ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Выражение языком общественного сознания - начало. Сознание и речь

Язык - средство выражения идеального. Языковые знаки отличаются от образов. Знаки передают значение вещей и явлений действительности, выступая их своеобразными знаменателями. На планете известно более 3000 языков + исскуственные языки науки : математические и химические формулы; графики; художественно-образный язык искусства ; система сигналов; мимика и т. д. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь - это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т. д., кот. осуществляется с помощью языка. Язык - это система содержательных, значимых форм. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное богатство всего общества, т. е. язык исполняет роль механизма социальной наследственности. Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается - мысли. И это сознание зависит от уровня культуры слушающего. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлениям к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Но единство - это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление. Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание (различаются стили мышления разных народов). Но влияет и также в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, направляет ее движение по каналам языковых форм. Но не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души невозможно выразить обычным языком. Для этого нужна поэзия, музыка, искусство, и другие не рациональные формы проявления человеческого сознания. Можно выделить следующие функции языка: 1) номинативная (способность языка обозначать мир вещей и процессов); 2) познавательная (помогает участвовать в познавательном процессе); 3) коммуникативная (средство общения).

18. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.

Сознание существует не только как нечто принадлежащее данному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафиксированных средствами языка. Например, система научного знания существует независимо от субъективных представлений отдельных индивидов. Исторически выработанные знания приобретают, таким образом, относительно самостоятельный характер. Общественное сознание существует над личностью в системе материальной и духовной культуры, в формах общественного сознания, в языке, в науке, философии, творении искусства, т.е. в духовной жизни общества. Между индивидуальным и общественным сознанием существует постоянное взаимодействие. Общественное сознание существует в исторически сложившихся и изменчивых формах. Ими являются: политические и правовые взгляды; мораль; наука; религия; искусство; философия. Каждая из них, будучи отражением общественного бытия, имеет свою специфику и выполняет определенную роль в общественной жизни и развитии общества. Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданном обществом естественном и искусственном языке, творениях духовной культуры, нормах и взглядах социальных групп и человечества в целом. Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с общественным бытием, т.к. общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня. Сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного итого же процесса; в своем влиянии на бытие оно может, как оценивать его, прогнозировать, так и преобразовывать его через практическую деятельность людей. Поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. Сознание может и искажать бытие, и задерживать его развитие. В структуре общественного сознания следует также различать его уровни в виде обыденного и теоретического сознания, а также их составляющие - общественную психологию и идеологию. Обыденное сознание - осознание повседневных потребностей людей, оно не проникает в сущность вещей и включает в себя всю сумму эмпирических знаний. Теоретическое сознание реализуется в форме научных идей, теорий, законов. Обыденное и теоретическое сознание тесно взаимосвязаны, границы между ними меняются: идеи, возникшие как сугубо теоретические, могут быть использованы в массовом масштабе через какое-то время, тем самым становясь повседневностью. Общественная психология - это массовое, которое непосредственно отражает социальные условия жизни людей. Идеология - система взглядов, идей, отражающих социально-экономические условия жизни людей и выражающая коренные интересы определенных социальных групп. Внутри общественного сознания происходят стихийные взаимодействия между всеми уровнями и формами, которые поддаются влиянию и могут изменяться.

19. Познание как философская проблема. Концепции обоснования знания в истории философии и современных гносеологических учениях.

Проблема познания является одной из философских проблем, это центральная проблема в любом философском учении. Раздел познания в философии называется гносеологией. С середины XIX в. в англоязычных странах используется поня-тие эпистемология. Проблему познания рассматривают как с сенсуалистических, так и с рационалистических позиций. Сенсуалистическое направление связано с развитием концепции эмпирического, опытного знания (Бэкон, Гоббс, Локк). Рационалистическое - связано с разработкой роли и значения разума в познании мира (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель). Бэкон признавал необходимость наблюдения и опыта для получения знания. Но опыт может дать истинное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных “призраков”. “Призраки рода” - ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; “призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; “призраки рынка” - привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; “призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты. Декарт ставил на 1-е место разум, сведя роль опыта к простой проверке данных интеллекта. Предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Другим направлением в конце 19-начале 20 вв. стало иррационалистическое (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор). Шопенгауэр уменьшил роль разума за счет эмоций и оспорил само понятие разума как области осознанной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональный моменты (интуиция). В попытке ответить на вопрос о познаваемости мира существуют 3 направления: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Агностицизм - не признает либо возможности человека познавать мир, либо познаваемость самого мира, или же допускает ограниченную возможность познания. Оптимизм - оптимистически смотрит на настоящее и будущее познание. По мнению оптимистов, мир познаваем, а человек обладает безграничными возможностями познания. Скептицизм - все в мире скоротечно, истина выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Субъективно-идеалистическое направление - обратило внимание на активную роль субъекта в познании, указав, что без субъекта нет объекта. Объективно-идеалистическое направление - процесс сознания связан с верой и часто рассматривается как божественное откровение тайн бытия. Вопросы, связанные с процессом познания становятся актуальными в Новое время. В это время европейская философия развивает все направления познания, которые связаны, прежде всего, с наукой, с практическим применением. Принципиальное отличие познания Нового времени: 1) исследует природные процессы, «машину мира»; 2) применяет другие методы исследования - экспериментальные; 3) ориентируется на практику, усовершенствование процессов производства. Благодаря этому формируется новый вид знания - объективный, сущностный, во многом благодаря тому, что преодолевается человеческий субъективизм. Философия в процессе исследования процесса познания постепенно пришла к следующим выводам: 1) познание - результат активного преобразования объекта человеком; 2) практика - основа познания; 3) проблемы практической деятельности остаются важнейшим фактором, определяющим направление научного поиска; 4) формируются парадигмы, которые определяют направление научного поиска; 5) основным видом познания становится наука. Т.о. можно наглядно проследить поступательное развитие познания от чувственного к научному в историческом процессе развития общества.

20. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания.

Процесс познания - это субъектно-объектный процесс. Субъектом познания выступает носитель сознания - человек. Субъект никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность со всеми её страстями, интересами, чертами характера, силой воли или безволия и т.д. Если субъект - научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, противоречия, общие цели, единство действий и т.п. Часто под субъектом познания имеют в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности. Объект в отношении к субъекту - это не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания. Субъект не существует без объекта и наоборот. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек является творцом истории, сам создает необходимые условия своего существования. => Объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми. Прежде чем стать объектом он должен быть предварительно создан, сформирован. Т.о. в социальном познании человек имеет дело с результатами собственной деятельности, а значит, и самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. Предметная структура деятельности — взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект деятельности, осуществляющего целенаправленные действия и использующего для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны средства могут быть представлены в качестве искусственных органов человеческой деятельности, с другой, они могут рассматриваться в качестве естественных объектов, которые взаимодействуют с другими объектами. Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос «для чего нужна та или иная деятельность». Цель отвечает на вопрос «что должно быть получено в деятельности». Человек может выступать и как субъект и как объект практического действия. Наука ориентированна на предметное объективное исследование действительности. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет только ее предметную структуру, и все рассматривает только сквозь призму этой структуры. Субъективную структуру деятельности наука тоже изучает, но как особый объект. Таким образом, наука может изучать все в человеческом мире, но в особом ракурсе и с особой точки зрения.

21. Специфика и основные формы чувственного познания.

Чувственное познание - отражение фактов при помощи форм чувственного познания (ощущения , восприятия , представление). Ощущение - основано на телесной организации человека. Тело - окно сознания во внешний мир. Телесная структура человека существенным образом отличается от телесной структуры животных: способность прямохождения, мозг, строение органов обоняния, осяза-ния, вкуса, зрения. Развитие органов чувств - результат эволюции органического мира, с другой стороны - социального развития. Человек может развивать в себе остроту чувств ощущения. Ощущение - простейшие чувственные образы, отражающие в сознании отдельные качества, свойства, стороны материальных предметов и явлений, цвета, запахи, вкусы, звуки. Ощущения - переработанный в коре головного мозга результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека, воспроизведение отдельных сторон предмета. Между актом воздействия предмета на органы чувств и возникновением образа практически не существует временного промежутка. На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания - восприятие. Восприятие целостный образ предмета, отражение совокупности его сторон, возникающий при непосредственном воздействии на органы чувств. В появлении восприятия участвуют память, мышление, опыт. Образу свойственно не совпадать с объектом, а лишь ему соответствовать. В результате ощущения и восприятия возникает субъективный образ объективного мира. Представление - способность хранить чувственные образы и воспроизводить их вновь. Роль чувственного отражения огромна. Органы чувств являются единственным каналом, который связывает человека с внешним миром. Представления - это образы тех предметов, которые воздействовали на органы чувств человека и восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям. Представления - чувственный образ ранее воспринимавшегося объекта, или образ, созданный творческой деятельностью мышления. Опирается на память и воображение. Память - свойство нервной системы, связанное со способностью хранить и воспроизводить информацию о прошлом. Воображение - способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, грезы, сновидения). Ощущения, восприятие, представления являются субъективными образами объективного мира. Они красочны, многообразны. Чувственное познание является первой и необходимой ступенью любого познания, но не дает возможности понять внутреннюю сущность предмета или явления. Сущность не лежит на поверхности и не может быть, поэтому воспринята через органы чувств. Ощущения и восприятия являются началом сознательного отражения. Т.о. чувственное познание - взаимодействие индивидуального субъекта с миром вещей.

22. Специфика и формы рационального познания.

Рациональное познание - это взаимодействие субъекта с объектом, которое осуществляется с помощью понятий, суждений, умозаключений. Рациональное познание (дискурсивное) базируется на анализе этого материала, который дают нам органы чувств. Чувственное познание не даёт нам возможности понять сущность предметов - это задача рационального, дискурсивного познания, абстрактного мышления, которое существует благодаря языку. Понятия - результат обобщения предметов некоторого класса по совокупности отличительных признаков. Образование понятия - сложный диалектический процесс, включающий сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними) и обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе их общих, наиболее существенных признаков, отвлечения от второстепенных). Понятия выражают не только предметы, но и их свойства и отношения между ними (в каждой науке есть свой понятийный аппарат). Суждение : включает понятия, но не сводится к ним, представляет собой особую форму мышления. Это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Во всяком суждении различают предмет мысли, и предмет суждения - то, что говорится о субъекте. Всякое суждение может иметь одно из двух значений: истина или ложь. На базе понятий и суждений формируются умозаключения - рассуждения, в ходе которых логически выводятся новые суждения. Умозаключение - содержит в своем составе суждения и понятия, но не сводится к ним, а предполагает ещё их определенную связь. Это форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание. Значение умозаключений состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные мысленные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания. Вместе с понятиями, суждениями и умозаключениями преодолевается ограниченность чувственного познания. Умозаключения незаменимы там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития. При помощи абстрактного мышления у человека появляется способность к отрицанию общего в предметах, к отражению существенного в предметах, а также способность к конструированию на основе познания сущности. Рационализм - размышления, логическое построение, иррационализм - это интуиция.

23. Способы постижения реальности: обыденное познание, миф, религия, художественное познание, философия, наука.

Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной. Относительная истина характеризует неполноту, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Это истины, нуждающиеся в уточнении, дополнении, углублении, конкретизации, дальнейшем развитии. Абсолютная истина концентрирует в себе то, что является безусловным, не может быть опровергнуто или уточнено в будущем, что составляет элементы незыблемого знания в общем объеме относительного знания. «Вечные» истины являются своеобразными вариациями абсолютной истины, т.е. твердо установленные, точно зафиксированные, не подлежащие сомнению факты. Попытки признавать существование только относительных истин получили название релятивизм. Стремление оперировать только абсолютными истинами вобрал в себя догматизм, который не учитывает специфические условия места, времени, действия выдвигаемых положений. Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию и субъективна по форме выражения. Научные выводы, сделанные независимо друг от друга разными учеными, имеют в каждом конкретном случае специфическое выражение. Однако объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит от человека. Истину характеризует такое свойство как конкретность. Она отражает объект или какую-нибудь его сторону в определенных условиях места и времени. Истина вне учета обстоятельств времени и пространства не сущ. Истина всегда конкретна. Принимая за истинное то, что на самом деле не соответствует реальности - заблуждение. Это есть непреднамеренное несовпадение нашего понимания объекта самому этому объекту. Заблуждения уводят в сторону от истины, мешают её постижению, но с другой стороны они нередко способствуют созданию проблемных ситуаций => дальнейшего развития науки. Ложь - сознательное искажение действительности, целью которого является обман. Ложь не в состоянии вырасти в истину, служить её достижению. Критерии истины . Приверженцы рационализма считали критерием истины само мышление (Спиноза , Декарт , Лейбниц). Кант: всеобщего материального критерия истины не может быть, само существование такого критерия противоречиво. Но признает формально-логический критерий истины. Соловьев: центральным в установлении истины является моральный аспект, её критерий предполагает добросовестную работу мышления. Верифицируемость - (ХХ век неопозитивисты) процесс установления истины в результате их эмпирической проверки. Исследование роли практики как критерия истины наблюдается в марксизме. Для того чтобы сравнить имеющийся образ с самим объектом, необходимо практически воздействовать на него, в случае обнаружения изменений, которые мы прогнозировали, можно считать исходные представления истинными. Формально-логический критерий истины предполагает соблюдение требований внутренней непротиворечивости, полноты и взаимозависимости аксиом.

Язык в общем смысле понимается как некая система знаков, служащая человеку для получения, хранения и переработки информации. Первичным является естественный человеческий язык, исторически сложившаяся речь, система слов, служащая для мышления и общения.

Предпосылками возникновения человеческого языка были сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, которые есть у высших животных. В процессе перехода от животных предков к человеку формируется речевая сигнальная система; звуки из средства выражения эмоций и побудителя к действиям становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, служат для преднамеренного сообщения.

Возникновение членораздельной речи стало мощным средством дальнейшего развития человека, его сознания. Благодаря языку осуществляется передача социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.

Существует мнение, что человек может мыслить без слов, и лишь когда он желает передать свои мысли кому-нибудь, облекает их в слова. В некоторых случаях человек испытывает затруднения в передаче своих мыслей, ему кажется, что у него есть четкая мысль и трудность лишь в том, что не находятся подходящие слова и фразы. Некоторые люди считают, что можно мыслить без языка и что именно такое мышление и есть настоящее» мышление. Однако с такой точкой зрения согласиться нельзя.

Сознание с самого своего возникновения существует в материальной оболочке языка, через язык оно становится действительным, доступным для восприятия другими людьми. «На “духе” с самого начала лежит проклятие - быть “отягощенным” материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков - словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание». Мысль облекается в материальную, словесную форму не только тогда, когда мы говорим или пишем, но и когда мы думаем. В мозге существует специфический речевой центр. Процесс мышления связан с сигналами, которые идут в этот центр от органов речи, слуха, зрения и т.д. Экспериментально доказано, что языковая оболочка появляется вместе с мыслью.

Язык состоит из знаков. Знак - некоторое материальное явление; но не всякое материальное явление - знак. Некоторое материальное явление становится знаком, когда оно включается в знаковую ситуацию. В последующем ситуация усложняется, возникают знаки, обозначающие другие знаки.

В языке функционируют различные знаки. Одни знаки (иконические, от лат. - подобный) тождественны замещаемым явлениям. Другие - схематические знаки - не тождественны, а сходны в некоторых отношениях с обозначаемыми явлениями. Третьи символические знаки - не имеют ни сходства, ни подобия с замещаемыми объектами и принимаются в результате соглашения. Подавляющее большинство знаков - символические. С самого детства человек начинает включаться в систему соглашений.

Язык выполняет две главные функции: а) организация знаний и их хранение и б) коммуникация, общение, передача информации. В своей первой функции язык закрепляет результаты мышления.

Так развитие мозга в процессе эволюции человека создало возможности более сложного регулирования всей его жизнедеятельности, включая и общение посредством речи.

Именно, способность к усвоению языка и овладению вербальной речью отличает человека от животных. У человека сформировалась качественно новая рефлекторная система, которая и обеспечила функцию речи. «В развивающемся животном мире, - писал И.П. Павлов - на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражителями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде… Это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов».

Язык - это специфически человеческий способ бытия сознания, Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка.

Язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обусловлен. Он является важнейшим средством развития человеческой культуры. Сам процесс использования языка с целью усвоения и передачи социальной информации, обмена мыслями называют речью. Если язык - общественное явление, то речь у каждого человека своя. Индивидуальные особенности речи отдельных людей не затрагивают общей основы языка. При этом социальная среда, в которой воспитывается данный человек, существенно влияет на развитие его речи. Различные изменения в обществе (смена социально-политического строя, научно-технический прогресс и т.д.) накладывают отпечаток на язык и, следовательно, на речь.

Древние прямоходящие предки человека уже пользовались невербальной речью (без слов), объясняясь мимикой, жестами, отдельными гортанными звуками. Язык и вербальная речь сформировались на основе невербальной речи, но не отменили её. Невербальная речь продолжает существовать как бы параллельно, способствуя в ряде случаев расширению коммуникативных возможностей человека. Особенно помогают невербальные методы общения в тех случаях, когда людям мешает «языковый барьер».

В наше время, когда в мире, по подсчетам А. Хомского, существуют более 4000 тысяч вербальных языков, общение с помощью звуковых или зрительных сигналов (без использования обычного языка и речи) способствует достижению взаимопонимания между людьми. Примерами такого рода могут быть: уличный светофор, дорожные знаки, дверной или телефонный звонки, огни маяка, и т.д.

Научно-технический прогресс породил множество искусственных языков (язык математики, язык химии и т.д.), широко используемых в научном познании и в технической практике.

Язык как средство общения играет неоценимую роль в общественно-трудовой деятельности людей. А возникновение этой деятельности, согласно социально-практической (трудовой) теории антропогенеза, стало решающим фактором в процессе формирования человека разумного. Именно трудовая деятельность способствовала изменению его природной, биологической организации, именно она повлекла за собой возникновение и новых, социальных качеств человека.

Считается, что появление человека, его выделение из животного мира было связано с переходом от употребления готовых, данных природой предметов в качестве орудий деятельности (что свойственно уже некоторым животным) к более или менее систематическому изготовлению этих орудий, а с их помощью - и различных предметов потребления. Далекие предки современного человека силой необходимости были подведены к тому рубежу, от преодоления которого зависело их выживание: перед ними стояла задача научиться использовать отдельные пригодные предметы как средство обработки природного материала при изготовлении искусственных орудий. Создавая и употребляя различные орудия труда, человек, с одной стороны, воплощает в них свои способности и навыки деятельности, а с другой - реализует природные свойства используемых материалов. Человеческая трудовая деятельность как бы вызывает к жизни все те возможности, которые потенциально заложены в природе. Но, реализуя эти возможности, человек не может игнорировать законы природы. Используя механические, физические, химические закономерности и свойства окружающего мира, человек достигает нужных ему результатов. «Заставить» предметы природы взаимодействовать по их собственным законам и в то же время достигнуть своих целей, на это способен только человек и ни какое другое существо на нашей планете.

При этом человек не вступает в контакт с природой в одиночку. Уже на заре человеческой истории объединение трудовых усилий наших далеких предков было необходимым условием их выживания. Дело в том, что одинокий человек просто-напросто не справился бы с могучими силами природы, Кроме того, трудовая деятельность с самого начала не могла быть индивидуальной еще и потому, что ей необходимо учиться. Надо овладевать приемами, нормами деятельности других людей, чтобы получить возможность действовать самому. А это требует контакта, общения людей друг с другом. Наконец, коллективность человеческой деятельности предполагает не только кооперацию усилий в рамках одного поколения, но и передачу трудового опыта во времени, т.е. от одного поколения к другому. Все это обусловило возникновение человеческого общества, существование которого стало зависеть от все усложняющейся системы материального производства, от развития техники.

Из всего вышесказанного следует, что знание естественно-физиологических основ сознания не является достаточным для объяснения его сущности. Более того, сами естественно-физиологические основы сознания становятся понятными только при учете социальной среды, в которой протекает жизнь и деятельность человека. Вне общества сознание сформироваться не может. Науке известны случаи проживания детей раннего возраста в том или ином сообществе животных, т.е. их «воспитания» вне социальной среды.

История языка наглядно показывает, как по мере перехода от конкретно-предметного мышления к абстрактному в языке идет процесс выработки слов, обозначающих общие понятия.

Почему люди понимают друг друга в процессе коммуникации? В принципе, это объясняется тем, что сознание человека - продукт общественной эволюции. В силу этого есть определенное «подобие» интеллектов, «подобие» сознаний; они, несмотря на индивидуальные отличия, имеют, однако, общие черты. Эта общность складывается благодаря воспитанию, образованию и вообще влиянию социальной среды. Это сходство также определяется одинаковыми способами функционирования физиологического аппарата сознания, одинаковой логикой мышления, сходными процессами практической деятельности. Процесс понимания связан с осмыслением, когда тем или иным знакам языка и языковым выражениям приписывается определенный смысл. Этот смысл имеет общий характер для людей, использующих один и тот же язык. Общие смыслы реализуются в индивидуальном сознании, соответствуя тому, насколько человек овладел имеющейся в обществе информацией. Основное условие коммуникации - одинаковое понимание высказываний и эмоциональные одинаковые переживания партнеров по общению.

Таким образом, язык - специфически человеческий способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Впрочем, когда человек размышляет о чем-либо, он сам для себя свои мысли выражает с помощью слов, так называемой, внутренней речи. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка. В процессе осознания мысль отливается в логические формы, облекается в словесную оболочку (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление имеет здесь подчиненный характер).

Хотя мысли обычно возникают до их языкового выражения, свою четкость они обретают именно благодаря языку. Даже в случае внутренней речи, когда человеку не нужны все слова для выражения мысли, он вынужден тем не менее использовать некоторые из них. Происходит и модуляция мышц гортани.

Язык - не только способ выражения мысли. Кроме репрезентативной, когнитивной (познавательной) и регулятивной функций, он выполняет еще и коммуникативную - служит средством передачи социальной информации в пространстве. Происходит также трансляция знаний во времени - от поколения к поколению. При этом знания объективируются в книгах, фильмах, опредмечиваются в орудиях труда, в средствах духовной и материальной культуры (социальная память общества). Язык представляет собой своеобразную и чрезвычайно сложную знаковую систему, а слово, как и составляющие его буквы и звуки, знаки и сигналы. Однако если отдельный знак естественного языка является условным, то слово только с самого начала было таковым: с возникновением языка оно как элемент системы стало иметь для человека вполне определенное значение, понятийную сторону.

Закодированная человеком посредством естественного языка социальная информация обладает не только идеальным содержанием, но и внутренней и внешней формой. Внутренней формой является структура мыслительной деятельности, а внешней - та материальная оболочка мысли, которая выступает в качестве совокупности знаков или целесообразно упорядоченного сочетания членораздельных звуков.

Язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обусловлен. Язык как средство общения играет важнейшую роль в общественно-трудовой деятельности людей.

Вне общества сознание сформироваться не может. Сознание - продукт общества, результат социальной, материально-производственной, познавательной деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей. Речь, мышление, сознание недоступны человеку, выросшему вне социальной среды, вне общества людей.

Таким образом, общая характеристика сознания включает следующие принципиальные моменты:

  • ? сознание - продукт общественно-исторического развития человечества;
  • ? сознание - функциональное свойство мозга, идеальное отражение действительности, регулятор деятельности человека;
  • ? сознание - сложный информационно-регулятивный процесс.

.

Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.

Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.

Научный руководитель: Кузнецова М.Н .

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

В философии понятия сознания и языка тесно связаны,
а это говорит о том, что узнать внутренний мир человека можно, проанализировав то,
что он говорит и как.

Сознание неразрывно связано с языком, и возникает одновременно с ним. Отсюда следует, что между языком и сознанием есть определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о существовании мира и себя. Чем богаче содержание духовного мира, тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи.

Язык так же древен, как и сознание. Язык во взаимосвязи с сознанием представляют органическое единство, не исключающее и противоречия между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях.

Стоит отметить, что издавна в философии такие мыслители, как Платон, Гераклит и Аристотель изучали взаимосвязь между сознанием, мышлением и языком. Именно в Древней Греции последние воспринимались, как единое целое. Не зря ведь это отразилось в таком понятии, как «логос»,
что дословно означает «мысль неразрывна со словом». Школа философов-идеалистов считала,
что мысль невозможно выразить словесно.

В начале 20 ст. возникает новое направление, называемое «философия языка», согласно которому сознание оказывает влияние на мировосприятие человека, на его речь и, следовательно, на общение
с окружающими. Основоположником этого течения считается философ Вильгельм Гумбольд.

Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, т.е выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. А в роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения.

Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль — значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово — это знак особого рода:
в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи,
явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака — представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и становятся общественным достоянием.

Языку присущи следующие функции:

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка заявить о своем самостоятельном бытии. В речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Различие между сознанием и языком заключается в том, что мысль - это отражение объективной реальности, а слово - способ закрепления и передачи мысли.
Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого себя.

Можно выделить следующие виды речи:

Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.

То есть можно сделать небольшой вывод о выше сказанном,что человек способен быть человеком только в той естественно-искусственной среде, основными компонентами которой являются артефакты и знаки, и без которой невозможно формирование и функционирование сознания.

Изучая воздействие языка на мышление, можно сказать, что как язык вызывается мышлением, так и мышление развивается через язык. Именно обратным воздействием языка на мышление можно объяснить возникновение первых слов у ребенка, как результат проснувшейся языковой способности, которая, действуя в ребенке, побуждает его через называние предметов к различению объективного и субъективного, окружающего мира и себя как индивидуума, что находит свое выражение в произнесении местоимения «я».

Самое важное в языке, по мысли Гумбольдта, «это не смешение, а четкое разграничение вещи и формы, предмета и отношения» . Согласно этому, сам язык, в силу своего устройства, способствует разделению в мышлении категорий субъективного и объективного, что впоследствии скажется как на формировании речевой деятельности, так и на становлении самосознания ребенка, потому что в его речевой деятельности проявляется работа духа, которая через первые членораздельные звуки свидетельствует о начавшемся формировании этого разделения. Здесь надо отметить, что именно членораздельный звук отличает человека от животного, так как выражает не просто намерение или потребность, но, прежде всего, конкретный смысл произносимого, так как является «сознательным действием создающей его души» , что еще раз указывает на действие сознания в процессе проговаривания первых слов ребенка.

Возникая и развиваясь в обществе, в процессе общения людей между собой, язык представляет собой объективное явление. Это значит, что, будучи продуктом, созданным обществом, язык существует независимо от отдельных людей. Каждое поколение застает язык уже выработанным предшествующими поколениями и овладевает им, т. е. учится пользоваться им в общении.

Люди воспринимают слова языка так же, как и другие явления окружающей их действительности, т. е. как раздражители, воздействующие на органы чувств. Однако особенность явлений языка заключается в том, что они передают закрепленное в звуках отражение людьми других явлений, результаты познания действительности. Существуя в виде материальных явлений — звуков речи или письменного их изображения, — явления языка в то же время передают знания, понятия, мысли людей, т. е. воплощают в себе явления идеальные, явления общественного сознания.

В процессе развития труда и трудовых общественных связей людей друг с другом вместе с языком возникает, следовательно, особая форма отражения людьми действительности — их сознание.

Необходимо различать общественное и индивидуальное сознание.

К явлениям общественного сознания принадлежат создаваемые обществом знания о природе, обществе,
о человеческом мышлении. Индивидуальное сознание — это высшая форма отражения действительности отдельным человеком, членом общества.

Общественное сознание возникает вместе с формированием этой новой, высшей формы психического отражения действительности отдельных людей, членов общества.

Таким образом, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно, мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак — средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу — национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.

Н. И. Лобанова

ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ

(ОПЫТ АНАЛИЗА ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА В. ФОН ГУМБОЛЬДТА)

Автор исследует вопрос о взаимоотношении сознания и языка. Автор приходит к выводу о необходимости исследования этих взаимосвязей, для того чтобы лучше изучить отношение мышления к языку, а также влияние языка на сознание (мышление), и наоборот.

Ключевые слова: сознание, язык, мышление, отношение, субъект, объект, бытие.

LANGUAGE AND CONSCIOUSNESS: PROBLEMS OF CORRELATION (AN ANALYSIS OF HUMBOLDTIAN PHILOSOPHY OF LANGUAGE)

The issue of the correlation of consciousness and language is discussed. It is argued that the research of these interconnections will highlight the relationship of thinking and language as well as the influence of consciousness on language and thinking, and vice versa.

Keywords: consciousness, language, thinking, relationship, subject, object, being.

Проблема взаимосвязи языка и сознания, языка и мышления всегда была в центре психологических и философских исследований. Это не случайно, так как изучение данного вопроса позволяет не только прояснить природу самого сознания и языка как уникальных феноменов, обусловливающих все человеческое в человеке, но и позволит проследить развитие человека, процесс становления его сознания и самосознания не только в эволюционно-общественном, но и в индивидуально-личностном плане. Сознание и язык - две важнейшие составляющие человеческой личности, которые могут быть раскрыты только через познание друг друга, так как одно определяет развитие и существование другого. И все теории языка так или иначе проливают свет на развитие сознания, становление которого происходит в языке и благодаря языку, за счет чего и оказывается возможным проследить формирование человеческого сознания и, в частности, самый важный компонент его структуры - самосознание. Среди современных исследователей (таких как Н. Н. Авдеева,

Л. И. Божович, А. К. Болотова, И. В. Боя-зитова, Л. Н. Галигузова, М. В. Гализо, В. В. Давыдов, И. Т. Димитров, О. А. Каба-чек, М. И. Лисина, Т. Д. Марцинковский, М. В. Матюнина, Г. И. Морева, Т. С. Ми-хальчик, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Н. С. Пантина, А. В. Петровский, А. И. Силвестру, Т. И. Фещенко, А. Г. Чеснокова, Д. Б. Эльконин, С. Г. Якобсон и другие) сложилась точка зрения, согласно которой самосознание впервые начинает проявляться в 2,5-3 года, что отражается в языке в замене своего имени местоимением «Я». Так, Л. И. Божович писала: «К концу второго года называние себя по имени сменяется личным местоимением «Я». Система «Я» - центральное образование, возникающее к концу раннего детства. Малыш научается отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе, как к самостоятельному «я», то есть у него возникают начальные формы самосознания» .

Иной точки зрения придерживались В. Гумбольдт, Я. Гримм, Х. Плеснер, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. А. Потебня и другие. В. Гумбольдт считал, что «язык начинается

непосредственно одновременно с первым актом рефлексии, когда человек из тьмы страстей, где объект поглощен субъектом, пробуждается к самосознанию - здесь и возникает слово, а также первое побуждение человека к тому, чтобы внезапно остановиться, осмотреться и определиться» . Исходя из этого замечания общепринятое суждение, распространенное как в психологии, так и в обыденной жизни, о том, что самосознание ребенка пробуждается впервые в 3 года, когда он впервые произносит местоимение «я», является поспешным и недостаточно обоснованным, так как самосознание пробуждается, следуя мысли Гумбольдта, впервые с первыми членораздельными звуками, с первыми словами (в 7-8 месяцев) «мама», «папа». И первое слово, сказанное ребенком, возникает в результате субъективной работы мышления по восприятию предметов. Это первое «слово есть отпечаток не предмета самого по себе, но его образа, созданного этим предметом в нашей душе» (ср. с теорией И. Канта о разделении предметов на явления и вещи-в-себе). Надо заметить, что связь Гумбольдта с Кантом не случайна, ведь если придерживаться противоположной Канту точки зрения, что мы воспринимаем предметы такими, какими они есть в действительности, а не такими, какими они нам кажутся, то значение языка сводится к роли простого инструмента, средства общения, не имеющего взаимооб-ратной связи с мышлением. Однако, так как все обстоит как раз наоборот, то язык предстает перед нами как «особый мир», соединяющий «мир внешних явлений» и «внутренний мир человека» . Тогда существенным образом меняется понимание роли языка и наше внимание должно быть перенесено с инструментального применения языка на то, чтобы познать «сущность и способ проявления вещей» в языке (с помощью языка - как они в нем выражаются), «а не просто на их (имеется в виду не только вещей, но и язы-

ка. - Н. Л.) плоский утилитарный и практический смысл» . Первое слово ребенка есть не просто обозначение предмета, который он видит или потребность в котором он испытывает, - это начало формирования его собственного мировиде-ния, заключенного в слове, сказанном им, так как «ко всякому объективному восприятию неизбежно примешивается субъективное» . Слово невозможно без действия субъекта (оно есть совокупность отношений объективного и субъективного), а действие субъекта само по себе является свидетельством пробуждения сознания (самосознания) и невозможно без этого.

Когда ребенок произносит звук, соответствующий предмету, который он обозначает, то это, по мысли Гумбольдта, является свидетельством того, что он полагает предмет «отличным от самого себя» , и как раз тогда, когда ребенок произносит первое слово, происходит различение себя и окружающего мира и формирование зарождающегося самосознания.

Первое слово является актом не только говорения, но и одновременного понимания произносимого, значит, первые слова являются результатом первой попытки рефлексии о предметах окружающего мира (действие которой он потом перенесет на самого себя), первым свидетельством пробуждающегося самосознания.

Гумбольдт основывал свою теорию на убеждении, что человек предрасположен «к созиданию сознания и языка» , которые тесно взаимосвязаны и реализуются в (через) друг друге: «Язык так же древен, как и сознание» . Если язык есть «практическое, действительное сознание» , то, соответственно, изучая его, мы можем исследовать и человеческое сознание. Значит, первое слово ребенка говорит не только о развитии в нем языковой способности, но и о развитии формирующегося (то есть уже имеющегося

в своих начальных формах) сознания, которое осуществляется через язык.

Если, следуя за И. Кантом и В. Гумбольдтом, считать, что человек может познавать что-либо только из себя, то есть действуя на объект (на познаваемый предмет) как субъект, а всякое называние предмета есть одновременно процесс его познавания, то и первое слово ребенка есть одновременно и первый познавательный акт сознания действующего субъекта. Первые слова ребенка есть результат процесса «внутреннего восприятия и творчества», «из которого и становится совершенно очевидным, что объективная истина (соответствие слова называемому предмету. - Н. Л.) проистекает от полноты сил субъективно индивидуального» (в данном случае ребенка как субъекта языковой ситуации. - Н. Л).

Изучая воздействие языка на мышление, можно сказать, что как язык вызывается мышлением, так и мышление развивается через язык. Именно обратным воздействием языка на мышление можно объяснить возникновение первых слов у ребенка, как результат проснувшейся языковой способности, которая, действуя в ребенке, побуждает его через называние предметов к различению объективного и субъективного, окружающего мира и себя как индивидуума, что находит свое выражение в произнесении местоимения «я». К трем годам отчетливое выражение получает акт оформления личностного самосознания ребенка, которое есть продукт развития его языкового самосознания и его воздействия (взаимодействия) на мышление.

«Тайна возникновения» языка у ребенка (его первых слов) связана с тайной разъединения на объективное и субъективное, на окружающий мир и себя самого, и вместе с тем с познанием себя как части этого мира, в котором (соответственно и во мне, если я часть этого мира) субъективное и объективное воссоединены и

разделяются только актом моей рефлексии, моего самосознания.

Так как «язык в качестве закона обусловливает функции мыслительной силы человека, следовательно, первое слово уже предполагает существование всего языка» и мыслительный процесс в ребенке, который предшествует его непосредственной речевой деятельности, как это доказал Л. С. Выготский, выделив эту функцию в отдельную «доречевую стадию» развития мышления.

Из теории В. Гумбольдта следует, что в слове три составляющие: значение, звук и их синтез, который может быть рожден только актом рефлексии (либо о самом себе, либо о каком-то предмете), который, в свою очередь, невозможен без участия самосознания. Тогда первое слово ребенка говорит нам не только о наличии в нем сознания, но и, прежде всего, о происходящей работе языкового самосознания (которое пробуждается вместе с активацией языковой способности ребенка), в ходе которой происходит становление личностного самосознания, которое к 3 годам получает грамматическое оформление, подтверждением чего служит местоимение «я», которое ребенок начинает произносить около трех лет. Не случайно становление личности связывают именно с этим местоимением, ведь язык свою бытийность (свое отношение к бытию и мышлению) реализует в грамматике. Гумбольдт на примере исследования языков майя и яруро (народности, жившей на Касанари и в нижнем течении Ориноко) доказал, что «язык обладает специальной формой местоимения, с которой постоянно и исключительно связывается понятие бытия» . Так, названные языки «обладают местоимением (местоимение «я»), которое при самостоятельном употреблении заменяет собой глагол быть» . Свидетельством связи местоимения «я» с бытием служит и тот факт, что ребенок к трем годам начинает заменять имя собственное в 3-м лице ме-

стоимением 1-го лица. Он начинает говорить вместо «Петя хочет» - «Я хочу» (но прежде чем произнести «Петя хочет» ребенку нужно осознать, что Петя - он). Гумбольдт предупреждал, что нельзя расценивать это как «чисто грамматическое замещение имени местоимением» . Это «подменяет в таком случае более глубокую языковую склонность. Изначальным, конечно, является личность самого говорящего, который находится в постоянном соприкосновении с природой» [Там же]. Непосредственный предшественник В. Гумбольдта Я. Гримм, на труды которого он опирался, даже считал, что вначале, прежде всех имен возникли местоимения: «Местоимение, вопреки его названию, не только замещает имя, а стоит у истоков всякого имени». Ребенок, который обладает зачатком мыслительных способностей, уже говорит «я». Он подтверждал свои наблюдения Яджурведой: «Первобытное существо утверждает «Я это я» и человек, к которому мы обращаемся теперь, говорит, это я» . Таким образом, этот факт знаменует собой начало нового этапа в формировании сознания ребенка, переход от языкового самосознания непосредственно к личностному.

По мнению Гумбольдта, язык является «великим средством преобразования субъективного в объективное» . Следуя обратной логике, можно сказать, что объективное (речь) свидетельствует о наличии субъективного, с которым оно связано, т. е. о мышлении ребенка как проявлении становления его сознания. Человек может осуществлять процесс познания объективной реальности только «присущим ему способом познания и восприятия, следовательно, только субъективным путем» , т. е. всякое слово, которое называет познаваемый объект, говорит о проделанной субъективной работе мышления, на основе которой и происходит развитие сознания (самосознания) ребенка.

Самое важное в языке, по мысли Гумбольдта (по сути, то, что делает его языком), «это не смешение, а четкое разграничение вещи и формы, предмета и отношения» . Согласно этому, сам язык, в силу своего устройства, способствует разделению в мышлении категорий субъективного и объективного, что впоследствии скажется как на формировании речевой деятельности, так и на становлении самосознания ребенка, потому что в его речевой деятельности проявляется работа духа, которая через первые членораздельные звуки свидетельствует о начавшемся формировании этого разделения. Здесь надо отметить, что именно членораздельный звук отличает человека от животного, так как выражает не просто намерение или потребность, но, прежде всего, конкретный смысл произносимого, так как является «сознательным действием создающей его души» , что еще раз указывает на действие сознания в процессе проговаривания первых слов ребенка.

Вообще, все недоразумения относительно пробуждения самосознания ребенка проистекают из того, что в психологии сложилось ошибочное понимание того, что такое слово и язык в целом. Для того чтобы понять как на самом деле развивается сознание ребенка, нам надо выяснить, что такое язык и слово, так как сознание развивается через взаимодействие речи и мышления, которое «совершается в слове, а не выражается только в нем» , по мнению Л. С. Выготского. Следовательно, когда мы поймем, что такое слово (язык вообще), узнаем, как язык и мышление взаимосвязаны, тогда мы сможем понять, как развивается сознание ребенка. Как пишет Гумбольдт, «мы должны испытывать все меньше склонности трактовать языки как произвольные знаки и проникая вглубь, в духовную жизнь, обнаружим в своеобразии их строения средство изучения и познания истины, а также форму становления сознания и характера» .

Если язык представлять себе как знаковую неодушевленную систему, не имеющую самодеятельного значения, как это принято в психологии («Язык - система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления. Язык слов - социально-психологическое явление, общественно необходимое и ис-торически-обусловленное» ), тогда, конечно, из этого с необходимостью вытекает та концепция развития сознания ребенка, которая принята сейчас в психологии. Однако, если понимать язык как работу непрестанно порождающего его духа, как «орган, образующий мысль» , то современную концепцию соотнесения развития мышления и речи ребенка требуется пересмотреть. Что касается «социально-психологического, общественно-необходимого и исторически-обусловленного» , то все это является вторичным, внешним по отношению к подлинной сути языка, которая как раз и выражается, находит свое материальное воплощение в социально-психологической, исторической организации человека и общества. Трактовка языка как «системы знаков», по мнению Гумбольдта, «верна лишь до определенных границ, но не отвечает истине за ее пределами, становясь господствующей, убивает всякую одухотворенность и изгоняет всякую жизненность» . Отношение к языку как к знаковой системе переносится и на слово как единицу языка. Так, распространено мнение, что слово является лишь обозначением, знаком предмета. Если это так, то, конечно, никакой работы сознания, рефлексии о предметах в первом слове ребенка (как правило, к нему самому не относящийся, а называющий близкий ему предмет) нет. Она возникает только с произнесением местоимения «я» в три года. Но, как заметил Гумбольдт, слово является знаком лишь «до той степени, до какой оно используется вместо вещи или понятия. Однако по способу построения и по дейст-

вию это особая и самостоятельная сущность, индивидуальность» . Если это так, то слово соединяет в себе два начала: субъективное и объективное. Объективное есть сам объект, который оно называет, а субъективное - это понимание, представление человека (субъекта языковой ситуации) о предмете, которое возникает из синтетической связи звука и значения, «деятельности органов чувств» «с внутренним процессом деятельности духа» . Тогда первое слово предстает перед нами как результат субъективного внутреннего процесса «деятельности духа» (мышления) ребенка. Недаром дети в раннем возрасте очень склонны к словотворчеству, но это не просто попытка обозначить предмет тем или иным словом. «Акт словотворчества» ребенка - это «часть единого процесса языкового созидания», посредством которого мы можем проследить процесс созидания личности, так как языкотворчество соответствует «развитию мышления в целом» .

Собственно язык составляет «внутренняя, интеллектуальная сторона языка» : идеи, наполняют язык смыслом, а звуки - значением. Эта интеллектуальная сторона языка основывается на самостоятельной работе духа и, сочетаясь со звуковой формой, образует синтез. Такое сопряжение идеального и материального, возникающее в результате этого взаимодействия, и составляет сущность языка. Однако ошибочно отождествлять эту «внутреннюю, интеллектуальную сторону» языка с «интенцией рассудка» , так как, по мнению Гумбольдта, созидательную первооснову языка «нужно всегда искать в духе» . Кстати, так как до сих пор лингвисты спорят между собой, что имеет в виду Гумбольдт, употребляя понятие «дух» (разум или психические способности), надо уточнить его значение. Как нам думается, понятие «дух» Гум-

больдт употребляет вовсе не в значении чего-то психического (психика сама является результатом работы духа) или бестелесного, напротив, он является своего рода примером, символом связи телесного и бестелесного, впечатлений, получаемых человеком от окружающего мира, и внутреннего языкового чутья. На основе этого соединения «чисто интеллектуальной силы» «с живостью чувственной силы воображения» , которую мы находим в понятии духа, оказывается возможным сочетание звука и значения, которое мы имеем в языке, так как сам язык, в свою очередь, оказывается порождением духа. В противном случае, представляя язык только как результат работы разума, мы сводим его «до уровня простой рассудочной практики» .

В языке, считает Гумбольдт вслед за Кантом, находят свое выражение не сами предметы, а наши понятия, представления о них, «образованные духом» . Эти понятия предшествуют, по мнению Гумбольдта [Там же], артикуляционному чувству и соответственно звуковому оформлению. Если сопоставить это с предположением Выготского о том, что существует доречевой период в развитии ребенка, во время которого складываются первые начатки (попытки) мышления, то можно сказать, что и это доречевое развитие мышления связано с деятельностью языка как акта духа, еще не вступившего в стадию речевого выражения. Ведь формирование языка, по мнению Гумбольдта, непосредственно зависит от нормального развития мышления и интеллекта в целом. Язык вызывается у ребенка необходимостью мыслить, поэтому все связанное с духовной деятельностью языка «должно обязательно способствовать успешному движению мысли» , так как, по мнению Гумбольдта, порыв человеческого духа, пробуждающий в нем (в человеке) язык, стремится к соединению «языковой формы

и индивидуальной формы духа» . Это становится возможным потому, что язык имеет двойную природу: он является последней стадией развития мышления, его неизбежным финалом (без которого невозможно совершенствование мышления и сознания в целом) и одновременно «естественным развитием врожденной» языковой способности, только благодаря этому взаимовлиянию обеспечивается их правильное развитие. Именно за счет взаимообусловленности языка и мышления оказывается возможным переход последнего из доречевой стадии в речевую и формирование нормального речевого самовыражения у ребенка.

Чтобы создать понятие о предмете, требуется работа духа, формирующая из простого названия, обозначающего предмет, «определенную категорию мышления или речи» , полноценный смысл которого конкретизируется одновременно с понятийной работой мысли и звуковым обозначением. Следовательно, произнесенное слово представляет собой «новый акт языкового самосознания» [Там же], так как из мыслимого обозначения оно обрело свою понятийно-звуковую форму. Здесь работа органов чувств и внешние впечатления сливаются с работой мышления, рождая новое слово. Значит, всякое слово ребенка представляет собой акт раскрывающегося языкового самосознания, так как являет собой синтез работы духа (мышления) и органов речи.

Развитие языкового самосознания способствует формированию личностного самосознания ребенка, что находит свое выражение в языке ребенка, в особенностях его грамматики (например, замена имени местоимением и т. д.).

Философия языка Гумбольдта выразила цельное мировоззрение, которое раскрыло психолого-лингвистические аспекты исследования языка (и сознания) с онтологической, бытийной точки зрения (что позво-

лило впоследствии М. Хайдеггеру, опираясь на концепцию В. Гумбольдта, создать свою теорию взаимосвязи бытия, языка и сознания). На наш взгляд, открытия, сделанные В. Гумбольдтом, до сих пор недостаточно проанализированы и

заслуживают более пристального внимания и изучения, так как это позволит иначе взглянуть на тайну возникновения и формирования языка и сознания, создаст альтернативу современным психологическим теориям сознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979.

2. Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии // В. Гумбольдт. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982.

3. Выготский Л. С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.

4. Гумбольдт В. Лаций и Эллада // В. Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984.

5. Гумбольдт В. О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие // В. Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.

6. Гумбольдт В. О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей // В. Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984.

7. Гумбольдт В. О мышлении и речи // В. Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984.

8. Гумбольдт В. О различении строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества // В. Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984.

9. Гумбольдт В. О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития // В. Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984.

10. Комлев Н. Г. Картина языка в словаре и грамматика Якоба Гримма // В. Гумбольдт и братья Гримм - труды и преемственность идей. - М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 24-46.

11. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1983.

12. Юнкер К. Рассуждения о единстве концепции творчества В. Гумбольдта // В. Гумбольдт и братья Гримм - труды и преемственность идей. - М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 62-80.

1. Vozrastnaja i pedagogicheskaja psihologija / Pod red. Petrovskogo A. V. M.: Prosvewenie, 1979.

2. Vygotskij L. S. Voprosy teorii i istorii psihologii // L. S. Vygotskij. Sobr. soch. V 6 t. T. 1. - M.: Pedagogika, 1982.

3. Vygotskij L. S. Psihologija. - M.: JEksmo-Press, 2000.

4. Gumbol’dt V. Lacij i JEllada//V. Gumbol"dt. Izbrannye trudy po jazykoznaniju. - M.: Progress, 1984.

5. Gumbol’dt V. O vlijanii razlichnogo haraktera jazykov na literaturu i duhovnoe razvitie // V. Gumbol"dt. Izbrannye trudy po jazykoznaniju. - M.: Progress, 1984.

6. Gumbol"dt V. O vozniknovenii grammaticheskih form i ih vlijanii na razvitie idej//V. Gumbol"dt. Izbrannye trudy po jazykoznaniju. - M.: Progress, 1984.

7. Gumbol"dt V. O myshlenii i rechi // V. Gumbol"dt. Izbrannye trudy po jazykoznaniju. - M.: Progress, 1984.

8. Gumbol"dt V. O razlichenii stroenija chelovecheskih jazykov i ego vlijanie na duhovnoe razvitie chelove-chestva //V. Gumbol"dt. Izbrannye trudy po jazykoznaniju. - M.: Progress, 1984.

9. Gumbol"dt V. O sravnitel"nom izuchenii jazykov primenitel"no k razlichnym jepoham ih razvitija //V. Gumbol"dt. Izbrannye trudy po jazykoznaniju. - M.: Progress, 1984.

10. Komlev N. G. Kartina jazyka v slovare i grammatika JAkoba Grimma // V. Gumbol"dt i bratja Grimm - trudy i preemstvennost" idej. - M.: Izd-vo MGU, 1987. S. 24-46.

11. Psihologicheskij slovar" / Pod red. V. V. Davydova. - M.: Pedagogika, 1983.

12. Junker K. Rassuzhdenija o edinstve koncepcii tvorchestva V. Gumbol"dta // V. Gumbol"dt i brat"ja Grimm - trudy i preemstvennost" idej. - M.: Izd-vo MGU, 1987. S. 62-80.

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка.

Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Язык - это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя. Знак - это материальный предмет, воспроизводящий свойства другого предмета. Можно выделить естественную (вербальная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственную, возникающую на основе естественной (язык логики, математики, музыки, живописи) системы знаков языка.

Языку присущи следующие функции:

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка заявить о своем самостоятельном бытии. В речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, переживания внутреннего опыта. Различие между сознанием и языком заключается в том, что мысль - это отражение объективной реальности, а слово - способ закрепления и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого себя. Можно выделить следующие виды речи:

Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.

Одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. Поэтому и современная философия по необходимости является лингвистической (языковой) философией.

Сущность и виды языка

“Язык может быть как естественным, так и искусственным. Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей. Язык - явление социальное. По своей физиологической основе язык выступает, по мнению профессора И. П. Павлова, в функции второй сигнальной системы. Языковой знак, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее, обусловлен, в конечном счете, процессом познания реальной действительности. Язык является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления. Наличие языка является необходимым инструментом обобщающей деятельности мышления. Однако язык и мышление не тождественны. Раз возникнув, язык является относительно самостоятельным, обладая специфическими законами, отличными от законов мышления. Поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т.д. К тому же язык представляет собой определенную систему, " структуру", со своей внутренней организацией, вне которой нельзя понять природу и значение языкового знака”.

“Язык рассматривается как продукт интеллигенции, состоящий в том, чтобы ее представления проявлять в некоторой внешней стихии”.