ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Догматические различия между православием и католичеством. Католичество и православие: различия, самое главное

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.
Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

папа Пий V

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево - исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая - с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая - схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины - исповедальни , обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

Исповедальни или конфессионалы

Исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном - земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме - на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям. 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

« … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.


явление воскресшего христа марии магдалине

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.

Тема: Сходства и отличия католиков и православных.

1. Католицизм – от греческого слова katholikos – всеобщий (позже – вселенский).

Католицизм – западная разновидность христианства. Появился в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную. Стержнем всей деятельности западной церкви стало стремление объединить христиан под властью римского епископа (папы). Католицизм окончательно оформился как вероучение и церковная организация в 1054 году.

1.1 История развития.

История развития католицизма – долгий процесс, растянувшийся на века, где было место и высоким стремлениям (миссионерство, просвещение), и стремлениям светской и даже мировой власти, и место кровавой инквизиции.

В средневековье в религиозную жизнь западной церкви входят пышные и торжественные богослужения, поклонение многочисленным святым мощам и реликвиям. Папа Григорий 1 включил в каталитическое богослужение музыку. Он так же пытался заменить культурные традиции древности «спасительным церковным просвещением».

Утверждению и распространению католицизма на Западе способствовало католическое монашество.

Религия в средние века идеологически обосновывала, оправдывала и освящала суть отношений в феодальном обществе, где классы чётко разделялись.

В середине 8 века возникло независимое светское Папское государство, т.е. в пору крушения Римской империи это была единственная реальная власть.

Укрепление светской власти пап скоро породило у них стремление господствовать не только над церковью, но и над миром.

В правление папы Иннокентия 3 в 13 веке церковь достигла своего наивысшего могущества, Иннокентий 3 сумел добиться верховенства духовной власти над светской, не в последнюю очередь благодаря крестовым походам.

Однако в борьбу против папского абсолютизма выступили города и светские государи, которых церковники обвинили в ереси и создали святую инквизицию, призванную «огнём и мечом выкорчевать ересь».

Но падения верховенства духовной власти было не избежать. Наступала новая эпоха реформации и гуманизма, которая подорвала духовную монополию церкви, разрушила политическую и религиозную монолитность католицизма.

Однако через полтора столетия после французской революции Венский конгресс 1814-1815 г.г. восстановил Папское государство. В настоящее время существует теократическое государство Ватикан.

Развитие капитализма, индустриализация, урбанизация и ухудшение жизни рабочего класса, подъём рабочего движения привело к распространению индифферентного отношения к религии.

Ныне церковь стала «церковью диалога с миром». Новым в её деятельности является защита прав человека, особенно права на религиозную свободу, борьба за семью и нравственность.

Областью деятельности церкви становится культура и культурное развитие.

В отношениях с государством церковь предлагает лояльное сотрудничество, без подчинения церкви государству и наоборот.

1.2 Особенности вероучения, культа и структуры

религиозной организации католицизма.

2. Источником вероучения католики признаю Священное писание (Библию) и святое предание, которое (в отличие от православия) включает в себя постановления вселенских сборов католической церкви и суждения пап.

3. Добавление к символу веры филиокве Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына (православие отвергает филиокве).

4. Особенностью католицизма является экзальтированное почитание богоматери, признание легенды о непорочном зачатии Марии её матерью Анной, и её телесном вознесении после смерти на небо.

5. Духовенство даёт обет безбрачия – целибат. Утвердился в 13 веке, чтобы не допустить раздела земель между наследниками священнослужителя. Целибат – одна из причин отказа многих католических священников в наши дни от сана.

6. Догмат о чистилище. У католиков это промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католики понимают по-разному. Одни трактуют огонь как символ, другие признают его реальность. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок пребывания её там сокращён «добрыми делами», совершаемыми в память умершего оставшимися на земле родными и близкими. «Добрые дела» - молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви. (Православная церковь отвергает учение о чистилище).

7. Католицизму присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание реликвий (останки «одежды Христа», кусочки «креста, на котором Он был распят», гвозди, «которыми Его прибивали к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.

8. Индульгенция – папская грамота, свидетельство об отпущении как совершённых, так и не совершённых ещё грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католической церковью. Индульгенция обосновывается богословами тем, что католическая церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совершённых Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей.

9. Церковная иерархия основана на божественном авторитете: от Христа берёт начало мистическая жизнь и через папу и всю структуру церкви нисходит до рядовых её членов. (Православие опровергает данное утверждение).

10. Католицизм, как и православие, признаёт 7 таинств – крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование.

2. Православие – одно из направлений христианства, сформировалось в 4 – 8 веках, а самостоятельность обрело в 11 веке в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную (Византию).

2.1 История развития.

Православие не имело единого церковного центра, т.к. церковная власть была сосредоточена в руках 4 патриархов. По мере распада Византийской империи каждый из патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) православную церковь.

Начало утверждения православия на Руси в качестве государственной религии было положено Киевским князем Владимиром Святославовичем. По его распоряжению в 988 году Византийское духовенство окрестило жителей столицы древнерусского государства Киева.

Православие, так же как и католицизм, оправдывало и освящало социальное неравенство, эксплуатацию человека, призывало народные массы к покорности и терпению, что было весьма удобно для светской власти.

Русская православная церковь долгое время зависела от Константинопольской (Византийской). Лишь в 1448 году она обрела автокефалию. С 1589 года в списке поместных православных церквей Русской отвели почётное 5 место, которое она занимает до сих пор.

Для укрепления позиций церкви внутри страны в начале 17 века патриарх Никон провёл церковную реформу.

Были исправлены неточности и разночтения в богослужебных книгах, несколько сокращена церковная служба, земные поклоны заменены поясными, креститься стали не двумя, а тремя перстами. Вследствие реформы произошёл раскол, который привёл к появлению течения старообрядчества. Московские поместные соборы 1656 – 1667 г.г. предали проклятию (анафеме) старые обряды и их приверженцев, которых преследовали с использованием государственного репрессивного аппарата. (Проклятие старообрядцев было отменено в 1971 году).

Пётр 1 реорганизовал православную церковь в составную часть государственного аппарата.

Так же, как и католицизм, православие активно вмешивалось в светскую жизнь.

Во времена революции и становления Советской власти влияние церкви было сведено на нет. Кроме того, разрушались храмы, духовенство подвергалось гонениям и репрессиям. В Советском Союзе необходимо быть атеистом – такова была линия партии в вопросе о свободе совести. На верующих смотрели как на слабоумных, они осуждались и притеснялись.

Целые поколения выросли в неверии в Бога. Вера в Бога была заменена на веру в вождя и в «светлое будущее».

После развала Советского Союза храмы стали восстанавливаться, люди спокойно посещают их. Убитые священнослужители причисляются к святым мученикам. Церковь начала сотрудничать с государством, которое стало возвращать ранее реквизированные церковные земли. Из-за рубежа возвращаются бесценные иконы, колокола и т.п. Начался новый виток укрепления православия в России.

2.2 Вероучение православия и сравнение с католицизмом.

Их отличия и сходство.

1. Православие не имеет единого церковного центра, как католицизм, и представляет собой 15 автокефальных и 3 автономных поместных церквей. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости (см. п. 1 о католицизме).

2. Вероисповедную основу составляют Священное писание (Библия) и священное предание (решения первых 7 вселенских соборов и труды отцов церкви 2 – 8 в.в.

3. Символ веры обязывает веровать в единого бога, выступающего в трёх лицах (ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа (Святого). Святой Дух объявлен исходящим от Бога-Отца. Филиокве у католиков православие не переняло (см. п. 3).

4. Важнейший догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь богом, родился от девы Марии. Католический культ почитания Марии в православии не признаётся (см. п. 4).

5. Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и чёрное (монашествующие, дающие обет безбрачия). У католиков же обет безбрачия даёт всё духовенство (см. п. 5).

6. Православием чистилище не признаётся (см. п. 6).

7. В православии значение придаётся обрядности, культу святых, почитаются останки святых – мощи, иконы, т.е. то же, что и у католиков, однако в православии отсутствуют реликвии (см. п. 7).

8. В православии существует понятие отпущения грехов после исповеди и покаяния. Индульгенцию католиков православие не признаёт (см. п. 8).

9. Православие отрицает церковную иерархию католиков, их божественность, преемственность от апостолов (см. п. 9).

10. Как и католицизм, православие признаёт все семь христианских таинств. Так же у православия и католицизма общие нормы церковной жизни (каноны) и важнейшие компоненты обрядности: количество и характер совершения таинств, содержание и последовательность богослужений, компоновка и интерьер храма, структура клира и его внешний вид, наличие монашества. Богослужение ведётся на национальных языках, используются и мёртвые языки (латынь).

Список литературы.

1. Протестанизм: словарь атеиста (Под общей редакцией Л.Н. Митрохина. – М: Политиздат, 1990 – с. 317).

2. Католицизм: словарь атеиста (Под общей редакцией Л.Н. Великовича. – М: Политиздат, 1991 – с. 320).

3. Печников Б.А. Рыцари церкви. М: Политиздат, 1991 - с. 350.

4. Григулевич И.Р. Инквизиция. М: Политиздат, 1976 – с. 463

По понятным причинам я отвечу наоборот - об отличиях католичества от православия в духовном плане.

Большое количество духовных практик: это и молитвы по чёткам (Розарий, венчик Божьему милосердию и другие), и поклонение Святым Дарам (адорация), и размышления над Евангелием в самых разных традициях (от игнацианской до Lectio Divina), и духовные упражнения (от простейших реколлекций до месячного молчания по методу св. Игнатия Лойолы) - я почти все из них подробно расписал здесь:

Отсутствие института "старцев", которые воспринимаются в среде верующих как просветлённые и безошибочные прижизненные святые. И к священникам иное отношение: нет обычного православного "батюшка благословил купить юбку, батюшка не благословил дружить с Петей" - католики сами принимают решения, не перекладывая ответственность на священника или монахиню.

Католики, в основной массе, лучше знают ход Литургии - и потому, что они участники, а не зрители-слушатели, и потому, что прошли катехизацию (без изучения веры католиком не станешь).

Католики чаще причащаются, и здесь, увы, не обходится без злоупотреблений - или входит в привычку и теряется вера в Евхаристию, или приступают к Причастию без исповеди.

Кстати, Евхаристическое почитание свойственно лишь католикам - у православных нет ни адорации, ни процессии на торжество Тела и Крови Господних (Corpus Christi). Свято место почитания Евхаристии занято популярными святыми, насколько я понимаю.

При всём этом католики больше склонны к упрощению, увеличению "близости к народу" и "соответствию современному миру" - больше склонны к уподоблению протестантам. Забывая при этом природу и предназначение Церкви.

Католики любят играть в экуменизм и носятся с ним как с писаной торбой, не обращая внимания на то, что кроме них самих эти игрища никому не интересны. Этакое неагрессивное, наивно-романтическое "мышебратья".

У католиков исключительность Церкви, как правило, остаётся лишь на бумаге, в головах не держится, а православные отлично помнят, чем они истиннее.

Ну и монашеские традиции, о которых здесь уже упомянули - огромное количество самых разных орденов и конгрегаций, от ультралиберальных иезуитов и развлекающихся францисканцев, чуть более умеренных доминиканцев до неизменно строгих образом жизни высокодуховных бенедиктинцев и картузианцев; движения мирян - от разнузданного Неокатехумената и безалаберных фоколяров до умеренного Communione e Liberazione и сдержанной прелатуры Opus Dei.

И ещё обряды - в Католической Церкви их около 22. Не только латинский (самый известный) и византийский (идентичный православному), но и экзотические сиро-малабарский, доминиканский и другие; здесь же - традиционалисты, приверженные дореформенному латинскому обряду (по Миссалу 1962 года) и бывшие англикане, ставшие католиками в понтификат Бенедикта XVI, получившие персональную прелатуру и свой чин богослужений. То есть католики не столь однообразны и совсем не однородны, но при этом отлично уживаются вместе - и благодаря полноте истины, и благодаря пониманию важности единства Церкви, и благодаря человеческим факторам. Православные же расколоты на 16 церковных общин (и это лишь официальные!), их главы даже собраться не могут для решения каких-либо вопросов - слишком сильны интриги и попытки перетянуть одеяло на себя...

03.05.2015

Большинство людей знает именно о православной вере, а другие христианские веры им практически не известны. Именно поэтому необходимо знать, чем же отличается христианство от католицизма и что у них общего.

Католическая вера – это тоже христианство. Среди них есть православные, католики и протестанты. Но церкви для протестантов нет, а вот православные и католические церкви есть. Все эти церкви общаются между собой, ни взирая на некоторые различия в вере.

Общими святыми у католиков и христиан являются: Иисус Христос, Николай Чудотворец, Дева Мария, Серафим Саровский и Сергий Радонежский, до разделения церквей общей святой была еще и Ольга.

Пункт первый представлен тем, что у каждой из церквей разное единство. Христиане воспринимают веру и таинство, а католикам еще необходим и Папа.

Пункт второй представлен тем, что у обеих церквей разное понятие о кафоличности и вселенкости. У православных важна вселенкость, а у католиков – кафоличность.

Католики и православные по-разному видят символов веры. У православных это Святой Дух, Отец и Сын, а католиков только Святой Дух и сын.

У католиков венчание это навсегда, а у христиан в некоторых случаях можно развенчаться.

У приверженцев католицизма чистилища нет, а у приверженцев православия — оно имеется. Туда попадают души, чтобы очистить себя от грехов перед отправкой в рай.

Католики считают, что у Девы Марии нет первородного греха, а православные считают что есть, потому что, она такой же человек, как и остальные.

У приверженцев католицизма всеми церковными делами заведует папа, у православных такого поста нет.

У православных нет византийского обряда, а у католиков он есть.

Приверженцы католицизма ставят Папу чуть ли не наравне с Богом, потому как они считают, что все его действия правильны относительно морали и веры, и что он сам может принимать решения, даже не посоветовавшись с епископатом. У православных же такими полномочиями наделен только Бог и Вселенские Соборы, которые могут принимать различные решения, касающиеся церкви и веры.

У православных главными полномочиями наделяются первые пять Вселенских Соборов, а у католиков, если они и принимают решения с одобрения Папы Римского, что задействовано там целых двадцать один Собор вместе с Ватиканом.

Также католики и православные обладают одним символом веры ни смотря на то что прошлые ошибки и предубеждения стали причиной того что церкви рассоединились, но они считают что Бог у них один, но видят они его по-разному.

Иисус Христом молиться рядом со своими учениками, а ученики это обе религии, поэтому они всегда вместе с Богом ни взирая на видимые различия.


Греко – католики принадлежат к восточному направлению византийских церквей. Греко – католики проводят литургии на разнообразных старо – славянских языках. Из напитков принято употреблять только квасной хлеб, ...





Российская греко-католическая церковь относится к восточным направлениям католицизма. Создается для русских католиков, пропагандирующих византийскую веру на всей территории России и для русских греко-католиков, ...

…Завтра утром священник даст мне маленькое,
кругленькое, тонкое, холодное и безвкусное печенье.
К.С. Льюис «Боль утраты. Наблюдения» («Горе изнутри»).
Было нашим оружие слово –
Мы его омочили во вражьей крови…
Л. Бочарова, «Inquisitia»

Это сводная таблица различий православия и католичества. Здесь показаны только основные, «видимые» различия – то есть те, о которых может знать (и с которыми может столкнуться) обыкновенный прихожанин.

Конечно, у православия с католичеством существует множество других расхождений. От принципиальных, как пресловутый догмат о «Filioque», до мелких, почти смешных: например, мы никак не можем договориться, пресный или квасной (дрожжевой) хлеб следует использовать в таинстве Причастия. Но такие различия, прямо не влияющие на жизнь прихожан, в таблицу не включены.

Критерий сравнения Православие Католичество
Глава церкви Сам Христос. Земной церковью управляет патриарх, но серьезные решения принимаются Синодом (собранием митрополитов), а самые важные, особенно по вопросам веры, – Собором (собранием священников-делегатов от всей Церкви). Папа, «vicarius Christi», т.е. наместник Христа. Обладает полной едино-личной властью, причем как церковной, так и вероучительной: его суждения по вопросам веры принципиально верны, неоспоримы и имеют догматическую силу (силу закона).
Отношение к заветам древней Церкви Их надо выполнять. Потому что это способ духовного роста, который да-ли нам святые отцы. Если обстоятельства изменились и заветы не работают – их разрешается не выполнять (см. следующий пункт). Их надо выполнять. Потому что это законы, которые установили святые отцы. Если обстоятельства изменились и законы не работают – их отменяют (см. следующий пункт).
Как решаются сложные и спорные вопросы Священник (архиерей, Собор) принимает решение для данного конкретного случая. Предварительно помолившись Богу о ниспослании разума и открытии воли Божией. Священник (архиерей, Собор, Папа) ищет соответствующий закон. Если подходящего закона нет – священник (архиерей, Собор, Папа) принимает новый закон для данного случая.
Совершение церковных Таинств и роль священ-ника Таинства совершает Господь. Священник просит за нас перед Господом, и по его святым молитвам Господь снисходит к нам, совершая Таинства силою Своею. Главное условие действительности Таинства – искренняя вера приступающих. Таинства совершает сам священник: он имеет в себе «запас» Божествен-ной силы и оделяет ею в Таинствах. Главное условие действительности Таинства – его правильное совершение, т.е. выполнение в точности по канону.
Безбрачие священников (целибат) Обязательно для монахов и архиереев (высших священников). Обычные священники могут быть как монаха-ми, так и женатыми. Безбрачие обязательно для всех священнослужителей (и монахов, и священников всех ступеней).
Отношение к разводу, возможность развода мирян Развод – это разрушение Таинства, признание греха разводящихся и ошибки Церкви (раз она прежде благословила их брак). Поэтому развод допускается в исключительных случаях, по особым обстоятельствам, с разрешения архиерея, и только для мирян (т.е. для женатых священников развод запрещен). Развод был бы разрушением Таинства, признанием греха разводящихся, ошибки священника (см. выше про совершение Таинств) и всей Церкви. Это невозможно. Поэтому развод невозможен. Однако в исключительных случаях возможно при-знание брака недействительным (dispensatio) – т.е. как будто бы брака вообще не было.
Организация богослужения:

а)Язык б)Пение в)Длительность г)Поведение верующих

а)Служба идет на родном языке или его древнем варианте (как церковно-славянский). Язык близок, в основном понятен. Верующие молятся вместе и являются соучастниками богослужения.

б)Используется только живое пение. в)Службы длинные, тяжелые. г)Верующие стоят. Это требует усилий. С одной стороны, не дает расслабляться, с другой – человек быстрее устает и отвлекается.

а). Служба идет на латыни. Язык не понятен большинству присутствующих. Верующие следят за ходом службы по книге, но молятся индивидуально, каждый сам по себе.

б)Используются органы. в)Службы средней продолжительности. г)Верующие сидят. С одной стороны, так легче сосредоточиться (не мешает усталость), с другой – сидячая поза провоцирует расслабиться и просто наблюдать за службой.

Правильное построение молитвы Молитва «умно-сердечная», то есть спокойная. Запрещено представлять себе всякие образы и, тем более, специально «распалять» чувства. Даже искренние и глубокие чувства (как раскаяние) не следует выражать демонстративно, при всех. В целом, молитва должна быть благоговейной. Это обращение к Богу мыслью и духом. Молитва горячая, эмоциональная. Рекомендуется представлять себе видимые образы, подогревать свои эмоции. Глубокие чувства можно выражать внешним образом. Как результат – молитва эмоциональная, экзальтированная. Это обращение к Богу сердцем и душой.
Отношение к греху и заповедям Грех – это болезнь (или рана) души. А заповеди – предупреждения (или предостережения): «не делай того-то, а то сам себе навредишь». Грех – это нарушение законов (заповедей Божиих и установлений Церкви). Заповеди – это и есть законы (т.е. запреты): «не делай того-то, а то будешь виноват».
Прощение греха и смысл исповеди Грех прощается через покаяние, когда человек приносит Богу искреннее раскаяние и просьбу о прощении. (И намерение впредь бороться с грехом, конечно.) Кроме дарования прощения, задача исповеди – определить, почему человек согрешил и как помочь ему избавиться от греха. Грех прощается через «сацисфакцио», т.е. искупление Богу. Раскаяние необходимо, но может быть не глубоким; главное же – потрудиться (или понести наказание) и таким образом «отработать» Богу грех. Задача исповеди – определить, как именно человек согрешил (т.е. что нарушил) и какое наказание должен понести.
Посмертие и судьба грешников Умершие проходят через мытарства – «полосу препятствий», где испытываются в грехах. Святые проходят легко и восходят в рай. Подверженные грехам задерживаются на мытарствах. Великогрешники не проходят и низвергаются в ад. Умерший оценивается по сумме земных дел. Святые сразу попадают в рай, великогрешники – в ад, а «обычные» люди – в чистилище. Это место скорби, где душа какое-то время несет наказание за грехи, не искупленные при жизни
Помощь умершим По молитвам родных, знакомых и Церкви часть грехов душе грешника может быть прощена. Поэтому молитва облегчает прохождение мытарств. Мы верим, что по горячим молитвам Церкви и святых отцов возможно даже освобождение души из ада. Молитва облегчает тяжесть мучений в чистилище, но не сокращает их срок. Сократить срок можно за счет святых дел других людей. Это возможно, если Папа Римский передаст их «лишние» заслуги грешнику (так называемая «сокровищница заслуг»), например с помощью индульгенции.
Отношение к младенцам Младенцев крестят, миропомазывают и причащают. Православные верят, что благодать Господня дается и младенцам, и помогает им, даже если они пока еще не понимают высокого смысла Таинств. Младенцев крестят – но не миропомазывают и не причащают до сознательного возраста. Католики считают, что человек должен стать достойным Таинств, т.е. вырасти и осознать, какую благодать при этом получает.
Отношение к единоверцам «Все люди – братья». Православные склонны к общинности (кеновии). «Каждый ценен сам по себе». Католики склонны к индивидуализму (идиоритмии).
Отношение к Церкви Церковь – это семья, где главное – любовь. Церковь – это государство, где глав-ное – закон.
Итог Православие – это жизнь «от сердца», т.е. в первую очередь – по любви. Католичество – это жизнь «от головы», т.е. в первую очередь – по закону.

Примечания.

  • Заметим, что в определенные моменты православной службы (например, при дли-тельных чтениях) прихожанам разрешено сидеть.
  • Если посмотреть на построение молитвы, то видно, что у «сердечных» православных молитва «умная», а у «умных» католиков – «сердечная». Это (кажущееся противоречие) можно объяснить так: мы молимся не тем, чем живем в повседневности. Поэтому православное обращение к Богу – «умное», православная молитва – трезвая, «в православной мистике нужно очистить ум и потом свести его в сердце» (не строго богословская, но довольно точная формулировка С. Калугина). У католиков же наоборот, обращение к Богу – «сердечное», молитва – эмоциональная, в католической мистике нужно сначала очистить свое сердце, а потом из него всецело проникнуться духом Божественной любви.
  • Миропомазание – Таинство Церкви, в котором человеку дается благодать Святого Духа путем помазывания особым святым маслом, миром. Совершается один раз в жизни (кроме царей в прежние времена, которых также помазывали на царство). У православных Миропомазание соединено с Крещением, у католиков совершается отдельно.
  • Вообще, отношение к младенцам – очень показательный пример разницы между православием и католичеством. Ведь и православные, и католики согласны, что младенцы (дети до 7 лет) – безгрешны. Но выводы мы делаем прямо противоположные. Православные считают, что раз младенцы безгрешны, их можно (и нужно!) миропомазывать и причащать: это не будет оскорблением Богу, а младенец получит Его благодать и помощь. Католики же считают, что раз младенцы безгрешны, их не нужно миропомазывать и причащать: ведь они же и так безгрешны, по определению!