ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Стадии формирования человека как личности. Формирование и развитие личности

Развитие личности - сложный процесс, который по-разному интерпретируется в психологии. В психоанализе развитие личности понимается как адаптация биологической природы человека к социальным нормам и требованиям. Развитие проходит несколько стадий, в ходе которых совершается переход от «принципа удовольствия» к «принципу реальности», к выработке общественно приемлемых способов удовлетворения потребностей. Одновременно складывается система внутриличностных защитных механизмов. В теории социального научения развитие личности отождествляется с формированием поведенческих навыков и различных способов межличностного взаимодействия. Гуманистические теории личности трактуют процесс ее становления как самоактуализацию и реализацию индивидуального потенциала. В деятельностном подходе становление личности рассматривается как последовательное освоение человеком различных видов деятельностей и формирование системы мотивов.

Формирование и развитие личности протекает в течение всей жизни. Человек - существо социальное. С первых минут жизни он включенв социальные взаимодействия, в процессе которого приобретает социальный опыт, преобразующийся в его личностные структуры. В процессе социализации человек обретает свою индивидуальность. Одна и та же социальная ситуация может по- разному восприниматься, по-разному переживаться различными личностями. Поэтому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Таким образом, можно говорить о связи двух противоположных и единых процессов - социализации и индивидуализации личности.

Процесс становления личности можно представить в виде ряда стадий, переход на каждую из которых означает качественное изменение внутриличностной структуры, перестройку ценностносмысловых образований, мотивов и установок. Можно говорить о том, что основная форма развития личности - ее жизненный путь, главным содержанием которого являются значимые, критические жизненные события. Как отмечает К. А. Абульханова- Славская, личность является субъектом свой жизни. Личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути, а выступает ее творцом. В качестве субъекта жизни она выступает как ее организатор, в чем и проявляется, прежде всего, индивидуальный характер жизни. Индивидуальность человека проявляется в неповторимости жизни и судьбы, которые являются результатом способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями, устремлениями (они отражаются в понятии «стиль жизни»).

Неповторимость жизни, жизненная стратегия являются результатом воплощения в действительность личностных ценностей и смыслов. Личность выступает как генератор и преобразователь смыслов, как открытая миру и способная преобразовывать его своими действиями, порождаемыми новыми смыслами.

Жизненный путь имеет два взаимосвязанных измерения. Вертикальное измерение характеризует изменение места человека в обществе, его социального статуса и социальных ролей. Горизон- тальное измерение включает последовательность стадий личностного развития (детство, юность, взрослость) с характерными для каждой стадии возможными социальными ролями и статусами. На каждом этапе жизненного пути личность определенным способом интегрируется в социальные отношения в соответствии с достигнутым уровнем психического и личностного развития. В то же время человек на своем жизненном пути может неоднократно менять статусы, роли и виды деятельности, находясь в постоянном поиске своего места в жизни. Кризисные периоды в развитии личности являются нормальным феноменом, характеризующим ее динамический аспект, и означают переход развития на качественно новую стадию. Кризис может разворачиваться под воздействием группы факторов - биологических (возрастные физиологические изменения), социальных (социально-экономический кризис в обществе, безработица, другие общественные катаклизмы), внутренних психологических (внутриличностный рост). При этом движущими силами развития являются внутренние противоречия между новыми потребностями, мотивами, смыслами человека и устоявшимися способами его жизнедеятельности. Хорошо изучены детские кризисы развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Элько- нин), но не менее актуальными являются кризисы зрелого и пожилого возраста (К. Поливанова, Г. Шихи, Э. Эриксон, Ш. Бюлср).

В теории психосоциального развития Э. Эриксона описаны восемь стадий развития личности, на каждой из которых личность преодолевает жизненный психологический кризис. Каждая из стадий характеризуется определенными социальными ожиданиями, достигая соответствия которым, индивид интегрируется в общество. Любой из кризисов может иметь «позитивный» и «негативный» варианты разрешения. В случае его позитивного разрешения личность приобретает психологические новообразования, которые могут усилить ее потенциал развития (например, чувство доверия к миру, автономность, инициативу, самостоятельность, расширение круга социальной самореализации, общность с другими людьми). Негативный вариант разрешения кризиса формирует новообразования, накладывающие существенные ограничения на дальнейшую самоактуализацию личности (например, чувство недоверия, зависимость, пассивность, сужение круга общения, интересов и социальной деятельности).

  • На первой стадии (первый год жизни) наступает кризис «доверия - недоверия». В этом возрасте установление доверия ребенка к миру является основой его психологического комфорта, позитивных отношений с взрослыми, освоения им новых видов деятельности. Недоверие к миру, ощущение его противоречивости и непредсказуемости становятся серьезным препятствием развития личности.
  • На второй стадии в возрасте от года до трех лет наступает кризис «самостоятельность и автономия в противовес сомнениям и стыду». По-прежнему зависимый от родителей, ребенок постепенно начинает осознавать себя самостоятельным активным существом, проявляет все большую самостоятельность. Неодобрение его нарастающей автономии родителями, многочисленные запреты и ограничения формируют у ребенка чувство вины, вселяют в него сомнения в способности сделать что-либо самостоятельно.
  • На третьей стадии в возрасте от трех до шести лет возникает кризис «инициативность и предприимчивость в противовес чувству вины». Ребенок все в большей мере позиционирует себя как личность с собственными желаниями, оценками, интересами, высокой активностью. Детям этого возраста свойственна любознательность, разнообразие форм познавательной активности, видов деятельности. Отсутствие поддержки родителями исследовательской и творческой активности ребенка заставляет его чувствовать вину за совершенные действия.
  • Четвертая стадия (возраст от семи до двенадцати лет) характеризуется кризисом «трудолюбие в противовес комплексу неполноценности». Стадия приходится на первые школьные годы, когда дети должны адаптироваться к новым требованиям, выполнять сложные интеллектуальные задания, строить отношения с одноклассниками и учителями, т. е. проявить еще большую самостоятельность. Опыт преодоления сложностей этого этапа формирует в ребенке уверенность в своих силах, трудолюбие, способность к самовыражению. Опыт неудач снижает самооценку и развивает чувство неполноценности.
  • Пятая стадия (в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет) характеризуется кризисом «идентификация личности или путаница ролей». Подросток ищет ответ на вопросы «кто я?» и «каков мой дальнейший путь?», устанавливает межличностные контакты, расширяет сферу социальной активности, опробует новые модели поведения, активно строит жизненные планы. Опасность, которой должен избежать подросток, - это размывание чувства «Я».
  • На шестой стадии (двадцать - тридцать лет) содержание кризиса заключается в дилемме «близость или одиночество». В период ранней взрослости и в последующие годы должна проявиться способность личности к близким контактам, в том числе через установление семейных отношений, вхождение в профессиональное сообщество.
  • На седьмой стадии (между тридцатью и шестьюдесятью годами) возникает кризис «производительность или застой». В этот период жизни человек, как правило, осваивает профессию на уровне мастерства, проявляет целеустремленность, имеет широкие социальные контакты, готов к сотрудничеству и помощи другим людям. Негативный вариант разрешения кризиса выражается в излишней поглощенности самим собой, замыкании в устоявшемся кругу общения.
  • На восьмой стадии (возраст старше шестидесяти лет) возникает кризис «цельность или безнадежность». Люди пожилого возраста ретроспективно просматривают свою жизнь и по-новому оценивают ее. Удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее осмысленности и наполненности, позволяют пожилому человеку воспринимать свой возраст как период мудрости, созидания, самореализации, возможности передать свой опыт новым поколениям. Напротив, ощущение бессмысленности прожитой жизни приводит к замыканию человека в себе и чувству отчаяния.

Многие ученые указывают на то, что жизнь человека оказывают влияние разнообразные события, как правило, носящие стрессовый характер. К ним относятся не только события, воспринимаемые обычно негативно (смерть супруга, развод, болезнь, увольнение с работы), но и события, расцениваемые большинством как позитивные (вступление в брак, рождение ребенка, продвижение по службе). Личность адаптируется к новым условиям жизни, используя стратегии совладания (копинг-стратегии), приводящие к изменению поведения. Реакцию на стресс смягчают внутренние (физическое и психологическое здоровье, интеллект) и внешние ресурсы (социально-психологическая поддержка) личности. Копинг-страте- гия «проблемно-разрешающего стиля поведения» позволяет выявить проблему и найти альтернативные решения. Активное использование индивидом копинг-стратегии «избегания» свидетельствует о преобладании мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также о возможных внутриличностных конфликтах. Одним из важнейших копинг-ресурсов личности является позитивная Я-концепция, которая способствует тому, что человек ощущает в себе способность контролировать стрессовую ситуацию.

Таким образом, личность не только испытывает на себе влияние социальных отношений, культурных традиций, нравственных законов, разнообразных событий и ситуаций. Человек имеет и, как правило, реализует свой выбор индивидуальной стратегии жизни. Структурирование жизненного пути происходит в процессе осмысленного определения человеком своего отношения к жизни, создания жизненной перспективы, уникального жизненного плана, сценария.

Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям, которые воспроизводятся относительно независимо от особенностей той группы, в которой он протекает: в начальных классах школы, и в новой компании, и в производственной бригаде, и в воинском подразделении, и в спортивной команде. Они вновь и вновь будут повторяться, но каждый раз наполняясь новым содержанием. Их можно назвать фазами развития личности. Этих фаз три.

Итак, первая фаза становления личности. Человек не может осуществить свою потребность в персонализации раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и не овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены.

Это достигается (одними более, другими менее успешно), но, в конечном счете, при переживании некоторой утраты своих индивидуальных отличий. Ему может показаться, что он полностью растворен в "общей массе". Происходит нечто вроде временной потери личности. Но это его субъективные представления, потому что фактически человек зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, имеющими значение именно для других людей, а не только для него самого. Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить для других как личность.

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между необходимостью "быть как все" и стремлением человека к максимальной персонализации. Что же, приходится искать средства и способы для осуществления этой цели, для обозначения своей индивидуальности.

Например, если некто попал в новую для него компанию, то он, по-видимому, не станет пытаться сразу в ней выделиться, а прежде попробует усвоить принятые в ней нормы общения, то, что можно назвать языком этой группы, допустимую в ней манеру одеваться, общепринятые в ней интересы, выяснит, кто для него друг, а кто враг.

Но вот, справившись, наконец, с трудностями адаптационного периода, поняв, что для этой компании он "свой", иногда смутно, а иногда остро он начинает осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность в какой-то мере себя утрачивает, потому что другие не могут в этих обстоятельствах его разглядеть. Не разглядят из-за его неприметности и "похожести" на любого.

Третья фаза - интеграция - определяется противоречиями между уже сложившимися стремлением человека быть идеально представленным в других своими особенностями и потребностью окружающих принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху и т. д.

В результате эти выявившиеся отличия у одних (смекалка, юмор, самоотверженность и т. п.) принимаются и поддерживаются, а у других, демонстрирующих, например, цинизм, лень, стремление свои ошибки свалить на другого, наглость, могут встретить активное противодействие.

В первом случае происходит интеграция личности в группе. Во втором, если противоречия оказываются неустраненными, - дезинтеграция, имеющая следствием вытеснение личности из группы. Может случиться и так, что возникнет фактическая изоляция личности, которая ведет к закреплению в характере многих отрицательных черт.

Особый случай интеграции наблюдается, когда не столько человек приводит в соответствие свою потребность в персонализации с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с его потребностями, и тогда он занимает позицию лидера. Впрочем, взаимная трансформация личности и группы, очевидно, всегда так или иначе происходит.

Каждая из этих фаз порождает и шлифует личность в ее важнейших проявлениях и качествах - в них протекают микроциклы ее развития. Представим, что человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития - у него, скорее всего, будут складываться качества зависимости, безынициативности, соглашательства, появится робость, неуверенность в себе и своих возможностях. Он как бы "пробуксовывает" на первой фазе становления и утверждения себя как личности, и это приводит к ее серьезной деформации.

Если, находясь уже в фазе индивидуализации, он пытается реализовать свои потребности "быть личностью" и предъявляет окружающим свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают как не соответствующие их потребностям и интересам, то это способствует развитию у него агрессивности, замкнутости, подозрительности, завышению самооценки и понижению оценки окружающих, "уходу в себя" и т. д. Может быть, отсюда берется "мрачность" характера, озлобленность.

Человек на протяжении своей жизни входит не в одну, а во многие группы, и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции многократно воспроизводятся. У него формируется достаточно устойчивая структура личности.

Сложный, как это очевидно, процесс развития личности в относительно стабильной среде еще больше усложняется в связи с тем, что она в действительности не является стабильной, и человек на своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен в общности, далеко не совпадающие по своим социально-психологическим характеристикам.

Принятый в одной группе, где он вполне утвердился и давно уже "свой", он оказывается иной раз отвергнутым в другой, в которую он включается после первой или одновременно с ней. Ему снова и снова приходится утверждать себя в качестве самостоятельной личности. Таким образом завязываются узлы новых противоречий, возникают новые проблемы и трудности.

Помимо этого, сами группы находятся в процессе развития, постоянно меняются, и к изменениям можно приспособиться только при условии активного участия в их воспроизводстве. Поэтому наряду с внутренней динамикой развития личности в пределах относительно стабильной социальной группы (семья, школьный класс, дружная компания и т. д.) надо учитывать объективную динамику развития самих этих групп, их особенности, их нетождественность друг другу. И те, и другие изменения становятся особенно заметными в возрастном развитии личности, к характеристике которого мы переходим.

Из всего вышесказанного складывается следующее понимание процесса развития личности: личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг друга от возраста к возрасту. Характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Можно сказать и так: личность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности, имеющие для него значение на разных возрастных ступенях.

Наиболее благоприятные условия для формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития - коллектив. На основе этого предположения может быть сконструирована вторая модель развития личности - на этот раз возрастного. Существуют различные возрастные периодизации. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и другие.

Периодизация детства по Давыдову:

По ведущему типу деятельности

От 0 до 1 года, 1-3 лет - предметно-манипуляторная;

3-6 лет - игровая;

6-10 лет - учебная;

10-15 лет - общественно-пол46

15-18 лет - профессиональная.

В современной науке принята следующая периодизация детского возраста:

1. Младенчество (до 1 года)

2. Преддошкольный период (1-3)

3. Дошкольный возраст (3-6)

4. Младший (3-4)

5. Средний (4-5)

6. Старший (5-6)

7. Младший школьный возраст (6-10)

8. Средний школьный возраст (10-15)

9. Старший школьный возраст (15-18)

Основа периодизации - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание должно естественно основываться на возрастных особенностях.

Психолого-педагогические доминанты развития дошкольников: развитие речи и мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы, формирование самооценки, первоначальных нравственных представлений.

Психолого-педагогические доминанты младших школьников: изменение социального статуса (дошкольник - школьник). Смена режима жизни и деятельности, новая система взаимоотношений с окружением, адаптация к школе.

Психолого-педагогические доминанты старших школьников: акселерация - разрыв между физическим и социальным созреванием, самоанализ, самосозерцание, самоутверждение. Широта интересов, ориентация на будущее. Гиперкритицизм. Потребность быть понятым, тревожность. Дифференцирование отношений к окружающим, родителям, учителям.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете возрастных особенностей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебный процесс, нагрузку, выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

В данной работе за основу взяты следующие этапы возрастного формирования личности:

ранний детский (“преддошкольный”) возраст (0-3);

дошкольное и школьное детство (4-11);

отрочество (12-15);

юность (16-18).46

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье и зависит от принятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает - сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик, наказание. Это будет определяющим.

В результате складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки или оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного маленького себялюбца. Важность периода раннего детства для формирования личности была отмечена многими психологами, начиная с 3. Фрейда. И в этом они были правы. Однако причины, его определяющие, нередко мистифицировались.

В действительности дело в том, что ребенок с первых месяцев сознательной жизни находится в достаточно развитой группе и в меру присущей ему активности (здесь большую роль играют особенности его высшей нервной деятельности, его нервно-психической организации) усваивает тип отношений, которые в ней сложились, претворяя их в черты своей формирующейся личности.

Фазы развития личности в преддошкольном возрасте:

первая - адаптация, выражающаяся в освоении простейших навыков, овладении языком при первоначальном неумении выделить свое Я из окружающих явлений;

вторая - индивидуализация, противопоставление себя окружающим: "моя мама", "я мамина", "мои игрушки", - и тем самым подчеркивание своих отличий от окружающих; 46

третья - интеграция, позволяющая управлять своим поведением, считаться с окружающими, не только подчиняться требованиям взрослых, но и в какой-то мере добиваться, чтобы взрослые с ним считались (правда, для этого используется, к сожалению, чаще всего "управление" поведением взрослых с помощью ультимативных требований "дай", "хочу" и т. д.).

Воспитание ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, уже с трех-четырех лет, как правило, протекает одновременно и в детском саду, в группе сверстников, "под руководством" воспитателя. Здесь возникает новая ситуация развития личности. Если переход к новому периоду не подготовлен успешным завершением фазы интеграции в предыдущем возрастном периоде, то здесь (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития личности. В психологии давно был установлен факт "кризиса трехлетних", через который проходят многие малыши.

Дошкольный возраст. Ребенок включается в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитательницей, которая, как правило, становится для него наравне с родителями наиболее значимым лицом. Укажем фазы развития личности внутри этого периода. Адаптация - усвоение детьми норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения. Индивидуализация - стремление каждого ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и проказах. При этом дети ориентируются не столько на оценку сверстников, сколько на родителей и воспитательниц. Интеграция - согласованность стремления обозначить свою неповторимость и готовности взрослых принять в ребенке только то, что соответствует важнейшей для них задаче - обеспечить ему безболезненный переход на новый этап воспитания, - третий период развития личности.

В младшем школьном возрасте ситуация развития личности во многом напоминает предшествующую. Школьник входит в совершенно новую для него группу одноклассников под "предводительством" учительницы.

Теперь перейдем к подростковому возрасту. Первое отличие - если раньше каждый новый цикл развития начинался с перехода ребенка в новую группу, то здесь группа остается все той же. Вот только в ней происходят большие изменения. Это все тот же школьный класс, но как он изменился! Конечно, есть причины внешнего характера, например вместо одной учительницы, которая была суверенным "властителем" в начальной школе, появляется много учителей. А раз педагоги разные, то возникает возможность сравнения их, а, следовательно - критики.

Все большее значение приобретают встречи и интересы внешкольные. Это может быть, к примеру, спортивная секция и компания, собирающаяся для веселого времяпрепровождения, где центр групповой жизни связан с различными "тусовками". Само собой разумеется, социальная ценность этих новых общностей для того, кто в них входит, весьма различна, но как бы то ни было, в каждой из них молодому человеку приходится пройти все три фазы вхождения - адаптироваться в ней, найти в себе возможности защитить и утвердить свою индивидуальность и быть интегрированным в ней.

Как успех, так и неудача в этом деле неизбежно накладывают отпечаток на его самооценку, позицию и поведение в классе. Перераспределяются роли, выделяются лидеры и аутсайдеры - все теперь по-новому.

Конечно, это не единственные причины коренных преобразований группы в этом возрасте. Тут и изменения взаимоотношений мальчиков и девочек, и более активное включение в общественную жизнь, и многое другое. Одно бесспорно: школьный класс по своей социально-психологической структуре за год-полтора изменяется до неузнаваемости, и в нем чуть ли не каждому, для того чтобы утвердить себя как личности, надо едва ли не заново пройти адаптацию к изменившимся требованиям, индивидуализироваться и быть интегрированным. Таким образом, развитие личности в этом возрасте вступает в критическую фазу.

Циклы развития личности протекают для одного и того же подростка в различных группах, каждая из которых в чем-то значима для него. Успешная интеграция в одной из них (например, в школьном драматическом кружке) может сочетаться с дезинтеграцией в группе "неформалов", в которой он до этого без трудностей прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергаются в другой, где преобладают иные ценностные ориентации, и это препятствует успешному интегрированию в ней.

Противоречия, вызванные неравноценностью положения в разных группах, обостряются. Потребность быть личностью в этом возрасте приобретает характер обостренного самоутверждения, и этот период может длиться довольно долго, поскольку личностно-значимые качества, позволяющие вписываться, например, в ту же группу неформалов, зачастую отнюдь не соответствуют требованиям учителей, родителей и вообще взрослых. Развитие личности осложняется в этом случае конфликтами. Множественность, легкая сменяемость и различная направленность групп тормозят процесс интеграции личности молодого человека, однако вместе с тем формируют специфические черты его психологии.

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь Личности, от рождения до глубокой старости. Развитие Личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре Личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием Личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений - доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество Личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

На сегодняшний день экспериментально установлено, что в разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по содержанию, интенсивности и социальной ценности типы Деятельности. Это полностью размывает представление о «ведущем типе Деятельности» как основании периодизации развития Личности.

А.В. Петровским в 1984 г. была предложена новая концепция развития Личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития Личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Единство этих двух условий обеспечивает целостность процесса развития Личности. Как процесс интеграции в различных социальных группах.

Таким образом, возникает возможность выделения двух типов закономерностей возрастного развития Личности.

Первый тип закономерностей развития Личности. Источником здесь выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации (потребность быть Личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям. Это обусловливает становление Личности как в результате вхождения в новые для человека группы, выступающие в качестве институтов его социализации (например, семья, детский сад, школа, воинское подразделение), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы. Переходы Личности на новые этапы развития в этих условиях не определяются теми психологическими закономерностями, которые выражали бы моменты самодвижения развивающейся Личности.

Второй тип закономерностей развития Личности. В этом случае личностное развитие детерминировано извне включением индивида в тот или иной институт социализации или же обусловлено объективными изменениями внутри этого института. Так, школьный возраст как стадия развития Личности возникает в связи с тем, что общество конструирует соответствующую систему образования, где школа является одной из «ступеней» образовательной лестницы.

Таким образом, развитие личности - это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и представляет, каким он хотел бы себя видеть.

В самом общем виде развитие личности есть становление особой формы целостности или, как говорил Флоренский, "единомножия", включающего четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и субъекта самосознания.

Иначе говоря, становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляя себя перед самим собой.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

С каждым типом теорий, рассмотренным в предыдущем разделе этой главы, связано свое особенное представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.

Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружаюшими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте - их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (табл).

Таблица

Стадии развития личности по Э.Эриксон}

Стадия развития

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года)

2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)

3. Раннее детство (около 3- 5 лет)

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека.

Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение.

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие Признаков полоролевого поведения.

4. Среднее детство (от 5 до 11 лет)

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу.

Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.

5. Половое созревание, под-ростничество и юность (от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы - планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости.

Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло-ролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.

6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.

Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.

7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.

Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.

Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

Э.Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.

Заметим, что к трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения, и здесь Э.Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.

Третья и четвертая стадии развития, по Э.Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д.Б.Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции, как в уже рассмотренных нами, подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов наших ученых от позиций, на которых стоит Э.Эриксон, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии личностного развития в теориях отечественных психологов не представлены. Но вполне можно согласиться с тем, что приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, и в этом, по-видимому, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующем за юностью.

Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э.Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э.Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

Кроме того, на каждой из- выделенных им стадий развития автор указывает лишь на отдельные моменты, объясняющие его ход, и только на некоторые личностные новообразования, характерные для соответствующего возраста. Без должного внимания, например, на ранних стадиях детского развития осталось усвоение и использование ребенком речи, причем в основном только в аномальных формах.

Тем не менее значительная доля жизненной правды в данной концепции содержится, а главное, она позволяет представить себе важное значение периода детства во всем процессе личностного развития человека.

В заключение отметим особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э.Фромм. Представляется, что он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он, - это система, которая не на словах, а на деле создает экономические, политические и культурные условия для полноценного развития индивида как личности. Развитие личности - это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, - важнейшая задача воспитания.

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.

Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное и стать кем-то еще более продвинутым. Читая об этапах развития, мы мысленно определяем свое место в жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой взгляд на тему этапов развития личности и сознания .

Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если где-то перепрыгиваешь через ступень, скорей всего опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, возможно, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он смог бы обрести мудрость. А в вашей жизни не было уроков, устраняющих корни энергозатратной привычки – осуждать. У развитого человека душа этап за этапом прошла огромный путь. Текущий этап развития зависит от полученного в прошлом опыта.

Все люди разные – каждый на своем этапе, и наилучшим образом этот феномен могла бы объяснить концепция о перерождениях души. Вроде как – прошлое неизвестно, потому и результат прошлого в виде текущего этапа развития приходится принимать как должное. Приемлемость такого объяснения зависит от личного мировоззрения. Если опустить теорию реинкарнации, то можно сказать, что развитой личности повезло – вероятно, у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия жизни.

Бессмысленно осуждать людей, которые относительно нашего уровня «неразвиты». Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая нам кажется элементарной, это значит, что нам «повезло» больше – мы получили лучшее воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок может дать самостоятельное решение проблем.

Не существует объективно высоких и низких этапов развития – все относительно. А если привязываться к этим рангам, на земле всегда найдется человек, который будет выше вашей персоны на две головы, в сравнении с которым наш этап окажется низким. Чем меньше игр в возвышение и унижение, тем меньше пустых энергетических растрат на . Однако в нашей шкале шести этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности.

Человек, находящийся на определенном этапе развития может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые по временам могут всплывать в форме временной регрессии. Также могут быть и наработки с продвинутых этапов развития – локальные высоты, способствующие эволюционной карьере как маяки на пути.

Критерии развития

Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия . Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой..

Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность , или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, недальновидный человек неразумно растрачивает энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя побыстрей, не заботясь о будущем.

Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это . Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие и чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если, например, человек хочет близко контактировать с миролюбивыми и честными людьми, он сам обязан стать честным и миролюбивым, тогда эта сфера его примет.

Первый этап развития личности

Это – этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в человеческом теле облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека – к животному.

Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем менее человек первых этапов развития цивилизован, тем сильней проявляется сила его инстинктов, и тем более грубым и прямолинейным будет исполнение его потребностей. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.

Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно – лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимания на мысли о том, что за грубое поведение может быть расплата. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мыслей о последствиях. Так проявляется отсутствие осознанности, мудрости и дальновидности.

На первом этапе развития личности человек почти не осознает, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает уподобляться животным, и жить по их законам. Единственное, что его сдерживает – страх наказания и в меньшей степени – моральные ценности. Так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне – грубое, притупленное, и поэтому человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском по сферам, которые живут по определенным законам.

Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие и желанные. Но у него напрочь отсутствует осознание того, что переход на новый уровень связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Никто не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.

К слову о моральных и духовных ценностях, правилах и ограничениях, – все они искусственны и чаще всего попросту блокируют естественный поток жизненной энергии. Их слепое принятие полезно на первых этапах развития, пока человек сам не ощущает естественный поток жизни. В этом отношении развитие – это отступление от истоков с целью обретения опыта, чтобы затем – к ним вернуться с повзрослевшим сознанием.

Второй этап развития личности

Это – этап социального наркомана – «адаптированного» среднестатистического обывателя, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и новостей СМИ. Здесь я опускаю книги, потому что они в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.

На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему не стоит вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его бессознательном. Если вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. В ином случае, можно говорить о генах, переданных достойными родителями или о подобающем воспитании. До физического насилия обыватель опускается во время регрессии, когда его восприятие временно притупляется.

Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.

На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Иными словами здесь проблематика переносится на более тонкий – психический уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания и переносом внимания на более тонкий дисбаланс.

На втором этапе развития инстинкт выживания отходит на второй план, его влияние становится опосредованным, но чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание становится на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться происходящим более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.

Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И раз ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды интересуется усладой своего ума. К этому относятся: игры, развлекательное чтиво, кино, болтовня и всевозможные забавы.

По критерию мудрости и дальновидности человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму, поэтому социальный блок информации, осуждающий эти наклонности не зря работает так активно.

Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда и активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, он вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае сильная личность огораживает более слабую от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать – будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. Обычно он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.

Третий этап развития личности

Это – этап начальника. Неважно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой, основной его потребностью является власть и контроль. Секс, еда и развлечения отходят на второй план, но интерес к ним не угасает.

Основа для удовлетворенности жизнью здесь проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять и владеть. Сексуальное желание на этом этапе развития больше проявлено не на уровне похоти, а чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать и победить. И часто, когда это желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям – завоевывать дважды одну и ту же территорию ему неинтересно. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, сильней всего мы тянемся к обществу тех людей, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и бессознательной потребностью подняться до следующего этапа.

Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности, как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен – понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек честно признает и принимает свою неспособность понять, а чаще всего впадет в самообман, полагая, что рамки его ума – это и есть жизнь.

Человек третьего этапа развития может влиться в общество людей первого и второго этапа развития – либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидной мудрости побуждает его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению – то бишь ясному пониманию последствий. На этом этапе развития его личность в какой-то степени , и способна методично следовать собственным решениям, понимание которых присутствует в силу относительной личностной целостности.

Насилие и грубость на этом этапе развития личности, может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, принуждающее человека унижаться и переживать за собственную персону. ЧСВ утончается и его интенсивность понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.

Если у человека нет грубых программ с первых двух этапов развития личности, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным и удовлетворенным, когда ощущает контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль – не более чем шаткая иллюзия, от которой он упорно прячется в своих делах. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь – явление спонтанное, и куда более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания на третьем этапе развития личности.

Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития. О них речь пойдет во второй части статьи.

В психологии существуют разные подходы к пониманию законов формирования и развития личности. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развитие, значения общества для развития личности, закономерностей и этапов развития, роли в этом процессе кризисов развития и других вопросов.

Каждый тип теорий личности имеет свое представление о формировании и развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Согласно теории черт, все черты личности формируются прижизненно, процесс их преобразования подчиняется небиологическим законам. Теория социального научения представляет формирование и развитие личности, как выработку определенных способов межличностного взаимодействия. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют формирование и развитие личности как процесс становления «Я».

Интегративная концепция формирования и развитие личности . В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Интегративная концепция развития принимает во внимание системное формирование и взаимозвисимое преобразование всех тех сторон личности. Одной из таких концепций стала теория американского психолога Э. Эриксона.

В своих взглядах на развитие Э. придерживался эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца жизни. Становление личности Эриксон понимал как смену этапов, на каждом из которых происходит изменение внутреннего мира человека и его отношений с окружающими людьми. На каждом этапе личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся в виде заметных следов в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, могут возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

В ходе формирования и развития личности, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя все возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

Жизненные кризисы. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Стадии развития. Эриксон выделил восемь стадий развития личности, совпадающие с возрастными кризисами.

На первой стадии (первый год жизни) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В случае любви, привязанности родителей к ребенку, заботе и удовлетворении его требований у ребенка формируется доверие к людям. Недоверие к людям, как личностная черта, может быть результатом плохого обращения матери с ребенком, игнорирования его запросов, пренебрежение им, лишение любви, слишком раннее отлучение от груди, эмоциональная изоляция. Т.о., уже на первой стадии развития могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия (от 1 года до 3 лет) определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Становление этих качеств, по Эриксону, также зависит от характера обращения взрослых с ребенком. Если ребенку дают понять, что он помеха жизни взрослым, то в личности ребенка закладывается неуверенность в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

Третья и четвертая стадии (3-5 лет, 6-11 лет), закладывают в личности такие черты, как любознательность и активность, заинтересованное изучение окружающего мира, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков. В случае аномальной линии развития формируется пассивность и безразличие к людям, инфантильное чувство зависти к другим детям, конформность, подавленность, чувство собственной неполноценности, обреченность оставаться посредственностью.

Названные стадии в концепции Эриксона в целом совпадают с представлениями Д. Б. Эльконина и других отечественных психологов. Эриксон, как и Эльконин, подчеркивает значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов Эриксона от позиций, на которых стоят наши ученые, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не познавательных умений и навыков (как принято в отечественной психологии), а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии развития личности в теориях отечественных психологов не представлены.

На пятой стадии (11-20 лет) происходит жизненное самоопределение личности и четкая половая поляризация. В случае патологического развития на этой стадии наблюдается (и закладывается на будущее) путаница социальных и половых ролей, концентрация душевных сил на самопознании в ущерб развитию отношений с внешним миром).

Шестая стадия (20-45 лет) посвящена рождению и воспитанию детей. На этой стадии наступает удовлетворенность личной жизнью. В случае аномальной линии развития наблюдается изоляция от людей, трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение.

Седьмая стадия (45-60 лет) предполагает зрелую, полноценную, творческую жизнь, удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. В случае аномальной линии развития наблюдается эгоизм, непродуктивность в работе, застой, болезни.

Восьмая стадия (свыше 60 лет) - завершение жизни, взвешенная оценка прожитого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, удовлетворенность прошедшей жизнью, способность примирится со смертью. В случае аномальной линии развития этот период характеризуется отчаянием, осознанием бессмысленности своей жизни, страхом смерти.

Положительную оценку вызывает позиция Эриксона, что приобретение человеком новых социальных ролей составляет основной момент личностного развития в старшем возрасте. Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э. Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.