ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Правила произношения согласных и их сочетаний. Сочетания трех и более согласных с последним мягким

Орфоэпия - однозначно одна из самых сложных тем в русском языке. Проблема заключается в том, что даже носители языка не всегда могут сказать, как правильно произносится то или иное слово. Конечно, в большинстве случаев мы интуитивно это знаем, но порой сочетание звуков в слове ставит в тупик и нас. Существуют ли какие-нибудь правила, которые смогут облегчить жизнь русскоговорящего человека и помогут ему избежать ошибок хотя бы в этом? Определённо существуют. Добро пожаловать в тёмный мир запутанной русской орфоэпии.

Сочетания гласных

Начнём, пожалуй, с гласных звуков - они меньше подвергаются влиянию своих соседей. Сочетание обычно произносится согласно правилам орфоэпии. Единственный нюанс - если перед - е, ю, я, ё - стоит другой гласный, то эти звуки, если так можно выразиться, раздваиваются: -е - становится [йэ], -ю - превращается в [йу], -ё - обратится в [йо], а -я - будет произноситься как [йа] - это так называемые йотовые гласные, в которых появляется призвук этого самого сонорного. Кроме того, «йотовость» проявляется также в начале слова (например, «яма » звучит как [йама ]), а ещё после разделительных мягких и твёрдых знаков ([вйуга ] и [падйэзд ]). Кстати говоря, даже если гласный перед другим гласным стоит в другом слове (-говорила я -), йотовость всё равно будет присутствовать.

Также следует отметить, что наиболее удачная позиция для гласных - ударная, именно в ней звуки слышны наиболее отчётливо.

А практика

Давайте закрепим сочетание двух гласных звуков транскрибированием нескольких слов: самостоятельность, каньон, егерь, льёт, классификация, адажио, юность, яркая юла, разъезд, яблоко, вариантность, приезд, ярмарка, страна Япония, пение.

Сочетания согласных. Одинаковые на стыке морфем

С согласными звуками всё не так легко. Здесь имеет значение всё: звуки-соседи, положение звука в слове (в его морфемах) и многие другие факторы.

Первый вопрос - сочетание согласных звуков на стыке морфем, в особенности, одинаковых звуков. Всем нам встречались слова вроде -длинный, рассудок, программа -, и произносим мы их, совершенно не задумываясь. А вместе с тем существуют определённые правила и фонетические законы, которые объясняют эти явления. Так в словах вроде - сшить, рассудок, подделка - сочетание нескольких звуков произносится как один, просто более долгий: [ˉшить, раˉсудок, поˉделка ]. Да, здесь наблюдается ещё одно явление - уподобление одного согласного звука другому, которое будет объяснено позже. Главное уяснить, что в любом случае одинаковые звуки на стыке морфем превращаются в один.

А если они в одной морфеме? В корне, например

А как же сочетание звуков в слове, находящееся в корне? В современном русском языке такие случаи практически не встречаются - они характерны в основном для заимствованных слов (гамма, процесс ). Так вот, подобные сочетания также произносятся как один звук, но не долгий, а короткий. В ряде заимствованных слов эти изменения видны невооружённым глазом: атака (от attack) коридор (от corridor) .

Одинаковые звуки в русском языке на стыке морфем становятся одним долгим, если же они встречаются в одной морфеме, корне, например, то эта долгота не проявляется. Ещё одно важное замечание: в два одинаковых звука никогда не пишутся рядом, если нужно показать, что этот звук будет долгим, над ним ставится горизонтальная черта - специальный фонетический знак.

А что такое ассимиляция

Следующее явление, связанное с понятием сочетание звуков в слове, - ассимиляции. Ассимиляция - это уподобление произношения одного звука другому, существует несколько видов этого явления, определяемых в зависимости от влияющих друг на друга звуков. Рассмотрим каждое из них.

Ассимиляция по звонкости/глухости

Ассимиляция по звонкости и глухости проявляется на стыке звонкого и глухого согласного, соответственно - русскому языку чуждо подобное сочетание, поэтому первый звук подвергается влиянию второго, оглушаясь или озвончаяясь. По-научному это называется регрессивной ассимиляцией.

Изменения происходят в следующих случаях:

  1. На стыке морфем: пробеШка - звонкий -ж- под влиянием глухого -к- также становится глухим
  2. На стыке предлогов и слов: поТ снегом - звонкий -д- подвергается влиянию глухого -с-, оглушаясь
  3. На стыке слова и частицы: гоТ-то - снова оглушение из-за влияние глухого -т-
  4. В знаментальных (слова, обладающие лексической самостоятельностью - существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т.п.) словах, которые произносятся без паузы между ними: роК козы - звонкий -г- оглушается под влиянием соседнего глухого -к-.

Как видно из примеров, оглушение встречается гораздо чаще, чем озвончение. Вместе с тем, это правило не действует на сонорные звуки в русском языке (Тренд - по правилам следовало бы произносить [Дренд ], но из-за особенностей русской орфоэпии первый согласный не подвергается изменениям) и на согласные перед призвуком -й-, появляющимся в йотовых гласных: [оТЙэзд ], хотя это слово должно было бы звучать как [оДЙэзд ].

Ассимиляция по мягкости

Идём к следующему виду ассимиляции - по мягкости. Она также является регрессивной - то есть первый звук подчиняется влиянию последующего. Такое изменение происходит перед:

  1. Гласным: [э] - м"Эл - мел; [и] - п"Ил - пил
  2. Мягкими согласными: внутри слова (каЗ"н " ); на стыке морфем (С"м"эна ).

Подозрительно просто

Но в данном правиле существует ряд исключений. Сочетание звуков в слове не подвергается ассимиляции:

  1. На стыке слов (воТ л"эс ) - по аналогии с ассимиляцией по звонкости/глухости должно было бы произойти смягчение, но такая ситуация является исключением.
  2. Губные согласные -б, п, в, ф - перед зубными -д, т, г, к, х - (ПТ"энчик, ВЗ"ать )
  3. - Ж, ш, ц - никогда не бывают мягкими, более того, перед ними не появляются мягкие согласные. Единственное исключение из этого правила - [л/л "]: коНЦевой-коЛ"цо.

Таким образом, говорить о том, что ассимиляция по мягкости так уж строго подчиняется регламентирующим её правилам, нельзя. Существует целый ряд нюансов, забывать о которых ни в коем случае нельзя.

Ассимиляция по твёрдости

Следующий тип взаимовлияния - ассимиляция по твёрдости. Встречается она только между корнем и суффиксом: слесаР"-слесаРНый - то есть суффикс, который начинается на твёрдый согласный, влияет на предыдущий звук. И снова встречаются исключения: ассимиляция не будет происходить перед -б - (проЗ"Ба ), а также правилу не подчинится [л" ] (поЛ"э - запоЛ"Ный ).

Ассимиляция перед шипящими

На количество звуков в слове влияет ещё один вид ассимиляции - свистящих -з, с - перед шипящими -ш, ч, ж -. В данном случае первый звук сливается со вторым, абсолютно ему уподобляясь: сшить - ˉШить , с жаром - ˉЖаром . Это же правило применимо и для -д, т - перед -ч, ц -: оˉЧёт . Распространяется этот вид ассимиляции и на сочетания -жж - и -зж - в корне слова (-позже - поˉже ). Таким образом,из-за этого вида уподобления количество звуков в слове на один меньше, чем букв.

Непроизносимые согласные

Никто не отменял такое явление, как Кое-где некоторые звуки просто не произносятся - можно сказать, что они выпадают. Это явление отлично демонстрирует сочетание звуков в слове -стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц -, например чеСТНый, поЗДНий, чуВСТВо, соЛНЦе . С ним связаны определённые трудности: некоторые руководствуются так называемым фонетическим принципом письма (как слышу - так пишу), следовательно, если согласный не произносится, его и быть в слове не должно. К сожалению, это не так. Так что обязательно нужно подбирать чтобы проверить, не выпал ли в данной ситуации какой-нибудь звук: честный - честь, поздний - опоздал - обычно ищут слова, где после согласного будет гласный или сонорный, которые позволят звуку проявиться наиболее ярко.

Не совсем сочетание, но немного об оглушении

Продолжая тему следует отметить, что эти звуки имеют тенденцию становиться глухими на конце слова вне зависимости от предшествующего гласного или согласного. Мы говорим пороК вместо пороГ и молоТ вместо молоД . Подобное явление приводит к появлению так называемых омофонов - слов, которые пишутся по-разному, но произносятся одинаково, как те же самые молот (как инструмент) и молод (как краткое прилагательное). Правописание согласного на конце подобных слов должно проверяться.

И немного из истории

В русском языке начала прошлого века была популярна ассимиляция сонорных, то есть, например, согласный -р - в слове армия произносился не твёрдо, как привычно нам, современным носителям языка, а мягко ар"м"ия . В настоящий момент это явление практически не наблюдается.

Повторение - мать...

Закрепить всё вышеизложенное можно с помощью транскрибирования предложенных ниже слов:

огород, смех, отсутствие, яблочный, предчувствие, град, дройд, саванна, цивилизация, мираж, сжечь, отчитаться, рассылка, заполнять, отказ, веселье, трава, власть, льёт, взятка, код доступа, Киев, год-то.

В заключение

Слово, слог, звук - так можно представить орфоэпическую иерархию русского языка. И говорить о том, что в ней всё легко, нельзя ни в коем случае. На простейшем примере сочетаний согласных мы убедились, что далеко не всегда для того, чтобы правильно произнести слово, хватает интуиции. Давайте хотя бы пытаться говорить правильно, чтобы сохранить всю красоту и богатство нашего языка. Это ведь совсем несложно.

1. Сочетания сж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как долгие твердые согласные [ж], [ш]: сжать – [ж]ать, везший – ве[ш]ий, несший – не[ш]ий, разжать – ра[ж]ать .
2. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий [ш’]: грузчик – гру[ш’]ик, переписчик – перепи[ш’]ик.
Так же произносится сочетание сч в словах “счастье ”, “считать ” и однокоренных с ними ([ш’]астье, [ш’]итать ) и сочетание жч (мужчина – му[ш’]ина ).
3. Сочетания тч, дч на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносится как долгий мягкий [ч’]: переплётчик – перепле[ч’]ик, отчитать – о[ч’]итать .
4. Сочетание тс, тьс на конце глаголов произносится как долгий твердый [ц]: смеютс я – смею[цъ], смеяться – смея[чъ] .
5. Сочетания тс, дс на стыке корня и суффикса произносится как [ц]: братс тво – бра[ц]тво, флотс кий – фло[ц]кий, заводс кой – заво[ц]кой .
6. Сочетание чн в словах “конечно”, “скучно”, “яичница”, “нарочно” и некоторых других произносится как [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица, наро[шн]о .
7. Сочетание чт в словах “что”, “чтобы”, “что-то”, “что-нибудь”, “что-либо”, “ничто” произносится как [шт]: [шт]о, [шт]обы, [шт]о-то, [шт]о-нибудь, [шт]о-либо, ни[шт]о .
8. В некоторых сочетаниях согласных существуют непроизносимые согласные, т.е. одна из трех находящихся рядом букв не имеет звукового значения. Не произносится:
а) [т] в сочетании стн : радостн ый – радо[сн]ый, грустн ый – гру[сн]ый ;
б) [д] в сочетании здн : праздн овать – пра[зн]овать, поздн о – по[зн]о ;
в) [д] в слове “сердце” и некоторых других: се[рц]е ;
г) [ф] (обозначается буквой в) в словах “чувство”, “здравствуй” и однокоренных с ними: чу[ств]о, здра[ств]уй;
д) [л] в слове “солнце” : со[н]це.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

ОРФоэпия. Фонетика. Графика. Классификация звуков, транскрипция

ОРФоэпия как раздел науки о языке.. орфоэпические нормы русского языка.. словесное и логическое ударение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Акцентология
Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, за

Звуки речи
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении

Для обозначений звуков используются следующие знаки
1. Чтобы отличить звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки – . [а], [о], [л]. В квадратные скобки заключается и весь транскрибируе

Гласные и согласные звуки
В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При обр

Гласные и согласные звуки
1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально. Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть

Согласные звуки
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных

Звонкие и глухие согласные звуки
В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и: [б], [в], [г

Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е. Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, наприм

Звуки речи и буквы. Алфавит
Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке наз

Звуки речи и буквы
1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные. Гласных букв 10:

Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы: – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные– это звуки

Способ образования согласных
Согласные– это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согл

Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.

Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме? В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-м

Место образования согласных
Согласные различаются не только по уже известным вам признакам: · глухость-звонкость, · твердость-мягкость, · способ образования: смычка-щель. Важен последний, ч

Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно. Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной

Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюд

Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом. Выучи список: [c] и [ш] →[ш:] – сшить

Упрощение групп согласных
Выучи список: вств – [ств]: здравствуй, чувствовать здн – [зн]: поздно здц - [сц]: под уздцы лнц - [нц]: солнце

Буквы и звуки
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэ

Ударение
Словесное ударение – это выделение большей силой голоса и длительностью произнесения одного из слогов в слове. В русском языке ударение с в о б о д н о е (р а з н о м е

Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове. В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с больше

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей
1. Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда па

Произношение гласных
1. Гласные под ударением произносятся отчетливо: бор – [бор], сад – [сат]. 2. В безударном положении гласные звуки, ка

Произношение согласных
1. Согласные, парные по глухости-звонкости, могут менять свое качество в зависимости от положения в слове. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются, т.е. произно

Произношение окончаний -ого -его
В окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий мужского и среднего рода на месте буквы г произносится звук [в]: доброго – добро[в

Произношение заимствованных слов
1. Перед буквой е во многих заимствованных словах согласные [д], [т], [з], [с], [н], [р] произносятся твердо: антенна – ан[тэ]нна, модель – мо[дэ]

Некоторые акцентологические нормы современного русского языка
1. У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова

При произнесении согласных звуков в полости рта создаются препятствия, на которые наталкивается струя выдыхаемого воздуха. По способу образования согласные делятся на взрывные (или смычные) и щелевые (или фрикативные), в зависимости от характера препятствия, образуемого артикуляционными органами: губами, зубами, языком. Если струя выдыхаемого воздуха, резко разрывает препятствие, создаваемое речевыми органами, образуются взрывные звуки: п--б, т -- д, к -- г. Если струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, создаваемую артикуляционными органами, образуются щелевые (фрикативные) звуки: с -- з, ш -- ж, ф -- в, х.

Согласные делятся -

по месту образования: в зависимости от положения языка по отношению к твердому и мягкому нёбу -- на переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные-- и в зависимости от участия губ -- на губные (лабиализованные) и губно-зубные.

В зависимости от степени участия голоса согласные бывают глухие, звонкие и сонорные. Глухими называются согласные, в произношении которых голос не участвует: п, т, к, х, с, ф, ш, ч, ц. Эти согласные образуются одними шумами. Звонкими называются согласные, в произнесении которых участвуют и шум и голос; голосовые связки сомкнуты и вибрируют: б, д, г, з, в, ж. Большинство глухих и звонких согласных составляют пары: п -- б, т -- д и т. д. Сонорными называются согласные, при произнесении которых голосовые связки сомкнуты, вибрируют и голос преобладает над шумом: м, н, л, р. Они не имеют парных глухих звуков.

В русском языке два составных звука -- так называемые аффрикаты: ц (слитые воедино тис) и ч (слитые воедино мягкий т и мягкий их). Оба они глухие.

Большинство согласных могут быть и твердыми и мягкими: бой -- белка (б -- б"), ворота -- вяленый (в -- в") и т. д. Согласные ж, ш, ц всегда твердые; согласный ч всегда мягкий.

При произнесении согласных мягкое нёбо с маленьким язычком приподнимается и закрывает проход в носовую полость. Только два звука -- сонорные м и н -- составляют исключение: при их произнесении мягкое нёбо опускается и струя выдыхаемого воздуха проходит через нос.

Твердость и мягкость, звонкость и глухость часто служат для различения слов по смыслу:

мал -- мял дом -- том

пыл -- пыль баба -- папа

ныл -- Нил год -- кот

был -- бил зуб -- суп

турки -- тюрки бар. -- пар

жар --жарь жар --шар

Многие иностранные имена, фамилии и географические наименования, содержащие согласный с е после него, произносятся с твердым согласным звуком, а вместо е звучит э:

Пишется Произносится

Вольтер Вольт[э]р

Марсель Марс [э] ль

Отелло От[э]лло

Мериме М[э]рим[э]

Перечислим основные правила произношения согласных в словах.

1-е правило. Звонкие согласные в конце слов оглушаются--переходят в свои парные глухие звуки.

Пишется Произносится

клуб клу[п]

озноб озно[п]

единорог единоро[к]

перевод перево[т]

кров кро[ф]

волнорез волноре[с]

гараж гара[ш]

особь осо[п"]~

пядь пя[т"]

сельдь сель[т"]

кровь кро[ф"]

изморозь изморо[с"]

Звук г в конце слова обычно заменяется звуком к.И только в слове бог г заменяется звуком х. В произношении не надо путать это слово со словом бок.

2-е правило -- об уподоблении (ассимиляции) согласных по звонкости-глухости. Если в слове или на стыке слов стоят рядом два согласных, из которых первый звонкий, а второй глухой или наоборот, то первый уподобляется второму:

Пишется Произносится

колодка коло[тк]а

грядка гря[тк]а

ложка ло[шк]а

перевозка перево[ск]а

губка гу[пк]а

сдобный [зд]обный

вторник [фт]орник

Этому правилу не подчиняются согласные, стоящие перед сонорными: шлак, шляпа, краска, круг, срочный, слава, фраза, фрак и т. п. Кроме того, полностью не подчиняется этому правилу звук в. Сам он, находясь на первом месте, уподобляется следующему за ним глухому, т. е. оглушается: Пишется

Произносится

всякий [фс]який

ковш ко[фш]

повторный по[фт]орный

Но, занимая второе место в сочетании согласных, звук в не уподобляет себе предшествующий звук: сверху, сваливать, швырять, сквалыга.

Звук г под действием закона уподобления в двух словах -- мягкий и легкий -- и в производных от них оглушается, но переходит не в смычный звук к, а в щелевой х.

Пишется Произносится

мягкий мя[х"к]ий

мягко мя [хк] о

легкий ле[х"к]ий

легко ле[хк]о

легкие ле[х"к]ие

легче ле[х"ч]е

Примеры на ассимиляцию согласных на стыке слов: сижу под тентом -- по[тт]ентом, под пальмой -- по[тп]альмой; иду к городу--* [гг]ороду, приехал из Крыма -- и[ск]рыма, вернулся из Сибири -- и[с"с"]ибири.

3-е правило -- о двойных согласных. В русском языке встречаются слова с двойными согласными (касса, тонна). Взрывные двойные согласные требуют более долгого затвора; щелевые двойные согласные дольше тянутся.

Встречаются слова, смысл которых меняется в зависимости от того, с одним или с двумя согласными они пишутся, а следовательно, и произносятся:

поданный подданный

подать поддать

вернуть ввернуть

верх вверх

Многие двойные согласные образуются под влиянием закона уподобления (по звонкости и глухости).

Пишется Произносится

отдавить о[дд]авить

подтянуть по [т"т"] януть

отдалить о[дд]алить

Особого внимания требуют двойные согласные на стыке слов. Многие двойные согласные на стыке слов образуются под действием закона уподобления.

Пишется Произносится

выстрелить, в фазана выстрелить [фф]азана

по направлению к городу [гг]ороду

иду к гаражу [гг] аражу

рожь шумит ро[шш]умит

Однако есть ряд слов, в которых пишутся двойные согласные, но произносится только один звук.

Пишется Произносится

ассистент а[с]истент

гривенник гриве[н]ик

корректура ко[р]ектура

В полных прилагательных и в причастиях двойные н всегда произносятся: коронный номер, длинный день, странный человек, бранное поле, башенный кран, искреннее чувство, израненный солдат, выигранное дело, изодранная одежда, разобранный станок, покрашенная крыша, подкованная лошадь.

Обратите внимание на двойные согласные м и н на стыке слов, произносимых слитно (четко произносятся оба согласных).

Пишется Произносится

он наверху о[нн]аверху

он надежный человек о нн адежный человек

он настаивает о[нн]астаивает

  • 4-е правило -- о смягчении твердых согласных, стоящих перед мягкими согласными (ассимиляция по мягкости). Некоторые твердые согласные смягчаются перед мягкими согласными, т. е. второй звук подчиняет себе первый. Эго происходит в следующих случаях:
  • 1. В словах с двойными согласными, где твердый звук стоит перед мягким; в этом случае первый согласный смягчается и образуется долгий мягкий звук.

Пишется Произносится

в массе в ма[с"с"]е

в ванне в ва[н"н"]е

2. Смягчаются согласные з, с, если они стоят перед мягкими в", д", т", л", м", н".

Пишется Произносится

зв": безветренный бе[з"в"]етренный

развить ра[з"в"]ить

развести ра[з"в"]ести

св": сведущий [с"в"] едущий свидетель [с"в ]идетель

свекровь [с"в"]екровь

зд": здесь [з"д]есть

грозди гро[з"д"]и

бездельник бе[з"д"] ельник

ст": грусть гру[с"т"]

честь че[с"т"]

стяг [с"т"]яг

3. Двойные согласные з и с смягчаются на стыке слов, если второй из них мягкий.

Пишется Произносится

приехал с Севера [с"с"]евера

лошадь с седоком [с"с"]едоком

замок с секретом [с"с"]екретом

4. Согласные с и т в сочетании ств перед мягким в смягчаются.

Пишется Произносится

искусственный иску[с"т"в"] енный

5. Согласный н смягчается перед мягкими т и д.

Пишется Произносится

кандидат ка[н"д"]идат

блондин бло[н"д"]ин

6. Согласный н смягчается перед мягким с.

Пишется Произносится

пенсия пе[н"с"]ия

вакансия вака [н"с"] ия

7. Согласный н смягчается перед чащ, которые являются в русском языке всегда мягкими.

Пишется Произносится

утонченный уто [н"ч"] ённый

бренчать бре[н"ч"]ать

5-е правило произношения согласных. Звуки ш, ж, ц всегда твердые. После них пишутся гласные и, е, но произносить следует ы, э.

Пишется Произносится

ширма ш[ы]рма

шина ш[ы]на

В именах французского происхождения --- типа Жюль, Жиро, Жюльен -- и в слове жюри звук ж звучит мягко, как принято во французском языке.

6-е правило. Сочетания сш и зш произносятся как двойной твердый ш, если с, з находятся в предлоге или приставке, а ш, ж -- в корне. Это правило распространяется и на произношение сочетаний сш, зш на стыке слов.

Пишется Произносится

бесшумный бе[шш] умный

происшествие прои[шш]ествие

угасший уга[шш]ий

7-е правило. Сочетания сж и зж произносятся как двойной твердый ж, если с, з находятся в приставке, а ш, ж ъ корне. Это правило относится также к стыку слов.

Пишется Произносится

безжизненный бе [жж] изненный

безжалостный бе[жж]алостный

изжога и [жж] ога

8-е правило. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий двойной мягкий звук ж; в транскрипции он обозначается: [ж"ж"].

Пишется Произносится

уезжать уе[ж"ж"]ать (уежьжять)

выезжать вые[ж"ж"]ать (выежьжять)

позже по[ж"ж"]е (пожьже)

В то же время мы должны помнить, что одиночные согласные ш и ж, как правило, произносятся твердо, даже перед мягкими согласными.

9-е правило. Согласный ч всегда произносится мягко. Звук, передаваемый на письме буквой щ, -- это долгий ш: [ш"ш"]. Звук ч состоит из двух звуков: взрывного мягкого т" и щелевого мягкого ш которые произносятся, быстро сменяя друг друга. Гласные а, о, у после ч и щ произносятся как я, е, ю.

Пишется Произносится

чаша [ч"а]ша (чяша)

чарка ч"а рка (чярка)

Исключение. В трех словах в сочетании щн звук ш"ш" (буква щ) переходит в мягкий одиночный ш: помощник, помощница и всенощная (церковная служба). Эти слова произносятся так: помо[ш"]ник, помо[ш"]ница, всено[ш"]ная.

10-е правило. Сочетание сч произносится как долгий мягкий ш: ш"ш" (т. е. так же, как звук, передаваемый на письме буквой щ).

Пишется Произносится

счастье [ш"ш"а] стье (щястье)

счет [ш"ш"о]т (щёт)

рассчитывать ра[ш"ш"и]тывать (ращитывать)

расчет ра[ш"ш"о]т (ращёт)

Примечание. Как двойной мягкий ш [ш"ш"], произносятся и сочетания здч, жч в словах объездчик, перебежчик, перебежчица: объе[ш"ш"]ик, перебе[ш"ш"]ик, перебе[ш"ш"]ица (объещик, перебещик, перебещица).

11-е правило. Сочетание сщ также произносится как долгий мягкий ш: ш"ш".

Пишется Произносится

расщедрился ра[ш"ш"]едрился (ращедрился)

12-е правило. Сочетания сщ и зщ на стыке слов (предлога и -следующего слова) произносятся как долгий мягкий ш: ш"ш".

Пишется Произносится

из щели и[ш"ш"]ели (ищели)

из щетины и[ш"ш"]етины (ищетины)

13-е правило. Сочетание зч (на стыке корня и приставки) произносится как долгий мягкий ш: ш"ш".

Пишется Произносится

приказчик прика[ш"ш"]ик (прикащик)

извозчик изво[ш"ш"]ик (извощик)

14-е правило. Сочетание сч и зч в словах с ясно различимой приставкой и на стыке слов (предлога и следующего слова) произносится как ш" и ч": ш"ч".

Пишется Произносится

исчадие и[ш"ч"]адие (ишьчядие)

исчеркать и[ш"ч"]еркать (ишьчеркать)

расчленить ра[ш"ч"] лепить (рашьчленить)

15-е правило. Сочетание тщ произносится как ч"ш".

Пишется Произносится

тщетно [ч"ш"]етно (чьщетно)

тщательно [ч"ш" ательно (чьщятельно)

тщедушный [ч"ш"]едушный (чьщедушный

16-е правило. Сочетания тч и дч произносятся как двойной долгий ч: ч"ч" (мы помним, что звук ч всегда мягкий).

Пишется Произносится

летчик лё[ч"ч"] ик (лёчьчик)

начетчик начё[ч"ч"]ик (начёчьчик)

проходчик прохо[ч"ч"]ик (прохочьчик)

  • 17-е правило. Сочетание чт произносится в соответствии с написанием: почтенный, учтивый, чтение и т. п. Слово что и производные от него произносятся с шт: что--[што], чтобы-- [штдбы], что-то [штбтъ], что-нибудь--[штбнибут"], кое-что--[кбешто], ничто--[ништд], ни за что--[низъштд]. Местоимение нечто (в смысле «что-то») произносится а соответствии с написанием.
  • 18-е правило. Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием: точный, брачный, фрачный, порочный, брючный, поточный и т. п. Но в некоторых словах сочетание чн произносится как шн
  • 19-е правило. Сочетания дс и тс в прилагательных произносятся как [ц].

Пишется Произносится

советский совв[ц]кий

городской горо[ц]кой

людской лю[ц]кой

20-е правило. Сочетания дц и тц произносятся как два ц: цц.

Пишется Произносится

отца о[цц]а

молодца моло[цц]а

братца бра[цц]а

21-е правило. Сочетание дек в конце слов звучит как цк.

Пишется Произносится

Петрозаводск Петрозаво[цк]

Кисловодск Кислово[цк]

Железноводск Железново[цк]

  • 22-е правило -- о сочетаниях с непроизносимыми согласными.
  • 1. В сочетании стн согласный т не произносится.

Пишется Произносится

местный. ме[сн]ый

частный ча[сн]ый

областной обла[сн]ой

2. В сочетании здн в ряде слов д не произносится.

Пишется Произносится

Праздный пра[зн] ый

Поздно по[зн]о

наездник нае[зн]ик

уездный уе[зн] ый

3. В сочетании стл в некоторых словах т выпадает.

Пишется Произносится

завистливый зави[сл]ивый

участливый уча[сл]ивый

совестливый сове[сл]ивый

4. В сочетании стек звук т обычно не произносится; на месте сто произносится сс.

Пишется Произносится

марксистский маркой [сс] кий

пропагандистский пропаганди[сс] кий

5. -В сочетаниях ндц, нтц согласные д и ц не произносятся.

Пишется Произносится

голландцы голла[нц]ы

ирландцы ирла[нц]ы

6. В словах здравствуйте, солнце, сердце выпадают согласные в, л, д.

Пишется Произносится

здравствуйте здра[ст]вуйте

солнце со[нц]е

7. В сочетаниях ндск в некоторых словах д выпадает.

Пишется Произносится

голландский голла[нс]кий

финляндский финля[нс]кий

фламандский флама[нс]кий

23-е правило. В прилагательных единственного числа мужского и среднего рода, которые в родительном падеже оканчиваются на -ого, -его, согласный г произносится как вг

Пишется Произносится

старого стар[ово] (старова)

Согласный в вместо г произносится и в словах: сего (сево), сегодня (севодня), сегодняшний (севодняшний), итого (итово), ничего (ничево), чего (чево).

24-е правило. Прилагательные на -кий, -гий, -хий (им. падеж, ед. число) в современном литературном языке могут произноситься двояко -- как с твердыми окончаниями (и произносится как о или а в заударном слоге), так и с мягкими окончаниями: одинокий и одинокъй, короткий и короткъй, пегий и пе-гъй, строгий и строгъй, тугоухий и тугоухъй. В сценическом произношении большей частью традиционно сохраняется твердое окончание: гадкъй, длинноногъй, тихъй. Эта норма распространяется и на фамилии: Чайковскъй, Маяковскъй, Горькъй.

согласный звук смягчение ассимиляция

Заключение

Знакомство с правилами современного литературного произношения-- лишь первый шаг в работе над культурой речи. Чтобы говорить правильно, надо затратить много времени и труда, нужна постоянная специальная тренировка.

Надо научиться наблюдать не только за своей речью, но и за речью окружающих, быть внимательным к речи преподавателя, которая является примером для учащихся.

Необходимо систематически прослушивать пластинки или записанные на магнитофонные пленки выступления актеров, чтецов, речь которых также служит образцом правильного произношения. Полезно прослушивать по радио и телевидению выступления лингвистов, посвященные вопросам устной речи.

Но только слушать чужую речь мало. Надо самому активно тренироваться, осваивать и закреплять на практике правила литературного произношения. В первоначальной работе особенно полезно пользоваться.магнитофоном: записать свою речь, прослушать, сверить с хорошими образцами и затем повторить запись, исправив замеченные отклонения. Слушая себя со стороны, легче заметить ошибки и достижения. Недаром этот прием широко используется при изучении иностранных языков.

Сочетание букв в английском языке – это явление, которое тесно связано с фонетикой, поскольку зачастую чтение consonants или vowels изменяется, если рядом с ними появляется другая буква. Важно не только ориентироваться в различных вариантах таких сочетаний, но и разбираться в том, чем отличаются те или иные способы связи отдельных букв и какие при этом особенности произношения будут возникать. Поэтому требуется рассмотреть основные буквосочетания в английском языке и привести особую классификацию такого явления, чтобы понимать весь алгоритм действий было несколько проще.

Основные принципы сочетаний английских букв

Нормы английского языка допускают сочетание букв алфавита таким образом, чтобы впоследствии были образованы новые варианты звуков. Необходимо помнить, что иногда подобные комбинации произносятся совершенно не так, как кажется на первый взгляд, и фонетика обеих букв, использованных в том или ином сочетании, может теряться.

Способы буквосочетаний в английском языке допускают образование новых звуков путем соединения двух согласных букв, двух гласных, а также комбинированный вариант из гласных и согласных. При этом определенная комбинация может быть образована и при помощи соединения трех букв; они называются трифтонги и отличаются от дифтонгов тем, что состоят именно из трех, а не из двух элементов. Поэтому необходимо рассмотреть основные правила чтения английских буквосочетаний, и начать можно с вариантов гласные + гласные.

Буквосочетания гласные + гласные

При чтении английских сочетаний букв, включающих согласные буквы, необходимо учитывать обе буквы, входящие в состав конкретной конструкции. Варианты могут быть следующими:

ai – – pain, rain;
ay – – game, pay;
ei – – deceive, weight, height;
ea – [e] – head, read, break;
ey – – key, grey, eye;
ee – – tree, screen;
ew – – new, few;
eu – – neutral, feudalism;
oo – [u] [ɔ:] [ʌ] – wool, pool, door, blood;
oa – [əu] – road, soap;
ou – – house, mouse;
ie – [e] – friend, field, diet.

Все эти варианты с гласными довольно распространены и на английском языке читаются только в соответствии с указанными правилами чтения. Их звучание передает только гласные звуки, однако, важно не путать варианты соединения букв, иначе есть риск неправильного написания слов и конструкций.

Буквосочетания согласные + согласные

То, как читается тот или иной вариант сочетания согласных букв, необходимо помнить очень хорошо, так как таких типов сочетаний существенно больше, чем с гласными буквами. Ниже представлены наиболее распространенные способы того, как произносятся английские consonants в сочетании друг с другом:

ch – [k] [ʃ] – chair, character, machine;
ck – [k] – stock, shock;
tch – созвучным со звуком ch является сочетание tch – – match, catch; для звука ч в английском языке характерно два варианта сочетаний согласных;
bt в конце слова – [t] – doubt, debt;
gh – после сочетаний ou, au [f], [–] – cough, slight;
dg – – hedgehog, edge;
th – межзубный звук th читается двумя способами. В служебных частях речи и между гласными звуками звук th в английском языке дает [ð] – brother, the, а в начале или в конце слов, а также перед согласными он звучит как [θ] – throw, bath;
sh – звук sh можно читать как [ʃ] – shrimp, shell;
gn – [n] – sign, reign;
mb – в середине слова – remember, в конце слова [m] – thumb;
mn – в середине слова – insomnia, в конце слова [m] – column;
kn – в середине слова – sickness, в начале слова [n] – knock;
wh – [w] – what, wheel;
ng – в середине слова [ŋg] – singer, в конце слова [ŋ] – ring;
ph – [f] – philosopher, photo;
wr – [r] – write, wrong.

Важно обращать внимание на то, как читается th, kn и другие варианты сочетаний, которые имеют два варианта произношения и звучат по-особенному в зависимости от позиции в слове. Правило чтения всех вышеописанных сочетаний должно соблюдаться всегда, иначе ошибки в процессе чтения и, соответственно, произношения будут неизбежны.

Буквосочетания гласные + согласные

Еще один вариант сочетаний – это гласные и согласные. Некоторые буквы в алфавите могут образовывать определенные способы произношения, и данный фонетический вариант также весьма распространен. Вот какие способы встречаются:

er – в безударном положении [ə] – worker, looker;
or — в безударном положении [ə] – doctor, traitor;
an – перед согласными – swan, plant;
al [ɔ:] – chalk, talk. Еще один вариант чтения – – half, calf;
wa – – was, water;
wor – – word, work;
war – – war, ward;
igh – – right, night;
qu – – quiet, sequence;
ild – – wild, mild;
ind – – find, bind.

Все эти варианты, представленные с транскрипцией, обязательно должны учитываться при произношении и чтении соответствующих комбинаций. Для отображения сочетания букв в английском языке таблица может стать элементом, способным сгруппировать все основные варианты и представить информацию в максимально сжатом виде. Вот как это может выглядеть:

Все эти способы сочетаний букв английского алфавита весьма активно используются в языке и учитываются при изучении фонетики и правил чтения. Все возможные варианты должны запоминаться постепенно, но знать их необходимо, так как, судя по примерам, некоторые из них могут читаться по-разному. Ориентируясь во всех способах чтения, получится избежать множества ошибок, и собеседник сможет оценить уровень подготовки говорящего, который, в свою очередь, будет правильно пользоваться правилами буквосочетаний и не допускать вольностей в произношении.

Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согласных и гласных звуков и незначительным употреблением консонатных сочетаний , т.е. сочетаний нескольких согласных. В нашей фонетической системе консонатные сочетания чаще двучленны (друг, брат) , иногда трехчленны (взрыв, строй) ; сочетание четырех и более согласных, которое может появиться на стыке двух слов, нарушает благозвучие речи (конкурс взрослых…) . Еще М.В. Ломоносов, говоря о звуковой организации речи, рекомендовал «оберегать непристойного слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные - вств-вз , язык весьма запинают».

Для создания благозвучия важно, сколько звуков входит в консонатное сочетание, какие это звуки, какова их последовательность, в начале, в середине или в конце слова они находятся, «Желая точно установить законы сочетания звуков в современном русском языке, мы обязаны последовательно разграничивать два случая:

  • сочетание фонетически невозможно, на него наложен запрет живым, сейчас действующим законом, такого сочетания нет в современных русских словах;
  • сочетание фонетически возможно, т.е. не запрещено законами сочетаемости звуков в современном русском языке, но представлено только в одном, двух или даже совсем не представлено в реально существующих русских словах».

Стилистический интерес представляют сочетания второго типа.

В русской лексике, как правило, сочетание согласных подчиняется законам благозвучия . Но есть в языке и неблагозвучные слова, в которых согласных больше средней нормы или нарушена их обычная последовательность (взвизгнуть, взбрыкнуть, встрепенуться, споткнуться, измызгать, вспугнуть, взрыв, встряска) .

Обычны в русском языке сочетания из двух согласных в начале и середине слова (снег, степь, весло, добрый) , но перемещение их в конец слова затрудняет артикуляцию (добр, кругл) . Появление между такими согласными беглых гласных возвращает благозвучие (ср. весна - весен, интересный - интересен). Такие сочетания звуков, как тл, зл , чаще встречаются в начале и середине слов и очень редко - в конце (злой, узлы, дятла, жезл, метл) .

Исследование звуковой стороны русской лексики дает возможность выделить редкие формы, оканчивающиеся стечением согласных: краткие прилагательные (черств, тускл) , формы родительного падежа множественного числа существительных (бегств, достоинств, знакомств, лакомств) . Однако большинство таких словоформ в живой речи или совсем не употребляются, или используются редко.

Благозвучие речи в художественной литературе не только служит общим эстетическим целям красоты и музыкальности слога, но может быть использовано как средство выразительности. При этом благозвучие, как, впрочем, и другие особенности фоники, всегда должно быть подчинено законам эстетической целесообразности. Иногда стремление поэтов к выразительности художественной речи подсказывает им такую фонетическую организацию стиха, которая далека от напевного, гармонического звучания. Еще А.Н. Радищев писал: «стих «во свет рабства тьму претвори»… очень туг и труден на изречение (…) Согласен… хотя иные почитали, сей стих удачным, находя в негладкости стиха изобразительное выражение трудности самого действия…».

Право писателей использовать в художественных произведениях неблагозвучные сочетания не вызывает сомнения; важно только, чтобы употребление их было эстетически мотивировано. Об этом знали русские писатели задолго до того, как в стилистике были выработаны критерии благозвучия. Эстетическая целесообразность определяет употребление и других стилистически значимых элементов фоники в художественной речи.