ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Страшные тайны титаника. «Титаник» – великая загадка века. Причины трагедии, выводы, и мысли по поводу

15 апреля 2012 года исполняется 100 лет со дня гибели знаменитого британского парохода «Титаник». Немногие знают, что эту страшную трагедию, унесшую жизни около 1,5 тысячи человек, можно было предотвратить. Так получилось, что на борту лайнера не было ключа от ящика, в котором находился бинокль впередсмотрящего. В момент смерти корабля этот ключ лежал в кармане офицера, которого в последний момент сняли с «Титаника» и перевели на другой корабль, а на его место поставили другого впередсмотрящего. Так вот, в сентябре 2007 года, когда на Западе уже вовсю бушевал кризис, этот ключ был продан анонимному покупателю за 180 тысяч долларов - сумму, которую мог позволить себе на тот момент любой обладатель однокомнатной квартиры в Москве.

Тайна и мистика гибели "Титатника"

Крушение легендарного "Титаника", унесшее жизни полторы тысячи человек, потрясло весь мир и стало одной из самых громких катастроф XX века. О роковом вояже люди помнят до сих пор, хотя с момента крушения скоро минет ровно 100 лет. Столетний юбилей крушения "Титаника" придется на ночь с 14 по 15 апреля - трагическую дату столкновения корабля с айсбергом, 2012 года.

О гибели Титаника писать достаточно трудно - с одной стороны, нет человека, который не знал-бы о этой трагедии, с другой - есть масса любопытнейших фактов, неизвестных даже специалистам.
Разумеется, после чуда 20-го века, фильма «Титаник», если кто в мире и не знал про Титаник, или знал только, что что-то такое было и вроде утонуло, то теперь все знают и считают, что там и знать больше нечего.
Здоровенное такое пароходище отплыло из Англии в Америку, имея на борту Кейт Уинслет, Леонардо Ди Каприо и кучу других актеров. Леонардо соблазнил Кейт и они-бы поженились, но тут случился на пути айсберг, и большую часть фильма герои шныряли по закоулкам тонущего Титаника, как крысы в лабиринте. Потом, наконец, Титаник с треском утонул, Ди Каприо не смог влезть на одну доску с Кейт и очень красиво погрузился в воды Атлантики, Кейт подобрали, и она осталась верна. Еще уцелели главный злодей и другие несущественные. Кейт дожила до наших дней и, дура старая, выкинула в океан драгоценный камень. История Титаника для большинства превратилась в историю ужасно красивой любви ужасно красивых героев на фоне компьютерных чудес современного фильмопроизводства.
Начну с общеизвестных фактов вкратце:
Лайнер Титаник:
валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66 тыс. тонн.
Размерения:
длина 268,98 м., ширина 28,2 м., расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 м. или 53,3 м. от киля до верхушек четырех его огромных труб.
Короче говоря, Титаник был высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала.



Трехвинтовой Титаник был оснащен двумя четырехцилиндровыми паровыми машинами, работающими на наружные гребные винты, и паровой турбиной, приводящей в движение средний винт. Номинальная мощность этой энергетический установки составляла 50 000 л.с., но легко могла быть развита и мощность 55 000 л.с. При полном ходе Титаник мог идти со скоростью 24 - 25 уз.
Наиболее интересной конструктивной особенностью лайнера являлись его водонепроницаемые переборки. Титаник имел двойное дно и был разделен на 16 водонепроницаемых отсеков пятнадцатью водонепроницаемыми переборками. Странно, однако, что эти переборки простирались вверх не очень высоко. Первые две и последние пять переборок были доведены до палубы D, а средние восемь - только до палубы Е. Тем не менее непотопляемость лайнера обеспечивалась при затоплении любых двух отсеков, и, поскольку конструкторы не могли себе вообразить несчастья хуже, чем пробоина в районе стыка двух отсеков, Титаник был объявлен "непотопляемым".



Непотопляемый Титаник спустился на воду со стапеля белфастской верфи судостроительной фирмы "Харланд энд Вулф" 31 мая 1911 года Следующие десять месяцев он находился у достроечной стенки. Ходовые испытания Титаника были завершены 1 апреля 1912 года, а 3 апреля лайнер прибыл в Саутгемптон. Неделей позже он отправился в Нью-Йорк.


И в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года Титаник затонул, находясь в своем первом рейсе. Столкнулся с айсбергом. Из 2224 человек на борту спаслись 711, погибло 1513. Главной причиной таких больших потерь считается огромное несоответствие между местами в шлюпках и количеством людей. Шлюпки могли забрать только 1178 человек. Так то оно так, да не совсем. Об этом ниже.
Причины столкновения - прежде всего, полное игнорирование ледовой опасности, несмотря на многочисленные предупреждения о том, что впереди - лед и айсберги. Скорость не сбросили, вахту не усилили. Затем, бдительность впередсмотрящих. Несмотря на то, что были это люди со стажем, опытные моряки, в данном случае они сплоховали. Поздно заметили, что резко сократило возможность для маневра. Далее - если-бы на мостике стали не уклоняться от айсберга, а просто дали-бы машинам «Полный назад» и носом врезались в айсберг, лайнер сильно-бы пострадал, но - не затонул. Смяло-бы бак и находившиеся там каюты третьего класса, но судно осталось-бы на плаву.
Роковую роль сыграло и то, что в те времена не было единых общепринятых правил о подаче сигналов бедствия сигнальными ракетами и фальшфейерами. То есть красный цвет ракет не был принят, как сигнал бедствия. Палили, чем придется. С Титаника палили белыми ракетами. Ну пуляют, а зачем, кто их знает. Может, празднуют что. Именно так и решили на мостике находившейся на расстоянии всего 10 миль Калифорнии, и поэтому спокойно прошли мимо.
К месту гибели Титаника подошел пароход Карпатия, не сразу, а некоторое время спустя. Титаник погрузился в воду в 02.20, первые спасшиеся поднялись на палубу Карпатии в 04.10, а последних людей с последней шлюпки приняли в 08.30 утра. Разница во времени вроде небольшая, меньше двух часов, но дело в том, что она небольшая для тех, кто попал в шлюпки, хотя и там медлить было нельзя. Но для большинства - тех, кто оказался в воде, счет шел на минуты. Именно минутами определяется жизнь человека, попавшего в ледяную воду, да еще в экстремальных условиях внезапной гибели судна. 5 - 15 минут, и человека можно уже не вытаскивать, разве что для похорон.
А вот если-бы грузопассажирский пароход Калифорния распознал сигналы с Титаника, как сигналы бедствия, то он мог-бы оказаться на месте катастрофы еще даже до того, как Титаник погрузился в воду, и тогда количество спасенных было-бы несоизмеримо большим. Почти всех могли спасти.
Вот и вся история вкратце. А теперь - некоторые малоизвестные, любителям кино и не только, факты.

Шлюпки, посадка в шлюпки, кого и сколько спаслось, кто и как умирал.

В те годы строительство судов и оборудование их спасательными средствами регулировались дикими с нашей точки зрения правилами. Так, для судов водоизмещением более 10000 тонн требовалось максимум 20 спасательных шлюпок, то есть количество мест в шлюпках регулировалось не пассажировместимостью, а тоннажем.
Шлюпки Титаника: всего 20, из них 14 спасательных вместимостью 65 человек каждая, 2 рабочих вместимостью 40 человек каждая, и 4 типа Энгельгардт, вместимостью 47 каждая. Итого - 1178 мест.
Если строго следовать тогдашним правилам, то Титаник должен был иметь не более 962 спасательных мест, а было - больше. Компания "Уайт Стар Лайн" еще и посетовала, что никто не ценит ее заботливости и лишних расходов. Сетовала она до, а не после трагедии, когда расхваливала строящегося гиганта.
На воду были спущены все 14 спасательных шлюпок, обе рабочие и две типа Энгелгардт, общей вместимостью 1084 человека. Большинство шлюпок оказались загруженными НЕ ПОЛНОСТЬЮ. Причин тому было много. Например, большинство женщин и детей, особенно вначале, боялись переходить с борта все еще казавшегося им непотопляемым лайнера на хрупкие лодчонки раскичивающиеся над водой на высоте 20 метров доходило до того, что первыми в шлюпки спускались мужчины, чтобы убедить женщин в безопасности посадки. Интересно, что количество мест позволяло спасти ВСЕХ находившихся на борту женщин и детей, плюс еще 550 мужчин. Да, спаслись не все женщины и только половина детей - 74% женщин, 52% детей. Но по сравнению с процентом погибших мужчин, даже женщины,следовавшие третьим классом, имели больше шансов остаться в живых, чем мужчины из первого класса - а среди были люди, которых знал весь мир! Суммируя статистику полов, можно сказать, что у мужчин Титаника было куда меньше шансов выжить, чем у женщин и детей. На Титанике правил старинный морской закон «Женщины и дети - первыми»!
Перейдя к статистике спасшихся мужчин, также начинаем удивляться. Применим столь излюбленный публицистами и писателями, особенно нашими, классовый подход, и застынем в недоумении. Чему нас учили семья и школа, помните? Озверелый капиталист в смокинге, накрывшись собольей шубой и сжимая в потных жирных пальцах драгоценности, забился в угол шлюпки, его прикрывают, вооруженные пистолетами, верные слуги капитала, и стреляют без разбора по обезумевшим женщинам и деткам.

За исключением смокингов, все было как раз наоборот. Как гибли эти самые капиталисты? Вот вам пример - Гуггенхейм, один из богатейших людей своего времени.
«..Он был воистину неподражаем. Исчез свитер, который стюард Этчес заставил его надеть, исчез также и спасательный нагрудник. Теперь миллионер и его камердинер стояли в великолепных вечерних костюмах. - Мы облачились в наши лучшие одежды, - объяснял Гуггенхейм, - и приготовились умереть, как подобает джентльменам..»
На Титанике в числе пассажиров первого класса были «сливки» высшего света, и вот как они себя вели:
«..Эллисоны стояли, улыбаясь, на прогулочной палубе; миссис Эллисон обняла маленькую Лоррейн с одной стороны, ее супруг - с другой. Супруги Страусы прислонились к леерному ограждению шлюпочной палубы, обняв друг друга за талию. Неподалеку ожидала чего-то молодая супружеская чета с Запада США; Лайтоллер спросил у молодой женщины, не посадить ли ее в шлюпку, на что она бодро ответила:
- Ни за что на свете! Мы отправились вместе и, если нужно, вместе завершим свой путь.
Арчибальд Грейси, Клинч Смит и десяток других пассажиров первого класса работали вместе с экипажем, готовя к отправлению последние шлюпки. Когда эти мужчины помогали садиться в шлюпку миссис Уиллард из города Дулут, штат Миннесота, они улыбались ей и советовали не падать духом. Она заметила на их лицах крупные капли пота.
Члены высшего нью-йоркского и филадельфийского общества продолжали держаться вместе - небольшой кучкой стояли Джон Б. Тэйер, Джордж и Гарри Уайднеры, Дуэйн Уильяме; рядом бродили светила меньшей величины, такие как Клинч Смит и полковник Грейси. Астор почти все время оставался в одиночестве, а супруги Страусы сидели в палубных креслах..»
Большинство, мягко говоря, не совсем добросовестных публицистов, исследователей и писателей, не могло избежать соблазна впасть в классовый подход, и переставляли кубики статистики таким образом, чтобы максимально наглядно продемонстрировать человеческую несостоятельность пассажиров первого класса. Однако строгий подход к статистическим данным неопровержимо свидетельствует - определяющими при спасении были пол и возраст. Например, у женщин третьего класса шанс выжить был на 41% больше, чем у мужчин первого класса.
Джеймс Камерон в своем громоздком творении также не исбежал марксистского подхода. Ди Каприо был выходцем из народа с пролетарскими кулаками, а главный негодяй - подонком из высшего света. Статистика и показания очевидцев дают нам совсем другую картину.
Да и вообще главный вопрос в таких трагедиях был, есть и надеюсь, будет - кого первого спасали, женщин и детей, или правил сильнейший? В трагедии Титаника ответ однозначен, первыми спасали женщин и детей.
Любителям классового подхода придется удовлетвориться следующими выдержками из доклада лорда Мерсея - документа, наиболее полно и беспристрастно освещающего катастрофу:
«..было достаточно много инсинуаций и спекуляций на тему несправедливостей, совершенных в ходе спасения по отношению к пассажирам третьего класса. В них нет ни капли правды. Да, процент спасшихся пассажиров третьего класса значительно меньше такового для пассажиров второго и первого классов. Это обьясняется, прежде всего, значительно большим количеством пассажиров третьего класса, но кроме того, и такими факторами, как нежелание многих пассажиров бросить свое имущество (а там ведь, напомню, было много эмигрантов, плывущих в Америку на постоянное место жительством со всем имуществом, какое удалось забрать), отдаленность помещений третьего класса от шлюпочной палубы и рядом других. Защитник некоторых из пассажиров третьего класса в исковых заявлениях в суд по возмещению ущерба, г-н Гаррисон, однозначно заявил, что у него нет никаких ни доказательств, ни даже заявлений о том, что пассажиров третьего класса пытались силой удерживать в их помещениях для того, чтобы избежать паники, или не помешать эвакуации пассажиров второго и первого классов. Никакой дискриминации, и комиссия заявляет это с полной ответственностью, не было. Во время эвакуации все были равны.»


Причины трагедии, выводы, и мысли по поводу

Согласно докладу лорда Мерсея, судно погибло вследствии столкновения с айсбергом, а оно произошло потому, что судно следовало с недопустимо высокой, в данных обстоятельствах, скоростью. Вот и все. А дальше - многочисленные выводы. Сначала я приведу выводы, а уж потом некоторые мысли. Итак:
«..Никогда больше не станут люди направлять свои суда в ледяные поля, не прислушиваясь к предупреждениям, уповая только на прочность нескольких тысяч тонн склепанных стальных листов. С той достопамятной ночи на трансатлантических лайнерах будут серьезно относиться к ледовым предупреждениям, стараться обойти опасные места или идти умеренным ходом. Никто больше не будет верить в "непотопляемые" суда.
И айсберги не будут больше безнадзорно болтаться по морям. После гибели "Титаника" американское и английское правительства организовали международный ледовый патруль, и сегодня корабли береговой охраны следят за блуждающими айсбергами, которые дрейфуют в сторону морских путей. В качестве дополнительной меры предосторожности на зиму морские пути сдвигают к югу.
И нет больше лайнеров, на которых радиовахты несли бы неполные сутки. На каждом пассажирском судне обязательно предусмотрена круглосуточная радиовахта. Люди больше не будут гибнуть из-за того, что какой-нибудь Сирил Эванс в десяти милях от них закончил вахту и улегся спать.
"Титаник" был последним лайнером, вышедшим в море без достаточного количества спасательных шлюпок. Имевший валовую регистровую вместимость 46. 328 т., он был оборудован в соответствии с безнадежно устаревшими правилами обеспечения безопасности. Согласно этим правилам, потребность судна в спасательных шлюпках определялась по нелепой формуле: все британские суда валовой регистровой вместимостью свыше 10.000 т. должны были иметь на борту 16 спасательных шлюпок общим объемом свыше 155,7 м^3 плюс такое количество плотов и плавучих приборов, которое соответствует 75% объема спасательных шлюпок..»
Кроме того, в докладе Мерсея обращалось внимание на необходимость должного обучения экипажа, как в области несения вахты, так и в области организации и проведения шлюпочных тревог. Смешно сказать, но в докладе отмечалась необходимость контроля за зрением моряков, несущих ходовую вахту на мостике. Еще смешнее с высот современности требование к количеству биноклей на судах. На Титанике их было два или три на все судно. Впередсмотрящие, то есть, не только не отличались орлиной остротой зрения, но и биноклей не имели.

Капитан "Титаника" Эдвард Смит

Гибель Титаника стала переломным моментом в обеспечении безопасности мореплавания. Если говорить в общем, то до гибели Титаника мореплаватели еще не осознали и не прочувствовали, что они уже в 20-м веке, что парусники ушли в прошлое, что судоходство с каждым днейм становится все оживленнее, скорости - выше, размеры судов - больше. И что мерки 19-го века устарели и стали просто опасными. Титаник, можно сказать, стал жертвой менталитета 19-го века в приложении к технике века 20-го.
Современному судоводителю многие установки тех времен, царившие на мостике Титаника, покажутся просто чем-то диким. Как можно, зная о айсбергах и льдах по курсу, лететь в черную неизвестность ночи, не снижая скорости? А ведь радиолокаторов тогда и в помине не было, однако скорости и размеры уже определялись прогрессом 20-го века. Как можно было не снабдить впередсмотрящих биноклями? Как вообще можно водить лайнеры огромных размеров, не имея общепринятых международных сигналов бедствия, от радио до фальшфейеров до ракет? Как можно считать судно, на мостике которого ты находишься, непотопляемым - а ведь экипаж и общественность именно так и думали!
Тонет все, как ты его ни делай. Стихия есть стихия. Гибель Титаника вбила в гены мореплавателей следующих поколений здоровое недоверие к непотопляемости и постоянную, на мостике-ли, в каюте во время отдыха, готовность к худшему. Шок и последующие оргвыводы сделали очень и очень много для того, чтобы люди осознали - на дворе 20-й век, и чтобы избежать трагедий на море, необходимо пересмотреть существующие правила. И пересмотрели. Еще как пересмотрели, до сих пор многие из принятых после Титаника правил остаются в силе, их даже подправлять не надо.
За одно это Титанику памятник надо поставить. Его гибель не была напрасной.

Некоторые любопытные факты

Айсберг, отправивший на дно Титаник, отыскали через 90 лет

Почти через 90 лет после его гибели неутомимые исследователи и любители загадок отыскали… тот самый айсберг, который отправил Титаник на дно и дал возможность Камерону получить кучу «Оскаров». Фотографии этого негодяя находились в частной коллекции, и нигде, никогда не публиковались. Тщательное исследование фотографий установило, что запечатленный на них айсберг несет на себе следы повреждений, нанесенных столкновением с каким-то немалым плавучим обьектом соответствующей крепости - стали, то есть.
Итак, некий Стефан Регорек из Богемии совершал путешествие на борту лайнера Бремен, следовавшего из Бремерхафна на Нью-Йорк. 20 апреля Бремен проходил то место, где произошла катастрофа. Все присутствоващие на борту Бремена высыпали на палубу, наблюдая в воде многочисленные останки кораблекрушения, и нечто более страшное - десятки трупов. Бремен не стал подбирать тела только потому, что через несколько часов должен был подойти пароход Маккей-Беннет, отфрахтованный специально для этого. Ну, а герой этого рассказа сделал несколько фотографий и послал их из Нью-Йорка домой.
фото рокового айсберга с борта лайнера Бремен

Сфотографированный айсберг совпадал с его описанием, данным уцелевшими с Титаника.
В ближайшие после трагедии дни были сделаны фотографии нескольких айсбергов, однако после изучения фотографий Регорека, сопоставления их с описанием айсберга очевидцами, исследования ветра и течений, можно с достаточно высокой степенью вероятности предполагать, что искомый айсберг был сфотографирован только одним человеком, Стефаном Регореком, с борта лайнера Бремен. И обнаружились эти фото только в апреле 2000 года. Оригиналы фотографий в настоящее время хранятся в банковском сейфе в Мюнхене.

Действительно-ли оркестр Титаника играл до конца, и если это действительно так, то что именно?

Скорее всего, эта легенда соответствует действительности. Да, играли до конца. А что именно? Тут труднее, так как показания очевидцев очень отличаются. Согласно легенде оркестр тонул, исполняя, конечно, религиозный гимн "Ближе к тебе, о Господи". Многие из спасшихся утверждают, что это было именно так, и нет причин сомневаться в искренности их слов. Другие же уверяют, будто единственное, что играл оркестр - это рэгтайм. Один человек сообщает, что очень хорошо помнит последние минуты оркестра, но музыканты будто бы вовсе ничего не играли. В этой сумятице противоречивых показаний несколько выделяется рассказ младшего радиста Хэролда Брайда. Сама профессия требовала от него наблюдательности, скрупулезной точности. Кроме того, Брайд находился на "Титанике" до самого, что называется, конца. Он ясно запомнил, что оркестр играл мелодию "Осени" - одного из гимнов англиканской церкви.

Самый волнующий вопрос - а был-ли ди Каприо?

Реальный Джек Доусон был кочегаром на Титанике, и даже и не кочегаром, а угольщиком, то есть тем, кто шихтовал уголь в угольных бункерах для того, чтобы кочегарам легче было его подхватывать. Катастрофы Титаника он не пережил, но не утонул вместе с лайнером. Его тело было извлечено из воды вместе с десятками других, а опознали его по карточке члена профсоюза, которую он спрятал на груди. Останки настоящего Доусона не погрузились под звуки рыданий кинозалов всего мира в ледяные воды Атлантики, а были захоронены на кладбище Фэйрвью Лаун, в Галифаксе, могила номер 227.
Его любовью была не звезда высшего света в исполнении Кейт Уинслет, а сестра его приятеля, кочегара Джона Приста, который, кстати, и уговорил его стать моряком. Доусону было 23 года.
После выхода в свет фильма Титаник, фанаты ди Каприо и Уинслет осадили все возможные исторические инстанции с вопросом - были-ли прототипы звезд на самом деле, да или нет? Затем выяснилось, что если Уинслет под вопросом, то с Доусоном все в порядке, он был, и более того - его праху можно поклониться. Что поклонники немедленно и сделали. С тех пор и по сей день груды цветов на могиле ошалевшего от такой всемирной славы кочегара вянуть не успевают, их сменяют новые.
Камерон утверждает, что имя «Доусон» он взял, что говорится, «с потолка» и был искренне удивлен, узнав, что такой человек на Титанике был на самом деле. Мутит хитромудрый Камерон, дабы сотворить еще одну легенду, или говорит правду - кто его знает?


Заключение - мистика
Любители мистики и загадок всех мастей, от занимающихся спиритизмом до озабоченных вторжением инопланетян, накинулись на Титаник, как стервятники на дохлого осла. Разложили его по всем параметрам, от магии чисел до расположения звезд и комментариев по Апокалипсису, откровениям Иоанна Богослова и наставленям адептам черной магии. Все это достаточно смешно, но кое-что воистину мистическое действительно, имеет место быть. Это - история книги «Тщета», написанной в 1898 году, за 14 лет до трагедии.


Итак:
«..Некий Морган Робертсон, сочинил в 1898 году роман о трансатлантическом лайнере, который своими фантастическими размерами превосходил все построенные дотоле суда. Сказочный корабль Робертсон населил богатыми, самодовольными пассажирами. По ходу действия романа холодной апрельской ночью происходит столкновение лайнера с айсбергом и судно погибает. Кораблекрушение это, по мысли автора, должно было символизировать тщету всего земного. Книга Робертсона, выпущенная в том же году издательской фирмой "М. Ф. Мэнсфилд", так и называлась: "Тщета".
Спустя четырнадцать лет английская судоходная компания "Уайт Стар Лайн" построила лайнер, который удивительно походил на судно, описанное Робертсоном. Водоизмещение нового лайнера было 66 тыс. тонн, парохода из книги Робертсона - 70 тысяч. Длина реального лайнера составляла 269 м, литературного - 243. Оба лайнера имели по три гребных винта и могли развивать скорость порядка 24-25 узлов. Каждый из них был рассчитан примерно на 3000 человек, а спасательные шлюпки того и другого могли вместить лишь часть пассажиров и членов экипажа, однако никто не придавал этому значения, поскольку оба судна считались "непотопляемыми".
Робертсон назвал свое судно "Титаном", владельцы компании "Уайт Стар Лайн" окрестили принадлежащий им новый лайнер "Титаником".
10 апреля 1912 года реальный лайнер отправился в свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Помимо прочих грузов на его борту находился бесценный манускрипт "Рубайат" Омара Хайяма, а путешественники, внесенные в список пассажиров лайнера, "стоили" в общей сложности 250 миллионов долларов. Холодной апрельской ночью этот лайнер, как и его литературный "прототип", столкнулся с айсбергом и тоже пошел ко дну..»


Виолетта Джессоп

Она едва не пошла ко дну вместе с тонущим кораблем…трижды.

Традиционно считается, что присутствие женщины на корабле приведет к несчастью и будто женщины злят море. С другой стороны, поверье гласит, что вид обнаженной женщины успокаивает море. Если бы Виолетта Джессоп об этом знала, возможно, Титаник не столкнулся бы с айсбергом.

Но история Джессоп начинается не на Титанике, а на борту корабля-побратима Олимпика. В 1911 году Джессоп была стюардессой на этом роскошном лайнере.

тот самый Олимпик

20 сентября 1911 года Олимпик столкнулся с британским военным судном. К счастью, никто не пострадал, но Виолетта приняла решение перейти на службу на огромное непотопляемое судно, ее выбор пал на Титаник.

а это уже Титаник

С собой она принесла не только неудачу, но и «привела» капитана Олимпик Эдварда Смита. Впоследствии, как вы знаете, корабль столкнулся с айсбергом. Мы догадываемся, о чем вы подумали. Едва ли можно считать совпадением то, что она оказалась на борту во время двух крушений, при том, что капитан был один и тот же. Все дело в нем, да?

Это еще не все.

Джессоп сидела в спасательной шлюпке и наблюдала, как самый огромный в мире корабль скрывается под водой. Она спаслась, в отличие от капитана.

В 1916, после некоторого перерыва, Джессоп устроилась медсестрой на борт Британника. Вскоре судно наткнулось на мину и затонуло. Корабль, шедший ко дну, уже почти задел шлюпку, в которой сидела Виолетта, но она успела выпрыгнуть в воду… К счастью, женщина выжила и в третий раз вернулась на сушу.

Умерла она от сердечной недостаточности в 1971 году и была похоронена в море.

Гибель Титаника таит в себе еще очень много загадок, большинство из которых вряд-ли теперь удастся разгадать, разве что в далеком будущем, когда смогут считывать те неуловимые частицы, которые, как утверждают некоторые ученые, сохраняют в себе картины прошлого.


Войтенко Михаил
http://www.odin.tc/disaster/titanic.asp

Последняя ночь Титаника: http://www.titanic.infoall.info/

Исповедь, потрясшая мир: http://bibliotekar.ru/chip/1005-6.htm

13 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ТИТАНИКЕ

1. Теоретически Титаник был непотопляем, поэтому владельцы решили сэкономить на шлюпках и расширить полезное пространство. Корабль был оборудован только 20 спасательными шлюпками с общей вместимостью 1178 человек, то есть на половину пассажиров.

2. Судно было разделено на 16 водонепроницаемых отсеков, которые в случае разгерметизации блокировались в течение 25 секунд, предохраняя судно от затопления. «Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх отсеков. Исследователи предполагают, что айсберг пропорол сразу не менее шести отсеков, что привело к гибели судна.

3. Стоимость билета первого класса составляла $ 4350, баснословные по тем временам деньги.

4. В момент трагедии на борту находилось 1 316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1 513. Большинство пассажиров умерло от переохлаждения в океанской воде.

5. Интересно, что из-за паники многие шлюпки отчаливали заполненными на половину.

6. Постройка Титаника обошлась в $ 7,500,000 и заняла три года. При строительстве Титаника было использовано 3 миллиона заклепок.

7. На момент постройки Титаник был самым большим пассажирским кораблем в мире, его длина составляла 268 метров. Вес "Титаника" при полной загрузке был 46328 тонн.

8. Корабль был оснащен 29 паровыми котлами, которые потребляли 825 тонн угля в день. Из четырех дымовых труб, только три работали по назначению, четвертая была для красоты и служила вентиляцией.

9. Титаник не крестили по морскому обычаю (разбить о борт бутылку шампанского на счастье), поскольку его владельцы не верили в приметы.

10. Титаник столкнулся с айсбергом в 11:40 вечера 14 апреля 1912 года, через 2 часа 40 минут после выхода в свой первый и последний рейс.

11. Титаник затонул на глубине 12600 футов (примерно 4 километра) на дне Атлантического океана недалеко от берегов Ирландии.

12. Оркестр продолжал играть во время гибели Титаника и утонул вместе с кораблем.

13. Снятый по мотивам трагедии фильм "Титаник" был номинирован на 14 Оскаров и выиграл 11 из них. Кассовый сбор составил более миллиарда долларов.


Трагедия, разыгравшаяся в роковую ночь с 14 на 15 апреля 1912 года посреди Тихого океана, стала первой серьёзной катастрофой 20 столетия. Особо набожные люди не сомневались, что беда, настигшая пассажиров «Титаника» - не что иное, как предупреждение Небес. Мол, заигрались, вы, гордецы, пытаясь уподобиться Творцу... до сих пор вызывает дискуссии и споры, однако очевидных ответов пока нет.



Появление супер-лайнера совпало с так называемым великим переселением народов, когда 12 миллионов европейцев из Старого Света приняли решение стать гражданами Америки, Австралии и Новой Зеландии. Перевезти в Новый Свет всех желающих – это была задача не из лёгких. На пассажирских судах катастрофически не хватало посадочных мест. «Титаник» - «детище» судостроительной компании «Харланд энд Вульф», спущенный на воду 31 мая 1911-го, спустя 10 месяцев был допущен к ходовым испытаниям, а 3 апреля 1912 года уже красовался в порту Саутгемптона. Следующей остановкой был Нью-Йорк...

Лайнер, техническое оснащение которого делало его образцом совершенства в области судостроения, имел 15 водонепроницаемых перегородок, благодаря которым гордо носил звание «непотопляемый». Создатели судна позаботились о том, чтобы самые состоятельные представители элиты, оказавшись на борту, смогли удовлетворить свои самые изысканные требования. Здесь были предусмотрены отделения для собак, специальные отсеки для горничных и камердинеров, а также имелись холодильные камеры для хранения свежих цветов, которые моментально доставлялись в нужную часть корабля. Для тех, кто нуждался в медицинской помощи, имелась целая больница с операционным отделением. Собственные автомобили «странствующих» миллионеров тоже путешествовали вместе с хозяевами – их поднимал на борт специальный кран, после чего авто перегонялись в соответствующий отсек.

Любители фотографироваться имели возможность проявлять и распечатывать снимки, не покидая корабль, а для пассажиров всех социальных слоёв круглосуточно работали парикмахерские. Просторные гостиные, лестницы и коридоры напоминали обстановку сказочного дворца. Чтобы оказаться на самом нижнем или верхнем этаже «Титаника», пассажирам нужно было лишь войти в один из бесшумно работающих лифтов.

В полном распоряжении всех без исключения пассажиров находилась палуба А с читальным залом, курительным салоном и зимним садом. Палуба В была доступной только для миллионеров. Здесь располагались шикарные апартаменты с большими окнами и каминами, а также прогулочная палуба. Но главным украшением палубы В был ресторан в стиле Людовика XVI.

Несмотря на баснословную дороговизну билетов, «корабль мечты», отправляясь в своё первое и последнее путешествие, был переполнен пассажирами всех сословий. Никому из них даже в голову не могло прийти, что для большинства пассажиров «Титаник» станет последним пристанищем. В тайне гибели Титаника бесспорно было что-то мистическое: наблюдательные люди почувствовали это, как только было объявлено в газетах, что даже Бог не потопит это судно.

В момент катастрофы на море был полный штиль. В таких условиях, как говорят специалисты, айсберг могли не заметить, тем более что корабль нёсся с максимальной скоростью.

Вперёдсмотрящий рассмотрел очертания айсберга за полминуты до столкновения - предположительно в 23:40. Катастрофа была неизбежной: правый борт «Титаника» зиял большой пробоиной на глубине. Не менее сильный удар пришёлся по ватерлинии, сразу повредив 4 отсека. Не прошло и двух часов, как корабль ушёл на океанское дно.

По мнению специалистов, такого количества человеческих жертв могло бы и не быть, если бы капитан не замешкался с сигналом «SOS!», и если бы высадка пострадавших на спасательные шлюпки (рассчитанные только на 1178 пассажиров), началась сразу после столкновения, а не через 50 минут. В итоге, из двадцати спасательных шлюпок некоторые отчалили полупустыми, а некоторые буквально прогибались под тяжестью пассажиров. Из 2207 пассажиров «Титаника», не считая членов экипажа, спаслись только 684.

Обломки «Титаника» и по сей день покоятся на дне Атлантического океана. Сейфы лайнера всё ещё набиты драгоценностями, стоимость которых оценивается в два миллиарда долларов. Особого интереса коллекционеров удостоился алмаз «Голубой Тавернье», который тайно пытался перевезти в Америку некий французский промышленник.

Найденный в ХIV столетии в притоке индийской реки Ганг, алмаз, пока он находился в распоряжении индусов, принёс своим хозяевам много счастья, Оказавшись за пределами Индии, камень быстро прославился как роковое украшение – у одного хозяина он долго не задерживался. После нескольких трагических случаев, когда очередной владелец умирал насильственной смертью, за алмазом закрепилась репутация проклятой вещи.

Пока одни возбуждённо пересказывали историю «сделавшего своё дело проклятого алмаза», другие обсуждали возможность вмешательства внеземных цивилизаций. Масла в огонь подлила статья, напечатанная в газете «The Sun», авторы которой заявили о существовании очевидцев, наблюдавших за НЛО, атаковавшим корабль лазерным лучом.

Любопытный факт в тайне гибели Титаника заинтересовал учёных: 98 пассажиров, намеревавшихся отправиться в путешествие на борту «Титаника», накануне отплытия сдали билеты. Никто из них впоследствии не смог найти объяснений своему поступку. Не менее интересными для исследователей являются события, ставшие пророческими. Например, некая американская поэтесса, творившая в 1874 году, написала песню о роковом столкновении корабля с айсбергом. Не менее известным фактом является роман, написанный бывшим морским офицером Морганом Робертсоном. Опередив трагедию на 14 лет, Робертсон в своём романе «Тщета» с удивительной точностью описал внутреннее устройство «Титаника» и подробности его гибели.

Но самым фантастическим событием стала история английского спиритуалиста Уильяма Стида. В 1866-м этому господину пришла мысль об участи пассажиров тонущего корабля, которым не хватило спасательных шлюпок. А 10 апреля 1912 года Уильям Стид вместе с другими пассажирами поднялся на борт «Титаника», чтобы остаться там навсегда.

Мудрость Соломона

Государство Аккад

Харибда - чудовищный водоворот

Юроки: день падения небес

Аустерлицкое сражение

Битва под Аустерлицем - решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антинаполеоновской коалиции, созданной европейскими державами. Сражение вошло в историю как...

Самое мощное ядерное оружие в мире

Возможно, когда-нибудь каждый человек задавался вопросом о том, какое оружие существует в мире, как оно действует и его мощность. Несомненно, на...

Природа Древней Индии

Природа Древней Индии разнообразна, потому что Древняя Индия располагалась в разных климатических зонах. Индия огромный полуостров, который лежит между Гималаями...

Причины образования СССР

День памяти Куликовской битвы


21 сентября считается днем памяти Куликовской битвы. Все прошлое России на самом деле большое и славное. Но в качестве благодарности предкам...


Многое в этой трагедии до сих пор остается загадкой. О гибели «Титаника» было написано множество книг и снято фильмов, еще больше было порождено легенд. Трагедия потрясла мировую общественность, массовая гибель людей повергла в шок весь мир.

Практически все время после гибели «Титаника» появляются различные легенды, связанные с этим событием. Говорят, что был обнаружен вахтенный журнал капитана норвежского судна, в котором опровергается гибель «Титаника». Потом историками было обнаружено, что владелец судна Морган, известный финансист и миллионер, отказался плыть на судне прямо перед отправлением. Также выдвигалась версия, что «Титаник» – это пароход «Олимпия», построенный по аналогичному проекту. Может, и не было никакого «Титаника»? Интерес к трагедии постоянно поддерживается вновь снимаемыми фильмами и написанными книгами. Но в действительности нет возможности проверить ни одну из этих легенд, так как все произошло очень давно.

Но в любом случае каждая легенда имеет определенную долю правды, поэтому и вызывает интерес у общественности. Осталось только определить, что правда, а что вымысел в каждой легенде. Подробности гибели судна описывать не стоит, об этом и так много сказано. Обратимся к тайнам, связанным с «Титаником».
Начнем по порядку. За несколько десятков лет до трагедии в Нью-Йорке издательством «Арчибальд Уэлш и К°» была напечатана фантастическая книга некоего капитана Моргана Робертсона. В ней был описан опыт кораблекрушения пассажирского парохода, в котором капитан сумел спастись. Но это не самое главное. Важно то, что пароход назывался «Титан». При этом все технико-технические данные совпадали с «Титаником»! Также совпадали размеры корабля, число пассажиров, число спасательных шлюпок, а также масса других деталей. А погиб «Титан» от столкновения с айсбергом. Ничего не напоминает?

Если до трагедии о книге практически не знали, то после гибели «Титаника» книга стала хитом продаж. Издатели переиздавали ее много раз, получая огромные прибыли. Книга содержала практически документальное описание того, что происходило во время гибели «Титаника». Это несмотря на то, что произведение было написано задолго до трагедии. Читатели были потрясены этим мистическим совпадением.

Рекламная кампания, направленная на популяризацию «Титаника», стала самой масштабной в начале 20 века. Во всех газетах, которым щедро заплатили владельцы судна, описывались и превозносились достоинства корабля. Газетные заголовки пестрели описаниями десятиэтажного плавучего дворца с водоизмещением в 50 тысяч тонн, 269 метров длиной и 28,2 метра шириной. Красиво описывались прогулочные палубы и длинные коридоры корабля, а 762 каюты были готовы принять массу желающих пассажиров. Корабль был защищен двойным дном и 19 водонепроницаемыми отсеками, что делало его практически непотопляемым. Главный конструктор корабля Томас Эндрюс даже заявлял, что корабль сможет плыть при четырех отсеках, заполненных водой.

Газетчики вовсю описывали современное оборудование лайнера и его роскошные салоны, делались невероятные статистические выкладки, которые должны были поразить воображение читателя. Говорилось, что на «Титанике» запасено 44 тонны мяса и птицы, 35 тысяч яиц и 40 тонн картофеля, 27 тысяч бутылок пива и воды и 5 тонн сахара. Сообщалось, что в первый рейс поедет 10 миллионеров, которые будут везти в сейфах лайнера золото и драгоценности, стоимость которых превышает сотни миллионов долларов. Все мечтали попасть на первый рейс корабля, чем особо гордилась «Уайт стар лайн», владевшая «Титаником».
«Титаник» был введен в эксплуатацию 2 апреля 1912 года, а 10 апреля в час дня корабль вышел в свое первое и последнее плавание. На четвертый день плавания радисты «Титаника» стали принимать тревожные сигналы от судов поблизости. Сообщалось, что вокруг множество айсбергов и лучше снизить скорость.

«Титаник» в это время находился в 450 милях к югу от острова Ньюфаундленд. О сигналах было сообщено капитану судна Эдварду Джону Смиту. Но он не придал этому должного значения, отдав приказ впередсмотрящим быть более бдительными.
Результат такого решения известен всем. «Титаник» столкнулся с айсбергом, погибло около полутора тысяч человек, единицы чудом спаслись, попав на шлюпки. Хронология событий описана подробным образом во многих источниках, поэтому не будем вдаваться в подробности. Однако есть к чему придраться.

Непонятно, почему на таком корабле, как «Титаник», не было мощного прожектора-искателя, который бы освещал путь по курсу корабля. Это еще мелочи, ведь у впередсмотрящих не было даже биноклей. Также вызывает вопросы поведение капитана, который при столкновении с айсбергом дал команду «Средний вперед», что только приблизило момент гибели лайнера. В результате трюмы «Титаника» моментально наполнились водой. К действиям капитана вообще больше всего вопросов. В момент столкновения он сразу же отправился в каюту к одному из самых богатых людей Америки Джону Астору, приглашая того занять место в шлюпке. И это вместо того, чтобы отдать приказ радистам давать сигнал SOS. Вызывает недоумение.

Еще один факт, вызывающий недоумение. На «Титанике» было всего 20 шлюпок, которые могли вместить 1178 человек. На борту корабля во время трагедии находилось 1316 пассажиров и 885 членов команды. И это притом, что лайнер рассчитан на 3300 человек. Складывается впечатление, что кто-то специально создавал все условия для трагедии.

Это было также отмечено западными авторами. В июне 1995 года в свет вышла книга под названием «Загадка Титаника». Ее авторы Роберт Гардинер и Дан ван дер Вата описали множество странных событий и происшествий, непосредственно связанных с трагедией. Опять же упоминалось о том, что по состоянию здоровья отказался плыть на корабле известный миллионер Пирсон Морган, которому и принадлежало судно. Хотя пару дней спустя трагедии его видели на одном из курортов Франции со своей любовницей. Ни о какой болезни не было и речи, мистер Морган излучал здоровье и благополучие.

Еще один интересный факт. На борту корабля должна была перевозиться уникальная коллекция картин, но она осталась на берегу. На данный момент эта коллекция является основой Нью-Йоркского музея современного искусства. Почему картины не отправились вместе с лайнером. Также в последний момент отказались плыть около 50 человек. В основном это близкие друзья и деловые партнеры Моргана. Среди них стальной магнат из Германии Генри Фрик и американский мультимиллионер Джордж Вандербильт. В чем причина такого неожиданного решения?

В книге также выдвигается версия о том, что «Титаник» был на самом деле очень похожим на него пароходом «Олимпик», который построили на год раньше. Перед отправкой на корме и борту «Олимпика» поменяли надпись, после чего в море уже вышел «Титаник». Для чего это было сделано?

Одной из версий является то, что «Олимпик» до этого успел попасть в несколько неприятных ситуаций. Пароход столкнулся с британским крейсером, при этом капитаном «Олимпика» на тот момент был Эдвард Джон Смит, будущий капитан «Титаника». Виновным был признан экипаж судна «Олимпик», а компания «Уайт стар лайн» должна была лишиться одного миллиона долларов. На тот момент это была крупная сумма. Именно это, по мнению авторов книги, и послужило причиной создания коварного плана. «Олимпик» под видом «Титаника» был отправлен в рейс. При этом его капитану был отдан приказ двигаться на всей скорости, несмотря на любые предупреждения об айсбергах. Катастрофа была спланированным актом.

Несколько лет назад из затонувшего лайнера удалось извлечь более четырех тысяч предметов. Ни на одном из них не было пометки «Титаник». Авторы книги утверждают, что настоящий «Титаник» прослужил компании еще двадцать лет под именем «Олимпика» и был списан в 1935 году. Насколько это правда, судить только читателю. К сожалению, возможности получить достоверные доказательства не существует.

Это была очередная легенда о событии, которое повергло в шок весь мир. Но действительную причину гибели «Титаника» не может знать никто.

«Титаник», крупнейшее пассажирское судно начала XX века, принадлежавшее английской почтово-пассажирской пароходной компании «Уайт Стар Лайнз». Построено в 1911 году. Водоизмещение 46 328 тонн, длина 269 метров, скорость 25 узлов. Во время своего первого плавания из Саутгемптона в Нью-Йорк в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул в 800 километрах к юго-востоку от острова Ньюфаундленд.

Число погибших, по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек (всего на борту было около 2200 человек). Страховые компании выплатили родственникам жертв катастрофы более 14 миллионов фунтов стерлингов, по тем временам — астрономическая сумма. Гибель «Титаника» — это одна из величайших морских катастроф XX века.

1 сентября 1985 года трое участников подводной экспедиции, возглавляемой профессором Робертом Баллардом, опустились в батискафе «Альвин» на глубину свыше четырех километров и впервые через 73 года после катастрофы увидели на морском дне разломившийся на две части корпус «Титаника». Однако его обследование не только не прояснило некоторых загадочных обстоятельств гибели гигантского лайнера, но и вызвало много новых вопросов.

Так, все эти годы считалось, что «Титаник» затонул оттого, что при столкновении айсберг распорол ему обшивку правого борта ниже ватерлинии на длине около 60 метров. Однако экспедиция Балларда обнаружила в обшивке корпуса только шесть сравнительно небольших разрывов, края которых были вывернуты наружу. Такие повреждения могли, например, возникнуть в результате взрыва (или взрывов) внутри корпуса судна. Но тогда отчего произошли взрывы и как они связаны с ударом об айсберг?

Возможно, события развивались так. Айсберг пробил бортовую обшивку ниже ватерлинии на уровне машинного отделения, и туда хлынула соленая морская вода, имевшая температуру — 2 градуса по Цельсию. Когда она стала заливать паровые котлы, в их раскаленных стенках из-за резкой разницы температур возникли колоссальные напряжения, металл не выдержал, стенки лопнули, и котлы, давление пара в которых достигало 150 атмосфер, начали взрываться. Взрывы увеличивали размеры полученных при столкновении пробоин и создавали новые, выворачивая их рваные края наружу...

Факт столкновения «Титаника» с плавучей ледяной горой сомнения не вызывает. Его засвидетельствовали многочисленные пассажиры и члены команды, которым посчастливилось остаться в живых. Но почему, опять-таки по свидетельствам очевидцев, ни пассажиры, ни члены команды не почувствовали ничего, кроме легкого содрогания корпуса и как бы отзвука далекого взрыва? А ведь о гигантскую ледяную глыбу, имевшую твердость скалы, ударилось тело массой 66 тысяч тонн, двигавшееся со скоростью 40 км/час!

Так, может быть, «Титаник» вовсе и не столкнулся с айсбергом, а лишь слегка коснулся его? А столкнулся он с чем-то совсем другим? Или это «что-то» намеренно столкнулось с лайнером, использовав айсберг в качестве «ширмы» и став истинным виновником гибели судна?

Ну а если все-таки виновник — айсберг, то почему вообще произошло это столкновение? Как могло случиться, что при ясной, безветренной погоде и полном отсутствии волнения — явлении удивительном для этих широт и этого времени года — вахтенным офицерам и матросам не удалось вовремя заметить опасность и принять меры к тому, чтобы избежать катастрофы? Тем более что, как выяснилось позже, на пути следования «Титаника» роковой айсберг был единственным в радиусе нескольких десятков миль.

Оказывается, столкновению предшествовала и сопутствовала цепочка весьма странных обстоятельств и событий. Некоторые из них иначе как сверхъестественными не назовешь...

История гибели «Титаника» в наши дни известна почти каждому, особенно после недавнего выхода на экраны очередного голливудского фильма об этой трагедии. Но мало кто знает, что она была с невероятной точностью предсказана во всех подробностях за 14 лет до того, как произошла. Предсказателем оказался писатель Морган Робертсон. В своем романе «Тщетность» он описал, как в один из апрельских вечеров 1898 года, столкнувшись с гигантским айсбергом, у берегов Америки затонул «Титан» — огромный пассажирский пароход, совершавший свой первый трансатлантический рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Поразительные совпадения на этом не кончаются. Реальный «Титаник» и придуманный Робертсоном «Титан» имели почти одинаковую длину — 269 и 252 метра, сопоставимым было и их водоизмещение: 46 тысяч и 66 тысяч тонн. Оба судна приводились в движение тремя гребными винтами и отправились в путь, имея на борту приблизительно по 2500 пассажиров, принадлежащих в основном к респектабельным и весьма состоятельным слоям общества. И «Титаник», и «Титан» столкнулись с айсбергами в одном и том же месте — в пятистах милях к юго-востоку от острова Ньюфаундленд, на обоих судах спасательных средств на всех не хватило, и около половины их пассажиров погибли, главным образом от переохлаждения, в ледяной воде Атлантики. Эти многочисленные и столь точные совпадения невозможно объяснить чистой случайностью. Напрашивается предположение о каком-то мистическом пророчестве...

Сохранилось немало свидетельств того, как еще в глубокой древности судьба жестоко карала грабителей и осквернителей усыпальниц знатных египтян. Широко известно, в частности, о внезапной и загадочной гибели многих из тех, кто принимал участие в исследованиях знаменитой гробницы фараона Ту- танхамона. Менее известно о таинственной и зловещей истории, связанной со вскрытием могилы жрицы бога Амона-Ра, которая около 3600 лет тому назад была похоронена в Долине Царей поблизости от Бибан Эль-Мулюка. Ее могилу разграбили в 60-х годах XIX века, мумия жрицы не сохранилась, но саркофаг с изображением женского лица демонической красоты остался неповрежденным. Говорят, что всех, имевших дело с этим саркофагом, настигала преждевременная и необъяснимая смерть. В том числе и всех его обладателей, последовательно сменявших друг друга. А фотограф, делавший снимки саркофага, на одном из отпечатков якобы увидел, будто живое, лицо прекрасной египтянки со зловещей улыбкой на устах. Последняя владелица реликвии спасла свою жизнь тем, что передала ее в дар Британскому музею. Но заклятие продолжало действовать. Когда стало очевидно, что после приобретения саркофага смертность среди музейных работников резко возросла, было принято решение упрятать его в подвальном помещении, а в зале выставить копию.

Тем временем саркофагом заинтересовались американцы, и в 1912 году была организована его тайная доставка в США. Реликвию упаковали в простой ящик, в таможенной декларации он был записан как «ящик с книгами», и 10 апреля 1912 года в Саутгемптоне его погрузили на самый современный и самый надежный пароход Королевской почтовой службы. Этим пароходом был «Титаник».

Если заклятие саркофага действительно имело убийственную (в прямом смысле слова) силу и дух египетской жрицы действительно мстил за ее поруганную могилу, то трудно представить себе более жестокое и несправедливое прояшгение такой мести, чем гибель сотен людей, непричастных к этому поруганию.

Не поддается объяснению и странная беспечность капитана Смита и его двух вахтенных помощников, Мэрдока и Лайтоллера. В свое время ее причиной были признаны ясная погода и полный штиль на море. Эта беспечность проявилась, в частности, в том, что матросов-наблюдателей в «вороньем гнезде» на мачте даже не снабдили биноклями, они следили за окружающей обстановкой невооруженным глазом! Не было и вахтенного-впередсмотрящего на носу корабля, когда неизбежность столкновения с айсбергом стала очевидной, роковую и непростительную для профессионала ошибку совершил старший помощник капитана Уильям Мэрдок. Если бы в тот момент он дал команду «Полный назад! Прямо руль!», то «Титаник» остался бы на плаву. Расчеты показали, что в этом случае при столкновении оказались бы разбитыми два носовых водонепроницаемых отсека, судно получило бы дифферент на нос, который легко устранялся заполнением забортной водой двух кормовых отсеков. Оставшиеся невредимыми остальные 12 отсеков обеспечили бы «Титанику» плавучесть, и если при этом он все же не смог бы своим ходом дойти до Нью-Йорка, то, по крайней мере, все пассажиры и члены команды были бы спасены.

К несчастью, Мэрдок скомандовал по-другому: «Полный назад! Лево руля!», подставив под удар айсберга весь правый борт лайнера. Результат этой ошибки опытнейшего морского офицера нам известен.

Комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели «Титаника», пришла к заключению, что ближе всех от места катастрофы был пароход «Калифорниен» — единственное судно, которое, по мнению комиссии, могло бы прийти на помощь гибнущему лайнеру, тем более что оба они находились один от другого в пределах прямой видимости. Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода «Калифорниен», одним из виновников гибели более чем полутора тысяч человек, находившихся на борту «Титаника». Обвинение в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море, является столь тяжким для любого моряка, и тем более для капитана судна, что ставит крест на его профессиональной репутации и дальнейшей морской карьере.

В течение многих лет заключение комиссии не подвергалось сомнению, и лишь в 1968 году Американская ассоциация капитанов торгового флота, повторно изучив обстоятельства гибели «Титаника», пришла к выводу, что обвинение, выдвинутое против капитана Стенли Лорда пятьдесят с лишним лет тому назад, было ошибочным. «Калифорниен» находился слишком далеко, и с него не могли видеть тонущий «Титаник». Было доказано, что расстояние между этими двумя судами было настолько велико, что для них исключалась возможность видеть даже ходовые огни друг друга. Вместе с тем выяснилось, что между тонущим «Титаником» и лежащим в дрейфе «Калифорниен» оказалось еще какое-то судно, причем с «Титаника» его принимали за «Калифорниен», а с «Калифорниен» — за Титаник». Название и принадлежность этого судна-призрака остаются загадкой до сих пор. Характер маневров таинственного судна (назовем его «Икс») удалось достаточно точно установить по записям в вахтенном журнале «Калифорниен» и по показаниям членов его команды, а также людей, спасшихся с «Титаника». Эти маневры представляются достаточно странными.

«Икс», идущий курсом с северо-востока на юго-запад, попадает в поле зрения вахтенных на обоих упомянутых судах примерно в одно и то же время, в 22. 25. Ровно в 23. 40, то есть в тот момент, когда «Титаник» сталкивается с айсбергом, «Икс» стопорит машины и ложится в дрейф, а затем... разворачивается на 180°, словно намереваясь пойти обратным курсом! Однако он этого не делает и до 02.05 продолжает дрейфовать, словно бы издали — с расстояния около шести морских миль — наблюдая за развитием трагедии «Титаника». После этого «Икс» запускает машины, снова разворачивается на 180° и уходит на юго-запад. В 02.40 его ходовые огни пропадают из поля зрения вахтенных на «Калифорниен».

Так что же это был за «Икс» и почему он вел себя так странно? И если с него в течение двух с лишним часов безучастно наблюдали, как тонет «Титаник», то не причастен ли он к гибели лайнера? А может, «Икс» вовсе и не был судном в общепринятом понимании этого слова? В заключение еще одно удивительное совпадение или скорее предвидение.

На исходе воскресного дня преподобный Чарлз Морган, пастор методистской церкви в канадском городе Виннипеге, готовился к вечерней службе. Для регента он написал на грифельной доске названия гимнов, которые хор будет исполнять во время службы, сделал еще ряд приготовлений и прошел в свой кабинет. До начала службы оставалось несколько часов, и пастор, решив немного вздремнуть, прилег на диван. Он сразу же заснул и увидел сон: его окружала темнота, слышался громкий плеск волн, и на этом фоне хор пел старинный гимн, о котором преподобный Морган не вспоминал уже много лет.

Сон был таким ярким и тревожным, что пастор проснулся. Мелодия гимна продолжала звучать в его сознании. Взглянув на часы, Морган понял, что у него есть время поспать еще, и уверенный, что странный сон больше не повторится, снова расположился на диване и накрылся пледом. Но как только он заснул, видение вернулось. Теперь плеск волн был еще сильнее, а тот же гимн звучал громче и печальнее. Пастор снова проснулся с чувством какой-то непонятной тоски. В конце концов он встал, вошел в пустую церковь, стер с доски название первого из ранее выбранных гимнов и написал на его месте новое.

Когда началась служба, прихожане запели вместе с хором старинное песнопение, которое преподобный Чарлз Морган услышал во сне. Но под сводами церкви, стоящей за тысячи миль от моря, слова: «Внемли нам, Боже, мы молимся тебе за тех, кто в этот час рискует своей жизнью в море», — звучали как будто бы не совсем уместно. Пастор вдохновенно пел вместе со всеми, и при этом, к его удивлению, по щекам у него катились слезы.

То была та самая ночь 14 апреля 1912 года и тот самый час, когда в далекой Северной Атлантике тонул «Титаник»...

Ровно век назад, в ночь на 15 апреля 1912 года, в холодных водах Атлантики потерпел крушение самый большой, самый комфортабельный, самый безопасный океанский корабль начала XX века. Невероятное количество жертв - полторы тысячи человек!

Прошло 100 лет. За это время все мифы, загадки, легенды вокруг катастрофы развенчаны, событие расписано буквально по минутам. Люди даже рискнули опуститься в бездну, на глубину почти 4000 метров, чтобы увидеть своими глазами остов гигантского лайнера и найти истинную причину гибели корабля.

Казалось бы, тайн больше нет. Но этот фильм впервые раскроет еще одну тайну, ушедшую на дно вместе с легендарным кораблем: на борту "Титаника" были наши соотечественники - пассажиры с русскими паспортами! Кто они? Зачем отправились за океан? Как сложилась их судьба?

Никто никогда в России не занимался поиском русского следа в истории "Титаника".

Создатели фильма провели невероятно трудную работу по поиску русских имен. Ведь точных списков пассажиров до сих пор не существует. Они ушли на дно вместе с кораблем.

В фильме в жанре расследования будут прослежены реальные судьбы наших соотечественников, которые волей самых разных обстоятельств оказались в том легендарном рейсе.

"Русский след" приведет в Ростовскую область, откуда в начале прошлого века на поиски лучшей жизни крестьяне отправились в далекий Уругвай. Часть из них решили добираться морем и сели на "Титаник". Добрался ли кто-нибудь из них до Уругвая?

В Нижегородскую губернию приведет история обнищавшего дворянина, отставного военного Михаила Жадовского. Он был кассиром на "Титанике", и по статусу ему полагалось место в шлюпке. Но Михаил Михайлович уступил его незнакомой женщине.

Как все было на самом деле, впервые расскажут живые потомки одного из спасшихся пассажиров "Титаника" - подданного Российской империи осетина Мурзакана Кучиева. Он чудом избежал смерти в ледяных водах Атлантики. Но судьба его после спасения была не менее драматичной.

Что стало с другими пассажирами "Титаника" - мигрантами из Гродно, Вильно, Могилева? В поисках русского следа авторы фильма побывали в Канаде, в Морском музее Галифакса, на кладбище Фейрвью, где хоронили погибших.

Есть еще один русский след в этой истории. Мало кто знает, что самой идеей знаменитого фильма "Титаник" обязан русским. Он задумал эту картину, когда узнал о существовании в России аппаратов "Мир". Пилоты этих глубоководных аппаратов Анатолий Сагалевич и Евгений Черняев расскажут о погружении к "Титанику" и помогут развенчать мифы и легенды вокруг его гибели.

По непроверенным данным, на "Титанике" было около ста пассажиров с русскими паспортами. Пока создателям фильма удалось обнаружить фамилии 52 человек, а прикоснуться к судьбам только пятерых. Может быть, те, кто увидят фильм, найдут там знакомые имена и смогут пролить свет на судьбы остальных пассажиров с русскими паспортами. Надо спешить с поиском. Ведь жить "Титанику" осталось не больше 30 лет. Почему? Об этом расскажет канадский профессор университета Далхауси Генриетта Манн.