ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Художественные особенности произведений фета. Литературный анализ: "Я пришел к тебе с приветом" А.А. Фета Примерная схема анализа поэтического текста

Афанасий Фет «Заря прощается с землею…»

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.

<1858>
Афанасий Афанасьевич Фет — выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворений. В одних он обращается непосредственно к изображению природы, используя при этом множество ярких деталей, сочных красок. Но сильной стороной его пейзажной лирики являются те стихи, в которых доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней.

Стихотворение “Заря прощается с землею...” принадлежит к разряду подобных произведений. Оно написано в 1858 году, когда А. Фет оставил военную службу.
Уже в первых строчках дана основная антитеза , на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.
А в следующих стихах первой строфы антитеза получает свое развитие:

Смотрю на лес, покрытый мглою , И на огни его вершин.

Земли и Неба, столь знакомый нам по лирике М. Ю. Лермонтова, пронизывает все стихотворение Фета.
Лучи зари на лесных деревьях “потухают” и “гаснут под конец”, но устремленный в небеса “пышный венец” деревьев все еще купаются в их золотом сиянии. И хотя “все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон”, “легкий очерк” вершин “вознесен” на ярком вечернем небе.

Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир раздвигает свои границы “по вертикали”. Создается грандиозная картина мироздань я. Вверху ее — деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари, внизу — наступающая мгла, окутанная паром земля.
Эмоциональное впечатление передается восклицательной интонацией предложений, а также использованием усилительных конструкций в их начале:
С какою негой... Как тонко...

Неточно было бы утверждать, что природа у Фета “одушевлена”. Правильнее говорить об ее одухотворенности . Она живет своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен.
Стихотворение заканчивается строчками, полными глубокого смысла:

Как будто, чуя жизнь двойную,
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Земля и небо в понимании А. Фета не просто противостоят друг другу. Выражая разнонаправленные силы, они существуют только в своем двуединстве, более того — во взаимосвязи, во взаимопроникновении.
Последняя строфа стихотворения состоит из отдельного олицетворения : деревья, “чуя” двойную жизнь, чувствуют землю, просятся в небо. А вместе они соединяются в единый образ живого, объемного мира природы.
Однако, на мой взгляд, образ этот можно воспринимать и в его параллелизме с внутренним миром человека . Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета — вот что символизирует этот образ.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,


Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,


2 августа 1877
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» - один из лирических шедевров А. А. Фета, один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета (написанное через 10 лет после встречи) не о чувстве Фета к милой Танечке Берс , а о высокой человеческой любви. Созданное 2 августа 1877 года, оно было навеяно пением Т. А. Кузьминской (в девичестве Берс - сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.
Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее - в большой человеческий мир. Это ощущение и составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя.
Стихотворение автобиографическое. Его лирический герой - сам Фет.
В этом произведении рассказывается о том, как поэт переживает две встречи с возлюбленной, между которыми — долгая разлука (композиционно делится на 2 части ). Но Фет не рисует ни единым штрихом портрет любимой женщины , не прослеживает все изменения их взаимоотношений и своего состояния. Он фиксирует только то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением от ее пения:

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Само чувство тоже сложно описать словами. Лирический герой передает неповторимость, глубину и сложность своих переживаний с помощью «глобальных» метафор в последней строке.
В стихотворении две основные темы - любовь и искусство. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь для Фета - самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство - самое прекрасное. Стихотворение - о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.
Стихотворение написано шестистопным ямбом - одним из излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах - то здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни.
Стихотворение написано в романсово-песенном ключе, очень живописно и необыкновенно музыкально. Одно у Фета тесно связано с другим. Поэт считал, что красота - основная идея лирики - выражается не в линиях, не в изысканных словах, а прежде всего «тонко звучит». Значит, одной из важнейших характеристик поэзии должна быть мелодичность.
Музыкальность этого произведения достигается с помощью повторов на разных уровнях поэтического текста.
Так, в лирическом синтаксисе присутствуют анафоры (И…И…, Что…Что…) параллельные конструкции в пределах строфы («Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь; А жизни нет конца, и цели нет иной»….).
Фет сопоставляет близкие по звуковому составу слова - «вздохах звучных» - придающие стихотворению дополнительные смысловые и эмоциональные «обертоны» (гармонические созвучия). Здесь используются фонетические приемы ассонанса (повтор звуков [а], [о]), аллитерации (повтор звука [р] в строке «Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали»).
Композиция стихотворения также способствует его мелодичности. В этом лирическом монологе автор использует прием кольца . В строке «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», которая обрамляет произведение, Фет выражает главные чувства героя: восторг и преклонение перед силой вокального искусства. (идея стиха )
Безусловно, музыкальность стихотворения продиктована и его темой . Ведь это произведение не только о любви и о природе, оно прежде всего о чудесном пении, о голосе, который рождает множество ярких переживаний.
Фет не изображает определенный пейзаж или интерьер, но все сливается у него в прекрасной гармонии. Поэт создает целостную динамичную картину, в которой сразу предстают впечатления и зрительные, и слуховые, и осязательные, и чувственные. Обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.
Это стихотворение лишний раз убеждает нас в том, что только искусство способно по-настоящему облагородить человека, очистить душу, раскрепостить и обогатить ее. Наслаждаясь прекрасным произведением, будь то музыка, живопись, поэзия, мы забываем обо всех своих проблемах и неудачах, отвлекаемся от будничной суеты. Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и таким образом обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить. Об этом пишет Фет в последней строфе. Волшебный голос певицы освобождает лирического героя от «обид судьбы и сердца жгучей муки», представляя новые горизонты:
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Говоря о лирическом персонаже стихотворения, автор невольно затронул и тему творца , его миссии. Голос певицы, пробудивший в герое целую гамму чувств, звучит так восхитительно, потому что героиня отдается своему занятию страстно и сама очарована магией музыки. В момент исполнения песни, должно быть, ей кажется, что нет в мире ничего более важного, чем эти прекрасные звуки, чем чувства, вложенные в произведение. Забыть обо всем, кроме творчества - вот доля истинного творца: поэта, художника, музыканта. Об этом тоже говорится в произведении.
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» поражает разнообразием тематики, глубиной и яркостью образов, необыкновенной мелодичностью, а также своей идеей, которая заключается в удивительном стремлении автора передать красоту искусства и мира всеохватно .

Анализ стихотворения А. А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую..."

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

(28 октября 1887)
В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» соединились все основные мотивы лирики Фета - такие, как чувство, творчество, любовь, звук, тишина, сон. Перед нами краткий миг, когда перед героем открывается мир во всей его красоте, всей полноте чувств. Стихотворение проникнуто гармонией, ощущением покоя, хотя, казалось бы, оно целиком состоит из перечисления действий: согнать, подняться, прервать, дать, шепнуть, усилить.
Размер - пятистопный ямб с женскими и мужскими окончаниями - вписывает стихотворение в ряд произведений любовной лирики - ряд, начатый еще пушкинским «Я вас любил. Любовь еще, быть может…», - в которых ярко высвечены прежде всего чувства и думы лирического героя.
И действительно, у Фета ни слова нет ни о других людях, ни о внешнем мире - только состояние души человека. Однако может показаться, что здесь нет лирического героя как такового (в самом деле, ни в одной строке этого стихотворения нет слов я, мой и т.д.), но это все же не так: просто герой находится в полной гармонии с жизнью, природой - его я не выделяется на фоне всего окружающего мира, а «растворяется» в нем, принимает его, готовое чужое вмиг почувствовать своим…. Поэтому на дальний план отступают все острые переживания, мучения, и даже любовь здесь упоминается мельком - как чувство, однородное всем прочим в этом тихом гармоничном состоянии: герой мечтает шепнуть о том, пред чем язык немеет….
В стихотворении лирический герой ощущает себя частью Вселенной: “Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим”.
Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон “неведомым, родным”).
“Цветущие берега” и “жизнь иная” — описание того таинственного идеального мира , из которого приходит к поэту вдохновение . Рационально этот мир непознаваем, потому что он “неведом”; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с “неведомым”. Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию - важнейшая черта истинного поэта.
Стихотворение построено как вереница похожих по синтаксису фраз (синт. параллелизм ), произносится будто бы как заклинание , нагнетающее какое-то таинственное и в то же время сладостное ощущение. Это заклинание должно наконец разрешиться неким утверждением, которое бы разрядило нарастающее на протяжении всего стихотворения чувство и объяснило его источник, - такое утверждение и завершает стихотворение :

Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!

Последние строки противопоставлены всем остальным и по ритму: в них первая строфа не ямбическая, а хореическая - ударно произносятся указательные частицы ВОТ . Так подчеркнута особая важность финальных строк для всего стихотворения.
Во-первых, они прерывают перечисление действий и характеризуют их как признак и венец певца, то есть любимое дело поэта, только для него одного возможное.
Во-вторых, эти строки переносят ситуацию, описываемую в стихотворении, в вечность: теперь не остается никаких сомнений в том, что все названные действия не минутные желания героя, не картины, которые встают в его воображении, а извечно существовавшие проявления поэтического дара.
Эти строки вводят в стихотворение тему творчества , что позволяет по-новому взглянуть на весь предыдущий перечень. Если в первой строфе герой предстает как деятель, способный резко изменить что-то в мире вокруг себя (одним толчком согнать ладью живую, одной волной подняться в жизнь иную), то во второй он уже прежде всего созерцатель, чья душа открыта для всего мира и жадно вбирает все впечатления и чувства, мечтая упиться вдруг неведомым, родным, чужое вмиг почувствовать своим. Теперь же, в финальных строках, появляется еще один лик героя, включающий в себя два предыдущих: он творец, способный и наполняться впечатлениями от окружающего его мира, и вдруг что-то в этом мире создавать (усилить бой бестрепетных сердец), разрушать (тоскливый сон прервать единым звуком), двигать (согнать ладью живую).

Таким образом, перед нами стихотворение о поэзии . Попробуем отнести его к русской поэтической традиции разговора о творчестве. Как и все его предшественники, Фет называет поэзию даром, отличающим поэта от всех остальных людей (певец назван избранным, его дело - признак и венец ).
Однако это единственное, в чем стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» вторит стихам других поэтов. У Фета , как мы видим, нет ни противопоставления поэта толпе (как, например, в пушкинском сонете «Поэту», стихотворении «Поэт и толпа», лермонтовских «Пророке», «Смерти Поэта»), ни «общего дела», объединяющего поэта и народ (как, например, в лермонтовском «Поэте»).
Пожалуй, представление Фета о поэзии ближе всего к тому, которое мы встречаем у Жуковского и Тютчева: поэзия - это таинственный дар, ниспосланный свыше «Она с небес слетает к нам - // Небесная к земным сынам, // С лазурной ясностью во взоре…», - читаем у Тютчева в стихотворении «Поэзия»). Казалось бы, Фет продолжает линию Жуковского и Тютчева: он пишет о поэзии как о даре, изображает момент нисхождения этого дара на поэта, при этом все внимание сосредоточено на его чувствах в это мгновение. Однако у Фета мы не найдем утверждения, что вдохновение нисходит с небес : процесс творчества , каким он предстает в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…», подвластен в большей степени поэту.
Итак, о чем же стихотворение? О счастье творчества, о поэтическом даре, который неразрывно связан с другими светлыми чувствами в мире героя: с наслаждением природой, любовью, способностью ощущать жизнь во всей ее полноте и многогранности, переживать каждое ее явление как что-то личное, жить в гармонии с миром.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 —1892)
А.А.Фет - один из тончайших русских лириков. Его поэтическая судьба сложилась непросто. Современники упрекали Фета за непонятность поэзии, неопределенность содержания, за невнимание к запросам жизни (Добролюбов и Чернышевский), за тяготение к темам "чистого искусства". Сам поэт, защищаясь от подобных упреков, с эпатажем высказывался так: "Мне было бы оскорбительно, если бы большинство понимало и любило мои стихотворения: это было бы только доказательством, что они низменны и плохи".
Одна из причин непонятности фетовской поэзии - ее новизна, отличие от лирики предшественников. Фет, конечно же, понимал условность термина "искусство для искусства" и в своей поэзии шел от человека, от природы, от чувства. Но главное в его поэзии - живое чувство красоты, красоты как единственной цели искусства вообще и поэзии в частности. У Фета сильно ощущение недостаточности словесного выражения: "где слово немеет, где царствуют звуки, где слышишь не песню, а душу певца". Поэтому особенное место в лирике Фета занимает мелодическая организация стиха : его благозвучие, использование ассонанса, аллитерации , разнообразные ритмические ходы и т.д. Взгляды Фета на роль поэзии, его поэтическое мастерство повлияли на поколение русских символистов .
"Шепот, робкое дыханье..." (1850). Это одно из самых известных стихотворений Фета, с которого началась его слава. Оно стало для многих читателей символом всей фетовской поэзии, его своеобразным автопортретом. Одно-временно новаторство поэтического языка, развитие любовной темы в стихотворении вызывало двойственное отношение современников, неоднократно служило предметом пародий. Поэзия А.Фета, по словам Л.Толстого, отмечена "лирической дерзостью". Прежде всего бросается в глаза безглагольность стихотворения: оно построено только из одних назывных предложений.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Автор не использует глаголы - это придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.
Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XX века.
Но, несмотря на это, его трудно назвать вещественным, предметным. В стихотворении передается самый распространенный сюжет любовной поэзии - свидание в саду . Но это свидание окутано у Фета таинственным полумраком: время действия - ночь, эпитеты - "ночные" (робкое дыханье, сонный ручей, ночной свет). Фету важно было передать "музыку любви", поэтому он искал "музыкальные способы" в выражении своего поэтического чувства. Фет - один из первых в русской поэзии импрессионистов : он изображает не столько предметы, явления, сколько отдельные обрывки явлений, тонкие оттенки, отражения, тени, неопределенные эмоции. Но, взятые вместе, они образуют цельную и достоверную картину. Все три строфы этого стихотворения образуют одно-единственное предложение, как будто небольшие кадры.
Стихотворение хорошо иллюстрирует такую особенность фетовского творчества: любовная и пейзажная лирика составляют у него одно целое. Поэтому близость к природе тесно связана с любовными переживаниями. Чувства влюбленных (шепот, робкое дыханье) - это то же самое, что и "трели соловья", колыханье ручья.
Упоминаются ключевые образы лирики Фета - "роза" и "соловей" Они символически воплощают в его лирике связь любви, природы и вдохновения. Именно в этих символических деталях внешнего мира все-таки проступает неясное переживание. "Роза" - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости.В стихотворении значим финал: он завершает лирический сюжет. "Пурпур розы" переходит в финале стихотворения в торжествующую "зарю". Последние слова стихотворения - и заря, заря! - звучат нс в ряду других, а выделены. Заря символизирует свет любви, восход новой жизни - это высшее выражение душевного подъема.
Стихотворение А. А. Фета «Учись у них - у дуба, у берёзы..."

Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Очень важное место в лирике Фета занимает описание природы, жизнь человеческой души, зримые и незримые их связи. Такая лирика называется натурфилософской
С первых строк природа и человек слиты воедино у Фета. У других поэтов, до него,- сначала изображался пейзаж, а потом говорилось о переживаниях человека, внутреннем состоянии лирического героя.
Композиция стихотворения основана на противопоставлении двух частей и двух образов: зимы и весны, их можно считать символами. В упоминании конкретных времён года заключён скрытый смысл.
Фет говорит о том, что необходимо молчать в трудные минуты жизни, когда «за сердце хватает холод лютый». Нужно смириться с трудностями молча, не высказывая своего недовольства , гнева, разочарования, как переживают «жестокую пору», зиму, деревья, которые «стоят, молчат» с «застывшими слезами», «треснувшей корой» под злым ветром, срывающим последние листья...
Как в природе наступает весна , «теплом и жизнию дыша», воскрешает деревья к новой жизни, пробуждает все вокруг, так и в жизни человека наступает период «ясных дней», его «скорбящая душа переболит для новых откровений». Фет не призывает к вечному молчанию, к замкнутости в себе в отличие от Тютчева, который считает молчание единственным спасением души от невзгод.
Фет видит своеобразный приют человеческой души в природе, поэтому призывает людей учиться у деревьев. Дуб и берёза рождают ассоциации. Дуб - сильный, мужественный мужчина. Берёза - белая, кудрявая - нежная женщина.
Сколько жизненной силы в этом стихотворении, какое оно свежее, музыкальное.
Стихотворение созвучно нашему суровому, сложному времени, словно написано в наше время.
Стихотворение Фета оптимистическое, оно овеяно верой в то, что человек способен стойко перенести трудности в молчании, учиться мудрости, ибо молчание — золото — вековая мудрость, и он непременно будет вознагражден за пережитые им страдания временем для «новых откровений», возможностью для его души «высказать себя».
Анализ стихотворения А. А. Фета «Это утро, радость эта..." 1881 (?)

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Основное свойство импрессионизма - явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. В полной мере этим обладал Афанасий Афанасьевич Фет. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления - не мотивы, а темы фетовского творчества.

Фет стремится наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Фету, как поэту-импрессионисту, присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, оттенка материальной красоты, изменчивого настроения.

Особый интерес представляют безглагольные стихотворения А.А. Фета, так называемые безглагольные картины. "Это утро, радость эта…" - одно из них. Это стихотворение о чудесном времени года - о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, - не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка "дышала", "звенела", одним словом, "жила".
В чём "изюминка" этого стихотворения? Здесь нет ни одного глагола . Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строке. Здесь нет ни единой точки (кроме конца стихотворения)! Читаешь это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём "одного предложения" смог как нельзя лучше передать движение жизни, "воскрешение" природы весной.

Короткие строки будто "набегают" одна на другую. Фет не случайно написал стихотворение четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно "пульсирует".
"Это утро, радость эта…" Первая строка передает ликование весенней природы. Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами "это утро, радость эта", а заключает выражением "это всё весна".

Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение "вмещает" целые сутки , без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй - день, а в третьей - ночь , наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья.
Все образы объединены, связаны анафорой : указательным местоимением "это" в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и "поэтической мысли" в стихотворении. Но одновременно с этим - и движение пространства: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира.
Фет рассказывает нам о том, как "просыпаются" реки, пчёлы, деревья, и повсюду звучат "зык и свист". В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: "вздох ночной селенья". Как же создается образ весны? Отглагольные существительные "крик", "говор", "свист", "дробь" и слова "зык", "трели" "рисуют" атмосферу весеннего шума. Один лишь образ - "мощь и дня и света" - и мы уже "видим" сияние солнца.

Казалось бы, перед читателем обычное перечисление через запятую впечатлений лирического героя. Но, читая это строки, сразу же можно представить себе целостную картину и расцветить ее своими красками. Пчелы - золотистые, мошки -серебристые, легкие, пух - зеленовато-желтый, капли - жемчужные… В этом-то вся прелесть стихов Фета, как поэта-импрессиониста. Каждое слово вызывает ряд ассоциаций, для каждого человека - свой. В эту мозаику Фет смог "вместить" образ всей весенней природы , показал, что весна - это утро, утро года.
Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает восторг, которая она вызывает.

А.Фет «Ещё майская ночь»

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.



Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.

Стихотворение "Еще майская ночь..." было написано поэтом " 1857 году, впоследствии положено на музыку А.С Аренским. Это стихотворение уже зрелого мастера, получившего широкую известность. Оно представляет собою картину прекрасной майской ночи, набросанную всего несколькими легкими, но выразительными штрихами. В этой картине - восхищение поэта и его любовь к родной земле.

Лирический герой начинает свой монолог с показа общей картины этой дивной ночи. Чем она так хороша?
«Нега» - вот главная ее характеристика . Ночь нежна. Ее теплый, приятный воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю , к которому растроганно обращается.
Почему в майскую ночь персонаж вспоминает о зимнем «царстве» (метафора) ? Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег?
А еще май «свеж и чист» (эпитеты ) своей молодой зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не знающего, что такое изнурительная жара. Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе.

Как мастерски достигает этого поэт, хотя, казалось бы, используемые им художественные средства глубоко традиционны для русской лирики! Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора. С помощью чувственных олицетворений («звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»). Фет передает жизнь природы, которая всегда рядом с человеком, сочувствует ему, отвечает на его состояние.

Не случайно с настроением новобрачной девы сравнивается «переживание» деревьев. Это сопоставление встречается еще в устном народном творчестве. Издавна на Руси сравнивали березу и девушку . Однако Фет находит новое в этой традиции. Он сопоставляет счастливый трепет березы, которую «венчает» свежая листва, и невесты в свадебном уборе. Очень точное, изящное, интересное сравнение!
Повторы восклицаний ("Какая ночь!") создают эффект эмоционального подъема , обращения к ночи делают ее действующим участником картины, способным отзываться и сопереживать.

В этом стихотворении заметна такая тенденция: изображая майскую ночь в деталях, автор тяготеет к понятиям женского рода («нега», «песнь», «душа», «тревога», «любовь», «береза», «дева» и другие). Почему? Но ведь и ночь, и весна того же рода! Видимо, Фет сознательно или интуитивно указывает здесь на то, что природа женственна , отсюда ее красота и гармония, которые всегда будет воспевать поэт:
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Ощущая себя единой частью огромного Божьего мира, поэт вдохновляется природой на лирическое творчество. Нахлынувшие чувства его так сильны, что сродни пронзительному ощущению близкой смерти - смерти от счастья : «Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной - и последней, может быть».
Великое счастье граничит с глубоким отчаянием, так как лирический герой боится потерять прекрасные мгновения майской ночи. Они безвозвратны, потому что неповторимы, но не только в этом источник печали героя. Быть может, творец в стихотворении Фета переживает еще и о своей будущей возможной несостоятельности . Ведь муза коварна . Кто знает, посетит ли она поэта в следующий раз? Сможет ли она снова «выразить в звуке» всю прелесть подобных ночей?
Каждому из нас порой хочется остановить время, но оно неумолимо движется вперед. Именно поэтому все надо делать, как в последний раз, отдаваясь целиком, и, конечно, радоваться тому, что уже создано.
Анализ стихотворения А. А. Фета «Вечер"

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем. 1855г

У Фета была очень сложная судьба: он был незаконнорожденным ребенком, в будущем он много лет пытался восстановить свою фамилию. Возможно, жизненная борьба повлияла на то, что А.Фет видел настоящую красоту природы, даже любая, почти незаметная деталь была в глазах поэта истинно прекрасной.
В стихотворении «Вечер» А.А.Фет описывает один промежуток времени - между днем и ночью. Вечер - переходное состояние между днем и ночью, союзник, который объединяет их: «Вздохи дня есть в дыханье ночном».

Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан : ясная река, померкший луг, немая роща. Но в то же время создаётся целостная картина бытия , гармонично и едино слитая умелой рукой мастера. Каждую секунду происходят изменения, и череда этих изменений и есть вечер. Безличные глаголы 1-ого предложения сразу же задают динамику: прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось . А дальше - убегает на запад река, разлетелись , как дым, облака.
О непостоянстве, мимолётности, переходности говорят строки:

На пригорке то сыро , то жарко ,
Вздохи дня есть в дыханье ночном ,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Вечер - это особое время суток, время быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить «преходящие моменты», «миги» бытия.

Очень интересно показано солнце: оно прячется за горизонтом, оставляя свой след на краях облаков

Погорев золотыми каймами ,
Разлетелись, как дым, облака.

У Фета река - это живое существо, она «луками убегает на запад», спасаясь от надвигающейся ночи , любое препятствие ее не помеха, но все в природе гармонично, и нет ночных страхов, а наоборот - «ночное дыхание» романтично, потому что его как бы смягчает тёплая лучезарность вечера.

Контрастность картине придаёт антитеза : день - ночь, ясной - померкшем, засветидось - погорев, полумрак - зарница, огонь.
Неотвратимый финал вечернего пейзажа, последний «мазок» кисти художника подчёркивается союзом НО : ночь неумолимо приближается, зарница чуть «теплится» , огонь заката пусть ещё яркий, но уже «голубой и зелёный».
Стихотворение «Вечер» - это описание яркого мгновенья, в котором отразилась красота, видимая любому человеку.

Конспект урока литературы в 5 классе

Афанасий Афанасьевич Фет. В художественном мире поэта. Анализ стихотворения «Весенние воды»

Цель деятельности учителя: ввести учащихся в поэтический мир А.А. Фета; ознакомить с особенностями мировосприятия поэта; развивать умения выразительного чтения и анализа художественного произведения, способность наслаждаться красотой природы.

Планируемые результаты изучения темы.

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении);

Предметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: репродукция картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872); мёд, чайные ложки; рисунок солнца; листы бумаги чёрного цвета в виде туч.

Тип урока: комбинированный.

Что не выскажешь словами,

Звуком на душу повей.

А. А. Фет

Ход урока:

I . Актуализация опорных знаний.

Что такое лирика?

Назовите главное в лирических произведениях.

Что такое рифма?

Какие художественные средства (тропы) вы знаете?

II . Постановка целей и задач урока.

III . Работа над темой урока.

1.«Давайте познакомимся»: сообщения о биографии поэта

(рассказ учителя или чтение учениками по учебнику)

Родился А.А. Фет в 1820 году в усадьбе Новосёлки Орловской губернии. Носил фамилию матери, немецкой подданной. Всю жизнь упорно служил, чтобы вернуть дворянское звание (незаконный сын дворянина). У него была несчастная любовь. В конце жизни ему удалось вернуть дворянское звание и фамилию отца. Но в литературу вошёл под прежней фамилией матери и сделал её известной.

В 1886 г. Избран членом Петербургской академии наук.

    Выразительное чтение стихотворения учителем.

3. Расстановка пауз, логических ударений (под руководством учителя).

4. Повторное чтение стихотворения учащимися.

5.Анализ стихотворения «Весенний дождь».

    Беседа:

    Какова тема стихотворения?

    Какие образы предстают перед нами? (образ солнца, воробья, дождя, сада)

    Какой образ главный?

    Как вы об этом догадались? (отражён в названии стихотворения, автор описывает его наиболее полно, чётко, долго)

    Какие художественные средства использовал поэт?

Эпитеты : золотая пыль, душистый мёд, свежие листья.

Сравнения : и, будто в золотой пыли, опушка стоит…

    Что помогает чётче представить, ощутить художественные образы? (описание звуков, запахов, цвета)

    Напишите, какие запахи вы почувствовали (душистым мёдом тянет), какие цвета увидели (золотая пыль дождя), какие звуки услышали (трепет крыла воробья, как барабанит дождь) в стихотворении

А.А. Фета «Весенний дождь».

    Встречались ли вы когда-нибудь с тем, что авторы стихотворений старались всесторонне передать свои впечатления, представить возможность полноты ощущений и читателю?

    Можно ли стихотворение А.А. Фета представить только на картину со звуковыми эффектами и запахами? (Нет) Почему?

    Какие глаголы и глагольные формы использовал автор в стихотворении? Выпишите их. (Блещет; трепещет, купаяся; движется, качаясь; стоит; брызнули; тянет; подошло; барабанит)

    Распределите то, что описывает поэт по кадрам. (Коллективная работа.)

    Окно, за окном свет.

    Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).

    Воробей купается в песке (крупный план).

    Надвигается дождевая туча, из которой льёт дождь, видны струи (общий план).

    Вдали, освещённая солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение «в золотой пыли» заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).

    Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).

    Качаются липы (крупный план). Звук капель дождя.

Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными? (почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам («блещет», «трепещет», «движется», «брызнули», «тянет», «барабанит») мы чувствуем движение, видим изменения в природе.)

    Слово учителя с элементами беседы

Именно глаголы и глагольные формы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, переливается. У нас получится маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами.

Мы как будто при помощи волшебства переносимся в зарисовку, подаренную поэтом. Как же пейзаж связан с чувствами человека, видевшего всё это? Прочитайте первое четверостишие.

    Какое чувство возникает у вас? (радость)

    Оно названо, обозначено словами в стихотворении, как это было в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом…»? (нет)

    Как же мы его получили? (читаем между строк)

    Прочитайте второе четверостишие. Какое здесь преобладает чувство?

    Какие слова вызвали эту небольшую тревогу? («Качаясь, движется завеса»…)

    Прочитайте последнюю строфу. А здесь какое чувство рождается?

    «Творческая лаборатория»

(каждый ученик набирает в свою ложку немного мёда)

Сейчас мы попробуем попасть в это стихотворение. Для этого нужно настроиться и понять, как мы это сделаем. Я буду читать стихотворение, а вы при чтении первой строфы, не вставая с места, посмотрите в окно на яркое солнце (если хорошая погода) и представьте, что уже наступает весна (при плохой погоде на доске нужно вывесить рисунок весёлого солнца). При чтении второго куплета медленно закрывайте тучей солнце. При чтении первой строчки третьего – закрывайте глаза, на второй строчке – начинайте тихонько стучать ногами и нюхать мёд в ложке, представляя себе весенний ливень. Итак, начали.

* Кому удалось перенестись в стихотворение А.А. Фета?

* А теперь съешьте мёд из ложки и почувствуйте тепло весеннего солнышка.

7. Сопоставительная работа.

* Рассмотрите репродукцию картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872).

Что общего между картиной и стихотворением А.А. Фета? Какие образы повторяются?

    Какие чувства она вызывает у вас? Похожи ли они на те чувства, которые появились после прочтения стихотворения?

    Если представить, что картина иллюстрирует стихотворение, то какой момент изображён на ней?

    Что вам ближе: картина или стихотворение? Запишите название картины и имя автора в раздел «Картинная галерея».

IV. Рефлексия. Подведение итогов.

- Какие выявили «сквозные» темы, ключевые проблемы лирики А.А. Фета?

Что можете сказать о поэтической манере письма А.А. Фета? Каков «фетовский почерк»?

Можем ли мы утверждать, что в основном в лирике Фета встречаются стихи о красоте природы, её совершенстве, о том, что человек должен стремиться к той внутренней гармонии, которая присутствует в природе?

- Соотнесите цель и задачи урока с полученными результатами.

V . Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть;

Сочинить (по желанию) стихотворения о весне, используя различные художественные приёмы и секреты автора.

Литература.

    Литература.5 класс в 2-х частях под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина; М.: Просвещение, 2013;

    Литература. 5 класс. Система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина; авторы-составители: И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. Волгоград, издательство «Учитель», 2014;

    И.Л. Челышева. Литература 5 класс. Планы – конспекты уроков. Серия «Педагогический конспект», издание 2-е. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015.

    Интернет-ресурсы.

Певцом русской женщины называл себя Фет. Тема любви в его творчестве главная. Сам поэт утверждает, что это чувство «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить» . Любовь — это тот волшебный кристалл, сквозь который поэт смотрит на мир.
Была в жизни поэта женщина, ставшая на долгие годы трагической героиней его поэзии. Источником вдохновения для поэта явилась любовь его молодости — дочь сербского помещика Мария Лазич. Афанасию Фету было 28, Марии Лазич — 22. Он скоро понял, что их разговоры о романах Жорж Занд, чтение стихов перерастают в нечто иное, — в «гордиев узел любви» . Любовь их была столь сильна и высока, сколь и трагична. Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, тем не менее ее последними словами перед смертью было восклицание: «Виноват не он, а я!». Мария Лазич сгорела в огне. От брошенной спички загорелось ее кисейное платье. Пламя сбили, но ожоги были так сильны, что спасти Марию не удалось. Она скончалась на четвертые сутки в страшных мученияхТочные обстоятельства ее смерти так и не выяснены, но есть основания полагать, что это было самоубийство. Сознание косвенной вины и тяжести утраты тяготило Фета на протяжении всей его жизни, и результатом этого явилось «двоемирие» . Современники отмечали холодность, расчетливость и даже некоторую жестокость Фета в повседневной жизни. Но какой контраст это составляет с другим миром Фета — миром его лирических переживаний, воплощенных в его стихотворениях.
Любимая для Фета - нравственный судия и идеал. Она имеет большую власть над поэтом на протяжении всей его жизни, хотя уже в 1850 году, вскоре после смерти Лазич, Фет пишет: "Идеальный мир мой разрушен давно". Влияние любимой женщины на поэта чувствуется и в стихотворении "Долго снились мне вопли рыданий твоих". Поэт называет себя "несчастным палачом", он остро чувствует свою вину за гибель любимой, и наказанием за это явились "две капельки слез" и "холодная дрожь", которые он в "бессонные ночи навек перенес".

Фет Афанасий Афанасьевич принадлежит к движению чистого искусства. Приверженцы этого направления считали, что искусству надлежит стоять в стороне от политических и социальных проблем, оно должно существовать не для того, чтобы призывать к чему-либо, учить или решать какие-то проблемы, а ради себя самого. В противовес поэтам чистого искусства гражданские лирики утверждали, что писатель не может быть равнодушным к проблемам, которые есть в стране. Спор этот ведется на всем протяжении существования художественной литературы, но особенно обострился он в годы жизни А.А. Фета - во второй половине 19-го века. Подробный анализ "Я пришел к тебе с приветом" - одного из самых ярких произведений Фета - доказывает, что автор был представителем чистой поэзии.

Тема и идея стихотворения

Определить тематику стихотворений Фета, с одной стороны, очень легко, но с другой - бывает порой непросто. Это связано, во-первых, с тем, что у Фета всего три темы: любовь, природа и красота. Казалось бы, запутаться в них невозможно. Однако порой они так причудливо переплетаются в одном стихотворении, что увидеть, где заканчивается одна тема и где начинается другая, практически невозможно. Именно таким является стихотворение "Я пришел к тебе с приветом".

На первый взгляд, это произведение принадлежит к разряду любовной лирики. Это понятно по первой строке, но дальше Фет продолжает описанием картин весенней природы. Так что же выходит на первое место? Ответить нельзя, так как Фет своим стихотворение в очередной раз показал, что человек и природа неделимы. Все, что происходит в природе с приходом весны, находит отражение в душе каждого земного обитателя.

Содержательный анализ. "Я пришел к тебе с приветом" как произведение чистого искусства

Основное средство выразительности, которое использует автор в этом произведении, - это олицетворение. Вся природа изображена им как некое живое существо. Читатель представляет себе картины весенней природы, то, как проснулся лес от зимнего сна. Таким образом, автор подводит читателя к самой важной для него категории - категории красоты. Красота в первую очередь заключена в природе, а потом уже в человеке, так как он тоже часть природы.

Творчество Фета обладает одной важной особенностью - вниманием к частным деталям. Это легко можно увидеть в данном тексте. Лирический герой заметил все: каждый листик и веточку, он смог уловить даже само настроение, которым наполнен весенний лес. Как ему это удалось? Очень легко, ведь такое же настроение и в душе самого героя. Он готов к тому, чтобы жить, творить, работать и любить.

Средства выразительности

Как показывает анализ, "Я пришел к тебе с приветом" - произведение не насыщенное Автор прибегает к олицетворениям: "лес проснулся", "встрепенулся", "полон жаждой". Есть в тексте метафора - "веет весельем". Вместо теплого весеннего ветерка лирический герой ощущает саму радость и веселье пробуждающейся природы.

Следует сказать, что данное произведение очень созвучно всему тому, что написал Фет о природе. Обычно он немногословен, использует не слишком много средств выразительности, а природу наделяет всеми человеческими качествами.

Афанасий Афанасьевич Фет: стихи о природе и о любви

Итак, в произведениях Фета практически всегда переживания лирического героя перемежаются описаниями картин природы. Какие-либо движения в окружающей среде порождают череду переживаний, воспоминаний. Именно так происходит в стихотворении "Я пришел к тебе с приветом". То же мы можем увидеть в произведении "Дул север. Плакала трава". Однако в этой работе не видно гармонии, счастья. Лирический герой испытывает не самые приятные чувства, он изображен в момент страдания о

Порой автор призывает людей, которые забыли, что они тоже творения божии, обратиться к самой земле за помощью. Подобный мотив мы находим в стихотворении "Учись у них - у дуба, у березы". В нем также есть мотив весеннего пробуждения.

Яркий образец лирики чистого искусства - стихотворение "Шепот, робкое дыханье". В нем Фет Афанасий Афанасьевич воплотил свою основную идею о неделимости всего сущего. Детали окружающего мира тесно сплетены с движениями, эмоциями его лирического героя. В стихотворении нет ни одного глагола, однако из-за этого оно не стало скучным и бессобытийным. Мы видим картину в динамике. Фет использует отглагольные существительные, мы, словно вживую, видим "изменения милого лица".

Выводы

Творчество Фета представляет собой гимн красоте. Он восславил величие показав все ее прекрасные черты. Он не изображал что-то необычное. Темой его творчества становились ежегодные изменения природы, обычные чувства симпатии и любви между людьми. Но поэту удавалось воплотить это в необыкновенно поэтичную форму. Как показал анализ, "Я пришел к тебе с приветом" - стихотворение, на сто процентов соответствующее творческой системе поэта. Как и в других его произведениях, здесь жизни человека и природы показаны параллельно. Если в природе весна, то и у человека в душе наступает пробуждение. Если в мире тепло и красиво, то и человек готов творить и работать, любить и переживать.

Сочинение


К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». Основным поэтом и идеологом первого направления был Некрасов, второго - Фет.

Поэты «чистого искусства» считали, что цель искусства - это искусство, они не допускали никакой возможности извлечения из поэзии практической пользы. Их стихи отличает отсутствие не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами и проблемами, отражавшими «дух времени» и остро волновавшими их передовых современников. Поэтому критики-«шестидесятники», осуждая поэтов «чистого искусства» за тематическую узость и однообразие, часто не воспринимали их как полноценных поэтов. Поэтому так высоко оценивший лирический талант Фета Чернышевский вместе с тем добавлял, что он «пишет пустяки». О полном несоответствии Фета «духу времени» говорил и Писарев, утверждая, что «замечательный поэт откликается на интересы века не по долгу гражданства, а по невольному влечению, по естественной отзывчивости».

Фет не только не считался с «духом времени» и пел на свой лад, но он решительно и крайне демонстративно противопоставлял себя демократическому течению русской литературы XIX века.

После большой трагедии, пережитой Фетом в молодости, после гибели возлюбленной поэта Марии Лазич, Фет сознательно разделяет жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Поэзия и действительность теперь для него не имеют ничего общего, они оказываются двумя различными, диаметрально противоположными, несовместимыми мирами. Противопоставление этих двух миров: мира Фета-человека, его мировоззрения, его житейской практики, общественного поведения и мира фетовской лирики, по отношению к которому первый мир являлся для Фета антимиром, - было загадкой для большинства современников и остается тайной для современных исследователей.

В предисловии к третьему выпуску «Вечерних огней», оглядываясь на всю свою творческую жизнь, Фет писал: «Жизненные тяготы и заставляли нас в течение шестидесяти лет отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». Поэзия была для Фета единственным способом уйти от действительности и повседневности и почувствовать себя свободным и счастливым.

Фет считал, что настоящий поэт в своих стихах должен воспевать прежде всего красоту, то есть, по Фету, природу и любовь. Однако поэт понимал, что красота очень мимолетна и что моменты красоты редки и кратки. Поэтому в своих стихах Фет все время пытается передать эти мгновения, запечатлеть минутное явление красоты. Фет был способен запоминать какие-либо преходящие, мгновенные состояния природы и потом воспроизводить их в своих стихотворениях. В этом заключается импрессионизм поэзии Фета. Фет никогда не описывает чувство в целом, а лишь состояния, определенные оттенки чувства. Поэзия Фета иррациональна, чувственна, импульсивна. Образы его стихотворений неопределенны, расплывчаты, часто Фет передает свои ощущения, впечатления от предметов, а не их изображение. В стихотворении «Вечер» читаем:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу…

А что «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось» и «засветилось », неизвестно.

На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, - Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем… Это лишь один миг в природе, минутное состояние природы, которое удалось передать Фету в его стихотворении. Фет - это поэт детали, отдельного образа, поэтому в его стихах мы не встретим полного, целостного пейзажа. У Фета нет конфликта между природой и человеком, лирический герой поэзии Фета находится всегда в гармонии с природой. Природа является отражением чувств человека, она очеловечена:

Плавно у ночи с чела

Мягкая падает мгла;

С поля широкая тень

Жмется под ближнюю сень.

Жаждою света горя,

Выйти стыдится заря,

Холодно, ясно, бело,

Дрогнуло птицы крыло…

Солнца еще не видать,

А на душе благодать.

В стихотворении «Шепот. Робкое дыханье…» мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными. В обоих этих «мирах» поэт выделяет еле заметные, переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах, однако у читателя они складываются в единую картину свидания, создают единое впечатление.

В стихотворении «Ярким светом в лесу пламенеет костер…» повествование параллельно развертывается в двух планах: внешне-пейзажном и внутренне-психологическом. Эти два плана сливаются, и к концу стихотворения только через природу становится возможным для Фета рассказать о внутреннем состоянии лирического героя. Особенностью лирики Фета в фонико-интонационном отношении является ее музыкальность. Музыкальность стиха была внесена в русскую поэзию еще Жуковским. Прекрасные образцы ее мы находим и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Тютчева. Но именно в поэзии Фета она достигает особенной утонченности:

Зреет рожь над жаркой нивой,

А от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

(Музыкальность этого стиха достигается эвфонией.) Музыкальность поэзии Фета подчеркивается и жанровым характером его лирики. Наряду с традиционными жанрами элегий, дум, посланий Фет активно использует романсно-песенный жанр. Этот жанр определяет структуру чуть ли не большинства фетовских стихотворений. Для каждого романса Фет создавал свою, только ему присущую поэтическую мелодию. Известный критик XIX века Н. Н. Страхов писал: «Стих Фета имеет волшебную музыкальность, и при этом постоянно разнообразную; для каждого настроения души у поэта является своя мелодия, и по богатству мелодий никто с ним не может равняться».

Фет достигает музыкальности своей поэзии как композиционным построением стиха: кольцевой композицией, постоянными повторами (например, как в стихотворении «На заре ты меня не буди…»), так и необыкновенным разнообразием строфических и ритмических форм. Особенно часто Фет применяет прием чередования коротких и длинных строк:

Сны и тени,

Сновиденья,

В сумрак трепетно манящие,

Все ступени

Усыпленья

Легким роем преходящие…

Фет считал музыку высшим из искусств. Музыкальное настроение для Фета было неотъемлемой частью вдохновения. В стихотворении «Сияла ночь…» героиня может выразить свои чувства, свою любовь только через музыку, через песню:

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Поэзия «чистого искусства» спасала поэзию Фета от политических и гражданских идей и давала Фету возможность делать настоящие открытия в области поэтического языка. Изобретательность Фета в строфической композиции и ритмике уже подчеркивалась нами. Смелыми были его эксперименты в области грамматического построения стихов (стихотворение «Шепот. Робкое дыханье…» написано одними назывными предложениям, в нем нет ни одного глагола), в области метафорики (современникам Фета, воспринимавшим его стихи буквально, было очень трудно понять, например, метафору «травы в рыдании» или «весна и ночь покрыли дол»).

Итак, в своей поэзии Фет продолжает преобразования в области поэтического языка, начатые русскими романтиками начала XIX века. Все его эксперименты оказываются очень удачными, они продолжаются и закрепляются в поэзии А. Блока, А. Белого, Л. Пастернака. Разнообразие форм стихотворений сочетается с разнообразием чувств и переживаний, переданных Фетом в его поэзии. Несмотря на то, что Фет считал поэзию идеальной сферой жизни, чувства и настроения, описанные в стихах Фета, реальны. Стихи Фета не устаревают и по сей день, так как каждый читатель может найти в них настроения, сходные с состоянием его души в данный момент.