ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Виды, стадии, правила консультирования. Типы психологического консультирования

До обсуждения типов собственно психологического консультирования необходимо заметить, что консультирование как таковое существует и в ряде других профессиональных областей, крайне отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней - естественнонаучных и гуманитарных. К ним относится врачебное консультирование, юридическое, управленческое консультирование и т.д.

К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было сказано выше, имеется в виду оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития, можно подходить, опираясь на разные критерии.

Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:
- младенчество (от рождения до 1 года);
- преддошкольное детство (1-3 года);
- дошкольное детство (3-6 лет);
- младший школьный возраст (6-10 лет);
- подростковый возраст (10-15 лет);
- юность:
I период (старший школьный возраст 15-17 лет),
II второй период (17-21 год);
- зрелый возраст:
I период (21-35 лет),
II период (35-60 лет);
- пожилой возраст (60-75 лет);
- старческий возраст (75-90 лет);
- долгожители (90 лет и выше).

Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретически может быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то прак-тически реальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста.

Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для реше-ния психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. К тому же существует целый ряд специальных отраслей, таких как обучение, воспитание, коррекция и развитие.

В пожилом, и особенно старческом, возрасте консультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса, является пространство, т.е. пространственная организация консультации.
С этой точки зрения можно выделить 2 вида консультирования:
1. Контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling".
2. Дистантное консультирование, которое подразделяется на телефонное и письменное.
Синонимом первого вида консультирования является "очное консультирование", второго - "заочное".

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует видимо понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения. В данном случае, вероятно, могут быть выделены следующие виды психологического консультирования:
- школьное консультирование;
- профессиональное;
- семейное и супружеское;
- ориентированное на проблемы личности и другие.


Основные организационные формы оказания психологической помощи.

1. Индивидуальное консультирование

Экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)

Индивидуальная психолого-педагогическая помощь

Индивидуальное психологическое консультирование

Катарсическая психотерапия

Библиотерапия

Психоанализ

2. Семейное консультирование

Тренинг эффективности родителя

Поведенческая терапия

Коллаборативная терапия (терапия совместного проживания – Спок)

Конкурентная терапия

3. Групповое консультирование

Ролевой и коммуникативный тренинг

Психодрама

Тренинг сензитивности (эмпатии)

Группы встреч

Разъяснительная психотерапия (лекции)

Телесно-ориентированные тренинги

Арт-терапия

Тренинг делового общения

Групп-анализ

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Рассмотрим подробнее некоторые техники решение-ориентированного психологического консультирования. Активация ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало Вам преодолевать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали Ваши родственники, знакомые?»), на настоящее («Что сейчас помогает Вам решать проблему хотя бы временно?») и на будущее («Кто или что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?»)

Наиболее применяемые приемы:

1. «Опора на прогресс»: Был ли в последнее время такой период, когда проблема исчезла или значительно уменьшилась? Как Вы думаете, почему? Что этому способствовало? Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить эти механизмы?

2. «Фантазии о будущем»: Когда проблема может разрешиться? Что может этому способствовать? Пофантазируйте: Если бы мы встретили Вас, когда у Вас уже было все в порядке, и спросили бы: «Что Вам помогло?», то что бы Вы ответили? Что еще могло бы Вам помочь?

3. «Благодарности авансом»: Продумайте, как Вы будете благодарить людей, включенных в Вашу программу за помощь. Далее клиенту предлагается начать авансом реализовывать программу благодарностей.

4. «Проблема как решение»: Чему научила Вас эта проблема? Чем она была полезна для Вас?

5. «Новое позитивное название»: Придумайте какое-нибудь хорошее имя для Вашей проблемы, чтобы мы могли использовать его в беседе. Поиск хорошего имени для своей проблемы побуждает начать анализировать ее позитивные аспекты.

Овчарова Раиса Викторовна позволяет выделить шесть бинарных оппозиций, в соответствии с которыми можно составить целый калейдоскоп видов психологического консультирования:

Индивидуальное и групповое консультирование. Групповое психологическое консультирование чаще всего организуется после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами, или если все они являются членами одной системы межличностных отношений (например, семьи).

Однократные и многократные консультации.

Консультации по личному обращению – консультации в результате вызова, направления.

Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

Без привлечения методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации) и с привлечением этих методов.

Консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг между консультациями).

Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

В качестве основания для выделения видов психологического консультирования можно использовать и характер теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ.

Можно также использовать в качестве основания для выделения внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане можно говорить об очном консультировании, консультировании на телефоне доверия, консультировании посредством дистантного письма, консультировании посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных журналах. Все перечисленные выше формы психологического консультирования кроме очного психологического консультирования можно объединить под единым понятием – дистантное психологическое консультирование.

Виды психологического консультирования

Основной метод консультирования – беседа, построенная определенным образом. Психологическое консультирование чаще всего бывает краткосрочным и может включать одну консультацию или (при необходимости) больше, но редко превышает 5-6 встреч с клиентом.

Психологи-консультанты работают с отдельными людьми или группами. Соответственно различают индивидуальное и групповое консультирование.

Индивидуальное консультирование – это беседа консультанта с клиентом наедине, обсуждение с ним жизненной проблемы, которая его беспокоит. Психолог-консультант помогает клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсуждает с ним те особенности его поведения и межличностных отношений, которые стали источником его жизненных трудностей. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Групповое консультирование может заключаться, например, в решении какой-либо проблемы или в поощрении выражения подавленных эмоций в психотерапевтической группе. Такой группой может быть семья, производственная группа или группа людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, консультирование по проблемам профессиональной деятельности и работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах.

С целью решения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация. Использование психологического посредничества основано на хорошо известном факте: участие в переговорном процессе третьих лиц, которые занимают нейтральную позицию, повышает его эффективность.

Консультации могут быть очными или анонимными. Традиционные консультации проходят в процессе непосредственной встречи консультанта и клиента. Однако в последние десятилетия достаточно распространенным стал «телефон доверия» как форма анонимной психологической помощи и консультирования (Моховиков, 1999). Консультация по «телефону доверия» обеспечивает оперативность общения, щадящие условия для клиента. Этот вид консультации характеризуется неявностью оказываемой помощи и позволяет человеку, обратившемуся к психологу, избежать роли «пациента», в которой, по мнению некоторых, они находятся при очном консультировании.

Консультирование по телефону достаточно привлекательно для клиента, поскольку оно обеспечивает ему анонимность и связанную с этим особую доверительность. При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то, что, несмотря на расстояние, абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, что создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Именно по «телефону доверия» клиенту легче обсуждать личные проблемы, в том числе и связанные с сексуальной сферой межличностных отношений.

Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время. При таком типе консультирования клиент имеет право на прерывание контакта, то есть может в любой момент легко закончить разговор – для этого достаточно положить трубку. Выйти из контакта при очной консультации значительно сложнее. Возможность управлять контактом крайне привлекательна для некоторых клиентов, в особенности для тех, кто чувствителен к психологической безопасности. При этом они имеют возможность вторично обратиться к консультанту в ограниченный промежуток времени.

Психолог при консультировании по телефону представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте. Это повышает эффективность психологического взаимодействия. В свою очередь, консультанту не приходится преодолевать психологические барьеры восприятия клиента. У него возникает некий образ нуждающегося человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь.

Порой используется и такой метод заочного консультирования как консультативная переписка. Необходимость этой формы психологической помощи обусловлена тем, что телефонное консультирование порой затрудняется из-за большой загрузки «телефона доверия» или отсутствия телефона у клиентов. Однако пойти на личную беседу с психологом он не решается. К тому же некоторые клиенты, нуждающиеся в психологической помощи, зачастую находятся в условиях изоляции от общества (например, заключенные, отбывающие наказание в места лишения свободы). В городах, которые не имеют собственных служб психологической помощи, переписка с психологами, психотерапевтами оказывается единственной возможностью получить психологическую помощь.

Виды психологического консультирования

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью.

Выделяют следующие виды психологического консультирования:

Интимно-личностное консультирование;

Семейное консультирование;

Психолого-педагогическое, психолого-управленческое консультирование;

Деловое консультирование.

Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.

К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.

Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.

Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса. На это указывают Г. С. Абрамова, М. П. Матвеева и др.

Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.

3а продолжительностью сотрудничества психолога и клиента различают:

Разовую консультацию. Это консультация, продолжительностью 45-60 мин. Она проводится в случаях, когда клиент обратился к психологу по поводу проблемы, с которой ему, прежде всего, нужна помощь других специалистов; когда психолог информирует клиента по вопросам, входящим в его компетентность, когда клиент обращается к психологу за поддержкой решения, которое он собирается принять в отношении определенной жизненной ситуации; когда клиент вдруг прийти не может;

Краткосрочное консультирование. Длится на протяжении 3-4 встреч. Чаще всего проводится в случаях, когда клиент нуждается в консультации просветительско-рекомендательного характера или с диагностической целью;

Среднесрочное консультирование. В течение 10-15 встреч осуществляется значительная психокоррекционная работа;

Длительное консультирование. Психолог работает с клиентом в течение года.

Проведение психологического консультирования выдвигает ряд требований к психологу-консультанту. Так, в частности, человек, который занимается психологическим консультированием, должно иметь высшее психологическое образование, достаточный практический опыт работы в качестве психолога-консультанта, подтвержденный соответствующими сертификатами.

Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен быть наделен рядом специальных личностных качеств: любить людей, быть проницательным, хорошим, терпеливым, ответственным и коммуникабельным. Р.Мей отмечал, что главное у психолога-консультанта - это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности».

Согласно Педерсену, мультикультурное консультирование имеет дело с двумя и более людьми, по-разному воспринимающими социальную среду, но пытающимися работать вместе.

Согласно Сью, консультанты так или иначе сталкиваются с выбором одного из двух возможных путей при консультировании: первый, используемый гораздо чаще, состоит в монокультурализме и эноцентризме, что предполагает консультантам некоторый комфорт и безопасность. Другой путь - это мультикультурализм, признающий и ценящий разнообразие. Монокультурное консультирование, согласно Сью, не может удовлетворять требованиям современного мультикультурного общества.

Эффективность консультативной работы с клиентами, отличающимися по полу, сексуальным ориентациям, возрасту, профессиональному опыту, ожиданиям, эмоциональному выражению и другим культурно-опосредованным особенностям их идентичности, а также возможность понимания таких клиентов и их запросов может быть связана с культурными характеристиками консультанта и принятыми в той или иной культуре особенностями организации практик психологической помощи.

Педерсен предлагает рассматривать мультикультурное психологическое консультирование как затрагивающее такие «переменные», как:

этнографические переменные (этническая принадлежность, национальность, религия и язык);

демографические переменные (возраст, пол, место жительства);

статусные (социальные, образовательные, экономические) переменные;

переменные принадлежности (формальная принадлежность к семье или организации, и неформальная принадлежность к определённым идеям и образу жизни).

Мультикультурное консультирование сконцентрировано не только на понимании расовых и этнических групп и меньшинств (среди которых, афроамериканцы, азиатские американцы, латиносы, коренные американцы, многочисленные белые этносы и др.), но также женщин, геев и лесбиянок, людей с физическими недостатками, пожилых людей и других. То есть мультикультурное консультирование должно обеспечивать концептуальное осознание сложности и разнообразия плюралистического общества, видение уникальности каждой личности, и понимание того, как личность может находить общий язык с теми, кто отличается от неё. Таким образом, в мультикультурном консультировании простого понимания о существовании различных культурных групп недостаточно; важно понять разнообразие внутри группы - каждый человек, участвующий в мультикультурном консультировании, должен быть рассмотрен в противопоставлении фону его культурной группы, а консультанту, согласно Педерсену, следует выявлять ту степень, в которой клиент оказывается окультурен различными группами.

Американской психологической ассоциацией (АПА) сформулированы "Руководящие принципы для работников служб этнически, лингвистически и культурноразнообразных популяций" (1993), в которых подчёркивается:

ответственность консультанта, который должен ознакомиться с культурными ценностями своих клиентов, прежде чем работать с ними;

важность социокультурной основы, с позиций которой рассматриваются разнообразные ценности, стили взаимодействия и культурные ожидания;

эффективная мультикультуральная консультативная практика требует как знаний, так и навыков.

Общие виды консультирования:

  • 1. Интимно-личностное консультирование - психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.
  • 2. Семейное консультирование - вопросы семейного воспитания и отношений между членами семьи (выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем, распределение обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других).
  • 3. Педагогическое консультирование - вопросы обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения.
  • 4. Деловое консультирование - связано с решением людьми деловых проблем (вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.).
  • 5. Экспертное консультирование предполагает конкретную задачу и конкретный способ ее решения. При экспертном консультировании консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента сводится, в основном, к обеспечению консультанту доступа к информации и оценке результатов. Консультанты работают с конкретными проблемами и их задача - эти проблемы устранить.
  • 6. Процессное консультирование - помощь клиенту найти свое собственное решение проблемы. При этом, роль консультантов заключается, в основном, в сборе этих внешних и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы и приведении их в систему рекомендаций.
  • 7. Обучающее консультирование, где консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;

в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;

в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т п.;

в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т п.;

в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.

Формы проведения консультирования: индивидуальная, малые группы, коллективная. Индивидуальное консультирование - основная, «чистая» форма консультирования. Основной методом работы - диалог участников (консультанта и консультируемого). Консультирование в малых группах некоторыми авторами определяется как форма, специфическая для подросткового возраста и характерная для него (две-три подружки приходят посоветоваться по какому-то общему делу или каждая по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе). Основной метод работы - беседа. Коллективная форма консультирования -- это работа с проблемой путем обсуждения. Основной метод - групповая дискуссия. Например, группа людей сталкивается с определённой проблемой и обращается за консультацией. В ходе дискуссии приводятся факты или другая информация, помогающая задуматься, переструктурировать свой образ мысли, сформировать новый, целостный, более позитивный взгляд на ситуацию.

Подготовка к консультированию:

  • 1. Выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удобными для клиента и консультанта мебелью. В течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения консультанта с клиентом. Кроме мебели, желательно оборудовать кабинет необходимой организационной техникой.
  • 2. Оборудование места проведения консультирования необходимой документацией и обеспечение средствами ее хранения, в частности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информацией при использовании компьютера).
  • 3. Приобретение минимума специальной литературы как для пользования консультантом, так и для клиентов (информационные брошюры, стенды, периодическая литература и т.д.)

Желательно, чтобы помещение для проведения консультаций напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).

Стадии консультативного процесса:

  • 1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
  • 2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
  • 3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
  • 4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).
  • 5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача -- еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
  • 6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Правила консультирования:

1. Уметь смотреть в глаза собеседнику.

Мы склонны доверять тому, кто не избегает нашего взгляда. Но необходимо смотреть в глаза с интересом. При групповых консультациях, встретившись взглядом с кем-нибудь из слушателей, мы устанавливаем контакт и взаимопонимание со всей аудиторией.

2. Уметь слушать.

Когда мы слушаем человека по-настоящему, мы заставляем собеседника почувствовать свою ценность. Своим желанием слышать и понимать проблемы собеседника мы показываем, что искренне заботимся о его благополучии. Правила эффективного умения слушать:

  • 1. Слушайте собеседника с желанием.
  • 2. Ведите себя доброжелательно.
  • 3. Перестаньте говорить сами.
  • 4. Сопереживайте собеседнику.
  • 5. Старайтесь не отвлекаться.
  • 6. Не забывайте: общение требует ответственности.
  • 7. Всегда отвечайте положительно.
  • 8. Не спорьте мысленно.
  • 9. Помните, что у всех разные манеры общения.
  • 10. Не теряйте чувства юмора.
  • 3. Уметь задавать вопросы.

Необходимо задавать вопросы, требующие развернутых ответов (вместо “Вам нравится Ваша работа?”, лучше будет “Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?”). Так мы строим нормальные доверительные взаимоотношения.

На открытые вопросы клиент может вполне свободно ответить, он может поговорить о своих переживаниях и самостоятельно направить разговор (“Что...”, “Как...”, “Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее”). Вопросы с “почему” только кажутся открытыми. Особенно вначале разговора они могут показаться угрожающими и привести клиента к желанию убежать, так как вызывают чувство тупиковой ситуации.

Закрытые вопросы часто воспринимаются как направляющие и внушающие и хорошо подходят не только, чтобы получить фактическую информацию, но и для перелома. Слишком много закрытых вопросов делают клиента пассивным, В исследовательской фазе предпочтительны открытые вопросы, так как они принесут наибольшую информацию. Важно, чтобы социальный работник мог работать с обеими формами.

Краткие вопросы, в которых по возможности опущены все те слова, которые так или иначе могут быть поняты из общего контекста беседы (“И что?”, “А почему?”). Вовремя заданный вопрос может остаться незамеченным клиентом, у него может возникнуть ощущение, что все, что он рассказывает о себе, возникает совершенно спонтанно, а, следовательно, и говорить ему будет легче, и рассказ будет более откровенным и подробным.

Вопросы, провоцирующие спонтанный ответ, которые состоят всего из двух частей: первая будет выполнять функцию указания на некоторое событие или действие, требующее уточнения, а вторая - просто вопросительное слово. Например: “Вы встретились с ней... и что?”, “Он этого не знает... но почему?” и т.д. Такие формулировки не содержат в себе ничего лишнего, максимально конкретны и ясны, а, следовательно, с легкостью могут быть поняты клиентом. При этом констатирующая часть такого вопроса - идеальна, поскольку представляет собой цитату, точное повторение того, что было сказано клиентом, а консультант просто добавляет к уже прозвучавшей в разговоре формулировке вопросительное слово.

4. Проявлять уверенность в себе.

Уверенность привлекает, воодушевляет и стимулирует окружающих. Люди обращают больше внимания на невербальные знаки уверенности, чем на то, как и что вы говорите. Входя в помещение, где много незнакомых людей, направляться прямо в центр, уверенно держаться, смотреть в глаза присутствующим с улыбкой.

Техники проведения консультирования:

1. Анализ эмоциональных переживаний.

В том, что рассказывает клиент о себе и о других, можно условно выделить два плана. Первый - это оправдания, объяснения, логически выстроенные детали рассказа. Второй план - эмоции, чувства, переживания, связанные с ситуацией и отношениями. Чтобы помочь клиенту разобраться в том, что действительно с ним происходит, научиться по-другому реагировать и контролировать себя, необходимо обратиться к плану эмоциональных переживаний.

Больше узнать о переживаниях клиента помогут вопросы: “А что вы почувствовали, когда... ?”, “А как вы на самом деле относитесь к...?”. Понять, проанализировать свои переживания нелегко. Существуют специальные техники для этого. .

Например, акцентирование эмоционально окрашенных слов. В последовавшем ответе также необходимо вычленить наиболее значимые слова и пытаться приблизиться к глубоким переживаниям, стоящим за ними. Понимание клиентом того, что социальный работник способен войти в его ситуацию, будет подталкивать рассказать о себе больше. Кроме того, с помощью отражения социальный работник может проверить, правильно ли он оценил чувства клиента. Техника отражения чувств трудна, от социального работника требуется много внимания и сосредоточения, чтобы среди всех сигналов распознать чувства и назвать их.

2. Уточняющие и углубляющие формулировки

Уточняющие вопросы типа: ”А как вы ощущали свою растерянность?”, и переформулирование сказанного: “Вы чувствовали себя растерянным, то есть у вас возникло чувство, что вы не понимаете происходящего?”, и реплики, углубляющие высказываемое клиентом чувства: “Вы потеряли ощущение, что вы кому-то нужны, что кто-то действительно заинтересован в вашем присутствии”. Использование подобных формулировок позволяет постепенно переводить рассказ клиента с уровня более поверхностных к более глубоким переживаниям. Важно, что осторожное, пошаговое использование подобных комментариев позволяет, не вступая в конфронтацию с клиентом и не провоцируя сопротивление, более точно охарактеризовать его состояние и переживания, расширить область осознаваемого и понимаемого им и, таким образом, подготовить почву для осуществления коррекционного воздействия.

Конкретизация - это те же самые уточняющие и углубляющие формулировки. Клиент называет конкретные примеры своих чувств, переживаний или поведения. Таким образом, клиент может разобраться в своей проблематике.

3. Использование интерпретации

Интерпретация - толкование, прояснение ситуации, как для себя, так и для клиента. Она точно выражает то, что клиент смутно осознает, но не высказывает. Через неё клиент доходит до понимания того, чего раньше не осознавал.

Интерпретация должна непосредственно вытекать из того, что подробно обсуждалось за время беседы. Слишком ранняя интерпретация может быть отвергнутой или непонятой клиентом. Запоздалая интерпретация опасна тем, что когда консультант слишком долго ждет подходящего момента, чрезмерно старательно разбирается в событиях и фактах, клиенту становится скучно говорить на одну и ту же тему, возникает ощущение “занудности”, обыденности происходящего.

Интерпретацию следует изложить максимально понятным языком, приближенным языку клиента для того, чтобы он сразу же, не прилагая специальных усилий, мог “схватить” и понять ее.

4. Перефразирование

Идея этого приема очень проста: консультант, используя жалобу или замечания клиента, перефразирует, изменяет их таким образом, что то, что было негативным, основанием для беспокойства и переживаний, становится причиной положительных эмоций, то, по крайней мере существенно уменьшить их значимость и интенсивность.

Парафразы представляют собой предположения, с помощью которых можно отрицать или добавить что-либо, проверить правильность понимания, доказать активность слушания, подтвердить и заострить формулировку определенных аспектов сказанного.

5. Контакт с клиентом во время беседы

Хороший контакт можно установить через эмпатию, невербальные сигналы.

Эмпатия - временное отождествление себя с собеседником, взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми.

Невербальные сигналы

  • 1. КОНТАКТ ГЛАЗ. Оптимальное пространственное расположение во время беседы - консультант и клиент сидят под углом, чуть наискосок - как нельзя лучше способствует тому, что они находятся в поле зрения друг друга, но клиент имеет возможность смотреть в сторону, не отводя специально глаз и не навязывая себя собеседнику.
  • 2. ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА. Лучше всего, если на нем можно прочесть доброжелательное внимание, которое в наибольшей степени подходит к ситуации консультирования, почувствовать его на своем лице.
  • 3. ПОЗА ТЕЛА. При глубокой вовлеченности в разговор клиент, не осознавая этого, начинает зеркально отражать позу и поведение консультанта. Наличие такого контакта предоставляет огромные возможности для консультанта, который в случае, если клиент слишком закрыт или напряжен, может попробовать косвенно повлиять на него, расслабившись и заняв подчеркнуто более удобную позу. Неосознанно собеседник в той или иной степени, скорее всего, постарается повторить ее.
  • 4. ГОЛОС. Тон голоса консультанта должен не просто быть доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. Приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности. В более возбужденном состоянии люди говорят громче и быстрее. Консультант может несколько охладить клиента, начав говорить медленнее и тише, что, скорее всего, приведет к тому, что последний автоматически постарается подладиться, нормализовав, таким образом, свое психологическое состояние.
  • 5. ПАУЗЫ. Соблюдая паузу, консультант предоставляет возможность говорить клиенту, стимулирует монолог. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить и понять. Для нормальной паузы достаточно 30-40 секунд.
  • 6. МОЛЧАНИЕ. Молчание может поощрить клиента задуматься над сказанным, что-нибудь подавить. Молчание должно быть коротким, долгое обоюдное молчание может смутить клиента. Социальный работник должен узнать, почему клиент молчит с помощью вопросов: “Ты уже некоторое время молчишь. Почему как ты думаешь?” Социальный работник может попросить помолчать, если он считает, что клиент реагирует слишком быстро: “Ты постоянно реагируешь очень быстро. Нельзя ли немного подумать над вопросом.”
  • 6. Завершение разговора

В начале разговора надо договориться о его продолжительности, а также о цели, которой предстоит достичь. В конце - можно пересказать разговор и остановиться на целях и достигнутых результатах. Клиент сам может сделать изложение, чтобы привести информацию в порядок. Некоторые клиенты только в конце начинают говорить, тогда целесообразно закончить разговор договоренностью о следующей встрече.

Поскольку личность консультанта является его орудием труда, ее характеристики приобретают важное значение для эффективного консультирования.

Требования к консультанту

  • 1. Готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности - коммуникации, интеракции, перцепции. Коммуникация - выявление и учет субъективных установок, целей друг друга, с намерением повлиять, воздействовать на поведение другого. Интеракция - выбор оптимальной стратегии и тактики общения (умения находить нужные формы общения с разными людьми), саморегуляции (умение сознательно управлять поведением в различных ситуациях общения). Перцепция - процесс формирования образа другого человека через его восприятие и понимание, что помогает выбрать адекватные способы общения.
  • 2. Развитые коммуникативные умения, а именно:
    • - умение интерпретировать личность по её внешности и поведению,
    • - умение человека правильно воспринимать и понимать самого себя,
    • - умение решать информационно-содержательные аспекты общения,
    • - умение строить общую стратегию взаимодействия,
    • - умение воспринимать партнера по общению,
    • - умение ориентироваться в ситуации общения,
    • - умение пользоваться различными средствами общения,
    • - умение управлять своим поведением,
    • - умение слушать и понимать собеседника.

В зависимости от проблематики, волнует человека и индивидуальных особенностей клиента выделяют такие виды психологического консультирования: интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое консультирование. Все эти виды консультирования тесно связаны между собой, имеют много общего, но в то же время каждый из названных видов консультирования имеет специфику организации, содержательные особенности, требует от консультанта компетентности в определенной области психологии, наличия практического опыта работы в соответствующей сфере деятельности, и тому подобное. Охарактеризуем каждый из названных видов консультирования, содержательные особенности и специфику организации.

Наиболее распространенным видом консультаций, по которым обращаются люди, есть интимно-личностное консультирование. Целью этого вида консультирования является оказание помощи людям в вопросах интимно-личностного характера.

Содержательные особенности интимно-личностного консультирования. К этому виду консультирование относятся те вопросы, которые глубоко волнуют человека, вызывают у нее сильные эмоциональные переживания, связанные с проблемами в личной жизни, часто скрытыми от близких или проблемами в общении с окружающими. Итак, среди наиболее распространенных проблем интимно-личностного консультирования условно выделим:

Проблемы внутреннего характера, обусловленные наличием недостатков личностного, поведенческого характера, которые человек стремится избавиться. Они могут быть вызваны страхами, повышенной тревожностью, психическими расстройствами, не требующие медицинского вмешательства и тому подобное.

Проблемы социального характера, возникающие во взаимоотношениях с окружающими людьми, в общении с ними, побуждают к возникновению конфликтов, недопонимания, разрушение значимых для человека отношений.

Спецификой интимно-личностного консультирования является то, что его успешность зависит прежде всего от наличия доверительных отношений между консультантом и клиентом, которое становится основой содержательных и откровенных бесед. Во-вторых, залогом успешности данного вида консультаций является обеспечение абсолютной конфиденциальности содержания этих разговоров, следовательно, закрытости информации от любых других людей. Таким образом, личностные черты консультанта - человека, которому можно целиком и полностью доверять, в данном виде консультирования приобретает особое значение. В случае недоверия к консультанту информация, которая будет предоставлять клиент, будет неполной, что существенно влиять на содержание дальнейшей работы с человеком.

Специфической чертой этого вида консультаций является то, что они не могут быть одноразовыми, кратковременными и быстрыми. Достижения положительного результата в интимно-личностной сфере предусматривает проведение достаточно длительной, кропотливой и систематической работы. Налаживание взаимопонимания между консультантом и клиентом, ведение искренних и откровенных разговоров о существующих проблемах, совместный поиск путей решения этих проблем, трудный путь перестройки взглядов человека на ситуации, возникшие психологическое сопровождение человека в период их преодоления - все это требует времени, внимательного отношение, систематических встреч и постоянного обсуждения.

Основные требования к проведению консультаций этого вида следующие:

1) психолог-консультант должен быть человеком деликатным, толерантной, доброжелательной, вызвать у клиента абсолютное доверие, способствовать возникновению взаимопонимания, обеспечивать безусловное принятие личности клиента;

2) психолог-консультант должен иметь достаточный опыт интимно-личностного общения с разными людьми, иметь представление о типичных и нетипичные проблемы интимно-личностного характера, спокойно воспринимать их, уметь анализировать поступки и действия людей, изобретать новые пути выхода из кризиса с учетом индивидуальных возможностей клиента;

3) психолог-консультант должен быть по возрасту несколько старше, чем клиент, однако не намного, поскольку между ними может возникнуть недоверие и существенные расхождения во взглядах. Желательно, чтобы клиент и консультант принадлежали к одному поколению, именно тогда советы консультанта будут восприниматься значительно легче;

4) психолог-консультант не должен иметь острых, нерешенных проблем интимно-личностного характера, прежде всего тех, что клиент, который обратился за помощью. Если это требование не будет выполняться, психолог подсознательно будет субъективным в своем отношении к клиенту, в оценке его проблемы, следовательно, окажется несостоятельным оказать реальную действенную помощь.

5) психолог-консультант должен иметь достаточно времени для проведения консультаций такого вида, а также обязан предупредить клиента о том, что на решение его проблемы может потребоваться много времени. Желательно хотя бы примерно определить, сколько именно времени потребуется для решения той или иной проблемы и сообщить об этом клиента.

Семейное консультирование - широко распространенный вид консультирования. Целью данного вида консультирования является оказание помощи в построении семейных отношений.

Содержательные особенности семейного консультирования. К содержанию консультаций данного вида обычно относятся вопросы, касающиеся семьи клиента, семей близких ему людей, отношений в этих семьях. Значительное место занимают консультации, посвященные вопросам выбора партнеров, построения и регулирования отношений с ними, создание положительного микроклимата в молодой семье, предупреждение и преодоление конфликтов, отношения мужа и жены, отношения с родственниками мужа и жены, поведение супругов в период развода, после него, решение текущих семейных проблем и тому подобное.

Своеобразием семейного консультирования можно считать то, что оно требует от психолога-консультанта наличии собственного опыта семейной жизни, понимание сущности типовых семейных проблем, знание различных способов налаживания позитивной семейной взаимодействия, владение умениями предупреждать и разрешать конфликты в своих семьях, становится основой дальнейшей успешной работы с клиентом. В этом случае опыт консультанта, то положительный (который дает опыт путей сохранения семьи, создание основ взаимопонимания, семейного согласия) или отрицательный, который дает понимание возможных препятствий, типичных проблем, конфликтогенных факторов, путей их преодоления, является обязательным фактором успешности консультаций такого вида.

К проведению данного вида консультаций выдвигается ряд требований:

1) психолог-консультант должен глубоко понимать законы супружеской жизни, закономерности формирования семейных отношений, учитывать их при предоставлении психологических рекомендаций;

2) в ходе консультирования семейной пары нельзя занимать позицию одного из членов семьи, поскольку в большинстве случаев в возникновении любой семейной проблемы виновными оба, хотя мера ответственности и вины каждого из них может быть разной. Это означает, что действия консультанта не могут быть направлены только на пользу только одного из супругов, поскольку это может привести лишь к усилению конфликта, эскалации обвинений в сторону одного из партнеров. Таким образом, поддержка одной стороны конфликта не приведет к его преодолению. Только желание обоих, их общее стремление достичь взаимопонимания может способствовать действенному налаживанию отношений в семье;

3) в ходе консультирования по поводу возможности создания семьи (особенно взрослыми) следует обратить особое внимание на определение психологической совместимости людей между собой, проинформировать их (по взаимному согласию) о результатах такого изучения, установить, готовы ли они осуществлять изменения в своем характере, поведении ради построения семейных отношений. На основе всех полученных данных о будущей семье, индивидуальные особенности клиентов, их психологическую совместимость, психолог должен разработать и сообщить клиентам окончательный прогноз относительно благополучия их будущей семьи. При этом он должен быть максимально деликатным, но честным, принципиальным и последовательным;

4) в ходе консультирования по поводу повторного брака взрослых людей следует напомнить о том, что у взрослых людей есть определенные характерологические особенности (как положительного, так и отрицательного направления), которые уже не подлежат изменениям. Именно поэтому в ходе консультаций особое внимание следует обратить на формирование готовности принять недостатки друг друга, объяснения супругам того, как они должны себя вести тогда, когда проявляются черты характера друг друга, на формирование умения правильно себя вести в таких ситуациях. Желательно, чтобы рекомендованные приемы были продемонстрированы в ходе консультации и хорошо усвоенные клиентами.

Очень распространенным является и такой вид консультирования, как психолого-педагогическое консультирование.

Целью психолого-педагогического консультирования является оказание помощи в вопросах воспитания, обучения, развития детей в образовательных учреждениях и семье. Консультации психолого-педагогического характера обычно проводятся со взрослыми - педагогами, родителями, руководителями образовательных учреждений. Однако консультации психолого-педагогического содержания по обучению и воспитанию могут проводиться со школьниками - учениками средних и старших классов.

По содержанию к ним относятся консультации, касающиеся воспитания и обучения, направленные на повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах воспитания детей того или иного возраста. К ним можно отнести вопросы профилактики кризисных явлений на пути развития личности ребенка, совершенствование стиля общения с ребенком, создание и использование эффективных средств гармоничного развития личности ребенка, и тому подобное.

Сложным и своеобразным смысл психолого-педагогических консультаций, проводимых с педагогами - учителями, воспитателями, руководителями образовательных учреждений - людьми, которые профессионально занимаются воспитанием и обучением детей. В этом случае содержание консультаций чаще всего направлен на совершенствование содержания, форм, методов работы с ребенком, перестройку программ, создание индивидуальных программ работы с определенного ребенком, на поиск наиболее эффективных методов воздействия на определенную ребенка или группу детей, поиск путей обеспечения успешного развития той или иной ребенка или целого класса, перестройку устоявшихся взглядов на воспитание и развитие, психологическое обоснование целесообразности инноваций и тому подобное. Еще сложнее с точки зрения профессионализма и компетентности консультанта являются консультации, которые проводятся для практических психологов в области образования. По содержанию они чаще всего направлены на выяснение сложных вопросов, с которыми психолог не может справиться самостоятельно. Особенно сложным и ответственным является консультирование, проводимое с детьми - школьниками, подростками, юношами по поводу проблем, возникающих у них в процессе обучения, воспитания, самовоспитания, общения с родителями. В этом случае даны рекомендации касаются не только самого клиента, но и его социального окружения.

Своеобразием указанного вида консультирования является то, что оно предполагает наличие у консультанта специального образования и опыта работы в образовательных учреждениях. Такой опыт обеспечивает понимание типичной проблематики, путей выхода из кризисных ситуаций, становится основой понимания индивидуальных особенностей детей, специфики учебно-воспитательной работы с ними, содержательных и организационных особенностей различных образовательных программ и методик. Большое значение имеет опыт работы не только с детьми, но и со взрослыми людьми - профессионалами, которые обращаются за советом в самых сложных, чрезвычайных ситуациях. В этом случае и рекомендации, оказывает психолог, не могут быть стандартизированными, типичными, они нуждаются в глубокой вдумчивости, нестандартности, творческого поиска и систематического сотрудничества с клиентом.

Основные требования к проведению данного вида консультаций:

1) Психолог-консультант должен иметь специальную психолого педагогическое образование, достаточный опыт работы в образовательных учреждениях, опыт работы со взрослыми, профессионально подготовленными людьми.

2) Психолог-консультант не имеет права проявлять негативное отношение к клиенту, даже если есть все основания для этого. Это прежде всего касается родителей детей, которые осуществляют неправильный образ жизни, неправильное воспитание детей и каким настоятельно рекомендуют обратиться на консультацию педагоги.

3) Психолог-консультант должен помнить, что консультации такого вида не всегда направлены на непосредственные действия самого клиента, в значительной степени они могут касаться активизации деятельности других людей (родителей воспитанников, учителей, педагогического коллектива). Именно поэтому рекомендации психолога должны учитывать особенности социального окружения клиента, должны сориентировать его в том, как именно он должен привлечь других людей в развивающие-коррекционное процесс, как должно повлиять на родителей воспитанников для достижения изменений в сознании и поведении.

4) Психолог-консультант в случае необходимости может осуществлять системное (или многоканальное) консультирование людей, которые имеют отношение к обозначенной проблемы, приглашать на консультации людей, которые заинтересованы в ее решении (бабушки, дедушки, братья, сестры). В этом случае каждый из участников проблемной ситуации получает рекомендации, как себя вести, понимает причины и возможные последствия ситуации, имеет возможность реально помогать другим в преодолении проблемы.

5) Психолог-консультант должен понимать, что психолого-педагогическое консультирование крайне редко происходит как одноразовая акция, оно не может быть эпизодическим и кратковременным. Для достижения успехов в профессиональной деятельности педагога, осуществление сдвигов в сознании родителей, перестройки их стиля общения с ребенком, налаживания отношений с ней следует проводить кропотливую и систематическую работу.

Деловое консультирование - один из распространенных видов консультирования, которое связано с решением деловых, производственных проблем. Целью делового консультирования является оказание помощи людям в решении производственных вопросов психологического содержания.

Содержательные особенности делового консультирования. Деловое консультирование дифференцируется по содержанию в зависимости от видов и этапов профессиональной деятельности человека. Так, значительное место занимают консультации, связанные с выбором профессии, выявлением и развитием способностей, совершенствованием профессиональных навыков, важными являются вопросы научной организации труда, повышения работоспособности, лоббирование производственных интересов, ведение переговоров, создание благоприятного психологического климата на производстве, распределения обязанности " связей, разрешение конфликтов между сотрудниками, работниками и руководителями, и тому подобное.

Спецификой делового консультирования является знание психологом- консультантом особенностей производственной деятельности человека, менеджмента, психологических особенностей научной организации труда, наличие собственного опыта производственной деятельности, желательно, в соответствующей отрасли.

1. Психолог-консультант должен иметь опыт производственной деятельности (желательно в той области, по поводу которой обращается клиент). Если своеобразный опыт деятельности отсутствует, то психолог-консультант должен подробно расспросить клиента об особенностях его деятельности в определенной производственной сфере. В этом случае психолог не должен скрывать свое незнание, потому что это будет мешать выработке правильных, эффективных рекомендаций.

2. Проведению делового консультирования способствовать деловая атмосфера, в которой оно происходит, а также деловой характер отношений между консультантом и клиентом. В этом случае консультирование может проводиться на рабочем месте клиента или в кабинете непосредственно на производстве, поможет клиенту чувствовать себя увереннее, а консультанту - лучше понять особенности определенного производства и найти правильные средства воздействия.

3. До начала консультации должны быть определены ее условия - место, порядок работы, стоимость, ожидаемые результаты, продолжительность и тому подобное.

Таким образом, каждый вид консультирования предполагает необходимость создания специфических условий, соблюдение ряда требований и наличие у консультанта соответствующей подготовки и опыта, обеспечивает его компетентность в решении проблем определенного содержания.

психологический консультирование профессиональный

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего, выделим так называемое интимно-личностное психологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования - семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем.

Третий вид консультирования - психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования - деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Каждый из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента, доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Семейное консультирование в свою очередь требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения.

Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое касается и делового консультирования. Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование.