ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Плюсы и минусы в профессии психолога. Эссе «Психолог - профессия будущего

Психология – это прикладная и фундаментальная наука о психической жизни, поведении и деятельности человека. Она изучает различные механизмы, закономерности и проявления психики людей в различных условиях и на различных этапах жизненного пути. Профессия психолог включает в себя научное изучение психики человека, ее описание. Главная задача специалиста – помочь человеку осознать ситуацию на эмоциональном уровне, понять интеллектуальные способности, избавиться от круга повторяющихся ошибок и направить вперед с целью изменения жизни.

Зачем идут на психологический факультет

Психология – очень востребована среди молодёжи и многими воспринимается как интересная и довольно простая наука, поэтому большое количество абитуриентов идут учиться на психолога. Но поступив в ВУЗ и начав обучение, студенты сталкиваются с разочарованием, потому как только на житейском опыте выехать на экзаменах не получится. В их курс не входят привычные книги по психологии, подходящие для лёгкого чтива. Студенты первые несколько лет изучают такие серьёзные дисциплины и направления, как «физиология высшей нервной деятельности», «общая психология» и т. д.

Ещё одной распространённой причиной поступления на психологический факультет является желание познать себя и разобраться со своим подсознанием. Вполне возможно, что далее человек искренне заинтересуется наукой и продолжит построение карьеры, однако если это единственный мотив, стоит выбрать другую профессию.

Чтобы стать консультирующим психологом, а точнее психотерапевтом, необходимо довольно серьёзно отнестись к своему обучению, и учёба на одном лишь ВУЗе не заканчивается. Психолог имеет право оказывать психологическую помощь только после прохождения дополнительного обучения и получения необходимых сертификатов, учёба в университете дает лишь направление для дальнейшего развития. Поэтому учиться он не перестает практически никогда.

Психология как профессия требует большой отдачи от человека, но главное, для того чтобы быть хорошим специалистом, необходимо первоначально понять свою личность.

Где можно получить образование

Чтобы стать психологом, следует иметь высшее образование по одному из направлений:

  • психология,
  • клиническая психология,
  • конфликтология,
  • психологическое консультирование,
  • дошкольная психология и педагогика.

Диплом в области психологии можно получить во множестве ВУЗов страны. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом после основного обучения, необходимо прохождение дополнительных курсов и постоянное повышение квалификации.

Необходимые личные качества будущего специалиста

Вопреки киношным образам, профессия психолог не делает специалиста всемогущим или всесильным, поэтому без участия самого клиента решить все проблемы невозможно.

Суть деятельности психолога заключается в помощи с поиском внутренних ресурсов, чтобы направить их на изменение жизни в лучшую сторону. Его основная задача – помочь человеку понять, что в большинстве неудач в его жизни виноват он сам, его отношение к жизни, мировоззрение. Хороший психолог поможет взглянуть на проблему с другой стороны и найти пути решения за счёт внутренних изменений.

Чтобы проводить такую тонкую работу и оказывать психологическую помощь, специалист должен сам обладать такими личностными качествами, как:

  • умение слушать и понимать человека,
  • умение сопереживать (но при этом он не должен принимать всё близко к сердцу),
  • умение отгораживаться от чужих проблем,
  • тактичность,
  • высокие интеллектуальные способности,
  • способность анализировать и делать выводы,
  • наблюдательность,
  • ответственность,
  • стрессоустойчивость,
  • терпимость,
  • логическое мышление,
  • быть уверенным в своих силах.

Если человек выбрал верное направление в своей жизни и решил посвятить себя психологии, то учиться и совершенствоваться он должен изо дня в день.

Место работы

Большой плюс: это профессия – довольно востребованная и популярная на рынке. Специалист в области психологии может стать сотрудником как учебного учреждения, так и правоохранительных органов или, например, тюрьмы. Достаточно часто специалисты этого направления выбирают частную практику. Имея образование психолога, можно стать менеджером по подбору персонала или психологическим тренером. Наиболее востребована данная специальность среди женского пола.

Детский психолог в учебных заведениях помогает освоиться на новом месте и с коллективом. Также он проводит тестирование для выявления ярких личностных качеств и .

В медицинских учреждениях психологи часто встречаются с людьми, подверженными сильному стрессу и нервным импульсам. Специалисты в местах заключения подготавливают арестантов к выходу на свободу и помогают им возвратиться к достойной жизни после выхода на волю.

Преимущества профессии

Несомненно, работа психолога имеет свои плюсы, в ней вы сможете помогать людям, столкнувшимся с трудностями. Преимущества профессии:

  • главным плюсом является – возможность участия в разрешении реальных проблем людей,
  • творческая работа,
  • необходимость постоянного развития и повышения уровня квалификации,
  • возможность в повседневной жизни использовать полученные знания,
  • развитие толерантности и терпимости.

Все перечисленные плюсы заставляют специалистов чувствовать себя счастливыми во время работы в данной сфере.

Недостатки в профессии

Обладая плюсами, работа психологом имеет и свои минусы. В ней вы можете встретиться со следующими проблемами:

  • вы можете столкнуться с главной проблемой и главным минусом данной профессии – эмоциональным выгоранием,
  • слишком близко воспринимать проблемы клиента,
  • перестать разграничивать жизнь и работу.

Если данные минусы не отпугивают от профессии, то выбранное направление деятельности – действительно ваше призвание.

Ни одна работа не имеет только плюсы, в каждой встречаются и минусы. Выбор, продолжать ли свою работу или нет в данном направлении, зависит только от того, чего вы встречаете больше – плюсов или минусов. При этом учиться и получать новые знания необходимо всегда.

Перспективы карьерного роста

Основная перспектива в работе – это возможность бесконечного самосовершенствования и, в итоге, достижение уровня высококвалифицированного специалиста с возможностью частной практики. Постоянные тренинги и семинары дают возможность узнавать новые методики, после чего применять их в работе. Специалист высокого уровня может открыть свой личный кабинет или компанию по оказанию психологической помощи людям, попавшим в различные трудные ситуации в жизни.

Самую высокую оценку деятельности психолог получает от людей, чью жизнь изменил в лучшую сторону, которым он помог побороть личные страхи и добиться высот в карьере или личной жизни.

Профессия психолога достаточно популярная и востребованная. Уровень заработной платы в ней напрямую зависит от места работы и от оказываемых услуг. Наиболее прибыльной считается частная практика, но уровень дохода также зависит от количества обратившихся людей. Несмотря на все трудности и минусы, хороший психолог усваивает из этого опыта только положительные моменты.

Иногда при выборе профессии будущим психологом движут стремление к власти, самоутверждению, потребность в восхищении и любви.

Желание помогать нередко приводит к негативным последствиям: психолог стремится получить результаты, подталкивая клиента двигаться быстрее, чем тот готов.

Самые важные для психолога качества: интерес к людям, любопытство, доброжелательность и уважение.

Будущий психолог обязан проходить личную терапию и супервизию.

Кому-то они кажутся особенными людьми, владеющими ключами от человеческих душ. Оракулами, способными разгадать наши тайны, неведомые нам самим. Целителями, избавляющими от душевной боли. Попробуем отрешиться от романтических представлений и взглянуть трезво на эту работу. Потому что психолог – это просто работа. Но совсем не простая.

Желание помогать

Психолог – помогающая профессия, клиенты обращаются к психологам за помощью… Из этого вроде бы следует, что в психологи должны идти люди, которые стремятся помогать другим? Не все так однозначно.

«В основе нашей профессии, конечно, есть стремление приносить пользу, помогать, – говорит гештальт-терапевт Нифонт Долгополов. – Но я много лет занимаюсь обучением психологов и могу сказать, что ярко выраженное желание помогать часто приводит к негативным последствиям ». С этим согласна системный семейный терапевт Анна Варга. «Если психолог горит желанием помочь и переполнен жалостью к клиенту, это плохая мотивация. За ней с большой вероятностью скрываются собственные непроработанные проблемы».

Чем это оборачивается для клиента? «Психолог стремится поскорей получить видимые результаты своей работы, подтверждая самому себе, что он помог, и таким образом повышая свою профессиональную самооценку, – объясняет Нифонт Долгополов. – При этом он нарушает границы клиента, подталкивая его продвигаться в терапии быстрей, чем тот готов». Этим психолог может причинить вред клиенту, если тот усилит сопротивление или вообще уйдет из терапии. Вот почему помощь не может быть целью терапии.

«Главное – понять клиента, выстроить с ним психотерапевтический контакт, а помощь – это побочный эффект», – заключает Анна Варга.

Такой вот парадокс: желание помогать мешает помогать.

Интерес к людям

Что ж, тогда, может быть, будущему психологу нужно любить людей? Совсем не обязательно, возражает Нифонт Долгополов. Более того, в некоторых случаях это может стать препятствием в психологической работе, поскольку сильное чувство мешает специалисту сохранять необходимую позицию «нейтральности».

Это справедливо и в отношении негативных эмоций. Может ли специалист испытывать, например, отвращение к клиенту? «Это абсолютно непрофессионально! – восклицает Анна Варга. – Представьте себе хирурга, который вместо того, чтобы оперировать, начнет размышлять о том, что пациент некрасив. Так же с психологом: когда во время работы он входит в профессиональную позицию, он уже «не совсем человек», скорее, функция».

А вот что действительно крайне важно для психолога, соглашаются наши эксперты, так это искреннее любопытство и интерес к людям , к их внутреннему миру. Нифонт Долгополов добавляет к этому еще два качества: доброжелательность , чтобы вместе с клиентом исследовать его внутренний мир, и уважение – оно предполагает, что любые особенности и поступки другого человека заслуживают внимательного отношения и рассмотрения. «Если я уважаю другого человека, – говорит гештальт-терапевт, – то я даю ему право на его собственные мысли, чувства, ценности, даже если они не совпадают с моими».

Хорошее отношение к себе

«Я не могу по-доброму и уважительно относиться к другому человеку, если не люблю и не уважаю себя, невысоко себя оцениваю, – подчеркивает Нифонт Долгополов. – Мера моей терпимости к другим людям, и в частности к клиентам, зависит от того, насколько я терпим к своим недостаткам, к своим действиям, насколько умею признавать их, при этом не разрушая свои ценности и идеалы».

Это подразумевает способность к рефлексии – сознаванию своих мыслей, переживаний, действий, которое развивается в обучении. Если родители интересуются внутренним миром ребенка, если для них это ценность, то они и его побуждают обращать интерес внутрь себя, отмечает Нифонт Долгополов. Интерес этот может прийти и через литературу, и шире – культуру, если ребенка в семье к ней приобщают. Такой детский опыт может быть хорошей (но не обязательной) предпосылкой для занятий психологией.

В любом случае во время обучения студент-психолог проведет много часов в терапии, подчеркивает Анна Варга. «Уж наблюдать за собой и отдавать себе отчет в том, что происходит в его душе, психолога научат. Если, конечно, это серьезное учебное заведение. Порой приходится сталкиваться с тем, что практикующий психолог сам не был клиентом, и это очень плохо».

Психолог и другие: кто есть кто

Психолог – специалист, получивший психологическое образование. Может заниматься наукой и преподаванием, проводить тренинги и профориентацию, работать на телефоне доверия, тестировать уровень интеллекта, выявлять способности, консультировать.

Психотерапевт работает с людьми, находящимися в сложной жизненной ситуации. Помимо базового (психологического или медицинского) образования ему необходимо получить дополнительную специализацию по психотерапии. Задача психотерапевта – помочь пациенту глубже понять себя, изменить мышление и поведение, чтобы стать более счастливым и продуктивным. Психотерапевт, не имеющий медицинского образования, не имеет права ставить диагнозы и выписывать лекарственные препараты.

Психиатр – врач, который консультирует психически здоровых и психически больных людей и лечит с помощью лекарств.

Сам себе терапевт

Бывает и обратная ситуация. Психология часто привлекает тех, кто на самом деле хочет (часто бессознательно) разобраться со своими собственными проблемами и трудностями. То есть их интерес скорее направлен не вовне, на других людей, а внутрь, на себя самих. Терапия, которую студент проходит во время учебы, поможет разобраться, что на самом деле привело его в эту профессию, и вполне возможно, что он сумеет разрешить свои проблемы.

«Нет ничего плохого, когда изначально студентом движет желание получить помощь самому, если в ходе обучения он успешно продвигается в самоисцелении, – считает Нифонт Долгополов. – Этот опыт может стать хорошим основанием для того, чтобы понимать других и помогать им».

Если же его проблемы не решаются и он остается более клиентом терапевта, чем профессионалом, то он не сможет соответствовать требованиям, которые предъявляет к нему система психологического образования. «Преподаватели ему объяснят, что лучше бы подумать о другой специальности. Да и сам студент обычно понимает, что не справляется», – говорит Анна Варга. «Но даже если он и получит сертификат психолога, то не сможет реально помогать клиентам и, скорей всего, они к нему не пойдут», – добавляет Нифонт Долгополов.

Ложные мотивы

Разобраться с вопросом «зачем я иду в эту профессию?» для будущего психолога чрезвычайно важно. В основе этого выбора могут быть скрытые мотивы, всплывающие в ключевые моменты личной психотерапии: стремление к власти, самоутверждению, потребность в восхищении, любви

«Все это рентные мотивы (человек хочет получать «ренту» от своей профессии), и они недопустимы», – объясняет Анна Варга. «Если в ходе обучения мы выясняем, что ученик стремится использовать клиентов для удовлетворения своих эгоцентрических потребностей, для нас это сигнал, что ему противопоказано заниматься практикой, и он может не получить сертификат», – подтверждает Нифонт Долгополов.

Учиться у других, работать над собой

Наконец, те, кто полагает, что профессия психолога позволит им спокойно зарабатывать на жизнь, ни перед кем не отчитываясь, должны расстаться с иллюзиями. Эта работа предполагает огромное чувство ответственности, а может нести с собой и риски, как, например, встречи с нестабильными или порой опасными клиентами.

Сама учеба будет долгой. Нельзя стать практикующим психологом, поступив в вуз сразу после школы. «Такие молодые люди получают базовое психологическое образование и могут работать исследователями, – рассказывает Анна Варга. – Но для того, чтобы заняться практикой, им не хватает опыта переживаний, который поможет им понимать то, что расскажут клиенты. Чтобы стать, например, семейным психотерапевтом, придется учиться еще четыре года. К нам нередко приходят зрелые люди после 35 – и это, пожалуй, самый хороший вариант».

Учеба будет продолжаться всегда, потому что так устроена эта профессия

Кроме того, и во время учебы, и став практикующим специалистом, психолог регулярно проходит супервизии, где обсуждает свою работу с опытными коллегами. «Студентов нередко родные спрашивают: «Когда уже ты выучишься и перестанешь ходить на свои тренинги?! – улыбается Нифонт Долгополов. – А ответить можно только одно: это будет продолжаться всегда, потому что так устроена эта профессия».

Психолог должен быть членом хотя бы одного профессионального сообщества: «В противном случае он никто ! – восклицает Анна Варга. – За ним нет коллективного органа, с которым он может советоваться, который будет давать ему обратную связь, а в случае недопустимых ошибок применит санкции».

Культурный багаж

Нам может казаться, что это необходимое условие для успешной практики, особенно если мы читали книги классиков психологии, удивляясь богатству их культурных ассоциаций. На самом деле это зависит от подхода, который выберет для себя специалист.

Например, в системной семейной терапии, объясняет Анна Варга, профессионал действительно должен быть широко образован, разбираться в таких смежных областях, как медицина, психиатрия, философия, нейронауки, этология (поведение животных), знать современные культурные тренды: кино, театр, литературу, потому что это та внешняя среда, которая окружает семью.

А, скажем, для краткосрочной психологической помощи, когда речь идет о стрессе или шоке, культурный багаж необязателен, достаточно владеть необходимыми стратегиями, чтобы получить хороший результат. В гештальт-методе необходимы внимательность и умение хорошо описывать увиденное и услышанное. «Для этого скорее нужен богатый язык, – размышляет Нифонт Долгополов. – А это уже зависит от богатства личности. Ведь психолог работает собой, своими мыслями, переживаниями, своим личным опытом . Хотя, конечно, профессиональные знания из смежных областей также необходимы».

Дар или ремесло?

На этот вопрос Анна Варга отвечает категорически: «Никакой это не дар! Я против этого мифа! Это профессия. Это мастерство. И даже в каком-то смысле ремесло». По ее мнению, любой человек может им овладеть при условии, что его хорошо обучили. Единственное – он должен понимать свои профессиональные ограничения. Так, добросовестный и ответственный психолог, который не блещет яркими идеями, может эффективно работать как ведущий тренингов.

«Как и в любой профессии, среди психологов есть особо одаренные люди. Вспоминаю, как ярко работали мои учителя с большой аудиторией, как они воодушевляли сотни людей в зале. Вот для этого нужен талант, – размышляет Нифонт Долгополов. – Но это вовсе не обязательно для практического психолога. Имея хорошую школу и кропотливо работая с клиентом, всегда можно приносить большую пользу».

Но как не утратить живой интерес к профессии после долгих лет практики и встреч с сотнями клиентов? «Психолог не должен работать на износ, это ведет к угасанию энергии и у него не будет естественного импульса включаться в клиента, – отвечает Нифонт Долгополов. – Чтобы избежать выгорания, нужно ограничить количество клиентов ». И еще заботиться о себе, уделять внимание разным сферам своей жизни, а не только профессиональной.

Итак, начнем с того, что данные советы, которые будут описаны ниже, конечно же, в первую очередь, будут ориентированы на будущих психологов, но, несмотря на это, они вполне применимы и к разным сферам деятельности. Речь пойдет о том, что необходимо делать, чтобы быть успешным в своей сфере, как не запустить ту или иную психологическую проблему, и что в принципе нужно с ней делать, прежде чем ступать на стезю помощи людям.

Эти вопросы довольно-таки актуальны на данный момент и просто нуждаются в их огласке. Многие из тех, кто прочтут ниже представленную информацию, смогут почерпнуть для себя нечто новое и, возможно, в дальнейшем следовать этим простым и незамысловатым советам.

Помоги себе

Для того чтобы помогать людям, в первую очередь, необходимо помочь себе. Все те, кто, выбирая профессию психолога, говорят о том, что они уже прямо с первого курса могут идти и помогать людям, слегка лукавят, если можно, так сказать. Каждый человек – это целостная личность. Это определенный механизм, который при рождении идеален. В нем нет «ржавчины», проблем с двигателем и так далее (если человека рассматривать со стороны некой машины). Что же происходит со временем? Социум, который окружает этого маленького человечка, делает свое дело, которое заключается в том, что в этом маленьком существе начинают появляться новые шестерёнки и так далее. Так происходит на протяжении всей его жизни без исключения.

Со временем человек обрастает различными социальными связями и много чем другим. Появляются определенные проблемы, которые также связаны с психологической составляющей, и эти травмы, а также микротравмы преследуют человека на протяжении всей его жизни. Выбирая такую специальность, как психология, стоит сразу заметить, что идти и лечить людей, имея за плечами груз обид, переживаний, каких-то неприятных эпизодов, которые произошли в детстве, категорически неправильно. Будущий психолог будет проецировать свои прошлые переживания и травматический опыт на своего же клиента, что не принесет облегчения последнему и плюсом к этому навредит обоим. Поэтому для того, чтобы помогать другим, необходимо помочь себе самому. Для этого существует масса различных тренингов, методик и так далее. Никогда не стоит забывать о главном правиле в психологии, которое гласит: «Не навреди!».

Нормальные и стабильные личные отношения – залог успешной работы психолога



Возможно, это прозвучит для вас несколько странно, но стабильные личные отношения у психолога – это залог его хорошей работы. В принципе, данное правило можно применить к любой другой профессии. Что происходит с женщиной, у которой нет постоянного партнера? А что происходит с мужчиной? Наверное, все мы понимаем, и данные вопросы не нуждаются в объяснении. Почему психологу необходим постоянный половой партнер? Да потому что все мы люди, и необходимо четко понимать, что может произойти с психологом, к которому на прием придет красивая девушка или красивый мужчина. Кроме этого, необходимо понимать, что чем больше психолог понимает в той или иной сфере, тем больше он квалифицирован в той или иной области.

Идеальность в неидеальности

Идеальных людей нет, но нужно стремиться к тому, что может казаться идеальным. Психолог, если говорить прямо и честно, обязан быть «идеальным», ведь, только избавившись от своих проблем, обид, переживаний, тревог и травм, он может полноценно помогать людям. Конечно, таких людей просто не существует в мире, но для того, чтобы не проецировать на кого-то свои тревоги, необходимо брать на себя ответственность за свою жизнь и свои поступки. Без этого, увы, никак. Необходимо искать идеальность в своей неидеальности, и только тогда у вас получится настроиться на рабочий лад.

Учиться никогда не поздно

Мы учимся на протяжении всей нашей жизни. Каждый человек, который встречается на нашем пути, это определенная глава, которую по той или иной причине нам необходимо прочесть и понять. Во время сессии или же уже во время практики никогда не поздно познавать что-то новое для себя. Это совершенно не зазорно. Ваши будущие клиенты – это определенные главы в вашей же рабочей жизни. Многие из их историй, возможно, шокируют вас, многие просто удивят, а некоторые даже чему-то научат. Не нужно недооценивать тот опыт, который вам дают эти люди. Стоит принимать его, и главное понимать.

5–7 октября в Казани на базе Казанского (Приволжского) федерального университета проходил . Каковы задачи психолога в бесчеловечную эпоху? Как остаться психологом во времена перемен и не потерять свое собственное лицо? Кому будут нужны психологи уже завтра, в цифровом мире?... Об этом в своем докладе «Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности» говорил - доктор психологических наук, профессор, действительный член (академик) РАО, Заслуженный работник высшей школы РФ:

«Первый вопрос, который встает перед нами – великий вопрос, который в свое время в разных контекстах был поставлен методологией, философией и идеологией науки. Тот, кто знает ответ на вопрос «Зачем?» всегда найдет любое «Как?». Этот вопрос, как вы помните, позвучал в книге Фридриха Ницше «Человеческое, слишком человеческое», он о смыслах наших с вами действий. Этот вопрос всегда следует задавать, кода мы общаемся и начинаем понимать мотивы поведения друг друга. Но этот же вопрос как эхо совершенно в другом контексте повторил Виктор Франкл: «Тот, кто знает «зачем», может выстоять любое «как»». Поэтому, дорогие мои коллеги, встает вопрос, каковы задачи психолога в "бесчеловечную" эпоху? Второй вопрос – как остаться психологом во времена перемен и не потерять свое собственное лицо? И, наконец, третий вопрос, который встаёт постоянно перед нами – зачем мы сегодня все собрались и в чем смысл этих действий? Я не буду долго рассуждать, а выделю лишь несколько тезисов.

В ряде предыдущих выступлений четко звучала опора на историю нашей науки. А история нашей науки – это наша личная биография, это наша личная память. И в этом контексте я хочу напомнить пожелание Гуго Мюнстенберга, основателя психотехники. Мюнстенберг любил повторять следующую фразу: «Лучше дать грубый ответ на точно поставленный вопрос, чем искать ответ с точностью двадцать седьмого знака после запятой на неверно поставленные вопросы». Именно поэтому, сегодня как никогда необходимо отрефлексировать, куда мы движемся, какие риски у сегодняшней психологии. Старая добрая формула, с которой многие годы начинались симпозиумы, что психология похожа на Приама, который сидит на развалинах Трои, принадлежит Николаю Николаевичу Ланге и была высказана ещё в начале 20 века. Задумайтесь, сегодня не можем ли мы опять, глядя на все, что происходит в психологическом мире, ее повторить? Не можем ли мы опять сказать, как мы это говорили в 1925-м, 1926-м году, что психология находится в кризисе?

Я другой такой науки не знаю, которая была бы так влюблена в свой кризис. Когда бы это ни происходило, мы всегда испытываем нарциссическое чувство наслаждения от того, что ищем будущее и находим варианты, связанные с кризисом. И работа 1926-го года «Исторический смысл психологического кризиса», когда Лев Выготский говорил: «Камень, который презрели строители, надо поставить во главу угла», имея в виду практическую психологию жизни, и работы Бюлера в те же самые годы... Я вспоминаю, что мы сегодня говорили о съезде 66-го года. В 1966 году в Москве собралась вся мировая психологическая элита. На этом съезде выступали гиганты психологической науки – Жан Пиаже, Джером Бруно, наши учителя – Петр Кузьмич Анохин, Алексей Николаевич Леонтьев. Не было бы этого съезда, если бы безумно энергичный человек, который сегодня упоминался не раз – Александр Романович Лурия. Он приложил усилия, чтобы интеллектуальная сеть, связывающая психологов разных стран, воплотилась. Лурия сегодня упоминался не случайно – именно здесь в Казани он показал, какие у нас должны быть амбиции и какими мы должны быть неповторимо наглыми. В 1921 году он, как вы помните, послал из Казани телеграмму Фрейду: «Дорогой доктор Фрейд! В Казани создано первое психоаналитическое общество. Президент Александр Лурия». Самое удивительное, что пришел ответ Фрейда который есть в архивах: «Поздравляю президента Казанского психоаналитического общества. Зигмунд Фрейд». Наши учителя были ценностно-мотивационно настроены. И Узнадзе, и Ананьев, и Рубинштейн, и Выготский – это люди, которые создавали миры...».

«Сегодня время межпарадигмального синтеза… Сеть становится важнейшим термином. Вместе с тем, надо понимать, что сегодня мы можем говорить не о психологии в Птолемеевском смысле слова – психологии как центре мироздания, не о психологии как о ядре. Мы можем четко говорить, что, по сути, психология – определенный хаб между разными науками, это определенная сетевая реальность и идет другая линия сшивания. Не может быть вопроса, который мне задал недавно один политический лидер: «Александр Григорьевич, а кто у них в Интернете главный блогер?». Другое мышление! Сегодня нет главного блогера, сегодня сетевая реальность, сетевой потенциал и отсюда мы видим уникальные движения... Мы видим, как в науке, как сетевой организации, идёт гибридизация в разных направлениях. Работы Рона Харе, наглого методолога из Оксфорда…, показывают, что сейчас идет гибридизация нейрокогнитивных и культурно-исторических наук. Между ними пытаются построить мосты в это время миллениума. Второй ход: как говорил в свое время Вернадский: «Наука должна развиваться не по отраслям, а по проблемам». Я хочу, чтобы мы еще раз это услышали. Этот тезис Владимира Ивановича Вернадского как никогда верен и точен. И третье – полипарадигмальность науки как язык современного обсуждения. И, наконец, четвёртое - нагло краду термин Хабермаса «толерантная коммуникативность»… Мы должны четко сказать – существует множество разных психологических подходов, которые имеют место в сетевой реальности. Важно также понять, что появляется новая логика: от логики монодисциплинарности мы уходим к логике междисциплинарности…».