ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Рангоут и такелаж парусных кораблей. Парус (классификация, детали и названия корабельных парусов). Маневрирование парусного судна с прямым вооружением

КОНСПЕКТ ПО «МОРСКОЙ ПРАКТИКЕ»

1-1.Терминология и назначение рангоута современного судна.

Рангоутом называется совокупность судовых конструкций из стальных труб или металлических балок, предназначенных для выполнения различных функций (несение огней, знаков, флагов, антенн, грузовых устройств). К рангоуту относятся: мачты и стрелы, носовой и кормовой флагштоки, рея и гафель. На парусных судах рангоут предназначен для несения парусов, огней и флагов. На транспортных судах мачты предназначены для огней, знаков, флагов, антенн и грузовых стрел. На носовом флагштоке поднимают якорные огни и знаки. На рее поднимают сигнальные флаги и флаг страны пребывания (посещения) судна. На кормовом флагштоке поднимают Государственный флаг на стоянке судна. На гафеле поднимают Государственный флаг на ходу судна. Рис.1.

Рис.1 Рангоут и стоячий такелаж судна с механическим двигателем:

1 – флагшток; 2- грот-ахтер-штаг; 3 - гафель; 4 - грот-стень-фордун; 5 - грузовые стрелы; 6 грот-стеньга; 7 - грота-ванты; 8- трот-мач­та; 9 - грот-стень-штаг; 10 -полумачта; 11 - труб-штаги; 12 - стень- топ-штаг;

13- фор-стень-контр-штаг; 14 - сигнальные фалы; 15 -фор-стень-фордун; 16 - фока-ванты, 17 - фок-мачта; 18 - фор-стень-.га; 19 - фор-стень-штаг; 20 - фока-штаг
1-2.Такелаж.

Неподвижный стоячий такелаж, предназначенный для раскрепления мачт и рангоута, называется вантами (раскрепляют с бортов судна) и штагами (раскрепляют мачты по диаметрали).

К неподвижному рангоуту относятся: мачты грузовые и сигнальные. На сигнальных мачтах поднимают огни и знаки, флаги и антенны, на грузовых - располагаются грузовое устройство, а также располагают огни и флаги. Также стоячий такелаж включает: носовой и кормовой флагштоки. На носовом флагштоке поднимают якорные огни и знаки судна, на кормовом - поднимают государственный флаг на стоянке судна, в порту или на рейде. Также имеется наклонный рангоут-гафель, расположенный на сигнальной мачте судна, на нём поднимают государственный флаг на ходу судна.

Такелаж – это совокупность снастей, предназначенных для управления подвижным рангоутом для постановки и уборки парусов, грузовых операций, подъема флагов и знаков.

Подвижный (бегучий) такелаж расположен на грузовом устройстве (топенант, грузовой шкентель, оттяжки) на шлюпках и трапах (шлюптали и траптали), и служит для подъема и спуска груза, а также поворота стрелы, для спуска и подъема шлюпок и трапов, а также для открытия и закрытия трюмов и твиндеков судна.

^ Бегучий такелаж содержат в хорошем техническом состоянии, производя его постоянную смазку и проверку на пригодность к работе. Смазка, производится смесью солидола и графитового порошка, называемая тировка. Тировку тросов производят после их очистки от ржавчины и старой смазки при помощи стальных щёток путем нанесения тонкого слоя смазки. Регулярно, перед началом грузовых работ, проводят проверку тросов и другого такелажного снаряжения (цепи, скобы, гаки, вертлюги, блоки) на предмет их пригодности к работе. Проверяют целостность металлических проволок, если на 8 диаметрах по длине троса имеется 10% побитых проволок, то трос подлежит замене на новый. Если на цепях гаках, блоках, скобах имеется износ, который составляет 10 и более процентов, то такое такелажное оборудование должно быть заменено. Обязательно проверяют работу конечных выключателей на поворот крана, подъём и опускания грузовой стрелы и грузового шкентеля.


Уход за стоячим такелажем заключается в следующем: регулярная покраска, если появилась ржавчина её удаляют и затем окрашивают рангоут, при потере 10% первоначального диаметра рангоута необходимо заменить этот участок на новый, вырезать повреждённый ржавчиной и вварить новый.

Стальные тросы применяют для бегучего и стоячего такелажа на современных судах. Это топенанты, шкентели, оттяжки, лопари талей, свистовы для открытия и закрытия трюмов. Растительные тросы применяют для второстепенных работ (оттяжки, фалини, стропы, леерное ограждение).

^ 1-3. Разрывная прочность троса . Разрывным усилием троса называется такое усилие на трос, при котором трос разрушается. Проверку разрывного усилия производят на заводе изготовителе и данные о разрывном усилии заносят в сертификат качества, который выдаётся на судно вместе с тросом и хранится на судне пока трос находится в работе. В сертификате также указывается завод изготовитель, материал изготовления, количество проволок в тросе, диаметр троса. Разрывное усилие троса необходимо для того, чтобы определить рабочую нагрузку троса.

Рабочая нагрузка – это такая нагрузка, при которой трос работает свободно, не разрушаясь. Чтобы определить рабочую нагрузку троса надо ввести запас прочности троса, для тросов, которые выполняют грузовые работы, (подъём грузов), запас прочности шестикратный, а для подъёма людей запас прочности двенадцатикратный. Пример как определить рабочую нагрузку троса: Разрывное усилие троса: 60 тонн (указано в сертификате качества) делим на 6 (запас прочности) и получаем рабочую нагрузку 10 тонн (60тонн: 6 = 10 тонн). Для подъёма людей вводим запас прочности 12 и получим - 60: 12 =5 тонн. Цифра 60 взята для примера, она может быть больше или меньше в зависимости от толщины троса.

^ 1- 4 Такелажное снаряжение судна. К предметам такелажного снабжения относятся гаки, рымы, обухи, утки, блоки, цепи, скобы и т.п. Среди множества гаков необходимо обратить внимание на грузовой гак, его отличие в том, что носик гака загнут внутрь и поэтому он не цепляется за судовые конструкции при грузовых работах. На гаках должно стоять клеймо с указанием безопасной рабочей нагрузки (SWL) Также глаголь-гак - это гак, который можно отдавать под натяжением, он используется при креплении каравана леса на палубе судна, а также при креплении плотов на палубе судна, леерное ограждение на шлюпочных палубах и в других подобных случаях. Рис 2.

Рис. 2. Гаки (а - обыкновенный простой; б - обыкновенный повернутьгй; в - вертлюжный; г - судовой грузовой гак; 3 - храпы; е - глаголь-гак): 1 - обушок; 2 - спинка; 3 - носок гака

Обух - это мощная конструкция, приваренная к палубе или судовой конструкции, которая выдерживает нагрузку вдвое больше чем рым. Рым - это кольцо, которое вмонтировано в обух, применяется для незначительных нагрузок. Коуши используют при изготовлении огонов на стальных и растительных тросах для предотвращения износа троса. Рис.3.

Рис. 3. Рым-2 и обух - 1. Коуши - 3.
Блоки бывают одношкивные и многошкивные, с двух блоков можно сделать тали для подъема груза. Канифас-блок, это блок с откидной частью (щекой) используется, когда требуется завести в блок трос не концом, а его серединой. Блоки должны иметь клеймо об его испытании и товарный знак завода- изготовителя. Рис.4.

Рис.4 Блоки:

а - одношкивные (1 - подвеска; 2 - оковка; 3 - теки, 4 - шкив; 5 -нагель; 6 - вкладыш; 7 - приспосо­бление для крепления коренного конца троса); б - грузовой (7 - под­веска; 2 - оковка; 3 - корпус; 4 - шкив); в - канифас-блок (1 - под­веска; 2 - оковка; 3 - шкив; 4 - на­гель; 5 - корпус; 6 - поворотный стопор; 7 - откидная часть).
1-5. Гордени и тали, их применение на судне. Гордень - это подъемное приспособление, состоящее из одношкивного блока, закрепленного неподвижно, и пропущенного через него троса (шкентеля). Гордень даёт удобное направление тяги без выигрыша в силе. Применяется для изменения направления подъема груза. Рис.5.

Рис. 5. Гордень

Тали – это грузоподъёмное устройство с ручным или механическим приводом, состоящее из двух блоков, через который проходит стальной или растительный трос, его ходовой конец называется лопарем. По назначению тали различают: шлюп-тали (для подъёма и опускания шлюпок), румнель-тали (управление рулём), хват-тали, (подъём небольших тяжестей). Рис.6.

Рис. 6. Основывание талей (а - 4-шкилевых; б - 6-шкивных):

I - блок с приспособлениями для крепления коренного конца троса;

II - второй блок; 1-7 - последовательность проводки троса
Многошкивные тали дают хороший выигрыш в силе и поэтому используется в грузоподъёмном механизме, особенно на тяжеловесных стрелах и кран-стрелах. При подъёме груза в 60 т. нагрузка на лебёдку будет не более 20 т. Многошкивные тали или гини используют на кранах и плавкранах для подъема больших грузов, они имеют два 8- или 12-шкивные блоки, которые позволяют поднимать груза от 100 до 2000 тонн.

На рис.7 использование гиней на тяжеловесной стреле.

Рис. 7.Тяжеловесное грузовое устройство с перекидной стрелой грузоподъемностью до 300 т (си­стема Штюлькена).

1-6.Техника безопасности при работе с такелажным оборудованием . Прежде всего инструмент для работы должен быть исправен и пригоден к работе. Нельзя использовать рымы для фиксации грузового гака, т.к. рым гораздо слабее обуха и при натяжении шкентеля грузовой стрелы или гака, рым разрушается и может травмировать работающих. При использовании талей необходимо убедиться, что обух, за который цепляют гордень или тали, должен быть надёжно закреплён, что предотвращает падение горденя вместе с грузом и травмирование работающих людей. Перед использованием скоб, цепей, блоков следует проверить степень износа работающих поверхностей и вертлюгов, износ не должна превышать 10% от первоначального диаметра. При изготовлении огона и использовании свайки нельзя стоять напротив работающего со свайкой т.к. очень часто свайка соскальзывает с троса и может нанести травму стоящему напротив. При обрубке прядей металлического троса зубило должно быть с приваренной ручкой или удлинённое, чтобы не травмировать руки держащего это зубило. Работать необходимо в очках и перчатках, безопасной является гидравлическая тросорезка.
Тема № 2. Техническая эксплуатация корпуса и помещений судна.

^ 1-7. Инструменты, используемые для ухода за судном. Для ухода за судном используют такие инструменты: кирки, шкрябки, металлические щётки, малярные кисти, катки (валики). А также механические инструменты: пневматические турбинки, пневматические молотки, пневматические зубила и т.п.

На больших площадях используют механические турбинки и механические щётки, а по углам, узкостям используют пневмомолотки и зубила, после этого поверхность хорошо зачищают металлическими щётками и, если надо, то обезжиривают растворителем. Только после этого поверхность готова для нанесения грунта, который, как правило, наносят 2-3 слоя, а затем 2 слоя эмалевой или эпоксидной краски. Для нанесения краски используют кисти (маховая, флейц, угловая кисть, маркировочная), а также валики разных размеров для нанесения краски. На больших заранее подготовленных поверхностях используют пневматические краско распылители.

Для удаления остатков цемента (белый налёт) используют жидкость «цемент ремувер», его разводят с водой в пропорции 1:4, наносят на поверхность, а затем смывают водой, эта жидкость токсична, поэтому надо защищать органы дыхания и глаза. Если на металле имеется налёт ржавчины, его можно удалять при помощи (раст ремувера), толстый слой ржавчины необходимо удалять механически. Для удаления потёков ржавчины на краске используют раствор щавельной кислоты с последующим смыванием водой.

^ 1-8. Лакокрасочные материалы, грунтовки, шпаклёвки. Лаки – растворы естественных и синтетических смол или их соединений с маслом и другими веществами в каком-либо летучем растворителе. В зависимости от плёнкообразующей основы лаки бывают масляные, алкидные, битумные, нитроцеллюлозные, поливиниловые, эпоксидные и др. Они используются как в чистом виде для покрытия деревянных и металлических конструкций, так и для приготовления различных эмалевых красок. Лаки на алкидной основе ПФ-283 и ГФ-166 используют для покрытий деревянных и металлических поверхностей. Масляные краски имеют в качестве плёнкообразователя натуральную и искусственную олифу. Эмалевые краски приготавливаются на лаках, эмали при высыхании образуют твёрдую блестящую с глянцем поверхность. Эмульсионные краски - быстросохнущие с пониженной горючестью и повышенной морозостойкостью, которые готовятся с применением латексов (сополимеры каучука). Специальные краски - необростающая, кислото и щёлочеустойчива. Они используются для окраски подводной части корпуса судна с целью предотвращения их от обрастания микроорганизмами.

^ Грунтовки и шпаклёвка. Грунты – это нижние слои лакокрасочных покрытий, т.е. слои наносимые непосредственно на окрашиваемую поверхность. Основное назначение грунта – предохранять поверхность металла от коррозии и обеспечивать хорошее соединение с последующими слоями краски. Грунты должны иметь низкую вязкость, чтобы проникать во все поры грунтуемой поверхности, высокую антикоррозийность и водонепроницаемость. Грунтовки различают для металлов и для лёгких сплавов, для цветных сплавов и для дерева. Масляные грунты используют для грунтовки поверхностей, окрашиваемых затем масляными красками. Для грунтовки металлических поверхностей выше ватерлинии применяют смешанный грунт, состоящий из свинцового и железного суриков. Для грунтовки деревянных поверхностей грунт разводится льняной олифой в соотношении 1:2. Для грунтовки оцинкованных поверхностей и конструкций из лёгких сплавов широко применяют цинковые белила. Протекторные грунты обладают защитными свойствами, которые основаны на том, что окрашиваемый металл становится катодом и не кородирует, а коррозии подвергается металлический пигмент (цинковая пыль).

Шпаклёвки - это густые замазки для выравнивания неровностей и шероховатостей на окрашиваемой поверхности. Основным компонентом шпаклёвки являются наполнитель - порошкообразный мел и плёнкообразователь – олифа или лак. В зависимости от плёнкообразователя шпаклёвки бывают масляные, лаковые, глинталевые, эпоксидные и др.

^ 1-9 Подготовка поверхности к покраске и покраска различных поверхностей. Стальные поверхности перед возобновлением покраски очищают от непрочно держащейся краски и ржавчины. В зависимости от размеров кородирующей поверхности её оббивают кирками или пневматическими молотками. Для непрочно держащейся краски применяют шкрябки, стальные щётки механические щётки и турбинки. Оббивку металла надо производить так, чтобы после этого не оставалось зазубрин и заусениц, насечек, усиливающих коррозию. Особенно тщательно производят очистку стыков металла и сварных швов и различные углубления на металле. Очищенную поверхность необходимо протереть ветошью, а если имеются масляные пятна, то протереть растворителем.

Оцинкованные и алюминиевые поверхности следует очищать с особой осторожностью, не допуская повреждения цинкового покрытия и окисной плёнки, т.к. это приводит к быстрой коррозии металла. Поэтому их лучше очищать скрябками и щётками. Очистку алюминиевых поверхностей следует производить алюминиевыми шкрябками.

Деревянные поверхности перед окраской должны быть сухими, чистыми, ровными, без отёков клея, жирных, масляных пятен. Влажность дерева пред окраской не должна быть более 15%. Окрашенные ранее деревянные поверхности очищают от непрочно держащейся старой краски скребками или песочной шкуркой. После прошкуривания поверхность вскрывают 1-2 раза натуральной олифой, в которую добавляют сухой охры для создания шероховатости, что способствует лучшему наложению краски.

До начала покраски необходимо подготовить состав краски и нужный цвет. При смешивании красок необходимо помнить, что не все краски могут смешиваться между собой. Во избежание свёртывания нельзя в нитрокраски добавлять масляные и краски содержащие уайт-спирит. Эмульсионные краски не смешиваются с эпоксидными. В связи с тем, что многие краски ядовиты и пожароопасны, при их подготовке необходимо соблюдать меры предосторожности.

^ 1-10. Ручная и механизированная покраска поверхностей. Ручная покраска поверхности производится при помощи кистей и валиков. Механическая покраска - это покраска при помощи краскопульта с распылителем. На судоверфях и судоремонтных заводах используют специальные покрасочные машины, которые занимают большую площадь для покраски и равномерно накладывают краску на поверхность корпуса судна.

Ручная покраска заключается в следующем: кисть или валик макают в краску, затем снимают лишнюю краску, обтирая кисть о досточку или корпус ведёрка, и лишь потом наносят краску на поверхность, не разбрызгивая её по палубе. При покраске валиком делают следующие движения: макают валик в краску и затем, не вытаскивая с ведёрка, выкатывают лишнюю краску на досточке, которая размещена внутри ведёрка и только после этого начинают покраску поверхности.

Для работы краскопульта необходимо подготовить достаточное количество поверхности для покраски, а затем готовят к работе краскопульт и подготавливают человека (покрывают обильно лицо вазелином, одевают одежду, которая закрывает всё тело), При покраске следует избегать попадания краски на резиновые уплотнения, иллюминаторы, осветительные приборы, смазывая стёкла солидолом или наклеивают на них бумагу.

^ 1-11.Судовые уборки на судне. Порядок уборки определяет старший помощник капитана совместно с судовым врачом.

Ежедневные уборки производятся лицами судового экипажа по своим заведованиям и по персональным каютам каждый день по утрам.

Санитарные авралы производятся под руководством старшего помощника и судового врача. При санитарном аврале делают мокрую приборку всей каюты, включая переборки, подволоки. Постельные принадлежности выносят на палубу, где их чистят и проветривают. Шкафы, рундуки и ящики очищают от ненужных принадлежностей и моют. Судовые палубы также подвергают полной мойке сверху и донизу, при этом моют переборки и палубы. Перед началом мойки судна собирают все судовые коврики и готовят для мойки. По окончанию мойки судна иллюминаторы промывают пресной водой, а затем протирают специальным раствором. Все медные детали после мойки надраивают до блеска. Санитарные авралы производятся раз в месяц и приурочиваются к приходу судна в порт или после длительной стоянки судна в порту. Выбрасывать за борт мусор, ветошь или сильно мыльную воду запрещено. Слив мыльной воды в туалет запрещено, т.к. она убивает бактерии фекальной системы, воду можно сливать в умывальник. После выхода судна с порта на судне обычно накапливается много мусора, поэтому пластик и крупный мусор сжигают в судовом инсинераторе, а мелкий мусор и пищевые отходы выбрасывают за борт, согласно требований конвенции МАРПОЛ 73/78.

^ 1-12.Дезинфекция и дезинсекция судна. Дезинфекция производится ежедневно и в особых случаях по указанию судового врача или старшего помощника, ежедневная дезинфекция производится в местах общего пользования для обеззараживания туалетов, ванн, бань, бассейнов и т.д. Цель ежедневной дезинфекции – предупредить возникновение инфекционных заболеваний на судне. При появлении грибковых заболеваний или чесотки, а также при тяжёлых инфекционных заболеваниях больной изолируется, а его вещи и постельное бельё подвергается санитарной обработке.

Дезинсекция производится экипажем под руководством судового врача или старшего помощника для уничтожения вредных насекомых (мух, тараканов, клопов и др.). При их появлении на судне производят сухую и влажную дезинсекцию. Сухая - это распыление различных ядовитых порошкообразных препаратов (хлорофоса, карбофоса, дихлофоса). Влажную дезинсекцию производят раствором едкого натрия или известково-керосиновой эмульсией. В случае необходимости СЭС производит также газовую дезинсекцию с применением хлорпикрина и дехлоритана.

^ Дератизация судна, получение свидетельства. Дератизация производится операторами СЭС с целью уничтожения грызунов (крыс, мышей) путём окуривания (газации) помещений ядовитыми веществами: сернистым газом, хлорпекрином, бромистым метилом. Судно швартуют к специальному причалу в порту. Помещения плотно закрывают и герметизируют, пищевые продукты убирают, экипаж выселяется с судна на время газации, вахта несётся на берегу. Дератизация судна производится 2 раза в год для судов загранплавания, для остальных - 1 раз в год. При отсутствии на судне грызунов, судно освобождается от дератизации и ему выдается свидетельство. Свидетельство о дератизации – это международный документ, который предъявляют по требованию санитарных служб порта.

Фумигация -это уничтожение вредителей груза, она производится на судне по окончанию погрузки судна пищевыми продуктами (зерно, жмыхи, тапиока и пр.). В нынешних условиях фумигацию делают в рейсе без выселения экипажа.

Курсы судна относительно ветра.

2. Рангоут и стоячий такелаж четырехмачтового барка

Рангоут (от нидерл. rondhout - круглое дерево) - общее название устройств для постановки парусов (их подъёма, растягивания и удержания в штатном /рабочем/ положении) , выполнения грузовых работ, подъёма сигналов и т. д. Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом ), впоследствии все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или других материалов нерастительного происхождения (например, композитных материалов).

Схема мачты и проводки бегучего такелажа: 1 — брам-рей 2 — флагшток 3 — бык-гордени 4 — перты 5 — топенаты 6 — гитовы 7 — верхний брам-рей 8 — шкот верхнего брамселя 9 — нижний брам-рей 10 — верхний марса-рей 11 — шкот верхнего марселя 12 — нижний марса-рей 13 — нижний рей 14 — риф-тали 15 — галс нижнего паруса 16 — шкот нижнего паруса 17 — топенант-тали 18 — бугель бейфута 19 — марсовая площадка 20 — марса-драйреп 21 — салинг 22 — брам-драйреп 23 — бом-брам-драйреп
А — бом-брамсель Б — верхний брамсель В — нижний брамсель Г — верхний марсель Д — нижний марсель Е — нижний парус (фок или грот)

К рангоуту относятся:
  • Мачты - вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся основой для крепления реев и такелажа.
  • Стеньги - вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся продолжением мачт.
  • В местах соединения мачты и стеньги устанавливались марсы и салинги .
  • Реи - горизонтальные рангоутные деревья, служащие для несения прямых парусов, которые крепятся к реям своей верхней кромкой (шкаториной).
  • Рю (латинские реи ) - служат для несения латинского паруса.
  • Гафели - наклонные рангоутные деревья, поднимаемые по мачте и упирающиеся в неё пяткой, обладающие при этом возможностью свободно перемещаться от траверза одного борта до траверза противоположного. Гафели служат для растягивания по ним верхних шкаторин косых четырёхугольных парусов - триселей, а также крепления шкотовых углов дополнительных косых парусов топселей , поднимаемых над триселями. На малых судах и шлюпках с косыми парусами гафели служат для крепления фока и грота. На гафели также поднимают сигналы и иногда флаг.
  • Гики - рангоутные деревья, служащие для растягивания нижней шкаторины косых парусов, могут быть глухо закреплены или быть подвижными.
  • Бушприт - наклонная мачта, устанавливаемая на носу судна, служит для подъёма и крепления кливеров, а также разноса стоячего такелажа, продолжением бушприта может быть утлегарь и бом-утлегарь.

Схема крепления фалов кливеров и стакселей

Названия рангоута и парусов

Названия рангоута и парусов барка Крузенштерн

4 – колонна (нижняя мачта) фок-мачты; 5 – фор-стеньга (продолжение колонны); 6 – фор-брам-стеньга; 7–фор-бом-брам-стеньга (продолжение брам-стеньги); 8 – вымпелшток (флагшток) фок-мачты; 9 – фор-марс (марсовая площадка) фок-мачты; 10 – фор-салинг;

11 – колонна 1-й грот-мачты; 12 – грот-стеньга; 13 – грот-брам-стеньга; 14 – грот-бом-брам-стеньга; 15 – флагшток 1-й грот-мачты; 16 – грот-марс; 17 – грот- салинг;

18 – колонна 2-й грот-мачты; 19 – грот-стеньга; 20 – грот-брам-стеньга; 21 – грот-бом-брам-стеньга; 22 – флагшток 2-й грот-мачты; 23 – грот-марс; 24 – грот-салинг;

25 – колонна бизань мачты; 26 – крюйс-стеньга; 27 – крюйс-брам-стеньга; 28 – флагшток бизань-мачты; 29 – марс бизань-мачты; 30 – эзельгофты;

31 – фока-рей; 32 – фор-марса-рей нижний; 33 – фор-марса-рей верхний; 34 – фор- брам-рей нижний; 35 – фор-брам-рей верхний; 36 – фор-бом-брам-рей;

37 – грота-рей 1й грот-мачты; 38 – грот-марса-рей нижний; 39 – грот-марса-рей верхний; 40 – грот-брам-рей нижний; 41 – грот-брам-рей верхний; 42 – грот-бом-брам-рей;

43 – грота-рей 2-й грот-мачты; 44 – грот-марса-рей нижний; 45 – грот-марса-рей верхний; 46 – грот-брам-рей нижний; 47 – грот-брам-рей верхний; 48 – грот-бом-брам- рей;

49 – гик; 50 – нижний гафель; 51 – верхний гафель;

86 – антенн-реи, 87 – клотики.

Паруса

52 – фор-стень-стаксель; 53 – кливер; 54 – мидель-кливер (средний кливер); 55 – бом-кливер; 56 – кливер- топсель; 57 – грот-стень-стаксель I (1-й грот-мачты); 58 – грот-брам-стень- стаксель I; 59 – грот-бом-брам-стень-стаксель I; 60 – грот-стень-стаксель II (2-й грот-мачты); 61 – грот-брам-стень-стаксель II; 62 – грот-бом-брам-стень-стаксель II; 63 – апсель; 64 – крюйс-стень-стаксель; 65 – нижний бизань-трисель;55 –верхний бизань-трисель; 67 – гаф-топсель; 68 – фок (парус); 69 – фор-марсель нижний; 70 – фор-марсель верхний; 71 – фор-брамсель нижний; 72 – фор-брамсель верхний; 73 – фор-бом-брамсель; 74 – грот (парус) I (1-й грот-мачты); 75 – нижний грот-марсель I; 76 – верхний грот-марсель I; 77 – нижний грот-брамсель I; 78 – верхний грот-брамсель I; 79 – грот-бом-брамсель I; 80 – грот (парус) II (2-й грот-мачты); 41 – нижний грот-марсель II; 82 – верхний грот-марсель II; 83 – нижний грот-брамсепь II; 84 – верхний грот-брамсель II; 85 – грот-бом-брамсель II;

Стоячий такелаж

Стоячий такелаж (нидерл. takelage (от takel - оснастка) ) - совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна . Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, фордуны - сзади и отчасти с боков, штаги - спереди. К прочностной надёжности и долговечности стоячего такелажа предъявляются высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты нижней мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 50 миллиметров, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают талрепами. Кроме того, одинарные ванты (топ-ванты) на каждый борт заводят в специальные обухи на топе мачты. На четырёхмачтовом барке нижняя мачта удерживается шестью парами вант и четырьмя одинарными топ-вантами. Комли вант заводят в вилки талрепов, заламывают в сторону кормы и крепят бензелями из мягкой проволоки. Для предохранения вант от раскручивания у талрепов закладывают ворст - специальный стопор из прутковой или полосовой стали, который крепится у комлей вант. Талрепы также фиксируют стальными стержнями.

Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам.

Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелажным тиром для защиты от сырости. Остальные тросы стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами.

К стоячему такелажу относятся также и перты - растительные или стальные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой - к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпертками - обнесёнными вокруг рея короткими стропами.

Расположение снастей стоячего такелажа

1. ватер-штаги 22. ватер-бакштаги
2. мартин-штаг 23. утлегарь-бакштаги
3. мартин-штаг от бом-утлегаря 24. бом-утлегарь-бакштаги
4. фока-штаг 25. фок-ванты
5. фок-лось-штаг 26. фор-стень-ванты
6. фор-лось-стень-штаг 27. фор-брам-стень-ванты
7. фор-стень-штаг 28. фор-стень-фордуны
8. кливер-леер 29. фор-брам-стень-фордуны
9. фор-брам-стень-штаг 30. фор-бом-брам-стень-фордуны
10. бом-кливер-леер 31. грот-ванты
11. фор-бом-брам-стень-штаг 32. грот-стень-ванты
12. грота-штаг 33. грот-брам-стень-ванты
13. грот-лось-штаг 34. грот-стень-фордуны
14. грот-лось-стень-штаг 35. грот-брам-стень-фордуны
15. грот-стень-штаг 36. грот-бом-брам-стень-фордуны
16. грот-брам-стень-штаг 37. бизань-ванты
17. грот-бом-брам-стень-штаг 38. крюйс-стень-ванты
18. бизань-штаг 39. крюйс-брам-стень-ванты
19. крюйс-стень-штаг 40. крюйс-стень-фордуны
20. крюйс-брам-стень-штаг 41. крюйс-брам-стень-фордуны
21. крюйс-бом-брам-стень-штаг 42. крюйс-бом-брам-стень-фордуны

Бегучий такелаж косых парусов

Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel - оснастка) ) - тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец - ходовой , или лопарь , обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте. Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Бегучий такелаж парусов: Фалы, Ниралы, Шкоты, Галсы, Гордени, Гитовы

Шкот (нидерл. schoot ) - снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.

Гордень (нидерл. gording ) - снасть бегучего такелажа парусного судна, с помощью которой прямые паруса подтягивают к реям при их уборке. В зависимости от своего местонахождения гордени получают дополнительные наименования (бык-гордень для нижней шкаторины паруса, нок-гордень - для боковой. Гордень подъёмный - простейшее подъёмное приспособление, состоящее из неподвижного одношкивного блока, привязанного к какому-нибудь предмету, например, марсу или рею и пропущенного через него троса, шкентеля. Даёт удобное направление тяги без выигрыша в силе. Тонкий гордень называют гордешок

Бегучий такелаж косых парусов барка Крузенштерн // Источник http://kruzenshtern.com/barque/

Фок-мачта: 1 — фор-стень-стаксель; 2 — кливер; 3 - мидель-кливер (средний кливер); 4 — бом-кливер; 5 — кливер-топсель; 17 — шкоты фор-стень-стакселя; 18 - шкоты кливера; 19 — шкоты мидель-кливера; 20 — шкоты бом-кливера; 21 — шкоты кливер-топселя; 22 — нирал фор-стень-стакселя; 23 — нирал кливера; 24 — нирал мидель-кливера; 25 — нирал бом-кливера; 26 — галс бом-кливера; 35 — фал бом-кливера; 36 — фал кливер-топселя;

1-я грот-мачта: 6 — грот-стень-стаксель I; 7 — грот-брам-стень-стаксель I; 8 — грот-бом-брам-стень-стаксель I; 37 — шкоты стень-стакселя; 38 — шкоты брам-стень-стакселя; 39 — шкоты бом-брам-стень-стакселя; 40 — нирал стень-стакселя; 44 — галс брам-стень-стакселя; 45 — галс бом-брам-стень-стакселя; 46 — фал стень-стакселя; 47 — фал брам-стень-стакселя; 48 — фал бом-брам-стень-стакселя;

2-я грот-мачта: 9 — грот-стень-стаксель II; 10 — грот-брам-стень-стаксель II; 11 — грот-бом-брам-стень-стаксель II; 49 — шкоты стень-стакселя; 50 — шкоты брам-стень-стакселя; 51 — шкоты бом-брам-стень-стакселя; 52 — нирал стень- стакселя; 53 — нирал брам-стень-стакселя; 54 — нирал бом-брам-стень-стакселя; 55 — галс стень-стакселя; 56 — галс брам-стень-стакселя; 57 — галс бом-брам-стень- стакселя; 58 — фал стень-стакселя; 59 — фал брам-стень-стакселя; 60 — фал бом-брам-стень-стакселя.

Бизань-мачта: 12 — апсель; 13 — крюйс-стень-стаксель; 14 — нижний бизань-трисель; 15 — верхний бизань-трисель; 16 — гаф-топсель; 61 — шкоты апселя; 62 — шкоты крюйс-стень-стакселя; 63 — нирал апселя; 64 — нирал крюйс-стень-стакселя; 65 — галс апселя; 66 — галс крюйс-стень-стакселя; 63 — нирал апселя, 64 — нирал крюйс-стень-стакселя; 65 — галс апселя; 66 — галс крюйс-стень-стакселя; 67 — фал апселя; 65 — шкот нижнего бизань-триселя; 69 — контр-шкот нижнего бизань- триселя; 70, 71 — гитовы нижнего бизань-триселя; 72 — фал нижнего бизань-трисепя; 73 — нирал нижнего бизань-триселя; 74 — шкот верхнего бизань-триселя; 75 — контршкот верхнего бизань-триселя; 76 — гитовы верхнего бизань-триселя; 77 — фал верхнего бизань-триселя; 78 — нирал верхнего бизань-триселя; 79 — галс гаф-топселя, 80 — шкот гаф-топселя; 81 — контршкот гаф-топселя; 82 — фал крюйс-стень-стакселя; 83 — нирал гаф-топселя; 84 — фал гаф-топселя.

3. Маневрирование парусного судна с прямым вооружением

ЛАВИРОВКА

Лавировка применяется в тех случаях, когда место, к которому должно идти парусное судно, находится на ветре. В этом случае, меняя попеременно галсы, судно постепенно выходит на ветер, выигрывая некоторое про­ странство на каждом галсе. Исходя из этого, на каждом галсе следует стремиться держать возможно круче к ветру, а меняя галс, выгоднее делать поворот оверштаг, так как при повороте через фордевинд судно некоторое время спускается под ветер, уходя от намеченной цели. Последнее обстоятельство имеет особенное значение при лавировке на коротких галсах.

ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ

Сущность этого маневра заключается в том, чтобы, действуя рулем и парусами, заставить судно лечь на другой галс, перейдя носом через линию ветра. Весь процесс выполнения поворота можно разделить на три последовательных этапа:

  1. судно приводится к ветру;
  2. судно пересекает линию ветра;
  3. судно уваливается до нужного курса.

Рассмотрим каждый из этапов поворота более под­ робно. Чтобы судно пошло к ветру, необходимо, помимо дей­ ствия руля, сместить центр парусности к корме. Для этого раздергивают шкоты носовых и стягивают шкоты кормовых парусов.

ПОВОРОТ ЧЕРЕЗ ФОРДЕВИНД

Поворотом через фордевинд называется такой поворот, когда судно меняет галс, пересекая линию ветра кормой. Этот маневр, как и предыдущий, можно разделить на три последовательных этапа: первый этап - судно уваливается до курса фордевинд, второй - когда оно пересекает линию ветра, и третий - судно начинает приводиться до нужного курса.

4. Сигналы судовых тревог

а) общесудовая тревога - непрерывный сигнал звонком громкого боя в течение 25-30 с, повторяемый 3-4 раза;

Общесудовая тревога объявляется капитаном или вахтенным помощником капитана в случаях, когда для борьбы с возникшей опасностью для судна, людей и груза необходимо участие всего экипажа, а также при попадании в орудия лова взрывоопасных предметов.

  • при пожаре (взрыве) сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми, ударами в судовой колокол и объявляется голосом по радиотрансляции о месте пожара;
  • при пробоине - после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о пробоине и ее месте;
  • при возникновении возможности радиоактивного, химического или бактериологического заражения - после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о приготовлении судна к защите от ОМП с указанием вида заражения и действий экипажа, которые необходимо в связи с этим предпринять. При обнаружении радиоактивного заражения объявляется «радиационная опасность», химического или бактериологического - «химическая тревога»;
  • при аварийной, утечке (прорыве) аммиака - после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о прорыве аммиака;

б) при оставлении судна - не менее семи коротких и один продолжительный (5 - 6 с) сигналы звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза;

в) тревога «Человек за бортом» - три продолжительных (по 5 - 6 с каждый) сигнала звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза. Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или при обнаружении человека за бортом.

В качестве дублирующих средств подачи сигналов тревоги могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. При отсутствии радиотрансляции экипаж оповещается голосом о виде тревоги, месте пожара, пробоины, заражения и прорыве аммиака. При проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала общесудовой тревоги голосом или по трансляции передается слово «учебно». Отбой всех тревог объявляется голосом или по судовой радиотрансляции.

Учебные судовые тревоги объявляются только по приказанию капитана судна.

5. Типы парусного вооружения

6. Требования техники безопасности при работе с парусным вооружением

1. К работам с парусным вооружением относятся:
хождение и работа на рангоуте (мачтах, реях, марсовых и салинговых площадках, бушприте и т.п.) и стоячем такелаже на любой высоте над палубой или настилом;
работы с бегучим такелажем по управлению и обслуживанию парусов;
работы с парусами.
2. Работы с парусным вооружением относятся к работам повышенной опасности и требуют от исполнителей навыков, умения и повышенного внимания.
3. К работам с парусным вооружением допускаются лица, прошедшие теоретическое обучение и практическую подготовку по безопасным приемам, методам выполнения работ и сдавшие экзамен комиссии, состоящей из командиров парусного судна, под председательством старшего помощника капитана.
Результаты экзамена оформляются протоколом за подписями членов комиссии и лиц, сдавших экзамен. Допуск к самостоятельной работе объявляется приказом капитана.
4. Практическое обучение безопасным приемам и методам работы с парусным вооружением должно проводиться непосредственно на рабочих местах руководителями работ.
5. Руководителями работ являются:
во время работ всем экипажем (при парусных авралах) — командиры мачт согласно расписанию;
при работе силами вахты — вахтенный помощник капитана;
при выполнении определенной конкретной работы — вахтенный боцман или назначенное лицо командного состава.
6. Не реже одного раза в 3 месяца каждый член экипажа, допущенный к работе с парусным вооружением, должен пройти проверку знаний с соответствующим оформлением этого в журнале инструктажей по технике безопасности.
7. Член экипажа, показавший неудовлетворительные знания, должен быть отстранен от работы с парусным вооружением и пройти повторное обучение и экзамен.
8. Каждый член экипажа, чувствующий недомогание, мешающее, по его мнению, безопасной работе с парусным вооружением, должен предупредить об этом своего непосредственного командира или лицо, отдавшее распоряжение.
9. Во время работ с парусным вооружением должны выполняться команды непосредственного руководителя работ.

Работа на рангоуте

10. Члены экипажа для работы с парусным вооружением должны быть одеты по сезону, в зашнурованной, плотно прилегающей по ноге обуви с нескользящей подошвой. В карманах одежды не должно быть никаких предметов. Ногти должны быть острижены так, чтобы они не выступали за подушки пальцев.
11. На всех работающих должны быть надеты предохранительные пояса с лямками, которые плотно облегают тело.
12. Выход на ванты и любые работы с парусным вооружением производятся только с разрешения руководителя работ.
13. При хождении по вантам всегда должно быть обеспечено не менее двух точек опоры. При этом одновременно переносятся правая рука и левая нога, затем наоборот. Руками следует держаться за ванты, а ноги ставить на выбленки серединой ступни.
14. При следовании под парусами при наличии свежего ветра и постоянного крена, при котором подветренные ванты принимают вертикальное положение или отрицательный уклон, хождение разрешается только по наветренным вантам; при бортовой качке передвигаться по вантам следует только в моменты положительных углов наклона вант, останавливаться — при отрицательных.
15. Переход с вант на марсы и салинги должен производиться по установленным для каждого конкретного судна путям. При этом, по возможности, следует избегать определения этих путей по путеновантам.
16. При переходе на реи необходимо сначала закрепить карабин страховочного каната предохранительного пояса за страховочный леер, а затем переходить на перты. Перемещение вдоль реев разрешается только по пертам.
Брасы и топенанты должны быть обтянуты и закреплены, подвижные реи посажены на топенанты.
17. При выполнении работ с парусами карабин страховочного каната предохранительного пояса должен быть надежно пристегнут к неподвижным деталям рангоута, стоячему такелажу так, чтобы не было возможности его проскальзывания и обеспечивалась минимальная слабина каната, позволяющая беспрепятственное выполнение необходимых действий работающего.
18. Запрещается при передвижениях по рангоуту и такелажу:

  • движение встречных потоков;
  • скопление людей на вантах, на площадках в количестве, превышающем необходимое число людей;
  • передвижение по снастям стоячего такелажа, специально для этого не предназначенным;
  • подъем и спуск по вантам с какими-либо предметами в руках.

19. Инструмент должен быть в сумке или закреплен на штерте за пояс и располагаться так, чтобы не мешать движению по вантам и рангоуту. Остальной инструмент и приспособления должны подаваться на рабочем гордене.
20. В случае необходимости по разрешению старшего помощника капитана допускается передвижение по снастям стоячего такелажа с использованием беседки.
21. При работах, связанных с выходом за фальшборт (на бушприте, галс-боканцах и т.д.), все работающие должны быть застрахованы карабинами страховочных канатов предохранительных поясов, а вблизи на палубе до их возвращения должен находиться обеспечивающий.
22. Все снасти бегучего такелажа должны быть обтянуты и закреплены на штатных местах, а их ходовые концы сложены в бухты. При этом бухты должны быть собраны так, чтобы при потравливании на них снасти выходили без калышек и не происходило подсечки шлангов.
Предотвращение образования калышек или раскручивание каната прямого спуска следует производить укладкой его в бухты по часовой стрелке, а каната обратного спуска — против часовой стрелки.
23. При работе с бегучим такелажем следует:

  • отдавать команду о каких-либо действиях со снастями при достаточном количестве людей, направленных на выполнение этой операции;
  • крепить на одном нагеле, утке не более одной снасти;
  • крепить снасть в месте, для нее предназначенном;
  • использовать для стопора растительные или синтетические канаты;
  • снасти разобрать и закрепить после окончания работы.

Работа с парусами

24. Потравливание снастей бегучего такелажа, находящихся под большим натяжением или испытывающих динамические рывки, должно производиться через нагель или утку с оставлением на них одного шлага или более. При этом должно быть не менее двух человек, один из которых обеспечивает беспрепятственный выход ходового конца из бухты. Руки работающих не должны находиться ближе 1 м от нагеля или утки, через которые производится протравливание снасти.
25. При любых действиях со снастями, испытывающими или могущими испытывать в результате выполняемых действий динамические рывки, запрещается располагать руки впереди (ближе к парусу) и ближе 1 м от палубных багеток или отводных блоков. Работающие должны располагаться по одну сторону от ходового конца.
26. При работе с парусами действия группы людей, обеспечивающих выполнение данной операции с одним парусом, должны быть согласованы и выполняться одновременно по команде руководителя.
27. При постановке, уборке или других действиях с каким-либо парусом запрещается находиться с его подветренной стороны, а при условии мягких нижней и задней шкаторий работающие должны находиться на безопасном расстоянии от шкотового угла паруса.
При постановке и уборке косых парусов нельзя допускать излишнюю слабину шкотов.
Необходимо соблюдать особую осторожность при работе с косыми парусами в момент их полоскания при повороте.
28. При ремонтных или профилактических работах с парусным вооружением запрещается нахождение людей непосредственно под работающими наверху. На палубе вблизи запрещенного для нахождения людей района должен постоянно находиться обеспечивающий, одновременно осуществляющий связь и наблюдение за работающими.
29. По окончании работ необходимо убедиться, что никаких предметов на рабочих местах не оставлено.
30. Запрещается:

  • работать в перчатках или рукавицах;
  • находиться на палубе под работающими на мачте;
  • удерживаться, опираться, закреплять карабин за снасти бегучего такелажа;
  • отдавать крепление снастей бегучего такелажа какого-либо паруса, пока около него находятся люди;
  • наматывать снасти на руку или вокруг туловища и стоять внутри шлагов.

7. Устройство косого и прямого паруса, бизани

Прямые паруса имеют четырехугольную — прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона, обычно несколько изогнута к верху, с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе корабля.

Паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Расстояние между швами составляет 2-3 см. Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной или «головой», боковые вертикальные края — боковыми шкаторинами и нижний край — нижней шкаториной, или «подошвой»

Верхние углы паруса называют ноковыми, нижние — шкотовыми. Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если — наискосок, то — боутами. Шкотовые и ноковые углы и ликтрос дополнительно обшивают кожей. Рифам называют горизонтальный ряд завязок — риф-сезней, продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают, и получившейся рулон обвязывают риф-сезнями. Такой прием взятия рифов сохранился и до наших дней.

Стаксели Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag — штаг, segel — парус). Кливера . Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.

Детали косого паруса: 1 — полотнище; 2 — подшивка; 3 — ликтрос; 4 — боуты; 5 — передняя шкаторина; 6 — задняя шкаторина; 7 — нижняя шкаторина; 8 — галсовый угол; 9 — ноковый угол; 10 — шкотовый угол; 11 — люверсы для крепления раксов; 12 — кренгельсы;

8. Название парусов четырехмачтового барка.

Парусное судно. Барк. Чертежи

КОСЫЕ ПАРУСА БУШПРИТА

  1. Бом-кливер
  2. Кливер
  3. Мидель-кливер
  4. Фор-стень-стаксель

ФОК МАЧТА

  1. Нижний фор-марсель
  2. Верхний фор-марсель
  3. Нижний фор-брамсель
  4. Верхний фор-брамсель
  5. Фор-бом-брамсель

КОСЫЕ ПАРУСА 1 ГРОТА

  1. Грот-стень-стаксель 1-го грота
  2. Грот-брам-стаксель 1-го грота

1 ГРОТ МАЧТА

  1. Первый грот
  2. Нижний марсель 1-го грота
  3. Верхний марсель 1-го грота
  4. Нижний брамсель 1-го грота
  5. Верхний брамсель 1-го грота
  6. Грот-бом-брамсель 1-го грота

КОСЫЕ ПАРУСА 2 ГРОТА

  1. Грот-стень-стаксель 2-го грота
  2. Грот-брам-стаксель 2-го грота

2 ГРОТ МАЧТА

  1. Второй грот
  2. Нижний марсель 2-го грота
  3. Верхний марсель 2-го грота
  4. Нижний брамсель 2-го грота
  5. Верхний брамсель 2-го грота
  6. Г рот-бом-брамсель 2-го грота

КОСЫЕ ПАРУСА БИЗАНЬ МАЧТЫ

  1. Апсель
  2. Крюйс-стень-стаксель

БИЗАНЬ МАЧТА

  1. Нижняя бизань
  2. Верхняя бизань
  3. Бизань-гоф-топсель

Даже самая небольшая современная яхта имеет довольно сложное устройство. Конструктивно любой парусник разделяется на две большие части – корпус и парусное вооружение. В свою очередь, парусное вооружение состоит из собственно парусов, рангоутного дерева и такелажа. Рассмотрим подробнее, что представляет собой .

Виды такелажа парусников

Морским термином такелажем обозначается вся совокупность имеющихся на яхте снастей, предназначенных для крепежа рангоутного дерева, для управления парусным вооружением и для произведения различных погрузочно-разгрузочных работ. В свою очередь, весь такелаж судов подразделяется на стоячий и бегучий. Каждый из этих типов имеет своё предназначение и свои особенности.

Стоячий такелаж

К нему относятся снасти, находящиеся в неподвижном состоянии во время движения парусника. Отсюда и произошло его название – «стоячий». Предназначается он для расчалки рангоута – каркаса, на который крепятся паруса. К стоячему относится такелаж мачты , служащий для её распорки и удержания в вертикальном положении. Так, от падения вперёд или назад мачту удерживают передний штаг (форштаг) и задний (ахтерштаг). Во избежание заваливания мачты в бок, она раскрепляется вантами через краспицы – поперечные перекладины. Помимо удержания рангоута на месте, во время движения яхты, стоячий такелаж берёт на себя часть ходовых нагрузок, передавая вместе с мачтой движущую силу ветра от парусов корпусу судна.

Стоячий такелаж парусников прикрепляется к корпусу яхты посредством путенсов. Путенсы представляют собой металлические крепежи: скобы, штыри, цепи, прочно соединённые с корпусом яхты. Ванты крепятся к вант-путенсам, а штаги, соответственно, к штаг-путенсам. Регулировка степени натяжения стоячего такелажа производится посредством талрепов, специальных приспособлений в виде резьбовых стяжек.

Изготавливают стоячий такелаж судов обычно из оцинкованных стальных тросов диаметра, соответствующего размерам мачт и площади парусов. Покрытие из цинка делает металлические снасти более устойчивыми к агрессивному воздействию морской сырости. На больших парусниках для стоячего такелажа применяются стальные тросы толщиной до 50 мм, а в исключительных случаях – используют даже стальные цепи для фиксации особо массивных элементов. Для большей гибкости цепи, служащие в качестве стоячего такелажа, состоят из укороченных звеньев. На небольших парусных лодках для изготовления стоячего такелажа допускается использование синтетических или натуральных (пеньковых) тросов. Для долговечности и устойчивости к сырости их просмаливают.

Бегучий такелаж

Бегучим такелажем парусника называется оснастка, предназначенная для произведения различных такелажных работ. Это могут быть постановка и уборка парусов, а также управление ими во время движения судна, установка рангоута, погрузочно-разгрузочные работы, спуск на воду и подъём шлюпок. Кроме того, при помощи бегучего такелажа, пропущенного через клотик мачты, производится подача морских сигналов путём поднятия определённых сигнальных флагов.

Своё название бегучий такелаж судов получил из-за возможности своего свободного перемещения по мере необходимости. Один конец тросов при этом неподвижно крепится к предмету, которым следует управлять (парусу, рангоуту, грузу). Второй же конец, именуемый «ходовым», остаётся свободным, пропускается через блок или временно фиксируется узлами в необходимом положении. В зависимости от своего предназначения, бегучий такелаж разделяется на такелаж паруса и такелаж рангоута.

На крупных парусных судах оснастка бегучим такелажем представляет собой весьма и весьма сложную систему, включающую порядка сотни разных тросов и фалов, каждый из которых выполняет свои задачи. На небольшой парусной яхте всё гораздо проще. Оснастка наиболее распространенного на сегодня вида парусника – бермудского шлюпа, который состоит из шкотов и фалов.

Фалы предназначаются для постановки парусов яхты и перевода рангоутного дерева из нерабочего состояния в рабочее, и наоборот. Грота-фал на «бермудской» яхте предназначается для постановки грота. Стаксель же поднимается, соответственно, стаксель-фалом. Шкотами на яхте управляются паруса и подвижные части рангоутного дерева непосредственно во время движения.

Стаксель-шкоты управляют стакселем, грота-шкот натягивает нижний край (шкаторину) грота, а гика-шкот служит для управления рангоутным деревом — гиком. Проводка грота-шкота идёт поверх гика. В его верхней части находится паз, вдоль которого перемещается ползун, сквозь который и проводится данный шкот. Данный механизм позволяет снизить затрачиваемое усилие на постановку паруса. Одним концом шкот прикрепляется к нижнему углу грота, и с его помощью при постановке парус вытягивается из рулона, и растягивается вдоль гика.

Гика-шкот относится к такелажу рангоута и управляет гиком. Его проводка находится с нижней части гика, в отличие от грота-шкота, движущемуся по верхней части гика. Топенантом именуется снасть, перекинутая через топ, и удерживающая гик в горизонтальном положении как при движении, так и во время стоянки. Например, топенант не даёт упасть гику при порыве грота-фала или его стравливании.

Перед тем как поставить грот, при помощи топенанта — выставляют горизонталь гика. А уже после постановки паруса топенант ослабляют с тем, чтобы грот свободно работал на ветру. В качестве «противовеса», или балансира, топенанту используется оттяжка гика. Она оттягивает рангоут вниз и работает в паре с топенантом или гротом, предотвращая задирание гика вверх силой ветра на полных курсах.

Передвижение по рекам и морям на кораблях в истории известно уже более пяти тысяч лет. На сегодня, согласно общепринятой терминологии, морское судно - это грузовое, пассажирское или промысловое крупногабаритное плавсредство, корабль - военное. Перечислять и судов можно долго. Самые известные морские - это парусники и яхты, пассажирские лайнеры и пароходы, катера, танкеры и сухогрузы. Корабли - это авианосцы, линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки.

Строение корабля

К какому бы виду или классу не относилось плавсредство, ему присущи общие элементы конструкции. В первую очередь, конечно, корпус, на котором установлены надстройки различного назначения, мачты и рубки. Важным элементом всех судов являются двигатели и движители, в общем, силовые установки. Для жизнедеятельности плавсредства имеют значение устройства, системы, электрооборудование, трубопроводы и оборудование помещений.

Оснащаются еще рангоутом и такелажем.

Носом называется передняя, кормой - задняя оконечности корпуса, его боковые поверхности - бортами. Правый борт по ходу движения моряки называют штирбортом, левый - бакбортом.

Дном или днищем называется нижняя часть корабля, палубами - горизонтальные перекрытия. Трюм корабля - это самое нижнее помещение, которое находится между днищем и нижней палубой. Межпалубное пространство называется твиндеком.

Конструкция корпуса корабля

Если говорить о корабле вообще, будь то военный корабль или гражданское судно, то корпус его представляет собой водонепроницаемое тело обтекаемой формы, полое внутри. Корпус обеспечивает плавучесть судна и является базой или платформой, на которой монтируется оборудование или вооружение в зависимости от назначения корабля.

Тип судна обуславливает и форму корпуса, и его размеры.

Корпус корабля состоит из набора и обшивки. Переборки и палубы - это элементы, присущие определенным типам судов.

Обшивка может быть изготовлена из дерева, как в древности и сегодня, пластмасс, сваренных между собой или склепанных стальных листов или даже железобетона.

С внутренней стороны для поддержания прочности и формы корпуса обшивка и палуба подкреплены набором жестко скрепленных между собой балок, деревянных или стальных, которые располагаются в поперечном и продольном направлениях.

В оконечностях корпус чаще всего заканчивается прочными балками: в корме — ахтерштевнем, а в носу - форштевнем. В зависимости от типа судна обводы носовой части могут быть разными. От них зависит уменьшение сопротивления движению судна, обеспечение маневренности и мореходных качеств.

Подводный нос корабля уменьшает сопротивление воды, а значит, увеличивается скорость судна, и уменьшается расход топлива. А на ледоколах форштевень сильно наклонен вперед, за счет чего судно наползает на лед и разрушает его своей массой.

Набор корпуса

Корпус любого судна должен иметь прочные связи в вертикальном, продольном и поперечном направлениях, чтобы противостоять давлению воды, ударам волн при любом шторме и другим усилиям, которые действуют на него.

Подводные части корабля испытывают основную нагрузку. Поэтому по середине днищевого набора устанавливается главная продольная связь, которая воспринимает усилия, возникающие при продольном изгибе судна - вертикальный киль. Он проходит по всей длине корпуса, соединяется с форштевнем и ахтерштевнем, и его конструкция зависит от типа судна.

Параллельно килю вдоль него идут днищевые стрингеры, их количество зависит от размеров корабля и уменьшается к носу и корме, так как меньше становится ширина днища.

Часто для уменьшения влияния боковой качки корабля устанавливаются боковые кили, они не выходят за габариты корпуса по ширине и иметь разную конструкцию.

Вертикальные стальные листы, которые называются днищевыми флорами, устанавливаются поперек корпуса и привариваются к килю и могут быть проницаемыми и непроницаемыми.

Набор борта продолжает днищевый набор и состоит из стрингеров (продольных балок) и шпангоутов (поперечных ребер жесткости). Форштевень считается в военном кораблестроении нулевым шпангоутом, а средний шпангоут - миделем.
Палубный набор представляет собой систему пересекающихся продольных и поперечных балок - бимсов.

Оболочка корабля

Оболочка судна состоит из наружной днищевой и бортовой обшивки и палубного настила. Наружная обшивка - из горизонтальных отдельных поясов, соединенных различными способами: внакрой, встык, вгладь, елочкой.

Подводные части корабля должны быть самыми прочными, поэтому нижний (шпунтовый) пояс обшивки выполняется толще промежуточных поясов. Таким же по толщине является и пояс обшивки, который называется ширстреком, у бимсов верхней непрерывной палубы.

Палубный настил состоит из максимально длинных листов, которые опираются на палубный же набор, и ограничивает сверху корабля. Листы располагаются длинной стороной вдоль судна. Наименьшая толщина металлического палубного настила составляет 4 мм. может быть выполнен и из досок.

Палуба - это совокупность набора и настила.

Палуба судна

По высоте корпус корабля делится на несколько палуб и платформ. Платформа - это палуба, которая идет не по всей длине судна, а только между несколькими переборками.

Палубы называются по расположению на судне нижней, средней и верхней. В оконечностях корабля (по носу и корме) под нижней палубой проходят платформы, которые считаются сверху вниз.

Количество как палуб, так и платформ зависит от размеров судна, его назначения и конструкции.

Речные суда и суда смешанного плавания имеют одну главную или верхнюю палубу. Морские, как, например, пассажирский корабль, точнее - пассажирское судно, три палубы.

Крупные озерные пассажирские суда имеют промежуточную палубу, кроме главной, образующую межпалубное пространство.

Круизный лайнер может иметь значительно больше палуб. Например, на «Титанике» их было четыре, тянувшихся по всей длине судна, две платформы, не доходившие ни до носа, ни до кормы, одна прерывалась в носовой части, а одна располагалась только в передней части лайнера. Самый новый лайнер Royal Princess имеет девятнадцать палуб.

Верхняя палуба, ее называют еще главной, или основной, выдерживает наибольшие напряжения при поперечном сжатии и продольном изгибе корпуса. Палуба корабля обычно выполняется с небольшим подъемом в центре к носу и корме и выпуклостью в поперечном направлении, чтобы легче стекала к бортам вода, попавшая на палубу при волнении моря.

Надстройки корабля

Палубные надстройки - это надпалубные конструкции, расположенные по всей ширине судна. Они образуют закрытые объемы, которые используются в качестве служебных и жилых помещений. Бортовыми называют надстройки, боковые стены которых продолжают борт корабля. Но чаще всего помещения над верхней палубой не доходят до бортов. Поэтому существует несколько условное деление на собственно надстройки, которые располагаются на довольно большой длине судна, и рубки, тоже надстройки, но короткие.

Поскольку верхняя палуба корабля делится на участки, имеющие свои названия, те же названия даны и надстройкам, на них расположенным: баковая или носовая, кормовая или ютовая и средняя. Полубак - носовая надстройка - предназначена для увеличения носовой части корпуса.

Бак может занимать до 2/3 длины судна. В удлиненном баке располагают на пассажирских судах каюты, а на грузовых судах — грузовые твиндеки.
В кормовой надстройке - юте или полуюте - на устраивают жилые помещения для команды.

Между надстройками палубу ограждают фальшбортами, которые должны защищать палубу от заливания водой.

На морских судах, в зависимости от типа и назначения судна, рубки выполняют в несколько ярусов.

На речных судах рубками называют только помещения, в которых находится штурвал и радио, а все остальные сооружения на верхней палубе - надстройками.

Отсеки корабля

Строение корабля военного или гражданского судна подразумевает наличие водонепроницаемых отсеков, которые увеличивают его непотопляемость.

Внутренние вертикальные стенки (переборки) выполняются водонепроницаемыми, разделяющими по длине внутренний объем корабля на отсеки. Они препятствуют заполнению водой всего внутреннего объема при повреждении в подводной части корабля и распространению пожара.

Отсеки корабля, в зависимости от назначения, имеют свои названия. Главные силовые установки устанавливаются в отсеке, который называется моторным или машинным отделением. Машинное отделение от котельного отделяется водонепроницаемой перегородкой. Грузы перевозят в грузовых отсеках (трюмах). Жилые помещения для экипажа и пассажиров называют жилыми и пассажирскими трюмами. Топливо хранится в топливном отсеке.

Помещения в отсеках ограждают легкими переборками. Чтобы можно было попасть в отсеки, в палубном настиле выполняются люки прямоугольной формы. Их размеры зависят от назначения отсеков.

Судовая силовая установка

Силовая установка на судне - это двигатели и вспомогательные механизмы, которые не только приводят корабль в движение, но и обеспечивают его электроэнергией.

В движение корабль приводится главным движителем, соединенных валопроводом.

Вспомогательные механизмы обеспечивают судно электроэнергией, опресненной водой, паром.

По принципу работы и типу главного двигателя, а также источников энергии судовая силовая установка может быть паросиловой или паротурбинной, дизельной, дизельтурбинной, газотурбинной, атомной или комбинированной.

Судовые устройства и системы

Строение корабля - не только корпус и надстройки, это еще и судовые устройства, специальное оборудование и палубные механизмы, обеспечивающие эксплуатацию судна. Без рулевого или якорного устройства не представляют корабль даже люди, далекие от кораблестроения. А еще на каждом судне есть буксирное, швартовое, шлюпочное, грузовое устройства. Все они приводятся в действие и обслуживаются палубными вспомогательными механизмами, к которым относятся рулевые машины, буксирные, грузовые и шлюпочные лебедки, насосы и многое другое.

Судовые системы - это многие километры трубопроводов с насосами, приборами и аппаратами, при помощи которых откачивается вода из трюмов или стоки, подается питьевая вода или пена при пожаре, обеспечивается отопление, кондиционирование и вентиляция.

Механизмы машинного отделения обслуживаются топливной системой для питания двигателей, воздушной для подачи сжатого воздуха, охлаждения двигателей.

С помощью электрооборудования обеспечивается освещение на судне и работа механизмов и устройств, которые питаются от судовой электростанции.

Все современные суда оборудованы сложным навигационным оборудованием для определения направления движения (курса) и глубин, измерения скорости хода и обнаружения препятствий в тумане или встречных судов.

Внешняя и внутренняя связь на корабле осуществляется с помощью радиооборудования: радиостанций, ультракоротковолновых радиотелефонов, судовых телефонных станций.

Судовые помещения

Судовые помещения, сколько бы их ни было на судне, делятся на несколько групп.

Это жилые помещения для команды (офицерские каюты и матросские кубрики) и для пассажиров (каюты различной вместимости).

Пассажирский лайнер сегодня уже редкость. Мало кто позволяет себе перемещаться с малой скоростью на большие расстояния. Значительно быстрее можно совершить авиаперелет. Поэтому пассажирские каюты - это уже больше принадлежность круизных судов.

Пассажирские каюты, особенно на круизных судах, по комфортабельности делятся на несколько классов. Самая простая каюта напоминает купе железнодорожного вагона с четырьмя полками и практически без мебели, зачастую обращенная внутрь корпуса и не имеющая иллюминатора или окна, с искусственным освещением. А лайнер Royal Princess предоставляет пассажирам и роскошные двухкомнатные сьюты с балконами.

Каюта на корабле, именно на корабле военном - это помещение для отдыха офицеров команды. Командир корабля и старшие офицеры имеют отдельные одноместные каюты.

Общественные помещения - это салоны, кинозалы, рестораны, библиотеки. Например, круизный лайнер Oasis of the Seas на борту имеет 20 ресторанов, настоящий ледовый каток, казино и театр, рассчитанный на 1380 зрителей, ночной клуб, джаз-клуб и дискотеку.

К санитарно-хозяйственным помещениям относятся санитарно-гигиенические (прачечные, душевые, ванные комнаты, бани) и хозяйственно-бытовые, к которым относят кухни, всевозможные кладовые и подсобные помещения.

В служебные помещения пассажирам обычно доступ запрещен. Это помещения, в которых осуществляется управление судном, или находится радиооборудование, машинное отделение, мастерские, кладовые для запчастей и других судовых запасов.
К помещениям специального назначения относятся грузовые трюмы, хранилища твердого или жидкого топлива.

Парусное судно

Устройство парусного корабля немногим отличается от обычного судна. Только парусным вооружением, рангоутом и такелажем.

Парусное вооружение - набор всех парусов судна. Рангоут - детали, которые непосредственно несут паруса. Это мачты, реи, стеньги, бушприты, гики и другие элементы, знакомые по книгам о пиратах прошлых веков.

Специальные снасти, с помощью которых в определенном положении закрепляются мачты, бушприты и стеньги, называются стоячим такелажем, например, ванты. Такая оснастка остается неподвижной и делается из толстого смоленого, изготовленного из растительных материалов, или оцинкованного железного или стального троса, а в некоторых местах - цепей.

Подвижные снасти, с помощью которых ставят и убирают паруса, выполняют другие операции, связанные с управлением парусным судном, называются бегучим такелажем. Это шкоты, фалы и другие элементы, изготовленные из гибких стальных, синтетических или пеньковых тросов.

Во всем же остальном, даже в количестве палуб, похожи на собратьев.

Многопалубное судно под парусами появилось в XVI веке. На испанских галеонах в зависимости от водоизмещения могло быть от 2 до 7 палуб. Надстройка тоже строилась в несколько ярусов, в которых располагались жилые помещения для офицеров команды и пассажиров.

Строение корабля, по крайней мере, его основные конструктивные элементы, не зависит от типа и назначения судна, будь то парусники, приводимые в движение силой ветра, надувающего паруса, или колесные пароходы с паровой машиной в качестве движителя, круизные лайнеры с паротурбинной установкой, или атомные ледоколы.

Эти из замечательной и одной из любимых книг детства - «Чудесные сечения». Текст, к сожалению, плохо читается, но если кому интересно, могу сюда перепечатать.

Загрузка парусного судна в XVIII веке осуществлялась следующим образом. В нижней части корпуса в так называемом водном трюме располагался чугунный балласт. Это были чугунные бруски, которые укладывали, плотно прижимая друг к другу, от одного борта к другому. Причем в районе грот-мачты, в центре тяжести судна, размещалось наибольшее количество брусков. Для предотвращения перекатывания балласта из стороны в сторону во время качки трюм делили на продольные отсеки, которые назывались банками. После того как чугунный балласт засыпался мелким камнем, на него ставили пустые бочки для воды. При этом самые крупные бочки в нижнем ряду плотно приставляли друг к другу и до половины зарывали в каменный балласт. После укладки нижнего слоя (лага, отсюда морской термин “встать лагом”, т. е. бортом) бочки, начиная со средней, расположенной в диаметральной плоскости судна, наполняли водой из шланга. Средний лаг бочек меньшего размера помещали на нижний слой.

Для работы матросов в трюме над бочками оставляли пространство около одного метра. Пустоты между бочками заполняли дровами. В некоторых бочках хранилась провизия (вино, масло, солонина). Скапливающуюся на дне трюма воду выкачивали за борт с помощью помп, установленных возле грот-мачты.

Для размещения всего сухого провианта (кулей с мукой, солью, крупою) и хозяйства кока (котлов, тарелок, чарок, весов) под нижней палубой на всю ширину корабля делали помост - кубрик.

Пространство под кубриком - трюм - делилось поперечными переборками на ряд крупных отсеков: в центральной части судна водяной трюм, носовая (большая) и кормовая (малая) крюйт-камеры. Крюйт-камеры предназначались для хранения пороха в бочках, которые плотно укладывались на стеллажах на специально отведенных местах.

В капитанском и офицерском погребах, которые размещались перед кормовой крюйт-камерой, хранили провизию. Дно этих погребов засыпали песком.

Около выхода из крюйт-камеры размещались каюты шкиперов. Здесь же хранились парусина, тенты, парусные нитки, лини, свайки, молотки и другие судовые принадлежности.

Галереи вдоль бортов кубрика использовались плотниками и конопатчиками для заделки пробоин во время сражений. Для больных и раненых предназначалась средняя часть кубрика, как место с наименьшим воздействием качки.

Матросы, канониры и солдаты жили на нижней палубе, ближе к носовой части судна. Тут же находились якорные клюзы. В месте втягивания якорных канатов располагался клюзбак для хранения якорной цепи или каната. Клюзбак назначался для предотвращения растекания воды по судну при выборе якоря, он хорошо проконопачивался и просмаливался, имел шпигаты для стока воды.

Артиллерийские офицеры и штурманы жили в каюте за грот-мачтой. Рядом располагалась корабельная канцелярия. Неподалеку хранилось абордажное оружие (мушкеты, пистолеты, пики и т. д.). Перед бизань-мачтой отводилось специальное место для ружей.

Для выборки якорей использовался большой шпиль, который находился между грот- и бизань-мачтой. Он имел два барабана: один на первой, а другой на второй батарейной палубе. Для подъема тяжестей применялся малый шпиль, который размещался на верхней палубе между фок- и грот-мачтами.

Капитан-лейтенанты и лейтенанты занимали кают-компанию, которая размещалась в кормовой части корабля на верхней палубе (опердеке). Мичманы и гардемарины жили под шканцами.

На шканцах (квартердеке) размещался судовой компас в нактоузе. На верхней палубе между фок- и грот-мачтой находились ростры - подставки для шлюпок и запасного рангоута. Капитанская каюта располагалась в корме корабля.

Капитанские каюты тоже бывают разные, от простых до довольно роскошных:

И напоследок сюда же добавлю просто красивые арты с кораблями