ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Анализ во глубине сибирских. Анализ стихотворения пушкина во глубине сибирских руд

«Во глубине сибирских руд … » — послание поэта
к отправленным на каторгу друзьям-декабристам.
Осенью 1826 года, уже после жестокой расправы с
декабристами, Николай 1 возвратил Пушкина из
ссылки, и они имели продолжительную беседу с
глазу на глаз. Царь уверил поэта в том, что он ис-
кренне желает использовать свою власть во благо
и процветание народа и просил помочь ему в этом
своим творчеством. Пушкин прислушался к мнению
царя, но от своих прежних убеждений не отрекся. Не
отрекся он и от друзей-декабристов.
К тому же поэт был особенно впечатлён поступ-
ком жён декабристов — многие из них пренебрег ли
положением в свете, богатством, знатностью и раз-
делили судьбу своих мужей. Пушкин передал своё
дружеское послание с женой декабриста Никиты
Муравьёва, которая тоже уезжала в Сибирь вслед
за сосланным мужем.
В стихотворении чувствуется не только стремление
поэта утешить своих друзей, но и глубокое восхище-
ние ими. Для Пушкина их думы — «высокие», их
терпение — «гордое», их труд — «скорбный», а меч
дожидается их возвращения из неволи.
Послание написано в высоком стиле. В нём много
абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода,
Любовь, Дружество. Поэт рисует мрачное простран-
ство, в котором оказались герои, используя для этого

особую лексику: «мрачное подземелье», «темницы»,
«каторжные норы», «оковы тяжкие». Эти образы
создают трагическую атмосферу несчастья, постиг-
шего его друзей.

Но лирический герой уверен, что у несчастья
всегда есть верная сестра — надежда. И он верит в
человека-борца, который способен в самых тяжёлых
условиях сохранить в себе не только « гордое терпе-
нье » , но И верность своим идеалам — « дум высокое
стремленье » , « Любовь и дружество », « свободный
глас» способны поддержать ссыльных, помочь им
переносить тяжесть каторги. И ещё поэт выразил
свою уверенность в том, что рано или поздно спра-
ведливость восторжествует, «оковы тяжкие падут,
темницы рухнут » ,

Но не об амнистии, не о прощении, не о воз-
вращении декабристов из ссылки говорит поэт.
« Не пропадёт ваш скорбный труд / и дум высокое
стремленье!» — восклицает он. В этом «не пропадет-
открывается иной смысл — речь идёт о торжестве
высоких идей.
Финал стихотворения звучит оптимистично.

Пламенное послание Пушкина очень поддержало
декабристов и стало одним из немногих радостных
событий их каторжной жизни.

Ключевым словом в стихотворении является слово
свобода. Это же слово было начертано на знамёнах
декабристов. Это послание поэтически утверждает
то, за что они боролись. И друзья откликнулись на
послание Пушкина — поэт-декабрист Александр
Одоевский написал в ответ стихи, которые аакан-
чивалиоь так.

Год 1825 - время надежд, споров и разочарований. Заговорщики, состоящие из некоторых представителей русского дворянства, имели разные взгляды на достижение основной своей цели - свержения самодержавия и отмены крепостного права. Именно в этих двух особенностях России декабристы видели причину отсталости страны. Взгляды на изменения были от радикальных до умеренных.

Поддерживал ли Пушкин декабристов? Скорее, он им просто сочувствовал, поскольку среди декабристов было несколько его приятелей и друзей, всего около двадцати человек из 120-ти высланных в ссылку. Стихотворение «Во глубине сибирских руд» было доставлено на каторгу А.Г. Муравьевой, женой декабриста Н. Муравьева, и являет собой послание поэта своим друзьям, как письменная поддержка их в тяжелых условиях, ободрение и напоминание о надежде скорого освобождения. Амнистия декабристам, однако, произошла лишь через 30 лет после их восстания - и оставшиеся в живых к тому времени, наконец, смогли выйти на свободу.

Главная тема стихотворения

Поэт понимал, что публикация «Во глубине сибирских руд» невозможна. Он преследовал другую цель при написании этого произведения, предназначенного для узкого круга читателей - поддержать и ободрить своих ссыльных друзей.

Доминирует тема дружбы и верности идеалам юности - «Храните гордое терпенье ». Автор призывает не отчаиваться и держаться. Словами «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье » поэт говорит, что трагическое событие, в результате которого погибли 1 271 человек плюс казнены пятеро заговорщиков, обошлось дорогой и печальной ценой. Но оно не окажется напрасным, поскольку привлекло внимание к проблемам самодержавия и крепостного права. Так и произошло - этот заговор получил в российском обществе сильнейший резонанс. Случившееся в 1825 году оказало немалое влияние на общественно-политическую жизнь эпохи правления Николая I.

Пушкин сосредотачивает внимание на том, что «Придет желанная пора » - освобождение из ссылки. «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы » - это обещание помощи в приближении амнистии для бунтовщиков, просьб за них перед императором со стороны родных и друзей декабристов.

Все произведение наполнено эмоционально насыщенным тоном, цель которого - возместить в скором окончании плохого в жизни ссыльных дворян и поднять их дух. И стихотворение Пушкина действительно многим помогло выжить в нелегких условиях, тем более, что быстрого освобождения не последовало, и ссылка декабристов длилась несколько десятилетий.

Структурный анализ «Во глубине сибирских руд»

Это творение Пушкина написано в жанре гражданского лирического послания - одного из любимых жанров поэта. Состоит из 4-х строф со следующими способами рифмовками: 1-я перекрестная, 2-я и 4-я охватная, 3-я - смежная.

Размер стихотворения - четырехстопный ямб с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Все предложения бессоюзные, сложносочиненные.

В произведении активно используется выразительная терминология «темницы, оковы, затворы, подземелья, каторжные норы», показывающая последствия неудачного восстания. Начинаясь с образа каторги, стихотворение постепенно переходит к образу свободы, четко видимому в конце.

Во второй и третьей строфах просматривается акцент на оптимистичных словах «разбудит», «дружество». Эмоциональная насыщенность подчеркнута методом аллитерации на букву «Р», динамична и ведет от скорби к уверенности, что вскоре им вернут прежние права и дворянские привилегии - («И братья меч вам отдадут»; меч - символ дворянского достоинства и чести).

Вселяло надежду

История декабристов, поначалу начинавшаяся так романтично, оказалась трагичной - поломалось немало судеб. Многие из заговорщиков раскаялись в радикализме, другие поняли бесперспективность их неподготовленного должным образом восстания, но всем им пришлось принять свою новую судьбу - примирить оппозицию с императором не получилось.

И приняли они свою судьбу с достоинством: изучали земли Сибири, занимались педагогической деятельностью, писали стихи. Конечно, зависело это от внутреннего стержня каждого человека. Но и написанное специально для них Пушкиным стихотворение-поддержка в первые годы ссылки существенно укрепило дух декабристов и вселило надежду на восстановление в правах, пусть и не такое скорое, как желал поэт.

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут -- и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Переход на страницу .

Примечания

"Во глубине сибирских руд..." (стр. 165). Послание декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу. Очень многих из них Пушкин знал лично. Двое -- Пущин и Кюхельбекер -- были его лицейскими товарищами. В словах "Храните гордое терпенье" они могли услышать отзвук лицейской "Прощальной песни воспитанников Царскосельского лицея" Дельвига, исполнявшейся лицеистами хором на акте по случаю первого выпуска. В песне были такие слова: Храните, о друзья, храните Ту ж дружбу с тою же душой, То ж к славе сильное стремленье, То ж правде -- да, неправде -- нет, В несчастье гордое терпенье, И в счастье -- всем равно привет! Свое послание декабристам Пушкин вручил жене одного из них, А. Г. Муравьевой, уезжавшей из Москвы в начале января 1827 г. к мужу -- Никите Муравьеву -- в Сибирь. В своем ответе Пушкину декабрист А. И. Одоевский писал: Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, И -- лишь оковы обрели. Но будь покоен, бард, цепями, Своей судьбой гордимся мы И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями. Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, -- И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы, Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы. Стихи Пушкина и ответ Одоевского ходили в многочисленных списках по рукам и имели огромное революционизирующее значение. Слова Одоевского "Из искры возгорится пламя" В. И. Ленин взял эпиграфом для газеты "Искра". Переход на страницу

В Испании он испанец, с греком - грек, на Кавказе – вольный горец в полном смысле этого слова…

Н.В. Гоголь

В начале 1827 года, будучи в Москве, Александр Пушкин написал послание к пребывавшим на каторге «друзьям, братьям, товарищам» – к тем, кого позднее назвали декабристами. Автографа знаменитых строф, окольными путями попавших на рудники, не сохранилось. Наиболее авторитетной редакцией считается список без заглавия, сделанный одним из «несчастных», бывшим лицеистом первого курса Иваном Пущиным, Большим Жанно:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

При жизни поэта стихотворение не могло дойти до «типографического снаряда». Впервые его растиражировал (под заголовком «В Сибирь») А.И. Герцен в альманахе «Полярная звезда» (Лондон, 1856). В России же пушкинское послание упоминалось в печати с 1858 года, а полностью было опубликовано лишь в 1874 году.

Некоторые современники поэта (в первую голову осуждённые бунтовщики) трактовали «Во глубине сибирских руд…» как манифест, вызвавший «сильное возбуждение революционного чувства» (Д.И. Завалишин), как «призыв к продолжению освободительной борьбы». В пушкинских образах интерпретаторы узрели аллегории политического толка, в стихах и строфах – рифмованные лозунги. Впоследствии, и особенно в XX веке, после октябрьского переворота, подобное прочтение стало доминирующим.

Однако издавна существовало и иное – не столь прямолинейное, учитывающее последекабрьские настроения, – истолкование поэтического текста. В послании, близком по времени создания к таким пушкинским сочинениям, как «Стансы», записка «О народном воспитании» (1826) и «Друзьям» (1828), читатели (Н.П. Огарёв, Н.О. Лернер, В.С. Непомнящий и другие) обнаружили, что возвращённый из ссылки поэт намекал на сотрудничество с новым царём, Николаем Павловичем. Своих симпатий Пушкин, как известно, тогда не таил – и слагал императору «хвалу свободную»:

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нём кипит,

Но не жесток в нём дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит.

А коли Пушкин не был лицемером, то и в послании «Во глубине сибирских руд…» надо, по мнению указанных лиц, видеть не призыв к свержению деспотического режима, а нечто прямо противоположное: уверенность автора в том, что в обозримом будущем последуют милости государя; что скоро Николай I объявит об облегчении участи или даже амнистии изгнанников.

Такой вывод поэт мог сделать после долгой и откровенной беседы с императором, которая про­изошла 8 сентября 1826 года в Москве.

Стилистика пушкинских стихов тоже трактуется по-разному. Часто исследователи находили здесь «слова-сигналы» декабристской поэзии («братья», «меч»). Другие же увидели продолжение традиций дружеского послания, «предельно обобщённые образы» или даже мотивы любовной лирики. Соотносили строфы Пушкина и с лицейским стихо­творчеством, усматривали (в строке «Храните гордое терпенье») скрытую цитату из «Прощальной песни воспитанников Царскосельского лицея» барона А.А. Дельвига.

Аргументация учёных подчас была весьма убедительна, но сдаётся, что обнаруженные ими истины всё же вторичны. А вот к глубинной правде, в каком-то смысле «последней и торжественной», пушкинисты так и не прикоснулись.

Ближе прочих к разрешению проб­лемы подошёл, думается, В.С. Непомнящий. В работах 1980-х годов, посвящённых «судьбе одного стихотворения», он не только доказывал, что рассматриваемый текст есть образчик политической тайнописи поэта, но и утверждал, что послание 1827 года носило характер этический, наполнено глубоким нравственным смыслом. Коснувшись же вопроса о языке , на котором Пушкин говорил с далёкими узниками, В.С. Непомнящий обронил следующее: «И поскольку он был уверен, что идеалы их общей молодости близки к воплощению и что друзья, уже пережившие самое страшное, освободили свои сердца для надежды и терпения, для примирения и прощения, – постольку и само послание свободно написалось языком этих идеалов – привычным языком молодости, «декабристским» языком».

Тут пушкинист остановился. Вероятно, В.С. Непомнящий сделал это «по причинам, важным для него, а не для публики».

Мы же, обзаведясь подсказкой, шагнём чуть дальше – и окажемся у входа в едва замаскированное подземелье .

В годы, предшествовавшие бунту, и Пушкин, и значительная часть заговорщиков принадлежали к ордену вольных каменщиков (запрещённому императором Александром Павловичем в 1822 году). И «привычным языком молодости», периода «полночных заговоров» для них – равно как и для прочих представителей элиты – был модный туманный язык, бытовавший в ложах и иных тайных обществах, на всевозможных «сходках».

Полагаем, что и в послании «Во глубине сибирских руд…» использованы элементы популярного в конце десятых – начале двадцатых годов масонского наречия.

Уже в начальной строфе стихотворения, в третьей его строке, Пушкин оповестил сибирских узников о языке, который применён в послании:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд*

И дум высокое стремленье.

Уподобление конспиративной деятельности декабристов, их бунта на столичной площади и – тем паче – возмущения Черниговского полка пафосному «труду», пускай даже «скорбному», обыденному человеку («профану») должно показаться довольно странным. Зато посвящённый ведал, что отождествление любой деятельности с «трудом» или «работой» – сугубо масонское. Теми же терминами масоны «называли свершение различнейших обрядов, как то: приём профанов в орден и дальнейшие посвящения в более высокие степени, столовые ложи, траурные ложи… Под «работой» разу­мелось также старание просветиться, стремление совершенствоваться» (Соколовская Т.О. Масонские системы. М., 1991. С. 55). Святость всякого труда, личного и общественного, подчёркивали и аксессуары вольных каменщиков – молоток, лопаточка, чертёжная доска и прочие.

Расширительное понимание труда зафиксировано и версификаторами той поры. Так, в одной из песен масонов звучало:

Братья верны, продолжайте

Быть столпами всех работ,

Бодро Запад украшайте

И с трудов сбирайте плод.

Схожее место есть и в оде А.И. Деденева, написанной в 1810 году:

Вы, о братия, любезны,

Являли свет глазам моим,

Я ваши зрел труды полезны,

Я зрел и восхищался им.

В двух последующих строфах пушкинского послания также мелькают слова и формулы, характерные для масонского обихода, – это, в частности, «мрачное подземелье», «любовь и дружество», «разбудит». Глагол «уснуть» подразумевает прекращение «труда» члена ложи на какое-то время или навсегда. Сибирская каторга сделала «уснувшими» сразу всех декабристов-масонов; Пушкин, возможно, намекал на их грядущее пробуждение .

Наиболее же показательна в данном отношении заключительная, четвёртая строфа стихотворения. Она является своеобразным «замкόм», который связывает воедино всё поэтическое строение:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа ,

И братья меч вам отдадут.

Выходит, в процедуре освобождения каторжан непременно будут участвовать их «братья». А ведь именно так – «братьями» – и величали друг друга вольные каменщики. Они-то, уцелевшие после пронёсшейся бури, и возвратят в недалёком будущем томящимся в острогах декабристам пресловутый «меч».

Функции «меча» в масонской знаковой системе разнообразны. Так, по утверждению Т.О. Соколовской, обнажённый меч символизировал карающий закон; в руках братьев мечи означали не только наказание злодеев и предателей, но и защиту невинов­ности. Ещё он применялся при посвящении в братство, использовался для охраны лож… Но здесь Пушкин, скорее всего, имел в виду совершенно иную ипостась: меч у масонов являлся непременным атрибутом свободного человека.

Сверх того, в самой архитектонике послания «Во глубине сибирских руд…» есть сходство с изощрённым, разработанным до мелочей церемониалом посвящения в вольные каменщики.

В прологе этого театрализованного обряда ритор масонской ложи во всеуслышание объяснял: «Путь из чёрной храмины в ложу это – путь из тьмы к свету, от безобразия к красоте, от слабости к силе, от невежества к премудрости, от земной юдоли к блаженной вечности». Дальнейшая процедура была обставлена соответствующими данному тезису мрачными декорациями.

В определённый момент «два брата схватывают новичка и бросают его на щит, который он прорывает и падает на руки двум другим братьям, уже готовым принять его. Створчатые двери, до сих пор отворённые настежь, захлопываются с громким стуком и, посредством железного кольца и железной полосы, подражают звуку задвигаемых тяжёлых запоров , чтобы кандидат вообразил себя запертым в темнице » (Гекерторн Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. М., 1993. С. 166.).

При сравнении данного отрывка с «Посланием в Сибирь» можно убедиться в том, что в пушкинских стихах наличествуют схожие символы: «мрачные затворы», «каторжные норы» и «темницы».

Затем, после краткосрочного пребывания в «темнице», «свободный муж» с обнажённой грудью и завязанными глазами путешествовал вокруг ложи («посолонь, против солнца и снова посолонь»), по коридорам и лестницам, – как бы борясь с лишениями, стойко выдерживая жизненные испытания и преодолевая преграды.

В финале новичок давал клятву верности ордену. Возле жертвенника повязка снималась с него, «спадала» (словно «оковы тяжкие»), и «воскресший» вольный каменщик видел вожделенный свет. Ему вручали серебряную лопаточку, пару белых перчаток и прочую положенную амуницию, а в правую руку ново­испечённого брата вкладывался меч .

А пока длился спектакль (сопровождаемый пением, речами и иными жестами), у входа в ложу несли дежурство стюарты (стражи).

И держали они в вытянутых кверху дланях – мечи .

Послание «Во глубине сибирских руд…» – по форме также «путь из тьмы к свету», из заточенья к вольности и достоинству.

Полагаем, что каторжане легко расшифровали пушкинский код. Для них, «окостеневших в 14 декабря» (П.А. Вяземский), «привычный язык молодости» навсегда остался живым языком. Насыщенный революционными декларациями стихотворный ответ А.И. Одоевского на послание Пушкина («Струн вещих пламенные звуки…»), казалось бы, свидетельствует об обратном. Но надо учитывать, что декабрист сочинил свои бодрые строфы гораздо позже, в 1828 или 1829 году, то есть в пору, когда узники уже устали ждать освобождения, обещанного поэтом. Они потеряли надежду, и оттого некоторые снова ожесто­чились.

Оговоримся: Пушкин писал в «масонских» стихах о возможной амнистии декабристов, но вовсе не предрекал синхронную легализацию масонства. Не предрекал хотя бы потому, что император Николай I считал любые тайные общества по определению злоумышленными, и щекотливая тема вольных каменщиков едва ли затрагивалась во время сентябрьской 1826 года беседы поэта с царём в Кремле.

Пушкин был щедро наделён даром перевоплощения и умело пользовался им. Он добивался сходства с чужими почерками, превращался (в быту, в сочинениях и рисунках) то в натурального крестьянина, то в байронического персонажа, иногда в старика, обворожительную женщину, даже в лошадь…

Травести – важная составляющая его жизненного поведения.

Отец и дядюшка поэта, Сергей и Василий Львовичи, были масонами. Пушкин, с детства испытывавший влияние масонской идеологии и культуры и даже вступивший (в 1821 году) в кишинёвскую ложу «Овидий», без труда мог обернуться и почти всамделишным «фармазоном». Для этого ему было достаточно выказать определённое знание фразеологии и обрядовой символики вольных каменщиков.

Что Пушкин и сделал.

Такую же осведомлённость поэт демонстрировал и позднее. Отзвуки масонской темы можно расслышать, например, в «Скупом рыцаре», «Моцарте и Сальери» или в «Пиковой даме». «Мраморные циркули» мелькают в стихотворении «В начале жизни школу помню я…»; «три фран-масонские удара в дверь» раздаются в «Гробовщике»; а Алексей Берестов, персонаж «Барышни-крестьянки», носит «чёрное кольцо с изображением мёртвой головы»…

Но всё это – лишь детали, походя брошенные художником дополнительные краски, а не доказательства «усердия к работам», глубокого погружения Пушкина в мир масонской мистики.

Франкмасоны с их молотками, циркулями и фартуками не были близки зрелому поэту и по сугубо политическим соображениям. Чем дальше двигался по жизни Пушкин, – тем заметнее отличались его воззрения от масонских идеологических установок. «Я как-то изъявил своё удивление Пушкину о том, что он отстранился от масонства, в которое был принят, и что он не принадлежал ни к какому другому тайному обществу», – вспоминал С.А. Соболевский. «Разве ты не знаешь, – отвечал поэт, – что все филантропические и гуманитарные тайные общества, даже и самое масонство, получили <…> направление, подозрительное и враждебное существующим государственным порядкам? Как же мне было приставать к ним?»

И символично: случайно попавшие к Пушкину счётные книги масонской ложи были превращены им в творческие тетради.

Вольные каменщики гордились тем, что поэт однажды вступил в их братство; что в гроб Пушкина была положена масонская перчатка; что уснувшего к месту последнего упокоения проводил член ордена. Братья присваивают вновь открываемым ложам имя поэта. Масоны, имея на руках мелкие козыри, доказывают, что отдельные пушкинские строки и произведения являются «чистыми воплощениями масонской идеи», «гимном розенкрейцерства». Однако историографы и идеологи ордена и не пытаются, насколько нам известно, внести в свои реестры богатое аллюзиями послание «Во глубине сибирских руд…». Видимо, они понимают, что язык многослойного поэтического текста – всего лишь изящный ход Пушкина.

В современном литературоведении такие ходы называются чужой речью .

«Во глубине сибирских руд» - это лирическое послание, адресованное декабристам, находящимся в ссылке в далекой Сибири. Александр Сергеевич написал его спустя год после восстания.

Среди отбывавших наказание было немало друзей поэта. Сам же он не участвовал в восстании лишь потому, что находился на то время в Михайловском, да и не знал о планах товарищей. К тому же, он даже не был осведомлен о том, что они являлись членами тайного сообщества.

Поэтому и воспринялись поэтом события декабря 1825 года как личная трагедия. Он глубоко сожалел о том, что не был в числе восставших. Однако, он оставался на своем месте, а друзья – в ссылке. И им, как никогда, требовалась моральная поддержка. В роли ее и выступало это стихотворение.

Поэт в своем обращении старается вселить в осужденных надежду и веру. Он разделял их взгляды и сам очень надеялся на то, что не напрасен был их подвиг. В своем стихотворении он говорит об этом еще в самом его начале. Он просит их хранить терпенье, ведь стремление их дум было высоко, а значит не может пропасть бесследно.

Поэт считал, что наверняка найдутся последователи этих стремлений. Восстание декабристов служило призывом к переменам, которые, хоть и не так скоро, но, все же произойдут. Александр Сергеевич выражает свои надежды на это словами о том, что желанная пора настанет и придет свобода. Он пишет о том, что радостно встретят пленников братья. Здесь подразумеваются те люди, которые пойдут их стопами и доведут начатое до конца. Причем, под свободой здесь следует понимать не только освобождение каторжников, но и общенародное освобождение от царского гнета.

Немногие из осужденный дожили до этого. Но послание им от поэта призвано было укрепить их дух и поддержать в тяжелой обстановке. Это стихотворение является примером верности друзьям, идеалам и ценностям, а также надеждой на лучшее и на то, что не пропадут благие труды и намерения даром.

Анализ стихотворения Во глубине сибирских руд Пушкина

Декабрьское вооружённое восстание на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году разделило историю России на «до» и «после». После был скорый на расправу суд. Пятеро были повешены, остальные сосланы в ссылку. И вот уже спешат телеги по этапу. На них везут закованных в кандалы декабристов в далёкую Сибирь на пожизненную каторгу. Восстание всколыхнуло всю Россию. До сих пор невиданное событие - не угнетённые крестьяне, а военные высокого ранга, титулованные родовитые дворяне выступили против политики царя.

Пушкин был лично знаком со многими из них. И только по счастливой случайности не оказался с ними на площади. Жены декабристов оббивают пороги чиновников, требуя разрешения поехать в ссылку к мужьям. Некоторым это удаётся. Воодушевлённый их подвигом, через год поэт пишет это стихотворение, чтобы морально поддержать своих друзей, лишённых всех гражданских прав и привилегий. Его отвозит в ссылку жена одного из декабристов, которая отправляется к мужу. Его не опубликовали, но люди передавали из уст в уста. Декабрист Одоевский написал на него ответ.

Всего шестнадцать строчек, но как много в них вложено. Пушкин убеждён, что подвиг декабристов был не напрасным, не пропадёт идея освобождения России от тирана. «Дум высокое стремление» - высокие идеи просвещения народа.

Во втором четверостишии речь идёт о надежде, о том, что надо надеяться и верить в лучшие времена. У несчастья всегда рядом верная сестра - Надежда.

В третьем четверостишии Пушкин пишет о том, что любовь преданных жён, поддержка друзей преодолеют все препятствия на своём пути и достигнут цели. Поэт уверен - в каторжных норах Нерчинских рудников прочтут его стихотворение и воспрянут духом.

В последнем четверостишии поэт пишет, что с них снимут кандалы, откроют камеры, и выпустят на свободу. Но лишь немногие дожили до амнистии и вернулись домой старыми, больными людьми. Их осталось в живых тридцать четыре человека.

Жанр стихотворения можно определить как, дружеское послание. Пушкин любил этот жанр. Он использует сильные сравнения такие, как «скорбный труд», «гордое терпение», «каторжные норы». Чтобы придать стихотворению больше твёрдости и решительности, он использует слова с твёрдой буквой «р» - труд, гордое, затворы, руд, каторжные, терпенье.

Стихотворение написано любимым размером поэта - ямбом, строки рифмуются через одну. Легко, плавно читается, быстро запоминается.

7, 9, 10 класс, по плану кратко

Картинка к стихотворению Во глубине сибирских руд

Популярные темы анализов

    Прекрасное по своей звуковой и цветовой гамме стихотворение «Черёмуха» было написано Сергеем Есениным в 1915г, и в этом же году прошла его публикация в журнале «Мирок». Как и многие произведения его творчества, данное относится к пейзажной лирике.

  • Анализ стихотворения Есенина Прячет месяц за овинами

    Для Сергея Есенина образ весны всегда являлся чем-то нежным, хрупким и чутким. Это его отношение также заметно и в приведённом стихотворении. Герой автора трепетно относится к любым признакам весны. В произведении это заметно

  • Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

    Русская литература довольно известна своими писателями и поэтами, причем неважно в каком веке они проживали. Но сегодня пойдет речь о таком замечательном и достаточно талантливом поэте 20 века, как Н.А Заболоцкий. Он прожил сравнительно

  • Анализ стихотворения Цветаевой Молодость

    В стихотворении, автор сравнивает свою молодость с непарным сапогом. Это может свидетельствовать о том, что ей уже не удобно, и не комфортно чувствовать себя молодой. Чужая молодость звучит, как непринятие себя в этом возрасте. Скорее всего,