ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Кто уничтожил хатынь в белоруссии. Пепел Хатыни. Кто на самом деле сжег белорусскую деревню

Мемориальный комплекс «Хатынь» в Минской области Беларуси сегодня является одним из самых важных памятников Второй мировой войны.

Краткая историческая справка

Мемориал в Хатыни - это дань уважения трем миллионам белорусов, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Ансамбль находится в 54 километрах к северо-востоку от Минска в Республике Беларусь.

До рокового 1943 года Хатынь была обычной белорусской деревней на северо-востоке Минска. Но 22 марта 1943 года после перестрелки советских партизан и фашистов, в которой был убит немецкий офицер, вражеские войска окружили деревню.

Вооруженные немцы заперли всех жителей деревни в огромном амбаре, а затем подожгли его. В тот день заживо сгорели около 160 человек, среди которых было 75 детей. В этот страшный день спаслись 6 человек. Среди них был 56-летний Иосиф Каминский. Он смог найти своего раненого сына, однако вырвать его из рук смерти ему так и не удалось. У него были пулевое ранение в живот, а также многочисленные ожоги.

История деревни, где сейчас находится мемориальный комплекс «Хатынь», не уникальна. В годы Великой Отечественной войны жители 628 деревень и сел Беларуси были заживо сожжены нацистами. Так сложилось, что 186 деревень из того списка никогда не восстанавливали.

После войны на месте бывшей деревни советская власть возвела мемориальный комплекс «Хатынь». Его строили в память всех тех, кто погиб в землях Беларуси. Для построения монумента из 185 невосстановленных сел была привезена почва. Так создавалось символическое кладбище.

Таким образом, Хатынь стала 186-й деревней - местом этого страшного кладбища. Именно поэтому это место стало одним из самых важных мемориальных комплексов на постсоветском пространстве.

Что представляет собой мемориальный комплекс «Хатынь» сегодня?

Открытие мемориала состоялось 5 июля 1969 года. Он с точностью повторяет планировку бывшего села.

В центре комплекса стоит шестиметровая бронзовая статуя под названием «Непокорный человек» - это дань уважения Иосифу Каминскому и его сыну. Глядя на нее, посетители комплекса чувствуют горечь и боль утрат. На месте амбара, где горели хатынцы, установлена черная металлическая крыша, которая была на зернохранилище. Рядом с ней общая могила с символическим венком памяти, на котором есть слова, адресованные от мёртвых к живым.

По сохранившимся документам известно, что в Хатыни было 26 домов. Архитекторы на месте уничтоженного дома возвели венец сруба, внутри него находится обелиск, напоминающий по форме печную трубу, которая сверху имеет колокол. Тишину хатынского поля нарушает не только пение птиц, но и ежечасное напоминание колокола о страшных событиях 22 марта 1943 года.

За символической деревней следует Кладбище сожженных деревень. Именно туда доставили урны с землей из 185 невосстановленных сел. Недалеко от них возвели «Стену скорби». Она выполнена из железобетонного блока со своеобразными нишами. В них расположили памятные плиты с названиями самых крупных лагерей смерти и мест, где массово погибали люди.

Хатынь, фото которого вы видите ниже, заканчивается Площадью памяти. В центре растут три березы, которые символизируют жизнь. На месте четвертой березы горит вечный огонь. Рядом стоит «Дерево жизни», на котором список 433 деревень. Когда-то они были сожжены оккупантами. Однако после войны были заново отстроены.

В 2004 году монумент реконструировали.

Мемориальный комплекс «Хатынь»: как добраться?

Чтобы посетить данное историческое место, ничего сложного делать не надо. Достаточно обратиться в экскурсионное бюро и приобрести билет. Плюсом данной поездки будет являться то, что всю дорогу вам не придется скучать, ведь экскурсовод будет рассказывать о происходящих событиях и сражениях на землях Беларуси.

Существует и другой способ - поездка на личном автомобиле. В этом случае вам следует выезжать на шоссе М3 (Минск-Витебск). Проехав по нему, на 54-м километре вы встретите указатель с названием комплекса «Хатынь». Следуйте по нему, через 5 км вы доберетесь до места памяти и скорби.

У мемориального комплекса «Хатынь» адрес, привычный нам, отсутствует. Вам следует ориентироваться на то, как будто вы ищете населенный пункт.

Режим работы

Сразу стоит запомнить, что выходной день - понедельник. Для тех, кто желает посетить фотодокументальную экспозицию, необходимо учесть, что она открывается в 10:30, а заканчивает свою работу в 16:00.

Экскурсионное обслуживание посетителей начинается в это же время, но заканчивается на час раньше, то есть в 15:00.

Входной билет для школьников и студентов стоит 5 белорусских рублей. Билеты для остальных категорий населения - 8 рублей.

Заключение

Хатынь - это еще одно свидетельство о страшных событиях Великой Отечественной войны. Современные дети должны знать и помнить эти трагические события. Некоторые политические представители на постсоветском пространстве стремятся оправдать страшные преступления фашистской Германии. Современное общество не должно принимать этого мнения! Ведь взгляды нацизма и неонацизм никогда не приведут к миру во всём мире.

Познавайте историю вместе со своими детьми, ведь ее изучают для того, чтобы не совершать прошлых ошибок!

Произвел на меня слишком сильное впечатление. Однако обойти стороной это место, эту страницу истории нашей страны считаю неэтичным. О трагедии Хатыни должны знать и помнить – и я, и вы, и все.

Сразу скажу, что в Хатыни я не была и не планирую ее посещение в ближайшее время. К этому надо прийти, лично я пока не готова. Пожалуйста, не относитесь к этому месту как к достопримечательности Беларуси, поездке выходного дня, экскурсии ради впечатлений. Хатынь – это не туризм. Это значительно больше, глубже. Это одна история ужаса и зла, которые способен причинить человек человеку. А ведь их, историй, были сотни…

  • Официальный сайт: http://www.khatyn.by/
  • Телефоны: +375 17 74 55787 (ГМК «Хатынь»), +375 17 5071076 (МК « «)
  • Цена билета
  • Как доехать в Хатынь на карте

Трагедия Хатыни. 1943 год, 22 марта

Миру известна страшная трагедия Хатыни, произошедшая в годы Великой Отечественной войны, которая была стерта с лица земли 22 марта 1943 г. В этот весенний день фашистские изверги, стремясь отомстить за совершенное партизанами нападение на их автоколонну, подошли к деревне. В результате обстрела колонны погиб офицер нацистов, а Хатынь находилась всего в 6 км от места засады партизан. Местные жители не имели никакого отношения к диверсии, но немцев это нисколько не волновало. Не волновали их жизни: ни детей, ни стариков, ни женщин. Все, находившиеся в тот день в Хатыни, были загнаны и заперты в колхозном сарае — более 150 человек, половина из которых дети и подростки.

Удостоверившись, что все жители деревни находятся в сарае, нацисты закрыли его и обложили соломой. Потом, приготовившись стрелять, если кому-то удастся выбраться, облили сарай бензином и подожгли. Обезумевшие от дыма и огня, люди кричали и плакали. Дети пытались найти спасение у родителей. Ужас и желание жить заставили обожженных, в горящей одежде, людей выломать двери. Но фашисты, действуя с изуверской жестокостью, расстреливали всех, вырывающихся из огненного ада. Закончив убивать, фашисты разграбили дома и сожгли их, оставив от Хатыни лишь пепелище.

Нацисты думали, что не осталось ни одного свидетеля их зверств. Но троим жителям чудом удалось выжить. Это были два мальчика, находившиеся во время трагедии в сарае – Виктор Желобкович и Антон Барановский. Вите тогда было всего 7 лет, Антону – 12. После того, как фашисты покинули деревню, туда пришли жители соседних деревень и обнаружили их чуть живыми от ран и ожогов. Детей выходили, после войны они росли в детском доме.

Еще один выживший – 56-летний Иосиф Каминский, местный кузнец. Когда он, раненый, пришел в себя, каратели уже ушли из Хатыни. Начав разыскивать на пепелище родственников, Каминский нашел своего сына, который был тяжело ранен и умер на руках у отца. Этот момент отражен в мемориальном памятнике всем погибшим в Хатыни.

Хатынь. История трагедии – мы должны помнить!

В 1966 г. руководство Белоруссии приняло решение увековечить память всех погибших во время Великой Отечественной войны. Мемориал, который бы напоминал всем следующим поколениям, каковы были жертвы белорусского народа в той войне, было решено создать в Логойском районе и дать ему название «Хатынь».

Строили памятник, можно сказать, всем Союзом. Материалы для его изготовления были завезены из Украины и России. Основная часть работ была закончена к концу 1968 г., а открытие мемориала состоялось в июле 1969 г.

Церемония открытия мемориального комплекса «Хатынь» началась с площади Победы в столице Белоруссии – Минске. В присутствии жителей города, ветеранов Великой Отечественной войны, гостей из союзных республик и других стран от Вечного огня был зажжен факел. После этого огонь на бронетранспортере, сопровождаемый почетным эскортом, был доставлен в Хатынь. В Хатыни собралось огромное количество людей – участников торжественно-траурного митинга. В церемонии приняли участие и оставшиеся в живых жители сожженной Хатыни – трагедия, скорбь и гордость за своих людей читались в их глазах…

История Хатыни в идее мемориала

Мемориал в память истории Хатыни отражает всю горечь скорби по погибшим. Ведь во время гитлеровской оккупации погибли более четверти жителей Беларуси. Одновременно памятник показывает, что воля человека сильнее любых зверств и насилия над людьми. Образ отца, несущего на руках своего мертвого сына, говорит, что хотя фашисты и убили их, но покорить не смогли.

Идея мемориала — чувство не только скорби, но и гордости за каждого, кто не покорился захватчикам. Всем известно, сколь велики были стойкость и героизм белорусского народа в борьбе с нацистами. Одновременно и величайшая трагедия, и огромное мужество сплелись в выдающемся художественно-архитектурном сооружении. Оно несет в себе и глубокий смысл и одновременно простоту его восприятия. Только от нас зависит, захотим ли мы его понять и сделать так, чтобы трагедия Хатыни никогда не повторилась.

(Visited 2 087 times, 1 visits today)

В часе езды от Минска находится необычное селение. Там нет деревенских домов, нет местных жителей. Бродят здесь лишь приезжие посетители, на лицах которых смешались любопытство и ужас.

22 марта 1943 года белорусская деревня Хатынь превратилась в пепел. В этот день недалеко от Хатыни произошел бой – партизаны обстреляли фашистскую автоколонну, в перестрелке было убито несколько немецких офицеров. В отместку разъяренные немцы решили устроить расправу над неповинными жителями близлежащей деревни.

Фашисты ворвались в Хатынь. Стариков, женщин, детей выбрасывали из домов и прикладами гнали к колхозному сараю. Когда здесь собрали всех жителей деревни, сарай заперли, обложили соломой и подожгли.

Жители отчаянно пытались спастись, под напором людей ворота сарая рухнули. Но всех, кто выбегал на волю, фашисты расстреливали из автоматов. Закончив расправу с людьми, немцы разграбили деревню и сожгли дотла.

Всего погибло 149 человек, уцелело лишь несколько жителей.

За годы оккупации Белоруссии произошли сотни подобных трагедий. Уничтожение мирного населения было целенаправленной политикой фашистской Германии. Славян, как «недочеловеков», следовало стереть с лица земли. Чтобы сохранить память о жертвах мирных жителей, их мужестве в борьбе с фашизмом, на месте уничтоженной деревни Хатынь в 1969 году открылся мемориальный комплекс.

Здесь нет ничего пафосного, бьющего в глаза. И в тоже время каждая деталь музейной композиции потрясает. Основной материал сооружений комплекса – серый гранит. Цвет пепла.

В центре мемориала находится скульптура «Непокоренный человек» – пожилой мужчина держит на руках убитого ребенка. У этого памятника был реальный прототип. Иосиф Каминский, деревенский кузнец, чудом остался в живых. Обгоревший, он пришел в себя ночью, когда немцы уже оставили пепелище. Среди трупов Иосиф нашел своего сына. Тяжело раненый мальчик скончался у отца на руках.

Cкульптура «Непокоренный человек»

Центральная деревенская улица – ряд из 26 обелисков, по числу уничтоженных домов Хатыни. Каждый обелиск – это обгоревшая печная труба. На обелисках таблички, где перечислены имена жителей дома. В некоторых семьях по 7-9 детей. В верхней части обелисков находятся колокола. Каждые 30 секунд раздается поминальный звон.

Обелиск — печная труба с колоколом наверху.

Список фамилий каждого дома

В Хатыни существует уникальный памятник – «Кладбище деревень». Это 185 могил, каждая – символ уничтоженной фашистами белорусской деревни. 186-ая деревня – сама Хатынь. Каждая могила имеет красный пьедестал, напоминающий язык пламени, – знак того, что деревня была сожжена. На пьедестале располагается урна с землей этой деревни. На могиле указано название деревни и ее район.


Выразительный элемент комплекса – «Деревья жизни». На обелисках, стилизованных под деревья, расположены таблички-листья с названиями 433 деревень. Эти деревни были уничтожены, но после войны восстановлены.


Вечный огонь в окружении трех березок – память о том, что в Великой Отечественной войне погиб каждый четвертый житель Белоруссии.


Около 260 лагерей смерти находилось на белорусской земле. Об этом напоминает стена из мемориальных плит с названиями мест уничтожения людей. У каждой плиты в знак памяти лежат цветы. У некоторых плит – игрушки, а на плите – название детского дома…

Ко дню 60-летия освобождения Белоруссии, в 2004 году, в Хатыни появилась фотогалерея. Здесь множество документов и фотографий рассказывает о зверствах фашизма и борьбе с оккупантами.

Мемориальный комплекс «Хатынь» (Белоруссия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Белоруссию
  • Горящие туры по всему миру

Хатынь - символ страшной трагедии, которую пережил белорусский народ в годы Великой Отечественной войны. Иногда мы задаем себе вопрос - надо ли посещать объекты, посвященные таким страшным и трагическим событиям, как те, что происходили в Бухенвальде, Освенциме, Треблинке, Хатыни? Нужно ли нашим детям видеть эти жестокости? Ответ однозначный - нужно. События войны уходят все дальше в прошлое, ветеранов становится все меньше... Двадцать лет назад, на традиционном шествии партизанов в Минске шли многочисленные колонны, сейчас - хорошо, если пара сотен человек. И такие мемориалы как Хатынь - неоценимое хранилище исторической памяти народа, который в своей истории пережил национальную трагедию. Хатынь - символ мученичества белорусского народа, потерявшего в годы войны каждого четвертого. И в то же время - свидетельство его несгибаемого мужества, потому что, пережив все, он вышел победителем. Именно этому посвящен главный памятник Хатыни «Непокоренный человек».

История Хатынской трагедии

22 марта 1943 года белорусская деревня Хатынь перестала существовать, теперь ее нет ни на одной географической карте. Накануне партизаны обстреляли немецкую автоколонну, был убит немецкий офицер. В таких случаях каратели всегда проводили репрессии против мирных жителей, стремясь таким образом запугать партизан, ведь среди населения деревень были их близкие. Ничего не знавших о происшедшем людей загнали в сарай, взрослые, которые вскоре поняли, что их ожидает, пытались спасти детей, но их расстреливали при попытке к бегству. Только троим детям удалось бежать. Вскоре после того, как сарай подожгли, его стены рухнули, обгоревшие, охваченные огнем люди все-таки пытались скрыться, но их расстреливали в упор.

Анна Желобкович, падая, прикрыла своим телом сына Витю, он пролежал под трупом матери до рассвета, позже его и еще одного мальчика, Андрея Барановского, который был тяжело ранен и принят фашистами за мертвого, обнаружили жители соседней деревни.

Из взрослых жителей деревни уцелел только 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Придя в сознание, обгоревший и израненный, он нашел среди трупов односельчан тело своего сына. Это трагическое событие и положено в основу единственной скульптуры мемориального комплекса Хатынь.

Скорбь о погибших и непреходящее восхищение стойкостью народа-страдальца - вот чувства, которые в камне и звуке сумели воплотить авторы мемориала Хатынь.

Мемориальный комплекс

Когда в 60-х годах прошлого века было принято решение увековечить память хатынской трагедии, проводился конкурс среди скульпторов и архитекторов. Победили архитекторы Ю.Градов, В.Зенкович и Л. Левин, скульптор С.Селиханов. Хатынь - выдающееся произведение монументального искусства. Лаконичными, образными, выразительными, реалистическими средствами авторы передают посетителям высокую патриотическую идею. Памятник оказывает исключительное эмоциональное воздействие, что достигается сочетанием природы, звукового сопровождения и совершенством архитектуры и пластики. Тот, кто когда-нибудь слышал колокола Хатыни, не забудет их никогда. Белоруссия - это непокоренный Иосиф Каминский, несущий на руках своего замученного ребенка, но не склонивший головы перед захватчиками. Скорбь о погибших и непреходящее восхищение стойкостью народа-страдальца - вот чувства, которые в камне и звуке сумели воплотить авторы.

Как проехать

От Минска до Хатыни ходит автобус с главного автовокзала. На личном автомобиле надо ехать по шоссе «М3 Минск-Витебск», на 54 км увидите указатель - Хатынь, ориентируясь по нему, через 5 км вы достигнете мемориала.

Часы работы

Фотодокументальная экспозиция: 10:30-16:00, стоимость билета для студентов и школьников - 0,50 BYN; обычные билеты - 1 BYN.

Экскурсионное обслуживание: 10:30-15:00, выходной день - понедельник.

Фотосъемка (1 фотоаппарат) - 0,50 BYN.

Вход на территорию мемориала бесплатный, имеется автостоянка, киоск продажи сувениров, ближайший к мемориалу пункт питания - в соседнем пансионате «Партизанский бор».

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

ДЕРЕВНЮ Хатынь сегодня не найдешь ни на одной географической карте. 22 марта 1943 года каратели стерли ее с лица земли вместе со стариками, женщинами, детьми. Нелюди оборвали в один день жизни 149 человек, в том числе 75 детей...

В 1943 году на месте захоронения хатынцев жители окрестных деревень поставили три деревянных креста, затем воздвигли небольшой бетонный обелиск с красной звездой, чуть позже здесь появилась скульптура «Скорбящая мать». С момента открытия в 1969 году мемориального комплекса «Хатынь» эта белорусская деревня стала символом человеческой скорби и жутким примером того, что же такое фашизм на самом деле.


Хатынь получила вторую жизнь, посмертную. Восстала из пепла непокоренной, несломленной. Почти пятьдесят лет мемориал хранит память обо всех сожженных населенных пунктах Беларуси. На единственном в мире «Кладбище деревень» - 185 могил с урнами с землей исчезнувших деревень. Их имена можно встретить только здесь, в Хатыни, ставшей 186-й в этом страшном списке.

Символические деревья жизни… На ветках отмечены названия 433 белорусских сел, уничтоженных вместе с жителями, но восстановленных после войны.

Спокойно читать рассекреченные КГБ документы об уничтожении деревни, хранящиеся в Национальном архиве, невозможно. Дневниковые записи партизан, списки раненых и погибших во время боя, акт о сожжении Хатыни, выдержки из отчетов вышестоящему руководству самих карателей, воспоминания и признания жандармов, обвиняемых, пострадавших и свидетелей. Вчитываюсь и с ужасом осознаю, какое полчище отморозков-уголовников направила адская машина нацизма против мирных жителей моей родной Беларуси...

Банда уголовников с педофилом во главе

Зондербатальон как одно из самых жестоких соединений СС зародился в июле 1940 года из числа осужденных браконьеров. Спецподразделение изначально называлось «Браконьерская команда «Ораниенбург» - по названию города в 30 километрах от Берлина. Возглавил ее Оскар Пауль Дирлевангер, доктор экономических наук, участник Первой мировой и гражданской войны в Испании, воевавший на стороне франкистов. За плечами у него на тот момент были не только награды типа Железных крестов I и II степеней, но и уголовная статья за насильственные сексуальные связи с 13-летней девочкой. И в будущем Дирлевангера не единожды замечали в чрезмерном употреблении алкоголя и педофилии. Своих малолетних жертв после издевательств он травил стрихнином, наблюдая со стороны за их мучениями. В общей сложности на этого патологического типа хотели возбуждать не менее 10 уголовных дел за «осквернение расы офицером СС».


Палач Оскар Пауль ДИРЛЕВАНГЕР.


Так вот этот недочеловек (унтерменш, если по нацистской квалификации) в звании оберштурмфюрера сначала собрал отряд примерно из 55 осужденных браконьеров, стоявших на учете в концлагере Заксенхаузен. Их обучали унтер-офицеры 5-го полка СС «Мертвая голова». Знак отличия – петлицы с перекрещенными костями. Жесткая дисциплина, за малейшее нарушение ждала страшная кара. В итоге Гиммлер оценил банду «костлявых» по шкале качества «от хорошо до очень хорошо».

В сентябре 1940 года штрафную часть переименовали в особый батальон СС «Дирлевангер», они служили в Люблине, позже - в еврейском принудительном лагере ближе к советской границе. С 29 января 1942 года команду Дирлевангера стали рассматривать как добровольческий батальон. Служить у насильника-педофила было престижно для заключенных концлагерей, они сами подавали прошения. В итоге сюда прибыли уголовники с несколькими судимостями - убийцы, сутенеры, разбойники, насильники… За эти качества банду позже именовали «Специальная группа «Доктор Дирлевангер».

В феврале 1942 года Дирлевангера с батальоном перебросили в Могилев. Личный состав изначально использовался в антипартизанских операциях. Позже стали проводить так называемые зачистки сел. Уже в мае в Кличевском районе каратели стерли с лица земли деревни Ольховка, Суша, Вязень и Селец. Боевую деятельность спецкоманды руководство СС оценило весьма положительно, а самого Дирлевангера представило к награде. 15 июня 1942-го была дотла сожжена деревня Борки Кировского района, погибли 1800 человек – жителей самих Борок и входящих в них поселков.

Сохранилось донесение Дирлевангера об акции в Борках от 16 июня 1942 года: «Вчерашняя операция против Борок проходила без соприкосновения с противником. Населенный пункт был сразу же окружен и захвачен. Местные жители, которые пытались бежать, были расстреляны, причем трое из них носили оружие. В результате обыска установлено, что деревня партизанская. Мужчин почти не было, мало лошадей, повозок. […] Жители расстреляны, населенный пункт сожжен. […] Расстреляно жителей - 1112, плюс ликвидировано СД - 633. Всего: 1745. Расстрелянные при попытке к бегству - 282. Общее количество: 2027».

Зондеркоманда Дирлевангера активно действовала в Кличевском, Кировском и Быховском районах. В период с 11 по 20 июля 1942 года сожгла деревни Ветренка, Добужа, Трилесино, Красница и Смолица. Дирлевангер не принимал участия в этих акциях, лечился в Германии. В течение всего года в зондеркоманду СС несколько раз привозили людей с условно-досрочным освобождением. В основном это были проштрафившиеся ветераны немецкой нацистской партии, отправленные к Дирлевангеру для «исправления».

Зондеркоманду натаскивали на кровь

В начале ноября 1942 года пришел приказ: личный состав зондеркоманды будет принимать участие в операции «Фрида» - локальной акции по ликвидации партизанских бригад Минской зоны. Словом, пока батальон Дирлевангера добрался до Хатыни, за собой оставил выжженные села и тысячи загубленных жизней. Не меньшие зверства они совершали и после. Список жертв огромный.

Что касается 118-го шуцманшафт-батальона, то его начали формировать в начале 1942 года в Польше, продолжили в Черновцах Западной Украины преимущественно из украинских националистов. В Киеве он пополнился участниками массовых убийств в Бабьем Яру. Общая численность жандармской группировки достигла 500 человек. Изначально обмундирование поступало из Прибалтики с захваченных складов бывшей литовской армии. Поэтому украинцы и выглядели, как литовцы. Настоящую германскую форму им выдали гораздо позже. Немцы входили в батальон только как командиры, хотя существовало двойное управление. С немецкой стороны - Эрих Кернер, с украинской - Константин Смовский. Начальниками штаба были Эмиль Засс и Григорий Васюра. У Ганса Вельке заместителем служил националист Иосиф Винницкий.

Бойцов 118-го батальона из Украины в Беларусь перебросили в конце 1942 года. Сначала в Минск, затем в Плещеницы. За их счет происходило и пополнение батальона СС «Дирлевангер». Полицаев отбирали и переводили без их согласия. В принципе, из одной банды в другую. Какая разница, где убивать? Так под началом Дирлевангера оказались не только зеки-уголовники, но и разношерстные предатели из числа бывших военнопленных. В итоге к концу августа 1942 года в особой части СС сформировали 3 подразделения: немецкую роту под командованием обершарфюрера Гейнца Файертага, украинский взвод, которым руководил бывший лейтенант Красной Армии Иван Мельниченко, и русско-белорусскую роту службы порядка, возглавляемую фольксдойче Августом Барчке. Позже к ним присоединилась даже группа немецких цыган. От личного состава банды они отличались тем, что у них были гладко выбритые головы. Но и они носили эсэсовскую униформу без знаков различия.

Описывать каждого головореза не стоит. Их много, один другого «краше». В ноябре-декабре 1986 года в Минске судили одного из главных палачей - Григория Васюру. Председательствовал на суде подполковник юстиции, военный судья трибунала БВО Виктор Глазков. К сожалению, по состоянию здоровья он не смог со мной лично встретиться, пообщались только по телефону: понятно, пожилому человеку вспоминать такое тяжело.

Жандармы 118-го полицейского батальона.


Возмездие настигнет всех

На процессе все обвинения пали на Васюру. Его назвали человеком, руководившим всей карательной операцией. Но так ли это?

Бывший директор Национального архива Республики Беларусь Вячеслав Селеменев поясняет:

Васюра никогда не был главной фигурой в уничтожении Хатыни. Он всего лишь один из исполнителей, как и Владимир Катрюк. Команду отдавали бывший полковник УНР Константин Смовский, немец Эрих Кернер и командир украинского взвода батальона Дирлевангера Иван Мельниченко. В 2000-е годы рассекречен ряд документов КГБ, которые и позволяют сделать соответствующие выводы. Дело в том, что ни Смовского, ни Кернера никто никогда не искал. Доподлинно неизвестно, что с ними стало после войны. Если не ошибаюсь, Смовский оказался в Америке. Васюра спокойно жил в Украине под своей фамилией, поэтому ему легче всего было попасть в руки правосудия. До самого последнего момента он отрицал свою причастность к карательной операции. Все обвинения строились на показаниях свидетелей, его сослуживцев по батальону. Каких-то официальных документов, подтверждающих его причастность, не установлено. Но донесения обезличивались, сложно было что-то доказать. В 1974 году судили Василия Мелешко и целую группу из 118-го батальона.

Из материалов КГБ, которые мне удалось просмотреть, известно, что Хатынь сжигали и чистокровные немцы. Кроме этого, там был и украинский взвод. Завязка-то началась именно со 118-го охранного полицейского батальона, а 1-я немецкая рота и украинский взвод отряда СС «Дирлевангер» приехали на помощь. Но однозначно руководил операцией Кернер.

Братская могила в Хатыни с тремя крестами, 1943 год.


Огненная Губа

Нельзя утверждать, что немцы в 1942 году смело ездили по лесам, партизаны давно стали для них угрозой. Но в тот день колонна, из одной легковой и двух грузовых машин, спокойно ехала на устранение порыва линии связи. Людей хватало, все были вооружены до зубов. А тут партизаны… Небольшая перестрелка, даже не бой, в результате которой погибли пара немцев и пара полицаев. Можно и нужно было бы добить остальных, но партизаны решили отступать к Хатыни.

В протоколе допроса от 31 января 1961 года свидетеля Иосифа Каминского, 1887 года рождения, уроженца деревни Гани Логойского района, проживающего в деревне Козыри, сказано: «21 марта, в воскресенье, в деревню Хатынь приехало много партизан. Переночевав, утром, еще было темно, большая часть их выехала из нашей деревни. В середине дня в понедельник, 22 марта 1943 года, я, находясь дома в деревне Хатынь, услышал стрельбу около деревни Козыри, расположенной в 4-5 километрах. Причем стрельба сначала была большая. Потом она прекратилась и вскоре снова на некоторое время возобновилась. Не помню точно, кажется, в 15 часов дня партизаны возвратились в деревню Хатынь и расположились обедать. Спустя час-полтора нашу деревню стали окружать немцы. После чего между ними и партизанами завязался бой. […] Партизаны примерно после часового боя отступили…»

«[…] Примерно в середине дня, находясь вместе с отцом в сарае своего дома, я услышал оружейную стрельбу, которая раздавалась с противоположной стороны деревни. Когда мы с отцом выбежали из сарая, я увидел, как один из находившихся в нашем доме партизан забрался на стожок сена и с высоты его крикнул: «Немцы!», после чего выстрелил из винтовки вверх, как бы подавая сигнал своим товарищам. После того как партизаны покинули наше подворье, вся наша семья спряталась в погребе. Через непродолжительное время дверь погреба открылась, и один из карателей жестом приказал нам выйти из подвала наверх…» (Выдержка из протокола допроса от 4 июня 1986 года свидетеля Виктора Желобковича, 1934 года рождения.)

Первыми жертвами карателей стали 26 мирных жителей деревни Козыри, расположенной примерно в километре от трассы Логойск-Плещеницы, недалеко от поворота на Хатынь. Чуть дальше по правой стороне находились деревня Губа и хутор Избище, которых уже нет давно. По словам местных старожилов, деревня была тоже сожжена, ее мало кто помнит.



Иосиф КАМИНСКИЙ у памятника «Скорбящая мать», 1965 год.


Первые жертвы - лесорубы

В первой половине дня 22 марта 1943 года сельчане, а среди них были мужчины, женщины и подростки, отправились валить лес. На работу вышла и Ядвига Шалупина (в девичестве Лис). Как свидетель она давала показания 31 января 1961 года:

«В период Отечественной войны я проживала на временно оккупированной немцами территории в деревне Козыри. […] Помню, в последних числах марта 1943 года, примерно в 10 часов утра, староста нашей деревни Лис Александр (убит в Логойске примерно в 1944 году) приказал жителям выйти на работу к шоссе Плещеницы-Логойск для очистки от кустарника и леса придорожной полосы. Мне тогда было лет 15, но я также пошла на шоссе на работу. Припоминаю, что у шоссе собралось тогда человек 40-50 односельчан. […] Когда мы поработали около часа, увидели, как по шоссе со стороны Плещениц в направлении Логойска проехало несколько машин (примерно 4) с людьми, обмундированными в немецкую военную форму зеленого цвета. Сколько их было, не знаю, как мне помнится, машины были полностью загружены этими карателями. Вскоре мы услышали со стороны Логойска, примерно в полукилометре от нас, беспорядочную стрельбу, а когда стрельба затихла, вскоре к нам подъехали эти же машины со стороны Логойска, и каратели начали сгонять всех в одно место на шоссе. Хорошо помню, что некоторые из карателей разговаривали на русском языке, обвиняя нас в том, что мы знали о нахождении впереди партизан, с которыми они имели перестрелку. Собрав всех на шоссе, каратели построили нас в колонну и погнали в направлении местечка Плещеницы. В деревне Губа каратели остановили и заставили всех, у кого были топоры и пилы, положить их на землю, после этого погнали дальше. Кто отставал или шел с краю колонны, того избивали прикладами. Конвоировало нас примерно 10-15 карателей, а остальные остались на месте нашего задержания. Когда мы подошли к опушке леса за деревней Губа, некоторые односельчане, в том числе и я, бросились в лес, пытаясь спастись бегством. По нам каратели открыли из винтовок беспорядочную стрельбу, в результате я была ранена в правую руку, спину, голову и левую ногу, но все же мне удалось убежать. Что происходило в дальнейшем на шоссе, я не видела. Изнемогая от боли, я еле-еле добралась до деревни, а затем меня отвезли в больницу Логойска, где я находилась на излечении примерно 3 месяца. […] Все односельчане, расстрелянные на шоссе, были захоронены родственниками на кладбище в деревне Корень».

(Продолжение следует.)