ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как воспитать в ребенке смелость. Как развить смелость и решительность? или почему мы утрачиваем эти качества

Что такое смелость? Многие люди ищут ответ на этот вопрос. Значение слова смелость определяется как храбрый, уверенный в себе. Смелость и отвага являются неотъемлемыми составляющими жизни, которая приносит максимальное удовлетворение. В представлении многих людей, смелый человек – это тот, который ничего не боится. На самом деле это не так. Невозможно совсем никогда не испытывать страха и не пасовать перед трудностями. Смелого человека отличает не воспитание, а особое отношение к жизни. Кто такой смелый человек?

Доверие

Доверие к себе и окружающим является непременным условием для того, чтобы почувствовать себя подлинно счастливым. Стремление к выстраиванию хороших отношений с окружающими помогает воспитывать в себе храбрость. Когда человек знает, зачем он совершает те или иные действия, он действительно растет в собственных глазах.

Как стать смелым? Необходимо научиться доверять. Прежде всего, нужно принимать собственные поступки и действия. Воспитание решительности невозможно без осмысленного доверия к совершаемым шагам. Человек должен знать, зачем он действует, ради какой цели. Польза от такого понимания несомненная: можно лучше осмыслить, понять и принять происходящие изменения. Воспитать в себе смелость можно путем раскрытия души по отношению к близким людям, а для этого нужно просто искренне о них заботиться.

Принятие ответственности

Как стать смелее и увереннее в себе? Что может помочь в воспитании смелости? Нужно обязательно научиться принимать на себя ответственность. Понимание того, что происходящие события всегда являются результатом выбора человека, помогает выйти на совершенно иной уровень восприятия действительности. Задумываясь над тем, как развить смелость, следует принять обстоятельства как неизбежные и попытаться что-то выстроить на их основе. Воспитание смелости всегда начинается с осознания того, что необходимо изменить в жизни.

Чувство собственной значимости

Чувство собственного достоинства – это непременный атрибут воспитания смелости. Уверенность приходит не за один день, здесь нельзя ограничиться приемом волшебной таблетки. Только упорство и соответствующие поступки помогут воспитать смелость. Стать смелым человеком – значит, воспитать в себе ощущение собственной значимости. Когда люди не принимают и не уважают самих себя, они не могут похвастать особенным мужеством. Развитие решительности несет в себе неоспоримую пользу. Быть самим собой невозможно без принятия собственных недостатков. Бывает так, что люди не знают, как набраться смелости, чтобы произнести какие-то важные и значимые слова. Здесь поможет развитое чувство собственного достоинства.

Работа с самооценкой

Отношение к самому себе влияет на уровень достижений, воздействует на все, что человек имеет или стремится достичь в жизни. Низкая самооценка мешает адекватному восприятию жизни. Такой человек всегда будет от всего отказываться, терпеть насмешки и обиды. Задумываясь над тем, как воспитать в себе решительность, нужно проявить упорство. Невозможно один раз принять волшебную таблетку и наутро проснуться счастливым человеком. Необходимо стремиться работать над собой для того, чтобы самооценка пришла в норму, стала адекватной.

О смелости сказано уже много хвалебных слов. Уверенность в себе придет тогда, когда в сердце человека накопится достаточно внутренней силы. Значение слова смелость как раз и восходит к тому, чтобы научиться принимать очевидное и действовать в нестандартных обстоятельствах. Чем лучше человек думает о самом себе, тем больших результатов он сумеет достичь в жизни. Конечно, уверенность в себе не придет за один день. Для этого иногда требуется довольно долго работать над собой. Не всегда все получается сразу.

Преодоление трудностей

Как воспитать смелость? Безусловно, просто сидя на диване, этого не сделаешь. Нужно учиться преодолевать значимые препятствия, совершенствовать свои навыки. Если человек не работает над собой, то он никогда не сможет прийти к желаемому результату. Такая личность всегда будет идти по жизни с оглядкой, не понимая, что с ней происходит и у кого в очередной раз следует искать помощи. Что значит быть смелым? Это значит, в первую очередь, не пасовать перед возникающими трудностями. Если люди постоянно прячутся от новых возможностей, то они никогда не смогут прийти к тому, что для них является по-настоящему значимым и ценным.

Минусы смелости отчасти могут заключаться только в том, что человек иногда перегибает палку. Стремясь быстро достичь какой-то цели, можно навредить себе, испортить отношения с близкими людьми, вот почему необходимо действовать корректно и достойно собственного выбора. Нельзя быть смелым, как кто-то другой. Необходимо всегда ориентироваться только на себя, свои потребности и желания. Если человек постоянно занимается самопожертвованием, то никогда не сможет почувствовать себя по-настоящему счастливым.

Целеустремленность

Люди часто спрашивают, как набраться смелости, чтобы суметь изменить свою жизнь? Нужно запретить себе бояться. Страх неудачи сильно мешает достижению целей. Если человек смелый как тигр, то он сможет преодолеть любые препятствия, обойти значимые преграды. Целеустремленность – это то, что отличает сильную личность от слабой. Там, где слабый человек сдается, сильный продолжает идти вперед, упрямо следуя собственному выбору. Принимая на себя ответственность за происходящее, человек учится не винить других людей за то, что с ним случилось. Говоря иными словами, смелость нужна для того, чтобы приобрести навык преодоления любых трудностей. Когда человек отдает себе в этом отчет, ему становится проще жить и принимать решения. Целеустремленность особенно важна при неудачах. Тогда она не разрешит личность, не позволит ей сделаться безвольной и нерешительной.

Таким образом, задумываясь над тем, как стать храбрым и смелым, нужно обязательно работать над собой . Пока человек не сделает этого необходимого шага, он ничего не сможет достичь в жизни. Любая цель требует максимальной самоотдачи, выдержки и терпения. Работая над собой, человек воспитывает в себе необходимые качества характера, укрепляет веру в собственные перспективы. Сообразно этому моменту, растут и его дополнительные возможности. Тот, кто остается верным себе, обычно побеждает в непростых условиях, становится сильнее ограничивающих обстоятельств.

Неопределенность в выборе одежды, стеснительность, неуверенность в себе – это факторы, которыми руководит нерешительность. Данное качество мешает жить свободной жизнью. Часто от нашего решения зависит успешность, выбор чего-либо и пр.

Многие не знают, как развить решительность и освободить себя от этого нехорошего качества. Постараемся максимально емко раскрыть все нюансы, касающиеся ответа на данный вопрос.

Что это такое?

Решительность – это естественное состояние. Оно необходимо каждую секунду для выхода из положения в разных ситуаций, а также для принятия решений. Страх и неуверенность часто блокируют это качество. Человек теряется, волнуется, не может собрать свои мысли в кучу. После чего появляется паника и нарушение нервной системы.

Решительный человек всегда уверен в себе, умет проявлять настойчивость, способность принятия решений. У таких людей отсутствует страх. Обладать решительностью может каждый. Необходимо научиться доверять своей интуиции, быть самостоятельным и ответственным.

Человек самостоятельно руководит своим характером чувствами и наличием определенных качеств. Ему самому решать быть решительным или постоянно трусить перед любой ситуацией.

Людям, у которых данное качество отсутствует очень тяжело жить, работать, развлекаться, принимать решения. Зачастую эти существа несчастны, не продвигаются по карьере, невезучие.

Особенности решительности в том, что она связана с многими качествами. Среди таких можно отметить:

  • Удача;
  • Управление рассудком;
  • Сила воли;
  • Уверенность.

Невозможно быть нерешительным и смелым одновременно. Приведенные пункты проявляются только в сильном человеке, который умеет руководить и контролировать все качества. Зачастую такие люди не из трусливых, умеют управлять рассудком, идти вперед, достигая своей цели.

Смелость и решительность

Как понятно из выше написанного смелость и решительность взаимосвязаны между собой. Эти чувства сильны только тогда, когда нет страха. Ведь он может создавать иллюзию того, что такие качества в нас отсутствуют. Необходимо разрабатывать смелость, тогда Вы научитесь быстро принимать решения.

Например, придя в магазин за очередной покупкой и примерив несколько разных одеяний, нужно сразу принять решение в пользу одной из них. Не нужно полчаса раздумывать над тем, которой вещи отдать предпочтение.

Тоже самое касается и рабочего места. Когда начальник заметит Вашу уверенность в себе и смелость он с удовольствием наградит Вас новой должностью.

Настойчивость и решительность

Сила воли напрочь связана с умением решительно принимать жизненные толчки. Чтобы улучшить свое положение, следует развивать настойчивость. Для этого нужно учесть ряд советов.

Если Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос с хорошими качествами и сильным характером, необходимо с раннего детства давать малышу возможность проявлять инициативу. В дальнейшем он будет настойчиво решать проблемы, без груза за плечами.

Научитесь самостоятельно находить выход из положения. Принимая определенные методы для достижения цели, решительность и настойчивость образуются автоматично. В результате характер укрепится, а данные качества значительно упростят жизнь.

Очень важно получать успех в принятых решениях. Поэтому сначала следует ставить перед собой не сложные задания.

Основные мероприятия для развития решительности

Человек, не осуществляющий качественного выхода из положения, не обладает решительностью. В результате появляется неуверенность, медленность, плохая работоспособность, постоянные колебания, отсутствие смелости. В таких случаях потребуется быстрая помощь. Необходимо воспитывать это важное состояние души и тела.

Полезные советы, посмотрите:

Несколько этапов, которые помогут развить решительность:

  • Практика самостоятельного выхода и положения;
  • Смелость в принятии решений;
  • Преодоление лени;
  • Работа над собой;
  • Постановка и достижение цели.

Не стоит проявлять свою неуверенность на рабочем месте. Следует браться за любое выполнение обязанностей. В результате выработается стойкость к трудностям и нагрузкам. Соответственно выработка смелости гарантирована.

Лень – основное препятствие в достижении цели. Ее нужно побороть в первую очередь. Собственная мотивация и слова «я могу», «я это сделаю» помогут справиться с ленью.

Работа над собой и своими качествами поможет найти выход из любой ситуации. Нельзя опускать руки. Если, все же неудача постигла не стоит отчаиваться. Проанализировав ситуацию и выявив причину, в следующий раз будете умнее.

Доверяйте себе

Старайтесь не прислушиваться к мнению окружающих. В первую очередь нужно научиться доверять себе. Внутренний посыл часто направляет разум на правильные решения. Решительность ассоциируется с уверенностью в себе, выработке силы воли и умение достигать цели.

Работа над собой труд не из легких, но выполнив ее качественно, Вы обретете устойчивость и сильный характер. Для начала необходимо прислушиваться к своему сердцу. Так мы ограждаем себя от негативного воздействия со стороны окружающих.

Часто нерешительность формируется из-за излишней опеки родных, когда человек думает, что он слаб и не сможет найти выход из положения самостоятельно. Необходимо менять стереотипы, надеяться только на себя.

Не бойтесь меняться. Это поможет развить лучшие черты характера, чем были до этого.

Преодолевайте свой страх

Как развить решительность, если преследование страха мешает сосредоточиться? Не допускайте к себе это коварное чувство. Для удобства можно записать на бумаге, сколько ценного вы потеряли из-за страха, чтобы в дальнейшем не допустить такого.

Нерешительный человек несет не маленькую тяжесть на своих плечах. Если Вы не хотите пополнить ряды таких людей, работайте над собой. Избавьтесь от страха, неуверенности, стеснительности. Будьте смелым, активным, трудолюбивым, раскованным и общительным человеком.

У термина «смелость» существует несколько близких по значению определений, отражающих суть явления:

  • Смелость – это сопротивление и контроль над чувством страха;
  • Способность принимать взвешенные решения, невзирая на страхи;
  • Смелость – это качество личности, основанное на готовности защищать близких, страну, религию и т.п.;
  • Смелость – это умение взять на себя ответственность в важном деле.

Смелость подразумевает силу характера человека. Нерешительные и неуверенные люди задумываются о том, как стать смелым. Ведь во все времена смелость считалась положительной чертой характера и добродетелью, одной из признаков высоко развитого человеческого достоинства. Однако, каждый человек знает, что такое страхи – и в переживании их нет ничего предосудительного. Страх – естественная реакция организма человека, благодаря которому стало возможным выживание человеческого рода.

Смелость характеризуется умением контролировать чувство страха, не позволять ему владеть собой и действовать наперекор в соответствии с принципами.

Основное отличие смелого человека – это способность быть наглее и двигаться вперед, там, где большинство сдается, поддавшись панике.

Основные характеристики и функции

Чтобы стать смелее и решительнее, нужно понимать, какие качества отличают смелого человека и что нужно, чтобы их воспитать в себе.

  1. Смелый человек обладает самоконтролем, умеет управлять эмоциями, видит ситуацию четко и здраво и принимает решение, основываясь на голосе разума, а не чувств.
  2. Самоуверенность – имеет прямое отношение к смелости. Такие люди знают, что хотят и не отступают перед трудностями.
  3. Ответственность и способность отвечать за слова и действия характерна для выдающихся лидеров, правителей и общественных деятелей. В сознании людей – они обладают смелостью.
  4. Смелые люди имеют ценности в виде семьи, окружения, страны и т.п. и готовы бороться за них и защищать.
  5. Никогда страхи не встанут на пути смелого человека. Он сможет справиться с ними и достигнуть своей цели и сохранить дорогое и ценное.

Человека, обладающего характеристиками, перечисленными выше – трудно не заметить. Те люди, которые ставят перед собой цель стать смелее, часто задают вопрос: какую роль смелость играет в жизни человека?

  • Быть смелым – значит обрести веру в свои силы;
  • Смелость позволяет быть бесстрашным и храбрым, не стесняться своей личности, не отступать под воздействием трудностей, не пасовать перед общественным мнением;
  • Смелый человек может в любой ситуации оставаться собой и не подстраиваться под желания окружающих ;
  • Смелость позволяет надеяться на лучшее, ведь такой человек понимает – будущее зависит от него.

Воспитать смелость – задача не простая, она требует вложения психологических сил, времени и самодисциплины. Психологи могут научить нас, как стать смелее. Однако, ни один метод или упражнение не дадут нужного результата, если не пользоваться ими регулярно.

  1. Настройтесь. Психологический настрой – первый шаг в воспитании смелости. Учеными было доказано, что 90% результата уже заложено в нашей голове в виде ожиданий и настроя, и только за оставшиеся 10% отвечают умения и навыки. Разграничьте понятия – наглость, решительность, смелость, храбрость. Будьте готовы к долгой работе над собой. За один день вы не станете смелым человеком, пройдут месяцы или годы.
  2. Составьте список действий. Это те дела, которые вы не решались реализовать по причине отсутствия смелости. Возможно, это будет кругосветное путешествие, или поездка в скалы, а может прыжок с парашютом. Если вам станет страшно – запишите ваше желание с указанием точного срока исполнения. Необходимо воспитать свой мозг не искать отговорок и выработать четкое следование планам. Скажите – а что вы потеряете? Каждый отважный человек знает, что на этот свет мы приходим один раз и потакать своим слабостям – значит не жить, а существовать. Часто женщины бояться реализовывать подобные мечты из-за того, что пока еще в современном обществе желание быть дерзкой и раскрепощенной девушкой не приветствуется и считается, что подобные увлечения «не женское дело». Смелая женщина – это редкость.
  3. Стремитесь быть общительнее. Смелый человек не боится заговорить с незнакомцем и имеет широкий круг общения. Общение помогает развивать коммуникабельность, уверенность в своих силах. Глядя на других, мы понимаем, что людям присущи страхи и комплексы, а значит, ничего страшного в общении нет. Общаться нужно где угодно, когда позволяет ситуация: например, в магазине, такси, аэропорту и т.п. Старайтесь набраться смелости и каждый день знакомиться с новым человеком – спустя немного времени вы перестанете стесняться и будете более разговорчивым.
  4. Поменяйте свой образ. Смелые люди не боятся перемен . Консерватизм давно не в моде. Это касается как внешнего облика, так и внутреннего наполнения. Если вы раньше, например, были скромной женщиной, живущей для мужа и детей, попробуйте стать смелой, более раскрепощенной, дерзкой и бесстрашной или просто немного наглее в отношениях с окружающими. Вы заметите, смелого человека уважают. Поменяйте прическу, стиль одежды, привычный маршрут. Попробуйте научиться водить машину или ездить верхом и т.п. Обратите внимание на самоощущение – насколько комфортно в новом образе? Если да – то вы сможете набраться смелости и заставить других принять вас новым человеком.
  5. Рискуйте. Для смелого человека жить без риска скучно и однообразно. Развить мужество возможно, когда регулярно делаешь то, чего нас учили бояться с детства родители и учителя. Например, научиться скалолазанию, скоростному вождению и т.п. Страхи не исчезают сами – их необходимо регулярно преодолевать. Со временем это войдет в привычку.

Но помните – риск должен быть оправданным!

Смелые люди не самоубийцы! Они четко осознают последствия и рискуют, будучи подготовленными. Соблюдайте правила и требования к технике безопасности, пройдите необходимое обучение, воспользуйтесь помощью инструктора.

  1. Не бойтесь проигрывать. Мужчина не всегда рождается сильным, храбрым и бесстрашным, а женщина – раскрепощенной, немного дерзкой и эффектной. Для того, чтобы достичь смелости, люди, которыми мы восхищаемся, прошли много неудач и потерь, многому были вынуждены научиться - однако, не сдались и смогли заставить окружающих поверить в них.

Относитесь к своим поражениям философски – «не знаешь, где найдешь, а где потеряешь». Если вы сегодня проиграли – вероятно, завтра вас ждет удача.

  1. Избавьтесь от негативных ожиданий. Концентрация на ожидании худшего – основная причина человеческих страхов. Смелый человек рассуждает здраво и понимает, что в большинстве случаев они беспочвенны. Однако, заставить свой мозг работать по-другому не просто и требует много времени. Поэтому, если не получается видеть впереди позитивный результат – не стоит о нем думать. Просто действуйте.
  2. Не откладывайте на потом. Ничто так не убивает желание действовать, как бесконечное передвижение сроков . Забудьте отговорки: «я сделаю это, когда подрастет ребенок, я похудею, поменяю работу и т.п.». Жить нужно здесь и сейчас, другого времени не будет. Смелый человек реализовывает свои желания сразу, как увидит возможность.
  3. Смелые люди считают, что жизнь – это игра. Относитесь проще ко всему, что с вами происходит. Расслабьтесь. Старайтесь развить легкое отношение к жизни и к людям. Неважно, кто сегодня в фаворе, завтра все изменится, многое станет не важным.
  4. Сохраняйте спокойствие. Не путайте смелость и агрессивность. Смелый человек может позволить своей личности стесняться, но при этом защитит слабого. Быть спокойным – значит

Это основа благосостояния ребенка и ключ к успеху, когда он станет взрослым. В любом возрасте ваши поступки зависят от чувства собственного достоинства. Родители - основной источник чувства собственного достоинства ребенка. Одна из ваших задач как воспитателей - привить своему ребенку положительный внутренний образ и помочь ему вырасти таким, чтобы он мог справиться с жизненными препятствиями и умел радоваться жизни.
Недостаток положительного внутреннего образа очень часто ведет к проблемам поведения. Большинство проблем поведения, как я мог понять во время консультаций, происходит от недостатка взаимопонимания у родителей и детей. Почему с одним человеком приятно быть рядом, а другой как будто тяготит вас? Как люди оценивают себя, как относятся к окружающим, как учатся в школе, чего достигают в работе и как ведут себя в браке - все это зависит от силы их внутреннего образа.
Здоровое чувство собственного достоинства не означает быть самовлюбленным или высокомерным; это человек, имеющий реалистическое понимание собственных сил и слабостей, наслаждающийся своими возможностями и не пасующий перед проблемами. Необходимо воспитать у ребенка уверенность в себе, потому что существует тесная связь между тем, как человек осознает себя сам и как воспринимают его окружающие.

В течение всей жизни дети подвергаются позитивному влиянию (созидателей) и отрицательному влиянию (разрушителей). Родители могут научить своих детей прислушиваться к мнению созидателей и помочь им работать среди разрушителей.

Вместе отодвинем Шалтая-Болтая.
Вы проводите ранние годы, формируя уверенность в себе вашего ребенка. Вы проводите последующие годы, защищая это. Много ранимых детей нуждаются в защите в тяжелых ситуациях. Я исследовал пятилетнего Томаса, может ли он идти в школу. Томас был чувствительным ребенком, чья мать провела годы, помогая ему формировать сильное чувство собственного достоинства. Мы занялись философской беседой о долгосрочных выгодах от воспитания по методу «прикрепления», и Томасу это, понятно, надоело. Он начал висеть на моих весах - дорогих весах, которые стояли поверх экзаменационной таблицы. Моей первой мыслью была мысль о безопасности моей таблицы. Я считал, что рискую больше, чем-Томас, поэтому я сказал довольно твердо: «Томас, не будешь ли ты так любезен, перестать висеть на весах?» Томас оторопел от неожиданности, но его мать добавила компенсирующее замечание: «...потому что ты очень силен». Она знала, как посмотреть на мир глазами ребенка.

1. Практика метода «прикрепленного» воспитания
Представьте себе ребенка, который проводит много часов в день на руках у матери; которого она кормит грудью по первому сигналу и сочувственно отзывается на его плач. Как вы представляете чувства такого ребенка?
Несомненно, этот ребенок ощущает, что его любят, его ценят. Младенец, которого воспитывают таким высокочувствительным методом, развивает способность к самооценке. Он любит то, что чувствует.

Живой отклик - ключ к формированию самооценки ребенка. Ребенок подает сигнал, например плача, чтобы его покормили или успокоили. Мать отвечает быстро и последовательно. Поскольку последовательность «сигнал - отклик» повторяется тысячи раз в течение первого года жизни, ребенок понимает, что его сигналы имеют значение - «Кто-то слушает меня - значит я заслуживаю внимания».
Конечно, вы можете не всегда ответить быстро или последовательно, в какой-то день у вас не хватит терпения или одолеет усталость. Однако младенцы выбирают преобладающий стиль воспитания и формируют свои впечатления. Поскольку ваш ребенок растет, этот стиль становится важным для его развития. Чтобы ребенок мог учиться, справляться с неудачами, этот вид общения будет обучать его приспосабливаться к изменениям.
Ребенок, находящийся в тесном контакте с родителями, воспитывается чувствительным, он контролирует окружающую обстановку и знает, что ожидать. С другой стороны, ребенок, находящийся вне контакта, чувствует себя растерянным. Если его потребности не выполняются, а его сигналы остаются без ответа, он может решить, что сигналы вообще не стоит подавать. Это приводит ребенка к выводу: «Я не заслуживаю внимания. Окружающие содержат меня из милосердия, и я не могу сделать ничего, чтобы приблизиться к ним».
Мы подчеркиваем важность своевременного отклика, потому что в течение первых двух лет мозг развивается очень активно. Это период, когда ребенок разрабатывает образцы ассоциаций, модели поведения, создает изображение сигнала и события. Например, ребенок поднимает руки, а родитель отвечает, беря его на руки. Повторение закрепляет это поведение в сознании ребенка, и в конечном счете эмоции, положительные или отрицательные, прочно связываются с ним, главным образом с положительным чувством «справедливости». Ощущение благополучия становится частью самого ребенка.
Дети, привыкшие к душевному комфорту и чувству душевного покоя, которые они приобретают от воспитания по методу «прикрепления», проводят остальную часть своей жизни так, чтобы сохранить это чувство. Они могут вспоминать это правильное чувство после временных перерывов. Эти повзрослевшие люди справляются лучше с препятствиями в жизни, потому что они активны и умеют восстанавливать чувство душевного покоя, которое глубоко проникло в их собственное сознание. Они могут много падать, но всегда встают на ноги. Эта концепция особенно справедлива для ребенка, преодолевающего препятствия, или для того, кто входит в мир, наделенный талантом от природы. Дети, у которых не сформировалось в раннем детстве чувство благосостояния, борются за то, чтобы обрести его. Но они не знают точно, что ищут, потому что это чувство им незнакомо. В этом объяснение, почему некоторые дети, воспитанные по методу «прикрепления» в раннем возрасте, хорошо развиваются, несмотря на семейные проблемы.
Игра в догонялки. «А если у меня нет практики воспитания по методу «прикрепления»?» - можете спросить вы. Не создавайте дополнительных трудностей. Дети способны быстро восстанавливаться, поэтому никогда не поздно создавать внутренний мир ребенка. Этот вид воспитания соединяет составные части чувства собственного достоинства и может восстанавливать.их. Тем не менее чем раньше это соединение начинается, тем успешнее оно протекает и более сильный результат получается (см. «Восстановление контакта»).

2. Улучшить свою собственную уверенность в себе
Воспитание - это терапия. Заботясь о своем ребенке, вы часто излечиваете себя. В нашей практике был случай, когда мать, имеющая трудного ребенка, однажды сказала: «Мой малыш обнаруживает во мне лучшее и худшее». Если в вашем прошлом есть проблемы, которые затрагивают процесс воспитания, обратитесь за помощью к психологу, чтобы противостоять им.

Чувство собственного достоинства ребенка приобретается, а не наследуется. Некоторые особенности воспитания и черты характера (например, смелость и трусость) приобретаются в каждом поколении. Наличие ребенка дает вам шанс стать родителем. Если вы сами имеете небогатый внутренний мир и чувствуете, что в этом частично виновато ваше воспитание (обычно так и бывает), необходимо предпринять шаги, чтобы преодолеть это и нарушить сложившийся образ.
Пробуйте такое упражнение (врачи называют его «передача лучшего, отказ от остального»): сначала перечислите определенные факторы, которым следовали родители, формируя ваш внутренний мир. Потом выделите то, что в процессе воспитания ослабляло ваш характер. Теперь подражайте положительным тенденциям и избегайте повторять отрицательные. Если вам трудно справиться с этим упражнением самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту. И вы, и ваш ребенок извлечете выгоду.
Не будьте слишком строги к своим родителям. Они, вероятно, делали лучшее, что могли в тех обстоятельствах и в то время. Я помню, как однажды бабушка сказала своей дочери: «Я была тебе хорошей матерью. Я точно следовала указаниям, которые мне дал доктор». Повзрослевшая дочь чувствовала, что некоторые из ее существующих проблем, происходят от тех установок, которые она получила, будучи ребенком. Я высказал свое мнение, что мать не виновата, потому что преобладающая практика в каждый период времени следует специальным рекомендациям по воспитанию детей. Однако мать девяностых годов проще становится специалистом по воспитанию собственного ребенка.

«Полируйте свое зеркало». Никто не может сохранять счастливое выражение лица все двадцать четыре часа в сутки, но на любое изменение чутко реагирует ребенок. Он смотрит на вас как в зеркало, где отражаются его собственные чувства. Если волнуетесь, ваше лицо не может излучать радость. В ранний период развития формирование ребенка глубоко связано с личностью матери, на этой основе создается взаимопонимание. Какой образ вы показываете своему малышу? Увидели бы за ложным фасадом обеспокоенного человека? Метью, преисполненный благодарности к матери, записал: «Я люблю находиться с мамой больше всего, когда она счастлива». Дети транслируют ваше несчастье, подразумевая что вы несчастливы с ними. Даже младенцы знают, что их поддерживает хорошее настроение родителей. Становясь старше^ они могут даже прийти к чувству ответственности за счастье своих родителей.
Если вы испытываете депрессию или страх, ищите помощь, чтобы справиться с ними до того, как они повлияют на вашего ребенка.
Замечание Марты: «Вскоре после рождения нашего восьмого ребенка я была перегружена двумя младенцами в пеленках и воспитанием четырех старших детей. Мое напряжение отражалось на моем лице, я была откровенно удрученным человеком. К счастью, я поняла, что такой меня видят дети. Я не хотела, чтобы они росли, считая, что материнская забота не приносит никакого удовольствия или она делает меня несчастной. Я искала помощь, управляла собственными чувствами и «полировала свое зеркало» так, чтобы дети могли видеть себя наилучшим образом в нем».

Дразнить или не дразнить
Довольно часто я называл нашу самую старшую дочь «Наша опора в жизни». Я думал, что, дразня ее, я был симпатичен. Хейден считала иначе. Я воспринимал это как легкий домашний юмор; Хейден относилась к нему как к оскорбительному выпаду. Хейден сильно переживала. И наконец она вынуждена была сказать мне: «Папа, ты повторял это много раз, и каждый раз я говорила, что мне это не нравится. Пожалуйста, остановись». Если вы решили пошутить с окружающими, будьте внимательны к тому, на кого направлена шутка. Подумайте, что шутка может нервировать и расстраивать ребенка. Не делайте предметом шутки то, что ребенку неприятно. Это грубо и пагубно.
В то время как вы не можете постоянно находиться с ребенком и защищать его от всех нападок, вы должны сделать свой дом безопасной зоной. Не позволяйте ровесникам дразнить друг друга. Старшие братья могут быть безжалостны к самому младшему. Действуйте как буфер против взрослых и соседских детей, которые приходят в ваш дом и, дразня словами или тоном голоса, обижают нежные чувства ваших детей. Поставьте вопрос так, чтобы дразнящий сосед не появлялся в вашем доме.

3. Быть откровенным позитивным отражением
Чувство собственного достоинства складывается у большинства детей не только из того, что они думают о себе, но и из того, что думают о них окружающие. Это особенно справедливо для детей дошкольного возраста, которые изучают себя по реакции своих родителей. Какие образы вы доносите своему ребенку, позитивные или негативные? Подаете ли вы ему мысль, что рады быть с ним? Имеют ли для вас значение его взгляды и желания? Нравится ли вам его поведение?

Когда вы даете ребенку позитивное отражение, он понимает, что поступил хорошо. Он также охотно воспримет ваше замечание, если его поведение будет неправильным. Это становится инструментом воспитания. «Все, что мне нужно сделать, - это посмотреть на него определенным образом, и он прекращает вести себя неправильно», - сказала одна мать у меня на приеме. Она обогатила самосознание ребенка положительными чувствами, и мальчик пользовался этим, принимая ее сигналы. Когда мать всем своим видом показывает, что она недовольна, ребенку не нравится чувство, которое при этом возникает. Он быстро изменяет свое поведение, чтобы восстановить добрые чувства.
Вы не можете быть постоянно веселы, потому что вы - живой человек. Ребенок должен знать, что у родителей тоже бывают тяжелые дни. Дети могут разглядеть истину за поддельной жизнерадостностью. Ваша чувствительность по отношению к ребенку увеличивает его чувствительность по отношению к вам. И когда-нибудь он сможет поднять вашу уверенность в себе.

4. Играйте со своим ребенком
Вы много узнаете о ребенке и о себе во время игры. Время игры дает ребенку сообщение: «Ты достоин, чтобы с тобой проводили время. Ты - значительная персона». В процессе игры дети обучаются. Вместо того чтобы тратить игровое время для хозяйственных работ, используйте его только для общения с малышом.

Позвольте ребенку начать игру. Важный обучающий принцип, который должны помнить родители, состоит в том, что действие, начатое ребенком, способно дольше удерживать его внимание. Обучение пройдет легче, если ребенок сам выберет, что делать. Игра, начатая ребенком, увеличивает его чувство собственного достоинства: «Отцу нравится то, что я делаю!» Конечно, вы можете думать: «О, нет, не буду больше играть в кубики» или «Мы читали эту сказку двадцать раз!» Кот в сапогах надоест вам намного раньше, чем ребенку. Если вы хотите внести что-то новое в старую игру, добавьте изменения, пофантазируйте. Прекратите разговоры о книге, например, так: «Что ты будешь делать, если сейчас в нашу дверь войдет Кот в сапогах?» Или найдите новый способ использования старой игрушки: «Давай превратим эту башню из кубиков в гараж для машины».

Воспитывайте ребенка чувствительным и восприимчивым. Во время игры сосредоточьте внимание на ребенке. Если вы с ребенком, а думаете о работе, то ребенок почувствует это, и ни один из вас не извлечет пользы из времени, проведенного вместе. Ребенок потеряет смысл общения с вами. Для него это будет сигнал, что он вам не важен. Вы теряете возможность обучать ребенка и наслаждаться общением с ним. Я помню, какое удовольствие шестимесячный Метью и я получали от «игры в кружок». Я сажал Метью перед собой с несколькими любимыми игрушками (его и моими) и делал круг из своих ног вокруг него. Это пространство сдерживало его, потому что он только начинал сидеть, и обеспечивало поддержку, если бы он стал падать на бок. Метью был под моим полным вниманием. Он чувствовал особенно, я - также. Звуки, которые издавал ребенок, были очень забавны.

Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с маленьким ребенком, а ему станет интересно заниматься с вами, когда он подрастет. По мере роста ребенка вы можете вовлекать его в свои занятия и работу, это будет лучшей наградой для него.

Ответственность в воспитании чувства собственного достоинства ребенка
Никакая книга по воспитанию не стоила бы ничего, если бы в ней не было раздела, посвященного чувству собственного достоинства ребенка. Все же у нас есть опасения, что не все родители правильно истолкуют значение этой концепции и решат, что это еще одна проблема, которую они должны решить наряду с регулярным питанием и теплым зимним пальто. Дети защищаются от всего, что может ущемить их чувство собственного достоинства, даже тогда, когда это становится смешным («О, Билли, ты неправильно поешь. Смени тональность»). Они измеряют чувство собственного достоинства ежедневно, как кто-то измеряет температуру («Сегодня у Джулии низкое чувство собственного достоинства. Старший брат обыграл ее в шашки вчера вечером»).
Чувство собственного достоинства необходимо каждому ребенку. Как садовод выращивает дерево, вы должны взрастить это чувство, для чего необходимо создать вашему ребенку обстановку, которая позволила бы ему стать сильным и стойким. Вы не сможете развить у ребенка чувство собственного достоинства, только восхваляя его. Многое в воспитательном процессе просто и интересно. Держите больше ребенка на руках, отвечайте на его потребности, наслаждайтесь им. Чувство собственного достоинства будет развиваться естественно.

5. Называйте своего ребенка по имени
Что содержится в имени? Это персона, это личность - большая или маленькая. Я до сих пор помню своего дедушку, который показал мне, как использовать и запоминать имена людей.
Этот урок показал свою пользу. Однажды, когда я был начинающим студентом-медиком, меня назначили для выполнения летней практики, несмотря на возможность нанять опытных специалистов. После того как я выполнил задание, я спросил, почему наняли меня, хотя я был менее квалифицирован, чем мои конкуренты. «Потому, что вы помнили и называли всех своих клиентов по именам», - ответили мне. Обращайтесь к своему ребенку по имени, особенно во время зрительного и осязательного контакта, исключая «особые» обращения. Использование имени другого человека открывает двери, ломает барьеры и даже облегчает корректировку воспитания.
Дети изучают связь между своим именем и сообщением, которое вы даете им, а также между именем и поведением, которое вы требуете. Родители часто используют уменьшительное имя или только первое имя в случайных диалогах: «Джимми, мне нравится то, что ты делаешь». Они усиливают сообщение, используя полное имя, чтобы сделать впечатление от него глубже: «Деймс Мичел Сиирз, прекрати!» Один ребенок, о котором мы слышали, считает свое полное имя «безумным именем», потому что он слышит его, когда родители на него сердятся.
Мы заметили, что уверенные в себе дети чаще обращаются к ровесникам и ко взрослым по имени или по званию. Их чувство собственного достоинства позволяет им быть более открытыми при общении с окружающими. Когда я писал этот раздел, моя двухлетняя дочь Лаура подбежала к моему столу, прощебетав: «Привет, папа!» Добавление «папа» впечатлило меня больше, чем безличное «привет!». Ребенку школьного возраста, который способен обратиться к взрослым по имени, проще получить помощь при необходимости.

6. Практика принципа переноса
Способствуйте развитию таланта своего ребенка. Он может преуспеть в чем-то, например, двухлетний* прекрасно устраивает пикники для кукол, а десятилетний любит балет. В течение последних лет мы заметили явление, которое назвали «принцип переноса». Это означает, что наслаждение собственной деятельностью стимулирует развитие внутреннего сознания ребенка и охватывает разные виды деятельности. Один из наших сыновей был спортсменом от природы, но тренеры не заинтересовались этим. Пользуясь принципом переноса, мы поощряли его увлечение спортом и одновременно поддерживали его при работе с тренерами.
Его успеваемость в школе улучшилась, соответственно росла уверенность в себе. Раскройте таланты своего ребенка, и помогите ему развить их. Тогда вы сможете наблюдать расцвет гармоничного человека.

7. Направляйте своего ребенка, чтобы он преуспевал
Помогите своему ребенку развивать таланты и приобретать навыки, что является частью воспитания. Если вы обнаруживаете в своем ребенке отрицательные наклонности, которых у него не должно быть, не поощряйте их развитие. Будьте внимательны, не перегружаете ли вы его сверх меры занятиями. Соблюдайте равновесие между помощью и защитой. Оба процесса необходимы. Если вы не поощряете попыток своего ребенка к самостоятельности, его навыки не будут развиваться, и в.ы потеряете ценного созидателя. Если вы не защищаете своего ребенка от нереалистичных ожиданий, его чувство самореализации окажется под угрозой.

Избегайте сравнительной оценки
Дети измеряют их собственное значение тем, что они чувствуют и как оценивают их другие. Ваш ребенок может сделать бросок только на 400 очков в подающей команде, но он будет себя чувствовать неуютно, если его товарищи по команде могут метнуть на 500. Убедитесь, что ребенок понимает: вы оцениваете его по тому, кто он есть, а не по тому, как у него получается. Делайте это, давая ребенку множество зрительных контактов, касаний и сосредотачивая его внимание. Другими словами, ведите себя независимо от результата игры или испытания.
Не ожидайте, что ребенок превзойдет других на спортивных состязаниях, в музыке или в науке только потому, что вы желаете этого. Он может превзойти только одного себя. Он должен знать, что ваша любовь к нему не зависит от того, как вы оцениваете качество его работы. Это серьезное испытание для родителей, которое необходимо мудро преодолевать.

Стена достижений
В нашей семье Сире существует галерея достижений. Стены дома отображают свидетельства стремлений и достижений наших детей; каждый ребенок чем-то хорош. Раскройте, поощрите и отобразите это в своей семье. Если в вашем доме нет такой стены, ребенок не может продемонстрировать свои успехи. Когда дети становятся старше и смотрят по сторонам, они видят свои достижения прошлых лет. Это дает им подъем, особенно в периоды, когда их чувство собственного достоинства неустойчиво.

8. Научите ребенка дома, как вести себя на улице
В процессе воспитания вы можете решить, что ребенок должен общаться с детьми различного уровня, чтобы сделать самостоятельный выбор для себя. Это может красиво звучать или по крайней мере политически корректно, но только эта простота не работает. Это похоже на выход судна в море без руля или капитана. Вероятность достижения порта назначения таким судном будет ничтожно мала. Дети слишком ценны, чтобы доверять их случаю.
Защитите своего ребенка от чужого вторжения в его внутренний мир. Воспитывая ребенка по методу «прикрепления» в течение первых трех лет и сохраняя тесную связь в последующие годы, вы даете ему твердую основу понимания своего значения в доме, в семье и в отношениях с окружающими. Ребенок развивается, следуя и взаимодействуя с разумом, опытом и знаниями своих родителей, поэтому его можно выпустить в городские «джунгли» без риска быть «съеденным заживо». Получив крепкую основу, чувствуя защиту и поддержку родных,-ребенок сможет выбрать собственную дорогу и твердо стоять на ней. Даже если он немного поэкспериментирует, как это делают все дети, он вновь выйдет на свой путь.
Приглядывайтесь к друзьям своего ребенка, особенно в возрасте до десяти лет. Моральные ценности ребенка и его жизненная концепция, зависят от людей, имеющих значение для него в жизни: родственников, тренеров, учителей и друзей. Родители должны знать тех, кто влияет на характер ребенка, и способствовать общению с теми, кто действует на него позитивно. Следите за отношениями вашего ребенка с друзьями. Сначала дайте ему выбрать себе друзей, а затем наблюдайте за их отношениями. Проверяйте его чувства. Настроен ли он миролюбиво или раздражен? Совместим ли он с новым другом? Соединение пассивной и сильной личности хорошо, если сильный друг тянет вашего ребенка за собой вверх, а не вниз. Дети, воспитанные по методу «прикрепления», чаще других оценивают своих партнеров на совместимость. Родителям следует быть внимательными к выбору ребенка и постоянно контролировать круг его общения.
Корни детского самосознания берут начало в доме, в семье и в окружении воспитывающих его людей. После шести лет влияние сверстников сильно возрастает. Чем глубже заложены дома корни детской самооценки, тем лучше дети готовы взаимодействовать со сверстниками. Они знают, как вести себя с ровесниками, с которыми им нравится играть, и с теми, которые создают им проблемы. Когда дети, воспитанные по методу «прикрепления», растут, они лучше подготовлены к взаимодействию с окружающими (домашние, соседи, дедушки и бабушки, дошкольники), используя различные правила. Для здорового социального развития ребенку сначала необходимо научиться быть в ладу с самим собой, а затем уже с окружающими.
Придерживайтесь домашних устоев. В нормальных условиях ребенок развивается от известного к неизвестному. Он ставит новые эксперименты в основном тем же путем, как учится быть самостоятельным. Для ребенка совершенно нормально периодически возвращаться в удобную обстановку дома или семьи, а затем снова бросаться в «джунгли» неизвестного. Для любого ребенка очень важно иметь сильную базу, основу, которая формируется системой воспитания по методу «прикрепления». Родители часто интересуются, какая степень привязанности к ним считается нормальной. Рассмотрите проблему через год. Если вы видите, что ребенок не становится социально активнее, это может быть тревожный сигнал. Но если вы видите поступательное движение, то это значит, что ваш ребенок просто социально развивается. Исходя из особенностей его характера, он формирует небольшой круг значительных и глубоких взаимоотношений, вместо того чтобы создавать бесчисленное количество поверхностных знакомств.

Принимайте дома друзей ребенка
Пригласите друзей вашего ребенка в дом. Возможно, это нарушит чистоту, но не беспокойтесь. Сбор друзей поможет вам увидеть ребенка в новом аспекте: определить степень адаптации в социальном плане, выявить поведение, которое требует улучшения или коррекции. У вас будет возможность незамедлительного воспитательного вмешательства для того, чтобы дать персональный урок своему ребенку или провести беседу, если весь коллектив нуждается в коррекции.

9. Контролируйте влияние школы на своего ребенка
Некоторые школы могут быть опасны для эмоционального здоровья ребенка. Выбор школы (если таковой имеется) должен тщательно рассматриваться. Ребенок встречается с ровесниками, имеющими разный уровень воспитания и уровень «прикрепления», поэтому его ожидания могут не оправдаться в школе. Если ребенок надежно связан с родителями и имеет сильный внутренний стержень, то новые формы общения, с которыми он столкнется в социальной группе, не повлияют на него кардинально.
В возрасте около шести лет, когда ребенок начинает активно усваивать элементарные знания общения, окружающие взрослые начинают влиять на его жизнь. Их мнения бывает достаточно, чтобы повлиять на формирование и оценку модели поведения. Социальная среда ребенка предлагает широкую возможность выбора значительной личности. Теперь родители должны быть бдительны, чтобы понять, чье поведение моделирует ребенок. Это сильно снижает значение родителей, как воспитателей. Здесь возможны две крайности. С одной стороны, существуют родители, которые допускают, чтобы их ребенок опробовал различные системы поведения по мере роста, поэтому он более открыт. С другой стороны, существуют родители, которые хотят защитить своего ребенка от всякого влияния и идеалов, отличных от своих собственных убеждений, при этом ребенок растет в замкнутой атмосфере.
Обычно правильный выбор находится между этими двумя крайностями. Родители, которые слишком опекают, могут в конечном итоге воспитать очень уязвимого ребенка, не умеющего самостоятельно думать и подверженного влиянию чужих соблазнов и суждений. Где-то посередине находятся родители, которые закладывают в своем ребенке твердую систему критериев и укрепляют ее, поскольку она может столкнуться с другой системой. Ребенок, который с детства имеет собственную устойчивую систему критериев, способен лучше оценить чужую, полученную от ровесников и учителей. Суть вопроса состоит в том, что у ребенка формируется система взглядов, которая позволяет ему действовать. Он не лист, плывущий вниз по реке, по пути наименьшего сопротивления, и в конечном счете попадающий в большое море неопределенности. Многие люди спотыкаются иногда в течение всей оставшейся жизни, не имея основ, которые должны быть сформированы в младенчестве и раннем детстве.

Родители, не входите в самодовольное заблуждение, применяя термин «скрытые» к детям среднего возраста. Это не время, чтобы бездействовать и стать небрежным в вопросах воспитания. Это возраст, когда у ребенка формируется совесть и он изучает ваши жизненные ценности. Формирование их собственных стандартов происходит постепенно, через взаимодействие с ровесниками, другими семьями и учителями, а также через отношения с соседями и дружбу. Они обнаруживают большой мир с разнообразием стилей поведения. Запоздалая попытка привить ваши критерии подростку, основная задача которого на этой стадии состоит в том, чтобы выработать собственные ценности, может оказаться неудачной. Лучший способ привить свои критерии подростку - это «разговор по душам» о жизненной позиции.

Утрата ярлыков
«Я - астматик», - гордо сказал мне семилетний Грэг, когда я спросил его, зачем он пришел ко мне. Действительно, Грэг страдал астмой, но эту проблему оказалось легче преодолеть, чем эмоциональное воздействие этого ярлыка. Несколько доз расширителя бронхов, и его одышка проходила, а ярлык оставался. Я сказал в частной беседе матери Грэга, что у ребенка есть две проблемы: проблема непосредственно болезни и проблема реакции семьи на болезнь.
Каждый ребенок ищет в себе что-то особенное и использует его как торговую марку, привлекающую большое внимание. Слово «астматик» стало ярлыком Грэга, и он часто использовал его. Целый день все вращалось вокруг его болезни, семья сосредоточилась именно на этой стороне личности Грэга, а не на нем самом. Вместо сострадания, братья и сестры стали уставать от планирования своей жизни в связи с астмой Грэга. Они не могли путешествовать, потому что это утомляло брата. Эта болезнь стала болезнью семьи, и все, кроме Грэга, вынуждены были играть роли, которые им не нравились.
Снять ярлык с Грэга было несложно. С астмой Грэга я бы мог справиться. И вместе с семьей мы сделали, чтобы слово «астматик» стало не главным в характеристике Грэга.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Храбрость, отвага, готовность спокойно принимать и преодолевать трудности - все эти качества у большинства детей справедливо вызывают восхищение. Как же воспитать в малыше эти качества, чтобы он не пугался ни хулиганов во дворе, ни злых собак, ни других возможных опасностей?

Страх является естественным, но…

Страх - абсолютно нормальное чувство. Он является естественным защитным механизмом организма на появление потенциально опасных ситуаций, которые могут нанести определенный ущерб здоровью и жизни человека. На улице темно - а вдруг там притаились хищники? Рядом ползет паук - он может укусить? Эти ситуации объединяет то, что страх мотивирует искать выход, решение подобного кризисного состояния. Темный переулок можно обойти по освещенной дороге, паука смахнуть в сторону. В этом заключается огромное значение страха. Но реакция у людей бывает разная: боязнь опасности заставляет нас изменить поведение, чтобы избежать возможного риска. И совсем другое: если страх парализует человека, лишает воли, переходит в трусость. И именно эти проявления в характере ребенка нужно искоренять, прививать смелость, силу воли и уверенность в себе, чтобы малыш мог вырасти здоровым, крепким с психологической точки зрения человеком. Тогда он будет спокойно воспринимать вызовы окружающего мира - и вместо паники искать выход из сложной ситуации.

Не стоит давить на ребенка, если вы видите, что он чего-то искренне боится. Это вы, взрослый, знаете, что не укусит, потому что гуляет на поводке и в наморднике. Это вы в курсе, что монстры под кроватью живут только в фильмах ужасов. И это вы понимаете, что знакомство с новыми детьми в может принести море положительных эмоций. А малыш еще боится, всё это для него новое, непознанное, необычное - а значит, такое, что может таить определенную опасность. И если вы решите посмеяться над ним, вы никак не подтолкнете его к решению внутреннего конфликта. Не стоит думать, будто услышав «трусишка, чего ты боишься», ребенок скажет «нет, я не такой, я не боюсь, я справлюсь!». Конечно, сказать-то он как раз может, чтобы оправдать себя, но его ощущения от этого не изменятся. И вместо того, чтобы реально бороться со страхом, он просто сделает вывод: бояться - стыдно. А раз так, буду бояться дальше, но тайком (особенно характерно для ). Аналогичная реакция и на сравнение малыша с другими детьми. «Посмотри, твой товарищ не боится прививки, а ты чего?», «Какая умница девочка на площадке: не побоялась залезть на без помощи мамы - не то что ты…» - эти фразы лишь усугубляют проблему. Ведь они заставляют малыша почувствовать себя плохим, что может привести к развитию комплексов и даже неврозов.

Поддерживайте и учите самостоятельности

Лучшая политика в обучении смелости - помощь в преодолении детских страхов. Для начала расскажите ребенку всё то, что описано выше: страх является нормальным чувством, которое испытывают все люди. И нужно не стыдиться, а бороться с ним. Можно показать малышу, как его организм помогает ему в этом! Когда человек боится, у него учащается биение сердца и дыхание, чтобы ускорить движение крови и кислорода к органам. И благодаря этому мозг активнее ищет варианты выхода из кризиса, а мышцы собирают силу, чтобы как можно быстрее справиться с поставленной мозгом задачей: побежать, ускориться, . Конечно, ребенку 2-3 лет физиология сложна для понимания. Но он запомнит главное: тело придет ему на помощь, если он научится контролировать свой страх - не впадать в панику и застывать в ступоре перед лицом опасности, а находить силу воли для ее ликвидации. Хотя, разумеется, разговоров мало. И самое важное, что вы можете сделать: развивать уверенность ребенка в своих силах. Находите посильные задачи в других сферах, хвалите за значимые достижения, развивайте его эрудицию посредством познавательных книг или фильмов, отдайте в какую-то спортивную и творческую секцию, разыгрывайте различные конфликтные ситуации в тихой домашней обстановке в ролях, поощряйте знакомство с другими людьми - чем больше у него будет накоплен успешный опыт в коммуникации с окружающим миром, тем спокойнее он будет воспринимать те моменты, которые могут вызвать страх.

Отдельный вопрос - атмосфера в семье. Психологи подтвердят: наиболее часто боятся дети, которые наблюдают перекос в окружении. Причем перекос может быть разным. Так, вряд ли стоит пояснять, как конфликты и ссоры между членами семьи отражаются на ребенке. Постоянное наблюдение криков и скандалов плохо для развитие малыша: повышается его тревожность, он становится беспокойным и пугливым. Потому старайтесь поддерживать в семье нормальный градус отношений и единое направление воспитания - и сложные ситуации разрешайте без маленького свидетеля… Но не менее опасна и другая ситуация: если конфликтов нет, а ребенку уделяют повышенное внимание. Его нечаянно толкнул во дворе другой малыш, а вы сразу вступаете в склоку с его родителями, защищая чадо? Вы моментально одергиваете его при первой попытке потянуться к уличной кошке, подчеркивая, что можно нахвататься блох или она поцарапает? Такой подход к воспитанию - не лучший. Ведь это классическая , где ребенка оберегают настолько сильно, что он либо уходит в себя и начинает бояться всего на свете (он же не научился решать проблемы без мамы или папы), либо устраивает бунт и перестает подчиняться даже здравым требованиям (а значит, о безопасности речь не идет). Потому вы обязаны постепенно, по мере его взросления, предоставлять ему известную степень свободы, позволять ошибаться и терпеть !

Помогите, защитите, расскажите о себе

Старайтесь везде соблюдать баланс. С одной стороны, ваш ребенок должен учиться справляться со страхами, уметь подчинять их себе. Но, с другой, он также должен чувствовать: родители рядом и в случае необходимости всегда помогут. Помните: у маленьких детей жизненный опыт минимальный! И потому им нужна поддержка с вашей стороны, объясните, почему бояться не стоит. А иногда слов мало - и нужна решительная реакция с вашей стороны. Если вы посидите с ребенком у его , пока не заснет после ночного кошмара, если вступитесь за него в серьезном конфликте с другим ребенком, если придержите, когда он, превозмогая страх высоты, карабкается на горку, он поймет главное: родители его защищают, если это действительно нужно. А значит, и бояться он будет меньше и реже.

Ваше поведение вообще один из ключевых факторов в обучении смелости. Ведь дети берут за образец для подражания родителей. Если мама кричит при виде мыши, то почему вы ожидаете иного от маленькой девочки? Если папа не может спокойно и достойно ответить грубияну на улице, впадая в ступор, то как может сын научиться справляться с подобными ситуациями? Помните: ребенок наблюдает за вами! Дети до 2-3 лет не различают плохое и хорошее. Для них всё, что делают родители, является примером, который следует копировать. Только не переусердствуйте - не пытайтесь создать образ бесстрашного человека. Мы же говорили, что страх естественен? Донесите это до малыша на личном примере. Расскажите, как вам было страшно в той или иной ситуации (неважно, был ли ребенок ее свидетелем или она произошла давно) и как из нее вышли, преодолев боязнь и подчинив ее своей силе воли. Поясните, что страшились конкретной опасности, но придумали, как свести риск к минимуму, подстраховавшись от неприятностей — и теперь можете с юмором относиться к тому происшествию, что зря его боялись. Такой опыт (как, кстати, и примеры из сказок и мультфильмов с детальным анализом их сюжета) для ребенка крайне полезен. Если сравнение с детьми может заставить комплексовать, то сравнение с родителями или любимыми персонажами мотивирует - уж на них-то малыш всегда хочет быть похожим!

P.S. Обязательно научите ребенка ощущать границу допустимого! Все-таки страх удерживает нас от излишнего риска. И иногда самым разумным решением будет отказаться от потенциально опасного развития ситуации. Уверенность в своих силах - хорошо, но не нужно путать ее с самоуверенностью, ведь человек, чрез меры верящий в свои силы, подвергает себя и других неоправданному риску.

Расскажите, а как вы учите ребенка быть смелым и храбрым в опасных, стрессовых ситуациях?

10 64602
Оставить комментарии 21