ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм. Политическая идеология: консерватизм, либерализм

К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм.

Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма, основателями которой были Дж. Локк, Т. Гоббс и А. Смит. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида - представителя зарождавшейся буржуазии.

Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и экономических процессов. Роль государства в рамках либерализма ограничивается обеспечением нормальных условий функционирования рынка и конкуренции, соблюдением правопорядка, обереганием жизни и достоинства личности.

Либерально - капиталистическая идеология господствует в большинстве развитых европейских стран. Ее название обусловлено тем, что начинает она с лозунга свободы, еще наполненного гуманистическим содержанием эпохи Возрождения, затем переходит к пониманию свободы как свободы предпринимательства и формальных прав личности и собственности, а заканчивает проповедью потребительства. Либерализм основан на экономическом видении человеческого поведения, когда экономика понимается как приоритетная сфера по сравнению с политикой.

Консерватизм. Данное направление идеологической мысли чаще всего характеризует как систему воззрений, ориентированных на сохранение и поддержку существующих общественных порядков и отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства. Эта «охранительная» тенденция общественно-политического мышления коренится в так называемом традиционализме – обычной психологической склонности людей держаться за прошлое, надежное, проверенное.

Для консерватизма принципиально неприемлема ключевая в либеральной идеологии концепция естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципиально неравны по своим талантам, способностям, усердию, отмеченности Богом.

Консерватизм, вынужденный настаивать на сохранении существующего положения вещей, все же не может отвергать любые изменения вообще. Они и не отвергаются, а даже приветствуются – но только такие, которые согласуются с существующими порядками и развиваются подконтрольно. Изменения же радикального, революционного характера не могут принести обществу пользы.

Социализм. Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в учении Карла Маркса и Фридриха Энгельса. К.Маркс и Ф.Энгельс смогли создать очень цельную, содержательную, логически стройную концепцию общественного развития. Ключевые положения марксизма хорошо известны. Центральное место среди них занимают три радикальные цели-требования: социалистическая революция, диктатура пролетариата, установление общественной собственности на средства производства.



Марксистская идеология была первой в истории теоретических концепций, которая открыто объявила, что она защищает интересы определенного класса.

Социалистический интернационал, воссозданный после Второй мировой воины в 1951 г., во Франкфуртской декларации провозгласил свою официальную доктрину, известную под названием "Демократического социализма". Эта доктрина исходит из основной для социалистов идеи, что к социализму можно прийти только демократическим путем. У каждой партии могут быть свои представления о демократическом социализме, но суть для всех одна: демократия – это метод решения проблем, который соответствует сущности социализма и обеспечивает продвижение к нему. Чем больше демократии, тем больше социализма.

Важной вехой на пути развития социал-демократического движения стал XVIII конгресс Социнтерна, состоявшийся в 1989 г. в Стокгольме. Конгресс принял “Декларацию принципов” – по сути, новую программу Социнтерна. В этом документе демократический социализм был охарактеризован как движение за свободу, справедливость и солидарность. Социал-демократы выступили за политическую, социальную и экономическую демократию в глобальном масштабе. В экономической концепции социал-демократии подчеркивается плюрализм собственности. Частная собственность должна быть разрешена и может вполне сосуществовать с государственной. Форма собственности должна соответствовать характеру производства. Необходимо индикативное планирование в производстве. В последнее время социал-демократы выдвинули концепцию “Экологического социализма”. Согласно этой концепции, только то имеет право на существование, что не наносит ущерба человеку и природе. Экономический рост ради только экономического роста ни к чему.

И социализм по-разному смотрят на современный этап исторического развития. Так, для цивилизация, которая сделала индивидуума центром общественно-экономической и социальной жизни, стала важнейшим достижением. Этот этап развития человечества воспринимается либералами как заключительный. Социализм выступает с критикой современной цивилизации, он считает ее только ступенью в исторической эволюции, но не последней. Согласно социалистическим взглядам человеческая история только начинается, а глобальная цель развития видится социалистами в свержении нынешнего капиталистического строя и построения идеального общества. Именно поэтому социалистические идеи часто находятся на грани с утопическими течениями.

Важнейшей из свобод считает предпринимательство или право каждого человека на частную собственность. Тогда как политическая свобода для него вторична по отношению к экономической. Идеальное общество для видится в обеспечении для каждого индивида равных прав и одинаковых возможностей для достижения успеха и общественного признания. Если для либерализма свобода тождественна индивидуальной свободе каждого человека, то для социализма она выходит за пределы частной жизни. Напротив, социализм противопоставлен индивидуализму и выдвигает на первый план идею общественного сотрудничества.

Большим вкладом либерального учения в развитие общества можно считать распространение им принципов верховенства права, равенства всех перед законом, ограниченной власти государства, ее прозрачности и ответственности. В частности, либерализм отверг господствовавшую ранее теологическую теорию возникновения и функционирования власти, которая обосновывала ее божественное . Если первоначально склонялись к минимальному влиянию государство на экономические процессы, то сегодняшние теории допускают государственное вмешательство для решения социально значимых задач - выравнивания социального положения, борьбы , обеспечение равного доступа к образованию и пр. Но власть, согласно либерализму, существует только для блага подвластных и должна обеспечивать их интересы.

В качестве идеального общества для социалиста видится то, в котором нет места эксплуатации человека человеком, а также утверждены социальное равенство и справедливость. Согласно идейному течению, такого общества можно достигнуть только путем отмены частной собственности и замещением ее коллективной и общественной. Этот процесс должен привести к сокращению отчуждения человека от результатов своего труда, устранить эксплуатацию человека человеком, уменьшить социальное неравенство, а также обеспечить гармоничное развитие каждой личности.

Самые популярные философские и общественно-политические течения в современной науке. На протяжении XX века большой популярностью пользовались также анархизм и марксизм, однако сейчас они находят все меньше сторонников.

При этом знать и уметь отличать все эти общественно-политические течения необходимо, чтобы разбираться в философии, социологии, обществознании и правоведении.

Либеральные учения

Социализм, либерализм, консерватизм - общественно-политические течения, представителей которых сегодня больше всего в парламентах стран во всем мире. Рассмотрим их подробнее.

Большую популярность в XX веке набрало либеральное течение. Либерализм однозначно выступает за права и свободы любого человека, независимо от его национальности, религии, убеждений и социального положения. При этом ставит эти права и свободы превыше всего, провозглашая их главной ценностью. Более того, при либерализме они представляют основу экономической и общественной жизни.

Влияние церкви и государства на общественные институты строго контролируется и ограничивается в соответствии с конституцией. Главное, чего добиваются либералы, разрешения свободно высказываться, выбирать религию либо отказываться от нее, свободно голосовать на честных и независимых выборах за любых кандидатов.

В экономической жизни социализм, либерализм, консерватизм делают ставку на разные приоритеты. Либералы выступают за полную свободную торговлю и ведение предпринимательской деятельности.

В области юриспруденции главным является верховенство закона над всеми ветвями власти. Перед буквой закона равны все, независимо от социального и финансового статуса. Сравнение либерализма, консерватизма, социализма помогают лучше запомнить и осознать, чем отличается друг от друга каждое из этих течений.

Социализм

Социализм во главу угла ставит принцип социальной справедливости. А также равенства и свободы. В широком смысле слова социализм - это общественный стой, который живет по вышеуказанным принципам.

Глобальной целью социализма является свержение капитализма и строительство в будущем совершенного общества - коммунизма. Этот общественный строй должен закончить предысторию человечества и стать началом его новой, подлинной истории, - утверждают основатели и идеологи этого течения. Для достижения этой цели мобилизуются и применяются все ресурсы.

Социализм, либерализм, консерватизм отличаются по своим главным принципам. У социалистов это отказ от частной собственности в пользу общественной, а также введение общественного контроля за использованием природных недр и ресурсов. Все в государстве воспринимается как общее - это один из основополагающих принципов учения.

Консерватизм

Главное в консерватизме - следование традиционным, устоявшимся ценностям и порядкам, а также религиозным доктринам. Сохранение традиций и имеющихся общественных институтов - главное, за что выступают консерваторы.

Во внутренней политике для них основной ценностью является имеющийся государственный и общественный порядок. Консерваторы категорически против радикальных реформ, сравнивают их с экстремизмом.

Во внешней политике приверженцы этой идеологии уделяют основное внимание усилению безопасности при воздействии извне, допускают применение силы для решения политических конфликтов. При этом дружеские отношения поддерживают с традиционными союзниками, с недоверием относясь к новым партнерам.

Анархизм

Говоря про либерализм, консерватизм, социализм, анархизм нельзя не упомянуть. Это которая основывается на абсолютной свободе. Ее главная цель - уничтожение любого возможного способа эксплуатации одного человека другим.

Вместо власти анархисты предлагают ввести взаимовыгодное сотрудничество индивидов. Власть, по их мнению, следует упразднить, так как она основана на подавлении богатыми и статусными людьми всех остальных.

Все отношения в обществе должны основываться на личной заинтересованности каждого человека, а также на его добровольном согласии, максимальной взаимопомощи и персональной ответственности. При этом главное - ликвидация любых проявлений власти.

Марксизм

Для того чтобы досконально изучить консерватизм, либерализм, социализм, марксизм также необходимо знать и понимать. Это учение наложило серьезный отпечаток на большинство общественных институтов XX века.

Основано это философское учение в XIX веке Карлом Марксом и При этом впоследствии разные партии и политические движения часто по-своему трактовали это учение.

По сути, марксизм - одна из разновидностей социализма, у них много общего во всех сферах. Ключевое значение в этой теории имеют три составляющих. Исторический материализм, когда история человеческого общества понимается как частный случай естественного Также учение о когда окончательная цена товара не определяется правилами рынка, а зависит только от затраченных для его производства усилий. Кроме того, основа марксизма - идея о диктатуре пролетариата.

Сравнение научных теорий

Для того чтобы досконально разобраться, что означает каждая из теорий, лучше всего применить вопросы для сравнения. Либерализм, консерватизм, социализм в этом случае предстанут как четкие и ясные понятия.

Главное, в чем предстоит разобраться, - роль государства в экономической жизни при каждом из этих учений, позиция по решению социальных общественных проблем, а также, в чем каждый строй видит пределы личной свободы гражданина.

  • 2. Гражданская и социальная концепция в западной политической мысли
  • 3. Развитие политической мысли России
  • 4. Политическая мысль Беларуси
  • 5. Основные направления современной политологии
  • Тема 4. Политическая власть
  • 1. Понятие и существенные черты политической власти
  • 3. Правящая политическая группа
  • 4. Механизм политической власти
  • 6. Проблемы легитимности и разделение властей
  • Тема 5. Политическая система общества
  • 1. Понятие, структура и сущность политической системы
  • 2. Типология политических систем
  • Тема 6. Политические режимы
  • 1. Понятие политического режима и его типы
  • 2. Тоталитарный режим
  • 3. Авторитарный режим
  • 4. Демократический режим
  • Тема 7. Государство в политической системе
  • 1.Особенности государства как политической организации
  • 2. Формы государственного устройства и правления
  • 3. Правовое и социальное государство: ценности и принципы
  • 1. Глава государства и его роль в структуре органов власти
  • 2. Парламент и его роль в системе государственных органов
  • 3.Политический статус и полномочия правительства. Проблема бюрократии
  • 4. Судебная власть
  • 5. Структура и формы местного самоуправления
  • Тема 9. Политические партии и общественные объединения
  • 1. Политические партии, их сущность и функции
  • 2. Сущность и разновидности партийных систем
  • 3. Общественно-политические движения
  • 4. Становление многопартийной системы в Республике Беларусь
  • Тема 10. Политические процессы: сущность и структура
  • 1. Сущность и основные характеристики политического процесса
  • 2. Стабильность политической системы, политическое развитие
  • 3. Политический процесс как совокупность политических решений
  • Тема 11. Избирательные системы
  • 1. Сущность избирательной системы и типология выборов
  • 2. Избирательная процедура и избирательная компания
  • 3. Пропорциональная и мажоритарная система учета и подсчета голосов
  • Тема 12. Средства массовой информации и коммуникации
  • 1.Понятие, функции и место средств массовой информации в системе "человек-общество-политика
  • 2. Основные типы коммуникаций. Сми в политической коммуникации
  • 3. Политическое манипулирование и общественное мнение
  • Тема 13. Политические конфликты и кризисы
  • 1. Конфликты как социальное явление
  • 2. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения
  • 3. Политические кризисы. Этнополитические конфликты
  • Тема 14. Политическая модернизация
  • 1. Политическое развитие: понятие и критерии
  • 2. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы
  • 3. Переход от авторитаризма к демократии
  • Тема 15. Политическая культура и политическая социализация
  • 1. Понятие "политическая культура" и ее структура
  • 2. Функции и типы политической культуры
  • 3. Политическая культура в Республике Беларусь. Политическая социализация
  • 1. Непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в оценках родителей, их отношениях, реакциях и чувствах;
  • 3. «Идеализация» этих политических образов, т.Е. Образование на их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике;
  • 4. «Институциализация» обретенных свойств, свидетельствующих об усложнении политической картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному, надличностному видению политики.
  • Тема 16. Политическая идеология
  • 1. Политическое сознание: уровни, функции, формы
  • 2. Структура, функции и уровни политической идеологии
  • 3. Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм
  • 4. Cоциально-политические, экономические концепции современной социал-демократии
  • Тема 17. Система современных международных отношений
  • 1. Понятие и сущность международных отношений
  • 2. Понятие и сущность внешней политики государства
  • 3. Цели, функции и средства внешней политики
  • 3. Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм

    Понятие "либерализм"(от лат. liberalis- касающийся свободы, присущий свободному человеку) вошло в западноевропейский политический словарь в 30-40-е гг. XIX в. с легкой руки группы испанских политиков, определивших составленную ими конституцию (1811 г.) как либеральную. Однако еще с глубокой древности понятие "либерализм" употреблялось для характеристики образа мышления и поведения людей.

    Первые попытки идейно-теоретического обоснования и осуществления на практике идеологии либерализма восходят в европейских странах к концу XVII-XVIII вв. Окончательно сформировалось это течение к середине XIX века. Создателями либерализма являются такие выдающиеся мыслители, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, И. Бентам, А. де Токвиль, Дж. Ст. Милль.

    Истоки либеральной доктрины. Либеральная идеология в процессе своего формирования и развития впитала в себя различные идеи и концепции. Ее важнейшими источниками стали:

    Идеология нового класса - буржуазии, сформировавшаяся на основе Английской буржуазной революции и служившая обоснованием свободы предпринимательства (А. Смит, Дж. Локк и др.);

    Идеи, развившиеся из радикально-рационального духа Французской революции и служившие обоснованием духовной и политической свободы человека (Ш. Монтескье, Б. Констан, А. де Токвиль и др.).

    Основные ценности либеральной доктрины :

    1. Человек - высшая ценность и он не должен быть средством для достижения каких-либо целей. Первоосновой общественного устройства считается личность, а не общество.

    2. Индивидуальная свобода - наличие у каждого человека естественных, данных ему от природы - независимо от его воли, воли коллектива или общества, неотчуждаемых прав (право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и др.).

    3. Свобода от произвольного вмешательства государства в частную жизнь гражданина - государство является результатом общественного договора и ограничено в своих функциях поддержанием порядка внутри страны и безопасности во внешних отношениях ("ночной сторож").

    4. Индивидуализм и эгоизм - индивид использует свою свободу и собственность для собственного блага в рамках закона, невмешательство государства в экономику свобода личной инициативы как условие процветания его и общества.

    5. Независимость от предрассудков, свобода взглядов, совести, волеизъявления, мораль как частное дело человека .

    6. Ответственность человека перед своей свободой и обществом (гарантией этой свободы и ответственности являются законы, которые человек создает сам).

    7. Естественное неравенство людей как факт, обусловленный особенностями их биологических и социальных характеристик.

    8. Вера в социальный прогресс - общество находится в состоянии непрерывного совершенствования, возможное его умеренное реформирование.

    9. Вера в силу Разума , способного познать высшие истины и регулировать весь уклад жизни.

    Политические идеи либерализма были положены в основу политической системы западных демократий. Политическими идеалами либерализма стали: права и свободы граждан, равенство их перед законом, договорное происхождение государства, разделение властей, конституционализм.

    Либерализм прошёл долгий период развития и в 80-90-х гг. ХХ века появился неолиберализм . Его представители, ориентируясь на японские и германские модели социально-экономического развития, потребовали рационализации государственного регулирования, прагматической социальной политики перехода от общества всеобщего благоденствия к "оптимальному воспроизводству человеческого капитала", использования социальных расходов преимущественно для развития системы переподготовки, а не для увеличения пособий бедным и безработным.

    Доминирующие позиции в идеологии европейского неолиберализма принадлежали выдающему австрийскому экономисту и философу Фридриху Хайеку. Он считал, что кризисные явления в развитых странах Запада были обусловлены отходом от принципов классического либерализма, активным вмешательством государства в социально-экономическую сферу, утверждением идей коллективизма и планирования. Ядром политической концепции Хайека стала мысль об угрозе свободе со стороны массовой демократии, высказанная им в работах "Дорога к рабству", "Общество свободных".

    В последнее десятилетие XX в. наметились новые тенденции в развитии либерализма - сближение идейно-политических позиций "новых демократов" США, эволюционирующих в духе неолиберализма и европейской социал-демократии. На международной конференции во Флоренции (1999), в работе которой, помимо лидеров западноевропейской социал-демократии, принял участие президент США Б. Клинтон, представлявший Демократическую партию своей страны, были обозначены общие идейно-политические позиции, объединяющие европейскую социал-демократию и "новых демократов" США:

    - "Новая экономика", открытая "упорядоченной" глобализации, В которой усилия национальных государств сосредоточены на стимулировании НТР, при преимущественном развитии информационных технологий;

    - "Государство социальных инвестиций", в котором вместо принципа всеобщности государственных услуг действует принцип вложений в человеческий, или социальный капитал "здоровье людей" и "высокий профессионализм" экономически активного населения);

    Гибкая система трудовых отношений, способствующая профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

    Экологически чистая природа, достигаемая координацией усилий как на национальном, так и на международном уровнях;

    - "Глобальное гражданское общество" с эффективными правовыми и политическими надстройками, способными обеспечить права человека на национальном, региональном, планетарном уровнях.

    Консерватизм - термин происходит от латинского глагола conservare - охранять (англ. conserve -сохранять). Базисные постулаты идеологии консерватизма были сформулированы английским политическим деятелем, философом и публицистом Эдмундом Берком (1729-1797) в его известном полемическом произведении "Размышления о революции во Франции" (1790). Термин "консерватизм" впервые употребил французский писатель Ф. Шатобриан (1818) для названия своего журнала "Консерватор".

    Истоки консервативной доктрины. Консерватизм сформировался как идейная оппозиция либеральной идеологии и политике. К идейным истокам консервативной доктрины относят:

    идеологические реакции "старого" класса - европейской аристократии (монархии, знати, крупных феодалов), терявшей экономические и политические позиции в обществе с развитием буржуазных отношений;

    труды консерваторов-классиков конца XVIII - начала XX в. (Эдмунд Берк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд), явившиеся ответом на идеалы Просвещения и попытку сознательного изменения социального порядка в ходе Французской революции.

    Основные ценности консервативной идеологии:

    1. Следование традиционным устоям жизни (авторитет, семья, религия, национальное единство, сильное государство, патриотизм, нравственность).

    2. Приоритет общества по отношению к государству и индивиду (общество необходимо защищать от разрушающего индивидуализма).

    3. Зависимость прав и свобод человека от конкретно-исторических условий ("естественные права" человека признаются до того предела, пока они не противоречат "историческому праву" - существующим традициям).

    4. Сильное государство , прерогатива которого состоит в том, чтобы следить за выполнением людьми взаимных обязательств и сдерживать проявления негативных сторон человеческой натуры.

    5. Права индивида и права государства должны уравновешивать друг друга , чтобы общество не пострадало ни от одного из них.

    6. Стабильное равновесное эволюционное развитие - острожное отношение к переменам, отрицание революционных переворотов.

    7. Социальное неравенство стимулирует индивидуальную активность, оно естественно, всегда было и будет присуще обществу.

    8. Скептицизм в отношении возможностей познания человеком закономерностей бытия.

    В 70-е г. XX столетия возникает исторически новая фаза в развитии консерватизма - неоконсерватизм , утверждение которого связывают с приходом к власти в США республиканцев (Рональд Рейган), в Великобритании - консерваторов (Маргарет Тэтчер), в ФРГ - блока ХДС-ХСС (Гельмут Коль). Теоретиками неоконсерватизма в США стали Д. Белл, С. Хантингтон, С. Липсет, 3. Бжезинский, во Франции – А. Бенуa, Р. Арон и др.

    В момент своего возникновения в середине 70-х гг. неоконсерватизм представлял собой реакцию на изъяны государственного регулирования социально-экономических отношений, "завышенные требования" и "растущие притязания" бедняков и низкооплачиваемых слоев, неприятие "контркультуры", морально-нравственной "деградации" молодежи.

    Данная форма консерватизма удачно приспособила традиционные ценности к реалиям позднеиндустриального этапа развития западного общества. Неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи, религии, нравственности, сильного государства, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии. В политическом плане неоконсерваторы - сторонники демократического элитаризма. Они выступают за формирование в обществе демократических элит, принимающих процедурные правила игры, предписываемые демократией.

    Главное новшество, которое инициировали неоконсерваторы, а затем с теми или иными поправками приняли и социал-демократы, состояло во внедрении в государственную систему чисто коммерческих начал: В сферу образования, здравоохранения и социального страхования были допущены частнопредпринимательские структуры, вводились принципы конкуренции и частного менеджмента. Особое внимание неоконсерваторы уделили развитию ресурсо- и энергосберегающих технологий, что позволило преодолеть экономических кризис и создать современную промышленность.

    Социализм (от лат. sociales - общественный) - общечеловеческий идеал о справедливом общественном устройстве, истоки которого уходят в глубь истории. Социалистические идеи присутствовали в учении Платона, раннем христианстве, работах представителей утопического социализма.

    Само понятие "социализм" было предложено французским мыслителем начала XIX в. Пьером Перу (1834) для противопоставления "индивидуализму". К середине XIX века в Европе возникают социалистические организации, ставящие целью реализацию принципов коллективизма, равенства, социальной справедливости, развития личности. Возникло несколько видов социалистической идеологии - утопический социализм, марксизм, коммунизм, социал-демократизм, которые различались интерпретацией ее базовых ценностей.

    Идеология утопического социализма стала первой попыткой разработки теоретически систематизированных представлений об идеальном обществе. Выделяют несколько этапов ее развития:

    XV-XV вв. - ранний утопический социализм, представленный работами английского гуманиста Мора "Утопия" (1510) и итальянского философа Т. Кампанелла "Город солнца" (1516), английского гуманиста Дж. Уинстенли

    XV в. - утопические идеи французских мыслителей эпохи Великой французской революции (1789-1795 гг.) (Ж. Мелье, Морелли, Мабли, Г Бабеф).

    В первой трети XX в. возникает критический утопический социализм (А. де Сен-Симон, Ш. Фурье, R Оуэн), представители которого оказали влияние на становление марксизма.

    Опираясь на общечеловеческие идеалы, эти мыслители объявили Свободу, Равенство и Справедливость высшими ценностями жизни. Главными чертами нового общественного устройства провозглашались общность имущества, обязательность труда для всех, равное распределение его результатов, реализация способностей личности. Представители утопического социализма исходили из того, что с установлением общественной собственности на смену индивидуализму придет ассоциативная деятельность людей, интересы которых не будут вступать в разрушающий общество конфликт.

    Марксизм. В противовес либеральной модели общества индивидуальных собственников Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали учение об обществе, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком, его отчуждением власти, собственности и результатов труда. Идеалом этого общества было провозглашено - "Свободное развитие каждого как условие свободного развития всех", т.е.ставилась задача совмещения либерального идеала "свободы" с социалистическими ценности ми "равенства" несправедливости". Марксизм возник не только как теоретическое обоснование возможности нового справедливого общественного устройства, но и как система мировоззренческих установок, направленная на идеологическое обеспечение интересов рабочего класса, и определение политических средств их реализации. Возникновение марксизма как идеологии пролетариата было подготовлено развитием европейского общества. Марксистская идеологическая доктрина возникла на основе анализа двух основополагающих процессов европейской истории XV-XX вв. - Великой Французской революции 1789-1795 гг. и промышленной революции, развернувшейся в начале XX в. в Англии и других европейских странах.

    Приоритеты марксистской идеологии : Марксистская идеология наиболее полно отразила политические и идеологические интересы класса наемных работников раннеиндустриального общества. Основные идеи марксистской идеологии:

    Движущей силой общественного развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями общества, которое в социальной жизни принимает форму классовой борьбы. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Классовая борьба ведется эксплуатируемыми массам справедливого распределения собственности и политической справедливости. Высшая точка нарастания классовых противоречий - социальная революция.

    Особая роль в осуществлении революции и построении нового общества принадлежит пролетариату, условия жизнедеятельности которого, способствуют формированию в нем коллективности, солидарности и интернационализма.

    Свои цели пролетариат может реализовать посредством установления диктатуры - политического господства рабочего класса при опоре на широкие трудящиеся массы.

    Диктатура пролетариата является способом гармонизации общественных отношений и обеспечивает переход к бесклассовому обществу ("историческая миссия рабочего класса").

    Идеал общественного устройства - сознательно регулируемое, бестоварное, самоуправленческое общество, базирующееся на общественной собственности на средства производства, в котором будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда.

    Характеризуя созданную основоположниками марксизма теорию в целом, исследователи отмечают ее всеобъемлющий характер и логическую последовательность. Вместе с тем, очевидным является и то что соединение в рамках одного учения глубоких теоретических построений со злободневными политическими программами не только серьезно обесценило высказанные К. Марксом и Ф. Энгельсом концептуальные положения, но и создало условия для той вульгаризации теории, которой она подверглась после смерти ее создателей.

    Характеризуя созданную основоположниками марксизма теорию в целом, исследователи отмечают ее всеобъемлющий характер и логическую последовательность. Вместе с тем, очевидным является и то что соединение в рамках одного учения глубоких теоретических построений со злободневными политическими программами не только серьезно обесценило высказанные К. Марксом и Ф. Энгельсом концептуальные положения, но и создало условия для той вульгаризации теории, которой она подверглась после смерти ее создателей.

    Вступление К. Маркса и Ф. Энгельса в активную политическую борьбу их ориентация на антикапиталистические и революционаристские настроения раннеиндустриального пролетариата, не могли не привести к определенной субъективности их теоретических выводов (определение конкретных сроков социалистической революции в Европе, стран, где она произойдет), средств достижения нового общественного устройства.

    Политическая доктрина К. Маркса отражала современные ему реалии, но не в полной мере смогла предугадать тенденции изменений индустриального общества и оказалась неадекватной переменам, которые произошли в XX в. Общество стало развиваться не Совсем по тем закономерностям, которые были увидены Марксом и Энгельсом на раннем его этапе. Новые возможности и пути борьбы рабочих за свои права открыла парламентская демократия, значение которой недооценивалось классиками марксизма.

    Не подтвердились положения об абсолютном и относительном обнищании пролетариата, о неизбежном обострении классовых противоречий вплоть до насильственного свержения буржуазного строя в процессе революции, о стирании национальных перегородок между государствами и т.д. Это потребовало корректировки ряда концептуальных положений еще при жизни основателей марксизма (в последних работах Ф. Энгельс пришел к выводу о возможности эволюционного развития капитализма и мирного врастания его в социализм).

    Европа
    1) Либерализм. Создатели либерализма: Д.Локк, Ф.Смит, И.Бентам, Тюрго.
    Основные принципы изложены во французской?Декларации прав человека и гражданина? 1789 г.: право на свободу, на собственность, безопасность? гражданские свободы. Осн. положения в экономике: сводоба распоряжаться собственность по своему усмотрению, гос-во не должно участвовать в экономической жизни, его функция? поддержание порядка и за-щита собственности, экономика? саморегулирующийся механизм, развивающийся по собственным законам, в основе экнономического процветания лежит свободный договор, своб. конкуренция, своб. торговля.
    Теоретики либерализма считали, что гос-во должно стремиться к воплощению принципов конституционализма, предста-вительной демократии, незыблемости демократических свобод. Признавая гос-во носителем верховной власти, они тре-бовали уважение автономии личности и защиты ее собственных прав, полагая, что гос-во должно не подчинять себе лич-ность, а обязано обеспечивать необх. условия для их развития.
    2) Консерватизм (основная идеология аристократии? первоначально, к концу века - буржуазии).
    Представители консерватизма: О.Конт, Алексис де Токвиль, Жозеф де Местр.
    Основные положения: главная цель? защита общества от деструктивного влияния революционных и рационалистиче-ских идей, огромное внимание к социальной структуре общества, внимание к проблематике малых социальных групп. Консерваторы подчеркивали важность и неизменность традиционных ценностей (семья, религия, порядок), пренебреже-ние которыми грозит трагическими и разрушительными последствиями.
    3) Социализм Создатели утопического социализма: Сен-Симон, Фурье, Оуэн.
    В 30-40 г. появляются новые теории социализма: кооперативный и христианский.
    В конце 1840 окончательно оформился марксизм. В историческом процессе Маркс и Энгельс выделяют одну доминанту? социально-экононмический процесс развития. Смена способов производства будет происходить в результате классовой борьбы. Конфликт производительных сил и производственных отношений может быть разрешен путем передачи средств производства в руки общества при ликвидации частной собственности. Маркс и Энгельс считали капитализм несправед-ливым и нежизнеспособным, они полагали, что с преодолением частной собственности наступит время бесконечного развития производства на благо общества. Маркс связывал торжество социальной справедливости с классовой борьбой буржуазии и пролетариата, которая достигает своей вершины в социалистической революции (Маркс недооценивал спо-собность капитализма к саморазвитию и самообновлению).
    Россия. Российская общественная мысль была тесно связана с западно-европейской и в то же время отличалась от нее. В Зап. Европе создавались теории, с экономических и морально-этических позиций доказывавшие историческую неизбеж-ность и прогрессивность капиталистического строя, велись поиски путей его совершенствования, разрабатывались уче-ния, ведущие к его разрушению. В России же сохранялись самодержавие и крепостничество. Их судьба составляла суть всех общественно-политических разногласий. Консерваторы выступали за сохранение и упрочение существующих по-рядков, либералы предлагали их постепенное реформирование (эволюционный путь развития страны), радикалы настаи-вали на коренной ломке социально-политической системы (революционный путь). В Зап. Европе существовали более благоприятные условия для развития общественного движения, в отличие от России. В первой половине XIX в. в России не сложились еще четкие идейно и организационно оформленные общественно-политические направления Сторонники разных полит. концепций часто действовали в рамках одной организации, в спорах отстаивая свой взгляд на будущее страны. В общественном двидении второй половины XIX в. началось размежевание 3 идейных направлений: радикально-го, либерального и консервативное.
    Консервативное. Участники: Уваров, Карамзин, Погодин, Шевырев, Булгарин, Греч.
    Опиралось на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Самодержавие? единственно возможная форма правления. Теория официальной народности? православие (основная духовная жизнь народа), само-державие (гарант нерушимости Русского гос-ва), народность (единение царя с народом), по мнению консерваторов, не-обходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство, как главная опо-ра самодержавия. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
    Либеральное. 2 течения: славянофилы и западники

    Славянофилы:
    Дворянская интеллигенция выступала за принципиально отличный от западноевроп. пути развития на основе ее самобытности (патриархальность, кр. община, правосл).
    Отмена креп. права, развитие пром-ти, торговли, просвещ.
    Отрицательное отношение к петровским преобразованиям
    Гл. цель? сохранение самобытности, особый путь России.
    Киреевские, Хомяков, Аксаковы, Кошелев, Самарин

    Западники:
    Дворянско-помещичья интеллигенция считала, что Россия должна идти по западноевропейскому историческому пути, критиковала теорию самобытности славянофилов
    Отрицат. отнош. к креп. праву. конституц. монархия по западно-европ.образцу, политич. свободы
    Положительное отношение к деятельности Петра
    Европа? образец для подражания
    Грановский, Соловьев, Кавелин, Анненков,Боткин

    Радикальное.
    Представители: Белинский, Герцен, Огарев.
    Идея?общинного социализма? (самобытность) направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию поме-щичьего землевладения и последовательную демократизацию.
    Революц. кружки: 1) Петрашевцев (Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, Глинка). Идея утопического социализма
    2) Станкевича? использование прогрессивных идей немецкой идеалистической философии
    3) Чаадаев? критика теории?официальной народности?, прогресс России видел в использовании европейского опыта.