ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Древнее название керченского пролива. Керченский пролив — дорога в крымский отпуск на стыке двух морей. Тамань - новая Всероссийская курортная зона

Керченский пролив соединяет Черное и Азовское море, ширина Керченского пролива находиться в интервале от 4,5 до 15 км . Наиболее узкая часть, находиться между портом Крым и портом Кавказ и составляет 4,5 км здесь и находиться Керченская паромная переправа.

Керченский пролив на карте

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Керченский пролив разьединяте Крым и Тамань (Материковую часть России) Глубина Керченского пролива разная от 5 до 15 метров .

В Керченском проливе преобладают течения из Азовского в Черное море, при сильном южном ветре течение может меняться. Керченский пролив является судоходным он соединяет выход всех судов следующих из Росси в Турцию и другие Европейские страны.

Природа побережья Керченского пролива

Керченский полуостров в районе Керченского пролива занят преимущественно возвышенностями, местами обрывистыми и скалистыми, другая же сторона пролива (Таманская) низменная. Осадков на берегах пролива выпадает немного, в следствии этого здесь редкая растительность. Линия побережья пролива очень извилистая, с множеством мелких полуостровов и бухт. С российского берега выступают длинные песчаные косы.

История Керченского пролива

В далекие античные времена Керченский пролив носил название Боспор Киммерийский. Киммерийцы в то время заселяли северо-восточное Причерноморье в II/III-VII вв. до н. э., еще до появления здесь скифов. Примерно две с половиной тысячи лет назад между мысами Панагия и Тузла на берегу Таманского залива находился древнегреческий город-колония Корокондама. С тех пор море отвоевало у берега 2 километра, и город оказался на дне. Во время Второй мировой войны Керченский полуостров стал местом кровопролитных боев между германскими и советскими войсками. Сражения становились еще ожесточеннее в зимнее время, когда пролив замерзал и по нему могли перемещаться войска.

Крым и материковую часть Росси в керченском проливе разделяет остров, коса Тузла. Тузлинская коса была постоянно предметом территориального спора между Россией и Украиной.

Краткая справка о косе Тузла

Тузла - песчаный остров площадью 3,5 км² (длина острова варьирует от 6,5 до 5 км, ширина - около 500 метров

Мост через Керченский пролив является вполне осуществимым проектом. Еще во времена Второй мировой войны мост через Керченский пролив уже был построен. В 1943 г. Адольф Гитлер потребовал возвести автомобильный и железнодорожный мост длиной 4,8 км, чтобы совершить бросок на нефтяные районы Кавказа и Персии, но эта затея провалилась, когда немцев изгнали из Крыма. Что не удалось немцам, на некоторое время удалось русским: И в 1944 г. они построили железнодорожный мост через Керченский пролив. Фото мост через керченский пролив во времена второй мировой войны Строительство моста через Керченский пролив было закончено в ноябре 1944 г., но опоры сооружения не были защищены ледорезами, и металлические сваи разрушились во время одного из зимних штормов в феврале 1945 г.

Мост через керченский пролив 1944 год

Мост не стали восстанавливать и заменили на паромную переправу которая которая продолжает работать в наше время.

  • Мост через Керченский пролив
  • Видео презентация моста через Керченский пролив
  • Расписание паромов в Крым через Керченский пролив
  • Расписание поездов через Керченский пролив

Разделяющее два полуострова Таманский и Крымский, имеет название - Керченский пролив. Это поистине уникальное творение природы, которое являлось до недавнего времени еще и границей двух государств - России и Украины.

Немного истории

Керченский пролив имеет многовековую историю. Согласно греческой мифологии, его переплывала Ио - любимая Бога Зевса. Она была обращена в корову. Поэтому в некоторых источниках можно встретить название «Коровий брод», имеющее непосредственное отношение к проливу.

Историки древней Греции говорят и об амазонках. Они также пересекали Керченский пролив, переправа их происходила по льду. В зимнее время, вообще, многие кочевники перебирались с одного полуострова на другой посредством водного пространства. Об этом твердят уже более современные исторические книги и писания.

Многочисленные военные действия не раз выдерживал зимний Керченский пролив, а в теплое время года - морские боевые сражения. Геродот в своих сводках неоднократно упоминал некие Киммерийские переправы, названные в честь народов, пересекающих канал. История Керченского пролива богата и многообразна. Он имеет множество названий, соответствующих разным временным промежуткам. Это и Таврический пролив, и Еникальский, и Керчь-Еникальский. Народы, владеющие близлежащей сушей, присваивали его себе, отсюда и появились всевозможные имена Керченского пролива.

XX столетие

Ближе к современности Керченский пролив стал достоянием славянских народов, а именно - территорией СССР. Для того чтобы появилась возможность железнодорожному транспорту переправляться через него, в послевоенное время началось строительство моста. Хотя, по некоторым источникам, стало известно, что его собирались возводить еще до начала Второй мировой. Материалами служили трофеи, полученные во время боевых военных действий.

К большому сожалению, строительство было прекращено весной 1945 года из-за того, что сходивший после зимы лед повредил треть уже установленных опор. Восстановление на тот момент было практически невозможно. Оставшиеся строительные материалы были сняты и ликвидированы.

К середине 50-х годов через Керченский пролив была открыта переправа для паромов, протяженностью около 5 км. Проходила она от Крыма до Краснодарского края. А уже к 80-м годам все виды перевозок были приостановлены по причине износа паромов. Практически 15 лет через переправу перевозили только автомобили. Восстановление и новое строительство требовало больших денежных затрат, из-за чего оно так и не было начато.

XXI столетие

После распада Советского Союза и до 2000 года за Керченский пролив не прекращались споры между РФ и Украиной. А в 2004 году была вновь открыта паромная переправа, но предназначалась она только для грузоперевозок. Но в 2007 г. после крушения нескольких кораблей был нанесен непоправимый вред Керченскому проливу и всей его акватории. Вопрос о возведении моста вновь встал на первый план.

Предлагались многочисленные варианты и проекты будущей постройки. Мост через Керченский пролив решили возводить совместными силами России и Украины. Начало его строительства должно было осуществиться с приходом 2014 года. Однако этого не произошло. Теперь, когда Крым признан территорией Российской Федерации, проектирование и строительство моста вновь было активизировано.

География пролива

Бассейны двух морей разделяются Керченским каналом. Южное побережье Азовского моря, образованное полуостровами Таманским и Керченским, имеет холмистый и обрывистый рельеф. В некоторых местах расположены утесы и мысы. То же касается и берегов Черного моря. С этой стороны можно найти большее количество песчаных кос и мелководий, самыми крупными из которых являются Чушка и Тузла.

Расстояние Керченского пролива сопровождается высокими берегами. На всей его протяженности прорыт канал. Навигационное оборудование, которое там расположено, обеспечивает свободное и безопасное передвижение по нему. От главного канала проходят более мелкие, ведущие к обустроенным портам и некоторым населенным пунктам. Их называют фарватерами или рекомендованными путями.

Из-за мелководья в зимнее время Керченский пролив замерзает. В весенние паводки и летние дожди для него характерно поднятие уровня воды. Расположен пролив в полосе с умеренно континентальным климатом (жаркое лето и довольно теплая зима).

Широко развито на территории водного бассейна Керчи рыболовство, оно достигает огромных масштабов. Переработка рыбы в городе - занятие всем известное, а для многих людей оно является чуть ли не единственным источником денежного дохода.

Побережья пролива

Природа здесь своеобразная, характерная своему географическому положению. Побережья полуостровов, относящихся к району Керченского пролива, холмистые с возвышенностями различных размеров (40-90 метров). Со стороны Керченского полуострова - это обрывистые скалы и утесы, а в районе Таманского - низменности и равнины.

Из-за климата на побережье пролива преобладает скудная и редкая растительность. Здесь можно найти низкорослые кустарники, невысокие деревья, камыш и различные виды трав. Берега пролива довольно извилисты, поэтому тут встречаются многочисленные мелкие полуострова и небольшие бухты.

Размеры пролива

Самая большая глубина Керченского пролива составляет всего 18 метров. Следует отметить, что даже во время несущественных морозов вся его поверхность покрывается прочным льдом. Наименьшая глубина Керченского пролива в районе портов составляет всего 7-8 м, поэтому он признан одним из самых мелководных во всем мире.

Если говорить о протяженности, то приблизительная длина Керченского пролива не превышает 45 километров. Хотя различные информационные источники вещают отличные друг от друга данные. Некоторые из них утверждают, что длина Керченского пролива достигает 40 км и не более. Точного конкретного размера не установлено, поэтому протяженность акватории считается с небольшой погрешностью.

Ко всему прочему, минимальная ширина Керченского пролива чуть больше 4 км. Это очень небольшой показатель для такой водной акватории. Канал называют не только самым мелководным, но и самым узким, поскольку максимальная ширина Керченского пролива составляет всего 15 км. А если остановиться на берегу и посмотреть вдаль, то вы увидите значительное сходство с морем.

Мост через Керченский пролив

Такое сооружение просто необходимо. По суше преодолевать многочисленные расстояния до самого узкого места пролива - слишком долго. Плюс ко всему, на этом путь не заканчивается, впереди еще пересечение канала на пароме.

Проектов возведения Керченского моста уже несколько десятков. Предполагается, что его длина не должна превышать 5 км. Однако мост необходимо строить так, чтобы он был устойчив к всевозможным условиям окружающей среды (течениям, паводкам, схождению льда).

Технические параметры должны учитывать:

  1. Габариты судоходства (высота канала - 45 м, ширина 200 м).
  2. Сейсмоактивность (до 9 баллов).
  3. Кровля коренных глубинных пород должна быть более 40 м.
  4. Высокая нагрузка от ледового поля, толщина торосов - 2 м, скорость течения - 2 м/с, скорость ветра - 25 м/с.
  5. Широкая территория рассматриваемых створов (5 км).

Только при правильном расчете и качественном строительстве можно построить прочный и долговечный мост через пролив. Учитывать при этом все указанные технические параметры крайне важно.

Почему разрушается Керченский мост?

Основными проблемами при строительстве являются высокая сейсмичность всего региона, слабые грунты и отсутствие полноценного государственного финансирования.

Чтобы мост был крепким и прослужил длительное время, его сваи должны уходить на 200 м вниз. Это необходимо в условиях наличия специфического подводного грунта. К тому же проект моста гласит о его колоссальных размерах, а вся конструкция его должна быть единой. Постоянные оползни и землетрясения, свойственные побережьям пролива, будут отражаться на всем строении не лучшим образом.

Не меньшее разрушительное воздействие на мост оказывает специфическая и неустойчивая погода, сильные ветры, большие волны и периодические штормы. Помимо прочных конструкций, для строительства необходима абсолютно уникальная технология, и, соответственно, большие суммы денег.

Варианты строительства Керченского моста

Перечислим самые реальные проекты для пересечения пролива:

  1. «Северный», согласно которому мост соединит два мыса - Фонарь и Малый Кут. Мостовой переход будет около 10 км в длину, автомобильные подъездные пути - 49 км, железнодорожные - 24 км.
  2. «Жуковский» будет возведен от населенного пункта Жуковка до косы Чушки. Длина - 6 км, автомобильные пути - 46 км, ж/д - 13 км.
  3. «Еникальский» вариант соединит мыс и косу (от Еникалино до Чушки). Длина - 5,7 км, автомобильные подъездные пути - 46 км, ж/д - 5 км.
  4. «Тузлинский» проект предполагает строительство моста от мыса Ак-Бурун до острова. Длина - 12 км, автомобильные пути - 38 км, ж/д - 36 км.

Какой из вариантов будет применен, еще неизвестно, время покажет.

Керченский пролив (карта)

Предлагаем вашему вниманию фото со спутника. Так, выглядит пролив из космоса.

Керченский пролив, карта которого представлена вашему вниманию, являет собой достаточно обширное водное пространство.

Паромная переправа

Керченский пролив, переправа через который была официально открыта осенью 1954 года, проходит между двумя крупными городами-портами (Керчью и Темрюком), соединяя два отдельных полуострова. Это основное сообщение на всем водном пространстве. Благодаря переправе появилась возможность доставлять грузы и товары из разных государств. Передвижение осуществляется на паромах. Можно не затрачивать слишком много времени на путь по суше, а заодно и насладиться чудесной прогулкой по воде.

На сегодняшний день основной способ перемещения от Крымского полуострова к Таманскому - это Керченский пролив. Паром является наиболее востребованным видом транспорта для здешних мест уже на протяжении многих десятков лет.

К большому сожалению, переправа не во все времена года справляется с многочисленным потоком пассажиров. Необходимость в расширении и увеличении мощности переправы становится на первый план в сезон наплыва отдыхающих. Для решения этой проблемы правительством на некоторое время выделяются дополнительные паромы.

Мост через Керченский пролив просто необходим! Транспортная развязка между двумя полуостровами оставляет желать лучшего. После присоединения Крыма к РФ появились не только надежды на скорейшее возведение моста, но и приблизительные сроки окончания его строительства.

Принимаются и рассматриваются многочисленные предложения и проекты. Большое количество из них состоит из абсолютно реальных идей, которые осуществимы даже в сложных условиях нынешней экономики. Что ж, при грамотной разработке и достаточном финансировании по мосту можно будет проехать уже в ближайшие несколько лет.

Вместе со спорным изменением статуса Крыма, который Россия объявила своей территорией вопреки мнению Украины и остального мира, рухнули и все незавершенные договоренности о государственной границе в Керченском проливе. Украина и Россия не успели установить ее, а теперь, по российской версии, в Керченском проливе проходит только граница между субъектами Российской Федерации. Но даже если произойдет чудо, и мир согласится на российский Крым, то кому будет принадлежать Керченский пролив? Получит ли Украина право хотя бы плавать из своего остатка Азовского моря в Черное и Средиземное?

Агентство «ПортНьюс» со ссылкой на группу анонимных экспертов по международным отношениям заявило, что после получения контроля над Крымом Россия будет требовать не половины территории Азовского моря, а 80%, и договариваться с Украиной придется не о режиме плавания российских судов через Керченский пролив, а о потенциальной возможности плавать через него украинским судам и судам под другими флагами.

Последний договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе был заключен 28 декабря 2003 года, так и не решив статуса Азовского моря и Керченского пролива и оставив его решение на будущее. Накануне страны поссорились из-за острова Тузла, который лежит в центре пролива. Россия тянула на него дамбу с Тамани, а Украина ей мешала с помощью подводных работ. Каждая страна объявила пустынный песчаный остров своим.

Договор 2003 года предусматривает свободный проход торговых и военных судов двух стран через пролив, свободный проход к портам России и Украины иностранных торговых судов. Для прохода некоммерческих судов третьих стран необходимо согласие Украины и России. Предполагалось, что в 2005 году президенты стран договорятся и решат вопрос раздела.

Россия предлагала разграничение Керченского пролива по фарватеру — Керчь-Еникальскому каналу, который проходит западнее острова Тузла. Украина настаивала на разделу по линии «административной границы, которая разделяла Россию и Украину во времена СССР», которая, по ее версии, проходила восточнее острова Тузла. Россия на это отвечала, что в СССР внутренние границы по воде не чертили. В 2005 году страны снова не договорились и обменялись дипломатическими нотами протеста. Киев угрожал призвать в арбитры международное сообщество, Россия настаивала на дележе по фарватеру.

В мае 2008 года правительственные делегации России и Украины согласовали методику определения линии государственной границы между РФ и Украиной в Азовском море на основе комбинации методов серединной равноудаленной линии. Следом эксперты должны определить длину берегов Азовского моря на российской и украинской стороне, чтобы определить линию раздела. После раздела Керченского пролива стороны намеревались делить Черное море.

Однако по проливу не удалось договориться, так как каждая сторона осталась при своем мнении.

В 2012 году была заключена дополнительная договоренность между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе, которое признало взаимное признание национальные судовых документов в отношении российских и украинских судов, осуществляющих судоходство в акватории Азовского моря и Керченского пролива.

Сейчас, в марте 2014 года, Россия аннексировала Крым, и все ранние договоренности потеряли смысл.

Текст и фото: Эрнст Антонов

В конце июня - начале июля этого года успешно прошла очередная подводная мини-экспедиция в Керченском проливе. От многочисленных предыдущих экспедиций она отличалась составом участников, поставленными и успешно выполненными новыми задачами, а также неожиданными находками.

Небольшое отступление. Дело в том, что Керченский пролив еще с древних времен (Боспорского царства) известен своим активным судоходством, морской торговлей и рыболовством. В ходе русско-турецкой войны здесь происходили морские баталии за господство над морями и проливом. Во времена Великой Отечественной войны, именно между Таманским полуостровом и Крымом в небе, на земле и на воде шли ожесточенные кровопролитные бои, стоит хотя бы вспомнить Керченско-Феодосийскую операцию. Каждый год после сезона осеннее-зимних штормов море навсегда прячет одни находки, открывая при этом другие.

Вследствие этого, если вам повезет нырять в проливе, вы сможете увидеть под водой что угодно, от фрагмента древней амфоры до погибшего во время войны торпедного катера. Если говорить о подводной флоре и фауне, то здесь она как нигде многообразна, начиная с мидий, рапан, скатов и рыб-игл, и заканчивая (я не шучу!) реальной встречей с дельфином под водой в естественной среде обитания. Ну а на поверхности с афалиной или азовкой проще всего увидеться возле рыбацких сетей, которые дельфины проверяют минимум два раза в день на предмет наличия рыбы.

Но давайте будем последовательны. Организатором экспедиции выступила Краснодарская краевая общественная организация «Военно-исторический центр «Плацдарм», председатель Э.Г.Салтыцкий. В эту экспедицию впервые вошли только жители Краснодарского края, и она была малочисленной. Хорошо это или плохо? На мой взгляд, хорошо. Небольшой сплоченный коллектив, где каждый уже не первый раз ныряет в проливе, четко знает свои обязанности - кому забивать баллоны, кому отслеживать GPS, а комы вытаскивать тяжелый якорь и готовить ужин.

Поначалу все было грустно. Пролив нас встретил редким по силе штормом, что для этого времени года не характерно. Сильный ветер гнал серо-черные угрюмые волны - именно из-за такой погоды Черное море и получило в древности свое название. Первый вечер мы потратили на обустройство нашего лагеря, оформление документов у пограничников, находящихся в 30 км от нашей базы, установку компрессора и сбор лодки. После всего этого силы остались только на сон.

Второй день. Погода не поменялась, и я, взяв фотоаппарат, решил сделать два коротких марафона по береговой линии - так сказать, исследовать побережье по обе стороны от лагеря. Сначала, по мужской привычке, пошел налево. Дошел до рыбацкой бригады, с удовольствием пообщался с друзьями, посмотрел на старинную картину в обеденной рыбаков, подержал в руках казацкую шашку. Рыбаки живут простой и суровой жизнью, и, глядя на них, я иногда жалею, что предпочел город и интернет...

Дальше мой путь продолжился по косогору вдоль мыса Тузла к местечку «Плоские камни». С глинистой возвышенности открывается шикарная панорама на Керченский пролив. Места здесь глухие. Спуски к морю редки, да и те представляют собой узкие тропинки, грозящие обвалами и богатые на неожиданные встречи со змеями и птенцами морских птиц в укромных уголках. Змей, слава Богу, я не встретил, а забавных птенцов удалось не только увидеть, но и запечатлеть на фото. Обнаружил скелет дельфина - бедняга видимо погиб в результате штормов, а природа довершила остальное.

Сделав еще несколько кадров, я двинулся обратно в сторону лагеря. Пройденное расстояние в общем составило порядка пяти километров. Соратники в лагере установили переносной генератор, у нас появилась возможность заряжать мобильники, аккумуляторы для навигации и фотоаппаратуры. Настроение, несмотря на солнечный день, было так себе. Начальство в Краснодаре что-то бесконечно решало и пока не могло приехать. Решили этот день посвятить отдыху, а завтра «по любому» идти в море. Быстро пообедав, я с фотоаппаратом отправился на Тузлинскую косу, вправо от нашего лагеря.

О косе можно долго рассказывать. Она, как и остров Тузла, часто становилась причиной конфликтов между Россией и Украиной. Сейчас въезд на неё перегорожен шлагбаумом, возле которого «бравые хлопцы» в казацкой форме собирают с въезжающих экологический сбор: и с машины, и с человека. На оконечности косы построили кафе с шашлыками и водные аттракционы. Сейчас, когда будущее косы неясно, и вскоре, возможно, начнется очередная всероссийская грандиозная стройка то ли дороги, то ли моста, всевозможные предприниматели стараются, как говорят на Кубани, «стричь деньги...». Немногое, что, на мой взгляд, добавилось с прошлого года - пара-тройка биотуалетов, красочные зазывающие баннеры и плакат с гордой надписью «пляж Керченский».

Вообще протяженность косы более 7 км, но я решил этот путь проделать пешком. В отличие от Керченского, воды Таманского залива, отделенные косой, кристально чисты, и на мелководье возле берега можно разглядеть гребневика и медузу-корнерота, лениво плавающих в толще воды. В камышовых зарослях частые гости - утки и аисты. Здесь же, недалеко от начала косы, расположены постройки и порт рыболовецкого завода, объединяющего работающие по побережью бригады. Здесь интересно поплавать с маской и трубкой, а баллон и снаряжение необходимы только если вы целенаправленно решили посвятить себя морской биологии.

Идем дальше. Примерно через 2 км наблюдаю за дельфинами, гоняющими рыбу. Вот спасающаяся от дельфина рыба попадает в стоящий ставок и трепыхается в сетях, разбрасывая от блестящей чешуи яркие блики. Делаю пару кадров. Ближе к концу косы попадается больше машин с номерами различных регионов, палаточные стоянки «дикарей», хорошо виден остров Тузла, пахнет шашлыком. Правее косы, в сторону Тамани, на расстоянии 700 метров в проливе стоит платформа - видимо, уже один из этапов начинающейся стройки. Это уже не попадает в сферу моих интересов, и, сделав ряд снимков в сторону Крыма, я возвращаюсь в лагерь. Довольно утомительная прогулка для одного дня. Ближе к вечеру, на «деревянных» ногах, я снимаю закат возле машины и заваливаюсь спать.

Утро начинается с Чучи. Чуча-Черри - это жизнерадостная такса нашего капитана Сергея Фролова. Рано утром она нас будит, а позже провожает в море и встречает на берегу. Это хороший признак, день удастся. Смотрим на пролив - ветер стих, но видимость даже у берега «ни о чем». Собирались довольно долго и кропотливо. В первый день нырялки довольно много задач: пройтись по координатам, найти объекты, повесить буйки на точки. Среди задач одна первостепенная - найти и обозначить объект, найденный ранней весной и вызвавший так много споров на форуме www.wreck.ru.

Об этом расскажу немножко подробнее. В конце апреля нашей лодкой был обнаружен объект, который по ряду признаков (наличие веревок от буйков, ряд предметов, лежащих вдоль корпуса) мы посчитали давно найденным и обследованным. По окончании экспедиции, после просмотра подводного видео на форуме, разгорелась настоящая дискуссия: оказалось, что этот объект времен Великой Отечественной - новый для исследователей, и на нем никто ни разу не был. И вот теперь наши тольяттинские друзья буквально через день должны быть экспедиционным лагерем рядом с нами и исследовать этот объект более подробно.

На практике это выглядит так: по морскому навигатору идем по старому записанному трэку, в точке осмотра включаем эхолот и, двигаясь потихоньку, следим по экрану за рельефом дна. Найдя непонятное (необычное) возвышение, якоримся, надеваем скубу, ныряем и ищем. При положительном результате, привязываем к объекту хранящийся в кармане BCD маленький маркировочный самодельный буек, который затем меняем на стационарный (5-литровая канистра из-под воды, закрепленная на прочной веревке). В нашем случае, в квадрате поиска со сторонами приблизительно 500 на 500 метров, находились обломки трех судов, погибших в войну. Видимость около двух метров, поэтому первым погружением мы находим останки минного тральщика. Маркировав тральщик, примерно часа через полтора поисков наконец добираемся до искомого объекта. По результатам внешнего осмотра складывается впечатление, что это обломки двух различных судов... Но это уже задача для наших тольяттинских коллег-специалистов. Их просьбу мы выполнили, а приезжающая толпа экспедиционщиков количеством под 30 человек во главе с легендарным Калошей (Сергей Алексин) разберется с этим вопросом.

Итак, обнаружив и промаркировав три затонувших объекта, предварительно обследовав их, мы решаем по пути к берегу сделать небольшую вылазку за мидиями. В Керченском проливе их еще довольно много, они в изобилии растут на тузлинских рифах с первого до восьмого, также часто встречаются на затонувших кораблях и любом железе, находящемся в воде. К сожалению, и здесь мидий потихоньку вытесняет рапана. Нарвав около двух мешков мидий, что в очищенном эквиваленте составляет небольшую кастрюлю, возвращаемся в лагерь. В лагере обнаруживаем радостно встречающую нас таксу Чучу и авангард тольяттинских товарищей, разворачивающих свой лагерь.

Практически сразу начинаем помогать своим товарищам с переноской и разгрузкой крупногабарита. После реквизируем у них казан и делаем «суперблюдо» для всех - мидий в казане варим в морской воде. Под светлое полусладкое таманское вино мидии уходят на ура. Сергей еще успевает сделать неплохой салат из мидий: мидии, лук, имбирь и немножко чудодейства. На такой радостной ноте - встреча с друзьями и общение - заканчивается третий день экспедиции.

Продолжение следует...

Керченский пролив в большей степени тяготеет к акватории Азовского моря. И именно в его районе оно сливается со вторым практически никогда не замерзающим южным морем - Черным. При этом воды Азовского моря , которые несколько мутнее, осветляются серебристо - голубыми волнами Черного моря - чистыми и прозрачными, и на отдельных небольших глубинах хорошо видны на дне морском его обитатели: плоские серые с утончающимся хвостом с ядовитым шипом на конце скаты, улепетывающие от любой упавшей на них тени крабы, укутанные в зеленый бархат водорослей раковины рапанов, камни, сплошь усыпанные мидиями, и прочая, прочая живность. Длинна пролива превышает 45 километров, ширина от 4,5 до 15 километров, глубина до 18 метров. Керченский пролив в районе морского порта Кавказ граничит с Краснодарским краем . На противоположном берегу другой порт - Керчь. Через стратегически важный пролив вначале немцы в 1943 году, затем в 1944 году СССР пытались построить железнодорожные мосты. Германия даже доставила сюда заготовленные для него составные и оборудование для прокладки. Но будучи изгнанной отсюда в результате ожесточенных боев, побросала их, чем преуспела воспользоваться Красная армия и штатские специалисты. В апреле 1944 года сооружение моста из трофейных материалов началось и уже осенью было завершено. Но при строительстве переправы не был учтен своенравный характер местной зимы. В 1945 году льды повредили треть опор моста. И он приказал долго жить. А в 1953 году вместо моста между обеими берегами была налажена активная паромная переправа.

Воды, овеянные легендами

Это он сейчас называется Керченским. А в семнадцатом и начале двадцатого столетий носил имя Таврического. Был и Еникальским и Керче - Еникальским. А вот древние греки именовали его Боспор - Киммерийский - по названию проживавших здесь племен киммерийцев. О проливе в своих трудах вспоминает Еврипид. Де со стороны Тавриды (Крыма) его воды переплывала гонимая оводом красавица Ио - возлюбленная главного бога Олимпа Громовержца Зевса, которую богиня Земли Гера превратила в корову. Оставил свои рассуждения о проливе и древнегреческий драматург, отец европейской трагедии Эсхил, назвавший последний Коровьим бродом - Боспором, Босфором, Боспорос, живший с 525 по 456 годы до новой эры. Еще ранее и тоже знаменитая и поныне историческая личность Плутарх (46 - 127 годы до новой эры), моралист, философ и биограф утверждал, что через Боспор -Киммерийский по льду переправлялись воинственные амазонки. Это же известно и из трудов древнегреческого историка Геродота, описывавшего Пантикапей четвертого века (ныне Керчь) - столицу Боспорского царства. А еще ранее, во втором веке до нашей эры, на льду пролива со стороны Азовского озера (так его называли местные жители) произошло грандиозное сражение между войсками и поныне известного блестящего полководца Митридата с варварами, и он их победил. Причем, дважды - на льду в конном сражении и летом - в морском.

Керченский пролив в наши дни

Общеизвестно - западный берег Керченского пролива выходит в Крым . Восточный граничит с Таманским полуостровом, то есть с Кубанью. А вместе взятые, они предоставляют великолепные возможности для отдыха и лечения россиян. И не только! Десятую часть ежегодно пребывающих сюда туристов составляют иностранцы из ближнего и дальнего зарубежья. Это вполне солидная цифра, если учесть, что в высокий сезон 2016 года на субтропической жемчужине, омываемой одновременно двумя южными морями, побывало более пяти миллионов гостей. От Керчи и столицы полуострова Симферополя к побережьям разбегаются десятки и десятки автотрасс, не считая железнодорожного сообщения. Вдоль береговой линии, превышающей 980 километров, на 340 километрах протянулись прекрасные пляжи. Евпатория , Феодосия, Херсонес, Судак, Ялта , Новый свет - все курортные города и поселки перечислять долго. В них тысячи и тысячи санаториев, пансионатов, баз отдыха, кемпингов, палаточных городов, отелей и гостиниц, детских оздоровительных лагерей, включая знаменитый на весь свет еще с советских времен "Артек", принимающий у себя ежегодно более 25 тысяч ребятишек -соотечественников и из за рубежа. Словом, есть, где отдохнуть, привести в порядок свое здоровье, осмотреть удивительные, в том числе природные, достопримечательности.

Курорт Героевское

Со стороны Керчи мы возьмем для примера лишь один курортный поселок с таким удивительным названием. Вообще - то он является одним из ее микрорайонов, хотя удален от города с населением почти в 140 тысяч, на пятнадцать километров. Уютно расположился в районе соединения Керченского пролива с Черным морем, а если еще точнее - на крайней южной точке Керченской бухты. Его превосходные песчаные пляжи тянутся от Аршинцевской косы до Тобечикского озера и напротив острова Тузла. Шириной от десяти до более двадцати метров. У Героевского есть и другое название - Эльтиген (Край героев). И то и другое вполне оправдывают себя. В 1943 году, к примеру, здесь шли ожесточенные бои с гитлеровскими захватчиками. В результате яростных сражений наших десантников с фашистами Керченский плацдарм был освобожден. А в 1945 году поселение было переименовано из Эльтигена в Героевское. Отдавшим жизнь за Отечество посвящен монумент "Парус". Есть и другая достопримечательность - городище Нимфей, раскопки в котором ведут специалисты из самого Эрмитажа. Раскоп - что-то вроде музея под открытым небом Горгиппии в Анапе. Остатки стен домов, улиц, святилищ Афродиты и Диметры. И еще больше достопримечательностей в окрестностях самой Керчи (напомним - древнего города Пантикапея, столицы Боспорского царства) : само городище Пантикапей, Царский курган, античный город Мирмекий, крепость Ена-Кале, храм м Усекновения, крепость Керчь. В Героевском есть пансионаты "Виктория", "Коралл", вилла "Дана" и другие, две базы отдыха - "Афалина" и "Черноморская", при желании можно остановиться в гостевых домах, в частном секторе и даже снять апартаменты для корпоратива. Заметим при этом - курорт более доступен в плане финансов, чем другие районы полуострова и Кубани.

Тамань - новая Всероссийская курортная зона

И находится она на кубанском берегу Керченского пролива. Свой высокий официальный статус получила в начале двухтысячных. По причине открытия тут целебных грязей трех десятков грязевых вулканов, которые периодически извергаются из недр, а также лечебных солевых озер и лиманов с теми же полезными для здоровья грязями плюс водой.. Вместе с ними открыты десятки месторождений минеральной воды. Конечно же, знакомство с Таманским полуостровом надо начинать со , носившей в далекие от нас времена название Тмутаракани. В свое время тут побывали великие русские поэты Пушкин и Лермонтов, герой Бородинского сражения генерал Раевский и другие исторические личности. Знаменитая поэма Александра Сергеевича "Руслан и Людмила" навеяна именно этими изумительными по природной красоте местами. Помните: "У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом..."?! До сих пор спорят о месте нахождении сказочного Лукоморья. И многие склоняются к тому, что находится оно у слияния Черного и Азовского морей. То есть у Керченского пролива со стороны Кубани. Ведь Пушкин в поэме - сказке сам утверждал: "И я тут был, мед пиво пил..." Оставим, однако, специалистам до конца прояснять истину. Но подчеркнем при этом - на Таманском полуострове, который отделен от Крыма Керченским проливом, вполне достаточно мест для отдыха и лечения не только на Азовском побережье, у которого находится станица Тамань, но и на Черноморском. Взять хотя бы станицу Благовещенскую . Какие великолепные песчаные пляжи! Таких не сыскать и во всей Европе. Протянулись на сорок километров до известного курорта для семейного и детского отдыха и лечения Анапы, да еще с дюнами, как в пустыне от трех до пятнадцати с лишком метров высотой. Ширина пляжей местами доходит до полукилометра. Море быстро прогревается. Плавать в нем можно с мая по конец октября. Благовещенская - настоящий рай для любителей морских видов спорта: скимбординга, вейкбординга, серфинга, кайтинга, виндсерфинга и др. У известной всему свету банки Марии Магдалены на дне морском покоятся и самолет. Летом сюда съезжаются тысячи и тысячи поклонников подводного экстрима. Причем, и из за рубежа.

Здесь уместно напомнить - в Крым на отдых приезжают, прилетают тысячи и тысячи россиян из самых разных уголков Отечества. И подавляющее их большинство пользуется услугами паромной переправы морского порта "Кавказ", куда их доставляют комфортабельными автобусами, в том числе и из . Семь с небольшим десятков километров. Сущая ерунда, если, к примеру, из чукотского Анадыря самолетом лететь больше десяти часов кряду. И на этих семидесяти километрах вдоль Черноморского побережья расположились известные курорты муниципального образования Анапа - Витязево , Джемете , Сукко и др. С сотнями отелей и гостиниц, санаториев и пансионатов, детских оздоровительных лагерей, оснащенными на европейский манер пляжами. Отдыхай - не хочу!

Курорты Приазовья

Большие возможности для отдыха и лечения предоставляют туристам курортные поселки Приазовья (о станице Тамани, Таманской, мы уже упомянули), которые расположены практически рядом с Керченским проливом - не в томительных часах, а десятках минут езды до них.

Рукой подать, в частности, от Керченского пролива до . А она обретает в последнее время все большую известность. И прежде всего своим лечебным одноименным озером, на дне которого грязь, насыщенная микроэлементами - кальцием, бромом, йодом и др. Глубина, что говорится, мальцу по колено. Нырнул, зачерпнул в емкость грязи, измазался ею с ног до головы, походил по берегу и, поплавав в воде, смыл ее. Или отправился на Центральный пляж к Азовскому морю: все в минутах ходьбы. Окунулся в волны - кожа, как у младенца. Несколько процедур, и полегчает опорно-двигательному аппарату, исчезнут кожные болезни, успокоятся нервная и сердечно-сосудистая система. И еще другое чудо у Голубицкой. Прямо из моря у Центрального пляжа периодически бьет грязевой вулкан, постепенно образуя островок. Говорят и эта грязь целебна. Правда, море смывает островок, но он появляется снова и снова. Любо-дорого смотреть на проснувшийся вулкан среди волн! А что уж говорить о знаменитой