ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Физическое развитие. Здоровье и физическое развитие детей

Показатели физического развития

Виды диагностики, цель, задачи

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ЛЕКЦИЯ 6

ПЛАН:

1. Виды диагностики, цель, задачи

2. Показатели физического развития

3. Оценка функциональной тренированности

4. Самоконтроль

4.1. Субъективные показатели самоконтроля

4.2. Объективные показатели самоконтроля

ДИАГНОСТИКА – оценка состояния здоровья занимающегося.

ДИАГНОЗ – заключение о состоянии здоровья занимающегося.

Основными видами диагностики являются :

· Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

· Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.

· Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, функциональной и физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

Цель диагностики – оптимизация процесса занятий физической культурой на базе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся.

Задачи диагностики:

1) Врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом;

2) Оценка эффективности применяемых средств и методов занятий;

3) Выполнение плана тренировочных занятий;

4) Определœение тестов для оценки подготовленности (физической, технической, тактической, морально-волевой, теоретической);

5) Прогнозирование достижений спортсменов;

6) Выявление динамики спортивных результатов;

7) Отбор талантливых спортсменов.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин ʼʼфизическое развитиеʼʼ употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние, ᴛ.ᴇ. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - ϶ᴛᴏ комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

Соматометрические;

Физиометрические;

Соматоскопические.

К соматометрическим показателям относятся :

· Рост – длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

· Вес – правильнее говорить ʼʼмасса телаʼʼ.

Вес тела является объективным показателœем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Далее вес стабилизируется, а в дальнейшем исходя из направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целœесообразно проводить утром натощак.

Для определœения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

Для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.

Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.

· Диаметры – ширина тела в различных его зонах.

К физиометрическим показателям относятся :

· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха.

ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.

Средние показатели ЖЕЛ:

У мужчин 3500- 4200 мл,

У женщин 2500-3000 мл,

У спортсменов 6000-7500 мл.

Для определœение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :

Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400

Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800

где L – рост в см, P – вес в кᴦ.

К примеру, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.

· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

· Потребление кислорода – количество кислорода, использован­ного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

Наибольшее количество кислорода, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, принято называть максимальным потреблением кислорода (МПК ).

· Динамометрия – определœение сгибательной силы кисти.

Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кᴦ.

У правшей средние значения силы правой кисти :

Для мужчин 35-50 кг;

Для женщин 25-33 кᴦ.

Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, ᴛ.ᴇ. соотнесенную с массой тела.

Для определœения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

К примеру, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кᴦ.:

52 х 100 / 75 = 69,33%

Средние показатели относительной силы:

У мужчин 60-70% массы тела;

У женщин 45-50% массы тела.

К соматоскопическим показателям относятся :

· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята͵ нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.

При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.

· Тип телосложения – характеризуется шириной скелœетных костей.

Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

· Форма грудной клетки

Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).


Рис 3. Формы грудной клетки:

а - коническая;

б - цилиндрическая;

в - уплощенная;

α - надчревный угол

Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.

Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.

Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой должна быть снижена дыхательная функция.

Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.

· Форма спины

Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.

Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. принято называть кифозом, вперёд – лордозом.

В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.

Одними из базовых причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.

· Форма ног

Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.

развития костей и мышц нижних конечностей.

· Форма стопы

Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.


Рис. 6. Формы ступней:

а – полая

б – нормальная

в – уплощённая

г – плоская

Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.

· Форма живота

Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.

Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).

Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

· Жироотложение

Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Вместе с тем, определяют равномерность и локальное отложение жира.

производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.

Показатели физического развития - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Показатели физического развития" 2017, 2018.

Физическое развитие - биологический процесс, характеризующийся на каждом возрастном этапе определенными анатомическими и физиологическими особенностями.

Что же понимается под «физическим развитием»?

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфо-функциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей cреды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума (жилищно-бытовые условия, питание, двигательная активность и др.). Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие", последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия).

Споры вокруг связи физического развития и состояния здоровья носят, главным образом, методологический характер и связаны с определением, что первично в этом сочетании: физическое развитие определяет уровень здоровья, или уровень здоровья - физическое развития. Однако, абсолютно однозначно отмечается прямая взаимосвязь этих двух показателей - чем выше уровень здоровья, тем выше и уровень физического развития.

На сегодняшней день общепринятым определением физического развития следует считать следующее: "Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени". Такое определение охватывает оба значения понятия "физическое развитие": с одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой – морфо-функциональное состояние на каждый отрезок времени.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития организма:

· чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

· процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

· в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков - неотъемлемая часть работы, как врача, так и педагога, любого детского коллектива. Это имеет особое отношение к работе учителя физической культуры, непосредственно обеспечивающего физическое развитие ребенка, поэтому он должен хорошо владеть методикой антропометрических измерений и уметь правильно оценить уровень физического развития.


Как правило, комплексный уровень физического развития детей проверяется в ходе обязательных медицинских осмотров. Такому осмотру должно предшествовать антропометрическое обследование детей с оценкой степени их физическое развития.

Объем обязательных антропометрических исследований дифференцируются в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, окружность головы; от 3-х до 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.

Для оценки физического развития детей и подростков определяют:

1. Соматометрические признаки - длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки.

2. Соматоскопическиекие признаки - состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, костно-мышечной системы; форма грудной клетки и позвоночника, степень полового развития.

3. Физиометрические признаки - жизненная емкость легких, мышечная сила, кровяное давление, пульс.

4. Состояние здоровья.

Физическое развитие -- комплекс морфо-функциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарат]. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.

Аэробная выносливость -- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.

Скоростная выносливость -- способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.

Силовая выносливость -- способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.

Скоростно-силовая выносливость -- способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.

Гибкость -- способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.

Быстрота -- способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.

Динамическая мышечная сила -- способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц -- «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.

Ловкость -- способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.

Состав тела -- соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.

Росто-весовые характеристики и пропорции тела -- эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.

Важным показателем физического развития человека является осанка -- комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы.а также его здоровье объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека. физический развитие организм онтогенез

  • 2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
  • 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45--50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Закономерности физического развития.

Анатомо-физиологические особенности детей грудного, раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Медико-психологические особенности работы с детьми грудного и раннего возраста

Под физическим развитием (ФР) понимают динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. Скорость роста и созревание органов и систем запрограммировано наследственными механизмами.

Закономерности физического развития.

Процессы роста подчиняются определенным законам.

1. Замедление скорости роста с возрастом. Наибольшая скорость в раннем возрасте. Чем старше ребенок, тем интенсивность роста меньше, за исключением пубертатного периода.

2. Неравномерность скорости роста:

Максимально в 1-4 г. масса

Рост ребенка ускоряется ночью и летом. Темпы роста снижаются при избыточном или длительном влиянии неблагоприятных факторов.

3. Непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.

4. Половая специфичность роста. Девочки растут и развиваются быстрее, пубертатный период наступает на 2 года раньше, но мальчики имеют более высокие показатели роста.

Критические периоды. Влияние факторов внешней среды на физическое развитие.

Для роста плода: - здоровье матери, полноценное питание, образ жизни матери, нормальная транспортная функция плаценты.

После рождения ребенка: - рациональное вскармливание, адекватная физическая активность, достаточный сон, эмоциональный комфорт, доброжелательность окружающих, оптимальная информационная нагрузка.

Средние показатели физического развития. Для зрелого доношенного ребенка при рождении характерны:

масса 3300 (девочки)

масса 3500 (мальчики)

50-52 см – рост

34-35 – голова

33-35 – грудь.

Индивидуальные различия могут быть значительными (например вес 2500-4000 и др.).

Динамика показателей расчетным методом. Ориентировочно можно рассчитать основные антропометрические показатели массы m

Масса тела = m 6мес + 400 г. (на каждый след. месяц)

(для детей 1-го года) (8200-8400) - 800 г. (на каждый недостающий)

M тела = m 5лет + 3 кг (на каждый последующий год)

(после года) с 2-11 лет (19 кг) - 2 кг (на каждый последующий год)

m тела = (возраст х 5) – 20 кг

Длина тела

L тела = L 6мес. - 2,5 см (на недостающий месяц)

(до 1 года) (66см) + 1,5 см (на каждый последующий)

L тела = L 4года - 8 см (на недостающий год)

после 1 года (100см) + 7 см (последующий год)

L тела = L 8лет - 7 см (на недостающий)

(после 6 лет) (130см) + 5 см (на последующий)

Окружность груди

О к гр. = О к гр.в 6мес. - 2 см (на недостающий месяц)

(первого года) (45 см) + 0,5 см (на последующий год)

О к гр. = О к гр.10 лет - 1,5 (на недостающий год)

(после 1 года) (63 см) + 3 (на последующий год).

Окружность головы

О к гол. = О к гол.6мес. - 1,5 см (недостающий месяц)

(1 года жизни) (43 см) + 0,5 см (последующий)

О к гол. = О к гол 5лет. - 1 см (на недостающий)

(после года) (50 см) + 0,6 см (на последующий).

Основные показатели ФР можно оценить центильным методом с помощью стандартных таблиц. Они позволяют определить уровень и гармоничность ФР.

В срединной зоне (25-75 цент.) располагаются средние показатели изучаемого признака. В зонах от 10 до 25 и от 75 до 90 – величины, свидетельствующие о ниже среднем или выше среднем ФР, и в зоне от 3 до 10 и от 90-97 – показатели низкого или высокого развития.

Величины < 3 и > 97 центилии - область очень низких и очень высоких показателей.

Для оценки ФР необходимо:

1. Провести антропометрию.

2. Определить и дать оценку признака по его положению в одной из 7 центильных зон (определяют центильный коридор) – 2 наиболее близкие величины.

3. Определить гармоничность по таблице.

4. Сделать запись: дата измерения, возраст ребенка, результат измерения в см и кг, а в скобках (номер центильной зоны), дать заключение о физическом развитии.

Спорт и физическое развитие - важная часть общечеловеческих ценностей, что обеспечивает в наибольшей степени высокий уровень укрепления здоровья, воздействуя на духовный мир. Упражнения - это основное средство развития физической культуры. Они могут выполняться в любом возрасте, сильными и слабыми, здоровыми и больными, инвалидами и людьми с отклонениями в развитии.

Основы развития закладываются с самого рождения, поэтому при оценке здоровья подрастающей нации показатели формирования являются обязательными. Изучение физического здоровья проводится у новорожденных, подростков, взрослого населения. Это важно, чтобы определить характеристику поколений разного возраста.

Основные понятия

Масса тела, рост и пропорции запрограммированы генетическими механизмами, и при правильном формировании их изменение будет идти в определенной последовательности. Но есть факторы, нарушающие ее:

1. Внешние:

  • нарушения во внутриутробном развитии;
  • неблагоприятные социальные условия;
  • плохое питание;
  • пассивный образ жизни;
  • наличие вредных привычек;
  • экологические факторы.

2. Внутренние:

  • наследственность;
  • хронические заболевания.

Влияние внешних факторов

Физические показатели развития могут изменяться под действием внешних факторов. Нарушение деятельности внутренней секреции приводит к гигантизму, карликовому росту, неравномерному росту. Рахит, гипотрофия, туберкулез, дизентерия являются причинами замедленного роста, плохой прибавки в весе, ослабления тонуса мышечной массы, нарушения осанки, плоскостопия. Это значит, что физическое развитие и здоровье тесно связаны между собой.

Для получения норм у детей выводятся определенные стандарты для каждой географической широты отдельно. Для этого обследуются большие группы малышей по одинаковым возрастным, половым и национальным признакам. Стандарты могут меняться под воздействием материального и культурного уровня жизни населения.

Эти стандартны необходимы для оценки развития ребенка как отдельной личности, а также детских и подростковых коллективов. Жизнь человека - это постоянный процесс изменений, который состоит из следующих последовательных этапов: созревание, зрелость, старость.

Что такое спорт?

Спорт является составной частью физической культуры, в которую входят упражнения для укрепления организма. Это соревновательная, игровая и организационная деятельность, направленная на проведение таких мероприятий. Спорт - это развитие, здоровье, жизнь. Каждый день сторонников его становится больше, что, безусловно, радует. Потребность в движении и состязаниях сопровождала человека на всех этапах эволюции, поэтому развитие физической культуры и спорта начинается еще с древних времен.

В основе формирования физической активности лежит потребность в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и ведение здорового образа жизни.

Спортивное воспитание

Что такое физическое развитие и зачем нужен спорт человеку? Значение его в жизни человека сложно переоценить, поэтому любовь к этому занятию нужно прививать с самого детства. Вредное влияние окружающей среды, плохого питания и психоэмоциональных нагрузок родители могут компенсировать спортом. Кроме того, специальные упражнения помогут скорректировать нарушения в физическом развитии детей, в частности проблемы с опорно-двигательным аппаратом и плоскостопием. Также тренировки помогают:

  • набрать недостающую мышечную массу;
  • снизить вес;
  • бороться с искривлением позвоночника;
  • скорректировать осанку;
  • повысить выносливость и силу;
  • развить гибкость.

Развитие подростков

Что такое физическое развитие подростка?Невооруженным глазом можно заметить некую неловкость в их поведении и нескладность фигуры. Это особенность физического развития - трубчатые кости растут быстро, а мышцы медленно. Поэтому подростки так резки в своих движениях: они не умеют их координировать, тем самым принося массу неудобств себе. Они не замечают излишнюю жестикуляцию и размахивание руками при ходьбе.

Неловкость, неаккуратность и порывистость движений увеличиваются при перевозбуждении. и регулярные тренировки борются эффективно с этим недостатком. Также подросток способен управлять своим психологическим состоянием и движениями, это значит, что важно уделять большое внимание физическому развитию.

Подросток может выдерживать большие нагрузки и длительное напряжение, что кажется невозможным. Это объясняется большим энтузиазмом и интересом к работе, когда не замечаются усталость и время.

Особенности развития:

  • быстрый рост сердца не соответствует росту массы тела;
  • изменения в сосудистых системах приводят к недостатку притока крови к головному мозгу, поэтому подросток ощущает частые головокружения и быстро утомляется;
  • медленное развитие легочного аппарата;
  • развитие нервной системы является причиной раздражительности, заторможенности или сильного возбуждения.

Физическое воспитание

Что такое физическое развитие и воспитание? Оно заключается в комплексе оздоровительных упражнений и мер, воздействующих на укрепление тела и духа. Основная задача воспитания - оздоровление, формирование экономных движений, накопление человеком двигательного опыта с раннего детства и переноса его в жизнь.

Аспекты физического воспитания:

  • посильные нагрузки;
  • подвижные игры;
  • грамотный режим дня, рациональное питание;
  • личная гигиена и закаливание.

Для чего необходимо физическое воспитание ребенку?

Результаты от физических нагрузок могут быть заметны сразу и через некоторое время. Воспитание позитивно воздействует на организм ребенка, развивая его природные данные, чтобы в будущем он легче переносил стрессовые ситуации и смену обстановки:

  • развиваются личностные качества, закаливается характер;
  • формируется позитивное отношение к жизни, активные люди чувствуют всегда себя счастливее;
  • формируется негативное отношение к вредным привычкам.

Развитие необходимы для совершенствования человека, его личностных качеств и гармоничного развития. Это важный компонент каждого этапа образования и обучения. Систему физического воспитания относят к категории социальных систем, потому как в ней достигаются социально значимые цели, необходимые для развития не только отдельного человека, но и всего общества.

Здоровье и спорт

Физическое развитие, здоровье тесно взаимосвязаны. избавит от проблем с артериальным давлением. Без физических нагрузок кости теряют эластичность и становятся хрупкими, появляется жировая прослойка, которая с возрастом набирает массу и становится причиной многих проблем, связанных со здоровьем. Пассивно живущий человек подвержен депрессиям и эмоционально неустойчив.

Занятия спортом должны быть умеренными, а программа физических упражнений составляться с учетом индивидуальных особенностей, возможностей организма и возраста. Умеренные упражнения приводят к развитию мышечной массы, ловкости, выносливости и гибкости, а чрезмерные нагрузки - к переутомлению и истощению. Культ здоровья вводится во многих странах, он и развитие физической культуры довольно хорошо поощряются государством материально и морально.

Группы развития

Развитие и здоровье человека - это не только наличие или отсутствие какого-либо заболевания, но еще и гармоничное физическое совершенствование, соответствующее возрасту. Для определения этих критериев есть специальные группы физического развития, в основе которых лежат состояние здоровья, функциональные отклонения, морфологические нарушения и хронические заболевания. Применяется методика антропометрических исследований:

  1. Морфологические признаки. Рост, вес,
  2. Функциональные признаки. Мышечная сила рук, емкость легких, экскурсия грудной клетки.
  3. Соматоскопические признаки. Форма грудной клетки, позвоночника, ног, степень жироотложения.

Определяется также по биологическим признакам: моторике, формированию зубной системы, ростовым и речевым процессам, половому созреванию у подростков.

Методы обследования

Программа, разработанная Международным комитетом по стандартизации тестов физической готовности, определяет работоспособность и физическое развитие человека. Для этого проводится медицинское обследование, определяется реакция организма и разных его систем на физическую нагрузку, изучается состав тела согласно корреляции с работоспособностью.

В обследовании используется два метода - соматоскопия (внешний осмотр), антропометрия (измерения).