ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Анализ похвала. Образ глупости в произведении эразма роттердамского "похвала глупости". Эразм Роттердамский основные идеи

«Похвала Глупости» (либо «Похвальное слово Глупости»; «Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus») – одно из центральных произведений Эразма Роттердамского (1469 – 1536) – нидерландского гуманиста Возрождения. Первая публикация этого произведения была осуществлена в 1511 году, а всего было выпущено около 40 прижизненных изданий. Эта единственная книга Эразма, которая и в наше время находит читателей. «Похвала Глупости» во многом обязана своим существованием длительному путешествию Эразма по Европе. Замысел книги зародился у него в 1509 году, когда он пересекал Альпы по пути из Италии в Англию. Книга была в короткий срок написана в Лондоне, в доме Томаса Мора, которому была посвящена с шутливым намеком на сходство, ибо «moros» значит по-латыни «глупец». Произведение написано в жанре иронического панегирика, сочетающем в себе две черты, свойственные литературному облику Возрождения: обращение к пафосу античной эстетики и критика современных ему нравов и общественного уклада в целом. Для осуществления своей цели он пользуется распространенным в ту эпоху художественным образом глупости (здесь стоит вспомнить о народных «празднествах дураков» и карнавальном характере Средневековья). Предшественницами творения Эразма стала сатира Себастьяна Брандта «Корабль дураков» (конец 15 века), в которой классифицируется человеческая глупость, и народная сказка о Тиле Уленшпигеле, маленьком дурачке, ставшем объектом осмеяния окружающих. Эразм видоизменил смысл этих произведений и персонифицировал глупость, вложив в это человеческое качество новое значение. Книга представляет собой монолог Глупости; захлебываясь от восторга, она распевает сама себе дифирамбы, а речь ее еще более оживляют иллюстрации Гольбейна. «Похвала Глупости» состоит из нескольких частей: в первой части Глупость представляется и обосновывает свою неотъемлемую причастность природе человеческой. Во второй части описываются многообразные виды Глупости, а в последней – говорится о блаженстве, которое также является в некотором смысле глупостью. Эразм в язвительной форме воздает хвалу госпоже Глупости, безраздельно правящей миром, которой все люди поклоняются. Здесь блестяще продемонстрированы его качества писателя-сатирика; он позволяет себе поиздеваться и над неграмотными крестьянами, и над высоколобыми богословами. Из всего произведения можно многое узнать о его философских симпатиях и убеждениях.

В первой части Эразм словами Глупости доказывает власть последней над всей жизнью: «Но мало того, что во мне вы обрели рассадник и источник всяческой жизни: все, что есть в жизни приятного, – тоже мой дар... Обыщите все небо, и пусть имя мое будет покрыто позором, если вы найдете, хоть одного порядочного и приятного Бога, который обходился бы без моего содействия?». На фоне описания современного Эразму «мудреца», средневекового схоласта, который представляется волосатым с дремучей бородой преждевременно обветшавшим стариком, строго судящим всех и вся, Глупость выглядит весьма привлекательно. Этот «книжный червяк», ригорист и аскет, противник всего живого и живущего выступает антиподом Глупости, и в реальности оказывается, что настоящая глупость скорее он сам. По мысли Эразма, «природа посмеивается свысока над всеми их догадками, и нет в их науке ничего достоверного. Тому лучшее доказательство – их нескончаемые споры друг с другом. Ничего в действительности не зная, они воображают, будто познали все и вся, а между тем даже самих себя не в силах познать и часто по близорукости или по рассеянности не замечают ям и камней у себя под ногами. Это, однако, не мешает им объявлять, что они, мол, созерцают идеи, универсалии, формы, отделенные от вещей, первичную материк), сущности, особливости и тому подобные предметы». Здесь Эразм проводит идею о том, что человеческий рассудок – еще не весь человек. Если рассудок противопоставляет себя жизни (как это происходит в случае со схоластическим теоретизированием), значит, он является губителем жизни и препятствует стремлению человека к счастью и радости. Сфера чувственности, связанной со всем телом человека, много шире и сложнее сферы его разума, сконцентрированного в его голове. В силу этого люди вынуждены «играть комедию жизни», исполняя самые различные роли. Могущество чувственности необоримо, и бессмысленно воображать возможность моральности, полностью освобожденной от нее, как об этом нередко ханжески твердят сторонники официального благочестия. «Глупость» Эразма противостоит средневековому рационализму и представляет собой новый принцип жизни, выдвинутый гуманизмом: человек с его переживаниями, чувствами, страстями – вот тема, достойная рассмотрения. Все люди имеют право на жизнь и все равны в этом своем праве.

Заложив теоретическое основание для своего рассуждения, во второй части Эразм переходит к более конкретным вопросам: «различным видам и формам» глупости. Поскольку «большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад», оказывается, что «в человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков». Условная Глупость начинает возмущаться настоящей глупостью. Автор незаметно переходит от панегирика жизни к сатире на невежество и закостенелость общества. Эразм прибегает к бытовым зарисовкам. Он касается жизни всех социальных слоев, не оставляя без своего внимания ни простых, ни знатных, ни образованных, ни людей неученых. Прихотью Глупости, лики которой бесчисленны, и едва ли не наиболее ярким проявлением Глупости служит человеческое самодовольство (filautia). Глупостью руководствуются люди всех сословий и прослоек, все нации, ибо Глупость богата и коллективными проявлениями. Самым же печальным из них служит война. В своих произведениях Эразм не раз подчеркивал, что она может быть привлекательной лишь для тех, кто ее не изведал. А в «Похвале глупости» он даже написал, что война обычно ведется всякого рода подонками общества. Эразм высмеивает национальную гордость и профессиональное тщеславие: почти все мужи искусств и науки в высшей степени тщеславны и счастье свое черпают из своего тщеславия.

В ряде мест сатира уступает обличению, и речи Глупости выражают сокровенные мысли самого Эразма; эти места касаются церковных злоупотреблений. Отпущения грехов и индульгенции, в которых священники «измеряют срок пребывания душ всех людей в чистилище»; почитание святых и Богородицы, «которую простой народ чтит даже более чем Ее Сына»; распри теологов о Троице и Воплощении; доктрина пресуществления, схоластические секты; папы, кардиналы и епископы – все служат мишенью злых насмешек Эразма. Особенно злым нападкам подвергаются монашеские ордена: это сборище «сумасшедших идиотов», которые далеки от всякого благочестия, «а между тем сами они вполне собою довольны». Ведут они себя так, как будто бы религия заключалась в одной лишь мелочной проформе: «Сколько узлов обязан носить монах на своем башмаке, какого цвета должен быть его пояс, какими внешними признаками должна отличаться его одежда, из какой ткани подобает ее шить, какой ширины должен быть пояс» и так далее. Нетрудно было бы услышать, что они скажут перед судом Христа. «Тогда один выставит напоказ свое брюхо, раздувшееся от рыбы всевозможных пород. Другой вывалит сто мер псалмов... Иной станет бахвалиться тем, что пятьдесят лет подряд притрагивался к деньгам не иначе, как обмотав предварительно пальцы двойной перчаткой». Но Христос прервет их: «Откуда эта новая порода иудеев? Лишь один закон признаю я моим, и как раз о нем ничего до сих пор не слышу». [«Горе вам, книжники и фарисеи... Я завещал вам лишь одну заповедь – возлюбить друг друга, и как раз о ней ничего до сих пор не слышу».] Однако на земле эти люди внушают страх, ибо благодаря исповеди они знают много тайн и часто выбалтывают их, когда напьются пьяными. Не пощажены и папы. Верховные первосвященники должны были бы подражать своему Господу в смирении и бедности. «Они же уповают на оружие да на те сладкие словеса, о которых упоминает апостол Павел и которых никогда не жалели папы в своем милосердии, а именно – на интердикты, на освобождение подданных от присяги, на повторные отлучения, на анафемы, на картинки с изображением чертей и, наконец, на те грозные молнии, при помощи которых души смертных низвергаются в самую глубину Тартара. Святейшие отцы поражают этими молниями тех, кто, наученный дьяволом, пытается умалить или расхитить достояние св. Петра». Подобные места наводят на мысль, что Эразм должен был бы приветствовать Реформацию, но в действительности он занял противоположную позицию.

Остро высмеяв их пороки, Эразм переходит к заключительной части своего «панегирика» и делает в ней достаточно смелый вывод. Глупость, доказав свою власть над всем человечеством, отождествляет себя с са¬мим истинным христианством, не с церковью. Согласно Глупости, «награда, обещанная праведникам, есть не что иное, как своего рода помешательство». «Среди глупцов всякого рода наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет христианское благочестие. Они расточают свое имение, не обращают внимания на обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между друзьями и врагами... Что же это такое, если не помешательство? И кульминацией кульминации «глупости» является небесное счастье, которое хотя и принадлежит другой, небесной жиз¬ни, но которое уже здесь на земле можно вкусить, по крайней мере, на краткий миг и лишь немногим. И вот, очнувшись, они говорят, что сами не знали, где были. Одно они знают твердо: беспамятствуя, безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят о том, что снова образумились, и ничего другого не желают, как вечно страдать подобного рода сумасшествием». Глупость, беспамятство, безумство (как противовес схоластическому рационализму) – это истинное блаженство, настоящий смысл жизни.

На протяжении всей книги Эразм говорит о двух видах Глупости – одном, восхваляемом иронически, и другом, восхваляемом серьезно; тот вид Глупости, который восхваляется серьезно, раскрывается в христианской простоте. Это восхваление находится в полном соответствии с тем отвращением, которое Эразм питает к схоластической философии и ученым докторам. Это восхваление представляет собой первое выражение в литературе взгляда, сформулированного Ж.-Ж. Руссо в «Савойском викарии», – взгляда, согласно которому истинная религия идет от сердца, а не от ума и, следовательно, всякая сложная теология является ненужной. С течением времени эта точка зрения получала все большее и большее распространение, а ныне принята почти всеми протестантами. В сущности своей она является отвержением эллинистического интеллектуализма в пользу сентиментализма Севера.

В «Похвале Глупости» выразились гуманистические взгляды Эразма Роттердамского. Резкая критика современного ему общественного порядка и господствующей идеологии привела к кардинальным выводам о переосмыслении жизненных ценностей. Эразм рассматривается как приверженец светского пути развития современного западноевропейского общества. Это произведение показало, что Эразм вышел из лагеря католиков, однако не вступил в лагерь реформаторов, поскольку не считал нужным кардинально реформировать римско-католическую церковь в вопросах догматики, полагая, что изменения в церкви должны происходить сверху. Такая умеренность позиции Эраз¬ма обусловил тот факт, что «Похвала Глупости» в 1520 – 1530-х утрачивает свою первоначальную популярность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской федерации

федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное

учреждение Высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Реферат на тему:

« «Похвала глупости»

ВВЕДЕНИЕ

ОБРАЗ ГЛУПОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский (около 1469-1536 гг.), католический писатель, ученый-филолог, богослов,оказал огромное влияние на современников. “Ему изумляется, его воспевает и превозносит, -- писал Камерарий, - каждый, кто не хочет прослыть чужаком в царстве муз”.

Влияние Эразма на современников было огромным. Его иногда сравнивают с влиянием Вольтера в XVIII веке. Лучше всех других гуманистов Эразм оценил могучую силу книгопечатания, и его имя неразрывно связано с такими известными типографами XVI века, как АльдМа-нуций, Фробен, Бадий. С помощью печатного станка -- «почти божественного инструмента», как его называл Эразм, - он выпускал в свет одно произведение за другим и благодаря личным связям с гуманистами всех стран (о чем свидетельствуют одиннадцать томов собрания переписки) руководил некоей «республикой гуманитарных наук», прообразом позднейшего просветительного движения в XVIII веке во главе с Вольтером. И только поэтому Эразм мог устоять в борьбе с целой армией монахов и теологов, неизменно проповедовавших против него и отправлявших на костер его последователей.

Как и во всей гуманистической мысли и во всем искусстве эпохи Возрождения, той ступени развития европейского общества, которая отмечена огромным влиянием античности, в «Похвальном слове Глупости» встречаются и органически сливаются две традиции.

С одной стороны, сатира написана в форме «похвального слова»,которую культивировали античные писатели. Зародившийся еще в поздней софистике жанр пародийного похвального слова, образец которого оставил нам Лукиан («Похвальное слово мухе»). К жанру иронического панегирика -- наподобие известного в свое время «Похвального слова подагре» нюрнбергского друга Эразма В. Пиркгеймера - внешне примыкает и «Похвальное слово Глупости». Но гораздо более существенно влияние Лукиана - великого насмешника, прозванного «Вольтером древности.

С другой стороны, «Глупость, царящая над миром», не случайный предмет восхваления, как обычно в шуточных панегириках. Сквозной линией эта тема проходит через поэзию, искусство и народный театр XV--XVI веков. Любимое зрелище позднесредневекового и ренессансного города - это карнавальные «шествия дураков», «беззаботных ребят» во главе с Князем Дураков, Папой Дураком и Дурьей Матушкой.Процессии ряженых, изображавших Государство, Церковь, Науку, Правосудие, Семью, как сборище плутов, лицемеров и глупцов. Девиз этих игр - «Число глупцов неисчислимо». Во французских «дурачествах», голландских фарсах или немецких «фастнахтшпилях» (масленичных играх) царила богиня Глупости: глупец и его собрат шарлатан представляли в различных обличиях все разнообразие жизненных положений и состояний. Весь мир «ломал дурака».

Какой глупость предстает перед нами в «Похвальном слове»? Какими чертами наделяет её великий гуманист эпохи возрождения и что пытается показать через её сатирическое описание?

ОБРАЗ ГЛУПОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО

Все повествование произведения - это хвала « но не Гераклу и не Солону»[с. 17], а глупости. Причем Глупость восхваляет себя самостоятельно. Композиция сочинения стройная, хотя и наполнена различными отступлениями и повторами (как и подобает глупости). Деление на главы у самого Эразма не было, оно появилось позже в редакции 1765 года. Условно книгу можно разделить на две части: первая доказывает, что «все общественные дела смертных» и даже «верховных богов» [с.30] подчинены власти одной лишь Глупости. Вторую часть составляет описание различных видов и форм Глупости -проявление её в обществе от низших слоев народа до высших кругов знати.

В части первой глупость «неопровержимо» доказывает свою власть над всей жизнью и всеми благами. «Прежде всего - что может быть слаще и драгоценней самой жизни? Но кому обязаны вы возникновением её, если не мне», - говорит глупость в главе ХI, - « но если жизнью вы обязаны супружеству <…> то сами вы понимаете, в какой мере являетесь моими должниками». Мы видим, что чувство скромности, которое сама Глупость пытается приписать себе, совершенно у неё отсутствует, что конечно же естественно для неё. Ведь глупость себялюбива и потому уверенна во всем, за что она не возьмется. К тому же глупость не считает себялюбие пороком, и утверждает что «отними у жизни эту приправу, и ледяным холодом будет встречен оратор со своей речью, никому не угодит своими мелодиями музыкант, освистана будет игра актера, осмеян заодно с Музами поэт, впадёт в ничтожество с искусством своим живописец, отощает от голода, сидя на своих лекарствах, врач.» [с. 83].Она - основа всякого процветания и счастья, «без моего внушения,- утверждает Глупость - ни одно благородное искусство не возникло без моего содействия» [с. 84]. Что это - в шутку или всерьез?Сам автор (в предисловии и в позднейших письмах) дает на этот вопрос противоречивый и уклончивый ответ, считая, очевидно, что sapientisat - "мудрому достаточно" и читатель сам в состоянии разобраться.

Через всю первую "философскую" часть речи проходит сатирический образ "мудреца". Он противоположен Глупости. Отталкивающая и дикая внешность, волосатая кожа, дремучая борода, облик преждевременной старости [гл. XVII, c. 65]. Строгий, глазастый, на пороки друзей зоркий, в дружбе пасмурный, неприятный [гл. XIX, c. 72]. На пиру угрюмо молчит и всех смущает неуместными вопросами. Одним своим видом портит публике всякое удовольствие. Если вмешается в разговор, напугает собеседника не хуже, чем волк. В разладе с жизнью рождается у него ненависть ко всему окружающему [гл. XXV, c. 92]. Враг всяких природных чувствований, некое мраморное подобие человека, лишенное всех людских свойств. Не то чудовище, не то привидение, не знающее ни любви, ни жалости, подобно холодному камню. От него якобы ничто не ускользает, он никогда не заблуждается, все тщательно взвешивает, все знает, всегда собой доволен; один он свободен, он - все, но лишь в собственных помышлениях. Все, что случается в жизни, он порицает, во всем усматривая безумие. Не печалится о друге, ибо дружба - удел глупцов. Вот он каков, этот совершенный мудрец! «Ни себе самому, ни отечеству, ни своим близким не может быть он ни в чем полезен, ибо не искушен в самых обыкновенных делах и слишком далёк от общепринятых мнений и всеми соблюдаемых обычаев» [гл. XXV, c. 94] и т. д.

Это законченный образ схоласта, средневекового кабинетного ученого, загримированный - под античного мудреца-стоика. Это рассудочный педант? враг человеческой природы. Но с точки зрения живой жизни его книжная обветшалая мудрость - скорее абсолютная глупость.

Страсти, желания, поступки, настоящие чувства и прежде всего стремление к счастью важнее, чем рассудок и если рассудок противопоставляет себя жизни, то его антипод - глупость - совпадает со всяким началом жизни. ЭразмоваМория есть, поэтому сама жизнь. Она синоним подлинной мудрости, не отделяющей себя от жизни, тогда как схоластическая "мудрость" - порождение подлинной глупости.

Мория первой части - это сама Природа, которой нет нужды доказывать свою правоту "крокодилитами, соритами, рогатыми силлогизмами" и прочими "диалектическими хитросплетениями" [гл. XIX, c. 72-73]. Не категориям логики, а желанию люди обязаны своим рождением. Желанию быть счастливыми люди обязаны любовью, дружбой, миром в семье и обществе. Воинственная угрюмая "мудрость", которую посрамляет красноречивая Глупость, - это псевдорацнонализм средневековой схоластики, где рассудок, поставленный на службу вере, разработал сложнейшую систему регламентации и норм поведения. Аскетическому рассудку старческого средневековья, скудеющей мудрости почтенных докторов теологии противостоит Мория - новый принцип Природы, выдвинутый гуманизмом Возрождения. Этот принцип отражал прилив жизненных сил в европейском обществе в момент рождения новой буржуазной эры.

Охраняющий молодые побеги жизни от вмешательства "непрошеной мудрости" пафос мысли Эразма обнаруживает характерное для гуманизма Возрождения доверие к свободному развитию, родственное идеалу жизни, показанному в Телемской обители у Рабле с его девизом "Делай что хочешь". Мысль Эразма, связанная с началом эры буржуазного общества.Недаром сам Эразм из Роттердама, бюргер по происхождению, достигнув европейской славы, отвергает лестные приглашения монархов Европы, предпочитая независимую жизнь в "вольном городе" Лувене. Традиции независимости, которую отстаивают города его родной страны, несомненно, питают взгляды Эразма. Философия его Глупости коренится в исторической обстановке еще не победившего абсолютизма.

Вторая часть "Похвального слова" посвящена "различным видам и формам" Глупости. Но легко заметить, что здесь незаметно меняется не только предмет, но и смысл придаваемый понятию "глупость", характер смеха и его тенденция. Меняется разительным образом и самый тон произведения. Глупость забывает свою роль, и вместо того чтобы восхвалять себя и своих слуг, она начинает возмущаться служителями Мории, разоблачать и бичевать их. Юмор переходит в сатиру.

Уже глава XXXIV, прославляющая счастливое состояние животных «всех счастливей - те, которые не знают ни учения, ни дрессировки, но живут исключительно по закону природы» - двусмысленна. Значит ли это, что человек не должен стремиться "раздвинуть границы своего жребия", что он должен уподобиться животным и довольствоваться «теми пределами, в которые их заключила природа» ? Не противоречит ли это Природе, наделившей его интеллектом? Поэтому дураки, шуты, глупцы и слабоумные, хотя и счастливы, все же не убедят нас следовать скотскому неразумию их существования (гл. XXXV). "Похвала Глупости" незаметно переходит от панегирика к сатире на невежество, отсталость и косность общества. роттердамский глупость гуманист западноевропейский

В первой части речи Глупости, как мудрость природы, она гарантировала жизни разнообразие интересов и всестороннее развитие. Там она соответствовала гуманистическому идеалу "универсального" человека. Но безумствующая односторонняя Глупость создает постоянные застывшие формы и виды: сословие родовитых енотов, которые кичатся благородством происхождения [гл. XLII, c. 162], или купцов-накопителей, - породу всех глупее и гаже [гл. XLVII, c. 180-181], разоряющихся сутяг или наемных воинов, мечтающих разбогатеть на войне, бездарных актеров и певцов, ораторов и поэтов, грамматиков и правоведов. Филавтия, родная сестра Глупости, теперь показывает другое свое лицо. Она порождает самодовольство разных городов и народов[гл. XLIII, c. 166]. Счастье лишается своего объективного основания в природе, теперь оно уже всецело "зависит от нашего мнения о вещах... и покоится на обмане или самообмане" [гл. XLV, c. 174]. Как мания, Глупость уже субъективна, и «всяк по-своему с ума сходит, находя в этом свое счастье». Теперь Глупость наоборот, разлагает общество.Универсальная сатира Эразма здесь не щадит ни одного звания в роде людском. Глупость царит в народной среде, так же как и в придворных кругах, где у королей и вельмож не найти и «пол-унции здравого смысла» [гл. LV, c. 243].

Наибольшей резкости сатира достигает в главах о философах и богословах, иноках и монахах, епископах, кардиналах и первосвященниках [гл. LII-LX, c. 207-268], особенно - в колоритных характеристиках богословов и монахов, главных противников Эразма на протяжении всей его деятельности. Нужна была большая смелость, чтобы показать миру "смрадное болото" богословов и гнусные пороки монашеских орденов во всей их красе. Монахи были главными вдохновителями гонений против Эразма и его произведений. Они в конце концов добились занесения большой части литературного наследия Эразма в индекс запрещенных церковью книг, а его французский переводчик Беркен - кончил жизнь на костре (в 1529 г.). Популярная у испанцев поговорка гласила: "Кто говорит дурное про Эразма - тот либо монах, либо осел".

Сатира Эразма завершается весьма смелым заключением. После того, как Глупость доказала свою власть над человечеством и над "всеми сословиями и состояниями" современности, она вторгается в святая святых христианского мира и отождествляет себя с самым духом религии Христа, а не только с церковью, как учреждением, где ее власть уже доказана ранее: христианская вера сродни Глупости, ибо высшей наградой для людей является своего рода безумие [гл. LXVI-LXVII, c. 304-313], а именно - счастье слияния с божеством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под «глупостью»понимаются два разных явления. С одной стороны, «глупость» - это желание человека познать весь мир в его полноте и стать чуть ли не выше Бога. В сочинении Эразма выведены удивительные образчики таковой «глупости» - это и ученые, и правители, и священнослужители, и даже сама Церковь. И в данном случае «глупостью» можно считать все, что стремится быть выше и лучше Бога, но растворяется в безумии мира сего.

Но есть другая «глупость» - «глупость» искренней веры. «Среди глупцов всякого города наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет христианское благочестие..».«Что же это такое, если не помешательство?» - спрашивает Эразм. Но оказывается, что эта «глупость» может считаться помешательством только тогда, когда на нее смотрят с позиции мирского «безумия». И недаром высшим проявлением таковой «глупости» становится «глупость небесная», «когда человек в краткие миги беспамятства и безумия вдруг соединяется с Богом», а потом, вернувшись в сознание, скорбит «о том, что снова образумился».

Главной идеей Эразма был призыв к очищению -гуманистический идеал человека воплотим в жизнь лишь тогда, когда сам человек в простоте и искренности веры максимально приблизится к образу Христа. Именно этот тезис лежал в основе критического отношения Эразма и к социально-политической действительности тогдашней Европы, и к нравственному состоянию людей, и к роли Церкви, которая, по мнению Эразма, слишком отдалилась от идеала первой, апостольской Церкви.

Эразм Роттердамский оказал столь многомерное влияние на западноевропейское сознание своего времени, что уже при своей жизни вызывал различную реакцию. Церковь и преследовала его, и привечала, научный мир и спорил с ним, и восхищался его талантом. Мартин Лютер, с его идеей реформации веры и Церкви, очень близкой по сути идеям Эразма, жестоко и жестко спорил с «королем гуманистов». Да и до сих пор, сочинения Эразма оцениваются неоднозначно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Роттердамский, Э. Похвала глупости; [пер. с лат.П. Губера]. - М. : РИПОЛ классик, 2015. - 320 с.

2. Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики / М. Бахтин. - Москва: Русские словари, 1975. - 158 с.

3. Пинский Л.Е. Реализм эпохи возрождения; М.: Гослитиздат, 1961. - С. 56 - 85

4. Немилов А. Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989.- С. 9-19.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение жизненного пути и философских взглядов Эразма Роттердамского - нидерландского ученого-гуманиста, писателя, филолога, богослова, виднейшего представителя северного Возрождения. Анализ сатирического произведения философа - "Похвала глупости".

    презентация , добавлен 26.04.2015

    Специфические черты немецкого гуманизма и влияние на него творений Эразма Роттердамского: "Похвала глупости" и "Разговоры запросто". Критика католической церкви и феодального общества. Философия мыслителя и развитие реформационного движения в Европе.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Общественно-политическая жизнь Германии в ХV-ХVII вв. Гуманистическое движение в Германии, реформация в Средневековой Европе. Жизненный путь и мировоззрение Эразма Роттердамского, его отношение к церкви и религии, представления о роли главы государства.

    реферат , добавлен 03.04.2012

    Исторические и социокультурные предпосылки Ренессанса. Основные направления эпохи Возрождения: антропоцентризм, неоплатонизм. Основные идеи протестантизма. Гуманизм Эразма Роттердамского. Философия Николо Макиавелли. Утопический социализм Т. Мора.

    реферат , добавлен 14.10.2014

    Особенности образа человека как отражение социокультурных процессов и явлений культуры информационного общества. Образ человека информационного общества как проекция социокультурных изменений. Специфика сознания человека информационного общества.

    Влияние образа "Я" на деятельность личности, на выбор поступков, определения жизненных программ и реализацию жизненных практик. Внутренний мир человека и обстоятельства, синтез внешних условий и личностных интенций. Образ "Я" К. Роджерса и его структура.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2009

    Общество как философская проблема. Взаимодействие общества и природы. О социальной структуре общества. Специфические законы общества. Философские проблемы экономической жизни общества. Философия политики. Общественное сознание и духовная жизнь общества.

    реферат , добавлен 23.05.2008

    Понятия и определения сознания и нравственности. Влияние сознания и нравственности на человека и общество. Виды и разновидности сознания и нравственности. Нравственное сознание, его специфика и роль в жизни человека. Двухаспектная и эмерджентная теории.

    реферат , добавлен 28.04.2011

    Нравственное сознание, его сущность, структура, роль в жизни человека и общества. Формирование философского мировоззрения. Развитие самостоятельного, творческого мышления. Проблемы социальной философии. Социальная философия в системе наук об обществе.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2014

    Структура и динамика духовной жизни общества. Понятие нравственного, эстетического, общественного, индивидуального сознания и морали. Духовная жизнь как система. Обыденно-практический и теоретический уровни сознания. Общественная психология и идеология.

Книга:

Иосиф Кобів Эразм Роттердамский и его сатирическое перо (1993)

© Й.Кобів, 1993

Источник: Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Домашние беседы. К.: Основы, 1993. 320 с. - С.: 3-11.

Сканирование и корректура: Aerius (), 2004

Выдающийся гуманист эпохи Возрождения, писатель и ученый, Эразм Роттердамский (настоящее имя и фамилия - Герхард Герхардс) родился 28 октября 1466 или, по другим данным, - в 1469 г. в Роттердаме (отсюда его литературный псевдоним Роттердамский) в бюргерській семьи. Преждевременно осиротевший парнишка вынужден был самостоятельно прокладывать себе дорогу в жизни. Образование получил в Гауди, Девентери и Герценборі (Голландия), затем в Парижском университете (1495-1499). В молодости несколько лет (1488-1493) провел в монастыре, где увлеченно изучал произведения античных авторов. Пребывание среди монахов породило в нем сразу до средневековой схоластики и церковщини. Вследствие различных обстоятельств он вынужден был часто менять место жительства. Жил в Нидерландах, Франции, Англии, где подружило с английскими гуманистами Дж. Колетом, Т. Мором и Дж. Фишером, в Италии (в Турине получил степень доктора богословия), в Германии и в Швейцарии. С 1513 г. жил преимущественно в швейцарском городе Базеле; здесь подружился с известным тогда книгоиздателями И. Фробеном.

Знаменитого ученого и писателя, желая склонить его на свою сторону, приглашали к себе тогдашние монархи Европы: Генрих VIII, король английский, Франціск И, король Франции, Фердинанд И, император австрийский, Зигмунт i, польский король, Эрнст, герцог баварский, Леон X, папа римский. Но всем им Эразм отказал, потому что не хотел продавать себя любому, получать материальную обеспеченность за счет утраты духовной независимости. Уже на склоне лет, в 1535 г., он отказался принять от нового папы Павла III, кардинальську мантию.

Трогательную страницу биографии Эразма составляет его долгая и искренняя дружба с Томасом Мором, выдающимся английским мыслителем и государственным деятелем (некоторое время тот был лорд-канцлером), центральной фигурой в гуманистическом движении Англии первой трети XVI в., автором знаменитой «Утопии». Соединяли их духовная близость, любовь к античной культуры и литературы, идейная борьба против католического догматизма и схоластики, созвучность религиозно-этических и политических взглядов, мечты о справедливом переустройстве общества на основе гуманистических идеалов. «Прямо-таки рожден и создан он для дружбы... Кто ищет совершенного образца подлинной дружбы, не найдет лучшего, чем Мор...» _ тепло высказывался о своего друга Эразма. Стараниями нидерландского гуманиста вышел в свет в декабре 1516 г. философско-политическое произведение Мора «Утопия». Эразм беспокоился и о последующие издания этого произведения. До глубины души поразила Эразма страшная весть о том, что 6 июля 1535 г. его друга в Лондоне несправедливо обвинен в государственной измене и казнен. В неописуемой скорби седовласый уже и слабосилий Эразм сказал: «У меня такое ощущение, словно я сам казнен вместе с ним». Лишь на год пережил своего коллегу Эразм: умер он 12 июля 1536 г. в Базеле.

Эразм Роттердамский был одним из образованнейших и талантливейших деятелей эпохи Возрождения на севере Европы, вождем гуманистов начала XVI ст.; долгое время занимал ведущее положение в европейском научном и литературном мире. С его мнением считались передовые люди его времени, с ним шли нога в ногу те, кто боролся с суевериями средневековья, тупым фанатизмом, мракобесием, ханжеством, невежеством схоластов, предрассудками, кто прокладывал путь прогрессу, образованию, правде. Считая разум человека в борьбе со всем отсталым по наиболее эффективное оружие, Эразм стал предшественником просветителей XVIII в.

Литературное и научное наследие гуманиста огромная по своему объему, разнообразна тематически и жанрово. В ее составе: «Адагії» - сборник латинских пословиц и сентенций, первая книга, которая принесла Еразмові громкую славу, «Алофтегмата» - сборник высказываний знаменитых людей античности, произведения на морально-воспитательные, морально-философские, педагогические, филологические, богословские темы, произведения сатирического содержания, трактаты в защиту мира и т.д. Отдельную группу составляют переводы из древнегреческой и римской литератур. Наконец - весьма интересное и важное для познания духовного мира и будней Эразма и его эпохи переписка (сохранилось более двух тысяч писем в одиннадцати томах), в котором он выступает как виртуоз эпистолярного жанра не только эпохи Возрождения, но и всех времен.

Эразм стремился своим творчеством возносить людей морально, облагораживать их, давать им пользу, служить не одному народу, а всему человечеству. Великий сын Возрождения так сформулировал свою писательскую миссию в одном из своих писем: «Не знаю, - писал он, - чего смогут добиться мой талант и мои произведения, однако я наміряюсь и стараюсь быть полезным не только немцам, но и французам, испанцам, англичанам, чехам, рутенцям* и, если только сумею, даже туркам и сарацинам». (Письмо Йонасові Йодоку от 10 мая 1521 г.).

* Под названием «рутенці» (Rulheni) Эразм понимает славян, которые населяли Восточную Европу.

Произведения Эразм писал на латыни - универсальном языке тогдашней просвещенной Европы. Эразма считали блестящим латинистом времен Возрождения: его латинская речь, в основу которой положены лучшие образцы классической римской прозы, свободная от средневековых варваризмів и солецизмів, не была бездумной копией лексики и грамматических норм Цицерона (таких тупых подражателей он высмеял в образе Нозопонуса в диалоге «Ціцероніанець»), а способной выражать новые понятия и мысли, вобрав в себя приметы античных языков и языков новых, которые в то время только формировались как литературные языки. Языковая мастерство Эразма, его ясный, логический, доходчивый, насыщен остротой стиль - неповторимое явление, которое в значительной степени объясняет нетривиальную популярность его творчества среди современников и в более поздние времена.

Эразм был красноречивым пропагандистом гуманистического идеала человечности и справедливости. Как и его великие современники Т. Мор и Ф.Рабле, он считал, что мать Природа создала человека добрым, наделив ее благородными порывами, способностью сеять светлое и прекрасное. Стремление к гармоничному развитию личности привело этих гуманистов к убеждению, что война, великое бедствие, должна исчезнуть с лица земли. Убежденным врагом войны был Эразм. Война, по его мнению, явление противоестественное, уродливое, спорный этике. Еразмові призывы к миру, осуждение войны как преступления против человечества нашли яркое выражение в произведении «Война мыла тем, кто ее не испытал», в трактате «Жалоба Мира», в диалоге «Харон» (из сборника «Домашние беседы»), u сатире «Похвала Глупости» и во многих письмах.

В произведении «Война мыла тем, кто ее не испытал» (1515) Эразм писал: «Есть в мире несчастья, которого следует всегда упорно избегать. Надо защищаться от него всеми средствами, отгонять его от себя изо всех сил. Настоящим бедствием является война. Нет поистине вещи згубнішої, злочиннішої, опаснее за нее. Она наносит людям самые болезненные раны. Она пронизывает их наибольшей отвращением, будит в них невыразимую сразу». Противопоставляя разрушительной войне преимущества мира, он утверждает, что «Война приносит столько горя, что ни один язык, не то что мое неуклюжее слово, не может его высказать».

Такие же мысли излагает он в знаменитой «Жалобе Мира» (1517). Беспощадно клеймит Эразм тех служителей церкви, которые на словах проповедуют любовь к ближнему, а на самом деле благословляют насилие и разбой. «Как можно сопоставлять разбой и митру? - спрашивает гуманист. - Что общего у епископского или пастырского посоха с мечом? Как можно поздравлять людей с миром и одновременно ввергать их в самые жестокие битвы, расхваливать мир на словах, а на деле же призывать к войне? Как можно, чтобы те же самые уста громко славили миролюбивого Христа и восхваляли войну?»

Несмотря на всю искренность критики войны и военщины (некоторые его мысли актуальны и сегодня) Эразм, как и все тогдашние гуманисты, по-настоящему не понимал, что является причиной войн, и потому не мог указать на реальные средства борьбы против военной опасности и против самих войн. С внимания на это его произведения, посвященные разоблачению войны как огромного общественного бедствия, имеют утопический, абстрактный характер.

«Жалоба Мира» Эразма Роттердамского открыла серию трактатов гуманистов XVI-XVIII вв. о вечном мире, к которым относятся произведения чешского педагога Я.А. Коменского, английского мыслителя В.Пенна, французских просветителей Ш. Сен-Пьера и Ж.Ж. Руссо, немецких философов-просветителей И. Канта, И. Фихте и И. Гердера, российского просветителя В. Малиновского и других.

Много внимания уделил Эразм критическому пересмотру древнехристианских памятников. И сам считал исправленное издание греческого текста Нового завета и его новый латинский перевод главным трудом своей жизни, однако это не принесло ему мировую славу, а произведение, который казался ему каким-то, не стоящим внимания. Произведением этим есть бессмертная сатира «Похвала Глупости», известная во всем творчестве нидерландского гуманиста. Намерение написать эту сатиру созрел у Эразма 1509 г. по пути из Италии в Англию, куда он отправился по приглашению английских друзей, окрыленный надеждой, что новый король Англии Генрих VIII станет покровителем гуманистов, а Англия - центром гуманизма. Фамилия Мора ассоциировалось Эразма с греческим словом «мориа» - глупость, составлявшее полный контраст к глубокой мудрости, эрудиции и культуры английского друга. Такое случайное сопоставление осенило путника Мнением выбрать себе героя произведения Глупость. Такой замысел, чрезвычайно оригинальный и остроумный, открывал перед автором неограниченные возможности свободно, якобы от имени Глупости, взглянуть на современную действительность и затронуть ряд животрепещущих вопросов с точки зрения присущей всем временам глупости, подвергнуть уничтожающей критике недостатки и пороки тогдашнего общественного строя. Произведение было написано в августе 1509 г. в Англии в гостеприимном доме Т. Мора течение нескольких дней в приливе творческого вдохновения и изданный в Париже в 1511 г.

Острая остроумие, тонкая ирония, проницательный критицизм, небудничный талант заметить порочное и безобразное - вот качества, которые давали Еразмові право стать непревзойденным сатириком.

Сатиру на феодальный общественный строй Эразм решил создать в форме пародийного панегирика, ведь, как сам он отмечал в одном из своих писем французскому гуманисту Г. Буддею, «произведения, написанные шутливым стилем, не такие скучные и приносят читателю большую пользу, чем полны напыщенной серьезности».

Для написания блазенського панегирика в честь Глупости он имел, как сам определяет в предисловии к произведению, прототипы в античной литературе, которая знала пародии на героический эпос, трактовка важных тем в пониженном тоне и, наоборот, ничтожных серьезно-приподнятом. Так, в античные времена снискали популярность парадоксальные панегирики («Похвала Бусиріду» - мифическому царю-злодею, «Похвала Смерти», «Похвала Мыши», «Похвала Лысине» и др.). Особенно близок был автору «Похвалы Глупости» Лукиан, талантливый греческий сатирик II в. н. есть., любимый писатель литераторов, ученых и художников эпохи Возрождения. Он беспощадно бичевал с позиций здравого смысла религиозный фанатизм, суеверия, веру в чудеса, лжефілософію, пророков-шарлатанов и т.д.

Да и в современной ему литературе Эразм мог найти немало материала, в котором разоблачались общественные пороки. Это в первую очередь «Корабль дураков» - стихотворная сатира немецкого писателя-гуманиста С. Бран-и, издана в 1494 г., в которой осмеяно разнообразные проявления человеческой глупости. Среди «дураков» - ученые педанты, врачи-обманщики, вводящих в заблуждение астрологи, пьяницы и обжоры, хвастун и грубияны, прелюбодеи и картежники, модники и модницы - одно слово, разнообразная компания отрицательных персонажей, которые собрались в путешествие в страну Глупости - Наррагонію. Брантова сатира плотно примыкает к традиции немецкой фольклорной сатирически-юмористической литературы о дураках (Narrenliteratur). Достойно продолжает ее линию Эразмова «Похвала Глупости».

Это сочетание античной традиции в форме пародийного панегирика с «литературой для дураков» оказалось чрезвычайно удачным. Было здесь новаторством том, что панегирик в честь Глупости произносится не от автора или другого, постороннего лица, а вложенный в уста самой Глупости, от имени которой ведется повествование. Глупости, которая в самохвальбі называет себя крупнейшей добродійкою рода человеческого. Благодаря такому приему «Похвала Глупости» представляет собой весьма оригинальный и остроумный автопанегірик. Гротескный характер произведения усиливается тем, что Глупость выступает уместно, высказывает мудрые и меткие наблюдения о общественные болячки того времени.

«Похвалу Глупости» Эразм посвятил лучшему своему другу Т.Мору. В предисловии автор выясняет свое намерение - написать похвальное слово в честь Глупости. Он понимает, замысел его может кое-кому показаться несерьезным, но перед ним стоит важное задание - высмеять все уродливое и смешное в человеческой жизни для того, чтобы умный читатель вынес из этого пользу для себя.

Композиция «перелицованного» панегирика, не смотря на некоторые отклонения от основной темы, присущие непринужденной беседе Глупости, достаточно четкая. В широком поступлении Глупость в тоге ученого, с блазенським колпаком на голове, знакомит слушателей со своим лицом, родословной и оточенням. ее отцом является Плутос, всемогущий бог богатства и наживы, которому подвластны как бессмертные боги, так и смертные люди, без вмешательства которого ничто на свете не творится, матерью является беззаботная нимфа Неотета-юность. Выпестовали Глупости две очаровательные нимфы: Метет-п"янкість и Апедія-невихованість. приняв ее спутницами и подругами были: Самовлюбленность, Подобострастие, Забутливість, Лень, Наслаждение, Безрассудство Обжорство, надежными мужскими помощниками - Забулдыга и Непробудний Сон. При помощи такого общества она держит под своей властью весь род человеческий.

За вступлением идет первая - общая - часть произведения, посвященная доказательствам универсальной силы Глупости, которая якобы лежит в основе природы и жизни людей. Восхваляя себя, Глупость пытается доказать свое неоспоримое преимущество перед Мудростью, широко открывает бесчисленные благодеяния, которыми она осыпает людей, хоть они и не умеют как следует оценить его заслуг. Уверяет, что без приправы Глупости жизнь была бы невыносима, неинтересное, она - основа радости, всяческого процветания и счастья.

Все это болтовня Глупости о благодійства, которые она якобы приносит человечеству, является, по сути, увертюрой ко второй части, где помещена разгромная критика всего уклада средневековой жизни. Только теперь произведение становится подлинной сатирой. В первую очередь Эразм резко осуждает общую черту средневекового общества - лицемерную набожность, которая проявляется в чрезмерном культе икон и в бубонінні молитв, клеймит злоупотребления в отпущении грехов. Далее идет конкретное описание различных видов и форм Глупости в средневековом обществе от низших его слоев до высших кругов. Перед читателем дефилируют длинной колонной последователи и сторонники Глупости - представители разных сословий и профессий: купцы, которые наживают богатство обманом, грамматики, которые вдалбливают в головы детишек всякую ерунду, тщеславные поэты, ограничены риторы, писатели-плагиаторы, правоведы-хитрецы, которые занимаются словоблудием, говорящие диалектики, довгобороді философы, которые выдают себя за всезнаек, астрологи-шарлатаны.

Но наивысшей силы и сатирического разоблачения клеймения достигает писатель в изображении богословского состояния. Даже Глупость колеблется, задевать это вонючее болото, или нет, но после притворного замешательства атака на теологов разворачивается с невероятной ущипливістю. Приводится перечень абсурдных тем-головоломок, которые разгадывали тогдашние богословы-схоластики в бесплодных дискуссиях, к которым они прибегали.

С ироничным пренебрежением и откровенным издевательством охарактеризованы монахи. Они Эразма невежды, разгильдяи, грубые, бесстыдные, развратные, набожные лишь о око человеческое, - предмет всеобщего презрения. Не обошлось и без насмешек над бессмысленными проповедями церковников.

Высмеивание богословского состояния сатирик прерывает для того, чтобы едко посмеяться по господствующего класса феодального общества - дворян и светской власти. Так, монархи, вместо того чтобы заботиться об общем благе, думают только о личных выгодах и утешения. Тунеядцами и подхалимами изображены придворные сановники. И ни в королях, ни в придворных сановников нет и на грош здравого смысла.

Теперь приходит очередь на сатирический обстрел высшего эшелона духовенства - епископов и кардиналів. их нравы ничем не отличаются от правів светских высокопоставленных лиц. Высшее духовенство далекое от скромности и убожества апостолов. Гневно осуждаются «йни, которые ведут римские первосвященники якобы с врагами церкви. За одновї4^4 СВ0ІХ иерархов ниже Духовенство нещадно эксплуатирует своих

В заключительной части текста Глупость хочет доказать парадоксальный тезис: мол, идеальное счастье - это высшая форма безумия.

Достойно внимания то, что объектом сатирических стрел Эразма не стали ни крестьяне, ни ремесленники, очевидно, потому, что эти социальные слои Эразм считал самыми здоровыми в тогдашнем обществе, на их стороне была его симпатия.

Смех «Похвалы Глупости» богат своими интонациями: он иногда добродушный, порой ироничный, но преимущественно гостросатиричний, едко-убийственный.

«Похвала Глупости» сразу приобрела большую популярность, хоть и была рассчитана на ограниченный круг читателей - только на тех, кто знал латынь. Красноречивым свидетельством этого являются многочисленные переиздания, которые появились в разных городах Европы: в Страсбурге, Лувени, Базеле, Венеции. В течение шести первых лет этот панегирик-пародия издавался 12 раз, причем его тиражи, как на то время, были довольно значительны и быстро расходились (базельське издание насчитывало 1800 экземпляров). Секрет громкого успеха заключался, разумеется, в оригинальном сюжете, обличительном смысле, злободневности и искрометном юморе. Способствовали успеху и иллюстрации в форме гравюр на дереве, выполненные известным художником Гансом Гольбейном Младшим (он же и автор портрета Эразма). Вскоре, еще при жизни писателя, появились первые переводы «Похвалы Глупости» западноевропейскими языками: французским, английским и немецким.

Подавляющее большинство произведений Эразма отслужила свою службу, потеряв свою актуальность, ушедшая в книгохранилищах библиотек, а «Похвала Глупости», хотя от ее выхода в свет прошло почти пять веков, не поблекла и дальше очаровывает читателя.

Вторым сатирическим произведением, в котором сатирический талант нидерландского гуманиста раскрылся в полную силу, стали «Домашние беседы» (Colloguia familiaria). В первоначальном варианте (издание 1518 г.) был это сборник самых необходимых выражений и синонимических оборотов латыни на различные разговорные темы, как будто разговорник для всевозможных разговорных ситуаций, задуман как пособие для школьной молодежи. Со временем он изменил свой облик и назначение, так что превратился в художественное произведение в форме диалога. Такую форму подсказало Еразмові чтения и перекладывание на латинском языке диалогов Лукиана, талантливого древнегреческого сатирика II в. н. есть. «Домашние беседы» - это сборник 57 сатирических диалогов с реалистичными картинами и истинными деталями быта тогдашней Европы, с галереей достоверно изображенных персонажей - представителей разного возраста, разного социального положения. Здесь разговаривают между собой, спорят, рассказывают друг другу смешные анекдоты и почтенные истории, делятся своими переживаниями, выражают свои взгляды на жизнь монахи всевозможных католических орденов, аббаты, священники, ученые богословы, високородні вельможи, учителя, школьники, трактирщики, слуги, ученая дама, проститутка, беспутный ландскнехт, алхимик-шарлатан, мясник, торговец лошадьми и другие. В «Домашних беседах» Эразм Роттердамский показал себя предприимчивым и тонким спостережником окружающей жизни, он сумел пластично нарисовать бытовые сценки, точно воспроизвести образ мышления и язык разных слоев населения. С внимания на это его произведение имеет большое историко-познавательное значение.

В основу некоторых рассказов, вставленных в рамки диалога, легли личные переживания Эразма, услышанное и увиденное им. К таковым относятся, например, описание морской бури (в диалоге «Кораблекрушение»), паломничество в знаменитый своими чудесами Волсінгема в Англии (диалог «Паломничество»), рассказ о тогдашние заезды во Франции и Германии, в которых побывал Эразм («Заезды») и другие. Не одним сюжетом он обязан своим друзьям, что рассказывали ему разные приключения и анекдоты, а он фиксировал их и переплавлял в литературную форму. Это, к примеру, забавная сказка о душа покойника, которая, не имея покоя после смерти, появлялась в приречных зарослях и пугала простодушных крестьян и их священника («Заклинание черта, или Призрак»), анекдот про жуликоватого торговца лошадьми («Обманутый обманщик») и другие.

Продолжая сатирически-обличительный линию «Похвалы Глупости», Эразм иронизирует над клиром с его обычаями, монахами-трутнями, едко высмеивает бездумное поклонение святым мощам и иконам, ритуалов и атрибутов внешней религиозности, выражает сомнения в некоторые чудеса святых, насмехается над индульгенции, то есть отпущение грехов за деньги, и папских булл, разоблачает фальшь бесчестных церковных проповедников. Не уместным, конечно, были монахам рельефно выписаны портреты братьев, как шакалы ждали смерти богача и добивались наибольшего доли для себя в его завещании (диалог «Похороны»). Содержанием некоторых диалогов послужили роздан сатирика над человеческой жизнью-бытием; общественными явлениями того времени, морально-нравственными, педагогическими проблемами, которые интересовали его современников, семейными отношениями и т.д. Как и в других творе», в «Домашних беседах» он осуждает войну, феодальные междоусобицы, захватнические походы, которые несли непоправимое бедствие народам (диалог «Исповедь солдата», «Похороны», «Харон»). Войны, по его мнению, ведутся для удовлетворения честолюбивых амбиций монархов, а кровь льется простых людей, которые гибнут на полях сражений или возвращаются домой калеками. На войнах наживаются военачальники (как Георгий Балеарский в диалоге «Похороны»), что обогащаются разного рода нечестными махинациями - присвоением жалованья солдат, наложением дани на мирных граждан, в частности купцов. Не клеймит войны даже духовенство, которое во время толкования Евангелий доказывает, что «война справедливая, святая, благочестивая» и «больше пользы оно имеет от умирающих, чем живых. Здесь и заветы, и погребальные обряды, и буллы и много других доходов» (диалог «Харон»). На войне все дозволено - «поджигать дома, грабить храмы, насиловать монахинь, обдирать бідарів, убивать невинных» («Исповедь солдата»). Смело Эразм отстаивал право женщин на образование («Аббат и ученая дама»), горячо выступал за согласие в семейной жизни («Ганьбителька брака...»), осуждал проституцию, считая женитьбы наилучшей формой взаимоотношений между мужчинами и женщинами («Юноша и распутница»), выступал против неравных браков, когда молодую девушку выдают замуж за старого, морально деградировавшего, но богатого сифилитике («Неравный брак»). В этом отношении Эразм стоял выше своей эпохи, опережая ее взгляды на несколько веков. Поносил тех из низов, что правдами и неправдами пытались подражать во всем знать и пролезть в ее ряды («Рыцарь без коня, или Самозвана знатность»). Учитывая это, он словно опережает сюжет комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», написанной на двести лет позже, когда стремление уподобиться по внешним признакам жизни высшим слоям общества стало охватывать горожан. Пластично изображен образ богатого скупердяги (диалог «Скнарий изобилие»). Привлекают зарисовки из жизни школьников («Заботы школьников», «наставления воспитателя») и другие.

Сатирическое перо Эразма стало метким оружием в его непримиримой борьбе с пережитками, отсталостью и разнообразной негіддю, порожденной феодальным строем.

«Ювеналов бич» принимали также в руки и в унисон с творцом «Похвалы Глупости» бичевали средневековые порядки выдающиеся немецкие гуманисты Й.Рейхлін, В. Піркхеймер и В. Гуттен.

Эразм с удовольствием наблюдал, как сдает свои позиции схоластика, как создается новая светская культура, озаренная идеями гуманизма, как человеческая личность приобретает все больший вес, визволяючись от гнетущего бремени церковно-феодального мировоззрения. Он уже думал, что его старания не пропали даром. Некоторое время ему казалось, что Европа стоит на пороге золотого века и приближается победа идеалов гуманизма, торжество новой эпохи. Однако развернулись события, в гуще которых он с болью увидел крушение своих надежд на лучшее завтра.

Критическое и рационалистическое толкование Еразмом памятников раннего христианства, призыв к коренной изменения нравов духовенства и пересмотра церковной догматики, критика монахов и схоластической философии, осуждение формализма обрядов и т.д оказало свое влияние. Эразм стал (по выражению французского философа-скептика П. Бейля) «Иоанном Предтечей» Реформации, знаменосцем тех, кто стремился к реформе католической церкви.

Когда в октябре 1517 г. M. Лютер выступил со своими тезисами и впоследствии христианский мир на Западе Европы раскололся на два непримиримых лагеря, паписты и лютеране пытались заручиться поддержкой Эразма, воспользоваться его авторитета для своей победы. Однако великий гуманист, принципиально антифанатичний, не хотел служить ни той, ни другой стороне. Его попытки примирить противников оказались безуспешными. Убедившись во враждебном отношении протестантов к гуманистического движения, Эразм вступил в прямую полемику с Лютером: в своем трактате «О свободе воли» (1524 г.) отстаивал свободу человеческой воли, моральную ответственность человека за его поступки, резко осуждал пессимистично-мізантропічні концепции протестантизма, его неверие в человеческом уме и светских знаниях. С тревогой наблюдал Эразм, как с развитием Реформации в Германии лютеранство превратился в преследователя свободной научной мысли. «Там, где побеждают лютеране, упадок науки», - воскликнул Эразм. В результате Лютер бросает в его адрес проклятия, но и католическая церковь запрещает его произведения, в частности, были занесены в список запрещенных книг «Похвала Глупости» и «Домашние беседы».

Эразм Роттердамский был сложной личностью. Он - кабинетный ученый возлагал все надежды на просветительскую силу ума, мечтал о возвращении к некоей «евангельской чистоты» первоначального христианства, которая вместе с гуманистической культурой должна была, по его мнению, идейно и морально обновить европейское общество. Когда в Германии вспыхнула лютая социальная и религиозная борьба, он занял позицию пассивного наблюдателя. Но, несмотря на ограниченность своего мировоззрения, Эразм как борец против суеверия, обскурантизма, всяческого фанатизма, доктринерства, как пропагандист мира и дружбы между народами сыграл положительную роль в культуре Европы.

Трудно переоценить Еразмів влияние на современников: иногда его сравнивают с влиянием Вольтера в XVIII ст. Он был душой раннего гуманизма; единомышленников Эразма называли еразмістами. Он много сделал для распространения античной культуры и классических языков на севере Европы, находился в тесном контакте с европейскими гуманистами И. Рейхліном, Т. Мором, X. Вівесом, Г. Бюдде и другими. Значительным был авторитет автора «Похвалы Глупости» среди гуманистов славянских стран. До наших дней дошло его переписку с польскими поэтами-неолатиністами А. Кржицьким и Я. Дантишеком, чешскими - Бы. Лобковіцем, С. Геленієм, С. Турзо и Я. Шлехтою, південнослов"янськими (сербскими и хорватскими) - Я. Банічевичем, Т. Андроником и Я. Паннонієм (Я.Чесмінним). Поддерживал связи Эразм с венгерским поэтом М. Олахом.

В одном из своих латинских стихов А. Кржицький утверждает, что слава гуманиста разошлась широко на востоке Европы:

Где тот край, что о тебе не слышал, велемудрый Еразме?

Где тот день, что у людей память о тебе сотрет?

Даже суровый сармат твои многочисленные книги листает,

Даже непокоренный скиф тянется сейчас к ним *.

Ученым был и Назон**, и с латинского языка звонкой

Геты*** , при нем же, посмех делали себе.

Сейчас - Эразм на устах; он из рук в руки переходит

Там, где шумит Танаис****, там, где северная заря.

(Перевод А. Содомори)

* Сарматы и скифы - народы, которые в древности населяли территорию нынешней Украины и части России вплоть до Кавказа. Здесь: восточные славяне.

** Назон - Публий Овидий Назон (43 до н. есть. - 17 н. есть.) - выдающийся римский поэт. Умер в изгнании в местности Томы (ныне Констанца), в стране гетов.

*** Геты - народ фракийской языковой группы, который в античные времена населял территорию нынешней Румынии.

**** Танаис - река Дон.

Влияние творчества Эразма Роттердамского, в частности ее сатирической отрасли - «Похвалы Глупости» и «Домашних бесед» - на последующие века был значительный. Его следы наблюдаются в европейской литературе и общественной мысли вплоть до XIX в. По данным исследователей, заметно это влияние в произведениях Ф. Рабле, М. Монтеня, К. Маро, Маргариты Наваррской, М. Сервантеса, Бы. Паскаля, В. Скотта, Э. Ростана, Л. Стерна и других.

Труда нидерландского гуманиста были известны ученым Киево-Могилянской академии, они были в библиотеке этого учебного заведения, педагогические принципы Эразма использовались при организации обучения. Воспитанник Академий основатель греко-латинськоі школы в Москве Епифаний Славинецкий перевел педагогический трактат Роттердамця «О приличиях детского поведения» и издал в 60-е годы XVIII в. под заглавием «Гражданство обычаев детских» - вольное переложение «Книжицы о приличии детских нравов». Произведения Эразма Роттердамского переведены на многие языки мира. На украинском языке была освоена «Похвала Глупости» в переводе В. Литвинова («Днепр», 1981). «Домашние беседы» долго не находили своего переводчика. Предлагаемая подборка, включающая лучшие, интересные для современного читателя диалоги (всего их 21 диалог), является первым изданием Еразмового произведения на украинском языке.

Иосиф Кобів

1. Иосиф Кобів Эразм Роттердамский и его сатирическое перо (1993)



"Похвала глупости" - сатирическое произведение Эразма Роттердамского, в котором главная героиня - сама Глупость убедительно доказывает, что без ее присутствия человеческая жизнь была бы невозможна, а если и возможна, - то бесконечно скучна и бессмысленна.

"Лишь мое божественное присутствие веселит богов и людей", - заявляет она, подтверждая это примером: великие риторы могут сколько угодно принуждать слушателей "стряхнуть с души тяжелые заботы" своими длинными, обдуманными речами, но Глупости стоит лишь выйти на сцену, как сразу все лица сияют, раздается ликующий смех, все подаются вперед.

О себе глупость говорит - нет во мне никакого притворства, "я не стараюсь изобразить на лбу то, чего у меня нет на сердце", "всюду я неизменна, так что не могут меня скрыть те, кто старается присвоить себе титул мудрости".

Из рассказа госпожи Глупости мы узнаем и о ее появлении на свет: родителем ее был Плутос (бог богатства), вырастили ее две прелестные нимфы: Метэ (опьянение) и Апедия (невоспитанность). В свите ее - лесть, забвение, лень, наслаждение, безумие, чревоугодие,разгул и непробудный сон, которые помогают ей наделять "своей божественной силой" людей и богов. Причем Глупость никогда не скупится на "подарки". Так "почему бы мне не именоваться альфой в алфавите богов, поскольку я щедрее всех?" - спрашивает она.

Глупость присутствует во всех сферах нашей жизни. Так, например, утверждает она, "Какой муж согласился бы надеть на себя узду брака" или "Какая бы жена допустила бы к себе мужа", если не Глупость? Про мужчин Она говорит: им дан разум и ум, вот откуда взялась их отталкивающая внешность, борода, волосатая кожа. Женщины же глупы, но зато их отличает тонкий голос, нежная кожа, пухлые щечки. Всем своим видом они подражают юности. Именно благодаря дарам глупости, они несравненно счастливее мужчин.

А вот, например, знаете ли вы, почему люди так тянутся к детям? Глупость отвечает: "Младенцы окутаны привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей и воспитателей, доставляет малюткам любовь и опеку". Да и вообще - "чем меньше умничает мальчик по моей милости, тем приятнее он всем и каждому", "Разве не замечали вы, что, люди, взрослея и набираясь ума и опыта, теряют свою привлекательность, проворство, красоту и силу?" - добавляет она.

И старикам помогла Глупость, сделав их похожими на детей. Говорят, будто старики выжили и ума и несут вздор. "Тем лучше!" - признается Глупость.

Сравнивая мудрецов и глупых - рассказчица, конечно же, отдает предпочтение последним: "Взгляните на этих тощих угрюмцев, которые предаются трудным, скучным занятиям? Они состарились, не успев стать юношами. А мои дурачки, напротив того, - гладенькие, беленькие. С холеной шкуркой, не испытывают тягот жизни и старости".

Ни один бог не обходится без содействия глупости. Вот, например, пьяный Вакх. Почему, думаете, он всегда кудряв и юн? Потому что он кутила и пьяница, проводящий всю жизнь в пирах, плясках, веселье, - отвечает Глупость.

А вот что она говорит про дружбу: "Я докажу вам, что именно я есть корма и нос корабля, доставляющая это великое благо. Разве не глупостью является то, что в дружбе приходится потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками?" - рассуждает она. Как уже говорилось, сказанное о дружбе еще более применимо и к браку. Именно благодаря лести, беспечности, бестолковости жена по-прежнему любит мужа, муж любезен жене, в семье покой и порядок.

Да и вообще ни одно великое дело не обходится без внушения глупости. Вот, например, война. Что может быть глупее, чем вступать в состязание, во время которого каждая из сторон обязательно испытывает гораздо больше неудобств, нежели приобретает выгод. А ведь и правда - насколько правильны эти слова.

А что же советует Глупость делать мудрецу? На это дается ответ: "Я посоветую ему бежать в пустыню и там, в уединении, наслаждаться своей мудростью!". Истинно рассудителен же тот, кто не стремится быть мудрей, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с ней. Именно это и значит - играть комедию жизни.

Подводя итог, стоит сказать, что "Похвала Глупости" - сатирическое произведение, в котором доказывается, что все в жизни человека происходит благодаря действиям Глупости. Автор высмеивает человеческие пороки, слабости. Произведение понравилось мне как по стилю изложения, по содержанию.

Эразм Роттердамский – один из самых ярких представителей движения гуманизма. В борьбе со схоластикой он выдвинул новое понимание задач и способов философствования, внес заметный вклад в возрождение античных ценностей. Эразм Роттердамский отстаивал право человека на радость, счастье, свободу, главным условием которых он считал нравственную жизнь. Проблема нравственности стала главной в его философии религии, политики и обыденной человеческой жизни.

В истории культуры Эразм Роттердамский прославился как «писатель одной книги» - «Похвалы Глупости» . Обладая незаурядным сатирическим даром, он подверг критике глупость в самых разных областях человеческой жизни. Эта книга побуждает к размышлению о коренном вопросе философии: «Что же есть истинная мудрость?».

Эразм Роттердамский критиковал (часто в форме сатирического осмеяния) схоластическую философию за ее отрыв от жизни, человека, природы, культуры. Философия, по его мнению, должна помогать людям решать многочисленные проблемы их реальной жизни. Вместо этого «доктора величавые, доктора изощренные, доктора изощреннейшие» предлагают «невежественной толпе» «силлогизмы, конклюзии, короллярии, суппозиции», а также такое множество направлений философии, «что легче выбраться из лабиринта, чем из сетей реалистов, номиналистов, томистов, альбертистов, оккамистов, скотистов и прочих».

Схоластике Эразм Роттердамский противопоставил свое понимание философии: заумствованиям - здравый смысл, небесным проблемам - земные, теоретической абстрактности – практическую конкретность, наукообразному трактату – художественную форму, кабинетам ученых – домашнее застолье, угрюмой серьезности – игру, юмор, сатиру, пародию.

Еще в юности Эразм Роттердамский составлял для своих учеников пособия в жанре обыденных разговоров с целью научить их изящно мыслить, говорить и писать, а также правильно вести себя в разных житейских ситуациях. Эти диалоги он пополнял до конца своей жизни. Так возникла книга «Разговоры запросто».

Ему было присуще живое чувство глубокой взаимосвязи различных сторон жизни, поэтому он не любил жестких граней и четких формул. Мысль не может ограничиться одной стороной действительности, она всегда незавершенна, открыта и разрастается в целую энциклопедию жизни. Исходя из того, что всякое категорическое суждение содержит в себе зародыш глупости, он просил не приписывать автору мнений его героев.

Эразм Роттердамский и Похвала Глупости

Книга «Похвала Глупости» написана в жанре сатиры. В ней Глупость хвалит сама себя в самых разнообразных жизненных ситуациях. В одних случаях похвала выступает сатирической формой обвинения глупости, а в других критикой так называемой «мудрости», и тогда глупость оборачивается мудростью, а «мудрость» глупостью.

Например, в простых житейских, самых обычных делах, так называемый, «мудрец» оказывается «тупым чурбаном», «ибо он слишком далек от общепринятых мнений и всеми соблюдаемых обычаев. Из такого разлада с действительной жизнью и нравами неизбежно рождается ненависть ко всему окружающему». «Мудрец» оказывается противником обычной жизни, здравого смысла и, в результате, - человеконенавистником.

В некоторых случаях под Глупостью подразумевается то, что противоположно разуму, а именно, чувства. Но без чувств не бывает ни наслаждения, ни счастья, ни жизни.

Важнейшим принципом философии Эразма Роттердамского является всеобщая парадоксальная (диалектическая) двойственность бытия, главным этическим требованием - «ничего сверх меры». Поэтому подлинной глупостью он считает односторонность и ограниченность. Разум и чувства – необходимые стороны человеческой жизни. В своей философии Эразм Роттердамский не противопоставляет мудрость не только чувствам, но и здравому смыслу, наслаждению и счастью.

Вторая часть книги – обвинение глупости в разных слоях общества, начиная от простого народа до высших кругов знати. Эразм Роттердамский обличает порочных государей, разлагающих все общество, выступает против войны – одного из самых тяжких и позорных проявлений Глупости. За несколько лет до «Утопии» Т.Мора он увидел разрушающее, деморализирующее воздействие собственничества на тогдашнее общество.

Его сатирический бич с особой силой разил церковнослужителей, монахов, схоластов.

Эразм Роттердамский и критика церкви

Эразм Роттердамский выступил с критикой католической церкви. Он считает, что обрядно-догматическая сторона католицизма заглушила главное в христианстве – его нравственный смысл. Он был присущ раннему христианству, которое не противостояло античной культуре, а являлось ее продолжением. Программа, так называемой, «философии Христа» была сформулирована еще молодым писателем в «Оружии христианского воина», где Священное писание трактуется, в первую очередь, как нравственное учение.

Критика Эразмом католицизма оказалась плодотворной почвой для развития идей Реформации, недаром, говорили, что Лютер высидел яйцо, которое снес Эразм.

Но через некоторое время обнаружилось принципиальное противоречие между мировоззрением Лютера и Эразма, протестантизмом и гуманизмом. Эразма насторожила, а затем оттолкнула фанатичность, жесткая догматичность Лютера и бесчеловечность учения о несвободе воли.

Обе стороны – католики и протестанты - ждали выступления знаменитого писателя в свою защиту. Он же уклонялся от однозначного ответа. Тогда и те, и другие обвинили его в измене и трусости. Однако уклончивость Эразма была принципиальным выражением его философской позиции. Ограниченность обеих религиозных программ не вмещала гуманистического содержания его мировоззрения.

Через два года после «Государя» Макиавелли, в 1516 году Эразм Роттердамский написал сочинение под названием «Воспитание христианского государя», где выступил с совершенно противоположных философских позиций. Идеальный государь не может быть безнравственным; Эразм Роттердамский представил его как честного, справедливого, миролюбивого слугу народа. По мнению автора, государю следует рассчитывать не на страх, а на любовь народа. Страх не уменьшит преступлений. Только любовь ведет к свободному подчинению закону. Тогда же Эразм Роттердамский написал антивоенный трактат «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного».

Эразм Роттердамский и значение его философии

Общечеловеческое содержание произведений Эразма Роттердамского делает их современными и в наши дни.

Он продолжает учить нас ценить жизнь, уметь радоваться, соблюдать меру во всем, быть миролюбивыми, терпимыми, снисходительными, уважать свободу другого человека, одним словом, быть ЧЕЛОВЕЧНЫМИ.

Он продолжает бороться против односторонности, категоричности, бескомпромиссности, догматизма, формализма, фанатизма, жестокости, тирании, высокомерия, невежества, войны – одним словом, ГЛУПОСТИ.

Эразм Роттердамский произведения

  • Похвала глупости
  • Воспитание христианского государя
  • Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного
  • Диатриба или рассуждение о свободе воли
  • О воспитанности нравов детских

Эразм Роттердамский цитаты

  • Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой
  • Иногда хорошо любить - значит хорошо ненавидеть, а праведно ненавидеть - значит любить
  • Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить
  • Мир полон фарисеев
  • Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад
  • Начать войну легко, а закончить трудно
  • Невежество - мать высокомерия, а ученость рождает скромность