ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что такое использование человеческого фактора. Можно ли исключить человеческий фактор. Типология человеческого фактора в организационных отношениях

1. В широком смысле - понятие, используемое в социально-экономических дисциплинах для характеристики комплекса факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного производства, связанных с мотивацией, системой ценностей, материальными и духовными условиями существования человека.

2. В узком смысле - понятие, означающее интегральные характеристики связи человека и технического устройства, проявляемые в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы эргатической.

При определении и выделении фактора человеческого используются фундаментальные знания специальных наук о каждой из компонент системы. Но характеристики и свойства, фиксируемые в этом понятии, - это не изолированные признаки компонент системы эргатической, а ее совокупные системные качества, в наибольшей степени определяемые положением и функциями человека в системе.

3. Выражение, означающее в США область знания и профессию, определяемые в Европе термином эргономика. Возникло в результате буквального перевода и сокращения американского выражения "инженерия человеческих факторов" (human factors engineering).

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

англ. human factors).

1. Психологические, физиологические, антропометрические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его взаимодействия с объектом

управления. См. Эргономика.

2. Этот термин используется часто и как син. для термина "эргономика".

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Генетический термин, чаще всего используемый в качестве названия профессиональной специальности, которая исследует так называемую систему "человек-машина". Основное внимание обычно сосредоточивается на проблемах восприятия, психофизики, принятия решений и других аспектах обработки информации. Этот термин, однако, также употребляется иногда для обозначения тех элементов ("факторов"), которые являются важными для этой специальности, включая оборудование, физическую среду, задачи и индивидов, выполняющих работу. См. индустриальная/ организационная психология, которая вообще рассматривается как более широкая область, разделом которой являются исследования человеческих факторов.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

психологические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности. КЧ. ф. относятся, напр., настроения и чувства людей, их привычки, социальные установки, ценностные ориентации, стереотипы индивидуального и группового поведения, способности, склонности и мотивы, субъективное отношение личности к окружающей действительности, межличностные отношения, психологический климат в коллективе, психологические барьеры и многие другие, большей частью психологические явления, возникающие в процессе деятельности людей и их общении друг с другом. Психологическая наука призвана понять закономерности возникновения и развития этих явлений и найти эффективные средства управления ими. Эту задачу психология решает в тесном содружестве с другими науками. Главной задачей комплексного изучения Ч. ф. является его активизация. Пути, методы и средства достижения этой цели должны определяться применительно к конкретным условиям. Изучением Ч. ф. в технике занимается инженерная психология. Это изучение идет по двум основным путям. Один из них- учет при создании новой техники характеристик и возможностей челове.ка, согласование техники и условий труда с человеком. В этом случае необходимо иметь данные об общих для всех людей закономерностях психических процессов. Другой путь -т отбор и обучение людей для определенных видов деятельности. Здесь необходимо иметь данные об индивидуальных психологических различиях людей, знать методы определения этих различий. Оба пути изучения и учета Ч. ф. в технике не исключают, а дополняют друг друга.

Человеческие факторы

human factors) Этими двумя словами стали обозначать многоотраслевую прикл. науку и область практики, нацеленные на анализ и учет Ч. ф. в совр. технике, или взаимосвязей между технологическими процессами и продукцией (системами, средой, машинами), с одной стороны, и пользователями (операторами, ЛПР (лицами, принимающими решения), обслуживающим персоналом), с др. Хотя профилирующей дисциплиной здесь яв-ся психология, данная область тж включает инж. науку (прежде всего НОТ, электронику и машиностроение), вычислительную технику/программирование, физ. антропологию, физиол. и медицину, техническую эстетику, а тж общую и профессиональную педагогику. Специалисты в области Ч. ф. проводят эксперименты, обследования и анализы, с тем чтобы накопить знания, касающиеся взаимодействия чел. с техникой и технологиями, или решить прикл. задачи; практики используют эти знания при разраб. и эксплуатации технических средств, сотрудничая с конструкторами и дизайнерами. Осн. объектом их внимания яв-ся совместная работа людей и машин или грамотные действия людей, обслуживающих машины. В Европе и Азии аналогом "Ч. ф." яв-ся "эргономика" (от греч. ergon - работа и nomos - закон), делающая акцент на физиолог. аспектах труда и на эксплуатационных качествах машин и оборудования. Наука о Ч. ф. пытается усовершенствовать среду и действия чел. и машины либо путем изменения машин или среды т. о., чтобы они соответствовали челов. способностям и ограниченным возможностям, либо путем адапт. людей к требованиям, диктуемым машинами, с помощью процесса обучения и отбора. Изменение машин и среды составляет ту часть области Ч. ф., к-рую наз. "инженерией Ч. ф." (human factors engineering). Хотя отдельные исслед. Ч. ф. в сфере полиграфии, транспорта и строительства скоростных магистралей проводились и раньше, именно Вторая мировая война высветила потребность в изучении и оптимизации Ч. ф. в таких сложных военных системах, как самолеты, подводные лодки и радиолокационные установки. В итоге примерно в 50 ун-тах США и др. стран были организованы курсы и программы для аспирантов по изучению Ч. ф. Сначала они проводились гл. обр. на психол. факультетах, но затем осн. место действия переместилось в область орг-ции пр-ва. Работа по изучению Ч. ф. в невоенной индустрии началась в лабораториях компании Bell Telephone, но затем ее стали осуществлять и мн. др. крупные корпорации. Для военных было важно, чтобы оружие или транспортное средство действовало с максимальной эффективностью при первом же использовании его в бою, и наука о Ч. ф. могла в этом помочь. Нек-рые товаропроизводители стали использовать знания о Ч. ф. при выпуске продукции, поскольку их преследовали в судебном порядке, если они не удосуживались это сделать и с пользователями происходили несчастные случаи. Конкуренция среди интерактивных компьютерных систем придала новый импульс науке о Ч. ф., к-рая проанализировала и усовершенствовала размеры и форматы дисплеев, управляемых программными средствами. Мн. новые виды автоматических устройств, как военных, так и промышленных (напр., роботы), тж требуют поддержки Ч. ф. Один из первых шагов в анализе Ч. ф. - выявить те задания, к-рые должны быть автоматизированы, и те, к-рые должны выполняться людьми, а затем подобрать их наилучшие сочетания. Когда исслед. и практ. применение Ч. ф. находились в начальной стадии, они были направлены на решение относительно простых проблем. Дисплеи и приборы управления продолжают привлекать внимание науки о Ч. ф., т. к. они представляют собой связующее звено между чел. и машиной, но объектами ее изучения стали тж и более крупные узлы (пульты и панели), а затем и подсистемы или целые системы. Было проведено немало сложных экспериментов со мн. переменными с целью выяснения максимальной рабочей нагрузки, специфики технологических процессов и методов подготовки операторов. См. также Инженерная психология, Промышленная и организационная психология X. М. Парсонс

Несмотря на масштаб события и чудом не развившиеся драматические последствия, в новостях в выходные пятничная энергоавария в Петербурге упоминалась сравнительно мало. В основном это касалось задержек поездов и блокирования банкоматов, а также цитирования заявлений ответственных лиц - то есть сообщения не о том, что случилось, но как это прокомментировано. Что ж, и среди этих комментариев было на что обратить внимание. Например: «Глава Минэнерго исключил человеческий фактор как причину аварии…». Согласитесь, любопытно.

Конечно, нельзя отрицать, что бывают события, с человеком и последствиями его деятельности не связанные абсолютно никак. Оставим в стороне грозы и ураганы – они, якобы, тоже теперь провоцируются «рукотворным глобальным потеплением». Но есть ведь еще и вспышки на солнце и метеориты – в этом точно виноваты не мы. Но разве аварию в электроэнергетической системе – системе сугубо искусственной, разработанной, созданной и эксплуатируемой исключительно людьми - уместно относить к числу подобных внешних и совершенно объективных для нас явлений?

Министр, понятно, имел в виду иное – не было и, надо понимать, не могло быть какой-либо ошибки обслуживающего систему персонала, приведшей к аварии. Что ж, возможно. Но откуда такая уверенность? Неужто уже успели в деталях проанализировать все предшествующие события и принимавшиеся управленческие решения?

Тем более, что понятие «человеческий фактор» при эксплуатации сложных технических систем распространяется, как известно, не только на ошибки персонала оперативного управления системой, но и на ошибки или даже преступления (преступная халатность) работников ремонтно-эксплуатационных служб. А здесь, очевидно, детальное расследование еще впереди. Зачем же так торопиться с категоричными заявлениями?

Дальше – больше. Конечно, замечательно было бы списать все на ошибки проектировщиков системы еще советских времен – как это, напомню, небезуспешно попытались сделать после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. И тогда взятки гладки: действительно, человеческий фактор ни при чем, и виновных нет. Напротив – одни герои: как быстро справились с аварией и восстановили энергоснабжение. Самое время десятку управляющих (финансистов-менеджеров) дать по ордену. А также, под предлогом необходимости устранения проектных ошибок (заложенных еще в советское время) и инвестирования в модернизацию системы, повысить тарифы на энергоснабжение и, соответственно, зарплаты топ-менеджеров (тех самых околоэлектроэнергетических финансистов)…

Но одно в этой схеме действия не сходится: провернуть-то ее можно вполне успешно, но только кто же поверит? Если советская единая электроэнергетическая система страны, включая и ее региональные подсистемы, была по надежности образцовой и примером для подражания всему миру, то как объяснить, что ошибки, якобы заложенные еще в советское время, отозвались аварией лишь теперь?

А ведь просачивается и некоторая объективная информация. Например, о том, что износ основных фондов в электроэнергетике у нас сейчас превышает 60%. Постойте-постойте, но разве не на борьбу с этим явлением – старением оборудования и нехваткой инвестиций на его обновление – была направлена знаменитая электроэнергетическая реформа? И что же? Многомиллионные в долларовом исчислении «золотые парашюты» управляющие РАО ЕЭС получили. Рост тарифов на электроэнергию налицо. Новых собственников по именам мы не знаем (все скрыто оффшорным туманом), но прибыли электроэнергетические компании демонстрируют. А где же обновление оборудования, где инвестиции?

Юридически они, конечно, все провернули гладенько: инвестиции, вроде как, будут, обязательно будут, а если не будет – никто не отвечает. Но это юридически, а фактически, по здравому пониманию? По здравому человеческому пониманию за очевидный обман кто-то когда-то все-таки должен ответить?

И вот, казалось бы, никак не связанная с энергоаварией информация: суд присяжных с седьмой попытки все-таки отклонил обвинение в отношении Квачкова и его товарищей в покушении на Чубайса. И далее любопытно: в следующий раз суд соберется через месяц, чтобы «обсудить юридические последствия вынесенного присяжными вердикта». Освобождены ли обвинявшиеся ранее (до вердикта присяжных – уже второго оправдательного вердикта в этом деле) в покушении на Чубайса в зале суда, не сообщается. Но любопытна и реакция адвоката, представлявшего нашего бывшего главного реформатора-электроэнергетика, а ныне макрофинансиста (чуть не написал «макроафериста» - извините) вокруг нанотехнологий: «Личная неприязнь к Чубайсу оказалась сильнее доводов следствия и объективных доказательств». Что ж, не берусь оценивать «объективные доказательства», но кто в суде присяжных сумеет отменить человеческий фактор? Присяжный – человек. И он имеет право оценивать все, что видит, слышит, знает и понимает, в совокупности, о каких бы формальностях ни предупреждали его перед процессом…

И далее тот же адвокат «потерпевшего»: «Стоит напомнить, что законы, в соответствии с которыми реформировалась экономика, принимались не Чубайсом, а кабинетом министров и подписывались президентом Борисом Ельциным». Что ж, остается добавить: адвокат, тем более высокооплачиваемый, слова не скажет без прямого указания или, как минимум, согласия (хотя бы в части общей линии и тона) подзащитного. Значит, это теперь у «главного реформатора» новая «отмазка» такая: не я это, а правительство и президент. Что ж, и здесь «человеческий фактор» налицо. Только человеческий ли (в высоком или хотя бы более или менее приличном понимании «человеческого»)? И пройдет ли? Или когда все основные СМИ под контролем и это прокатит? Хотя я лично хорошо помню, как на одном из заседаний правительства этот «агнец», апеллируя к Ельцину, указывал на тогдашнего главу правительства Черномырдина как на лицо, которое «саботирует утвержденную президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным программу народной приватизации»…

…И совсем милая деталь: может быть, это журналисты, цитировавшие адвоката, напутали, но допускаю, что и нет – что и вправду именно так и сказал. И тогда силен адвокат (впрочем, как и большинство «профессионалов» вокруг «главного реформатора»): законы у него принимает… кабинет министров... Что ж, это еще один штрих к картине: при таком неприкрытом «профессионализме», понятно, что «дела делаются» у них иными методами. И тогда возвращаемся к электроэнергетике: а те, кто делал эту реформу ЕЭС, а также те, кого они после себя на электроэнергетике оставили – более профессиональны? Не говоря уже про ответственность… На примере аварии, случившейся на Саяно-Шушенской ГЭС, мы увидели: ни профессионализма, ни ответственности. Откуда же этому взяться там, где авария еще не произошла? С чего вдруг быть тому, что на самом деле никоим образом не закладывалось и даже, напротив, что всячески целенаправленно выкорчевывалось?

Еще любопытная реакция властей на энергоаварию: предложение решительно увеличить пакет акций энергосистемы в собственности города (Петербурга). С ходу кажется логичным: в этом случае город сможет оказывать большее влияние на состояние дел в критически важной для него системе. Кажется, работает фактор хозяйский. Но если только забыть, что совсем недавно все сто процентов акций (а до того и без всяких акций – прямое управление) были у государства. Зачем же отказывались? Якобы, ради «частных инвестиций». А теперь вместо внешних инвестиций одни расходы - будем выкупать по завышенной (по сравнению с прежней ценой продажи) цене акции для того, чтобы поставить своего (от городских властей) управляющего, который будет что? Правильно – распределять заказы и подряды на работы, оплачиваемые в этом случае… из бюджета. И вы не удивитесь, если новым «ответственным» управляющим окажется какой-нибудь 23-25-летний сынок кого-нибудь из городского начальства? В крайнем случае – по стандартной, ранее уже апробированной схеме: сынок – в вице-президенты банка, а из банка в обмен кого-то во власть, в данном случае - на электроэнергетику. И тогда это уже фактор отнюдь не хозяйский, а скорее родительский или клановый – на нашей растленной почве.

И тут уже, действительно, никак не скажешь, что «во всем виноват Чубайс» - правильно, дело его живет и нас побеждает и уже без него (когда он занят на реализации и прокручивании других бюджетных ресурсов)…

И еще одно трагическое и одновременно символическое событие – теракт в Пятигорске. Мы скорбим по погибшим, соболезнуем родным и близким пострадавших. Но событие действительно символическое и показательное: теракт в самом центре того, что должно воплощать новую стратегию президента на Северном Кавказе. Ведь, буквально только что президент публично выговаривал своему новому полномочному представителю на Северном Кавказе за то, что новых частных инвестиций в регионе нет. Надо понимать, все рассчитывали, что они будут? Даже удивлялись и возмущались: ну почему же их, этих добровольных частных инвестиций, все нет и нет? А их таки нет. И вот теперь другой стороной ясно и четко демонстрируется: никакого туристско-рекреационного центра, никаких частных инвестиций. Война и только война. А война, как известно, «инвестициями в развитие туризма» не прекращается – у войны свои законы. И главный среди них – уметь видеть истинного врага. Но до тех пор, пока подлинный враг практически скрыт (или искусственно закрыты шорами глаза), пока удары наносятся лишь по безликому «международному терроризму» и прочим актерам театра теней, на победу рассчитывать, согласитесь, никак не приходится…

И вновь вернемся к недавней энергоаварии в Петербурге. Утверждается, что предполагать теракт нет никаких оснований. Уже хорошо. Но если известно (как минимум, после московской аварии пятилетней давности), что теперь такие аварии в принципе возможны, то почему же больницы оснащены резервными источниками электроэнергии, а применительно к метрополитену так ничего и не сделано? Конечно, понимаю, масштаб вопроса совершенно иной – слишком несопоставима мощность. Но, с другой стороны, это ведь не означает, что решения нет в принципе или оно какое-то свердорогое?

Слава Богу, по сообщениям, непосредственно в ходе аварии никто не пострадал – никто не погиб. Но представляете ли вы себе, что такое выходить из остановившегося в метро поезда и идти по шпалам к ближайшей станции? Или хотя бы в страхе, ожидая в любой момент неизвестного, подниматься со станции метро вверх по стоящему эскалатору пешком, притом что питерское метро – очень глубокое? Если вы молоды, здоровы и изначально оптимистичны, то, вроде, и ничего. А если инвалид или беременная женщина (а такие тоже в метро ездят), или если вам за шестьдесят или семьдесят и давление скачет даже от разговора с регистратором в поликлинике, а тут такое испытание?

Да и фактический паралич транспорта в многомиллионном городе даже на два часа, но в самое время вечернего транспортного пика – это разве в принципе допустимо? А ведь гарантированное питание метрополитена от этого город бы защитило…

Но это все лирика – «человеческий фактор». Который у нас, как известно, исключен.

Специально для Столетия

В феврале этого года на факультете психологии ВШЭ открылось пять научно-учебных групп (НУГ). Рассказом об одной из них - группе когнитивных исследований - наш портал начинает серию публикаций о научных исследованиях психологов Высшей школы экономики.

Как ни парадоксально, в ходе развития науки человек много узнал о внешнем мире, но все еще является загадкой для самого себя. Поэтому когнитивные исследования одни из самых актуальных в сегодняшней науке, а в Высшей школе экономики на факультете психологии открылась специальная научно-учебная группа (НУГ), работа которой посвящена этой тематике.

Когнитивная психология - это область знания, которая занимается выявлением общих законов и механизмов человеческого познания, начиная от восприятия и заканчивая сложными процессами логического мышления и творчества. Часто эта проблематика помимо психологов находится в сфере интересов лингвистов, нейрофизиологов, философов, антропологов, представителей компьютерных наук. То есть наука представляет очень широкое поле для деятельности.

«Наш проект называется «Психологические механизмы сознания и познания человека» - это тоже необъятная тема, - рассказывает заведующий НУГ когнитивных исследований, старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии ВШЭ Игорь Уточкин . - У нас работают не только сотрудники Вышки, но и специалисты других вузов, то есть благодаря нашей группе мы смогли объединить психологов, занимающихся когнитивными исследованиями. Соответственно, раз нас много, то и работа идет не в одном, а в нескольких направлениях».

Сам Игорь Уточкин со своими студентами занимается зрительным восприятием и вниманием. Этой же теме посвящена деятельность ведущего научного сотрудника НУГ Марии Фаликман, которая уже почти 10 лет руководит Московским семинаром по когнитивной науке . Коллеги из Института психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета Владимир Спиридонов и Алексей Котов, а также ведущий научный сотрудник НУГ когнитивных исследований Сергей Яголковский сосредоточены на проблемах мышления и творчества.

И, наконец, третье направление ведут старший научный сотрудник НУГ когнитивных исследований Дмитрий Люсин и научный сотрудник этой же группы Виктория Овсянникова, которые проводят когнитивный анализ эмоций. «На первый взгляд, это разные сферы нашей психики, потому что когнитивный процесс связан с познанием, то есть с приобретением и обработкой информации, а эмоции - с отношением к реальности, - отмечает Игорь Уточкин. - Тем не менее, и здесь есть задел для когнитивных исследований. Наши коллеги изучают то, как мы извлекаем и обрабатываем эмоционально окрашенную информацию: например, как мы считываем эмоции с лиц окружающих людей, выделяется ли лицо, выражающее какую-то эмоцию, из множества лиц, которые эту эмоцию не выражают, и так далее. Они занимаются также вопросом о том, как эмоции влияют на процесс познания».

И.о. декана факультета психологии НИУ ВШЭ Владимир Штроо:

«До сих пор на нашем факультете научные исследования носили скорее точечный характер. Если и проводились какие-то разработки, то, как правило, на гранты, выданные во многом под имена именитых профессоров факультета. Почему так произошло? Финансовые возможности факультета невысоки, а очень часто исследования в области психологии требуют наличие современного оборудования. Мы искали разные варианты, но, увы, поиски не увенчались успехом.

В октябре 2010 года ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил факультету подать заявки на создание научно-учебных групп, которые на первых этапах существования должны были поддерживаться средствами из общеуниверситетских фондов. Около семи-восьми такого рода заявок мы обсуждали внутри факультета, на рабочих совещаниях, заседаниях ученого совета. Из них пять были поддержаны.

В феврале 2012 года, научная деятельность факультета, его НУГов, вновь будет на повестке дня. Тогда будет три возможных варианта. Первый: результаты научной деятельности впечатлили, и НУГ может быть переведена в статус лаборатории. Второй: группа не справилась и завершает свою работу. Третий вариант промежуточный - на год продолжается финансирование, но в прежнем формате группы.

НУГи создавались при условии, что они займутся исследовательской тематикой и привлекут туда студентов. Сейчас действуют проекты, посвященные когнитивным исследованиям, когнитивной психофизиологии, нейропсихологии, позитивной психологии и качества жизни и, наконец, психологии бизнеса.

В каждой лаборатории-группе есть свои нюансы. Руководят НУГами преподаватели факультета, в их состав входят молодые преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты».

В целом сотрудники НУГ когнитивных исследований стараются понять, насколько наше поведение и наше познание регулируются сознательными механизмами, а в какой мере все это происходит на неосознаваемом уровне, как это влияет на принятие решений. «Вообще исследования последних десятилетий показывают, что наша свободная воля - это отчасти иллюзия, - говорит руководитель группы. - Даже когда мы думаем, что принимаем решение осознанно, мы очень часто не подозреваем, что эти решения до некоторой степени могут определяться прошлым и сиюминутным контекстом, на который мы не обратили внимания, который не запомнили, или думаем, что не запомнили».

Сейчас в группе идет регулярная экспериментальная работа. Например, Игорь Уточкин изучает ошибку внимания, называемую . Большинство нормальных людей уверены, что если они смотрят на какую-то зрительную сцену, то они обязательно заметят, если что-то изменится. Это некоторая иллюзия. На самом деле, если наше восприятие на какое-то время (хоть на треть секунды) прервется, и в этот момент что-то изменится, то не факт, что мы это заметим. «Я пытаюсь доказать, что фокус нашего внимания окружен мертвой зоной, в которой нам тяжелее всего заметить что-либо, - говорит Игорь Уточкин. - Как ни парадоксально, мы можем не увидеть что-то очевидное вблизи от того места, куда наше внимание непосредственно направлено. Где-то вдалеке нам что-либо заметить даже проще».

Зачем нужны эти работы? Современный человек очень много работает с информацией. Он постоянно что-то смотрит, слушает, читает книги, пользуется Интернетом. Как справиться с этим потоком информации? Как правильно ее использовать? Без поддержки тут явно не обойтись. Например, когнитивные исследования могут ответить на вопрос об эффективности рекламы: посмотрит ли на нее человек, а если посмотрит, то повлияет ли она на поведение. Потому что человек может смотреть на что-то, но это еще не значит, что он внимателен к информации. В рекламе такая ситуация приводит лишь к материальным потерям рекламодателя. Увы, бывают и более серьезные ошибки, которые приводят к ДТП, катастрофам, авариям, обычно в этом случае говорят о человеческом факторе. Даже решая простые задачи и принимая решение - повседневное, не судьбоносное, - человек также нередко оказывается в плену заблуждений и иллюзий, хотя ему и кажется, что его решение разумное и взвешенное. Недаром статья когнитивных психологов Дэниела Канемана и Амоса Тверски 1979 года в журнале Econometrica, где они с помощью простых экспериментов показали экономистам очевидную для психологов истину об ограниченной рациональности человека, стала одной из самых цитируемых статей в области экономики. Кстати, один из ее авторов Дэниел Канеман в 2002 году удостоился Нобелевской премии по экономике.

«Фундаментальные исследования в области психологии познания - это один из мощнейших источников исследования человеческого фактора, - уверен Игорь Уточкин. - Явно есть задача в каких-то рутинных вещах снизить роль человеческого фактора, особенно там, где высока вероятность ошибок. Вместе с тем, стараясь избежать ошибок, нам следует не только отнимать у человека рутинные функции, но и совершенствовать его возможности по работе с информацией, разрабатывая обучающие технологии и интерфейсы, учитывающие когнитивную реальность. На данном этапе развития технологий можно вполне серьезно говорить, например, о понятии «когнитивный дизайн» (термин, кстати, ввел еще один когнитивный психолог - Дональд Норман, в свое время консультировавший по вопросам когнитивного дизайна такие компании, как Apple, Hewlett Packard, Motorola и другие)».

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Одним из основных направлений деятельности, которому в настоящее время Адвокатская палата РД уделяет огромное внимание, является организация процесса обеспечения территории Республики Дагестан участием адвокатов в качестве защитников по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, а также контроль за соблюдением адвокатами установленного Порядка оказания субсидируемой юридической помощи в соответствии со ст. 51 УПК РФ.

Отметим, что все адвокаты РД, участвующие в качестве защитников по назначению, состоят в Базовом списке адвокатов, оказывающих субсидируемую юридическую помощь в соответствии со ст. 51 УПК РФ.

В настоящее время практически на территории всей республики распределение требований (заявок) органов дознания, предварительного следствия или суда в Адвокатской палате РД осуществляется через Центр субсидируемой юридической помощи АП РД (далее - Центр). Процесс передачи административных районов республики на обслуживание Центром еще продолжается, его завершение планируется к концу 2018 г. Так, к примеру, с 15 сентября 2018 г. еще 16 административных районов РД присоединены к обслуживанию Центром.

На этом нововведения в системе распределения заявок по назначению не заканчиваются. В ближайшее время будет осуществлен переход Адвокатской палаты РД на автоматизированную систему распределения требований по назначению с использованием специального программного обеспечения, которое позволит полностью исключить человеческий фактор в данном вопросе. При такой системе требования (заявки) от органов дознания, предварительного следствия или суда будут поступать в электронном виде, обрабатываться и распределяться среди адвокатов из Базового списка автоматизированной программой путем направления запроса на участие, который должен быть подтвержден адвокатом. В противном случае, при невозможности принять заявку адвокатом запрос отклоняется, и указанная заявка направляется следующему в Базовом списке адвокату. К обслуживанию автоматизированной системой на первоначальном этапе будет подключен город Махачкала, затем постепенно ею будут охвачены все города и районы республики.

Проводя планируемые изменения в системе распределения заявок, Адвокатская палата РД сталкивается и с определенными проблемами. Одной из них является отсутствие адвокатов, участвующих в качестве защитников по назначению, в некоторых административных районах республики.

Этой проблеме было посвящено совещание, прошедшее 19 сентября 2018 г. в Адвокатской палате РД. В ходе встречи с адвокатами Акушинского, Гергебельского, Кайтагского, Дахадаевского и Хунзнахского районов РД обсуждались вопросы отсутствия адвокатов, участвующих по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, на территории вышеуказанных районов и указывалось на необходимость в обязательном порядке обеспечить все районы республики участием адвокатов по назначению. В связи с этим в настоятельном порядке было предложено адвокатам, осуществляющим деятельность на территории вышеуказанных районов, проявить инициативу, чтобы их занесли в Базовый список адвокатов, участвующих по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда.

Особое внимание в Адвокатской палате РД также уделяется работе Комиссии Адвокатской палаты РД по проверке исполнения Порядка оказания субсидируемой юридической помощи адвокатами по назначению.

В ходе очередного заседания Комиссии определена необходимость активизировать ее работу в части проверки участия адвокатов в качестве защитников по назначению.

В связи с этим Комиссия приняла решение о распределении административных районов г. Махачкалы между членами Комиссии - ответственными исполнителями, каждый из которых обязан проводить проверку участия адвокатов в порядке ст. 51 УПК РФ в мировых и федеральных судах, расположенных на территории закрепленного за ним административного района, и представлять результаты по проверке вместе с подготовленными материалами на очередные заседания Комиссии.

Указанная информация, представленная членами Комиссии в свою очередь будет основанием для проведения Адвокатской палатой РД предварительной проверки в отношении адвокатов-нарушителей и принятия соответствующих мер реагирования при установлении фактов нарушения установленного порядка участия адвокатов в качестве защитников по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда.

Обучение в области промышленной безопасности позволяет избежать аварийных ситуаций и несчастных случаев

Обучение персонала в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности является важной задачей, стоящей перед руководителями организаций. Не секрет, что подавляющее число аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве вызвано не отказами техники, а человеческим фактором. Недостаточная обученность персонала часто приводит к человеческим жертвам, а также большому материальному ущербу.

Государственная политика в данной сфере заключается в создании системы постоянной подготовки, обучения и проверки знаний работников в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Основная роль в этой системе отводится непосредственно предприятиям, руководители которых обязаны организовывать и проводить обучение своих сотрудников.

При проведении такой подготовки перед руководством организаций возникает ряд проблем:

Большой объем разноплановой информации, которую работник в сжатые сроки должен изучить, понять и запомнить;

Особенности контингента обучаемых, среди которых руководители и ответственные специалисты, не имеющие возможности отрываться от оперативной работы на длительный срок;

Отсутствие наглядности в предлагаемых для изучения документах, нередко тяжелых для восприятия;

Низкий уровень усвоения материала и, как результат, неудача при прохождении аттестации.

Причинами возникновения этих проблем являются малоэффективные методы подготовки. Традиционно при подготовке к аттестации, которая в большинстве случаев проходит в виде тестирования, работник, прочитав вопрос и варианты ответа, должен перейти к соответствующему документу, зачастую очень объемному, найти соответствующий раздел, мысленно выделить материал, относящийся к вопросу, и понять, что является правильным ответом. Когнитивные способности человека не позволяют эффективно проделывать эти действия десятки раз, поскольку быстро наступает утомление и ухудшается восприятие информации.

В результате обучаемый часто переходит к практике простого «зазубривания» правильных ответов, игнорируя их смысл и место в общей структуре информации. Очевидно, что полученные таким образом «знания» исчезают сразу после прохождения аттестации.

Электронное обучение ускоряет подготовку

Применение электронного обучения, как известно, существенно облегчает и ускоряет подготовку работников к различного рода экзаменам. Оно позволяет вести точный учет изученного материала, дает возможность «поставить на паузу» обучение и вернуться к нему с того же места позже, что очень важно для специалистов, постоянно решающих оперативные вопросы. Но при этом проблемы непосредственного изучения материала остаются, если не применить при разработке электронных курсов современные методики.

Важную роль в электронном обучении играет наглядность. Доказано, что до 90% информации человек получает визуально. Людей с повышенными аудиальными или кинестетическими способностями (аудиалы и кинестетики) гораздо меньше, чем визуалов, но при этом в подавляющем большинстве случаев при очном обучении основной упор делается именно на речь преподавателя. Здесь электронное обучение, в котором наглядность в виде схем, рисунков, графиков и таблиц является главным инструментом, имеет явное преимущество. Однако не надо забывать, что наглядность является именно инструментом, а не целью электронного обучения. В последние годы особенно активно стали развиваться способы представления информации, не содержащие в себе ярких рисунков или сложных цветовых решений. Речь идет о представлении текстовой информации в виде структурированных схем, последовательностей, алгоритмов.

Обучающий продукт «ОКС:Курс.ПРОФ» основан на объединении современной материальной базы в виде ПО и развитых телекоммуникационных сетей и классических разработок в области программированного обучения, впервые предложенного профессором Б. Ф. Скиннером (B. F. Skinner) в 1954 г. и получившего развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных ученых - Н. Ф. Талызиной, П. Я. Гальперина и др.

Основные принципы, на которых разрабатывается «ОКС:Курс.ПРОФ»:

Лаконичность . Информация на слайдах представлена в виде схем, формул, символов. Это позволяет наиболее наглядно и кратко отразить содержащиеся в материале сведения, которые необходимо усвоить, не перегружая память лишней информацией.

Структурность . Материал разбит на блоки, связанные между собой и удобно расположенные для восприятия и запоминания. Это позволяет наиболее упрощенно и наглядно представить обучающий материал, а также отразить связи между составными элементами.

Смысловое акцентирование. Цветовое и графическое выделение, специальное расположение блоков и символов позволяет сосредоточить внимание пользователя на ключевых элементах изучаемого материала, создать образ правильного ответа.

Ассоциативность . Использование ряда ключевых слов и предложений выстраивает у обучаемого правильный образ ответа, что значительно облегчает и ускоряет процесс запоминания нужной информации.

Таким образом, вся рутинная мысленная работа обучаемого по поиску правильного ответа проделана заранее, и он получает четкое представление как о правильном ответе, так и об общей структуре рассматриваемого учебного материала, что кардинальным образом отличается от привычного «зазубривания».

«ОКС:Курс.ПРОФ» - новое слово в обучении

В первую очередь продукты «ОКС:Курс.ПРОФ» ориентированы на быструю самостоятельную подготовку работника к сдаче экзамена по промышленной безопасности по областям аттестации Ростехнадзора, при этом подобные модули могут быть разработаны и по другим областям знаний.

Модуль представляет собой последовательность слайдов по вопросам теста. Слайды разработаны по специальной методике, основанной на принципах опорного конспекта и учитывающей когнитивные особенности обучаемого. Широко используются мнемоника, принципы программируемого обучения и раскрытие семантической структуры текста.

В качестве примера рассмотрим традиционную подготовку по вопросам теста. Для поиска правильного ответа на вопрос «Каково предельное значение разницы в номинальной производительности отдельных форсунок в комплекте, устанавливаемом на мазутный котел?» обучаемый должен найти в объемном тексте документа нужный пункт:

270. Мазутные форсунки перед установкой на рабочее место должны быть испытаны на водяном стенде в целях проверки их производительности, качества распыливания и угла раскрытия факела. Разница в номинальной производительности отдельных форсунок в комплекте, устанавливаемом на мазутный котел, должна быть не более 1,5%. Каждый котел должен быть обеспечен запасным комплектом форсунок. Работа мазутных форсунок без организованного подвода в них воздуха, а также применение нетарированных форсунок не допускается. При эксплуатации форсунок и паромазутопроводов котельной должны быть выполнены условия, исключающие попадание мазута в паропровод.

После этого его необходимо прочитать и вычленить материал для правильного ответа. В этом случае обучаемый должен самостоятельно выявить основные положения текста документа, прочитав его, возможно, не один раз. В «ОКС:Курс.ПРОФ» это делается гораздо нагляднее и проще:

Правильный ответ сразу виден, его можно вычленить за несколько секунд за счет использования цветового выделения. При этом видно, какое место данная информация занимает в общем контексте пункта документа. Полностью раскрыта иерархическая структура материала, показаны все его логические связи, приведены дополнительные данные, непосредственно не входящие в вопрос, но относящиеся к рассматриваемой проблематике.

Подобные методики основаны как на ранних разработках метода опорных конспектов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом (А. Ф. Шаталов), так и на новых средствах, таких как mind map (интеллект-карта или диаграмма связей).

За основу наполнения каждого слайда взяты вопрос и варианты ответа, при этом текст самого вопроса и варианты ответа на него доступны на текущем слайде в один клик. У обучаемого создается образ правильного ответа путем выделения ключевых слов, при этом правильный ответ содержится в рамках полной информации по изучаемому вопросу, которая также запоминается. В результате сочетание выделения ключевых слов со схематическим представлением информации максимально задействует каналы восприятия обучаемого, поэтому правильный ответ запоминается как осознанно, так и бессознательно.