ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что такое декаданс в литературе определение кратко. Что такое декаданс? Проявление декаданса в искусстве

Когда нас просят дать ёмкое определение развитому либерально-демократическому обществу 90-х годов России, то первым на ум приходит слово Декаданс. Что значит Декаданс ? Прочтите ещё несколько интересных публикаций, например, как понять слово Лобби , что такое Лиззинг , что значит Лендинг ? Этот термин был заимствован из французского языка "decadence ", "decadentisme", и переводится, как "упадок ". Это понятие было очень модным начиная с середины 19 века по начало 20-го. Общество того времени было расколото на касты, сословия, многие жили ниже прожиточного минимума, "жировала " лишь верхушка чиновников. Поэтому у людей было психологическое ощущение кризиса, усталости связанное со сломом традиционных ценностей, позитивистской философии, гуманитарных идей.

Подобное явление стало проявляться в творчестве так называемых "прерафаэлитов " (художники и поэты Англии создавшие в 1848 году "Братство Прерафаэлитов ").
Во Франции это "словечко" стало настолько модным, что начиная с 80-х годов позапрошлого века стали издаваться два журнала с интригующими названиями "Le Decadent " (Декадент), "La Decadence" (Упадок). Люди "исповедующие" декадентство не принимают обыденную реальность, их душа стремиться в небесные выси, и ей совершенно неинтересны земные проблемы. Такие особи более склонны к мистицизму, иррационализму, они тяготеют к аморализму и индивидуализму, они приветствуют культ намеренного эстетизма, проявляют повышенный интерес к эротике , и в их поведении заметны черты безнадёжности и скепсиса. Повышенное внимание они уделяют тематике смерти, разложения, падения, негатива.
Если сравнивать декадентов с современными молодёжными течениями, то это вылитые готы с примесью софт гранжа.

Декаданс - это не мода, не течение, и даже не стиль, это тема и настроение, которое в одинаковой мере воздействуют на общественную, религиозную, научную, философскую мысль, окрашивая их толикой потерянности, запустения и упадка

Что значит "Поиграем в Декаданс"?

Граждане, полюбившие группу Агата Кристи, порой интересуются, что значит поиграем в Декаданс?

Поиграем в декаданс - это выражение означает некую депрессивность , манерность, отсутствие желания жить, однако это по большей мере актёрство


Когда человек играет в декаданс, он становится более экстравагантным , подчёркивает свою сексуальность, отрицает моральные нормы и принципы. Обычный человек назовёт это "дешёвыми понтами ", хотя играть в декаданс могут позволить себе только обеспеченные люди, чтобы соответствовать своему внутреннему я и создавать вокруг себя мрачную упадническую обстановку.

Это эпоха с середины XIX века до первой мировой войны, 1914 года. Причиной декаданса выступает бурный рост капитализма, экономический прогресс, поскольку на фоне доминирующих отношений купли-продажи, утилитаризма и прагматизма ставятся под сомнение вечные ценности культуры – добро, истина, красота, вера. Философским осмысление декаданса становится доктрина пессимизма А.Шопенгауэра и переоценка ценностей Ф.Ницше. Открывает декаданс в 1854 году сборник Цветы зла Шарля Бодлера.

Декаданс – умонастроение упадка, духовный кризис, умонастроение пессимизма и нигилизма, пронизывающее жизнь богемы . Он формируется на почве разложения романтического идеала, утраты религиозных, научных и моральных ценностей в силу развития утилитаризма. Утрачивается целостный идеал духовно богатой личности. Однако упадку культуры противопоставляется сила воображения, творческого всемогущества. Господствует индивидуализм, умонастроение пессимизма и нигилизма в отношении идеи общественного прогресса. Утверждается позиция неприятия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Начинаются сумерки кумиров, т.е. переоценка ценностей, когда ставится под сомнение христианская мораль, вера в Бога, вера в научный и общественный прогресс. Личность теряет смысложизненные опоры в виде вечных ценностей и утрата смысла рождает трагедию души. В художественной сфере веет трагедия эстетизма - наслаждение души разладом, страданием, меланхолией. Личность ищет опору в собственной субъективности: «Только то, что я чувствую в душе, кажется мне вечным и, несомненно, достоверным» (Гюисманс). Так возникает культурный элитизм и аристократический тип художника. В этих условиях складывается ряд художественных направлений и групп.

ЭСТЕТИЗМ – ряд стилевых течений объединенных принципом наслаждения Прекрасным : О.Бердсли, О.Уайлд, Д.Уистлер, Д.Рескин, Т.Карлейль. Самоценность красоты, утонченного наслаждения, отделение красоты от полезного, морального, логического. Наслаждение красотой возводится в принцип жизни, переживание ради переживания, а отношение к жизни, наоборот, как к спектаклю, с точки зрения своего Я как зрителя. «Красота есть последняя путеводная звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества. Расшатаны религии, философские системы разбиваются друг о друга, и в этом чудовищном смятении у нас остается один абсолют, одно безусловно божественное откровение – это красота. Она должна вывести человечество к свету, она не даст ему погибнуть в отчаянии. Красота намекает на какие-то связи «всего со всем» (А.Бенуа). Культ Красоты создает новый тип – «эстетического человека». Этот «эстетический человек не признает никакого долга, не преследует никакого интереса, отдавая все искусству. Он равнодушен к религии, морали, воспитанию, политическим принципам или улучшению общества» (У.Гаунт).

Декадент в Двойном сердце М.Швоба: «Мы пришли в необычайное время, когда романисты показали нам все стороны человеческой жизни и всю подноготную мыслей. Мы пресытились чувствами, еще не испытав их: некоторые позволили увлечь себя в бездну неведомым и странным призракам; другие приобрели страстное влечение к глубинному поиску новых ощущений; третьи, наконец, нашли опору в глубоком сострадании. Дез Эссент у Гюисманса, Андреа Сперелли у Д’Аннуцио, Дориан Грей у О.Уайлда - тип «декадента»… Чтобы предаться безмерным наслаждениям и испытать самые редкостные ощущения, которые только можно купить за деньги, эти литературные персонажи ищут прибежища в воображаемой эпохе латинского декаданса и в современной литературе, «неизлечимо больной настолько, что она вынуждена выражать все, что угодно, в пору своего заката».

ПРЕРАФАЭЛИТЫ – группа английских художников, сложившаяся в 1848 году, которая стремится выразить благородные чувства в сочетании с правдивым изображением предмета. Ядро группы составили Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант и Данте Габриэль Россетти. Их восхищает стиль, сложившийся в эпоху ренессанса в искусстве до Рафаэля, период кватроченто и маньеризма. Их творчество отличает ретроспекция и смешение эпох средневековья и Возрождения. Для своих картин братство Прерафаэлитов избирает религиозные и нравственно возвышенные темы, скрупулезно передает натуру, внимательно изучает флору, использует четкую живописную технику. Они идеализируют модель, создавая королеву из продавщицы, идеал из дочери конюха, богиню из проститутки и пр. Творчество наполнено декоративностью, эротизмом и чувственностью, гротескными и странными элементами.

СТИЛЬ МОДЕРН – декоративный стиль, распространенный примерно с 1890 года до первой мировой войны. Его названия: ар нуво во Франции, сецессион в Австро-Венгрии, югенд-штиль в Германии, либерти в Италии, модерн стайл в Великобритании, модерниста в Испании, стиль Тиффани в США, «Мир искусства » в России. Этому избыточному, чувственному стилю свойственно тяготение к маньеризму, иронии, декоративности, пластичности, использование растительного орнамента. Его особенностью стало сближение поэтической и бытовой сфер, что ярко выразилось в декоративном искусстве, а также в хореографии (Фокин), танце (Айседора Дункан), декорациях и костюмах (Бакст), драматургии (Сологуб).

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление визуальных впечатлений, зародившееся в 1860-х годах. Название impression стали употреблять подразумевая картину Впечатление: восход солнца Клода Моне. Это «чистая перцепция» без мыслительных конструктов приводит к разрыву с традицией, не желая опираться на «костыль разумного опыта» (В.Хофманн). Художники отказываются как от академического рисунка, так и от романтического сильного чувства, вымысла. Они хотят уловить и зафиксировать случайные и мимолетные впечатления современной жизни, стремятся к «невинности глаза», как если бы Я не играло никакой роли. Им свойственно мироощущение неприкаянности, утрата Я как психического единства, растворение субъективности в комплексах ощущений. В жизни такие люди оказываются неприкаянными о чем свидельствуют мятущиеся натуры Гуго Гофмансталя, Винсента Ван Гога, Поля Гогена.

СИМВОЛИЗМ – движение в литературе и искусстве, расцвет которого пришелся на 1885-1910-е годы. Стремится выразить духовный опыт в чувственной форме, «облечь идеи в форму чувства» (Жан Мореас). Ему свойственна позиция неприятия жизни и признание значимости всех форм жизни для художника лишь постольку, поскольку эти формы могут быть намеком на миры иные, духовные. Возникает на основе трагедии души, смыслоутраты. Ментальная драма выражает, во-первых, трагедию рока, чувство крушения человеческих надежд перед лицом мирового зла, некоего фундаментального наваждения, пляски смерти, мировой скорби (Байрон, Вагнер, Леопарди). Порой над человеком висит мистически туманный ток жизни, опрокидывающий любые рассудочные проекты - рок (Э.Верхарн, А.Белый), призрак смерти (М.Метерлинк), стагнация (Ф.Сологуб). Можно сказать, что катастрофа сознания воплощает это страх перед всеобщим напрасно. Во-вторых, драма души выражает демоническую чувственность, когда Я как всеобщее становление ведет к разладу индивида с собой. Возвышение субъекта осуществляется путем отрицания действительности (собственной социальной сущности) и самоотрицания. В результате разрыва с миром и само-преодоления личностный смысл ускользает и возникает чувство никчемности творческого всемогущества. Дионисийский восторг или оргиастически-хаотический порыв сопровождается наслаждением злом, страданием, смесью жалости к себе и сладострастия. Демонизм - это «сила, зияющая мутным взором безумия» (Вяч.Иванов). Образы Манфреда, Мальдорора, Демона показывают изначальное восстание против человеческого, независимость от мира. Но отвергая Бога и законы природы, Сатана, одновременно, порывает с миром и впадает в отчаяние, теряя смысл.

Происходит переоценка калокагатии и эстетизация безобразного . Однако в искусстве отсутствует и чистая форма, отделенная от пользы, добра, истины. Художественная форма наполняется трагическими переживаниями и деформируется. Красота синтезирует в себе тоску, страдание, поэзию смерти, шокирующую эротику, меланхолию, отвращение. Для этого служат особые приемы выражения, разрушающие гармонию : белый стих Верлена, Рембо, Бодлера, атональная музыка Дебюсси, дающие, согласно Рембо «длительное, глубокое, последовательное расстройство всех чувств».

Символ – это образ, несущий глубинный смысл (С.Аверинцев), который чреват смыслом, выражает трагическое умонастроение, красоту тоски, страдания и мечту о мирах иных. Он знак неизреченного, невыразимого, «ослепления бесконечностью»; «Мы живем не среди фактов, но среди глубинных смыслов и символов» (А.Рембо). Это рефлексия внутреннего состояния сквозь призму мифологем; придание индивидуальному переживанию универсального характера, а значит а)прозрение вечного, обнаружение Идей за повседневным, интуиция туманностей инобытия; в)значимость природы лишь постольку, поскольку она просвечивает духовными мирами, превращающая действительность в иллюзию; с)обозначение ментальной драмы, которое несет новую красоту, выражает иррациональную жизнь души без смысла и правил. Как манифестация индивидуального переживания символ весьма субъективен, ибо знаку придается сугубо личностный смысл. Классическим примером является сонет Гласные А.Рембо, где буквам придается сугубо субъективное цветовое значение:

А - черный, белый - Е, И - красный, У - зеленый, О - синий...

Символ, далее, динамическая тенденция, порождающая модель (А.Лосев), т.е. мечтательность, устремленность к духовному, уравновешивающая трагедию души. И, наконец, синтез «всего со всем», синестезия (опера Вагнера, музыка слова Верлена, живопись слова Малларме), нахождение мистических соответствий, корреспонденций как в Соответствиях Шарль Бодлерa:

Природа - некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Когда их стройный хор един, как тень и свет, Перекликаются звук, запах, форма, цвет,

Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье.

Есть запах чистоты. Он зелен точно сад,

Как плоть ребенка свеж, как зов свирели нежен.

Другие - царственны, в них роскошь и разврат,

Для них границы нет, их зыбкий мир безбрежен, -

Так мускус и бензой, так нард и фимиам

Восторг ума и чувств дают изведать нам. (пер. В.Левика)

Символы в искусстве:

- Голубой цветок Новалиса, Синяя птица М.Метерлинка, Кормчие звезды Вяч.Иванова, Звездная корона М.Волошина, Пьяный корабль А.Рембо - мечты о чудесном, иных мирах, о возвышенном счастье и идеале.

- Огненный столп Гумилева, Брюсова, Огненный ангел Тернера, Золото в лазури А.Белого - мистическое откровение, эманация благодати.

- Незнакомка А.Блока - вечная женственность, Россия, Любовь, София.

- Сплины Ш.Бодлера, П.Верлена, Города-спруты П.Верхарна, Черное солнце Ж.де Нерваля - пессимизм, трагедия духа.

- Цветы зла Ш.Бодлера, Мальдорор Лотреамона, Демон М.Врубеля, Трагедия титана И.Северянина - демоническая чувственность, эротизм.

- Саломея, Елена, Далила, Галатея, Семела, Леда Р.Штрауса, О.Уайлда, Г.Флобера, Гюисманса, Г.Климта, Г.Моро, О.Бердсли – образы femme fatale, символы умопомрачительной красоты и сатанинского соблазна. Гюисманс писал о Саломее Г.Моро: «символический идол непобедимого Сладострастия, богиня бессмертной Истерии, проклятая Красота, несравненная избранница Каталепсии, сделавшей неподатливой ее плоть и твердыми ее мышцы, чудовищное Животное, безразличное, безответственное, бесчувственное, отравляющее, как античная Елена, любого, кто приблизится или коснется ее хотя бы взглядом». Женскому образу придается провокационный или извращенный характер, он вызывающе обольстителен и болезненно порочен: гепард–соблазнительница, подчиняющая себе мужчину.

В течение многих веков человечество играет в игры. Homo Ludens, человек играющий, творит историю, подчиняя ее правилам игры. Безобидные солдатики в будущем превращаются в камуфлированных представителей армии, а обычные «дочки-матери» дают основу для понимания уже собственного ребенка. И конечно же, одной из излюбленных игр человечества, еще со времен падения Римской империи, можно назвать игру в декаданс.

«Ты будешь мертвая принцесса, а я твой верный пес ». Группа «Агата Кристи»

Развитие искусства во многом напоминает движение маятника. Торжество разума в эпоху классицизма приедается, и наступает сумбурная эпоха романтизма, приправленная вычурным барокко. Однако после нескольких лет пестования романтического героя — уникальной личности в уникальной ситуации — со всеми ужасами и странностями , двоемирием Гофмана, вычурностью Новалиса — приходит отрезвление. И вновь маятник качнется в сторону реализма. Однако мы помним, что реализм — это не игра, а стремление к игре всегда заложено в природе человека. Поэтому маятник стремительно раскачивается, маятник увлекает человека туда, где нет места рациональности и взвешенности реализма. И в конце XIX века, во многом предвещенный , декаданс торжествует и медленно завоевывает Европу и Россию. Давайте называть вещи своими именами. Конечно, декаданс — это не течение и не направление. Декаданс — это упадок, это культурный регресс в общественной жизни, творчестве, искусстве. Однако больше века назад понятие декаданса тесно слилось с модернизмом и стало обозначать особое самовыражение, особый стиль.

Кризис — это пошло, кризис сопровождается истериками и депрессиями (Великими депрессиями, например, массовыми самоубийствами строителей Эмпайр стейт билдинг). Декаданс же — это стильно, это эпатажно.

Попробуем нарисовать образ современного декадента. Заглянем в недалекое прошлое. В последнюю четверть XIX столетия общественность во Франции обратила внимание на Верлена и Рембо, воспевающих алкоголь и трагическую судьбу под колебания той же общественности по поводу нетрадиционного отношения обоих к такой, казалось бы, традиционной вещи, как любовь. Тогда же стал весьма актуален и Шарль Бодлер с его «Цветами зла», и Гюисманс, который вывал образ героя, убегающего от действительности и прячущегося в своем эстетствующем мирке, где удивительная чеканка на столовом серебре способна заменить ему все впечатления об окружающем мире.

Ничтоже сумняшеся, декаданс перешагнул через океан и отправился в Европу. Декадентство Оскара Уайлда, к примеру, до сих пор воспринимается как эталон проявления эстетизма, приведшего, впрочем, к обвинению в содомии и двум годам в Рэдингской тюрьме. Впрочем же, без этого бы мир не увидел гениальную « », так любовно, в лучших традициях декаданса, впоследствии показанную Романом Виктюком.

Не обошел декаданс и Россию. О, можно сказать, в России он задержался! Ведь его развитие пришлось во многом на начало XX века, когда упадок прослеживался во всем, бурля и изливаясь в запрещенных сходках. Упиваясь идеями Ницше, теориями Шопенгауэра, молодые поэты создавали новое, поистине декадентское искусство, начиная от религиозно-культурного ренессанса и заканчивая революционными воззваниями. Начинался Серебряный век. Русское декадентство бунтовало против канонов. «Старшие символисты» — Брюсов, Мережковский, Гиппиус, Бальмонт — пытались всеми силами оторваться от настроений общественности. Можно сказать, что тогда и начинает складываться образ современного декадента под демонстративные угрозы Нины Петровской револьвером Андрею Белому. Или когда добропорядочный семьянин Валерий Брюсов («...я увидел скромного молодого человека с короткими усиками, с бобриком на голове, в пиджаке обычнейшего покроя, в бумажном воротничке. Такие молодые люди торговали галантерейным товаром на Сретенке ») становится лидером модернистов и стремится возглавить новое движение в литературе.

Предчувствие гибели, начало нового века воспринималось не только поэтами, ведь если до революции 1905 года декаданс, как новая игрушка, крутился только в среде новаторов символизма, то после этого года, когда общественные устои серьезно пошатнулись, декадентство как стиль жизни «хлынуло в народ». Тогда «демоническая женщина» Тэффи начала заламывать руки и томно закатывать глаза, тогда символом русской интеллигенции становится бальмонтовский художник, гибнущий в силу своей утонченности.

Катехизис декадента

Истинный декадент проповедует презрение к обыденным проявлениям человеческой жизни. Только далекое прошлое, экзотические страны и эпохи могут стать достойной альтернативой «тюрьме своего века». Иначе декадент должен быть подвержен смертной тоске и томиться в предчувствии гибели, пока не появится возможность сбежать (хотя бы мысленно) в те самые лелеемые времена и эпохи. Впрочем, к будущему настоящий декадент тоже испытывает сильное и неподдельное отвращение. Такая активная ненависть утомляет декадента, поэтому большую часть своего времени тот проводит в одиночестве, замыкаясь в себе, предпочитая только полузвуки, полунамеки, полутона. Ведь декадент — это существо высшего порядка, существо с обнаженными нервами, понявший сущность бытия и не могущий противостоять общественной машине. Болезненная нервозность заставляет декадента предпочитать сумерки, двойственные переживания, неясные намеки. Никогда не разговаривайте с декадентом четко и по существу, ведь тогда вы станете ему просто безразличны.

Все это порождает в среде декадентов крайний эскапизм — стремление скрыться от реальности. Еще бы, не так часто мы можем наслаждаться сумерками и полунамеками. Однако эскапизм совсем не безобидное занятие. Вот, например, Людовика II Баварского, известного своим покровительством Вагнеру и постройкой самого известного замка в Баварии (ставшего, кстати, символом «Диснея»), из-за его болезненного эскапизма признали сумасшедшим и попытались стремительно убрать с теплого королевского места. Надо ли говорить, что эскаписту Людовику это, как ни странно, не пришлось по вкусу?

Шоу должно продолжаться?

«Мы были дерзки, были дети ». В. Брюсов

Современное искусство требует концерта, современная публика требует шоу. Декаданс с его позерством, натянутостью, болезненностью и скрытой во всем этом неуловимой тайной становится прекрасным вариантом для создания шоу — полноценных фестивалей. Где же еще могут объединиться сотни приверженцев декадентства, найти себе братьев по упадничеству, послушать тематическую музыку и насладиться в полной мере эпатажной публикой и эпатажной программой?

Декадентский салон «Бархатное подполье» является «оазисом красоты, утонченности, изысканности». Салон (или, точнее, — фестиваль) с 2005 года ежегодно проходит в Москве, отвечая стремлениям светского общества к утонченности и красоте как к «чему-нибудь эдакому». Конечно, нетривиальная идея объединила вокруг себя талантливейших представителей московской богемы — модельеров, дизайнеров, художников, музыкантов. Последователи дендизма, эстетизма и декадентства предпочитают экстравагантность и изысканность, и можно сказать, что «Бархатное подполье» ежегодно удивляет взыскательную публику.

Салон-фестиваль приглашает на свои собрания всех, кто предпочитает манерность и изысканность, ведь здесь собираются представители куртуазного декаданса. Ненавязчивый джаз, романсы Вертинского, изысканное шампанское в сочетании с бархатными костюмами и дорогим парфюмом гостей разбавляется нарочитой эпатажностью и маньеризмом приглашенных участников.

На V, юбилейном, фестивале «Подполья» эта эпатажность была в самой крайней степени представлена музыкальными исполнителями. К примеру, Владимир Веселкин, бывший шоумен группы «АукцЫон», поразил чопорных зрителей перформансом на грани фарса, который был посвящен гардеробщице Ольге. Яркое выступление включало в себя и обнажение на сцене, и в меру концептуальную музыку, и, конечно же, обращение к зрителям, благосклонно наблюдавшим выступление. Поп-музыка в стиле конца 70-х годов в Америке гармонично сочеталась с полупрозрачными колготками и множеством цепочек, составивших сценический костюм Владимира. А откровения о рок-н-ролле, высказанные со сцены в толпу, пришедшими воспринимались крайне благосклонно.

За игровую эстетику и традиционное черно-белое восприятие мира на декадентском фестивале отвечал музыкально-хореографический коллектив «Пьеро». Черно-белые клетчатые Мальвины медитативно ломаются под так любимые декадансом песни о бренности и мучительности сущего.

Завсегдатаи фестиваля — группа «Бостонское чаепитие». До прихода к куртуазному декадансу коллектив перепробовал множество различных направлений. Собственно, лидер группы Владимир Преображенский и является организатором и идейным вдохновителем самого фестиваля. Как признается сам Владимир, на стыке куртуазности и маньеризма рождается новый мир, где можно использовать виртуальные мистификации, безумные театральные перформансы, мистическую готику и эстетство. Поэтому именно их выступление на закрытых фестивалях привлекает истинных и стилизованных аристократов. Развивая традиции «Пикника» и «Агаты Кристи», «Бостонское чаепитие» лидирует по популярности среди представителей московского артхауса.

Члены же клуба «Бархатное подполье» уверяют, что сами собрания больше похожи на встречи масонских лож. Атмосфера таинственности и избранности, умело нагнетаемая организаторами, в каминной зале с лепными украшениями не была явлена журналистам и фотографам. Попасть на первый фестиваль, неторопливо пить абсент, столь любимый декадентами XIX столетия, удавалось немногим, однако гости приезжали специально даже из Киева. Публике здесь была представлена не только музыкальная и развлекательная программа — специально для истинных декадентов на фестивале проводился спиритический сеанс (см. Катехизис декадента — полное погружение в прошлое и тоска по умершим), желающие могли насладиться стихами «проклятых поэтов» и медитативно поучаствовать в ритуально-мистических танцах.

Последующие салоны словно взяли своей целью как можно сильнее зацепить и шокировать искушенного декадента. Игры в фанты, проходящие на грани эротическо-сексуального развлечения, помогли гостям не заскучать во время лекций и круглых столов, призванных объяснить всем желающим этику и историю декадентства. Организаторы фестиваля пытаются осмыслить культурологический аспект гламура при помощи мини-лекций и круглых столов. А изучить вопросы в практическом смысле участникам и гостям помогали литературные шоу — например, чтение собственных одностиший Владимиром Вишневским — или выставка-показ винтажного белья 20-х годов прошлого века. Экспонаты были любезно предоставлены на одном из фестивалей театром «Шкатулка».

Ежегодно фестиваль «Бархатное подполье» предлагает поклонникам декаданса новую программу, удивляющую и эпатирующую публику. Да и само «Подполье» уже вышло из подвальных помещений, где проводились первые сборы, и уверенно завоевывает закрытые московские клубы. А об истории фестиваля и самого декадентского движения в столице вскоре можно будет прочитать в книге, приуроченной к десятилетию первого салона.

Мы сбежим из зоопарка

Санкт-Петербург, пристанище для всякого рода творческой интеллигенции, тоже не был обойден представителями декадентской тусовки. Идеи декаданса витали в воздухе уже с конца 70-х годов среди представителей андеграудных музыкантов и поэтов. Декаданс переворачивает восприятие, выступая как стремление находить красивое в уродливом, сдобренном щедрой долей пессимизма и стремлением к иному миру. Неудивительно, что именно декаданс становится спутником готического мироощущения. Однако фестивалем декаданса Петербург обязан все же литераторам и художникам. В 1999 году впервые был проведен фестиваль «Темные ночи». Его идейная вдохновительница Маруся, прославившаяся как писатель и переводчик, основатель движения «Аристократический выбор России», обладательница премии «За создание образа русского интеллигента с человеческим лицом» за свою книгу «Домик в Буга-Коломб», стала одним из основателей фестиваля. Однако в более узких кругах (а с другой стороны, может, и в более широких, ведь интернет-пространство отличается широкой резонансностью) Маруся Климова известна как скандальная блогерша, написавшая в своем ЖЖ о проведенной ею краже салатниц из «Ашана». Писательницу пытались призвать к ответственности ее читатели, но у них так ничего и не вышло, так что имя Маруси Климовой до сих пор покрыто не слишком этичным ореолом кражи французских салатниц.

Вторым же идеологом фестиваля «Темные ночи» становится Тимур Новиков, художник, яркий представитель ленинградского авангарда. Кредом этого тандема, как и основополагающим правилом фестиваля, становится утверждение, что «морали нет, а есть только красота». Умение находить красоту в безобразном, в эпатажном, шокирующем предлагали гостям Маруся Климова и Тимур Новиков, выставляя испорченное дурновкусие как сложившуюся систему, очаровывающую и завораживающую.

Первый фестиваль был проведен «Фабрикой грез Маруси Климовой» в зоопарке Санкт-Петербурга. В нескольких клетках и между вольерами собирались представители петербургского декадентского движения. Раскрашенные вызывающе яркой косметикой мужчины и женщины не слишком отличались друг от друга в отношении одежды — и те и другие щеголяли в ярких коротких юбках и нейлоновых колготках. На фестивале действовал принцип свободного слова, поэтому любой мог читать свои стихи и прозаические творения. Смелость в самовыражении любой желающий мог встретить на каждом шагу — один пока еще не известный модельер облачил свою модель в костюм из сырых яиц, который был незамедлительно и разбит по частям.

Позже фестиваль «Темные ночи» переместился в модный клуб с ожидаемым названием «Декаданс», уровень эпатажа стал менее буйным, остановившись где-то на смеси готики и гламура. Однако декаданс-фестивали в Москве и Петербурге до сих пор собирают аншлаги среди тех, кто считает себя истинным декадентом и, конечно же, тоскует по тем временам, когда декаданс находился на самом пике своего расцвета.

Декадентство

Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё , а далее, после Дезире Низара - она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер , использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд .

Как литературное движение декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом .

Декадентское движение сегодня

В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка . Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён . В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики . Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье» . Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» .

К декадентам себя относят и многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока, дарквэйва и т. п. стилей. Декадансом своё творчество называют группы Агата Кристи (один из их альбомов так и называется Декаданс), Dead Can Dance , Оберманекен (их культовый альбом «Прикосновение нервного меха» был включён в книгу Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока »), «Бостонское чаепитие», Кремация Бонифация, «Кабаре Безумного Пьеро», Пикник и др.

Примечания

Литература

  • Камилла Палья. Декадентское искусство // Палья К. Личины сексуальности. - Екатеринбург: У-Фактория; Изд-во Урал. ун-та, 2006, с. 624-643
  • Толмачев В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология., 1991, № 5.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Декадентство" в других словарях:

    ДЕКАДЕНТ, ДЕКАДЕНТСТВО Термин décadent появляется во французской литературе в конце 70 х в начале 80 х гг., когда около С. Маллармэ и П. Верлена смыкается кружок поэтов, вступивших в борьбу с парнасцами. «Это движение стало усиливаться в начале… … История слов

    - [фр. decadence Словарь иностранных слов русского языка

    Деградация, падение, декаданс, упадок, оскудение, упадочничество Словарь русских синонимов. декадентство см. упадок Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    - («упадочничество», от французского «decadence» упадок) термин для обозначения лит ого течения, появившегося во Франции в 80 х гг. XIX в. и в 90 х 900 х возникшего в России, Германии и др. странах. Брошенное враждебной этому течению критикой как… … Литературная энциклопедия

    - (франц. decadence, от позднелат. decadentia упадок), общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половина XIX начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Ряд черт … Художественная энциклопедия

    - (франц. decadence, от позднелат. decadentia упадок), общее наименование кризисных явлений бурж. культуры кон. 19 нач. 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Первоначально характеризовало… … Философская энциклопедия

от франц. decadence - разложение, упадок) - понятие, которое очень часто встречается в истории философии при рассмотрении подъема и упадка культур и народов (см., напр., работу Монтескье "Рассуждение о причинах величия и падения римлян", 1734). Говорят также о декадентстве в искусстве, литературе, политике и т. д., а также о декадентстве в поведении человека, в его взглядах на жизнь и в его отношении к миру, причем "симптомы" декадентства обычно ставят в связь с произволом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕКАДЕНТСТВО

фр. decadence, от позднелат. decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений в духовной культуре конца XIX - начале XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Как характерное явление времени, Д. не может быть отнесено целиком к к.-л. определенному одному или нескольким направлениям в иск-ве. Умонастроения Д. затронули значительную часть художников разных эстетических ориентации, в т. ч. ми. крупных мастеров иск-ва, творчество к-рых в целом не может быть сведено к Д. Наиболее отчетливо мотивы Д. впервые проявились в поэзии фр. символизма. В Великобритании чертами Д. было отмечено творчество прерафаэлитов. Влияние Д. сказалось в произв. ряда видных западных художников. Среди них, напр., англ. писатель О. Уайльд, бельгийский драматург М. Метерлинк, австр. писатели Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке. Неприятие действительности, тоска по духовным идеалам у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, нередко принимали худож.-выразительные формы. В России на рубеже XIX-XX вв. Д. нашло отражение в творчестве т. наз. старших символистов - Н. Минского, Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, Ф. Сологуба, а также в ряде произв. Л. Н. Андреева и особенно в «неонатуралистической» прозе, получившей распространение после поражения революции 1905-07 гг. Представители передовой рус. эстетической мысли, художники реалистической ориентации (напр., Толстой, Горький) активно выступали против проявлений настроений Д. в иск-ве и лит-ре. Мн. мотивы декадентского умонастроения позднее стали достоянием модернистских худож. направлений (Модернизм). Становление и развитие социалистического иск-ва, напротив, происходило в борьбе с Д., к-рому противопоставлялся оптимистический духовный настрой, стремление приблизить худож. творчество к жизни народа (Народность искусства).

Отличное определение

Неполное определение ↓