ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Пасхальный кулич. Что означает Пасха и символы, связанные с праздником (кулич, яйцо)

12.04.2015

Что мы вспоминаем в первую очередь при слове «Пасха»? Куличи, крашеные яйца, красные облачения священников… А какие еще есть символы, связанные с торжеством Светлого Христова Воскресения?

Одним теплым весенним утром в небольшом провинциальном городке на лавочке возле дома сидела небольшая девчушка и с удовольствием ела кусочек сладкого, покрытого глазурью и изюмом пасхального кулича. Дело происходило в середине 60-х годов, и проходящая мимо учительница начала стыдить ребенка: «Как тебе не стыдно?! Как ты, советский человек, внучка октября, можешь есть кулич? Ведь Пасха − это не наш, это церковный праздник!» «Нет, - ответила девочка, − Пасха это наш, очень хороший, светлый и… (девочка долго подбирала слово) вкусный праздник»¹.

Детское сердце, не знакомое с особенностями политического строя, чувствовало свет и духовную радость Воскресения Христова. Еще с давних времен все православные люди знали проникновенные слова Иоанна Златоуста, произнесенные на праздник Пасхи: «Кто благочестив и боголюбив – насладись ныне этим прекрасным и радостным торжеством!.. Все войдите в радость Господа своего!.. Богатые и бедные, друг с другом ликуйте; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!.. Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!.. Воскрес Христос, и торжествует жизнь!»²

Воскресение Иисуса Христа является основой христианского вероучения. По слову апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша»³. Пасха – древнейший христианский праздник, он имеет множество традиций и символов. Литургия является центром церковной жизни, и поэтому начинается праздник торжественным ночным богослужением. Богослужение является радостным «пиром веры», когда душа каждого христианина ликует несравнимо ни с одним пиром земным. В России уже стало традицией привозить из Иерусалима благодатный огонь. Священники торжественно разносят его по храмам города и зажигают от него свечи и лампады. Этим чудом, происходящим каждый год на Гробе Господнем, люди уверяются, что Христос есть Истинная Жизнь. Огонь символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.


Символичен и красный цвет, который во множестве присутствует в храме: красные облачения священников, красные свечи, красные цветы, красные ленты, красные платочки на головах у женщин. Пасха – красная, потому что красный – это цвет воскресения, цвет жизни и победы. Красный цвет означает, что мир был спасен ценой крови Христа.


Царские врата и диаконские двери святого алтаря всю Светлую седмицу не затворяются в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл для всех вход в Царство Небесное. Около Царских врат ставится аналой с артосом. Артос – это высокий хлеб, на котором изображается крест с терновым венцом, но без Спасителя. Этим символизируется победа Христа над смертью, Его воскресение. Артос изображает собою тот хлеб, который вкушал Спаситель пред учениками в удостоверение Своего Воскресения. Также Предание говорит нам о том, что апостолы после Вознесения Христова оставляли за трапезой часть хлеба, символически изображая этим Его присутствие за трапезой. Во время крестного хода, совершаемого каждый день этой недели, артос обносится вокруг храма. В Светлую субботу после литургии он раздробляется и раздается верующим.


На Пасху особенно торжественно звучит пасхальный звон – благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. Звон знаменует торжество Церкви, славящей Победителя ада и смерти.


Торжество после богослужения продолжается на праздничной трапезе. В церковной традиции богатый пасхальный стол является символом радости. Не случайно сам Господь сравнивал Царство Божие с пиром. На праздничный стол расстилается белоснежная скатерть, ставится красивая посуда. В качестве украшения используются живые цветы, зажжённые свечи, пасхальные композиции. Каждая хозяйка стремится сделать свой стол неповторимым.


Чтобы еще больше подчеркнуть символическое значение пасхальной трапезы, христиане традиционно готовят особые кушанья. Самым древним из них является кулич. Его готовят в каждой семье, по форме и по смыслу он соотносится с артосом. Кулич – это сдобный высокий круглый хлеб с изюмом и цукатами, украшенный сверху сахарной пудрой или глазурью. Значение кулича, который всегда готовится из дрожжевого теста, состоит еще и в том, что для христиан он заменяет ветхозаветный, пресный хлеб. Символически это означает переход от Ветхого Завета к Новому, тем более что Сам Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской.


Другим христианским пасхальным блюдом является пасха – сладкое творожное блюдо со сметаной, маслом, ванилью и изюмом. Для его приготовления используется пасочница, которая обычно изготавливается из дерева мастерами-резчиками. Она состоит из четырех частей и в собранном виде представляет собой усеченную пирамиду. Чаще всего на пасочницах вырезали православный крест, буквы «ХВ» — «Христос Воскресе», голубя как образ Святого Духа, цветочные орнаменты, виноградные грозди. Эти узоры четко выделялись на пасхе, когда ее вынимали из формы и ставили на блюдо. Творожная пасха является символом Гроба Господня. Пасха также считается символом пасхального веселья и сладости райской жизни, прообразом Царства Небесного и тех самых молочных рек в кисельных берегах, которые всегда были мечтой русского крестьянина.

Третьим атрибутом пасхального стола являются крашеные яйца. Церковное предание рассказывает, что после воскресения Христа Его ученики повсюду разносили весть о том, что Христос победил смерть. Мария Магдалина пришла с этой вестью к самому римскому императору Тиберию и преподнесла ему в подарок куриное яйцо как символ воскресения Христа. Ко двору императора нельзя было приходить без даров. Богатые люди приносили обычно драгоценные вещи, а у Марии не было ничего, поэтому она взяла с собой одной куриное яйцо в качестве дара. Император же сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Но после этих слов куриное яйцо, которое он держал, приобрело красный цвет. Яйцо символизирует Воскресение Христово, жизнь и общее воскресение мертвых. Как из яйца рождается птенец и начинает жить полной жизнью по высвобождении из скорлупы, так и люди силою Христова Воскресения воскреснут для высшей, бессмертной жизни. Когда мы берем в руки красное яйцо, мы провозглашаем наше спасение.

К празднику Пасхи христиане красят яйца в разные цвета, хотя традиционным цветом считается именно красный. Для окраски яиц используются различные натуральные красители: куркума для желтого цвета, свекла − для розового, листья крапивы − для зеленого, луковая шелуха − для светло-коричневого. Есть традиция христосоваться пасхальными яйцами, разбивая по очереди разные их концы.


У пасхальных яиц были и «практические» применения – их катали по земле, чтобы она была плодородной, яйцо клали в правую руку тому, кто умер на Пасху. Есть традиция несколько пасхальных яиц хранить в течение всего года.

Пасхальный кулич, творожная пасха и крашеные яйца размещаются во главе стола. Часто их кладут на блюда с высокими ножками-подставками, чтобы они возвышались над всем остальным угощением. На трапезе в основном подают мясные закуски, горячие блюда из мяса и птицы, разнообразную сдобную выпечку.


Первый день принято отмечать в кругу своей семьи. Начинается застолье с употребления освященных в церкви блюд. Издревле считалось, что именно пасхальное освященное яйцо должно быть первой едой после 40-дневного поста. Затем вкушают по кусочку пасхального кулича и по ложечке творожной пасхи. На настоящем пасхальном столе обязательно должен быть барашек из сдобного теста, который символизирует Агнца Божьего, закланного за грехи людей, то есть Христа. В ветхозаветное время, по еврейскому обычаю, на Пасху закалывали ягненка, но Христос Сам принес Себя в жертву, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала.

Приготовление пасхальных блюд стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы − дня выноса Святой Плащаницы. К самому большому празднику года в доме, разумеется, должно быть убрано. Вернее, не просто к Пасхе, а к Великому четвергу, недаром в народе его еще называют Чистый четверг. В старину к этому дню собирали ветки можжевельника и сжигали их, а дымом окуривали все помещения, в том числе хлев и сарай. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищает человека и скот от болезней. Именно в этот день также положено красить яйца, делать творожную пасху, замешивать тесто для куличей. Чистый четверг для хозяек − один из самых хлопотных дней в году.


В Страстную субботу все идут в храм освящать куличи, пасхи и яйца. Для этого обычно всю снедь кладут в корзинку, украшенную цветами. Этот день уже наполнен предпраздничным настроением, храмы постепенно начинают преображаться к празднику. Еще немного – и начнется Пасхальная заутреня.

На Пасху православные люди ходят в гости, дарят друг другу небольшие подарки. Обычно это какое-то угощение: небольшой куличик, яйцо или сладости. Таким образом, верующие делятся частичкой своей радости, в обмене угощениями символично объединяются в большой незримой трапезе. Есть хорошая традиция дарить пасхальное яйцо при обмене пасхальными приветствиями. Это может быть крашеное вареное яйцо, а может быть искусственное – из дерева, фарфора, папье-маше или пенопласта. Их расшивают бисером, украшают рисунками, тканью, вышивкой. Такое яйцо – самый распространенный подарок. Некоторые из них напоминают произведения искусства – их украшают драгоценными камнями, золотом и серебром. Особо красивые − настоящие драгоценные шедевры − хранятся в различных музеях.


Не последнюю роль играют пасхальные букеты. Это букеты для подарка и букеты для украшения кулича. Их составляют из цветов, перьев, лент, скорлупы, вербы, фигурок ягнят, изображений различных птиц и бабочек. В последние годы стали очень популярны букеты «гнездо». Они собираются на каркасе из веток, напоминающем птичье гнездо. Букет на кулич обычно бывает небольшого размера, его собирают на деревянной шпильке, с помощью которой затем крепят на куличе. Также можно сделать пасхальный венок – настольный, настенный или подвесной. Его можно положить вокруг кулича на праздничном столе или сделать украшением интерьера, а при желании − использовать как пасхальный подарок. Венки составляется из тех же элементов, что и букеты. Они символизируют бесконечность и вечную жизнь, дарованную жертвой Иисуса Христа.


С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять на Пасху тем родным и знакомым, с кем не сможешь похристосоваться, открытые письма с красочными рисунками, основной тематикой которых являются пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские весенние пейзажи, цветы. Пасхальные открытки можно сделать и самим, благо, для этого сейчас есть множество возможностей. Такой вариант всегда будет приятнее и теплее для получателя.

На Пасху практически везде устраиваются массовые гуляния с пением, хороводами, ярмарками, играми и прочими увеселениями. Раньше народные гулянья на Пасху продолжались до двух недель и носили название Красная горка. Любимой пасхальной забавой являлось катание пасхальных яиц. Катали яйца просто с какого-нибудь бугорка или делали для этого специальные лоточки. Когда катящееся яйцо ударяется о яйцо, лежащее на земле, играющий забирает это яйцо себе. Эти забавы порой превращались в настоящие соревнования.

Приближающийся праздник Пасхи неизменно ассоциируется у нас с куличом. Высоким, сдобным, политым сверху сладкой помадкой. Именно такие куличи и носят сегодня освящать в церковь в великую субботу. Но вот вопрос: всегда ли они были такими?


Задуматься об этом можно было бы, даже исходя из простого соображения. Сегодняшняя кружевная сдоба - не такое уж и древнее завоевание кулинарной практики. Понятно, что несколько веков назад русская выпечка такой быть не могла. Да, кулич всегда был праздничным изделием, делался из пшеничной муки (дорогой и не сильно доступной). Но по вкусу, вероятнее всего, он напоминал тогда своего «близкого родственника» - калач.

Кстати, это созвучие - возможно случайно. Ведь слово «калач» - это производное от славянского "коло" (круг, колесо, кольцо). Буква "а" появилась в результате падения редуцированных гласных и закрепления «аканья» на письме. А «кули́ч» произошло от греческого κουλλίκι(ον) и κόλλιξ, что означает «хлеб круглой или овальной формы». Что, впрочем, не отменяет гипотезы о том, что оба эти названия происходят от более древней словоформы, означающий «круглый».

Но каким же был тот старый кулич? Ведь, согласитесь, трудно предположить, что в крестьянской избе даже в начале XIX века были специальные формочки (глиняные, медные?) для выпекания этого изделия. Их, конечно, не было. А вот восстановить вид того кулича вполне возможно. Попытаемся распутать эту кулинарную загадку.

Помогут нам в этом и поварские книги, и старые словари, и живопись русских художников.

Отсутствие отечественных кулинарных книг до конца XVIII века не позволяет разобраться в тонкостях рецепта. Однако, очевидно, что еще 200 лет назад кулич в России выпекался без формы. Он был подовый, т.е. готовился либо на «поду» в печи, либо на противне. Этот тип кулича сохранился надолго. Собственно еще в первой половине XX века в деревнях нередко его таким и пекли.

А уж в веке XIX подовый кулич упоминается даже в самых известных кулинарных книгах. Вот, к примеру, «Санкт-Петербургская кухня» Игнатия Радецкого (1862). Обратите внимание - «раскатать тесто… сложить на подслоенный маслом плафон»:


Слово «плафон» несколько настораживает. Может быть, это и есть сегодняшняя формочка для кулича? Однако, нет. Как сообщает нам Исторический словарь галлицизмов русского языка (М., 2010), «плафон» - это «устар., кулин. Большое металлическое плато для жарки в печи» . Там же есть ссылка на «Альманах гастрономов» Радецкого: «Ниже полок кругом стены <кухни> столы с подножками, на подножках ставятся плафоны, противни, листы и тому подобное » (Радецкий 1852 1 с. IX).

Подовые куличи остались не только в книгах. Их изображения мы находим в живописи тех лет. Обратили внимание на верхнюю иллюстрацию? Это написанная в 1891 году картина Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии». А теперь присмотримся повнимательнее к ее фрагменту:

Не правда ли, совсем не напоминает сегодняшний кулич? Кто-то скажет: "Ну, это же «Малороссия», в России-то было совсем не так". И ошибется. Поскольку написанное уже по российской действительности полотно Владимира Маковского «Молебен на Пасхе» (1887) лишь подтверждает общее правило.


Обратим внимание на фрагмент этой картины. Яйца и подовый кулич:

Или еще один пример:


Журавлев Ф.С. Пасхальное угощение (до 1901 г.)

Посмотрим-ка подробнее фрагмент. Под салфеткой явно кусок кулича (а какая еще хлебная выпечка может быть на пасху?). И кулич этот выпечен не в форме.

А вот и пасхальная открытка начала XX века. Что лежит на столе рядом с крашеными яйцами? Правильно - подовый кулич:


Традиция эта не умерла у нас и позже. Когда, казалось бы, с формами для куличей никаких проблем уже не было. Вот перед вами картина художника Ивана Владимирова (1869-1947). Это же ведь не хлебный каравай в окружении пасхальных яиц?


Владимиров И. С заутреней


В отличие от сегодняшнего кулича тесто у подового было более плотное, а не «кружевное». И если Радецкий описывает его в изящной кухне, то, скажем, П.Андреев приводит его рецепт в своей книге «Дешевый русский стол» (СПб., 1898), рассказывая о вполне "демократическом" меню небогатой публики:

Но когда же кулич приобрел сегодняшнюю форму? Ответ на этот вопрос будет непростым. Потому, что процесс этот был длительным в нашей кухне. Для начала попробуем разобраться, что из другой выпечки напоминает нам сегодняшний праздничный высокий кулич? Правильно - бабу, бабку (ее часто называют и ромовой бабой). Это в советские времена ром-баба была маленькой сдобной булочкой с изюмом, помещающейся в ладони. А в классическом виде это вполне сравнимое с куличом изделие.

И биографию свою оно ведет из XVIII века. Считается, что именно повар свергнутого польского короля Станислава Лещинского Николя Сторер в 1720-х годах привез во Францию рецепт «бабы». Ценитель хорошей кухни, Лещинский окунул как-то эльзасский kouglof (показавшийся ему сухим) в вино. Результат впечатлил его. А новый десерт был назван по имени любимого героя короля - Али-Бабы. Версия с этим названием, хоть и описывается в литературе, - не факт, что достоверна. Ведь, слово «баба» или «бабка» встречается и в русской, и в украинской кухне и к Али-бабе никакого отношения не имеет. Но за давностью лет проверить это уже невозможно.


Сегодняшняя ромовая баба из кондитерской Pâtisserie Stohrer в Париже
(фото Гелии Делеринс)


Так вот, по заказу Лещинского королевский повар Сторер, усовершенствовал рецепт - стал использовать для приготовления бабы тесто для бриошей с добавлением изюма. Такая баба-бриошь выпекалась с шафраном, пропитывалась малагой и подавалась вместе с кондитерским кремом, изюмом и свежим виноградом.

Известный гастроном француз Брийя-Саварен спустя несколько десятилетий усовершенствовал блюдо. Из-под его умелых рук вышла известная нам «Ромовая баба» (Baba Au Rhum). Он придумал особый ромовый сироп, которым пропитывал бабу вместо вина, и назвал свое угощение «Baba Au Savarin». Десерт приобрел во Франции большую популярность, однако название прижилось то, которое известно нам до сих пор - ромовая баба.

Довольно скоро с иностранными поварами ром-баба проникает и в Россию. Впервые о ней можно прочесть в изданном в 1795 году «Словаре поваренном, приспешничьем, кандиторском и дистиллаторском». А к середине XIX века - это уже вполне привычный десерт на русском столе. Хотя память о его происхождении бережно сохранялась. Вот, к примеру, в изданной в 1862 году «Петербургской кухне» Игнатия Радецкого рецепт так и называется - «баба короля Станислава»:

Утвердившись среди российской публики, это блюдо начало расширять свои границы. И естественным образом вошло в коллизию со старинным куличом. Логика этого процесса понятна. Ведь, люди всегда стремились сделать кулич как можно более праздничным, насыщенным, скоромным. С этой целью туда добавляли и яйца, и сахар, и сухофрукты, использовали отборную пшеничную муку. Добивались мягкости и сдобы. И тут появляется эта «баба». Вот он, казалось бы, идеал самого что ни на есть изящного кулича, да еще пропитанного вином, ромом. Так постепенно и происходила «замена» одного блюда другим, а часто и параллельное существование. Сначала в обеспеченных домах с изящной кухней. А потом уже и продаваться начали эти высокие формовые куличи.

Ромовая баба (фото из книги советского кондитера Роберта Кенгиса, 1981 год)

Советский быт лишь закрепил этот процесс. Понятно, что в городах на коммунальных кухнях печь подовые куличи было затруднительно. Собственно, одно время вообще слово "кулич" стало в СССР не совсем совместимым с «советским образом жизни». Кекс - вот она замена этому старинному блюду. Не носящая религиозного оттенка, эта выпечка покорила отечественных хозяек. Хотя при некотором умении вполне напоминала традиционный кулич. А уж выпускавшийся советскими хлебокомбинатами кекс «Майский» и вовсе завершил эту эволюцию старого блюда. Он ведь, неслучайно так назывался. Поскольку появлялся в магазинах весной к Пасхе, и вскоре после нее исчезал. Эта пролетарская альтернатива должна была победить церковный кулич. Не получилось.

Кулич – главное пасхальное блюдо, символическая отметка нового времени, начавшегося после Великого поста и Воскресения Христова.

В течение всего года хлеб сопровождает трапезу мирянина, и только единожды за это время он становится праздничным, пасхальным. Ни свадебный, ни именинный каравай не может сравниться с ним по своему статусу: пасхальный кулич не просто служит разговлению, но символизирует собой Великий день и освящается в церкви.

Кулич на Пасху — это дрожжевое изделие различной степени сдобности и различное по величине и форме, но всегда высокое. У католиков, кроме дрожжевых куличей, готовили и песочные, так называемые «бабы».

Кроме того, кулич служит одной из формальных различительных черт между христианской и иудейской Пасхой. Во время празднования последней употребляется пресный хлеб, а квасной (взошедший) есть запрещено.

Кулич вместе с пасхой из творога и с окрашенными в Великий четверг яйцами освящают в церкви (обычно это происходит в Великую субботу), а после службы в воскресенье ими разговляются. Освящение куличей - едва ли не самый общеизвестный пасхальный обряд.

Настоящий русский кулич высокий, имеет цилиндрическую форму. В тесто добавляются изюм или цукаты, верх украшается глазурью, цветным пшеном и буквами ХВ, символизирующими Христово Воскресение (белоснежная глазурь, покрывающая верхушку пасхального хлеба, одновременно является и «холстом» для росписи).

В различных регионах России куличи выпекали в разных формах, но чаще всего ему придавали форму высокой церковной просфоры и делали его как можно более скоромным (то есть не постным). Это достигалось добавлением в тесто большого количества яиц и масла.

Традиционно замес теста начинается в Чистый Четверг, закваска же ставится еще раньше – за неделю и больше. Тишина и вдумчивость, которыми окружит хозяйка свое творение, помогут молитвенному настроению. Каждый из этапов, предшествующий выпечке пасхального хлеба, требует особой сосредоточенности, что способствует очищению разума от суеты.

Вот почему важно самостоятельное приготовление кулича, а не покупка его сущностно суррогатной версии в магазине. Ни один конвейерный пасхальный кекс не готовится с учетом индивидуальных особенностей той или иной семьи и, что важно, не адресуется конкретным людям. Взращивание натуральной закваски, количество и качество сдобы (без маргарина), специфика дополнительных ингредиентов, отсутствие химических разрыхлителей, ароматизаторов, красителей, объем теста, а также молитвы, прочитанные над ним, – всё это должно быть непременными составляющими настоящего праздничного хлеба православной Пасхи.

По церковной трактовке пасхальной символики, кулич — подобие церковного артоса. Словом артос «квасной хлеб», в Евангелии обозначен хлеб, который Иисус благословил на Тайной Вечере.

Кулич – это также метафора того хлеба, который разделил с учениками Христос после Своего Воскресения. Он является одним из древнейших символов воскресения Христа (апостолы за трапезами оставляли среднее место за столом пустым и клали на него хлеб, предназначавшийся Иисусу).

В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе — аналое, по примеру апостолов на всю Светлую седмицу, а в субботу Светлой седмицы после благословения раздают верующим.

Кулич - домашний эквивалент артоса. Для его приготовления используются дрожжи. Кулич заменяет опресноки из Ветхого Завета. По этой причине квасной кулич - символ замены Ветхого Завета на Новый.

После окончания пасхального богослужения куличом разговлялись после Великого поста: иногда уже в церкви прихожане угощали друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делил его по числу домочадцев.

Пасхальный хлеб, с точки зрения кулинара, отличается от хлеба повседневного тем, что в тесто закладывается сдоба, а уже готовая выпечка украшается.

Выделенный таким образом из категории будничных блюд, кулич, оставаясь хлебом, а следовательно, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу. Его сдобность и вместе с тем легкость как нельзя лучше способствует мягкому переходу от строгого поста к скоромным блюдам.

Традиционно часть куличей хозяйки отдавали в церковь и бедным. Здесь важно учесть, что отдельное выпекание для этой цели маленьких куличей подразумевает скупой дар не столько потому, что они малы (пожертвовать их можно и несколько), а потому что маленький кулич всегда более сухой и менее воздушный. Размер его определяется и количеством членов семьи: традиционно кулич должен быть съеден в течение Светлой седмицы, что предполагает ломоть ежедневно для каждого члена семьи.

Кулич важно правильно разделить и разрезать. Недопустимо продольное его разрезание, но лишь поперечное, причём верхушка не съедается до последнего ломтя и всю неделю защищает мякиш от обветривания. Таким образом, отрезав нужное количество ломтей, кулич вновь накрывают макушкой.

По славянским языческим традициям куличи пекли два-три, а то и один раз в году, как весеннюю обрядовую выпечку, из кислого, заквашенного теста. Делалось это на самые большие праздники, связанные с переменой времени года: либо в Новый год, либо ранней весной (начало сельскохозяйственного года), либо осенью, по случаю урожая (завершение сельскохозяйственного года). Это объяснялось не только сравнительно высокой стоимостью куличей, для приготовления которых требуется много ценных пищевых продуктов, но и трудоемкостью и длительностью процесса их изготовления.

Этот сакральный хлеб крестьяне использовали в продуцирующих и охранительных обрядах, его остатки — в гаданиях об урожае и приплоде скота.

Сила традиции вкушать особую пасхальную выпечку столь велика, что в советской России даже во время войны верующие, за неимением большего, на Пасху приносили в храм для освящения черный хлеб. В мирное время куличи не исчезали и с торговых прилавков, ежегодно незадолго до Пасхи они появлялись в магазинах, замаскированные под «весенние кексы».

Следует заметить, что одновременно с главным пасхальным хлебом готовилось и другое традиционное пасхальное блюдо – творожная пасха, и именно ею намазывали ломоть кулича, перед тем как его съесть. Прочитайте далее, в этот Великий праздник.

Традиционные пасхальные кулич с глазурью и крашенки позаимствованы из примитивной развратной культуры древних тенгриан. Атрибуты языческой пасхи, так знакомые нам, являются на самом деле наглядными символами культа плодородия.

В Библии обряд Пасхи был прописан до мелочей. В Ветхом завете на Пасху запекали ягненка, символизирующего грядущего Мессию, Который должен был искупить человечество. Во время праздника Пасхи в доме на протяжении семи дней не было продуктов, поддавшихся процессу брожения.

Доверяющие Библии христиане принимают участие в новозаветней Пасхе. Во время Тайной Вечери Иисус Христос с учениками совершил Пасху Нового Завета, которая состояла из обряда ногоомовения и принятия символов безгрешной плоти и крови Господа - пресного хлеба и безалкогольного вина.

Кулич с глазурью не может быть символом плоти Иисуса Христа, потому что он не пресный. О крашенках вообще не упоминается в Священном Писании. Все истории с упоминанием девы Марии и цезаря являются баснями. У язычников существует легенда о том, что яйцо упало в реку Евфрат и из него вылупилась богиня Астарта.

Астарта упоминается в Библии в негативном образе - этой вымышленной языческой богине поклонялись, пекли пирожки с ее изображением и блудодействовали в публичных домах, посвященных ей. Как связать поклонение Астарте с поклонением Христу? Практически это невозможно.

Есть важный момент на который нужно христианам обратить внимание в эти дни. Если предложат попробовать языческие символы мужского полового члена с яичками, аргументируя тем, что они освящены в храме, то кушать их, зная о том, что это идольские жертвы, не имеющие ничего общего с христианством, будет грешно.

Апостол Павел по этому поводу так сказал: "Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести" (1 Кор. 10:28). Он советует христианам беречь себя от осквернения идоложертвенным, чем фактически является пасхальный кулич и крашенки.

История кулича уходит своими корнями в далекое прошлое. Кулич часто упоминается в языческих обычаях, а с приходом христианства он стал главным и важнейшим атрибутом новой религии. В прошлом у различных народов было принято печь весной хлеб и приносить его в жертву богам плодородия. В христианской церкви этот древнейший праздник был установлен и начал отмечаться уже в апостольское время. История происхождения пасхального кулича связана с апостольскими временами, когда зародилась традиция празднования одного из главных христианских праздников.

Как сформировалась традиция выпекать куличи

В этапе раннего христианства Пасху в разных церквях отмечали в разное время. Первая попытку прийти к согласию в вопросе даты празднования Пасхи была предпринята в средине второго века при святом Поликарпе, епископе Смирнском. В рамках первого Вселенского Собора в 325 году было решено праздновать Светлое Христово Воскресение повсеместно в одно время.

На востоке празднование приходилось на четырнадцатый день нисана (в апреле) вне зависимости от того, на какой день недели выпадала эта дата. На западе было принято отмечать праздник в первое воскресение после весеннего полнолуния. В православной христианской традиции Пасху отмечают по окончании Великого поста. В 2017 году Светлое Христово Воскресение пришлось на 16 апреля.

До прихода на Землю Иисуса Христа у евреев существовала традиция выпекать пресный хлеб, который служил напоминанием об их поспешном уходе из Египта. Отсюда и произошло еще одно название Пасхи - Праздник Опресноков.

Каждая семья должна приносить в храм агнца и по специальному Моисееву закону закалывали ягненка, этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе. Агнца, который и назывался – Пасха, было необходимо запечь и съесть с горькими травами. Горький привкус служил напоминанием о многочисленных горестях, перенесенных народом в Египте.

Что символизирует кулич

С приходом Иисуха Христа празднование Пасхи приобрело новое значение, трансформировав ветхозаветное. «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Матфея 26: 17 – 18 ст.).

Пасхальный кулич напоминает о том, как Иисус Христос вместе со своими учениками вкушал хлеб с тем, чтобы они уверовали в его воскресение и в полной мере осознали его жизненную миссию. Когда Спаситель был распят, его ученики во время трапезы оставляли место Христа свободным и клали туда хлеб, который был символом его незримого присутствия. Таким образом, объясняется история, почему на Пасху пекут куличи.

Чтобы верно истолковать в истории символ пасхального кулича, важно помнить, что празднование Светлого Христова Воскресения в древней христианской церкви было связано с двумя главными аспектами - страданиями, которые понес Иисус Христос на кресте за грехи всего человечества, и его последующим воскресением. Так возникли понятия Пасхи страдания или Пасхи Крестной, а также Пасхи Воскресения. Слово «пасха» с греческого переводится как «избавление», «преодоление». Таким образом, Светлое Христово Воскресение и история пасхального кулича связаны с двумя последовательными этапами прохождения Христа от смерти к жизни и от земли к небу.

За тайной вечерей Христос сидел посреди учеников, преломлял хлеб и раздавал ученикам говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26: 26 – 29 ст.).

Виды пасхальных куличей

Классический кулич принято выпекать из дрожжевого теста и обязательно цилиндрической формы. В истории возникновения кулича важную роль сыграло то, что он стал аналогом церковного хлеба, артоса (хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим), но готовить его было принято дома. По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест. Возможно, это символы обеспечивают ему возможность долго храниться и сохранять свои вкусовые качества.

Позднее сформировалась традиция , которая обычно имеет вид пирамиды. Такой вид пасхального кулича готовят в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье в Светлое Христово Воскресение освящают.

Рецепт приготовления творожного кулича имеет свои особенности и чем дольше творожная масса находится в форме под прессом в холодном месте, тем лучшие вкусовые качества приобретает. В разных странах популярны свои особенные рецепты куличей. В них добавляют изюм, цукаты, различные специи.

Помимо пасхального кулича неотъемлемым символом Светлого Христова Воскресения выступают окрашенные в различные цвета куриные яйца. Хотя основным, конечно, считается красный цвет, символ крови Христовой. Вместе с пасхальным куличом их несут в храм для освящения. Это - первая пища, которой разговляются верующие по окончании Великого Поста.

P.S. Чтобы в полной мере осознать символическое значение пасхального кулича, помните слова Спасителя, которые он говорил своим ученикам: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).