ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Каким предстает народ в пьесе борис годунов. В помощь школьнику. Несколько интересных сочинений

В борьбе за власть в трагедии сталкиваются две исторические личности: Борис Годунов и Самозванец. Победа остается за Самозванцем. Однако не Самозванец и не Борис Годунов являются главными героями трагедии. Этим главным героем, решающим исход борьбы, является народная масса. Трагедия начинается с описания событий, связанных с избранием на русский престол Бориса Годунова. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Борис появляется в трагедии не сразу. Мы еще не видим Бориса на сцене, но уже чувствуем, что обстановка в стране складывается не в его пользу: народ безучастен к его избранию, и в толпе на Девичьем поле слышатся смех и шутки; бояре тоже недовольны кандидатурой Бориса и собираются «народ искусно волновать». При поддержке Патриарха и отдельных кругов боярства Борис все же вступает на престол. Через семь лет, потрясенный слухами об успехах Самозванца, он погибает. В чем заключалась сила его соперника? Не в нем самом, а во враждебном отношении народа к Борису, в настроении народной массы. «Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?» — спрашивает Гаврила Пушкин Басманова и отвечает:

Не войском, нет, не польскою помогай,

А мнением; да! мнением народным.

Карамзин видел причину перемены в отношении народа к Борису в изменении характера Бориса, Пушкин видит ее в ходе исторических событий, в настроении различных общественных групп. Пушкин прав. Именно настроение народа проложило Самозванцу дорогу к трону. Но было ли это настроение надежным и прочным? Трагедия заканчивается сценой, когда на крыльце дома Бориса появляется Мосальский и заявляет, что жена и сын Годунова «отравили себя ядом». Народ в ужасе молчит. «Что ж вы молчите? — обращается Мосальский к народу, — кричите: Да здравствует царь Димитрий Иванович!» Народ безмолвствует. Это безмолвие было живым приговором Самозванцу. Он еще не вступил на престол, но настроение народа уже служило зловещим предзнаменованием, что и новое царствование не встретит поддержки народной массы. Действительно, через 11 месяцев Самозванец погиб. Итак, трагедия и начинается, и кончается изображением настроений народа. И именно в настроениях народной массы, определяемых реальными классовыми интересами, нужно искать причину волнений и событий того времени. Сила власти только в единении правителя с народом — такова основная идея трагедии. Нужно принять во внимание, что трагедия писалась Пушкиным в

1825 году, в то время, когда в передовых слоях русского общества уже отчетливо наметилось недовольство самодержавным режимом. Пушкина, творца вольнолюбивой лирики, певца декабристских идей, волновал вопрос о взаимоотношениях народа и государственной власти. Может ли самодержавный режим удержаться без поддержки народа? С другой стороны, может ли борьба декабристов с самодержавием увенчаться успехом без опоры на народные массы? Эти вопросы стояли перед Пушкиным, когда он приступал к созданию «Бориса Годунова». Трагедия и была тем художественным произведением, в котором глубоко современный для Пушкина вопрос о борьбе за власть решался поэтом на материале русской истории конца XVI- начала XVII в.

Выражая опасения за судьбу своей трагедии, Пушкин писал Вяземскому: « … Никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!».

В изображении народа, его отношения к царю у Пушкина была скрытая мысль. Недаром Пушкин, когда Жуковский сказал, что царь простит его за трагедию, усомнился в этом и

писал князю Вяземскому: « … Навряд, мой милый. Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!». Пушкин очень удачно выбрал эпоху Годунова, чтобы показать особое отношение народа к власти: разобщенность народа и власти характерна для нашей истории. Он возражал тем, кто оправдывал самодержавие исконной патриархальной преданностью народа царям. В одном из писем 1827 года Пушкин писал, что в Пимене он хотел выделить черту, пленившую его в летописях: «набожное усердие к власти царя, данной Богом». Но эта черта перекрывается простодушным бесстрастием летописца, с которым он пишет и о свирепых казнях Иоанна, и о бурном новгородском вече, и «спокойно зрит на правых и виновных». В изображении же народа нет и следа такого «набожного усердия к власти царя». Наоборот, народ и царь изображаются как две разобщенные и враждебные друг другу стихии.

Всегда народ к смятенью тайно склонен:

Так борзый конь грызет свои бразды;

На власть отца так отрок негодует … —

говорит в трагедии Басманов, —

Но что ж? конем спокойно всадник правит,

И отроком отец повелевает.

Борис отвечает:

Конь иногда сбивает седока,

Сын у отца не вечно в полной воле.

Лишь строгостью мы можем неусыпной

Сдержать народ.

Та же мысль о разобщенности между народом и властью в монологе Бориса:

Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать —

Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мертвых …

Какая власть ненавистна для черни? Против какой власти народ всегда тайно склонен к смятенью? Против той власти, которая держит народ в полном подчинении, как всадник коня, как отец отрока; против той власти, которая пытается милостями «усыновить сердца своих рабов», но оставляет их рабами, которая убеждена, что народ можно сдержать лишь «строгостью неусыпной». Об особом «духе русского народа», говорит в трагедии один только Самозванец, и когда же — в хвастливой речи перед патером Черниковским, которому он обещает в два года обратить весь русский народ в католичество:

Я знаю дух народа моего;

В нем набожность не знает исступленья:

Ему священ пример царя его.

Но значение этих слов тут же ослабляется третьей чертой народа:

Всегда, к тому ж, терпимость равнодушна.

Это и есть главная причина разобщенности царя и народа: народ угнетен до такой степени, что стал равнодушен ко всему, даже к перемене веры. Удивительно ли, что его не могут тронуть милости Бориса, как бы велики они ни были. В этой роли угнетенного до полного равнодушия к переменам на престоле и выступает неизменно во всей трагедии народ — «бессмысленная чернь», которая

Изменчива, мятежна, суеверна,

Мгновенному внушению послушна,

Легко пустой надежде предана,

Для истины глуха и равнодушна …

Таким предстает народ в первых сценах трагедии, при избрании царя Бориса; таков же он и в последних сценах при воцарении Лжедимитрия. Пассивно соглашается он по решению бояр на избрание Лжедимитрия, притворно плачет, упрашивая Годунова принять престол, а затем так же лицемерно приветствует нового царя. Пушкин ярко оттеняет эту пассивность, сопоставляя сначала вой и плач народа, затем приветственные клики с насмешливыми разговорами в толпе:

О чем там плачут? —

Д как нам знать? то ведают бояре,

Не нам чета.

Все плачут,

Заплачем, брат, и мы.

Что там еще? —

Да кто их разберет? —

Венец за ним! он царь! он согласился!

Борис наш царь! да здравствует Борис!

Нет самостоятельных действий народа и в последних сценах признания Лжедимитрия царем и убийства детей Бориса. Народ опять действует по указке бояр. Боярин говорит речь, приглашая бить челом Лжедимитрию, и народ отвечает:

Что толковать? Боярин правду молвил.

Да здравствует Димитрий, наш отец!

По предложению мужика, взобравшегося на амвон, народ толпою несется вязать, топить «Борисова щенка», но останавливается перед дворцом. Приходят бояре. Народ почтительно расступается. Бояре входят в дом Борисов. Народ недоумевает: «Зачем они пришли? — А верно, приводить к присяге Феодора Годунова». Выходит Мосальский и неожиданно объявляет, что Феодор и Мария Годуновы отравились. «Народ в ужасе молчит». Но и после слов боярина: «Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» — «народ безмолвствует». Эта знаменитая фраза, которой заканчивается трагедия, еще сильнее оттеняет почти автоматическую покорность народа перед властью.

0 / 5. 0

М.П.Мусоргский «Борис Годунов» (первая постановка – 1874)

Одной из основных идеей Мусоргского, воплощённых в его оперном творчестве было стремление показать истинную историю Руси. Композитор задумал оперную трилогию о трёх революциях:

1. Борис Годунов

2. XVIII век – раскольники и западники («Хованщина»)

3. Пугачёвское восстание

I. История создания оперы: Мусоргский начал работу над «Борисом Годуновым» во второй половине 60-х. В работе над концепцией оперы композитор опирался на несколько источников:

– «Хроники» Шекспира;

– «История государства Российского» Карамзина;

– трагедия Пушкина «Борис Годунов». Композитор помещает в центр сюжетной коллизии антитезу «царь – народ», для него, как и для Пушкина очевидно, что идея абсолютной монархии преступна (для Шекспира законность власти монарха несомненна) – один человек не вправе решать судьбу всей нации. Однако финалы трагедий Пушкина и Мусоргского отличаются. У Пушкина «народ безмолвствует», Мусоргский же рисует картину стихийного народного бунта.

На настоящий момент существует несколько редакций оперы. « оставил сам Мусоргский, ещё две сделал Римский-Корсаков, изменив оркестровку, свой вариант предложил Д.Шостакович. Еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине 20-го столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера. Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен.

II. Драматургия оперы соединяет три линии:

1. Личная драма Бориса – это линия, идущая «на убыль».

2. Коллективный портрет народа – эта линия, наоборот крещендирует

3. Есть ещё драматургическая сфера-посредник – образ Самозванца. С одной стороны, эта линия формирует политический антураж эпохи, с другой – провоцирует, подталкивает развитие первых двух сфер.

III. Музыкальное воплощение драматической коллизии.

Образ народа. Эта драматургическая сфера характеризуется двояко: народ как монолит и народ, персонифицированный в конкретных персонажах-характерах.

Народ-монолит. Экспозиция образа дана в Прологе к опере, где показан народ единый в своей пассивности, действующий по принуждению (пристав). В симфоническом вступлении к I картине Пролога звучат тема «страданий народа», и тема «власти» (идея власти в данном случае воплощена в образе пристава).

I картина пролога – огромная хоровая фреска, она имеет трёхчастную структуру. Основная тема написана в духе плача, средний раздел необычен. Здесь Мусоргский выступает новатором, поскольку создаёт хоровой речитатив, который призван показать незаинтересованность народа в происходящем. Реприза звучит более динамично за счёт привлечения интонаций причета. Заключение картины – ариозо думного дьяка и хор калик перехожих.

II картина Пролога продолжает экспозицию образа: если раньше народ плакал «из под палки», то теперь он по принуждению радуется и славит нового царя. Мусоргский использует русскую народную тему «Слава хлебу» в качестве основы величального хора.

Следующий этап развития образа народа – IV действие. I картина – сцена у собора Василя Блаженного: народ верит, что самозванец – это чудом спасшийся царевич Димитрий, что подогревает ненависть к царю Борису. Столкновение народа с Борисом развивается от просьбы к требованию («Хлеба!»).

Заключительная фаза развития образа народа – сцена под Кромами, картина стихийного бунта (2-я картина IV действия). В этой сцене несколько разделов: I – речитативно хоровой, вступительный; основной – величание боярина Хрущёва; третий раздел – выход Валаама и Мисаила с проклятьями Борису «Солнце, луна померкнули» (здесь используется былинный распев «Жил Святослав 90 лет»); кульминационный раздел – хоровая фуга «Расходилась разгулялась». Её основная тема решена в духе молодецких песен, припев «Ой, ты, сила, силушка» - народная тема «Заиграй моя волынка». В момент наибольшего эмоционального подъёма появляются католические монахи и Лжедмитрий. Происходит трагический слом в образе народа – люди приветствуют самозванца, видя в нём законного царя. Оперу завершает плач Юродивого «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие»

Персонажи народной сферы.

Пимен воплощает идею равенства людей перед лицом истории, в этом образе отражена также идея народной памяти как высшего суда. Персонаж наделён 2-мя лейттемами: 1-я - тема Пимена-летописца, 2-я – тема Пимена богатыря. Она станет основной характеристикой героя и будет сопровождать его на протяжении оперы.

Варлаам и Мисаил – примеры характеристического портрета в творчестве Мусоргского. Это служители церкви, которые однако ведут совсем не церковную жизнь (пьют в корчме, участвуют в народном бунте), в этом качестве они получают сатирическую характеристику, подчёркивающую их ханжество. Первая песня Варлаама «Как во городе было во Казани» – выражение силы и мощи, стихийного удальства русского народа. Вторая песня Варлаама «Едет ён» – комическая характеристика, здесь использована народная песня «Звонили звоны».

Юродивый впервые появляется в 1-й картине IV действия. Этот образ близок по духу Пимену, поскольку воплощает идею народного суда. Юродивый обвиняет Бориса в убийстве царевича Димитрия. Его песня «Месяц едет» соответствует традиции плача и причета.

Образ Бориса. Это один из наиболее глубоких и неоднозначных образов в мировой музыкальной литературе. Сложность определяется психологической проблемой нравственности, больной совести. Бориса нельзя однозначно классифицировать как злодея, поскольку в его характеристике отмечены и положительные качества. Он показан как семьянин, любящий отец (II действие, сцена с детьми – Ксенией и Феодором), в его политических устремлениях есть позитивные черты, одна из его главных идей – власть на благо страны. Однако к власти он приходит, совершив убийство ребёнка.

Главный герой характеризуется лейттемами и развёрнутыми вокальными монологами. Лейттем несколько: первая появляется во 2-й картине Пролога – это тема мрачных предчувствий Бориса; вторая (тема семейного счастья) и третья (галлюцинации – активные хроматически нисходящие ходы) темы появляются во II действии.

В монологах Бориса (I - «Скорбит душа» из 2-й картины Пролога), II - «Достиг я высшей власти» из II действия) находят воплощение принципы речитативно-ариозного стиля, заложенные Даргомыжским. Каждая фраза текста находит адекватное воплощение в музыке. Характер музыкального высказывания меняется в соответствии с динамикой состояния героя.

Развитие образа Бориса «направляют» два персонажа – Самозванец и Шуйский. Шуйский провоцирует угрызения совести царя. Первый раз он рассказывает о смерти царевича (II действие), чем вызывает у Бориса приступ видений. Второй раз приводит Пимена (IV действие) с вестью о чуде (ему был голос царевича Димитрия, который возвестил, что принят в лик ангелов и могила его стала чудотворной). Самозванец выступает для Бориса воплощением больной совести, напоминанием о невинной жертве. Лейттема самозванца первоначально появляется в рассказе Пимена из I действия как тема Димитрия.

Развязкой образа Бориса становится сцена смерти, которая детально выстроена Мусоргским с психологической точки зрения. Борис оставляет царство сыну Феодору, проявляя себя как любящий отец, мудрый государственный деятель, политик. Он косвенно признаётся в своей вине («…не спрашивай, какой ценой я царство приобрёл») и обращается с молитвой к Богу.

Темы (по ред. П.Ламма):

Вступление к Прологу:

Тема страданий народа – с.5, 5 тактов до Ц.1

Тема пристава – с.7, Ц.4

Пролог:

I картина

Хор «На кого ты нас покидаешь» – с.9, Ц.6

«Митюх, а Митюх, чево орём?» – с.14, Ц.11 – по нотам

Ариозо думного дьяка «Православные! Неумолим боярин» – с.30, Ц.24 – по нотам

II картина

Хор «Уж как на небе солнцу красному слава!» – с.50, Ц.7

Монолог Бориса «Скорбит душа» – с.57, Ц.15

I действие:

1-я картина

Тема Пимена-летописца – с.64 (оркестр до Ц.1)

Тема Пимена-богатыря – с.67, Ц.5 – по нотам

Тема царевича Димитрия (позднее – тема Самозванца) – с.84, Ц.36

2-я картина

Сцена в корчме, Варлаам и Мисаил «Люд христианский» – с.97, Ц.10

Песня Варлаама (1-я) «Как во городе» – с.103, Ц.19 – по нотам

Песня Варлаама (2-я) «Как едет ён» – с.112, Ц.33 – по нотам

II действие , 2-я редакция (всего две редакции)

Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» – с.200, Ц.43

«Тяжка десница грозного судии» – с.202, Ц.47

Тема галлюцинаций «И даже сон бежит» (оркестровая партия) – с.207, Ц.52, 4-й такт – по нотам

III действие «польское»

IV действие

1-я картина (в редакции клавира 1874 года сцена у Василия Блаженного отсутствует)

Песня Юродивого «Месяц едет» – с.334, Ц.19

Хор «Кормилец батюшка, подай Христа ради» – с.337, Ц.24 – по нотам

«Хлеба! Хлеба!» – с.339, Ц.26

2-я картина

Сцена смерти Бориса «Прощай мой сын» – с.376, Ц.51 – по нотам

3-я картина (сцена под Кромами)

Величание боярина Хрущёва «Не сокол летит» – с.396, Ц.12 – по нотам

Варлаам, Мисаил «Солнце, луна померкнули» – с.408, Ц.25 – по нотам

Хор «Расходилась, разгулялась» – с.413

«Ой, ты, сила, силушка» – с.416, Ц.34

Пушкин А. С.Народ и его роль в трагедии Пушкина "Борис Годунов" >| Печать |

Александр Сергеевич Пушкин зачастую использовал в своем творчестве самые острые и драматичные страницы в русской истории. В трагедии "Борис Годунов" он воссоздал "минувший век во всей его истине". Поэт удачно достиг невиданных кульминаций в искусстве драмы... Персонажи этой трагедии исторически достоверны, действуют и рассуждают в соответствии со своей эпохой и нравами.

Борис Годунов описан Пушкиным всесторонне и исчерпывающе. Это превосходный отец, стремящийся дать счастье родным детям, праведный и внимательный властелин, размышляющий о благе народном, однако отчего же повсеместно он терпит поражение? Нет удачи и счастья его детям:

Я, может быть, прогневал небеса,
Я счастие твое не мог устроить.
Безвинная, зачем же ты страдаешь?

Белинский отметил, что уже в первой сцене трагедии "и исторически и поэтически верно обрисован характер Шуйского". Это глава боярской группы, потомок удельных князей "Рюриковой крови". Он сам не прочь занять престол московских царей, освободившийся после смерти царя Фёдора. Но Шуйский отлично понимает, что без помощи народа добиться своей цели он не может, и поэтому предлагает Воротынскому "народ искусно волновать". Но когда Борис избран, Шуйский превращается в "лукавого царедворца". Борису он выражает свою преданность, но полностью разделяет мятежные стремления Афанасия Пушкина. Шуйский - типичный придворный, "уклончивый, но смелый и лукавый".

В трагедии выведены и другие бояре: робкий и простоватый Воротынский; подлинный выразитель боярских взглядов Афанасий Пушкин; перешедший на сторону Самозванца Гаврила Пушкин, предок поэта, Голицын, Масальский и другие. Эти образы в трагедии Пушкину были необходимы, чтобы показать взаимоотношения царя и бояр, правящего класса и народа.

Перенося действие трагедии в Польшу, Пушкин изображает и феодальную польскую аристократию: Мнишека, Вишневецкого и других. Большое внимание уделено Марине Мнишек. "Мраморная нимфа", холодная красавица, Марина честолюбива, высокомерна, хитра. Не чувство любви, а жажда стать московской царицей руководит ею, когда она даёт согласие стать женой Самозванца.

В самом воздухе витает обвинение, что Годунов - убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа.

Пушкин показывает, что настоящая причина гибели Бориса заключается в тех силах, которые восстали против него. Здесь первое и основное место принадлежит народу. Народ и является главным героем трагедии Пушкина. Народу в композиции трагедии отведено центральное место: народ появляется в самом начале трагедии, он же и завершает её, уже после смерти Бориса и до вступления в Москву Самозванца; последний после сцены в лесу далее в трагедии уже не появляется. Не отдельные герои (Борис и Самозванец), а именно народ завершает трагедию.

Народ творец истории, подлинная основа государства. Без поддержки народа бессильны и цари, и бояре. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ обеспечил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична.

В народе живёт неистребимое стремление к свободе, к борьбе с тиранией. Народ-это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей. Афанасий Пушкин убеждённо заявляет Шуйскому: "Попробуй Самозванец им посулить старинный Юрьев день, так и пойдёт потеха". Умный Басманов говорит Борису: "Всегда народ к смятенью тайно склонен".

Сила народа - в присущей ему высокой нравственной чистоте, в отвращении к преступлениям. Он не может простить Борису убийства младенца. Народ не может простить и Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. Так народ выступает как грозный судья беззаконий и преступлений царской власти.

Пушкин на материале истории XVII века даёт ответ на важнейшие вопросы своей современности. Приближалось восстание декабристов; их слабость была в том, что они действовали в отрыве от широких народных масс.

Превосходя современных ему историков и писателей гениальным чутьём великого поэта, приближаясь к нашему пониманию роли народа в истории, Пушкин показывает и огромную силу народа, и исторически обусловленную слабость его в то время - в начале XVII века. Свергнуть тиранов народ может, но обеспечить себе благо и свободу, воспользоваться в народных интересах своей победой он не в состоянии. Причина этого - темнота, политическая несознательность народной массы. Пользуясь этой темнотой народа, политику творят цари и бояре, а не народ; плоды народной победы они присваивают себе. Пушкин отчётливо это показывает и в первых сценах трагедии ("Красная площадь", "Девичье поле"), и в заключительной сцене.

Народ в драме изображен в движении, в формировании нравственного самосознания. Сцена первого появления народа на Красной площади приглашает задуматься об отдельной оторопи общенародной массы,

Верностью исторической эпохе и правдивостью в изображении характеров отличаются и второстепенные действующие лица.
Белинский отметил, что уже в первой сцене трагедии «и исторически и поэтически верно обрисован характер Шуйского». Это глава боярской группы, потомок удельных князей «Рюриковной крови». Он сам не прочь занять престол московских царей, освободившийся после смерти царя Фёдора. Но Шуйский отлично понимает, что без помощи народа добиться своей цели он не может, и поэтому предлагает Воротынскому «народ искусно волновать». Но когда Борис избран, Шуйский превращается в «лукавого царедворца». Борису он выражает свою преданность, но полностью разделяет мятежные стремления Афанасия Пушкина. Шуйский - типичный придворный, «уклончивый, но смелый и лукавый».
В трагедии выведены и другие бояре: робкий и простоватый Воротынский; подлинный выразитель боярских взглядов Афанасий Пушкин; перешедший на сторону Самозванца Гаврила Пушкин, предок поэта, Голицын, Масальский и другие.
Эти образы в трагедии Пушкину были необходимы, чтобы показать взаимоотношения царя и бояр, правящего класса и народа.
Перенося действие трагедии в Польшу, Пушкин изображает и феодальную польскую аристократию: Мнишка, Вишневецкого и других. Большое внимание уделено Марине Манишек. «Мраморная нимфа», холодная красавица, Марина честолюбива, высокомерна, хитра. Не чувство любви, а жажда стать московской царицей руководит ею, когда она даёт согласие стать женой Самозванца.
Пушкин показывает, что настоящая причина гибели Бориса заключается в тех силах, которые восстали против него. Здесь первое и основное место принадлежит народу. Народ и является главным героем трагедии Пушкина. Народу в композиции трагедии отведено центральное место: народ появляется в самом начале трагедии, он же и завершает её, уже после смерти Бориса и до вступления в Москву Самозванца; последний после сцены в лесу далее в трагедии уже не появляется. Не отдельные герои (Борис и Самозванец), а именно парод завершает трагедию.
Народ творец истории, подлинная основа государства. Без поддержки народа бессильны и цари, и бояре. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ обеспечил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична.
В народе живёт неистребимое стремление к свободе, к борьбе с тиранией. Народ-это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей. Афанасий Пушкин убеждённо заявляет Шуйскому: «Попробуй Самозванец им посулить старинный Юрьев день, так и пойдёт потеха». Умный Басманов говорит Борису: «Всегда народ к смятенью тайно склонен».
Сила народа - в присущей ему высокой нравственной чистоте, в отвращении к преступлениям. Он не может простить Борису убийства младенца. Народ не может простить и Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. Так народ выступает как грозный судья беззаконий и преступлений царской власти.
Пушкин на материале истории XVII века даёт ответ на важнейшие вопросы своей современности. Приближалось восстание декабристов; их слабость была в том, что они действовали в отрыве от широких народных масс.
Превосходя современных ему историков и писателей гениальным чутьём великого поэта, приближаясь к нашему пониманию роли народа в истории, Пушкин показывает и огромную силу народа, и исторически обусловленную слабость его в то время - в начале XVII века. Свергнуть тиранов народ может, но обеспечить себе благо и свободу, воспользоваться в народных интересах своей победой он не в состоянии. Причина этого - темнота, политическая несознательность народной массы. .Пользуясь этой темнотой народа, политику творят цари и бояре, а не народ; плоды народной победы они присваивают себе. Пушкин отчётливо это показывает и в первых сценах трагедии («Красная площадь», «Девичье поле»), и в заключительной сцене.
Народ в трагедии показан в движении, в развитии. Сцена на Красной площади, где впервые появляется народ, говорит о некоторой растерянности народной массы, оказавшейся без царя:
О боже мой, кто будет нами править?
О горе нам!
В следующей сцене - на Девичьем поле - народ умоляет Бориса стать царём. Но это делается по указке бояр: «То ведают бояре». Реплики же, которыми обмениваются собравшиеся здесь, говорят о том, что, по существу, значительная часть народа совершенно равнодушна к избранию царя. Для неё это просто любопытное зрелище.
В конце трагедии народ уже не таков: он сам принимает деятельное участие в событиях, не скрывая своей ненависти к царской семье.
М у ж и к на а м в о н е.
Народ, народ! в Кремль, в царские палаты!
Ступай вязать Борисова щенка!
(Народ несется толпою.)

В русской истории Борис Годунов - видная фигура. По происхождению он боярин с примесью татарской крови, а позднее - Государь, Царь и Великий Князь всея Руси. Александр Сергеевич Пушкин создал драму «Борис Годунов» и обозначил ее как историко-политическую трагедию. В произведении представлена авторская точка зрения на реальные события, имевшие место на рубеже XVI и XVII веков.

Одним из первых слушателей драмы стал Николай I, которому она пришлась по душе. Пушкин создал свое произведение, будучи в ссылке. Заглавные строки говорят читателю о том, что предпосылкой для этого стало прочтение труда Н.М. Карамзина «История государства Российского». Большая часть текста, а работа над ним длилась почти 6 лет, написана белым стихом, и только несколько сцен описаны в прозе. Та судьбоносная встреча с императором и чтение отрывков привели к завершению ссылки Александра Сергеевича.

Характеристика героя

(Картина Ильи Глазунова "Борис Годунов", 1967 )

На протяжении всего повествования писатель раскрывает перед нами образ Бориса Годунова, показывая его с разных сторон: правитель, муж, отец, человек. В его характере тесно сплелись достоинства и недостатки. При всем богатстве ума и стремлении сделать жизнь людей в стране лучше, ему не удается завоевать доверие со стороны ближайшего окружения и простых людей.

Восшествие на престол сопровождалось убийством царевича Дмитрия. Это, а еще и то, что именно в царствование Годунова укрепилось крепостное право, вызывало тихий, а порой и явный ропот в народе. Каждый шаг навстречу в виде послабления в налогах, благодеяний и щедрых пожертвований преподносились как лицемерные. Это одна из причин, почему в финале повествование завершается трагичной развязкой.

(Опера "Борис Годунов" в Большом театре, 1948 г. )

Умный и не злой государь отлично понимает, в чем состоит его долг перед страной, чего ожидают от него бояре и простые люди. А ведь на тот момент Русь - огромна, но притом и разнородна. Басманов, ближайший соратник царя, назовет его понимание долга «духом державным». Об этом же читателю повествует сцена, где умирающий Годунов дает последние наставления сыну. Он предостерегает его от ненадежных союзников и скоропалительных нововведений, «заигрываний» с простым людом. Но просит его поддержать церковный устав, не давать поводов для пересудов, а еще придерживаться заветов предков.

При этом царь не обольщается показной людской благодарностью. Несмотря на все, сделанное им с благими целями, рефреном звучит мысль: «Живая власть для черни ненавистна». А между тем и ему не чуждо ничто человеческое. Хитрость прослеживается в речи Годунова перед патриархом и боярами после избрания на царство. С одной стороны, он льстит, называя соратников, с другой, не забывает подчеркнуть разницу между государем и всеми прочими.

Человеческие черты героя вызывают симпатию. В нем хорошо видны забота о семье, судьбе наследника, дочери. В мечтах видит свою страну могущественной и образованной.

Образ героя в произведении

(Сцена из 2-го действия оперы, Большой театр, 1948 г. )

Хотя название драмы «Борис Годунов» и царь - центральная фигура в повествовании, не ему автор отводит главную роль. Она по праву принадлежит народу, движущей силе российской истории. Попытка проломить волю людей, манипулировать ею в угоду собственным интересам заканчивается для рода Годуновых уничтожением.

Муки совести на протяжении всего царствования не дают покоя герою, постепенно сводя его с ума. Страх разоблачения подспудно меняет его характер. Ценитель науки и любящий народ человек увлекается суевериями и дает добро на возобновление казней и пыток. Пушкин преподносит душевные терзания своего героя, как искупление за совершенное преступление. Сцена перед смертью вызывает у читателя сострадание.