ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Описание основных типов поморских судов. Старинная поморская лодка карбас. Что такое карбас

Массовое морское судостроение (карбасы, шняки, лодьи, малые кочи для каботажного плавания и большие кочи для дальних переходов) началось с XV века на Соловецких верфях Белого моря. Суда Соловецкой флотилии ходили под своим собственным флагом и имели многоцелевое назначение: они использовались жителями для рыбного промысла, охоты на морского зверя, транспорта и охраны русских побережий от набегов «мурманов». Технология изготовления поморских судов не изменялась до первой половины ХХ века. О совершенстве их конструкции говорит тот факт, что знаменитый «Фрам», предназначенный для самого выдающегося в истории арктического дрейфа, был точной копией большого поморского коча.

Поморы не боялись ходить во льды, потому что их плоскодонные суда, в отличие от европейских килевых, были приспособлены к безопасному плаванию во льдах. Этим их замечательным преимуществом пользовались российские кормщики, проводившие свои лодьи через Баренцево и Норвежское моря из Белого в Балтийское путём, освоенным ещё в XII веке.

Поморы пользовались картами, лишёнными привычных для нас градусных обозначений и масштабных шкал. Эти карты назывались «чертежами» и, по сути, были тематическими, те есть представляли собой схемы маршрутов, на которых были показаны объекты, интересующие путешественников. Средневековые карты вообще отличались широким диапазоном информации: здесь можно было увидеть райские кущи, картины истории Рима, сцены конца света из Священного Писания и т. д. Часть «Книги Большому чертежу» картографического документа Московского государства XVII века, составленного по указанию Ивана Грозного, содержала очертания берегов Мурманского моря и «Роспись поморским рекам берегу Ледовитого океана».

Известно, что ещё в XII веке на базе новгородской ладьи был построен поморский вариант этого судна, имеющий более высокую остойчивость за счёт увеличения ширины до 8 м и приспособленный для длительного плавания в суровых северных условиях в носовом отсеке имелась кирпичная печь. Промышлявшие морского зверя охотники уверенно доходили на таких судах до кромки плавучих льдов, которая всегда служила им надёжным ориентиром дальнейшего маршрута. Следуя за отступающими на север и восток ледяными полями, поморы обнаружили лежбища моржей на острове Колгуев, открыли Новую Землю, продвигаясь ещё дальше, достигли островов Медвежьего и Надежды, подошли к восточным берегам Шпицбергена. Приобретая опыт арктического мореплавания и внося изменения в проектировку последующих вариантов морских судов ледового класса, поморы забирались в самые отдалённые и неприступные для западноевропейских кораблей районы Баренцева моря.


Новым словом арктического мореплавания стал поморский коч (на других диалектах коча, кочмора, кочмара) одна из вершин кораблестроения. Его появление датируется XIII веком, а название он получил от дополнительной противоледовой обшивки («льдяной шубы» ледового пояса вдоль ватерлинии), выполненной из прочных пород дерева дуба или лиственницы и называемой на архангельском диалекте «коцем» (архангельские поморы часто употребляют «ц» вместо «ч»). Обладая яйцевидной формой корпуса, чтобы судно не было затёрто льдами и выжималось вверх боковым напором атакующих льдин, поморский коч мог дрейфовать до тех пор, пока не будет вынесен на открытую воду. Кроме того, коч можно было перетаскивать волоком по льду, наматывая на шпиль (специальный ворот) канат, зацепленный за прочный ледовый уступ или закреплённый якорем в вырубленной лунке. Подобным же образом, волоком, по подкладываемым поочерёдно под днище сосновым брёвнам, преодолевались осушные участки пути. Конструкция коча имела ряд новинок, используемых впоследствии зарубежными мастерами, в частности, при постройке ледоколов. Эти прекрасные суда, служащие в полтора-два раза дольше, чем корабли, сошедшие со стапелей лучших европейских верфей, были изготовлены беломорскими мастерами.

Именно на кочах Семен Дежнев и Федот Попов совершили плавание от реки Колымы вокруг Чукотского полуострова на реку Анадырь в 1648 году. Обогнув восточную оконечность Азии, суда Дежнева и Попова вышли в Тихий океан. Это были первые европейцы, совершившие плавание в северной части Тихого океана.

Берега Северной Двины считались наиболее удобным местом для судостроения: здесь в изобилии произрастали корабельные сосны, не было недостатка в других материалах, необходимых для изготовления корпуса кораблей, а значительная удаленность от склонных к завоеваниям иностранных государств служила надёжным гарантом защиты от военных посягательств.

В конце XIX века даны следующие описания промысловых судов:

· Шняка представляет собой беспалубное судно из толстых досок, шитых бечевкою (стоянкой), со снимающейся мачтой и прямым рейковым парусом. Строятся шняки в Поморье. Шняка очень тяжела на веслах и едва может лавировать против ветра. Она, смотря по величине, поднимает 200300 пудов груза и обслуживается 34 человеками. Благодаря прочности (служит до 18 лет), позволяющей ей выносить удары о камни, что часто неизбежно при осушке, а также низкому борту, облегчающему тягу яруса, шняка является излюбленным судном наших поморов. На шняке поморы выезжают за 2560 верст от берега. Название происходит от норманнского «snekkja» («улитка»).

Доброго времени суток, уважаемые гости блога!

Сегодня День Черноморского флота, самое время вспомнить поморский флот

Открывая сегодня новую рубрику , я на базе фотоматериалов краеведческого музея (г. Архангельск), знакомлю Вас с кораблями поморов, давно ушедших лет.

В те далекие времена на суше господствовали гужевой транспорт и верховая езда. Главную же роль играли водные пути — речные и морские.

КАРБАС

(греч. – карабос, др. славянское кора, короб)

Наиболее распространенное беспалубное парусно – гребное килевое судно на Севере. Использовался на море, озерах, реках как промысловое, грузовое, пассажирское судно. Карбас ходил на веслах и под рейковыми или шпринтовыми парусами.

1 – 2 мачты. Передняя мачта обычно размещалась на самом носу, почти у форштевня. Строилась из сосны и ели. Карбасы имели длину до 12,5 метров, ширину – до 3 метров, осадку – до 0,7 метров, грузоподъемность – до 8 тонн.

Норвежское промысловое судно 13 — 20 веков. С высокоподнятыми штевнями, острыми оконечностями (нос, корма), с острым килем. Эти суда архангельские поморы покупали в Норвегии и использовали на рыбном промысле у берега» Мурмана из-за более легкого относительно шняки корпуса.

Норвежская ела была легким на ходу парусно-гребным судном, имело прямое, рейковое или косое парусное вооружение на одной мачте. Были и большие 2 — х мачтовые елы — фембурны грузоподъемностью до 6,5 тонн.

БЕЛОМОРСКАЯ ЛОДЬЯ. 19 ВЕК.

Поморское трехмачтовое промыслово-транспортное судно. Строились лодьи в Кеми, Онеге, Пинеге, Патракеевке, Коле, Мезени.

Тип судна возник в новгородские времена (11-12веках) в кругу Северо-Западной морской культуры и сложился постепенно в хорошо приспособленное к большим

арктическим походам плавучее средство, которое видоизменялось в 18,19 веках и дожило до середины 19 века.

Только с середины 19 века лодью окончательно вытеснила поморская шхуна. Хорошие мореходные качества лодьи отмечали иностранные моряки еще в 17 веке. При попутном ветре лодья могла пройти 300 км в сутки.

Длина — до 25 м, ширина — до 8 м. грузоподъемность — до 200 — 300 тонн

ФРЕГАТ — ШЛЮП архангельской постройки середины 19 веки .

Модель из старого собрания музея

КЛИПЕР-БОТ «НЕПТУН»

(АНГЛ. Clipper — БЫСТРАЯ ПОХОДКА)

Существовало множество типов ботов самого разного назначения и размеров от небольших 11-метровых лодок до 80-тонных палубных парусных судов с экипажем до 40 человек (вадбот, вельбот, пакетбот, шхербот и др.)

В дальних плаваниях не применялись.

Модель выполнена Степаном Григорьевичем Кучиным, известным в конце 19 — нач. 20 вв. онежским капитаном и поморским общественным деятелем, отцом А.С.Кучина,

для демонстрации плавающего скоростного судна, на что указывают клиперные обводы корпуса, острый киль, свинцовый фальшкиль-балластер, парусное вооружение «Йол».

Модель поступилавмузей в1975 году

По типу парусного вооружения бригантина (шхуна – бриг) несколько походила на галеас: прямые паруса на фок – мачте (1 – я от носа мачта) и косые на грот – мачте (2 – я от носа мачта).

Благодаря хорошим мореходным и маневренным качествам широко распространилась в Поморье во второй половине 19 века и окончательно вытеснила лодью на промыслах и на перевозках.

Водоизмещение – до 300 тонн. Модель из старого собрания музея. Каталог Архангельского Городского Публичного музея 1905 г.

Продолжение следует.

Когда заходит речь об истории создания Российского флота, говорят о трёхсотлетии. Цифра очень странная, она вызывает недоумение. Трудно не задаться вопросом: а как же жила наша держава, имея столько морских границ, до Петра I, которого традиционно считают основателем отечественного флота? Ведь история России измеряется тысячелетиями.

Однако, многочисленные справочники дают информацию, касающуюся истории кораблестроения в России, только начиная с петровских времён.

Несмотря на это история хранит память о древнем поморском судне с удивительным названием – КОЧ. А слово это пришло к поморам с новгородской земли, где «коца» или «коча» означало одежду. Название выбрано не случайно, так как суда буквально «одевались в шубу» - корпус их был защищён от натиска льдов двойной обшивкой. На таких судах поморы могли ходить за тысячи километров по северным морским просторам, занимаясь рыбным промыслом. Кочи славились своей прочностью. Деревянные конструкции, изготовленные из лучших пород дерева (лиственница, сосна, красное дерево) – крепили железными скобами, которых шло на судно от трёх до четырёх тысяч и гвоздями. В документах архиепископа Холмогорского за 1695 (!) год можно прочесть об архангельских кочах длиной 18,5 метров и шириной 5,14 метра, грузоподъёмностью 30-40 тонн, что превышает размеры некоторых современных траулеров.

Поморские кочи преодолевали в сутки 150-200 километров в то время, как английские купеческие суда – около 120 километров, а голландские фрегаты – лишь до 80-90 километров.

На этих уникальных судах поморы достигали таких арктических широт, которые были недоступны никаким другим судам с металлическим корпусом и механическими двигателями. Уникальны они были не только своей защитной «шубой», но также яйцевидной формой корпуса. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали такое судно, его корпус не раздавливался, а выжимался наружу. Эти суда, слывшие самыми долговечными на протяжении пяти столетий, приобрели, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, ещё одну необычную особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег.

Народы русского Севера сохранили имена гениальных «кочевых мастеров», составлявших целые династии. Это семьи Дерябиных, Варгасовых, Вайгачевых из Холмогор, братьев Кулаковых из Архангельска, пинежских умельцев Антона Пыхунова и Ефима Тарасова. О древнем поморском коче напоминают нам некоторые географические названия Арктики. Например, Кочевая губа в устье реки Яны. Характерно то, что все мастера при строительстве кочей применяли только свой, «кочевой» инструмент: по-особому заточенные свёрла, буравчики, пилы, тёсла, топоры.


Древнерусский коч "ледового класса"


Таким образом, становится очевидным, что Россия в области кораблестроения шла своим, совершенно особенным, самобытным, отличным от западных традиций путём. Царь Пётр I, позаимствовав заграничный опыт кораблестроения, решил преобразовать российский флот по западным образцам. Под угрозой смертной казни строительство «староманерных» судов было строжайше запрещено. По некоторым источникам, кочи по приказу царя просто уничтожались.

Но, несмотря на строгие меры, великий российский преобразователь не смог добиться полного повиновения потомственных кочевых мастеров, которые под угрозой расправы сумели сохранить вековой опыт и традиции своих предков, продолжая строить кочи.

Благодаря подвигу поморов, некоторое количество кочей сохранилось до начала ХХ века, когда на них обратил внимание и по достоинству оценил Ф. Нансен, задумавший к тому времени трудную экспедицию на Северный полюс. При выборе прототипа для строительства судна «Фрам», которое, по замыслу, должно было дрейфовать во льдах, он отказался от всех новейших типов стальных кораблей и принял решение построить судно по опыту кочевых мастеров, из лучших пород дерева, с яйцевидной формой корпуса, чем обеспечил успешное проведение экспедиции.

Адмирал С.О. Макаров, разрабатывая модель первого в мире ледокола, воспользовался советом Нансена и также остановил свой выбор на яйцевидной форме корпуса и, по образцу поморских кочей, срезал носа и кормы. Эти гениальные изобретения древних поморских мастеров оказались настолько удачны, что и сегодня, через столетие после создания первого в мире макаровского ледокола «Ермак», они считаются непревзойдёнными для строительства судов ледового плавания.



Если вы откроете многотомную «БСЭ», то не ищите в ней слово «коч». Его там нет. Как же такое могло случиться? Оплошность, умысел или пренебрежение к историческому наследию Родины? Загадка, на которую нет ответа. Нет о них ни слова в школьных учебниках. Лишь в толковом словаре В.И. Даля, низкий ему поклон, нашлось короткое сообщение в несколько строк о славном судне коч.

…А студёные северные моря бороздят сегодня правнуки древних поморских судов – атомоходы «Сибирь», «Арктика», «Россия», так поразительно похожие на своего незаслуженно забытого, красивого, технически совершенного пращура – древнего коча.

Волей судьбы они стали ему достойным памятником.

Борис Шергин

Словарь поморских и специальных слов и выражений,
объяснение собственных имен и названий

Адмиральский час — так с петровских времен и почти до революции назывался в Архангельске полдень.
Аксинья-полузи мница — 24 января старого стиля. По народному календарю — середина зимы, уже прошла половина холодов.
Аред — мифическая личность, упоминаемая в Библии, достопамятная удивительным своим долголетием.
Аредовы веки — народное русское выражение удивительного долголетия, равнозначно с "Мафусаиловы годы".
Афанасьев день — 18 января старого стиля. С этого дня кончается полярная ночь, в полдень показываются утренние зори. Со 2 февраля старого стиля появляется солнце, светлое время увеличивается с каждыми сутками, постепенно переходя в беззакатный северный трехмесячный день.

Барк , барка — океанское парусное судно, у которого задняя мачта снабжена косыми парусами, а остальные имеют прямые паруса.
Бахилы — высокие кожаные сапоги на мягкой подошве с круглыми носками, сшитые на прямую колодку; удобны для хождения по толстому льду в зимнее и летнее время, употребляются поморами на промыслах.
Баюно к (от слова "баять") — сказочник.
Берчатый (от слова "бердо") — узорчатый; узорчатое нецветное тканье.
Бла го — много.
Блазни ть — мерещиться, казаться, представляться.
Браты ня — деревянный или медный сосуд для браги или кваса.
Бриг , бригантина — типы легкого двухмачтового судна: у брига прямое вооружение, у бригантины — вторая мачта с косыми парусами; строились на Севере в 18 и 19 веках.
Бу ево — открытое возвышенное место.
Бус , бу сель — мелкий дождь, мокрый туман, морось.
Бутенант — воинский чин в польской армии во времена польской оккупации 1612 года.
Быва нье — событие, происшествие.
Быстри на — течение, быстрота, быстрое течение воды.

Ва женка — самка оленя.
Вап , или вапа , — краска.
Ва рака — гора, крутой холм, скалистая гора у берега моря.
Ватерлиния — линия или полоса, наведенная краской по корпусу судна от носа к корме. Глубже этой линии судно при погрузке не должно садиться в воду.
Веденьев день — 21 ноября старого стиля. По народному календарю — время обильных снегопадов: пошла настоящая зима.
Велизария питает — Велизарий, знаменитый византийский полководец (499-565 гг.), после громких побед над персами и другими врагами Византии в результате дворцовых интриг подвергался временной опале, которая впоследствии и дала повод к легенде об ослеплении Велизария, о том, что кончил жизнь он нищим. В старинных школьных хрестоматиях можно было прочесть историю Велизария, в которой упоминалось, что мальчик-поводырь собирал подаяние для прокормления несчастного Велизария.
Верес , вереск — можжевельник; вересовый — можжевеловый.
Верфь — место, где строят суда и корабли.
Ве треница — шитый из разноцветной материи длинный и узкий флаг, показывавший направление ветра; прикреплялись на длинных шестах. Встречались и служили скорее украшением в Архангельске, включая и начало 20 века.
Ветхое (ветховое) озеро — озеро, в котором рыба ловится только на ветхом (ущербном) месяце.
Взво день — сильное волнение на море; крутая, большая волна, крутой вал.
Вздохнуло море — начался прилив.
"Виноград (то есть сад) Российский" — книга Андрея Денисова (1675-1730 гг.) о преследованиях, которым подвергались со стороны церкви и царской власти староверы в конце 17 и в начале 18 века. Андрей Денисов основал на реке Выг крупное поселение староверов, которое стало своеобразным культурным центром Поморья (так называемая Выгореция).
В испо ди головой — низко склонив голову.
Вняться — вникнуть, понять.
Вода кро тка — отлив, состояние воды во время наибольшего отлива, затишье при смене отливно-приливных течений.
Вож — вождь.
Волоща не — жители волости.
Вороти ша — возврат, возвращение.
Всток (также всточник) — восточный ветер; порывистый, часто штормовой силы ветер с востока, дующий в западном устье пролива Маточкин Шар.
Всхожее и закатное солнце — восход и закат.
Выть — еда, прием пищи. В обычных условиях у поморов было три-четыре выти в день: первая выть — завтрак, между 4 и 6 часами утра; вторая выть — обед (обе дник) в 9 часов утра; третья выть — па ужна — между обедом и ужином; четвертая выть — ужин (ужна). На промыслах были две главные выти: первая — в 9 часов утра и вторая — в 3 часа дня.
Во сре ту — навстречу.
Вязьбленное тканье — род сквозной узорчатой прошивки на ткани, сделанной посредством выдергиванья поперечных ниток, — мережка.

Га льот — вид морского парусного судна, разновидность шхуны голландского образца, на Севере появилась с 18 века.
Га ндвиг — песенное название Белого моря, слово скандинавского происхождения.
Гарчи т , гарка ть — хрипло лаять.
Гля день — 1) Знак на берегу (обычно крест или пирамида из камней), указывающий безопасный фарватер при заходе в становище или пролив; 2) Возвышенный пункт у становища, с которого открывается широкий вид на море. Отсюда наблюдали за морем.
Глыза — глыба.
Гнус амбарный — мыши.
Гово ря — речь, разговор.
Голк — крик, галдеж
Го ломень , го ломя — дальнее от берега, открытое море; голомя нный — уходящий далеко в море.
Голубе ц — голубая, бирюзовая краска.
Горло , ги рло , горлови на — пролив, соединяющий два бассейна; Горло Белого моря — пролив, соединяющий северную часть Белого моря с Баренцовым морем.
Гость — купец.
Грумала ны (груманланы) — русские промышленники, плававшие на Грумант (Шпицберген) и зимовавшие там.
Губа , губи ца — большой залив, в который впадает более или менее крупная река. Губа носит название той реки, устье которой выходит в губу.
Гу бка , или ла хта , — небольшая губа, мелководный морской заливчик.
Гудо к — древнерусский музыкальный инструмент, похожий на виолончель.
Гусиная Земля — у поморов так называлась некая северная земля, где покоятся души храбрых и добрых людей.

"Де мортуи низиль ни бебене" — искаженная латинская поговорка: "De mortuis aut bene aut nihil" — "О мертвых (говори) или ничего, или хорошее".
Домови ще — гроб.
Досе льный — старинный.
Дра вить (то же, что драить) — тереть, чистить; палубу дравить — мыть палубу.
Дресва , дресвя ный камень — камень из породы гранитов, в пережженом и измельченном виде употребляется для мытья полов, палубы и деревянных тротуаров; для этого раскаленные в печи камни бросают в холодную воду, отчего они становятся хрупкими, а потом измельчают до крупнозернистого песка.

Егорьев день — 23 апреля старого стиля, время весеннего половодья на Севере. "Егорий с водой, Никола (9 мая ст. ст.) — с травой, Троица (50-й день после Пасхи) — с листом".

Ёзы — колья, которые вбивают в дно реки и переплетают прутьями для ловли семги.
Ёла (отсюда — ялик) — легкое на ходу беспалубное однопарусное судно с высоким носом и кормой; применяется для рыбного промысла у мурманских берегов и в Норвегии, откуда и взят поморами образец этого судна.

Жа дать — любить, ценить, жадно хотеть, жаждать.
Жать в себе — сдерживать(ся), зажимать.
Жи ра (жировать) — богатство, роскошество.

За болонь — ближайшая к коре молодая часть древесины. Превращается в годичное кольцо. Заболонь, как недостаточно окрепшая часть древесины, при подборе судостроительного материала удаляется.
Задве нный — удаленный, далеко задвинутый.
За лёжка — скопление зверя на льдине или на берегу.
Закати мое , всхо жее — подразумевается солнце.
Заро д — стог сена.
Заруди ть — окровавить, окрасить кровью.
Зару пасить — загромоздить льдом, наторосить.
Зато р — стеснение льда в устье весной.
Здви женье — воздвиженье, церковный праздник 14 сентября старого стиля. По народному северному календарю с этого дня начинается холодное время.
Земляна старуха — древняя старуха, "в землю зрит, край могилы ходит".
Зимнее море — часть Белого моря, прилегающая к Зимнему берегу.
Зимний берег — восточное побережье Белого моря от Двинской губы до Мезенской.
Знатли вый — знахарь, ведун.
Зуёк — северная птица вроде чайки. Зуйками называли у поморов мальчиков, работавших на промысловых судах.

Ико тница (от слова "икота") — больная особой, вроде падучей, распространенной на Севере болезнью, — кликуша — бранное слово у пинежан и мезенцев.

Казё нка — каюта на судне, в которой помещался или хозяин, или кормщик.
Камка — шелковая ткань с разводами восточного (китайского или царьградского) или венецианского происхождения (по былинному выражению, "не дорога камка — узор хитер").
Канон — правило, чин.
Канская земля — полуостров Канин, в прежнее время место безлюдное. "В канский мох провалиться" — затеряться, пропасть.
Ка нтеле — музыкальный щипковый инструмент вроде гуслей у финнов и карелов.
Ка рбас — парусно-гребное судно древнерусского образца для речного и морского прибрежного плавания. Карбас легок и поворотлив на ходу; распространен на Севере до наших дней. Морские карбаса были с палубой.
Ка рбасник — владелец карбаса.
Кемь — западный берег Белого моря с центром в городе Кемь.
Кептен — капитан.
Керёжка — вид санок с плетеным кузовом; в них промышленники тащили за собой продовольствие и мелкие снасти.
Кожаный старец — в Соловецком монастыре старец, заведовавший запасами кожи и кожаных изделий.
Коко ра , или кеко ра , — ствол дерева с корневищем; при помощи ее связывают бимсы со шпангоутами. На речных судах заменяет шпангоуты.
Копы лья , копо лы , или уто ры , — вертикальные стояки у саней, вделанные в полозья. "Поставить разговор на копылья" — заговорить о главном, основном; "с копыл сбиться" — потерять правильную нить в жизни, сбиться с панталыку.
Ко рга — каменистый островок или мель, образовавшаяся у берега.
Ко рга , или корг , — передний вертикальный брус, крепящий обшивку судна спереди, — форштевень.
Коре ла — западный берег Беломорья (Карелия).
Кормщик , или корщик , — капитан морского промыслового судна.
Коробка нищая — презрительное выражение; на Севере нищие ходили с коробом или корзиной.
Ко ртома — аренда.
Косты ч — косоклинный, с застежками по переду, сарафан у староверок.
Котля на — судовая артель промышленников на моржей.
Ко ча , коч , или кочма ра , — древнейшее парусное палубное судно, устройством схожее с лодьей, но значительно меньших размеров. Коча известна на Севере еще во времена новгородского владычества.
Кошка — отмель.
Кренево й — крепкий.
Кренья — полозья.
Крестовые братья — названые братья.
Кроте ть — ослабевать, уменьшаться. Кроткая вода — отлив. Зима окротела — конец зимы.
Кряж — выступ горы.
Ку десы — волшебство, чародейство.
Куку ль — шапочка из меха или тонкого сукна вроде капора или чепца, носили монахи и дети.
Кулёмка — ловушка для зверя.
Кумири ческие боги — боги античной мифологии (от слова "кумир" — изображение языческого бога).
Ку тер — вид морского парусного судна; строились на Севере в 18 и 19 веках.
Ку фман (норвежск.) — купец.

Лазо ри — утренние зори.
Ла хта , ла хтица — небольшой морской залив.
Левка с — смесь клея или олифы с мелом; левкасом густо покрывали предмет, подлежащий окраске.
Лека ла — модель, форма частей судна в натуральную величину или части деревянного чертежа, сколоченные на месте постройки судна. Расположение лекал определяет очертания будущего судна.
Лесина — дерево.
Ле стовка — четки у староверов; полотняные четки клали с умершими.
Лета 7158-1650 года ; летосчисление в допетровской Руси, до 1700 года, велось "от сотворения мира" (1650+5508).
Летние горы — то же, что и Летний берег — часть побережья Белого моря, влево от устья Двины.
Лихора дство — злодейство, злой умысел, злой поступок, лиходейство.
Лихте р — буксирное разгрузочное судно. Товары с больших кораблей выгружаются на лихтеры и так доставляются на берег.
Ло дья — самое большое из поморских судов, морское палубное трехмачтовое парусное судно. Древняя лодья подымала груз в 12 тысяч пудов.
Лонша к — годовалый.
Лопь , Ло пский берег — так в старину называли Кольский полуостров, где жили лопь, лопины, или лопари, — исконные жители Кольского полуострова. (Отсюда — Лапландия.)
Льяло — приспособление для литья пуль.

Матерая вода — места с большими глубинами, глубь; матерый берег — материк; матерый лед — ледник, или глетчер.
Ма тица — балка, которая поддерживает доски потолка.
Ма на (от слова "манить") — обман.
Ма ра (отсюда — марево) — мираж, густой туман.
Медведь — остров Медвежий.
Межо нное время , также меженник , межень — тихие дни в середине лета, когда почти совсем нет ветра; уровень рек в это время принимается за норму при исчислении нормального уровня.
Михайлов день — 8 ноября старого стиля; на Груманте начинается полярная ночь.
Многоядная (от слова "многояденье" — обжорство) — много пожравшая.
Мягкие — приятные на ощупь.

Набат — барабан.
Наблюдник — полка, на которую ставят тарелки на ребро.
На волок — возвышенный мыс.
Навь — мертвец; навий — относящийся к мертвому.
Навыкновенные дохматы (от слова "навык") — незыблемые правила; привычные, установившиеся порядки.
На кры — медные тарелки в оркестре.
Напрасный — внезапный.
Натоде льный — для того сделанный; специально сделанный, приспособленный или предназначенный.
Нать — надо.
Находа льник (от слова "наход" — набег, наскок) — участник набега, разбойник.
Немецкая слобода — район в Архангельске. Здесь с давних времен жили домами и дворами немцы, англичане и голландцы. До германской войны 1914 года Немецкая слобода слыла самой богатой частью города.
Немо жет (отсюда — неможется) — болеет.
Несоблю дно — небрежно.
Нестуди рованный (от слова "штудировать") — неученый.
Никола вешний — 9 мая старого стиля.
Николин день — 9 мая старого стиля, на Новой Земле — поворот от зимы к весне, прилетают птицы.

Обаятельный — волшебный, оговоренный (от слова "обаять" — околдовать, очаровать).
Обе дник — юго-восточный ветер.
Обмен (ругательн.) — обманный, поддельный, фальшивый (человек).
Ободве рина — косяки у дверей.
Огне ло (от слова "гнет") — придавило, прижало.
Одина кий — единственный.
Озно ба — простуда.
Окладное бревно — основание дома.
Оку тка (отсюда — окутывать) — одеяло.
Оли — даже.
Оприко сить — сглазить.
Орда — небольшой зверек из редкого, уничтоженного сейчас вида полосатой белки.
Остуда — холодок, холодное отношение.
Относ , унос , попасть в унос или относ — быть унесенным на льдине.
Отпря дывать — отскакивать; отпрядыш , отпрядный камень — отпрянувший, отскочивший от берега в воду камень, одиноко стоящий в воде камень.
От Петрова до Покрова — от Петрова дня (29 июня старого стиля) до Покрова дня (1 октября старого стиля).
Очередь — степень, чин.
Ошку й — белый медведь.

Па весть — слухи, недостоверные вести (в отличие от вестей); ни вести, ни па вести — ни вестей, ни слухов, никаких известий.
Палагу нье (поллагуна) — деревянный лагун для молока.
Па волока — холстинка, которую наклеивали на доску, приготовляя последнюю к живописи; потом покрывали левкасом, лощили, полировали, а после этого наносили рисунок.
Па ртес — нотное пение по партиям.
Па ужна — третий в течение дня прием пищи у поморов-промышленников (см. слово "выть"), еда между обедои и ужином.
Перела дец — набор колокольчиков, аккомпанирующих гудку.
Перешерсти ть — перебрать, переменить.
Пла стать — гореть широким, сильным пламенем.
Побере жник — северо-западный ветер.
Побо чина — боковая обшивка у судна.
Побыва льщина — быль, бывальщина.
По ветерь — попутный ветер, наповетерь — по ветру, на попутный ветер.
Погуда льце — смычок для игры на гудке.
Поддо н — нижний настил судна, в отличие от верхнего настила — подтоварья.
Подтова рье — деревянный настил, идущий над днищем судна, на который кладут груз; предохраняет груз от подмочки.
Пожиточный — имеющий много пожитков (имущества), зажиточный.
Поклониться большим обычаем — поклониться в пояс — знак большого уважения.
По крут — команда промыслового судна; по крут обряжать — набирать, вербовать команду.
Полдень — юг. На полдень — на юг.
Поливно й камень — камень, покрываемый водой во время прилива.
Полу дник (на полдень, на юг) — южный ветер.
Полуно чник — северо-восточный ветер.
Поносу ха — метель снизу, без падающего сверху снега.
Попа жа — попадание, попадать.
Пора то — очень, весьма, сильно, крепко.
Породить — прибавить, укрупнить; прибавить силы, здоровья.
Порозно — порожно, пусто.
Порядо вный — идущий по одной линии, соседний.
Поседа теть — поседеть.
Посло вный — повинующийся по первому слову.
По солонь (по солнцу) — поворот по солнцу, в направлении движения солнца.
Постано вный — степенный.
По стать — статность, осанка; постате йно — статно, прямо, с достоинством; постатейно поет — поет как подобает.
Постель реки — русло реки.
Прибе гище — пристань, причал для кораблей.
Приглу бый — крутой (под водой) берег, под которым глубоко.
Припра вить — приняться; приправить работы — приняться за работу.
При четь — поэтические речи, распеваемые на Севере женщинами в торжественных случаях жизни.
Прове щиться — говорить, высказываться (от слова "вещать").
Про курат — проказник, затейник, шутник.
Прохвати ться — спохватиться.
Пру жить , опружить — опрокидывать.
Пря день — пряжа.
Пых — дух; пых перевести — дух перевести.

Раде ть — усердно желать, стремиться.
Ра доница — родительский день, день поминовения усопших.
Разво дье — время смены течений; лед в это время расходится, образуя проходы для судов.
Ра ньшина — небольшое поморское судно древнего типа, приспособленное для ранних весенних промыслов.
Ранго ут — общее название всех деревянных или стальных брусьев на судне (мачты, реи, стеньги, бушприта), на которых укреплены паруса.
Реями ходить — лавировать.
Рождество — христианский праздник рождения Христа, 25 декабря по старому стилю.
Розный — рваный.
Ро мша — промысел морского зверя "лодками", то есть объединением малых артелей (по 6-8 человек).
Ро пака , ропаки — нагроможденье льда, гряды стоящих по берегу льдин.
Ро чить (мореходн.) — закреплять, привязывать; рочить шкоты — крепить шкоты.
Румпель — рычаг для управления судном.

Са лма — пролив между островами или между островом и материком.
Са льница — сковородка с налитым в нее салом. В носок вставлялась льняная светильня.
Све и — шведы.
Све стен — имеет вести, знает.
Свиль — винтообразно расположенные волокна в дереве, делающие его непригодным для обработки.
Сго рстать — схватить в горсть.
Семенов день , или Семен-летопроводец , — 1 сентября старого стиля, начало осени.
Сивер , или север , — северный ветер.
Сири н (от греческого слова "сирена") — в памятниках древнерусской письменности и в народных сказках фантастическая птица с женским лицом и грудью.
Скоморох — бродячий актер в древней Руси.
Скорополу чно — скоро и благополучно.
Сли чные — схожие друг с другом, похожие лицом, одинаковые.
Сменный ветер — переменный ветер.
Со ломбала — древний пригород Архангельска; здесь долго сохранялся старый быт.
Спо лохи — северное сияние.
Сряжаться — собираться.
Стадный (от слова "стадо") — многий, многочисленный.
Становой — главный.
Ста рина , или стари на , — эпическая песня.
Ста тки — остатки, наследие, наследство.
Стекольный — Стокгольм.
Стеньга — продолжение верхнего конца судовой мачты.
Сте пень — ступень; стать на степени — стать на ступени; степенные — здесь: члены правления.
Столе шница — дощатая поверхность стола, верхняя доска.
Стра дник — бранное слово; буквально — крестьянин-бедняк, нанявшийся в работники на летнее время (в страду), последний бедняк на деревне.
Странный человек — странник.
Страстная неделя — последняя перед Пасхой неделя Великого поста.
Стреж — фарватер реки.
Стро чное пенье , солевое — музыкальные термины у поморов.
Сретенев день — 2 февраля старого стиля, начало промыслов тюленя.
Суво й , или толкунцы , — беспорядочное волнение при встрече противоположных течений или при встрече ветра и течения.
Сузе мы — дебри.
Суря дный — опрятный, порядочный, чистоплотный, правильный.
Сы гровка — репетиция.

Такелаж — веревочная оснастка судна; стоячий такелаж — снасти, которые удерживают в надлежащем порядке мачты и прочие брусья, служащие для установки парусов; бегучий такелаж — снасти, посредством которых производится управление парусами.
Тала несть — талант, способность.
Тана-губа — Тана-фиорд.
Телдоса — деревянные щиты на дне, — внутренняя обшивка палубного судна.
Терту ха — массажистка.
Тино к , или тинек , — моржовый клык.
Титла вытвердить — выучить условные обозначения принятых в церковнославянском языке сокращений (от слова "титло" — надстрочный знак, обозначающий пропуск букв, сокращенье, характерное для некоторых слов церковнославянского языка).
Тиу н (устар.) — судья низшей степени.
Толкучие горы — беспорядочно расположенные горы.
Торосова тый — малопроходимый из-за скопления торосов — морских льдов.
Триодь Цветная — собрание пасхальных песнопений в православной церкви.
Троицын день — начало лета на Севере; по церковному календарю — 50-й день после Пасхи.
Тру дники , или годовики — подростки, которых родители "по обещанию" отдавали на срок в Соловецкий монастырь, одновременно они обучались судостроительному мастерству.
Тули ться — прятаться, укрываться.
Турья гора — гора на Западном берегу Белого моря.
Туск (отсюда — тусклый) — непрозрачное, тусклое небо.

Уго р (от слова "гора") — возвышенный, гористый берег, незатопляемая приливом часть берега.
Удробел — оробел.
Упря г — мера рабочего времени в крестьянстве в прежнее время, от отдыха до отдыха, — примерно треть рабочего дня.
Усади ть — украсть.
Устья не — жители речного устья.
Утлый — ветхий.
Утренник — весенний или осенний мороз по утрам, до восхода солнца.
Ушкуйники , или ошкуйники (от слова "ошкуй"), ушкуйная голова , первоначально — промышленники на белого медведя; смелые, отчаянные люди. В древней Руси ушкуйниками назывались ватаги новгородцев, которые в больших лодьях — ушкуях — ходили на дальние северные реки и занимались разбоем.

Фактория — торговая контора и склад купца за морем.
Форште вень — брус по контуру носового заострения судна; в нижней части соединен с килем.

Хехена — гиена.

Черё ва — внутренности рыб.
Чернопа хотные реки — реки, по берегам которых преобладало земледельческое население.
Читать по то лкам — читать бегло, в отличие от чтения по слогам.
Чудь — чудское, финское племя, в древности населявшее северную Русь.
Чу нка — детские санки с высокими побочинами и спинкой — кузовом.

Шаньга — ячменная лепешка на масле, сметане, с крупой.
Ша ять — тлеть.
Шело ник — юго-западный ветер (с Шелони).
Шкипер — лицо, ответственное за палубное имущество на морских судах.
Шку на — вид морского парусного судна; строились на Севере в 18-19 веках. На шкунах поморы плавали почти до наших дней.
Шнё ка — рыбацкое однопарусное судно на Мурмане, образец которого взят у древних норманнов. На шнеках поморы промышляли треску еще в начале 20 века.
Шня ва — род поморского судна, отличалось неповоротливостью.
Ште вни — носовой и кормовой — брусья, сдерживающие концы досок, образующих обшивку судна. Поморское название штевня — корг или упряг.

Этажи ссе (простонар.) — возвышаешься, задаешься.
Этта — здесь.

Юрово — стадо морского зверя; Юровщик — староста артели на промысле морского зверя, самый опытный мореход-промышленник.

Ягра — протянувшаяся от берега в море подводная отмель.
Ярь — медная окись, употребляемая в качестве зеленой краски.

Борис Шергин, "Океан — Море Русское" Москва, "Молодая Гвардия", 1959 г.

Борис Шергин, "Древние Памяти", Москва, "Художественная литература", 1989 г.

Поморский коч

Начало судостроения на Севере относится к XI в., когда в этот регион проникли славяне-новгородцы. Для зверобойного и рыбного промыслов, добычи жемчуга они строили деревянные суда – лодьи, ушкуи а затем кочи, карбасы, раньшины, шняки, кочмары. Первые верфи называли на Руси плотбищами (от плотник, плотничать). Строительство судов велось зимой-весной, в свободное от промыслов время. Служили суда 3-4 года.

Старейшими центрами поморского судостроения были села Кандалакша, Княжая Губа, Ковда, Кемь, Кереть, Окладникова Слобода в устье Мезени, Подпорожье в устье Онеги, Пустозерск в устье Печоры, устье Северной Двины, Холмогоры. В связи с дальнейшим проникновением русских на север Кольского полуострова в середине XVI в. изготовление рыболовных судов началось в Усть-Коле (современная Кола) на берегу мелководного незамерзающего залива. Кола стала главным центром судостроения на Мурмане. В Сибири суда строились в Березовском остроге и Обдорске (современный Салехард) в устье Оби, в Мангазее, Якутске, Колымском остроге.

Наиболее самобытным, распространенным и известным типом северного судна стал поморский коч. Именно на кочах совершались плавания, во время которых поморы и казаки совершили немало географических открытий. Кочи оказали значительное влияние на дальнейшее развитие типов судов, использовавшихся для освоения полярных морей.

Коч – поморское деревянное морское и речное судно XIV в. – начала XX в. Представлял собой результат развития новгородского ушкуя – военного и торгового судна, строившегося в XIII-XV вв. Киль ушкуя вытесывался из одного ствола и представлял собой брус, поверх которого накладывалась широкая доска, которая служила основанием для поясов наружной обшивки.

Поморский коч

Название «коч», возможно, происходит от слова «когг» (суда Ганзейского союза, распространенные на севере Европы в XIII-XV вв.). По другой версии поморское слово «коца», или «коча», обозначало одежду. Снабжая корпус двойной обшивкой, поморы как бы одевали свои суда.

Первоначальная длина беспалубного коча – 18-19 м, ширина – 4-4,5 м, осадка – 0,9 м, грузоподъемность – 3,2-4 т (200-250 пудов). Их строили из сосновых или кедровых досок длиной более 2 м и шириной 0,71 м. Доски получали, раскалывая дерево на 3-4 плахи и обтесывая их. На строительство коча шло свыше 3000 крепежных скоб, около 1 км канатов и веревок. В безветренную погоду коч передвигался с помощью четырех пар весел.

Коч был пригоден для плавания под парусом или на веслах по чистой воде и в битом льду, а также для преодоления волоком не очень широких и относительно ровных ледяных полей. Они выдерживали удары льдин, были очень маневренны, что немаловажно при движении в заливах, близ берега, на мелководье, а также в разводьях. Их небольшая осадка позволяла поморам заходить в устья рек и приставать к берегу практически в любом месте.

Главной особенностью коча была яйцевидная форма корпуса, благодаря которой при сжатии льдов судно выталкивалось наверх. Опыт поморов впоследствии учитывали норвежский судостроитель К. Арчер при проектировании научно-исследовательского судна «Фрам» и вице-адмирал С.О.Макаров при создании первого в мире арктического ледокола «Ермак».

Судостроители-поморы использовали свою собственную терминологию. Каждая деталь коча имела свое особое название. Детали набора изготавливали преимущественно из сосны и лиственницы. Килем служила «матица» – ствол, на концах которого устанавливали наклонные «корги» (штевни), а по всей длине, с интервалом примерно полметра, размещали «урпуги» (шпангоуты) и «курицы» (кряжи-обручи). Сверху те и другие соединялись «перешвами» (бимсами), а на них настилали верхнюю палубу. Ниже ее к шпангоутам скобами и реже гвоздями крепили набои и обшивины – доски наружной обшивки, заполняя пазы просмоленной паклей. Несколько выше и ниже ватерлинии укладывали дополнительную обшивку, так называемую «ледовую шубу», или «коцу».

Мачту (шегла) крепили вантами (по-поморски – «ноги»), к ней впоследствии прикрепляли стрелу для подъема грузов. На мачту поднимали «раину» (рей) со свободно скользящими по ней деревянными, реже железными, кольцами, к которым прикрепляли прямоугольный парус площадью до 150 м2. Раину поднимали с помощью веревочной «дроги», а управляли парусом «важами» (шкотами). Парус сшивался из холщовых полотнищ, он имел 13-14 м в высоту, 8-8,5 м в ширину. Кочи считаются первыми русскими судами с навесным рулем вместо рулевого весла (впоследствии на них устанавливался штурвал). Как и лодьи, они имели три якоря (один запасной). Коч мог проходить в сутки до 250 км. Богатая морская терминология поморов убедительно свидетельствует о том, что их суда ходили под ветром теми же галсами, что и современные парусники. Был знаком им и курс бейдевинд, когда судно идет круто под ветер.

Длительное время было принято считать мореходные качества кочей крайне невысокими. Известный полярный исследователь и историк освоения Арктики В.Ю. Визе писал о походах поморов в Мангазею в XVII в.: «…русские кочи – суда с, несомненно, очень низкими мореходными качествами, которые поэтому в литературе принято всячески поносить («утлые», «кое-как сколоченные», «неуклюжие» и т. д.), – в данном случае представляли, по сравнению с иностранными судами, скорее некоторые преимущества, потому что они плавали в Мангазею не открытым морем (где льды представляли большую опасность), а вблизи берега, т. е. по мелководному фарватеру («и в губах местами глубоко, а в иных местах и суда стаивают»). По этому фарватеру могли следовать малые кочи, но он был недоступен для иностранных экспедиционных судов с большой осадкой. Именно благодаря плаванию подле самого берега, что можно было выполнить только на мелких "посудинах", наши поморы и овладели морским путем в Обь».

Однако археологические раскопки и современные реконструкции кочей опровергают мнение об их малой мореходности. Да и вряд ли могли поморы ходить на совсем уж утлых «скорлупках» в дальние плавания на Новую Землю, Шпицберген, в устье Оби. В 1648 г. С.И. Дежнёв вышел в свое знаменитое путешествие, результатом которого стал проход Беринговым проливом на построенных в Колымском остроге больших кочах.

К середине XVI в. кочи широко распространились в северном регионе страны. Особенно много их строилось в XVI-XVII вв. в Карелии и на верфях Соловецкого монастыря, в XVII в. – в Мангазее, на полуострове Ямал, в Березове и Кеми. К XVII в. коч стал палубным, длина его иногда достигала 25-30 м, ширина – 6 м, грузоподъемность – 400 т (2,5 тысячи пудов). Корпус коча обычно делился на три «чердака» (отсека). В носовом располагалась «заборица» (кубрик) для команды из 10-15 человек, там же ставили печь. В центре устраивали грузовой трюм с водонепроницаемым «творилом» (люком), здесь размещали пассажиров – купцов и промышленников (до 50 человек). Кормовой чердак отводился под «казенку» (каюту) кормщика – капитана. Перед каютой крепились две лодки (на больших судах – два малых карбаса) для рыбной ловли, связи с берегом и снятия судна с мели. Для плавания на малых реках и озерах употреблялись малые кочи (павозки, или паузки) – плоскодонные, с низкими бортами, вначале прямыми, затем с развалом.

Работами по постройке кочей обычно руководил опытный «кочевый мастер». С течением времени на Севере сложились целые династии судостроителей-поморов – Дерябины, Варгасовы, Вайгачевы из Холмогор, братья Кулаковы из Архангельска и многие другие.

Указ о запрещении морской торговли с Мангазеей, изданный в 1619 г., надолго затормозил развитие арктического мореплавания. При этом продолжались чисто промысловые плавания поморов. В начале XVIII в. Петр I специальным указом запретил строительство судов традиционных типов, стремясь переориентировать судостроителей на создание парусников исключительно европейского типа. Но несмотря ни на что строительство кочей продолжалось. Они упоминаются даже в отчете о деятельности Архангельского порта за 1912 г.

Память о поморских судах сохранилась и на карте Арктики. Так, в устье Яны есть Кочевая губа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.