ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Приморская мужская пустынь. Возрождение. свято-троицкая сергиева приморская мужская пустынь. Соборный храм прп. Сергия Радонежского

Сергиева Приморская пустынь – православный мужской монастырь в Стрельне (Санкт-Петербург). Архитектурный комплекс в неовизантийском стиле входит в перечень объектов культурного наследия нашей страны.

Основателем монастыря стал настоятель Троице-Сергиевой лавры Варлаам. Строительство обители началось в 1734 году на участке рядом с побережьем Финского залива, подаренном лавре императрицей Анной Иоанновной.

Строили монастырь монахи Троице-Сергиевой лавры. Обитель окружили деревянной оградой с башнями по углам. Анна Иоанновна повелела перевезти в монастырь церковь Успенья Богородицы из имения своей матери Прасковьи Федоровны. Деревянный храм разместили в центральной части обители, рядом с монашескими кельями и каменным домом настоятеля.

Императрица подписала указ о выделении Сергиевой Приморской лавре трех деревень с землей в 219 десятин и всеми жителями. Поначалу в пустыни не было монахов, имеющих право на проведение богослужений. Службы проводились братией из лавры. Самостоятельным учреждением монастырь стал в 1764 году.

Настоящий расцвет Сергиева Приморская пустынь пережила в 1834 году при наместничестве архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Были построены новые корпуса для послушников, отремонтированы все здания. Монахи стали вести хозяйство чрезвычайно эффективно, производя животноводческую и растительную продукцию, за которой приезжали люди из Петербурга.

В 1857 году под руководством нового настоятеля, архимандрита Игнатия (Малышева), на территории пустыни была возведена красивейшая каменная церковь.

В Сергиевой Приморской пустыни была собрана крупнейшая монастырская библиотека, насчитывающая свыше 6 тыс. томов. При обители находились богадельня, сиротский приют, церковно-приходская школа и больница. Все эти учреждения работали исключительно на благо народа, любой мог обратиться за помощью к монахам из Сергиевой пустыни, моральный и духовный авторитет которых достиг невероятных высот.

Финансовое состояние обители также было образцовым: накануне революции капитал монастыря оценивался в 350 тыс. рублей. Количество постоянно проживающих в монастыре монахов достигло 100 человек.

В 1931 году новые власти начали репрессии против духовенства. Сергиева Приморская пустынь была закрыта, братия и настоятель монастыря - репрессированы. Большевики уничтожили располагавшееся при обители кладбище, на котором находились могилы архитекторов А. Горностаева, А. Штакеншнейдера и дипломата А. Горчакова, учившегося в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным.

На территории монастыря находилось семь невероятно красивых соборов, жемчужин русской архитектуры. Четыре из них были уничтожены в советское время, сохранилось три церкви - Церковь преподобного Сергия Радонежского, Церковь Святителя Григория Богослова и Церковь Саввы Стратилата.

Возрождение Сергиевой Приморской пустыни началось в 1993 году. Здесь снова живут монахи, в церкви Сергия Радонежского проводятся богослужения.

Недалеко от Петергофа в Стрельне (рядом с Константиновским дворцом) находится Свято-Троицкая Сергиева пустынь и Собор Сергея Радонежского. Многие петербуржцы хотя бы раз побывали там на службе.
В один из январьских морозных дней нам посчастливилось ознакомится с историей этого святого места.
Экскурсию проводил один из монахов монастыря.






Монастырь основан в 1734 году настоятелем Троице-Сергиевой лавры архимандритом Варлаамом (имя в миру - Василий Высоцкий). Обитель строилась в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива на землях переданных монастырю императрицей Анной Иоанновной. Монастырь занимал почти квадратный, участок со стороной около 140 м и поначалу обнесен деревянной оградой с наугольными башнями. В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее престол во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Церковь находилась на центральной площади монастыря. По обеим сторонам церкви располагались деревянные монашеские кельи и каменный флигель для настоятеля.


По указу Анны "для поддержания обители в хозяйственном отношении" монастырю было передано 219 десятин земли и приписано три деревни с крепостными крестьянами. Освящение обители состоялось 12 мая 1735 года. В июне 1735 г. императрица посетила пустынь и пожаловала в храм богослужебные книги.

В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиевой лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей и существовала на средства Троице-Сергиевой Лавры. Императрица Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь стала официально считаться приписанной Троице-Сергиевой Лавре.


Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и по своему завещанию, погребен в основанной им обители. Над его могилой была воздвигнута деревянная часовня Тихвинской Божией Матери.

В 1756-1758 годах в обители храм прп. Сергия Радонежского перестроен: деревянная церковь заменена новой.
В 1760 году - воздвигнут пятиглавый Собор Пресвятой Троицы по проекту Б.Растрелли, утвержденному 12 марта 1756 года. Строительство закончилось в 1760 году.



Монастырь продолжал застраиваться по планировочному проекту, разработанному П.А. Трезини. Были возведены две угловые башни, а весь двор вымощен камнем. В 1760 г. по проекту Ф.Б. Растрелли построены настоятельские кельи. В них была создана картинная галерея, в которой в числе других находились два редких портрета Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. В монастыре в тот момент подвизались около 20 монахов.

В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры и возводилась во 2-й класс. 4 мая 1764 года по указу Св. Синода "Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии". Монастырь стал управляться собственным архимандритом.


Екатерина II также обратила своё внимание на монастырь и пожелала здесь обрести земное упокоение.
В архивных источниках сохранилась ее записка следующего содержания: "Ежели умру в городе, положить меня в Александро-Невском монастыре, в Соборной церкви, мною построенной. Ежели в Царском Селе - на Софийском кладбище, у Казанской Богородицы. Буде в Петергофе - в Сергиевой пустыни".

Однако похоронили императрицу, вопреки её воле, но согласно традиции, в Петропавловском соборе.

Около 1773 года в пустынь поступил послушником в возрасте 16 лет будущий преподобный Герман Аляскинский и пробыл здесь пять лет, после чего ушел на Валаам.
С 16 января 1774 года по 13 июля 1774 года монастырь возглавлял архим. Вениамин (Краснопевков-Румовский).
С 29(25) мая 1796 года по октябрь 1798 года настоятелем Сергиевой пустыни был архим. Феофилакт (Русанов), кроме этого, он был и законоучителем кадетского корпуса.
Своими обширными познаниями, даром слова и величественной внешностью он производил на окружающих сильное впечатление.

С 9 января 1799 года по 1800 год настоятелем Троице-Сергиевой пустыни являлся архимандрит Амвросий (Протасов). В этот же период он занимал должности: ректора Александро-Невской академии, учителя богословия и присутствующего в консистории. Это был известный талантливый проповедник (1798-1800 гг.), ставший наместником Александро-Невской лавры, а позднее - епископом Тульским, Казанским, Тверским.




Настоятелем монастыря с 27 января 1802 года по 1804 год был Евгений (Болховитинов). Он собрал и оставил богатый научный литературный материал, значимый не только для церковной русской истории, но вообще для истории русской литературы: "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви", "Словарь светских русских писателей, соотечественников и чужестранников, писавших о России" и др.

Архитектор Луиджи Руска в 1805 - 1809 годах построил Инвалидный дом в западной части монастыря с церковью святого мученика Валериана. Храм был освящен в июне 1809 года, а инвалидный дом начал работать через пять лет.


С 1812 года по 1813 год Сергиевой пустынью управлял Мефодий II (Пишнячевский) в сане архимандрита. В этот же период он был ректором Петербургской семинарии.
С 1819 года до 1833 года пустынь находилась в ведении Петербургских викариев епископов Ревельских.








На монастырском кладбище были погребены умершие из знатных и родовитых семей: принцев Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых, поэт Мятлев, архитекторы А.И. Штакеншнейдер и А.М. Горностаев, многие из родов Юсуповых, Кочубеев, Голицыных; Адлерберги, Зубовы, Кушелевы, Перовские, Чичерины, Яковлевы и многие другие. Почетным по своему статусу считалось погребение "Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, князя Романовского". Здесь также были похоронены канцлер Российской империи А.М. Горчаков; министр народного просвещения А.С. Норов; выдающийся общественный и культурный деятель принц П.Г. Ольденбургский; военные губернаторы Петербурга; потомки А.В. Суворова и М.И. Кутузова.

Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Территорию обители украшали изящной архитектуры ротонды и оранжереи - усыпальницы: ротонда-усыпальница семьи Толстых, оранжерея-усыпальница семьи принцев Ольденбургских. Из безжалостного разграбления в 30-е, а особенно в 60-е годы, спасти удалось немногое. В фонды Русского музея из родовой усыпальницы Зубовых были переданы бронзовые и мраморные бюсты работы С. Кампиони, Н. Пименова, П. Ставассера. В Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры были перенесены художественные надгробия А.А. и Ф.А. Баташевых, Ф.А. Яковлева. Неподалеку от монастыря находилось кладбище для бедных.

Кладбище было полностью уничтожено в советское время.



Наиболее длительный срок настоятельства в пустыни двадцать четыре года - с 1833 по 1857 годы - выпал на долю известного святителя Игнатия (в миру - Дмитрий Александрович Брянчанинов). 27-летний настоятель сначала был игуменом и только в 1834 году возведен в сан архимандрита.

При его настоятельстве пустынь была переведена в I класс, выросла в образцовый монастырь и стала известна не только в России, но и далеко за её приделами. При нем в монастыре были выстроены поминальные церкви - Покрова Богородицы и Григория Богослова, часовни, кельи для монахов, Святые ворота. Главный объем по проектированию новых построек и переделке старых пришелся в этот период на долю архитектора Алексея Максимовича Горностаева. Монастырским хором при святителе руководил известный духовный композитор прот. П.И.Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.

Император Николай I писал Брянчанинову: "Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей". Огромными трудами настоятеля Сергиева пустынь действительно встала в один ряд с Донским, Симоновым монастырями, Александро-Невской лаврой. Сам Государь неоднократно приезжал и просил благословения на свои начинания у святителя. Советов и наставлений искали у Игнатия Брянчанинова Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский. Одно из произведений Н.С. Лескова было посвящено Игнатию Брянчанинову.

Святитель Игнатий был канонизирован православной церковью в 1988 году.

Экономика монастырского хозяйства также стала значительно развиваться. По ходатайству настоятеля Игнатия Брянчанинова пустынь была наделена лесным участком в 50 десятин. Земля была заболочена, но после многих трудов полевое монастырское хозяйство поднялось на очень высокий уровень. Достаточно сказать, что в 1882 году в России на выставке хлеборобов Сергиевой пустыни была присуждена большая серебряная медаль за семена ржи, две медных медали - за семена пшеницы и ячменя.


С 1857 по 1897 годы настоятелем монастыря был Архимандрит Игнатий (Иван Васильевич Малышев). Будучи художественно одаренным человеком, он украсил пустынь прекрасными постройками. Если предыдущий настоятель Игнатий (Брянчанинов), отдал много сил на воспитание монастырской братии, то его преемник, сохранив и преумножив духовные богатства монастыря, украсил внешний вид Сергиевой Пустыни архитектурным ансамблем. На территории монастыря действовали семь храмов: Пресвятой Троицы, преподобного Сергия Радонежского, Воскресения Христова, священномученика Валериана (Зубовская), святителя Григория Богослова (Кушелевская), Покрова Пресвятой Богородицы (Кочубеевская), священномученика Саввы Стратилата (Шишмаревская), и часовни: Покровская и Спасская - у монастырских ворот, Тихвинской Божьей Матери (с чтимым образом), Рудненская - на берегу пруда "Иорданка" в восточной части обители.

В 1886 г. петербургский купец Карл Цоппи получил разрешение провести от станции Сергиево (в советское время - "Володарская") до Троице-Сергиевой пустыни конно-железную дорогу. Известны многочисленные жертвователи, например, в 1873 году псковский помещик Чихачев дал 50 тысяч рублей, а купец Макаров завещал монастырю 40 тысяч рублей.

Хорошая организация жизни и хозяйства монастыря при архимандрите Игнатии позволила осуществлять широкую благотворительную деятельность. С 1866 года на содержание Санкт-Петербургской духовной семинарии и духовного училища Пустынь ежегодно жертвовала по 1 000 рублей. Благотворительная деятельность Пустыни уже в семидесятых годах стала известна и за границей. За благотворительную деятельность архимандриту Игнатию был пожалован орден Святого Владимира. Из Боснии Черногорский князь Николай прислал настоятелю орден Святого Даниила 2-й степени. В 1867 году в пустыни числилось братии 46 человек и 25 человек проживали на богомолье.

В войну с Турцией, в 1877 - 1878 годы, по предложению настоятеля в Сергиевой пустыне была устроена больница с церковью, освященной 29 января 1878 года.
Скончался архимандрит Игнатий 16 мая 1897 года (а 15-го вечером его посетил Иоанн Кронштадтский) и был погребен в Пустыни, в храме Воскресения Христова, в Михайловском приделе. В настоящее время его останки покоятся в храме преподобного Сергия, куда они были перенесены в год столетия со дня его преставления

Собор во имя преподобного Сергея Радонежского





Собор совсем не похож на православный храм. Он единственный в России храм, построенный в виде базилики.
Ранним христианам в Римской Империи не разрешали строить молельные дома и они собирались на молитву в разных домах, в том числе во дворцах богатых римлян-христиан или в административных зданиях - базиликах.
В память о первых собраниях христиан собор выстроен с гранитными колоннами, без купола.
Католические храмы, кстати, строятся подобным образом.

Справка:
Бази́лика
(базили́ка ; греч. βασιλική — «дом базилевса , царский дом») — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов .

В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика , являющемуся разновидностью зального храма .

Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения.

Троице-Сергиева Приморская пустынь

Санкт-Петербург, г. Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 15

Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали с левой стороны дороги замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 архимандрит Варлаам (Высоцкий, 1665-1737), настоятель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры - царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской.

Варлаам в 1735 перенес в обитель из Петербурга деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника, в котором Екатерина II узнала об отречении своего мужа. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 по углам стен появились четыре башни. В том же году монастырь, где жило около 11 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом, однако монашеская жизнь протекала по традициям лавры. В 1819 обитель была приписана к Ревельскому викариатству.

Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых "Аскетических опытов". Уже через год он соединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.

Дело своего наставника продолжал в 1857-1897 архимандрит Игнатий (Малышев), который, получив художественное образование, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Он был погребен в Михайловском приделе Воскресенской церкви. Большой известностью пользовался в то время в столице и духовник братии иером. Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

При монастыре имелись часовни:

Покровская и Спасская - у монастырских ворот, перестроены в 1844-1845 А. М. Горностаевым, который в 1868-1871 также возвел гранитную ограду;

Тихвинской Божией Матери (с чтимым образом), которую тот же зодчий выстроил в 1863 у алтаря Троицкого собора над могилой основателя пустыни. В ней же был погребен духовный композитор схимонах Михаил (Чихачев), сподвижник архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Честные останки Варлаама, Михаила, Игнатия-младшего ныне находятся в Сергиевском храме;

Рудненская - на берегу пруда Иорданка в восточной части обители, которую для древней и чтимой иконы Рудненской Божией Матери возвел в 1876 Д. И. Гримм в подражание Никоновскому скиту в Новом Иерусалиме. К ней 1 августа для водосвятия шел крестный ход.

Тихвинская и Рудненская часовни погибли в последнюю войну.

К пустыни была приписана также церковь прп. Андрея Критского, выстроенная по проекту арх. М. М. Долгополова и освященная в 1903 у ст. Сергиево при приюте Братства ревнителей веры и милосердия, и пятиглавая Скорбященская часовня, выстроенная в пос. Сергиево в 1904-1905 в русском стиле.

В настоятельских покоях хранилось много ценных исторических портретов и картин. Последним до революции настоятелем пустыни был архимандрит Сергий (Дружинин), будущий епископ Нарвский, расстрелянный в 1937 в Йошкар-Оле.

Со времен Екатерины II на монастырском кладбище хоронили умерших из знатных и родовитых семей: принцев Ольденбургских, Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых и др. Здесь были погребены потомки Суворова и Кутузова, канцлер А. М. Горчаков, поэт И. П. Мятлев, архитекторы А. И. Штакеншнейдер и А. М. Горностаев. Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Неподалеку от монастыря находилось кладбище для бедных.

Пустынь закрыта в 1919, но богослужения в ней продолжались еще более десяти лет. Хотя братия была в основном разогнана, в 1930, когда было уничтожено кладбище, в пустыни еще оставалось "около десятка монахов-стариков". Они жили среди воспитанников детской трудовой колонии, которую в середине 1930-х сменила школа переподготовки начсостава им. Куйбышева. В 1932 монастырь окончил свое существование, когда арестовали последних монахов.

В 1964 в нем расположилась Школа милиции, уничтожившая остатки кладбища и ряд зданий. В 1973 старинный комплекс был поставлен под государственную охрану, а 29 марта 1993 принято решение о его поэтапной передаче епархии (этот процесс завершился в мае 2001). Предстоит огромная работа по реставрации переданных зданий.

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь (конец XIX - начало XX вв.)

Другие здания на территории пустыни:

20. Мастерские - Санкт-Петербургское шоссе, 15И

21. Школа милиции - Православная школа - Санкт-Петербургское шоссе, 15Е

22. Котельная - Санкт-Петербургское шоссе, 15Р

На этом месте в XVIII в. располагалась приморская дача царевны. Великой княжны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна Алексеевича, в последствии герцогини Мекленбург-Шверинской.

В 1732 г. императрица Анна Иоанновна подарила эту дачу своему духовнику, архимандриту Сергиевой лавры Варлааму Высоцкому), настоятелю московской Троице-Сергиевской лавры. Архимандрит Варлаам построил здесь деревянную церковь. 12 мая 1735 г. храм был освящен во имя преподобного Сергия. Штата церковь не имела, для богослужений назначались монахи из Троицко-Сергиевой лавры. Тогда же было построено несколько деревянных келий для монашествующих и каменный флигель для настоятеля. В церковь было переданы реликвии и утварь из домовой Успенской церкви загородного дома матери императрицы царицы Прасковьи Федоровны, который стоял на левом берегу Фонтанки возле Лештукова пер. (ныне пер. Джамбула), на том месте где позднее расположились мещанская гильдия, а потом Санкт-Петербургская мещанская управа.

Императрица Анна Иоанновна 5 июля 1735 г. в день памяти прп. Сергия Радонежского посетила обитель со всем штатом, причем добиралась водой до Екатерингофа, а оттуда четыре версты пешком до новопостроенной пустыни.

В 1836 г. Сергиева пустынь была возведена в 1-й класс.

Архимандрит Варлаам скончался 27 июля 1737 г. в Санкт-Петербурге и был похоронен в основанной им обители. 30 января 1738 г. Анна Иоанновна повелела Приморский Троицко-Сергиев монастырь описать, подав ведомость в ее кабинет. После этого церковь числилась приписанной к Сергиевой лавры, откуда присылались для управления строители. До 1764 г. их перебывало тринадцать.

При учреждении монастырских штатов в 1764 г. пустынь поступила в Санкт-Петербургское епархиальное ведомство и была возведена во 2 класс.

Императрица Екатерина II в день своего восшествия на престол 28 июня 1762 г., отправляясь во главе гвардейских полков из Санкт-Петербурга в Петергоф, останавливалась в Сергиевой пустыни. Сюда прибыл к ней, присланный Петром III, вице-канцлер А. М. Голицын и письмом и предложением разделить власть. В память об этом событии в обители хранилась выгравированная тогда же картина с изображением Сергиевой пустыни.

В 1763 г. Екатерина II присутствовала вместе с наследником, великим князем Павлом Петровичем при освящении нового каменного Троицкого соборного храма, выразив своим присутствием благоволение к обители.

К началу ХХ в. в пустыни находилось семь каменных церквей с одиннадцатью освященными в них престолами: св. Троицы, св. прп. Сергия радонежского, св. мученика Валериана, св. Георгия Богослова, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова и св. Саввы Стратилата.

(Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии сост. Н. М. Кутепов, СПб, 1899 г. С.23-24)

(Лавры монастыри и храмы на святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб 1909. С.39-44)

Монастырь со всеми храмами был закрыт в 1919 г. Через два года его настоятель игумен Сергий был расстрелян, а монахи разогнаны, хотя в 1930 г. в пустыни еще оставалось «около десятка монахов-стариков», живших среди воспитанников детской трудовой колонии.

Массированное уничтожение комплекса началось после того, как в монастырские здания въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Исторические здания стали приспосабливать для новых целей: купола собора сломали, устроили наблюдательную вышку, Зубовский инвалидный дом надстроили, кладбище сровняли с землей.

Последний удар был нанесен монастырскому кладбищу и ансамблю в 1960-е гг., когда в здание въехала Специальная средняя школа милиции.

Только в 1973 г. изуродованный архитектурный комплекс был поставлен под государственную охрану. С 1994 г. возобновлено монашеское служение. В 2001 г. завершился процесс передачи архитектурного комплекса епархии.

( с, 696-697 - Наталия)

Хронология монастыря

20 ноября имп. Анна Иоанновна подарила дачу родной сестры герцогини Мекленбург-Шверинской Екатерине Иоанновны своему жуховнику, архимандриту Троице-Сергиевскрй Лавры, Варлааму (Высоцкому). В 1734 г. Варлаам основал здесь Свято-Троицкую Сергиеву Пустынь.

Перестроен храм прп. Сергия.

В Пустыни, по проекту арх. П. Трезини, были сооружены основные каменные постройки монастырского комплекса. (Сейчас от тех построек сохранились настоятельский корпус м угловая башня)

Воздвигнут пятиглавый Троицкий собор (под смотрением Б.Растрелли).

29 июня будущая импю Екатерина II провела несколько часов в Пустыни, куда граф Г.Г. Орлов привез ей письмнное отречение от престола Петра III.

Арх. В. В. Растрелли закончил постройку собора во имя Святой Живоначальной Троицы.

26 февраля имп. Екатерина II издала указ, по которому Пустынь изымалась из ведения Сергтевой Лавры и передавалась в ведение Сакт-Петербургской Епархии с возведением в степень второклассного монастыря.

С 1765 пл 1819 Пустынь управлялась ректорами СПб Академии, а с 1819 по 1834 - преосвященными викариями Сакт-Петербургской Епархии.

  • Заложен храм св.мч. Валериана с инвалидным домом
  • Освящен храм св.мч. Валериана

Имп. Николай Павлович лично назначил настоятелем Пустыни архимандрита Игнатия (Брянчанинова), впоследствии канонизированного РПЦ в лике Святителей в 1988 г.

Заложен храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Заложен Григорьевский храм.

Освящен Григорьевский храм.

27 октября архимандрит Игнатий (Брянчанинов) возводится в сан Епископа Казанского и Черноморского, а настоятелем Пустыни становится ближайший его ученик архимандрит Игнатий (Малышев).

Заложен надвратный храм сщмч. Саввы Стратилата.

  • Заложен храм Воскресения Христова.
  • Освящен храм Воскресения Христова.

В различное время в Пустыни проходили свое послушание известные святые сподвижники как: прп. Герман Аляскийский, свт. Иннокентий Пензенский, схимник Михаил (Чихачев), митр. Киевский Евгений (Болховитинов), сщмч. Сергий (Дружинин) еп. Навский, архим. Игнатий (Егоров), иером. Филимон (Алексеев) и др.

После революции 1917 г. монастырские здания стали постепенно изыматься из ведения Епархии.

  • Монастырь закрыт, но богослужения продолжались еще более 10 лет. Закрыт храм мч. Валериана
  • 1920-е
  • Закрыт храм Воскресения Христова.

Пустынь была окончательно закрыта. Здесь в различное время размещались: детская трудовая колония "Труд", при которой была школа и мастерские, и колония несовершеннолетних преступников, школа переподготовки военного нач. состава, а с 1960-х гг. средняя школа милиции. За это время архитектурному ансамблю и некрополю Пустыни был нанесен значительный ущерб.

  • Взорван Троицкий собор.
  • Уничтожено кладбище, взорван Покровский храм.
  • Снесен храм Воскресения Христова.
  • Архитектурный комплекс монастыря поставлен под государственную охрану.

В Пустыне вновь поселились монахи и стали регулярно совершать богослужения.

В мае вышло правительственное распоряжение о полной передаче арх. ансамбля Пустыни в ведение Сакт-

Петербургской Епархии.

(инф. со стенда и сайта Пустыни , . С. 76-78, Mary)

В 1886 г. от станции Сергиево до Троице-Сергиевой лавры на средства купца К. Цоппи была проведена конно-железная дорога, и многочисленным поломникам стало проще добираться до монастыря. (. С. 78)