ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Творческая креативность. «Креативный» НЕ равно «Творческий». Вы не знали? Ч.3. Скука рациональности или хаос творчества. Упражнение «Увидеть необычное»

© ООО «Креатив Джоб», 2014

© Ривера, А. Д., 2014

© Издательство AB Publishing, 2014

* * *

Глава первая. Что такое креативность

1.1. Творчество и креативность. В чем отличие?

Креативность. В настоящее время это очень популярное слово. Креативность просто необходима в современном мире. Но как ее измерить, наверное, не знает никто, хотя и существует масса тестов так же, как и огромное количество определений, что такое креативность.

Слово креативность (create) пришло к нам из английского языка и обозначает творческие способности, возможности человека. Это творчество может проявляться в совершенно разных сферах, в разной деятельности, в общении, в мышлении, даже в чувствах. Креативность – это одаренность, восприимчивость к новым идеям, умение решать задачи неординарным способом. Креативный человек обладает большими преимуществами, выгодно отличается от коллег по службе, он более интересный собеседник, умеет найти выход из самой сложной ситуации. Креативный человек более терпим к окружающим, уравновешен, видит мир по-своему.

На бытовом уровне слово креативность – это смекалка. Способность человека использовать предметы, обстановку и обстоятельства самым необычным образом, находя остроумное и нетривиальное решение проблемы.

Креативные продукты, предметы могут быть совершенно различными: открытие нового химического процесса, решение математической проблемы, создание музыки, поэмы, картины, новой философской системы, инновации в юриспруденции, решение проблем в социальной или политической жизни и многое, многое другое.

Многие считают, что «креативность» и «творчество» – это синонимы. Такое мнение глубоко ошибочно. Творчество – это вдохновение автора, его способности. Как правило, композиторы, художники, писатели и другие творческие люди создают свои шедевры, руководствуясь только собственным настроением и эмоциями.

А креативный процесс имеет прагматический элемент, прагматические цели. Креативный человек, создавая свой продукт, уже изначально знает, зачем он его создает, кому он пригодится, как его нужно сделать и что именно необходимо для этого. Например, креативный художник, создавая картину, определяясь с темой, уже знает, каким зрителям она будет интересна, в какую раму ее стоит оформить и в каком музее или заведении ее повесить, чтобы она вызывала восторг зрителей.

Поэтому творчество и креативность – вещи совершенно разные. До начала эпохи информации о креативности или креативных технологиях никто и никогда не вел разговор. Человечеству достаточно было простого определения – «творчество», которое ценилось очень высоко, начиная с эпохи античности. Культ творчества не потерял своей значимости и в XXI веке.

Существует несколько гипо́тез возникновения творческих способностей у человека. Одни ученые считают, что у человека разумного творческие способности возникали постепенно, длительное время. Они являются следствием демографических и культурных изменений человечества.

По другой версии, которую высказал в 2002 году антропо́лог из Стэ́нфордского университета Ри́чард Клайн, креативность и творческие способности развивались скачкообразно и являются следствием неожиданной генетической мутации, которая произошла примерно пятьдесят тысяч лет назад.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что творчество первично и фундаментально, а креативность вторична. Креативность основана на творчестве и без него существовать не может, это лишь технология организации процесса творчества. Без творчества креативность бесплодна, а без креативности творчество не сможет добиться популярности. Вывод: творчество и креативность тесно переплетены между собой.

1.2. Исследования ученых

Американский психолог А́брахам Ма́слоу в своих работах писал, что творческие задатки есть у всех людей с рождения, но под воздействием воспитания, социальных условий жизни многие люди их теряют. А экономист-исследователь Дэ́вид Га́ленсон, изучая жизнь наиболее успешных людей, пришел к выводу, что творческие способности могут проявиться у человека в любом возрасте. Например, испанский художник Пабло Пика́ссо уже в раннем возрасте вошел в историю искусства. Самые дорогие свои картины он написал в возрасте до 30 лет. А вот французский художник Поль Сеза́нн начал рисовать с 15 лет, но свои шедевры смог создать только к 60 годам.

Творческие способности человека привлекают внимание ученых-психологов вот уже многие десятки лет. Достаточно вспомнить необычные исследования французского психолога Альфре́да Бине́, работы Фредери́ка Ба́ртлетта, труды основателя гештальтпсихоло́гии Ма́кса Вертге́ймера и множество других тоже интересных исследований. Но в основном все эти исследования не учитывали тот факт, что творческие способности имеют индивидуальные различия.

Но к началу 60-х годов XX века уже был накоплен огромный опыт тестирования интеллекта, а это в свою очередь выдвинуло новые вопросы в изучении творческих и креативных способностей человека. Например, в ходе исследований выяснилось, что высокий уровень интеллекта (вычисленный с помощью особых тестов IQ) вовсе не обеспечивает профессиональный и жизненный успех. Практика показала, что люди с низким IQ способны достичь более высоких достижений и решить поставленные перед ними неординарные сложные задачи. Поэтому было выдвинуто предположение, что решающая роль в развитии креативности у человека принадлежит каким-то особым качества ума, не охваченным традиционным тестированием. Ученые пришли к выводу, что раз эффективность решения поставленных задач не зависит от уровня интеллекта, значит, она связана с особой способностью человека использовать информацию, данную в задачах, быстрым темпом и разными способами. Эту способность ученые и назвали креативностью.

Для диагностики уровня креативности был разработан тест «отдаленных ассоциаций». С его помощью можно измерить особенности и скорость перемещения внимания в пределах большого объема информации на некотором символическом уровне. Американский психолог Джой Пол Ги́лфорд и его коллеги выделили 16 особых интеллектуальных гипотетических способностей, которые характеризуют креативность. Вот некоторые из них:

Беглость – это количество идей, возникших за единицу времени;

Гибкость – это умение человека быстро переключаться с одной идеи, суждения или взгляда на другой;

Оригинальность мышления – это способность воспроизводить идеи, которые в корне отличаются от общепринятых;

Любознательность – это повышенная восприимчивость к проблемам, которые не вызывают интереса у других людей;

Иррелева́нтность – это смелые идеи.

Сотрудники Института психологии Российской академии наук во время испытаний тоже установили, что высококреативные личности намного хуже решают тесты на проверку интеллекта, чем другие испытуемые. Наши российские психологи подтвердили, что креативность противоположна интеллекту. Творчески одаренные школьники не способны решать шаблонные простые интеллектуальные задачи.

Исследования креативности продолжаются, опровергаются выдвинутые теории и выдвигаются новые. За последние 40 лет предложено уже столько определений креативности, что их невозможно сосчитать. Исследователи даже шутят: «Процесс понимания креативности требует креативного подхода».

Современный мир развивается стремительно. Расширяется информационное пространство, в котором креативность очень необходима. Без креативного подхода невозможно удачно развить бизнес, не сделать научных открытий, да и просто не стать успешным человеком.

Развить в себе креативные и творческие способности можно в любом возрасте, не стоит себя считать заурядным человеком, надо признать в себе творческий дар и стать креативной, творческой личностью!

А как? Об этом пойдет разговор в следующих главах.

Глава вторая. Ключи развития креативности

«Каждый человек – гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, то она всю жизнь проживет с верой в свою глупость».

Альбе́рт Эйнште́йн

2.1. Барьеры

Существует масса определений «креативности», но наиболее точное из всех следующее: креативность – это умение создавать новые идеи, в корне отличающиеся от стандартных и принятых схем, правил мышления. Креативный человек способен к необычному видению ситуации или проблемы. Он мыслит революционно, необычно, находит новые пути и способы решения проблемы. Естественно, его мышление носит конструктивный, созидательный характер. Другими словами креативная личность – это иннова́тор.

Многие считают, что креативность – это дар. Да, это действительно дар, который может развить почти каждый. Психологи уверены, что научить творчески мыслить можно любого нормального человека. Надо только развить необходимые способности и снять внутренние барьеры.

Психологи выделяют четыре таких барьера.

Первый. Конформи́зм – это желание быть таким, как все. Многие люди не хотят выделяться из общей массы, бояться прослыть «белой вороной», поэтому не высказывают свое мнение, не выдвигают свои оригинальные идеи. Они стараются не выделяться из толпы. Корни конформизма спрятаны в детском печальном опыте, когда идеи ребенка были осмеяны взрослыми или ровесниками.

Второй. Цензура – это внутренняя критика собственных идей. Человек с жесткой внутренней критикой предпочитает естественное разрешение возникшей проблемы или пытается ответственное решение переложить на другого. Цензура, безынициативность тоже формируются в детстве. Причина – строгие, авторитарные родители, постоянно критикующие ребенка.

Третий. Ригидность – это трудности с отказом от стереотипной, привычной точки зрения, принятием новой. Ригидность не дает возможности «видеть» необычное в привычном, знакомом.

Четвертый. Нетерпеливость, то есть желание найти нужный ответ, решение как можно быстрее. Психологами было отмечено, что самые лучшие решения приходят после «творческой паузы».

Творчество - это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, оригинальных или более совершенных материальных и духовных ценностей. В зависимости от содержания деятельности различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие виды творчества.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:

Выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен;
реализует право личности на свободу, выход за пределы «обязательного»;

Является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.
Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек в любом виде деятельности на какое-то время может стать творцом. Тем не менее, существуют люди, которые используют оригинальные способы решения любых жизненных задач. Это творческий тип личности. Особенностью творческой личности является креативность.

Креативность - это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потребности в исследовательской активности.

Креативной личности присущи следующие свойства:

- когнитивные - чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия;

- эмоциональные - высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждения, радостного волнения, бодрости;

- мотивационные - потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости;

- коммуникативные - инициативность, склонность к лидерству, спонтанность.

Креативность активно стала изучаться после опубликования работ американского психолога Дж. Гилфорда, когда он выделил:

- конвергентное мышление - идет по одному руслу и находит только одно решение;

- дивергентное мышление - допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.

Дивергентное, то есть творческое мышление, и лежит, по мнению Гилфорда, в основе креативности. В отличие от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты:

- подвижность - способность мышления к обнаружению и постановке проблем; для творческих людей не составляет труда перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения;

- пластичность - творческие люди предлагают множество решений проблем, обладают семантической (языковой) спонтанной гибкостью; способны к генерированию большого количества разнообразных идей;

- оригинальность - способность мышления продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность увидеть в объекте новые признаки, найти ему новое применение.

Творческой личностью не рождаются. Креативные способности не создаются, а как-бы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окружающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Ранняя подготовка к школе с преподавателем может способствовать появлению креативных способностей, но не является обязательным условием.

Основными параметрами творческой личности можно считать следующие:

Интеллектуально-творческая инициатива;
- жажда познания и преобразования;
- чувствительность к проблемам, ко всему новому;
- склонность к нестандартному решению задач;
- критичность ума, то есть стремление к оценке, выявлению недостатков;
- самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.

Что такое творчество и из каких этапов оно состоит, что такое креативность и какие способности она включает, какие есть проблемы и результаты творчества и каковы последствия творческой деятельности


В процессе творчества используется воображение для комбинирования имеющихся знаний и идей до получения нового, уникального результата.

Полученный результат позволяет решить определенную проблему и достичь поставленной цели . Поэтому такой результат обладает дополнительной значимостью, отсутствующей у результатов практической деятельности, по сути, создающую копии.

Занимаясь творчеством, человек изменяет как окружающую среду , так и себя. У него появляются новые возможности , которые позволяют оказывать еще более полезное воздействие и еще больше развиваться .

Творчество необходимо в любой предметной области , в любой профессии. Во всех областях есть нерешенные проблемы и огромный потенциал для развития .

Для поддержания творческого процесса у человека должно быть хорошее физическое состояние . Нельзя употреблять вредную пищу, алкоголь, курить и т.п. А как можно больше заниматься спортом. Это позволяет обеспечивать интеллект необходимыми питательными веществами и ограничить его от вредного воздействия.

Изучением творчества занимается эвристика . Ее основной задачей является построение моделей, описывающих процесс оригинального решения задач.

В настоящее время известны следующие эвристические модели :
- слепой поиск : основывается на методе проб и ошибок;
- лабиринтная : проблема представляется как лабиринт, а ее решение – перемещение по лабиринту для поиска выхода;
- структурно-семантическая : проблема представляется как система , имеющая определенную структуру и семантические связи между ее элементами .

В процессе творческой деятельности иногда возникает необходимость в проведении алгоритмических, четких вычислений . В этом случае нужно воспользоваться помощью разработанных вычислительных систем, позволяющих проводить эти расчеты. Человеку же необходимо заниматься именно творческим, эвристическим размышлением.

В быту креативность проявляется как смекалка - способность смело, нетривиально и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные и неспециализированные средства и .

Креативность позволяет быть более чувствительным к проблемам, недостатку или противоречивости знаний. Это позволяет определить направление, в котором необходимо развиваться для появления возможности решить известные проблемы и достичь определенных целей.

Т.к. основным компонентом, отвечающим за генерацию оригинальных идей, является воображение , то для развития креативности можно воспользоваться тренингом для развития воображения .

Креативные способности

Креативность состоит из набора способностей . Они позволяют ясно понять, как проявляется креативность и что нужно для ее развития.

К таким способностям относятся:

Беглость – это способность генерировать большое количество идей в единицу времени. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее.

Оригинальность - это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей.

Гибкость - это способность использовать различные способы для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между способы и идеями.

Открытость - это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов.

Восприимчивость - это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность . Позволяет находить необычное в обычном, простое в сложном .

Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов .

Абстрактность - это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей.

Детальность - это способность детализировать проблему до понимания каждого ее элемента. Позволяет разбивать проблему на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясна суть проблемы, ее мельчайшие элементы.

Вербальность - это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные слова и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы.

Стрессоустойчивость – это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде.

Определение этих способностей у себя и их осознанное развитие позволяет значительно повысить оригинальность и полезность генерируемых идей. Это способствует повышению успешности и ускорению процесса реализации предназначения.

Творческий процесс и его этапы

Креативность имеет определенный творческий процесс , повторяющийся каждый раз при получении уникального результата.

Суть творчества заключается в использовании личного таланта и воображения для решения проблем, достижения целей и реализации предназначения. Результатом творческого процесса является новый, уникальный элемент, позволяющий улучшить его создателя или окружающую среду и дающий новые возможности.

Творческий процесс состоят из следующих этапов:

1. Подготовка

Формулируется проблема и возникает намерение ее решить. Сознание наполняется знаниями из всех доступных источников (память, книги, журналы, Интернет…). Выдвигаются гипотезы и предположения. За небольшой промежуток времени выполняется попытка решить проблему на основе имеющихся возможностей сознания.

2. Обработка

Если возможностей оказалось недостаточно, то выполняется временное отвлечение на другую проблему или дело. В это время решение проблемы переходит на обработку от сознания к подсознанию. Начинают выполняться подсознательные процессы, незаметные для человека и выполняющие автоматическую генерацию новых идей до получения приемлемого решения проблемы.

3. Вдохновение

После генерации идеи, возможно позволяющей решить проблему, она передается от подсознания к сознанию – появляется вдохновение . Обычно это происходит абсолютно неожиданно для сознания и в совершенно случайных ситуациях.

4. Оценка

Получив идею, сознание оценивает ее на возможность использования для решения проблемы. Для этого оно выполняет анализ и сравнение идеи с личным опытом и определяет, можно ли ее реализовать в текущих условиях окружающей среды.

5. Реализация

Если противоречия не найдены, то принимается решение реализовать идею. Формируется план реализации и выполняются фактические действия . Результатом является инструмент , метод или технология , позволяющие решить исходную проблему.

6. Проверка

После реализации идеи и применении полученного результата проверяется, решена ли проблема или нет. Выполняется доказательство или опровержения выдвинутых гипотез и предположений. Если проблема не решена, то процесс начинается сначала. Если проблема решена, то выполняется переход к решению следующей проблемы.

Подсознательный этап творческого процесса

Особое место в творческом процессе занимает этап обработки проблемы. Его особенность состоит в том, что решение проблемы выполняется абсолютно незаметно для человека его особой способностью – подсознанием .

Лень и слабая воля . Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину .

Отсутствие приоритезации . В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи, цели и дела .

Загруженность сознания . После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.

Конформизм . Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами "зачем, почему, для чего…".

Нетерпеливость . Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину , а особенно упорство .

Ригидность . Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.

Устранение всех этих препятствий гарантированно повысит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс реализации предназначения.

Типы результатов творчества

В результате творческой деятельности создается новая или улучшается существующая система. В зависимости от полезности эти результаты делятся на следующие типы.

Открытие

Обнаружение ранее неизвестного закона , системы, признака или связи, подтвержденное экспериментально. Оказывает революционный эффект на развитие системы и изменяет существующие цели и парадигмы .

Изобретение

Средство, позволяющее решить определенную проблему и достичь определенных целей. Также позволяет выполнять определенные действия эффективнее, чем с помощью существующих средств, и имеет принципиально новое строение.

Рационализаторское предложение

Улучшение эффективности существующих средств достижения целей без существенного изменения их строения.

Независимо от типа результата творчество создает новые знания , позволяющие решить аналогичные проблемы и достичь схожие цели в других областях. Также результаты дают и новые идеи для творчества , чтобы решать новые проблемы и достигать новые цели.

Последствия выполнения творческой деятельности

Использование креативности на практике может повысить риск нанесения вреда. Это происходит, потому что недостаточно опыта использования новых, неиспытанных идей и средств для решения определенной проблемы или достижения цели. Но с опытом и развитием креативности придет понимание, какие оригинальные идеи являются полезными, а какие вредными.

С развитием креативности появляется вера в то, что любая, даже самая абсурдная и нереальная идея, поможет достичь определенной цели. Эта вера является одним из мотивов , подталкивающих к реализации революционных идей и созданию новых, огромных систем, решающих глобальные проблемы. Как сказал Генри Форд: "Вы можете верить, что можете. Вы можете верить, что не можете. В обоих случаях вы правы ".

Многие успешные люди утверждают, что 30-50% успеха их проектов и компаний приносят именно креативные, оригинальные идеи, сгенерированные ими самими, либо специально нанятыми профессионалами с хорошо развитой креативностью. Также они отмечают замкнутый круг - креативность дает новые успехи , а они, в свою очередь, являются источником креативности и вдохновения. Это говорит о том, что человек и творчество являются единым целым, что не может существовать друг без друга.

Поэтому постоянно уделяйте личное время на развитие творчества и своих креативных способностей. Это всегда будет оказывать полезное влияние на успешность. Не прекращайте заниматься творческой деятельностью, ведь она – главное средство в реализации предназначения.

Разнообразие точек зрения на креативность, как и на творчество вообще, отражает широкий круг феноменов, проявляющихся в бытии человека. Исторически креативность рассматривается в рамках общего подхода к изучению психологии творчества. В 60 - 70 годах прошлого века были сформулированы основные черты комплексного подхода, разрабатывалось философское видение творчества.

Т. А. Ребеко, проводя методологический анализ исследований творчества, указывает, что исторически существует два понимания сущности творчества: одно из них отождествляет сущность творчества и творения, другое - описывает сущность творчества с позиций творца. На этом этапе познания вопрос о сущности творчества не ставился, а заменялся практической проблемой отделения продуктивного от репродуктивного. В настоящее время творчество понимается» широко как феномен развития, обновления, потенциал будущей адаптации (А.И. Субетто), специфическая активность человека по преодолению отчуждения - от природы (В. М. Вильчек), как механизм развития (Я. А. Пономарев).

Термин «креативность» ввел в 1950 году Дж. Гилфорд и многие исследователи считают этот год началом ее систематического изучения. В настоящее время существуют некоторые неясности в соотнесении понятий «креативность» и «творчество». Можно выделить три основных подхода к решению этого вопроса:

Во-первых, понятия «креативность» и «творчество» рассматриваются как синонимы. Частично, на такое пересечение терминологии влияет двойственность английского «creativity», переводимого и как «творчество», и как «креативность», в зависимости от контекста и области исследования. В таких случаях исследователи обращаются к психологии творчества, соотнося различные факты, выводы или проблемы с различными аспектами творчества, а не только с креативностью. Так, Г. Пиров считает, что термином «креативность» обозначают одновременно и творческую деятельность, и способность к творчеству.

Второе направление изучает креативность и творчество как отдельные феномены. Делая попытку разделить, «творчество» и «креативность», И. А. Дубина связывает креативность с образованием субъектно-личностной новизны и значимости и рассматривает творчество как феномен, отражающий процессы взаимодействия новизны, порождаемой субъектом деятельности, с существующим социокультурным контекстом. Он считает, что творчество возникает как креативность в процессе человеческой деятельности в социокультурной системе и, оказывая на эту систему преобразующее воздействие, является результатом сложнейшего процесса4 взаимодействия личностного и социального. Таким образом, креативность- рассматривается как построение новых возможностей для субъекта, а творчество - как создание новых возможностей для культуры. Подобные точки зрения высказывают М. Боден (индивидуально-личностная креативность и историческая креативность), Е. Пикард (индивидуально личностная и общественная креативность).

Третье направление связано с тем, что креативность выступает как отдельный аспект изучения творчества, и рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Например, Я. А. Пономарев, предлагая целостную концепцию творчества как психического процесса, выделяет креативность как один из аспектов творческого потенциала личности.

Креативность – способность человека пораждать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняющиеся от традиционных схем мышления.

творчество – способность находить новые решения проблемы, подчеркивая его индивидуальность.

Творческой личностью не рождаются. Креативные способности не создаются, а как-бы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окружающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Ранняя подготовка к школе с преподавателем может способствовать появлению креативных способностей, но не является обязательным условием. Основными параметрами творческой личности можно считать следующие: - интеллектуально-творческая инициатива; - жажда познания и преобразования; - чувствительность к проблемам, ко всему новому; - склонность к нестандартному решению задач; - критичность ума, то есть стремление к оценке, выявлению недостатков; - самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.

Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире. Наличие этого качества приветствуется у молодых специалистов, с ним связывают надежды на успех и карьеру. Креативность требуется и в бизнесе, и в учебе, и в любой сфере профессиональной деятельности.

Однако, постоянно оперируя этим понятием, люди часто смутно понимают его значение, зная только, что креативность как-то связана с . Давайте разберемся в этом явлении и в возможностях его развития.

Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.

Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Он объединил под этим понятием качества , обеспечивающие человеку возможность создавать новое, оригинальное, нестандартное.

Креативность и творчество: в чем их различие

Если говорить кратко, то творчество – это особый вид , а креативность – к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, в креативной деятельности.

Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким , можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.

Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: , и .

Креативность и интеллект

Долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала. Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.

Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта - менее 100 % - тоже не способствовал креативности.

Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ. Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего. Но обязательное условие креативности – склонность человека к особому типу мышления, которое Дж. Гилфорд назвал – разнонаправленным.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является . Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого , которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
  • мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
  • способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность « », перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в и даже . Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют , снятия эмоционального напряжения.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.

Развитие креативности

Вопрос развития долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.

Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.

Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.

Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений - освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.

Упражнение «Увидеть необычное»

Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?

Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?

Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь - и вы обязательно увидите много удивительного.

Упражнение «Дизайнер»

Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.

Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства - цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.

Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.

Упражнение «Любимая мелодия»

Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.

Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков. Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия. Возможно, это весенняя трава и струйки талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или разноцветная новогодняя мишура?

Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.

Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности - не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.