ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Портреты женщин юсуповых. "Сияние" - Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861—1939). Последняя в роду

Портрет княгини Зинаиды Юсуповой кисти Валентина Серова - одна из самых знаменитых работ художника. Портрет находится в Русском музее. В эмиграцию семейство Юсуповых отправилось из крымского имения, почти вся юсуповская портретная галерея осталась в Петрограде и Москве, и ныне украшает собрания знаменитых музеев - Эрмитажа (портреты, выполненные зарубежными живописцами), Русского музея, Третьяковской галереи...


На портрете кисти Франсуа Фуке из Эрмитажа мы видим совсем юную княжну Зиночку Юсупову...


Жан Фуке. Портрет юной княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1875

Трудно сказать, насколько этот портрет удачен. Зиночка уже в раннем возрасте отличалась большим шармом, который художник не передал. Или не стремился передать.

Не все знают, что у Зинаиды Юсуповой была сестра Татьяна, отличавшаяся не меньшей красотой и обаянием. К несчастью, в 22 года Татьяна покинула тот мир...


В.К. Штемберг. Портрет княжны Татьяны Николаевны Юсуповой. Сер. 1880-х

В обществе говорили, что знаменитое юсуповское проклятье продолжает сбываться... В княжеском роду жила легенда, что в каждом новом поколении будет оставаться только один потомок - несколько веков назад род был проклят за то, что сыновья нагайского мурзы Юсупа перебрались к русскому двору и под влиянием Ивана Грозного приняли православие. Может быть, это было стечением обстоятельств, но действительно в каждом новом поколении Юсуповых оставался только один потомок, а остальные при разных обстоятельствах умирали. Зинаиде Николаевне тоже было суждено потерять любимую сестру...


Зинаида и Татьяна Юсуповы

Княжны были первыми невестами не только России, но и Европы. У Зиночки были женихи из зарубежных монарших домов, что давало возможность батюшке-князю строить честолюбивые планы и в мечтах видеть дочь королевой какой-нибудь небольшой, но уютной державы... Однако Зиночка предпочла графа Феликса Сумарокова-Эльстона, гвардейского офицера и ничем не выдающегося, несмотря на титул, простоватого рубаху-парня.
А вот Татьяна была всерьез влюблена в младшего сына императора Александра Второго великого князя Павла. Князья Юсуповы были своими людьми при дворе, Татьяна очень дружила с младшими великими князьями Павлом и Сергеем. Переросла ли ее детская дружба в настоящую любовь или девушка просто предавалась романтическим грезам? Теперь уже сказать трудно. Но в дневнике Татьяна определенно писала о своей любви, ревности и мечтах выйти за Павла замуж...
Однако, Павел предпочел другую подругу детства - греческую принцессу Александру, племянницу великого князя Константина Константиновича. Сердце Татьяны было разбито. Глядя на счастливую сестру и ее мужа, Татьяна писала грустные стихи:

Их парус - апреля сияющий свет,
Звезда его путь охраняет.
Мой парус, напитанный влагою слез,
В далеких волнах исчезает…

Их чаши искрятся напитком любви,
Моя опрокинулась чаша…
Тот факел, что ярко горит для других,
Я лилией белой украшу!

В 1888 году князь Юсупов уехал по делам в Берлин. Татьяна тогда гостила в Архангельском у сестры и Феликса. И неожиданно заболела.
Князь в Берлине получил телеграмму от дочери:
24. 06. 1888 У Танёк небольшой жар у нас хороший доктор не волнуйся Зинаида .

Но через три дня пришла телеграмма от зятя, и адресована она была приближенным князя:
27. 06. 1888 Княжна Татьяна скончалась в полночь без страданий очень спокойно не приходя в сознание подготовьте отца Сумароков .


Скульптура М.М. Антокольского "Ангел" на могиле княжны Татьяны Юсуповой в Архангельском

Зинаида родила четырех сыновей. Двое умерли во младенчестве. Но два сына - Николай и Феликс, получившие имена в честь деда и отца, остались к радости родителей в живых. Материнство стало для Зинаиды Николаевны большим счастьем. Она оказалась очень заботливой и любящей матерью и сама буквально расцвела, сияя рядом с маленькими сыновьями. При дворе ее так и называли: Сияние...


Франсуа Фламинг. Портрет княгини З.Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском. 1894

Старый князь не надолго пережил младшую дочь. В 1891 году высочайшим указом Зинаиде Николаевне, последней и единственной представительнице своего знатного рода, было позволено, чтобы не допустить его угасания, передать фамильный титул и имя мужу и детям. Теперь семья официально именовалась князья Юсуповы, графы Сумароковы-Эльстон.

Сын Феликс вспоминал:
«Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. «Чем больше дано вам, — повторяла она мне и брату, — тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».


Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой со знаменитой жемчужиной "Пелегрина". 1894


Константин Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме. 1900


Алексей Степанов. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1903

Однако, вместе с титулом Зинаида Николаевна словно бы передала детям проклятие своего рода...
Ее старший сын Николай, строгий, умный, блестяще образованный и благородный юноша, в 25 лет был убит на дуэли. Княгиня с трудом пережила это несчастье...

Валентин Серов. Портрет князя Николая Феликсовича Юсупова

«Раздирающие [душу] крики раздавались из комнаты отца, - вспоминал Феликс Юсупов. - Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая. Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду».

Теперь вся ее любовь сосредоточилась на младшем и единственном оставшимся в живых сыне Феликсе. И при всех попытках воспитывать его на принципах сдержанности и благородства, княгиня невольно слишком избаловала сына... Что позже печальным образом сказалось на зигзагах его судьбы.


С сыном Феликсом



Валентин Серов. Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой. Ок. 1902.

Еще один эскиз к портрету Серова

Зинаида Николаевна всю жизнь очень много занималась благотворительностью. Уже в 18 лет она возглавила приют для сирот и вдов солдат русской армии, и с тех пор ее благотворительные проекты просто трудно было перечесть. К тому же на ее попечение перешли несколько благотворительных обществ и фондов, основанных ее отцом, и содержание института для глухонемых.


Благотоврительный базар в доме Юсуповых

Много делала Зинаида Николаевна и для крестьян в своем имении Архангельское, да и в других имениях. Школы для детей, организация медицинской помощи, содержание сельских церквей, финансовая поддержка неимущих... Редко к кому из помещиков крестьяне относились с такой любовью.

Зинаида Николаевна с крестьянами в Архангельском

Художник Валентин Серов, работавший над портретами семейства Юсуповых, всегда относился не слишком благожелательно к представителям аристократии. Но Зинаида Николаевна просто покорила его светом своей личности. В письмах из Архангельского художник восторженно отзывался о княгине, удивляясь, насколько ценят ее люди.
Однажды Серов сказал:
"Княгиня, если бы все богатые люди хотя бы чуть-чуть походили на вас, несправедливости бы не осталось места!" Княгиня грустно ответила: "Несправедливость не искоренить, Валентин Александрович. Тем более, деньгами".
Однако, после гибели старшего сына Зинаида Николаевна Юсупова сделала благотворительность своим главным делом.
Под покровительством и на содержании Зинаиды Николаевны находились приюты, школы, больницы и церкви не только в Петербурге и Архангельском, но и по всей стране. Она помогала Елизаветинскому и Круповскому приютам, хотя они были основаны не ею, содержала Ялтинскую женскую гимназию, делала щедрые пожертвования на деятельность Марфо-Мариинской обители милосердия.
В годы Русско-японской войны княгиня на свои средства организовала санитарный поезд для транспортировки раненых с фронтов на Дальнем Востоке в европейскую часть страны, а в своих дворцах и имениях устроила лазареты и санатории.
То же самое повторила она и в годы Первой мировой войны...


Зинаида Николаевна с персоналом своего поезда-госпиталя перед отправкой к местам боевых действий


Вагон для раненых в санитарном поезде княгини Юсуповой

Госпиталь в доме Юсуповых на Литейном проспекте в Петербурге


Николай Николаевич Беккер. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Ок. 1914 года

В эмиграцию Юсуповы выехали в 1919 году из Крыма вместе с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, матерью последнего русского императора Николая Второго. Феликс был женат на любимой внучке императрицы Марии Федоровны Ирине и считался почти членом семьи.

Феликс Юсупов с женой и дочерью

Конечно, в эмиграции семья Юсуповых жила довольно скромно, но все же в лучших условиях, чем другие русские - Юсуповы смогли вывезти кое-какие драгоценности, картины из имения, а за границей у них была даже небольшая недвижимость. Например, своя квартира довоенных времен в Париже для поездок в столицу Франции... Даже покрытый пылью автомобиль пятилетней давности дождался их в гараже...
А Зинаида Николаевна вновь занялась благотворительностью. Организовала бесплатную столовую для русских эмигрантов, попавших в безвыходное положение, белошвейную мастерскую, на первый случай давшую работу десяткам женщин, и бюро по трудостройству, помогавшее растерявшимся людям найти серьезное, настоящее дело.
Журналист П.П. Шостаковский писал:
Самая из них умная и толковая оказалась старуха Юсупова. <...> Старуха-княгиня не поминала прошлого. ...Короче говоря, не только приняла как неизбежное создавшееся положение, но и старалась облегчить другим выход на новую дорогу, дать возможность заработать себе кусок хлеба».

Поклонники окружали княгиню до старости, хотя она всегда была с ними строга.
Но после ее смерти Феликс в бумагах матери нашел стихи:

Вы говорите, вам - седьмой десяток лет?
Конечно, с вашей я уверую подачи,
Сударыня, в сие известие, иначе
Подумал бы, что вам и трех десятков нет.
Итак, вам шестьдесят, вы говорите, лет.
На том благодарю. А думай я, что тридцать,
В вас, разумеется, не смог бы не влюбиться!
И, с вами коротко не будучи знаком,
Не насладился бы любовью целиком!
Итак, сударыня, вам нынче шестьдесят,
И в вас влюбленности не прячут стар и млад.
Вам шестьдесят. И что? Для любящего взгляда
Не только шестьдесят - и сотня не преграда.
И к лучшему - когда уже за шестьдесят!
Тускнее лепестки - сильнее аромат.
Когда в цвету душа, над ней не властны зимы.
И прелести ее вовек неотразимы.
Незрелая краса немного и поймет.
А с вами разговор - и острота, и мед.
И только вы одна поймете и простите.
И в вас, как ниточки в одной единой нити,
И ум, и доброта. И я, по правде, рад,
Что вам исполнилось сегодня шестьдесят!

Репродукции портретов собраны из разных источников.

«Я помню, кого мы рисовали… Это была одна из самых интересных женщин аристократического круга, просто, изящно одетая, только крупных жемчугов ожерелье служило ей украшеньем. Вся седая, что очень к ней шло, с молодым, здоровым и прекрасным цветом лица. Она была настоящей маркизой XVIII века, сошедшей со старинного портрета. При дворе ее называли «Сиянием», как нам потом сказала хозяйка дома. Это была княгиня Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон…».

Художник Леонид Пастернак

Зинаида Юсупова

Зинаида Николаевна Юсупова — светская дама и признанная красавица своей эпохи, наследница одного из богатейших родов России и благотворительница, она была одной из ярчайших представительниц российских элит рубежа XIX-XX веков. Современники описывали ее как женщину, с лихвой одаренную судьбой, но при этом скромную и достойную. Образ Зинаиды Юсуповой не раз оказывался в центре внимания, и мы предполагаем, что он, в числе прочих, оказал влияние на формирование вкусов модниц своего времени.

Княгиня в 18 лет

Зинаида Юсупова родилась в 1861 году в семье князя Николая Борисовича, последнего представителя рода Юсуповых. С самых юных лет в ней были воспитаны навыки будущей хозяйки дома, умеющей принимать гостей и поддерживать светские беседы. Кроме того, Зизи получила прекрасное образование. Когда девушка повзрослела, поклонники ее красоты выстроились в очередь за рукой и сердцем княжны. Обладая изящными манерами и положением в обществе, она могла бы выбрать в супруги европейского принца и претендовать на престол. Но Зизи решила иначе: ее избранником стал граф Феликс Сумароков-Эльстон, в браке с которым у княгини появилось четверо сыновей. Двое из них умерли в младенчестве, а двое других – Николай и Феликс – со временем превратились в образованных, статных и очень смелых молодых людей. Первый погиб на дуэли в возрасте 25 лет. Последнему суждено было прославиться участием в убийстве старца Григория Распутина.

З.Юсупова с супругом

Ф.Фламенг. Портрет З.Н.Юсуповой с сыновьями. 1894

В своих «Мемуарах» скандально известный князь Феликс Юсупов весьма лестно отзывался о собственном отце, признавая, однако, что отношения с ним никогда не были доверительными. Но строки, которые он посвятил матери, напротив, полны искреннего тепла и гордости: «Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. (…) Всюду, куда матушка входила, она несла с собой свет. Глаза ее сияли добротой и кротостью. Одевалась она изящно и строго. Не любила драгоценностей, хотя обладала лучшими в мире, и носила их только в особых случаях».

Несмотря на свою доброту и сострадательность, скромность и стремление быть полезной – княгиня активно занималась благотворительностью – Зинаиде Николаевне не чуждо было желание нравиться и поражать общество нарядами и драгоценностями невиданной красоты. Она была постоянной посетительницей светских мероприятий Петербурга и настоящей модницей, о чем свидетельствуют ее многочисленные портреты. Например, портрет кисти художника Фламенга, написанный им в 1894 году.

Ф.Фламенг. Портрет З.Н.Юсуповой в кресле, 1894

Рубеж XIX-XX веков – период перехода от историзма к модерну и зарождения женского движения, для которого характерны отказ от устаревшего и постепенное упрощение костюма. В это время слегка меняется женский корсет и, следовательно, силуэт, а также форма рукава, который становится уже; появляются новые цветовые решения и мода на легкие полупрозрачные ткани. Некоторые из этих изменений мы можем отследить, обратившись к портретному изображению. Княгиня облачена в светлое платье из легких тканей с расширенными вверху рукавами и относительно естественной линией плеч, благодаря специальным подкладкам придающее ее фигуре S-образный силуэт. Такой наряд предвещал тенденции, которые должны были вскоре завоевать сердца великосветских модниц. Подобный крой сохранял актуальность вплоть до 1905 года. Общество в это время шло все дальше по пути отказа от стереотипов: так, доктора начали признавать вред, причиняемый здоровью корсетами, и мода сделала еще один шаг в сторону более свободных и удобных одеяний. Наконец, в 1906 году знаменитый французский модельер Поль Пуаре, к фигуре которого мы еще вернемся, создал платье без корсета.

Еще одно, более позднее, выдающееся изображение Зинаиды Николаевны – это ее портрет кисти Валентина Серова, благодаря которому образ княгини навсегда останется в истории искусства. Юсупова изображена в комнате своего дворца на Мойке. Она спокойна, изящна и тонка. И снова детали – прическа, актуальный крой платья с облегающими рукавами и даже присутствие белого шпица – выдают в ней светскую даму, законодательницу мод. Она красива, но не холодною светской красотой, столь характерной для особ из высшего общества. Напротив, в ней, кажется, есть мягкость и теплота, которые сочетаются с полным отсутствием высокомерия. В 1902 году эта картина, с согласия модели, была представлена Сергеем Дягилевым на выставке «Русское искусство» в Париже, где привлекла внимание публики. Образ, созданный Серовым, как и портрет работы Фламенга, разошелся по миру в виде открыток, доступных самой широкой публике.

В.Серов. Портрет З.Н.Юсуповой, 1902

Параллельно с становлением модерна набирало популярность и этно-направление, а именно самобытный и ни на что не похожий старинный русский костюм. Мы уже писали о том, как, по нашему мнению, костюмированный бал 1903 года повлиял на творчество известных модельеров и на развитие моды в целом. Он стал предвестником многочисленных «русских» коллекций, созданных позже не одним всемирно известным дизайнером. На это грандиозное мероприятие были приглашены знатнейшие и богатейшие представители русского и иностранных обществ, а роскошные костюмы участников создавались выдающимися художниками и портными, среди которых была и известный российский модельер Надежда Ламанова.

Известно, что вышеупомянутый Поль Пуаре и Надежда Ламанова были не только знакомы, но и близки в своих творческих воззрениях. Она была одной из первых, кто вслед за великим мастером стал создавать модели без корсета, а он, в свою очередь, познакомил высокую моду с русским стилем, в который влюбился во время визита в Москву.

Бал 1903 года

Княгиня Зизи была, вероятно, одной из русских муз, покоривших Европу рубежа веков. Строить такие предположения можно уже по той причине, что, по словам очевидцев, она была ярчайшей участницей того самого костюмированного бала 1903-го года – последнего имперского торжества подобного масштаба. В день, на который был назначен бал, Зинаида Николаевна предстала свету в великолепном платье, расшитом самоцветами и отвечавшем моде XVII века, как было заявлено в приглашениях, а также в русском кокошнике и с нитками жемчуга на шее. На плечах ее красовалась отороченная мехом накидка, а пальцы украшали драгоценные перстни. Двоюродный брат царя великий князь Александр Михайлович в своей «Книге воспоминаний» писал следующее: «На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елисаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце моё ныло при виде этих двух «безумных увлечений» моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до «русской». Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины, на мою же долю выпали аплодисменты и молчаливое восхищение».


Княгиня З.Н. Юсупова.

Вдохновительница

Среди вдохновителей убийства едва ли не главное место занимает мать одного из убийц – Зинаида Николаевна княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон (1861–1939). С Царской Семьей и Ее Другом у нее были свои личные счеты…
22 июня 1908 г. на дуэли был убит ее старший сын Николай. Причиной поединка было недопустимо дерзостное открытое волокитство его за женой офицера-конногвардейца.


Н.П. Богданов-Бельский. Портрет Н.Ф. Юсупова. 1900-е годы.

Согласно существовавшим в то время правилам, для дуэли было необходимо разрешение Императора. Государь дал Свое согласие. Н.Ф. Юсупов был убит, что и явилось спусковым крючком к разрушительной деятельности княгини З.Н. Юсуповой и ее сына-наперсника Феликса. Чтобы прекратить любые сношения с офицерами-гвардейцами, всецело сочувствовавшими их оскобленному собрату, княгиня заставила находившегося под сильным ее влиянием супруга подать в отставку с должности командира Кавалергардского полка Императорской Гвардии.


Князь Ф.Ф. Юсупов старший в рабочем кабинете Л.-Гв. Кавалергардского полка. В правом углу портрет супруги княгини Зинаиды Юсуповой

Другой причиной гнева княгини Зинаиды на Государя были уже служебные неудачи ее незадачливого и недалекого мужа – князя Феликса Феликсовича Юсупова графа Сумарокова-Эльстона старшего. 17 мая 1915 г. его назначили главным начальником Московского военного округа и генерал-губернатором Москвы. Вскоре, однако, после немецкого погрома в Москве, допущенного во многом благодаря преступному бездействию князя Феликса-старшего, он был отставлен от должности.


Князь Ф.Ф. Юсупов-старший по прибытии в Москву, на Николаевском вокзале принимает рапорты подчиненных. Май 1915 г.

Наконец третьей причиной ненависти, на сей раз направленной уже против Царского Друга, были переживании княгини З.Н. Юсуповой, предшествовавшие женитьбе ее младшего сына Феликса на племяннице Государя – Княжне Императорской Крови Ирине Александровне. Считалось, что Г.Е. Распутин, рассказавший о его гомосексуальных наклонностях Императрице Александре Феодоровне, чуть не расстроил честолюбивые планы безумной матери.


Княгиня З.Н. Юсупова с сыном Феликсом. 1901 г. Москва. Фото из семейного альбома князей Юсуповых. Собрание музея «Наша эпоха» (Москва)

О том, какие это имело последствия, свидетельствуют дошедшие до нас документы.
«Моя мать, – писал князь Ф.Ф. Юсупов, – одной из первых подняла голос против “старца”. После долгого разговора с Царицей она на мгновение поверила, что поколебала Ее доверие к “русскому крестьянину”. […] Летом 1916 года ее отношения с Государыней были уже какое-то время прерваны, когда, решив сделать последнюю попытку, она испросила приема в Александровском Дворце. Ее Величество приняла ее очень холодно и, как только узнала цель визита, предложила ей покинуть Дворец. Мать заявила, что не уйдет, не высказав того, что имеет сказать. Она говорила долго. Когда она закончила, Императрица, слушавшая молча, поднялась и отпустила ее со словами: “Я надеюсь никогда больше Вас не увидеть”».


Княгиня З.Н. Юсупова с сыном Феликсом на даче Юсуповых в Царском Селе (Павловское шоссе, 30). Фото из альбома А.А. Вырубовой.

Из писем княгини З.Н. Юсуповой сыну: (18.11.1916): «Пока книга [Г.Е. Распутин] не будет уничтожена, а Валидэ [Императрица] укрощена, ничего сделать нельзя, скажи это дяде Мише [Родзянко]»; (25.11.1916): «Теперь поздно, без скандала не обойтись, а тогда можно было всё спасти, требуя удаления управляющего на все время войны и невмешательства Валидэ [Императрицы] в государственные вопросы. И теперь, я повторяю, что пока эти два вопроса не будут ликвидированы, ничего не выйдет мирным путем, скажи это дяде Мише [М.В. Родзянко] от меня».


Князь Ф.Ф. Юсупов со своей невестой – Княгиней Императорской Крови Ириной Александровной.

Из письма жены председателя Думы А.Н. Родзянко своей родственнице княгине З.Н. Юсуповой (1.12.1916): «Все назначения, перемены, судьбы Думы, мирные переговоры – в руках сумасшедшей немки, Распутина, Вырубовой, Питирима и Протопопова». Из ее же письма тому же адресату (24.12.1916): «Несмотря на весь окружающий нас мрак, я твердо верю, что мы выйдем победителями как в борьбе с внешним врагом, так и с внутренним. Не может Святая Русь погибнуть от шайки сумасшедших и низких людей: слишком много пролито благородной крови за славу и честь России, чтобы дьявольская сила взяла верх».
Первым в путь всея земли, в ночь на 11 июня (н.ст.) 1928 г. отправился князь Феликс Юсупов-старший. За некоторое время до кончины он был разбит ударом после того, как он узнал из газет об очередном позорном сексуальном скандале неугомонного своего сынка. Местом последнего пребывания дряхлого старика «с завалившейся набок головой с неразборчивой речью» была постель в маленьком римском домишке. Похоронили его на римском кладбище Тестаччо.


Княгиня З.Н. Юсупова в последние годы жизни.

Привыкшая всегда и во всем быть первой, богатейшая женщина Российской Империи, не остановившаяся ни перед чем, чтобы в угоду личной мести уничтожить Царского Друга, а через него Императрицу и с ними заодно и всю Россию, княгиня Зинаида Юсупова, скончалась, будучи выселенной из наемной квартиры, в маленькой комнатушке одного из парижских домов для престарелых утром 24 ноября (н.ст.) 1939 г.


Могила князей Юсуповых на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

В гробу княгиня, сроду не носившая ничего, кроме модных шляп, впервые лежала в простом платке. Погребли ее не рядом с мужем, которого за его недалекость она слегка презирала, а на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Рядом, под одним с ней крестом, упокоятся впоследствии ее сын и невестка.

14 июня 2016, 23:10

Ф. Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1894. Фрагмент | Фото: liveinternet.ру

Богатейшая наследница древнего аристократического рода, княгиня, которую при дворе называли не иначе как «Сияние», прославилась не только своей красотой и богатством, но и активной благотворительной деятельностью: на ее средства были построены школы, церкви и госпитали. Однако путь к личному счастью был для нее тернистым – ее сыновья умирали один за другим. Говорили, что это было результатом древнего родового проклятия, преследовавшего не одно поколение Юсуповых.

Ряд князей Юсуповых теснейшим образом связан с российской и мировой историей. Его исток - в VI в. нашей эры, когда жил пророк Мухаммед. Эмиры, калифы и султаны с царской властью, чьи имена встречаются на страницах сказок Шахразады, а владения простирались от Египта до Индии - все предки Юсуповых.

Над родом Юсуповых тяготело проклятие. Дело было в царствование Федора Алексеевича. Правнук знаменитого в роду Юсуфа-мурзы по имени Абдул-мурза принимал патриарха Иоакима и по незнанию православных постов накормил его гусем. Патриарх принял гуся за рыбу, отведал и похвалил, а хозяин возьми да скажи: это, мол, не рыба, а гусь, и повар мой столь искусен, что может приготовить гуся под рыбу. Патриарх разгневался и по возвращении в Москву рассказал всю историю царю Федору Алексеевичу. Царь лишил Абдула-мурзу всех пожалований, и богач в одночасье стал нищим. Он напряженно думал три дня и принял решение креститься в православной вере. Абдул-мурза, сын Сеюша-мурзы, был крещен под именем Дмитрий и придумал себе фамилию в память предка своего Юсуфа: Юсупово-Княжево. Так появился на Руси князь Дмитрий Сеюшевич Юсупово-Княжево.
Но в ту же ночь было ему видение. Внятный голос произнес: «Отныне за измену вере не будет в твоем роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, проживут не более 26 лет».

Зинаида Николаевна Юсупова с мужем Феликсом Феликсовичем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстон | Фото: leonidzl.ком

Зинаида Юсупова родилась в 1861 г. в одной из самых знатных и богатых семей Российской империи: ее отец, последний князь из рода Юсуповых, был владельцем заводов, мануфактур, рудников, доходных домов, усадеб и поместий, их годовой доход превышал 15 млн золотых рублей. Несмотря на жизнь в достатке и роскоши, Юсуповы прославились великодушием, скромностью и щедростью. Отец Зинаиды основал несколько благотворительных фондов, содержал институт для глухонемых.

Николай Борисович обожал свою дочь Зинаиду. Двадцати трех лет она едва не умерла из-за заражения крови. Состояние ее было совершенно безнадежно (это констатировал доктор СП. Боткин). Княгиня во сне увидела образ отца Иоанна Кронштадтского и стала просить родных о встрече со священником. Когда же отец Иоанн появился у постели умирающей и положил руки на ее голову, она испытала чудесное успокоение. При¬частившаяся княгиня по молитве святого выздоровела.

Семья Юсуповых в родовом имении Архангельское под Москвой, 1901 | Фото: liveinternet.ру

Зинаида Юсупова была не только одной из самых завидных невест, но и одной из первых красавиц Петербурга. За чистоту и свет, которые она излучала, при дворе ее называли «Сиянием». К тому же княгиня получила хорошее образование, говорила на нескольких языках и была так же умна и великодушна, как ее отец. К ней сватались самые знатные женихи, но все они получали отказ.

Семья Юсуповых | Фото: liveinternet.ру

Княгиня Юсупова с семьей | Фото: liveinternet.ру

Ее выбор стал неожиданностью как для семьи, так и для всего высшего света: княгиня вышла замуж за гвардейского офицера Феликса Эльстона. Этот брак называли мезальянсом – граф был ниже супруги и по положению, и по уровню достатка. Княгиня твердо решила стать женой только того, кого полюбит, и отец ей в этом не препятствовал, хотя и был недоволен ее выбором.

Это бабушка Зинаиды Николаевны, Зинаида Иванова Юсупова,урождённая Нарышкина - фрейлина, русская аристократка, «светская львица». Любительница необарокко, она оформила в этом затейливом стиле интерьеры дворца на Мойке и инициировала постройку таких зданий, как Литейный дом в Петербурге и Юсуповская дача в Царском Селе

Зинаида Николаевна была образованна, привыкла к обществу людей науки, культуры, неплохо разбиралась в философии. К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России - сватались европейские принцы крови, но она предпочла графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, хотя ни особого ума, ни деловой хватки, а уж тем более тонкого вкуса у графа не было. Он был мужественен, с военной выправкой, праправнук М. И. Кутузова и внук прусского короля. Император Александр III, удовлетворяя просьбу князя Н. Б. Юсупова-младшего, чтобы не пресеклась знаменитая фамилия, разрешает графу Сумарокову-Эльстону именоваться еще и князем Юсуповым. Этот титул должен был переходить к старшему из сыновей.

Слева – Ф. Фламенг. Портрет княгини З.Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском, 1894. Справа – В. Серов. Портрет князя Феликса Юсупова, 1903 | Фото: liveinternet.ру

Княгиня Юсуповы родила 4-х детей, но двое из них умерли в младенчестве. Выжили два сына – Николай и Феликс. Старший Николай не хотел делить родителей с братом и даже предлагал выбросить его в окно. Как позже выяснилось, он был напуган рассказами прислуги о древнем проклятии рода Юсуповых, согласно которому в каждом поколении мог остаться в живых только один сын, а если рождалось больше, то остальные умирали до 26 лет. Если верить семейному преданию, потомки основателя рода хана Юсуфа были прокляты своими сородичами после того, как изменили магометанству и приняли христианство.

Слева – К. П. Степанов. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, 1903. Справа – К. Е. Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме, 1900-е | Фото: liveinternet.ру

Зинаида Юсупова с мужем на последнем костюмированном балу империи, 1903 | Фото: liveinternet.ру

Княгиня была достаточно умна для того, чтобы не верить подобным слухам, если бы это проклятие не сбывалось в каждом из поколений. Убедиться в его реальности ей довелось, когда Николай погиб на 26-м году жизни. Он полюбил замужнюю женщину, стрелялся из-за нее и был убит на дуэли мужем возлюбленной.

Потрясенные родители, похоронив старшего сына, построили в Архангельском храм-усыпальницу, где должны были находить последний приют князья Юсуповы. Храм возводил известный московский зодчий Р.И. Клейн вплоть до 1916 г. Грянула революция, и храм никогда не принял под свои своды никого из княжеского рода. Так и стоит он поныне памятником страшного проклятия роду князей Юсуповых.

Княгиня Юсупова с семьей | Фото: liveinternet.руи fashiony.ру

Перед революцией младший сын, Феликс, организовал убийство Г. Распутина, и мать поддержала его в этом, так как считала, что он освободил Россию от чудовища, терзавшего всю страну. Феликс Юсупов тоже искренне восхищался матерью: «Она была не только умна, образованна, артистична, но исполнена самой обаятельной, сердечной доброты. Ничто не могло сопротивляться ее очарованию».

Слева – В. Серов. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1902. Справа – Ф. Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1894 | Фото: liveinternet.ру

С такой характеристикой был согласен и художник В. Серов, который обычно не жаловал аристократию и не льстил знатным дамам, когда писал их портреты, но княгиня Юсупова вызывала в нем восхищение: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости». На что Зинаида Николаевна ответила: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Феликс Юсупов и его невеста, Великая княжна Ирина Романова | Фото: liveinternet.ру

В 1900 г., еще до гибели старшего сына, княгиня с мужем составили завещание, в котором говорилось: «В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества». После революции княгиня с семьей эмигрировала во Францию. За границей она провела оставшиеся 22 года своей жизни. Ее похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Княгиня Юсупова | Фото: liveinternet.ру

Зинаида Юсупова | Фото: she-win.ру

На средства княгини был сооружен греко-римский зал музея Изящных искусств.

Портрет Зинаиды Николаевны, написанный замечательным художником В.А. Серовым, находится в Русском музее.

Зинаида Юсупова
В.А. Серов, «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой», 1902 г.

В 1903 году Серов начал писать портреты князей Юсуповых, сначала работая в Петербурге, а потом в их родовом имении Архангельском под Москвой. Художник трудился над ними около двух лет. Любопытно, что в портретах Юсуповых не присутствует ни капли едкой иронии, ни желания выявить отрицательные или положительные свойства личности представителей богатейшей семьи. Владения Юсуповых были способны поразить чьё угодно воображение. Им принадлежали имения, заводы, нефтяные скважины, дворцы и бесценные предметы искусства. Ежегодный доход семьи превышал один миллион рублей.

Четыре портрета Юсуповых кисти Валентина Серова – Феликса Феликсовича, Зинаиды Николаевны и их сыновей Николая и Феликса, находятся в экспозиции Русского музея. Они восхищают, прежде всего, артистизмом исполнения, большим мастерством художника, тонко чувствовавшего индивидуальность каждого персонажа. Серов создавал эти портреты в состоянии подъёма. Этому немало способствовала доброжелательная атмосфера юсуповского дома.

Аристократический род Юсуповых ведёт своё начало от владетельного ногайского хана Едигея, жившего в конце XIV – начале XV века и служившего жестокому завоевателю Тамерлану. В XVI столетии глава рода перешёл на службу Ивану Грозному. В это время его красавица дочь, вдова двух казанских царей, Еналея, убитого своими же подданными и Саф-Гирея, погибшего в результате интриг - Сююмбике храбро выступила против завоевателя Казани, была пленена и с малолетним сыном Утемиш-Гиреем увезена в Москву. Отец не вступился за несчастную царицу, которую против её воли заставили выйти за касимовского князя Ших-Алея, судя по легенде, жестоко с ней обращавшегося. В ответ несчастная Сююмбике в гневе прокляла отцовский род, пожелав всем отпрыскам, за исключением кого-то одного, умирать по достижении двадцатишестилетнего возраста. Любопытно, что, в отчаянии брошенное проклятие царицы, в жизни стало сбываться. В XVIII веке семья Юсуповых была одной из самых знатных и богатых в России, однако из пятерых детей заслуженного птенца гнезда Петрова, князя Григория Дмитриевича, к началу царствования императрицы Елизаветы Петровны, остался один только сын, первенец, князь Борис Григорьевич Юсупов. Его братья и одна из сестёр, Мария, добровольно выбравшая монашескую келью, умерли к началу 1740-х годов. Вторая сестра, Прасковья, подруга цесаревны Елизаветы Петровны, вызвавшая на себя гнев императрицы Анны Иоанновны, была сослана в монастырь, подверглась допросам в Тайной канцелярии, после чего, насильно пострижена в одном из монастырей Сибири, где и нашла конец. По слухам, княжна Прасковья прибегала к колдовству, желая лишить жизни императрицу Анну Иоанновну и освободить трон для Елизаветы. Именно князь Борис выследил сестру и выдал Тайной канцелярии, затем, чтобы единолично завладеть огромнейшим приданым Прасковьи! Так это было, или не совсем так, но и в последующих поколениях, согласно проклятию красавицы Сююмбике, выживал только один наследник. Отразилось проклятие и на предпоследнем поколении семьи, к которому принадлежала княжна Зинаида Николаевна Юсупова, у которой была только одна сестра, княжна Татьяна, умершая до замужества. Княжну Зинаиду, красавицу и единственную наследницу юсуповского богатства, мечтали выдать за одного из владетельных европейских принцев. Первые российские женихи не решались делать ей предложение руки и сердца, поскольку боялись обвинения в корысти. В итоге, независимая красавица сама избрала себе в супруги гвардейского офицера графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона. Жених, конечно, не принц из волшебной сказки, но и он имел отношение к прусской королевской фамилии, точнее, косвенно к ней принадлежал, приходясь внебрачным внуком королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Он родился в результате любовной связи королевского отпрыска с графиней Тизенгаузен, внучкой М.И. Кутузова. После свадьбы Феликс Феликсович и Зинаида Николаевна особым указом императора получили право на двойной титул и тройную фамилию. Брак оказался очень счастливым, в семье родились два наследника, Николай и Феликс. Несомненно, родители в тайне боялись пророчества, но ведь уже XX век на дворе! Несмотря на увлечение императора, императрицы и некоторых членов дома Романовых мистикой, их поклонением юродивым и пророкам, Юсуповы над этим только смеялись. Княгиня Зинаида Николаевна открыто принадлежала к партии ненавистников старца Григория Распутина.

Валентин Серов появился у Юсуповых в 1900-м году, когда оба сына уже выросли, и на здоровье не жаловались, а семья купалась в лучах счастья и вызвала восхищение даже у него, столь проницательного психолога. Серов отправился в подмосковную усадьбу Юсуповых, Архангельское, чтобы написать портреты супруга и сыновей Зинаиды Николаевны, летом 1903 года. Портрет княгини, на который ушло немало времени, у него, к этому времени, был уже написан, и заказчица понравился.

В августе 1903 года Серов пишет жене из Архангельского: « Не знаю, как и быть насчет своего приезда к вам. Думаю, что ты достаточно знаешь мою систему работать, вернее заканчивать портрет, а? Всегда кто-нибудь, либо модель (большей частью), либо я, должен уезжать, и, таким образом, произведения оканчиваются. Юсуповы остаются здесь в Архангельском до 7 сентября. Надо написать 3 масляных портрета (а может быть и 4) и 2 пастелью. В течение сего времени будут 2 экзамена и заседание Совета Третьяковской галереи, на что уйдёт у меня 3 дня.

Чувствую себя хорошо, работаю порядочно. В воскресенье вернулись князья. Кажется, вообще довольны моей работой. Меньшого написал, или, вернее, взял, хорошо. Вчера начал князя, по его желанию, на коне (отличный араб, бывший султана). Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого, - вполне понимаю… А вот старший сын не дался, т. е. просто его сегодня же начну иначе. Оказывается, я совсем не могу писать казенных портретов – скучно. Впрочем, сам виноват, надо было пообождать и присмотреться… Сегодня попробую вечером набросать княгиню пастелью и углем. Мне кажется, я знаю, как её нужно сделать, а впрочем, не знаю – с живописью вперёд не угадаешь. Как взять человека – это главное.

4 сентября. Ну-с, я вроде как бы окончил свои произведения, хотя, как всегда, я мог бы работать их, пожалуй, ещё столько или полстолько. Заказчики довольны. Смех княгинин немножко вышел. Пожалуй, удачнее всех, князь на лошади, может быть потому, что не так старался, - это бывает». 1

В других письмах Серов отмечает любезность и обходительность членов аристократического семейства, в особенности хозяйки, княгини Зинаиды Николаевны. Впрочем, современники единодушно поддаются её очарованию: «Зинаида Николаевна остаётся для всех её знавших совершенным типом очаровательной светской женщины… всякий, кто к ней приближался невольно подпадал под её очарование». «Она была не столь красива, сколь прелестна с седеющими с ранних лет волосами, обрамляющими лицо, озарённое лучистыми серыми глазами». «Она была не только умна, воспитана, артистична, но была также воплощением душевной доброты… И наряду с этими исключительными качествами она была сама скромность и простота». 2

Портрет княгини З.Н. Юсуповой

1900 – 1902 ГРМ СПб

Серов восхищался красивой, обаятельной, гостеприимной княгиней. Неудивительно, что портрет Зинаиды Николаевны вышел очень удачным. Валентин Александрович работал над ним долго. Княгиня охотно ему позировала, ни в чем не стесняла художника, выполняла его прихоти относительно выбора интерьера и наряда. Александр Бенуа в своих воспоминаниях пишет: Серов никогда и не скрывал, что его пленяют некоторые черты аристократизма, изысканные туалеты и обстановка, то есть всё, что отличается от «серой будничности, от тоскливой «мещанской» порядочности». Зинаиду Николаевну он помещает в модный интерьер. Княгиня, отнюдь не жеманница, сидит на атласном диванчике в изогнутой, какой-то извилистой, неудобной позе. Рядом с ней пристроился белый шпиц. Хрупкость и грация эти искусственны, беспокойны, тревожны. Кажется, что хозяйке салона, как и её собачке, «неловко» на скользкой атласной обивке дивана. Шпиц вот-вот соскользнёт на пол, и, встревоженный, но счастливый, будет прыгать по будуару, похожему на изящную бонбоньерку.

Однако… в светском портрете княгини Юсуповой впервые доминирует лицо! Глаза княгини сразу же находят глаза зрителя и встречаются с этим ошеломлённым слегка взором дерзнувшего приблизиться к её портрету. Серебристо-серые, эти глаза сияют с лица, словно две звезды. И вот вы уже захвачены обаянием их обладательницы. Современники находили сходство поразительным. Роскошный портрет с обилием изысканных аксессуаров – это подлинный портрет-картина. Серов пишет размашисто, широко, заставляя «играть» обстановку. Но красота живописи вовсе не затмевает характер героини портрета. К княгине Юсуповой художник относился с восхищением и не скрывал это, не смотря на скользящую лёгкую иронию. Перед нами портрет высокого психологического уровня - отнюдь не традиционный «гладкий» светский портрет. В 1903 году он имел успех на международной выставке в Берлине.

Портрет Князя Ф. Ф. Юсупова

Графа Сумарокова-Эльстона

верхом на лошади

1903 г . ГРМ

Выше были приведены слова самого художника из письма к жене, что князь Юсупов желал иметь портрет скорее лошади, чем свой собственный. Серова действительно больше интересовала, не сколько сама модель, сколько живописные задачи портрета. Психологическую характеристику князя он здесь словно опускает, и компенсирует характер блеском своей живописи. Впрочем, князь и не заслуживает отрицательной характеристики, ни в коем случае. Это человек чести, верный слуга царя и отечества, строгий, аккуратный, подтянутый военный. Взгляните с, каким достоинством восседает он на белоснежном арабском жеребце в парке подмосковного Архангельского! Белый китель, генеральская фуражка, скромно, в петличке, смотрится орденский крест. Правая рука важно упёрта в бедро, а левой князь сдерживает горячего жеребца. Ах, что за конь – как он косит огненным взглядом. Морда животного – в розоватой пене. Нетерпеливо жеребец переступает ногами. Как и на портрете великого князя Павла Александровича, конь смотрит на зрителя. 3 Торчащие уши придают коню беспокойное, нетерпеливое выражение, в отличие от спокойного хозяина. Что это он сидит на мне, как гора, тянет уздечку и не пускает вскачь?

Серов сам говорил, что ему от природы был пожалован «фотографический» глаз и как следствие, «здоровый реализм». Поведение модели подсказывало, диктовало ему своеобразную мизансцену, которой он добивался в течение множества часов и сеансов работы. В данном портрете князя Юсупова, Серов соединяет точность физиогномического сходства спокойного, твёрдого лица хозяина с боевым характером норовистого арабского жеребца, принадлежавшего ранее султану. И знатный всадник, и чистокровный конь, безусловно, вполне достойны друг друга.

Любовь Серова к нашим братьям меньшим проявляется в большинстве его работ. Много раз он писал собак и лошадей так, как будто это они являются главными героями портретов, а хозяева, скорее фоном для любимцев.

Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона,

впоследствии князя Юсупова.

1903 г . ГРМ

Младший сын Юсуповых шестнадцатилетний Феликс, именовавшийся тогда графом Сумароковым-Эльстоном, явился позировать Серову с любимым бульдогом, умным и преданным своему хозяину. Пёсик не отставал от Феликса, и общительный юноша охотно поведал Серову историю появления в семье бульдога: щенка привезли из Франции, когда, три года назад, Юсуповы посещали Всемирную выставку в Париже.

А что, если вы напишите его вместе со мной, любезнейший Валентин Александрович? Можно? – простодушно попросил Феликс.

И Серову было достаточно взглянуть в собачьи глаза и загореться желанием именно так и написать юного графа и его верного друга. Или, наоборот, бульдога вместе с хозяином. Серова заинтриговало сопоставление красивого, но холодного, будто сошедшего с греческого мрамора, лица юноши и очень выразительной, живой и умной морды бульдога.

Конечно! С радостью напишу вашего любимца! Очень люблю собак! - согласился художник.

Лёгкость общения, как было и в работе над портретом княгини, и здесь создавали самую благоприятную атмосферу для работы. Серов восхищался прекрасным подмосковным имением, художественными коллекциями Юсуповых и красотой летнего парка, где, начиная с Екатерины II , гостили все русские императоры. Феликс и пёс позировали Серову в вестибюле дворца в Архангельском, на фоне большой гипсовой скульптуры собаки. Вот и ещё одно сопоставление - живого пса и скульптуры, которое особенно подчеркивает ум, живость и преданность графского любимца.


Стройный, красивый Феликс, в чертах которого явно присутствуют восточные черты, доставшиеся ему от татарских предков, позирует в тёмно-серой, с лёгким сиреневым отливом, двубортной куртке, застёгнутой на все пуговицы. С ней удачно гармонирует черный атласный галстук. Этот наряд Серов сам выбрал в гардеробе юного графа, чтобы лучше выделить изнеженную, застывшую красоту этого русского Дориана Грея, по характеру весьма милого и даже доброго, но уже приобщившегося ко многим гадостям и порокам. Дерзкие шалости Феликса уже известны представителям высшего света: влечение к метаморфозам, превращениям в ресторанную певицу. Феликс обладал прекрасным голосом, пластикой и умом, но поскольку родился вторым сыном, то отсюда и комплексы, и желание хоть в чем-то да превзойти старшего брата Николая, наследника княжеского титула и огромнейшего богатства.

В период написания портрета, Феликсу ещё не известна своя судьба: он потеряет старшего брата и женится на племяннице императора Николая II великой княжне Ирине Александровне Романовой. Кроме этого, у него своя роль в истории России. В 1916 году Феликс Юсупов станет одним, если не сказать, главным, организатором убийства Григория Распутина. Тогда-то газетчики и вспомнят о его юношеском портрете «виртуозной кисти Серова, прекрасном, как портрет Дориана Грея». 4 Подчеркнуто-красивый образ Феликса, своеобразный «эстетизм» портрета, навевают воспоминания о герое Оскара Уайльда. Любопытную характеристику дал молодому Юсупову французский посол в России Морис Палеолог: «Князь Феликс Юсупов… одарен живым умом и эстетическими наклонностями, но его дилетантизм слишком увлекается нездоровыми фантазиями, литературными образами Порока и Смерти; боюсь, что он в убийстве Распутина видел, прежде всего сценарий, достойный его любимого автора Оскара Уайльда. Во всяком случае, своими инстинктами, лицом, манерами, он походил скорее на героя Дориана Грея, чем на Брута». 5 Однако портреты, написанный Валентином Серовым с князя Юсупова и придуманный Оскаром Уайльдом, при сопоставлении, носят зеркальный характер. В романе Уайльда портрет старился, менялся прекрасный облик Дориана Грея, а герой оставался неизменно молодым и красивым. Серов же навеки запечатлел и обессмертил красоту Феликса Юсупова, которому выпал долгий век в эмиграции. Он умер во Франции в 1967 году. А в 1903 году, работая над портретом юноши, Серов очень верно подметил свойственную красавцу самовлюбленность, и то, что свою красоту Феликс носит гордо, словно застывшую на лице маску.

Серов работал над портретом Феликса Юсупова в Архангельском около двух лет, с перерывами, вызванными отъездом юноши в Петербург на экзамены в частной гимназии Гуревича. Спустя многие десятилетия, уже стариком, Ф.Ф. Юсупов тепло вспоминал об этом светлом времени, охотно признавая, что беседы с художником Валентином Серовым оказали на него «глубокое духовное влияние».

«Его (В.А. Серова) восхищение перед Архангельским сблизило нас. После позирования, я уводил его в парк. Там, сидя на одной из моих любимых скамеек, мы вели откровенные разговоры, неоднократно беседуя по вопросам, глубоко меня волнующим. Будучи тогда юношей, я очень задумывался над той огромной ответственностью, которую накладывали на меня несметные юсуповские богатства. Я глубоко понимал и чувствовал, что чем больше мне дано, тем и больше от меня требуется. Серов же, человек гуманный и убежденный защитник всех неимущих, своими долгими и дружескими беседами «оформил» все мои сокровенные мысли и чувства. Его передовые взгляды оказали влияние на развитие моего ума. И по мере того, как его художественная кисть заканчивала мой внешний облик на полотне – внутри меня созревал тот человек, каким я остался, и дружба Серова оставила во мне неизгладимое впечатление». 6

Так писал о великом русском художнике Серове русский Дориан Грей и убийца Распутина и, надо надеяться, что он был вполне искренен и правдив в своём рассказе.

Куда сложнее оказалась работа над портретом старшего сына Юсуповых – наследника княжеского титула Николая. Молодой человек держался высокомерно, замкнуто, позировал неохотно. Стена между ним и художником мешала работе, и продвигалась она медленно. Серов написал наследника титула и несметных богатств Юсуповых на нейтральном фоне, в светло-серой студенческой тужурке. Те же восточные черты, как и у Феликса, но более ярко выражены: черные татарские глаза, густые брови, смуглая кожа. Неизъяснимая загадка, невозможная тайна беспокоила Серова, не оттого ли портрет Николая Юсупова выглядит будто незавершенным.

Портрет князя Н.Ф. Юсупова,

Графа Сумарокова-Эльстона.

В 1908 году, спустя несколько лет, Серов узнал из газет о гибели молодого графа Николая Феликсовича на дуэли. Произошло это 22 июня в Санкт-Петербурге. Серов подумал тогда в первую очередь о несчастной княгине Зинаиде Николаевне. Какое горе для матери! Какое горе для всей семьи! Припомнил он и беседы с Феликсом, охотно рассказывавшим о большой дружбе с братом. Теперь Феликс – единственный наследник княжеского титула и фантастического богатства! Причина дуэли не была тайной для высшего света Санкт-Петербурга. Внешне холодный, князь Николай Юсупов вдруг страстно влюбился в чужую невесту. Но дело было не в том, что его избранница, Марина Гейден, обручена. Девушка происходила из благородного семейства, но кому это из российских дворян дано было тягаться с Юсуповыми?! Родители возлюбленной князя Николая, конечно же, понимали это и не хотели неравного союза. Они поспешили сыграть свадьбу, и молодая чета отправилась в свадебное путешествие за границу. И вот тогда-то молодой князь Николай Юсупов ступил на заведомо зыбкую почву: он бросился следом за возлюбленной и в Париже принялся ухаживать за чужой женой с большой горячностью, и с удвоенным ещё пылом. Оскорбленный муж, граф Арвид фон Мантейфель, был из числа высших гвардейских офицеров. Вызов на дуэль последовал. Стрелялись князь Юсупов и граф фон Мантейфель в Санкт-Петербурге, в глубокой тайне от всех, в первую очередь, от родителей. Николай выстрелил в воздух, Мантейфель его хладнокровно застрелил. В очередной раз сбылось проклятие Суюмбике.

Валентин Александрович поспешил на почту и послал телеграмму соболезнования во дворец Юсуповых на Мойке. Не смотря на огромную социальную дистанцию, семья Юсуповых стала близка художнику.

Вероятно, Серов в это время не мог не размышлять о дальнейшей судьбе Феликса, в первую очередь беспокоясь о том, прислушается ли теперь молодой князь данным ему советам, пойдёт ли по стопам щедрых меценатов, занимавшихся благотворительностью на пользу России, и о которых много рассказывал ему Валентин Александрович? Феликс тогда слушал очень внимательно, но когда же это было-то, в каком ещё нежном возрасте! В такие юные годы человека легко можно склонить, как на хорошее, доброе, так и на плохое, вплоть до злодейства. Естественно, Феликса ждут искушения, да ещё какие!
Серову, однако, об этом узнать суждено не было. Художник ушёл из жизни внезапно, утром 5 декабря 1911 года. Как и отца, Валентина Александровича Серова сразил «тихий убийца» - сердечный приступ. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Сос. И ред. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. Т. 2, Л., 1971

5 Князь Феликс Юсупов. Перед изгнанием. Мемуары. М. 1993

Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Сос. И ред. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. Т. 1, 2, Л.,