существует несколько разновидностей «искусственных фриков» (made freaks, англ.), они могут существовать как отдельно, так и вместе друг с другом: тату -фрики, пирсинг -фрики и т. п.

Татуировки

Произошедшие от полинезийского слова «тату» (или «татаи», рисунок) и возникшие на основе японской традиционной техники «ирезуми», татуировки стали чрезвычайно популярны среди моряков, а позже среди байкеров и всех остальных желающих иметь несмываемые рисованные изображения на своем теле. Современных «фриков» часто представляют с татуировками по всему телу.

Прически в стиле «панк»

Разноцветные волосы, прически-ирокезы , дреды по-прежнему ассоциируются с панками , несмотря на то, что возникли они задолго до появления в 70-х годах первых панк-коллективов. Так, в фильме 1961 г. «Повстанец» (The Rebel, в американском прокате Call Me Genius, «Меня зовут гений») с Тони Хэнкоком (Tony Hancock) в главной роли можно увидеть парижских артистов с синими, зелеными или малиновыми волосами и в черных одеждах, пародирующих эпатажные выходки сюрреалистов. В журналах и газетах 1950-х годов можно увидеть тогдашнюю звезду рок-н-ролла Ви Вили Харриса (Wee Willie Harris) с волосами розового цвета. В начале 60-х годов британский актер Питер Селлерс (Peter Sellers) исполнил в одной из своих комедий песню «Мне так стыдно» (I’m So Ashamed) про рок-звезду, красившую «волосы в кричащий зеленый цвет».

Пирсинг

См. также

  • Control freak (англ.)
  • Freak show (англ.)
  • Freak out (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фрики" в других словарях:

    Мн. (англ. freak странный человек) устар. инвалид, урод, выступающий в цирке или шоу. Совр. человек с странностями Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

    фрики - от англ. freak – урод. Люди, слишком сильно выделяющиеся из толпы своей нестандартной внешностью (могут быть как и одетые и загримированные, так и настоящие). Ты скорешился с этим долбанным фриком? Молодежный сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

    Разновидность блошиного эндемического тифа, отличающаяся слабо выраженной сыпью и тяжелым течением болезни; эпидемиология изучена недостаточно … Медицинская энциклопедия

    Фрики (англ. freak странный человек, устаревш. инвалид, урод, выступающий в цирке или шоу) направление в молодёжной культуре конца XX, начала XXI века. Социальные группы людей, которые стараются выглядеть очень ярко и подчас вызывающе … Википедия

    φρίκη - [фрики] ουσ. Θ. ужас, содрогание … Λεξικό Ελληνικά-ρωσική νέα (Греческо-русский новый словарь)