ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

И ответственным чтобы. Хэмминг. «Вы и ваши исследования

Австрийский психолог, философ и гуманист Виктор Франкл в свое время тонко подметил, что ответственность является основой основ человеческого существования. И действительно, для любого взрослого человека, ответственность – строго обязательное качество, если конечно, он хочет быть самостоятельным, успешным и счастливым. О том, как стать более ответственным, мы поговорим в данном материале.

Ответственность: почему она важна?

В современном мире, многие люди, к сожалению, абсолютно не хотят взрослеть. Достигнув совершеннолетия или более позднего возраста, они до сих пор продолжают сидеть на шее у родителей, государства или даже супруга – мужа или жены. Играют в компьютерные игры, проводят время в Интернете или в плохих компаниях на улице и совершенно забывают о том, что их роль в жизни заключается еще и в том, чтобы найти достойную работу, получать хорошую зарплату и обеспечивать семью.

Достичь перечисленных целей, стать уважаемой и во всех отношениях достойной личностью может только человек ответственный. Ответственный человек понимает, что в каждой отдельной ситуации у него имеется огромное множество вариантов выбора, умеет принимать решения и знает, что время его жизни ограничено. Подобный индивид ценит каждую свободную минуту, старается использовать ее с пользой для себя и никогда не перекладывает ответственность за свои действия, чувства и мысли на других людей или обстоятельства. Он не винит окружающих в своих неудачах и ошибках и знает, что для того, чтобы что-то изменить, необходимо начать с себя и измениться самому.

Вернемся к Франклу, который, кстати, разработал целую теорию, посвященную смыслу жизни и ответственности, назвав ее логотерапией (от греческого «логос», что означает «смысл»). По мнению знаменитого австрийского врача, ответственность – это то, перед чем ставит человека сама жизнь и чего многие из нас стремятся избежать. Он часто сравнивал ответственность с пропастью, очень глубокой и пугающей, но в то же время и весьма величественной.

Видный психолог отмечает, что наше будущее и будущее других людей зависят полностью от нас. Ведь каждую секунду только мы делаем выбор и принимаем отдельно взятое решение, реализуем или, наоборот, упускаем возможность, имеющуюся в данный момент времени. И от того, какое решение мы примем, зависит не только наше поведение, но и поведение, а также отношение к нам других.

О чрезмерно ответственных людях

Но есть и другая крайность – чрезмерная ответственность, которая, между прочим, свойственна довольно многим людям. К примеру, ей часто страдают личности с застенчивым характером. Индивиды, недостаточно уверенные в себе, с низкой самооценкой, часто проецируют свои страхи в будущее. Допустим, они нередко боятся позвонить или сделать первый шаг перед знакомством с интересным человеком, поскольку заранее настроены на отказ и думают, что потенциальный собеседник не станет с ними общаться вследствие занятости, нежелания строить отношения и общаться с ними. Таким образом, они заранее берут на себя ответственность за чувства, мысли и действия других людей, тем самым, программируя себя на неудачу.

Если говорить о чрезмерной ответственности в целом, то по своей сути, это фактически то же самое, что и безответственное поведение, поскольку человек думает о других, но перестает думать о себе, заботиться о себе и о своих нуждах.

Как стать более ответственным?

Желающим избавиться от чрезмерной ответственности и контроля, можно порекомендовать для прочтения две книги: Генри Клауд – «Барьеры» и Сьюзен Джефферс – «Бойся, но действуй!» В первом из предлагаемых трудов, хорошо объясняется, за что именно ответственны мы сами, а за что – другие люди. В частности, мы ответственны перед другими и за самих себя . Книга попутно научит вас устанавливать личные границы, делать правильный выбор, несмотря на манипуляции и возникающие чувства собеседника, говорить «Нет» в различных жизненных ситуациях и т.д.

Вторая книга – это популярный бестселлер от специалиста в области позитивной психологии. Изучение данного творения, кстати, будет очень в помощь для тех лиц, что мучаются от застенчивости, нерешительности и различных страхов.

Примите ответственность за свою жизнь на себя. Иначе говоря, осознайте, что в каждой отдельной ситуации у вас существует тысячи возможностей и вариантов выбора. Но этот выбор делаете вы сами, а не кто-либо другой.

Помните о конечности нашей жизни. Цените каждую свободную минуту и не забывайте о том, что в каждый отдельный момент вы тоже делаете выбор. Одни решения – поднимают вверх, другие – опускают вниз.

Старайтесь не перекладывать ответственность на других или внешние обстоятельства. Многие люди часто списывают неудачи на несчастливое детство, психологические травмы и винят других (родителей, супругов и т.д.). Это неконструктивная позиция. Чтобы стать более ответственным, необходимо постепенно снять себя с места ребенка и занять позицию взрослого, который за все в своей жизни отвечает сам.

В отношениях с другими людьми, разделяйте ответственность пополам. Помните, что любые отношения (деловые, личные и т.д.) должны быть равноправными. Равная ответственность – отнюдь не означает, что ваш спутник, партнер по бизнесу или руководитель должен вести себя так же как и вы. Это означает, что каждый из нас несет свое бремя и имеет свои обязанности, которые ему следует выполнять надлежащим образом. Вы отвечаете только за свою сторону и не залазите на чужую территорию.

Избавьтесь от Внутреннего Говоруна , о котором пишет в книге Сьюзен Джефферс. Внутренний Говорун – это тот монолог, что вы ведете сам с собой, мешающий вам преодолеть свои страхи и взять на себя ответственность за происходящее. Иными словами, это негативное мышление и его постепенно нужно заменять на позитивное.

Учитесь говорить «Нет» окружающим вас людям. Начните с малого, например, с того, чтобы отказывать продавцам в магазинах. Говоря собеседнику «Нет» важно помнить, что у вашего собеседника могут возникнуть негативные чувства – гнев, обида и т.д. Они могут использоваться как манипуляция, чтобы вы согласились с убеждающим. Поэтому несмотря на них, твердо стойте на своем. Например, при разрыве отношений с неподходящим вам мужчиной, не идите на контакт. Человеку необходимо пережить горечь утраты, боль – это и есть проявление любви к нему, поскольку она со временем проходит.

Не бойтесь брать на себя ответственность. Расширяйте свою зону комфорта. Начните с мелких задач, затем перейдите к более крупным. Например, запишитесь на обучающие курсы и получите новую профессию. Возьмитесь за новый заказ по работе и сделайте порученное задание «на все 100». Все это позволит вам укрепить уверенность в себе.

Ведите дневник. В нем отмечайте как победы, так и ошибки, на которые в следующий раз стоит обратить внимание, чтобы не сделать неправильный выбор. Регулярно пересматривайте записи, чтобы не забыть о том, что вы когда-то совершили.

Сформулируйте свои жизненные цели и приступите к их последовательному достижению. Возьмите ответственность за формулировку данных целей на себя. О правильной постановке целей на нашем сайте есть отдельная .

Осознайте те выгоды, что дает вам распущенное поведение, безответственность. Это сложный для реализации, но очень важный пункт. Многие не понимают, что им выгодно оставаться маленькими детьми, болеть или чего-то избегать, т.к. подобное поведение притягивает массу внимания по отношению к себе, сочувствия и поддержки. Со временем вы должны научиться действовать и принимать самостоятельные решения, несмотря на то, одобряют ли их окружающие или относятся негативно к ним.

Ответственность сотрудников в процессе выполнения своих рабочих обязанностей – очень важный момент. Часто подчиненные перекладывают ее на руководство, аргументируя это отсутствием полномочий. Хотя, по сути, это пример стандартного ухода от ответственности, который встречается в очень многих компаниях. Как научить подчиненных быть более ответственными?

В мастер-классе «Путь победителя: управленческая борьба» подробно описывает уловки сотрудников, которые применяются ими в отношении руководителя. Например, подчиненный обращается к начальнику с вопросом, как разрешить некоторую ситуацию. Начальник отвечает. Кто ответственен за результат разрешения ситуации? Конечно же, руководитель - по мнению подчиненного. Сотрудник доволен, вопрос решен, дискомфорт устранен. В случае, если что-то пойдет не так, с кого спросят? Ну конечно же с того, кто предложил вариант решения задачи.

Как научить подчиненных брать ответственность на себя? В ситуации, когда руководитель рассматривает вопрос сотрудника, он не должен предлагать свой вариант, а прямо спросить:

– А как бы вы ответили на данный вопрос?

В случае предоставления подчиненным нескольких альтернативных вариантов, руководителю также не следует указывать на один из них. Лучше уточнить:

– Какой ответ из трех вы считаете лучшим? Правильно. Зачем же вы ко мне пришли? Хотите, чтобы я за это отвечал?

Другой способ осадить уловки сотрудника, как отмечает Владимир Тарасов в своей книге , - нагрузить его ответственностью. Необходимо задать ему такую мотивацию, чтобы он осуществлял проверку задания для вас столь же добросовестно, как если бы он делал это для себя. Нагрузить ответственностью – это значит, построить в его картине мира технологическую цепочку, связывающую качество его проверки с неизбежными и важными лично для него следствиями. Отношение к мелочам показывает степень искусности в деле, жизненный и иной опыт, меру цивилизованности личности.

Ответственность – неудобное переживание, которое можно наблюдать не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Всегда хочется найти того, кто мог бы принять решение за нас, а еще лучше – полностью снять с нас ответственность. Каждый человек в своей жизни играет роль и подчиненного, и босса. Сам руководитель выступает в некоторых сферах жизни в роли подчиненного, и, безусловно, знает о всех уловках игры под названием «перенос ответственности».

Александр Фридман об ответственности подчиненных

Что такое ответственность подчиненных? Есть люди с разным порогом ответственности – у кого-то это качество развито лучше, у кого-то хуже. Люди с высоким коэффициентом осознанности продумывают свои действия, не нуждаются в подтверждении каждого своего шага, используют голову «по назначению». Таких людей можно условно назвать «самураями». Есть противоположный типаж – так называемые «растаманы». Они не в состоянии держать себя, ни за что не хотят и не могут отвечать. Существует и промежуточный тип людей, которые в разных ситуациях ведут себя как ответственно, так и безответственно, в зависимости от того, какими будут внешние обстоятельства.

Как повысить внешнюю ответственность сотрудников? рекомендует придерживаться таких правил:

  • разработать и внедрить систему координат (ввести правила, принципы, даже термины);
  • предоставить сотрудникам право вносить поправки в конструкцию этой системы;
  • настроить канал обратной связи между сотрудниками и руководителем;
  • контролировать исполнение подчиненными условий системы координат;
  • поощрять сотрудников, работающих по правилам системы.

Британский предприниматель Ричард Брэнсон говорил: «Если вы не знаете, как научить подчиненных самостоятельности, необходимо дать им свободу. Разрешайте сотрудникам приходить на работу в любое время, если человеку требуется двухмесячный отпуск – дайте!». Что ожидал бизнесмен от людей? Проявления лучших качеств – ответственности, самостоятельности в условиях свободы и отсутствии «канонов» на рабочем месте.
Можно ли согласиться с британским бизнесменом? Лишь отчасти. Далеко не все люди, помещенные в такие условия, проявят свои лучшие качества. Правильно воспользуются предоставленной свободой только люди с высокой степенью внутренней ответственности. Остальные будут рассматривать ее как благоприятную питательную среду для реализации своих задач, но не целей компании.

В чем секрет подхода к работе Брэнсона? Можно предположить, что в его компании хорошо поставлен отбор персонала, и людей с низким порогом ответственности просто не берут на работу. Второй вариант – человека без жесткого отбора принимают в компанию, предоставляют свободу, а затем смотрят, как он себя проявляет в процессе работы. Если не справился – увольняют. Несоблюдение таких условий привело бы к тому, что компания Брэнсона могла бы просто стать «пристанищем для ленивых и сытых котов».

Во многих западных компаниях проповедуются довольно жесткие принципы, о которых никто не говорит, но они общеизвестны, их знают «по умолчанию». Например, если человек просит длительный отпуск – да, пожалуйста, но сначала выполни задачи, которые ты должен сделать. Не сделаешь – полная ответственность за это на тебе.

Как повысить самостоятельность подчиненных: долой безответственность


Если проанализировать действия сотрудников в компании, можно определить степень их ответственности. Низкие показатели будут при наличии таких признаков:

1. Сотрудники постоянно и упорно выполняют массу бессмысленной, рутинной работы.
2. Отсутствует автономность в действиях: к задачам, которые могут быть выполнены одним человеком, дополнительно привлекаются коллеги.
3. Не определена ответственность за результаты работы: она перебрасывается от одного подчиненного к другому.
4. Сотрудники безынициативны, отсутствует мотивация.
5. Наблюдается высокая степень агрессии в коллективе.

Как еще повысить ответственность и самостоятельность подчиненных в компании? В первую очередь нужно внедрить изменения в корпоративную культуру, сделать анализ мотивационной системы. Это долгая индивидуальная работа со всеми звеньями компании – системный процесс должен затрагивать все сегменты организации.

Облегчает принятие решений в компании четкое наличие правил и инструкций в отношении бизнес-процессов. Ответственными должны быть все сотрудники, вне зависимости от их должностного положения. Под внимание службы работы с персоналом попадают, прежде всего, те отделы, в которых наблюдается низкая самостоятельность.

Шагом к повышению самостоятельности подчиненных является отказ от традиционной пирамиды управления и переход к децентрализации. Сотрудникам компании предоставляются новые границы возможностей. Они берут участие в обсуждении вопросов, бизнес-процессов, решении сложных рабочих моментов. Приветствуется инициативность, самостоятельная работа.

Например, в компании «Мастерфайбр» (Москва), вопрос, как повысить самостоятельность сотрудников, не поднимается. Подчиненным запрещено обращаться к руководству для решения возникшей проблемы. Существуют четкие правила: в отношении каких вопросов подчиненные полагаются на собственные полномочия, а в каких случаях им необходимо одобрение руководства, причем в письменной форме. Да, именно одобрение, но не решение. В письменном виде сотрудник направляет проблему и предлагает варианты ее разрешения. Руководитель изучает предоставленную информацию, одобряет один из вариантов или просит подобрать другой.

Решая рабочие проблемы за подчиненных, руководитель обесценивает их работу, превращая персонал компании в серую массу, состоящую из безынициативных, безответственных исполнителей.

Если сотруднику будет предоставлена возможность решить вопрос самостоятельно, он будет чувствовать себя более уверенно, относиться к своей организации «по-хозяйски» и проявлять ответственность в любых рабочих ситуациях, требующих правильного и быстрого решения.

Марина Никитина

Ответственность формируется, воспитывается и прививается ребенку как необходимый социальный навык. Малыша учат понимать и принимать на себя обязательства отвечать за поступки, действия, их последствия.

Брать за себя ответственность приходится учиться и в детстве, и самостоятельно во взрослом возрасте, так как количество обязанностей в процессе жизнедеятельности увеличивается.

Ответственность как социально обусловленный навык встраивается в структуру личности человека и становится волевым качеством.

Ответственный человек – личность, которая осуществляет внешний и внутренний контроль , с чувством долга и ответственности.

Человек, научившийся брать ответственность:

осознает, что жизнь, успех, самореализация, счастье зависят от него;
готов выполнять данные себе и другим людям обещания, делает это старательно;
умеет принимать решения в кризисных ситуациях;
умеет заботиться о тех, кто нуждается в помощи и поддержке, или недостаточно самостоятелен;
ясно осознает последствия, к которым приводят решения.Когда Вы берете на себя ответственность, зарождаются межличностные отношения, предполагающие права и обязанности, чувство долга и чести.

Супружество, родительство, опека, работа, другие сферы жизнедеятельности предполагают взятие на себя тех или иных обязательств.

Границы личной ответственности

Когда человек учится брать обязательства, он должен четко осознавать границы и нормы допустимого.

Недостаток ответственности, неумение и нежелание брать и исполнять обязательства – безответственность. Избыток ответственности – гиперопека.

Безответственные люди не берут на себя обязательства, желая упростить жизнь, но страдают от своей беспомощности, инфантильности, несерьезности, легкомысленности, малодушия.

Гиперответственные люди страдают от тревожности, страхов, раздражительности, мнительности, чрезмерного контроля.

Гиперопека не менее опасна, чем безответственность. И недостаток, и переизбыток ответственности негативно влияют на личную жизнь, из-за них возникают межличностные и .

Ответственность в своем нормальном проявлении:

регулирует, организовывает жизнь,
, дает уверенность в себе,
вызывает уважение и самоуважение,
осуществляет внутренний и внешний контроль,
наполняет жизнь смыслом,
дает ощущение .

Способы принятия ответственности

Желающим научиться ответственность брать на себя рекомендуется действовать в двух направлениях:

Принимать предоставляемую ответственность.
Проявлять инициативу и самостоятельно находить обязательства.

Первый путь пассивный, второй – предполагает активность, но они оба вырабатывают навык и способность.

В случае принятия предоставляемой ответственности, человеку нужно усилием воли заставить себя выполнить задание, преодолеть нежелание, лень, робость и страхи. Не думать об этом как о безвыходном положении.


Ответственная ситуация, затрагивающая личность, возникает сама по себе либо по инициативе другого человека и должна быть воспринята как необходимость.

К примеру, систематически выполняя обязанности по дому в срок и в нужной форме, человек научится нести ответственность за предпринимаемые действия. Как родители учат маленьких детей складывать разбросанные игрушки, так и взрослый человек самостоятельно учится выполнять домашнюю работу, мотивируя себя необходимостью соблюдать чистоту и порядок.

Самостоятельно создавая условия, в которых человек берет ответственность, он ускоряет . В таком случае, он сам дает себе задание, выполняет и несет ответственность за результат. Он искусственно создает, моделирует ситуацию ответственности и учится действовать в ней, контролирует свои эмоции и желания, мотивирует себя.

Ситуации, развивающие чувство ответственности

Экстремальные ситуации. Это ситуации, когда от способности принять на себя ответственность зависит жизнь человека и других людей. Это сложные, опасные ситуации, требующие силы воли и выносливости. Если человек испытывает себя в подобном положении, нужно действовать осторожно и разумно.

Пример. Относительно безопасным способом развить ответственность в экстремальной ситуации выступает спорт.

Ситуации, когда невозможно не взять ответственность. У человека нет выбора, он не может отказаться из соображений морали и нравственности, чувства долга, имея желание помочь.

Пример. Человеку доверяют последить за чужим ребенком на время, пока родители заняты неотложными делами, а ребенка оставить не на кого.

Ситуации, предоставляющие новые права. Так как нет прав без обязанностей, их приобретение повлечет за собой ответственность.

Пример. Приобретая домашнее животное и наслаждаясь правом играть с ним и получать радость, человек берет на себя ответственность за его благополучие. Детям дарят животных в надежде обучить брать ответственность за другое живое создание.

Положительные ситуации. Человек легко берет и несет ответственность за то, что любит, что ему дорого и важно.

Пример. Когда человек любит другого, он испытывает желание ему помочь, позаботится, поддержать – это проявления чувства ответственности.

Обязательный человек любит жизнь, поэтому несет ответственность самостоятельно, управляет собой, свободен быть тем и жить так, как хочет.

1 марта 2014

Повышайте ответственность постепенно. Подростку сложно из избалованного ребенка превратиться в ответственного взрослого. Поэтому переход должен быть плавным, с постепенным повышением сложности.

С раннего детства установите правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Желательно, чтобы ребенок вырос с этими знаниями, потому что привить их в переходный период очень сложно.

Как научить подростка ответственности

Научитесь воспринимать подростка как взрослого. Прошли детские годы, когда родители полностью брали на себя ответственность за малыша. До определенного возраста опекать и защищать ребенка от проблем – прямая обязанность взрослых. Но важно знать меру и позволить подростку самому изучать мир.

Больше общайтесь с подростком, не дайте ему отдалиться от вас. Ваши разговоры не должны носить оттенок нотаций, вы не отчитываете ребенка, а объясняете и обсуждаете сложные ситуации в жизни. В таком ключе общение принесет больше результатов, чем воспитательные беседы.

Дайте подростку свободу. Не контролируйте каждый шаг, когда он идет с друзьями гулять. Не донимайте бесконечными звонками. Ослабьте контроль и покажите, что вы доверяете. Если ребенок слепо выполняет указания родителей, он не научится самостоятельности и не станет ответственным за свою жизнь.

Позвольте подростку совершать ошибки и исправлять последствия. Это не относится к криминальным или опасным занятиям. Но если студент прогуляет занятия и ему придется отрабатывать пропущенный материал, в дальнейшем он не будет так легкомыслен.

Не стойте над душой. Позвольте ребенку самостоятельно справиться со своими обязанностями. Не нужно напоминать или составлять подробную инструкцию. Если спросит – подскажете, но дайте возможность проявить себя. Начать можно с простых дел, а с возрастом усложнять поручения.

Напоминайте подростку о предстоящей взрослой жизни. Определите для себя, в каком возрасте вы отпустите ребенка в самостоятельное плавание. Постепенно подготавливайте его к этому. Сначала размытыми «Скоро ты будешь все делать самостоятельно», а потом конкретизируйте «Через 2 года станешь совершеннолетним, и тебе придется себя обеспечивать».

Не давайте слабину. Очень сложно смотреть на неудачные попытки ребенка, могут появиться мысли сдаться и самостоятельно решить все его проблемы. Но такая тактика навсегда сделает подростка зависимым от вас и безответственным. Если вы сказали, что учеба полностью на его совести, не нужно решать задачи или писать диплом. Только пройдя через это испытание, ребенок сможет повзрослеть и научиться ответственности.