ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Семь техник визуализации. Визуализация: методика представления желаемого

Визуализация — это, в психологии и психотерапии , построение зрительных образов в голове, для изменения своего мировосприятия и негативных, подсознательных установок и глубинных, часто иррациональных убеждений, с целью избавления от различных эмоционально-психологических проблем в жизни.
, как и позитивные аффирмации — это не волшебное исполнение любых желаний наяву, в реальности, а осуществление рациональных, логически обоснованных целей.
Сегодня на сайте психологической помощи http://сайт , вы узнаете как правильно визуализировать , используя метод и технику визуализации, применяемый в когнитивно-поведенческой и рациональной психотерапии.

Визуализация желаний, как правильно визуализировать

, по сути управляемая фантазия, образное представление, воображение, направлена на изменение негативных внутренних установок человека на позитивные. Чтобы ваши реалистические желания исполнились, вам нужно четко понять как правильно визуализировать свои цели, тогда, как и в негативном случае, сработает так называемое «самореализующееся пророчество», т.е. если ваше желание в принципе возможно, то оно обязательно сбудется.

Методы и техники визуализации для исполнения желаний

Каждый данный метод и техника визуализации, с небольшими примерами в скобках, помогут вам осуществить свои рациональные желания и потребности. Не забывайте, главное здесь — практика…
Образы совладания , в которых индивид представляет себя успешно справляющимся со сложными ситуациями, используются для коррекции пассивного, избегающего мышления. (Например, представьте себе, что вы просите своего начальника о повышении вашей зарплаты.)

Расслабляющие образы , включающие сцены природы и чувственные визуализации, используются для противопоставления мыслям, продуцирующим страх или тревогу. Часто используются как часть когнитивной десенсибилизации.

Образы достижений , в которых человек воображает, что он выполнил какое-либо задание в совершенстве, противопоставляются иррациональным мыслям о беспомощности и неудачливости. («Представьте себе, что у вас удачный, счастливый брак».)

Образы подетального совладания , которые сфокусированы на частностях, помогают людям, которые чувствуют себя задавленными неразрешимыми проблемами. Используя этот метод, человек может разбить главную проблему на серию более мелких и представить себе, как он преодолевает эти небольшие сложности. Например, он может поделить проблему покупки машины на 20 маленьких задач и представить себе последовательное успешное завершение каждой из них, начиная с покупки автомобильного каталога для покупателей новых машин и заканчивая удачной покупкой идеального автомобиля.

Моделирующие образы могут использоваться в случае, если человек испытывает сложности в представлении составных шагов решения проблемы или овладения тем или иным навыком. В этой технике индивид представляет в воображении человека, который образцово выполняет данное ему задание. К примеру, вы можете проанализировать и затем визуализировать удар справа Пита Сампраса или навыки ведения спора Вильяма Бакли.

Неприязненные образы используются в обусловливании отвращения, отстранения и избегания в качестве противовеса нежелательному поведению. («Представьте, что ваша привычка курить вызывает у ваших детей эмфизему».)


Идеализированные образы используются, когда люди не могут подумать о своей конечной цели. («Где бы вы хотели жить через десять лет, с кем? Что бы вам хотелось делать?»)

Представления о вознаграждении подкрепляют реалистическое мышление. («Что произойдет хорошего, если вы завершите проект?»)

Нивелирующие образы уменьшают негативные эффекты неприятных, устрашающих визуализаций. («Представьте своего начальника в костюме утки, крякающего».)

Реконцептуализирующие образы изменяют интерпретацию событий. («Представьте, что ваша жена не была на вас рассержена, просто у нее были неприятности на работе».)

Негативные и позитивные образы - визуализация негативных ситуаций на позитивном фоне, как и обусловливание высшего порядка, может изменить эмоциональную валентность ситуации. («Представьте, что ваш противник критикует вас, а вы сидите в тропической лагуне в теплый, солнечный день».)

Корректирующие образы исправляют ошибки, допущенные человеком в прошлом. («Представьте, как бы вы это сделали, если бы пришлось это делать снова».)

Обобщенные корректирующие образы позволяют индивиду исправить все прошлые инциденты определенного типа. К примеру, пассивный человек может представить, что он вел себя ассертивно в те моменты, когда он отступал от проблемы.

Образы будущего заставляют человека оглянуться на настоящее из будущего времени, таким образом проясняя главные ценности. («Представьте, что вам 85, и вы оглядываетесь на прожитую жизнь. Что вы теперь сочтете важным и что - ничего незначащим?»)

«Аварийные» представления учат человека справляться с худшими возможными последствиями события. («Что может произойти самого плохого в результате того, что вы потеряете работу?»)

Визуализация маловероятных образов предполагает, что человек представляет себе все возможные «ужасные» события, которые с ним могут произойти, для того чтобы научиться уходить от попыток контролировать все вокруг. В парадоксальных техниках часто применяется этот прием. («Что ужасного может с вами произойти, когда вы читаете воскресные комиксы? Когда вы принимаете ванну? Когда лежите в своей постели?»)

Представление ассертивных ответов может быть сопоставлено для контраста с представлениями пассивных, агрессивных и пассивно-агрессивных реакций, так чтобы человек увидел последствия каждого из ответов. («Представьте, что вы пассивно, агрессивно или ассертивно просите, чтобы вам вернули ваши деньги».)

Представление итоговых последствий требует, чтобы люди визуализировали приносящее беспокойство событие через неделю, месяц, год после того, как оно произошло, чтобы определить отсроченные последствия. («Если вы покончите с собой, представьте, как сильно будет переживать ваша девушка восемь лет спустя?»)

Эмпатические представления учат индивида воспринимать мир с точки зрения другого человека. («Как к вам относится человек, которого вы обидели?»)

Катарсические образы позволяют людям представить, что они выражают не проявленные прежде эмоции, такие, как гнев, любовь, ревность или печаль. («Представьте, что вы кричите в ответ на вашего друга».)

Представление нулевой реакции предполагает, что человек визуализирует, как он воспринимает в фобических ситуациях только нейтральные последствия. Эти образы часто используются в процедурах погашения условных связей. («Представьте, что вы встали перед всеми собравшимися и вышли. Представьте, что никто этого не заметил и никому до этого не было дела».)

Фантастические образы разрешают в воображении такие проблемы, которые невозможно решить в реальности («Представьте, что ваша умершая бабушка предстала сейчас перед вами. Какой она вам даст совет? Как она отнесется к тому, что вы сделали?»)

Превентивные образы используются для того, чтобы подготовить человека справиться с проблемами, с которыми он может столкнуться в будущем, например, смерть, отвержение значимым лицом, физическое заболевание, бедность и т. д.

Негативные подкрепляющие образы вызывают представление о страшной ситуации, которая избавляет от ситуации еще более ужасной. («Представьте, что, держа в руках змею, вы избавляетесь от критики ваших сверстников».)

Образы безопасности дают индивиду чувство уверенности в пугающей ситуации. («Когда вы находитесь в самолете, представляйте себе, что мама держит вас в теплом розовом одеяльце».)

Пресыщающие образы , использующиеся в процедурах скрытого наводнения, воспроизводите одну и ту же визуализацию снова и снова, пока вам не надоедает ее представлять. («В течение следующих двух недель по 50 раз в день представляйте себе, что ваша жена занимается любовью с каждым мужчиной, которого вы встречаете».)

Альтернативные образы используются, когда клиент должен определиться между двумя линиями поведения. («Представьте, на что будет похожа ваша жизнь в Нью-Йорке и в Кивесте во Флориде, и сопоставьте эти два образа».)

Наверняка, многие из вас видели фильм "Секрет". Одна из основных идей этого фильма - визуализация творит чудеса. Хочешь дом, визуализируй его, подробно, в деталях. Представь занавески, пейзаж за окном. Представь, как ты идешь по нему, как скрипят половицы. После этого фильма тысячи людей сели визуализировать свои мечты. Но, похоже, у большинства дома упорно не хотели появляться. Сделав неутешительные выводы, многие люди отнесли визуализацию к разряду сектантских уловок. А зря.

Визуализация в психологии может быть очень мощным инструментом проработки своих эмоциональных состояний. Вообще, визуализация - это процесс представления какого-то образа или ситуации на нужную тему и с определенной целью. Например, с помощью визуализации можно проработать свои страхи, обиды или отношения с родителями.

Визуализация создает впечатление, что ситуация действительно произошла. У человека в памяти остается уникальный опыт, который он получил, а так же эмоции, которые он испытал.

Для начала необходимо найти "ведущего", человека, который вел бы вас к нужному результату. Потом, научившись, можно работать самостоятельно. Визуализация по своей технике чем-то напоминает медитацию. Для того, чтобы достичь хорошего результата, человеку нужно закрыть глаза и максимально расслабиться.

Затем ведущий начинает давать словесные описания места или ситуации, в которой человек оказался. При этом ведущий задает вопросы, на которые человек мысленно дает ответы, тем самым конкретизируя прорабатываемую ситуацию. Например: "Представь, что ты находишься перед дверью. Какая она? Из какого материала? Какие у нее ручки? Какого она цвета? Какого размера?".

Ключевым моментом визуализации является мысленная встреча с важным человеком, с самим собой в будущем или прошлом, с каким-то конкретным предметом, который символизирует что-то важное - мечту, цель, будущее, страх, обиду и т.п. Например, есть распространенная визуализация для работы со страхом. Нужно представить встречу с ним. Человек мысленно представляет, как выглядит его страх. У кого-то это образ волка, у кого-то нечто серое и бесформенное, у кого-то большое и с рогами. Все зависит от самого человека и степени его боязни.

Во время этой встречи происходит самое важное - отработка и разрешение проблемы. В случае со страхом - это момент принятия и дружбы. Человек мысленно знакомится со страхом, кормит его, гладит. Страх трансформируется, становится другим, возможно добрым, белым и пушистым. В случае проработки проблемы в отношениях с родителями, итогом встречи становится принятие и прощение. Не всегда нужный результат приходит с первого раза. Если проблема глубинная, ее можно проработать неоднократно.

После завершения визуализации, человек эмоционально ощущает, что он прожил эту ситуацию. Чувства в этой проработке он испытывал вполне реальные. Он думал, представлял, испытывал полную гамму ощущений. У некоторых людей проработка и чувства настолько сильные, что в момент визуализации у них есть желание бежать, трогать, они чувствуют запахи, тепло или холод.

Как видите, визуализация - это не только фантазии насчет своего дома или машины, а вполне рабочий инструмент, помогающий психологу и его клиенту достичь определенных целей в консультировании.

В своей практике я стараюсь не давать этот инструмент на первой встрече. Для хорошего результата необходимо полное доверие со стороны клиента. Кроме этого, неподготовленный человек крайне редко способен сразу глубоко проработать проблемную ситуацию.

Предлагаю вам познакомиться с одной из техник визуализации. Она называется "Мой друг - страх". Из названия видно, что эта техника направлена на работу с вашими страхами.

"Представьте, что вы находитесь в лесу. Какой это лес? Темный, светлый? Какая сейчас погода? Вы идете и выходите на полянку. Вы осматриваетесь и видите, что в зарослях кто-то есть. Он выглядывает, а потом очень медленно выходит к вам. Посмотрите, это ваш страх. Какой он? Какого роста? На кого он похож? Наблюдайте за ним. Только вы решаете, когда ему можно к вам подойти. Как только вы будете готовы, он медленно подходит к вам. Посмотрите, он совсем голодный. Подумайте, чем вы можете его накормить? Что он ест? В ваших силах дать ему еду. Покормите его. Пусть он насытится. После этого прикоснитесь к нему, можете погладить. Посмотрите, что с ним происходит? Он меняется? Как только вы будете готовы, отпустите его. Пусть он уходит туда, откуда пришел. А вы возвращайтесь обратно. Открывайте глаза. Что вы чувствуете?"

По поводу визуализации в психологии сложилось множество точек зрения. Некоторые психологи вообще не признают ее существования. Другие же со всей искренностью заявляют о ее пользе и стремятся регулярно использовать в своей практике. Развитие современного психологического знания сегодня преодолевает этап, когда некоторые его аспекты остаются достаточно неизученными и не могут ни быть опровергнутыми, ни получить достаточного количества доказательной базы.

С уверенностью можно сказать, что обыденная психология использует понятие визуализации уже очень давно. Что под ней понимается — банальное развитие воображения или специальная психологическая техника, требующая длительного обучения? Давайте разбираться.

Что такое визуализация

У каждого в недрах воображения хранится какая-то мечта. Одни пытаются реализовать ее лишь удобными для них способами, другие идут на все ради ее воплощения в настоящем, а третьи лишь время от времени о ней задумываются, получая кратковременное удовольствие от самого процесса. Существует много способов достижения целей. Одни оборачиваются большим количеством затрат, другие же помимо воплощения желаемого обеспечивают еще и развитие личности. Метод визуализации получил распространение как способ реализовывать свои устремления лишь с помощью силы воображения.

Даже устоявшиеся скептики имеют объяснение феномена визуализации. Многие из них считают, что чрезмерная концентрация на желаемом как бы программирует бессознательное на выполнение тех действий, благодаря которым достигается конкретная цель. Как бы то ни было, развитие навыков визуализации доступно каждому и сегодня используется все большим количеством самосовершенствующихся людей. Итак, что же такое визуализация?

Визуализация — мысленное представление образа желаемого предмета, события, явления. В этот образ могут входить зрительные, звуковые и чувственные ощущения — в общем, все, что можно создать с помощью воображения. Чем более детально представляется желаемое, тем качественнее оказывается результат. Визуализация с одной стороны — это развитие воображения, а с другой — средство для достижения конкретных задач, их анализа и проработки.

Методика визуализации

Первым шагом, с которого стоит начать, служит постановка цели. Она должна быть действительно желаемой, конкретной, достижимой и личной. Личный характер целей подразумевает развитие целеустремленности. Также не следует включать в одну большую цель несколько мелких. Это может сбить мечтателя с истинного пути.

Затем необходимо найти место, которое будет использоваться как тренировочная площадка для работы воображения. Оно должно отвечать определенным критериям: комфортный уровень температуры, шума, света, наличие мебели, на которой можно было бы удобно расположиться. Развитие рефлексии здесь оказывается особенно важным стремлением.

Занятие удобного положения. При выборе позы следует учитывать, что лежа можно легко заснуть и не выполнить задуманное; при наличии неудобств легко будет отвлечься и благополучно забыть об упражнении. Развитие воображения посредством визуализации предполагает тщательную подготовку. Поэтому прежде чем приступать к самому упражнению, стоит отправить проверку в свое подсознание — не мешает ли неудобно расположенная конечность или положение головы процессу визуализации.

Следующий шаг — избавление от посторонних мыслей. Для некоторых нужно просто включить спокойную музыку, для других — пройти определенные медитативные процедуры, третьим понадобится лишь начать думать в нужную сторону. Медитативные процедуры благоприятно влияют на развитие концентрации внимания, что жизненно необходимо для реализации целей.

После того как голова будет очищена от постороннего шума, можно приступать к самому интересному — представлению. Оно происходит за счет работы воображения и призвано формировать положительный образ будущего. Поэтому как только появляются негативные мысли, стоит сразу же от них избавляться.

Как это работает? Постоянно создавая внутренние стимулы, мы заставляем себя поверить в то, что воображаемое уже стало реальностью. Подсознание, в свою очередь, начинает искать средства, которые со временем и приводят нас к цели. Развитие идеи, добавление в нее новых деталей, создает дополнительную мотивацию и интерес, повышает уровень развития воображения.

Недаром все великие умы вторят психологам — возможности воображения поистине безграничны!

Визуализация - это целый арсенал психотерапевтических приёмов для работы с так называемым ВНУТРЕННИМ ПРОСТРАНСТВОМ КЛИЕНТА.

Визуализаци - это создание зрительных образов и управление ими. С какой целью в психологии используется визуализация?

Психология объясняет это, используя теорию бессознательного, как всегда.

Когда мы начинаем визуализировать нечто (не важно что), подсознание заполняется всем этим и понимает это как запрос «Хочу!». Сознание же почти всегда говорит нам: «У тебя нет сейчас ни денег, ни образования, ни толком возможности иметь это».

Но наше подсознание (бессознательное) оно ведь старше и мудрее, чем сознание, и оно молча начинает искать пути и варианты - как же добиться того, чтобы запрос был реализован!

Как объясняют феномен визуализации философы?

«Почему визуализация «работает»?» замечательно объяснил уже очень давно (до эры нью-эйдж) французский философ Блэз Паскаль в своём знаменитом рассуждении, которое вошло в историю под именем «пари Паскаля».

О «пари паскаля» и вытекающих из него умозаключениях наиподробнейшим образом написано в программной статье нашего сайта

Образ жизни «как если бы»

Вы часто встретите аргументацию «пари паскаля» в устах разного рода авторов книг по популярной психологии, но редко кто из них знает - кто же «изобрёл» эту мысль. А Вы - знаете...

Визуализировать можно не только желаемые предметы, например, дом на берегу моря...

Визуализировать можно (и нужно!) свои страхи, ужасы, травмы и проблемы.

Особенно если проблему визуализировать «как бы» нельзя. А Вы попробуйте! Станьте на пять минут мультипликатором и попробуйте представить себе, например, свою головную боль. С тем, что можно увидеть - легче бороться.

Так визуализация проявляет себя с другой стороны - как лекарь, целитель, волшебник, психотерапевт.

Визуализация помогает нам лечить неврозы, страхи (фобии), даже бородавки (которые вырастают также на «нервной почве»), уже не говоря о том, что визуализация лечит такие нервные недуги, как заикание и энурез.

Всё это делает метод символдрамы, основанный на визуализации терапевтической...

В Европе (я очень люблю об этом писать) каждый школьник «пропускается» через курс символдрамы, там символдрама так же естественна, как для нас - ЛФК.

Потому что школьный возраст - это как раз время, на которое приходится максимальное количество кризисов, стрессов, проблем и кризисов в семье, у родителей - самая страда для психотерапевтов... И не помогать ребёнку в этом возрасте, оставить его без помощи психолога - всё равно что оставить роженицу без медицинского присмотра. Ну впрочем, у нас естественно и то, и другое. Что-нибудь да получится. «Что-нибудь» да получается... Недаром скованных, злобных, несчастливых россиян так легко узнать в пёстрой европейской толпе...

А ведь по Европе гуляют не самые обездоленные соотечественники. Видно не в деньгах счастье... Счастье в вовремя оказаной человеку грамотной психологической помощи...

Поэтому я хочу, чтобы максимальное количество соотечественников (но и не только) познакомилось хотя бы с азами символдрамы в материалах:

  • Символдрама - путь к исцелению
  • Символдрама: мотив «цветок»
  • Символдрама: прорабатываем мотив «Луг»

Существует огромное количество техник визуализации, разного рода упражнений.

Вот одно из моих любимых:

  • Упражнение-визуализация «Хозяин Страхов»

И ещё два, подобных упражнения по визуализации:

  • Шаманское путешествие в «ресурс счастья»
  • Техника визуализации: Китайский Храм

Они (эти упражнения по визуализации) - довольно продвинутого уровня и оттого могут показаться некоторым людям сложными. Новички вообще воспринимают всё это как «бред» и думают, что над ними «издеваются».

Все эти традиционные смешки по поводу визуализации («Что Вы для этого «курите»? Что Вы для этого «едите»?) показатель низкой психологической культуры в нашей стране, к большому сожалению. У нас действительно, только «покурив», некоторые люди позволяют своему воображению РАБОТАТЬ. В остальное время воображение этих людей, их правое полушарие, их бессознательное, их творческие ресурсы - в общем вся эта компания, которая отвечает и за визуализацию и вообще за «волшебство» в нашей жизни - просто валяется без дела и от безделья пропадает.

Перед тем, как выполнять продвинутые техники визуализации и техники символдрамы нужно потренироваться на чём-нибудь очень простом.

Вот Вам как раз такая статья:

Упражнения по развитию навыка визуализации

Упражнения, которые там собраны нужно не ЧИТАТЬ, как интересный роман (там нет ничего ИНТЕРЕСНЕНЬКОГО), а ВЫПОЛНЯТЬ.

Что «интересного» например в инструкции по гимнастике для глаз? Вот так и этот сборник упражнений по визуализации - он требует активного отношения к себе.

За работу, товарищи!

Собирательное название психотерапевтических приемов, направленных на воссоздание и управление зрительными образами во внутреннем, субъективном пространстве. Примером подобного образа может быть визуальное представление такой фразы, как «Черный кот умывается». У некоторых людей даже при быстром прочтении указанной фразы в сознании действительно возникает образ кота. Распространение методик визуализации обусловлено тем, что практически все люди способны в большей или меньшей мере к воссозданию зрительных представлений. Причем считается, что качество визуального образа не влияет на эффективность методики визуализации. Как правило, возможности применения методик визуализации определяются той теоретической концепцией, в рамках которой разработан основной психотерапевтический метод, составной частью которого они являются. Методики визуализации чаще всего применяются в поведенческой психотерапии, хотя определенный интерес к использованию зрительных образов характеризует практически все основные психотерапевтические направления. Известно, что еще Фрейд (Freud S., 1923) активно использовал зрительные образы, возникающие в ходе психоанализа. Полученные в ассоциативном эксперименте, они служили материалом, который в дальнейшем подвергался проработке и интерпретации. Образы визуализации в психоаналитической психотерапии рассматриваются как одна из форм получения материала для анализа и в настоящее время. Иное отношение к зрительным образам сложилось в гуманистической психотерапии. Здесь эмоции, связанные с образом, трактуются как возвращение к повторному переживанию эмоционального психотравмирующего опыта. В гештальт-терапии взаимодействие с воссозданным образом части личности рассматривается как важный этап большинства психотерапевтических процедур и экспериментов. В современных экзистенциальных подходах переживание эмоций, связанных с непроизвольными визуальными образами, выступает как существенный элемент экзистенциального опыта и личностного роста в целом. В когнитивной психотерапии зрительные образы являются эквивалентами когниций и вместе с ними составляют так называемый план автоматизированного мышления, элементами которого может быть «самопредвидение» - непроизвольное создание образа возможных, как правило, негативных, последствий. Примером такого самопредвидения может быть яркое визуализированное представление падения с высоты в пропасть или картины негативных социальных последствий в конфликтной ситуации (Beck А. Т., 1970). Такие самопредвидения обладают мощной регулятивной функцией поведения, поскольку они сопровождаются соответствующими эмоциональными переживаниями. Указанные примеры иллюстрируют интерес различных психотерапевтических школ к визуальным образам и демонстрируют не столько «полноценные» (в современном понимании) М. в., сколько манипуляции с визуальными образами. Более последовательное использование их с целью диагностики и управления поведением пациентов осуществляется в поведенческой психотерапии. Так, при использовании методики имплозии больным с фобическими симптомами в аутогенном состоянии предлагается воспроизвести последовательные визуальные образы ситуации, в которой обостряется или возникает фобия, с целью снижения интенсивности негативных переживаний. В методике систематической десенсибилизации пациент воспроизводит все более устрашающие зрительные образы, негативные эмоциональные переживания при которых устраняются с помощью мышечной релаксации и самовнушения. При некоторых вариантах классического гипноза внушаются зрительные образы с определенным терапевтическим смыслом. Указанные варианты применения образов визуализации в поведенческой психотерапии уже в полной мере соответствуют определению для М. в., поскольку в этих терапевтических подходах имеется в виду не только создание зрительных представлений, но и управление образами визуализации в терапевтических целях. Более полно возможности методики визуализации раскрываются в таких современных направлениях психотерапии, как нейролингвистическое программирование, психосинтез, а также психоимажинативная терапия Шорра, трансперсональная психотерапия, арттерапия и др. В первом из них практически все процедуры различных уровней предполагают использование и управление визуальными образами. В концепции нейролингвистического программирования зрительным образам отводится значительная роль в формировании поведения и в устранении симптоматики в том числе. С точки зрения создателей этого метода Бендлера и Гриндера (Bandler R., Grinder J., 1976), одной из существенных причин возникающих у человека проблем является то, что в сознании самопроизвольно появляются визуальные образы, имеющие негативное эмоциональное значение. Эти спонтанные образы символизируют, повторно воспроизводят (в терминах нейролингвистического программирования «репрезентируют») пережитый опыт и отражают внутренние закономерности функционирования мозга в кодировании и воспроизведении прошлого опыта. Репрезентация опыта осуществляется и другим путем - с помощью вербальных образов (образов речи), кинестетических (телесных, чувственных), реже вкусовых и обонятельных, однако визуальные образы - наиболее частый вариант кодирования опыта.

Терапевтическим вмешательством необходимо добиться с помощью определенной техники, чтобы событие репрезентировалось другим образом, вызывающим положительные или в крайнем случае нейтральные эмоции. Отсюда и интерес к разработке специальных методик визуализации, если визуальная репрезентация опыта является наиболее частым способом презентации вообще. Различные технические приемы в нейролингвистическом программировании, включающие использование визуальных образов, строятся по следующей схеме:
1) тщательное изучение формального способа презентации проблемы;
2) изучение способа презентации ресурса (позитивного опыта, который презентируется с помощью субъективно приятных образов);
3) интеграция ресурса с проблемой;
4) проведение теста на эффективность воздействия.

Тщательное изучение способов презентации проблемы и ресурса касается формальной стороны субмодальных различий, которые не затрагивают содержательных характеристик образа. Важным отличием методики визуализации при нейролингвистическом программировании является именно работа с несодержательными характеристиками визуальной презентации, подобно тому как психиатра меньше интересует содержание бреда, чем внесодержательные его характеристики (тип манифестации, связь с реальными событиями жизни и пр.). К формальным субмодальным особенностям зрительных образов относятся, например, наличие или отсутствие четкой рамки у образа (одна из методики визуализации называется «прямой рефрейминг»). Преодоление негативного действия визуального образа требует, чтобы пациент дополнил образ проблемы рамкой. Учитываются расположение визуального образа во внутреннем пространстве (вверху, внизу, далеко, близко и др.), ассоциативные или диссоциативные характеристики образа (сам пациент при воспроизведении образа находится внутри его или снаружи), наличие или отсутствие цвета (негативные проблемные образы обычно не имеют цвета и подчеркнуто мрачны, а ресурсные образы чаще воспроизводятся именно в цвете). Важны и другие характеристики: объемность изображения, контрастность, величина, движение (как слайд или как фильм) и др. Смысл исследования состоит в том, что выявляются наиболее важные субъективные формальные характеристики, которые определяют особенности эмоционального реагирования и принцип отнесения визуальных образов к проблемным (отражающим негативный опыт) и ресурсным (презентирующим субъективно приятный опыт, способствующим более свободному поведению). Существенным в этой относительности является то, что при наличии известных закономерностей у каждого человека способность вызывать то или иное эмоциональное состояние определяется уникальным набором таких субмодальных элементов. В активной части М. в. предполагается изменение негативного проблемного образа. Существует несколько принципиальных вариантов изменения визуальных образов, которые соответствуют основным типам методики визуализации:
1) прямое видоизменение проблемного образа в ресурсном направлении,
2) интеграция в проблемный образ ресурсного образа,
3) изменение расположения образа в контексте других образов континуума.

Примером эффективного прямого видоизменения проблемного образа может быть случай пациентки С., 36 лет, находившейся в реактивном состоянии после гибели на ее глазах сына, которого задавила машина. Обычная психотерапия и фармакотерапия не давали ожидаемых результатов, поскольку большую часть времени С. представляла себе ситуацию катастрофы и чувствовала, что не может «выйти из этой ситуации». Проблемный образ был объемным и ассоциированным - пациентка находилась как бы внутри этой картины и, находясь там, видела кровь сына, чувствовала, как она льется по ее рукам. Был использован следующий прием, смысл которого сводился к выведению С. за рамки проблемной ситуации: при визуализации ассоциативного образа проблемы психотерапевт предлагал пациентке быстро пересесть на рядом стоящее кресло и наблюдать за собой «со стороны». Эта процедура повторялась по несколько раз в течение трех-четырех дней, по истечении которых больная научилась самостоятельно диссоциироваться от проблемного образа, и состояние ее значительно улучшилось.

Примером интеграции проблемного образа и ресурса может служить методика визуализации «взмах». Суть ее заключается в том, что в проблемный образ помещается уменьшенный, но более интенсивный потенциально ресурсный образ, который при интенсификации проблемного образа «разворачивается и вытесняет проблемный образ» (Бендлер, 1978). Приведем его пошаговую структуру при лечении неуверенности у М., 28 лет. Первый шаг - определение проблемного образа неуверенности («Когда вы чувствуете себя неуверенным, то каким вы себя представляете?»). Второй шаг - определение ресурсного образа («Каким вы себя видите, когда вы уверены в себе?»). Третий шаг - подготовка ресурсного образа - усиление мощности («Сделайте его еще более привлекательным для вас, например добавьте яркости и цвета»), перевод в активную форму («Сожмите его в маленький мощный светлый шарик, готовый развернуться и "взорвать" проблему»), четвертый шаг - интеграция проблемы и ресурса («Давайте теперь с этим шариком, готовым к взрыву, пойдем в ситуацию проблемы, и как только вы увидите образ своей неуверенности, то тут же позвольте вашему светлому шарику развернуться и взорвать проблему»). Такая операция проделывается несколько раз; после интеграции вновь визуализируется ресурс, вновь переводится в активную форму и затем вновь интегрируется с проблемой. Пятый шаг - тест на эффективность («А теперь вновь представьте, пожалуйста, проблему»). Эффективным считается такой тест, когда при попытке вспомнить проблему спонтанно воспроизводится ресурсный образ.

Пример третьего варианта методики визуализации - так называемая «линия времени» - кривая в субъективном пространстве, которая отражает способ презентации субъективного времени пациента. Построение «линии времени» сводится к тому, что больной последовательно представляет себе какой-либо простой образ повторяющегося события. Вспоминая, как происходило это событие в прошлом, и воображая, как будет происходить оно в будущем, можно обнаружить отличия в месте расположения образа этого события в зависимости от времени. Наиболее частым вариантом, по мнению авторов нейролингвистического программирования, является следующая конфигурация «линии времени»: прошлое - образы событий выстраиваются в часть кривой от самых давних событий снизу слева до настоящего образа прямо перед глазами; будущее - от настоящего образа прямо перед глазами до отдаленных событий в будущем вверху слева в субъективном пространстве. Имеет значение и цветовое оформление образов в различных частях субъективного времени. Считается нормальным следующее цветовое оформление: прошлое окрашено в приятные светло-коричневые или золотистые тона, образы четкие; настоящее имеет все цветовые оттенки и соответствует происходящему; образы будущего - размытые, с оттенками серебристо-голубоватого цвета. Психологический смысл подобного оформления состоит в том, что для оптимального самочувствия человека необходимо воспринимать прошлое как отдаленное и приятное, настоящее как яркое и разнообразное, а будущее как отдаленное и манящее. При наличии проблем возможны нарушения в «конструкции линии времени» - искажения, узлы, разрывы и др.

Хотя методики визуализации получили известное распространение, однако до настоящего времени не проводилось научных исследований по определению их эффективности и значения в практической психотерапии.