ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Авианосец ВМС Франции «Charles de Gaulle

В 1980 году французское правительство приняло решение о строительстве двух новых атомных авианосцев , но построен был только «Шарль де Голль ». Он имеет оригинальный силуэт а его «остров» создан по технологии «стэлс». Постройка этого боевого корабля , по различным источникам, обошлась от 3 до 10 миллиардов долларов, что, естественно и приостановило дальнейшие планы на строительство еще одного. Поэтому это пока единственный атомный авианосец и полное его название CVN «Charles de Gaulle », который находится на вооружении ВМС Франции. Он был построен на военно-морской верфи «Brest » в городе Brittany, а первое его название было «Ришелье », но с изменением руководства страны, название флагмана тоже поменялось.

Боевой корабль вступил в строй в сентябре 2000 года. После спуска на воду новый корабль сразу претерпел изменения: полетная палуба была увеличена на четыре метра для обеспечения более безопасных полетов.

В 2001 году самый большой авианосец ВМС Франции принимал активное участие в учениях в Средиземном море с другими боевыми французского флота.

После их окончания в декабре 2001 года он отправился в район Персидского залива, где участвовал в операции «Несокрушимая свобода ». Только в июле 2002 года вернулся в порт приписки Тулон.

В сентябре 2007 года атомный авианосец «Charles de Gaulle » снова стал на ремонт, который включал в себя обслуживание энергетической установки и установку новейшей системы управления на основе спутниковой связи.

На авианосце могут одновременно находиться до 40 самолетов типа «Rafale M», дальность полета которых до 3940 километров или «Super Etendard » - с дальностью полета до 1682 километра, а также трех самолетов дальней разведки типа «Hawkege».

В ангаре надводного корабля есть место для 23 самолетов и двух вертолетов, остальные можно разместить на палубе.

самолет типа «Rafale M»

самолет дальней разведки «Hawkege»

вертолет «Panther»

вертолет «Dauphin»

Взлетно-посадочная полоса расположена под углом 8,5 градусов относительно судна - это позволяет создать необходимую подъемную силу при взлете.

Самолет взлетает за счет двух паровых катапульт типа «С-13» с интервалом запуска один самолет в минуту. При посадке летчику помогает корректировочная лазерная система типа «Dallas ». На атомном авианосце установлено две системы стабилизации, контролируемые компьютером. Маятник на рельсовом ходу весом 22000 тонн и по два на борт плавниковых стабилизатора. Эти устройства позволяют снизить влияние неблагоприятных погодных условий, а также совершить успешную посадку самолетов с волнением моря до 6 баллов.

К артиллерийскому вооружению на боевом корабле относится восемь установок типа «Nexter » с калибром 20 мм, дальностью до 8 километров и скорострельностью 720 выстрелов в минуту. Противовоздушную оборону авианосцу обеспечивают зенитно-ракетный комплекс «Eurosam » с ракетами типа «Aster » и дальностью действия до 30 километров. Таких пусковых установок на борту восемь по две на каждой стороне морского судна.

Для отслеживания местоположение всех воздушных суден в радиусе до 70 километров, на авианосце имеется новейшая система радиолокации, отображающая цели на дисплей в трехмерном изображении. К радиоэлектронной защите боевого корабля относятся десять пушек предназначенные для запуска так называемых ракет-ловушек, излучающие различного рода помехи и способные отвлечь ракеты противника уже на расстоянии до 3 километров. Кроме этого корпорация «Euroslat » разработала для авианосца новейшую противоторпедную систему, монтаж которой планируется в 2009 году. На борту действует единая для всех судов и кораблей Франции система распознавания, разработанная фирмой «Sytex », которая обеспечивает обмен необходимыми данными о судах в море.

авианосец ВМС Франции «Charles de Gaulle» фото

авианосец ВМС Франции «Charles de Gaulle»

морские маневры французских и американских кораблей


АВИАНОСЕЦ R91 CHARLES DE GAULLE ВМС ФРАНЦИИ

USS R91 CHARLES DE GAULLE, THE FRENCH NAVY

27.11.2009
ЗАВЕРШИЛСЯ ДВУХЛЕТНИЙ РЕМОНТ ЕДИНСТВЕННОГО ФРАНЦУЗСКОГО АВИАНОСЦА

Франция завершила двухлетний капитальный ремонт своего единственного атомного авианосца «Шарль де Голль», сообщает AFP. Сейчас корабль проходит ходовые испытания в Средиземном море. После завершения всех необходимых проверок «Шарль де Голль» вернется в состав военно-морского флота Франции.
Французский авианосец встал в сухой док для ремонта в середине 2007 года. Стоимость работ оценивалась в 300 миллионов евро, а завершить починку корабля планировалось к 2012 года. В ходе капитального ремонта на корабле были заменены турбины, катапульты и самолетоподъемники.
Кроме того, техникам пришлось потрудиться и над силовой установкой «Шарля де Голля» — в середине 2008 года во время ходовых испытаний был обнаружен повышенный износ трансмиссионных валов, что выражалось в усиленной вибрации двигательной установки.
Следует отметить, что двигательная установка была слабым местом «Шарля де Голля» долгое время. Так, неполадки силовой установки были замечены еще до его принятия на вооружение в 2001 году — в ходе испытания в 2000 году сломался один из винтов корабля.
Полное водоизмещение «Шарля де Голля» составляет 41 тысячу тонн. Корабль способен развивать скорость до 28 узлов. «Шарль де Голль» способен нести до 40 самолетов, таких как Super Etendard, Rafale и E-2C. Корабль оснащен электронной картографической системой, разработанной российской компанией ТРАНЗАС.
lenta.ru

26.07.2013
КОМПАНИЯ DCNS ЗАВЕРШИЛА СРЕДНИЙ РЕМОНТ АТОМНОГО АВИАНОСЦА «ШАРЛЬ-ДЕ-ГОЛЛЬ»

Кораблестроительная компания DCNS завершила средний ремонт атомного авианосца «Шарль-де-Голль». Акт выполненных работ был подписан между DCNS и управлением технического обеспечения ВМС Франции. На ремонтных работах было занято около 950 рабочих, трудозатраты составили 1 млн человеко-часов. Об этом сообщила компания DCNS.
Ремонт и модернизация авианосца проводились на военно- морской базе в Тулоне в сухом доке. Корабль был заново окрашен, площадь покраски составили около 26 тысяч кв.метров. Модернизационные работы включали замену компьютера системы стабилизации. Была проведена инспекция силовой установки и других корабельных систем и оборудования. Было установлено около 35 км новых кабельных трасс, обеспечивающих работу новой информационной системы корабля.
После завершения ремонта и модернизации авианосец был спущен на воду.
АРМС-ТАСС

04.12.2013
Флагман французских ВМС и единственный действующий авианосец страны «Шарль де Голль» будет отправлен на капитальный ремонт в сентябре 2016 г. Как сообщили в минобороны республики, процесс совершенствования корабля закончится в феврале 2018 г. «Нынешний ремонт очень важен для авианосца, он направлен на поддержание жизни корабля. На все процедуры будет потрачено 1,3 млрд евро», — подчеркнули в оборонном ведомстве. «Шарль де Голль» будет адаптирован для многоцелевых истребителей четвертого поколения «Рафаль» (Rafale). Авианосец закончит свою службу в ВМС Франции в 2041 г., напомнили в минобороны.
АРМС-ТАСС

04.01.2014


На сайте ВМС США представлена фотография дозаправки французского авианосца Charles de Gaulle (R-91) и эсминца USS Bulkeley (DDG-84) от универсального транспорта снабжения USNS Arctic (T-AOE 8) Командования морских военных перевозок США в Оманском заливе 29 декабря 2013 года. «Шарль де Голь» проводит операцию с авианосной ударной группой во главе с авианосцем Harry S. Truman по отработке мероприятий по морской безопасности и совместных действий в зоне ответственности 5-го флота ВМС США. Военный Паритет

09.01.2014


Авианосцы ITS Cavour (CVH-550) ВМС Италии, USS Harry S. Truman (CVN-75) ВМС США и Charles de Gaulle (R-91) во время совместного плавания в Оманском заливе 3 января 2014 года. Флагман авианосной ударной группы «Гарри Трумэн» проводит совместные действия с 473-й целевой группой для повышения уровня сотрудничества и взаимодействия, расширения многосторонних возможностей в море и способствования долгосрочной стабильности в регионе в зоне ответственности 5-го флота ВМС США.

Флагман военно-морских сил Франции. Первый атомный авианосец, построенный за пределами США. Самый мощный и совершенный боевой корабль Европы. Подлинный властелин морских просторов. Все это – истинная гордость французских моряков авианосец «Шарль де Голль» (Charles de Gaulle, R91). Непобедимый Посейдон, способный громить врага на поверхности земли, воды и в воздушном пространстве в радиусе тысячи километров!

40 боевых самолетов и вертолетов, управляемое ракетное оружие (четыре 8-зарядных модуля УВП для стрельбы зенитными ракетами Aster-15, две ракетных системы самообороны Sadral). Уникальный комплекс средств обнаружения: 6 радаров различного диапазона и назначения, поисково-следящая система VAMPIR-NG (ИК-диапазон), полный комплект средств радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы.

Боевая информационно-управляющая система «Зенит-8″, способная одновременно выделять, классифицировать и брать на сопровождение до 2000 целей. 25 компьютерных терминалов, 50 каналов связи, спутниковые системы коммуникации Inmarsat и Syracuse Fleetsacom – авианосец «Шарль де Голль» блестяще справляется с ролью флагмана морской ударной группировки.

500 тонн авиационных боеприпасов, 3400 тонн авиационного керосина. Полноценная авиагруппа, включающая истребители-бомбардировщики «Рафаль», ударные самолеты «Супер Этандар», комплексы дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2 «Хоукай», многоцелевые, противолодочные и поисково-спасательные вертолеты «Аэроспасьяль Долфин» и «Кугуар» - всего до 40 единиц авиатехники, размещенных на полетной и ангарной палубах.

Два бортовых самолетоподъёмника грузоподъёмностью 36 тонн. Две паровые катапульты С-13F (аналогичные системам, установленным на американских «Нимицах») – каждая из них способна разогнать 25-тонный самолет до скорости 200 км/ч. Темп выпуска самолетов с палубы «де Голля» - 2 машины в минуту. Темп приема самолетов, в теории, позволяет безопасно посадить на палубу авианосца до 20 машин за 12 минут. Единственное ограничение – размеры и конструкция полетной палубы не позволяют проводить одновременно взлет и посадку авиатехники.

Особую гордость французских инженеров вызывает система автоматической стабилизации корабля SATRAP (Système Automatique de TRAnquilisation et de Pilotage) – 12 компенсаторов в виде блоков массой 22 тонны каждый, перемещающихся по специальным желобам на галерейной палубе. Система, управляемая центральным компьютером, компенсирует различные ветровые нагрузки, бортовую качку, крен при поворотах, постоянно удерживая корабль в правильном положении – это позволяет осуществлять взлетно-посадочные операции при волнении моря до 6 баллов.

Полное водоизмещение исполинского корабля достигает 42 000 тонн. Длина полетной палубы – четверть километра. Экипаж – 1350 моряков + 600 человек авиакрыла.

Фантастическая конструкция бороздит морские просторы на скорости 27 узлов (50 км/ч). Одной перезарядки реакторов хватает для непрерывной эксплуатации в течение 6 лет – за это время «де Голль» успевает пройти расстояние, эквивалентное 12 длинам земного Экватора. При этом реальная автономность корабля (по запасам продовольствия, авиационного топлива и боеприпасов) не превышает 45 суток.

Авианосец «Шарль де Голль»! Красивый, сильный и харизматичный корабль. Единственный недостаток: большую часть своей 13-летней службы «де Голль» провел в … ремонтных доках. Вот что планировали с ним сделать еще в 2003 году:

Франция планирует списать свой новейший авианосец «Шарль де Голль». Вместо «де Голля» для ВМС Франции будет приобретен новый авианосец типа «Куин Элизабет» британской постройки. Причина шокирующего и неожиданного решения – бесчисленные проблемы и неисправности, выявленные за первые годы эксплуатации французского авианосного корабля.

Что же могло стать реальной причиной той отвратительной ситуации, при которой совершенно новый корабль, вступивший в строй всего за два года до описываемых событий (18 мая 2001 г.), едва не оказался сдан на слом?

Французы – опытные кораблестроители, не раз удивлявшие мир своими замечательными творениями (безо всякой иронии). Легендарный подводный артиллерийский крейсер «Сюркуф» - подлинное чудо техники 1930-х годов. Современные стелс-фрегаты «Лафайетт» и «Горизонт». По своему уникальные десантные корабли «Мистраль» - благодаря своей модульной конструкции, огромная «коробка» строится всего за пару лет! Франция отлично знакома с ядерными технологиями – подводная компонента ВМС Франции оснащена высококлассной техникой собственной разработки: АПЛ «Триумфан», «Барракуда» баллистические ракеты подводного базирования M45, M51. Все вооружение соответствует лучшим мировым стандартам.

Франция – один из признанных мировых лидеров в разработке морских систем обнаружения, управления и коммуникации: радары и системы сенсоров, БИУС, тепловизоры, средства связи. Упрекнуть французов просто не в чем.

Французские кораблестроители не новички в области разработки и строительства авианосных кораблей: еще в середине прошлого века ВМС Франции приняли на вооружение два авианосца типа «Клемансо» - один из которых, «Сан-Пауло» (бывш. «Фош») до сих пор несет службу в составе ВМС Бразилии. Солидные корабли для своего времени, чье водоизмещение и размеры приближались к характеристикам современного «де Голля».

И вдруг – неожиданный провал! Как это могло произойти? Неужели неисправности и «детские болезни», которые имеются у любой конструкции, могли столь негативно отразиться на судьбе нового французского авианосца?

«Детские болезни» - это слабо сказано. Проблемы при эксплуатации «де Голля» стали подлинной Катастрофой для ВМС Франции.

Корабли гибнут без боя

Судьба «Шарля де Голля» началась в 1989 году, когда на верфи DCNS в городе Брест была заложена днищевая секция будущего авианосца. Поначалу все складывалось вполне успешно: всего через 5 лет после закладки, в мае 1994 года, самый крупный боевой корабль, когда-либо построенный во Франции, был торжественно спущен на воду в присутствии президента Франсуа Миттерана. Летом того же года на авианосце были установлены реакторы. Началось насыщение корпуса высокотехнологичным оборудованием. Но чем дальше продвигались работы, тем труднее становилось удерживать проект в рамках заданного графика.

Чрезвычайное обилие систем и механизмов на борту корабля вело к непрекращающейся череде вносимых изменений, что задерживало и без того трудоёмкий процесс постройки огромного авианосца. Например, в соответствии с новыми европейскими нормами радиационной безопасности, пришлось полностью переработать систему защиты и охлаждения реактора – все это уже на практически готовом корабле. В 1993 году разразился международный шпионский скандал – сотрудников верфи заподозрили в связях с британской разведкой MI6.

Постройке авианосца регулярно препятствовал французский Парламент, сокращая средства на финансирование этой «исключительно важной» оборонной программы. Настал день, когда работы на верфи были полностью прекращены (1990 год) – данная ситуация неоднократно повторилась в 1991, 1993 и 1995 годах, в результате, «Шарль де Голль» окончательно превратился в долгострой.

Очевидно, что базирование 40 самолетов на авианосце «Шарль де Голль» в реальности невозможно. Половина авиатехники остается ржаветь на верхней палубе, где ветер, влажность и палящее солнце быстро приведут машины в полную негодность. В среднем, несет 20 боевых самолетов, пару комплексов ДРЛО и несколько вертушек

Согласно официальным данным, корабль строился порядка 10 лет и обошелся французским налогоплательщикам в 3,3 млрд. долларов – немногим меньше, чем стоил американский суперавианосец типа «Нимиц» (4,5…5 млрд. долл. на конец 1990-х годов).

Но настоящая трагикомедия началась после серии ходовых испытаний и тестовых посадок авиатехники на палубу корабля в 1999 году.

Постоянные вибрации, неполадки в системе охлаждения реактора, некачественное покрытие полетной палубы. Неожиданно выяснилось, что конструкторы допустили ошибку при расчете потребной длины ВПП – для безопасной посадки самолетов ДРЛО Е-2 «Хоукай» потребовалось срочно удлинить полетную палубу на 4 метра.

Работы по устранению дефектов заняли год, наконец, 4 октября 2000 года «Шарль де Голль» прибыл своим ходом на военно-морскую базу Тулон.

В срочном порядке началась апробация новой техники – экипаж «де Голля» был сформирован еще в 1997 году и три года терпеливо дожидался своего корабля. Уже через несколько дней авианосец покинул свой родной порт и отправился с дружеским визитом к берегам США, на военно-морскую базу Норфолк.

Увы, добраться до берегов Америки в тот раз не удалось – во время тренировочных маневров в Карибском море отвалилась лопасть правого винта. Авианосец техузловым ходом вернулся в Тулон. Расследование показало, что причиной аварии стало (ну кто бы мог подумать!) некачественное изготовление деталей.

Кто занимался изготовлением винтов?

Фирма «Атлантик Индастриз».

Подать сюда этих прохвостов!

Мсье, фирмы «Атлантик Индастриз» больше не существует…

Немая сцена.

Проблема была в том, что фирма «Атлантик Индастриз» бесследно исчезла не только с гонораром за недобросовестно выполненный контракт, но, что гораздо хуже, со всей документацией на изготовление винтов. А рассчитать и изготовить 19-тонные слитки из меди, железа, марганца, никеля и алюминия с поверхностями двойной кривизны – задача далеко не простая (и не дешевая). В качестве временной меры на корабль установили винты от списанного авианосца «Клемансо». Скорость «де Голля» уменьшилась до 24…25 узлов, при этом вся кормовая часть оказалась непригодна для жизни и деятельности экипажа – вибрация и шумы достигали 100 дБ.

Практически весь следующий год авианосец провел в ремонте, на тестах и ходовых испытаниях. Впрочем, в конце мая 2001 года «Шарль де Голль» нашел в себе силы выбраться из дока и принять участие в военно-морских учениях «Золотой трезубец». Результатом 10-дневных маневров стал скандал вокруг истребителей «Рафаль М» - оказалось, что поставленные флоту самолеты неприспособленны для палубного базирования. Вся первая партия перспективных истребителей была решительно забракована.

Но это лишь начало анекдота под названием «авианосец «Шарль де Голль».

В декабре 2001 года «де Голль» вышел в свой первый боевой поход в Аравийское море. Задача – авиационная поддержка операции «Длительная свобода» на территории Афганистана. За время похода палубные штурмовики «Супер Этандар» выполнили 140 боевых вылетов над Средней Азией продолжительностью до 3000 км. Что касается новейших «Рафалей», хроника их боевого применения противоречива: согласно одним источникам, истребители нанесли несколько ударов по позициям боевиков Талибан. Согласно другим данным, боевых вылетов не проводилось – «Рафали» лишь участвовали в совместных учениях с палубной авиацией ВМС США.

В любом случае, роль «Шарля де Голля» в войне была чисто символической – всю работу выполнила американская авиация, совершившая десять тысяч боевых и обеспечивающих вылетов над территорией Афганистана. Понимая свою собственную никчемность, «де Голль» по возможности стремился покинуть ТВД, и пока американские самолеты крушили афганские горы, французский авианосец устраивал фотосессии в портах Сингапура и Омана.

В июле 2002 года «де Голль» возвратился на ВМБ Тулон. Поход прошел успешно, если не считать, что из-за радиационной аварии на борту экипаж авианосца получил пятикратные дозы облучения.

Впечатлений французам хватило надолго – все последующие три года «де Голль» не совершал дальних походов. Авианосец вернулся в Индийский океан лишь в 2005 году. Жизнерадостных французов явно не радовала перспектива летать под душманские пулями и ракетами «Стингер» – в результате «де Голль» принял участие в совместных учениях с ВМС Индии под кодовым обозначением «Варуна», после чего поспешил вернуться на базу в Тулон.

По аналогичному сценарию прошел 2006 год – после чего наступил час Икс. Активная зона реакторов полностью выгорела и нуждалась в замене. Морская стихия здорово потрепала корабль, раскаленные выхлопы реактивных двигателей оплавили полетную палубу, вышла из строя часть вспомогательного оборудования – авианосцу требовался капитальный ремонт.

В сентябре 2007 года «де Голль» зашел в сухой док, откуда не выходил до конца 2008 года. 15-месячный ремонт с перезагрузкой реактора обошелся Франции в сумму 300 млн. евро. Несчастному авианосцу, наконец, вернули его родные винты, провели модернизацию радиоэлектроники, проложили 80 км электрических кабелей, обновили катапульты и аэрофинишеры, расширили ассортимент авиационных боеприпасов.

Сверкая свежей краской, авианосец прибыл на ВМБ Тулон, и спустя три месяца благополучно вышел из строя. Весь 2009 год корабль снова провел на ремонте.

Наконец, к 2010 году основные дефекты были устранены, началась интенсивная подготовка корабля к свершению новых подвигов. Впереди – долгие и опасные походы на другой конец Земли, новые войны и Великие победы. 14 октября 20109 года отряд боевых кораблей ВМС Франции во главе с флагманом «Шарль де Голль» отправился с очередной миссией в Индийский океан.

Поход продлился ровно одни сутки – через день после выхода на авианосце вышла из строя вся система электроснабжения.

После экстренного двухнедельного ремонта, «де Голль» все же нашел в себе силы отправиться по выбранному маршруту и провел в далеких широтах целых 7 месяцев. Просто невероятный результат, учитывая все предыдущие «достижения» авианосца.

В марте 2011 года мировые СМИ обошла сенсационная новость – французский авианосец выдвигается к берегам Ливии. Очередная попытка «де Голля» доказать свою необходимость прошла с полным аншлагом – палубная авиация выполнила сотни боевых вылетов в рамках обеспечения «бесполетной зоны» над Ливией. Многоцелевые истребители «Рафаль» нанесли серию ударов по наземным объектам, израсходовав, в общей сложности, 225 высокоточных боеприпасов AASM. Отработав около 5 месяцев в зоне конфликта, «Шарль де Голль» вернулся в Тулон в начале августа 2011 года. На очередной ремонт.

Наверное, следует добавить несколько «штрихов» к истории этого похода. Авиагруппа «де Голля» состояла из 16 боевых самолетов (10 «Рафаль М» и 6 «Супер Этандар»). В это же время, для нанесения ударов по Ливии командование НАТО привлекло более 100 ударных машин, среди которых встречались такие «монстры», как B-1B и F-15E «Страйк Игл».

Становится очевиден «неоценимый» вклад авианосца в этой военной операции. А стоимость каждой из 225 сброшенных бомб AASM (с учетом затрат на содержание «плавучего аэродрома») стала просто астрономической – было бы дешевле стрелять лазером с орбитальной боевой станции.

2012 год заметных успехов не принес – «Шарль де Голль» периодически выходил в Средиземное море для тренировок палубных летчиков, кротая остальное время на бесконечном ремонте.

В ближайших планах (ориентировочно – 2015 год) авианосец ожидает очередная «капиталка» с перезарядкой реактора.

P.S. На 2013 год в оборонном бюджете Франции (т.н. Livre Blanc) обозначен отказ от дальнейшего сотрудничества с Великобританией в рамках создания совместного авианосца. В ближайшем будущем Франция не планирует постройку авианосных кораблей.

«Шарль де Голль» - флагман французского военно-морского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции и первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой. Сходим в море вместе с авианосцем Шарль де Голль и посмотрим, как он несет боевое дежурство. Франция является второй после США страной, ВМС которой имеет в своем составе авианосец с ядерной энергетической установкой.
Авианосец невелик по сравнению с американскими аналогами. Длина составляет 261,5 м, ширина 64,36 м, высота 75 м. Водоизмещение - более 40 600 тонн.
Вмещает примерно 1 959 человек экипажа корабля, а также 800 пехотинцев на бронетранспортёрах. Площадь взлётно-посадочной полосы достигает 12 000 кв.м.
Пошел на взлет! Персидский залив, 27 января 2016.
Запуски с авианосца Шарль де Голль могут производиться каждые 30 с. Впрочем, одновременные взлёты и посадки не предусмотрены конструкцией.
Ракеты для палубного самолета Rafale М.
Максимальная вместимость - до 100 самолётов на срок до 7 дней.
Установка ракеты на палубный истребитель Rafale М, Персидский залив, 28 января 2016.
Авиапарк авианосца Шарль де Голль включает самолеты и вертолеты следующих типов: истребители палубного базирования: Rafale M; штурмовики Super Étendard; самолёты ДРЛО: Grumman E-2 Hawkeye; вертолёты: SA-365.
Авианосец Шарль де Голль в Персидском заливе, 28 января 2016.
Энергетическая установка суммарной мощностью 76 200 л. с. включает два атомных реактора К15. Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов в течение 5 лет.
Французский сверхзвуковой палубный штурмовик Super Étendard готовится ко взлету. Персидский залив, 28 января 2016.
Полетели.
Одна из трудностей взлета - короткая взлетно-посадочная полоса: даже самый мощный реактивный двигатель не сможет разогнать самолет с полным вооружением до скорости, необходимой для отрыва на столь короткой дистанции. Для этого существует катапульта, встроенная в палубу. Она дает фантастическое ускорение, однако это отражается на самолете: чтобы защитить его от пагубного воздействия, все самолеты ВМФ имеют специальное шасси, чтобы противостоять сильным механическим перегрузкам при старте с катапульты. Для взлёта самолётов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 м они разгоняют самолёты массой до 25 т до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолёт в минуту.
Взлетно-посадочная полоса авианосца Шарль де Голль.
Авианосец Шарль де Голль. Вид с высоты. Персидский залив, 28 января 2016.
Истребителей палубного базирования Rafale M. Стоимость одного самолета Rafale оценивается в $85-124 млн в зависимости от комплектации (на 2012 год).
Запас топлива авианосца составляет 3 400 тонн, боеприпасов - 550 тонн.
Авианосец Шарль де Голль в Персидском заливе, 29 января 2016.
Взлет из посадка истребителей на такую небольшую, да еще плавучую полосу представляет собой настоящее испытание и для техники, и для человека. Во время посадки, самолет снижает скорость до 250 км/ч, в случае успешного приземления крюк на хвосте истребителя цепляется за кабель - автофиниш - и останавливает самолет. Под палубой расположен огромный клапан, который устанавливает натяжение этого троса.
Палубный штурмовик Super Étendard. Персидский залив, 29 января 2016.

Пилот истребителя Rafale, авианосец Шарль де Голль, 29 января 2016.
Проверка ракет. Авианосец Шарль де Голль, Персидский залив, 29 января 2016.
Взлет!
Авианосец Шарль де Голль. Боевое дежурство в Персидском заливе 29 января 2016.

Тактико-технические характеристики

«Шарль де Голль» (Charles de Gaulle).
Водоизмещение: 40 600 т полное.
Размерения: длина 261,42 м; ширина 64,4 м; осадка 8,5 м
ЭУ : двухвальная паросиловая (два ядерных реактора типа К15 общей мощностью 402145 л. с. и две паротурбины общей мощностью 76 000 л. с.)
Скорость хода: максимальная 28 уз.
Авиагруппа: до 40 самолетов, в том числе 24 истребителя-штурмовика «Супер Этандар», два самолета ДРЛО Ё-2С «Хокай», 10 истребителей «Рафаль-М», два поисково-спасательных вертолета SA 365F «Дофин» или AS 322 «Кугар».
Вооружение: четыре восьмизарядные УВП «Сильвер» (ЗУР «&лер-15»1, два шестизарядных ЗРК «Садрал-(ЗУР «Мистраль»); восемь 20-мы АУ «X4iaT»F2.
Средства противодействия: четыре 10-ствол ьные ПУ ложнш целей «Сагай», акустические ловушки SLAT для торпед.
РЭВ: DRBJ 11В и DRBV 26D-Оттер» (ОВЦ), DRBV15D (ОВЦ\ОНЦ), две DRBN 34А (навигационные; «Арабель» (трехкоординатная управление стрельбой ЗУР)
Экипаж: 1150 человек, авиагруппа - 550, походный штаб - 50, имеется возможность разместить до 800 морских пехотинцев.

В сентябре 1980 года французское правительство утвердило планы строительства двух атомных авианосцев для замены двух авианосцев типа «Клемансо» с обычной ЭУ, построенных еще в 1950-х годах. Однако с самого начала эта программа столкнулась с политической оппозицией и техническими проблемами, связанными как с самим кораблем, так и с самолетами. Первый корабль этого типа, «Шарль де Голль», был заложен в апреле 1989 года и спущен на воду в мае 1994-го, однако до мая 2001 года его не могли ввести в боевой состав. Снижение финансирования и ошибки в проекте замедлили работы. Даже в 2003 году «Шарль де Голль» нельзя было назвать боеготовым кораблем, в том числе и из-за отсутствия полноценной авиагруппы. Разработка палубного варианта истребителя «Рафаль» задерживалась, поэтому в состав авиагруппы были включены 20 истребителей-штурмовиков «Супер Этан-дар». Кроме того, ошибки при конструировании привели к тому, что самолет ДРЛО Е-2С «Хокай» не мог действовать с палубы этого корабля, поэтому пришлось удлинять угловую полетную палубу. Эти работы, а также установка дополнительной защиты от радиации, были проведены в 1999-2000 годах. Планы строительства второго корабля этого типа (возможно с неядерной ЭУ) остаются неясными. Хотя ВМС настаивают на этом (планируется назвать его «Ришелье» или «Клемансо»), вряд ли они дождутся политической и общественной поддержки такого дорогостоящего проекта.
«Шарль де Голль» имеет ангар на 20-25 самолетов (примерно половина штатной авиагруппы) и оснащен реакторами того же типа, что и ПЛАРБ типа «Триумфан». Такая ЭУ позволяет авианосцу в течение пяти лет беспрерывно ходить со скоростью 25 узлов. Для улучшения мореходных качеств на корабле установлены четыре пары успокоите лей качки.