ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Акустическая характеристика звуков. Акустические свойства звука

Звуки речи, как и другие окружающие нас звуки, представляют собой результат особых колебательных движений воздушной среды. Различают два основных типа звуков: музыкальный тон (результат ритмических колебаний) и шум (результат неритмических колебаний). При образовании звуков речи колебания воздуха создаются органами речи. Ритмические колебания – тоны – создаются голосовыми связками, неритмические – шумы – возникают при преодолении потоком воздуха, выдыхаемого из лёгких, различных преград, которые создаются в полости рта языком и губами.

Таким образом, все звуки русского языка делятся на гласные и согласные . При образовании гласных звуков обязательно принимают участие голосовые связки, поэтому образуется тон. При этом в полости рта нет препятствий на пути потока воздуха, поэтому нет и шума. При образовании согласных в ротовой полости всегда создаются разного рода преграды, которые должна преодолеть воздушная струя, а следовательно, возникает шум при наличии или отсутствии работы голосовых связок.

Это важное отличие гласных и согласных. Но есть и другие отличия. М.В.Панов в экспериментальном учебнике русского языка для 5 класса приводит такое объяснение: «Гласные – ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные – ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот. Произнесите сначала тихонько, а потом громко: а! А! Заметили, что рот во втором случае хочет шире открыться? Произнесите сначала тихонько, а потом громче: с! С! Заметили: когда громче, то язык стремится плотнее примкнуть к зубам? Гласные легко кричать. Крикните: а! о! э! у! и! Легко? Согласные, напротив, трудно кричать, а некоторые просто нельзя. Сердито накричите на своего соседа по парте: п! к! н! г! ш! ц! Получилось?» Заметим, что данное толкование удобно для использования и в начальных классах при объяснении разницы между гласными и согласными звуками.

С акустической точки зрения согласные звуки не являются однородными. В зависимости от степени участия тона и шума различаются согласные сонорные (от лат. sonōrus – звучный ) и шумные . При произношении сонорных согласных тон значительно преобладает над шумом.

К сонорным относятся звуки [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`], [л], [л`], [й`].

Основным составляющим элементом шумных согласных является шум, который возникает в момент преодоления воздушной струёй преграды в полости рта. При этом в зависимости от работы голосовых связок шумные делятся на звонкие и глухие согласные. Шумные звонкие согласные образуются при помощи шума с добавлением тона (т.к. «включаются» голосовые связки). В практике учителей начальных классов часто используется удобный для младших школьников способ различения звонких и глухих согласных: нужно положить ладонь на горло и поочерёдно называть согласные звуки. При произношении звонких согласных под пальцами ощущается лёгкая вибрация, создаваемая колебаниями голосовых связок, а при произношении глухих такой вибрации нет.

К шумным звонким относятся: [б], [б`], [в], [в`], [д], [д`], [з], [з`], [ж], [ж`:], [г], [г`].

В образовании шумных глухих тон не участвует, слышен только шум: [п], [п`], [ф], [ф`], [т], [т`], [с], [с`], [ш], [ш`:], [к], [к`], [х], [х`], [ц], [ч`].

Как видим, большинство шумных согласных образуют соотносительные пары: [б] – [п], [з`] – [с`] и т. д. Такие согласные называются парными по звонкости-глухости . Те же шумные согласные, которые на имеют парного звонкого ([ц], [ч`] и т. д.) – непарные .

Акустическую характеристику звуков речи можно представить в виде такой схемы:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи фонетики
Предметом изучения фонетики является вся звуковая система языка: звуки в потоке речи, их закономерные чередования, сочетаемость, акустические и артикуляционные характеристики. Кроме того, в фонетик

Понятие звука и буквы
Изучение русского языка в младших классах начинается с того, что учитель постепенно знакомит учеников со звуками, а затем с буквами, которыми данные звуки обозначаются на письме. Учебники и програм

Фонетическая транскрипция
Устная речь, являющаяся объектом рассмотрения фонетики, отличается от письменной, фиксирующей звучащую речь в буквенных обозначениях. Но при изучении фонетики возникает необходимость точно охаракте

Фонетические единицы русского языка
Наша речь не является непрерывным потоком звучания. Она членится на отрезки, выделяемые разного рода паузами. Ведь для понимания смысла сказанного важна не только последовательность грамматически с

Гласных звуков
Разная артикуляция (работа органов речи) позволяет произносить звуки, отчётливо отличающиеся друг от друга. Качество гласного звука зависит от положения языка и участия губ в процессе образования д

Согласных звуков
Артикуляция согласных звуков сложнее артикуляции гласных. Основная особенность образования согласных состоит в том, что речевой аппарат создаёт преграду в виде смыкания или сближения органов речи.

Слог. Слогоделение
Наша речь членится на разные по продолжительности отрезки. Вспомним, что одной из единиц такого членения является слог (см. § 4). В современном русском языкознании существуют различные тео

Звуковые изменения в потоке речи
Звуки в потоке речи очень редко употребляются изолированно. Обычно они тесно связаны друг с другом и подвергаются различным изменениям. Если такие изменения происходят в пределах одной и той же мор

Позиционные изменения гласных звуков
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется

Позиционные изменения согласных звуков
Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Одна

Понятие фонемы
Одной из основных фонетических единиц языка является звук – минимальная речевая единица (см. § 4). Следовательно, легко предположить, что именно звук выполняет смыслоразличительную функцию: [пыл] –

Состав фонем современного русского языка
Поскольку фонема определяется по своему сильному варианту, достаточно легко подсчитать количество гласных и согласных фонем русского языка: их столько, сколько звуков в сильных позициях. Однако не

Фонематическая транскрипция
Звуковой состав слова передаётся при помощи фонетической транскрипции, учитывающей всё многообразие звучащей речи (см. § 3). Фонетическая транскрипция имеет большое значение для фиксации акустическ

Знаки фонетической транскрипции
[а] [о] гласные в сильной позиции

Гласных звуков
В основе лежит таблица, представленная в «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980). звуки характеристика подъём

Согласных звуков
В основе лежит таблица, представленная в «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980) звуки участие голоса и шума

Фонетический анализ слова
І. Порядок характеристики слога: 1. Ударный или безударный слог. 2. Прикрытый или неприкрытый. 4. Открытый или закрытый.

Звуки речи, как и другие окружающие нас звуки, представляют собой результат особых колебательных движений воздушной среды. Различают два основных типа звуков: музыкальный тон (результат ритмических колебаний) и шум (результат неритмических колебаний). При образовании звуков речи колебания воздуха создаются органами речи. Ритмические колебания – тоны – создаются голосовыми связками, неритмические – шумы – возникают при преодолении потоком воздуха, выдыхаемого из лёгких, различных преград, которые создаются в полости рта языком и губами.

Таким образом, все звуки русского языка делятся на гласные и согласные . При образовании гласных звуков обязательно принимают участие голосовые связки, поэтому образуется тон. При этом в полости рта нет препятствий на пути потока воздуха, поэтому нет и шума. При образовании согласных в ротовой полости всегда создаются разного рода преграды, которые должна преодолеть воздушная струя, а следовательно, возникает шум при наличии или отсутствии работы голосовых связок.

Это важное отличие гласных и согласных. Но есть и другие отличия. М.В.Панов в экспериментальном учебнике русского языка для 5 класса приводит такое объяснение: «Гласные – ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные – ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот. Произнесите сначала тихонько, а потом громко: а! А! Заметили, что рот во втором случае хочет шире открыться? Произнесите сначала тихонько, а потом громче: с! С! Заметили: когда громче, то язык стремится плотнее примкнуть к зубам? Гласные легко кричать. Крикните: а! о! э! у! и! Легко? Согласные, напротив, трудно кричать, а некоторые просто нельзя. Сердито накричите на своего соседа по парте: п! к! н! г! ш! ц! Получилось?» Заметим, что данное толкование удобно для использования и в начальных классах при объяснении разницы между гласными и согласными звуками.

С акустической точки зрения согласные звуки не являются однородными. В зависимости от степени участия тона и шума различаются согласные сонорные (от лат. sonōrus – звучный ) и шумные . При произношении сонорных согласных тон значительно преобладает над шумом.

К сонорным относятся звуки [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`], [л], [л`], [й`].

Основным составляющим элементом шумных согласных является шум, который возникает в момент преодоления воздушной струёй преграды в полости рта. При этом в зависимости от работы голосовых связок шумные делятся на звонкие и глухие согласные. Шумные звонкие согласные образуются при помощи шума с добавлением тона (т.к. «включаются» голосовые связки). В практике учителей начальных классов часто используется удобный для младших школьников способ различения звонких и глухих согласных: нужно положить ладонь на горло и поочерёдно называть согласные звуки. При произношении звонких согласных под пальцами ощущается лёгкая вибрация, создаваемая колебаниями голосовых связок, а при произношении глухих такой вибрации нет.



К шумным звонким относятся: [б], [б`], [в], [в`], [д], [д`], [з], [з`], [ж], [ж`:], [г], [г`].

В образовании шумных глухих тон не участвует, слышен только шум: [п], [п`], [ф], [ф`], [т], [т`], [с], [с`], [ш], [ш`:], [к], [к`], [х], [х`], [ц], [ч`].

Как видим, большинство шумных согласных образуют соотносительные пары: [б] – [п], [з`] – [с`] и т. д. Такие согласные называются парными по звонкости-глухости . Те же шумные согласные, которые на имеют парного звонкого ([ц], [ч`] и т. д.) – непарные .

Акустика как раздел физики изучает структуру и производство звуковых волн. Во время речи неравномерно выдыхаемый воздух уплотняет и разрежает окружающие воздушные слои, которые, в свою очередь, воздействуя на барабанную перепонку слушающего, формируют её звуковые колебания, ощущаемые речевым сознанием человека как звук . Звучание характеризуется тремя основными свойствами: длительностью, силой и высотой звука.

Долгота, или длительность , зависит от времени произношения звука. Измеряется она в миллисекундах (м/сек), 1м/сек=1/1000 сек. Согласные имеют длительность от 10 до 30 м/сек, гласные от 80 до 300 м/сек.

Сила звука зависит от силы выдоха и физически представляется как величина амплитуды − полная или половинная величина размаха колебаний. Если пользоваться звукозаписывающей аппаратурой, силу звука можно измерять в мм, но из-за повышенной чувствительности звуковые аппараты работают с разной степенью точности (чувствительности). Поэтому исследователи часто прибегают к субъективной мере измерения человеческого голоса в децибелах (дб). Сила звука в наиболее распространённых диапазонах соответствует его громкости. Децибел − мера громкости. Самый слабый звук человеческого голоса − 1 дб. Самый громкий звук человеческого голоса − 100 дб. Каждый децибел в 2 раза громче предыдущего децибела (второй дб в 2 раза громче первого, третий дб в 2 раза громче второго, четвёртый дб в 2 раза громче третьего и т.д.). Измерение громкости звука в дб очень похоже на измерение силы землетрясения в баллах. Величина силы звука зависит от силы выдоха воздуха лёгкими.

Высота звука зависит от частоты колебаний и измеряется в герцах (Гц). 1Гц − это одно колебание в секунду. Высота звучания человеческого голоса расположена в диапазоне от 100 до 8000 Гц. Высота звука зависит от величины раствора резонатора, длины голосовых связок, а также напряжённости голосовых связок и органов речи. Чем больше резонатор, тем ниже звук, чем меньше резонатор, тем выше звук. Вспомните низкие звуки, издаваемые медными трубами военного оркестра − геликонами. Здесь резонаторы очень большие. Сравните эти звуки со звуками свирели или флейты, где резонаторы очень узкие, маленькие, а звуки высокие. При одинаковом натяжении толстая струна издаёт более низкий звук, тонкая − более высокий. Таким образом, за высоту звука отвечают в основном голосовые связки.

16. Акустические свойства звуков речи

Акустический аспект, как уже говорилось выше, отвечает за производство звуковых волн. Артикуляционный аппарат производит 2 типа звуковых волн − тоны и шýмы .

Тоны − это периодические колебания звуковых волн. Количество этих колебаний одинаково в любую единицу времени (в секунду). Тоны производятся голосовыми связками. Шумы − это непериодические колебания. Их размер и количество различны в каждую единицу времени.

Шумы производятся стенками резонаторов и поверхностями органов речи. Обычно это затухающие колебания, уменьшающие свою силу и периодичность. При наложении указанных двух типов колебаний друг на друга возникает явление резонанса. Если два вида колебаний имеют одинаковую частоту и направленность, происходит усиление колебаний, размах амплитуды колебаний резко возрастает. Если колебания, имеющие одинаковую частоту, являются разнонаправленными, они взаимно гасятся. Но чаще всего накладываются друг на друга колебания различной частоты и силы. Тогда наиболее сильное колебание получает в дополнение к себе набор более слабых колебаний, которые все вместе превращают однотипное колебание в сложное, имеющее несколько всплесков. Такое колебание называется тембром.

Колебания, дополняющие основное колебание и превращающие его в сложное, называются обертонами . Человеческая речь в основном и состоит из колебаний с обертонами. Голосовые связки производят около 30 колебаний различного типа (разной высоты). При наложении их друг на друга большинство типов колебаний гасятся, остальные колебания, наоборот, усиливаются. На выходе из ротовой полости остаётся 8 типов усиленных колебаний , или формант (обозначается буквой латинского алфавита F). Для различения звуков речи достаточны 3 первые форманты, остальные используются для производства интонации и эмоциональности речи.

Первая форманта (F 1) возникает в результате наложения друг на друга колебаний голосовых связок и фарингальной полости.

Вторая форманта (F 2) возникает в результате наложения колебаний голосовых связок и широких мест ротовой полости.

Третья форманта (F 3) образуется в результате наложения колебаний голосовых связок и узких мест ротовой полости.

Значения этих формант по основным 5 гласным (инвариантам) распределяются следующим образом (значения оцениваются в герцах):

F 1

F 2

F 3

Разумеется, приведённые данные в герцах касаются только инвариантов и представляют собой усреднённое значение. В реальности эти данные для каждого человека различны.

Если расположить значения каждой форманты от наименьшего к наибольшему, то получатся три шкалы акустических различительных признаков. Для каждой форманты задаётся дихотомическая пара таких признаков. Шкала F 1 получила название компактность − диффузность . Компактным условно считается звук [а] (F 1 =660 Гц). Этому значению первой форманты соответствует сужение фарингальной полости. Диффузными считаются звуки [у] (F 1 =300 Гц) и [и] (F 1 =250 Гц). Этим значениям первой форманты соответствует расширение фарингальной полости. Звук [о] считается диффузным по отношению к звуку [а] (F 1 =550 Гц) и компактным по отношению к звуку [е] (F 1 =450 Гц). Звук [е] является диффузным по отношению к звуку [о] и компактным по отношению к звуку [у].

Шкала F 2 получила название низкая тональность − высокая тональность . Низкотональными считаются гласные [у] (F 2 =650 Гц), [о] (F 2 =800 Гц), [а] (F 2 =1100 Гц). Высокотональными считаются звуки [е] (F 2 =1800 Гц), [и] (F 2 =2300 Гц).

Шкала F 3 получила название недиезность − диезность . Недиезными считаются все гласные непереднего ряда. Среди них инварианты [о] (F 3 =2300 Гц), [у] (F 3 =2350), [а] (F 3 =2400 Гц), а также вариации [ы], [э], и варианты , [], [ъ]. Диезными считаются все гласные переднего ряда. Среди них инварианты [е] (F 3 =2750 Гц), [и] (F 3 =3000 Гц), а также вариации [ . а], [ . о], [ . у] и варианты [], [ь].

По значениям F 1 компактными считаются заднеязычные согласные [г], [к], [х], а также согласные [ж], [ч"], [ш], [ж"], [ш"]. Диффузными считаются губные ([б], [п], [м], [в], [ф]), переднеязычные ([д], [т], [з], [с], [ц], [н]) и среднеязычный [j].

По значениям F 2 низкотональными являются согласные губные ([б], [п], [м], [в], [ф]), заднеязычные согласные ([г], [к], [х]) и переднеязычные ([р], [л]). Высокотональными являются переднеязычные ([д], [т], [з], [с], [ц], [н], [ж], [ч"], [ш], [ж"], [ш"]), а также среднеязычный [j].

По значению F 3 к недиезным относятся все твёрдые согласные ([б], [п], [м], [д], [т], [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [ц], [н], [л], [р], [г], [к], [х]). К диезным относятся все мягкие согласные ([б"], [п"], [м"], [д"], [т"], [в"], [ф"], [з"], [с"], [ж"], [ш"], [н"], [л"], [р"], [г"], [к"], [х"], [j]).

Ориентация на акустические различительные признаки позволяет иногда более удобно сформулировать правила русской орфоэпии. Так, мы можем сказать, что диезные согласные в русском языке сочетаются с диезными гласными. Перед мягкими высокотональными согласными смягчаются твёрдые высокотональные согласные. На остальные случаи это правило не распространяется. Не следует смешивать с примерами, где предыдущий согласный является исконно мягким. Он остаётся мягким, даже если изменить слово таким образом, что последующий звук становится твёрдым или оказывается перед гласным, например: возьми [з"м"], но возьму [з"м], льдинка [л"д"], но льдом [л"д], статья [т"i], но статей [т"е] ([т"] перед гласным).

Акустические характеристики речи позволяют объяснить звучность (сонорность) звуков речи. При произношении гласных в основном работают голосовые связки, и периодические колебания (тоны) доминируют над непериодическими (шумами). Поэтому звучность гласных максимальная, она условно обозначается цифрой 4. При произношении сонорных согласных тоны и шумы согласных распределяются равномерно. Звучность сонорных согласных обозначается цифрой 3. При произношении звонких согласных шумы доминируют над тонами, поэтому звучность, или сонорность звонких согласных условно обозначается цифрой 2. При произношении глухих согласных голосовые связки не работают, тоны отсутствуют, поэтому звучность глухих согласных обозначается цифрой 1. Свойство звучности используется при слогоделении.

Предмет фонетики.

Фонетика - это наука о звуковой системе языка (термин происходит от греч. phone - «звук», ср. телефон, патефон и др.).

Фонетика изучает образование звуков речи, их акустические и артикуляционные свойства, фонетические чередования, звуковые отрезки речи (слоги, такты, фразы), ударение в словах и во фразах, интонацию и некоторые другие вопросы, относящиеся к звуковой стороне языка.

Фонетика занимает особое место среди лингвистических наук. В отличие от лексикологии и грамматики, изучающих смысловую сторону языка, значения, заключенные в словах, предложениях и значимых частях слова - морфемах, фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения. Например, союз а - это слово, имеющее противительное значение, но звук [а] этого значения не имеет.

Фонетическое членение речи: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук.

Наша речь - поток звуков, звуковая цепь, которая членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке это фраза, фонетическая синтагма (речевой такт), фонетическое слово, слог и звук.

Фраза - это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Например, звуковая цепь Было ветрено, сыро и скверно. // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя. (Л.Н. Толстой) членится паузами на три фразы.Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако ее нельзя отождествлять с предложением. Фраза - это фонетическая единица, а предложение - грамматическая, они относятся к разным ярусам языка. Они и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере в одном сложном предложении две фразы.

Одно сложное предложение может соответствовать и одной фразе: Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Н. Гоголь); Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу (И. Гончаров).



Фраза может члениться на фонетические синтагмы . Фонетическая синтагма также характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением, но паузы между синтагмами не обязательны и они короче межфразовых пауз. Например, фраза Было ветрено, | сыро | и скверно состоит из трех синтагм (границы между ними обозначены одной вертикальной чертой).

Членение речевого потока на фразы и синтагмы обусловлено смыслом, значением , которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока. Так, возможны варианты членения фразы на фонетические синтагмы; ср.: На другой день весть о пожаре | разнеслась по всему околотку (А. Пушкин). - На другой день \ весть о пожаре \ разнеслась по всему околотку. - На другой день \ весть о пожаре \ разнеслась \ по всему околотку (факультативные варианты членения на фонетические синтагмы выделяются пунктирной чертой).

В некоторых случаях варианты членения фразы на фонетические синтагмы отражают разное значение: Надо учиться, | работать \ и отдыхать. - Надо учиться работать | и отдыхать; Как испугали её \ слова брата. - Как испугали ее слова брата.

Фонетические синтагмы, состоящие более чем из одного слова, характеризуются смысловой и синтаксической цельностью. Поэтому невозможно такое, например, членение на синтагмы: на \ другой день или на другой \ день.

Фонетическая синтагма может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово - это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одной или нескольким лексическим единицам. Так, во фразе В ту же ночь \ широкая лодка \ отчалила от гостиницы... (И. Тургенев) три фонетические синтагмы, в каждой из которых по два фонетических слова. Одно фонетическое слово образуют сочетания в ту же, от гостиницы.

Фонетическое слово делится на слоги, а слоги - на звуки. Звук, слог, фонетическое слово, фонетическая синтагма, фраза - это разные отрезки речевого потока. Такие линейные отрезки называются сегментными единицами .

Звук - наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог - из звуков, фонетическое слово - из слогов, фонетическая синтагма - из фонетических слов, фраза - из синтагм.

Объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или просодическим, единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К таким суперсегментным единицам относятся слоговость/неслоговость звуков, ударение и интонация.

Артикуляционные и акустические характеристики звуков. Лингвистический аспект звука речи.

Звуки речи характеризуются в трех аспектах: физическом (акустическом), физиологическом (артикуляционном) и собственно лингвистическом (языковом - будет рассмотрен позже ). Акустически звук речи - это колебательные движения воздушной среды: воздушная струя, идущая из легких, передает колебания голосовых связок и колебания, вызванные трением воздушной струи о стенки органов речи (например, языка и нёба при образовании звука [с]). Акустические свойства звука определяются характером колебаний: ритмические колебания образуют тоны, а неритмические - шумы (чисто тональными в русском языке являются гласные, преобладает тон в образовании сонорных согласных (л, м, н, р, j), все остальные согласные являются шумными); колебания могут быть простыми и сложными, состоящими из основного тона и добавочных. Большое значение для образования сложных колебаний имеют резонаторы. У человека - это глотка, ротовая и носовая полости. В резонаторах возникают добавочные тоны, которые, наслаиваясь на основной тон, создают особую окраску звука, или тембр. Все звуки речи производятся сложными колебаниями, но лишь гласные звуки различаются только по тембру. К акустическим признакам звука относятся также высота, или частота звука, его сила и громкость.

Физиологический аспект звука речи . Звук речи есть результат работы речевого аппарата человека. Движения органов речи, необходимые для образования звука, называются артикуляцией, поэтому физиологический аспект может быть понят как артикуляционный.

Речевой аппарат человека состоит из легких, гортани с голосовыми связками, глотки, полости рта с языком, зубами и губами и полости носа. Отнесение только перечисленных органов к речевому аппарату несколько условно, так как звукообразование и восприятие звука - это сложный процесс, в котором принимают участие многочисленные группы нервов.

Основная функция легких при образовании звука - подача воздушной струи. Из легких она попадает в гортань, где помещаются голосовые связки. Они, периодически сближаясь и расходясь, сообщают воздушной струе ритмические колебания, т. е. образуют музыкальный тон (голос), характерный для гласных, сонорных и звонких согласных. Из гортани воздушная струя направляется в глотку, откуда движется в ротовую и носовую полости. Наиболее важна для образования звуков речи ротовая полость. В зависимости от движения языка и губ меняется ротовой резонатор, и поэтому возникают разные гласные звуки. В зависимости от положения языка по отношению к зубам и нёбу, от участия губ различаются согласные звуки. Ротовая полость с одной стороны ограничена губами, а с другой стороны - мягким нёбом, которое заканчивается маленьким язычком. Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, регулирует поступление воздушной струи в носовую полость: если нёбная занавеска опущена, воздушная струя проходит в полость носа и образуется носовой звук, например м, н.

По своей роли в образовании звуков речи органы речи делятся на активные и пассивные. Активными называются подвижные органы речи: голосовые связки, нёбная занавеска, язык и губы . Пассивными называются неподвижные органы речи: твердое нёбо, зубы .

Лингвистический аспект . Звуки речи выполняют в языке определенные функции: являются материальной оболочкой слов; различают слова и формы слов. Например, слова дом и дам различаются гласными о и а; дом и том - согласными д и т. Звук речи в лингвистическом аспекте, т. е. фонема , является основной единицей звуковой системы языка. Звуки человеческой речи отличаются от всех других звуков, встречающихся в природе, так как только звуки речи способны выполнять социальную функцию, разграничивая значимые единицы языка в процессе общения.

Акустические свойства звуков речи

Глава I. Фонетика и фонология

Определение фонетики как науки. Разделы фонетики

Фонетика (от греч. phone - звук) - это наука о звуковом строе языка. Термином фонетика называется и сам звуковой строй языка.

Разделы фонетики:

1) описательная фонетика - изучает звуковой строй языка на одном из этапов его развития;

2) историческая фонетика - изучает историю звукового строя;

3) экспериментальная фонетика - изучает звуки речи при помощи специальных технических средств, позволяющих более точно описать звуковые единицы речи.

Фонология - учение о фонеме как единице языка, т. к. звук - единица речи. Фонема – это абстрактная единица.

Общая характеристика звука

Звук - это явление материального характера. Он воспроизводится органами речи и воспринимается органами слуха. Звук определяется как минимальная, далее не делимая звуковая единица, произносимая за одну артикуляцию.

Звук речи изучается в 3 аспектах:

1) биологическом (физиологическом) - связан с изучением артикуляции звуков речи органами речевого аппарата;

2) физическом - связан с изучением звуков речи с акустической точки зрения, т. к. звук речи - это результат колебательного движения голосовых связок;

3) социальном (функциональном) - связан с изучением звуков речи с точки зрения их функции в языке.

Акустические свойства звуков речи

С акустической точки зрения звук характеризуется 3 основными признаками:

1) высота - зависит от частоты колебаний: чем меньше частота колебаний, тем ниже звук; единица частоты - герц; человеческое ухо способно воспринимать от 16 до 20 тыс. герц; ниже этого предела возникает инфразвук, выше этого предела возникает ультразвук; высота звука речи зависит от длины голосовых связок: чем длиннее голосовые связки, тем ниже звук;

2) сила звука определяется амплитудой колебания, а также высотой звука: более низкие звуки сильнее, чем более высокие;

3) длительность звука зависит от продолжительности колебаний во времени.

Колебания могут совершаться ритмично, т. е. число колебаний в единицу времени не меняется; в результате ритмичных колебаний возникает тон звука; тон образуется при произнесении гласных звуков; если колебания совершаются неритмично , т. е. число колебаний меняется в единицу времени, то возникает шум ; шум образуется при произнесении согласных звуков.

При произнесении звуков на основные колебания накладываются дополнительные колебания - обертоны . От количества обертонов, их различий по высоте и силе зависит тембр звука. Тембр - это окраска звуков. Различный тембр звуков создается благодаря различной форме и величине резонаторов. Резонаторами в речевом аппарате являются полости глотки, рта и носа.

Полость рта - изменяемый резонатор. Он изменяет форму благодаря губам и языку.

Полости глотки и носа - неизменяемые резонаторы.