ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Все ниндзя мертвы. Дом, который построил ниндзя - 日本

Как и повсюду в Японии, социальная структура в общинах ниндзя провинции Ига базировалась на принципе строгой иерархии. На вершине властной пирамиды стоял сёнин, который считался главой клана. В зависимости от своего состояния, сёнин соответствовал мелкому даймё или сельскому старосте. В качестве примера можно привести знаменитых Хаттори Ханзо, Момочи Сандаю и Фудзиабяси Нагатоно-ками. Ступенью ниже стоял чудзин, который исполнял обязанность старшего помощника сёнина и военного командира. Чунин мог заключать договоры с даймё, представляя им услуги ниндзя своего клана. Еще ниже в иерархии стоял генин, это были именно те ниндзя, которые и участвовали в боевых действиях.

Дом ниндзя в Ига-Уэно. Это одно из самых популярных туристических мест Японии, связанных с ниндзя.

Поселение ниндзя заметно отличалось по устройству от замка даймё. На первый взгляд это была обычная преуспевающая сельская деревня. Однако, для простой деревни поселение ниндзя имело слишком хорошую защиту. В холмах вокруг деревни были оборудованы наблюдательные пункты, которые дымом подавали сигнал о приближении противника. В самой деревне дома простых генинов находились на периферии, тогда как дом сёнина располагался в центре. Внешне дом мог выглядеть как простая деревянная сельская постройка, но чтобы попасть к дому сёнина, приходилось сперва преодолеть настоящий лабиринт из рисовых чеков, которые на протяжении почти всего года были подтоплены водой. Крутые земляные насыпи и бамбуковые изгороди дополнительно прикрывали подходы к центру деревни. Проходы между чеками были узкими. В деревне имелась башня с колоколом, с которой подавались сигналы тревоги.

Жилище ниндзя

В наши дни в Японии сохранилось несколько так называемых домов ниндзя. Их перенесли из удаленных районов страны в города, где они теперь служат туристическими центрами. Эти дома ниндзя неизменно содержат различные секретные двери, потайные комнаты, но насколько все эти штуки отражают историческую реальность!

Будет резонно предположить, что могущественный и имеющий влиятельных покровителей сёнин мог позволить себе построить жилище, способное выдержать нападение таких же ниндзя, как он сам. Как будет рассказано ниже, страх перед покушением заставлял многих даймё начинять свои особняки различными приспособлениями, затруднявшими работу ниндзя. Наиболее простым способом защиты была организация незаметного наблюдения за посетителями. Скрытая многочисленная охрана в любой момент могла вмешаться и предотвратить покушение. Под половицей, расположенной рядом с местом сёнина, мог скрываться меч, который сёнин в любой момент мог извлечь и пустить в ход. Раздвижные панели, обычные для японских домов, заменялись поворотными панелями, вращающимися вокруг центральной оси. За такой панелью человек мог скрыться в мгновение ока. Складывающиеся ступени могли сбить с толку любого врага. В темных коридорах в полу проделывались отверстия, через которые незнакомый с планировкой дома человек проваливался в яму с отравленными копьями на дне. В доме имелись выдвижные лестницы, которые можно было откинуть или убрать в считанные секунды. В результате хозяин дома мог скрыться и сбить с толку ниндзя.

Наиболее интересный пример защищенного от ниндзя дома – это известный Ниндзё-дзиня из Киото. Подлинность этого строения не вызывает сомнений. Этот дом располагался неподалеку от замка Нидзё и служил жилищем Огава Нагацука, бывшего самурая, ставшего торговцем рисом. Его дом был буквально начинен различными защитными приспособлениями. Во многом благодаря своей предусмотрительности Огава прожил долгую жизнь. Ниже будет рассказано о приспособлениях, защищавших хозяина дома от вторжения наемных убийц.


Туманные горы Ига, здесь находилась главная база ниндзя. Ига была одной из самых удобных для защиты провинций, поэтому здесь были сильны сепаратистские настроения. Потребовался весь полководческий гений Ода Нобунага, чтобы покорить провинцию Ига.

В префектуре Нагано, глубоко в горах и лесах в местечке Токакуси есть небольшой тематический парк на тему местной промышленности истории. Когда-то давно тут жили ниндзя. Места, надо сказать, подходящие. Даже сейчас сюда довольно долго добираться, а оказаться пятьсот лет назад в этих лесах - и без всяких ниндзя заикой станешь. Таинственный мир Сасукэ (собирательный образ ниндзя-мужчины) и Ку-но-ити (ниндзя-женщины). Сколько книг, фильмов, жарких споров породила скрытная и недоступная жизнь японских лазутчиков. Попробуем приподнять завесу секретности над их дзюцу (искусством).

Надпись на вывеске: Дом Ниндзя, Музей Ниндзя (региона Токакуси), Музей национального быта.

На вид - дом себе и дом, ничего особенного, таких в Японии много. При входе, правда, табличка предупреждает, что раз зайдя, выход ищите сами. И это будет непросто!

Когда заходишь внутрь, начинаются чудеса! Ниндзя в доме могут быть не только живые, но и нарисованные. Но от этого не менее страшные.

Правая часть стены с нарисованным ниндзя. Стена себе и стена...

А на самом деле не стена, а дверь!

Что может быть благостнее и миролюбивее, чем бодхисатва Каннон?!

Но толкните это "стену" в левую сторону и попадете в соседнюю комнату. Если не боитесь, конечно!

Как хорошо в холодные зимние дни и вечера сидеть у очага, попивая зеленый чай!

А при необходимости сдвинуть его и скрыться от врага. Или же напасть врасплох.

Комната с наклонным полом, стоять в ней невозможно, только двигаться, иначе съезжаешь вниз. А дорога дальше в верхней стене.

А это поворотная дверь, а за ней, между прочим, в данную секунду прячется человек, которым вполне мог бы быть и с катаной в руке.

Все идет в ход, свиток в нише с цветочком или каллиграфией тоже выполняет роль лаза.

А вот это вполне может упасть вам на голову, пока вы ищите черного ниндзя в черной комнате.

Далее идут фотографии из жизни современных продолжателей дела ниндзя, которые занимаются этим как одним из видов боевых единоборств и сохранением самобытной культуры, а также фото инвентаря из арсенала ниндзя. Самые видные представители школы даже получают императорские ордена.

С такими штуками и по стене взобраться и от меча отбиться можно.

А через ров можно переплыть на особых поплавках или пройти по дну, дыша через бамбуковую тросточку.

В умении лазать по стенам ниндзя Жан Вальжану не уступит!

"Они как прыгнут!"

Какой же музей ниндзя без сюрикенов в ассортименте. Наступить на такую штуку в варадзи (соломенной сандалии, как у ниндзя на верхней фото), тоже мало приятного.

Зажигательные, взрывающиеся, свистящие стрелы, стрелы с ядом - на выбор заказчика.

Все экспонаты не охватишь, да и далеко не все можно было снять в темных комнатах, так чтобы было понятно. Тут и различные системы хитрых дверей, и лабиритны комнат, и мечи в посохах, и спицы в стебельках цветов в букетах, которые носили Ку-но-ити и т.д. и т.п.

Около дома есть специальная тренировчная стена, в которую вбиты тоненькие планочки для ног, цепи и обрывки канатов для рук. По стене нужно пройти метров пятьдесят с поворотом. Это очень непросто, особенно после дождя, когда все холодное и скользкое.


В результате, вместо того, чтобы пытаться найти ниндзя в их доме, проще было сжечь дом вместе со всеми потрохами и перебить всех в округе, что в результате сделали Нобунага и Хидэёси. И вот сейчас регион Токакуси славится более чем мирной соба (гречихой), хотя она не похожа на русскую гречку по виду. Из собы делают лапшу, колобки, чай, сладости и т.д., которые можно съесть или купить, вырвавшись из дома ниндзя, перейдя через дорогу и вернувшись на несколько столетий назад, в современный мир.

Эта статья, из-за большого объёма обработанных фотоматериалов разделенная мною на две части, посвящена подробному рассмотрению планировки и устройства различных секретных приспособлений, дошедших до наших дней в двух усадьбах ниндзя - доме Такаяма в Ига-Уэно (Ига рю ниндзя ) и доме Мотидзуки в г. Конан (Кога рю ниндзя ) в свете продолжения темы экспозиции « », уже рассмотренных у нас на сайте, а также в контексте расширения и уточнения описания, данного этим историческим местам в моей книге « ».

Начнём мы с наиболее известной усадьбы - дома ниндзя Такаяма , расположенному сейчас в г. Ига-Уэно . Когда вы посмотрите на этот дом снаружи, вам и в голову не придёт воскликнуть: «О-о, да это же дом ниндзя! » поскольку ни этот конкретный дом, ни любые другие подобные строения совершенно не выглядят как нечто специфическое, присущее только субкультуре синоби . Дома ниндзя, или, как их принято называть, «усадьбы» (屋敷 «ясики» буквально переводится как «большой дом», «усадьба») внешне выглядят абсолютно невзрачно, точно так же, как и окружающие их обычные японские дома. То, что собственно делает их домами ниндзя - находится внутри.



Внешний вид Такаяма ниндзя-ясики в г. Ига-Уэно


Итак, подходя к дому с лицевой стороны, мы попадаем на дощатую веранду, отделённую от собственно жилого помещения обычной раздвижной бумажной ширмой-сёдзи . Прямо у входа в доме устроено два тайника (см. таблицу 1): под одной из половиц, непосредственно у входа, устроен тайник катанакакуси 刀隠し , представляющий собой небольшую полость, скрытую под доской пола, нажав на одну сторону которой рукой или ногой, можно легко извлечь оттуда спрятанный там меч. Объяснение наличия таких тайников весьма банально - вбежав в комнату безоружным, через долю секунды ниндзя оказывался «вооружён и очень опасен»… Кроме того, наличие открыто хранимого боевого (а не гражданского, типа айгути ) оружия в доме, где его, по определению, быть не могло (например, в доме простого крестьянина, под личиной которого действовал синоби ) не могло не вызвать практически мгновенной реакции со стороны контролирующих «тишину и порядок» агентов мэцукэ , которым не преминули бы доложить, в свою очередь, заботливые, но не в меру наблюдательные и любопытные соседи. Кстати сказать, как для средневековой, так и для современной Японии такая бдительность граждан - это норма: она не только не осуждаема, но и всемерно приветствуема японским обществом.

Таблица 1:



Опять-таки, в случае погони, преследуемый мог забежать в дом и, если у него имелось несколько мгновений, при помощи сообщника, проживающего в доме, он мог «бесследно раствориться», спрятавшись во втором тайнике, расположенном под полом веранды: т.н. монокакуси 者隠し , или «тайнике для человека».

Устройство тайника для меча (катанакакуси 刀隠し) в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно:



Катанакакуси представляет собой небольшую полость, устроенную под полом непосредственно у входа. Сверху её прикрывает хорошо подогнанная, но не закреплённая половица, ничем не отличающаяся от соседних, кроме того, что один из её внешних углов немного утончён подобно одностороннему клину). Она лежит на П-образном основании из деревянных реек, специально изготовленных таким образом, чтобы при случайном наступании на половицу она не поднималась, а открывалась лишь при надавливании под определенным углом на самый край возле стены или подвижной ширмы (сёдзи ), где основание для половицы отсутствует.






Длина катанакакуси не превышает 70 см, ширина - 20 см, глубина - 20-25 см


Устройство тайника для человека (монокакуси 者隠し) в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно:



Этот тайник было возможно использовать только при наличии партнёра, знающего об устройстве тайника и его месторасположении. Монокакуси представляет собой нишу под полом веранды дома ниндзя, глубиной не более 50 см, имеющую небольшую щель в наружной части, через которую можно наблюдать за происходящим снаружи, оставаясь совершенно невидимым. Отодвинув сёдзи и убрав кусок направляющей рейки, ниндзя получал доступ к люку, открывающемуся в полу. Человек, которого необходимо было спрятать, залезал внутрь, а его напарник, установив на место рейку, возвращал тайник к его первоначальному виду, вновь задвинув сёдзи .





Слева от входа находится хозяйственное помещение - что-то среднее между кладовой и кухней. Эта половина дома не имеет тайных приспособлений, кроме люка с верёвочной лестницей, поэтому мы начнём движение по дому не слева направо, а справа налево, двигаясь против часовой стрелки последовательно от одной стены к другой, от одного тайника - к другому.



Хозяйственное помещение дома Такаяма (г. Ига-Уэно):
пожалуй, одно помещение в доме, где всё, что вы видите - этим и является: печь, двери, пол, кадушка, горшок с цветами. Единственное приспособление, имеющее отношение к секретам ниндзя - это вертикальный люк в стене наверху и верёвочная лестница, ведущая на второй этаж (в правом верхнем углу фотографии, подробности см. далее по тексту статьи).

Следить за перемещениями недругов перед фасадом дома и вовремя реагировать на те или иные события и происшествия, оставаясь при этом совершенно невидимым, можно было и при помощи скрытого «наблюдательного пункта» михариба みはりば , расположенного справа от входа.

Таблица 2



Устройство «наблюдательного пункта» (михариба みはりば) в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно:


Михариба - это небольшая ниша, скрытая от посторонних раздвигающейся дверью встроенного шкафа (押入осиирэ ), на самом деле представляет собой пространство, где устроена смотровая щель, снаружи ничем не отличающаяся от своего аналога с другой стороны входа. Однако если в с другой стороны - это просто стена, со стороны михариба - это более широкая перегородка, поставленная диагонально, что совершенно не бросается в глаза при взгляде прямо с фасада. Кроме того, такое расположение открывает более широкий угол обзора, в отличие от того, если бы она была поставлена строго параллельно стене дома. Кстати сказать, позади пространства михариба существует еще одна потайная дверь, ведущая в «стоячий» монокакуси , куда ниндзя, при малейшем подозрении в его наличии у смотровой щели, мог немедленно скрыться. В этом тайнике также люк, ведущий в подземный ход нукэмити , ведущий далеко за пределы дома. Таким образом, вбежав в помещение и резко отодвинув дверцу осиирэ , противник хватал только пустоту, и оказывался вновь одураченным.

Сразу за дверцей стенного шкафа, скрывающего нишу михариба , устроен домашний алтарь (камидана ). В доме ниндзя Такаяма он на первый взгляд, ничем не отличается от тысяч и тысяч подобных домашних святилищ, по назначению используя которые, японцы и по сей день чтят богов и своих предков. Однако для живших здесь ниндзя подобный алтарь служил защитой в буквальном смысле, имеющем очень мало общего с мистикой: за ним скрывается вход в подземный ход (抜け隧 нукэ-мити ), куда можно попасть тремя путями: нырнув в потайную дверцу прямо под алтарём (隠し戸 какусидо ), из тайника монокакуси со стороны входа (где также расположена наблюдательная щель михариба ) и с другой стороны, минуя еще одну дверцу «стенного шкафа» осиирэ (слева от камидана - см. таблицу 2) и используя самозакрывающуюся дверь (絡繰り扉 каракури-тобира ), расположенную в нише за шкафом (см. таблицу 3).

Таблица 3



Устройство 絡繰り扉 каракури-тобира

(двери с механизмом самозакрытия) в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно:


Потайная дверь (каракури-тобира ), ведущая к монокакуси, замаскированному под встроенный шкаф и одному из проходов к нукэ-мити (подземному ходу), расположенному позади алтаря. Сама дверь устроена таким образом, что открыть её можно, только нажав на сторону, прилегающую к стене. После того, как ниндзя входил в тайник-схрон, дверь, под действием системы противовеса, закрывалась за ним сама.




Попадая внутрь, ниндзя поднимал потайной люк, и скрывался в подземном ходе, ведущем далеко за дом

(на схеме обозначено стрелкой налево) или вылезал в тайник со стороны михариба (прямо).




Далее, если мы проследуем вдоль правой стены дома, мы больше не встретим никаких секретных приспособлений. Стена оканчивается аналогичной деревянной верандой, но с противоположной главному входу стороны. На этой веранде располагается маленькая дверца, выходящая непосредственно в сад справа от дома, открыть которую изнутри или снаружи и вообще отличить от обычно панели невозможно, если не знать секрета не только ее открытия, но и самого существования. Такое приспособление носит название сикакэдо 仕掛け戸 («хитрая дверь»). Кроме того, в полу у выхода в сад расположен еще один тайник катанакакуси .

Устройство - 仕掛け戸 сикакэдо («хитрой двери») в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно:


Сикакэдо - это дверца около 60 см высотой, внешне выглядящая как простое деревянное основание боковой стены веранды. Дверца снабжена двумя скрытыми невидимыми щеколдами, которые, чтобы их открыть (как изнутри, так и снаружи), необходимо поддеть через щель между дверцей и проёмом. Обычно, обитавшие в доме ниндзя делали это двумя полосками бумаги, чем-то напоминающими короткую линейку, называемыми каэси (щеколда открывается очень легко и бесшумно). Эта дверца позволяет незаметно выйти (или войти) в дом со стороны, где обычно нет ни входа, ни выхода, что особенно важно тогда, когда необходимо обойти незваных гостей или наблюдающих за входами врагов.


Так выглядит открытая сикакэдо снаружи


Противоположная (левая стена) главной комнаты выглядит обычно для японского дома: она затянута тёмными деревянными панелями шириной 3 сяку (около 1 м) и высотой около пяти сяку (примерно 1 м 66 см). Однако крайняя к веранде панель имеет секрет: она скрывает за собой еще один тайник монокакуси и лестницу, представляющую из себя простые деревянные планки, прибитые непосредственно к стене. Панель одинаково выглядит с обеих сторон и имеет ось вращения посередине. Такое устройство позволяло ниндзя мгновенно скрыться за панелью в устроенном там схроне и или взобраться по потайной «лестнице для прятанья» какурэбасиго 隠れ梯子 на секретный второй этаж, или выйти наружу через проход, имеющийся под полом (он не сообщается с подземным ходом, скрытым под камидана ). Такой трюк театрально назывался дондэн-гаэси ドンデン返し : «быстро сменить декорацию».

Таблица 4



Устройство ドンデン返し дондэн-гаэси (вращающейся панели) в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно:



Для того, чтобы провернуть панель вокруг своей оси и проникнуть в тайник-схрон монокакуси за ней, ниндзя было необходимо слегка приподнять её (сама панель очень лёгкая, хотя на первый взгляд выглядит весьма массивной и тяжёлой) и, придерживая ладонями, двигаться вместе с поворотом панели. Это можно сделать как стоя лицом к панели, так и прижавшись к ней спиной, причём второй метод считается более эффективным, так как не затрудняет движения ног (вместо семенящих шагов, которые вы вынужденно делаете, стоя лицом к панели, в случае позиции к ней спиной вы просто шагаете вначале левой, а затем правой ногой - и всё). Войдя внутрь, ниндзя отпускал панель и она снова становилась на место, фиксируясь в неподвижном состоянии. Сдвинуть её влево или вправо нельзя, просто толкнув, открыть тоже. При простукивании эта панель не отличается от соседних, таким образом создавая иллюзию цельной стены. При необходимости, из тайника, расположенного позади секретной вращающейся панели дондэн-гаэси , ниндзя мог легко по лестнице попасть через люк в потолке на секретный второй этаж или оказаться вне дома, используя проход под полом и внешней стеной.


Экскурсовод музея ниндзя-ясики Такаяма (г. Ига-Уэно) указывает посетителям на наличие секретного второго этажа.
Обратите внимание на то, что над левой стеной нет наблюдательных панелей, ведущих в главную жилую комнату -
они есть только на противоположной заднему выходу стене - непосредственно над какуси-кайдан ).




Ещё один тайник аналогичного устройства, но не имеющий лаза под полом, находится на противоположной выходу стене, справа от какуси-кайдан . Вход в него находится не в комнате, а с обратной стороны. Стена тайника, выходящая в центральную комнату, затянута близко расположенными друг к другу вертикальными рейками, позволяя незаметно наблюдать за происходящим в комнате из темноты монокакуси . По центру стены имеется ниша (токонома ) с обычной, на первый взгляд, деревянной полкой. На самом деле эта «полка» является скрытой лестницей (隠し階段 какуси-кайдан ), ведущей на второй и, минуя его, на третий этажи дома.

Таблица 5

Схема секретного устройства «стены», противоположной заднему входу в дом


Устройство 隠し階段 какуси-кайдан (скрытой лестницы) в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно:



Внешне (спереди и снизу) выглядящая как обычная полка, скрытая лестница ведет к люку, оснащённому мощным запором, на второй секретный этаж дома в помещение для тайного наблюдения за жилой комнатой. Для того, чтобы опустить лестницу, необходимо прижать специальный клин на центральной вертикальной доске, освободив ход лестнице вниз. Сама лестница представляет собой закреплённую на подвижных петлях с левой стороны ниши лестницу-доску в пять перекладин, по которой ниндзя мог мгновенно влезть наверх и занять наблюдательную позицию за замаскированным окном. После этого его партнёр, оставшийся внизу, вновь ставил лестницу на место и комната принимала свой первоначальный вид.



Второй этаж в Такаяма-ясики - это очень низкое и довольно узкое помещение, скорее коридорчик Г-образной формы, соединённое вертикальным люком с маленькой комнатой, в которой можно было сидя разместить несколько человек с оружием. Это секретное пространство, вместо стены, выходящей в комнату, имеет тонкие перегородки из рам, затянутых тонкой соломой, что позволяло прекрасно видеть и слышать всё, что происходило внизу. Затаившийся там воин или воины могли следить за поведением агрессивно настроенного гостя и, в случае возникновения непосредственной угрозы, мгновенно атаковать его. Кроме того, в этой потайной комнате также могло храниться оружие на случай, если ниндзя придется спасаться бегством на второй этаж и, через него, на третий этаж, а в руках на этот момент не окажется ничего.


Панели, затянутые тонкой соломой над какуси-кайдан. Во время экскурсии по усадьбе ниндзя Такаяма в секретном помещении включают свет, и экскурсовод показывает, насколько хорошо всё видно сквозь соломенный слой. В обычном состоянии, когда свет выключен, увидеть что-то сквозь ширму невозможно. Интересно, что такой соломкой затянута и балка, идущая поперёк комнаты, создавая полную иллюзию тонкой перегородки и цельности конструкции (см. фото на таблице 4). Правда, на балке эти соломенные вставки намного уже.

На второй этаж в доме Такаяма, как уже отмечалось, ведёт не только скрытая лестница (какуси-кайдан ) из главной комнаты, но и вертикальный люк, расположенный в подсобном помещении. В обычное время люк был опущен, скрывая секретное помещение второго этажа за ним. В случае возможного нападения или другой опасности люк открывался и из него опускалась верёвочная лестница - навабасиго 縄梯子 (которую также называют какурэбасиго 隠れ梯子 - «лестница для бегства»). При необходимости ниндзя мгновенно поднимался наверх, втягивал лестницу за собой и закрывал люк. Или, намеренно оставив лестницу и люк открытыми, неожиданно атаковал поднимающегося по лестнице врага ударом меча. Если враг, забежавший в «подсобку», был на тот момент один и у ниндзя было несколько мгновений пока на предсмертный крик прибегут остальные, он мог затянуть лестницу наверх и закрыть люк, задав врагам загадку - кто убил их товарища и куда он делся через мгновение после убийства?


Кукла, изображающая атакующего мечом ниндзя из люка на второй этаж в подсобном помещении. Лестница опущена, а дверца подпёрта. После своей атаки ниндзя мгновенно втягивал лестницу вверх и выдёргивал подпорку - дверца падала вниз и превращалась в ничем не примечательную деревянную панель под потолком…

В доме Такаяма есть также третий этаж, представляющий собой довольно высокий чердак, взобравшись на который и втянув за собой лестницу, можно было временно избавиться от преследователей. Попасть на третий этаж можно двумя способами - через люк со второго этажа (см. таблицу 5) и через лаз по верёвочной лестнице из подсобного помещения.


Верёвочная лестница, ведущая на третий этаж из подсобного помещения

Вот, пожалуй, и всё о доме ниндзя Такаяма. Я постарался как можно подробнее описать и проиллюстрировать данную статью, так как 90% наших читателей вряд ли когда-либо воочию смогут увидеть историческое наследие ниндзя, выраженное в их хитроумной архитектуре - а это, как мне кажется, интересно всем без исключения поклонникам ниндзюцу .

(продолжение следует)


Глава 4. НИНДЗЯ-ЯСИКИ - «ШПИОНСКАЯ УСАДЬБА»

С некоторой натяжкой к снаряжению ниндзя можно отнести и специальные дома ниндзя-ясики, в которых «ночные демоны» проживали со своими семьями. До наших дней сохранилось довольно много таких «шпионских домов», начиненных всякими ловушками, подземными ходами, тайниками, но самыми известными являются два из них: дом ниндзя Такаямы Тародзиро в г. Ига Уэно в префектуре Миэ и дом клана Мотидзуки в г. Конан уезда Кока префектуры Сига.

Дом Такаямы в Ига Уэно

Самый знаменитый ныне музей ниндзя-ясики находится в центральном парке города Ига Уэно в префектуре Миэ. Ранее он располагался в деревне Такаяма и принадлежал ее старосте ниндзя Такаяма Тародзиро и лишь в 1964 году в период создания музея нин-дзюцу был перевезен на свое нынешнее место.

Снаружи дом Такаямы кажется типичным японским одноэтажным зданием, но в действительности в нем, считая чердачное помещение, есть три основных этажа и скрытый второй промежуточный этаж с низким потолком (см. схему на рис. 202).

Ниндзя-ясики Такаямы разделяется на две части: жилую часть и подсобные помещения. Жилые комнаты располагаются в правой половине здания, и именно там сконцентрировано большинство «сюрпризов» - потайные ходы, тайники, секретные убежища.

Со стороны фасада имеется небольшая веранда, окаймленная по бокам двумя колоннообразными выступами. Если левый выступ отделен от веранды стеной, то в правом выступе такая боковая стенка отсутствует. Зато этот правый выступ разделен пополам установленной по диагонали стенкой. За ней скрывается небольшая ниша, служившая наблюдательным пунктом (михариба), из которого через горизонтальную щель ниндзя мог просматривать подступы к дому (на плане обозначен цифрой 1, рис. 203).



Попасть в михариба можно через вращающуюся дверь, находящуюся внутри здания (на плане обозначена цифрой 13).

За половой доской прямо рядом с верандой устроен специальный тайник для укрывания меча катанакакуси (на плане обозначен цифрой 2). Для того чтобы извлечь из него меч, ниндзя наступал на конец половой доски, уходящий под доску, отделяющую веранду от комнаты, второй конец доски поднимался вверх, и в руках у «невидимки» оказывался его верный «меч-кладенец» (рис. 204).



Размещение катанакакуси прямо у входа в дом вполне понятно: спасаясь от погони, ниндзя «влетал» в свое жилище и тут же получал в руки оружие, необходимое для защиты жизни.

В полу левого выступа, окаймляющего веранду слева, устроен тайник монокакуси (на плане обозначен цифрой 3, рис. 205).



Войдя с веранды внутрь дома, мы оказываемся в небольшой комнатке-прихожей. Прямо по ходу движения находится дверь, ведущая в главную комнату дома.

За правой стеной прихожей скрывается традиционный для японских домов стенной шкаф осиирэ с раздвижными дверками. Однако шкаф этот не совсем обычный, так как под его полом скрывается лаз в подземный ход, ведущий в укромное место за несколько сотен метров от дома (на плане обозначен цифрой 4, рис. 206).



Попасть в этот подземный ход можно также из главной комнаты через потайную вращающуюся дверь (на плане обозначена цифрой 5, рис. 207).



Кстати, о вращающихся дверях. Это только на первый взгляд кажется, что воспользоваться ею - пара пустяков. Когда автору предложили попробовать пройти через вращающуюся дверь, оказалось, что проход там довольно узкий, идти нужно боком, кроме того, дверь свободно вращается, и, заскочив вовнутрь, нужно зафиксировать ее в закрытом состоянии, чтобы враг не смог сразу обнаружить пути бегства ниндзя. Иными словами, одной ловкости здесь недостаточно. Нужно еще владеть специальной техникой прохода через вращающуюся дверь, что с милыми улыбками продемонстрировали девочки-гиды, наряженные ниндзя-куноити.

Главная комната самая большая в доме. В ней обычно принимали гостей. С правой стороны от входа находится алтарь с изображением Фудо-мёо. Этот бог хранил ниндзя не только мистическим образом, но и вполне реально, так как передняя панель нижнего выступа алтаря служит замаскированной дверью, ведущей в уже упоминавшийся подземный ход (на плане алтарь обозначен цифрой 14, рис. 208).



На случай возможного нападения со стороны гостя в ниндзя-ясики Такаямы был устроен скрытый промежуточный второй этаж с низким потолком, и окном выходящий как раз в главную комнату (на плане окно обозначено цифрой 6, рис. 209).



Это окно было забрано тоненькой соломкой, стебли которой располагались очень плотно друг к другу. Благодаря этому люди из комнаты в условиях полумрака не могли видеть, что творится внутри скрытого этажа, в то время как ниндзя, укрывшийся там, прекрасно видел все их реакции и движения и в любой момент мог выплюнуть ядовитую иголку прямо в затылок «гостя».

Попасть на этот скрытый этаж или выбраться с него можно двумя способами: по замаскированной лестнице из главной комнаты (на плане обозначена цифрой 7, рис. 210)



или из подсобного помещения по веревке через окошко, аналогичное выходящему в главную комнату, но заделанное деревянными брусьями, которые могли выниматься из устроенных особым образом пазов (на плане это окно обозначено цифрой 8, рис. 211).



Лестница, ведущая из главной комнаты на скрытый этаж, может подниматься вверх в горизонтальное положение и укладываться на небольшую деревянную подпорку, закрепленную на стенной панели. В такой позиции для непосвященного она выглядит как несколько необычная полка, разделенная на ячейки, и все время оставаясь на глазах, совершенно не привлекает к себе внимания (рис. 212).



Помимо подземного хода, из главной комнаты можно было попасть в маленькую потайную каморку, скрытую за вращающейся дверью (на плане 9, рис. 213). В ее полу имеется также лаз в подземный ход.



Пройдя сквозь главную комнату, человек попадает в длинный узкий коридор-веранду, из которого можно выйти наружу не только обычным образом, отодвинув стенку-дверь, но и через особую маленькую дверку с правой стороны, запирающуюся на задвижки (на плане обозначена цифрой 10). Чтобы войти через этот лаз внутрь дома с улицы, ниндзя одновременно просовывал в щель две бумажки размером с современную визитку, поддевал ими задвижки и открывал дверь (рис. 214). При всей примитивности этого устройства, врагу, не знакомому с ним, чтобы проникнуть внутрь, приходилось «высаживать» дверцу силой, даря «невидимке» драгоценные секунды для бегства.



Из подсобного помещения по веревочной лестнице через люк в потолке можно подняться на чердак, он же третий этаж (на плане лестница обозначена цифрой 11, рис. 215), а с чердака через специальный лаз на второй этаж, абсолютно незаметный снаружи (на плане он обозначен цифрой 12). На этом втором этаже ниндзя устраивали совещания.


Дом Мотидзуки в Рюхоси г. Конан

Сохранившийся до наших дней в квартале Рюхоси г. Конан дом семьи Мотидзуки был построен в период Гэн-року (1688–1703) Мотидзуки Идзумо-но ками, тогдашним лидером знаменитого объединения 53 кланов Кога. Семья Мотидзуки издревле занималась изготовлением лекарств, и во второй половине XX века в ее доме располагался офис фирмы «Оми сэйдзай кабусики кайся», занимавшейся производством лекарственных препаратов. Однако с началом бума ниндзя фирма переехала в другое здание, а в старом доме Мотидзуки был открыт музей «искусства быть невидимым». Благодаря этому сегодня все желающие могут ознакомиться с устройством «шпионской усадьбы», и предметами оружия и снаряжения, использовавшимися ниндзя Мотидзуки.

При взгляде снаружи кажется, что дом Мотидзуки ничем не отличается от своих соседей: обычный деревянный крытый соломой японский дом, построенный в стиле хэйкэ-дзукури (см. различные виды дома Мотидзуки на рис. 216–219).







Возможно, мы бы никогда не узнали тайны этой усадьбы, буквально напичканной различными ловушками и тайниками, призванными защитить ее владельцев от вторжения врагов, если бы на нее случайно не обратил внимание местный историк-краевед Наканиси Ёситака.

В доме Мотидзуки, в отличие от большинства обычных японских жилых зданий, было несколько входов и выходов. Например, помимо обычного парадного входа, внутрь можно было попасть еще и через небольшое зарешеченное окошко, закрытое на особые запоры. Это окошко открывалось так же, как дверь лаза в ниндзя-ясики в Ига Уэно: между рамой окна и самим окном имелась небольшая щель, в которую ниндзя одновременно просовывал два листка плотной бумаги размером с современную визитку, поддевал верхнюю и нижнюю задвижки, приподнимал их вверх, и тогда окно открывалось.

Войдя в дом со стороны главного входа, человек попадает в небольшую прихожую, через которую можно пройти в гостиную. Она находится за правой половиной внутренней стены прихожей, а прямо от входа, за раздвижной панелью спрятан маленький квадратный коридорчик с лестницей, ведущей наверх, внутри (рис. 220).



Правда, лазить по ней не рекомендуется, так как это ничто иное, как ловушка: если наступить на деревянную площадку перед лестницей, сразу полетишь в глубоченную волчью яму, дно которой утыкано заостренными бамбуковыми кольями (рис. 221).



Спасаясь от погони, ниндзя пулей влетал в этот коридорчик, захлопывал за собой раздвижную панель, но вместо того, чтобы лезть наверх, мгновенно исчезал за секретной вращающейся дверью, выходящей в такой же квадратный коридорчик, расположенный слева (рис. 222).



А враг, не имевший представления о потайной двери, пытался воспользоваться лестницей и в итоге попадал в яму.

За одним из углов гостиной скрывается абсолютно незаметный стенной «шкаф» со спрятанной внутри потайной лестницей какуси-басиго. По ней можно взобраться на второй этаж, а затем потянуть ее вверх, и она сложится таким образом, что никто и не догадается, что перед ним лестница. Кроме того, в полу шкафа устроен лаз, ведущий в подземный ход, по которому можно выбраться в рощу, находящуюся в нескольких десятках метров от дома (рис. 223).



На втором этаже находятся три комнаты. Две из них застелены циновками татами и имеют размер 3 и 4 с половиной татами (соответственно 5,4 и 7,2 кв. м). Третья комната имеет дощатый пол. Здесь установлена стойка с мечами и припасена трещетка, чтобы можно было подать сигнал о нападении врага.

Между первым и вторым этажами находится скрытый этаж с очень низким потолком, соединенный тайными ходами с первым этажом и чердаком. Здесь за раздвижной панелью спрятана стойка с оружием (рис. 224).



Ниндзя, специально натренированные для боя в малых помещениях с низким потолком старались именно на этом промежуточном этаже дать бой своему неприятелю (рис. 225).



Со второго этажа можно выскользнуть на первый, воспользовавшись специальным замаскированным лазом. Для этого нужно вынуть из гнезда один из прутьев решетчатого окошка, выходящего внутрь дома, из которого можно наблюдать за происходящим на первом этаже. Сделать это совсем нетрудно, так как такая возможность изначально подразумевается конструкцией решетки (рис. 226).



Далее можно подняться на чердак, служащий третьим этажом. Из него на внутренний двор выходит большое окно, через которое можно легко выскользнуть наружу. В нескольких местах на чердаке устроены проваливающиеся полы и другие «сюрпризы» для чужака (рис. 227).



С крыши дома через второй и третий этажи проходит веревочная лестница, которую после подъема можно легко втянуть за собой наверх, отрезав путь преследования (рис. 228).



В обмазанном глиной сарае, стоящем отдельно, в одной из стен была устроена ниша, наполненная красной глиной, которую ниндзя Кога использовали для изготовления ослепляющих порошков мэцубуси.

Говоря о доме Мотидзуки нужно добавить еще, что, по слухам, для его строительства были специально приглашены мастера из далекой провинции Хида, которые, чтобы не разболтать о его секретах, сразу же после окончания работ были отосланы обратно, а все работы производились с соблюдением строжайшей секретности.

Устройства и ловушки такого рода использовали не только ниндзя из Ига и Кога. Аналогичные приспособления и «сюрпризы» найдены во дворце Нидзё-дзинъя в Киото, в монастыре Мёрицу-дзи в г. Канадзава в префектуре Исикава, который ныне широко известен как «Монастырь ниндзя» - Ниндзя-дэра - и ряде других мест. Однако в сравнении с замками феодалов, ниндзя-ясики выглядят совсем миниатюрными, и можно только поражаться замечательной фантазии и находчивости ниндзя-строителей, умудрившихся сконцентрировать такое количество ловушек, потайных помещений, лазов на площади в несколько десятков квадратных метров.

Цуро-сикакэ - «хитрости на дороге»

В «Бансэнсюкай» имеется параграф «Цуро-сикакэ» - «Хитрости на дороге», в котором описаны различные уловки, которые ниндзя применяли для обеспечения безопасности своих жилищ. Познакомимся с ними.


1. КОБУРА-ХАРАИ - «ПОДСЕЧКА ПОД ГОЛЕНЬ»

Такие заграждения ниндзя устраивали в местах вероятного передвижения вражеских шпионов в «шпионских домах» и на улице вокруг них. «Подсечка» кобура-хараи устраивалась следующим образом. Ниндзя врывали в землю два колышка. Поверх них клали бамбуковую перекладину таким образом, чтобы она при малейшем прикосновении падала на землю. Для этого к основной части перекладины, изготовленной из толстого бамбука, по концам крепили обрезки тонюсенького молодого бамбука, благодаря чему перекладина едва висела на колышках. Когда вражеский ниндзя в кромешной тьме задевал ее, перекладина с грохотом падала на пол, одновременно ударяя непрошеного гостя по ногам. В этой ситуации он мог решить, что на него напал сторож, и броситься наутек (рис. 229).



2. ЦУРИОСИ - «ПОДЦЕПИТЬ И ПРИДАВИТЬ»

Так назывались различные виды несложных устройств-ловушек, размещавшихся над притолоками дверей, на декоративных потолочных балках или на потолке и срабатывавших при «несанкционированном» открывании дверей.

В «Бансэнсюкай» нет конкретного описания цуриоси, но можно предположить, что речь идет о простейшей уловке вроде швабры, поставленной на ручку двери, только «по-убойнее» - в «Хидэнсё» говорится, что цуриоси могли поранить или даже убить взломщика.


3. ТЭЦУБИСИ-МАКИ - «РАЗБРАСЫВАНИЕ ТЭЦУБИСИ»

Для предотвращения проникновения вражеских шпионов или солдат в ниндзя-ясики «ночные демоны» в местах вероятного подхода врага устраивали целые «минные поля» из железного «чеснока» тэцубиси.


4. СПОСОБ НАПУГАТЬ ВРАГА И САМОМУ ПРОСНУТЬСЯ

Это простейшее приспособление - тоненькая ниточка, протянутая от входа до спальни ниндзя и привязанная, к примеру, к металлическому сосуду, наполненному всякими железяками и установленному на некоторую высоту. Стоит приоткрыть дверь, и сосуд с грохотом падает. Напуганный «гость» уносит ноги, а ниндзя готов встретить его с оружием в руках.


5. ООТАКЭ-БЭРА - «БОЛЬШАЯ БАМБУКОВАЯ ЛОПАТОЧКА»

Чтобы помешать несанкционированному проникновению внутрь ниндзя-ясики, «невидимка» прикреплял к дверям с внутренней стороны лопаточку, изготовленную из упругого толстого бамбука, и сильно сгибал ее. Вражеский шпион открывал дверь, делал шаг вперед и… получал мощнейший удар лопаткой по лицу.


6. НАВА-БАРИ («НАТЯГИВАНИЕ ВЕРЕВОК») И ТАТАМИ-ТАТЭ («ПОСТАНОВКА ТАТАМИ»)

Это два способа запирания дверей, использовавшиеся, главным образом, во время путешествий, при ночлеге на постоялом дворе, когда ниндзя не был уверен в надежности запоров. О методе нава-бари уже шла речь в разделе «Меч ниндзя», где говорилось о семи способах использования сагэо. Что же касается татами-татэ, то суть трюка такова. Ниндзя мог поднять с пола один или два листа татами и навалить их с внутренней стороны на дверь, сёдзи или фусуму. Из-за тяжести татами открыть дверь или фусуму почти невозможно. Если же враг все же пытался силой открыть дверь или отодвинуть стенку, под тяжестью мата она просто обрушивалась на него. И пока незадачливый взломщик приходил в себя от такой неожиданности, ниндзя пробуждался от сна и был готов либо пуститься наутек, либо расправиться с непрошенным посетителем.