ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Предметы декаданса. Декаданс: что это такое. Смотреть что такое "Декаданс" в других словарях

Декадентство

Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё , а далее, после Дезире Низара - она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер , использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд .

Как литературное движение декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом .

Декадентское движение сегодня

В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка . Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён . В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики . Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье» . Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» .

К декадентам себя относят и многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока, дарквэйва и т. п. стилей. Декадансом своё творчество называют группы Агата Кристи (один из их альбомов так и называется Декаданс), Dead Can Dance , Оберманекен (их культовый альбом «Прикосновение нервного меха» был включён в книгу Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока »), «Бостонское чаепитие», Кремация Бонифация, «Кабаре Безумного Пьеро», Пикник и др.

Примечания

Литература

  • Камилла Палья. Декадентское искусство // Палья К. Личины сексуальности. - Екатеринбург: У-Фактория; Изд-во Урал. ун-та, 2006, с. 624-643
  • Толмачев В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология., 1991, № 5.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Декадентство" в других словарях:

    ДЕКАДЕНТ, ДЕКАДЕНТСТВО Термин décadent появляется во французской литературе в конце 70 х в начале 80 х гг., когда около С. Маллармэ и П. Верлена смыкается кружок поэтов, вступивших в борьбу с парнасцами. «Это движение стало усиливаться в начале… … История слов

    - [фр. decadence Словарь иностранных слов русского языка

    Деградация, падение, декаданс, упадок, оскудение, упадочничество Словарь русских синонимов. декадентство см. упадок Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    - («упадочничество», от французского «decadence» упадок) термин для обозначения лит ого течения, появившегося во Франции в 80 х гг. XIX в. и в 90 х 900 х возникшего в России, Германии и др. странах. Брошенное враждебной этому течению критикой как… … Литературная энциклопедия

    - (франц. decadence, от позднелат. decadentia упадок), общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половина XIX начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Ряд черт … Художественная энциклопедия

    - (франц. decadence, от позднелат. decadentia упадок), общее наименование кризисных явлений бурж. культуры кон. 19 нач. 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Первоначально характеризовало… … Философская энциклопедия

(от франц. decadence или от лат. decadentia – упадок) – направление в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., отличающееся сопротивлением общественной «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, которая часто идёт наряду с эстетизацией греха и порока, двойственными переживаниями отвращения к жизни и искусного наслаждения ею. Декаданс – одно из центральных понятий в критике культуры Ф. Ницше, который связывал декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти». Период декаданса пропитан безнадёжностью, разочарованием, упадком жизненных сил и эстетизмом.

Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах - стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, - одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

Декаданс в живописи – явление само по себе довольно противоречивое, оно так и не сумело оформиться в какое-то конкретное направление. Искусство декаданса не имело ничего общего с искусством энергии и юности. Тем не менее, упадок, аморализм, эстетизм, а также тоска по былым временам способствовали созданию выдающихся произведений. Именно недовольство «банальным прогрессом», культом наживы дикого капитализма и привели к открытию новых горизонтов в творчестве. Здесь можно отметить индивидуализм художника Обри Бердслея, его способность к виртуозным стилизациям, которые сделали его графические произведения шедеврами, а их искусственный характер лишь подчёркивает оторванность сюжетов от натуры. Представителями декаданса были такие живописцы: Арнольд Беклин, Макс Клингер, частично Михаил Врубель и Борисов-Мусатов, а также Обри Бердслей, Густав Моро, Франц фон Штук, Эдвард Мунк, Н. К. Калмаков. Критика в отношении полотен декадентов неоднозначна. При посещении галереи создаётся впечатление, что оказываешься в сумасшедшем доме, поскольку их искусство было отражением того непонимания общественности, которое в результате оказало влияние на их психическое состояние.

Художники-декаденты не боялись экспериментировать с рассудком, и часто они балансировали на грани. Они шокировали публику новизной и своими представлениями о мире, которые были чужды большинству населения. Эпоха декаданса ознаменовалась такими работами: «Саломея» Обри Бердслея, «Демон сидящий» Врубеля, «Христос в Олимпии», «Приговор Париса» Макса Клингера, «Терновый венок», «Кот в сапогах» Калмакова и другими.

Временные рамки периода рубежа 19 – 20 вв. в зарубежной литературе достаточно условны – это 1870-е – 1910-е гг.

Начало его обычно связывают с общественно-политическим событием – революцией во Франции 1871 г. (иначе: Первая пролетарская революция, Первая пролетарская диктатура, Первое правительство рабочего класса), на которую возлагались большие надежды. Парижская коммуна просуществовала всего 72 дня – с 18 марта по 28 мая 1871 г. Это была неудавшаяся попытка сменить один общественный строй и вместе с ним привычный ход жизни на другой. После поражения Парижской коммуны вера в прогресс, разум, в доброе начало в человеке была поколеблена, взамен – сознание неблагополучия, чувство страха перед будущим и почти религиозная вера в искусство. Несмотря на то, что Парижская коммуна не удалась, кризис классической картины мира стал очевиден, и все чаще в области политики и в искусства предпринимались попытки построить альтернативную, «новую» картину мира. С концом XIX -- началом ХХ века связано начало новой исторической эпохи – эпохи крушения классического буржуазного мира, начало целой волны антибуржуазных движений, переворотов, революций, мятежей. Об этом писал Томас Манн в «Моем времени»: «Вне зависимости от того, какое содержание вкладывали в модное тогда по всей Европе выражение "fin de siеcle", считалось ли, что это неокатолицизм или демонизм, интеллектуальное преступление или упадочная сверхутонченность нервного опьянения, -- ясно было одно, во всяком случае, одно: это была формула близкого конца, "сверхмодная" и несколько претенциозная формула, выражавшая чувство гибели определенной эпохи, а именно -- буржуазной эпохи ».

Новое искусство – это всегда поиск иных, порой альтернативных способов самовыражения. Не случайно именно на рубеже веков возникает такое явление в искусстве, как декаданс (с фр. упадок) – «искусство эпохи заката цивилизации», отразившее кризисные настроения старой Европы. Искусству декаданса одновременно присущи чувство тоски, ностальгии по прошлому и желание нового, стремление к формированию новой морали. Для мировосприятия конца 19 в. было характерно ощущение конца привычного, стабильного положения вещей – «конца времен». Подобные апокалиптические настроения всегда сопровождают порубежные эпохи. В искусстве рубеж веков, как правило, - это время кризиса старого и начала нового, проявления разных и иногда противоположных явлений. В эпоху рубежа веков активно заявляют о себе нереалистические направления в искусстве – иррациональные, склонные к мистицизму, основанные на интуитивизме, отрицающие рацио. На рубеже веков пробуждается интерес к проблеме человека и его месту в мире, активно развиваются науки, изучающие человека и окружающий его мир, в частности, психология и психиатрия. Вторую половину 19 в. называют «веком электричества» и раскрытия тайн природы. Б. Пастернак в статье «Поль-Мари Верлен» писал об этом времени так: «…Был в расцвете и шел к своему концу 19 век с его капризами, самодурством промышленности, денежными бурями и обществом, состоявшим из жертв и баловней. Улицы только что замостили асфальтом и осветили газом. На них наседали фабрики, которые росли как грибы, равно как и непомерно размножившиеся ежедневные газеты. Предельно распространились железные дороги, ставшие частью существования каждого ребенка, в разной зависимости от того, само ли его детство пролетало в поезде мимо ночного города или ночные поезда летели мимо его бедного окраинного детства ».

На рубеже 19-20 вв. складываются и сосуществуют 2 противоположные концепции личности, нашедшие отражение в искусстве различных направлений:

1) «человек, который может все» – «Сверхчеловек».

2) человек зависит от обстоятельств, отсюда пассивность, отсутствие моральной ответственности, пессимизм.

Австрийский писатель Роберт Музиль говорил о своем современнике: «Теперь определение человека должно быть таким: существо, которое способно заняться каннибализмом и написать «Критику чистого разума».

Европейская культура рубежа 19-20 вв. во многом повторила ситуацию других порубежных эпох - эпохи барокко и эпохи романтизма, т.к. и декаданс, и барокко, и романтизм были обусловлены кризисом классической картины мира.

Конец периода рубежа веков – это примерно 1914 г., начало Первой мировой войны, разочарование в декадентских ценностях, поиск новой идеологии и развитие искусства авангарда.

2. Характерные особенности литературы рубежа веков.

В апреле 1888 года в Париже была впервые разыграна пьеса Микара и Жювено «Fin de siеcle» («Конец века», «Конец эпохи»), давшая название эпохе рубежа 19-20 вв. Это название точно отразило характерное для этого времени ощущение конца, гибели, заката культуры и цивилизации, Европы, молодости и т.д. Искусство рубежа веков, или искусство «конца века» (fin de siecle), прежде всего, связано с понятием декаданса (ар нуво) – общим названием для ряда нереалистических течений в искусстве и литературе, характеризующихся настроениями пессимизма и «упадка». Особенность литературы рубежа веков состоит в том, что в это время сосуществуют, взаимодействуют и пресекаются два противоположных явления в искусстве:

1) реализм , в основе которого лежит философия материализма (позитивизма), вера в разум, науку, человека. Религию в этом случае заменяет вера в науку. В то время были очень популярны идеи социализма, иногда в мистико-утопической огласовке. Тенденции в развитии реализма – от классического к критическому реализму, реализм с элементами натурализма, вершина – психологический реализм. Натурализм, в котором проявился кризис европейской цивилизации в целом и для которого так же, как и для декаданса характерны настроения пессимизма;

2) декаданс базируется на идеалистической философии. Для него характерно ощущение гибели культуры, старой морали, всеобщей катастрофы без надежды на спасение. Идеалистическая философия декаданса развивается в противовес философии позитивизма (Огюст Конт). Декаданс иногда рассматривают как альтернативу реализму и натурализму, как результат негативной реакции на философию позитивизма и литературу натурализма. По мнению декадентов, натурализм мог завести литературу в тупиковое положение, потому что был выражением философии позитивизма, а значит, выступал за прогресс цивилизации. Декаденты же относились к цивилизации крайне негативно и считали ее «болезнью культуры». Если реалистическое искусство опиралось на научное знание и опыт, то декаданс полагался на интуицию и чувство. Если в реалистическом искусстве место религии занимает наука, вера в прогресс, то в декадансе к вере в Бога добавляется или ее заменяет почти религиозная вера в искусство («смерть Бога» – поиск другого идеала).

Например, два противоположных направлений натурализма и символизма отличаются друг от друга по всем позициям:

Натурализм Символизм

1. Явление 1. Сущность

2. Объективное 2. Субъективное

3. Холизм 3. Индивидуализм

4. Сциентизм 4. Антисциентизм

5. Анализ и классификация 5. Целостность мифа

6. Одномерность мира 6. Многомерность мира

7. Одномерное и целенаправленное время 7. Пересечение времен

8. Естественная причинность и 8. Рок

социальная детерминированность

Однако следует помнить, что нереалистические направления в поэзии и прозе рубежа веков соседствуют с натурализмом и реализмом и ни в коем случае не отменяют реализм. Например, в 1884 г. выходит первый декадентский роман француза Жориса Карла Гюисманса «Наоборот», и в том же году, в Америке публикуется реалистический роман Марка Твена «Приключения Гекельберри Финна». В творчестве одного писателя возможен синтез различных стилевых явлений. Например, в своем творчестве Эмиль Золя проделывает эволюцию от натурализма к реализму, а Гюисманс – от натурализма к декадансу, творчество и Э. Золя, и Гюисманса сочетает в себе черты натурализма и импрессионизма, а Поля-Мари Верлена – импрессионизма и символизма.

Характерные особенности литературы декаданса.

Декаданс представляет собой первую стадию развития модернизма, именно во время декаданса формируется философская база модернизма, и, прежде всего, складывается характерное для модернизма трагическое мироощущение. Пессимизм, а затем идея абсурдности мира – ключевые понятия литературы ХХ века и модернизма как одного из ее основополагающих философско-эстетических движений. Термин «модернизм» во французской литературе был введен братьями Эдмоном и Жюлем Гонкурами для обозначения новой нереалистической литературной формы. Первым модернистом они назвали Флобера, а также Теофиля Готье как автора теории «искусства для искусства» (обоснование этой теории Готье дает в предисловии к роману «Мадемуазель Люпен»). Теодор Адорно относит начало модернизма к 1850-м гг. и соотносит модернизм с творчеством Шарля Бодлера. Слово «декаданс» изобрела группа французских поэтов, издававших журнал «Декадент» («Le decadent», 1886-1889) в 80-е гг. 19 века. В первом номере журнала за 1886 г. была опубликована программа издания, где были такие слова: «Современный человек всем пресыщен. Утонченность аппетита, ощущений, вкуса, туалетов, удовольствий; невроз, истерия, увлечение гипнозом и морфием, научное шарлатанство, страстное увлечение Шопенгауэром – таковы симптомы социальной эволюции ». Позднее понятие «декаданс» стали относить к более ранним произведениям, и термин «декаданс» приобрел более широкое значение – сейчас это общее название для ряда нереалистических явлений литературы последних 10-летий 19 века, отмеченных настроением безнадежности и неприятия жизни. Новые нереалистические направления, связанные с понятием «декаданса» по преимуществу развивались в поэзии и, главным образом, в форме лирики.

Характерные особенности декаданса:

1. субъективизм : внимание к «Я» и уход от реальности в свое «Я»;

2. эстетизм: культ искусства и всего искусственного (артефакта), «религия красоты».

Признанные эстеты во Франции – Теофиль Готье и Шарль Бодлер. В конце 19 века (примерно с 1885 по 1900 гг.) во Франции среди высшего общества распространяется мода на все английское («англомания») и, прежде всего, эстетизм денди и снобов: элегантность, интеллектуальную утонченность, меланхолическую чувственность и материальную независимость. К 1892 г. парижским олицетворением эстетизма стал Оскар Уайльд, которого называли «принцем эстетов». А.Ф. Лосев об эстетстве Оскара Уайльда: «Уайльд решительно порвал со всякими традициями реализма, морализма, религии, логической систематики и реалистического искусства и создал неувядаемое, хотя для нас теперь уже достаточно уродливое и безжизненное, чистое эстетство »;

3. мифологизм – представление о мифе как вневременной сущности культуры (Ф. Ницше). Э. Кассирер – миф как важнейшая символическая форма человеческой деятельности. К. Леви-Стросс – миф и музыка;

4. иррационализм ;

5. аморализм;

6. эстетическое жизнетворчество - проживание жизни как произведения искусства, примат искусства перед жизнью.

Предтечи модернизма, первое поколение модернистов – 1875 г.: немецкий философ Фридрих Ницше, французские художники Поль Сезанн и Вúнсент Ван Гог, французские поэты Стефан Малларме и Поль-Мари Верлен, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, шведский прозаик и драматург Август Стриндберг. Поколение 1890 г.: Морис Метерлинк, Уильям Батлер Йейтс, Андре Жид, Бернард Шоу.

А.Ф. Лосев считает предшественниками и создателями нового искусства модернизмаАртура Шопенгауэра, Рихарда Вагнера, Фридриха Ницше и в значительной мере Оскара Уайльда.

Итак, декаданс как характерное явление времени не может быть отнесён к какому-либо одному направлению в литературе и искусстве. Декадансные настроения характерны для целого ряда явлений (школ и течений) в литературе и искусстве к. 19в.:

1. «Французский Парнас» – 60-е гг. 19 века, идея «искусство ради искусства». Теофиль Готье, Шарль Леконт де Лиль, Жозе Мария де Эредиа, Шарль Бодлер.

2. Неоромантизм (Эдмон Ростан, Редьярд Киплинг, Джек Лондон, Артур Конан Дойл, Этель Лилиан Войнич и др.). В своих основных чертах декаданс во многом продолжает традиции родственной ему по мироощущению романтической литературы, которая также возникла на рубеже веков, только 18 – 19 вв.

3. Символизм – первое литературно-художественное направление европейского модернизма. В России декадансное мироощущение легло в основу раннего символизма («диаволического символизма») и проявилось в творчестве старших символистов Д.С. Мережковского (см. его доклад «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» (1892)), З.Н. Гиппиус и др.

Импрессионизм.

Начало нового нереалистического искусства – декаданса – связывают с именем французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) и, соответственно, относят еще к середине 19 века, к концу 1850-х – 1860-ым годам. В 1857 г. выходит стихотворный сборник Бодлера «Цветы зла» с посвящением Теофилю Готье («Непогрешимому поэту всесильному чародею французской литературы моему уважаемому учителю и другу Теофилю Готье как выражение полного преклонения посвящаю эти болезненные цветы. Ш.Б.») и предисловием, написанным самим Теофилем Готье. Сборник сразу же был обвинен в «безнравственности» на судебном процессе и вышел во втором издании только после исключения «осужденных» стихотворений («Украшения», «Лета», «Той, которая была слишком весела», «Окаянные женщины» («Дельфина и Ипполита»), «Метаморфозы вампира»). Запрет на публикацию осужденных стихотворений во Франции был снят только в 1949 г.

Теофиль Готье в предисловии к сборнику Шарля Бодлера «Цветы зла» дает свое определение декадентскому стилю: «Сочинитель «Цветов зла» любил то, что неточно называют декадентским стилем и что есть не что иное, как искусство, дошедшее до такой степени зрелости, которой достигают на закате состарившиеся цивилизации: изобретательный, усложненный, ученый стиль, исполненный оттенков и поисков, раздвигающий границы языка, заимствующий из всех технических словарей, берущий краски со всех палитр, ноты со всех клавиатур, с тем чтобы выразить мысль там, где она наиболее неуловима, а формы и контуры наиболее смутны и подвижны, - хрупкие свидетельства невроза, желаний стареющей испорченной страсти, галлюцинации навязчивой идеи, переходящей в безумие ».

В 1860 г. выходит еще одна скандальная книга Бодлера – трактат о наркотиках «Искусственный рай», который состоит из двух частей: «Поэма гашиша» и «Едок опиума» («Поедатель гашиша»). В стихотворении «Отрава» из сборника «Цветы зла» Бодлер называет четыре источника «искусственного рая» – это вино, опиум, зеленые глаза женщины и эротика, самая сильная из «отрав»:

Отрава

Вино любой кабак, как пышный зал дворцовый,

Украсит множеством чудес.

Колонн и портиков возникнет стройный лес

Из золота струи багровой –

Так солнце осенью глядит из мглы небес.

Раздвинет опиум пределы сновидений,

Бескрайностей края,

Расширит чувственность за грани бытия,

И вкус мертвящих наслаждений,

Прорвав свой кругозор, поймет душа твоя.

И все ж сильней всего отрава глаз зеленых,

Твоих отрава глаз,

Где, странно искажен, мой дух дрожал не раз,

Стремился к ним в мечтах бессонных

И в горькой глубине изнемогал и гас.

Но чудо страшное, уже на грани смерти,

Таит твоя слюна,

Когда от губ твоих моя душа пьяна,

И в сладострастной круговерти

К реке забвения с тобой летит она.

(пер. Вильгельма Левика)

Несмотря на запреты и судебные процессы, новое искусство сумело заявить о себе и нашло последователей. С 1869 по 1873 гг. гениальный «поэт-подросток» Артюр Рембо, называвший Шарля Бодлера своим учителем, пишет все свои стихотворения (будучи в возрасте от 15 до 19 лет), во многом определившие развитие французской поэзии в ХХ в. и всей современной поэзии. В 1868-1869 гг. выходят «Песни Мальдорора» - сборник стихотворений еще одного последователя Шарля Бодлера – графа де Лотреамона (псевдоним Изидора Дюкасса, 1846-1870), продолжившего вслед за Шарлем Бодлером традиции западноевропейской имморалистической литературы. Полностью сборник был опубликован только в 1890 г. В 1870 г. 24-летний поэт пропадает при неизвестных обстоятельствах.

Бодлер окончательно закрепляет в литературе представление о равной предрасположенности человека к добру и злу: «В каждом человеке всечасно присутствуют два устремления – одно к Богу, другое – к сатане ». На рубеже веков тема двойственной природы человека прозвучала как трагическая расколотость человека. Поэзия Бодлера сделала неожиданные метафоры и сочетания слов (напр., «зеленые запахи») одним из обязательных условий создания новой поэзии. В целом декадентская литература заостряет и доводит до крайности темы Бодлера, мистику, чувственность, жажду приключений и странствий, чувство изгнания, которыми насыщены его стихотворения.

Гений, скандалист и абсолютный романтик, тоскующий по XVIII веку, совершил одну из главных революций, добавив в ДНК одного из ведущих модных бредов интонации, навсегда изменившие мир моды. Разделяя всепоглощающую страсть Диора к женственности, Джон Гальяно представил ее через призму порочной романтики и декаданса.

Являясь креативным директором Дома Christian Dior с 1996 по 2011 год, Гальяно был неоднократно удостоен престижных наград Великобритании и Франции, назван современниками главным дизайнером поколения, обласкан модными критиками и сильными мира сего, а после - в одночасье уволен со всех постов, лишен титулов и званий, а бойкот ему объявили даже те, кто ранее не смел упоминать имя Гальяно без подчеркнутого подобострастия. Ко дню рождения enfant terrible мировой моды ELLE выбрал главные факты о нем.

ФОТО Getty images

Я создаю одежду для каждой, кто наслаждается своей женственностью", - Джон Гальяно

В 1985 году молодой выпускник Central Saint Martins Джон Гальяно представил в Лондоне свою дипломную работу, вдохновленную образами Французской революции. Работа стала сенсацией - коллекцию сразу выкупили владельцы магазина Browns.

В 1988 году никому не известный Гальяно получает звание «Лучший дизайнер года» за коллекцию Blanche Dubois, где он впервые применил свой знаменитый прием - асимметричный крой, ставший позже фирменной чертой дизайнера. На Гальяно обращает внимание Дом Balenciaga - его имя произносят с особым трепетом, предрекая мировую славу.

ФОТО Getty images

Главной коллекцией в творчестве Гальяно стала Princess Lucretia, показанная в частном особняке Парижа в 1993 году. Дизайнер, вдохновившись историей об останках царской семьи Романовых, создал коллекцию бальных платьев принцессы-беглянки, куда вошли атласные бальные платья, стеганые накидки и юбки из тафты. Гальяно не был бы собой, если создал простую ровную коллекцию без авангардных придумок - так, кринолин он нанизал на электрические провода.

В 1995 году Бернар Арно приглашает Гальяно на пост креативного директора Дома Givenchy, но уже через год появляется амбициозная идея оживить культовый Dior, который в середине 90-х имел имидж консервативного бренда для возрастных буржуа. Только Гальяно под силу было полностью изменить вектор развития Дома - ежегодно он стал выпускать 12 коллекций, каждая из которых шокировала принципиально новым подходом к переосмыслению традиционных ценностей Dior.

- Гальяно в Dior творит один шедевр за другим. Став предвестником гламура 00-х, он представляет самое эстетское из его воплощений - небрежный декаданс. Чувственные образы с каскадами и ожерельями, пыльно-сиреневые шлейфы, головокружительной высоты каблуки, русалочьи хвосты, скроенные по косой силуэты, бахрома, украшения, вышивка - в каждой коллекции дизайнер вновь изобретал формулу элегантной избыточности.

ФОТО Getty images

Каждый показ Джона Гальяно - настоящее театрализованное представление. Только он мог устроить на подиуме будуар или окатить моделей водой. Именно Гальяно превратил дефиле в перфомансы, а символический выход дизайнера - в настоящее действо. Каждое его появление в конце шоу всегда было обставлено с особой помпой, а образы знойного мачо-стриптизера или пирата со смоки-айз, ставшего предвестником образа Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря», волновали общественность не меньше самой коллекции.

1 марта 2011 года Джон Гальяно был скандально уволен из Дома Christian Dior за публичные антисемитские высказывания. Французский трибунал признал его виновным и приговорил к штрафу. Преданный анафеме, дизайнер оказался в атмосфере тотального бойкота - друзья публично отрекались от него, знаменитости, в числе которых были Натали Портман и Карл Лагерфельд, выступали с обличительными речами в его адрес, ни один Дом не осмеливался предложить ему работу.

После увольнения в жизни некогда великого Гальяно наступила черная полоса – полное творческое забвение, череда судебных разбирательств, курс лечения от алкогольной и наркотической зависимости. Среди тех немногих, кто поддержал дизайнера, оказалась Кейт Мосс, пригласившая друга создать ее свадебное платье, которое сейчас представлено в экспозиции лондонского Музея Виктории и Альберта среди других модных мировых шедевров.

Многие эксперты придерживаются мнения, что почва для увольнения Гальяно из Dior подготавливалась давно – мол, прошла его эпоха, будущее за минимализмом, а не нафталиновыми пышными платьями и километрами шелковых оборок. У руководства компании просто не было повода отправить дизайнера в отставку, не вызвав при этом гнева у обожающей его публики. Нетрезвые высказывания стали отличным предлогом для расставания с Гальяно.

Модельер и сам на протяжении нескольких лет в судебном порядке пытался доказать несправедливость своего увольнения. По его словам, за 17 лет работы в Dior, когда он трудился сутки напролет, его физическое и моральное состояние были подорваны. Руководители компании были осведомлены о его пагубных пристрастиях и не пытались ему помочь. Однако после рассмотрения исков от Гальяно с целью взыскания с Dior суммы от 2 до 13 миллионов евро, суд признал увольнение дизайнера обоснованным. Более того, Гальяно обязали уплатить бывшим работодателям штраф размером… 1 евро.

Декаданс. Красивое слово, которое при произношении будто совершает некий танец на языке. Этим словом сегодня пользуются довольно часто, применяя его к самым разнообразным вещам - от музыки до высокой моды. Зачастую причиной этому становится просто его красота и романтичная мрачность. Декадентскими сегодня любят называть воздушные черные платья, достойные современниц Эдгара Аллана По, удушливо-печальную музыку, витиеватые стихи о боли и смерти и многое другое, полное потусторонней мистики. Однако за словами всегда стоит долгая история. Раз уж слово «декаданс» снова танцует у людей на языках, стоит заглянуть за его оболочку и узнать, есть ли там что-то столь же мрачно прекрасное, как и его звучание.

Как и многие другие красивые слова, «декаданс» появился на свет во Франции. Термин этот был введен французскими историками в середине XIX века для того, чтобы кратко и емко обозначить один интересный период. Только этот период не имеет отношение к истории Франции, как многие думают. Термином «декаданс» изначально описывались события, имевшие место в Римской империи конца II -IV вв. Распад нравов, усиление социальных противоречий, политический и экономический кризис вызвали удивительный подъем культуры и искусства. В умах римских писателей и философов царили мистические и оккультные настроения, неудовлетворенность настоящим заставляла их романтизировать древность и вернуться к архаике, как в стиле, так и в языке. Именно в этот период жил и творил Апулей, автор знаменитого «Золотого осла», повествующего о похождениях беспутного знатного юноши Луция. Неприкрытый эротизм, колдовство, язвительная ирония и высмеивание безнравственности общества в этом романе отражают всю суть упадничества, пропитавшего римскую жизнь той эпохи. Помимо Апулея римский декаданс воплощали в своих произведениях такие авторы, как Плутарх, Петроний и Лукиан, называемый «Вольтером древности». Вывод из всего этого напрашивается один: кризис общественной и политической жизни зачастую служит стимулом для расцвета культуры, насыщает ее и обогащает.


Итак, декаданс хоть и означает упадок и кризис, относится скорее к области культуры, развивающейся и цветущей в непростые для общества годы. Позже этим словом стали описывать тот тип мировосприятия и комплекс умонастроений, который сложился в культуре конца XIX века. Болезненная чувствительность, душевная усталость и апатия, крайний индивидуализм и пессимизм, а также стремление убежать от действительности стали определяющими в европейской культуре рубежа веков. И снова источником таких упаднических настроений в умах писателей, философов, поэтов и художников стал кризис общественного сознания. Основатели декаданса стремились избавиться от старых течений в искусстве и создать новые, соответствующие усложненному мироощущению человека того времени. Стремясь к полной свободе творчества, авторы отказались от политических и гражданских тем и обратились к мотивам небытия и смерти, отрицанию исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей, воспеванию хрупкости красоты и любви. Одним из инструментов декадентов был эпатаж читателя и зрителя. Эпатаж воплощался в парадоксах, символах, эротизме, чувственности и мистике. Декадентское искусство рубежа веков стало таким знаковым и ярким, что первоначальное значение слова, описывающее период древнеримской истории, затерялось в пыльных архивах. Новые декаденты были весьма сложными натурами и облачили понятие декаданса в пышные вуали загадочности и запутанности. Дать одно четкое определение красивому слову стало не так-то просто. Все декаденты имеют совершенно разное мнение относительно того, что заключает в себе это понятие. Для многих декаданс неразрывно связан с символизмом. Федор Сологуб называет декадентство методом для различения символа, художественной формой для символистского содержания, «мировоззрения»: «декадентство есть наилучшее, быть может, единственное, орудие сознательного символизма». Омри Ронен писал, что декаданс является «не стилем и даже не литературным течением, а настроением и темой, которые, в равной мере, окрашивали и искусство, и научную, философскую, религиозную и общественную мысль своего времени». Красиво, витиевато, таинственно, как влажные черные глаза прерафаэлитских дев.




Суть декаданса и его философская составляющая стали по мере возможностей ясны. Посмотрим, как мысли декадентов раскрывались в разных формах искусства, и начнем с литературы. Божественное упадничество сочится из стихов Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Поля Верлена, Артюра Рембо. Они задали тон, который немедленно подхватили русские символисты Бальмонт, Сологуб, Мережковский, Гиппиус, Брюсов. Все они писали совершенно по-разному: у одних реальность вызывала медленно стекающие по бледным щекам слезы, другие бросались в нее грубыми и агрессивными строчками, а третьи воспевали исключительно идеалы Античности. Пышная и детальная форма в стихах так плотно окутывает содержание, скрывая его от внешнего мира, что понять всю суть декадентской поэзии очень непросто. Это искусство не для публики, но для самого искусства. Этакий огромный синий бриллиант на дне Марианской впадины, до которого никто не может добраться. Что касается драматургии, нельзя не вспомнить, конечно, «Синюю птицу» Мориса Метерлинка о вечном стремлении человека к счастью и постижению бытия.


Особо выделить стоит один блистательный дуэт, который станет плавным переходом от декадентской литературы к декадентской живописи. Речь идет о захватывающей дух гармонии, которой добились в своей совместной работе писатель Оскар Уайльд и художник Обри Бердслей. Эти два англичанина создали совершенный образец литературного и художественного декаданса – пьесу «Саломея». Обращаясь к библейскому мифу о царевне Саломее, потребовавшей за свой танец от царя Ирода голову пророка Иоканаана, Уайльд переосмысливает его в духе декадентской эстетики. В пьесе царит атмосфера тревоги, болезненной эротики, мистики. Эти ингредиенты своими тончайшими черными линиями, драматичными фигурами и невесомыми композициями изобразил на бумаге Бердслей. Удивительный диалог между словами писателя и рисунками художника – это и есть «Саломея». Последним фантастическим штрихом в этой истории стал одноименный немой фильм, снятый в 1922 году Чарльзом Брайантом и Аллой Назимовой. Слова Уайльда не звучат, но читаются во взглядах и пластике тел, а обрамляют все это декорации и костюмы, повторяющие мысли Бердслея.

Балансируя между безумием и странными снами, Бердслею вторили многие художники. Врубель с его глубокими густыми цветами и образами, американка Ромейн Брукс с ее холодными портретами, прерафаэлит Россетти и его волшебные полотна, Франц фон Штук и его демонические создания – это лишь немногие, кто проиллюстрировал дух декаданса. Как и в случае с литературой, каждый декадент от живописи представляет эстетику божественного упадничества абсолютно по-разному. Прерафаэлиты отдавали предпочтение мифическим, сказочным, а иногда и библейским сюжетам, другие мастера фиксировали реальность, но оттеняли ее нотами меланхолии и мрачности, и все это творилось каждым художником в своей уникальной технике.

Что касается музыки конца XIX – начала XX века, то в ней дух декаданса отразился несколько иначе, чем в литературе и изобразительном искусстве. Неудивительно, ведь у музыки всегда особая история. Музыку рубежа эпох можно охарактеризовать двумя категориями, и можно сказать, что они обе проистекли из декадентских идей. Первый путь, по которому пошла тогда музыка – это новый взгляд на мифы, легенды и сказки. Их воплотили в нотах Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рихард Штраус. По второму пути пошли композиторы-экспериментаторы, целью которых было отречься от старых классических форм и найти нечто, что отразит стремительно меняющуюся жизнь вокруг. Здесь особая роль принадлежит футуристам, воспевателям заводов и механизмов. Они делали с музыкой такое, что тогда было уму непостижимо. Это, в первую очередь, Франческо Прателла, Луиджи Руссоло, Клод Дебюсси. Знаковым культурным событием мирового масштаба стали «Русские сезоны» Дягилева. Они воплотили в себе переосмысление балета, костюма и человеческого тела, не говоря уже о музыке. В ней революцию совершил гениальный Стравинский.


Описывать философию и искусство можно бесконечно, краткость тут таланту не сестра. Попробуем подвести некий итог. Декаданс – это не течение и даже не объединение течений. Все, что делали люди, которых именуют декадентами, нельзя назвать так просто одним словом. Лучшего всего будет сказать, что совершенно разные произведения стали реакцией разных людей на одну и ту же реальность – рубеж XIX и XX веков, переломное время, время потрясений. Упадок в обществе, как когда-то в Римской империи, вызвал бурный творческий всплеск и стал началом множества новых течений и поисков новых форм. На этом закончим разбираться в прошлом и начнем подбираться к настоящему.

Итак, декаданс – это состояние духа, настроение, в котором пребывает довольно большое количество людей. Наверное, поэтому достаточно часто можно услышать это слово применительно к бурным вечеринкам 1920-30-х годов. Как многим должно быть известно из истории, это был ужасный мировой экономический кризис. Это, во-первых. Во-вторых, 1920-е и 1930-е годы – это так называемый период между двумя мировыми войнами, адом, через который уже прошли, и подсознательным предчувствием ада, через который предстоит пройти. У Пушкина есть маленькая трагедия, которая называется «Пир во время чумы». Этим именем и можно назвать те яркие, сверкающие и безбожно дорогие вечеринки, которые устраивали богачи в 1920-30-е годы. Жажда спрятаться в бокале шампанского от ужасов недалеко прошлого, холодного настоящего и темного будущего. Как военная форма скрывает бойца от врага, так блестки и перья скрывали леди и джентльменов от их страхов, отчаяния и разочарований. Пир во время чумы стал синонимом декадентскому настроению. Искусство, конечно же, снова обогатилось: певцы «потерянного поколения» Фицджеральд, Миллер и Хемингуэй, художники Тамара де Лемпицка, Пабло Пикассо и Ман Рэй, стиль ар-деко и такой джаз, который говорит: «Жизнь прекрасна, не смотри за окно».


Что же происходит сегодня? После всех этих тысяч слов нетрудно оглядеться и понять, что сегодня имеет место очередной общественный и политический кризис, а также реакция на него творческих людей. Мы снова погрузились в декадентское настроение, и кто-то в нем попросту тонет, кто-то выплескивает недовольство реальностью в искусство, а кто-то наряжается в блестки и перья и танцует. Упреждая фразу «ничего нового не происходит», скажем: происходит новое, происходит каждый день. Кто-то пишет стихи, кто-то – роман. Кто-то рисует на маленьком или большом холсте или листе бумаги. Кто-то репетирует новую песню, а может быть симфонию. Кто-то учится у прошлого, а кто-то бьется над новыми формами. Тем более что сегодня можно все. В конце концов, кто-то безудержно веселится с бокалом шампанского, и это тоже прекрасно. Вот это и есть декаданс. И последнее: здесь ведь доказано, что божественное упадничество и грусть могут быть созидательными, не так ли?

Катерина Мячикова