ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Тема рациональные уравнения. Рациональные уравнения

Уравнения с дробями сами по себе не трудны и очень интересны. Рассмотрим виды дробных уравнений и способы их решения.

Как решать уравнения с дробями – икс в числителе

В случае, если дано дробное уравнение, где неизвестное находится в числителе, решение не требует дополнительных условий и решается без лишних хлопот. Общий вид такого уравнения – x/a + b = c, где x – неизвестное, a,b и с – обычные числа.

Найти x: x/5 + 10 = 70.

Для того чтобы решить уравнение, нужно избавиться от дробей. Умножаем каждый член уравнения на 5: 5x/5 + 5×10 = 70×5. 5x и 5 сокращается, 10 и 70 умножаются на 5 и мы получаем: x + 50 = 350 => x = 350 – 50 = 300.

Найти x: x/5 + x/10 = 90.

Данный пример – немного усложненная версия первого. Тут есть два варианта решения.

  • Вариант 1: Избавляемся от дробей, умножая все члены уравнения на больший знаменатель, то есть на 10: 10x/5 + 10x/10 = 90×10 => 2x + x = 900 => 3x = 900 => x=300.
  • Вариант 2: Складываем левую часть уравнения. x/5 + x/10 = 90. Общий знаменатель – 10. 10 делим на 5, умножаем на x, получаем 2x. 10 делим на 10, умножаем на x, получаем x: 2x+x/10 = 90. Отсюда 2x+x = 90×10 = 900 => 3x = 900 => x = 300.


Нередко встречаются дробные уравнения, в которых иксы находятся по разные стороны знака равно. В таких ситуация необходимо перенести все дроби с иксами в одну сторону, а числа в другую.

  • Найти x: 3x/5 = 130 – 2x/5.
  • Переносим 2x/5 направо с противоположным знаком: 3x/5 + 2x/5 = 130 => 5x/5 = 130.
  • Сокращаем 5x/5 и получаем: x = 130.


Как решить уравнение с дробями – икс в знаменателе

Данный вид дробных уравнений требует записи дополнительных условий. Указание этих условий является обязательной и неотъемлемой частью правильного решения. Не приписав их, вы рискуете, так как ответ (даже если он правильный) могут просто не засчитать.

Общий вид дробных уравнений, где x находится в знаменателе, имеет вид: a/x + b = c, где x – неизвестное, a, b, c – обычные числа. Обратите внимание, что x-ом может быть не любое число. Например x не может равняться нулю, так как делить на 0 нельзя. Именно это и является дополнительным условием, которое мы должны указать. Это называется областью допустимых значений, сокращенно – ОДЗ.

Найти x: 15/x + 18 = 21.

Сразу же пишем ОДЗ для x: x ≠ 0. Теперь, когда ОДЗ указана, решаем уравнение по стандартной схеме, избавляясь от дробей. Умножаем все члены уравнения на x. 15x/x+18x = 21x => 15+18x = 21x => 15 = 3x => x = 15/3 = 5.


Часто встречаются уравнения, где в знаменателе стоит не только x, но и еще какое-нибудь действие с ним, например сложение или вычитание.

Найти x: 15/(x-3) + 18 = 21.

Мы уже знаем, что знаменатель не может равняться нулю, а значит x-3 ≠ 0. Переносим -3 в правую часть, меняя при этом знак “-” на ”+” и получаем, что x ≠ 3. ОДЗ указана.

Решаем уравнение, умножаем все на x-3: 15 + 18×(x – 3) = 21×(x – 3) => 15 + 18x – 54 = 21x – 63.

Переносим иксы направо, числа налево: 24 = 3x => x = 8.


В этой статье я покажу вам алгоритмы решения семи типов рациональных уравнений , которые с помощью замены переменных сводятся к квадратным. В большинстве случаев преобразования, которые приводят к замене, весьма нетривиальны, и самостоятельно о них догадаться достаточно трудно.

Для каждого типа уравнений я объясню, как в нем делать замену переменной, а затем в соответствующем видеоуроке покажу подробное решение.

У вас есть возможность продолжить решение уравнений самостоятельно, а затем сверить свое решение с видеоуроком.

Итак, начнем.

1 . (x-1)(x-7)(x-4)(x+2)=40

Заметим, что в левой части уравнения стоит произведение четырех скобок, а в правой - число.

1. Сгруппируем скобки по две так, чтобы сумма свободных членов была одинаковой.

2. Перемножим их.

3. Введем замену переменной.

В нашем уравнении сгруппируем первую скобку с третьей, а вторую с четвертой,так как (-1)+(-4)=(-7)+2:

В этом месте замена переменной становится очевидной:

Получаем уравнение

Ответ:

2 .

Уравнение этого типа похоже на предыдущее с одним отличием: в правой части уравнения стоит произведение числа на . И решается оно совсем по-другому:

1. Группируем скобки по две так, чтобы произведение свободных членов было одинаковым.

2. Перемножаем каждую пару скобок.

3. Из каждого множителя выносим за скобку х.

4. Делим обе части уравнения на .

5. Вводим замену переменной.

В этом уравнении сгруппируем первую скобку с четвертой, а вторую с третьей, так как :

Заметим, что в каждой скобке коэффициент при и свободный член одинаковые. Вынесем из каждой скобки множитель :

Так как х=0 не является корнем исходного уравнения, разделим обе части уравнения на . Получим:

Получим уравнение:

Ответ:

3 .

Заметим, что в знаменателях обоих дробей стоят квадратные трехчлены, у которых старший коэффициент и свободный член одинаковые. Вынесем, как и в уравнении второго типа х за скобку. Получим:

Разделим числитель и знаменатель каждой дроби на х:

Теперь можем ввести замену переменной:

Получим уравнение относительно переменной t:

4 .

Заметим, что коэффициенты уравнения симметричны относительно центрального. Такое уравнение называется возвратным .

Чтобы его решить,

1. Разделим обе части уравнения на (Мы можем это сделать, так как х=0 не является корнем уравнения.) Получим:

2. Сгруппируем слагаемые таким образом:

3. В каждой группе вынесем за скобку общий множитель:

4. Введем замену:

5. Выразим через t выражение :

Отсюда

Получим уравнение относительно t:

Ответ:

5. Однородные уравнения.

Уравнения, имеющие структуру однородного, могут встретиться при решении показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений, поэтому ее нужно уметь распознавать.

Однородные уравнения имеют такую структуру:

В этом равенстве А, В и С - числа, а квадратиком и кружочком обозначены одинаковые выражения. То есть в левой части однородного уравнения стоит сумма одночленов, имеющих одинаковую степень (в данном случае степень одночленов равна 2), и свободный член отсутствует.

Чтобы решить однородное уравнение, разделим обе части на

Внимание! При делении правой и левой части уравнения на выражение, содержащее неизвестное, можно потерять корни. Поэтому необходимо проверить, не являются ли корни того выражения, на которое мы делим обе части уравнения, корнями исходного уравнения.

Пойдем первым путем. Получим уравнение:

Теперь мы вводим замену переменной:

Упростим выражение и получим биквадратное уравнение относительно t:

Ответ: или

7 .

Это уравнение имеет такую структуру:

Чтобы его решить, нужно в левой части уравнения выделить полный квадрат.

Чтобы выделить полный квдарат, нужно прибавить или вычесть удовоенное произведение. Тогда мы получим квадрат суммы ли разности. Для удачной замены переменной это имеет определяющее значение.

Начнем с нахождения удвоенного произведения. Именно оно будет ключиком для замены переменной. В нашем уравнении удвоенное произведение равно

Теперь прикинем, что нам удобнее иметь - квадрат суммы или разности. Рассмотрим, для начала сумму выражений:

Отлично! это выражении в точности равно удвоенному произведению. Тогда, чтобы в скобках получить квадрат суммы, нужно прибавить и вычесть удвоенное произведение:

Наименьший общий знаменатель используется для упрощения данного уравнения. Этот метод применяется в том случае, когда вы не можете записать данное уравнение с одним рациональным выражением на каждой стороне уравнения (и воспользоваться методом умножения крест-накрест). Этот метод используется, когда вам дано рациональное уравнение с 3 или более дробями (в случае двух дробей лучше применить умножение крест-накрест).

  • Найдите наименьший общий знаменатель дробей (или наименьшее общее кратное). НОЗ – это наименьшее число, которое делится нацело на каждый знаменатель.

    • Иногда НОЗ – очевидное число. Например, если дано уравнение: х/3 + 1/2 = (3x +1)/6, то очевидно, что наименьшим общим кратным для чисел 3, 2 и 6 будет 6.
    • Если НОЗ не очевиден, выпишите кратные самого большого знаменателя и найдите среди них такой, который будет кратным и для других знаменателей. Зачастую НОЗ можно найти, просто перемножив два знаменателя. Например, если дано уравнение x/8 + 2/6 = (x - 3)/9, то НОЗ = 8*9 = 72.
    • Если один или несколько знаменателей содержат переменную, то процесс несколько усложняется (но не становится невозможным). В этом случае НОЗ представляет собой выражение (содержащее переменную), которое делится на каждый знаменатель. Например, в уравнении 5/(х-1) = 1/х + 2/(3x) НОЗ = 3x(х-1), потому что это выражение делится на каждый знаменатель: 3x(х-1)/(х-1) = 3x; 3x(х-1)/3х = (х-1); 3x(х-1)/х = 3(х-1).
  • Умножьте и числитель, и знаменатель каждой дроби на число, равное результату деления НОЗ на соответствующий знаменатель каждой дроби. Так как вы умножаете и числитель, и знаменатель на одно и тоже число, то фактически вы умножаете дробь на 1 (например, 2/2 = 1 или 3/3 = 1).

    • Таким образом, в нашем примере умножьте х/3 на 2/2, чтобы получить 2x/6, и 1/2 умножьте на 3/3, чтобы получить 3/6 (дробь 3x +1/6 умножать не надо, так как ее знаменатель равен 6).
    • Действуйте аналогично в случае, когда переменная находится в знаменателе. В нашем втором примере НОЗ = 3x(x-1), поэтому 5/(x-1) умножьте на (3x)/(3x) и получите 5(3x)/(3x)(x-1); 1/x умножьте на 3(x-1)/3(x-1) и получите 3(x-1)/3x(x-1); 2/(3x) умножьте на (x-1)/(x-1) и получите 2(x-1)/3x(x-1).
  • Найдите х. Теперь, когда вы привели дроби к общему знаменателю, вы можете избавиться от знаменателя. Для этого умножьте каждую сторону уравнения на общий знаменатель. Затем решите полученное уравнение, то есть найдите «х». Для этого обособьте переменную на одной из сторон уравнения.

    • В нашем примере: 2x/6 + 3/6 = (3x +1)/6. Вы можете сложить 2 дроби с одинаковым знаменателем, поэтому запишите уравнение как: (2x+3)/6=(3x+1)/6. Умножьте обе части уравнения на 6 и избавьтесь от знаменателей: 2x+3 = 3x +1. Решите и получите х = 2.
    • В нашем втором примере (с переменной в знаменателе) уравнение имеет вид (после приведения к общему знаменателю): 5(3x)/(3x)(x-1) = 3(x-1)/3x(x-1) + 2(x-1)/3x(x-1). Умножив обе стороны уравнения на НОЗ, вы избавитесь от знаменателя и получите: 5(3x) = 3(х-1) + 2(х-1), или 15x = 3x - 3 + 2x -2, или 15х = х - 5. Решите и получите: х = -5/14.
  • Цели урока:

    Обучающая:

    • формирование понятия дробных рационального уравнения;
    • рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений;
    • рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
    • обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму;
    • проверка уровня усвоения темы путем проведения тестовой работы.

    Развивающая:

    • развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
    • развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций - анализ, синтез, сравнение и обобщение;
    • развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
    • развитие критического мышления;
    • развитие навыков исследовательской работы.

    Воспитывающая:

    • воспитание познавательного интереса к предмету;
    • воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
    • воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

    Тип урока : урок – объяснение нового материала.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! На доске написаны уравнения посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?

    Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».

    2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом.

    А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобиться нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. Что такое уравнение? (Равенство с переменной или переменными .)
    2. Как называется уравнение №1? (Линейное .) Способ решения линейных уравнений. (Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа - в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель ).
    3. Как называется уравнение №3? (Квадратное. ) Способы решения квадратных уравнений. (Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия .)
    4. Что такое пропорция? (Равенство двух отношений .) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов .)
    5. Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному .)
    6. Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю .)

    3. Объяснение нового материала.

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №2.

    Ответ : 10.

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5).

    (х-2)(х-4) = (х+2)(х+3)

    х 2 -4х-2х+8 = х 2 +3х+2х+6

    х 2 -6х-х 2 -5х = 6-8

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №4.

    Ответ : 1,5.

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (№6).

    х 2 -7х+12 = 0

    D=1›0, х 1 =3, х 2 =4.

    Ответ : 3;4.

    Теперь попытайтесь решить уравнение №7 одним из способов.

    (х 2 -2х-5)х(х-5)=х(х-5)(х+5)

    (х 2 -2х-5)х(х-5)-х(х-5)(х+5)=0

    х 2 -2х-5=х+5

    х(х-5)(х 2 -2х-5-(х+5))=0

    х 2 -2х-5-х-5=0

    х(х-5)(х 2 -3х-10)=0

    х=0 х-5=0 х 2 -3х-10=0

    х 1 =0 х 2 =5 D=49

    х 3 =5 х 4 =-2

    х 3 =5 х 4 =-2

    Ответ : 0;5;-2.

    Ответ : 5;-2.

    Объясните, почему так получилось? Почему в одном случае три корня, в другом – два? Какие же числа являются корнями данного дробно-рационального уравнения?

    До сих пор учащиеся с понятием посторонний корень не встречались, им действительно очень трудно понять, почему так получилось. Если в классе никто не может дать четкого объяснения этой ситуации, тогда учитель задает наводящие вопросы.

    • Чем отличаются уравнения № 2 и 4 от уравнений № 5,6,7? (В уравнениях № 2 и 4 в знаменателе числа, № 5-7 – выражения с переменной .)
    • Что такое корень уравнения? (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство .)
    • Как выяснить является ли число корнем уравнения? (Сделать проверку .)

    При выполнении проверки некоторые ученики замечают, что приходится делить на нуль. Они делают вывод, что числа 0 и 5 не являются корнями данного уравнения. Возникает вопрос: существует ли способ решения дробных рациональных уравнений, позволяющий исключить данную ошибку? Да, это способ основан на условие равенства дроби нулю.

    х 2 -3х-10=0 , D=49 , х 1 =5 , х 2 =-2.

    Если х=5, то х(х-5)=0, значит 5- посторонний корень.

    Если х=-2, то х(х-5)≠0.

    Ответ : -2.

    Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения дробных рациональных уравнений данным способом. Дети сами формулируют алгоритм.

    Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:

    1. Перенести все в левую часть.
    2. Привести дроби к общему знаменателю.
    3. Составить систему: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
    4. Решить уравнение.
    5. Проверить неравенство, чтобы исключить посторонние корни.
    6. Записать ответ.

    Обсуждение: как оформить решение, если используется основное свойство пропорции и умножение обеих частей уравнения на общий знаменатель. (Дополнить решение: исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель).

    4. Первичное осмысление нового материала.

    Работа в парах. Учащиеся выбирают способ решения уравнения самостоятельно в зависимости от вида уравнения. Задания из учебника «Алгебра 8», Ю.Н. Макарычев,2007: № 600(б,в,и); № 601(а,д,ж). Учитель контролирует выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, оказывает помощь слабоуспевающим ученикам. Самопроверка: ответы записаны на доске.

    б) 2 – посторонний корень. Ответ:3.

    в) 2 – посторонний корень. Ответ: 1,5.

    а) Ответ: -12,5.

    ж) Ответ: 1;1,5.

    5. Постановка домашнего задания.

    1. Прочитать п.25 из учебника, разобрать примеры 1-3.
    2. Выучить алгоритм решения дробных рациональных уравнений.
    3. Решить в тетрадях № 600(а,г,д); №601(г,з).
    4. Попробовать решить №696(а)(по желанию).

    6. Выполнение контролирующего задания по изученной теме.

    Работа выполняется на листочках.

    Пример задания:

    А) Какие из уравнений являются дробными рациональными?

    Б) Дробь равна нулю, когда числитель ______________________ , а знаменатель _______________________ .

    В) Является ли число -3 корнем уравнения №6?

    Г) Решить уравнение №7.

    Критерии оценивания задания:

    • «5» ставится, если ученик выполнил правильно более 90% задания.
    • «4» - 75%-89%
    • «3» - 50%-74%
    • «2» ставится учащемуся, выполнившему менее 50% задания.
    • Оценка 2 в журнал не ставится, 3 - по желанию.

    7. Рефлексия.

    На листочках с самостоятельной работой поставьте:

    • 1 – если на уроке вам было интересно и понятно;
    • 2 – интересно, но не понятно;
    • 3 – не интересно, но понятно;
    • 4 – не интересно, не понятно.

    8. Подведение итогов урока.

    Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения различными способами, проверили свои знания с помощью обучающей самостоятельной работы. Результаты самостоятельной работы вы узнаете на следующем уроке, дома у вас будет возможность закрепить полученные знания.

    Какой метод решения дробных рациональных уравнений, по Вашему мнению, является более легким, доступным, рациональным? Не зависимо от метода решения дробных рациональных уравнений, о чем необходимо не забывать? В чем «коварство» дробных рациональных уравнений?

    Всем спасибо, урок окончен.

    Т. Косякова,
    школа N№ 80, г. Краснодар

    Решение квадратных и дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры

    Урок 4

    Тема урока:

    Цель урока: формировать умение решать дробно-рациональные уравнения, содержащие параметры.

    Тип урока: введение нового материала.

    1. (Устно.) Решите уравнения:

    Пример 1 . Решите уравнение

    Решение.

    Найдем недопустимые значения a :

    Ответ. Если если a = – 19 , то корней нет.

    Пример 2 . Решите уравнение

    Решение.

    Найдем недопустимые значения параметра a :

    10 – a = 5, a = 5;

    10 – a = a , a = 5.

    Ответ. Если a = 5 a 5 , то x=10–a .

    Пример 3 . При каких значениях параметра b уравнение имеет:

    а) два корня; б) единственный корень?

    Решение.

    1) Найдем недопустимые значения параметра b :

    x = b , b 2 (b 2 – 1) – 2b 3 + b 2 = 0, b 4 – 2b 3 = 0,
    b = 0 или b = 2;
    x = 2, 4(b 2 – 1) – 4b 2 + b 2 = 0, b 2 – 4 = 0, (b – 2)(b + 2) = 0,
    b = 2 или b = – 2.

    2) Решим уравнение x 2 (b 2 – 1) – 2b 2 x + b 2 = 0:

    D = 4b 4 – 4b 2 (b 2 – 1), D = 4b 2 .

    а)

    Исключая недопустимые значения параметра b , получаем, что уравнение имеет два корня, если b – 2, b – 1, b 0, b 1, b 2 .

    б) 4b 2 = 0, b = 0, но это недопустимое значение параметра b ; если b 2 –1=0 , т. е. b =1 или.

    Ответ: а) если b –2 , b –1, b 0, b 1, b 2 , то два корня; б) если b =1 или b=–1 , то единственный корень.

    Самостоятельная работа

    Вариант 1

    Решите уравнения:

    Вариант 2

    Решите уравнения:

    Ответы

    В-1 . а) Если a =3 , то корней нет; если б) если если a 2 , то корней нет.

    В-2. Если a =2 , то корней нет; если a =0 , то корней нет; если
    б) если a =– 1 , то уравнение теряет смысл; если то корней нет;
    если

    Задание на дом.

    Решите уравнения:

    Ответы: а) Если a –2 , то x=a ; если a =–2 , то решений нет; б) если a –2 , то x=2 ; если a =–2 , то решений нет; в) если a =–2 , то x – любое число, кроме 3 ; если a –2 , то x=2 ; г) если a =–8 , то корней нет; если a =2 , то корней нет; если

    Урок 5

    Тема урока: «Решение дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры».

    Цели урока:

    обучение решению уравнений с нестандартным условием;
    сознательное усвоение учащимися алгебраических понятий и связей между ними.

    Тип урока: систематизации и обобщения.

    Проверка домашнего задания.

    Пример 1 . Решите уравнение

    а) относительно x; б) относительно y.

    Решение.

    а) Найдем недопустимые значения y : y=0, x=y, y 2 =y 2 –2y ,

    y=0 – недопустимое значение параметра y .

    Если y 0 , то x=y–2 ; если y=0 , то уравнение теряет смысл.

    б) Найдем недопустимые значения параметра x : y=x, 2x–x 2 +x 2 =0, x=0 – недопустимое значение параметра x ; y(2+x–y)=0, y=0 или y=2+x;

    y=0 не удовлетворяет условию y(y–x) 0 .

    Ответ: а) если y=0 , то уравнение теряет смысл; если y 0 , то x=y–2 ; б) если x=0 x 0 , то y=2+x .

    Пример 2 . При каких целых значениях параметра a корни уравнения принадлежат промежутку

    D = (3a + 2) 2 – 4a (a + 1)·2 = 9a 2 + 12a + 4 – 8a 2 – 8a ,

    D = (a + 2) 2 .

    Если a 0 или a – 1 , то

    Ответ: 5 .

    Пример 3 . Найдите относительно x целые решения уравнения

    Ответ. Если y=0 , то уравнение не имеет смысла; если y=–1 , то x – любое целое число, кроме нуля; если y№ 0, y№ – 1 , то решений нет.

    Пример 4. Решите уравнение с параметрами a и b .

    Если a – b , то

    Ответ. Если a= 0 или b= 0 , то уравнение теряет смысл; если a 0, b 0, a=–b , то x – любое число, кроме нуля; если a 0, b 0, a –b, то x=–a, x=–b .

    Пример 5 . Докажите, что при любом значении параметра n, отличном от нуля, уравнение имеет единственный корень, равный – n .

    Решение.

    т. е. x=–n , что и требовалось доказать.

    Задание на дом.

    1. Найдите целые решения уравнения

    2. При каких значениях параметра c уравнение имеет:
    а) два корня; б) единственный корень?

    3. Найдите все целые корни уравнения если a О N .

    4. Решите уравнение 3xy – 5x + 5y = 7: а) относительно y ; б) относительно x .

    1. Уравнению удовлетворяют любые целые равные значения x и y, отличные от нуля.
    2. а) При
    б) при или
    3. – 12; – 9; 0 .
    4. а) Если то корней нет; если
    б) если то корней нет; если

    Контрольная работа

    Вариант 1

    1. Определите тип уравнения 7c(c + 3)x 2 +(c–2)x–8=0 при: а) c=–3 ; б) c=2 ; в) c=4 .

    2. Решите уравнения: а) x 2 –bx=0 ; б) cx 2 –6x+1=0 ; в)

    3. Решите уравнение 3x–xy–2y=1:

    а) относительно x ;
    б) относительно y .

    nx 2 – 26x + n = 0 , зная, что параметр n принимает только целые значения.

    5. При каких значениях b уравнение имеет:

    а) два корня;
    б) единственный корень?

    Вариант 2

    1. Определите тип уравнения 5c(c + 4)x 2 +(c–7)x+7=0 при: а) c=–4 ; б) c=7 ; в) c=1 .

    2. Решите уравнения: а) y 2 +cy=0 ; б) ny 2 –8y+2=0 ; в)

    3. Решите уравнение 6x–xy+2y=5:

    а) относительно x ;
    б) относительно y .

    4. Найдите целые корни уравнения nx 2 –22x+2n=0 , зная, что параметр n принимает только целые значения.

    5. При каких значениях параметра a уравнение имеет:

    а) два корня;
    б) единственный корень?

    Ответы

    В-1. 1. а) Линейное уравнение;
    б) неполное квадратное уравнение; в) квадратное уравнение.
    2. а) Если b=0 , то x=0 ; если b№ 0 , то x=0, x=b ;
    б) если cО (9;+Ґ ) , то корней нет;
    в) если a =–4 , то уравнение теряет смысл; если a № –4 , то x=–a .
    3. а) Если y=3 , то корней нет; если);
    б) a =–3, a =1.

    Дополнительные задания

    Решите уравнения:

    Литература

    1. Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. О параметрах с самого начала. – Репетитор, № 2/1991, с. 3–13.
    2. Гронштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Необходимые условия в задачах с параметрами. – Квант, № 11/1991, с. 44–49.
    3. Дорофеев Г.В., Затакавай В.В. Решение задач, содержащих параметры. Ч. 2. – М., Перспектива, 1990, с. 2–38.
    4. Тынякин С.А. Пятьсот четырнадцать задач с параметрами. – Волгоград, 1991.
    5. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М., Просвещение, 1986.