ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Основные теории и концепции личности. Основные концепции развития личности

Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые

формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая

современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-

педагогических идей и концепций прошлого.

Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем

мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа,

Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании

добродетелей актуальны и по сей день.

По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные

направления которой отличались значительным разнообразием.

Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания,

основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в

развитии его природных задатков.

Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания,

теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у

ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор,

запрещение и наказание.

В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре

которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг,

Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность

приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П.

Иванов, В.М. Коротов и др.).

Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической

мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности.

Современные базовые теории воспитания и развития личности, как правило,

представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических,

естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития

личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта

этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание

свободной, саморазвивающейся личности.

Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на

философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.)

которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи

прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший

оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом).

Основные положения прагматической теории воспитания:

воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы

опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей,

поощрение и развитие их самостоятельности;

практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми

в воспитательном процессе;

Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями,

что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.

В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую

теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает

индивидуалистическую направленность воспитания. Идеи таких выдающихся деятелей

неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу

современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П.

Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности

на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.

Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-

педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-

технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей

Платона, Аристотеля, Канта.

Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):

отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка

рационального мышления;

гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и

воспитанником субект-субъектных отношений;

создание условий для свободного развития личности, отказ от

манипулирования поведением ребёнка.

На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё

одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт

личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек

находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми,

поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.

Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими

школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность

экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям

педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж.

Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики,

состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно

развиваться.

Неотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени

католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное

положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства

его «материальной и духовной сущностей».

Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает

христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма,

честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно

неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория

воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших

достижениях наук о человеке.

Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку

положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф.

Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о

подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление».

Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного

процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных

задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного

мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности,

предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится

психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной

техники для обработки диагностических данных.


Похожая информация.


Чтобы помогать новому человеку развиваться в правильном направлении, нужно учитывать концепции развития личности. Это набор научных и теоретических знаний, которые показывают, как именно развивается человеческий детеныш в тот или иной период времени. Здесь учитываются и психологические особенности, и биологические, и эмоциональные. Существует множество видов концепций, которые рассматривались в различные времена. Также стоит рассмотреть современные концепции.

Что такое концепция развития личности?

Под концепциями развития личности понимаются познания сути и объяснения того, как именно развивается человек. Здесь приводится множество теорий, которые зачастую рассматривают отдельные аспекты развития личности. Вот почему нельзя сказать, какая из них самая верная и лучшая, поскольку каждая рассматривает лишь отдельный аспект личности.

Есть концепции, рассматривающие биологическое развитие личности, концепции, рассматривающие этапы обучаемости, концепции психологического развития и т. д. Каждая из концепций имеет право на свое существование, поскольку личность – это сложное существо, вмещающая в себя множество параметров развития.

Для духовного роста и психологического развития нередко нужны противоречия. Внутри человека должны возникать конфликты, которые он будет решать наедине с собой и делать определенные выводы. Какие именно выводы человек сделает, уже зависит лично от него. Это невозможно предугадать. Однако именно эти выводы и будут влиять на то, как будет жить человек дальше, какие комплексы и страхи в себе формировать, к чему стремиться и т. д.

Биологические принципы развития едины для всех. Однако человек способен повлиять на то, насколько он будет здоровым, выносливым и бодрым.

Зачем изучать концепции развития каждой личности? Для того чтобы понимать, как повлиять внешне на развитие каждого ребенка, чтобы поспособствовать его становлению полноценной и культурной личности. Однако данный вопрос пока еще остается открытым.

Основные концепции развития личности

Развитие личности является процессом постоянным и меняющимся. Вот почему невозможно вывести единую концепцию развития. Выделяют основные концепции развития и вспомогательные. Все они дополняют друг друга. На развитие личности влияет множество факторов: генетические, внешние условия проживания, новые обстоятельства и т. д. Также следует учитывать внутренний диалог каждого индивида, который точно является уникальным и индивидуальным, не контролируемым.

Основными видами концепции личностного развития сайт психотерапевтической помощи сайт выделяет:

  1. Социогенетическую – здесь рассматриваются лишь внешние социальные условия, в которых человек находится и развивается. Ему отводится роль пассивного участника, который не думает, а на него лишь влияют. Однако в таком случае становится непонятно, как разные люди в одинаковых условиях становятся отличными в своем поведении и мышлении.
  2. Биологизаторскую – здесь предполагается, что человек развивается в зависимости от той программы, которая дана ему по генам. Человек рождается с определенными предрасположенностями и наклонностями, которые диктуются ему генетически. Однако тогда становится непонятно, почему однояйцевые близнецы становятся различными по своему личностному росту людьми.

Очевидно, что рассматривать лишь одну концепцию в отрыве от другой невозможно. На человека влияют и биологические, и социальные факторы, а также прочие обстоятельства, которые уже делают его тем, каким он становится.

Существуют и другие концепции. Например:

  1. Психоаналитическая, которая рассматривает развитие личности как способ приспособления к окружающему миру, в котором он существует, лишь для достижения двух целей – защиты и удовлетворения своих потребностей, что достигается различными средствами.
  2. Концепция черт говорит о том, что человек вырабатывает характер лишь после рождения. Здесь участвуют как генетические предрасположенности, так и внешние обстоятельства и сам человек.
  3. Биосоциальная концепция включает биологическую и социальную концепции. Человек от рождения заточен на то, какое у него будет мышление, ощущение, восприятие и пр. Однако социальные условия жизни диктуют, какие направленности, интересы и способности у человека будут возникать.

Современные концепции развития личности

Человеческую природу развития изучали психологи во все времена. На сегодняшний день современной концепцией остается теория Манагетти. Он предполагал, что личность развивается в зависимости от той среды, в которой он взаимодействует с другими людьми и окружающими предметами. Вместе с тем автор критиковал необходимость прививания человеку моральности, поскольку именно она заставляет его ограничивать себя в своем проявлении, вырабатывать защитные механизмы, даже становится закомплексованным и боящимся чего-то.

Около 30% всей информации человек обрабатывает сознательно, что и позволяет ему самому влиять на собственное развитие. Однако 70% остаются в подсознании и обрабатываются уже там.

На то, каким человек становится, влияют:

  1. Его собственные интеллектуальные способности, его позитивное и негативное отношение, восприятие мира, творческие импульсы.
  2. Характер любви, который он получает в первые годы своей жизни. Именно на этой основе формируются комплексы. Ведь и родители не всегда понимают, что такое любовь, и сами отягощены какими-то комплексами.

По мере своей жизни человек живет в соответствии с теми комплексами, которые в нем сформировались. Человек становится ограниченным в своем восприятии мира. В основном направляет все силы на то, чтобы удовлетворить свои комплексы.

Концепция духовно-нравственного развития личности

Человек живет в социуме, среди других людей, поэтому достаточно важными становятся привитие у ребенка следующих навыков:

  • Нормально, положительно относиться к другим людям.
  • Уметь устанавливать контакты с людьми.
  • Тянуться к установлению отношений с другими людьми.

Все это зависит от того, какие духовно-нравственные ценности родители прививают ребенку в процессе первых лет его жизни. Также важна обстановка внутри семьи, в которой ребенок живет.

Однако данные морально-нравственные качества человек способен развивать сам в себе в любой период своей жизни. Если вы ощутили потребность в том, чтобы стать лучше, немного уделить времени собственному совершенствованию и возврату навыков красиво и правильно излагать мысль, это говорит о том, что вы наконец-то заметили, как легко и быстро можно стать бескультурным и безграмотным человеком. Это очень сильно связано с появлением мобильных телефонов и компьютеров с интернетом в жизни человека. Быстрый прогресс техники повлиял на быстрый регресс (упадок) интеллекта человечества. И действительно: обратите внимание, как общаются современная молодежь и даже более зрелые люди, которые постоянно имеют доступ к таким новым технологиям.

К сожалению, ни мобильные телефоны, ни интернет не способствуют развитию человека. Все люди получают массу возможностей: быстро дозвониться до нужного человека, получить много информации на определенную тему, пообщаться с незнакомыми людьми при помощи заготовленных шаблонов – смайликов, и т. д. Человеку не надо ничего думать, делать и выдумывать, ему уже все предоставлено. Главная задача – увидеть, прочитать и «проглотить».

Если вы хотите не терять собственные навыки письма и культурной речи, тогда начните возобновление собственных знаний и умений. Побольше читайте классической литературы. Даже прочтение современных книг на научные тематики куда более полезны, чем простое просматривание статей в интернете, которые пишутся неграмотными людьми. Чтение книг помогает потом человеку излагать свою мысль. Более того, чтение книг помогает вспомнить письменную речь, лаконичное построение предложений и красивое написание. Лучше ограничьтесь только книгами, поскольку журналы пишутся по той же аналогии, что и интернетовские статьи – где-то можно наткнуться на ошибки, а где-то на современный лексикон.

Почаще бывайте в отдельности от компьютеров и мобильных телефонов. Устраивайте себе несколько раз в неделю прогулки на природе, где до вас никто не сможет дозвониться (то есть оставьте мобильный телефон и компьютер дома). Отдохните от современных технологий, вспомните, что такое дикая и живая природа. Человек очень часто начинает быстро деградировать и утрачивать свои навыки лишь потому, что просто устал. И для полноценного отдыха нужен не только сон, но и прогулки, общение с природой. Таким образом, вы успокаиваетесь в реальной жизни, наслаждаетесь тишиной и спокойными звуками. При этом вам не нужно никуда бежать, ничего решать. Вам дается полная свобода – насладитесь ею.

Почаще отдыхайте и читайте классическую или научную литературу – это позволит вам вернуть свою культурную речь и получить новые знания. Старайтесь хоть иногда себе быть непривязанными к современным технологиям, без которых люди раньше прекрасно обходились и жили счастливо.

Согласно концепции Выготского, развитие личности осуществляется в среде, которая становится для него не внешним стимулом, а источником познания и вобрания в себя. Также важным аспектом становится то, что ребенок по мере своего роста изучает письмо и речь. В остальном человек развивается в двух направлениях:

  1. Естественное созревание.
  2. Овладение нормами культуры, поведения, морали.

Сначала родители воздействуют на ребенка определенным образом. Затем ребенок начинает точно так же относиться к себе, как к нему относятся родители. А уже в дальнейшем ребенок начинает подобные модели поведения проявлять в отношении родителей.

Выготский относит человека к социальному существу, которое подвергается такому важному процессу, как обучение. Данный процесс не является развивающим личность, однако формирует среду, в которой личность развивается. Получение знаний расширяет кругозор индивида, предлагая ему различные варианты для своего развития, познания себя и применения своих возможностей, отыскивая свои таланты и наклонности.

Итог

Концепции развития личности нужны для того, чтобы понимать, как воздействовать на маленькое человеческое существо, чтобы способствовать его развитию и формированию в том направлении, которое необходимо. Поскольку каждый индивид живет в социуме, очень важно освоение ребенком норм морали и законов, которых он должен придерживаться, чтобы быть принятым в обществе и пользоваться его благами.

Проведение теоретических исследований в области психологии личности имеет давнюю историю.

Выделяют три периода развития психологии личности:

  • - философско-литературный;
  • - клинический;
  • - экспериментальный.

Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и в более позднее время. Для психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий и научных категорий, наполненных конкретным содержанием, данное определение является слишком широким.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что многие обнаруженные ими особенности есть практически у всех здоровых людей, но у них эти особенности выражены умеренно, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами давались в терминах таких черт, с помощью которых можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Тем не менее и данный подход с точки зрения психологии представляется несовершенным. Дело в том, что такие определения для целостного описания нормальной личности являлись слишком узкими. В подобного типа определения не входили качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, нравственные качества и ряд других личностных свойств.

В первые десятилетия XX в. личность стали изучать психологи. Поскольку начало XX в. характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов.

Наиболее общие подходы к изучению личности в общей психологии.

Проблеме личности посвящено огромное количество исследований как в отечественной, так и зарубежной науке. Все они условно могут быть разделены на три большие группы.

Первая группа работ посвящена изучению методологических и самых общих теоретических проблем личности (номотетический подход) Это разработка методологических принципов и проблем: принципа единства сознания и деятельности, личностного принципа, проблем детерминации личности, соотношения биологического и социального, индивидуального и общественного в личности, проблема субъекта, реализация системного подхода и т. д. К общетеоретическим проблемам психологии личности можно отнести проблему структуры личности, типологии, динамики, развития личности и т. д.

Вторую группу исследований составляют эмпирическое изучение конкретных структурных составляющих личности и личностных феноменов (идеографический подход). Это, например, изучение мотивационно-потребностной сферы личности, агрессивности, тревожности, характера и др. В идеографическом подходе подчеркивается уникальность, неповторимая целостность личности, а основными методами выступают рефлексия и описание «частных случаев», данные которых теоретически обобщаются и интерпретируются.

Третью группу работ по изучению личности образуют целостные авторские теории личности. Это, например, теории Фрейда, Юнга, Рубинштейна, Платонова.

Все три группы исследований личности взаимосвязаны. Так, разработка проблем позволяет методологически верно построить эмпирическое исследование. В авторских концепциях, безусловно, находят решение некоторые методологические проблемы, а основанием теории часто служит эмпирическое изучение отдельных аспектов личности. В то же время многие конкретные решения проблем сопоставляются с известными авторскими теориями.

Отечественная психология достигла больших успехов в решении методологических проблем, а эмпирическое исследование личностных особенностей стало развиваться только в последнее десятилетие. Зарубежная психологическая наука, напротив, имеет огромный опыт их изучения.

Давайте более подробно остановимся на некоторых наиболее известных концепциях и теориях личности, а также их классификации.

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Часть из них отражена в данной таблице:

Таблица 1 - Классификация теорий личности.

Основание для классификации

Теории и концепции личности

Основной конституирующий признак

Личность как психофизиологическое существо (концепция З. Фрейда).

Личность как интеллектуальное существо (концепция Ж. Пиаже).

Личность как нравственное существо (концепция Л. Колберга).

Личность - человек как носитель сознания (концепция К. К. Платонова).

Личность как духовное существо (концепция В. А. Богданова).

Комплексный подход к рассмотрению человека (концепции Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина).

Способ объяснения поведения

Психодинамические (описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик).

Социодинамические (главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации, поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности).

Интеракционистские (основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека).

Способ получения данных о личности

Экспериментальные (построены на анализе и обобщении собранных опытным путем данных).

Неэкспериментальные, умозрительные (теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту).

Статический или динамический подход

Структурные. (К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться).

Динамические. (Динамическими называют теории, основная тема которых -- преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика).

Источник развития

Гомеостатические.

Гетеростатические.

Характер взаимодействия.

Конфликтные.

Бесконфликтные.

Акцент на внутреннее или внешнее

Теории личности рассматривающие внутренние свойства, черты и качества личности.

Теории личности рассматривающие поведение и поступки личности.

Теории личности фрейдизма и неофрейдизма.

Гуманистические теории личности.

Теории личности экзистенциальной психологии.

Теории личности гештальтпсихологии.

Теории личности в деятельностной парадигме.

Теории личности французской социологической школы и др.

Психоаналитическое направление в психологии личности возникло на рубеже XIX -- XX вв. Его основателем был 3. Фрейд. Более 40 лет он исследовал бессознательное и создал первую всеобъемлющую теорию личности. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие, неврозы, методы изучения личности. Впоследствии многие известные психологи (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, Ф. Александер и др.) разрабатывали, углубляли и расширяли именно эти аспекты его теории.

Психическая жизнь, по Фрейду, протекает на сознательном, предсознательном и бессознательном уровнях. Область бессознательного, как подводная часть айсберга, гораздо обширнее и мощнее других и содержит в себе инстинкты и движущие силы всего поведения человека.

В психоаналитической теории выделяются две основные группы человеческих инстинктов: эротические инстинкты, или инстинкты жизни, и инстинкты смерти, или разрушительные инстинкты. Энергия инстинктов жизни называется «либидо». Инстинкты жизни включают в себя голод, жажду, секс и направлены на сохранение особи и выживание вида. Инстинкты смерти -- деструктивные силы, могут быть направлены как вовнутрь индивида (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). Инстинкты содержат всю энергию, посредством которой действуют три структуры личности, описанные Фрейдом. Это Ид, которая постоянно борется за инстинктивное удовлетворение и руководствуется принципом удовольствия (в ней располагаются врожденные бессознательные влечения). Эго, которое стремится выполнять инстинктивные требования Ид на основе принципа реальности (располагается как в сознательном слое, так и в бессознательном). Супер-Эго, которое представляет влияние родителей и общественной морали. Эта структура формируется в процессе жизни ребенка при идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Это комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Эго личности определяют внешний мир, Ид и Супер-Эго, часто предъявляющие несовместимые требования. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает состояние, которое Фрейд назвал тревогой. Эго воздвигает своеобразные преграды против тревоги -- защитные механизмы.

Фрейд одним из первых психологов-теоретиков проанализировал развитие личности и указал на решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он считал, что личность во многом формируется к концу пятого года жизни, а в последующем происходит развитие этой базовой структуры. Под развитием личности в психоаналитической концепции понимается овладение новыми способами редукции напряжения. Источниками напряжения могут быть процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Существуют два основных метода, посредством которых индивид обучается разрешать напряжение -- идентификация и смещение. Ребенок в своем развитии проходит ряд психосексуальных стадий. Конечная организация личности связана с тем, что привнесено всеми стадиями.

Другим значительным направлением в психологии личности является бихевиоризм. Интроспективной психологии, господствовавшей в начале XX в., американским ученым Дж. Уотсоном была противопоставлена новая, объективная психология. Предметом изучения бихевиоризма стало поведение человека, а психология рассматривалась как экспериментальное направление естествознания, цель которого -- предсказание и контроль поведения.

Все поведение человека может быть описано в схематизированном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реакция» (R). Уотсон считал, что человек изначально наделен некоторыми простыми реакциями и рефлексами, но количество этих наследственных реакций невелико. Практически все поведение человека является результатом обучения через обусловливание. Формирование навыков, по Уотсону, начинается на самых ранних этапах жизни. Системы основных навыков или привычек следующие:

  • 1) висцеральная, или эмоциональная;
  • 2) мануальная;
  • 3) ларингальная, или вербальная.

Личность Уотсон определил как производное систем привычек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения за достаточно длительный период времени.

Проблемы личности и нарушения психического здоровья для бихевиористов -- это не проблемы сознания, а нарушения поведения и конфликты привычек, что следует «лечить» с помощью обусловливания и разобусловливания.

Все последующие за работой Уотсона исследования были направлены на изучение отношений «стимул -- реакция». Другой известный американский ученый Б. Ф. Скиннер попытался выйти за рамки этой формулы, чтобы учитывать воздействия окружения на организм после проявления реакции. Он создал теорию оперантного научения.

Скиннер считал, что существуют два основных типа поведения, характерных для личности: респондентное поведение, в основе которого лежит классическое обусловливание, и оперантное поведение, как определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться; оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. Скиннер детально исследовал проблему подкрепления: его виды, режимы, динамику. Результаты этих исследований нашли широкое применение в практике организации обучения и психотерапии.

Третье направление в психологии личности -- гуманистическое -- сформировалось как противостоящее психоанализу и бихевиоризму. Оно не оформилось в единую теоретическую школу, а состоит из ряда школ, подходов, теорий: персонологического, гуманистического, экзистенциального, феноменологического и других направлений. Характерной чертой, объединяющей все перечисленные направления гуманистической психологии, является рассмотрение человека как уникальной целостности, открытой миру и способной к совершенствованию. Основными представителями этого направления принято считать Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса. В 1962 г. в США было основано общество гуманистических психологов. В него вошли Ш. Бюлер, К. Гольдштейн, Р. Хартман, Дж. Бугентал. Главными признаками гуманистического подхода Бугентал провозгласил следующие: 1) целостный (холистический) подход к человеку; 2) психотерапевтический аспект заботы о человеке; 3) первичность субъективного аспекта; 4) доминирующее значение понятий и ценностей личности; 5) подчеркивание положительного в личности; 5) подчеркивание положительного в ичности, исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств; 6) осторожное отношение к детерминирующим факторам личности, содержащим прошлое; 7) гибкость исследовательских методов и приемов, направленных на изучение личности нормальных или выдающихся людей, а не на частные процессы у больных людей или животных.

Деятельностный подход есть теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). Деятельность, реализующая общественные отношения человека в мире, представляет собой субстанцию личности. «Личность есть способ существования человека».

Деятельность представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий человека с окружающим миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной деятельности.

Анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе, приводит к раскрытию такого многоуровневого системного образования, как личность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие о личности

  • Введение
  • 1. Понятие личности
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Психология - странная наука. Стоит задуматься над ее проблемами, как сразу все становится неясным. Ну, в самом деле, разве человек знает, почему он о чем-то думает? Бальзак точно написал в "Драме на берегу моря": "Мысли западают нам в сердце или голову, не спрашивая нас". Человек способен дать себе отчет лишь в том, что именно он осознает. Но не может объяснить переход от одних своих мыслей к другим. Мы не умеем осознавать создание мысли. Мысль всегда присутствует в нашем сознании в уже готовом виде. Поэтому, может быть, вообще правильнее говорить не "я думаю", а "мне думается". Но что же тогда такое это загадочное "Я", которое даже, вроде бы, и не само думает?

Надеюсь, сказанного уже достаточно, чтобы понять, какие запутанные головоломки приходится решать психологам-теоретикам. Особенно теоретикам, строящим представление о личности. Личность - это ведь такое величественное образование, которое охватывает все самое ценное в нас.

Но вот только не ясно, что, собственно, она делает. Задумаемся: личность принимает какие-то решения. Но на основании чего? Если эти решения чем-либо предопределены (генетикой, средой, воспитанием, ситуацией, прошлым опытом и пр.), то личность не способна действовать сугубо по своему усмотрению. Если же решения личности ничем не предопределены, то как она может их принять? Вряд ли удивительно, что существуют десятки теорий личности, каждая из которых уяснила что-то очень важное, но в то же время какие-то другие, не менее важные вещи оставила безо всякого внимания.

концепция личность фрейд маслоу

1. Понятие личности

Наиболее общим является понятие "человек" - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта:

1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру;

2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Таким образом, личность - это социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития.

2. Социализация личности. Основные этапы развития личности

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

o изменение себя, "стать как все";

o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок иибо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7-я - центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

3. Основные психологические концепции личности

3.1 Я-концепция в теории З. Фрейда

В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивапионную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.3. Фрейд ее обозначил термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состояния постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.

Позднее в работах ""Я" и "Оно"", "По ту сторону удовольствия" 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Проекция - это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится в виде деятельности, приемлемой для индивида и для общества, в котором он живет.

Личность, по 3. Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это реципрокное взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель, то есть достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка - это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики 3. Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной энергии.

Таким образом, психоаналитические стадии - это стадии генеза психического в течение жизни ребенка. В них отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияния между ними.

Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз - ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозыми действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по 3. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни".

Эти идеи 3. Фрейда послужили толчком к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной возрасту генетической задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода.

Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную

привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12-18 лет) - характеризуется возвышением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения 3. Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение гекитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать.

Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по 3. Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры (нарциссизм и гомосексуализм).

3.2 Бихевиоризм и концепция личности Б. Скиннера

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: "Предметом психологии является поведение". Отсюда и название - от английского behavior - "поведение" (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, - не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как "чёрный ящик". Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула "стимул - реакция" (S - R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность - все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S - R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S-I-R. В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении - в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки.

Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма. Его механистическая концепция поведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других странах, в частности в странах Латинской Америки, как инструмент идеологии и политики.

В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются ("испускаются") организмом и некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название "последовательного наведения на нужную реакцию".

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека - как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения "проявления интереса". Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура - литература, живопись, эстрада - оказывается в его трактовке "хитроумно придуманными подкреплениями". Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей книге "По ту сторону свободы и достоинства" (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

3.3 Идея самоактуализирующейся личности А. Маслоу

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного пифического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагай каждый из нас живет как "сущий-в-мире", осознанно и болезненно постигая существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты поднимают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кем мы становимся. Как сказал Сартр: "Человек не что иное, как то, что он делает сам. Таков первый принцип экзистенциализма". Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов - мы вечно перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире, - жизнь есть то, что мы из нее делаем". Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свои поступки, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени, в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательной деятельности, без случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что человек является главным архитектором своего поведения и жизненного смысла, и следовательно люди - мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве" отправного принципа принимает ответственного человека, свободно делающего выбор. Как заметил Сартр - "Я есть мой выбор".

"Самоактуализирующейся личности" присущи следующие особенности:

1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

2) принятие других и себя ("Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть");

3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

7) различение цели и средств, зла и добра ("Не всякое средство хорошо для достижения цели");

8) спонтанность, естественность поведения;

9) юмор;

10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующееся творчество в работе, любви, жизни;

11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности. Конгруэнтность - это соответствие переживания его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтных, истинных переживаний. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего "реального Я", своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего "реального Я".

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста, - вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения - необходимые условия для самоактуализации, т.к. человек может понять себя только получая информацию с себе от других людей. Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты "Я" (проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию). Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности:

1) формирование психологии "пешки", глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен "выученной беспомощности");

2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;

3) создание "чистоты" социального окружения - разделение людей на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих", создание вины и стыда за себя;

4) создание культа "самокритики", признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;

5) сохранение "священных основ" (запрещается далее задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);

6) формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений). В результате всех этих факторов для человека становится привычным "нереальное существование", поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в "нереальный мир ясности, упрощенности", у человека формируется несколько "Я", изолированных функционально друг от друга.

Образуется "экзистенциальный вакуум", когда человек потерял "Животные инстинкты, потерял социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, что он хочет (а может, уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая "пешкой" в чужих руках ("воскресный невроз").

Такому человеку требуется "логотерапия" - борьба за смысл жизни". Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, и мы даем ответ своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то человек может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями.

Смысл жизни можно найти, пожалуй, тремя путями:

1) совершением поступков;

3) переживанием страдания.

4. Проблема профессиональноой мотивации личности

В поэме Гоголя "Мертвые души" немалое место отведено детству главного героя, бессмертного Чичикова. Почему этот хитрый мальчик из бедной семьи учится с таким прилежанием? Он хочет обязательно подняться вверх по служебной лестнице и зажить барином. Потому-то в конечном итоге он устраивается на службу туда, где можно разбогатеть - в таможню. Разумеется, это не самый показательный пример. Одной из основных тем русской литературы XIX в. было учение как способ "выбиться в люди" - ей уделяли внимание многие великие писатели, от Гончарова до Чехова. Чеховский профессор из "Скучной истории", страдающий бессонницей, ночи напролет размышляет о своей жизни и вспоминает о том, что же в молодости побудило его заняться медициной - жажда знаний, любовь к человечеству или желание славы (это одна из главнейших тем Чехова).

Итак, поговорим о профессиональной мотивации. Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и школьник/студент добивается больших успехов.

Однако дело не только в том, что способности и мотивация находятся в диалектическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы так или иначе проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании "отличников" и "троечников" начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.

В "Заповеднике" С. Довлатова обрисован трагикомический портрет филолога Митрофанова, студентом поражавшего всех своей памятью и эрудицией, а также. фантастической ленью. Этот человек даже не представлял себе, чем ему заняться, поскольку никак не мог собраться с духом и написать хоть страницу научного текста. В результате он "поплыл по течению" и, руководствуясь ленью, стал экскурсоводом в Пушкинских Горах, поскольку, по крайней мере говорить этот эрудит еще не ленился.

Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.

С помощью экспериментов на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1-го курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5-го курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос "Почему профессия нравится?" свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают "возможность самосовершенствования", "возможность заниматься творчеством" и т.п. Что же касается реального учебного процесса, в частности изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения.

С одной стороны, перед нами - высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой - желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса.

Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации. (Заметим, что в настоящее время отношение к иностранному языку изменилось.) Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею. Так что вряд ли обучение пройдет удачно, если строить его только по принципу, изображенному в стихотворении "Кем быть?" Маяковского: "Хорошо быть. - пусть меня научат".

В знаменитых "Алых парусах" А. Грина есть замечательные страницы, посвященные тому, как Артур Грэй избирает опасную и нелегкую профессию капитана. Его влечет поэзия странствий, желание повидать мир, но этот юноша, поначалу изнеженный аристократ, даже не представляет себе все тяготы обучения. Он начинает с простого юнги, еще не зная, что ему предстоит заучивать огромное количество информации и переносить физические лишения, сопряженные с морем: голод, холод, травмы и так далее. Как мы помним, у Грэя сила мотивации оказалась решающей. Однако можно предположить, что, знай Артур побольше о капитанском ремесле и о том, что ему предстоит, учеба шла бы гораздо легче.

Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии, должен быть включен целый ряд вопросов. Это:

1) удовлетворенность профессией;

2) динамика удовлетворенности от курса к курсу;

3) факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные;

4) проблемы профессиональной мотивации или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.

Эти отдельные моменты, как и отношение к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности студентов. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы.

Диагностика отношения к профессии представляет собой собственно психологическую задачу. А вот формирование отношения к профессии является преимущественно педагогической проблемой.

Удовлетворенность профессией - это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Он совершенно необходим и чрезвычайно важен именно как обобщенная характеристика. Низкая удовлетворенность профессией в большинстве случаев становится причиной текучести кадров, а она, в свою очередь, приводит к отрицательным экономическим последствиям. Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье человека. Его сохранению способствует также высокий уровень профессионализма - один из решающих факторов преодоления психологического стресса.

Таким образом, изучение удовлетворенности профессией, ее влияние на процесс профессионального обучения, выявление в этой области определенных закономерностей - все это более чем актуальные задачи педагогики и психологии.

Приобретет ли профессиональная деятельность оттенок творчества, во многом зависит от самой личности.

Как мы помним, работа, которую выполнял гротескный герой "Шинели" Гоголя Акакий Акакиевич, была самой, что ни на есть механической - он служил переписчиком деловых бумаг. Но этот "маленький человек", для которого пошив новой шинели стал вехой в жизни, находил в своей работе источник вдохновения - у него даже были свои любимые буквы. Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству - необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Результаты одного из исследований (А.А. Реан, 1990, 1999) хорошо иллюстрируют факт, что даже самый простой анализ профессиональных интересов, осуществленный своевременно, может повлиять на удовлетворенность профессией и ее адекватный выбор. В специально отобранной группе учащихся полиграфического училища, общей особенностью которых оказалась низкая удовлетворенность избранной профессией, была проведена диагностика профессиональных интересов. Показательно курьезное высказывание учащейся М.: "Я думала, что профессия печатника связана с работой на пишущей машинке". Такое понимание профессии делало ее выбор всецело субъективным и неверно обоснованным, так как профессия секретаря-машинистки на деле относится одновременно к типу "человек - знаковая система" и к типу "человекчеловек". Ведущими для М. оказались интересы, связанные именно с последним типом профессий, тогда как специальность печатника-полиграфиста имеет мало общего с профессией секретаря-машинистки.

Заключение

Личность - это социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития. Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Теории личности крайне многочисленны. Но в целом среди них можно выделить три большие группы, возглавляемые, соответственно, тремя лидерами. Это психоанализ и Я-концепция З. Фрейда; бихевиоризм и теория личности Б Скиннера; гуманистическая психология и концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Представляется, что наиболее разработанным является подход к личности гуманистической психологии. По ее представлениям смысл жизни можно найти тремя путями:

1) совершением поступков;

2) переживанием ценностей, переживанием единства с другими людьми, переживанием любви;

3) переживанием страдания.

Разные пути самоактуализации могут быть при условии, если у человека есть высшие метапотребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.

Список литературы

1. Андреева А.В. Социальная психология. М., 2001.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.

5. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М., 1988.

6. Психология. Учебник. Под ред.А. А. Крылова. М., 1998.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

8. Социальная психология. Под ред.В.Е. Семенова. М., 1999.

9. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.

10. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. Ростов-на-Дону, 1999.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение, определение личности. Концепция личности В.Н. Мясищева, Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. психология отношений. Философско-психологическая концепция личности. Эмоциональный компонент. Исследования индивидуального развития человека.

    реферат , добавлен 24.09.2008

    Основные подходы к пониманию личности в психологии. Биологизаторская теория. Современная концепция А. Менегетти, Э. Эриксона. Подходы к изучению личности и ее генезиса в работах советских и российских психологов. Концепция развития личности Выготского.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2016

    Отечественные концепции теории личности: А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. Психоаналитическая теория Фрейда. Личность в гуманистической теории. Когнитивная теория личности. Диспозициональное направление в теории личности.

    реферат , добавлен 08.09.2010

    Особенности взаимоотношений личности и общества. Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии. Ролевая концепция личности. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Культурно-историческая концепция личности.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2002

    Анализ новой личностной концепции развития личности, исходящей из принципов единства сознания и деятельности. Взаимосвязь внутренней и внешней вертикальных систем личности, особенности их генезиса. Пути дальнейшего совершенствования данной теории.

    статья , добавлен 01.03.2011

    Психоанализ как основа теории личности З. Фрейда, предпосылки его возникновения и этапы развития, основные принципы и концепции. Топографическая модель уровней сознания. Защитные психические механизмы. Структура и возможности, развитие личности.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2010

    Исследование сущностных основ психодинамической теории личности З. Фрейда и индивидуальной теории личности А. Адлера. Характеристика основных подструктур личности и их иерархии по К.К. Платонову. Иерархия потребностей по Маслоу. Психология личности Юнга.

    реферат , добавлен 30.05.2013

    Краткие биографические сведения из жизни известного психолога А. Маслоу. Сущность, основные концепции и принципы гуманистической теории личности. Концепция самоактуализации А. Маслоу, ее фундаментальные положения. Иерархия человеческих потребностей.

    презентация , добавлен 29.04.2014

    Основные закономерности и механизмы социализации личности. Воздействие биологических и культурных факторов. Дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии. Теории развития личности. Концепция возрастов Эриксона. Исследования по депривации и госпитализму.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2009

    Изучение подходов к пониманию развития личности в трудах ключевых исследователей данной области. Подход к развитию личности: в рамках психоаналитической школы З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера; представителями гуманистической школы А. Маслоу, К. Роджерса.