ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Зачем нужна стена между палестиной и израилем. Великая еврейская стена. История храмов и мечетей

Палестинцы называют ее стеной апартеида, израильтяне - защитной стеной или стеной безопасности. Она отделяет палестинские города и деревни от израильских, а в некоторых случаях - проходит прямо посреди деревни, отделяя ее от сельскохозяйственных земель и наделов. Это сооружение появилось в 2003 году, в разгаре второй палестинской интифады, когда в сердце израильских городов, особенно в Иерусалиме, закладывали бомбы в автобусы, а террористы-смертники взрывались в супермаркетах и на дискотеках.

Контуры стены израильские военные провели не по так называемой "зеленой черте", которую палестинцы считают границей своего будущего государства, а так, чтобы отделить палестинцев от израильтян. Глава правительства Ариэль Шарон распорядился тогда, чтобы стену построили как можно быстрее. Он заявил, что в случае подписания мирного соглашения с палестинцами, сооружение можно будет сместить или даже разрушить. Тогда же выяснилось, что карты руководителей генштаба не совсем совпадают с реальной ситуацией.

Так, например, в марте 2003 года власти палестинского университета Аль-Кудс обнаружили, что стена должна пройти прямо в центре кампуса - библиотека и спортзал останутся в Израиле, а общежития студентов и лаборатории — в Палестине. Жители деревни Бильин узнали о том, что за стеной останутся почти все их оливковые деревья. Борьба за эту землю в Верховном суде продолжается до сих пор.

Украина: "Великая" антироссийская стена Новая киевская власть демонстративно рвет братские узы с Россией и возводит на российско-украинской границе "стену", которая играет вовсе не военно-оборонительную роль, а скорее идеологическую. И призвана разделить славянские народы.

Многие палестинские деревни, такие как Бир Набала возле Рамаллы, Ар-Рам и Валадже, оказались в кольце: стены окружили их со всех сторон. Эта серая поверхность стала излюбленной площадкой для мастеров граффити. Возле КПП Каландия ее украшает гигантский портрет Ясира Арафата и одного из лидеров ФАТХа Марвана Баргути. На отрезке стены возле Вифлиема предприимчивый хозяин местного ресторана нарисовал свое меню, рядом красуются надписи "Свобода Палестине" и "Долой апартеид". Абдалла Абу-Рахма, один из политических активистов в деревне Бильин верит в то, что эта стена обязательно падет, как и Берлинская много лет назад:

"Мы уже 10 лет выходим на демонстрации и акции против этой стены. За ней остались наши земли. Это несправедливо. Мы не верим в насилие, только в мирные протесты. Мы убеждены, что справедливость, в конце концов, восторжествует".

В Израиле убеждены, что стена себя оправдала. В 2003 году, как только на севере Иерусалима возвели несколько фрагментов этого сооружения, палестинский террор пошел на спад, количество смертников, которые совершали теракты в израильской столице, уменьшилось. Гиора Леви — житель Иерусалима — с ужасом вспоминает первые годы интифады, когда любая поездка в автобусе могла закончиться трагедией. Он считает, что до тех пор, пока не устранена опасность проникновения в Израиль боевиков, стена должна оставаться на месте:

Падение Берлинской стены: "холодная война" с продолжением "Праздником всех немцев" называют день падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года. Для мирового сообщества это стало символом объединения Европы. Но разделительные линии остались до сих пор, и сейчас Запад пытается возводить новые стены.

"Мы знаем, что террористы хотят продолжать свое дело и убивать евреев. Ситуация в последнее время постоянно накаляется, звучат разговоры об очередной вспышке насилия. Страшно подумать, что творилось бы в столице, если бы не стена безопасности".

Но израильские правозащитные организации, такие как "Бецелем", убеждены в том, что Израиль нарушает закон и права палестинцев, поскольку стена проходит по частным землям. В районе Хевронского нагорья стену так и не построили - местные жители подали иск в Высший суд справедливости, с тех пор прошло более 10 лет.

Перспектива мирных переговоров между палестинцами и израильтянами, судя по всему, вновь отодвигается на неопределенный срок. Поэтому пока шестиметровая стена продолжит оставаться обязательным элементом местного пейзажа.

Самым святым местом для иудеев всего мира является Стена Плача, к подножию которой ежедневно стекаются тысячи израильтян и иностранных туристов. Это особое место, где каждый человек может наедине побыть со своими мыслями, помолиться и попросить у Бога, чтобы сбылось его самое заветное желание.

История возникновения Стены Плача

Сколько лет этому историческому месту достоверно никто не знает. Существует теория о том, что на месте Стены в далёкие времена был возведён Первый Храм, служивший единственным для евреев местом для молитвы, но спустя некоторое время святыня была полностью разрушена. Через 70 лет храм силами царя Ирода был реконструирован и он получил название – Второй Храм. Считается, что Стена Плача или Западная Стена является частью разрушенного римскими войсками императора Тита Второго Храма. О больших масштабах первого и второго храмов указывают даже фрагменты ограждения, которые 19 метров в высоту. Можно только представить какие колоссальные габариты были у самой реликвии.

Отметим, что до 1967 года, до момента нахождения Стены Плача под контролем Иордании, к этому месту верующих не пускали.

Сегодня всё изменилось, и в списке главных достопримечательностей Израиля Стены Плача занимает первое место и является самым популярным среди туристов.

Правила молитвы возле Стены Плача

Стена Плача является доступным местом для всех верующих людей, которые должны соблюдать некоторые правила. Так мужчины обязаны надеть головной убор кипу, который выдают возле самого входа, а женщины быть в очень скромной одежде. Замужние барышни покрывают голову косынкой. При этом мужчины молятся с левой стороны, а женщины справа.

Свою просьбу к Всевышнему верующие должны излагать на небольшом листке бумаге, который вкладывают в щели между камнями. Своё послание каждый может также послать и по почте: все присланные мольбы вкладывает Верховный раввин Стены. Раз в месяц все записки вынимаются из щелей и закапываются в специальных ёмкостях на Масличной горе.

Звон молитв здесь никогда не утихает: каждый человек молится по-разному, на своём языке. Кто-то просто прикладывается лицом к стене, кто-то пытается услышать ответ на свои вопросы, а порой слышен плач, но все люди равны, независимо от статуса и своего происхождения.

В праздничные дни и по субботам у Стены Плача наблюдается не большое веселье: мужчины танцуют со свитками Торы, а женщинам делать это запрещено, так как они должны молиться Всевышнему о спасении жизни своих сыновей и мужей.

Появляться с животными и домашними питомцами возле Стены запрещено.

Как добраться к Стене Плача

Стена Плача располагается в Старом городе Иерусалим, Еврейский квартал.

Вход абсолютно бесплатный.

Время работы – 24 часа в сутки.

Израиль - независимое государство

Народ без земли, но с глубокой верой пришел на эти пустынные земли тысячи лет назад. Развивались люди, росли города, укреплялась духовность местных жителей. Вовлеченные в ремесла, политику, и религию каждый израильтянин внес свою лепту в развитие и цветение цивилизации в пустыне.

Сегодня Израиль пропитан своей иудейской природой и толерантностью к более молодым религиям таким, как мусульманству и христианству. Несмотря на все распри и ненависть, которые сеялись между жителями Ближнего Востока, будучи в непрерывном контакте, евреи и приверженцы ислама успешно уживаются на общей площади страны, что не превышает и 27 квадратных километров.

Пока международные арены занимают вооруженные конфликты и бомбардировки, народ Иудейский отдает свой долг в молитве к единому Богу и в армейских казармах перед лицом общественности.

Иерусалим - священный город

Страна объедена вокруг Старого города Иерусалима, за который ведутся постоянные международные споры, а до этого и активные военные бои. Столица Израиля не признана в качестве территории по международным конвенциям.

В Иерусалиме проживает около миллиона человек на территории в примерно в 126 км². Старый город был основан в 4 тыс. до нашей эры и занимает на сегодня не более одного квадратного километра, но при этом объединяет на своей территории еврейскую, мусульманскую, христианскую и армянскую общины. Древний Иерусалим окружен стенами, улицы выложены камнем и брусчаткой.

Машины здесь большая редкость, так как земля находится не на одном уровне, есть много ступеней и сводов даже на широких дорогах. Город не раз разрушался и восстанавливался, здесь есть памятки римских улиц, мечети во времена правление Турецкой империи и запреты на синагоги. Древняя часть Иерусалима признана Всемирным наследием ЮНЕСКО и защищается историческим сообществом.

Кроме того, здешние места признаны религиозными организациями и общинами как святые и обязательные для паломничества. Этот город является самым важным для иудеев и многие из них хотят жить или покоиться недалеко отсюда.

История храмов и мечетей

Храмовая гора и площадь перед ней - это место для молитв круглый год. На этом холме предположительно находиться камень, с которого начался мир.

Царь Давид обеспечил доступ к данному месту древним иудеям, а Соломон создал Первый Храм (960 год до н.э.), позже был построен Второй Храм, который был переделан по приказу царя Ирода. Существовавшее религиозное сооружение превосходило по красоте и техничности свое время. Святыня был разрушена римлянами 70 году, так полководец, а позже император Тит "внес" свою лепту в современную структуру города.

Уже без храма на горе Иерусалим был завоеван мусульманами. Именно с этих времен место было перестроено в мусульманский комплекс. Камень, почитаемый иудеями, был обстроен стенами мечети Омара. Сюда нет доступа - мечеть закрыта и строго охраняема. Еще строение называют Купол Скалы, он виден со всех точек Старого города и его окрестностей.

Еще одна мечеть комплекса - аль-Акса, которая стоит напротив мечети Омара, здесь могут молиться до 5000 мусульман. Вход в мечеть строго закрыт иноверцам, на всей территории женщинам нужно прикрыть голову, плечи и колени. Приход иудей на всю территорию сопровождается глубоким возмущением и предполагается неправомерным, поэтому западная стена (Плача) стала святым местом для евреев, так как находиться ближе всего к камню под Куполом Скалы.

Сооружение является частью ограждения мечетей. Круглый год пятничные и субботние молитвы собирают здесь сотни прихожан: иудеи приходят семьями или с соседями. Иерусалим и Стена Плача почитаемы и христианами, сотни тысяч паломников приезжают сюда ежегодно.

Добраться до Стены можно на машине либо на общественном транспорте от аэропорта Атарот.

Погода в Иерусалиме

Круглый год погода в городе и регионе в целом располагает к посещению древних и святых мест. Средняя температура в Иерусалиме:

Мес. 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
°C 9,1 9,5 11,9 17,1 20,5 22,7 24,2 24,5 23,4 20,7 15,6 11,2

Стена Плача, Старый город, Иерусалим

Стена Плача (ха-Котель ха-Маарави) является частью тех фортификаций, которые были сооружены на Храмовой горе в Иерусалиме во времена царствования Ирода Великого. Второй Храм подвергся разрушению римскими легионами под управления Тита в конце 1-го столетия новой эры. Празднуя победу, военные не тронули Западную стену.

Пророк Иеремия предсказал разрушение Второго Храма и незыблемость Западной стены вокруг комплекса храмовых сооружений. Во внутреннем дворе были также такие строения, как алтарь жертвенника и постройки на внешнем дворе. В Музее Израиля (Иерусалим) представлен мини - (макет) таким, каким он был, когда Второй Храм еще не был разрушен (масштаб макета 1:50).

Западная стена была названа "Стеной Плача" вследствие того, что в это место иудеи приходят, чтобы оплакивать оба Храма, разрушение которых датируется одним и тем же числом, 9 Ава (в еврейском календаре месяц Ав соответствует Августу). Даты разнятся только годами: своим разрушением (5 век нашей эры) Первый Храм обязан вавилонской, а Второй -римской армии.

Высокая 15-метровая Стена Плача в Иерусалиме, 7 метров которой находятся под землей, выложена крупными каменными блоками. Камни точно подогнаны по размерам с тем, чтобы исключить использование связующего материала.

Евреи верят, что письменные обращения к Богу, которые они оставляют в расщелинах Стены, поступят к адресату неимоверно быстро. Христиане тоже переняли эту традицию. Сегодня паломники со всего мира и на всех языках оставляют свои молитвы, просьбы и благодарности между древних камней.

Молитвенные записи

Многие туристы, посещающие Стену Плача, задают вопрос: "Как писать записки?", "О чем можно попросить?", "Как поблагодарить?". Форма, в которой можно обратиться к Богу, не регламентирована. У такой записки не может быть обязательного содержания, так как источник любой молитвы, благодарности и просьбы находится в сердце.

Каждый может писать то, что волнует его больше всего. Кроме того, многие закладывают не только свои записки, но и просьбы друзей и знакомых. Многие люди передают свои молитвы с паломниками: здесь есть глубокое единение друзей или родственников в вере. Многие записки, вложенные между камней Стены Плача, адресованы к единому Богу и содержат просьбы об улучшении здоровья, избавления от зависимостей и разрешения земных проблем.

Все народы молятся по-разному, поэтому в Стену могут вкладывать записки не только евреи, но также и христиане, мусульмане и буддисты. В атмосфере Стены Плача приходит осознание того, что Бог един. Кроме того, необязательно вкладывать в Стену записки - иногда достаточно просто постоять у стены и подумать о смысле жизни.

Отходить от Стены рекомендуется, сразу не поворачиваясь к ней спиной, чтобы не вызвать неуважение к памяти. У Стены можно прочитать молитву на иврите, а можно и перекреститься, если вы христианин это не вызовет реплик и осуждений. Впечатление от прикосновения и прикладывания головы к тысячелетней стене и понимание ее смысла дарует необъяснимое поднятие духа, теплоту и позитивность мыслей, и покаяние в собственных грехах и богонеугодных поступков.

Площадь, где находится Стена Плача, и подземные помещения выполняют функции единой большой синагоги. На иврите Храмы назывались Первым и Вторым Домом, что следует из перевода ивритского слова байт, перевод которого имеет значение "дом".

Молитвы у Стены Плача

Еврейская религиозная традиция предсказывает, что недалек тот день, когда люди будут молиться в Третьем Доме, который будет благословлен Мессией, спустившимся с небес. Все подходы к стене хорошо охраняются, а вещи туристов и прихожан проверяются на наличие опасных предметов для предотвращения террористических атак.

Сегодня Стена Плача - это место, где иудеи молятся утром, днем и вечером, проводят бар-Мицву, празднуя совершеннолетие своих 13-летних сыновей, а также обряды, связанные с Благословлением Коэнов, священников с особым статусом, передающимся из поколения в поколение со времен Первого Коэна Аарона, брата Моисея (Моше).

Площадку Стены разделяет забор, по разные стороны которого, как предписывают каноны Торы, молятся мужчины и женщины. Несмотря на пол, прихожане приходят в своей лучшей одежде, словно для выхода на праздничный ужин. На женщинах можно увидеть юбки длиннее колена, многие из них надевают темные плотные колготки или платки, что не есть обязательным.

На входе паломники могут взять платки и подобия юбок, если у них открыты колени или плечи. Фотографирование стены и молящихся не приветствуется и может быть осуждено следящими за порядком волонтерами и другими смотрящими.

День, когда чтут Память воинов Армии Обороны Израиля и погибших в террористических актах, площадь становится местом проведения государственной церемонии, в ходе которой зажигают факелы и читают поминальную молитву. Площадь постоянно заполнена военнослужащим для соблюдения порядка и предотвращения потасовок.

История строительства Стены

История свидетельствует, что Стена была построена Иродом без позволения римского императора, хотя Ирод был ему подвластен. Поводом для этого послужил случай. Желанием императора Октавиана Августа было видеть изо дня в день собственное изваяние в стенах иерусалимского Храма, однако, этой прихоти не суждено было сбыться.

Хитрость Ирода по отношению к Августу заключалась в том, что в то время, как его посыльный находился по дороге в Рим, он завершил реконструкцию Стены. Август ответил с опозданием. Суть его ответа заключалась в том, что Ирод должен разрушь начатую постройку в том случае, если она незакончена. Завершенное здание Август разрешил оставить.

Метод воздвижения стены заключался в том, что точная подгонка достигалась путем подсыпки материала, похожего на свинцовую дробь - это были круглые шарики для прокатки по ним следующих камней, подвешенных на талях. В момент положения верхнего камня над тем, который был внизу, тали опускали, и камень расплющивал множество свинцовых шариков, закрепляясь в необходимом положении.

Истоки возраста Стены Плача уходят во времена древнейшей истории. На территории Стены, к примеру, был обнаружен водовод древней постройки, вырубленный в каменных плитах. Близость Стены Плача к стене самого Храма обеспечивает ей важнейшее значение и делает главной религиозной святыней.

В Туннеле Хасмонеев (на Раскопках Стены Плача) археологи обнаружили не только находки, относящиеся к более поздним периодам, но и подняли из "пыли веков" то, что было стенами, арками и улицами во времена обоих Храмов. Здесь, в закрытой анфиладе, частично расположенной под землей, располагаются помещения и комнаты, цепочка которых вытянута к северу, параллельно Храмовой горе.

Туннель - место проведения групповых экскурсий, которые необходимо заказывать предварительно. Чтобы войти под своды туннеля, необходимо сначала зайти в здание, расположенное в перпендикулярном направлении к Стене Плача (Еврейский квартал Старого города).

Стоимость туристических туров

Экскурсионная программа предполагает знание иврита или английского языка.

Стоимость туров по Иерусалиму:

  • Обзорная экскурсия от 250 дол. за группу из 1-5 человек
  • По знаковым местам от 200 дол. за группу из 1-20 человек
  • Пути Христианства 250-450 дол. за группу из 1-6 человек
  • Центр мировой религии 400 дол. за группу из 1-6 человек
  • Иерусалим Святой от 250 дол. за группу из 1-15 человек
  • Храмовая Гора от 250 дол. за группу из 1-15 человек
  • Восточный базар от 200 дол. за группу из 1-8 человек

Интересный город Иерусалим! Причем, чем дальше вы от стандартных туристических троп, тем больше удивительного вас ждет. Вот, скажем, представляете ли вы себе евреев, отрицающих существование государства Израиль и дружащих с Ахмадинеджадом? А знали ли вы, что в Израиле возводится стена, стремящаяся к лаврам Великой Китайской? А знали ли вы, что муниципальные блага иерусалимцев распределяются по национальному признаку, и если вы палестинец - плохи ваши дела? А вы слышали про пещеру длиной в 330 метров, проникнув в которую вы можете вылезти аккурат через канализацию Храма Гроба Господня?

В этот свой приезд в Вечный город, я зарекся не входить в старую его часть. Старый Иерусалим внутри стен втягивает, и если вы туда вошли - не скоро выберетесь. Поэтому изначально решил - что угодно, только не Старый город. И выискал себе отель, максимально удаленный от стандартных туристических троп, зато с потрясающими видами. Отель - Panorama Jerusalem (их сайт), обошелся в $55 за двухместный номер с удобствами. Бронировал через booking.com , оплачивал наличными в самом отеле. Вот оцените, какая красота открывалась с крыши моего отеля, расположенного в арабским квартале Силуан (израильтяне его называют Шилоах) -


Главное не стойте близко к краю! Все же 4 этажа - больно приземляться
!
За несколько дней до поездки мои разумом овладел интересный альтернативный путеводитель по Иерусалиму. Оппсс...чуть не забыл. Дорогие израильские друзья, то что я расскажу дальше не всем придется по вкусу. Ибо я не намерен петь оды тому, что не считаю благом. Равно как и не стану умалчивать о том, что считаю неприемлемым. Таким образом, кому то может показаться, что я открываю перед потенциальными туристами то, что надо бы скрывать. Пусть так. Но это история сего места, и история эта была не всегда образчиком справедливости и человеколюбия. Итак, вот какой необычный путеводитель написали итальянцы про Иерусалим Decode Jerusalem .
Это не про Крещение Христа и не про Стену Плача. Увы, это более близкое к нам. Это путеводитель о том, где можно воочию увидеть, как уживаются арабы и евреи в Вечном городе. Там можно прочитать про то, где израильская стена безопасности отрезала школы от учеников, мечеть от прихожан и кладбище от родственников. Там же рассказывается о том, в каких условиях живут жители Восточного Иерусалима. Весьма необычное и увлекательное чтиво.
Вот я и задумал пройтись тропами упомянутого путеводителя и увидеть своими глазами, что люди делят в этом городе, и почему над всеми этими святынями так и веет злоба и ненависть всех ко всем. Согласитесь, задача чрезвычайно жизнеутверждающая, не так ли? Сразу же подчеркну, что не ставлю своей целью давать экскурсы в историю и навязывать свое видение происходящего. Ограничусь фотографиями и краткими комментариями для общего понимания картины. Итак -
Часть первая. Великая израильская стена.

Признаюсь, когда я впервые узнал про строящуюся стену, то порадовался. Наконец-то евреи отделятся от палестинцев и наступит долгожданный мир на Ближнем Востоке. Друзья, не торопитесь прозвать меня наивным. Конечно же я не верил ни в какой мир. Ведь для мира нужно желание всех сторон конфликта. А на Ближнем Востоке такого желания и воли нет ни у кого, включая сам Израиль. Поэтому, когда стена стала разрастаться, стало ясно,что строят ее не с целью изолировать враждующие стороны. А с целью усугубить конфликт. Стена, которая по крайней мере изначально строилась с целью воспрепятствовать проникновению в Израиль палестинских боевиков, странным образом "влезла" вглубь собственно палестинских территорий, и фактически присоединила к Израилю густонаселенные палестинские анклавы.
Еще раз подчеркну - стена не отделила евреев от арабов, нет! Более того, стена даже не присоединила к Израилю каких-либо стратегических высот. Дико извиваясь змеем, стена прошла через центры арабских городов, разделив их на две части. Таким образом, на израильской стороне стены оказались сотни тысяч палестинских арабов, не являющихся гражданами Израиля. Посмотрите как это выглядит в районе Иерусалима -


Видите мечеть за стеной? Так вот я фотографирую из центра арабского пригорода Абу-Дис, находящегося на израильской стороне. За стеной - вторая половина городка, которая стала частью Палестинской автономии.
Иными словами, палестинцы и там, и здесь. Евреями же на многие километры не "пахло" ни там (за стеной), и не тут. В чем смысл?



Фотография сделана на восток, с часовни евангелистской церкви Августы-Виктории, что на Оливковой горе. Вдали на горизонте израильский город Маале Адумим, еще дальше (в дымке) - Мертвое море. Внизу - стена, разделившая арабский городок Эль-Азария надвое. Проще говоря, еврейский город Маале Адумим фактически отделен от Иерусалима плотным кольцом арабских пригородов. Теперь эти пригороды обнесли стенами.



Мощный КПП между Израилем и палестинскими территориями в районе Абу-Диса, через который основная часть палестинцев попадает на израильскую сторону стены, где живут такие же арабы, как и они.



Еще один вид на стену, петляющую по горам. Обратите внимание на дома сразу же за церковью (кстати, это церковь Св.Петра в Галиканту)
. Это арабские дома, такие же точно, как и за стеной.


Вид из Иерусалима в направлении Мертвого Моря и города Маале-Адумим (на горизонте). Внизу обратите внимание на военный КПП. Вы будете его проезжать, если соберетесь на Мертвое море. Или наоборот, оттуда в Иерусалим. Но не стоит переживать. Если ваше лицо не типично арабское - вас не тронут.

Теперь немного отвлечемся от стен и заборов. Обратите внимание на фотографии ниже. Да, там есть несколько симпатичных ракурсов. Но сейчас речь немного не о том. Обратите внимание на черные баки на крышах арабских домов -






Не буду мучить читателя загадками. Черные баки это вода. Обычная водопроводная вода. Дело в том, что подача воды в Восточный Иерусалим налажена плохо. К примеру, в еврейской части города отключения и перебои с водой это нонсенс. Зато в арабской части - повседневность. Посему, не имеющие иного выбора жители стали устанавливать баки на своих крышах - когда есть вода, бак наполняется. Когда воды нет - пользуются той, что в баке. Спрашивается, почему так, ведь вроде бы израильтяне говорят, что Иерусалим это вечная и неделимая столица Израиля? Сложный вопрос. Столица - да, бесспорно, по крайней мере технически. Пусть и пока не признанная ни одной страной мира. Зато Кнессет в Иерусалиме и все министерства. А вот что касается вопроса неделимости - тут дела обстоят еще хуже.
Город не только разделен как никогда, но и его фактическое разделение активно проводится в жизнь самой же администрацией. Покойный Тедди Колек, бессменный мэр Иерусалима в течении почти 25 лет, как то в сердцах заметил "...Мы и водопровод то провели им [арабам] только потому, что появились случаи холеры, и мы опасались что это перекинется на еврейскую часть города".
А вот еще пример. Мой отель расположен в пригороде Силуан, напротив стен Старого города. А прямо внизу, в Кидронском ущелье, отделяющем Силуан от Иерусалима, вовсю идут строительные работы. Возводится археологический парк "Город Давида". Будет много зелени, будет гуляльная улица, будут доведенные до ума памятники архитектуры. Казалось бы, где тут засада? А вот где засада. Жители 85(!) домов Силуана получили предписания о сносе их жилищ. Вот, посмотрите на фото ниже -


Видите, внизу расширяют дорогу? Так вот, в ширину комплекс будет 150-200 метров, и в длину около полутора километров. Снесены будут все здания, что попадают в эту зону. Иными словами все те, что внизу, и два яруса вверх. Хочется задать сакраментальный вопрос - будут ли палестинцы в восторге от нового парка?

Часть вторая. Евреи отрицающие Холокост и сам Израиль
.
В большинстве стран Европы приняты законы, исходя из которых отрицание Холокоста приравнено к уголовному преступлению. Излишне говорить, что любой поставивший под сомнение геноцид евреев во время войны считается нацистом, расистом и фашистом. И это, вне всякого сомнения, справедливо. Тем более удивительно, что религиозные иудеи, жители иерусалимского квартала Меа Шеарим, открыто отрицают Холокост, и призывают к исчезновению Израиля как государства. Более того, они же являются активными участниками всех возможных антисемитских сходок. Взять организованный Ахмадинеджадом в Тегеране симпозиум по обсуждению "преступлений сионизма". Ортодоксы из Меа-Шеарим были там полноправными гостями.Как такое может быть, спросит читатель? Почему эти люди не в тюрьме?
Ситуация такова. Есть веяние в иудаизме, называемой Натурей Карта (их официальный сайт). Оно возникло в 1935 году в венгерском местечке Сатмар (Санта Мария). Раввины его самым категорическим образом отказывались поддержать идею возвращения евреев в Эрец Исраэль, а также сионизм. Члены этой общины поэтому не поддерживают никакой связи с государством Израиль и его официальными учреждениями. Они не признают израильские гражданские суды, не принимают участия в муниципальных и всеобщих выборах, их дети учатся в особых школах и не служат в армии. Они не пользуются ивритом в качестве языка повседневного общения.
Они отказываются получать деньги от государства (несмотря на то, что большинство из них исправно платят налоги), а для некоторых День независимости Израиля является днем траура. Будучи в Иране, иудаистские ортодоксы заявили, что Израиль должен разоружиться, ибо от него сегодня исходит главная опасность для стран Ближнего Востока. «Мы хотим не возвращения государства к границам 1967 года, - подчеркнул они при этом, - а возвращения страны палестинцам, чтобы мы могли жить с ними вместе».
Более того, выступая перед иранскими студентами, раввины говорили о необходимости проведения четкой границы между «иудаизмом и сионизмом, чтобы ярость против «оккупантов в Палестине» не обращалась против тех, кто хочет мирно жить под мусульманским правительством, как это было в прошлом». «Сионисты замешаны почти во всех преступлениях на Земле, - считают раввины, - и, к несчастью, они называют себя представителями еврейского народа».
По их мнению, сионизм был рожден «воспаленным воображением Герцля». Не обошли раввины стороной и Холокост, полностью поддержав самых жестких антисемитов. На той самой конференции в Тегеране, они завили, что «Мусульмане чувствуют несправедливость: почему можно оскорблять пророка Мухаммада и рисовать на него карикатуры, а отрицать холокост нельзя?», - говорится в их заявлении. «Сионисты используют холокост ради своих выгод». Вот такие вещи можно встретить в упомянутом ортодоксальном районе Меа Шеарим -


Ну а в целом, если абстрагироваться от описанного выше, то Меа Шеарим (Сто Врат) это крайне колоритный квартал, куда несомненно стоит сходить. Там вы увидите традиционный уклад жизни еврейского гетто, как это было 100 лет назад, и 200 и 300. Словно назад на машине времени -












Квартал буквально залеплен вот такими вот воззваниями "Одевайтесь скромно". Непосредственно этот плакат я снял на входе в самый обычный банк. Посетителей призывают одеваться скромно и не броско. И даже комментируют как именно следует идти получать ипотеку, или снимать наличные в банкомате "Длинные рукава, закрытая рубашка, не обтягивающее".


Обращение к проходящим через квартал "Не мешайте нам вести еврейский образ жизни".

Часть третья. Разделенный город.

Думаете, я буду опять о стене, отделяющей еврейские кварталы от палестинских? Нет. Не о том. Все гораздо более интересно, и уходит корнями в 1948 год. Израиль завершил свою первую войну, Войну за Независимость, довольно успешно, закрепившись на более выгодных позициях, чем перед войной. Но непосредственно в Иерусалиме успехи были куда скромнее. Старый город со всеми его святынями так и остался под контролем Иордании. До 1967 года, когда Израиль в течении 6 дней захватил Синай у Египта, Голанские высоты у Сирии и Западный берег с Иерусалимом у Иордании.
Но в течении 19 лет, с 1948-го по 1967-ой год, Иерусалим был разделенный городом. Со стеной. Как Берлин. Сейчас про это уже немногие помнят, а захватив обе части города, израильтяне снесли все то, что напоминало о разделении. И все же, несколько мест осталось. Например "Байт Турджман" - старинное здание, располагавшееся на линии раздела, и где был наблюдательный пост Цахала. Сейчас в этом доме функционирует тематический музей (сайт музея), куда очень рекомендую сходить. Это своего рода подобие Музея Стены в Берлине. Кстати, одну из своих поездок в Берлин я посвятил именно реликтам эпохи разделения города.


Неподалеку от Байт Турджман располагался единственный в городе КПП между Израилем и Иорданией, называвшийся Mandelbaum Gate, что не может не напомнить о берлинском Brandenburger Tor, где тоже был КПП во времена Холодной войны. Cейчас от израильского перехода остался лишь маленький монумент, а раньше, до 1967 года, это выглядело вот так -


А израильские пограничники иногда угощали иорданских коллег сигаретами
, что приятно удивляет, не одним же пулям летать туда-сюда.
Так или иначе, но все же недолго израильтяне и иорданцы угощали друг-друга сигаретами. Иорданский король Хуссейн (ныне покойный) обьявил Израилю войну в качестве поддержки Сирии и Египту, с которыми Иордания имела соответствующее соглашение о взаимной обороне. В своей автобиографии Хуссейн потом, уже в 1974 году, напишет "Конфронтация с Израилем была ошибкой. Мы могли избежать кровопролития. Мы вступили в войну движимые идеями Пан-арабизма, и наши братья нас предали".
Очевидно, что Хуссейн под предательством подразумевает тот факт, что Гамаль Абдель Насер ввел его в заблуждение относительно происходящего на фронте. Хуссейн, будучи уверенным что израильская армия разгромлена, решил вступить в войну и урвать и себе часть территорий. На самом же деле, ситуация оказалась абсолютно иной. Разгромленными оказались армии Египта и Иордании, и перебросив войска с синайского фронта, израильтяне в течении двух дней разделались вдобавок и с Иорданией.
В ответ на мощный артобстрел со стороны иорданцев, израильтяне в ночь с 5-го на 6-ое июня 1967 года предприняли атаку на иорданские позиции в Иерусалиме. Самые тяжелые бои имели место в северной части города, на холме, получившем название "Гиват Ха"тахмошет" (Оружейная горка). Здесь располагался мощный иорданский укрепрайон, откуда простреливалась большая часть города.
В наши дни, гуляя среди окопов и бункеров, несложно представить, что задача у израильтян была не из легких. Они взяли высоту силами 55-ой десантной бригады, но ценой 182 солдат, здесь погибших в ту ночь. Сейчас на этом месте впечатляющий мемориал и музей, где несомненно стоит побывать всякому интересующемуся военной историей Ближнего Востока. Кстати, у них есть сайт с русской версией . Ниже несколько фотографий снятых на Гиват Хатахмошет -






Далекие тысячелетия назад стена плача была задумана в качестве защиты и опоры для центрального храма в Иерусалиме. Приказал возвести масштабное сооружение царь Ирод. Стена плача была выстроена из множества камней, которые предварительно были гладко вытесаны. Их производилась без помощи скрепляющего состава.

Это был настоящий тяжелый труд. Камни для кладки были иногда огромными. Вес каждого камня достигал около пары тонн. Их высота была 1-1,2 м, а длина колебалась от 1,5 до 12 м. По данным историков и археологов длина сооружения составила 488 м. Только небольшой фрагмент сегодня виден зрителям, потому что часть стены скрывается за другими , а нижняя часть покрыта насыпью.

Что символизирует стена плача

До 16 века на эту часть стены почти никто не обращал внимания. Здесь не было верующих и туристов. Это была всего лишь часть, которая осталась от разрушенного Иерусалимского храма. Около стены стояли торговцы, а население предпочитало в восточной и частях города. В той стороне были богатые и пышные стены.

И только в 16 веке стена плача обрела свое истинное назначение. Она стала местом молитвы для еврейского народа, который в это время попал под власть Османской империи. По еврейской традиции необходимо было 3 раза в год приходить к этой части стены и возносить молитву. До сих пор эта традиция сохранилась.

Для всех верующих стена плача символизирует надежду на лучшее, свободу, веру в прекрасное будущее, очищение от грехов, Это святое место, куда каждый может прийти и остаться наедине с Богом. Единственное, необходимо соблюдать традиции предков. К стене необходимо подходить в скромной одежде и с покрытой головой. При этом женщины и мужчины возносят молитвы отдельно друг от друга.

Примерно 300 лет назад зародилась еще одна традиция, связанная со стеной плача. Верующие стали помещать между ее камнями и в трещинки записки с желаниями и обращением к Богу. Каждый год в стену плача помещается больше миллиона писем от верующих и туристов. Чтобы все желающие смогли оставить записки, раввин Рабинович вместе со своим помощником два раза в год собирает все письма и хоронит их на еврейском кладбище.

Сейчас стена плача признана святым местом для еврейского народа. Евреи всего мира приезжают в Иерусалим, чтобы помолиться у святыни.