ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Трафареты и орнаменты наличников на окна. О чем рассказывают оконные наличники русских домов: символизм в деревянном зодчестве Шаблоны резных наличников

Отправим материал вам на e-mail

Наличник является украшением и функциональной частью окна на фасаде здания. Данная традиция идет с давних пор и не теряет актуальности и на сегодняшний день. Можно сделать красивые наличники на окна в деревянном доме самостоятельно. При этом многие изделия выполняются не только из древесины, но и из других материалов. Создание подобных элементов требует определенных знаний и навыков, а также подходящих инструментов.

Необыкновенный колорит и стиль делают резные наличники настоящим украшением постройки

В настоящее время вновь востребована установка наличников на окна в деревянном доме. Фото ниже позволяют увидеть лучшие примеры. Данный элемент подчеркивает стремление к возрождению традиционного декора.

К достоинствам данного элемента можно отнести следующие:

  • выполняет декоративную функцию и помогает зрительно расширять или вытягивать постройку;
  • дополняет общий стиль архитектурного решения;
  • защита пространства между оконным проемом и поверхностью стены от влажности и пыли;
  • уменьшение теплопотерь и уровня шума;
  • подчеркивает индивидуальность сооружения и стиль понравившейся эпохи.


Также подобная конструкция имеет некоторые недостатки:

  • древесина требует определенной обработки от высокой влажности и разбухания;
  • необходимость постоянной обработки и в регулярном уходе;
  • не сочетаются с металлопластиковыми окнами.
Полезная информация! При комбинации древесины с металлопластиком их нужно выполнить в единой цветовой гамме.


Шаблоны резных наличников на окно своими руками

Существуют различные наличники на окна в деревянном доме. Их разновидности часто зависят от способа крепления к окну.

По типу крепежа можно выделить два вида:

Оригинальным решением считается установка резных наличников. При этом в интернете можно найти массу шаблонов резных наличников на окно. Своими руками подобные конструкции можно сделать только при помощи специального оборудования.


Можно рассмотреть следующие виды материалов для создания подобных конструкций:

  • традиционным материалом считается древесина;

  • пластиковые модели отличаются стойкостью к температурным скачкам и ультрафиолетовым лучам;

  • МДФ производится из отходов древесного производства, поэтому отличается большей экологичностью, чем пластиковые изделия;

  • полиуретановые разновидности характеризуются практичностью.

Как правильно выбрать древесину?

Пользуются популярностью наличники из дерева. При этом эксплуатационные качества изделия зависят от сорта выбранного дерева.

Стоит рассмотреть следующие варианты:

  • ясень, бук и дуб представляют собой твердые лиственные сорта. Они отличаются прочностью, но на них сложно вырезать узоры;
  • намного проще обрабатывать мягкие лиственные породы – липу, осину и ольху. На их поверхности можно вырезать узоры даже вручную. Подобные поверхности необходимо тщательно обрабатывать специальными составами;
  • из черешни и яблони рекомендуется создавать мелкие элементы, которые можно прикрепить к основанию;
  • характеризуются простотой обработки и хорошими эксплуатационными свойствами сосна и береза.
Полезная информация! Можно применять разные комбинации сортов древесины. При этом следует использовать специальные защитные пропитки.

Секреты изготовления шаблонов наличников на окна своими руками: трафареты и дизайн

Можно найти в интернете различные шаблоны наличников на окна. Своими руками можно распечатать трафареты . Выбранный орнамент должен сочетаться с общим стилем. При этом не стоит смешивать геометрические и растительные узоры.

При изготовлении наличников стоит учесть следующие моменты:

  • цветовая палитра стен и декоративных изделий должна сочетаться;
  • важно правильно выбрать подходящий размер. Изделия не должны быть слишком маленькими или широким;
  • необходимо подобрать качественный вариант покрытия. При этом используются специальные краски и лаки;
  • шаблон требуется для создания внешних резных элементов.
Полезная информация! На заготовке необходимо правильно размещать рисунок. Детали должны располагаться вдоль волокон древесины.

Наличники на окна в деревянном доме: этапы изготовления

Прежде, чем начать создавать оконный декор, можно подобрать по фото резные наличники на окна в деревянном доме. Предварительно делается шаблон, который должен быть одинаковым для оформления всех оконных проемов.

Существует два основных способа создания узоров:

  • накладная резьба отличается отдельными элементами узора, которые крепятся к одной основе;

  • при прорезной резьбе выполняется сквозной орнамент, который выглядит как кружево из дерева.

При любом способе изготовления должны использоваться . Также понадобятся специальные инструменты: , ножовка для древесины, комплект ножей и стамесок, и дрель. Наличники на окна выполняются в деревянном доме из подготовленных материалов. Процесс создания изделий включает несколько этапов:

  • производятся точные замеры;
  • выбранная древесина должна быть сухой. Ширина досок зависит от габаритов оконного проема. Толщина материала должна быть не менее 30 мм при выполнении прорезной резьбы и не менее 10 – при накладной;

  • полученные отверстия затираются шлифовальной бумагой;

  • подготовленные детали крепятся к основе. При этом используется клеевой состав или специальные гвозди.
Полезная информация! При монтаже наличников нельзя применять саморезы, так как подобный крепеж вызывает растрескивание.

Особенности монтажа

Готовый наличник монтируются к оконному проему следующими способами:

  • монтаж на глухой шип. Такие детали устанавливаются на внутренней стороне. Под них в раме создаются специальные отверстия. На шип распределяется клей и он вставляется в паз. Подобный крепеж защищает наличники от попадания пыли и влаги;

  • применяется сквозной шип. При этом место стыка нужно тщательно обработать лаком.

Подобные техники применяются, если окно деревянное. Для монтажа на металлопластик используется специальный жидкий клей.

Какой нужен уход?

Резные изделия грунтуются, покрываются лаком или окрашиваются. Подобные обработки проводятся раз в несколько лет. Это позволит продлить срок службы изделий, а также сохранит их привлекательный внешний вид. Если устанавливаются изделия из пластика или металла, то им не требуется особый уход. Важно оберегать изделия от коррозии и иногда обновлять краску.

Изготовление красивых наличников с тематическими узорами своими руками позволит оригинально и необычно декорировать оконные проемы и привнести особую изюминку в задуманный архитектурный стиль.

Экономьте время: отборные статьи каждую неделю по почте

К ак сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…

Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…

Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.

Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.


Наличник. Дмитрова Гора. Дом с фигурными берегинями и светелка.
(фот. Филиппова Елена)


Наличники на окнах , вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?


Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?

Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.

Вид на Медведеву Пустынь со стороны Тверского берега.


Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья - на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.

Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе - это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?


Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.

Петушки на фронтоне
(фот. Филиппова Елена)


Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?

Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.


Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.

Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен - берегиня.

Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы


Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.

Восходящее и заходящее солнце
(фот. Филиппова Елена)


Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.

Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Наличник. Город Конаково Тверской области. Змеиный узор. Дом перевезен из города Корчева в 1936 г.
(фот. Филиппова Елена)


А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.

Чудо-юдо
(фот. Филиппова Елена)


Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…


Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.

Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: "Вот дурная баба!", взял топор и прорубил в стене окно.

Женщина ответила: "Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно". Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.

При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?

Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.

А что же тогда прорубил ангел?

Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова "волочить" и пошло название волоковое окно.

Волоковое окошко в Истринском музее деревянного зодчества.
(фот. Филиппова Елена)

Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.

Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.

Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?

А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?

Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.

Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина 19 века.
(фот. Бобылькова Ирина)


В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры - максимум, что можно найти.

Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.


Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.

Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.

Но при Петре I встает иная задача - строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.

Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.

Улица в Кушалино. Дома с резными наличниками.
(фот. Филиппова Елена)


Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?

Филиппова Елена


Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.

Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.

Дом резчика В. Е. Курбатова. Классическй солярный знак.
(фот. Побединский Владимир)


В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д. Талантливым Ивановским краеведом-писателем Дмитрием Александровичем Ивановым, потратившим более двадцати лет на изучение этнографии Ивановской земли, был составлен обобщенный портрет крестьянского дома, преобладающего на территории Ивановской области. Он представляет собой небольшой дом в 3-4 окна, с одной светлой комнатой впереди. Сзади теплой части дома располагается кухня и широкий коридор, а за ними к дому примыкают хозяйственные помещения. Таким образом, дом представляет собой совмещенную конструкцию сени - двор, вытянутую от улицы, сбоку пристраивается крыльцо. Главная черта такого дома - пропорциональный фасад и определенная отделка: резное кружево, наличники, отделяющие окна от стены дома, с резными или накладными деталями, светелка, реже мезонин, трехчастные лопатки, загораживающие угловые выносы бревен, сложенных в "обло". Фронтон светелки выдвинут далеко вперед и поддерживается двумя парами резных столбов, перед которыми устраивается решетка, создающая впечатление балкончика. Фронтон этот разорван фигурным пиковым изображением, являющимся как раз основным местечковым элементом художественного оформления фасада жилого дома. Местные плотники называют этот вырез "червой". Балконная решетка, причелины, подзоры фронтона украшаются ажурной пропильной резьбой. Дома описанной конструкции составляют большинство сельской застройки на территории Ивановской области.

(фот. Побединский Владимир)


Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах. Нужно отметить, что в России начала 19 в. несколько регионов, население которых славилось искусством строительства из дерева. Один из таких народных промыслов существовал и на территории Ивановской области. Его центром было село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством. Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля - "якушничать", т.е. строить, украшать из дерева. Это были не просто ремесленники, а художники, украшавшие жилые дома особым видом декора - "корабельной" рельефной резьбой. Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы выдалбливались в толстой доске и делались выпуклым по сравнению с деревянной поверхностью. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. Наибольшее количество домов, украшенных "корабельной" резьбой, сохранилось в Пестяковском, Верхнеланднховском, Савинском районах, деревни и села которых хранят прекрасные образцы плотницкого искусства якушей, они являются бесценными памятниками старинной народной культуры. В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Этому во многом способствовало то, что в 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски - так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.

Резные наличники, обрамляющие оконные проемы, органично вписываются в архитектурные стили деревянных коттеджей. Они подчеркивают самобытность срубов, каркасных построек, брусовых домов. Оригинальность элементам фасадного декора придают легкие узоры, витиеватые орнаменты, интересные рисунки. Они наносятся на поверхность древесины с помощью удобных трафаретов.

Функции оконных наличников

Поддерживая традиции деревянного зодчества, резные детали обогащают благородный вид усадьбы, добавляют выразительность простым строениям. Они сохраняют домашнее тепло и уют, радуют при взгляде снаружи. Подобранные в соответствии с предпочтениями обитателей жилья трафареты наличников на окна помогают создать гармоничный облик нового дома, оживить фасад старого здания.

При использовании на окнах ставен декоративные наличники могут выполнять функции рамы. Играя определяющую роль в дизайнерском оформлении оконных проемов, они решают ряд важных задач:

  • сокращение потерь тепла за счет устранения «мостиков холода» по периметру оконной рамы;
  • снижение уровня шума в помещениях;
  • уменьшение количества влаги и частиц пыли, проникающих с улицы;
  • придание фасадам уникальности, стилевой направленности;
  • создание на участке под застройку единого архитектурного ансамбля из объектов жилого и хозяйственного назначения.

Вне зависимости от формы, размеров, внешнего вида, деревянные наличники должны быть достаточно прочными, отвечать эксплуатационным требованиям. Изготовление по трафаретам с просчитанными геометрическими параметрами позволяет им надежно крепиться к стенам. Оно обеспечивает противостояние ветровым нагрузкам, температурным колебаниям. Для увеличения срока службы применяются эффективные защитные покрытия.

Традиционные и оригинальные орнаменты

К выбору элементов оформления оконных проемов следует подходить с пониманием стилей и дизайнерских приемов. С их помощью можно придать окну элегантную или строгую форму, сделать его очертание более выразительным, добиться восхитительного визуального эффекта. Выбирая в качестве шаблонов под наличники на окна трафареты в натуральную величину, покупатель получает наиболее выигрышный вариант декора. Удобные габариты позволяют приступить непосредственно к изготовлению изделий.

Отношение к дереву, как к материалу искусства, традиционно для культуры русского зодчества. При повторяемости отдельных конструктивных и декоративных деталей она предусматривает создание неповторимого архитектурного образа. Резные наличники издавна считаются не только средствами украшения, но и своеобразными оберегами для дома. На основе изучения сохранившихся старинных построек воссозданы уникальные изображения символов, животных, птиц, растений.

Образцы трафаретов для наличников разработаны в разных стилях и на любой вкус. Они помогают выразить определенные традиции, личные предпочтения. Использование готовых орнаментов позволяет оформлять здания в соответствии с этническими и классическими направлениями в искусстве. Четкие геометрические узоры больше соответствуют современным тенденциям в архитектуре.

Орнаменты для прорезных и накладных наличников могут содержать цельный рисунок или повторяющиеся элементы общего мотива. Для создания завершенного контура при разметке деталей нужно учитывать размеры оконного проема, схему и последовательность расположения узоров. Качественные трафареты дают возможность точно наносить на заготовку линии реза, определять границы дальнейшей обработки материала.


В гостиничном предприятии вопросам безопасности уделяется огромное внимание. Гости должны быть уверены в сохранности своих вещей, чтобы без опасения пользоваться услугами заведения. На смену механическим системам, которые легко поддаются взлому, пришли электронные замки для гостиниц. Они представляют собой технологичные запирающие устройства, которые не только обеспечивают высокий уровень безопасности, но и выполняют вспомогательные функции. Оснащение предприятия…


Все мы знаем, что представляют собой распашные двери. В этом совсем нет ничего удивительного, поскольку они давно используются во многих жилых помещениях, офисах, магазинах и т.д.Высокая звукоизоляция и надежная конструкция делает такие двери очень популярными на рынке. Так система распашных дверей является пожалуй, наиболее распространенной ввиду своих очевидных и многочисленных преимуществ. На сайте raumplus.ua вы найдете…


Ниове (Staudtia Conditionitata) Семейство: Мускатниковые Другие названия: камаши, нкафи (Заир); оропа (Нигерия); екоп (Камерун); менга-менга (Ангола) Распространение: Тропическая Западная Африка, Камерун, Габон и Заир Описание древесины Ниове Древесина от красно-коричневого до оранжевого с более темными коричневыми прожилками цветов. Зерно прямое с очень тонкой текстурой. Поверхность слегка блестящая и иногда маслянистая. Вес 830 кг/м3; удельный вес…


Ниангон (Tarrietia utilis) Семейство: Стеркулиевые Коммерческие названия: нианком (Гана); вишмор (Либерия); огуэ (Габон) Распространение: Западная Африка Описание древесины Ниангон Цвет сердцевины варьируется от бледно-розового до красновато-коричневого. Зерно сцепленное, волнистое или нерегулярное. Текстура довольно грубая с бросающейся в глаза лучевой фигурой. Древесина кажется жирным из-за присутствия смолы. Масса варьируется от 510 до 620 кг/м3. Механические свойства…


Орех Новой Гвинеи (Dracontomelum mangiferum) Семейство: Анакардиевые Другие названия: тихоокеанский орех, папуасский орех (Великобритания), луп (Папуа-Новая Гвинея) Распространение: Папуа-Новая Гвинея и соседние острова Орех Новой Гвинеи – описание древесины Древесина имеет серо-коричневый фон с оранжевым оттенком. Зерно умеренно сцеплено. Текстура средняя и ровная. Вес 740 кг/м3; удельный вес.74. Механические свойства Орех Новой Гвинеи имеет…

В большинстве случаев резные наличники используются при украшении окон деревянных домов. Но ввиду того что купить готовый наличник сегодня достаточно проблематично, его проще сделать своими руками.

Важно! Все наличники, пусть и самые качественные, имеют один существенный недостаток – они нуждаются в защите от атмосферных осадков. Изготовление наличников на окна традиционно начинается с подготовки всего необходимого.


Этап 1. Оборудование

В процессе работы понадобятся следующие инструменты:



Этап 2. Выбор материала

Для обычных наличников лучше использовать сосну, в то время как для резных изделий рекомендуется брать мягкие породы, к примеру, липу (последнюю, к тому же, гораздо проще обрабатывать вручную).



Важно! Единственный минус липы – гигроскопичность – легко устраняется путем нанесения нескольких слоев лакокрасочного покрытия.

Твердые породы дерева стоит выбирать в трех случаях:

  • при повышенной влажности климата;
  • при слишком сухом воздухе;
  • при наличии значительных температурных колебаний.

К твердым породам можно отнести березу и дуб. Их достаточно сложно обрабатывать ручными инструментами, поэтому потребуется фрезерный станок, но зато прослужит такое дерево в несколько раз дольше липы.


Этап 3. Важные моменты при изготовлении

Готовые деревянные наличники не должны препятствовать открыванию створок минимум на 90ᵒ. Касаемо других параметров, то они подбираются индивидуально в соответствии с величиной проема. Для крепежа можно использовать шипы или же соединять элементы вполдерева.


Важно! В будущем для нанесения на поверхность больших изображений верхнюю часть наличника можно нарастить. Для крепежа используются шипы, а само украшение в народе называют «кокошником».

Нижняя часть изделия изготавливается тем же резным способом и должна включать в себя скос, необходимый для водостока. Характерно, что толщина нижней части должна превышать толщину верхней минимум на 1 см.


По обеим сторонам проема прибиваются небольшие рейки – они скроют перепады стен (при наличии таковых). Толщина реек должна совпадать с шириной зазора, хотя бы примерно. Финальный крепеж проводится лишь после тщательной подгонки стыков.

Важно! Если створки открываются на улицу, то наличники нужно установить на 3 см выше самого окна.

Этап 4. Подбор узора

С древних времен наличники украшались самыми причудливыми узорами, которые, как считалось, защищают дом от нечистой силы и сглазов. Сегодня изготовлением резных наличников занимаются преимущественно квалифицированны е мастера.

Важно! Чтобы сделать наличники на окна своими руками , нужно вначале подобрать хороший трафарет, который позволит создать узор любой сложности даже без специальных навыков резьбы по дереву.

Нередко сами профессионалы пользуются трафаретами, без них выполняются лишь одноразовые индивидуальные заказы.

Трафареты сегодня свободно продаются в достаточно широком ассортименте. Они состоят из таких компонентов:

  • нижняя планка;
  • верхняя планка;
  • вертикальные рейки.

Помимо этого, могут присутствовать и дополнительные декоративные детали – плечики, и проч.



Этап 5. Изготовление рамы

Вначале из предварительно нарезанных элементов формируется рама. Крепление осуществляется при помощи шипов, которые фиксируются в отверстии нагилями. Для создания шипов обычно используется электролобзик, хотя подойдет и обычная ножовка с мелкими зубцами. Для удаления опилок применяется небольшой нож.

Ширина готовой рамы, равно как и описанные выше наличники, не должна мешать свободному открыванию створок на 90ᵒ. Сама рама должна быть больше оконной минимум на 2 см.

Этап 6. Изготовление наличников

Шаг 1. Вначале рисунок из трафарета посредством копирки переносится на дерево.

Шаг 2. Затем берется лобзик с тонким полотном и выпиливаются мелкие фигуристые элементы.

Шаг 3. С наружной стороны контуры узора вырезаются так, чтобы полотно проходило по краю заготовки.




Шаг 4. В любом случае в заготовке придется поворачивать пилу. Сделать это достаточно просто, нужно лишь воспользоваться одним из двух существующих способов:

  • по достижении поворота осуществляется несколько взаимопараллельн ых пропилов (у пилы должна быть возможность поворота в любой угол внутри отверстия);
  • можно пойти другим путем – сделать небольшую петлю, которая позволит зайти с обратной стороны.

Важно! Современные лобзики позволяют проделывать пропилы под углом в 45-90ᵒ, благодаря чему можно не только делать самые маленькие срезы, но и придавать декоративному элементу более насыщенную и объемную форму.

Шаг 5. Если в центре изделия необходимо выпилить замкнутую фигуру, то посередине удаляемой детали просверливается отверстие. После этого полотно лобзика будет легче перемещать в ту или иную сторону.

Если заготовка достаточно тонкая, то при ее обработке можно обойтись без электродрели. Для этого берется электролобзик и упирается в заготовку под прямым углом. Далее инструмент включается и отверстие как бы процарапывается при углублении полотна в дерево.


Это все ключевые аспекты изготовления оконных наличников. Собственно, вся процедура сводится к многоразовому повторению описанных выше действий, но конкретная их комбинация зависит только от умений и сложности узора.




Стоит отметить, что существуют и другие способы изготовления, отличающиеся от описанного выше. Для наглядности советуем посмотреть тематический видеоролик.

Видео – Производство оконных наличников

Узнайте, какие лучше выбрать , а также рассмотрите разновидности и способы монтажа, из нашей новой статьи.

Цены на наличники и доборы для окон и дверей

Наличники и доборы для окон и дверей

Основные правила. Чего нельзя делать

Ниже приведен перечень правил, которые помогут избежать самых распространенных проблем.

  1. В качестве исходного материала рекомендуется использовать доску толщиной в 3-4 см.
  2. Не стоит сразу же хвататься за сложные узоры. Вначале лучше попрактиковаться на обычных круглых деталях, которые легко проделать дрелью.
  3. Ширина заготовки должна быть такой, чтобы ее хватило для прикрытия торцов стен и защиты от влаги.
  4. Резные элементы следует располагать вдоль волокон дерева – это предотвратит растрескивание.
  5. При выборе трафарета лучше обращать внимание на узоры с крупными элементами, т. к. мелкие будут выглядеть скомкано, вследствие чего отделка не будет иметь желаемого декоративного эффекта.

Важно! Перед началом работы следует просчитать будущие затраты времени и денег, а также целесообразность самой затеи. В отсутствие высоких навыков в работе с деревом и интереса к самому процессу проще купить уже готовые наличники.

Более того, желательно вначале ознакомиться с фотографиями разных изделий. Так можно подыскать подходящий вариант или же почерпнуть вдохновения для собственноручног о создания чего-либо.


Этап 7. Установка изделия на окно

Теперь остается лишь установить готовые резные наличники на окна, для чего используется специальный клей. Важно, чтобы он не был органическим, иначе по причине подверженности биологическим воздействиям он навредит и самим изделиям.


Можно воспользоваться и сантехническим клеем – с ним не должно быть никаких проблем.

Важно! Если крепление будет проводиться с помощью гвоздей, то шипы и стыки следует заранее промазать клеевым раствором.

Другой вариант, способный еще больше упростить процедуру монтажа, заключается в использовании саморезов вместо гвоздей. Проще будет хотя бы из-за отсутствия риска повредить наличник или окружающие его поверхности молотком.


Важно! Шляпки саморезов очень легко замаскировать. Необходимо смешать древесные опилки с клеем и полученной смесью намазать шляпки. Желательно сделать это еще до покраски окон, чтобы скрытые крепежные элементы также приобрели необходимый цвет.

Процедура финальной окраски тоже достаточно проста. Поверх отделки наносится какой-нибудь защитный материал (не только краска, но и, к примеру, лак, пропитка). Желательно делать это в любом случае, поскольку такое покрытие существенно продлевает эксплуатационный срок изделий.

Краска, как известно, шелушится, поэтому вместо нее желательно взять . Гораздо легче периодически обновлять пропитку, чем устранять растрескавшуюся краску. А последняя, как известно, обязательно потрескается.

В качестве заключения


Похвально, что люди стремятся следовать традициям своих предков, ведь это особенно актуально в нынешних условиях активной урбанизации. Для самостоятельного изготовления оконных наличников потребуется немного времени и соответствующее оборудование. Процедура сложная, но результат с лихвой окупит все затраты. Более того, так можно сэкономить немалую сумму денег, поскольку изготовление наличников для одного окна на заказ обойдется в среднем в 2,5-15 тысяч рублей.

Видео – Варианты наличников

Можно горевать, что исчезают старинные резные наличники по городам и деревням России, и фотографировать на память то немногое, что ещё осталось, а можно попытаться продолжить традицию и изготовить новый резной наличник на окно самому, что я и сделал.

Изготовление наличника

Мне посчастливилось — я не только сделал точную копию старинного резного наличника из Ярославской области, но при этом имел возможность сверяться при изготовлении с оригиналом, постигая секреты и нюансы старинного ремесла на практике.

В процессе работы над наличником я всё больше и больше преисполнялся уважением и восхищением перед прежними русскими мастерами. И действительно, как не восхищаться, когда видишь, что старинные наличники по рисунку, конструкции и мастерству вполне сопоставимы с шедеврами церковного искусства — киотами и иконостасами.

Во-первых, материал для наличников использовался очень качественный — сухие доски без сучков. При пропильной резьбе первый же сучок вылезет со временем из дерева, чем испортит всю картину.

Вообще на Руси сухое дерево использовалось не только для столярных работ, но и при строительстве дома. И сейчас в тех же США везде продаётся исключительно высушенное дерево, и только у нас, как в какой-то дикой третьесортной стране, везде лежат на продажу штабеля сырых пиломатериалов.

Во-вторых, потрясающие композиции — выверенный эстетически и символически рисунок, гармония узоров и орнаментов, грамотное соотношение пропорций деталей наличника, стилистическое единство наличника со всем домом, — всё это говорит о безупречном художественном вкусе былых мастеров. Не сравнить с современными наличниками, выпиливаемыми потоком на станках, — за редкими исключениями, выглядят они весьма убого и пошло.

В-третьих, впечатляющее мастерство изготовления. При кажущейся с первого взгляда лёгкости и ажурности старинных наличников, когда сам начинаешь делать такой наличник, убеждаешься в том, что это вполне серьёзное изделие, требующее опыта и владения ремеслом. Чего стоят те же верха наличников — если присмотреться, можно увидеть, насколько сложны эти элементы по своим формам и резному оформлению.

И тем более удивительно повсеместное распространение красивейших резных наличников по Руси, учитывая, что даже если сейчас, при наличии электрических инструментов и станков, у меня ушло прилично времени на изготовление наличника, то насколько труднее и сложнее было их делать тогда вручную!

И это понятно — красота русской души, вдохновлённой и одухотворённой верой православной в Господа нашего Иисуса Христа, отражалась во всём, от предметов кухонной утвари до шедевров церковного зодчества, как каменного, так и деревянного.

На Руси русский человек воспринимал окружающий мир как целостный Божий микрокосмос, в котором всё связано и всё гармонично, всё имеет свой смысл и всё символично.

Отразилось это мировосприятие и на декоре русского наличника.

Символика русского наличника

Многие отмечают исключительную особенность старинной России в украшении домов и наличников. Я думаю, причин к тому несколько. Во-первых, ощущая себя частичкой микрокосмоса и видя красоту и гармонию Божьего творения, русский человек стремился и от себя внести долю прекрасного от трудов своих. Мы и сейчас, любуясь старинными русскими наличниками, испытываем те же восторг и благодарность, которые в давние времена вложил в декор русский мастер.

Во-вторых, украшение дома несло охранительную функцию, пробуждая в смотревших на дом людях положительные эмоции вместо отрицательных, оберегая, так сказать, живших в доме от негативной энергии.

И в-третьих, через украшение дома самовыражался сам хозяин, как бы показывая через рукодельную красоту широту своей души и мастерство своих рук. А то и не думая о других, а просто делая ради собственной потребности к красоте и благоустройству.

Всё в Божьем мире имеет свой смысл, не исключение и резьба на наличниках. Зная основы орнаменталистики, можно долго простоять перед наличником, находя в его декоре новые смыслы и значения.

Итак, пройдёмся кратко по символике русского наличника. Отмечу, что эта символика вполне соотносится с орнаментикой прочих традиционных русских ремёсел — вышивки, резного декора церковных предметов и домовой резьбы, росписи, чеканки, и так далее.

Весь наличник в целом является символом окружающего нас мира, и делится на три части:

Верхняя часть. Мир небесный — Божий. Часто был двухуровневым. Верхнее небо называлось «небесной твердью» и часто изображалось в виде двускатной или полукруглой крыши. На верхней доске, но чуть ниже, нижнее небо — «небесная хлябь».

Центральная часть — срединный мир — реальный. Боковые стороны наличника называются «полотенцами». Полотенце у русских известно как особый символ, знак принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, полотенцами-рушниками украшали иконы и полки для икон, рушники часто жертвовали в храмы и часовни.

Нижняя часть — твердь земная. Карниз (завершение наличника).

Каждая часть оформлялась соответствующим орнаментом.

Солярные символы

Солнце — символ Господа нашего Иисуса Христа. В Библии и Евангелии множество мест, где Господь Иисус Христос называется Солнцем: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит» (Пс.83, 12), «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал.4, 2), «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет , и нет в Нём никакой тьмы» (1Иоанна 1, 5).


И в богослужениях православной церкви Господь часто называется Солнцем правды, Солнцем истины. Естественно, что этот символ отразился и в декоре наличника, особенно его верхней части.

Можно встретить резьбу пяти солнц — одно в середине и четыре по сторонам, не трудно догадаться, что это символ Господа Иисуса Христа и четырёх Евангелистов, часто используемый также в иконописи и храмовой росписи. Вообще количество солнц на наличниках перекликается с количеством куполов на храмах — та же символика, то же значение.

В мирском значении солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу, что вполне логично — ведь без солнца не будет урожая, а без урожая не будет благосостояния.

Символы воды


Как вода, так и её символы чрезвычайно мистичны и многозначны. Водой совершается крещение, очищение от грехов, рождение духовного человека и освящение. Вода, смешанная с вином, в причастии означает человеческую природу Христа, а само вино — Его божественность. Вода является источником и символом жизни.


Воды бывают небесными (верхняя часть) и подземными (нижняя часть), как сказано в Библии: «И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» (Быт. 1, 7).

В виде дождя вода несёт оплодотворяющую силу Бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода. Бегущая вода означает жизнь и её источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр. Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.

В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос — это вино, а вода — тело Христово. В христианском искусстве смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса — символ Благовещения.

И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам, капли-кружочки, чередующиеся ступеньки — это всё знаки воды во всех её значениях и символах.

Символы земли

Тоже, как и вода, имеют множество значений.

Земля — одна из основных (наряду с водой, огнём, воздухом) стихий мироздания; центральная часть трёхчастной вселенной (небо — земля — преисподняя), населённая людьми и животными; символ женского плодоносящего начала и материнства.


Земля, порождающая деревья и травы, и дающая человеку жилище, часто используется в качестве символа Церкви, которая питает человека духовной верой и предлагает ему убежище. Таким образом, земной шар, на котором воздвигнут крест, иногда передаёт это символическое значение.


Наконец, земля — то, чем жил русский крестьянин, она давала ему урожай, обеспечивала пропитанием, одеждой и жильём.

Знаки аграрной символики, пожалуй, самые простые, одни из самых распространённых. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Женские символы

Изначально происшедший из культа славянских языческих богинь типа макош и берегинь, в христианской Руси символ женщины с широкими бёдрами и раздвинутыми ногами и поднятыми руками трансформировался в общий символ материнства, плодородия и плодовитости.

Как считалось на Руси, у человека три матери — мать-земля, родная мать и Божья Матерь, и все эти значения вполне присущи символу берегини.

Вот так берегиня изображалась в вышивке.


Женские символы в резных наличниках часто настолько утрированы, что с первого взгляда кажутся простым узором, но при внимательном рассмотрении нетрудно найти этот материнский символ.


Изображённые в декоре четыре женские фигуры символизируют четыре христианские добродетели: справедливость, благоразумие, храбрость и умеренность.

Символы-звёзды

Основные признаки символов звёзд — количество и конфигурация лучей. При этом важно, что все образующие её форму лучи одинаковы, что отличает этот символ от изображений солнца.

Вообще звезда в христианской символике чаще всего означает Бога, иногда Церковь. Наиболее часто в русской орнаментике встречаются шести- и восьмиконечные звёзды.


Шестилучевая звезда — знак Творения и Печать Соломона. Это комбинация мужского и женского начал, а также огня и воды, союз духа и материи, основа действия и неподвижности, единство противоположностей.

Восьмилучевая звезда — символ Пресвятой Богородицы: в православной иконографии Божью Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звёздами на плечах и на челе в знак Её Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова. Также в виде восьмиконечной звезды изображают Вифлеемскую звезду, явившуюся во время Рождества Христова и приведшую к родившемуся младенцу Христу трёх волхвов и пастухов.

Также восьмиконечная звезда — сочетание двух крестов. Часто вырезали и простые кресты — четырёхконечные звёзды.

Символы животных

Агнец, вол — ветхозаветный прообраз жертвы Христа; символ мучеников, которых убивали за Христа.

Змея, уж — их изображение происходит из языческого культа ужей-господариков. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями зерна и дома от мышей. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах.

В этом контексте ужи символизируют мудрость, плодородие и благосостояние.

Кони — в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических (эпических) персонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т. п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т. п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.

Естественно, что символизм коней не потерял своего значения и в христианской Руси.

В христианском искусстве конь выступает символом Солнца, отваги и смелости, благородства, щедрости, а также победы, например, мучеников над грешным миром.

Высеченные в древнеримских катакомбах изображения коней символизируют бег времени и быстротечность жизни, они нередко относятся к миру мёртвых, либо служат свидетельством отречения от римской религии.

В Средние века конь считается атрибутом чувственной любви, набожности и вдохновенной веры.


Лев — символ неусыпной и духовной бдительности, крепости — поскольку считалось, что он спит с открытыми глазами. Часовой, поддерживающий устои Церкви. Символ воскресения, т.к. считалось, что лев вдыхает жизнь в львят, рождающихся мёртвыми. Поэтому льва стали связывать с воскресением из мёртвых и сделали его символом Христа.


Лягушка — символ непрерывности жизни и воскресения.

Птицы — утки, голуби, лебеди, петухи, фениксы, в общем, всё, что имеет крылья и способность к полёту.

Очень глубокий и многозначный символ. В Ветхом Завете о Боге говорится, как о птице или крылатом существе: «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16, 8).

В христианстве птицы — символ всего духовного и боговдохновенного, вознесённость духа, души верующих (в раю, под божественным покровительством и т. д.). Младенец Христос часто изображается с птицей в руках или привязанной на верёвке.

Связь со сферой божественного, благовествование, быстрота мысли проявляются в различных мотивах: св. Матфей пишет своё Евангелие под диктовку голубя — Святого Духа; схождение Святого Духа; птицы гнездятся в дереве в момент благовествования ангела Анне.

Различным видам птиц придаются определённые характеристики:

аист — символ благоразумия, бдительности, набожности и целомудрия. Поскольку аист возвещает о приходе весны, его связывают с Благовещением Марии — с благой вестью о пришествии Христа. Возможно, что существующее североевропейское поверье относительно того, что детей матерям приносит аист, произошло от того, что эту птицу связывали с Благовещением;

бабочка — символ воскресения и вечной жизни. Короткая жизнь бабочки делится на три этапа. Первый, в котором нет никакой красоты — ползающая личинка, гусеница, или, как люди называют её, червь. Второй — когда это существо превращается в куколку (кокон). Личинка покрывается оболочкой, как бы запечатывается в конверт. Третий — когда обитательница кокона разрывает свою шёлковую оболочку и выходит наружу. Это уже зрелая бабочка с прекрасным обновлённым телом и ярко раскрашенными крыльями. Крылья вскоре крепнут, и бабочка взмывает ввысь.

Поразительно, как эти три этапа жизни бабочки похожи на жизнь в уничижении, смерть и погребение, а затем славное воскресение Христово. Рождённый в человеческом теле, в образе слуги, наш истинный Господь, как писал Исайя, не имел «ни вида, ни величия». Говоря: «Се Человек», Пилат указывал на истерзанное тело, которому вскоре предстояло оказаться в могиле. Наш Господь был погребён в могиле. Но на третий день Иисус воскрес в прославленном Теле, а через сорок дней вознёсся на Небеса.

Все верующие во Христа также переживают три этапа. По природе греховные, смертные существа, они живут в унижении. Приходит смерть, и их безжизненные тела предаются земле. Но в Последний День, когда Христос вернётся во всей Своей славе, христиане последуют за Ним в обновлённых телах, созданных по образу прославленного Тела Христова;

ворон — символ уединения и отшельнической жизни;

голубь — воплощение Божьего Духа, символ чистой души. Голубь также воплощает добродетели умеренности и согласия;

гусь — символ предусмотрительности и бдительности;

ласточка — чистая, святая птица, наделённая женской символикой и сочетающая в себе небесное и земное начала. В песне ласточка уподобляется Божьей Матери:

«Ой на Дунаечку, на бережечку,

Там ластівочка та купалася,

То не ластівочка, то Божа Мати…»

Ласточка и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание её воспринимается как молитва: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие тернии из Его венца и носили Ему воду.

Даже раздвоенность ласточкина хвоста имеет значение — согласно южнославянским легендам, ласточка после всемирного потопа спасла человека от кровожадной змеи, которая откусила ласточке хвост, отчего он стал раздвоенным.

Также ласточка — символ домашнего счастья и крепкой семьи;

лебедь — чистота, милосердие и символ Девы Марии;

орёл — символ вознесения и души, которая ищет Бога; также орёл символизирует справедливость или такие достоинства, как храбрость, веру и религиозное размышление. В более общем смысле орёл стал символом вдохновляющей идеи Евангелий;


петух — символ бдительности и предостережения. «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» (Марк. 13:35). Бодрствование и готовность к исповеданию — признаки живой веры. Один из символов Христовой любви — поющий петух;


утка — символ брачного союза и преданности. Часто на Руси деревянные ковши вырезали именно в форме уток. Также в декоре наличников (на концах полотенец) очень часто используется символ утиных лапок, который, впрочем, можно истолковать и как символ ласточкина хвоста.

Рыба — символ Господа Иисуса Христа. Греческое слово ihtis (рыба), было символом Христа ещё и потому что каждая литера в греческом языке составляет слова «Иисус Христос, Божий Сын Спаситель» (Isus Hristos Teu Ius Soter).

Рыба с монетой во рту — символ Чуда, совершённого Иисусом Христом. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. (Мф. 17:24-27). Он совершает чудо: если Иисус знал, что во рту рыбы, которая первой попадётся Петру, окажется проглоченная ею монета, — Он всеведущ. Если же Он монету эту сотворил у неё во рту — Он всемогущ.


Ящер, ящерица — символ возрождения, омоложения посредством линьки, страстного стремления к духовному свету.

В раннехристианском тексте «Физиологус» сообщается, что, когда ящерицы стареют, и глаза у них затухают, они вползают в щели стен, обращённых к востоку. И когда встает Солнце, «их глаза открываются, и они выздоравливают. И ты, человек, когда... глаза сердца твоего замутятся, таким же путём ищи восходящее солнце справедливости, Господа нашего Иисуса Христа, и Он откроет глаза сердца твоего». Слепая ящерица, которая ищет страну, где восходит солнце, символизировала грешника, ищущего помощи у Бога.

Растительные символы

Виноград вместе с пшеничными колосками — это обычный орнамент на церковных киотах и на колоннах иконостасов. Сам Христос называет себя виноградной Лозой, Своего Отца Небесного Виноградарем, а своих учеников — ветвями. «Я истинная виноградная Лоза, — говорит Христос, — а мой Отец Виноградарь… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви». (Ион.15, 1-5.). Пшеничный хлеб и вино освящаются во время св. Литургии в Пресвятые Тело и Кровь Господню.

Трилистник — символизирует Святую Троицу, объединение, равновесие. Он может символически заменяться на один большой лист.


Цветы — символизируют новую жизнь: Господь пришёл на землю — и расцвели цветы. Цветы были привычным украшением на гробах мучеников в катакомбах как символ проходящей человеческой жизни. В книге Иова читаем: «Человек, который родится от женщины, веком короткий и тревоги полный. Вырастает словно цветок, и вянет, и бежит тенью без остановки» (Иов.14,1-2). Св. Апостол Пётр поучает: «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засохла трава, и цвет её опал» (1 Петра 1, 24).

Другие символы


Русалки — мифические существа, наполовину женщина с длинными волосами и девственной грудью, наполовину рыба с чешуйчатыми хвостом и плавниками. В существование русалок всерьёз верили в древние времена, вплоть до 19-го века. Символизируют любовь, чувственность, стремление к высшему.


Символ «S» — ассоциируется с лебедем, поскольку он напоминает лебединую шею. Но его относят и к символам огня и солнца, с другой стороны, он также может выполнять функцию «луча» у «солнц». Также символ «S» может быть интерпретацией символа воды — часто повторяющиеся линии «S» создают ощущение волн, растительных символов — вьющиеся ветви, и тех же ужиков-господарей.

Цвета

Помимо символики отдельных элементов, своё символическое значение имеют и цвета, в которые окрашен наличник.

Белый — символ святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах — в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным является такое значение белого, как чистота и непорочность, освобождение от грехов.

Жёлтый — символ Святого духа, божественного откровения, просветления.

Зелёный — символ жизни, весны, цветения природы, юности; также цвет Святителя Николая Чудотворца — купола на его храмах часто окрашены именно в зелёный цвет. Зелёный цвет — природный, живой. Это цвет травы и листьев, надежды, вечного обновления.

Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь на иконах с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Красный цвет символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, а, следовательно, — и Его любовь к людям. Также это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, символ Воскресения — победы жизни над смертью.

Синий — цвет небесной истины, философии, покорности Божьей воле и смирения. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное, и небесное. Росписи во многих храмах, посвящённых Богоматери, наполнены небесной синевой, купола окрашены в синий цвет.

Чёрный цвет — цвет зла и смерти. В иконописи чёрным закрашивали пещеры — символы могилы — и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Чёрные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

http://otherreferats.allbest.ru/religion/00222211_0.html