ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Прощай, немытая европа. Как научный прогресс отучил Запад пользоваться мылом и горячей водой (6 фото) Прощай немытая европа и не

В контексте выдуманных исторических мифов о "дикости" ведических русов и Ведической Руси нам навязывается ложное представление о том, что Европа всегда была неким "центром цивилизованного мира", который осчасливил "благами цивилизации" весь остальной мир и в том числе совместно с христианской церковью помог древним славянам и русам получить свою письменность и государственность. Однако, подлинная картина нашей истории сильно отличается от мнения ее фальсификаторов, ибо и в гораздо более поздние времена Средневековья охристианенная Европа представляла из себя довольно убогое зрелище как цивилизация, погрязшая в грязи и антисанитарии.

Вот как описывает средневековую Европу во времена Ярослава Мудрого на примере Франции Н.Павлищева в своей книге "Запрещенная Русь": "Франция того периода сильно отличалась от Руси не в лучшую сторону... Кроме того, Европа начала тысячелетия была невыносимо грязной! Ушли в прошлое античные правила заботы о своем теле, остались в воспоминаниях римские термы... И мыться стало... совершенно неприлично! Нашей Ярославне, привыкшей совсем к другому, можно только посочувствовать...

У нас мало свидетельств о самой Франции именно X-XI веков, но вряд ли она была чище или много грамотней Европы эпохи Возрождения. Нет, целых тысячу лет Европа просто вымирала от грязи! Европейцы почему-то не знали трех вещей, без которых немыслима жизнь людей, если плотность их заселения выше, чем один человек на квадратный километр, - отхожих мест, выгребных ям и скотомогильников. Таковыми были... улицы или даже сами жилища! Особенно это касалось городов.

Любые отходы находили свое место на улицах, будучи выброшенными или выплеснутыми прямо через окна или двери! И даже в королевских покоях не всегда пользовались хотя бы ночными вазами, справить нужду (в том числе и большую) не возбранялось в любом уголке роскошных дворцов даже во время приемов или балов и несколько веков спустя!

"В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни - скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостинные воняли слежавшейся пылью, спальни - грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен - едкими щелочами, со скотобоен - выпущенной кровью.

Люди воняли потом и нестиранным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов - луковым соком, а из тела, когда они старели, начинали пахнуть старым сыром, и кислым молоком, и болезненными опухолями. Воняли реки, воняли, площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жены мастеров, воняло все дворянское сословие, вонял даже сам король - он вонял, как хищный зверь, а королева - как старая коза, зимой и летом... Всякая человеческая деятельность, как созидательная, так и разрушительная, всякое проявление зарождающейся или погибающей жизни сопровождались вонью".

Эти строчки взяты из очень популярного в последние годы произведения Патрика Зюскинда "Парфюмер". Описаны события восемнадцатого столетия, но любая из фраз применима и к столетию одиннадцатому. Европа времен Анны Ярославны была такой же грязной и вонючей! Конечно, Париж одиннадцатого века еще не зарос нечистотами в буквальном смысле по уши, но только потому, что пока был большой деревней, а европейским городом стал при сыне Анны Ярославны - короле Филиппе I.

Я могла бы многое добавить к словам Зюскинда, но пожалею чувства читателей и ограничусь только небольшим перечнем жертв свинской жизни французского двора. Даже привычный к постоянной вони, окружавшей его от рождения, король Филлип II однажды упал в обморок, когда стоял у окна, а проезжающие мимо телеги взрыхлили колесами плотный многолетний слой нечистот. Кстати, этот король умер от... чесотки. От нее же погиб и папа Климент VII! А Климент V пал от дизентирии. Одна из французских принцесс умерла, заеденная вшами! Неудивительно, вшей называли "божьими жемчужинами" и считали признаком святости.

Королева Испании Изабелла Кастильская с гордостью признавалась, что мылась всего два раза в жизни - при рождении и перед свадьбой! Столько же раз принимал водные процедуры и знаменитый "король-солнце" Людовик XIV, кстати, оба раза по настоятельному совету врачей. Но сие мероприятие показалось любимцу женщин и любителю всевозможных украшений столь чудовищным, что он поклялся больше никогда не идти на поводу у эскулапов!

Самым распространенным недугом Средневековья была диарея. Добавьте к этому кариес, чесотку, вшивость, смердящие из-за санитарии раны, застарелый пот... ну и много еще чего - и получите весьма колоритный образ "просвещенной" Европы."

Это и есть та самая "цивилизация", которую нам могли принести христианство и "просвещенная" Европа, но слава богу, не принесли. Ибо все эти мифы остались выдумкой фальсификаторов истории, поскольку на деле все происходило с точностью до наоборот. Именно русские войска, дошедшие до Парижа во времена Наполеона, приучили европейцев к чистоте и элементарным санитарным нормам, о которых христианизированная Европа имела очень отдаленное понятие. В то время как со времен Ведической Руси наш народ парился в банях.

Но не только сами бани порицались христианской церковью, сколько существовавшая в ведические времена традиция совместного хождения в бани мужчин и женщин. Вот как ее описывает российский путешественник, биолог, антрополог Г.Сидоров в своей книге "Тайная хронология и психофизика русского народа": "Мы уже упоминали, что на Руси обряд бани был связан с четырьмя земными стихиями. Люди шли в баню не для того, чтобы помыться, как это

делается сейчас, а в основном чтобы очистить свою душу (энергополе, или, на современном языке - ауру) от влияния негативных тёмных энергий, которые имеют тенденцию накапливаться на внешнем слое энергетического защитного колокола человека.

После того, как бани были убраны травами и листьями лекарственных деревьев, в них шли гурьбой мужчины, женщины и дети. Не было в общих банях только стариков, они предпочитали проводить обряд очищения в семейных банях. Как раз перед Купальскими праздниками и посетил Русскую землю апостол Андрей Первозванный. То, что довелось ему увидеть, повергло правоверного христианина в ужас. Руссы, по его мнению, и женщины, и мужчины, все вместе (уже одно это шокировало апостола) так хлестали себя в натопленных до невозможности банях берёзовыми и дубовыми вениками, что на них страшно было смотреть. А после такой «экзекуции», облившись холодной ключевой водой, они снова отправлялись на полки бань и снова продолжали над собой «издеваться».

Христианину трудно было понять, что древнее очищение пятью земными стихиями, или русский банный обряд, который сохранился, к счастью, на нашей земле с гиперборейских времён - это как раз то, чего так не хватало погрязшей в грязи, вшах, опустошаемой периодическими эпидемиями иудохристианской цивилизации. Наш народ, хоть банный обряд христиане и называли сатанинским, был, благодаря огню, воде, целебным грязям, травам и веникам, здоров, полон сил, и за всю свою историю не знал такого европейского бедствия, как вши".


В общем, судите сами, кто кому на самом деле принес "цивилизацию", а кто - фарисейскую культуру и религию тотальной грязи и антисанитарии, которая позволяла подпитывать темный сатаниский эгрегор Амона-Сета-Яхве-Иеговы-Сатаны болезнями, страданиями и гибелью в эпидемиях множества людей, не говоря уже об инквизиции и религиозных войнах. И, неудивительно, что до сих пор почти все западные политики страдают "двойными стандартами" по отношению к России и нашим народам. Ведь только с помощью откровенной лжи возможно заставить поверить людей в фальсифицированную историю. И только духовно ущербный человек с признаками прогрессирующего психического заболевания может преклоняться перед Западом и ругать все русское.

Романтические натуры часто представляют себе прошлое, сведения о котором мы черпаем из «исторических» романов, в розовом свете. Дамы, кавалеры, честь и любовь, интриги и благородство. Лувр, наконец. Ах, как красиво описал все это придворное великолепие Александр Дюма Старший!

Однако на самом деле все не так прекрасно и благоухающе тогда было в том самом Лувре… Речь идет о туалетах. Оказывается, в огромном дворце их не было ни одного. Отхожие места устраивать в галантную эпоху еще не считали нужным.

Согласно свидетельству очевидца, в Лувре и вокруг него, внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно было увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же продукта – естественного для человека.

Так, пораженный луврскими реалиями великий Леонардо да Винчи, посетивший Париж по приглашению короля Франсуа I, спешно спроектировал для монарха туалет с водосмывом. Однако прижился он далеко не сразу. Принимать какие-то специфические меры для решения гигиенических проблем просто не умели и жили, как придется.

Жители парижских многоэтажек от помоев избавлялись просто – выливали их в окно. А чтобы случайно не окатить сверху зазевавшегося прохожего, прежде чем вылить помои, трижды громко кричали: «Осторожно, выливаю!»

Нельзя сказать, что власти не боролись с проблемой. Первый закон, запрещавший выливать содержимое ночных горшков в окно, был принят еще в 1270-м году. Но ведь одних запретов мало, а городской канализации еще не существовало. Вот и вонял Париж хуже самой зловонной в мире клоаки…

О том, что насекомые были проблемой, свидетельствуют образцы хитроумных приспособлений, которые можно встретить даже в Эрмитаже. Речь о блохоловках. Знатные люди заказывали их из драгоценных металлов. Приспособления с приманкой – кусочком меха, пропитанного кровью, закладывали в пышные парики, часто украшавшие бритые наголо головы.

А русский моется, да рад

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней "по-белому" или "по-черному". Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились "по-белому". Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться "по-черному".

Был еще один оригинальный способ мыться - в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак. Считалось, и кстати, совершенно справедливо, что поход в баню на полный желудок приводит к повышению веса.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Баня пришла в Европу лишь в XVIII веке, когда Пётр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат. А после 1812 года русская армия понастроила бани во всех освобождённых от Наполеона странах.

Вот так Русич. Именно ты научил европейцев мытся.
Не забывай об этом, прежде, чем поставить выше себя, и Руси нашей, "грязную европу".

Правда и мифы о Средневековье: Россия и Европа

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21164/
© Shkolazhizni.ru

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21164/
© Shkolazhizni.ru

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21164/
© Shkolazhizni.ru

Какой была гигиена в средневековой Европе? Часто прошлое, сведения о котором мы черпаем из «исторических» романов, предстает в розовом свете. Вспомним «Трех мушкетеров». Дамы, кавалеры, честь и любовь, интриги и благородство. Лувр, наконец. Были, правда, во дворце некоторые проблемы. Не совсем дворцовые, но отражающие особенности эпохи. Технология, обеспечивающая сосуществование больших групп людей, еще не была отработана, что и накладывало на быт неприятно пахнущий отпечаток. Я о туалетах. Оказывается, в огромном дворце их не было ни одного. О чем думали архитекторы? О возвышенной красоте, конечно. А природа она и есть природа, чего же о ней думать. Отхожие места устраивать в галантную эпоху еще не считали нужным. По свидетельству очевидца: «В Лувре и вокруг него, внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми - практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же - продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Пораженный луврскими реалиями великий Леонардо да Винчи, посетивший Париж по приглашению короля Франсуа I, спешно спроектировал для монарха туалет с водосмывом. Но, как известно, многие идеи гения опередили современность на века. Водный туалет для французского двора - не исключение. Для наших современников это все выглядит дико, но «что естественно»… Средневековый Лувр - не исключение, а только часть целого. Принимать какие-то специфические меры для решения гигиенических проблем просто не умели и жили, как придется. Жители парижских многоэтажек от помоев избавлялись просто - выливали их в окно. А чтобы случайно не окатить сверху зазевавшегося прохожего, придерживались правила: прежде чем вылить помои, горожане трижды громко кричали: «Осторожно, выливаю!» Нельзя сказать, что власти не боролись с явлением. Первый закон, запрещавший выливать содержимое ночных горшков в окно, был принят еще в 1270-м году. Но ведь одних запретов мало, а городской канализации еще не существовало. Под изысканными нарядами аристократы носили шелковое белье. Причина его популярности проста. В скользкой материи не водились паразиты, блохи и вши, им там было не за что уцепиться. О том, что насекомые были проблемой, свидетельствуют образцы хитроумных приспособлений, которые можно встретить даже в Эрмитаже. Речь о блохоловках. Знатные люди заказывали их из драгоценных металлов. Приспособления с приманкой - кусочком меха, пропитанного кровью, закладывали в пышные парики, часто украшавшие бритые наголо головы. С точки зрения современного гигиениста в распространении насекомых не было ничего необычного. Требования гигиены - это порождение более позднего времени. А в средние века даже знатные дамы принимали ванну не чаще пары-тройки раз в году. Знаменитый Король-Солнце, сын Анны Австрийской Людовик XIV, вообще мылся всего два раза в жизни, и то по настойчивым рекомендациям врачей. На таком цивилизованном европейском фоне по меньшей мере странными выглядели некоторые русские обычаи. Людовик XIV даже подсылал ко двору Петра I специальных шпионов, чтобы выяснить, чем именно занимался в уединении светлейший Меньшиков, еженедельно посещавший баню. Короля-Солнце, не дружившего с водой, понять можно. У него не укладывалось в голове, что мыться можно так часто. Впрочем, бани банями, а в целом благоухание улиц российских городов мало чем отличалось от европейских. О «вонючих потоках» у памятника Минину и Пожарскому писали московские газеты еще в 1871 году. Среди всех российских городов и населенных пунктов начала XX века, а было их более тысячи, канализацию имели всего лишь одиннадцать. За последние сто лет быт горожан изменился кардинально. Стоит помнить об этом, и, поэтизируя прошлое, ценить настоящее.

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы


    Прощай, немытая Европа

    Как научный прогресс отучил Запад пользоваться мылом и горячей водой

    Виновница самых губительных эпидемий в истории человечества, чума, только открывает свои тайны. Лишь в 2015 году ученые узнали, что ее возбудитель стал смертельно опасен (из-за одной случайной мутации) всего десять тысяч лет назад, а массово убивать людей начал в конце бронзового века. Обычно стремительное распространение «черной смерти» среди средневековых европейцев объясняют тем, что они почти не мылись. Виновата ли в эпидемиях антисанитария и насколько вообще верно представление о вонючем и завшивленном Средневековье? «Лента.ру» попыталась в этом разобраться.

    Бросок катапульты

    К середине XIV века Европа не знала чумы уже почти восемьсот лет подряд — чумная палочка не была эндемичной для этих территорий, а переносившие ее крысы и блохи определенных видов сами по себе никак не могли попасть из Китая на противоположный конец материка.

    Но в 1346 году им немного помогли — катапультой. Ордынцев, осаждавших генуэзскую факторию Кафа в Крыму, косила чума, и они стали забрасывать тела умерших в крепость. Блохи перенесли бубонную чуму на осажденных, а после отступления ордынцев генуэзские корабли отбыли в Средиземноморье, неся «черную смерть» дальше по просторам Европы.

    Это вызвало невиданную катастрофу: наиболее пострадавшие от чумы страны лишились от трети до половины населения. Общее число умерших оценивается в несколько миллионов человек.

    С той поры чума не покидала Европу: местные блохи (крысиные) и сами крысы стали ее постоянными носителями. Крупные эпидемии случались в Старом Свете вплоть до XVIII века.

    Эпоха невежества и мракобесия?

    У Средневековья сложилась неважная репутация. «Нормальный уровень средневекового зверства» (Стругацкие), «средние века — эпоха культурного регресса, невежества и мракобесия» и так далее. В частности, принято считать, что с падением римской империи в Европе забыли, как делать мыло, и забросили обычай мыться. В общем, «церковь запрещала мыться, так как нагота — грех». К тому же непонимание того, что болезнь вызывают бактерии, а не воля Божья, мешало объявлять карантин и грамотно бороться с эпидемией.

    Увы, эти представления, базирующиеся на лучших исследованиях исторической науки XVIII-XIX веков, уже в прошлом столетии не выдержали проверки фактами.

    Даже в раннесредневековой Германии, где никаких римских традиций никогда не было, слово «баня» встречается в Баварской правде VIII века, равно как и во многих других источниках. Обычным делом были общественные купальни, где мылись и мужчины, и женщины — ведь представление о недопустимости наготы в общественных местах, приписываемое церкви, на самом деле возникло в Европе только в XIX веке.

    В Париже еще в XIII веке число общественных купален исчислялось десятками, а британский энциклопедист XII века, монах Александр Неккам писал, чтопросыпался по утрам от слишком громких криков банщиков, зазывавших людей в свои заведения. Единственное, что серьезно смущало церковь в этих местах, — то, что их часто использовали несколько не по назначению.

    Находки в тирольском замке Лемберг показали, что в средневековой Европе были не только запечатленные на множестве средневековых миниатюр брэ (к XV веку выглядевшие как семейные трусы), но и бюстгальтеры и женские трусы вполне современного вида. Более того, Мишель Монтень (XVI век) упоминает о манере менять это белье с частотой, которую практикуют, к сожалению, далеко не все наши современники.

    Изображение: Antithesis Christi et Antichristi (Jenský kodex/Jena Codex), Praha, Knihovna Národního muzea, IV.B.24, fol. 80r

    Изобретение карантина

    Сомнительно и представление о том, что средневековые люди считали единственным источником болезни Божий гнев, из-за чего не принимали мер против заражения чумой. Еще до нашей эры было известно, что «мельчайшие создания, невидимые глазу, парящие в воздухе, входят в тело через рот и нос, вызывая серьезные заболевания». О них говорил, хотя и менее уверенно, и венецианский врач XV столетия Джироламо Фракасторо. И хотя в Средние века более распространенной была греческая теория миазмов — вредных газов, отравляющих тело и вызывающих болезни, она также логично вела к мерам по карантину.

    Власти Генуи не пускали в город больных под страхом смерти. В Венеции с 1348 года заставляли все приходившие суда подолгу ждать в море (инкубационный период чумы невелик), а всех умерших от болезни горожан приказывали хоронить на значительной глубине на специально выделенном острове. Само слово «карантин» произошло именно из средневекового венецианского диалекта и означает 40 дней изоляции для прибывших кораблей. Более того, опыт организации противоэпидемической борьбы в Венеции того времени даже сегодняшними специалистами признается настолько образцовым, что из негопредложили извлечь уроки в связи с современной вспышкой Эболы.

    Этот опыт был постепенно позаимствован всей Европой. «Великая чума» в Лондоне XVII века сопровождалась запретом для заболевших покидать свои дома на карантинный период, равно как и введением норм по глубине чумных захоронений.

    До чего довел прогресс

    Чумные пандемии резко повысили интерес к медицине: вся Европа осознала важность этой науки. Особо любознательные медработники от ознакомления с античными теориями Галена перешли к практическим опытам по вскрытию трупов и — со второй половины XV века — к собственной теоретической работе.

    В начале Нового времени врачи выдвинули гипотезу, что миазмы, исходящие от земли, вызывают болезни тем легче, чем уязвимее к ним сам человек. Мытье же, расширяющее поры организма, сильно облегчает миазмам путь внутрь организма. Вердикт: все эти общественные купальни и бани не повышают шансы выжить.

    Как суммировал Эразм Роттердамский: «Нет ничего более опасного, чем когда многие подвергают себя действию одного и того же пара, особенно когда их тела открыты жару...» Казалось логичным, что если болезни переносятся миазмами или «мельчайшими организмами, плавающими в воздухе», то пар (или газ) этот процесс ускоряет — ведь про то, что высокая температура убивает микробов, еще никто не знал! К тому же, продолжает титан Возрождения, многие посетители таких мест «страдают инфекционными заболеваниями,... без сомнения многие из них больны сифилисом». Как отмечает Эразм, хотя обычай посещать бани и сохраняется (на 1526 год), он стремительно теряет популярность: «25 лет назад ничто в Брабанте не было так модно, как посещение бань, но теперь они везде вышли из моды, ведь сифилис научил нас держаться от них подальше».

    Б. Луини. Купание нимф. Фреска. Миланская Брере.

    Забавное наложение не совсем корректной гипотезы нарождавшейся современной медицины на эпидемию импортированного из Америки сифилиса дало свои плоды: среди населения распространилось мнение, что мыться вредно. Разумеется, победа разума над безрассудным мытьем была не мгновенной.Дневник немецкого торговца Лукаса Рема фиксирует, что в мае-июне 1511 года он мылся 127 раз — существенно чаще, чем мы с вами.

    Ничего странного в этом нет: тогда совместное мытье в бане или купальне хозяин часто предлагал гостю (в том числе — во время торговых сделок), как наши современники предлагают выпивку. Но активная пропаганда сторонников модной теории миазмов меняла ситуацию. Всего через три десятка лет Генрих VIII уже запрещает бани в окрестностях Лондона.

    Итоги перехода от Средневековья к Новому времени в гигиеническом плане были печальны. Еще недавно регулярно мывшиеся европейцы часто вообще перестали делать это — врачи не советуют ! Учитывая, что другие рекомендации врачей того времени (например, строгий карантин во время лондонской Великой чумы XVII века) явно работали, то и к этим прислушивались.

    Чистые русские варвары

    Конечно, были и те, кто остался в стороне от столбовой дороги прогресса. Так, в конце XVI века просвещенный европеец, ученый выпускник Кембриджа, посланный с дипломатической миссией в варварскую Россию, корит московитов за незнание элементарных истин о вреде бань: «они ходят два или три раза в неделю в баню... кожа от холода и жара изменяется и сморщивается... По моему мнению, это происходит от того, что они постоянно сидят в жарких покоях, занимаются топкой бань и печей и часто парятся». Как видим, разум одержал победу над темными силами лишь в границах распространения западной цивилизации.

    Впрочем, и там находились отдельные отсталые личности. Так, Элизабет Пепис, жена крупного чиновника и автора знаменитого дневника о повседневной жизни лондонцев Сэмюэла Пеписа (1633-1703), после брака отказала мужу в близости, пока тот, наконец, не помоется. Конечно, супруг согласился не сразу. Но потерпев три дня, сдался и подверг свое здоровье риску атаки через «открывшиеся поры». Учитывая, что в своем дневнике Пепис описывает себя как чрезвычайно компанейского человека, можно предположить, что реакция его жены была весьма нетипичной для того времени.

    Средневековый европеец явно был менее «блохастым», чем человек Нового времени, когда размах чумных пандемий резко сократился. Следовательно, причины ужасающей смертности от этой болезни в Средние века в чем-то другом. Может, дело в том, что не было канализации? Однако в Новгороде еще до чумы XIV века существовала развитая канализационная сеть с закрытыми трубами. Тем не менее болезнь не минула этот город. И по вполне понятной причине: от Франции и дальше на север она шла в основном в легочной форме — от человека к человеку. Европейский обычай выливать отходы в открытые сточные канавы мог способствовать размножению крыс, но никак не влиял на инфицирование человеком.

    О пользе вреда

    Чума вызвала самые крупные и губительные эпидемии в истории человечества — сопоставимые по последствиям с мировыми войнами. Однако даже несмотря на отсутствие систематических медицинских познаний, люди уже в Средние века смогли выработать достаточно целесообразную систему мер по карантину и захоронениям умерших, что позволяло встретить последующие чумные волны во всеоружии. Ни одна из эпидемий больше не уносила основную часть населения крупных западноевропейских стран, а обострившемуся общественному интересу к проблеме болезней мы фактически обязаны возникновением современной медицины, занявшейся не только изучением трактатов древних, но и самого человеческого тела.

    На этом пути были и не самые удачные шаги — ошибочная теория миазмов на пару столетий действительно сделала жизнь европейцев почти такой же смердящей, как ее описал Патрик Зюскинд в своем «Парфюмере». Но в конечном счете даже это принесло пользу, заставив Лондон и Париж во второй половине XIX века бороться с «миазмами» созданием эффективных канализационных систем и сделав большие города местом, где люди, наконец, смогли ходить, не зажимая носы.

    Как научный прогресс отучил Запад пользоваться мылом и горячей водой


    Виновница самых губительных эпидемий в истории человечества, чума, только открывает свои тайны. Лишь в 2015 году ученые узнали, что ее возбудитель стал смертельно опасен (из-за одной случайной мутации) всего десять тысяч лет назад, а массово убивать люде й начал в конце бронзового века. Обычно стремительное распространение «черной смерти» среди средневековых европейцев объясняют тем, что они почти не мылись. Виновата ли в эпидемиях антисанитария и насколько вообще верно представление о вонючем и завшивленном Средневековье? Разберёмся.

    Бросок катапульты

    К середине XIV века Европа не знала чумы уже почти восемьсот лет подряд — чумная палочка не была эндемичной для этих территорий, а переносившие ее крысы и блохи определенных видов сами по себе никак не могли попасть из Китая на противоположный конец материка.

    Но в 1346 году им немного помогли — катапультой. Ордынцев, осаждавших генуэзскую факторию Кафа в Крыму, косила чума, и они стали забрасывать тела умерших в крепость. Блохи перенесли бубонную чуму на осажденных, а после отступления ордынцев генуэзские корабли отбыли в Средиземноморье, неся «черную смерть» дальше по просторам Европы.

    Это вызвало невиданную катастрофу: наиболее пострадавшие от чумы страны лишились от трети до половины населения. Общее число умерших оценивается в несколько миллионов человек.

    С той поры чума не покидала Европу: местные блохи (крысиные) и сами крысы стали ее постоянными носителями. Крупные эпидемии случались в Старом Свете вплоть до XVIII века.

    Эпоха невежества и мракобесия?

    У Средневековья сложилась неважная репутация. «Нормальный уровень средневекового зверства» (Стругацкие), «средние века — эпоха культурного регресса, невежества и мракобесия» и так далее. В частности, принято считать, что с падением Римской империи в Европе забыли, как делать мыло, и забросили обычай мыться. В общем, «церковь запрещала мыться, так как нагота — грех». К тому же непонимание того, что болезнь вызывают бактерии, а не воля Божья, мешало объявлять карантин и грамотно бороться с эпидемией.

    Увы, эти представления, базирующиеся на лучших исследованиях исторической науки XVIII-XIX веков, уже в прошлом столетии не выдержали проверки фактами.

    Даже в раннесредневековой Германии, где никаких римских традиций никогда не было, слово «баня» встречается в Баварской правде VIII века, равно как и во многих других источниках. Обычным делом были общественные купальни, где мылись и мужчины, и женщины — ведь представление о недопустимости наготы в общественных местах, приписываемое церкви, на самом деле возникло в Европе только в XIX веке.

    В Париже еще в XIII веке число общественных купален исчислялось десятками, а британский энциклопедист XII века, монах Александр Неккам писал, что просыпался по утрам от слишком громких криков банщиков, зазывавших людей в свои заведения. Единственное, что серьезно смущало церковь в этих местах, — то, что их часто использовали несколько не по назначению.

    Находки в тирольском замке Лемберг показали, что в средневековой Европе были не только запечатленные на множестве средневековых миниатюр брэ (к XV веку выглядевшие как семейные трусы), но и бюстгальтеры и женские трусы вполне современного вида. Более того, Мишель Монтень (XVI век) упоминает о манере менять это белье с частотой, которую практикуют, к сожалению, далеко не все наши современники.

    Изобретение карантина

    Сомнительно и представление о том, что средневековые люди считали единственным источником болезни Божий гнев, из-за чего не принимали мер против заражения чумой. Еще до нашей эры было известно , что «мельчайшие создания, невидимые глазу, парящие в воздухе, входят в тело через рот и нос, вызывая серьезные заболевания». О них говорил, хотя и менее уверенно, и венецианский врач XV столетия Джироламо Фракасторо . И хотя в Средние века более распространенной была греческая теория миазмов — вредных газов, отравляющих тело и вызывающих болезни, она также логично вела к мерам по карантину.

    Власти Генуи не пускали в город больных под страхом смерти. В Венеции с 1348 года заставляли все приходившие суда подолгу ждать в море (инкубационный период чумы невелик), а всех умерших от болезни горожан приказывали хоронить на значительной глубине на специально выделенном острове. Само слово «карантин» произошло именно из средневекового венецианского диалекта и означает 40 дней изоляции для прибывших кораблей. Более того, опыт организации противоэпидемической борьбы в Венеции того времени даже сегодняшними специалистами признается настолько образцовым, что из него предложили извлечь уроки в связи с современной вспышкой Эболы.

    Этот опыт был постепенно позаимствован всей Европой. «Великая чума» в Лондоне XVII века сопровождалась запретом для заболевших покидать свои дома на карантинный период, равно как и введением норм по глубине чумных захоронений.

    До чего довел прогресс

    Чумные пандемии резко повысили интерес к медицине: вся Европа осознала важность этой науки. Особо любознательные медработники от ознакомления с античными теориями Галена перешли к практическим опытам по вскрытию трупов и — со второй половины XV века — к собственной теоретической работе.

    В начале Нового времени врачи выдвинули гипотезу, что миазмы, исходящие от земли, вызывают болезни тем легче, чем уязвимее к ним сам человек. Мытье же, расширяющее поры организма, сильно облегчает миазмам путь внутрь организма. Вердикт: все эти общественные купальни и бани не повышают шансы выжить.

    Как суммировал Эразм Роттердамский: «Нет ничего более опасного, чем когда многие подвергают себя действию одного и того же пара, особенно когда их тела открыты жару...» Казалось логичным, что если болезни переносятся миазмами или «мельчайшими организмами, плавающими в воздухе», то пар (или газ) этот процесс ускоряет — ведь про то, что высокая температура убивает микробов, еще никто не знал! К тому же, продолжает титан Возрождения, многие посетители таких мест «страдают инфекционными заболеваниями,... без сомнения многие из них больны сифилисом». Как Эразм, хотя обычай посещать бани и сохраняется (на 1526 год), он стремительно теряет популярность: «25 лет назад ничто в Брабанте не было так модно, как посещение бань, но теперь они везде вышли из моды, ведь сифилис научил нас держаться от них подальше».

    Забавное наложение не совсем корректной гипотезы нарождавшейся современной медицины на эпидемию импортированного из Америки сифилиса дало свои плоды: среди населения распространилось мнение, что мыться вредно. Разумеется, победа разума над безрассудным мытьем была не мгновенной. Дневник немецкого торговца Лукаса Рема фиксирует, что в мае-июне 1511 года он мылся 127 раз — существенно чаще, чем мы с вами.

    Ничего странного в этом нет: тогда совместное мытье в бане или купальне хозяин часто предлагал гостю (в том числе — во время торговых сделок), как наши современники предлагают выпивку. Но активная пропаганда сторонников модной теории миазмов меняла ситуацию. Всего через три десятка лет Генрих VIII уже запрещает бани в окрестностях Лондона.

    Итоги перехода от Средневековья к Новому времени в гигиеническом плане были печальны. Еще недавно регулярно мывшиеся европейцы часто вообще перестали делать это — врачи не советуют! Учитывая, что другие рекомендации врачей того времени (например, строгий карантин во время лондонской Великой чумы XVII века) явно работали, то и к этим прислушивались.

    Чистые русские варвары

    Конечно, были и те, кто остался в стороне от столбовой дороги прогресса. Так, в конце XVI века просвещенный европеец, ученый выпускник Кембриджа, посланный с дипломатической миссией в варварскую Россию, корит московитов за незнание элементарных истин о вреде бань: «они ходят два или три раза в неделю в баню... кожа от холода и жара изменяется и сморщивается... По моему мнению, это происходит от того, что они постоянно сидят в жарких покоях, занимаются топкой бань и печей и часто парятся». Как видим, разум одержал победу над темными силами лишь в границах распространения западной цивилизации.отказала мужу в близости , пока тот, наконец, не помоется. Конечно, супруг согласился не сразу. Но потерпев три дня, сдался и подверг свое здоровье риску атаки через «открывшиеся поры». Учитывая, что в своем дневнике Пепис описывает себя как чрезвычайно компанейского человека, можно предположить, что реакция его жены была весьма нетипичной для того времени.

    Средневековый европеец явно был менее «блохастым», чем человек Нового времени, когда размах чумных пандемий резко сократился. Следовательно, причины ужасающей смертности от этой болезни в Средние века в чем-то другом. Может, дело в том, что не было канализации? Однако в Новгороде еще до чумы XIV века существовала развитая канализационная сеть с закрытыми трубами. Тем не менее болезнь не обошла этот город. И по вполне понятной причине: от Франции и дальше на север она шла в основном в легочной форме — от человека к человеку. Европейский обычай выливать отходы в открытые сточные канавы мог способствовать размножению крыс, но никак не влиял на инфицирование человеком.

    О пользе вреда

    Чума вызвала самые крупные и губительные эпидемии в истории человечества — сопоставимые по последствиям с мировыми войнами. Однако даже несмотря на отсутствие систематических медицинских познаний, люди уже в Средние века смогли выработать достаточно целесообразную систему мер по карантину и захоронениям умерших, что позволяло встретить последующие чумные волны во всеоружии. Ни одна из эпидемий больше не уносила основную часть населения крупных западноевропейских стран, а обострившемуся общественному интересу к проблеме болезней мы фактически обязаны возникновением современной медицины, занявшейся не только изучением трактатов древних, но и самого человеческого тела.

    На этом пути были и не самые удачные шаги — ошибочная теория миазмов на пару столетий действительно сделала жизнь европейцев почти такой же смердящей, как ее описал Патрик Зюскинд в своем «Парфюмере». Но в конечном счете даже это принесло пользу, заставив Лондон и Париж во второй половине XIX века бороться с «миазмами» созданием эффективных канализационных систем и сделав большие города местом, где люди, наконец, смогли ходить, не зажимая носы.

    Александр Березин