ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что такое выразительность речи. Выразительность и ее основные условия

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий — собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь — выразительной.

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый — излагая тему своего сообщения, второй — следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности).

Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.

Понятие выразительности речи

Выразительность речи придают различные единицы языка всех его уровней.

Звуковая выразительность в речи заключается в ее гармоничном благозвучии, в использовании ритма, рифмы. Также выразительность придают аллитерация и ассонанс.

Определение 2

Аллитерация заключается в повторении одинаковых или сходных между собой согласных звуков.

Определение 3

Ассонанс – это повторение гласных звуков.

Основным источником выразительности речи служат лексика и фразеология, которые придают речи особую экспрессивную окраску.

Экспрессивность в речи означает выразительность .

Для придания экспрессивности к обычному значению слова добавляют особые стилистические оценки, которые усиливают его выразительность. Например, для придания экспрессивности слову хороший, употребляются более выразительные прилагательные, такие как прекрасный, восхитительный и другие. В данном случае лексическое значение слова дополнительно осложняется экспрессией. Одно нейтральное слово может иметь несколько экспрессивных синонимов, которые различаются степенью экспрессивного напряжения.

Экспрессивная окраска наслаивается на эмоционально-оценочное значение слова. При этом у одних слов преобладает экспрессия, а у других наоборот эмоциональная окраска.

Способы придания речи выразительности

Экспрессивная лексика классифицируется на следующие группы:

  • слова, которые выражают положительную оценку понятий;
  • слова, которые выражают отрицательную оценку понятий.

К первой группе относятся возвышенные, шутливые, ласкательные слова, а ко второй слова иронические, бранные, неодобрительные.

Мы используем в своей речи слова, подчиняясь условиям общения, стараясь воздействовать на собеседника, при этом учитываем его общественное положение, характер отношений и содержание беседы. Все это подсказывает нам, какие слова требуется употребить в речи: возвышенные, сниженные, торжественные, шутливые. Соответственно наша речь приобретает определенную стилистическую окраску. Иногда, бывает возможно соединение в речи стилистически неоднородных и контрастных языковых средств по эмоционально-экспрессивной окраске.

Для создания контраста используются антонимы . Они служат базой стилистической фигуры, которая построена на противопоставлении слов с противоположным значением. Например, фраза «…Познай, где свет, - поймешь, где тьма…».

Определение 4

Противопоставление антонимов называется антитезой .

В антитезе могут сопоставляться понятия, которые вне общего контекста антонимами не являются. Например, строки из известного стихотворения: «…Не будем пить из одного стакана, ни воду мы, ни сладкое вино…»

Сочетания антонимов формируют стилистическую фигуру - оксюморон , которая заключается в приписывании понятию несовместимого с данным понятием признака, одновременно в сочетании противоположных по смыслу понятий. Яркими примерами оксюморона являются выражения: «живой труп» или «спеши медленно». Оксюморон дает возможность минимальными языковыми средствами охарактеризовать сложность и внутреннюю противоречивость какого-либо предмета или явления.

Большой выразительностью обладают слова-паронимы . Они придают речи юмор, сатиру, оттенки иронии. Например, выражение: «больше красивости, чем красоты».

Лексические повторы также усиливают выразительность нашей речи. Они помогают выделить в тексте важные понятия, дают возможность глубже вникнуть в содержание, придают речи особую эмоционально-экспрессивную окраску.

Источником выразительности речи служат фразеологические сочетания . Они характеризуются образностью, эмоциональностью и экспрессивностью. Фразеологизмы позволяют не просто назвать предмет или явление, а выразить определенное к нему отношение. Примером может служить фраза: «Бедность - не порок, но большое свинство». Фразеологизмы могут вступать в синонимические отношения между собой.

Еще один катализатор выразительности речи – тропы .

Основные тропы

Определение 5

Троп - это перенос наименования, использование отдельных слов и их сочетаний для названия иного предмета в определенной речевой ситуации.

К тропам относятся:

  • метафора,
  • метонимия,
  • синекдоха,
  • олицетворение,
  • сравнение,
  • аллегория,
  • эпитет,
  • гипербола,
  • литота,
  • антономасия,
  • перифраза.

Метафора - это употребление слова в переносном значении, при сравнении предметов.

Разновидность метафоры - метафорический эпитет , представляющий собой художественное определение для подчеркивания существенного свойства или качества предмета, явления. Например: «…Как жадно мир души ночной внимает повести любимой...»

Очень похоже на метафору – сравнение. Сравнение - это сопоставление явлений, для пояснения одного из них с помощью другого.

Часто, для придания речи выразительности человеческие свойства переносятся на животных, предметы или явления неодушевленной природы. Такой прием называется олицетворением . Например: дождь идет, березы плачут.

Метонимия - это перенос значения слова по смежности или сопредельности. Например, выражения: съел две тарелки, весь город спал.

Синекдоха - разновидность метонимии. Синекдоха - это замена единственным числом множественного, употребление названия части вместо целого, а частного вместо общего.

Выразительная речь невозможна без использования гиперболы. Гипербола - образное преувеличение значения чего-либо. Примеры гиперболы: «…И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел…»

Понятием обратным гиперболе является литота. Литота - это образное преуменьшение значения какого-либо явления.

Перифраз употребляют вместо какого-либо словосочетания или слова. Например: автор «Отцы и дети» или «царь зверей». В первом случае используется логический перифраз, а во втором образный.

К тропам относится ирония. Ирония - это специальное употребление слов, словосочетаний или предложений и кусков текста в противоположном смысле относительно буквального. Понять ироническую окраску текста можно за счет знания ситуации, культурных традиций, а также за счет интонационных или других способов подчеркивания рассказчиком противоположного смысла высказывания.

Аллегория представляет собой выражение отвлеченных понятий в конкретных образах. Например, лиса – это хитрость, а змея – коварство.

Еще один троп, придающий яркость нашей речи – антономазия . Когда имена собственные употребляются в значении нарицательного слова.

Как сделать так, чтобы привлечь внимание всех слушателей? Нужно придать речи выразительность и чистоту, а также разобраться в том, речи и какими средствами она достигается. Как оказывается, это не так-то просто.

Выразительность речи - это такая ее особенность, благодаря которой поддерживается постоянное внимание и интерес слушателей и читателей.

Но таким образом преобразить свою речь может только человек, способный самостоятельно мыслить, обладающий яркой гаммой чувств, эмоций и переживаний. Именно эти качественные характеристики порождают у человека желание каким-то образом выразить и проявить себя. Потому он сделает все возможное, чтобы слушатели и читатели его поняли.

Выразительность речи для каждого индивидуальна. Она характеризует состояние человека в каждой конкретной ситуации. Очень ярким примером этого служат из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Каждое его изречение пестрит множеством оригинальных выражений и тем самым отличается оригинальностью, экспрессивностью и нестандартностью мышления.

Сами подумайте, если каждый из нас будет говорить одинаково, по шаблону, насколько скучным это будет занятием, причем не только для тех, кто слушает, но и для нас самих. Помните, что выразительности речи нельзя достичь только путем изучения специализированной литературы. Важно уметь слушать друг друга, черпать что-то новое из речи окружающих и, пропуская это через призму собственных эмоций и переживаний, интерпретировать все по-своему.

Выразительность речи нужна тем людям, у которых в результате внутренней духовной работы создается некий образ, нуждающийся в словесной интерпретации. Чем он богаче, тем ярче должна быть его словесная формулировка. Как правило, для этого используется множество среди которых различают эпитеты, метафоры, сравнения, параллелизм и прочее.

Помните, что умение человека владеть выразительными и правильно их применять в той или иной ситуации является условием культурной речи. Однако здесь важно еще и соблюдать а также найти правильное и доходчивое слово, способное и поразить слушателя, и быть ему понятным. А это - искусное умение. Потому существует понятие художественной речи, которое свойственно литературному произведению. Конечно же, на первый взгляд она может и не отличаться от общепринятой формы, однако, основная ее функция - эстетическая. Художественная речь всеми своими особенностями, мелкими деталями призвана реализовывать авторский замысел и раскрывать суть литературного произведения.

Заметим, что на различных этапах развития и становления литературы особенности художественной речи были различными. Она то строго регламентировалась (во времена классицизма), то полностью зависела от воображения писателя (во времена сентиментализма). Что касается современного положения вещей, сейчас приветствуется свобода творчества.

Заметим, что существование художественной речи не может быть без литературного языка. С одной стороны, она частично соответствует норме, потому что особенности литературного произведения этого требуют. С другой же, ее характерные особенности как раз начинают проявляться за пределами существующих догм и уставов. Потому для того, чтобы понять произведение, нужно ознакомиться с особенностями той эпохи, в которую оно было создано, чтобы почувствовать, где были осуществлены отступления.

Выразительность речи проявляется не только в поиске необычных и подходящих к месту слов. Нужно еще уметь грамотно подобрать нужную синтаксическую конструкцию.

Заметим, что основные элементы, помогающие «раскрасить» обыденности речи - это мышление, развитые речевые навыки, правильные фразы и интересные мысли.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, выразительности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к выразительный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

выразительность - эффективность выражения; способность внешнего выражать внутреннее. изобразительность. ▼ словесное искусство, красноречие … Идеографический словарь русского языка

выразительность - Один из пяти компонентов программы в фигурном катании, каждый из которых оценивается по десятибалльной шкале с шагом 0,25. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN interpretation (IN) One of… … Справочник технического переводчика

выразительность - выразительность. Неотъемлемое качество речи культурного человека. Достигается за счет умелого использования фигур речи, образных выражений, употребления свежих слов, создания ярких словосочетаний и др … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

выразительность - I. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, выпуклость, живописность, картинность, колоритность, красноречивость, красочность, образность, рельефность, сочность, экспрессивность, экспрессия, яркость ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ, выпуклый, живой, живописный,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

выразительность - ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, и, ж То же, что экспрессия. Выразительность, блеск и яркость глаз Татьяны завораживали ее поклонников … Толковый словарь русских существительных

Ж. отвлеч. сущ. по прил. выразительный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Выразительность, выразительности, выразительности, выразительностей, выразительности, выразительностям, выразительность, выразительности, выразительностью, выразительностями, выразительности, выразительностях (Источник: «Полная акцентуированная… … Формы слов

Выразительность - коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка <...> воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес… … Педагогическое речеведение

Книги

  • Точность и выразительность слова , В. И. Максимов. Предлагаем вашему вниманию книгу В. И. Максимова "Точность и выразительность слова"…
  • ЕГЭ 2016. Русский язык. Речь, текст, лексика и фразеология, выразительность речи (задания 20-24). Рабочая тетрадь. ФГОС , Кузнецов А.Ю.. Рабочая тетрадь по русскому языку серии 171;ЕГЭ 2016. Русский язык 187;ориентирована на подготовку учащихся старшей школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена по русскому…
  • ЕГЭ 2017. Русский язык. Речь, текст, лексика и фразеология, выразительность речи (задания 20-24). Рабочая тетрадь. ФГОС , Кузнецов А.Ю.. Рабочая тетрадь по русскому языку серии 171;ЕГЭ 2017. Русский язык 187;ориентирована на подготовку учащихся старшей школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена по русскому…