ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Военные стратегии на пк список. Лучшие стратегии на пк всех времен

Военные стратегии - игры, в которых на первом месте стоит планирование. Даже самый грозный противник может быть побежден при помощи грамотных тактических приемов. Подобные продукты не всегда обладают хорошей графикой или мощным физическим движком, однако в большинстве случаев заставляют геймера думать. В статье будет описано несколько лучших военных стратегий.

Company of Heroes

Company of Heroes - военная стратегия, геймплей которой очень похож на Warhammer 40K. Игроку придется командовать не отдельными юнитами, минимальная единица здесь - отряд бойцов. Каждая группа имеет свои очки жизней, и если их значение падает до нуля, то погибнет все отделение. Оснащение армии вооружением также лежит на плечах геймера. Определить, какое оружие будет в руках у бойцов, может только он. После гибели или расформирования взвода вооружение не пропадает, его снова можно подобрать и вручить уже другому отделению.

У каждой стороны конфликта имеются свои уникальные направления развития. Пехота, десант и танки, если геймер будет играть за американцев. Оборона, наступление и пропаганда у немцев. Продвижение в них откроет новые боевые единицы и тактические приемы.

Отряды бойцов после победы в сражении получают опыт, с его ростом увеличивается максимальный уровень их здоровья и брони. Помимо этого улучшению поддаются такие характеристики, как дальность обзора и атакующая мощь.

Total War: Shogun 2

Описывая лучшие военные стратегии, нельзя обойти стороной Total War. Эта игра позволяет управлять не просто армией, а целой империей. Партия ведется в двух режимах - управление государством происходит пошагово, а военные столкновения требуют реакции, ибо протекают так, как и в любой другой RTS.

Во втором случае, помимо стандартного перемещения отрядов, необходимо применять грамотные тактические приемы. Далеко не всегда превосходство в числе приведет к победе. Правильная расстановка войск на местности способна перевернуть весь план битвы, составленный противником, а засада повергнет в панику даже самую могущественную армию.

World in Conflict: Soviet Assault

Ни один обзор, затрагивающий лучшие военные стратегии, не обходится без описания World in Conflict. Действие происходит в альтернативной реальности. Советский Союз вторгся в Америку, задача игрока - защититься и заставить армию СССР отступить. Однопользовательский режим представлен одной-единственной компанией. Разработчики подняли уровень кинематографичности сцен в ней на тот уровень, который ранее стратегиям был недостижим. Аддон Soviet Assault позволяет взглянуть на происходящее со стороны СССР.

В World in Conflct первое время очень непривычно играть. Стратегии военные никогда не остаются без микроменеджмента. Геймер должен добывать ресурсы или копить очки влияния, чтобы построить базу, нанять бойцов, открыть новое улучшение. В World in Conflict ничего этого нет. В начале битвы каждой стороне конфликта предоставляется определенное количество очков командования и список целей. Первые могут использоваться для вызова подкрепления.

В сетевом режиме невозможно победить без применения грамотных тактических приемов и рельефа. На одной карте разрешено принимать участие 16 игрокам. При увеличении количества союзников и противников роль каждого отдельного игрока уменьшается, а главным козырем становится командное взаимодействие. При входе в сетевой режим каждый геймер делает выбор, который определяет, какие ему будут доступны бойцы и вспомогательные способности. Каждый вид войск уязвим, если работает в одиночку.

"Блицкриг-2"

"Блицкриг-2" представляет русские военные стратегии. Эта игра - настоящее испытание только для истинных полководцев. Парой танков пробить крепкую оборону врага не получится, а солдаты, получившие ранение, надолго покинут строй.

В каждой битве необходимо грамотно использовать свои войска. Пехота в поле вряд ли сможет разобраться даже с одним танком неприятеля. Однако если солдаты займут высоту или окопаются, то станут грозной силой, которая будет способна сдержать наступление врага. Танки на равнине - мощное оружие, и никакой противник им не страшен, но вместе с тем в городе они быстро превратятся в металлолом без должной поддержки. Задавить врага числом невозможно. Командование ограничивает количество подкреплений.

"В тылу врага"

Это еще один продукт, представляющий русские игры. Стратегии военные этой серии обладают продвинутой физической моделью. И в первую очередь при помощи нее создан необычный геймплей. Укрывшись за окном деревянного дома, боец может остановить почти любое число вражеских пехотинцев, однако танк или броневик способен снести это "неприступное" укрепление. Если же у противника в наличии не окажется тяжелой техники, хитрые солдаты могут подпалить дом коктейлями Молотова.

"В тылу врага" не оставляет мест, где можно полностью почувствовать себя в безопасности. Когда даже самое крепкое укрытие рассыпается от залпа вражеских танков, а бронированная техника останавливается посреди поля с заклинившим орудием или заглохшим двигателем, ситуация в бою меняется на корню, заставляя игрока продумывать новый план действий. И происходит это каждую минуту.

Только что ваши доблестные бойцы атаковали, а через секунду экипаж покидает боевую машину, спасаясь от пожара и не представляя никакой угрозы для немецкого пулеметчика. Возможна и обратная ситуация - весь бой приходилось обороняться, но одна граната перевернула все вверх тормашками и принесла победу.

Военная стратегия "В тылу врага" использует старую как мир тактическую систему "камень-ножницы-бумага". Броневики всесильны в бою против пехоты, танкам достаточно один раз выстрелить, чтобы подорвать броневик, а пехота может обездвижить танк, кинув гранату. Конечно, деталей намного больше, чем кажется. Например, винтовки бьют на большее расстояние, но и перезаряжаются долго, фугасный снаряд с легкостью разрушит дом, но для уничтожения техники лучше подойдет бронебойный. Осколочная граната хороша против пехоты, но бронированным машинам такое оружие повреждений не нанесет.

WarGame: AirLand Battle

Эта игра представляет те военные стратегии на компьютер, которые полностью исключают лишние заботы, связанные с постройкой зданий. Все внимание WarGame приковывает исключительно к сражениям. Командовать придется собственной армией, в ее составе могут быть танки, пехота, артиллерия, самолеты и вертолеты. Битвы происходят в сельской местности. А размер некоторых карт равен 150 квадратным километрам.

Разработчики уделили огромное внимание деталям. Танки могут ехать по шоссе или полю, сносить постройки; пехота - незаметно передвигаться в лесах или удерживать важную высоту. Однако бронированной технике требуется топливо, а стрельба из винтовок невозможна без патронов. Если отдельным группам не будут поставляться припасы, армия не сможет ни атаковать, ни обороняться.

Никакие иные военные стратегии на ПК не создают атмосферу, подобную той, которая создает накал в WarGame. Опустив камеру до самой земли, вы увидите, что изображение будет вздрагивать от взрывов артиллерийских снарядов. Леса будут гореть, а танки - утопать в клубах дыма.

DEFCON

Очень необычный представитель жанра. Эта игра о той войне, в которой невозможно победить - о ядерном противостоянии. Мир представлен простой векторной картой. Перед началом партии всем участникам выдается определенное количество военного имущества, и мир начинает отсчитывать время до своего конца. Чтобы выйти на лидирующие позиции, следует оптимально использовать всё, что имеется в наличии.

Лучшие военные стратегии на ПК никогда не были так просты и абстрактны, как DEFCON. Здесь практически нет графики. Остановить все ракеты, выпущенные в сторону территории вашей страны, невозможно. Целые регионы будут стерты с лица Земли, армии потеряны, однако все происходящее отображается лишь цифрами статистики. Никаких эпичных сцен и голливудских спецэффектов.

DEFCON - игра сродни шахматам. На протяжении всего матча внутренние алгоритмы рассчитывают уровень опасности. Чем он выше, тем больше действий позволяется выполнить за один ход. В основном все крутится вокруг удачного размещения флота, подводных лодок, бомбардировщиков, ракетных шахт, радаров. Чтобы победить, необходимо рассчитывать, предчувствовать и угадывать, что именно сделает противник в данный момент времени.

За каждый ход, на котором участник войны убил какое-либо количество людей в государстве врага, начисляются очки. Если же ядерная ракета взрывается на подконтрольной игроку территории, очки эти вычитаются. Тот, у кого это число в конце поединка будет наибольшим, побеждает. Одна партия длится около 45 минут.

Total Annihilation

Это культовая игра. Почти все современные военные стратегии на ПК используют наработки, ранее реализованные в Total Annihilation. Самое главное отличие этой игры - дистанционное оружие, которое позволяет вести бой не только на близких и средних дистанциях, но и на дальних и сверхдальних. Мобильная артиллерия или ракетные войска с легкостью разделаются даже с самой сильной обороной противника. Артиллерийский блок и система радаров позволят выиграть битву, не потеряв и одного своего юнита. Хотя для защиты от такого оружия могут использоваться силовые щиты и антирадары.

Командир - еще одна особенность, из-за которой в Total Annoholation интересно играть. Стратегии военные в первую очередь заставляют геймера захватывать точки или уничтожать противника для победы. Конечно, в рассматриваемом продукте эти цели никуда не делись, однако во главе угла стоит захват вражеского командира и защита своего. Командир умеет ремонтировать здания и технику, собирать металлолом быстрее других строителей, но возводит ограниченное количество сооружений. Вместе с тем только он может захватить чужой юнит или постройку, что очень полезно. Ну и классически главный герой обладает очень большой огневой мощью. Может остановить или задержать наступление противника практически в одиночку.

Рассматриваемая военная стратегия не устанавливает никаких лимитов на сбор ресурсов. Их тут бесконечно много. Ограничивается только скорость их накопления. Энергия вырабатывается электростанциями. Металлолом может быть добыт из месторождений, переработан из энергии или собран с поля боя.

Как известно, во многих современных играх убитые противники куда-то исчезают. Здесь же обломки техники остаются на карте до самого конца партии. Такое положение вещей позволяет применять неожиданные стратегические ходы. Так, если установить в первых рядах обороны слабые лазеры, которые не взрывают бронированные машины, а оставляют крупные обломки, атака противника захлебнется, и ему нужно будет отступить.

Warzone 2100

Описывая лучшие военные стратегии на ПК, нельзя обделить вниманием Warzone 2100. Действие происходит в постапокалиптическом мире второй половины XXI века. Игрок - один из тех, кто выжил после атомной катастрофы. Вместе с группой других людей главному герою придется восстанавливать мир.

В самом начале кампании создается три группы - "Альфа", "Бета", "Гамма". Каждая из них действует в определенном районе и должна собирать артефакты, которые могут помочь в восстановлении утерянных научных знаний. По мере прохождения геймеру будут предоставляться все более и более продвинутые технологии.

Главная отличительная черта Warzone 2100 - возможность создания боевых юнитов самостоятельно, на основе открытых технологий. Эта военная стратегия предлагает игроку не только командовать войсками, но и стать конструктором танков, артиллерийских орудий, самолетов, роботов. Если подсчитать, получится, что на основе всех доступных модулей можно создать более 2000 уникальных прототипов боевой техники.

С начала 90-х и до середины 00-х стратегии властвовали над умами игроков, получая заслуженный почет и уважение. Увы, но их золотая пора минула: RTS (стратегии в реальном времени) не могут конкурировать в зрелищности с очередным Battlefield, с динамикой Overwatch или сюжетом Witcher 3. Поэтому геймерам приходится довольствоваться очередным перепрохождением старой-доброй классики или ожидать выхода новой «Цивилизации».

Впрочем, не все так пессимистично. Наш рейтинг лучших стратегий позволит установить самых достойных представителей жанра, а также узнать о последних релизах, которые подарили некоторым классическим стратегиям вторую жизнь. Надеемся, этот ТОП-10 окажется информативным. Если же нет: комментарии и голосование внизу статьи в помощь.

Рейтинг лучших стратегий

Stronghold вышла на свет в золотую эпоху RTS — в 2001 году. В то время большинство стратегий пытались подражать либо C&C, либо Warcraft, но у «Стронгхолд» были иные планы.

В игре была хорошо проработанная экономическая составляющая. Хотя количество доступных ресурсов не далеко ушло от стандартных «дерево/железо/золото/камень/еда», появился необычный параметр — «Популярность». Она обеспечивала приток новых жителей в город и зависела от многих факторов: налогообложения, разнообразия доступной пищи, развлечений.

Чтобы нанять солдат, недостаточно было построить казарму. Нужно было возвести здания, производящие оружие. Обеспечить оружейников нужным строительным материалом. Подождать, пока хромающий дед вальяжной походкой доставит в арсенал выстроганный лук… Теперь можно нанять одного лучника. И так со всеми типами войск! Нельзя просто поставить казарму и «наклацать» любых юнитов — этому предшествовала организация полного цикла производства оружия и амуниции. Неудивительно, что в игре был ряд экономических миссий, которые не уступали по сложности военным.


Обычное безмятежное утро в Stronghold Crusader

Впрочем, особую популярность завоевала не первая часть, а ее продолжение: Stronghold Crusaders, которая появилась в следующем, 2002 году. Как следует из названия, игра была посвящена противостоянию арабов и крестоносцев. К сожалению, исчез режим атаки/защиты замка (единственное, ради чего стоит уделить внимание первой части), зато появилось больше юнитов, часть из которых можно было нанимать за золото без производства оружия. За деньги нанимались исключительно воины пустыни, в то время как европейские солдаты и дальше должны были снаряжаться оружием собственного производства.

Игра остается популярной до сих пор благодаря мультиплееру и выходу дополнения Crusaders Extreme. Также этому способствует простая, но достаточно разнообразная система постройки фортификационных сооружений: Стронгхолд позволяет обнести замок зубчатыми стенами и высокими башнями, оснастить их защитными орудиями и лучниками, установить дополнительные ловушки и выкопать ров с водой.

Первая часть Command & Conquer вышла в 1995 году, став на то время настоящим прорывом жанра и составив серьезную конкуренцию Варкрафту и Дюне. Многие привычные ныне особенности геймплея на то время выглядели революционными:

  • Выделение и направление группы юнитов всего одним щелчком мыши;
  • Присутствие нейтральных юнитов, зданий и других объектов, с которыми можно взаимодействовать (читай «разносить в хлам»);
  • Система разделения юнитов по классам. Появился принцип «камень, ножницы, бумага» — первый тип юнита эффективен против второго, но уязвим для третьего и т.д.;
  • В игре стали использоваться видеоролики и анимационные заставки. В паре с классным саундтреком, они позволили игрокам «проникнуться» историей вселенной C&C, а не воспринимать ее как очередную безымянную шахматную доску для оттачивания своих тактических способностей;
  • Наличие всего одного ресурса, тиберия — именно за него и ведутся все войны во вселенной этой игры.

C&C оказалась обрела популярность со всеми вытекающими: многие элементы геймплея разошлись по другим играм, став привычными элементами большинства стратегий. Кроме классической серии C&C, которая радует своих поклонников новыми релизами до сих пор, со временем появились две «альтернативные» версии вселенной игры. Это Command & Conquer: Generals (2003) и ставшая весьма популярной линейка игр Red Allert.

  • Red Allert

Советы как бы передают пламенный привет старику Эйнштейну

Red Allert вполне заслуживает отдельной статьи. Эта игра вобрала в себя невероятное количество безумия и «клюквы» на тему холодной войны и противостояния НАТО и СССР. Вот краткое описание предыстории вселенной игры: насмотревшись на ужасы Второй мировой, в 1946 году старик Эйнштейн решает смастерить машину времени и вернуться в прошлое, чтобы изничтожить Гитлера. В результате чаша весов качнулась в другую сторону: товарищ Сталин решает построить свой собственный, коммунистический Рейх, и Европе вместе с союзниками все-равно приходится воевать.

Насколько была успешна игра, судите сами: во всем мире было продано 35 млн копий. В книге рекордов Гинесса появилась запись, уверяющая, что Red Allert — самая продаваемая RTS в мире. В 2000 и 2001 годах вышли Red Allert 2 и Red Allert 2: Yuri’s Revenge, которые до сих пор остаются классическим выбором олдфагов. Впрочем, для почитателей более современной графики, есть и третья часть RA.

Warhammer — обширная вымышленная вселенная, на основании которой построены многие книги, комиксы, фильмы, компьютерные и настольные игры. При этом существует две версии этой вселенной: Warhammer Fantasy и Warhammer 40,000. В первом случае, как следует из названия, Вархаммер верен канонам фэнтези и радует поклонников Толкина и прочих «эльфов». А Warhammer 40,000 создает некий микс из фэнтези и , отодвигая противостояние поближе к звездам.

Игр, связанных с Warhammer 40.000, можно насчитать около 20. Но только одна из них у любого поклонника стратегий всегда ассоциируется со словом «Вархаммер»: это единственная и неповторимая Warhammer 40 000: Dawn of War, вышедшая в 2004 году.

Стратегии, в привычном понимании этого слова, места предоставлено не так и много: в центре внимания оказывается тактика. Здания строятся быстро, а ресурсов предусмотрено всего 2: энергия, для которой нужно строить генераторы, и специальные баллы, которые можно получить, удерживая чек-пойнты под натиском неприятеля.

Создатели игры как бы с первых минут прямо заявляют: оставьте всю эту возню с постройкой базы и экономическим развитием для ботанов. Вселенная WH40K создана исключительно для того, чтобы заставлять закованных в латы десантников драться с различными монстрами (от орков до более экзотических созданий). Так что никакого длительного экономического развития в ней не предвидится: только сражения с первой до последней минуты.


Warhammer 40,000: Dawn of War 2 как будто создана для Джереми Кларксона из «Топ Гир»: с воплем «Power!!!», игрок разметает всех врагов на своем пути. Тактика? Не, не слышал.

В 2009 году состоялся релиз Warhammer 40 000: Dawn of War 2, которая получила высокие оценки игроков, была тщательно похвалена многими игровыми изданиями, но… внезапно оказалась не стратегией. Верные почитатели первой части с ужасом обнаружили, что долгожданная Dawn of War 2 стала больше напоминать RPG типа Diablo, чем себя же 5-летней давности. Правда, это не помешало игре найти своих поклонников, которые уверяют, что мультиплеер сохранил все необходимые элементы RTS и вполне удовлетворителен.

7. Total War

Забавно, что Total War и Warhammer 40 000: Dawn of War расположились по соседству в рейтинге лучших стратегий, ведь как раз в мае этого года вышла Total War: Warhammer — первая TW, посвященная вселенной Вархаммер. Правда, не Warhammer 40.000, а Warhammer Fantasy — так что она, в первую очередь, придется по вкусу любителям фэнтезийных миров. Впрочем, давайте обо всем по порядку — ведь выходу этой игры предшествовало 9 других частей, которые и принесли TW всемирную известность.

Главной отличительной особенностью Total War является удачное соединение пошагового режима и RTS: уровень каждого из них выбирается отдельно. Главное действо разворачивается на глобальной карте мира, в которой все происходит пошагово. Но сражения загружаются отдельно и стремительно развиваются в режиме реального времени. Игрокам предстоит с умом использовать особенности местности и различные типы юнитов, что позволяет получить преимущество даже над превосходящими силами противника.


Первая TW вышла в 2000 году. Но всемирную известность серии принесла ее третья часть, Rome: Total War, в которой использовался трехмерный движок. Как следует из названия, действие происходило во времена Римской империи. Кроме «классических» европейских наций, в игре были доступны арабские империи (Египет) и даже варвары. В зависимости от выбранной стороны отличались не только юниты, но и архитектура городов. Популярность этой части последующие TW так и не смогли переплюнуть.

В 2013 вышла Rome: Total War II — изначально забагованная, но позднее доведенная до ума с помощью многочисленных патчей. Вероятно, вдохновившись «Цивилизацией», разработчики Rome 2 добавили возможность побеждать не только путем завоевания, но и с помощью культуры и торговли. Впрочем, это не единственная часть, достойная внимания: Napoleon, Attila, Shogun 2 и упомянутый ранее Warhammer также по-своему интересны.

Если бы мне удалось создать настолько успешный продукт, как Warcraft, я бы лет 20 почивал на лаврах, спуская все деньги каким-нибудь абсолютно бессмысленным способом. Но ребята из Blizzard не такие: сорвав заслуженные овации после выхода Warcraft 2, Близзарды взялись за работу над космической RTS. Правда, в результате у них все-равно получился Варкрафт: бета версия была нещадно раскритикована и воспринята как «орки в космосе». К счастью, разработчики прислушались к критике и полностью переделали графический движок и сеттинг. Так в 1998 году родился легендарный StarCraft.

В игре представлено 3 расы: зерги, протоссы и терраны, которые заимствованы со вселенной Вархаммера 40.000 (тираниды, эльдары, имперская гвардия). Впрочем, схожесть исключительно поверхностна: появившись на свет, СтарКрафт пошел собственным путем развития — вселенная этой игры обросла своими особенностями и сейчас имеет мало общего с Warhammer.

В большинстве стратегий, чтобы сохранить хрупкий баланс, все нации имеют одинаковый набор юнитов и зданий + несколько уникальных построек/солдат, которые вносят определенное разнообразие, но принципиально не влияют на тактику игры. StarCraft же наплевал на эти каноны. Все 3 расы абсолютно разные:

  • Зерги далеки от технологий и науки, добиваются превосходства исключительно количеством.
  • Высокодуховные протоссы являются полной противоположностью зергов: каждый протосс мнит себя важной личностью с богатым внутренним миром, поэтому стоит немало ресурсов, но и бьет, соответственно, больно и сильно.
  • Терраны (от слова «терра») представляют в игре человеков. Являются «золотой серединой» между зергами и протоссами.

Красивые огоньки Star Craft 2 заманивают доверчивых школьников и вызывают скептическую усмешку олдфагов

Такие разительные отличия между расами дали игре солидное преимущество перед остальными RTS, завоевав ей репутацию «умной» стратегии, в которой нужно не просто «наплодить» как можно большую армию, а продумать свои действия наперед, проявив стратегические и тактические умения. Не последнюю роль играет и микроконтроль: если протоссы не особо требовательны к точности управления, то успех наступательный операций других рас, особенно зергов, напрямую зависит от скорости и точности реакции игрока.

В 2010 году вышла StarCraft II. Современная графика и отличный мультиплеер позволили игре вернуть былую славу и занять свое законное место в киберспорте. Хотя олдфаги уверяют, что уникальный баланс первого SC отчасти утерян, СтарКрафт 2 получил высокие оценки самых разных игровых изданий (в среднем 9 из 10) и подарил ей вторую жизнь.

5. Age of Empires

В 1997 году вышла первая часть Age of Empires: все тот же Варкрафт, только в профиль. Вместо фэнтезийных рас в игре было представлено 12 человеческих наций, которые могли развиваться от каменного века до античности. Фурора в игровом мире эта игра не совершила, но в целом была воспринята благоприятно, что вдохновило ее создателей начать работу над второй частью.

Спустя 2 года вышла Age of Empires II: The Age of Kings, которая стала поистине легендарной. Она затмила не только первую часть, но и многих тогдашних «китов» этого жанра, отвоевав себе приличную армию поклонников. В 2000 году появился аддон Age of Empires II: The Conquerors, который добавил в игру 5 новых наций с уникальными юнитами, а также дополнительные миссии и технологии. Именно эта часть игры и стала самой популярной в серии Age of Empires. В чем причина ее успеха?

  • Разнообразие наций. В The Conquerors насчитывалось 18 наций, многие из которых были довольно экзотичны: гунны, тевтонцы, сарацины, кельты, персы, ацтеки, майя и т.д. По сути, именно эта игра заложила моду на стратегии с множеством разных цивилизаций.
  • Возможность развития. Вторая «фишка», которая была впервые среди стратегий реализована именно AoE 2 — переход из одной исторической эпохи в другую. Все это сопровождалось довольно обширным деревом технологий, для исследования которых необходимо было строить различные здания и тратить ресурсы.
  • Баланс. Само собой, нации отличались не только цветом и разным дизайном зданий. Каждая из них имела собственные бонусы и уникальных юнитов. Одни имели экономическое преимущество, другие более сильную кавалерию, третьи классные осадные орудия, четвертые дальнобойный флот и т.д. Все это разнообразие было довольно сбалансированным без явных фаворитов. В результате, Age of Empires 2 приглянулась многим любителям сетевых баталий.

Как оказалось, красивая картинка не может заменить интересный геймплей

В 2005 году вышла Age of Empires III. Она была неплоха, но до успеха своей предшественницы и близко не дотягивала. В результате, после нескольких аддонов, Microsoft сдались и, на радость фанатов, вернулись к Age of Empires 2. В 2013 году они выпустили Age of Empires 2: HD edition, а затем еще 2 аддона: The Forgotten (5 новых наций, в том числе славяне) и The African Kingdoms (еще 4 нации и «африканские» кампании). Так что на сегодняшний день AoE 2 продолжает развиваться и радовать поклонников новыми дополнениями.

4. Казаки

Успех Age of Empires привлек внимание многих игроделов: они перестали пытаться создать собственный «варкрафт», переключившись на «Эпоху империй» (которая, несомненно, создавалась под вдохновением от Warcraft). Вот и ребята из украинской компании GSC Game World создали RTS, которая концептуально имеет много общего с AoE.

Игра «Казаки», вышедшая в 2001 году, оказалась настолько успешна, что в глазах многих отечественных стратегов надолго затмила «Эпоху». Если верить «Игромании», то в свое время «Казаки» стали самой продаваемой отечественной игрой (более 1 миллиона копий).

«Казаки» продолжили идею многочисленных игровых наций. Во втором аддоне первой части, который назывался «Снова война», было доступно 20 разных стран. И если в «Эпохе» не было ни одной славянской нации, то в «Казаках» была доступна не только Россия, но и Украина (что логично, следуя из названия и географического расположения разработчиков). Были и более изысканные нации, вроде Пьемонта и Саксонии.

В отличие от других стратегий, в «Казаках» ресурсы тратились не только на приобретение юнитов, но и на их содержание. Без еды начинался голод, а наемники, приобретенные за золото, поднимали восстание, стоило казне опустеть. Чтобы использовать огнестрельное оружие, необходимы были железо и уголь — без них стрелки и артиллерия оказывались беззащитны.

Также в игре можно было захватывать некоторые вражеские здания, артиллерию и крестьян (кроме украинских, с ними как обычно: воля або смерть). В сравнении с «Эпохой империй», «Казаки» казались более динамичными, позволяя создавать невероятное количество каких-то безумных и бесстрашных юнитов — в сетевой игре схватки таких полчищ выглядели эпично и захватывающе.

  • Казаки 2

В 2005 году вышли «Казаки 2»: не смотря на высокие оценки многих игровых изданий, игра не вызывала того восторга, что первая часть. В ней было переработано абсолютно все: она стала более реалистичной и продуманной. Никаких «спорных» наций, набегов орд бесстрашных безумцев и апгрейдов древних ружей до такой степени эффективности, что даже Калашникову становится завидно.

Сражения в «Казаках II» заставляли учитывать особенности местности, подолгу перезаряжать ружья и следить за боевым духом солдат, которые могут струсить и броситься в рассыпную. Звучит, вроде бы, неплохо, но в сетевой игре от былого веселья не осталось и следа.

  • Казаки 3

А 21 сентября 2016 года вышли долгожданные «Казаки 3», о которых никто уже и не мечтал. И все бы хорошо, если бы не цифра 3 в названии — все ожидали продолжения серии, а получили ремастеринг первой части. Старая игра была перенесена на новый графический движок, геймплей полностью взят с оригинальных «Казаков». Добавьте к этому приличное количество багов, которые GSC Game World активно исправляли после релиза с помощью различных патчей, и вы поймете, почему многие геймеры почувствовали себя обманутыми. Все-таки, GSC стоило объявить о том, что игра является ремастерингом первой части до релиза, а не после него.

3. Heroes of Might and Magic

Первая часть пошаговой стратегии Heroes of Might and Magic вышла в далеком 1995 году. Ее предшественником была King’s Bounty, которая появилась еще в 1991 году. Но всеобщая любовь и признание к HoMM приходили постепенно, накрыв Heroes of Might and Magic III с головой где-то ближе к 1999 году.

Действие всех «Героев» происходит в некой фэнтезийной вселенной. Расы есть, но игрок к ним не привязан: герой может завоевывать замки любых фракций и нанимать любых доступных юнитов. Так что под одними знаменами может собраться самая разношерстная и дикая братия: эльфы и скелеты, кентавры и драконы, люди и элементали.

Сражения происходят на поле, разделенном на тайлы (шестиугольники). Юниты одного типа занимают одну клетку вне зависимости от их количества. Ходы осуществляются по очереди, герой же смотрит на это действо со стороны, время от времени пытаясь помочь своей армии, кастуя различные заклинания. Постепенно герой получает опыт, изучает новые скиллы и собирает различные артефакты, делающие его лучше и выше.

HoMM IV вышли в 2004 году и были восприняты, мягко говоря, неоднозначно: уж слишком много оказалось нововведений. Главное и ключевое новшество касалось героев: из пассивных наблюдателей они превратились в активных участников баталий, которые могли передвигаться, наносить урон и подвергаться атаке подобно остальным юнитам. Герои могли путешествовать вообще без войск: по одному или сбившись в банду из 7 персонажей. Прокачавшись как следует, одинокий герой мог самостоятельно вынести многочисленную армию.

Была и обратная сторона медали: если удавалось вначале боя убить вражеского героя, можно было получить солидное преимущество. Например, имело смысл организовать диверсионную атаку на неприятеля, уложить предводителя войска и отступить — обезглавленная армия теряла возможность захватывать шахты и замки, что заставляло ее отступать и тащить бездыханную тушку полководца домой.

Все эти нововведения породили несметные просторы для споров и холливаров: поскольку с выхода третьей части прошло 6 лет, появилось новое поколение геймеров, которые «Героев» до этого в глаза не видели — им HoMM4 пришлись по душе. А вот те, кто вырос на предыдущих частях, испытали баттхерт смешанные чувства.

  • Heroes of Might and Magic V

Споры между сторонниками и противниками четвертой части остановил релиз Heroes of Might and Magic V, который состоялся в 2006 году: вчерашние противники объединили свои усилия в общем порыве выразить претензии по поводу мультяшной графики для любителей аниме. Если же закрыть глаза на картинку, по геймплею «Герои 5» были осовремененной копией третьей части — очевидно, разработчики не стали экспериментировать, чтобы подзаработать на ностальгии фанатов серии.

На этом заканчиваются классические «Герои» и начинается нечто совершенно непонятное. HoMM 6 и 7 превратилось в некий альтернативный продукт, настолько далекий от оригинала, что на их фоне даже «Герои 4» выглядят эталоном кошерности. Поэтому большинство поклонников «Героев» предпочитают играть в более ранние версии, с 3 по 5. Но самыми популярными остаются Третьи ХоММы. Тем более, что в 2015 году вышла HD-версия этой игры.

2. Civilization

Первая «Цивилизация» появилась в лохматом 1991 году и, как поговаривают, являлась цифровой версией одноименной настольной игры начала 80-х. Поскольку в те времена компьютеры у простых смертных не водились, о новой стратегической игрушке подозревали немногие: преимущественно работники НИИ и прочих интересных предприятий.

Тем не менее, игра оказалась вполне успешной: какой инженер мог устоять от искушения после напряженной рабочей смены примерять на себя роль Сталина или Ганди? Наличие Цивилопедии, детальной игровой энциклопедии, выгодно отличало Civilization от других стратегий тех времен.

  • Civilization II

В 1996 году Сид Мейер и компания выпустили вторую часть Цивы, которая, благодаря большей распространенности компьютеров, стала вполне успешным коммерческим продуктом. Не смотря на посредственную графику, в игре были классные моменты: к примеру, при постройке чуда света проигрывался видеофрагмент реальной кинохроники. Можно было увидеть запуск «Аполлона» или ядерной ракеты, съемки Сикстинской капеллы или Нотр-Дам де Пари. В последующих частях кино заменили обычной анимацией.

  • Civilization III

2001 год отметился выходом Civilization III: первой Цивы с приятной графикой. Даже сейчас она смотрится вполне привлекательно, а в 2001 году эта картинка вызывала настоящий восторг. Геймплей также претерпел определенные изменения. В Civ 2 игроки старались не собирать много юнитов на одной клетке, т.к. в случае вражеской атаки и гибели одного из них погибали все, кто стоял на клетке. В Civ 3 ничего подобного не происходило: чтобы очистить клетку от вражин, необходимо было уничтожить их всех.

Поэтому очевидная и единственная тактика ведения войны в третьей Циве: создание так называемого стека — толпы разношерстных юнитов на одной клетке. Время от времени появлялся лидер, который мог объединить 3 юнитов под своими знаменами. Такое образование называлось армией и представляло собой эдакого толстого юнита с 20НР. С помощью армии можно было выпилить практически все, что угодно.


Окно города — лучшее, что было в Civilization III

Фирменной фишкой второй и третьей Цивы стала ситуация, в которой технологически отсталый юнит, имея больше боевого опыта, мог спокойно уничтожить какое-нибудь чудо-оружие будущего. Например, в порядке вещей была ситуация, когда копейщик точным ударом разрывал в клочья вражеский танк или лучник, как следует натянув тетиву, сбивал вражеский бомбардировщик. Особо забавлял тот факт, что самолет сбивался одинаково успешно не только лучником, но и мечником. В последующих частях эта проблема была отчасти решена, но в первых Цивах такие события порождали немало приступов истерии.

В Civilization III был целый ряд нововведений, которые перекочевали во все последующие игры серии: разнообразные ресурсы на карте, Золотой век, культурное влияние на соседние города, с помощью которого можно было ассимилировать соседнее поселение, дерево технологий (в предыдущих частях приходилось запоминать или записывать последовательность открытий различных наук).

  • Civilization IV

Civilization IV, вышедшая в 2005 году, обзавелась трехмерным изображением. Игроки, привыкшие к третьей Циве, настороженно восприняли непривычную графику, так не похожую на предыдущую часть. В игре появились религия и шпионаж (аддон Beyond the Sword), а действия авиации стали более реалистичны: самолеты совершали налеты из города и не могли быть сбиты каким-то суровым копейщиком. Проблема скоплений большого количества юнитов на одной клетке отчасти решалась как раз авиацией или артиллерией: урон от их атаки получали все юниты в стеке.

Наступил 2010 год и вышла Civilization V. На смену квадратным клеткам пришли более удобные и практичные гексы: с ними границы государств избавились от странной линейной угловатости и стали более правдоподобными. Систему накопления громадного количества юнитов на одной клетке снесли под корень: теперь на одном шестиугольнике мог размещаться только один военный юнит. При этом их сделали эффективнее и сильнее.

На содержание определенных юнитов требовалось тратить стратегические ресурсы: лошадей, железо, нефть, уголь или уран. Не имея их под рукой, государство рисковало остаться без кавалерии, линкоров, ядерного оружия и авиации, что не только добавило реализма, но и заставило игроков осторожно распоряжаться ресурсами вместо того, чтобы клепать в неимоверных количествах все, что вздумается.

Тактика постройки как можно большего количества городов также отжила свое: большие империи получали штрафы по культуре и науке, а население начинало проявлять недовольство. Так что появилось несколько различных тактик: развитие через 4-5 городов с большим количеством населения или постройка большего количества поселений, но с меньшим количеством жителей в городах. Стала возможна победа и с одним единственным городом (привет от Венеции).

Еще одно нововведение: появление городов-государств, которые не претендуют на мировое господство. Дружба с ними приносила различные бонусы: ресурсы, очки науки, культуры или религии, юнитов и дополнительные голоса в Конгрессе.

Стоит отметить, что многие из функций, как и в предыдущих Цивах, были добавлены в аддонах: религия и шпионаж, караваны, возможность принимать различные резолюции в Конгрессе и ООН — в начальной версии без аддонов всего этого не было. Поэтому, читая отзывы об игре, не сложно проследить, как гнев поклонников серии постепенно сменялся на милость.

21 октября 2016 года состоялся релиз Civilization VI. Среди заметных нововведений: 2 дерева технологий, культурное и научное, которые открываются независимо друг от друга. Клетки вокруг городов необходимо застраивать специальными районами: научными, культурными, военными, религиозными, промышленными и т.д. Построить все точно не получится — банально не хватит клеток. Тем более, что каждое чудо света также требует отдельного тайла.

Описать все нововведения и особенности шестой Цивы сложно по причине ее свежести. Но игра уже получила высочайшие оценки различных игровых изданий, да и отзывы в Стиме, по большему счету, весьма положительные. И это не смотря на то, что обычно первая версия Civilization оказывается сыроватой и только со временем, с помощью нескольких аддонов превращается в шедевр. Но, судя по всему, шестая Цивилизация может стать первой представительницей серии, которая хороша изначально.

Сюжет Warcraft: Orcs and Humans завязан на противостоянии людей и орков. Как и в фильме, орки вываливаются в мир людей из портала и между ними начинается борьба за место под солнцем. Впрочем, первая часть привлекла к себе не так много внимания — вся слава досталась ее сиквелу, Warcraft II: Tides of Darkness, который вышел всего через год. Но только посмотрите, какие изменения в графике произошли за этот короткий период! Добавьте к приятной картинке интересные ролики и добротный сюжет, и все — шедевр готов.


Как бы «до» и «после» — год прошел не зря
  • Warcraft III

А вот продолжения банкета пришлось ждать долго — целых семь лет. И первая реакция игрового сообщества была неоднозначна: уж слишком много подозрительных новшеств появилось в игре:

  • Трехмерный движок;
  • 2 расы переросли в 4 (были добавлены ночные эльфы и нежить);
  • На картах появилось достаточно много нейтральных юнитов и монстров;
  • В игру были добавлены герои, которые накапливали опыт, прокачивали скиллы и кастовали всякие штуки (чем не RPG?);
  • Ролики стали еще ярче и красивее;
  • Сюжет еще закрученнее и пафоснее.

Вершиной эволюции третьей части стал выход Warcraft III: The Frozen Throne в 2003 году, которая и породила всеми памятную дотку (вряд ли открою Америку, если напомню, что DotA была создана в обычном редакторе карт Warcraft 3 и не рассматривалась как полноценная самостоятельная игра).

Был ли Warcraft родоначальником жанра RTS? Конечно, нет. Можно ли утверждать, что это лучшая стратегия в мире? Уверен, многие с этим не согласятся: C&C и Цивилизация, HoMM и Total War имеют солидные армии поклонников. Но, бесспорно, Варкрафт внес весомую лепту в жанр стратегий и, раз уж оказался на первом месте нашего рейтинга, значит… *здесь должен быть жизнеутверждающий тезис, но у меня нет ни одного подобного тезиса, связанного с Warcraft. Сорян, пацаны. Будут варианты — пишите в комментарии*

Для любителей тщательно обдумывать глобальные решения и руководить огромными армиями создан жанр стратегий. В таких играх можно стать командующим фронтом или же лидером целой нации. Также существуют стратегии, где нужно не только придумать тактику боя для своих воинов, но и развивать торговлю и дипломатию. Подобные игры являются отличной разминкой для мозгов. В некоторые из них разработчики встраивают энциклопедии, подробно освещающие события, произошедшие в разные исторические эпохи. Далее представлены лучшие стратегии на ПК – рейтинг топ 10.

10. Anno

Открывает рейтинг лучших стратегий на ПК серия игр Anno. Первая часть (Creation of new world) вышла в 1998 году. Всего есть 13 игр, охватывающих большинство современных эпох, порой включающих в себя альтернативную историю. Основной акцент сделан на торговле и обеспечении своих поселенцев ресурсами, чтобы они повышали свой социальный статус. Например, выпив чашку кофе, обычный гражданин может стать купцом или же дворянином, в зависимости от ситуации. Впрочем, геймплэй здесь построен не только на экономике. У соседних государств рано или поздно появится желание захватить богатства игрока. Поэтому всегда имеет смысл построить себе парочку лишних пушек.

Цезарь 3 – одна из лучших экономических стратегий на ПК, в которой игроку предстоит отстраивать города во славу Императора. После обучающей миссии разработчиками предлагается два варианта дальнейшего прохождения - военный и мирный. В первом случае на город будут регулярно нападать варвары, кроме того, внезапно может начаться мятеж. Во втором варианте врагов будет намного меньше. В некоторых миссиях их вообще не будет, но требования к процветанию поселения там намного выше. Если геймер не справляется с планом, который был составлен игрой, то император снимает его с должности губернатора. На город очень быстро нападают римские легионеры. В случае проигрыша, игрока отправят на галеры, после чего уровень придется переигрывать заново. Стоит отметить, что этот легион можно победить, построив оборону.

8. Total War: Attila

На 8 месте в топ 10 лучших стратегий на PC Total War: Attila. В этой игре есть как зрелищная боевка, так и неплохо реализованный пошаговый режим на глобальной карте. Действие Total War: Attila разворачивается в 395 году нашей эры, сразу после разделения Римской Империи на Запад и Восток. Игроку нужно возглавить один из народов и полностью захватить всю карту. Трудности начинаются практически сразу. Европа находится под ударом гуннов, а в землях Рима бушуют гражданские войны и бесчинствуют варвары. Иными словами Великое переселение народов в полном разгаре. Система дипломатии сделана хорошо и позволяет совершать различные хитрые ходы. ИИ достаточно умен и вполне может доставить немало проблем начинающему геймеру.

7. Age of Empires 2: The African Kingdoms

В десятку лучших стратегий на ПК вошла Age of Empires 2: The African Kingdoms - это дополнение для ремейка Age of Empires 2: HD Edition. По сравнению с оригинальной игрой была серьезно улучшена графика и встроен мультиплеер на серверах Steam. Также добавились новые нации и четыре полностью озвученные компании. Старая классика возродилась и была очень тепло встречена фанатами. Данный ремейк по праву считается одной из лучших игр всей серии Age of Empires.

Command & Conquer 4 — заключительная часть знаменитой и одной из лучших игр в жанре стратегий. Несмотря на то, что ГСБ и Братство НОД объединили свои усилия по спасению человеческого вида, последний этап противостояния - четвертая война за тиберий, уже не за горами. Разработчики капитально изменили весь геймплэй. Теперь, чтобы получать ресурсы, игроку необходимо захватывать и удерживать специальный узлы, контролирующие рост тиберия. Боевые единицы тоже подверглись изменению и делятся на классы нападения, обороны и поддержки. Фанаты и критики неоднозначно приняли игру - главным образом из-за ее направленности в сторону мультиплеера. Все остальные изменения были приняты общественностью вполне лояльно.

5. XCOM: Enemy Within

Серия пошаговых стратегий ХСОМ считается одной из лучших игр в своем роде. В основном, сюжет повествует о борьбе землян с пришельцами. Геймеру предстоит возглавить организацию ХСОМ и проводить различные операции против инопланетян, которые обладают сильным технологическим, а также численным преимуществом. Несюжетное дополнение Enemy Within добавило новые задания, оружие и мехов-роботов, для производства которых нужно построить специальную лабораторию. Атмосфера игры позволяет полностью погрузиться в благородное дело защиты Земли от инопланетян.

4. Civilization VI

Продолжает список лучших глобальная пошаговая стратегия Civilization VI. Одним из самых интересных нововведений стала новая система городов. Теперь поселения могут занимать несколько клеток и будут давать серьезные бонусы к экономике, а также науке. К сожалению, захватить отдельный квартал нельзя - городом владеет только тот, кто захватил центр. Цель игры осталась прежней - привести свою нацию к победе путем дипломатии, культуры или же военной экспансии. Тем не менее, студия Firaxis Games смогла сделать качественную игру, угодив фанатам серии.

3. Age of Mythology

Age of Mythology открывает тройку лучших стратегий на PC. Даже спустя десять лет после релиза игра имеет огромную фанатскую базу. Разрабатывалась Ensemble Studios, издателем выступила компания Microsoft Game Studios. Как и большинство стандартных RTS в Age of Mythology игроку необходимо отстраивать города, собирать ресурсы и строить войска, чтобы уничтожить вражеские армии и поселения. Сюжет игры является неким смешением греческой, скандинавской и египетской мифологий. Интересно, что игровой ИИ использовался в научных исследованиях. Ученые хотели выяснить, какое влияние оказывает слияние эмоциональной модели со стандартными скриптами бота. Согласно результатам, агрессивный вариант одерживал победу на 25% быстрее. Единственным недостатком стратегии оказались весьма однообразные задания в компании, однако это не уменьшило ее реиграбельность.

Все уже давно поняли, что компания Blizzard не делает плохих игр. Warcraft III в свое время была самой ожидаемой и лучшей стратегической компьютерной игрой на рынке, поэтому сложно найти геймера, который хоть раз не слышал о таких колоритных персонажах, как Артес, Иллидан и Тралл. Хорошо подобранная музыка позволяет полностью погрузиться в историю фэнтезийного мира. Кроме отличного сюжета, Warcraft обладает превосходной графикой, а также редактором карт, позволяющим полностью изменить характеристики юнитов, текстуры и создавать собственные кат-сцены. Это привело к созданию множества неофициальных карт, геймплэй которых разительно отличается от оригинальной игры. Самым известным примером является DotA, переросшая в отдельный крупный проект.

1. StarCraft II: Wings of Liberty

Starcraft II Wings of Liberty — самая известная и лучшая стратегия на ПК в реальном времени, которая быстро стала новой киберспортивной дисциплиной. Разработчики Blizzard даже не скрывали, что главное назначение их игры - сетевые матчи. Тем не менее, одиночная компания с крутым сюжетом присутствует. Терранам, протоссам и зергам вновь предстоит сойтись на эпических полях битвы. Главная задача в любой миссии - полное уничтожение противника и его зданий. Графический движок Havok и отличная графика лишь увеличивают удовольствие от процесса. Игра вышла долгоиграющей - благодаря хорошо проработанной вселенной, интересным фракциям и сетевым лигам, которые позволяют сражаться с другими игроками.

Дата выхода: 1996-2008 г.

Жанр: Стратегия в реальном времени (RTS)

Серия стратегий в реальном времени Red Alert рассказывает альтернативную версию истории. События разворачиваются после Второй мировой войны, и на этот раз в глобальном противостоянии схлестнулись западные страны в лице Альянса и Советский Союз. Кто окажется победителем в борьбе – целиком зависит от игрока и принимаемых им решений. Все события подаются с юмором, а сражения перемежаются кинематографическими вставками.

Важное отличие Red Alert от других стратегий – здесь нет ограничение на лимит, количество боевых юнитов. То есть, игрок может произвести столько бойцов, сколько позволит его экономика. Впечатляет и разнообразие образцов боевой техники – здесь есть и тяжелые танки, и авиация, и атомные подлодки. В некоторых миссия предстоит взять управление спец-юнитами, аналогами героев.

Серия игр Казаки

Дата выхода: 2001-2016 г.

Жанр: RTS

Казаки – культовая серия стратегических игр. Сражения, в которых предстоит участвовать игроку, относятся к периоду XVII-XIX веков. Никаких танков или самолетов, никаких паровых машин, пулеметов и прочих смертоносных механизмов, появившихся лет на сто позже. Вместо этого на полях баталий царят пехотные каре, массированные атаки конницы и пушки на лошадиной тяге. Соответствует историческому периоду и тактика в бою.

В зависимости от игры серии, в Казаках представлены разные европейские государства и некоторые мусульманские империи Африки и Азии. Механика в целом мало отличается от других стратегических платформ. Игрок должен собирать ресурсы (древесина, золото, уголь и не только), затем вкладывать их в строительство и найм войска. Большую роль играет и дипломатия Сражения чрезвычайно масштабны и красивы.

Sudden Strike

Дата выхода: 2000 г.

Жанр: RTS, варгейм

Противостояние 3, также известная как Sudden Strike, – игра во многом жанрообразующая. Именно в ней впервые удалось в полной мере совместить механику стратегии реального времени и исторический реализм. В Противостоянии 3 ландшафт – важнейшая составляющая игрового процесса. Без исключения все объекты на поле боя разрушаемы, могут и должны использоваться для достижения победы.

Сражения ведутся во время Второй мировой, а стороны представлены Советским Союзом, Союзниками и Третьим Рейхом, за каждую из которых своя кампания. У каждой стороны своя, исторически достоверная техника, но то как ей распорядиться, – решать игроку. Также примечательно, что в Противостоянии в принципе отсутствует экономическая составляющая, значит можно полностью погрузиться в сражения.

Warcraft 3

Дата выхода: 2002 г.

Жанр: RTS, стратегия с элементами РПГ

Шедевр стратегических игр – Warcraft III. В ней в смертельном единоборстве сошлись четыре расы – люди, эльфы, нежить и орки. У каждой из сторон свой стиль игры, свои боевые юниты, свои особенности экономики. Расы настолько разнообразны, что при первом прохождении усвоить все детали вряд ли получится – замечательный повод возвращаться к игре снова и снова!

Особенность Варика в том, что, помимо армии, игроку предлагается поуправлять и героями, этакими полководцами, которых после смерти можно воскресить. Сражения в стратегии протекают с небольшой скоростью, и особое значение приобретает микроконтроль, умение управлять каждым юнитом в отдельности. В таких условиях победить сможет лишь самый быстрый и креативный. Вдобавок к захватывающему геймплею, присутствует эпичный сюжет.

Command & Conquer: Generals 1 и 2

Дата выхода: 2003 г.

Жанр: RTS

В Generals 1 и 2 рассказывается о глобальном военном конфликте недалекого будущего. Соединенные Штаты и Китай совместно противостоят террористической группировке, известной как Глобальная Армия Освобождения. Боевые действия ведутся преимущественно в Азии, а также в воздухе и на море. Геймплей очень напоминает схожую стратегию Red Alert.

Сюжет в Generals делится на три компании, по одной на каждую фракцию. Историческая достоверность в целом соблюдена хорошо. Так, американцы сражаются технологичным оружием, китайцы делают ставку на численность армии, а террористы на партизанские действия и ракетные удары. Каждой из фракций придано супер-оружие в виде лазерной пушки, ядерной бомбы и баллистических ракет.

Блицкриг 1 и 2

Дата выхода: 2003-2005 г.

Жанр: RTS, варгейм

Идейно Блицкриг 1 и 2 – это продолжение стратегии Противостояние 3,но со множеством улучшений. Здесь повествуется о важнейших сражениях Второй мировой, стороны конфликта те же самые – СССР, Германия и Западные Союзники. Игроку предлагается поучаствовать в самых значимых битвах конфликта, начиная с блицкрига в Польше, заканчивая штурмом Берлина советскими войсками.

Как и в Противостоянии, Блицкриг 1 и 2 полностью освобождают игрока от необходимости добывать ресурсы и возводить постройки. Вместо этого все время уделяется управлению армиями и бесконечным сражениям в реальном времени. Происходящие на экране события максимально приближены к реальности – все объекты на карте разрушаемы, а характеристики военной техники переданы достоверно.

Warhammer 40.000: Dawn of War

Дата выхода: 2004 г.

Жанр: RTS

Молот войны 40,000: Рассвет войны – стратегия для тех, кто любит космический антураж, футуристическую военную технику, занимательный сюжет и много уничтоженных врагов. В битвах будущего сойдется несколько рас, среди которых традиционные для фентези орки и люди. В целом игра напоминает Warcraft III, особенно из-за наличия героев и связанных с ними элемента РПГ. Но есть и отличия, например, необычная экономическая модель.

Хотя ресурсы в Warhammer 40.000 и присутствуют, их значение минимально – вся экономика сводится к захвату контрольных точек, дающих энергию. Больше всего в игре впечатляет боевая модель. Кроме тяжелой техники, огнестрельного оружия и лазеров важную роль играет рукопашная. Каждый юнит так и норовит вынуть мечи и пойти в ближний бой, из-за чего битвы получаются весьма масштабными.

В тылу врага 1 и 2

Дата выхода: 2004-2006 г.

Жанр: RTS

В тылу врага 1 и 2 – не просто стратегические игры по сюжету Второй мировой. Также в них реализованы такие жанры, как ролевая игра и аркада, то есть к глобальным сражением прибавляется возможность точечного управления каждой боевой единицей. На эффективность юнитов оказывают влияние такие факторы, как усталость, боезапас и т.п. В целом В тылу врага подойдет тем, кто желает тотального контроля над происходящим.

По игровому процессу игра очень напоминает Блицкриг и серию Противостояние. Экономическая составляющая тут в принципе отсутствует, все время уходит на планирование и проведение операций. В определенные моменты времени к игроку подходят подкрепления, и его задача – ввести их в бой с максимальной эффективностью. В тылу врага 1 и 2 дает невиданную ранее свободу творчества для полководцев.

Age of Empires III

Дата выхода: 2005 г.

Жанр: RTS

Эпоха Империй III, как и все игры этой серии, предоставляет пользователю возможность развивать государство буквально с нуля. Начиная с родоплеменного строя, и заканчивая развитым капитализмом, игроку предстоит совершенствовать культуру и технику, параллельно сражаясь с наседающими противниками. Вариативность путей развития очень большая, что добавляет игровому процессу увлекательности.

В отличие от предыдущих игр серии, в третьей части число доступных наций сократили до восьми. Есть среди них и Россия, что особенно порадует наших игроков. У каждой из фракций свои уникальные особенности, характеристики и виды военных отрядов, здания и особенности развития. Достоверностью исторических событий сюжет не отличается, но геймплей по-прежнему увлекает. Игра довольно сложна в освоении, но затраченное время того стоит.

Company of Heroes

Дата выхода: 2006 г.

Жанр: RTS

Company of Heroes – еще одна стратегия в реальном времени на основе событий Второй мировой войны в Европе. На этот раз здесь лишь две противоборствующие стороны – американцы и Третий Рейх. Стиль игры за обе фракции в целом идентичен, но есть у сторон и уникальные особенности, например, специальные здания и виды войск. Три вида ресурсов в игре – топливо, оружие и люди.

Сражения очень напоминают таковые в стратегии Warhammer 40.000 – здесь нет отдельных боевых юнитов, вместо этого они соединены в подразделения. Боевые качества каждого отряда зависит от морали, обученности и вооружения каждого бойца в отдельности. Игроку придется много времени уделять на комплектование соединений, без этого добиться победы над врагом будет очень сложно. Отличившиеся отряды можно переносить в следующие миссии.

World in Conflict

Дата выхода: 2007 г.

Жанр: RTS

World in Conflict повествует о глобальном мировом конфликте, в котором схлестнутся силы трех фракций – Советского Союза, Североатлантического Альянса и США. Причем, агрессором выступает СССР, западная коалиция, как водится, лишь отражает нападение. Битвы ведутся не только в Европе, но также в России и США. Протагонист игры – бравый американский офицер Паркер, от лица которого и преподносятся все события сюжета.

У каждой из трех фракций своя, уникальная техника. Всего в World in Conflict четыре типа боевых юнитов: пехотинцы, бронетехника, авиация и вспомогательные части. В начале компании игрок выбирает одну из специализаций, и в ходе всего прохождения ему будут доступны бонусные возможности в одном из четырех типов юнитов. Сражения идут в реальном времени, обустраивать экономику и базу не нужно вовсе.

StarCraft II

Дата выхода: 2010 г.

Жанр: RTS

StarCraft II – одна из самых знаменитых стратегий. Отличается современной графикой и тщательно продуманным игровым балансом. Как и в предыдущей части франшизы, в StarCraft присутствуют три расы – земляне, зерги и протосы. У каждой свои интересы, в результате величественные события переплетаются в увлекательный сюжет – именно этим серия игр и славится среди хардкорных пользователей.

В игре битвы и экономика играют равно важную роль. Всего два вида ресурсов – минералы и газ веспен, необходимые для строительства зданий и найма войск. Битвы протекают с головокружительной быстротой, требуют от пользователя сообразительности и микроконтроля. В ходе сюжетных кампаний предстоит поуправлять героями, однако в простой игре таковой возможности не будет. StarCraft 2 является одной из популярнейших киберспортивных дисциплин.

Total War: Shogun 2

Дата выхода: 2011 г.

В Тотальная Война: Сёгун 2 практически нет нововведений. Игровой процесс тот же, что и в других играх серии, вот только действия из Европы, Северной Африки и Ближнего Востока перенесены на Японские острова эпохи феодальной раздробленности. Соответственно, изменились и типы боевых юнитов и облик городов. В смертельной схватке схлестнулись провинции государства, а задача игрока – взять на себя управление одной из них и объединить страну в империю.

В Shogun 2 геймплей делится на две стадии – глобальная карта Японии, ходы в которой происходят в пошаговом режиме, и тактическая карта сражений, на которой битвы идут в реальном времени. В любой момент боя можно поставить паузу, после чего отдать частям приказы. Помимо сражений в открытом поле, предоставлена возможность вести осады, что вносит разнообразие в игру. Большую роль играет также и дипломатия.

Wargame: European Escalation

Дата выхода: 2012 г.

Жанр: RTS

Wargame: Европа в огне – это игра, моделирующая события, происходящие при гипотетической глобальной европейской войне между НАТО и советским блоком государств. Всего здесь четыре кампании, причем две из них – за Советский Союз. Цель – захват территории и уничтожение сил противника. В European Escalation представлен богатейший выбор юнитов – около 800 единиц техники нескольких европейских стран.

Отличительная особенность Wargame: European Escalation – экономическая система максимально упрощена. Добывать ресурсы и строить города не придется, вместо этого подкрепления покупаются за очки опыта, получаемые при успешных решениях задач миссий. На боевых характеристиках каждого юнита влияют многие факторы – мораль, опытность, обеспеченность боеприпасами и т.д.

Wargame: AirLand Battle

Дата выхода: 2013 г.

Жанр: RTS

Wargame: AirLand Battle – продолжение предыдущей игры серии European Escalation, повествующей о превращении холодного противостояния сверхдержав в горячий конфликт. События происходят в тот же период времени, то есть рубеж 70-х и 80-х годов прошлого века. В военном столкновении сошлись западные и восточные страны Европы, но боевые действия перенесены на просторы Скандинавии.

В AirLand Battle по-прежнему огромное количество единиц техники (свыше 800) и упрощенная экономическая система без добычи ресурсов. Но есть и важные нововведения, например, ход сражений зависит от меняющихся погодных условий, поменялся характер боев в городской черте. Одиночной кампании придан элемент нелинейности, что дает игроку некоторую свободу выбора.

Total War: Rome 2

Дата выхода: 2013 г.

Жанр: пошаговая стратегия, глобальная стратегия, RTS

Тотальная война: Рим 2 – это продолжение культовой серии стратегических игр. Основы геймплея в целом все те же, но добавились и любопытные нововведения. Например, число государств увеличилось до 117, а количество типов военных отрядов превысило 500. Добавив к этому увеличенную численность подразделений, получим невиданные раньше битвы с участием десятков тысяч бойцов.

В остальном игровой процесс знаком по предыдущим играм Total War – глобальная карта, где осуществляется экономика, строятся города, и ведется дипломатия, и тактическая карта, где в реальном времени идут битвы. Rome 2 – это уникальный пример платформы, в равной степени интересной для ценителей как боевых, так и экономических стратегий. Прохождение даже базовой кампании растягивается на месяцы увлекательного геймплея.

Качни уровень сайту нажав на кнопочки ниже! Заранее спасибо, Бро!


Доброго времени суток, дорогие читатели!
Вот и пришло время подвести черту под очередным материалом из серии «ТОП-10: твой выбор», темой которого стали лучшие стратегии. Если кто пропустил начало, то напомним, что выбором десятки занимались исключительно наши пользователи, которые сначала предлагали свои варианты на форуме, а затем голосовали за самую-самую. Наша же задача теперь – рассказать о результатах в данном материале и, собственно, показать их в прилагаемом к статье видео. Чем и займемся.
Итак, встречаем – лучшие стратегии по мнению наших пользователей!

Всего несколько лет назад индустрия переживала настоящий потоп игр с извечной тематикой «Второй Мировой Войны». Даже страшно подумать, сколько проектов выпускалось, да и до сих пор выпускается, с одними и теми же Третьими Рейхами, бесконечными Курскими битвами и торжеством Красной Армии. Выделиться из этой толпы сложно, но ничего невозможного нет.

Relic Entertainment еще раз доказала, что может соперничать с грандами стратегического ремесла. А секрет-то очень прост – добавить спилберговского накала сражений, укомплектовать игру вау-эффектами, разрушаемостью и напичкать всю голливудскую благодать отличным балансом и тактическими хитростями. Вуаля!

Company of Heroes не впадает в инфантилизм, предлагая стругать солдатню в бараках, набивать закрома бочками с топливом и боеприпасами – выглядит все куда серьезнее, чем в любой натужной . А дальше берем сколоченную на местах армию и идем давить сапогами фашистскую гадину, отдавая приказы каждому юниту и занимая стратегически важные точки в городах. Звучит простенько, но сколько голов полегло во всех этих виртуальных битвах – не сосчитать. Тем и притягательна Company of Heroes .

«Эпоха Империй» - знакомое для многих стратегов название. Если ваш игровой путь восходит к середине 90-х, то знаете, что без Age of Empires трудно представить себе RTS-небосклон. Без преувеличений, первые две игры в серии были поистине гениальными и потрясающими в каждом своем аспекте. Бесчисленное количество игроков тратило время за вербовкой вражеских скакунов жреческими силами, охотой на оленей, сбором ягод с плодовитых деревьев, рубкой леса и добычей золота.

В один момент, когда в закромах цивилизации скапливались тонны ресурсов, у предводителя появлялась возможность шагнуть в новый век, который возвысит его страну над другими. Каменные инструменты сменялись медными, конница обрастала доспехами, вылуплялись новые боевые единицы, а количество рабочих росло в геометрической прогрессии. Руководить всем этим праздником жизни было настолько интересно, что десятичасовые марафоны за – это так, семечки.

Age of Empires 3 не стала большим прорывом для всей серии и, по большому счету, не переплюнула своих предшественниц. Не сказать, чтобы фанаты AoE были разочарованы, но со времен второй части тут мало что изменилось. Ностальгичная слеза, конечно, скатилась по щеке, обросшей щетиной за долгие годы, однако стать новым стандартом для стратегического жанра у нее не получилось.

Тем не менее, отдаем почести ныне мертвой Ensemble Studios . Она их заслужила.

Massive Entertainment заработала себе репутацию оплата здравомыслящих стратегов, фыркающих при виде танковых рашей, еще в давнишней Ground Control . В World in Conflict она не изменила своим принципам и создала, можно сказать, идеальную тактическую составляющую и гроссмейстерской баланс войск – пехоты, авиации, тяжелой наземной техники и отрядов поддержки.

Никаких баз, никакого строительства – только ограниченное число очков, с помощью которых можно вызвать подмогу. Каждую боевую единицу в World in Conflict нужно ценить, оберегать и не бросать в бессмысленные атаки. Каждый ход и решение тут нужно взвесить и только потом порываться идти в атаку, обрушивая удар на укрепленные позиции врага и с воздуха, и с земли.

Параноидальные войны между «Советами» и родиной свободы и демократии США может и покажутся немного заезженным, слишком «благородными», но мультиплеер World in Conflict на шестнадцать полководцев с лихвой искупает все избитые сюжетные ходы. Совместное командование армией и ранговая система сделаны здесь на таком уровне, что в какой-то момент начинаешь чувствовать некое сходство с многопользовательскими экшенами вроде . Меж тем добротный комплимент, если помнить, что у нас тут серьезная стратегия.

Неспешные, тягучие пошаговые стратегии не умрут никогда. Так и запишите. Это неписанное правило каждый раз доказывает «Цивилизация» , которая выходит раз в четыре года, зато всегда собирает под своими знаменами миллионы управленцев и властителей. А то! Все хотят хотя бы на полчасика в день почувствовать себя правителем мира и повести свою страну к мировому господству.

Религия, путешествия по древу изобретений и рождение на свет гениев, которое поведут вперед цивилизацию – все аспекты играют важную роль в Civilization 4 . Если копание во всех этих менюшках надоедает, то всегда можно развеяться, заключив союз с братьями по разуму или напав на нерадивых соседей, желая забрать у них ресурсы. А дальше – , новые технологии, новая эпоха и новые горизонты для укрепления позиций сверхдержавы. А казалось бы всего полчаса назад по экрану бегали доисторические люди и только и делали, что воевали друг с дружкой.

В этом году «Цивилизация» опять рассветет и без сомнений – займет свой личный трон на стратегическом Олимпе. Firaxis Games не подкачает.

Не было бы StarCraft – стратегии сегодня бы выглядели совершенно иначе. Никаких шуток. Blizzard Entertainment двинула вперед весь жанр RTS. Хотя с одной стороны, рецепт StarCraft ну очень простой – создай несколько рас, запихни в игру ресурсы, разбавь все строительством баз и различным ландшафтом. Растянуть сюжет на три отдельных компании и вперед – торговать коробочками с игрой за 60 баксов штука.

На первый взгляд плевое дело, но вот же незадача - до Blizzard Entertainment никто не смог хорошо проработать баланс каждой расы, снабдить игру приличным сюжетом (большая редкость по сей день, спросите у дипломированных стратегов PG !) и божественным мультиплеером. .net стала родным домом для миллионов человек, а для некоторых – является им и спустя двенадцать лет. Неудивительно, что выхода StarCraft 2 ждут как пришествия Иисуса – после него и конец Света не страшен.

Словом, икона для всех поклонников хороших стратегических забав. Ни прибавить, ни убавить.

Еще одна пошаговая дама в списке! Серия Total War еще со времен самурайской войны отхватила солидную часть аудитории у своих маститых соперников. В Rome: Total War заслуги сёгуната и периода Сэнгоку японской истории были возведены в квадрат. А то и вовсе в куб!

Все фундаментальные части разрослись как вширь, так и ввысь. Управление армиями на глобальной карте стало более осмысленным. Дипломатические отношения теперь имели куда больше смысла развивать, выстраивая союзы и готовя заговоры. Бродящие по европейской карте шпионы и убийцы в этом отличном помогали – можно было легко убить одного из важных членов правящей семьи и деморализовать войска. Сколько простора для фантазии! А уж как приятно было осаждать города, заходя в тыл врагу и разбивая его армейские ряды одним кавалерийским наскоком – и словами не передать.

Rome: Total War подарила все то, чего так долго хотели фанаты пошаговых и вдумчивых стратегий, совместив в себе медленный и размеренный обмен ходами и лихие RTS-бои, не лишенные тактических манеров и военных хитростей. Creative Assembly , вечная тебе благодарность за это!

Любой фанат Command & Conquer согласится - Red Alert 3 ну никак не тянет на звание «великой и ужасной» и запросто проиграет бой своим предшественникам. Не хватает стратегической глубины, аркадность вылезает и топорщится изо всех мест, а самая лучшая тактика – закидывание шапками. Короче говоря, претензии можно перечислять очень долго.

Тем не менее, градус безумия в новой части , всегда славившейся своими одновременно идиотичными и очень серьезными сюжетами, не опустился. Войнушку между потомками советских вождей и союзников разнообразили за счет морских сражений. Балансировка характеристик у юнитов пусть была и не идеальная, зато всяк желающий мог за несколько минут разобраться в работе стратегического механизма Red Alert 3 . Еще не деградация, конечно, но уже давно не революция. Что не помешало, правда, игре занять четвертое место.

Хоронить серию Command & Conquer рановато. Не спорим, наполучавшая оплеух и затрещин, вряд ли свидетельствует о хорошей жизни C&C , однако ничто не мешает нам мечтать о том, что когда-нибудь «Она» вернется.

Ха! Третьи «Герои» - как же без них-то. Многие днями зависали за этим фэнтезийным великолепием. Отстраивали замки, набирали армию и отправлялись путешествовать по огромным уровням, разя преграждающих путь монстров и собирая встречающиеся сундучки и ресурсы. А уж если за одним компьютером собиралась целая компания друзей, то все – приходилось просчитывать каждый шаг своего коня, набивать карманы опытом, рекрутировать новых героев в таверне и прокачиваться быстрее соперников. Да что там, в и сегодня играет множество людей. Вот оно, настоящее бессмертие!

Для «геройских» творцов из New World Computing , к сожалению, все сложилось не так хорошо. Просуществовала она на девелоперской арене почти двадцать лет, а потом в один момент объявила себя банкротом и очень быстро исчезла с радаров. Но дело ее живет и процветает!

Продолжает жизненный путь, несмотря на смерть своих отцов и матерей. Да, последний «масштабный» релиз в серии датирован 2007-м годом. Но Ubisoft не из тех компаний, которые выбрасывают старые серии на свалку истории. Кто знает, может этим летом французы что-то да и анонсируют. Скрестите пальцы.

Весьма неожиданно! Второй проект Relic Entertainment , попавший в топ, сумел взобраться практически на вершину. Надо сказать, что заслуженно - Dawn of War не изобрела заново жанр, но смогла наполнить несмешное стратегическое течение адреналином и экшеном. А также Империум, Орками, Эльдарами и Хаосом!

Преданным слугам вселенной 40 000 и боевого клича космических десантников было бы достаточно, чтобы зацеловать игру до смерти. Relic Entertainment могла бы и схалтурить. Однако ж святые девелоперские принципы и желание вылепить отличную RTS все-таки перевесили пагубное влечение к наживе. Все отличительные знаки стратегического жанра в наличии – несколько рас, постройка базы, покупка апгрейдов и внимательное отношение к сильным и слабым местам каждой из сторон конфликта. Филигранная работа!

Warhammer 40,000: внесла поправки и большие изменения в эту систему. Кому-то они понравились, кому-то не очень, но главное, что Dawn of War жива, не жалуется на здоровье и когда-нибудь обязательно обзаведется третьей частью.

Blizzard Entertainment . Ну что тут скажешь? Она – признанный лидер, главный хранитель PC-традиций и инициатор больших свершений на стратегической арене. Как технологических, так и финансовых. Уж «Близзарды» точно не жалуются на продажи игр для PC.

Ознаменовала для всего франчайза WarCraft начало новой эпохи. Во вселенную добавили две новые расы, разнообразили геройскую жизнь за счет ролевых элементов, артефактов и магических заклинаний, которые можно и нужно обрушивать на головы врагов. Возведение базы, сбор ресурсов – традиционные элементы никуда не делись. А вот поле их применения расширились. И не в последнюю очередь за счет увесистого мультиплеерного режима – богоподобная Battle.net и тут не подвела, возведя WarCraft 3 в ранг легендарных игр. Закономерный результат.

Поздравляем WarCraft 3 . Золотой кубок уже отправлен диппочтой в берлогу Blizzard Entertainment !

Ну вот и все на сегодня по части текстов, однако впереди еще есть отменный видео-материал, который вы найдете чуть ниже. Нам же остается лишь сказать вам спасибо за участие и попрощаться до 1-го мая. С вами сегодня был Евгений “Mumby” Молодов .

Кроме того, напоминаем, что прямо в этот момент стартовал первый этап подготовки следующего материала из цикла «ТОП-10: Твой выбор», принять участие в котором вы можете . Темой стали игры, которые вас ДИКО БЕСЯТ.