Показатели физического развития
Виды диагностики, цель, задачи
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ЛЕКЦИЯ 6
ПЛАН:
1. Виды диагностики, цель, задачи
2. Показатели физического развития
3. Оценка функциональной тренированности
4. Самоконтроль
4.1. Субъективные показатели самоконтроля
4.2. Объективные показатели самоконтроля
ДИАГНОСТИКА – оценка состояния здоровья занимающегося.
ДИАГНОЗ – заключение о состоянии здоровья занимающегося.
Основными видами диагностики являются :
· Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.
· Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.
· Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, функциональной и физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.
Цель диагностики – оптимизация процесса занятий физической культурой на базе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся.
Задачи диагностики:
1) Врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
2) Оценка эффективности применяемых средств и методов занятий;
3) Выполнение плана тренировочных занятий;
4) Определение тестов для оценки подготовленности (физической, технической, тактической, морально-волевой, теоретической);
5) Прогнозирование достижений спортсменов;
6) Выявление динамики спортивных результатов;
7) Отбор талантливых спортсменов.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Термин ʼʼфизическое развитиеʼʼ употребляется в двух значениях:
1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;
2) как состояние, ᴛ.ᴇ. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.
Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - ϶ᴛᴏ комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Выделяют следующие антропометрические показатели:
Соматометрические;
Физиометрические;
Соматоскопические.
К соматометрическим показателям относятся :
· Рост – длина тела.
Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
· Вес – правильнее говорить ʼʼмасса телаʼʼ.
Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Далее вес стабилизируется, а в дальнейшем исходя из направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.
Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко используют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:
Для людей ростом 155-165 см:
оптимальный вес = длина тела – 100
Для людей ростом 165-175 см:
оптимальный вес = длина тела – 105
Для людей ростом 175 см и выше:
оптимальный вес = длина тела – 110
Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции тела дает метод, который кроме роста учитывает также окружность грудной клетки:
· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.
Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.
Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.
Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.
· Диаметры – ширина тела в различных его зонах.
К физиометрическим показателям относятся :
· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.
ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.
Средние показатели ЖЕЛ:
У мужчин 3500- 4200 мл,
У женщин 2500-3000 мл,
У спортсменов 6000-7500 мл.
Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :
Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400
Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800
где L – рост в см, P – вес в кᴦ.
К примеру, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.
· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).
В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.
· Потребление кислорода – количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.
В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.
Наибольшее количество кислорода, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, принято называть максимальным потреблением кислорода (МПК ).
· Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.
Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кᴦ.
У правшей средние значения силы правой кисти :
Для мужчин 35-50 кг;
Для женщин 25-33 кᴦ.
Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.
При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, ᴛ.ᴇ. соотнесенную с массой тела.
Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.
К примеру, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кᴦ.:
52 х 100 / 75 = 69,33%
Средние показатели относительной силы:
У мужчин 60-70% массы тела;
У женщин 45-50% массы тела.
К соматоскопическим показателям относятся :
· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.
При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята͵ нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.
При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.
· Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.
Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).
· Форма грудной клетки
Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).
Рис 3. Формы грудной клетки:
а - коническая;
б - цилиндрическая;
в - уплощенная;
α - надчревный угол
Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.
Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.
Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой должна быть снижена дыхательная функция.
Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.
· Форма спины
Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.
Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. принято называть кифозом, вперёд – лордозом.
В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.
Одними из базовых причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.
· Форма ног
Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.
развития костей и мышц нижних конечностей.
· Форма стопы
Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.
Рис. 6. Формы ступней:
а – полая
б – нормальная
в – уплощённая
г – плоская
Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.
· Форма живота
Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.
Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).
Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.
· Жироотложение
Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Вместе с тем, определяют равномерность и локальное отложение жира.
производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.
Показатели физического развития - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Показатели физического развития" 2017, 2018.
Физическое развитие - биологический процесс, характеризующийся на каждом возрастном этапе определенными анатомическими и физиологическими особенностями.
Что же понимается под «физическим развитием»?
В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфо-функциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей cреды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума (жилищно-бытовые условия, питание, двигательная активность и др.). Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие", последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия).
Споры вокруг связи физического развития и состояния здоровья носят, главным образом, методологический характер и связаны с определением, что первично в этом сочетании: физическое развитие определяет уровень здоровья, или уровень здоровья - физическое развития. Однако, абсолютно однозначно отмечается прямая взаимосвязь этих двух показателей - чем выше уровень здоровья, тем выше и уровень физического развития.
На сегодняшней день общепринятым определением физического развития следует считать следующее: "Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени". Такое определение охватывает оба значения понятия "физическое развитие": с одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой – морфо-функциональное состояние на каждый отрезок времени.
Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития организма:
· чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;
· процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;
· в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.
Наблюдение за физическим развитием детей и подростков - неотъемлемая часть работы, как врача, так и педагога, любого детского коллектива. Это имеет особое отношение к работе учителя физической культуры, непосредственно обеспечивающего физическое развитие ребенка, поэтому он должен хорошо владеть методикой антропометрических измерений и уметь правильно оценить уровень физического развития.
Как правило, комплексный уровень физического развития детей проверяется в ходе обязательных медицинских осмотров. Такому осмотру должно предшествовать антропометрическое обследование детей с оценкой степени их физическое развития.
Объем обязательных антропометрических исследований дифференцируются в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, окружность головы; от 3-х до 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.
Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.
Для оценки физического развития детей и подростков определяют:
1. Соматометрические признаки - длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки.
2. Соматоскопическиекие признаки - состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, костно-мышечной системы; форма грудной клетки и позвоночника, степень полового развития.
3. Физиометрические признаки - жизненная емкость легких, мышечная сила, кровяное давление, пульс.
4. Состояние здоровья.
Физическое развитие -- комплекс морфо-функциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарат]. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.
Аэробная выносливость -- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
Скоростная выносливость -- способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
Силовая выносливость -- способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
Скоростно-силовая выносливость -- способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
Гибкость -- способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
Быстрота -- способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
Динамическая мышечная сила -- способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц -- «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
Ловкость -- способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
Состав тела -- соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
Росто-весовые характеристики и пропорции тела -- эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.
Важным показателем физического развития человека является осанка -- комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы.а также его здоровье объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека. физический развитие организм онтогенез
- 2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
- 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45--50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Закономерности физического развития.
Анатомо-физиологические особенности детей грудного, раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Медико-психологические особенности работы с детьми грудного и раннего возраста
Под физическим развитием (ФР) понимают динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. Скорость роста и созревание органов и систем запрограммировано наследственными механизмами.
Закономерности физического развития.
Процессы роста подчиняются определенным законам.
1. Замедление скорости роста с возрастом. Наибольшая скорость в раннем возрасте. Чем старше ребенок, тем интенсивность роста меньше, за исключением пубертатного периода.
2. Неравномерность скорости роста:
Максимально в 1-4 г. масса
Рост ребенка ускоряется ночью и летом. Темпы роста снижаются при избыточном или длительном влиянии неблагоприятных факторов.
3. Непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.
4. Половая специфичность роста. Девочки растут и развиваются быстрее, пубертатный период наступает на 2 года раньше, но мальчики имеют более высокие показатели роста.
Критические периоды. Влияние факторов внешней среды на физическое развитие.
Для роста плода: - здоровье матери, полноценное питание, образ жизни матери, нормальная транспортная функция плаценты.
После рождения ребенка: - рациональное вскармливание, адекватная физическая активность, достаточный сон, эмоциональный комфорт, доброжелательность окружающих, оптимальная информационная нагрузка.
Средние показатели физического развития. Для зрелого доношенного ребенка при рождении характерны:
масса 3300 (девочки)
масса 3500 (мальчики)
50-52 см – рост
34-35 – голова
33-35 – грудь.
Индивидуальные различия могут быть значительными (например вес 2500-4000 и др.).
Динамика показателей расчетным методом. Ориентировочно можно рассчитать основные антропометрические показатели массы m
Масса тела = m 6мес + 400 г. (на каждый след. месяц)
(для детей 1-го года) (8200-8400) - 800 г. (на каждый недостающий)
M тела = m 5лет + 3 кг (на каждый последующий год)
(после года) с 2-11 лет (19 кг) - 2 кг (на каждый последующий год)
m тела = (возраст х 5) – 20 кг
Длина тела
L тела = L 6мес. - 2,5 см (на недостающий месяц)
(до 1 года) (66см) + 1,5 см (на каждый последующий)
L тела = L 4года - 8 см (на недостающий год)
после 1 года (100см) + 7 см (последующий год)
L тела = L 8лет - 7 см (на недостающий)
(после 6 лет) (130см) + 5 см (на последующий)
Окружность груди
О к гр. = О к гр.в 6мес. - 2 см (на недостающий месяц)
(первого года) (45 см) + 0,5 см (на последующий год)
О к гр. = О к гр.10 лет - 1,5 (на недостающий год)
(после 1 года) (63 см) + 3 (на последующий год).
Окружность головы
О к гол. = О к гол.6мес. - 1,5 см (недостающий месяц)
(1 года жизни) (43 см) + 0,5 см (последующий)
О к гол. = О к гол 5лет. - 1 см (на недостающий)
(после года) (50 см) + 0,6 см (на последующий).
Основные показатели ФР можно оценить центильным методом с помощью стандартных таблиц. Они позволяют определить уровень и гармоничность ФР.
В срединной зоне (25-75 цент.) располагаются средние показатели изучаемого признака. В зонах от 10 до 25 и от 75 до 90 – величины, свидетельствующие о ниже среднем или выше среднем ФР, и в зоне от 3 до 10 и от 90-97 – показатели низкого или высокого развития.
Величины < 3 и > 97 центилии - область очень низких и очень высоких показателей.
Для оценки ФР необходимо:
1. Провести антропометрию.
2. Определить и дать оценку признака по его положению в одной из 7 центильных зон (определяют центильный коридор) – 2 наиболее близкие величины.
3. Определить гармоничность по таблице.
4. Сделать запись: дата измерения, возраст ребенка, результат измерения в см и кг, а в скобках (номер центильной зоны), дать заключение о физическом развитии.
Спорт и физическое развитие - важная часть общечеловеческих ценностей, что обеспечивает в наибольшей степени высокий уровень укрепления здоровья, воздействуя на духовный мир. Упражнения - это основное средство развития физической культуры. Они могут выполняться в любом возрасте, сильными и слабыми, здоровыми и больными, инвалидами и людьми с отклонениями в развитии.
Основы развития закладываются с самого рождения, поэтому при оценке здоровья подрастающей нации показатели формирования являются обязательными. Изучение физического здоровья проводится у новорожденных, подростков, взрослого населения. Это важно, чтобы определить характеристику поколений разного возраста.
Основные понятия
Масса тела, рост и пропорции запрограммированы генетическими механизмами, и при правильном формировании их изменение будет идти в определенной последовательности. Но есть факторы, нарушающие ее:
1. Внешние:
- нарушения во внутриутробном развитии;
- неблагоприятные социальные условия;
- плохое питание;
- пассивный образ жизни;
- наличие вредных привычек;
- экологические факторы.
2. Внутренние:
- наследственность;
- хронические заболевания.
Влияние внешних факторов
Физические показатели развития могут изменяться под действием внешних факторов. Нарушение деятельности внутренней секреции приводит к гигантизму, карликовому росту, неравномерному росту. Рахит, гипотрофия, туберкулез, дизентерия являются причинами замедленного роста, плохой прибавки в весе, ослабления тонуса мышечной массы, нарушения осанки, плоскостопия. Это значит, что физическое развитие и здоровье тесно связаны между собой.
Для получения норм у детей выводятся определенные стандарты для каждой географической широты отдельно. Для этого обследуются большие группы малышей по одинаковым возрастным, половым и национальным признакам. Стандарты могут меняться под воздействием материального и культурного уровня жизни населения.
Эти стандартны необходимы для оценки развития ребенка как отдельной личности, а также детских и подростковых коллективов. Жизнь человека - это постоянный процесс изменений, который состоит из следующих последовательных этапов: созревание, зрелость, старость.
Что такое спорт?
Спорт является составной частью физической культуры, в которую входят упражнения для укрепления организма. Это соревновательная, игровая и организационная деятельность, направленная на проведение таких мероприятий. Спорт - это развитие, здоровье, жизнь. Каждый день сторонников его становится больше, что, безусловно, радует. Потребность в движении и состязаниях сопровождала человека на всех этапах эволюции, поэтому развитие физической культуры и спорта начинается еще с древних времен.
В основе формирования физической активности лежит потребность в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и ведение здорового образа жизни.
Спортивное воспитание
Что такое физическое развитие и зачем нужен спорт человеку? Значение его в жизни человека сложно переоценить, поэтому любовь к этому занятию нужно прививать с самого детства. Вредное влияние окружающей среды, плохого питания и психоэмоциональных нагрузок родители могут компенсировать спортом. Кроме того, специальные упражнения помогут скорректировать нарушения в физическом развитии детей, в частности проблемы с опорно-двигательным аппаратом и плоскостопием. Также тренировки помогают:
- набрать недостающую мышечную массу;
- снизить вес;
- бороться с искривлением позвоночника;
- скорректировать осанку;
- повысить выносливость и силу;
- развить гибкость.
Развитие подростков
Что такое физическое развитие подростка?Невооруженным глазом можно заметить некую неловкость в их поведении и нескладность фигуры. Это особенность физического развития - трубчатые кости растут быстро, а мышцы медленно. Поэтому подростки так резки в своих движениях: они не умеют их координировать, тем самым принося массу неудобств себе. Они не замечают излишнюю жестикуляцию и размахивание руками при ходьбе.
Неловкость, неаккуратность и порывистость движений увеличиваются при перевозбуждении. и регулярные тренировки борются эффективно с этим недостатком. Также подросток способен управлять своим психологическим состоянием и движениями, это значит, что важно уделять большое внимание физическому развитию.
Подросток может выдерживать большие нагрузки и длительное напряжение, что кажется невозможным. Это объясняется большим энтузиазмом и интересом к работе, когда не замечаются усталость и время.
Особенности развития:
- быстрый рост сердца не соответствует росту массы тела;
- изменения в сосудистых системах приводят к недостатку притока крови к головному мозгу, поэтому подросток ощущает частые головокружения и быстро утомляется;
- медленное развитие легочного аппарата;
- развитие нервной системы является причиной раздражительности, заторможенности или сильного возбуждения.
Физическое воспитание
Что такое физическое развитие и воспитание? Оно заключается в комплексе оздоровительных упражнений и мер, воздействующих на укрепление тела и духа. Основная задача воспитания - оздоровление, формирование экономных движений, накопление человеком двигательного опыта с раннего детства и переноса его в жизнь.
Аспекты физического воспитания:
- посильные нагрузки;
- подвижные игры;
- грамотный режим дня, рациональное питание;
- личная гигиена и закаливание.
Для чего необходимо физическое воспитание ребенку?
Результаты от физических нагрузок могут быть заметны сразу и через некоторое время. Воспитание позитивно воздействует на организм ребенка, развивая его природные данные, чтобы в будущем он легче переносил стрессовые ситуации и смену обстановки:
- развиваются личностные качества, закаливается характер;
- формируется позитивное отношение к жизни, активные люди чувствуют всегда себя счастливее;
- формируется негативное отношение к вредным привычкам.
Развитие необходимы для совершенствования человека, его личностных качеств и гармоничного развития. Это важный компонент каждого этапа образования и обучения. Систему физического воспитания относят к категории социальных систем, потому как в ней достигаются социально значимые цели, необходимые для развития не только отдельного человека, но и всего общества.
Здоровье и спорт
Физическое развитие, здоровье тесно взаимосвязаны. избавит от проблем с артериальным давлением. Без физических нагрузок кости теряют эластичность и становятся хрупкими, появляется жировая прослойка, которая с возрастом набирает массу и становится причиной многих проблем, связанных со здоровьем. Пассивно живущий человек подвержен депрессиям и эмоционально неустойчив.
Занятия спортом должны быть умеренными, а программа физических упражнений составляться с учетом индивидуальных особенностей, возможностей организма и возраста. Умеренные упражнения приводят к развитию мышечной массы, ловкости, выносливости и гибкости, а чрезмерные нагрузки - к переутомлению и истощению. Культ здоровья вводится во многих странах, он и развитие физической культуры довольно хорошо поощряются государством материально и морально.
Группы развития
Развитие и здоровье человека - это не только наличие или отсутствие какого-либо заболевания, но еще и гармоничное физическое совершенствование, соответствующее возрасту. Для определения этих критериев есть специальные группы физического развития, в основе которых лежат состояние здоровья, функциональные отклонения, морфологические нарушения и хронические заболевания. Применяется методика антропометрических исследований:
- Морфологические признаки. Рост, вес,
- Функциональные признаки. Мышечная сила рук, емкость легких, экскурсия грудной клетки.
- Соматоскопические признаки. Форма грудной клетки, позвоночника, ног, степень жироотложения.
Определяется также по биологическим признакам: моторике, формированию зубной системы, ростовым и речевым процессам, половому созреванию у подростков.
Методы обследования
Программа, разработанная Международным комитетом по стандартизации тестов физической готовности, определяет работоспособность и физическое развитие человека. Для этого проводится медицинское обследование, определяется реакция организма и разных его систем на физическую нагрузку, изучается состав тела согласно корреляции с работоспособностью.
В обследовании используется два метода - соматоскопия (внешний осмотр), антропометрия (измерения).