ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Физические наказания возвращаются в британские школы. Британские ученики мечтают о розгах

Телесные наказания в американских школах November 23rd, 2014

В то время, как все прогрессивное человечество возмущено варварскими антигейскими российскими законами, запрещающими пропаганду гомосексуальности в школах, а в ынтырнетах ведутся дискуссии, надо ли лишать родительских прав за шлепок, как-то остается незамеченным и не обсуждаемым один удивительный факт.

В цитадели демократии и главного борца за права человека до сих пор во многих школах применяются телесные наказания. По отношению к школьникам. Да, это не шутка. Еще раз. Не времена Тома Сойера, самая нынешняя современность. В девятнадцати штатах (из пятидесяти) до сих пор разрешены телесные наказания в государственных школах. И только в двух штатах телесные наказания официально запрещены даже в частных школах.

Прошу учесть, что это - не из разряда идиотских недействующих, хоть и вполне реальных законов, гуляющих по юмористическим сайтам, как например, что муж не может колотить жену палкой, диаметр которой больше толщины его большого пальца на руке, или запрещается приходить в театр со львами. Это абсолютно реально и работает. Информации мало, еще меньше ее по самому недавнему прошлому и настоящему. Справедливости ради стоит отметить, что количество телесных наказаний сокращается из года в год. Но ему еще пока далеко до нуля.

Согласно департаменту образования, 200,000 школьников были подвергнуты телесным наказаниям в 2009-10 гг. в государственных общеобразовательных школах:

State Number of students receiving CP Percentage of total students
Alabama 29,956 4.0%
Arizona 879 0.1%
Arkansas 24,490 5.2%
Florida 4,256 0.2%
Georgia 15,944 1.0%
Indiana 524 0.1%
Kansas 225 0.1%
Kentucky 1,284 0.2%
Louisiana 10,201 1.5%
Mississippi 41,130 8.4%
Missouri 4,984 0.6%
North Carolina 1,062 0.1%
Oklahoma 11,135 1.7%
South Carolina 765 0.1%
Tennessee 16,603 1.7%
Texas 36,752 0.8%
http://www.corpun.com/counuss.htm
То есть в штате Миссиссиппи более восьми процентов, в Алабаме - 4 %. Столько школьников испытали на себе эту процедуру хотя бы один раз за учебный год.
Более свежих данных найти не удалось.

Говоря о телесных наказаниях, чаще всего имеют в виду паддлинг , удары специальной деревянной палкой-шлепалкой, похожей на лопатку или весло.

В наши дни экзекуция чаще всего происходит в закрытой обстановке в кабинете директора школы. Она производится одетому ученику, но содержимое карманов должно быть предварительнот удалено. Обычно назначается два-три удара. Наказываемый стоит, нагнувшись и уперев руки в колени, но бывают предусмотрены и другие позы.

До сих пор сомневающимся, что такое возможно в современном обществе, предлагаю посмотреть короткий ролик. Как легко убедиться, дело происходит в классе, при остальных учениках, под их смачное улюлюканье. Заметьте, действие происходит на фоне американских флагов, что символизирует государственное одобрение происходящего. Наказуемые девочки кривляются, визжат. Наверное, срабатывает психологическая защита: насилие проще пережить, если относиться к нему как к шутке:

И еще несколько роликов из того же источника, датированные этим и прошлым годом.

Большинство школ имеет детальные правила, по которым проводятся такие церемонии, и эти правила напечатаны в школьных руководствах для учеников и их родителей. Нередко телесные наказания в школах США становятся вопросом выбора ученика или его родителей, по правилам или фактически. Иногда они не применяются, если родители прямо не разрешили их. В других школах, наоборот, ученики наказываются телесно, если родители не запретили это явно. По статистике, цветные дети подвергаются наказанию чаще белых, мальчики - чаще девочек, в сельских школах - чаще чем в городских. Ученикам старших классов наказание может проводить лишь сотрудник школы того же пола, чтобы не было сексуального абьюза. Иногда удары настолько сильны, что требуется медицинская помощь.

Показательный прецедент случился во Флориде в В 1977 году. Верховный Суд США оправдал работников школы. Суть дела состояла в жалобе родителей двух учеников, один из которых получил 20 ударов палкой за слишком медленный выход из аудитории после приказа учителя. Другого ученика побили 4 раза в течение 20-дневного периода за опоздания в школу. В обоих случаях наказания были настолько суровыми, что закончились поездкой в госпиталь.

Поддерживать дисциплину — сложное занятие, и не каждый сможет справиться с этой задачей. Куча неугомонных детей способны свести с ума любого и разрушить школу за считанные минуты. Именно поэтому и были придуманы наказания, а о самых ужасных мы сегодня поговорим.


Смотреть все фото в галерее

Китай


В Китае наказывали нерадивых учеников тем, что били их по рукам бамбуковым прутиком. Это только кажется нестрашным, если не знать сколько раз школьники им получали… Самое интересное, что родители только поддерживали такой метод воспитания детей. Отменили это всего 50 лет назад.

Россия


В России использовали розги, для того чтобы вбивать в детей истину. В духовных семинариях розгами могли побить за чрезмерное усердие в еде или за незнание по имени всех 12 апостолов.


Вот так, кстати, они выглядели. Розги — это прутики, для упругости вымоченные в воде. Били они сильно, и оставляли следы.

Великобритания


В Великобритании школьников ставили на горох. Да, именно оттуда пошла эта традиция, и довольно быстро докатилась до нас, у нас тоже практиковали такое наказание. На рассыпанный горох ставили голыми коленками. Поверьте, это не больно только первые 30 секунд, а русские школяры иногда стояли на горохе часа по 4. Телесные наказания были отменены только в 1986 году.

Бразилия


Детям Бразилии запрещают играть в футбол. Как бы просто для нас это ни казалось, для любого бразильского ребёнка это смерти подобно, ведь все играют в футбол даже на переменах!

Либерия


В Либерии до сих пор наказывают детей с помощью плети. Недавно Президент Либерии Чарльз Тэйлор собственноручно отвесил 10 ударов плетью своей 13-летней дочери, за недисциплинированность.

Япония


Вот кто искушён в пытках, так это японцы. Наказаний у них было множество, но самые зверские были эти два: стоять с фарфоровой чашкой на голове, выпрямив одну ногу под прямым углом к туловищу и лежать на двух табуретках, держась за них только ладонями и пальцами на ногах, то есть, собственно, получается – между табуретками.
Кроме того, в японских школах нет уборщиц, там убираются наказанные ученики.

Пакистан


В Пакистане за двухминутное опоздание вам придётся 8 часов читать Коран.

Намибия


Несмотря на запреты, в Намибии провинившимся ученикам приходится стоять под осиным гнездом.

Шотландия


Стандартный шотландский школьный ремень делают из толстой жесткой кожи по специальному заказу органов образования. Используют его обычно сложенным вдвое, и, говорят, лучше этого на себе не пробовать.

Непал


Непал. Самое страшное наказание там – когда мальчика переодевают в женское платье и, в зависимости от степени провинности, заставляют ходить в нем от одного до 5 дней. Вообще-то, девочек в Непале в школы не отдают, их считают исключительно обузой и очень плохо кормят. Мальчики такой диеты не выдерживают и начинают просить прощения примерно на вторые сутки.

Тема школьных наказаний очень стара. Многие художники писали об этом свои картины, что позволяет сделать нам вывод,что волновало это людей во все времена.






Но не смотря на прогресс, даже сейчас учителя позволяют себе поднимать руку на учеников, и наказывать их изощрёнными способами.








Этот учитель за опоздание заставил держать стул над головой, пока «он не расшибёт пустую башку»

А этот учитель совсем потерял самообладание и еле сдерживал себя. Ученица старших классов довела его тем, что высказывалась о его жене.

Фото из тайской книги Perfect English for Every Situation Lee Chan-seung

Я листала книгу, которая обещала тайцам научить их великолепному английскому для любой ситуации. На странице «Наказания в учебных заведениях» я остановилась. Чего там только ни было! Шлепки, щипки, удары кулаком и линейкой и, самое удивительное, прыжки зайцем! Вместе с этим в диалогах встретилось такое предложение: «Учитель, который применяет к ученику физические наказания, будет преследоваться в судебном порядке родителями ученика».

«Правда что ли?! - подумала я про разнообразие наказаний и ощутила негодование, будто это меня ущипнули. Потом перед глазами пронеслись часто наблюдаемые сцены воспитания тайских детей: взрослые не стесняясь шлепали их и по лицу, и по попе. - „Преследовать“, чин-чин?» - мысленно ввернула я тайское словечко, выражающее сомнение и требование подтвердить факт.

Описать ситуацию с наказаниями в тайских школах я попросила свою тайскую подругу.

Пурида (Супанбури, Таиланд)

А что наказания? Если ты себя ведешь правильно, тебе ничего не будет. Наказывали тех, кто плохо себя ведет. И правильно - в школе должна быть дисциплина. Я не вижу в этом большой проблемы в том, что учитель может тебя ударить. Мне попадало и по рукам, и по ушам, если я дралась или не слушала урок. Но ведь ребенок должен понимать, что ему можно, а что нельзя. Как объяснить ему по-другому, если он не понимает ни с первого, ни со второго раза?

Взрослых бить нельзя, тут я согласна. Но ребенку это полезно. Где граница между взрослым и ребенком? Думаю, лет в 12 уже можно ругать только словами.

В Таиланде телесные наказания в школах официально отменены с 2005 года. Наверное, прошел слишком маленький срок, чтобы сформировались новые взгляды и привычки. Пурида, например, училась в школе больше 30 лет назад.

Я решила поговорить с учителями из менее экзотических стран и выяснить их мнение насчет действенности наказаний в школах. И «если телесное наказание - часть нашего исторического педагогического арсенала, можно ли отказаться от части, не меняя целого?» (цитата из книги академика Игоря Кона «Бить или не бить?»). Какие методы остались современным учителям?

Россия

В России телесные наказания в школе запрещены с 1917 года. А запретив их, вопрос как бы сняли с повестки дня. В середине 80-х мы еще пригибали головы, чтобы не получить указкой, если удар предназначался соседу по парте. Робкое замечание «детей бить нельзя» встречало контрвопрос «а болтать на уроке можно?» Я чувствовала, что в ответе учительницы есть что-то неправильное, но не могла понять, что именно.
Потом мы выросли, и вот я утешаю плачущую однокурсницу, вернувшуюся с педагогической практики в школе - подростки зло посмеялись над ее ботинками с крашеным кроличьим мехом и пальто с пелериной. Возможно, именно из-за этих ботинок ее педагогический опыт завершился вместе с практикой, а мой отложился на много лет. Мы не знали, что делать с детьми, которые ничего не боятся и ни в грош не ставят учителя - на лекциях про это сказать забыли, а эксперименты на своей шкуре оказывались слишком болезненными.

Поэтому для разговора я выбрала уважаемых педагогов с большим стажем, настоящих профессионалов, любимых учениками. Какие меры воздействия они применяют? Легко ли им? Как они справляются?

Татьяна Игоревна Кедрова, учитель математики (Санкт-Петербург, Россия)

Когда я училась (1955-1965), особенно в младших и средних классах, достаточно большим авторитетом пользовались пионерская и комсомольская организации, прорабатывали. В совсем тяжелых случаях вызывали на педсовет, опять же говорильня. Совсем отмороженных потихоньку сплавляли куда-нибудь, например в «ремеслуху» - это училище типа ПТУ, можно было с 6-го класса.

Вообще, большая часть наказаний в школе и тогда, и теперь - это речи. Правда запомнился случай, когда в школу приехал настоящий суд, и человека из 8-го класса осудили на сколько-то лет колонии за квартирные кражи. Это было в 1985 году. Знаю, что бывало и рукоприкладство, но я этим не занималась.

Теперь лично о себе: кроме обычных воспитательных разговоров, раз я не разговаривала с человеком больше 3-4 месяцев, раз - не взяла в очередной поход, что для него было ценно. Но в принципе наказание чувствительно, только если оно наложено человеком, чье мнение ты ценишь. И по большому счету арсенал наказаний в современной школе убог, да и мало кто из детей переживает наказание, большинству все до фени.

Франция

Во Франции телесные наказания в школах считаются неприемлемыми настолько давно, что точной даты найти не удается. Называют 1887 год.

Патрик Дюво, учитель физкультуры во французской школе (Паттайя, Таиланд)

Я не помню на самом деле наказаний, кроме стояния в углу несколько минут. Авторитет учителя был достаточным. Он бросал свою линейку на нас со своего места за столом, если мы не слушали.

Я думаю, 50 лет назад учитель мог дать ученику пощечину. Он вызывал родителей, и родители давали еще одну. А теперь родители дают пощечины учителям. Изменился способ воспитания детей. Дети теперь - это дети-короли. Меня это огорчает.

Единственным наказанием, которое было эффективным для меня, но это не в школе - лишение футбола.

Через несколько дней после ответов на вопросы Патрик прислал мне картинку, на ней был изображен мальчик, стоящий в углу. Картинку сопровождал такой текст: «Лучше 5 минут в углу, чем 5 лет в тюрьме. Воспитывайте сейчас, чтобы не приходилось перевоспитывать потом». От Патрика шла приписка, что пятнадцатилетние подростки уже никого не хотят слушать, и поэтому он предпочитает работать с малышами.

Возможно, с малышами и вправду легче. Однако, я знаю, что в школе Патрика обожают дети всех возрастов. А крайняя мера в виде лишения занятий в секции - футбола, гольфа, бадминтона или плавания - действует так же эффективно, как действовала в его детстве.

Патрик с учениками, надпись на плакатах «Лучший тренер»

Венгрия

Венгрия - одна из 50 стран, где запрещены телесные наказания не только в школе, но и дома.

Дьёрди Ковеши, учитель этики, латинского и русского языков в гимназии (Будапешт, Венгрия)

В мои школьные годы (1963–1975) были физические наказания, но не экстремально грубые: били по рукам линейкой, могли дать подзатыльник или дернуть за ухо. Класса до 8-го. В старших классах только воспитательные беседы. Ученики уже могут выглядеть сильнее педагогов, и ситуация может выйти из-под контроля, возможно, в этом дело.

Наказание линейкой по-венгерски: а я-то думала, пальцы надо вытягивать

Унижать словами - часто. Или переписывать 100 раз текст «Я не буду говорить грубые слова». Это сохранилось и сегодня. Как и устроить внеочередную контрольную во время урока - болтал кто-то, а наказывают всех.

Я не знаю действенных наказаний. Никаких. Чтобы в классе был порядок, ты должен развлекать аудиторию и быть интересным, давать ученикам достаточно задач, чтобы они все время были заняты. Именно от этого я устала: нет сил быть оригинальным актером и при этом стараться пройти материал: спрягать латинские глаголы, решать грамматические задачи, делать упражнения. Это скучно, это работа.

Если ученики не сдают экзамена по твоему предмету, у них нет личной заинтересованности. Да, они любят, когда урок построен в форме дискуссии, с просмотром фильма, когда можно разговаривать и спорить. Но каждый день это невозможно.

Дети привыкли добывать информацию через картинку, через видео. Им нужны сильные эффекты, они отвыкают читать длинные предложения. А мы, учителя, не можем с этим смириться. Хотим, чтобы они читали, представляли, думали, задумывались. Но это утомляет. Им нравится легко и быстро получать весь мир.

Что способствовало тому, что наказания изменились? Демократические процессы, их не остановишь. Изменились идеалы - ребенок теперь не ниже взрослого. Подход к общению и воспитанию стал более гуманистическим. Я согласна быть с учениками, как с партнерами. Но для меня знание, наука - это нечто чудесное. Мое поколение относится к получению знаний по-другому: мы уважаем науку, поклоняемся ей. Современные ученики ничему не поклоняются, они хотят только результат - другое неважно.

Молодые учителя тоже недовольны. Они близки по возрасту к своим ученикам, они должны были бы понимать их. Но им тоже не удается найти подходящих педагогических методов. Много уроков проходит со страданием как учителей, так и учеников.

Цитируя книгу Кона «Бить или не бить?»: «За „кризисом телесного наказания“ стоит гораздо более емкий кризис авторитарного воспитания, и что с ним делать - общество не знает».

Похоже, с наказаниями нет универсального решения, и каждый учитель ищет свой путь. Мне жаль, что книга не дает явного ответа на вопрос, поставленный в ее названии. А главное - что делать и как поступать, если хотеть жить по совести и гуманистическим принципам?

Куда как лучше прочитать «Не бить!» и дальше список из десяти пунктов, чем это заменить. Куда как лучше иметь инструкцию. Как на последней страничке меню в кафе: разбил посуду - возместил в десятикратном размере, нагрубил официантке - оказался на улице.
Но вместо этого приходится искать ответ для каждой ситуации:
- кишка тонка и боюсь не справиться с большим классом - создам студию с маленькими группами;
- дети живые и готовы беситься - готовлю занятия так, чтобы интерес узнать, а что же будет дальше, перевешивал;
- если не получается, перечитываю книги по психологии, чтобы понять, где прокол.
И чем больше я думаю о выгорании и дисциплинарных мерах, тем больше ценю тех учителей, кто не ломает детские характеры и при этом умеет держать все под контролем.

Возвращаясь к Таиланду: дисциплина в здешних школах поражает, ежедневно учителя с легкостью выстраивают огромные, по 40 человек, классы, чтобы высказать слова почтения Будде. И пока дети ждут начала, они болтают, играют, сидя на земле, но без криков и безобразий.

Ученики сидят на земле в ожидании, пока школа соберется на молитву

Кажется, что учителя не прикладывают особенных усилий, чтобы поддержать дисциплину. Возможно, свою роль играет тот факт, что детей приучают к школьным порядкам с четырех лет. Но я подписываю перевод к картинкам - «щипать», «приказывать» и «удар кулаком» - и не знаю, чему верить больше.

Впрочем, и в Таиланде не все готовы платить такую цену за дисциплину - изменения в тайских школах происходят не без вмешательства повзрослевших учеников и прогрессивно мыслящих учителей.
Болтуна, который не внял замечанию дежурного учителя и не замолчал, наказали так: всю молитву он стоял, в то время как другие сидели.

Проблема дисциплины в британских школах давно стала настоящей головной болью для учителей и родителей Соединенного Королевства. Согласно последнему соцопросу, значительный процент британцев выступает за возобновление телесных наказаний в учебных заведениях страны. Как ни странно, сами школьники также считают, что утихомирить их не в меру агрессивных одноклассников может только палка.

В британских школах в скором времени могут вновь ввести телесные наказания. По крайней мере, результаты проведенного компанией Times Educational Supplement в 2012 году социологического опроса показывают, что жители Туманного Альбиона не видят иного способа утихомирить своих не в меру распоясавшихся детей. По данным социологов, опросивших более 2000 родителей, 49% взрослых мечтают вернуть те времена, когда в школах активно применялись публичные порки и другие телесные наказания .

Более того, каждый пятый из 530 опрошенных детей заявил, что вполне солидарен с родителями, выступающими за возвращение столь «драконовских»мер наведения порядка. Как оказалось, от хулиганов устали не только учителя, но и сами школьники, которым их агрессивные одноклассники мешают учиться. Введение телесных наказаний в школах Англии вскоре может стать реальностью, так как эту программу активно поддерживает британский министр образования Майкл Гоув, который считает, что «неспокойным»детям давно пора показать «кто в доме хозяин».

По данным чиновника, почти 93% родителей и 68% школьников страны считают, что учителям необходимо развязать руки в плане ужесточения наказаний. Впрочем, не все британские преподаватели солидарны с министром образования. Так, глава Национальной ассоциации женщин-учителей Крис Китс считает, что «в цивилизованном обществе бить детей недопустимо»

Подростки почувствовали себя хозяевами школ и стали безнаказанно нарушать дисциплину в классах. В 2011 году преподавателям все-таки разрешили физически предотвращать действия подростков, если они угрожают общественному порядку.

«Если какой-то родитель теперь слышит в школе: «Извините, мы не имеем права применять к учащимся физическую силу», то эта школа не права. Просто не права. Правила игры поменялись», - заявил министр.

Также глава образовательного ведомства страны предполагает, что в школе должно работать больше мужчин. И предлагает нанимать для этого военных-отставников, которые будут иметь авторитет у самых пассионарных учеников.

В Британии официально отказываться от рукоприкладства в школах стали только в 1984 году, когда такие способы установления порядка в учебных заведениях были признаны унижающими человеческое достоинство. Причем это касалось только государственных школ. В 1999 году телесные наказания были запрещены в Англии и Уэльсе, в 2000 году - в Шотландии и в 2003 году - в Северной Ирландии.

Основным орудием наказания во многих государственных и частных школах Англии и Уэльса являлась (и является) гибкая ротанговая трость, которой наносятся удары по рукам или ягодицам. Кое-где вместо трости использовался ремень. В Шотландии и ряде британских школ большой популярностью пользовалась кожаная лента с ручкой - тоуси.

Распространенным инструментом является паддл (рaddle - весло, лопатка) - специальная шлепалка в виде вытянутой пластины с рукоятью из дерева или кожи.

Еще один лидер мировой демократии - США, также не спешили отказываться от практики телесного внушения. Опять же, не следует путать систему частных школ и государственного образования.

Запрет на применение физических мер воздействия принят только в 29 штатах страны, причем только в двух из них - Нью-Джерси и Айова - телесные наказания запрещены законом и в частных школах тоже. При этом в 21- ом штате наказывать в школах не возбраняется. В основном, эти штаты расположены на Юге США.

Однако частные школы, в том числе и престижные, оставили этот инструмент воздействия на учащихся в своем арсенале. Преподавательскому составу негосударственных учебных заведений было лишь рекомендовано перестать бить учеников. Впрочем, отжимания от пола и иная дополнительная физическая нагрузка для особо активных учеников в армейском духе, кажется, вполне успешно пережили период запретов.

Кстати, полностью отменены физические наказания в русских школах были в 1917 году. В начале прошлого века постепенно отказываться от этой практики стали в других европейских странах - Австрии и Бельгии. Также были отменены наказания в принадлежащей России Финляндии.

Про историю телесных наказаний в Англии. Вот выдержка:

Воспитанников пороли буквально за все. В 1660 г., когда школьникам в качестве средства профилактики чумы предписали курение, одного итонского мальчика выпороли, «как никогда в жизни», за… некурение. В Итоне с родителей учеников дополнительно к плате за обучение взимали по полгинеи на покупку розог, независимо от того, подвергался ли их отпрыск наказанию или нет.

Следует подчеркнуть, что дело было не только и не столько в личных склонностях воспитателей, которые, как и всюду, были разными, сколько в общих принципах воспитания.

Самый знаменитый «палочник», возглавлявший Итон с 1809 до 1834 г. доктор Джон Кит (John Keate) (1773–1852), который однажды за один только день собственноручно высек розгами 80 (!!!) мальчиков, отличался добрым и веселым нравом, воспитанники его уважали. Кит просто старался поднять ослабленную дисциплину, и это ему удалось. Многие наказываемые мальчики воспринимали порку как законную расплату за проигрыш, за то, что не удалось обмануть учителя, и одновременно – как подвиг в глазах одноклассников.

Избегать розог считалось дурным тоном. Мальчики даже хвастались друг перед другом своими рубцами. Особое значение имела публичность наказания. Для старших, 17-18-летних мальчиков унижение было страшнее физической боли. Капитан итонской команды гребцов, высокий и сильный юноша, которому предстояла порка за злоупотребление шампанским, слезно умолял директора, чтобы тот высек его наедине, а не под взглядами толпы любопытных младших мальчиков, для которых он сам был авторитетом и даже властью. Директор категорически отказал, объяснив, что публичность порки – главная часть наказания.

Ритуал публичной порки был отработан до мелочей. Каждый «Дом» в Итоне имел собственный эшафот – деревянную колоду с двумя ступеньками (flogging block). Наказываемый должен был спустить брюки и трусы, подняться на эшафот, стать на колени на нижнюю ступеньку и лечь животом на верхнюю часть колоды. Таким образом, его попа, расщелина между ягодицами, чувствительная внутренняя поверхность бедер и даже гениталии сзади были полностью обнажены и доступны для обозрения, а если осуществляющему порку учителю будет угодно, и для болезненных ударов березовыми прутьями. Это хорошо видно на старинной английской гравюре «Порка в Итоне». В таком положении мальчика удерживали два человека, в обязанности которых входило также держать полы рубашки, пока провинившийся не получит всех назначенных ему ударов.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

На эту пятницу я приберегла те еще страсти-мордасти, а именно - рассказ про телесные наказания в школе и дома в Англии 19го века. Если интересно, в следующий раз я напишу непосредственно про "английский порок", сиречь про садомазохизм в 19м веке. Но в случае наказаний, описанных здесь, никакой добровольности не было и в помине. Поэтому все это просто ужасно (причем самые жуткие случаи я все же решила не приводить, даже меня покоробило).

А поскольку тема телесных наказаний детей по сути своей флеймогонная, сразу скажу, каких комментов мне тут даром не нужно:
1) Даже если вы считаете, что пороть детей - это полезно и очень здорово, не обязательно делиться со мной своим мнением. Для этого существует масса специальных коммьюнити, форумов и т.д. Мою уютную жежешку флейм на тему "Бить или не бить?" вовсе не украсит. 2) Пожалуйста, не надо постить в комментах двусмысленные картинки на тему ТН детей. Потому как это все же исторический очерк, не не торжественное открытие тусовки педофилов.
А вменяемые комменты я всегда привествую и очень благодарна всем, кто делится со мной информацией.

Изучение телесных наказаний в Англии 19го века отчасти напоминает ту пресловутую температуру по больнице. Если в некоторых семьях детей драли как сидоровых коз, то в других и пальцем не трогали. Кроме того, анализируя воспоминания викторианцев о телесных наказания в детстве, нужно отделять зерна от плевел. Далеко не все источники, в красках и со смаком повествующие о телесных наказаниях, являются достоверными. Некоторые — всего лишь плод эротических фантазий, которые цвели и благоухали в 19м веке (как, впрочем, и сейчас). Именно такую работу с источниками и проделал Ян Гибсон. Плодом его многолетнего анализа мемуаров, газетных статей, юридических документов и эротической литературы стала книга «The English Vice» (Английский Порок), некоторые главы которой я вкратце перескажу здесь. Хотя выводы автора, особенно что касается этиологии садомазохизма, могут показаться спорными, его историография телесных наказаний в 19м веке вполне убедительна.

Оправдывая применения телесных наказаний в отношении детей и преступников, англичане 19го века зачастую ссылались на Библию. Разумеется, не на те эпизоды, где Христос проповедовал любовь к ближнему и просил апостолов пустить к нему детей. Гораздо больше сторонникам порки нравились Притчи Соломона. Помимо всего прочего, там содержатся и следующие сентенции:

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (23:24)
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. (19: 18)
Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. (23: 13 - 14)
Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него. (22:15).

Все доводы о том, что притчи Соломона не стоит воспринимать так уж буквально, а упоминаемая там розга — это, возможно, какая-нибудь метафорическая розга, а не пучок прутьев, сторонники телесных наказаний игнорировали. К примеру, в 1904 году вице-адмирал Пенроуз Фитцджеральд вступил в полемику с драматургом Джорджем Бернардом Шоу, яростным противником телесных наказаний. Яблоком раздора послужили наказания во флоте. Адмирал, как водится, закидал Шоу цитатами из Соломона. На это Шоу ответил, что как следует изучил биографию мудреца, а так же взаимоотношения в его семье. Картина вырисовывалась невеселая: к концу жизни сам Соломон впал в идолопоклонство, а его хорошо выпоротый сын так и не смог сохранить отцовские земли. По мнению шоу, пример Соломона как раз и является лучшим аргументом против воплощения его принципов в жизнь.

Помимо Притч, у сторонников порки была еще одна любимая поговорка - «Spare the rod and spoil the child» (Пожалеешь розгу — испортишь ребенка). Мало кто знал, откуда она вообще появилась. Считалось, что откуда-то из Библии. Там же много всего написано. Наверняка и эта поговорка затесалась. Где-нибудь. На самом же деле, это цитата из сатирической поэмы Сэмюэля Батлера Hudibras, опубликованной в 1664м году. В одном из эпизодов, дама требует от рыцаря, чтобы он принял порку в качестве испытания его любви. В принципе, ничего странного в этом нет, дамы над рыцарями как только не издевались. Но сама сцена весьма пикантна. После уговоров, дама сообщает рыцарю следующее: «Love is a boy, by poets styled/ Then spare the rod and spoil the child» (Любовь — это мальчишка, созданный поэтами/ Пожалеешь розгу — испортишь дитя). В данном контексте, упоминание порки скорее связано с эротическими игрищами и, вероятно, с пародией на религиозных флагеллянтов. По крайней мере, сама идея преподносится в насмешливом ключе. Кто бы мог подумать, что суровые мужья от образования будут цитировать эти шутливые вирши?

У себя дома эти господа, не колеблясь, следовали указаниям Соломона а том виде, в котором они их понимали. Причем если в рабочих семьях родители могли попросту накинуться на ребенка с кулаками, детишек из среднего класса чинно секли розгами. В качестве орудия наказания могли применяться и трости, щетки для волос, тапки и так далее в зависимости от родительской изобретательности. Нередко детишкам доставалось и от нянек с гувернантками. Далеко не в каждом доме гувернанткам позволяли бить своих воспитанников - некоторые в таких случаях призывали на помощь папаш, - но там, где позволяли, они могли лютовать по-настоящему. Например, некая леди Энн Хилл так вспоминала свою первую няньку: «Один из моих братьев до сих пор помнит, как она уложила меня к себе на колени, когда я еще носила длинную рубашку (тогда мне было от силы 8 месяцев) и со всей силы била меня по заду щеткой для волос. Это продолжалось и когда я стала старше.» Няня лорда Курзона была настоящей садисткой: однажды она приказала мальчику написать письмо дворецкому с просьбой подготовить для него розги, а потом попросила дворецкого зачитать это письмо перед всеми слугами в людской.

Настоящий скандал, связанный с жестокой гувернанткой, разразился в 1889 году. В английских газетах нередко встречались объявления вроде «Холостяк с двумя сыновьями ищет строгую гувернантку, которая не погнушается поркой» и дальше в том же развеселом духе. По большей части, так развлекались садомазохисты в эпоху, когда не было еще ни чатов, ни форумов специфической направленности. Каково же было удивление читателей «Таймс», когда одно из этих объявлений оказалось подлинным!

Некая миссис Уолтер из Клифтона предлагала свои услуги в воспитании и обучении неуправляемых девочек. Предлагала она и брошюрки по воспитанию молодежи, по шиллингу за штуку. Редактор газеты «Таймс,» где и было опубликовано объявление, уговорил свою знакомую связаться с загадочной миссис Уолтер. Интересно было разузнать, как именно она воспитывает молодежь. Находчивая леди написала, что ее малолетняя дочь совсем от рук отбилась и попросила совета. Воспитательница клюнула. Сообщив свое полное имя — миссис Уолтер Смит — она предложила взять девочку к себе в школу за 100 фунтов в год и как следует ее там обработать. Более того, она готова была показать рекомендательные письма от духовенства, аристократов, высоких военных чинов. Вместе с ответом, миссис Смит прислала и брошюрку, где описывала свой метод воздействия на неуправляемых девиц. Причем так красочно описывала, что за неимением другого дохода, она могла бы писать садомазохистские романы и грести деньги лопатой. Как жаль, что именно эта идея не постучалась ей в голову!

Журналистка решила встретиться с ней лично. Во время интервью, миссис Смит — высокая и крепкая дама — сообщила, что в ее академии есть и двадцатилетние девицы, причем одной из них пару недель назад она нанесла 15 ударов розгой. При необходимости, воспитательница могла приехать и на дом. Например, к тем особам, которые нуждались в дозе английского воспитания, а матери-ехидны никак не могли организовать им порку своими силами. Этакая тетенька-терминатор. Будучи дамой пунктуальной, все свои встречи она заносила в записную книжку. За прием она брала 2 гинеи. Судя по всему, среди ее клиентов было немало и настоящих мазохистов.

Как только интервью миссис Смит было опубликовано, в редакцию хлынул поток писем. Громче всех надрывались те дамы и господа, кого добрая гувернантка упомянула среди своих поручителей. Выяснилось, что миссис Смит была вдовой пастора, бывшего директора школы Всех Святых в Клифтоне (что касается порки, наверняка муж не раз показывал ей мастер-класс). После его смерти, миссис Смит решила открыть школу для девочек и попросила у знакомых рекомендательные письма. Те с радостью согласились. Потом все как один уверяли, что знать не знали и ведать не ведали про воспитательные методы миссис Смит. Открестилась от нее бакалейщица миссис Клапп, которая, судя по брошюрке, поставляла ей розги, костюмы из латекса, кляпы, пушистые розовые наручники. Таким образом, хотя многие англичане и поддерживали порку, но связываться с такой скандальной и откровенно неприличной историей никому не хотелось. Да и к порке девочек относились далеко не с тем же энтузиазмом, как к порке мальчиков.

Телесные наказания были распространены как дома, так и в школах. Нелегко отыскать средневековую гравюру с изображением школы, где учитель не держал бы в руках целую охапку розог. Такое впечатление, что весь учебный процесс сводился к порке. В 19м веке дела обстояли не многим лучше. Основные аргументы в пользу школьной порки сводились к тому что:

1) так завещал нам Соломон
2) школьников всегда драли и ничего, столько поколений джентльменов выросло
3) такая вот у нас хорошая традиция, а мы, англичане, традиции любим
4) меня тоже драли в школе и ничего, заседаю в Палате Лордов
5) если в школе 600 мальчишек, то с каждым не побеседуешь по душам — проще выдрать одного, чтоб другие боялись
6) с мальчишками вообще иначе нельзя
7) а вы гуманисты-пацифисты-социалисты, что предлагаете, а? А? Ну и молчите тогда!

Учеников элитных учебных заведений били не в пример сильнее и чаще, чем тех, кто посещал школу в родной деревне. Особый случай — работные дома и исправительные школы для юных правонарушителей, где условия были совершенно кошмарными. Комиссии, инспектировавшие такие заведения, а так же школы при тюрьмах, упоминали о различных злоупотреблениях, как то чересчур тяжелые трости, а так же розги из терновника.

Несмотря на заверения порнографов, девочек в английских школах 19го века секли гораздо реже, чем мальчишек. По крайней мере, это относится к девочкам из среднего класса и выше. Несколько иной была ситуация в школах для бедных и приютах. Судя по отчету 1896 года, в исправительных школах для девочек применяли розги, трость и ремень-тоуз. По большей части, девочек били по рукам или плечам, лишь в некоторых случаях с воспитанниц снимали панталоны. Вспоминается эпизод из романа Шарлотты Бронте "Джен Эйр":

"Бернс немедленно вышла из класса и направилась в чуланчик, где хранились книги и откуда она вышла через полминуты, держа с руках пучок розог. Это орудие наказания она с почтительным книксеном протянула мисс Скетчерд, затем спокойно, не ожидая приказаний, сняла фартук, и учительница несколько раз пребольно ударила ее розгами по обнаженной шее. На глазах Бернс не появилось ни одной слезинки, и хотя я при виде этого зрелища вынуждена была отложить шитье, так как пальцы у меня дрожали от чувства беспомощного и горького гнева, ее лицо сохраняло обычное выражение кроткой задумчивости.
- Упрямая девчонка! - воскликнула мисс Скетчерд. - Видно, тебя ничем не исправишь! Неряха! Унеси розги!
Бернс послушно выполнила приказание. Когда она снова вышла из чулана, я пристально посмотрела на нее: она прятала в карман носовой платок, и на ее худой щечке виднелся след стертой слезы."

Одной из самых престижных школ в Англии, если не самой престижной, в 19м веке был Итон — пансион для мальчиков, основанный еще в 15м веке. Итонский колледж воплощал суровое английское воспитание. В зависимости от объема знаний, учеников определяли в Младшее или Старшее Отделение (Lower/Upper School). Если предварительно мальчики занимались с репетитором или прошли подготовительную школу, они попадали в Старшее Отделение. В Младшее обычно поступали ученики, еще не достигшие 12ти. Иногда случалось, что и взрослый парнишка попадал в Младшее Отделение, что было особенно унизительно. При поступлении в колледж, ученик попадал под опеку наставника (tutor), в апартаментах которого он проживал и под началом которого обучался. Наставник был одним из учителей в колледже и надзирал в среднем за 40 учениками. Вопрос об оплате родители решали напрямую с наставником.

Поскольку наставник фактически выступал в роли опекуна по отношении к ученику, он же имел право его наказывать. Для проведения наказаний, учителя обращались за помощью и к старшим ученикам. Так, в 1840х на 700 учеников в Итоне приходилось всего 17 учителей, так что старосты были просто необходимы. Таким образом, старшие ученики могли официально бить младших. Естественно, санкционированными порками дело не обходилось, имела место и дедовщина. Один из выпускников Итона впоследствии вспоминал, как старшеклассник однажды принялся избивать его друга прямо во время ужина, колотил его по лицу и голове, в то время как остальные старшеклассники как ни в чем не бывало продолжали трапезу. Таких происшествий было великое множество.

Кроме того, имела место быть квази-феодальная система, так называемый fagging. Ученик из младших классов поступал в услужение к старшекласснику — приносил ему завтрак и чай, зажигал камин и, если потребуется, мог сбегать в табачную лавку, хотя такие эскапады карались суровой поркой. В идеале эти отношения напоминали связь сеньора и вассала. В обмен на услуги, старшеклассник должен был защищать своего подчиненного. Но детскую жестокость никто не отменял, так что старшие ученики очень часто вымещали свои обиды на младших. Тем более, что обид накапливалось не мало. Жизнь в Итоне была не сахар даже для старшеклассников. Подвергнуться порки могли и 18ти — 20летние юноши, фактически, молодые мужчины, завтрашние выпускники. Для них наказание было особенно унизительным, учитывая его публичный характер.

Как же проходили телесные наказания в Итоне? Если учитель жаловался на одного из учеников директору колледжа или заведующему Младшим Отделением, - в зависимости от отделения ученика, - имя провинившегося вносили в особый список. В назначенный час ученика вызывали для порки. В каждом отделении была колода для порки (среди учеников считалось особы шиком украсть ее, а так же розги, и спрятать где-нибудь). Несчастный становился на колени возле колоды и перегибался через нее. Секли в Итоне всегда по обнаженным ягодицам, так что штаны тоже приходилось снимать. Возле наказуемого становились двое учеников, которые заворачивали ему рубашку вверх и удерживали его во время порки. Иными словами, наказания в Итоне были ритуализированные, что заводило мазохистов вроде Суинберна как валерьянка кошку.

Что касается итонских розог, то они вселяли страх в ученические сердца. Напоминали они метелку с ручкой длиною в метр и пучком толстых прутьев на конце. Заготавливал розги директорский слуга, каждое утро приносивший в школу целую дюжину. Иногда ему приходилось пополнять запас в течение дня. Сколько деревьев на это изводили, страшно и подумать. За обычные провинности, ученик получал 6 ударов, за более серьезные проступки их число возрастало. В зависимости от силы удара, на коже могла выступать кровь, а следы от порки не проходили неделями. Розга была символом Итона, но в 1911 году директор Литтелтон совершил святотатство — упразднил розгу в Старшем Отделении, заменив ее тростью. Бывшие ученики Итона пришли в ужас и наперебой уверяли, что теперь образование пойдет псу под хвост. Родную школу без розог они просто не могли вообразить!

Экзекуции в Старшем Отделении проводились в кабинете директора, так же известного как библиотека. Впрочем, как в Младшем, так и в Старшем Отделении, экзекуции были публичными. Любой из учеников мог на них присутствовать. В этом, собственно, и заключался эффект порки — чтобы одним махом напугать как можно больше народа. Другое дело, что зачастую итонцы приходили на порки как на шоу, скорее злорадствовать чем на ус мотать. Впрочем, ученики, которых никогда не секли дома, приходили в шок от такого зрелища. Но и они вскоре привыкали. Судя по воспоминаниям выпускников, со временем они переставали бояться или даже стыдиться порки. Выдержать ее без криков было своего рода бравадой.

Посылая сыновей в Итон, родители отлично знали, что порки их отпрыскам не избежать. Многие сами были выпускниками Итона и считали, что розги пошли им только на пользу. В этом плане, интересно происшествие с мистером Морганом Томасом из Сассекса в 1850х. Когда его сыну-ученику Итона исполнилось 14, мистер Томас заявил, что отныне он не должен подвергаться порке. В его возрасте, это наказание слишком унизительно. Сообщил он это сыну в частном порядке, администрация колледжа ничего не знала об этих инструкциях. Четыре года юный Томас протянул без серьезных нарушений. Но когда ему стукнуло 18, юношу заподозрили в курении и приговорили к телесному наказанию. Тогда-то он и открыл своему наставнику, что отец строго-настрого запретил ему подчиняться итонским правилам в этом случае. Директор не стал писать отцу ученика - просто исключил юного Томаса за неповиновение. Тогда мистер Томас затеял кампанию в прессе с целью отмены телесных наказаний в Итоне. Ведь согласно парламентскому акту от 1847 года, преступников старше 14 лет запрещено было пороть розгами (на протяжение всего 19го века, эти правила менялись, становясь то мягче, то жестче). Но если закон щадил филеи юных правонарушителей, то почему же можно было сечь 18летних джентльменов за такие мелкие проступки? К сожалению, разгневанный отец так ничего и не добился.

Время от времени вспыхивали и другие скандалы, связанные с жестокостью в школах. Например, в 1854м году староста в школе Хэрроу нанес другому ученику 31 удар тростью, в следствие чего мальчику понадобилась медицинская помощь. Об этом происшествии раструбили в «Таймс,» но никаких последствий скандал не повлек. Директор школы доктор Чарльз Воган был ярым сторонником порки, а бывшие ученики с дрожью вспоминали школьные наказания. Лишь в 1859 году, после 15 лет в этой должности, его наконец попросили уйти в отставку. Не из-за изуверских методов воспитания, а потому что Воган проявлял излишнее внимание к некоторым ученикам. Педерастия директора стал последней каплей. В 1874м году преподобный Мосс, директор школы в Шрусберри, нанес ученику 88 ударов розгами. По свидетельству врача, осмотревшего мальчика через 10 дней после происшествия, его тело все еще было покрыто рубцами. Невероятнее всего то, что о жестокости директора читатели «Таймс» узнали из его же письма! Раздосадованный Мосс написал в газету, жалуясь, что отец мальчишки растрезвонил о наказании на всю округу. Как будто что-то серьезное произошло! Обычное ведь дело. Разумеется, директора с должности не сняли, лишь попросили впредь считаться с общественным мнением и не наказывать учеников столь сурово.

Настоящим адом на земле была школа-интернат Christ"s Hospital в Лондоне. После того, как в 1877 году 12летний ученик Уильям Гиббз повесился, не выдержав издевательств, школа попала в поле зрения Парламента. Выяснилось, что с восьми вечера до восьми утра никто из учителей не присматривал за воспитанниками. Власть была сосредоточена в руках старост, т.е. старших учеников, а те творили, что хотели. У Уильяма Гиббза был конфликт с одним из старост. Мальчик уже сбегал из школы однажды, но его вернули и жестоко высекли. А когда и повторный побег не увенчался успехом, Уильям предпочел самоубийство еще одной порке. Вердикт врача - «самоубийство в состоянии временного помешательства.» Порядки в школе остались прежними.

Напоследок хочется процитировать пронзительный отрывок из воспоминаний Джорджа Оруэлла. В возрасте 8ми лет он поступил в подготовительную школу Св. Киприана. Задачей подготовительных школ было натаскать мальчиков для поступления в престижные учебные заведения, в тот же Итон. Частью такой подготовки были и регулярные телесные наказания. В нижеприведенном отрывке маленького Джоржа вызвали к директору, чтобы высечь за тяжкий проступок — во сне он мочился в постель.

«Когда я явился, Флип чем-то занималась за длинным полированным столом в прихожей кабинета. Ее рыскающие глаза меня тщательно осмотрели. Мистер Уилкес, по прозвищу Самбо, ждал меня в кабинете. Самбо был сутулый, неуклюжий мужчина, небольшой, но ходивший вперевалку, круглолицый, похожий на огромного младенца, обычно находившийся в хорошем расположении духа. Конечно, он уже знал, зачем я к нему явился, и уже вынул из шкафа наездничий кнут с костяной рукоятью, но частью наказания было вслух объявить свой проступок. Когда я это сделал, он прочитал мне короткую, но напыщенную нотацию, после чего схватил меня за шкирку, согнул, и начал бить наездничим кнутом. В его привычках было продолжать читать нотацию во время битья; я запомнил слова «ты гряз-ный маль-чи-шка», произносимые в такт ударам. Мне не было больно (наверное, он меня не очень сильно бил, так как это был первый раз), и я вышел из кабинета, чувствуя себя гораздо лучше. То, что после порки мне не было больно, было в некотором смысле победой, частично стершей стыд от мочения в постель. Возможно, я по неосторожности даже позволил себе улыбнуться. В коридоре перед дверью прихожей собрались несколько младших мальчиков.
— Ну как — пороли?
— Даже больно не было, — с гордостью ответил я.
Флип все слышала. Незамедлительно послышался ее крик, обращенный ко мне.
— А ну, иди сюда! Немедленно! Что ты сказал?
— Я сказал, что мне не было больно, — пробормотал я, запинаясь.
— Как ты смеешь такое говорить! Думаешь, это пристойно? ЕЩЕ РАЗ ЯВИСЬ в кабинет.
В этот раз Самбо на меня поналег по-настоящему. Порка продолжалась поразительно, ужасно долго — минут пять — и закончилась тем, что наездничий кнут сломался, и костяная рукоять полетела через комнату.
— Видишь, к чему ты меня вынудил! — сказал он мне рассерженно, подняв сломанный кнут.
Я упал в кресло, жалко хныча. Помнится, это был единственный раз за все мое детство, когда битье меня довело до слез, причем даже сейчас я плакал не из-за боли. И в этот раз мне особенно не было больно. Страх и стыд имели обезболивающий эффект. Я плакал отчасти оттого, что от меня это ожидалось, отчасти из искреннего раскаяния, и отчасти из глубокой горечи, которую трудно описать словами, но которая присуща детству: чувства заброшенного одиночества и беспомощности, чувства, что ты оказался не просто во враждебном мире, но в мире добра и зла с такими правилами, которые невозможно исполнять.»

Телесные наказания в английских государственных школах, а так же в частных школах, получающих государственные субсидии, запретили в 1987 году. В оставшихся частных школах телесные наказания отменили еще позже — в 1999м году в Англии и Уэльсе, в 2000м году — в Шотландии, и в 2003м — в Северной Ирландии. В некоторых штатах США телесные наказания в школах разрешены до сих пор.

Наказание Купидона - распространенный сюжет в живописи. Собственно, с этим сюжетом скорее всего и ассоциируется поговорка Spare the rod and spoil the child.

Наказание в школе

Картина немецкого художника Хансенклевера "Первый День в Школе" - мальчик попал, что называется, в самый разгар веселья.

Очень часто в газетах 19го века можно встретить живописания порок в пансионах для девочек. Судя по шокированным отзывам других читательниц, большая часть этих историй является плодом фантазий. Но порнографов эти фантазии вдохновляли.

Скамейка для порки малолетних преступников в тюрьме Клеркенуэлл

Колода и розги в Итоне

Итонская розга

Итонские розги (слева) по сравнению с розгами из обычной школы. Что тут скажешь? Отпрыски богатых семей и образование получали более качественное, более английское.

Итонец в 20м веке

Источники информации
Ian Gibson, «The English Vice»
http://www.orwell.ru/library/essays/joys/russian/r_joys
http://www.corpun.com/counuks.htm
http://www.corpun.com/counuss.htm
http://www.usatoday.com/news/education/2008-08-19-corporal-punishment_N.htm
http://www.cnn.com/2008/US/08/20/corporal.punishment/