ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что значит социализация личности. Виды социализации. Понятие, факторы и этапы социализации личности

Мы живем в динамичном обществе со своими правилами, нормами и требованиями. Приходя в этот мир, человек начинает общаться. Первые реакции у малышей на других людей возникают уже в возрасте 1,5-2 месяцев. А еще внутриутробно крохи реагируют на голоса близких: папы, мамы, толкаются в ответ на прикосновения к маминому животу. Это подтверждает то, что каждый человек - социальное существо, которое не может полноценно существовать без окружающих людей, общения и развития в социуме. Но процесс адаптации к установленным нормам и правилам не происходит сразу после рождения или за один-два дня. Он занимает большую часть нашей жизни и у каждого это бывает по-разному.

Это сложное преобразование личности, которое определяет ее адаптацию в обществе, развитие внутренних структур, внешних взаимодействий и т. д. Оно до сих пор изучается психологами, так как общество постоянно изменяется, как и требования к структурам личности. Поэтому, проходя этапы и виды социализации, человеку иногда необходима помощь или поддержка. Итак, какие же бывают виды привыкания личности к обществу и что это за процесс?

Социализация человека

Недаром это явление в социальной психологии назвали процессом, ведь оно не происходит за 5 минут. Оно может растянуться на всю жизнь, все зависит от окружения, к которому привыкает человек, и от структуры самой личности.

Результат взаимодействия человека и общества и есть процесс социализации. Когда индивид входит в определенную структуру, он вынужден привыкать и подчиняться ее правилам. То есть социум влияет на него. Но наравне с внутренними изменениями самого индивида происходит и изменение общества, так как он, будучи активной личностью, влияет на свое окружение. Результаты социализации видны в том, что во взаимном изменении появляется уникальность малой или большой группы общества, у человека формируются новые образцы поведения, нормы и ценности.

Личности длится в течение всей жизни, так как общество постоянно пребывает в динамике, претерпевает какие-то изменения, человек в обществе вынужден подстраиваться под вновь возникающие новые условия. Именно непрерывное обновление, принятие и идентификация с чем-то новым, определяет адаптацию индивида к окружающим его условиям.

Формы перенятия правил общества

Различают две основные формы адаптации человека к социуму и перенятия основных норм и правил.


Эти две формы могут дополнять друг друга, а могут противоречить. Ведь ненаправленная форма социализации предполагает влияние конкретной группы общества, а они бывают не только положительные. В этом случае активно должно включаться направленное воздействие на формирование ценностей человека, этим могут заниматься родители, школа.

Этапы приспособления к социуму

Человек в обществе адаптируется, проходя несколько этапов. Они взаимосвязаны между собой. Навыки, которые ребенок приобрел на предыдущем этапе, затем совершенствуются и являются базой для возникновения других характеристик социализации.


Какие факторы влияют на привыкание личности к обществу?

Все виды социализации не могут осуществляться без определенных факторов. Они оказывают существенное влияние на адаптацию человека к общественным правилам. Благодаря этим факторам, человек может воспринимать и перенимать формы социальных норм, имея уже некоторое представление о моральных, правовых, эстетических, политических и религиозных правилах.

Основные факторы, влияющие на социализацию:

  • биологический - определяет разнообразие набора характеристик личности;
  • физическое окружение - личность также может формироваться под влиянием климата и других природных показателей, эти закономерности изучает этнопсихология;
  • культура - в каждом обществе есть своя культура, которая очень влияет на перенятие норм социума;
  • групповой опыт - здесь можно вспомнить теорию Юнга о коллективном бессознательном, в которой он также утверждал, что группы влияют на самосознание личности; в общении с разными людьми, воспринимая их реакции, человек учится взаимодействию в определенном окружении;
  • личный (индивидуальный) опыт - это уникальный фактор, так как каждая личность по-своему перенимает закономерности воспитания, особенности общественных норм, негативный и позитивный опыт и интегрирует его.

Виды социализации

Различают несколько дополнительных и два основных вида социализации:


Нужно отметить, что первичное восприятие общества реже корректируется, так как то, что заложено в детстве, сложно потом переформатировать, убрать из подсознания. Виды социализации не ограничиваются только первичной и вторичной. Есть еще понятие ресоциализации и десоциализации. Кроме этого, адаптация к социуму может проходить успешно и неуспешно.

Понятие ресоциализации

Этот процесс относится к видам получения знаний о нормах общества. Он означает резкую смену социальных условий, которые по-новому начинают влиять на человека, его представления и интересы. Он может проявляться во время длительной госпитализации или же при смене постоянного места проживания. Человек под воздействием новых условий опять начинает приспосабливаться к уже другой социальной ситуации.

Также это понятие используется для изменения восприятия человека обществом. Например, когда партнеры по работе воспринимают его как некомпетентного специалиста и постоянно приписывают ему этот образ. А он уже прошел курсы повышения квалификации или переподготовку и стал намного лучше работать. В этом случае важен процесс ресоциализации, то есть смена места или условий работы, чтобы этот человек мог лучше себя проявить.

Что такое десоциализация?

Это явление, которое выступает противоположностью социализации. В этом случае личность по ряду причин утрачивает общественные ценности и нормы, отчуждается от группы, в которую входит, и развивается депривация. При десоциализации человеку все сложнее реализовывать себя в обществе, и если ему не помочь, то ситуация будет ухудшаться.

Поэтому актуальным становится вопрос об успешной или неуспешной адаптации к социуму. Успешность этого процесса определяется гармонией между ожидаемым и реальным положением дел в семье, школе, обществе в целом. Неуспешная социализация возникает тогда, когда нормы и ценности, которые усвоил в свое время человек, не совпадают с нормами и ценностями окружающего мира.

Семья как первый институт перенятия норм общества

Социализация в семье действует с самого рождения, когда ребенок начинает контактировать с близкими людьми, реагирует на обращение к себе, улыбается и агукает. На семье лежит ответственность ввести нового человека в общество. Поэтому особое поручение этой малой ячейки социума - вырастить достойного члена общества. Окружающие близкие люди влияют на формирование духовной, моральной, физической составляющей. От того, как мама и папа относятся к разным явлениям окружающего мира, зависит и отношение ребенка к ним.

Именно в семье ребенок получает первый опыт построения межличностных отношений. Он видит и слышит, как общаются между собой родители, какие у них ценности и интересы. Еще малышом он начинает подражать поведению мамы или папы, перенимая их привычки, слова. Дети воспринимают словестную информацию приблизительно на 40%, если они слышат и видят, как поступают родители, вероятность их такого поведения составляет 60%. Но если ребенок слышит, как надо поступать, видит, что так ведут себя родители, и делает так вместе с ними, вероятность формирования такого навыка и следования ему в течение жизни составляет 80%! Поэтому поведение ребенка в подростковом возрасте и дальше в большей степени зависит от семьи. Только в процессе построения гармоничных взаимоотношений в семье может созреть полноценно развитая личность.

Школа как приспособление ребенка к социальным требованиям

В первые шесть лет ребенок получает важные для жизни навыки и умения. Он учится взаимодействовать с окружающими, выстраивает отношения и перенимает основные ценности семьи и нормы общества. Но как только он начинает посещать школу, социальная ситуация вокруг него изменяется. Появляются новые требования, прививаются нормы. Социализация школьников - это большой этап развития личности, в котором участие принимают уже не только родители. Здесь задействованы процессы воспитания, обучения, развития человека.

Школа создает базу для дальнейшего приспособления к обществу. Этот социальный институт не имеет права отказать в развитии ребенка, как это бывает в некоторых социальных группах (например, спортивной секции, где ребенок не подходит по определенным параметрам).

Социализация обучающихся очень зависит еще от одной значимой фигуры, которая занимает в этом периоде второе (иногда первое) место после родителей, - это учитель. Это не только главный персонаж педагогического процесса, но образец для подражания детей, особенно в младших классах. На первого учителя возлагается большая ответственность за разрешение различных проблем ребенка в школе, его адаптации к учебному процессу и классному коллективу. Все учителя отвечают также за решение учебных, социальных и воспитательных задач школы.

Социализация в школе имеет свои функции:

  • культурно-образовательное развитие личности, при котором формируются зрелые и грамотные люди, умеющие логично рассуждать и принимать решения;
  • регулятивно-воспитательная - формирование и воспитание положительного отношения к окружающей действительности, ценностных установок, мотивации деятельности и так далее;
  • коммуникативная - ребенок усваивает навыки ролевого поведения, учится общаться;
  • организационно-управленческая - помогает ученику организовать личное пространство, время;
  • социально-интегративная - помогает укрепить доверительные отношения, сплоченность коллектива.

Сверстники как значимые люди в социализации

Сверстники выделяются как отдельные агенты социализации личности. Почему они так важны для развития ребенка? В подростковом и более старшем возрасте человек испытывает потребность в интересующей его информации. Ее в полной мере могут предоставить не взрослые люди, а как раз сверстники. Поэтому формируются группы по интересам, в которых и продолжает развиваться личность. В таком взаимодействии подросток получает информацию об окружающих его людях, мире, расширяет представление о себе самом. Родители должны направлять ребенка, чтобы он не попал под влияние дезадаптированных субкультурных групп.

Результаты социализации - непрерывный процесс адаптации к изменяющимся условиям в обществе. С каждым новым этапом человек меняется, преобразуются его интересы и ценности. Поэтому важно окружать себя такими людьми, которые не повлияют на нас резко отрицательно. Особенно важно следить, как протекает адаптация ребенка к новым окружающим его условиям, способствовать развитию его интересов, прививать ценности, а также принимать активное участие в его успешной социализации.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Этапы социализации личности .

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

    Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

    Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

    Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности . Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию. Основные этапы социализации личности :

    Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

    Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

    Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

    Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

    Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

    В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

Значимый вопрос о доминирующем влиянии на развитие и становление человека либо наследственной, генетической предрасположенности, либо среды остается одним из самых главных и волнующих умы ученых - психологов, социологов и культурологов - на протяжении долгих лет. Несмотря на успехи генетиков в расшифровывании генетических кодов, невозможно объяснить появление у человека определенной личностной черты или особенностей поведения только влиянием наследственных факторов, равно как и социального окружения. Практически любое поведение и наличие тех или иных личностных особенностей у индивида объясняется как генетическими факторами, так и влиянием среды. Поэтому первостепенным становится вопрос не о том, кто играет главную, а кто второстепенную роль в формировании личности - наследственность или среда, а то, как они при этом взаимодействуют между собой. Наш генетический код - это одна из отправных точек развития, включающая физические и поведенческие особенности, унаследованные от предков, окружающая социальная и культурная среда - это еще одна отправная точка нашего развития, процесса, который сопровождает нас на протяжении всей жизни и называется социализацией.

Социализация - это освоение различных а также усвоение этических и и норм, которое начинается в раннем детстве и продолжается до глубокой старости. Успех зависит от трех основных факторов:

  1. Понимания того, что ожидает от тебя окружение в соответствии с правилами общества.
  2. Изменения поведения в ответ на эти ожидания.
  3. Конформизма, т.е. желания и стремления следовать общественным нормам и правилам.

Этапы социализации

Длительный процесс вхождения, адаптации и постижения различных общественных ролей имеет свои этапы. Этапы социализации, или ее периоды, разделяют на первичные и вторичные. Первичные начинаются в детстве, когда в основном формируется личность человека. Это очень важные и значимые ее периоды, существенную роль в которых играет самое близкое окружение (родители, другие родственники и друзья), это становление и развитие межличностных отношений. Первичные периоды социализации - это периоды постижения и освоения они способствуют тому, что человек становится полноценным членом общества.

Более поздние этапы социализации человека принято называть вторичными. Они относятся ко второй половине его жизни, когда он сталкивается с различными общественными институтами - государством, армией, учебным и производственным коллективом, влияние которых на становление и развитие индивида более значимо и ощутимо уже в сознательном возрасте. Вторичные этапы социализации - это этапы, которые позволяют уже социализированной личности постигать новые социальные роли, входить в неизвестные, но важные области объективного мира.

Где можно провести границу между первичными и вторичными периодами социализации? Как правило, принято считать, что этапы сменяют друг друга при достижении ею политической, экономической и социальной самостоятельности, а именно, получение паспорта, профессии и работы, создание семьи и т.д.

Процесс социализации - процесс взаимодополняющий и двусторонний. Входя и постигая систему социальных связей, индивид приобретает значимый для себя опыт, с другой стороны, в процессе деятельностного усвоения он не пассивно принимает полученный опыт, а преобразует его в собственные установки, ценности и ориентации.

Социализация обязательно проходит при чьем-то постороннем участии и помощи. Людей и учреждения, с которыми человек сталкивается при постижении социального опыта, называют агентами социализации. Так же как и этапы социализации, агентов подразделяют на первичных (близкое значимое окружение) и вторичных (общественные институты и учреждения, их администрация, представители и т.д.).

Социализация - это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными которые обозначают главные события его биографии.

– наука, изучающая человека внутри общества, с присущими ему ценностными нормами, накопленным культурным опытом.

Функциональность социализации подразделяется на две разнонаправленные группы:

  1. Личностная — всестороннее поэтапное развитие индивида внутри социума . С помощью общества он учится лучше понимать себя, формирует поведенческие особенности, взаимодействуя в общении с окружающими, интерпретирует действия людей с жизненного опыта.
  2. Общественная. Является фактором воспроизведения человечества в нормальных условиях. Жизнь циклична, люди умирают, им на смену приходит новое поколение. Данная наука помогает не разорвать этот круг, а поддерживать его длительное время, общество умеет воспроизводить само себя, что важно для становления и сохранения развития культуры.

Функции социализации

1. Нормативно-регулятивную.

Определенные нормы, заложенные в истоках социальности, формируют в человеке дальнейшее поведение внутри этого общества и задают движение самой группы. Все, что происходит рядом с индивидом, оказывает на его психику огромное значение.

Социальный институт состоит из:

  • семьи;
  • политики;
  • брака;
  • государственной территории проживания;
  • религии;
  • образованности;
  • экономики.

Также сюда входят и другие сферы, с которыми соприкасается человек.

2. Личностно-преобразовательную.

Человек, общаясь с другими людьми, проявляет индивидуальные черты, интерпретирует себя отдельно от «стадности». Его социальные взаимоотношения строятся на собственных идеалах, желаниях, нацеленности, мотивационной установки.

3. Ценностно-ориентационную.

Она неразрывно связанна с нормативной регулятивной функцией. Каждый человек придерживается тех ценностей, по которым живет его ближайшее окружение. Например, мужчине из неблагополучной семьи, где отец унижал и оскорблял мать на глазах ребенка, будет трудно в будущем построить семью, основанную на доверии и любви. Эти ценности влияют на его отношение:

  • к семье;
  • друзьям;
  • здоровью;
  • общению;
  • материальному благополучию;
  • статусу и положению в социуме;
  • свободе;
  • развлечениям, хобби;
  • работе;
  • получению удовлетворения от деятельности;
  • творчеству;
  • духовным ценностям;
  • самореализации;
  • обучению;
  • стабильности.

Иногда индивид задает себе слишком высокую планку жизненных целей. Он стремится к славе, здоровью, богатству, тем самым загоняя себя в ловушку собственных представлений и желаний.

4. Информационно-коммуникативную.

Личность взаимодействует в общении с социумом, с сложившейся системой или группой.

В процессе разговора происходит получение информации, с последующим формированием индивидуального образа жизни.

5. Прокреативную.

В личности зарождается готовность к действию по отработанной схеме.

Прокреация – это способность человека к воспроизведению потомства, продолжению рода. Общество передает этот опыт поколению, для поддержания развития социализации и становления личности внутри нее.

6. Творческую.

При конструктивном подходе социума человек всегда нацелен на стремление творить, усовершенствовать и улучшать окружающий его мир. Он целеустремлен и выход всегда найдет из любой ситуации, сложившейся нестандартно. Ориентируется в возникающих проблемах на свои знания, навыки, а также опыт предыдущих поколений.

7. Компенсаторную.

Она отвечает за восполнение недостающих психических, физиологических, интеллектуальных особенностей индивида. Она активизирует силы человека для борьбы со своим недугом. Помогает противостоять окружающему мнению, которое может подавлять индивида как личность, воздействуя на него эмоционально. Адаптируют к последующей жизни со своей особенностью за счет компенсации другими качествами.

Часто компенсаторная функция превращается в консолятивную, характеризующаяся утешением.

По функциям социализации можно проследить становление общества как отдельно взятой субкультуры, и развитие личностных характеристик индивида в нем. Каждая особенность, несомненно, важна для продолжения рода и культурного обогащения населения, передающееся потомкам.

Социализация личности

Социализация есть становление личности -- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Понимание процесса усвоения социальных норм, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его не социальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Стадии социализации

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

Изменение себя, «стать как все»;

Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

4. Типология личности

Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры; с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общении с другими людьми.

B табл. 3.1 особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.

Таблица 1. Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

Краткое название подструктуры

К данной структуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктуры опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Мы не только составляем для себя определения ситуации; отвечая на вопрос «Кто я такой?», мы также даем самоопределения. Ответы на этот вопрос и составляют то, что социологи называют собственным Я или самостью, т.е. набор понятий, с помощью которых мы определяем, какие мы есть. Формирование собственного Я представляет собой центральную часть процесса социализации. Самость - не биологическая данность, она развивается в процессе взаимодействия человека с другими людьми. Социолог Дж. Мильтон Йингер пишет: «Самость формируется на базе действий других людей, которые становятся частью индивида в результате отождествления им себя с этими другими и его самооценки с точки зрения этик других. Оглядываясь назад, вы можете спросить себя: «Кто я такой?». Но на деле ответ известен еще до того, как вопрос был задан. Ответ этот составился из всех определений наших ролей, принципов и целей, которые начинают формироваться у нас под влиянием окружающих с момента нашего рождения. «Ты - мальчик; ты - мой сын; ты - француз»; «Ты - хороший мальчик и составляешь истинную часть этой группы» (с соответствующими вознаграждениями, подтверждающими слова); или «Ты - дурной мальчик» (эти слова значимые персоны доводят до нашего сведения с помощью соответствующих, по их мнению, санкций)».

Самость - это наши идеи по поводу собственных качеств, способностей и поведения. В повседневной жизни мы ощущаем присутствие самости в таких фразах, как: «горжусь собой», «разговариваю сам с собой», «потерял контроль над собой», «стыдно за себя», «испытываю себя», «ненавижу себя» и «люблю себя». Эти понятия представляют собой сердцевину человеческой сущности, осознание того, что каждый из нас есть уникальное творение, отличающееся от других и в то же время похожее на них. Образ каждого человека как уникального, автономного, самодостаточного существа дает ощущение психической целостности. У индивидов, страдающих какой-либо формой сильного душевного заболевания, особенно шизофрений, отсутствует четкое представление о самих себе и о границах собственной личности, т.е. о том, где начинается и где заканчивается их личность. Поэтому многие из них теряются в потоке обрушивающихся на них стимулов.

Самость участвует в развитии эгоцентрического сдвига, при котором человеку свойственно ставить самого себя в центр всех событий. По причине такого эгоцентрического сдвига мы создаем гипертрофированные представления о самих себе как о жертвах или целях действия или события, которое в действительности направлено совсем не на нас.

Например, когда профессор, перед тем как возвратить студентам проверенные экзаменационные работы, выбирает в качестве примера несколько особенно хороших или плохих работ, мы обычно склонны переоценивать вероятность того, что одна из таких работ принадлежит нам. Подобным образом мы склонны переоценивать вероятность того, что именно нас, а не других членов нашей группы, выберут для участия в демонстрации опытов. А когда мы участвуем в лотерее, мы ощущаем, что наш билет имеет больше шансов на выигрыш, чем на самом деле.

Эгоцентрический сдвиг свойствен каждому человеку, просеивающему жизненный опыт через фильтр собственной личности. Такой смещенный взгляд на реальность формирует наше восприятие событий, а позже воздействует на наши воспоминания об этих событиях. Человеку типично думать о собственном Я в терминах статичности как о «цельной системе» или «вещи». Но согласно концепциям сторонников теории символического интеракционизма, собственное Я обладает также динамическими характеристиками. Представители этой теории указывают, что мы можем быть объектами собственных поступков. Мысленно мы отходим в сторону и с этого наблюдательного пункта начинаем следить за собственными действиями. С этой точки зрения самость представляет собой процесс, с помощью которого мы разрабатываем свои действия в соответствии с поступками других людей. Социологи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид и Э. Гофман постарались облегчить понимание этих проблем, предложив свои теории.

Теория «зеркального Я»

На рубеже ХХ В. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864-1929) выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя и свой мир путем участия в процессах социальных интеракций, и утверждал, что наше сознание активизируется в социальном контексте. Это утверждение лучше всего иллюстрирует теория «зеркального Я» - процесса, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрении других людей и видим себя их глазами или так, как, по нашему мнению другие люди видят нас. Базовой посылкой любого типа социального поведения является наша способность прогнозировать точку зрения других людей.

Самосознание. Кули предполагал, что «зеркальное Я» представляет собой постоянный ментальный процесс, для которого характерны три фазы. Во-первых, мы представляем себе, как мы вы глядим в глазах других людей. Например, мы можем решить, что поправляемся и становимся «жирными». Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность. Мы прекрасно знаем, что о6ычно окружающие рассматривают тучных людей как непривлекательных. B-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди. B нашем случае мы, скорее всего, будем испытывать беспокойство или неловкость, связанные со своей воображаемой тучностью.

Процесс зеркального отражения собственного Я является субъективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности. K примеру, жертвы невроза, вызывающего потерю аппетита, намеренно морят себя голодом, не желая соглашаться с тем, что в действительности они не толстые, а худые или страдают болезненными состояниями, в убеждении, что они чересчур полные. Понятие «зеркального я» не подразумевает, что наше представление о самих себе обязательно радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком или новой ситуацией. B связи с этим полезно провести грань между собственными воображаемыми образами, так называемыми само-имиджами, и представлением о себе. «Само-имидж» - это наш внутренний собственный образ, обычно относительно кратковременный; он изменяется по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. Представление о себе -- это более стабильный взгляд на самого себя, вневременное ощущение самого себя -- «истинное Я», или «Я такой, какой есть на самом деле». «Само-имиджи» слой за слоем обычно накапливаются с течением времени и оказывают влияние на относительно устойчивое представление о самом себе. B целом можно сказать, что последовательность «само-имиджей» скорее корректирует, чем вытесняет наше более ясно выкристаллизовавшееся представление о самом себе, или самоидентичность.

Застенчивость. Поскольку людям свойственно самосознание, они часто испытывают чувство застенчивости. Застенчивость -- это общая тенденция испытывать напряжение, скованность, и неловкость в общественных ситуациях. Данные опросов свидетельствуют о том, что 40% взрослых американцев считают себя застенчивым. B Японии очень высокий процент застенчивых людей --около 60%. Видимо, одна из причин этого заключается в том, что японцы находятся под сильным воздействием исторически сложившейся в их стране «культуры стыдливости», согласно которой человек: обязан сохранять сдержанность, дабы не подводить своих родных и близких.

Застенчивость ложится на человека тяжким грузом, ставит препоны на пути достижении человеком счастья и раскрытия своего потенциала. Застенчивые люди часто оказываются неудачниками -- в школе, в бизнесе, в любви, в любой жизненной сфере, где люди удовлетворяют свои потребности в ходе взаимодействия с другими. Застенчивые люди постоянно находятся под самоконтролем, кажутся слишком поглощенными проблемой собственной адекватности и адекватности своего поведения. Вследствие этого естественность их поведении страдает -- они не могут «расслабиться» и не дают сами себе окунуться в водоворот социальных взаимодействий.

Подавленность -- это внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков и способностей под воздействием социального давления. Подобно застенчивости, подавленность возникает, когда процесс индивидуации идет наперекос. K примеру, мы часто осознаем ситуации, в которых от нас ожидают успешной демонстрации умений. Так, на спортивных соревнованиях мы можем приложить максимум стараний, чтобы обеспечить правильность выполнения упражнений - координацию и точность мышечных движений тела - путем контроля за выполнением программы. Однако подобный самоконтроль нарушает автоматизм или отточенность исполнения, вследствие чего неизбежны ошибки.

Например, известно, что в финальной и решающей игре чемпионата, в чемпионате на кубок мира игроки -- хозяева поля имеют тенденцию стушевываться и, следовательно, оказываются в невыгодном положении. Местные болельщики обычно реагируют на промахи и успехи своей команды аплодисментами, криками и свистом, в то время как голы, забитые командой гостей, сопровождаются угрюмым молчанием или криками разочарования. В обычных играх сезона такое поведение болельщиков может служить источником вдохновения для местной команды, но на чемпионате страх местных игроков проиграть его перед лицом поддерживающей их аудитории оказывает на игроков дополнительный «нажим» и усиливает самоконтроль. B результате они становятся «зажатыми» и склонными к совершению нетипичных для них ошибок.

Понятие «обобщенного другого»

Джордж Герберт Мид (1863-1931) продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы «принимаем на се6я роль других в отношении самих себя». Внутренне мы принимаем двойную точку зрения: одновременно являемся субъектом - наблюдателем и объектом - наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя.

Мид обозначил субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности словом «я» (I), а объективный - словом «меня» (me).

Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас на курсе лекции. Вы думаете: «Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать», т.е, вы воображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или «меня». Именно вы, действуя в качестве субъекта, или «я», решаете, что задавать вопрос не стоит.

Использование личных местоимений в утверждении иллюстрирует взаимоотношение аспектов объект-субъект. По Миду, ключ к развитию самосознания детей лежит в освоении ими языка. С помощью языка мы стараемся настроиться на те действия, каких хотели бы добиться от других. Мысленно мы спрашиваем себя: «Если я хочу, чтобы этот человек отреагировал именно так, что для этого нужно? Что требуется от меня, чтобы воздействовать на него таким образом?» Мид приводит следующий пример: учительница просит ученика принести стул в аудиторию. Вероятно, он выполнит просьбу, а если не выполнит, то учительнице, скорее всего, придется самой принести стул. Прежде чем попросить ученика принести стул, она должна проиграть всю сценку в собственном уме.

Язык позволяет людям вести внутренний диалог. Мы говорим сами с собой и отвечаем сами себе в основном точно так же, как ведем беседу с другими. Таким образом, мы судим о том, как будут отвечать нам другие люди.

Социолог Ральф Тернер уточнил и расширил идеи Мида. Тернер указывает, что, говоря или делая что-либо, мы, как правило, приобретаем внутреннее состояние готовности к некоторым типам реакций, могущих последовать в наш адрес от других людей. Если мы машем рукой профессору, задаем вопрос милиционеру или обнимаем товарища, мы ожидаем, что другой человек ответит на наше действие действием, соответствующим нашему. Получая ответ или реакцию другого человека, мы вступаем в стадию проверки и пересмотра наших ожиданий, мысленно оценивая его поведение. При этом мы приписываем такому поведению определенное значение и в соответствии с этим планируем свои последующие действия. Например, если другой человек отреагировал так, как мы не ожидали, мы можем прервать общение, можем попытаться «вернуться на исходные позиции» и перепроверить свои намерения, можем не принять во внимание реакцию другого человека или отказаться от своих первоначальных замыслов, можем последовать по пути, предложенному нашим собеседником. Поэтому представители символического интеракционизма утверждают, что процесс самокоммуникации имеет первоочередное значение для социального взаимодействия.

Согласно концепции Мида, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: стадию «ролевой игры», «коллективной игры» и «обобщенного другого». На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и «примеряет» на себя модель его поведения. Модель, которая о6ычно представляет собой важную личность в жизни ребенка, например одного из родителей, называется «значимый другой». K примеру, двухлетний ребенок может осмотреть штанишки куклы, сделать вид, что они мокрые, пожурить куклу и отнести ее в ванную. Таким образом, в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскую точку зрения и ведет себя, как его отец или мать.

На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет одновременно множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большого числа людей.

Например, если в бейсболе игрок с битой отбивает мяч на третью базу, игрок первой базы должен хорошо представлять себе действия питчера, подающего на третьей базе, и «гасителя» мячей. Каждый игрок должен представлять свою роль во взаимодействии со всеми остальными игроками. То же происходит и в жизни. Детям предстоит познакомиться с ожиданиями, связанными с множеством ролей, если они хотят научиться успешно играть собственные роли.

На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является соответствующим поведением, а что - несоответствующим. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». Отношение такого «обобщенного другого» отражает отношение более крупного сообщества. Хотя мы приобретаем представления об установленных правилах от конкретных людей (от матери, учителя или сверстника), эти понятия генерализируются или распространяются на всех людей в рамках схожих ситуаций. Следовательно, размышлять над своим поведением означает мысленно взаимодействовать с самим собой с позиции абстрактного человеческого сообщества. По мнению Мида, «обобщенный другой» - это средство связи каждого из нас с нашим обществом. С помощью обобщенного образа другого человека мы впитываем в себя, или интернализуем, организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

Процесс «управления впечатлениями»

Эрвин Гоффман (1922-1982) дополнил наши представления о самих себе. Кули и Мид исследовали вопрос о формировании представлений человека о самом себе в процессе социального взаимодействия и то, как человек учится планировать свои действия на основании тех данных о себе и своем поведении, которые он черпает у других людей. Гоффман делает акцент на другой проблеме. Он указывает, что только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек может надеяться прогнозировать или контролировать ситуации, в которых он может оказаться. Мы заинтересованы в том, чтобы представить себя другим людям в выгодном свете, чтобы у них сложилось о нас по возможности самое выгодное впечатление. Этот процесс Гоффман назвал управлением впечатлениями (impression management). B ходе этого процесса мы скрываем какие-то черты, а какие-то намеренно выпячиваем. K примеру, водитель такси может попытаться скрыть от пассажира тот факт, что он по ошибке везет его в противоположную сторону, а молодой профессор может потратить несколько часов на подготовку и «репетирование» первой своей лекции в надежде сразу же предстать перед студентами в качестве знающего и эрудированного человека. Вы и сами хорошо представляете себе, что участвуете в процессе управления впечатлениями, когда решаете, что надеть в каком-то конкретном случае -- на вечеринку, на прием к врачу, на собеседование с работодателем или на юбилей.

Гоффман рассматривает театральные постановки как аналитическую аналогию и средство отображения и понимания общественной жизни. Этот аспект он называет драматургическим подходом. Он описывает жизнь в обществе как сцену, на которой происходят общение и взаимодействие людей; все люди являются одновременно и актерами, и зрителями пьесы жизни; в этой пьесе они играют те самые роли, которые исполняют в своей повседневной жизни и деятельности.

Гоффман иллюстрирует свой подход, описывая, какие перемены происходят в поведении официантов в ресторане, когда они выходят в обеденный зал из подсобных помещений. Меняется аудитория, и соответственным образом изменяется доведение официантов. «Центральной сценой» является обеденный зал, где официанты демонстрируют услужливость и расторопность по отношению к посетителям ресторана. «Кулисы» -- это кухонные помещения, где те же официанты открыто бравируют друг перед другом, всячески насмехаясь над той услужливостью, которую они демонстрируют «на сцене». Кроме того, они скрывают всю неприглядную сторону приготовления пищи -- отходы, чад и вонь испорченных продуктов, отделяя ее от заманчивой и благоухающей атмосферы обеденного зала. Таким образом, при переходе из одной ситуации в другую люди круто меняют «выражения» своего внутреннего образа. Они предпринимают усилия по предопределению ситуации для других людей, давая им подсказки для того, чтобы другие люди реагировали на них и действовали желательным для них образом.

Хотя социологи обычно причисляют Гоффмана к интеракционистам, его труды значительно расходятся с классическими формулировками символического интеракционизма. Представители этой теории рассматривают каждую ситуацию как нечто уникальное, заново построенное «кирпичик за кирпичиком» из специфических сочетаний поступков и значений, наблюдаемых в определенных обстоятельствах. Гоффман изображает социальную жизнь в форме «каркасов» - структур, имеющих невидимое, однако, реальное существование в видимых социальных взаимодействиях повседневной жизни. Такие базовые «каркасы» понимания способствуют выработке незыблемых правил, которыми люди пользуются для организации собственного поведения. Следовательно, действия людей в большей степени зависит не от механического выполнения правил, a от активного, непрерывного процесса межличностного взаимодействия.

социальный трудовой восприятие стадия