ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Конституция 1848 года во франции таблица. Информационные учебно-познавательные материалы. Что такое кутюмы

  • Афинская демократическая республика в 5 в до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти управления. Афинский морской союз
  • Афинская демократическая республика в 5 в. до н. э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти и управления. Афинский морской союз.
  • Билет 4.Причины и исторические последствия феодальной раздробленности на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская феодальная республика.
  • Билет № 24 Конституция РФ о федеративном устройстве России.
  • Билет № 26 Закрепление в Конституции РФ республиканской формы правления
  • На всем протяжении существования Июльской монархии ширилось и крепло народное движение за демократию и избирательные реформы, которое в феврале 1848 года переросло в революцию, свергнувшую старый режим. 25 февраля 1848 года во Франции была провозглашена II Республика и образовано Временное правительство, которое объявило о введение всеобщего мужского избирательного права (старше 21 года и при условии оседлости более 6 месяцев). На основе нового избирательного закона во Франции были проведены выборы в Учредительное собрание, которое 4 ноября 1848 года приняло Конституцию II Республики (116 статей). В тексте Конституции было сказано, что она принята "перед богом и от имени французского народа". Франция объявлялась социальной республикой.

    Впервые в конституционной истории Франции законодатель выходит за пределы естественных прав человека и индивидуализма, определяя общесоциальное назначение государства: достижение прогресса и цивилизации, "введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". В связи с этим государство принимало на себя обязанность обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая им работу и оказывая материальную помощь тем, кто не имеет родных или не в состоянии работать. Государство организует общественные работы для безработных. Гарантируется свобода труда и промышленности. Основой социальной республики являются собственность, труд и семья. Отрицая революцию, Французская республика устремлена к социально-классовому компромиссу и с помощью законов стремится "... поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния".

    Французская президентская республика опиралась на народный суверенитет и представительное правление. Впервые во Франции вводится институт президентства, который является центральным звеном всей государственной системы. Он был независим от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением, но не мог быть переизбран на второй срок. Как глава государства президент Французской республики был наделен широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования, правом назначать и смещать министров, дипломатов, префектов и ряд других должностных лиц. Он руководил армией и вел внешнюю политику. Но Конституция во всех направлениях налагала на власть президента различные ограничения. Например, президент не мог лично командовать армией, отсрочка в опубликовании закона могла быть отменена парламентом, не мог распустить последний.



    Национальное собрание (парламент) было однопалатным и состояло из 750 депутатов, избираемых на 3 года на основе всеобщего, прямого мужского избирательного права при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Депутаты считались общенациональными представителями, были неприкосновенны и неотзываемы. Национальное собрание избирало Государственный совет сроком на шесть лет, который предварительно рассматривал законопроекты правительства, разрабатывал административные уставы, осуществлял надзор за применение законов.

    Конституция 1848 г., хотя и ввела разделение властей, но не предусмотрела механизма их "сдержек и противовесов", что на практике привело к политической конфронтации, усилению президентской власти, упразднению отдельных статей Основного закона, и в конечном итоге, к авторитаризму.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    На всем протяжении существования Июльской монархии ширилось и крепло народное движение за демократию и избирательные реформы, которое в феврале 1848 года переросло в революцию, свергнувшую старый режим. 25 февраля 1848 года во Франции была провозглашена II Республика и образовано Временное правительство, которое объявило о введение всеобщего мужского избирательного права (старше 21 года и при условии оседлости более 6 месяцев). На основе нового избирательного закона во Франции были проведены выборы в Учредительное собрание, которое 4 ноября 1848 года приняло Конституцию II Республики (116 статей). В тексте Конституции было сказано, что она принята "перед богом и от имени французского народа". Франция объявлялась социальной республикой.

    Впервые в конституционной истории Франции законодатель выходит за пределы естественных прав человека и индивидуализма, определяя общесоциальное назначение государства: достижение прогресса и цивилизации, "введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". В связи с этим государство принимало на себя обязанность обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая им работу и оказывая материальную помощь тем, кто не имеет родных или не в состоянии работать. Государство организует общественные работы для безработных. Гарантируется свобода труда и промышленности. Основой социальной республики являются собственность, труд и семья. Отрицая революцию, Французская республика устремлена к социально-классовому компромиссу и с помощью законов стремится "... поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния".

    Французская президентская республика опиралась на народный суверенитет и представительное правление. Впервые во Франции вводится институт президентства, который является центральным звеном всей государственной системы. Он был независим от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением, но не мог быть переизбран на второй срок. Как глава государства президент Французской республики был наделен широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования, правом назначать и смещать министров, дипломатов, префектов и ряд других должностных лиц. Он руководил армией и вел внешнюю политику. Но Конституция во всех направлениях налагала на власть президента различные ограничения. Например, президент не мог лично командовать армией, отсрочка в опубликовании закона могла быть отменена парламентом, не мог распустить последний.

    Национальное собрание (парламент) было однопалатным и состояло из 750 депутатов, избираемых на 3 года на основе всеобщего, прямого мужского избирательного права при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Депутаты считались общенациональными представителями, были неприкосновенны и неотзываемы. Национальное собрание избирало Государственный совет сроком на шесть лет, который предварительно рассматривал законопроекты правительства, разрабатывал административные уставы, осуществлял надзор за применение законов.

    Конституция 1848 г., хотя и ввела разделение властей, но не предусмотрела механизма их "сдержек и противовесов", что на практике привело к политической конфронтации, усилению президентской власти, упразднению отдельных статей Основного закона, и в конечном итоге, к авторитаризму.

    Политическая обстановка во Франции после Революции 1848 г. Временное правительство

    Первые десять недель после победы Февральской революции Временное правительство во франции выполняло функции главы государства, органа исполнительной и законодательной власти. Главной задачей правительства считалась подготовка выборов в Учредительное собрание, которому предстояло окончательно утвердить республиканскую форму правления и сформировать законные органы власти.

    Выборы были назначены на 9 апреля 1848 г., участвовать в них могли граждане Франции с 21 года, вне зависимости от материального состояния и дохода, проживавшие в избирательном округе в течение 6 месяцев. Благодаря отмене имущественного ценза число избирателей увеличилось с 240 тыс. до 9 млн. Оплата труда депутатов (25 франков за день) во время парламентских сессий предоставляла возможность политической деятельности даже обездоленным гражданам. Демократический характер выборов обеспечивался свободой печати, собраний и ассоциаций. В течение нескольких дней после победы февральского восстания в Париже стали выходить 274 газеты. В марте в столице действовало 250 политических клубов, позднее их численность достигла 450. Политизация населения происходила и в провинции, в особенности в крупных городах Франции.

    Между тем, сразу вслед за победой Февральской революции стал сказываться фактор неоднородности республиканского движения. Наряду с «политическими» демократами в нем участвовали сторонники глубоких социальных реформ. Хотя во Временном правительстве их представители оказались в меньшинстве, «социальные» республиканцы опирались на рабочее население Парижа, разоружившее солдат столичного гарнизона. Сочувствовали идеям социальной реформы префект столичной полиции М. Коссидьер и министр внутрених дел А. Ледрю-Роллен. Социалистическая пропаганда велась в политических клубах и в прессе. Уже 24 февраля 1848 г. различные представления о республике среди участников революции ярко проявились при утверждении новой государственной символики.

    Сторонники социальной революции настаивали на признании статуса государственного за красным знаменем. А. Ламартину удалось отстоять трехцветный флаг, который с 1789 г. служил символом национального единства. В качестве уступки рабочим Временное правительство позволило прикрепить к древку знамени красную розетку.

    На следующий день, 25 февраля, вооруженная толпа явилась в зал заседаний Временного правительства и потребовала обеспечения права на труд. Хотя большинство членов правительства придерживалось либеральных экономических воззрений, предусматривавших наличие рынка рабочей силы и свободу воли сторон при определении условий трудового соглашения, составлять текст соответствующего декрета было поручено Л. Блану, который пользовался доверием рабочих. Обязательство «доставить работу всем гражданам» побудило правительство создать национальные мастерские. Но вместо производственных мастерских посредством которых автор рассчитывал осуществить переход к социализму, Временное правительство организовало масштабную систему общественных работ по благоустройству города. Работники национальных мастерских объединялись в отряды, подобные военным подразделениям и получали одинаковую заработную плату 2 франка за день.

    Министр общественных работ А. Мари враждебно относился к социалистическим идеям и утверждал, что опыт национальных мастерских излечит население от веры в них. При очевидных недостатках своей организации национальные мастерские стали важной формой государственной поддержки для десятков тысяч безработных Парижа.

    Активисты политических клубов, пользовавшиеся значительным влиянием в Париже после Февральской революции, пытались отложить выборы в Учредительное собрание. Желанный повод для выступления дала состоявшаяся 16 марта манифестация национальных гвардейцев из буржуазных кварталов, протестовавших против роспуска их подразделений.

    С целью организовать вооруженных людей, правительство в первые дни после революции сформировало, так называемую, мобильную гвардию, в которой служили на постоянной основе за жалование в 1,5 франка за день. В марте 1848 г. преобразованиям подверглась Национальная гвардия: она стала демократической по составу, в ее ряды мог записаться любой гражданин. Элитные подразделения национальных гвардейцев из богатых кварталов распускались, что и стало поводом выступления «меховых шапок», как называли эти подразделения в народе за особую форму головных уборов.

    17 марта активисты политических клубов организовали массовую демонстрацию, в ходе которой заявили о готовности поддержать правительство от угрозы справа, но одновременно потребовали перенести выборы в Учредительное собрание с 9 апреля на 31 мая 1848 г. Поводом для переноса объявлялась необходимость более длительной пропаганды республиканских идей в провинции. Временное правительство было вынуждено пойти на компромисс: сроки выборов переносились, но незначительно – на 23 апреля.

    Новое выступление сторонников революционных методов борьбы за власть, желавших отложить выборы, состоялось 16 апреля, но правительство на этот раз было готово дать достойный отпор. Около ратуши демонстрантов встретили вооруженные подразделения мобильной и национальной гвардии, и приверженцы прямой демократии были вынуждены впервые отступить.

    История Франции:

    Попытки организации Министерства труда. Люксембургская комиссия

    Новая манифестация с социальными лозунгами была проведена 28 февраля 1848 года. Ее участники несли знамена и плакаты с лозунгами уничтожения эксплуатации человека человеком. Они потребовали организации министерства труда . Л. Блан поддержал это требование и пригрозил своей отставкой в случае отказа Временного правительства манифестантам. Поскольку отставка популярного социалиста могла привести к новым революционным выступлениям, либерально настроенное большинство министров пошло на уступки. Была учреждена особая правительственная комиссия по рабочему вопросу. Ее председателем стал Л. Блан, а заместителем председателя – Альбер. Заседания комиссии проходили в Люксембургском дворце, который и дал название этому необычному для середины XIX в. государственному органу.

    Люксембургская комиссия не обладала достаточными финансовыми и организационными средствами для осуществления глубоких социальных реформ, однако, ее популярность среди рабочих была велика. Первое же заседание комиссии посетило около 200 представителей разных профессий, которые передали правительству свои предложения по улучшению условий труда. На основании этих предложений были приняты декреты о сокращении рабочего дня до 10 часов в Париже и до 11 часов в провинции, а также о запрете на деятельность подрядчиков, которых работники обвиняли в недобросовестности при посредничестве между трудом и капиталом.

    Люксембургская комиссия способствовала в организации нескольких производственных кооперативов, помогла им получить правительственные заказы; устраивала третейские суды для разрешения конфликтов между предпринимателями и работниками, способствовала обеспечению доступными кредитами мелких торговцев. Она занималась распространением социалистических идей, содействовала росту солидарности трудящихся, организовала комитет из уполномоченных работников разных профессий.

    Однако, надежды на осуществление реформ, которые радикально улучшат положение работников, оказались несостоятельны. Комиссия не обладала для этого ни достаточными финансовыми средствами, ни поддержкой со стороны Временного правительства. Однако, для своего времени деятельность Люксембургской комиссии представляла важный опыт социальной политики государства.

    Выборы в Учредительное собрание 1848 г. принесли победу умеренным республиканцам. Среди 880 депутатов их представителей было около 500. Все члены Временного правительства были избраны от департамента Сена, в состав которого входил Париж.

    Провинция, как обычно, последовала политическому выбору столицы, отдав голоса проправительственным кандидатам. 300 мест в Учредительном собрании заняли более консервативно настроенные кандидаты. Это были «нотабли» – выходцы из семей землевладельцев, предпринимателей, юристов, врачей и др., пользовавшихся авторитетом среди традиционных слоев населения, в особенности среди крестьянства.

    Политические предпочтения «нотаблей» лежали, как правило, на стороне монархии, но после Февральской революции они вынужденно признали республику. Главной задачей этих депутатов было остановить революцию, избавить власть от влияния сторонников политического и социального радикализма. Сторонники «социальной» республики потерпели поражение на выборах. В состав Учредительного собрания не прошли известные лидеры политических клубов и популярные в Париже публицисты.

    На своем первом заседании, 4 мая 1848 г. депутаты провозгласили Францию республикой. Тем самым Учредительное собрание дало понять, что законные государственные учреждения создаются посредством парламентских процедур, а не вследствие восстаний. Депутаты оставили за собой компетенцию принятия законов и новой Конституции Франции, а правительственные функции были переданы Исполнительной комиссии из 5 человек, которые руководили министрами. В состав этой комиссии вошли бывшие члены Временного правительства Э. Араго, Л. Гарнье-Пажес, А. Ламартин, А. Мари и А. Ледрю-Роллен.

    Результаты выборов в Учредительное собрание вызвали разочарование среди сторонников «социальной» республики и опасения реакции против завоеваний Февральской революции. Наиболее радикально настроенные активисты политических клубов поспешили противопоставить представительной демократии акции народного протеста. Поводом для выступления стало обращение о помощи к французскому правительству, поступившее от лидеров польского национально-освободительного движения.

    История Франции:

    Внешнеполитический курс Второй республики (1848-1851г.г.)

    Февральское восстание в Париже дало импульс европейской революции. Временное правительство обещало поддержку «угнетенным национальностям в Европе и за ее пределами». Оно же признало недействительными договоры о переделе карты Европы на Венском конгрессе, поскольку они были основаны на династическом принципе государственного устройства в ущерб национальному. Однако, политические демократы осознавали, что Франция не обладала необходимыми финансовыми и военными ресурсами, чтобы ввязаться в вооруженный конфликт с европейскими монархиями.

    Учредительное собрание и Исполнительная комиссия сохраняли преемственность внешнеполитического курса Временного правительства и ограничивались, главным образом, моральной поддержкой национально-освободительных движений в Европе. Между тем, сторонники «социальной» республики, активисты политических обществ настаивали на ведении революционных войн, которые должны были содействовать углублению революционного процесса в самой Франции, подобно тому, как это было в 1792–1794 гг.

    15 мая 1848 г. вожди политических клубов организовали 150-тысячную манифестацию в Париже с требованием к Учредительному собранию оказать поддержку национально-освободительному движению Польши. Столь массовая политическая акция имела также целью предупредить депутатов о недопустимости пересмотра результатов Февральской революции.

    Манифестации и рабочие восстания во Франции в период Второй республики (1848-1851 г.г.)

    Манифестация переросла в попытку государственного переворота. Большая группа активистов революционных обществ ворвалась в зал заседаний Учредительного собрания. Влиятельный деятель левых А. Барбес с трибуны собрания потребовал пересмотреть список правительства в пользу сторонников социальной республики. Участник тайных обществ и одновременно полицейский осведомитель в период Июльской монархии А. Юбер внезапно объявил о роспуске Учредительного собрания. Эта политическая провокация удалась.

    Следуя традиции парижских революций, повстанцы отправились к ратуше с целью сформировать новые органы власти Франции. По приказу Исполнительной комиссии подразделения армии и национальной гвардии подавили мятеж. Лидеры революционного движения, среди них О. Бланки, А. Барбес, Альбер, Ф. Распайль, были арестованы, радикально-демократические клубы закрыты.

    Поражение сторонников «социальной» республики предопределило судьбу национальных мастерских. Умеренно-консервативное большинство депутатов враждебно относилось к этому «социалистическому», по их мнению, учреждению. После закрытия демократических клубов национальные мастерские превратились в центр объединения сторонников глубоких социальных реформ. В качестве аргумента в пользу закрытия национальных мастерских приводилось плачевное состояние государственных финансов.

    Февральская революция подорвала доверие к банковской системе и государственному кредиту. Акции Французского банка – главного эмиссионного центра страны – упали на 25 %. На состоянии финансов негативно сказалась отмена непопулярных косвенных налогов: гербового сбора, налога на соль, сборов с ввозимых в город продуктов питания и др. Желая поддержать кредит, Временное правительство досрочно выплатило проценты по государственным обязательствам, вследствие чего казна оказалась пустой. Правительству пришлось пойти на чрезвычайные фискальные меры: сроком на один год прямые налоги были увеличены на 45 %. Известие о 45-сантимовом налоге (поскольку на каждый франк уплачиваемого налога добавлялось 45 сантимов) в провинции было воспринято как плата за социалистические эксперименты в столице и, безусловно, повлияло на результаты выборов в Учредительное собрание.

    Депутаты стремились освободить бюджет от «излишних», с их точки зрения расходов на социальную сферу. Между тем, расходы на содержание национальных мастерских непрерывно росли. Если в марте 1848 г. в них было занято 6 тыс. работников, то в мае – 100 тыс. В целях экономии государственных средств рабочее время в мастерских было сокращено до 2 дней в неделю, а в остальные дни работники получали половинное жалование – 1 франк. Наконец, 21 июня Исполнительная комиссия издала декрет о закрытии этого учреждения и о прекращении денежного содержания работников. Лицам в возрасте от 18 до 25 лет предлагалось вступить в армию, а остальным – работа по осушению болот в провинции.

    Известие о закрытии национальных мастерских стало причиной восстания 23–26 июня 1848 г. Состав участников восстания был достаточно пестрым: помимо работников национальных мастерских в нем принимали участие представители индустриального пролетариата – машиностроители, железнодорожники, но преобладали лица, занятые на мелких мануфактурах, строители, лавочники – представители социальных групп, составлявших основу санкюлотского движения в 1792–1795 гг.

    Вожди революционных клубов находились в тюрьме после неудачного государственного переворота 15 мая, а потому цели июньского восстания не были четко сформулированы. Но помимо собственно социальных целей, бойцы на баррикадах выдвигали политическое требование: роспуск Учредительного собрания.

    Восстание не получило поддержки в стране, оказалось политически изолированным. Умеренные республиканцы сумели объединить общество под лозунгом защиты законности и порядка. 24 июня Исполнительная комиссия ушла в отставку. Учредительное собрание передало всю полноту правительственной власти военному министру генералу Л. Кавеньяку. Париж был объявлен на осадном положении. Против повстанцев использовались подразделения национальной и мобильной гвардий, а также регулярные войска. Баррикады расстреливались артиллерией. К утру 26 июня восстание было подавлено. Погибли 11 тыс. его участников, 15 тыс. были арестованы и заключены в тюрьмы.

    Поражение июньского восстания означало поражение «социальных» республиканцев. Генерал Л. Кавеньяк сформировал кабинет, в котором не было сторонников социальных реформ. Были закрыты политические клубы и 32 газеты, издававшиеся левой оппозицией. Свобода печати ограничивалась и крупным залогом для издателей. Преследованиям подверглись лидеры и идеологи «социальной» республики, включая Л. Блана, который не поддержал июньское восстание.

    История Франции:

    Режим Л. Кавеньяка представлял собой республиканскую диктатуру. Генерал был сыном известного деятеля Конвента в 1792–1795 гг., а его брат возглавлял в 30-е годы XIX в. республиканские тайные общества. Подавив очаги прямой демократии, создававших угрозу парламентской республике, правительство Л. Кавеньяка организовало выборы в представительные органы власти департаментов, в окружные и муниципальные советы. В условиях политической стабильности велась работа над текстом новой Конституции.

    4 ноября 1848 г. Учредительное собрание утвердило новую Конституцию , закреплявшую республиканскую форму правления во Франции. Государственный строй Второй республики основывался на принципе верховенства народа и на естественно-правовой доктрине. Главными ценностями общества объявлялись свобода, равенство, братство, семья, труд, собственность, общественный порядок. Провозглашались свобода вероисповедания, собраний, мнения, печати, петиции. Гарантировалась неприкосновенность личности. Смертная казнь была отменена. Помимо прав, за гражданами закреплялись и обязанности по отношению к государству.

    Конституционные принципы Великой французской революции конца XVIII в. были дополнены новыми идеями, соответствовавшими задачам индустриального развития страны. Авторы Конституции настаивали на необходимости государственного вмешательства в общественные отношения. Отказавшись после дискуссии предоставить гарантии права на труд, депутаты признали обязанность государства «обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать». Провозглашалась доступность образования.

    Законодательной властью наделялось представительное однопалатное Национальное собрание. Депутаты избирались на 3 года посредством всеобщего голосования совершеннолетних (с 21 года) мужчин прямой и тайной подачей голосов. Выработкой проектов законов занимался Государственный совет, состав которого формировался депутатами.

    На государственное устройство Второй республики оказала влияние конституционная традиция США. Следствием этого влияния стало создание института выборного президента, который возглавлял исполнительную власть, обладал законодательной инициативой и обеспечивал исполнение законов, возглавлял вооруженные силы страны, заключал международные договоры, наделялся правом помилования. В соответствии с принципом разделения властей ряд важных функций президент мог реализовать лишь при согласии Национального собрания и Государственного совета. Он не вправе был лично командовать армией. Президент избирался на 4 года и мог быть переизбран лишь по прошествии следующего 4-летнего срока, в течение которого этот пост не вправе были занимать ни его родственники или свойственники, ни назначенный им вице-президент.

    Создание сильной президентской власти в стране с традициями королевского абсолютизма и бонапартизма, с высоким уровнем централизации управления, с большой армией и разветвленным бюрократическим аппаратом заставляет предположить, что авторы конституционного проекта предполагали законно закрепить формировавшийся режим республиканской диктатуры во главе с генералом Кавеньяком. Если бы президента избирало Учредительное собрание, кандидатура генерала оказалась бы вне конкуренции. Однако, соперники Л. Кавеньяка, в частности А. Ламартин, ссылаясь на принцип народного суверенитета, сумели убедить депутатов, что президент должен получить доверие избирателей.

    Выборы первого Президента Франции. Луи-Наполеон Бонапарт

    Выборы президента Франции состоялись 10 декабря 1848 г. Наряду с кандидатами от разных фракций республиканцев – Л. Кавеньяком, А. Ламартином, А. Ледрю-Ролленом – в них принял участие принц Луи-Наполеон Бонапарт , на дополнительных выборах в сентябре 1848 г. ставший депутатом Учредительного собрания. Лично неизвестный подавляющему большинству населения, лишь незадолго до выборов приехавший во Францию из Лондона, этот кандидат в президенты одержал сенсационную победу: за него было отдано 5434 тыс. голосов, намного больше, чем за всех его соперников вместе; оставшийся вторым Л. Кавеньяк получил 1400 тыс. голосов избирателей.

    Луи-Наполеона поддержало крестьянство и другие демократические слои традиционного общества, в особенности в провинции. Они голосовали против парламентской республики, которая принесла увеличение налогового бремени, политическую нестабильность. Как за «меньшее зло», за принца Бонапарта голосовали сторонники монархического правления, «нотабли», желавшие окончательного подавления революционной «анархии». Победитель на президентских выборах не представил развернутой программы действий. Избиратели голосовали за старшего представителя дома Бонапартов, за наполеоновскую легенду, с которой связывались такие ценности, как равенство, стабильность, национальная слава.

    Вступив в должность президента, Луи-Наполеон назначил главой правительства лидера консервативной части Учредительного собрания «орлеаниста» О. Барро. Между республиканским большинством депутатов и Бонапартом сразу возникли серьезные разногласия. Демократы протестовали против запрета политических собраний, а также против использования французских войск в карательных операциях против итальянских республиканцев-революционеров. Бонапарт настаивал на скорейших выборах в Законодательное собрание, не без оснований надеясь на поражение республиканцев.

    Выборы в Законодательное собрание состоялись 13 мая 1849 г. Из 750 избранных депутатов около 500 принадлежали к так называемой «партии порядка», приверженцам реставрации Бурбонов (легитимисты), Орлеанской династии или бонапартистской империи. Республиканцы, имевшие большинство в Учредительном собрании, сохранили за собой лишь 70 мест.

    Сторонники социальных реформ составили коалицию под названием «Новая гора», которая получила 180 мест в новом собрании. Название этой коалиции свидетельствовало о верности традициям якобинско-санкюлотской республики 1792–1794 гг.

    Столкновение «Новой горы» с президентом и «партией порядка» было неизбежно. Поводом послужила военная интервенция Франции в Италию с целью восстановления светской власти папы, утраченной вследствие революции. Лидер «Новой горы» А. Ледрю-Роллен обвинил президента в нарушении Конституции, запрещавшей использовать французские войска для подавления свободы других народов. Республиканцы потребовали предать Бонапарта суду, но не были поддержаны монархическим большинством собрания.

    13 июня 1849 г. депутаты «Новой горы» вывели тысячи парижан на демонстрацию протеста против действий президента. Правительство использовало это выступление для разгрома демократического движения. 33 депутата из «Новой горы» были преданы суду, политические собрания запрещены, газеты, поддерживавшие «социальных» республиканцев, закрыты.

    Разгром «Новой горы» сделал неизбежным упразднение республиканской формы правления, которая не пользовалась поддержкой ни президента, ни Законодательного корпуса. Проявлением кризиса республики стал рост влияния клерикализма. Президент и депутаты-монархисты были солидарны в симпатиях католической церкви, которая представлялась оплотом против революционного рационализма. Бонапарт ставил себе в заслугу военную поддержку, оказанную Папе против итальянских революционеров.

    Законодательное собрание 16 марта 1850 г. разрешило открывать наряду с государственными светскими школами частные, принадлежащие католическим конгрегациям. 31 марта был принят анти-демократический закон, вводивший имущественный ценз и трехлетний ценз оседлости для избирателей. Из политического поля таким образом исключалась треть избирателей. В принятии закона были заинтересованы сторонники реставрации одной из цензовых монархий – легитимисты и орлеанисты. Разгорелась борьба между большинством депутатов и президентом, стремившимся к установлению режима личной власти.

    История Франции:

    Внутренняя политики Бонапарта. Установление режима авторитарной демократии

    В 1850–1851 гг. бонапартисты инспирировали множество петиций с требованием пересмотра Конституции в той части, которая запрещала президенту переизбираться на новый срок. Законодательное собрание отклонило эти требования. Приближение срока окончания полномочий президента заставило Бонапарта решиться на государственный переворот. Под предлогом защиты республики президент распустил Законодательное собрание и арестовал лидеров оппозиции. Заседания Верховного суда, признавшего действия президента анти-конституционными, были приостановлены.

    Желая получить поддержку населения, Бонапарт отменил действие закона от 31 марта 1850 г., которым вводились ограничения избирательного права. Он объявил, что новая Конституция будет вынесена на народное голосование. Тем не менее, государственный переворот встретил сопротивление в рабочих кварталах Парижа и в ряде департаментов. Бонапарт объявил 32 департамента на осадном положении и, опираясь на армию, сломил сопротивление республиканцев. Более 26 тыс. повстанцев были арестованы, 15 тыс. приговорены различным видам наказания. И все же подавляющее большинство французов поддержали бонапартистский переворот. Обнародованная 14 января 1852 г. Конституция была одобрена 7481 тыс. голосами против 647 тыс. Франция вернулась к режиму авторитарной демократии.

    Конституция 1852 г. возрождала государственный строй Консульства. Президент Луи-Наполеон Бонапарт получал полномочия на 10 лет. Он был главой государства, исполнительной власти, в его компетенцию входило назначение должностных лиц, объявление войны и чрезвычайного положения, заключение мира. Только президент обладал правом законодательной инициативы, причем проекты нормативных актов готовились в Государственном совете, состав которого назначался главой государства. Депутаты Законодательного корпуса, избиравшиеся населением, утверждали представленные Государственным советом законопроекты, а также бюджет, основные параметры которого разрабатывались правительством. Сенат, состоявший из 150 человек, назначавшихся Бонапартом пожизненно, обладал компетенцией конституционного контроля.

    Согласно Конституции 1852 г. ответственным перед народом объявлялся президент. Правда, форма этой ответственности и механизм ее реализации Конституцией не уточнялись. На практике доверие народа к режиму бонапартизма проявлялось в ходе выборов в представительные органы власти и в результате плебисцитов, узаконивавших конституционные изменения.

    Революция 1848 г . Зимой 1848 г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к нему послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демокра­тизации политического строя и принятия конкретных мер по улуч­шению тяжелого экономического положения народа. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столи­цы. Луи-Филипп отрекся от престола.

    Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое изби­рательное право. Декретом о труде провозглашалось право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить про­должительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11. Было обещано провести и другие демократические меры.

    Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы.

    Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляю­щее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результа­тами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией - мобилями (мобильной гвардией).

    Конституция 1848 года. Основными принципами установленного Конституцией государственного строя стали республиканская фор­ма правления, разделение властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось Националь­ное собрание. Ему предоставлялось исключительное право приня­тия законов, включая формирование бюджета, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые дру­гие вопросы. Депутаты Собрания избирались сроком на три года. Главой исполнительной власти становился президент. Под его на­чалом были армия, полиция, административный аппарат. Прези­дент назначал и смещал министров, командующих армией и фло­том, префектов, губернаторов колоний и других высших должност­ных лиц. Учредительное собрание поставило президента во многом в независимое от парламента положение: президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием.

    В качестве совещательного органа, рассматривающего законо­проекты правительства, учреждался Государственный совет. В его компетенцию входил также надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на шесть лет.

    Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дист­рикты и коммуны. Неизменной оставалась власть префекта в де­партаменте.

    Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста.

    Специальная глава Конституции была посвящена демократиче­ским правам и свободам граждан. Фиксированные в Конституции демократические институты, равно как и последовательно проведен­ное разделение властей, могли быть успешно реализованы лишь при условии относительно стабильной внутриполитической обста­новки, чего не было тогда во Франции. Между тем Конституция не содержала должных правовых средств стабилизации общества. Более того, она не предусматривала необходимых «противовесов» в случае возможного конфликта конституционных властей.

    Либерально-демократические положения Конституции оказа­лись недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз осед­лости для избирателей, потом его увеличили до трех лет. Опреде­ление срока проживания рабочих было поставлено в зависимость от показаний работодателей. В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан.

    Вторая империя. Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бона­партистским агитаторам, уверявшим, что «племянник своего дяди» уменьшит бремя налогов, обеспечит дешевые кредиты и т. д. Эти обещания не были выполнены. Что касается банкиров и крупных предпри­нимателей, то кандидатура Луи-Наполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они связывали с его первоначаль­ной популярностью и честолюбием планы установления в стране сильной власти, способной предотвратить новые революционные выступления и обеспечить им полную свободу для спекуляций внутри страны и колониальных захватов за ее пределами.

    Всем этим воспользовался Луи-Наполеон. Его желание остать­ся у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установ­ленный Конституцией (четыре года), и запрещение переизбрания.

    В декабре 1851 г., грубо нарушив Конституцию, Луи-Наполе­он, опираясь на худшие элементы войска, разогнал Национальное собрание. Наиболее активные антибонапартисты были арестова­ны, Конституция 1848 г. упразднена. Военно-полицейскими мера­ми были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и орга­низации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать.

    Конституция 1852 г. Новая Конституция была призвана законодательно закрепить государственный переворот 1851 г.

    Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента. Ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию, полицию, административно-финансовый аппарат. Президент получил право по своему усмотрению назначать и смещать всех высших должностных лиц.

    Законодательную власть осуществляли Государственный совет, Законодательный корпус и сенат, но уже совместно с президентом. Он назначал членов Государственного совета и сената. Законодательный корпус избирался “всеобщим голосованием”, но кандидатов в депутаты утверждал президент. Только главе государства предоставлялось право законодательной инициативы: на основе предложений президента Государственный совет составлял законопроекты. Последние принимались или отвергались в целом Законодательным корпусом. Сенат наделялся правом конституционного контроля в области законодательства.

    Местное управление не претерпело существенных изменений и на этот раз. Переворот 1851 г. ни в малейшей степени не затронул государственного аппарата.

    Подобно тому как наполеоновская Конституция 1799 г. являлась промежуточной ступенью на пути к установлению монархии, так и Конституция 1852 г. подготавливала условия для провозглашения империи. Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной. Он избирался на 10 лет.

    Реставрация империи. В ноябре 1852 г. специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал импе­ратором французов под именем Наполеона III.

    В стране установилась военно-полицейская диктатура Луи-На­полеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфи­ческие черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посред­ника между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации.

    Коалиция государств, одержавших решающую победу над Наполеоном, поспешила возвести на французский престол старшего представителя «легитимной» (законной) династии — Людовика XVIII . Новые правители Франции должны были признать «перераспределение» земельной собственности, буржуазный гражданский кодекс, выработанный при Наполеоне и уничтожение феодальных отношений, а также новую администрацию Франции. Они согласились одарить Францию писаной конституцией, известной под названием Xaртии 1834 года, которая д.б. примирить верхи буржуазии с дворянством:

    • признавалось, что граждане «в равной степени допускаются к гражданским и военным должностям»;
    • верховная власть короля ограничивалась законодательными полномочиями палат и несменяемостью судей. Создавалось две палаты: верхняя, назначаемая королем, и нижняя, избираемая узкой коллегией, состоящей из лиц, уплачивающих не менее 300 франков прямых налогов;

    Хартия хотела, чтобы «все французы жили братьями».

    Людовик XVIII царствовал до 1824 года. Его место занял Карл Х (Артуа) — признанный глава французской реакции. Новый король вознаградил дворян, потерявших земли во время революции; затем восстановил смертную казнь за «оскорбление» католической религии. В 1830 году Карл Х издал 6 указов (ордонансов ): сужалось избирательное право, сокращалась законодательная компетенция нижней палаты, ликвидировалась свобода печати и собраний. Ответом на эту политику было июльское восстание 1830 года . Карл Х был свергнут и бежал. Руководившая революцией крупная, главным образом финансовая, буржуазия возвела на трон Луи Филиппа Орлеанского . Новое царствование было обставлено новой конституцией. Перемен было мало: избиpaтeльный ценз понижен незначительно — до 200 франков; для депутатов — до 500. Период, когда руководящая роль в государстве оказалась в руках небольшой группы финансовых магнатов.

    Вторая республика : в 40-х годах XIX века наступает эпоха крупного машинного производства. Следствия : усиление враждебности между рабочим классом, с одной стороны, и буржуазией — с другой; их общее недовольство режимом Июльской монархии. Промышленная буржуазия не желала терпеть политическую монополию финансовой аристократии. 1847 год — неурожай, мировой торговый и промышленный кризис — революция. Оппозиционные круги буржуазии требовали снижения избирательного ценза. 22 февраля — в защиту избирательной реформы поднялись рабочие предместья Парижа. Правительство, бросило против демонстрантов войска. Кавалерия и пехота атаковали безоружных и мирных людей, требовавших хлеба и реформы . Борьба продолжалась весь следующий день. Восставшие захватывают Тюильри. Франция во второй раз сделалась республикой. Завоевав республику, рабочие надеялись, что она будет социальной, т.е. обеспечит их достаточной з/п, позаботится об их старости, образовании для детей и т.д. Эти надежды были обмануты. Учредительное собрание, открывшееся 4 мая, провозгласило буржуазную республику , и только ее.

    Рабочие вновь восстали, на этот раз не вместе с буржуазией, а против нее. Поводом к восстанию послужила намеренная ликвидация Национальных мастерских , дававших заработок тысячам безработных. Уволенные должны были отправиться на работу в провинцию. На просьбу рабочих отменить распоряжение, правительство пригрозило применением силы. Сражение продолжалось пять дней. Восстание было стихийным. Не было ни определенного плана действий, ни ясной программы, ни руководящего центра. «Мы хотим социальной и демократической республики, самодержавия народа» . Убитых было 50 000 человек.

    Террор еще продолжал свирепствовать, когда Учредительное собрание возобновило обсуждение новой конституции 1848 года:

    • объявляла Францию республикой , ее принципы — свобода, равенство, братство , а ее основы — семья, труд, собственность и общественный порядок ;
    • оставалась неприкосновенной вся старая организация управления, муниципалитеты, суд и армию. Изменения касались не содержания, а оглавления, не вещей, а названий;
    • всякая власть в государстве исходит от народа , не может поручаться никому с правом передавать ее по наследству;
    • отмена любых особых комиссий, чрезвычайных судов, смертной казни за политические преступления;
    • узаконение всеобщего мужского избирательного права . Но зато был введен ограничительный пункт — шесть месяцев оседлости. В 1850 году ценз оседлости был увеличен до трех лет.
    • каждый раз вслед за торжественным провозглашением очередной свободы следовала оговорка, ее ограничивавшая: «Преподавание свободно. Свободой преподавания можно пользоваться на условиях, предусмотренных законом, и под верховным надзором государства» ; «Граждане имеют право объединяться в союзы, организовывать мирные и невооруженные собрания... высказывать свое мнение в печати... Пользование этими правами не знает иных ограничений, кроме равных прав других и общественной безопасности» .
    • издание законов Национальному собранию (однопалатному, избирается на 3 года), исполнительную власть — президенту республики (4 года, всеобщим голосованием — плебисцит ). Прямые выборы создавали президенту тот же авторитет «народного избранника», что и самому Национальному собранию. Президент раздавал должности, в том числе офицерские, от него зависели органы местного самоуправления, ему фактически подчинялись вооруженные силы (включая Национальную гвардию). Всякая попытка президента распустить Собрание есть государственная измена;

    Вторая империя : В декабре 1848 года президентом был избран Луи Наполеон . Лишенный прав переизбрания, президент должен был ожидать истечения законного 4-хлетнего срока, за которым следовал конец величия. Луи Наполеон решил избежать этой участи. Президент республики готовил ее ниспровержение. 2 декабря 1851 года специальная прокламация оповестила Париж, что «именем французского народа» президент республики распускает Национальное собрание. Из текста другой прокламации можно было заключить, что переворот совершен ради следующего государственного устройства: президент, избираемый на 10 лет; государственный совет, разрабатывающий законопроекты; законодательный корпус и «уравновешивающий» сенат; министерства, назначаемые и смещаемые по воле президента. Под видом республики, украшенной всеобщим избирательным правом декретировалась диктатура одного лица . Начало новой диктатуры было ознаменовано кровопролитием. Дикие расправы над республиканцами совершались по всей Франции.

    В январе 1852 года получила утверждение новая конституция. В центре всей системы правления находился президент. Власть его касалась как законодательства, так и управления. Он назначал и смещал министров. Суд отправлялся его именем. В его власти находились армия и полиция. Он объявлял осадное положение. Он издавал декреты и утверждал законы.

    В ноябре 1852 года сенат, а затем плебисцит (всеобщее голосование) провозглашают его императором Франции под именем Наполеона III. Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Наконец, под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восстановление республики — третьей по счету. Это произошло 4 сентября 1870 года . Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших себе название правительства «национальной обороны» . Свои усилия новое правительство Франции сосредоточило главным образом на том, чтобы любой ценой сговориться с Пруссией: боялись революционной ситуации, которая складывалась в результате военного поражения, экономической разрухи, нищеты масс.