ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Многорукий будда значение. Значение статуэток будды. О распространении учения

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова будда

будда в словаре кроссвордиста

будда

Словарь медицинских терминов

Энциклопедический словарь, 1998 г.

будда

БУДДА (санскр. букв. - просветленный)

    имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды - Шакьямуни, "отшельник из шакьев").

    В буддизме - существо, достигшее состояние высшего совершенства.

будда

БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas - проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет) 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования; 2) имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара). Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой - 483 (+ 3) до н. э. и короткой - 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически. Жизнь Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на языке пали - Сиддхаттха, буквально Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (на языке пали - Суддходана, буквально Имеющий рис), мать - Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали - Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и уйти в пустыню под своим клановым именем Гаутама (на языке пали - Готама, буквально Лучший из пастухов; так звали ведического мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). В обителях пустынников Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи). Просветление В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению); стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша) от цепи перерождений (сансара), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (буквально недуновение). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Проповедь Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (на языке пали - дхамма, по-тибетски chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды - одно из начал, объединяющих буддизм. Учение о Будде Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина Будды, согласно которой будды - это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т.д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24-х будд), и после него ожидается Будда Майтрея (Тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т.д., и все они учат одному Закону (см. Буддизм). В писаниях Великой колесницы (махаяна) доктрина Будды получила значительное развитие. Здесь Будда - высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время Будда - это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной. Писания Алмазной колесницы (ваджраяны) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Адибудде) - мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя). Литература: Арья Шура. Гирлянда джатак, или сказания о подвигах Бодхисаттвы / Пер. с санскр. А. П. Баранникова, О. Ф. Волковой. М., 1962. Джатаки / Пер. с пали Б. Захарьина. М., 1979. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы / Пер. К. Бальмонта. М., 1990. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 191

    Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Пг., 1916. Т. 1-

    Бехерт Х. Противоречия в датировке паринирваны Будды и истоки тхеравадской хронологии // Вестн. древней истории. 199

    No 1. Жизнь Будды. Новосибирск, 199

    Андросов В. П. Происхождение буддизма (к методике и теории изучения) // Религии древнего Востока. М., 199

    Thomas E. J. The Life of Buddha as Legend and History. London, 1952. Nanamoli Bhikkhu. The Life of the Buddha according the Pali Canon. Kandy, 1984. Lamotte E. History of Indian Buddhism from the Origin to the Saka Era / Transl. from French by Sara Webb-Boin. Louvain, 1988. When did the Buddha Live? The Controversy on the Dating of the Historical Buddha / Ed. by H. Bechert. Delhi, 1995. Wayman A. Untying the Knots in Buddhism. Selected Essays. Delhi, 199

  1. Примеры употребления слова будда в литературе.

    Именно этот ужасающий и мучительный облик мира заставляет буддиста принять абстрагирующую установку, подобно тому как и сам Будда , согласно легенде, вступил на свой путь под влиянием подобного же впечатления.

    Назавтра рано поутру, страдая от похмелья, с прилипшим к небу языком, Элиот предпринял последний заход в попытке узреть Авалокитешвару Будду .

    Сваям - бхунатх, где - по словам Сэма Чипли, навестившего Элиота в больнице - намеревался узреть Авалокитешвару Будду .

    Они клянутся самыми святыми и секретными клятвами господину Будде Амида, проповеднику Вечной Любви, в послушании, чистоте и смерти, проводят свою жизнь в подготовке к тому, чтобы стать совершенным орудием одного убийства, чтобы убить только по приказу своего руководителя, и если они терпят при этом неудачу - не сумеют убить выбранного человека, будь то мужчина, женщина или ребенок, - то сразу отдают свою собственную жизнь.

    Образ склоняющегося к западу солнца соединяется с образом новопостриженной монахини, мысли которой тоже отныне будут стремиться к западу, туда, где находится Чистая земля, царство Будды Амиды, буддийский рай.

    Маленькая татуировка - китайское изображение Амиды, особого Будды , было вытравлено под мышкой.

    Конечно, Ашока мало вникал в тонкости буддийской философии, и, конечно, его мысль была далека от мироотрицающей философии Гаутамы Будды .

    Обратившись к Будде , Дхамме и Сангхе, Ашока торжественно объявил, что он потрясен горем людей, пострадавших от войны, и что расправы, подобные последней войне, никогда больше не повторятся.

    А у подножия холма Зонненберг мы отыскали Суон Мали, колонию сиамского короля, где нами, благородными гостями, среди каменных и железных статуэток Будды принесены были наши возлияния и воскурения, К числу самого чудесного должно отнести праздник Братства в Бремгартене, тесно сомкнулся там около нас магический круг.

    Тем не менее брахманизм выгодно отличался от доктрины Будды в одном пункте: он не считал мир отвратительным мельканием дхарм, но видел в нем проявление Божества.

    Уже одно это даст право говорить о Будде как о человеке, оказавшем влияние, пусть даже косвенное, на приуготовление мира к Евангельской вести.

    И хотя, быть может, на старости лет годы юности рисовались Будде несколько в приукрашенном виде, ясно, что Шуддходана сделал все, что было в его силах, чтобы превратить жизнь царевича в сплошной праздник.

    Тот же, кто нашел прибежище в Будде , в Дхамме, в Сингхе, кто владеет подлинным знанием, видит четыре благородные истины.

    Заветная мечта - освобождение от мира, исполненного зла, благодаря ему, Будде , близка к осуществлению.

    А в ней раскрывается цепь причинного возникновения зла, состоящая, согласно Будде , из двенадцати членов.

27.05.2018 0 4892

Статуетку Хотея по-другому называют Смеющийся Будда. Это наверное единственный из символов фэн-шуй, окруженный многими значениями и толкованиями и имеющий такое огромное количество разновидностей.

Первая легенда для статуэтки под названием Смеющийся Будда гласит: Будда был очень красив, за что его любили женщины. Ты же знаешь, дорогой читатель, что привлекательность зачастую может стать наказанием, а не благословлением. Из-за огромного количества проблем и разбитых сердец, которые вызвал Будда своей красотой, он решил изменить свой облик и стал улыбающимся толстяком — весельчаком.

Вторая Легенда о Хотее — так тоже называют эту статуэтку. История поведала нам о странствующие монахе, за плечами которого был тяжёлый мешок. В него он собирал все людские проблемы и несчастья, о которых рассказывали ему. Взамен же одаривал человека многими благами: легкостью, изобилием, достатком, весельем и хорошим настроением, как-будто снимал огромный груз проблем с плеч.

Как определить кто перед вами — статуэтка бога Хотей или Будда?

После того, как вы узнали о преданиях сопровождающих эти статуэтки, различить их не для кого не составит труда. Если перед вами смеющийся толстяк, монах с мешком — это Хотей. Во всех остальных случаях, а их немало — .

Виды статуэтки смеющегося Будды?

Так как многие путают названия по факту одной и той же статуэтки и это не имеет принципиального значения, далее понятия смеющегося Будды и монаха Хотея обьединяем. Часто можно встретить название Бог Хотей.

  • Будда с монетой,
  • Будда с веером,
  • с чашей из тыквы,
  • с жемчужиной,
  • с драконом на плече,
  • с четками или свитком в руках,
  • Будда с китайской короной на голове,
  • с детьми,
  • с коромыслом.

Какого смеющегося Будду или Хотея выбрать? Хотей значение

  • Смеющийся Будда с веером поможет защититься от любого дурного влияния, обмана, злословия и даже сплетен. Хороший защитный талисман от завистливых людей. Также мощным символом защиты станет Будда с драконом на плече. Наличие такой статуэтки в доме принесет покровительство сильного человека, а также все силы природы станут вам на помощь.
  • Смеющийся Будда с монетой или Хотей с мешком, сидящий на монетах, подарят вам материальное благополучие и везение. Деньги будут зарабатываться легко и с удовольствием, работа не будет в тягость.
  • Для приобретение крепкого здоровья обзаведитесь буддой с тыквенной чашей в руках.
  • Будда с четками поможет достигнуть духовного роста, а наличие свитка в руках — обещает помощь в учении и достижения знания легко.
  • Будда с китайской короной поможет известным людям или людям медийных профессий, тем кто всегда на виду. Как же такая статуэтка станет полезной, если вы чувствуете что несёте груз огромной ответственности.
  • Для тех, кто мечтает родить ребенка, нужно поставить статуэтку Хотея с детьми в западной части дома — секторе детей. Также стоит обзавестить .
  • Хотей с коромыслом, денежной корзиной — талисман денежной удачи, такой же сильный, как и Также существует обьединенная статуэтка — Хотей на жабе.

Что означает статуэтка Хотея? Смеющийся Будда значение?

Общее значение статуэтки Хотея или смеющегося Будды — веселье, крепкое здоровье, легкости жизни и ненавязчивые решения жизненных проблем. Своей улыбкой Хотей как бы говорит нам: если посмотреть на огромную проблему или свой страх сквозь улыбающиеся глаза, она обесценивается и становится не такой уж и страшной.

Как загадать желание статуэтке бога Хотея, чтобы оно 100% сбылось?

Перед тем, как обдумать и загадать желание перед статуэткой бога Хотей, следует подготовится и произвести ритуал без ошибок. Для начала познакомьтесь с ним. Не берите загадывать желание сразу же после того, как статуэтка появилась у вас в доме. Представьтесь, разместите статуэтку в секторе богатства, или здоровья, духовного развития. Это зависит от того, какого вида ваша статуэка Хотея. Чаще поглаживайте статуэтку по животику.

  1. Приготовьте подношение Хотею. В мешочек насыпьте 3 рисинки, 3 монетки, сладость. Перевяжите желтой ниточкой.
  2. Напишите свое желание на листе бумаги. Чем шутливей и веселей будет записка, тем лучше.
  3. Зажгите свечи и посидите некоторое время с Хотеем. Всматривайтесь в его веселое лицо. Такая мини медитация освободит ваш разум и привлечет энергию на исполнение желаемого.
  4. Положите мешочек под статуэтку. Погладьте животик 9 раз.
  5. Поглаживайте животик ежедневно. Так вы формируете ситуацию, что желаемое придет к вам. Нужно будет сделать лишь маленькие шаги навстречу.

Где ставить статуэтку хотея или смеющегося Будды?

Этот символ фен-шуй настроения можно располагать в любом секторе квартиры. Если поставить статуэтку с веером в прихожей, получится сильный защитный талисман, который будет влиять на всех чужих людей входящих в помещение.


История Будды, пробужденного мудреца из рода Шакья, легендарного основателя мировой религии буддизма и духовного учителя, берет начало в V-VI веке до нашей эры (точная дата неизвестна). Блаженный, почитаемый миром, идущий в благе, полностью совершенный… Его называют по-разному. Будда прожил довольно долгую жизнь, около 80 лет, и прошел удивительный путь за это время. Но обо всем - по порядку.

Реконструкция биографии

Перед тем Будды, следует отметить один немаловажный нюанс. Дело в том, что материала для научной реконструкции его биографии у современной науки очень мало. Поэтому вся информация, известная о Блаженном, берется из ряда буддийских текстов, из труда под названием «Буддачарита» например (переводится как «Жизнь Будды»). Его автором является Ашвагхоша - индийский проповедник, драматург и поэт.

Также одним из источников является труд «Лалитавистара». Переводится, как «Подробное описание игр Будды». Над созданием данного произведения трудилось несколько авторов. Интересно, что именно «Лалитавистара» заканчивает процесс обожествления, деификации Будды.

Еще стоит оговориться, что первые тексты, относящиеся к Пробужденному мудрецу, стали появляться лишь спустя четыре столетия после его смерти. К тому времени рассказы о нем были уже немного изменены монахами для гиперболизации его фигуры.

И нужно помнить: в трудах древних индийцев не освещались хронологические моменты. Внимание акцентировалось на философских аспектах. Ознакомившись со многими буддийскими текстами, можно это понять. Там описание мыслей Будды преобладает над рассказами о времени, в которое происходили все события.

Жизнь до рождения

Если верить историям и легендам о Будде, то его путь к просветлению, целостному и полному осознанию природы реальности начался за десятки тысячелетий до его реального рождения. Это называется колесом чередования жизней и смертей. Понятие более распространено под названием «сансара». Этот круговорот ограничен кармой - вселенским причинно-следственным законом, согласно которому греховные или праведные действия человека определяют его судьбу, предназначенные для него наслаждения и страдания.

Так вот, началось все со встречи Дипанкары (первого из 24-х будд) с ученым и богатым брахманом, представителем высшего сословия, по имени Сумедхи. Тот был просто поражен его спокойствием и безмятежностью. Сумедхи после этой встречи сам себе пообещал достичь точно такого же состояния. Так что его начали именовать бодхисаттвой - тем, кто стремится к пробуждению для блага всех существ, чтобы выйти из состояния сансары.

Сумедхи умер. Но его сила и тяга к просветлению - нет. Именно она обусловила его множественные рождения в различных телах и образах. Все это время бодхисаттва продолжал совершенствовать свое милосердие и мудрость. Говорят, в свой предпоследний раз он родился среди богов (дэвов), и получил возможность выбрать наиболее благоприятное место для своего окончательного появления на свет. Поэтому его решение стала семья почтенного царя шакьев. Он знал, что люди с бóльшим доверием отнесутся к проповедям того, кто имеет такое благородное происхождение.

Семья, зачатие и рождение

Если верить традиционной биографии Будды, его отца звали Шуддходана, и он был раджей (владетельным человеком) маленького индийского княжества и главой племени шакьев - царственного рода предгорий Гималаев со столицей Капилаваттху. Интересно, что Гаутама - это его готра, экзогамный клан, аналог фамилии.

Есть, правда, еще одна версия. Согласно ей, Шуддходана был членом собрания кшатриев - влиятельного сословия в древнеиндийском обществе, в которое входили владетельные воины.

Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев. В ночь зачатия Будды ей приснилось, что в нее вошел слон белого цвета с шестью светлыми бивнями.

В соответствии с традицией шакьев, для родов царица отправилась в дом своих родителей. Но Махамайя до них не доехала - все случилось в дороге. Пришлось остановиться в роще Лумбини (современное местонахождение - государство Непал в Южной Азии, поселение в округе Рупандехи). Именно там будущий Мудрец появился на свет - прямо под деревом ашока. Произошло это в месяц вайшакха - второй от начала года, длится с 21-го апреля по 21-е мая.

Согласно большинству источников, царица Махамайя умерла спустя несколько дней после родов.

Для благословения младенца был приглашен отшельник-провидец Асита из горной обители. Он обнаружил на теле ребенка 32 признаков великого человека. Провидец сказал - младенец станет либо чакравартином (великим царем), либо святым.

Мальчика называли Сиддхартха Гаутама. Церемония именования была проведена на пятый день после его рождения. «Сиддхартха» переводится, как «тот, кто добился своей цели». Чтобы предсказать его будущее, пригласили восьмерых ученых брахманов. Все они подтвердили двойственную судьбу мальчика.

Молодость

Рассказывая о биографии Будды, следует отметить, что его воспитанием занималась младшая сестра Махамайи. Ее звали Маха Праджапати. Отец тоже принимал определенное участие в воспитании. Он хотел, чтобы сын стал великим царем, а не религиозным мудрецом, поэтому, помня о двойственном предсказании на будущее мальчика, всячески старался оградить его от учений, философии и знаний о людских страданиях. Специально для мальчика он приказал построить целых три дворца.

Будущий обгонял всех своих сверстников во всем - в развитии, в спорте, в науке. Но больше всего его тянуло к размышлениям.

Как только юноше исполнилось 16 лет, его женили на принцессе по имени Яшодхара, дочери царя Сауппабудды такого же возраста. Спустя несколько лет у них родился сын, которого назвали Рахула. Он был единственным ребенком Будды Шакьямуни. Интересно, что его рождение совпало с лунным затмением.

Забегая наперед, стоит сказать, что мальчик стал учеником своего отца, а в дальнейшем и архатом - тем, кто достиг полного освобождения от клеш (омрачения и аффектов сознания) и вышел из состояния сансары. Рахула испытывал просветление даже тогда, когда просто шел рядом с отцом.

Целых 29 лет Сиддхартха жил как принц столицы Капилавасту. Он получал все, что только можно было пожелать. Но чувствовал: материальные блага - далеко не конечная цель жизни.

То, что изменило его жизнь

Однажды, на 30-м году своей жизни, Сиддхартха Гаутама, Будда в будущем, отправился за пределы дворца в сопровождении колесничего Чанны. И он увидел четыре зрелища, которые изменили его жизнь навсегда. Это были:

  • Нищий старик.
  • Больной человек.
  • Разлагающийся труп.
  • Отшельник (аскетично отрекшийся от мирской жизни человек).

Именно в тот момент Сиддхартха осознал всю суровую реальность нашей действительности, которая остается актуальной и по сей день, несмотря на минувшие два с половиной тысячелетия. Он понял - смерть, старение, мучения и болезни неизбежны. От них не защитит ни знатность, ни богатства. Путь к спасению лежит только через самопознание, поскольку именно его посредством можно постигнуть причины страданий.

Тот день действительно изменил многое. Увиденное подвигло оставить свой дом, семью и все имущество. Он отказался от прежней жизни, чтобы отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Обретение знаний

С того дня началась новая история Будды. Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной. Легенды гласят, что боги приглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить в тайне отъезд.

Как только принц выехал за пределы города, он остановил первого встречного нищего и поменялся с ним одеждами, поле чего отпустил своего слугу. У этого события даже есть название - «Великое Отправление».

Аскетичную жизнь Сиддхартха начал в Раджагриху - городе в округе Наланда, который сейчас называется Раджгир. Там он просил на улице милостыню.

Естественно, об этом узнали. Царь Бимбисара даже предложил ему трон. От него Сиддхартха отказался, но дал обещание съездить в царство Магадха после достижения просветления.

Так что жизнь Будды в Раджагриху не сложилась, и он покинул город, в итоге придя к двум брахманам-отшельникам, где начал учиться йогической медитации. Освоив учение, он пришел к мудрецу по имени Удака Рамапутта. Он стал его учеником, и по достижении высшего уровня медитативного сосредоточения снова отправился в путь.

Его целью была юго-восточная Индия. Там Сиддхартха вместе с пятью другими людьми, ищущими истину, пытался прийти к просветлению под предводительством монаха Каундиньи. Методы были самыми суровыми - аскеза, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.

Будучи на грани смерти через целых шесть (!) лет такого существования, он понял - это не приводит к ясности ума, а лишь затуманивает его и изнуряет тело. Поэтому Гаутама стал пересматривать свой путь. Ему вспомнилось, как в детстве он погрузился в транс во время праздника начала пахоты, почувствовал то освежающее и блаженное состояние сосредоточения. И погрузился в Дхьяну. Это особое состояние созерцания, сосредоточенного размышления, которое приводит к успокоению сознания и в дальнейшем - к полной остановке психической активности на время.

Просветление

После отречения от самоистязания жизнь Будды стала складываться иначе - он отправился странствовать в одиночестве, и путь его продолжался до тех пор, пока он не дошел до рощи, находящейся неподалеку от городка Гайя (штат Бихар).

Случайно он набрел на домик деревенской женщины Суджаты Нанды, которая посчитала, что Сиддхартха - это дух дерева. Настолько изможденно он выглядел. Женщина накормила его рисом с молоком, после чего он сел под большим фикусом (сейчас его называют и поклялся не вставать, пока не придет к Истине.

Это пришлось не по нраву демону-искусителю Маре, возглавлявшему царство богов. Он соблазнял будущего Бога Будду различными видениями, показывал ему красивых женщин, пытаясь всячески отвлечь его от медитации посредством демонстрации привлекательности земной жизни. Однако Гаутама был непоколебим, и демон отступил.

Целых 49 дней он просидел под фикусом. И в полнолуние, в месяц вайшакха, в ту же ночь, когда Сиддхартха и был рожден, он достиг Пробуждения. Ему было 35 лет. В ту ночь он получил полное представление о причинах человеческих страданий, о природе, а также о том, что нужно для достижения такого же состояния другим людям.

Это знание потом стали именовать «Четырьмя Благородными Истинами». Вкратце их можно изложить следующим образом: «Есть страдание. И есть его причина, которой является желание. Прекращение страдания - это нирвана. И есть путь, который ведет к ее достижению, именуемый Восьмеричным».

Еще несколько дней Гаутама думал, пребывая в состоянии самадхи (исчезновение идеи собственной индивидуальности), обучать ли полученным знаниям остальных. Он сомневался, подвластно ли им будет прийти к Пробуждению, ведь все они переполнены обманом, ненавистью и жадностью. А идеи Просветления очень тонкие и глубокие для понимания. Но за людей вступился высший дэв Брахма Сахампати (бог), который попросил Гаутаму привнести в этот мир Учение, поскольку всегда найдутся те, которые его поймут.

Восьмеричный путь

Рассказывая о том, кто такой Будда, нельзя не упомянуть и Благородный восьмеричный путь, который прошел сам Пробудившийся. Это - дорога, ведущая к прекращению страдания и освобождению от состояния сансары. Об этом можно рассказывать часами, но если вкратце, то Восьмеричный путь Будды - это 8 правил, следуя которым можно прийти к Пробуждению. Вот что они собой представляют:

  1. Правильное воззрение. Подразумевает постижение четырех истин, которые были указаны выше, а также других положений учения, которые нужно пережить и сформировать прочувствованное в мотивацию своего поведения.
  2. Правильное намерение. Нужно твердо увериться в своем решении следовать восьмеричному пути Будды, ведущему к нирване и освобождению. И начать взращивать в себе метту - дружелюбие, благожелательность, любящую доброту и добросердечность ко всему живому.
  3. Правильная речь. Отказ от сквернословия и лжи, клеветы и глупости, непристойности и подлости, пустословия и распри.
  4. Правильное поведение. Не убивать, не воровать, не распутничать, не пьянствовать, не лгать, не совершать никаких иных злодеяний. Это - путь к социальной, созерцательной, кармической и психологической гармонии.
  5. Правильный образ жизни. Надо отказаться от всего, что может причинить страдание любым живым существам. Выбрать соответствующий род деятельности - зарабатывать в соответствии с буддийскими ценностями. Отказаться от роскоши, богатства и излишеств. Это избавит от зависти и от иных страстей.
  6. Правильное усилие. Стремление осознать себя и научиться различать дхармы, радость, умиротворение и спокойствие, сконцентрироваться на достижении истины.
  7. Правильное памятование. Уметь осознавать собственное тело, ум, ощущения. Пытаться научиться видеть себя, как скопление физических и психических состояний, различить «эго», разрушить его.
  8. Правильное сосредоточение. Уход в глубокую медитацию или дхьяну. Помогает достичь предельной созерцательности, освободиться.

И это - вкратце. С этими понятиями в первую очередь и связано имя Будды. И, кстати, они же и легли в основу школы дзэн.

О распространении учения

С момента постижения Сиддхартхой начали узнавать, кто такой Будда. Он занялся распространением знания. Первыми учениками стали торговцы - Бхаллика и Тапусса. Гаутама дал им по несколько волос со своей головы, которые, если верить приданиям, хранятся в 98-метровой позолоченной ступе в Янгоне (пагода Шведагон).

Затем история Будды складывается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город, для индусов значащий то же, что и Ватикан для католиков). Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже умерли.

Тогда он направился в пригород Сарнатх, где и провел первую проповедь, в которой своим товарищам по аскезе он поведал о Восьмеричном пути и Четырех истинах. Каждый, кто его выслушал, вскоре стал архатом.

Следующие 45 лет имя Будды становилось все узнаваемей. Он путешествовал по Индии, преподавал Учение всем желающим, кем бы они ни были - хоть людоедами, хоть воинами, хоть уборщиками. Гаутаму сопровождала и сангха, его община.

Обо всем этом прознал его отец, Шуддходана. Царь направил целых 10 делегаций за сыном, чтобы они привели его обратно в Капилавасту. Но это в обычной жизни Будда был принцем. Все давно стало прошлым. Делегации пришли к Сиддхартхе, и в итоге 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами. Десятую Будда принял и согласился отправиться в Капилавасту. Он пошел туда пешком, на пути проповедуя Дхарму.

Вернувшись в Капилавасту, Гаутама узнал о предстоящей смерти своего отца. Он пришел к нему и рассказал о Дхарме. Прямо перед смертью Шуддходана стал архатом.

После этого он вернулся в Раджагаху. Воспитавшая его Маха Праджапати просила принять ее в сангху, но Гаутама отказал. Однако женщина не приняла этого, и отправилась за ним вместе с несколькими благородными девушками рода Колия и Шакья. В итоге Будда благородно принял их, увидев, что их способность к просветлению находится наравне с мужской.

Смерть

Годы жизни Будды были насыщенными. Когда ему исполнилось 80 лет, он сказал, что вскоре достигнет Паринирваны - конечной стадии бессмертия, и освободит свое земное тело. Перед тем как вступить в это состояние, он спросил у своих учеников, имеют ли те какие-либо вопросы. Их не было. Тогда он произнес свои последние слова: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».

Когда он умер, его кремировали по правилам обряда для Вселенского властителя. Останки разделили на 8 частей и поместили в основании ступ, специально воздвигнутых для этого. Считается, некоторые памятники сохранились и по сей день. Храм Далада Малигава, например, в котором хранится зуб великого мудреца.

В обычной жизни Будда был просто статусным человеком. И пройдя сложный путь, он стал тем, кто смог достичь высшего состояния духовного совершенства и вложить знания в умы тысяч людей. Именно он - основатель древнейшего мирового учения, имеющего непередаваемое значение. Не удивительно, что празднование дня рождения Будды - масштабный и громкий праздник, отмечающийся во всех странах Восточной Азии (кроме Японии), и в некоторых являющийся официальным. Дата меняется ежегодно, но выпадает всегда на апрель или май.

Конечно же, слова буддизм, буддисты у многих на слуху. Каждый знает, что эти термины обозначают одну из мировых религий и непосредственное ее приверженцев, но мало кто знает о человеке основавшем ее. Кем он был. И как стал культовой личность.

  • Сиддхартха
  • Гаутама
  • Шакьямуни
  • Татха-гата
  • Джина
  • Бхагаван

Все это имена одного и того же человека более известного как Будда. Все эти имена выражают либо принадлежность к мирскому статусу и роду, либо к религиозно-мифологической жизни. Попробуем разобраться, что означают все эти многочисленные имена:

  • Сиддхартха – имя, данное после рождения.
  • Гаутама – имя символизирующие принадлежность к роду.
  • Шакьямуни – «мудрец из племени таков».
  • Будда – «просветленный».
  • Татха-гата – «так приходящий и так уходящий»
  • Джина – «победитель»
  • Бхагаван – «торжествующий».

На данный момент имеются данные о пяти вариантах биографий Будды:

  1. «Махавасту», написанная во II веке н.э.
  2. «Лалитавистара», созданная во II-III веках н.э.
  3. «Буддхачарита», изложенная поэтом Ашвагхошей примерно в I-II веках н.э.
  4. «Ниданакатха», появившаяся благодаря труду неустановленных авторов где-то в I веке н.э.
  5. Абхинишкраманасутра, вышедшая из под пера буддийского схоласта Дхармагупты относительно недавно, в раннем Средневековье.

Когда родился Будда

По сей день, среди историков ведутся споры относительно даты жизни Сиддхартха. Одни ссылаются на официальное буддийское летоисчисление и указывают даты 623-544 год до н.э. Другие придерживаются иной датировки, согласно которой родился Будда в 564 году до н.э., а умер в 483 году до н.э.

Не точности и расхождения прослеживаются не только в датах жизни и смерти , но и в самой биографии. Кто такой Будда? В описаниях его жизни так тесно сплетены реальные и мифологические события, что отделить их друг от друга становится практически невозможно, поэтому судить о том, где правда и где вымысел очень сложно.

Краткая биография Будды

Все же попробуем хоть немного разобраться хотя бы с тем, откуда взялся этот загадочный человек. Родился он в местечке Лумбини недалеко от города Капилавасту, расположенного в северо-восточной части Индии, в семье Шуддходаны – царя племени шакьев, жившего в середине I тысячелетия до н.э. в северных районах долины Ганга в Индии, и царицы Майи рождается наследник принц. Причем как это ни странно звучит, а в придании написано именно так, он родился из правого бока матери.

Видно из-за такого нетрадиционного способа рождения на малыша обратили внимания боги, которые совершили перед ним обряд поклонения. Будучи только родившимся малышом, Будда был способен разговаривать и произнес небольшую речь, обращенную к пришедшим к нему богам. В его коротком выступлении шла речь о том, зачем он пришел в этот мир. А пришел он для того, что бы стать владыкой мира который положит конец смерти и старости, а так же предродовым мукам матерей.

Родители принца будучи весьма богатыми людьми сделали все для того что бы принц ни в чем не нуждался. Когда Гаутама подрос, к нему приставили лучшего учителя, но тот вскоре заявил, что его ученик преуспел во всех науках и знает гораздо больше своего учителя.

Видя в Сиддхартхе необычайный ум и мудрость, родственники царя советуют женить своего сына, дабы тот не отправился путешествовать, оставив престол. Начинаются поиски достойной невесты, и в роли добровольца выступает девушка Гопа из рода шакьев, считающая себя идеальной кандидатурой и обладающая всеми необходимыми добродетелями.



Отец же девушки сильно опасается, что избалованный принц не сможет стать для его дочери достойным мужем, и устраивает соревнования за право обладания своей дочерью. Будда с легкостью побеждает в соревнованиях по поднятию тяжестей, подняв мертвого слона одним пальцем и забросив его далеко за пределы города. Так же он выходит победителем в соревнованиях по письму, арифметике и стрельбе из лука.

Впоследствии Будда женится на Гопе и у них рождается сын. Они счастливо живут в окружении гарема из 84 тысяч девушек во дворце. Но как то однажды он узнает о существовании на земле болезней, старости и смерти и тут же покидает дворец и отправляется на поиски пути избавления человечества от страданий.

Нелегко было отыскать спасительный способ для человечества. Принцу во время его долгого пути много чего пришлось понять и пережить разные приключения. Но в итоге он обрел ответ на интересующий его вопрос и стал продвигать эти знания в массы. Будда создал первую монашескую общину (сангха). И вместе с учениками 40 лет бродил по многолюдным поселениям и глухим уголкам Индии, проповедуя свое учение.

Умер же Будда в местечке под названием Кушинагара в возрасте 80 лет. Тело его было по традиции кремировано, а прах роздан восьми его последователям, шесть из которых были посланниками монашеских общин. Каждый, кто получил часть праха, захоронил его и на этом месте построил надгробную пирамиду (ступу).

Есть еще одно предание, которое гласит, что один из учеников Будды прямо из пламени погребального костра смог выхватить зуб учителя. Со временем зуб стал реликвией, которой покланялись, которую берегли и во время войны в целях безопасности перевозили из страны в страну. В конце концов, зуб обрел свое постоянное место пребывания на Шри-Ланке в городе Канди, где в его честь возвели храм Зуба Будды и ежегодно проводятся храмовые торжества, начиная с V века н.э.

Перерождения Будды

Ну что же, с тем, что более менее реально в биографии Будды мы разобрались, можно переходить к более интересному - мифической составляющей и выяснить, кто такой Будда? Как утверждают приверженцы Будды, он 550 раз перерождался в виде разных существ:

  • 83 он был святым
  • 58 раз царем
  • 24 раза монахом
  • 18 раз обезьяной
  • 13 раз купцом
  • 12 раз курицей
  • 8 раз гусем
  • 6 раз слоном

А еще был:

  • Рыбой
  • Крысой
  • Плотником
  • Кузнецом
  • Лягушкой
  • Зайцем и т.д.

Все эти перерождения происходили на протяжении многих кальп, где 1 кальпа – период времени, равный 24 000 «божественных» лет или 8 640 000 000 лет человеческих.

Не мудрено, что за такое количество времени пребывания на земле, переродившись в принца, Будда превосходил своими знаниями любых учителей. Удивительно то, почему за такое количество лет Будда раньше ни разу не слышал о нужде живущих в этом мире и не нашел способа помочь.

Просветление и реинкарнация Будды

Так или иначе, встреча с монахом подсказывает принцу путь, каким он должен пойти. Однако открытие истины потребовало еще некоторых раздумий.

По легенде Сиддхартха садится под дерево и погружается в состояние созерцания на 49 суток, пока, наконец, не достигает просветления.

После того как Будда умер все его последователи ждут следующего его перерождения на земле в образе человека и возможно это событие уже произошло.

В 2008 году сотни паломников посетили леса Непала, чтобы собственными глазами увидеть 17-летнего юношу Раму Бахадур Банджану, неофициально объявленного еще в 2005 году очередной реинкарнацией Будды.



Все же не все буддисты верят, что этот молодой человек именно тот за кого себя выдает. В 2008 году он объявил, что собирается на три года уединяться от всех для созерцания и медитации, но через несколько месяцев выяснилось, что ни о каком уединении речь и не идет.

По Непалу пронесся слух, что Рам дает 45 минутные проповеди неподалеку от столицы Катманду. Множество половников тут же захлестнули аэропорт столицы, поспешив послушать, о чем же проповедует миссия. Выяснилось, что во время проповедей с приходящих собираются немалые пожертвования - якобы на строительство храма.

Власти Непала пока не предпринимают никаких действий, но и не исключают что Рам Бахадур Банджан самозванец и мошенник. Проповеди ведутся и сегодня, а храм так и не возведен. Куда идут деньги - остается загадкой.

Жесты Будды, или как использовать мудры в доме.

1. Мудра Абхая - бесстрашие

Начнем с одного из самых популярных жестов руки Будды, называемого Абхая-мудра. Он дарует энергию бесстрашия. Это весьма популярный жест, который встречается во многих предметах домашнего декора с изображением Будды, будь то скульптуры, рисунки или даже подсвечники.


Будда бесстрашный и защищающий.

Итак, что такое Абхая-мудра? «Абхая» переводится с санскрита как «бесстрашие». Этот жест выполняется открытой ладонью правой руки, вытянутой наружу на уровне груди или чуть выше. Глядя на этот жест руки Будды, можно почувствовать энергию защиты, мира и сильное чувство внутренней безопасности. Это прекрасное дополнение для фэншуй любого дома.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для мудры Абхая является прихожая или гостиная.

2. Мудра Дхьяна - медитация

Дхьяна или самадхи-мудра - это жест рук, который способствует энергии медитации, глубокому созерцанию и единству с высшей энергией.


Соединяясь с энергией космоса.

Кругооборот энергии, создаваемой треугольником из соприкасающихся больших пальцев обеих рук, также способствует очистке от любых «примесей» посторонней энергии на эфирном уровне. Просто взглянув на этот жест руки Будды, можно соединиться с энергией глубокого покоя и безмятежности.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для Дхьяна - мудры является комната для медитации, алтарь, центр дома или рабочий кабинет.

3. Мудра Намаскара - приветствие и поклонение

Намаскара или Анджали-мудра - это жест рук, который означает приветствие другого человека с предельным уважением и поклонением божественному во всем. Как несложно увидеть, приветствие выражается в форме жеста молитвы, исходящей от сердца или третьего глаза.


Только сердцем можно постичь это мир.

Мудру Намаскара можно изображать ладонями на уровне сердца или лба, поскольку только сердцем или глубоким духовным прозрением (третий глаз) человек может постичь, что все вокруг являются проявлением такого же света.

Интересно отметить, что Будда по достижению просвещения больше не делал этот жест руками. Причина этого довольно проста - когда он стал един со светом и божественной энергией, ему больше не нужно было выражать обожание, ведь выражение поклонения чему-либо означает, что человек находится за пределами того, чему он поклоняется.

Лучшим местом в доме для Намаскара-мудры является входная дверь, столовая, гостиная или домашний кабинет.

4. Мудра Бхумиспарша - призыв Земли в свидетели

Бхумиспарша-мудра переводится как «Прикосновение к Земле» или «Призыв Земли для того, чтобы засвидетельствовать истину». Этот жест всегда изображается правой рукой, а левая рука лежит на коленях ладонью наружу (Варада-мудра).


Свидетельствуя об истине.

Бхумиспарша-мудра считается жестом Будды в тот момент, когда он достиг просветления. Он символизирует непоколебимую силу и правду, а также освобождение Будды, которое помогло преодолеть ему темноту (Мара), угрожающей Будде до того, как он достиг света.

Лучшим местом для Бхумиспарша-мудры является центр дома, входная дверь или алтарь.

5. Мудра Варада - сострадание, искренность и осуществления желаний

Варада-мудра выражает энергию сострадания, освобождения и приношение блага. Эта мудра делается левой рукой, и чаще всего ее можно увидеть в сочетании с другими мудрами, такими как, например, Бхумиспарша или Абхая.


Cострадание, искренность и осуществления желаний.

Эта мудра также называется мудрой, дарящей благословение, поскольку она помогает придать энергии определенные качества, присущие только просвещенному существу. Часто на ладони у Будды можно увидеть священное изображение, такое как мандала или глаз. Это выражает мощную энергию, исходящую от просвещенного существа через его руки.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для Будды, показывающего Варада-мудру, является северо-западный угол дома или офиса.

6. Мудра Карана - изгоняющая негатив

Карана-мудра выражает очень мощную энергию, при помощи которой изгоняется отрицательная энергия. Этот жест также называется «изгнанием зла». Просто взглянув на этот жест, можно ощутить очень решительную, сосредоточенную энергию.


Будда зло изгоняющий

Если у кого-то есть изображение Будды, показывающего Карана-мудру, нужно быть очень внимательным к тому, где его размещать, причем неважно, дома или офисе. Нельзя, чтобы Канана-мудра «смотрела» на входную дверь (возле нее должна быть энергия приветствия). Точно так же нельзя размещать это изображение в своей спальне или детской комнате.

Лучшим местом для Будды, показывающего мудру Карана, является любое место в доме, которое нуждается в сильной очистке от негатива, или проблемная область дома (например, окна, выходящие на переулок с низкой энергетикой).

7. Мудра Важрапрадама - уверенность в себе

Обычно Ваджрапрадама-мудра переводится как «Мудра непоколебимой уверенности в себе», но этот жест руки означает гораздо больше. Или, по крайней мере, не то, что обычно понимается под уверенностью в себе. Пожалуй, первыми словами, которые приходят на ум, когда человек смотрит на этот жест Будды, являются: «Я прихожу с миром, потому что я и есть мир».


Я прихожу с миром, потому что я и есть мир.

Он излучает целую пылающую реку самой прекрасной золотой энергии - мягкой, доброй, сияющей, исцеляющей и вечной. Правильнее было бы назвать это жестом доверия к «Я» - истинному «Я», которое является единым с Божественной энергией.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для Ваджрапрадама-мудры является центр дома, гостиная или входная дверь.

8. Мудра Витарка - передача учения

Витарка-мудра интерпретируется как жест рукой, который пробуждает энергию обучения и интеллектуального обсуждения или аргументации. В основном это можно выразить как передачу определенного учения без слов, а круг, образованный большим и указательным пальцами, создает постоянный поток энергии / информации.


Чтобы стать мудрее.

Как и в случае с Абхая-мудрой, энергия, создаваемая этим жестом рук, позволяет передавать знания защищенным способом, чтобы этому не мешали никакие страхи.

Лучшим местом для данной мудры является домашний кабинет или библиотека.

9 Мудра Дхармачакра - колесо Дхармы (космического порядка)

Мудра Дхармачакра выражает непрерывную энергию (символизированную колесом / чакрой) космического порядка. Руки располагаются на уровне сердца, причем большие и указательные пальцы образуют круги (подобно мудре Витарка). Правая ладонь обращена наружу, а левая - к сердцу.


Мир, проходящий через сердце.

Эта мудра связана с первой проповедью или учением Будды. Ее часто называют представлением учения о космическом порядке, исходящем через сердце.

В квартире лучшим местом для Дхармачакра-мудры будет домашний кабинет или гостиная.

10. Мудра Уттарабодхи - высшее просвещение

Уттарабодхи называют мудрой высшего просветления. Она образована обеими руками, расположенными в районе сердца. Указательные пальцы касаются друг друга и указывают вверх, остальные восемь пальцев переплетаются.


Внутреннее единство.

Подобный жест рук явно вызывает чувство непоколебимого единства внутри себя. Если попробовать исполнить мудру Уттарабодхи в течение пары минут, можно ощутить тонкий энергетический сдвиг в организме.

Уттарабодхи-мудра лучше всего будет уместна на севере или юге дома или офиса. Также можно попробовать разместить ее на видном месте с высокой энергией в гостиной.