ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Основные методы и формы управления финансами. Методы и формы управления финансами

1.Основные задачи и методы управления финансами

1.4 Основные методы и формы управления финансами .

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Оперативное управление;

Финансовый контроль;

1.4.1 Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

1) регламентированность (упорядоченный процесс);

2) связь с обработкой информации;

4) временный характер.

Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения (Ковалев,1999, с. 278). Результатом планирования является план либо совокупность планов(система). План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей по средствам принятия согласованных мер в меняющейся внешности и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО СУБЪЕКТОВ

Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляются в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой ни что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и современного принятия соответствующих мер.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год- это год, на который составляют бюджет; следующие два года- плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточенного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, её субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ.Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финасово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направление финансовой политики.

В балансе денежных доходов и расходов государства отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:

Заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;

Доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операций;

Социальные трансферты.

Расходы подразделяются на:

Потребительские расходы;

Налоги и другие обязательные платежи, добровольные взносы;

Денежные накопления и сбережения.

Баланс доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, ЦБ РФ и других финансовых органов.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз- это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование-это прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие:

Методы экспертных оценок;

Метод обработки пространственных и временных совокупностей;

Методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;

Методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.

Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли.

Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и долгосрочные.

Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных и инфляционных процессов и т. д. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия. Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы:

Размер требуемого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь?

Каким образом будет использоваться этот капитал?

Может ли предприятие развиваться, опираясь на собственные силы, и если нет, то каковы источники привлечения финансовых ресурсов?

На какие уровни поступление денежных средств, рентабельности производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятия в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

Главными функциями текущего планирования являются:

Определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления: производственной деятельности, инвестиционной деятельности, научно-проектной изыскательной деятельности, социальных проектов;

Планирование себестоимостии реализации продукции;

Планирование денежных потоков;

Планирование прибыли от деятельности предприятия в целом;

Планирование доходности инвестиций.

Долгосрочные и краткосрочны планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Как уже отмечено выше, финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и тд. Выделяют следующие этапы финансового планирования:

Исследование финансовых результатов деятельности предприятия;

Разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов;

Определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий;

1.4.2.Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами

Финансовое программированиеметод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

Установление приоритетов расходов по направлениям;

Повышение эффективности расходования средств;

Прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, конкуренции товаропроизводителей, развитой системе финансов, порождает рост экономической и финансовой информации. Всё это требует умения ориентироваться в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Комплексное управление финансами специалистами финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ).

АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

В управлении государственными финансами используются автоматизированные системы государственных расчетов (АСФР). В частности, в системе Министерства финансов РФ функционирует АСФР, ставшая органической частью структуры финансовых органов. Эта система способствует повышению эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов. Ее применение требует постоянного совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирование финансовых резервов в народном хозяйстве, рационального расходования финансовых ресурсов.

АСФР содержит ряд подсистем, в которых решается комплекс задач по: сводным расчетам бюджета; доходам и налогам; расходам бюджетных учреждений; финансам отраслей народного хозяйства. АСФР также помогает решению вопросов в области исполнения государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесения изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам.

В настоящее время актуальной задачей является внедрение автоматизации финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально для налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.

При всем положительном значении и важности АСФР в то же время нельзя преувеличивать её возможности. Они не безграничны. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. АСУ финансами не может выполнять то, что им не свойственно, а именно - совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека, им осуществляется постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Но для этого требуется его высокая квалификация.

АСУ представляет качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.

1.4.3 Финансовое регулирование

Финансовое регулированиесоциально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

Налоги и неналоговые платежи в бюджет;

Финансовые льготы и санкции;

Общие и целевые субсидии;

Доходы и расходы внебюджетных фондов;

Доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

1.4.4 Оперативное управление

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

1.4.5 Финансовый контроль

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль,являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

СУЩНОСТЬ, МОДЕЛИ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект.

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменяются по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм и методов организации финансового контроля.

В настоящее время с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:

Внутрифирменным контролем;

Контролем коммерческих банков за организациями;

Независимым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышения эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Если главной задачей финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредствам обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступают повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.

Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Результативность Финансового контроля зависит как от его организации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками в России связан не только с противоречивостью российского законодательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных или судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т.д.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части применения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов.). Среди них - независимость, объективность, компетентность, гласность.

Независимость финансового контроля должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.

Существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам (см. таблицу)

Признак классификации

Форма финансового контроля

Регламент осуществления

Время проведения

Субъекты контроля

Объекты контроля

Обязательный, инициативный, внешний и внутренний

Предварительный, текущий, последовательный

Государственный (в том числе президентский, органов законодательной власти, представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)

Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный

Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относится, в частности, налоговые проверки обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т.д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов, и выступают в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов РФ, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т.д.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Предыдущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

Государственный контроль проводиться органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами контроля РФ и субъектов РФ). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверки правильности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводиться финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводиться аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизий.

Проверка производиться по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятия, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их привидения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемые действующим законодательством. Систематическое нарушение норм, требований, приводящие к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Наблюдение (мониторинг)- это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъектом контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств)предприятия.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдение финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочной ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, каретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

СИСТЕМА ФИНАНСОВ И ЕЕ ЗВЕНЬЯ

Под СИСТЕМОЙ ФИНАНСОВ понимается совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы). Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов связана с различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы формирования и использования денежных фондов и доходов.

Вся система финансов России в целом состоит подсистем.

СУБЪЕКТЫ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

УПРАВЛЕНИЕ - целенаправленное воздействие субъекта на объект для достижения определенного результата в рамках конкретной экономической системы.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ направлено на улучшение системы отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. Оно является сложным процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющий (субъект) систем.

УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА (ФИНАНСОВЫЙ АППАРАТ) - это совокупность финансовых институтов (учреждений). При этом процесс управления финансами неоднозначен, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовый аппарат.

ЦЕЛЬЮ управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в:

· макроэкономической сбалансированности;

· отсутствии государственного долга;

· твердости национальной валюты;

· сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Методы и формы управления финансами

1. Финансовое планирование, прогнозирование.

2. Финансовое регулирование.

3. Финансовый контроль.

4. Финансовое законодательство.

5. Система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Субъекты управления

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

· Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете

· Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство

· Правительство РФ формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ.

Основными задачами Министерства финансов РФ является:

1. Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики.

2. Составление проекта и исполнение федерального бюджета.

3. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ.

4. Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности.

5. Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Министерство финансов выполняет следующие функции:

1. Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики.

2. Организует работу по составлению проекта федерального бюджета, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов.

3. Разрабатывает, с участием Министерства по налогам и сборам, предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы.

4. Принимает участие в определении ценовой политики.

5. Принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране.

6. Разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах - налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

· действовать в строгом соответствии с законодательством;

· осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды;

· вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводить проверки налогоплательщиков;

· ежемесячно предоставлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

· информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;

· осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ , который обязан:

· проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

· проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

· приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

· проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Тема 7 Финансы, кредит и денежное обращение.

Финансы предприятия, их содержание и сущность.

Финансы – денежные ресурсы предприятий, для нормальной деятельности предприятий. Финансы (макроэкономический уровень, государственные финансы) – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного производства.

Финансы базируются на товарно-денежных отношениях, но деньгами не являются.

С переходом на рыночные отношения в РФ выделяют след. фин. системы:

1)бюджетная, 2)внебюджетные гос.фонды, 3)гос.кредит, 4)гос.соц.имущество и его страхование, 5)финансы предприятий, организаций, учреждений.

Системы с1 по 4 группы – это финансы макроуровня.

Система 5-ая – микроуровень.

Финансовые отношения предприятия состоят из 4-х групп:

1) отношения предприятия с другими организациями и организациями.

2) отношения внутри предприятий,

3) отношения внутри объединений, которые включают отношения с вышестоящими организациями и отклонения внутри финансово-промышленных групп,

4) отношения с фин.кредитной системой, которые включают отношения с бюджетными и внебюджетными фондами, банками, страхованием, различными фондами.

Соответственно эти группы включают:

1. отношения с поставщиками, покупателями, со строительно-монтажными и транспортными организациями, отношения почты, телеграфа, внешнеторговыми организациями и иностранными фирмами;

2. отношения между подразделениями предприятиями, филиалами, цехами, отделами, бригадами, отношения с рабочими и служащими, связанные с оплатой работ и услуг, распределением прибыли и оборотных ср-в, а отношения с рабочими и служащими, связанные с выплатой ЗП, пособий, дивидендов по акциям, материальная помощь, взыскание денег за причиненный ущерб, оплату налогов;

3. отношения по поводу образования, использования централизованных денежных фондов, особенно финансирования инвестиций, включается также пополнение оборотных ср-в, финансирование импортных операций и науч.работ, в т.ч. маркетинговых;



4. отношения с различными бюджетами и внебюджетными фондами, которые связаны с перечисление налогов и отчислений.

Важнейшей стороной фин.деятельности предприятия яв-ся формирование и и пользование различных денежных фондов, через которые осуществляются:

1) обеспечение пред-тий необх. денеж. ср-вами,

2) фин-ние научно-тех. прогресса,

3) освоение и внедрение новой техники,

4) экон-кое стимулирование,

5) расчеты с бюджетами и банками.

К таким денежным фондов относятся:

1. Уставный капитал , за счет которого формируются оборотные фонды и ср-ва, кот. яв-ся основным источником собственных ср-в пр-ия, изменяется по результатам работы за год после измерения учредительных документов, увеличить или уменьшить модно за счет выпуска или изъятия акций из обращения, а также путем уменьшения или увеличения номинала акций (стоимость акций);

2. Добавочный капитал – включает рез-ты переоценки основных фондов и эммисионный доход (выпуск в обращение денег и ценных бумаг):

Доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости,

Безвозмездно полученные денежные МТЦ на произ.цели,



Ассигнование из бюджета на формирование капитальных вложений,

Денежные ср-ва на пополнение оборотных ср-в.

3.Резервный капитал :

Денежный фонд, который образуется за счет отчислений от прибыли,

Предназначен для покрытия убытков, в АО для погашения облигаций и выпуска его акций,

4.Фонд соц. сферы:

- денежные ср-ва, отчисляемые из чистой прибыли, направленные на развитие пр-ва,

Создание за счет чистой прибыли,

направляется на выплату дивидендов, единовременных поощрений, матер. помощи, оплату доп. отпусков, питания, проезда на транспорте и т.д.

5. Амортизационный фонд – предназначен для простого воспроизводства осн. фондов, а так же привлеченных заемных источников.

6.Валютный фонд – формируется на производствах, получающих валютную выручку от транспортных операций ил покупают валюту для импортных операций.

Методы управления финансами предприятия.

1. Обеспечивающая функция финансов предполагает, что предприятие должно было полностью обеспечено необходимыми денежными ср-вами. Все расходы должны быть покрыты собственными доходами, временная дополнительная потребность в ср-вах покрывается за счет кредита и др. заемных источников, при этом оптимизация источников ден. ср-в яв-ся одной из главных задач управлениями функциями предприятия. Задачу оптимизации источников ср-в решает фин.менеджмент.

2. Распределительная – содержание на макроуровне заключается в распределении и перераспределении общественного продукта и нац.дохода. При этом процессе распределения нац.доход охватывает 2 фазы:- первичное распределение, при котором образуется первичный доход или основные доходы организаций и доходы гос-во, это прояв-ся в форме оплаты труда, прибыли и центролизованных ден.ср-в гос-ва; - вторичное распределение и перераспределение, при этом совокупность первичных доходов образует нац. доход, но первичный доход не образует целевых ден. фондов общественного назначения, поэтому требуется перераспределение нац. дохода. После первичного распределения, который осущ-ся в сфере мат. пр-ва происходит перерасп-ние путем изъятия волевым порядком части дохода в сфере мат. пр-ва. Эти доходы направлены в непроизводственную сферу. Этот механизм осущ-ся через бюджетную систему с помощью налогов. На микроуровне – закл-ся в распределении и перерасп-нии выручки от реализации продукции выполненных работ, оказываемых услуг. Часть выручки направляется на компенсацию мат. затрат, необходимых для пр-ва продукции, а часть на выплату ЗП, формирования прибыли, к-ые перерасп-ся м/д гос-вом в виде налога на прибыль и предприятием за счет оставшейся прибыли формируются фонды накопления, потребления и резервный фонд.

3. Контрольная – выражается в непосредственном контроле за формирование и использование централизованных и децентрализованных фин.ср-в.

Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специализированных учреждений за финансовой деятельностью всех экон. субъектов (государства, предприятий) с применением специальных методов.

Государственный контроль затрагивает сферу бюджетов всех уровней, внебюджетные фонды и финансы предприятий, банков и т.д. К органам, осуществляющим государственный финансовый контроль относятся все государственные органы, осуществляющие управление финансами (см. выше), а также Счетная палата Федерального собрания, Контрольное управление Президента РФ и др.

Негосударственный контроль осуществляют кредитные учреждения, акционеры, внешние аудиторские фирмы, внутренние контрольные органы предприятий и т.д.

Финансовый контроль можно условно классифицировать по различным критериям:

1. Временя проведения: предварительный, текущий, последующий.

2. Субъект контроля: президентский, исполнительных органов власти, представительных органов власти и местного самоуправления, финансово-кредитных организаций, ведомственный, внутрихозяйственный (самим предприятиям), аудиторский.

3. Сфера финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

4. Форма проведения: обязательный, инициативный.

5. Метод (способ, прием) проведения: проверка, обследование, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизия.

Фин.контроль – это стоимостной контроль, к-рый имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает процесс движения ден.ср-в.

Финансовый механизм – система государственных норм, видов и методов использования государственных финансов в целях обеспечения реализации соответствующей финансовой политики. Элементами финансового механизма являются: законодательно установленные формы финансовых ресурсов, методы их формирования, законодательные нормы и нормативы (в т.ч. налоги и неналоговые платежи), принципы формирования бюджетной системы, методы регулирования кредитных и фондовых рынков и др. Множественность взаимосвязей определяет множественность элементов финансового механизма.

Практических сторон реализации финансовой политики множество. Она выражается она через:

Систему ценообразования;

Налоговую политику и источники формирование бюджета;

Денежно-кредитную политику;

Приватизацию и т.д.

Финансовый механизм предприятия – это система управления финансами предприятия, которая предназначена для организации и взаимодействия фин. отношений с фондами ден. ср-в.

Организация и взаимодействие фин. отношений достигается путем использования фин. категорий, в частности прибыль, налоги, оборотные ср-ва, амортизация, безналичные расчеты, фин. категории, из нормативов – рентабельность, платежи в бюджет, а также путем использования различного рода стимулов, санкций, др. фин. рычагов.

Фин. деят-сть пр-тия осущ-ся фин. отделом, на небольшом предприятии фин.отдел может быть совмещен с отделом сбыта или бухгалтерией.

Начальник фин. отдела подчиняется рук-лю пред-я и несет ответственность за фин.состояние пр-тия.

Состав фин.отдела: начальник, зам.начальника, старший эксперт, эксперты, кассир, инкосатор, оператор ЭВМ

Сотрудники фин.отдела выполняют след. виды работ:

1) фин-ые, кредитные, кассовые, планирование, оперативное управление реализации планов;

2) выписка платежных док-тов в адрес покупателей и контроль за их оплатой;

3) оплата счетов поставщиков;

4) получение и погашение кредитов;

5) получение в банке наличных денег на выплату ЗП и др. платежей.

Главной задачей работников отдела фин. службы яв-ся укрепление фин.положения пре-тия за счет:

1.повышения рентабельности;

2.увеличение прибыли;

3.роста производительности труда;

4.снижение с/с продукции;

5.роста ее качества;

6.внедрение достижений научного прогресса.

Задачи фин.отдела:

1. создание фин.ресурсов для произ. и соц. развития, для роста прибыли, рентабельности;

2. выполнение фин. обязательств перед бюджетом, банком, поставщиками, вышестоящими организациями, по выплате ЗП;

3. содействие более эффективному использованию произ.фондов и инвестиций;

4. разработка и реализация фин., кред. и кассового планов;

5. осущ-ние мер по эффективному использованию пром.фондов, доведение размеров собственных оборотных средств до установленных нормативов;

6. обеспечение сохранности и ускорения оборачиваемости оборотных ср-в;

7. контроль за правильным использованием фин. ресурсов.

Финансовые результаты деятельности предприятия, их содержание и порядок определения.

Фин. рез-ты дея-сти пред-тия форм-ся как рез-т осн. дея-сти пред-тия, предусмотренным уставом или учред. док-тами, а также, как рез-т прочей дея-сти, не связанной с основной, но имеет место.

Все расходы должны быть покрыты собственными доходами. Задачу оптимизации источников ср-в должен успешно решать фин. менеджмент. Одна из гл. задач управления финансами пред-я – это оптимизации источников ден. ср-в, поскольку при излишке ср-в снижается эффективность их использования, а при недостатке возникают фин. трудности, к-рые могут привести к серьезным последствиям.

Осн. источником ден. ср-в, развивающегося пред-я яв-ся прибыль. Ее величина зависит от многих факторов. Осн. фактором яв-ся отношение доходов и расходов. Прибыль – это основной источник формирования резервного капитала. Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хоз. дея-сти. Фин. рез-ты выражаются формированием валовой прибыли.

ВП=Прп+Ппр+В (прибыль: от реализации ГП, от прочей реализации, внереализационные операции). Плановая величина прибыли от промыш. дея-сти на пред-ях рассчитывается на год по месяцам и поквартально. Основной частью прибыли от промыш. дея-сти яв-ся прибыль от реализации продукции. Влияют на рост объема производ. труда, снижение материалоемкости продукции и ее с/с, возрастание фондоотдачи, улучшение качества продукции и др. мероприятия, осущ-емые с целью интенсификации пр-ва и повышения ее эффективности. Прибыль яв-ся осн. источником доходов пред-тия, а осн. источником увеличения прибыли яв-ся снижение с/с продукции. Затраты на пр-во и реализацию продукции определяется в соотв. с положением о составе затрат на пр-во и реализацию продукции. Положение включает затраты на с/с продукции. группировку затрат по экон. элементам, порядок формир-ия рез-тов учитываемых при налогообложении прибыли. Конечный фин. рез-т прибыль или убыток слагается от фин. рез-та реализации продукции, работ, услуг от осн. ср-в и иного имущества пр-тия и доходов от внереализационной деятельности, уменьшенной на сумму расхода по этим операциям. Пред-е осущ-ют экспортную дея-сть при исчислении прибыли исключается из выручки от реа-ции продукции экспортный тариф. Для целей налогообложения выручка от реал-ции продукции определяется либо по мере ее оплаты (при безнал. расчетах), либо по мере поступления ср-в за товары, услуги на счета учреждений, банков. При расчете нал. деньгами выручка определяется по поступлению ср-в в кассу, либо по мере отгрузки товаров и предъявлении покупателю расчетных док-тов. Выручка от реа-ции оказывает большое влияние на фин. рез-т пред-тия.

Фин. благополучие пред-тия обеспечивается за счет действия как внутренних факторов, так и внешних. Особое значение приобретают внешние обстоятельства, к-ые предприниматель изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности пред-тия исполь-ся, чтобы эффективно задействовать факторы, при этом менеджеры должны контролировать внешние факторы, чтобы предвидеть опасность и вовремя использовать открывшиеся возможности по отношения к пред-тию. Фин. успех пред-тия во многом зависит от слаженной работы руководителя, гл. бухгалтера, юриста. Чтобы решить проблемы необходим механизм управления затратами. планирование и учет затрат с/с продукции,в т.ч. по ассортименту, выпускаемого предприятием, при этом важно создать учетную аналитическую базу данных и гарантировать эжемесячную имф-цию об эф-сти работы и об структуре с/с по ассортименту.

Планирование фин. рез-ов пред-ия осущ-ся составляющими отдельно по первой составляющей – прибыль от реа-ции продукции, предусматривает с учетом прибыли в остатках на начало и конец отчетного периода: Прп=Пнг+Птп-Пкг (прибыль на начало года + товарная продукция – прибыль на конец года). Для обеспечение пр-ва планируются запасы: Зпл=Знг+Зтп-Зкг (запасы плановые = остатки на начало года + запасы на товарную продукцию – на конец года). При определении ГП учитываются остатки на конец и начало года: Вгп=Онг+ТП+Окг(выпущенная ГП = на начало года + тов. продукция – остатки на конец года). Прибыль от тов. пр-ции опред-ся след. образом:

1.Метод прямого счета, где номенклатура выпускаемых изделий незначительна и с/с изделий определяется по каждому виду.

2.Расченто-аналитическая, номенклатура изделий значительная, с/с изделий опре-ся по отдельным представителям групп выпускаемых изделий.

3.В практике используется совмещенный метод.

Прогнозируется мах. возможная прибыль, при этом опре-ся выручка от реа-ции продукции и сопоставляется с общей суммой затрат, все затраты при этом делят на постоянные и смешанные. Зависимость прибыли от пост. и перем. затрат наз-ся эффективным производ. рычагом, при котором с изменением выручки от реал-ции продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону. Показатель эффекта произ. рычага имеет важное значение. Выручка от реал-ции продукции яв-ся осн. источником ср-в на пр-во, формирование централиз. и децентрализ. фондов ден. ср-в, своевременное поступление выручки обеспечивает н/п кругооборот ср-в и бесперебойность пр-го процесса.

При фин. планировании учитывается совокупность фин. отношений пред-тия, к-ые можно систематизировать по след. направлениям:

1. связанные с формирование уставного капитала пред-я, к-ый яв-ся источником форми-ния произ. фондов, приобретение наматер. активов пред-я;

2. связанное с про-вом и реа-цией продукции, а также возникновением вновь созданной ст-сти, относятся ден. отношения м/у поставщиками и покупателями, транспортом и клиентурой, заказчиком и подрядчиком;

3. м/у коммер. орган-циями и пред-ями фин. отношениями связаны с эммисией и размещением ценных бумаг;

4. фин. отношения м/у пред-ем и его подразделениями, с вышестоящей орган-цией, члена которой они яв-ся при выполнении взаимных фин. обязательств;

5. фин. отношения м/у коммер. организациями, пред-ями и отдельными работниками, возникающие при распределении, использовании доходов, при выпуске, размещении акций, облигаций, при выплате % по облигациям;

6. фин. отношения м/у предприятием и банковской системой в процессе хранения денег в банке, получение ссуд, уплате % за кредит, оказание банковских услуг;

7. фин. отношения м/у предприятиями и страховыми компаниями, при страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательства и ком. риска.

При обработке управленческих решений финансового характера учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах.

А. К экономическим методам управления относятся:

1) фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля инфляции и ускорения экономического роста.

2) финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

Сбалансированность представляет собой оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами государства и доходами, остающимися в руках населения и предприятий.

Пропорциональность – это рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать или ограничивать их развитие.

Объектом финансового планированияявляется формирование и распределение доходов и накоплений, использование различных фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровнях оно реализуется как бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый план предприятия.

3) финансовое прогнозирование , основными задачами (целями) которого являются установление объема финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источников их формирования и путей наиболее эффективного использования. На уровне государства финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Разработка прогноза деятельности хозяйствующего субъекта дает возможность ответить на вопрос: что ожидает предприятие в обозримом будущем - укрепление или утрата платежеспособности (банкротство).

Финансовое прогнозирование осуществляют до принятия финансовых планов. Оно вырабатывает концепцию финансовой политики (т.е. совокупности принципов, форм и методов организации и использования финансов) на определенный период развития общества или хозяйствующего субъекта. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет).

4) координация финансовых ресурсов включает в себя: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д. Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий.


Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе без указания цели.

Дотация - это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственным предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия. Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть - государством. Таким образом, цена потребителя снижается. Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящим для их окончательного сбалансирования. В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов - субвенциями.

Субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Субвенция - это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов. Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю долю таких расходов по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.

Субсидия – это нецелевые бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе. Субсидия - особая форма связи - финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.

5) финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации использования финансовых ресурсов.

Б. К административным методам управления относятся:

1) система амортизационных отчислений , размер включения которых в себестоимость (в затраты) регулируется государством;

2) система финансовых санкций .

Административные методы предполагают использование мер по лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции . Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека.

В нашей стране в условиях экономических преобразований методы управления финансами должны обеспечить усиления государственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной сферы.

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Оперативное управление;

Финансовый контроль;

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов 6 . Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

1) регламентированность (упорядоченный процесс);

2) связь с обработкой информации;

4) временный характер.

Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения 7 . Результатом планирования является план либо совокупность планов (система). План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей по средствам принятия согласованных мер в меняющейся внешности и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

Налоги и неналоговые платежи в бюджет;

Финансовые льготы и санкции;

Общие и целевые субсидии;

Доходы и расходы внебюджетных фондов;

Доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро - и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций 8 .