ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Тренинг на сплочение детского коллектива. Тренинговое занятие на сплочение

Цель: сплочение коллектива

Задачи:

  1. Развитие умений работы в группе
  2. Развитие навыков невербальной коммуникации
  3. Развитие творческих и логических способностей

Участники: ученики 4-7 классов

Материал для проведения: пачки макарон спагетти, ножницы, скотч маленького размера

1. Разминка.

Беседа с детьми по вопросам: «Вы знаете что такое «Вавилонская башня?», «Почему она так называется?»
Психолог рассказывает детям краткое содержание легенды о Вавилонской башне.

Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке: ведь все были потомками рода Ноя, спасшегося во время потопа и нашедшего пристанище возле Араратских гор. Постепенно род увеличивался, обретал новые знания и умения. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли. Многому научились люди к тому времени: обжигали кирпичи, собирали камни, укладывая их в фундамент. Постепенно башня росла, поднимаясь все выше к небу. Радовались люди, видя, как стремительно растет их творение.

Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. И сказал он: «Вот один народ, все понимают друг друга, все говорят на одном языке. Но что они делают? Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу!». Не стал он смертью карать людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.

Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Но на земле стали ссориться, не понимая, о чем говорят, и что хочет каждый из них. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. Со временем они забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык, обряды и обычаи.

2. Упражнение «Вавилонская Башня».

Психолог дает установку ученикам сесть за парту кто с кем хочет, то есть по симпатиям. После этого психолог рассаживает детей таким образом, чтобы симпатии не учитывались, и образует несколько команд, равные по количеству участников в каждой команде. Каждой команде выдается материал - один на всю команду (1 пачка макарон спагетти, 1 скотч и ножницы).

Задача: построить самую высокую и устойчивую башню.

Условие: во время постройки участники не разговаривают, обмениваются лишь жестами. Все обсуждения происходят до начало игры в течение 5 - 7 минут.
Время строительства - 30 минут.

Психолог следит, чтобы правила игры не нарушались.
Побеждает та команда, которая достигла поставленной задачи.

3. Подведение итогов.

Каждому участнику дается листок бумаги и ручка, и задаются следующие вопросы:

Кто был лидеров в твоей команде? За кем все шли?

Кто был менее активным в твоей команде? Кто принес меньше всего «пользы» команде?

Кто предложил больше всего идей команде? Кто был инициатором идей?

По письменному опросу детей можно сделать вывод об активности каждого участника.

После окончания дети делятся с психологом - что сложнее всего было в задании, чем понравилось задание и какой можно вынести опыт из него.

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Задачи тренинга:

  1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
  2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  5. развитие умения работать в команде;
  6. сплочение группы.

Фазы тренинга:

1. Вводная фаза

  • Цель фазы: Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.
  • Название упражнений: «Смысл моего имени», «Правила группы»
  • Время: 5 минут.
  • Необходимые материалы: Карточки для имен, булавки, фломастеры, лист с правилами.

2. Фаза контакта

  • Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.
  • Название упражнений: «Веселый счет» («Поворот в прыжках»)
  • Время: 5-7 минут.

3. Фаза лабилизации

  • Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.
  • Название упражнений: «Вавилонская башня», «Поиск сходства», «Построимся»
  • Время: 20-25 минут.
  • Необходимые материалы: Картинки с изображением животных, бланки для диагностики по количеству участников, ватман, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями.

4. Фаза обучения

  • Цель фазы: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.
  • Название упражнений: «Кто быстрее», «Паззлы», «Дом»
  • Время: 30 минут.
  • Необходимые материалы: Карточки с изображением животных, паззлы.

5.Заключительная фаза

  • Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения
  • Название упражнений: «Говорящие руки», «Круг», «Подарки группе»
  • Время: 10-15 минут.
  • Необходимые материалы: Карточки с изображением животных.
  • Общее время: 80 минут.

1. Упражнение «Смысл моего имени»

Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность. Время: 5 минут.

Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

Ход упражнения: Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

2. «Правила группы»

Время: 2 минуты.

Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивая.
  • Говорить только от своего лица.
  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
  • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
  • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения
  • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

3. Упражнение «Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания. Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

4. Упражнение «Поворот в прыжках»

Цель: активизация группы, сплочение. Время: 2-3 минуты.

Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Обсуждение: Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел. А как это сделать?

5. Упражнение «Вавилонская башня»

Время: 15 минут. Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения. Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

6. Упражнение «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников. Время: 20 минут. Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.

Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

7. Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам. Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде. Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

8. Диагностика психологической атмосферы в группе

Участникам выдаются бланки для заполнения. Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак? (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.

__________________________________________________________1 2 3 4 5 6 7 8
  1. Дружелюбие – Враждебность
  2. Согласие – Несогласие
  3. Удовлетворенность – Неудовлетворенность
  4. Продуктивность – Непродуктивность
  5. Теплота – Холодность
  6. Сотрудничество – Несогласованность
  7. Взаимная поддержка – Недоброжелательность
  8. Увлеченность – Равнодушие
  9. Занимательность – Скука
  10. Успешность – Безуспешность

9. Упражнение «Паззлы»

Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе. Время: 10-15 минут. Ресурсы: карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы».

Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.

Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.

Обсуждение: Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?

10. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива. Время: 10 минут.

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • ромб;
  • букву;
  • птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

11. Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. Время: 15 минут. Ресурсы: карточки с изображением животных.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению. Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

12. Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

13. Упражнение «Построение круга»

Время: 10 минут.

Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

14. Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Упражнения на командообразование

Цель: осознание участниками сходства друг с другом, своего места в группе, определение общегрупповых ценностей. Приобретение опыта группового взаимодействия, улучшение коммуникации между членами группы, получение участниками опыта успешного достижения групповой цели. Создание условий для проявления лидерских способностей.
Время проведения: в тренинге по теме «Командообразование» данные упражнения будут относиться к основному блоку, следовательно, могут занимать 30-40 минут от всего тренинга. В каждом упражнении указано время проведения. Вы можете компоновать понравившиеся упражнения по своему усмотрению.

Упражнение «Повернуться в одну сторону»

Участники свободно рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее 70-80 см, и встают лицом одном направлении (например, все стоят лицом к двери). Далее по хлопку ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, разговаривать об этом нельзя. После прыжка участники смотрят друг на друга (при этом можно общаться с помощью мимики и жестов, но не слов) и по очередному хлопку, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача: после очередного прыжка все участники должны приземлиться, повернувшись лицом все в одну сторону (не важно, в какую именно).
Обсуждение: Что вызывало трудности в начале упражнения? Можно полнить упражнение, действуя по принципу «каждый сам за себя»? Какие действия обеспечили успешное выполнение этого задания? Каким образом вы поняли замысел других участников и передали им свой замысел?
Время проведения: 10 минут.

Упражнение «Образуем круг»

Ведущий: «Мы все очень разные. Интересуемся разными вещами, увлекаемся различными хобби. Но все-таки между нами есть сходства. Следующее упражнение поможет некоторым участникам открыться по-новому и, в свою очередь, узнать что-то новое неожиданное о других».
В начале упражнения необходимо выбрать одного добровольца. Доброволец выходит в центр круга и говорит «Я люблю кошек», например. Фразу можно заменить, например, «Я увлекаюсь…». Тот человек, который разделяет его интересы, подходит к нему и берет его за руку. И в свою очередь говорит: «Я люблю…». И таким образом образуется цепочка. В конце последний участник берет за руку первого и круг замыкается.
Время проведения: 10-15 минут.

Упражнение «Прирожденный лидер»

Перед началом упражнения необходимо сделать искусственные препятствия по всему пространству кабинета. Расставить парты и стулья в хаотичном порядке.
Ведущий: «В каждом коллективе есть лидер. Это тот человек, который направляет, воодушевляет, распределяет обязанности. Как правило, лидер знает цель лучше всех и лучше всех видит перспективу, определяет пути развития. Сейчас мы проверим способности нашего лидера и степень взаимопонимания лидера и коллектива». Инструкция: все участники выстраиваются друг за другом в колону. При этом лидер (староста группы) становится позади колоны лицом назад. Тот человек, который стоит впереди колоны идет вперед, а лидер направляет его. Колона должна слушаться лидера, а задача лидера – выбирать направление, чтобы достигнуть цели.
Время проведения: 10 - 15 минут.

Упражнение «Город группы»

Данное упражнение предполагает одновременное рисование в пределах общей территории: города группы.
Ведущий: «предлагаю нарисовать город нашей группы и поселить себя в нем. В городе может быть инфраструктура – кафе, магазины и т.д. В черте города может быть лес, река, озеро, парк. Не ограничивайте себя в творчестве» (на выполнение задания отводится 20 минут). После того, как участники закончат рисовать, рисунок «города группы» кладется в центр круга. Обсуждение:

  • Почему ты выбрал данное место для "строительства" своего дома?
  • Ты поместил себя в центр листа на краю? Почему?
  • С кем рядом ты построил свой дом?
  • Участники "поселили" свои персонажи в свои дома или в построенные кем-то другим? И почему?
  • Какую лепту ты внес в общий рисунок?
  • Какую роль ты выполнял в процессе работы? Какую роль выполняли другие? Выявился ли лидер в процессе работы?
  • Комфортно ли тебе было работать с одногруппниками?

Реквизит: ватман, цветные карандаши, фломастеры.
Время проведения : 30 минут.

Упражнение «Вавилонская башня»

Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей. Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание?Что показалось трудным?Успешно ли было взаимодействие в группе? Благодаря чему?
Реквизит: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Время проведения: 15 минут.

Упражнение «Скалолаз»

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных вперед рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача игрока – пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями участников. Проведение упражнения удобнее организовать в форме цепочки - участники с одного конца «скалы» поочередно пробиваются к другому, где вновь «встраиваются» в нее. После выполнения задания участники садятся на свои места, и идет обсуждение: Какие чувства возникали у водящих и участников, образующих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?
Время проведения: 5-10 минут.

Упражнение «Узелок»

Группа делится на две равные команды. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 метра. На роль направляющих можно выбрать наиболее активных и коммуникабельных участников. Каждый участник держит в руке веревку, протянутую вдоль обеих колонн. Дается задание: не отрывая рук от веревки, завязать узел на ее промежутке между двумя направляющими. Техника завязывания узла участникам не объясняется. Они должны сами догадаться и выполнить задание.
Обсуждение: От чего зависел ваш успех? Либо почему не справились? Насколько слаженными были ваши действия? Выявился ли лидер? Охотно ли остальные следовали его указаниям? Может у кого-то было свое видение?
Реквизит: бельевая веревка.
Время проведения: 15 минут.

Упражнение «Дух группы»

Участники рисуют на листе ватмана любую фигуру, олицетворяющую группу (например, фигуру человека, здание университета, большое дерево, гору и т.д.). Лист бумаги с нарисованной фигурой лежит в центре круга. У каждого участника есть 1 минута на то, чтобы подумать, какая манера вести себя, какие установки будут полезны для совместной работы, а какие нет. После этого участники должны написать внутри фигуры ключевое слово – название качества, чувства, ощущения, которое кажется им полезным для эффективного взаимодействия в группе. На этом же листе, но за пределами фигуры участники записывают то, чего они хотели бы избежать в групповом взаимодействии. Затем ведущий предлагает подобрать для фигуры имя.
Реквизит:
Время проведения: 30 минут.

Упражнение «Зачем мне нужна эта группа?»

Ведущий задает игрокам вопрос: зачем вам нужна эта группа? Как группа может помочь достичь индивидуальных целей? (каждый участник называет по 2 цели) Один из участников фиксирует ответы на доске. Затем каждый ответ записывается на двух карточках. Карточки перемешиваются и раздаются участникам. Далее участники, взаимодействуя между собой, обмениваются карточками. Каждый старается найти и получить карточки, на которых записаны его собственные важнейшие цели. На выполнение этого задания дается 15 минут. После завершения этой части упражнения, группа снова собирается в круг, каждый рассказывает окружающим, собрал ли он карточки со своими целями, и перечисляет цели.
Затем каждый отвечает на вопросы: Появились ли у кого-нибудь новые цели, изменились ли приоритеты в течение игры. Как группа может помочь в осуществлении этих целей? При этом новые цели и приоритеты добавляют к раннее сделанному списку.
Реквизит: карточки форматом 7x10 см, настенная доска, ручки.
Время проведения: 25-30 минут.

Упражнение «Эмблема группы»

1 этап - герб рода. Инструкция: «У дворян, дети которых могли учиться в университетах, были родовые гербы, в которых была зашифрована определенная информация рода. Сейчас такой традиции нет. Но все вы – продолжение своих родителей, как они продолжение своих, те продолжение своих. Чем же Вы все связаны, что есть у вас общего? Что такого особого в вашем роду есть? О чем про вас могут сказать соседи и знакомые? Что есть такого ценного в ваших семьях, что Вы несете на себе, что Вы передадите своим детям? Что ни в коем случае не можете потерять? Каждая семья уникальна. Может быть ваша – очень трудолюбива; может быть вы все любите природу, туризм; может быть в вашей семье приоритеты высшего образования; а может несколько поколений вашей семьи учились в Томске или в ТПУ? Нарисуйте это в образах, символах, снабдите девизом». Если в группе есть студенты – сироты или из неблагополучных семей, то есть смысл сразу сказать об этом: «Конечно, не всем повезло родиться в благополучных семьях, и кому то из вас, возможно, не захочется вспоминать свою семью. Так станьте Родоначальниками. Создайте свой род на тех ценностях, которые вы хотите видеть в своей семье, в своих детях, внуках». На работу дается 10 минут. По прошествии 10 минут, снова встаем в круг. Студенты представляют свой герб.
2 этап - объединение. Ведущему важно поддержать каждого студента и помочь ему сформулировать позитивные черты его семьи, обратить внимание на схожесть гербов: «Посмотрите, насколько вы похожи, кто-то больше, кто-то меньше. Найдите среди всей группы гербы похожие на ваши – символикой, девизом и объединитесь в группы по несколько человек» (необходимо, чтобы получилось от 2 до 4 групп). Инструкция: «Нарисуйте объединенные гербы. Условие: элемент герба каждого участника должен присутствовать на общем гербе группы. На работу дается 5 минут. Далее идет презентация групповых гербов (по минуте от группы).
3 Этап - рисуем эмблему группы . «Чтобы чувствовать себя в другом месте, как дома, человек берет с собой какую либо вещь. Чтобы Вам было в вашей группе комфортно нарисуйте эмблему группы, опираясь на ваши объединенные гербы. Можно объединять по смыслам, главное, чтобы каждый из Вас мог сказать – Это про меня ». 10 – 15 минут.
Реквизит: литы А4 на каждого участника, разделенные на 4 части, цветные фломастеры, маркеры, ватманы (1 штука).
Время проведения: 35 минут.

Упражнение «Необитаемый остров»

Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вам необходимо:
А) освоить остров, организовать на нем хозяйство;
Б) наладить на нем социальную жизнь (создать организацию, распределить функции, роли, обязанности и т.п.);
В) установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний).
На это вам дается полчаса и полная свобода действий в рамках пунктов а – в.
Обсуждение: Что вы чувствовали во время организации жизни на острове? Какую роль вы выполняли на острове? Вы были удовлетворены этой ролью? Если нет, то какая роль вам больше бы подошла? Как воспринималось поведение других на острове?
Реквизит: лист бумаги с инструкцией, ручки.
Время проведения: 20-30 минут игра, 10 рефлексия.

Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

Участников делят на две команды случайным образом. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно, задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. «Что вы будете считать в своей группе хорошими поступками и уважать за них, а что – плохими». По желанию каждая команда может подкрепить слова рисунками, сценками о соответствующих поступках. Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, участники соглашаются или нет со списком. В конце ведущий суммирует все сказанное, создается общий список.
Примечание: очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. Важно осознание участниками группы связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
Реквизит: листы бумаги А4 на две команды, ручки, цветные карандаши, фломастеры.
Время проведения: (5-7 минут – работа в группах, 10 минут – обсуждение, составление общего списка) 15-17 минут.

Упражнение «Корабль. Планета»

Группа делится на 2 команды, одна из которых рисует планету, жить на которой будет приятно всей группе (включая вторую подгруппу), места там должно хватит на всех. Вторая подгруппа рисует корабль, на котором они до этой самой планеты доберутся, с учетом, что на корабле места должен охватить всей большой группе. В конце каждая группа/подгруппа представляет своё творение.
Реквизит: листы ватмана для двух команд, цветные фломастеры, маркеры, карандаши.
Время проведения: 15 минут.

Упражнение "Передача движения по кругу"

Участники садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз. Время проведения: 5- 10 минут.

Упражнение "Печатная машинка"

Участникам загадывается слово или фраза (пример: я учусь в Томском Политехническом Университете). Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши. Реквизит: карточки с буквами. Время проведения: 10 минут.

Игра «Дигикон»

В соответствии с замыслом игры участники должны исполнять роли «узников» и«роботов».
1. Разбейте игроков на группы любой численности от 4 до 8 - размеры могутварьировать.
2. В каждой группе попросите одного добровольца сыграть робота. Предложите«роботам» представить, что они являются механическими рабами, которые обязаныповиноваться своим хозяевам. Они могут видеть, слышать, двигаться и реагировать, но не умеют говорить.
3. Сообщите остальным, что они являются «узниками», заключенными в камеры, ипоместите каждую группу в угол или возле стены, отгородив ее столами и стульями,чтобы получилась «камера». Расположите «камеры» как можно дальше друг от друга. «Роботы» стоят снаружи, перед камерами своих хозяев, и ждут начала деятельности.
4. Обратите общее внимание на большой дверной ключ, который вы положите у всех на виду (это может быть любой предмет, например, ручка).
5. Ознакомьте всех со следующим сценарием. По ходу чтения он покажется сложным, но разъяснения займут всего несколько минут.
Сценарий
Вы все являетесь героями научно-фантастического рассказа. Одни - пришельцы изкосмоса, а другие - роботы. Земляне заключили всех пришельцев в тюрьму и заперли вкамеры. Стража в любой момент может увести их на казнь. Единственная возможностьдля пришельцев убежать - приказать роботам принести ключ (лежит на виду), которыйподходит к двери каждой из камер. Но необходимо спешить, потому что неизвестно, кемокажутся пленники в других камерах - друзьями или врагами. Те, кому удастся бежать, могут либо выпустить остальных, либо убить их. Роботы могут заходить куда угодно, кроме камер. До того, как узники смогут воспользоваться услугами своих роботов, им придется создать их память и отдать последним ряд команд, которые нужно записать. К сожалению, память роботов способна удержать лишь 10 команд, каждая из которых состоит максимум из двух слов. Это единственные звуки, на которые роботы могут реагировать. Более того - команды не могут отдаваться на каком-либо известном языке; они должны состоять из бессмысленных слов: например зин -иди вперед или чат ~ иди назад. Это продиктовано тем, что в каждой камере сидят представители различных цивилизаций, у которых нет общего языка, и потому им приходится его изобретать. В каждой камере группа заключенных должна выработать свои условные команды и занести их в справочные таблицы соответствующих роботов, чтобы затем им можно было приказать пойти, взять ключ и принести его в камеру. Таким образом роботы реагируют на ряд заранее определенных команд. Эти команды, когда их усвоят, можно повторять и отдавать в любой последовательности. Однажды сформированную память роботов нельзя изменить.
Когда вы покончите с объяснениями, кратко ответьте на вопросы и убедитесь, что все понимают, что им нужно делать. Затем дайте узникам 5 минут на формирование «памяти» роботов. Каждая камера должна обсудить, какие слова будут означать команды для роботов, и записать их вместе с переводом на нормальный язык (в 2х экземплярах, 1 для узников, 1 для робота). По истечении 5 минут удалите всех роботов из комнаты. После этого объявите, что стражники сделали в тюрьме кое-какие перестановки, и немного сдвиньте мебель - например, перетащите стол на середину комнаты и скажите, что это туннель, по которому роботам придется ползти за ключом. Добавьте еще несколько препятствий, чтобы роботам пришлось, например, через что-то перелезать. После такого отдельные узники придут в полное смятение, поскольку им наверняка и в голову не приходило ввести в память роботов слова ползти или перелезать. Успокойте их и посоветуйте стараться изо всех сил. После того как пленники уяснят последовательность действий, которые необходимо выполнить их роботам, чтобы добыть ключ, пригласите роботов подойти к вам, заберите у них шпаргалки, перемешайте их и снова раздайте так, чтобы ни у одного из них не оказалось в руках первоначального варианта. Это наверняка посеет панику как в рядах как роботов, так и пленников. Вы же прокомментируйте свои действия тем, что роботы - всего лишь машины, и неважно, чьим командам они подчиняются. Объявите, что теперь роботы готовы к действию. Конец игры – когда один из роботов возьмет ключ.
Примечания: ведущему необходимо внимательно следить за соблюдениями правил игры.
Обсуждение: Как на Ваш взгляд, Ваша команда справилась с задачей? Какой вклад в общее дело внесли Вы лично? Что Вам показалось самым трудным?
Время проведения: 30 минут.

Упражнение «Красная Шапочка без… »

Участникам необходимо рассказать сказу про Красную Шапочку, не произнося в рассказе букву «Л». Слова, содержащие запрещенную букву можно заменять синонимами, главное сохранить суть сказки. Группа садится в круг, первый игрок начинает рассказ и ведёт его до той минуты, когда звучит "запрещенная буква" или до первой замены. Следующий по очереди в случае ошибки предыдущего игрока начинает сказку сначала, в случае удачной замены слова, продолжает повествование до первой замены. И так далее.
Время проведения: 15- 20 минут.

Упражнение «Командный узел»

Группа становится в шеренгу.Ведущийдаёт команде длинную толстую верёвку. Каждому участнику группынужно взяться за верёвку двумя руками.Задание: не отнимая от верёвки рук, команда завязывает её "команднымузлом".
Время проведения: 5 – 10 минут.

Упражнение «Приключения в лабиринте»

Участники разбиваются на пары (способы разделения на пары см. в конце методического пособия). Один человек из пары будет ведущим, другой ведомым. Ведомому завязывают глаза. После этого тренер организует тренинговое пространство – выстраивает полосу препятствий из стульев и столов. Инструкция: задача ведомого пройти по маршруту и не запутаться в лабиринте. Ведущий дает указания словами: влево, вправо, два шага в сторону и так далее. Ему нельзя касаться ведомого руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера. Затем в паре участники меняются ролями и второй участник проходит лабиринт.
Обсуждение: Доверяли ли Вы своему партнеру? Легко или сложно Вам было выполнить данное упражнение? Изменилось ли Ваше отношение к своему партнеру после выполнения упражнения?
Время выполнения: 15-20 минут.

Упражнение «Проективный рисунок»

Ведущий предлагает участникам нарисовать коллективный портрет группы: каждый имеет право нарисовать только один элемент. Данную процедуру целесообразно провести в завершение, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы.
Реквизит: ватман, фломастеры, цветные карандаши.
Время проведения: 15 минут.
5.21. Упражнение «Приседания»
Участники приседают три раза, касаясь ягодицами пола. Подняться нужно без помощи рук. Затем участники становятся попарно, один напротив другого, руки – на плечах друг друга, носки касаются носков. Нужно присесть, касаясь ягодицами земли, подняться.
Обсуждение: Когда легче было выполнить это упражнение? Одному? Вдвоем? Что помогало вам быстро подняться?
Затем участники встают в круг, руки на плечах друг друга, носки касаются носков. Присесть точно так же, как и при упражнении в парах. Ведущий: «Что нужно сделать, чтобы подняться всем вместе?» Команда может отработать несколько стратегий. Если возникнут трудности, ведущий может дать подсказку: сделать круг уже.
Обсуждение: Что помогло вам выполнить это упражнение? (Вывод: когда мы ближе друг к другу, мы можем все.)
Время проведения: 10 минут.

Упражнение «Паутина»
Организация тренингового пространства: при помощи ниток или скотча соорудить препятствие в виде паутины, таким образом, чтобы через него могли пройти члены группы.
Участники берутся за руки, образуя шеренгу. Необходимо пройти паутину, не зацепив растяжки, не разомкнув рук. В случае ошибки команда начинает упражнение сначала.
Реквизит: клубок ниток или скотч.
Время проведения: 10 минут.

Занятие "Взаимодействие в коллективе" Цель: Сформировать условия для обучения детей эффективно взаимодействовать в коллективе Задачи: - Развивать умение вместе принимать решение; - Развивать умение быть мобильными; - Способствовать развитию групповой сплочённости - Способствовать умению прислушиваться друг к другу - Способствовать созданию благоприятной дружеской атмосферы Форма проведения занятия: практическое занятие Участники: активисты ДОО "Солнечная республика", возраст – 5-8 класс Время проведения: 45 мин. Место проведения: Спортивный зал Методы, применяемые в процессе занятия: рассказ, беседа, интерактивные упражнения. Основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.

Этап

Время

Цель

Материал и оборудование

Начало работы

создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе

Ритуальное приветствие

Хорошее настроение

Разминка

определить - тему занятия,

значение изучения темы для активистов;

подготовка к восприятию темы

Упражнения

"Язык фотографий"

"Стулья"

Фотографии

Основная часть

Развивать умение действовать сообща, прислушиваться к мнению друг друга,

умение вместе принимать решение; способствовать развитию групповой сплочённости

Информация о взаимодействии

Упражнения:

"Ладонь в ладонь"

"Вавилонская башня"

Проектор, ноутбук, экран,

Презентация 1

спортивный мат, бревно, маркерная лента

цветные маркеры, заготовленный контур башни на трёх ватманах, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Завершение работы

Подвести итог занятию, сделать вывод

Выводы, подведение итогов

Проектор, ноутбук, экран,

Притча, презентация 2

Начало работы (3 мин.)

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами собрались на очередное занятие нашей школы активы. Мы помним, что вы не просто дети, вы – самые яркие лучики нашей детской общественной организации "Солнечная республика".

Ритуал приветствия

Лучики солнышка встают, они до неба достают, стремятся Землю обогреть!!! (туш )

Все ребята встают в круг. Поют слова. На слова они поднимают руки медленно, встают на цыпочки, затем обнимаются все вместе. И так три раза.

Лучики солнышка встают (руки поднимаем перед собой)

Они до неба достают (руки вверх, поднимаемся на цыпочки )

Стремятся Землю обогреть (обнимаются за плечи – замыкая орлятский круг )

Шаг назад, разомкнули кольцо, повторили всё ещё раз, и ещё один раз

Разминка (7 мин)

А сейчас я вам предлагаю угадать, какая сегодня тема нашего занятия.

Вам нужно выбрать по одной фотографии и определить примерную тему.

Упражнение «Язык фотографий»

У вожатого в руке фотографии на тему: "Взаимодействие в коллективе" Вожатый предлагает каждому взять одну фотографию. Каждый ребёнок коротко комментирует фотографию и предполагает тему занятия. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой занятия.

Молодцы! Правильно. Посмотрите – все фотографии объединены одной темой –"Взаимодействие в коллективе". Вы согласны со мной?

Как вы считаете, насколько важно взаимодействие в коллективе и как это поможет нам в делах нашей детской общественной организации?

Ответы детей…

Конечно же, вы все правы. Очень трудно провести акцию или реализовать проект одному, а если мы вместе – мы сила! А если ещё и понимаем друг друга с полуслова, то есть научились взаимодействовать друг с другом – то тогда точно нам любое дело по плечу.

Давайте посмотрим, насколько вы можете действовать сообща, выполняя одновременно одинаковые задачи.

Упражнение "Стулья"

количество стульев соответствует количеству участников. Стулья расставляются кругом так, чтобы их было можно обойти.

Инструкция: необходимо всей группе синхронно выполнить такое задание – всем сесть на стулья, встать за спинку, поднять стул на уровень груди, опустить, пройти на исходную позицию и снова сесть на стул. Во время выполнения задания разговаривать нельзя.

Основная часть (30 мин)

Рассказ вожатого.

Информация на слайдах.

Общение – что это? (Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985) .Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.)

Каким оно бывает? Способы и виды общения; Вербальное и невербальное общение Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем.

Вербальное общение осуществляется посредством речи. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения.

Попробуйте передать друг другу информацию с помощью речи.

Невербальное общение :

  • Визуальные виды общения – это жесты, мимика, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), контакт глазами.
  • Акустические виды: тембр голоса, диапазон, тональность, а также - включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.
  • Тактильные: (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи)

Вы, конечно, общаетесь всегда, но я вам предлагаю общение на результат, то есть достижение чего-то зависит не от одного, а от двоих!

Упражнение "Ладонь в ладонь" (проводится в помещении, где много места – спортивный зал, актовый зал, игровая и пр.)

Вожатый предлагает группе разделиться на пары и, прижимая ладони друг к другу, передвигаться по воображаемому пути с некоторыми сюрпризами и испытаниями. При передвижении участники не отрывают свои ладони от ладоней своего партнёра. Затем пары становятся в строй на расстоянии 1 метра друг от друга.

Вы отправляетесь в путь, но вам будет нелегко, так как ваши ладони как бы приклеились друг к другу, разъединить их вы не можете. (мы могли бы их соединить – "насильно" – например скотчем – но, когда вы делаете общее дело – нельзя насильно соединить людей – всё зависит от вашего обоюдного желания работать сообща).

По пути вам предстоит преодолеть ряд препятствий, и только от согласованности и умения находить взаимопонимание зависит успех этого путешествия.

Итак, вы идёте по большой и светлой просёлочной дороге (5 шагов ),

она сворачивает в поле (направо ),

вы благополучно его пересекаете (5 шагов),

и перед вами узкая тропинка, уходящая в лес. По тропинке можно идти только по одному (5 м).

А теперь – вы видите глубокую яму – её можно только перепрыгнуть! Молодцы!

Внимание, перед вами на тропинке – маленький птенец, который вывалился из гнезда. Его надо положить на место. (на полу лежит мячик – положить его на "гнездо" – высоко – расстояние вытянутой руки на цыпочках)

Теперь на вашем пути мостик через лесной ручей, (мостик – дощечка) . По нему нужно пройти очень аккуратно – не свалить друг друга в речку.

Снова перед вами узкая тропинка (3 шага)

Она вас вывела к большой реке с бурным течением, её можно преодолеть, если вы будете синхронно размахивать руками, как в стиле "кроль". (10 взмахов)

Река позади. Молодцы!!! Надо отдохнуть! Садитесь по дерево – отдохните! (5 сек )

А теперь – чувствуете? Поднялся сильный ветер!!! Сейчас начнётся ливень! Бежим вприпрыжку до пещеры! (6 метр. – на мат)

Молодцы! Теперь можно разъединить ладони. Вы вместе преодолели все испытания и достигли спасительной пещеры! То есть – результата .

Рефлексия:

Какие ощущения, чувства были вам свойственны, когда вы путешествовали парами?

Что вызвало затруднения? Что порадовало?

Какое из препятствий оказалось самым сложным? Какое, - самым лёгким?

Вы поняли, как трудно вдвоём достичь результата. И только взаимная поддержка помогут добиться желаемого и преодолеть трудности.

А представьте, что нужно решить проблему в короткое время, и не только одному, но и вдвоём уже не справиться, нужно взаимодействовать в команде… ? Давайте попробуем сделать эскиз-проект Вавилонской башни.

Вавило́нская ба́шня - легендарная башня, которой посвящено библейское предание. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Мы наоборот попробуем построить такую Вавилонскую башню – чтобы найти общий язык

Упражнение «Вавилонская башня»

Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д.

Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта подключается секундомер.

Заготовленный контур башни можно расположить на полу, на столе – со свободным подходом всей группы.

Рефлексия:

Какие ощущения, чувства были вам свойственны, когда вы все вместе рисовали один рисунок?

Что вызвало затруднение в обще работе?

Можно ли было сделать рисунок быстрее? Красивее?

Ребята отвечают по желанию (или все, или 1-2)

У вас получилась замечательная Вавилонская башня, хотя вы все выполняли разные задания. Вы, наверное, поняли, насколько трудно идти вместе к одной цели, но если правильно распределить обязанности, то можно быстро достичь результата.

Завершение работы (5 мин)

Обобщение полученных знаний.

Что нового мы узнали на занятии?

Что необходимо, для эффективного взаимодействия в коллективе?

Как конструктивно выстраивать отношения друг с другом?

Большое спасибо всем. А напоследок – притча.

На слайдах – изображения по притче.

Человек и муравьи

Как-то раз человек увидел трудолюбивых муравьёв, которые строили свой муравейник. Строительство шло активно, муравейник рос буквально на глазах, поднимаясь всё выше и выше.

Человек был в полном восторге от того, как слаженно была организована работа огромной команды: пока один муравей тащил соломинку, другой расчищал первому путь, третий - нёс воду, четвёртый - добывал еду, а пятый - строил стену их большого дома…

Человек воскликнул:

Муравьи, какие же вы молодцы!

Мы это знаем, - ответили муравьи. - А кто ты?

Я - человек, - ответил тот. - Разумное существо!

Вы похожи на нас? - спросили муравьи.

Немного. Мы, люди, познали законы природы, достигли дна океана, высадились на Луну, строим дома и даже целые города.

Тогда вы тоже достойны похвалы! - воскликнули муравьи. - Но, человек, если ты такой разумный, почему вместо того, чтобы заниматься чем-то полезным, сидишь здесь и беседуешь с муравьями?
5 слайд

Вожатый:

- Так что же мы с вами здесь сидим? Пора браться за конкретные дела! Надеюсь, теперь мы с вами лучше будем понимать друг друга, и быстрее и качественнее будем решать не только наши проблемы но и помогать окружающему миру!

Время: 15 минут.

Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

    Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

    Поздороваться с помощью рук.

    Побороться руками.

    Помириться руками.

    Выразить поддержку с помощью рук.

    Пожалеть руками.

    Выразить радость.

    Пожелать удачи.

    Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

  1. Упражнение «Секрет»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Сидя в кругу один человек передает свой секрет как в глухом телефоне, далее запускает 2 человек свой секрет. Когда все секреты сказаны, обсуждение: кому вернулся и.т.п.

Итог: теперь вы знаете все секреты друг друга.

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Что полезного вынесли для себя, для группы? Как сейчас вы можете оценить свою группу?

Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»