ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Влияние социальных факторов на развитие и здоровье человека. Социальный фактор - это что такое

Все мы живем в обществе. Его влияние на наше здоровье и развитие неоднозначно. Главную роль в формировании здоровья играют социальные факторы. Что такое социальный фактор? Это любая составляющая в окружении человека, которая значительно влияет на его поведение, здоровье, самочувствие. Это доказывается различиями в уровнях здоровья общества в зависимости от социально-экономического развития государства. Как показывает практика, чем уровень экономического развития страны выше, тем лучше показатели здоровья граждан по отдельности и общественного здоровья, и напротив.

Ярким примером сильного влияния социальных условий на здоровье могут служить кризис и падение экономики в России.

Результатом этого стало падение уровня здоровья населения, а демографическую ситуацию можно смело назвать кризисной.

Опираясь на сказанное, мы можем говорить, что влияние социальных факторов на человека имеет прямую зависимость на состояние его здоровья. Это значит, что социальные факторы через образ жизни, состояние окружающей среды, состояние здравоохранения в целом формируют индивидуальное, общественное и групповое здоровье.

Человек - существо социальное, и не удивительно, что ведущее значение имеют факторы социального влияния, оказывающие регулярное воздействие на развитие и здоровье человека.

Социальные факторы зависят от социально-экономической структуры общества, уровня культуры, образования, обычаев, традиций, производственных отношений между коллегами на работе, социальных внутрисемейных установок. Большинство из этих факторов входит в общее понятие "образ жизни". Его влияние на развитие и здоровье человека составляет свыше 50% среди всех факторов.

Характеристика социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека

Социальные факторы напрямую связаны с жизнедеятельностью людей, с их взаимоотношениями в обществе. В это понятие входят реальные отношения людей друг к другу, к природе, то есть классовые, семейные, трудовые, национальные, производственные, бытовые, их материальные аспекты.

Отразим, каково и в чем состоит влияние социальных факторов на здоровье и развитие человека.

Социально-медицинские. Развитие медицины и законы страны обеспечивают регулярные медицинские осмотры состояния здоровья трудоспособного гражданина. Соответственно, выделяются факторы способствующие укреплению здоровья с точки зрения медицины и разрабатываются рекомендации по здоровому образу жизни, профилактике заболеваний.

Правовые. Регулярно разрабатывается и пересматривается законодательная база направленная на обеспечение гражданина правами на здоровье.

Социально-экономические. Государство следит за соблюдением охраны труда на всех предприятиях. Таким образом, формируются виды участия и ответственности всех составных социально-экономических структур для укрепления и сохранения здоровья граждан.

Социально-биологические. Законодательство страны предусматривает выход граждан на пенсию раньше по инвалидности, в зависимости от работы в сложных условиях, в зависимости от пола… Так что такие факторы рассматривают состояние здоровья человека в его зависимости от возраста, наследственности, пола.

Экологические. Со стороны государства ведется контроль за загрязнением среды. Факторы контролируют соответствующее для ЗОЖ состояние окружающей среды и грамотное использование природных ресурсов.

Социокультурные. Зависимость хороших результатов работы от отдыха никто не будет оспаривать. Потому данные факторы связаны с организацией досуга граждан, формированием стремления к ЗОЖ.

Личностные. Здоровье каждого трудоспособного гражданина уменьшает число больничных и простоев производств. Потому выделяют и факторы, которые ориентируют каждого человека на формирование, укрепление и сохранение своего здоровья.

Группы социальных факторов, влияющих на здоровье и развитие групп людей

Социально-медицинские. Это качество медицинских услуг, их доступность всем слоям населения

Правовые. Это состояние правовой базы в среде охраны здоровья.

Социально-экономические. Сюда входит квалификация, условия труда, размер дохода (если таковой имеется), уровень образованности и организация досуга, формирование прослойки среднего класса.

Социально-биологические. К ним относятся возраст, пол, наследственность.

Экологические. Это состояние почвы, воды, воздуха; особенности климатической зоны.

Социокультурные. Сюда можно отнести гигиеническое обучение и воспитание, уровень образования.

Личностные. К ним относятся уровень общей культуры населения и ответственность за личное здоровье.

Теперь рассмотрим эти группы более подробно с точки зрения вреда или пользы для человека.

1. Социально-медицинские .

Безусловно, здоровье населения находится в прямой параллели от качества оказываемых медицинских услуг. Ни для кого не секрет, что платная медицина более приближена к заботе о конкретном человеке и народу в целом. Это видно сразу. Не нужно часами сидеть в очереди к врачу, терпеть подчас хамское к себе отношение. Уровень лабораторного обследования, возможность сложных анализов напрямую зависит от возможности приобретения дорогих реактивов… Соответственно, точнее результат обследования, выше результат лечения. Однако и дороже… Ведь в поликлинику чаще всего обращаются пенсионеры, им физически тяжело.

Для разрешения этой ситуации нужно стремиться сделать медицинские услуги доступнее всем слоям населения.

2. Правовые .

Человек должен быть уверен, что в случае неоказания ему квалифицированной медицинской помощи или оказания ее в недостаточном объеме, ему есть куда обратиться с жалобой. Он должен знать, что на его обращение отреагируют и помощь от врачей от получит.

Это придает уверенность в следующем дне и стабильность. Несомненно, это несет пользу людям.

3. Социально-экономические .

От условий труда зависит самочувствие и настроение работника. Так, в темном, холодном подвальном помещении с минимальными бытовыми условиями людям будет нанесен вред. Напротив, в светлой, теплой, пусть даже небольшой комнате работники будут чувствовать себя лучше и производительность труда, соответственно, увеличится.

От размера дохода зависит организация отдыха. Маленькая зарплата - несбалансированное питание, некачественная одежда, отсутствие возможности выехать к морю. Следовательно, здоровью человека причиняется ущерб. И наоборот.

Больше зарплата – меньше курящих, больше времени уделяется работе. Забота о своем здоровье прямо пропорциональна размеру оплаты труда. Нет перекуров – нет отлыниваний от работы достигающих 2-4 часов в день!

4. Экологические .

Состояние почвы, воды и воздуха сильно влияют на самочувствие людей.

Тем, у кого слабенькое здоровье, нужно подумать о переезде в сельскую местность. Там чище, чем в мегаполисе воздух, незагрязненная почва и вода, которую не нужно фильтровать.

5. Социокультурные .

Уровень образования также оказывает влияние на развитие человека. Так, с высшим образованием больше шансов найти престижную, высокооплачиваемую работу, а следовательно, обеспечить себе высокий уровень жизни. Также повышаются шансы на быстрое переучивание и обучение по ходу работы.

6. Личностные .

Ответственность за личное здоровье оказывает мощное влияние на самочувствие человека. За своим здоровьем надо начинать смотреть как можно раньше, поскольку многие заболевания протекают бессимптомно, и нужна диагностика. Люди это осознают. Работаешь – получаешь зарплату, не подводишь другие цепи производства. Берешь больничный – подводишь. Выпиваешь – тоже подводишь, так как качество в большинстве случаев страдает. А это убытки. Для человека со временем – потеря работы со всеми вытекающими последствиями. Понимание этого мотивирует осознавать, что каждый виновен в неудаче производства, ухудшении своего здоровья.

7. Социально-биологические .

Возраст, пол и наследственность оказывают влияние на отдельного индивидуума, малую группу людей, но не оказывают существенного влияния на развитие и здоровье всего общества.

Таким образом, мы убедились в том, что влияния социальных факторов на развитие и здоровье общества и человека, в частности, есть. И в наших силах ослабить или усилить это действие.

К социальным факторам относится, например, человеческий фактор, который характеризуется определенным числом индикаторов жизненного уровня, в том числе, среднедушевыми доходами, прожиточным минимумом, средней заработной платой. Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. На особенности социального уклада влияют, казалось бы на первый взгляд не имеющие существенного воздействия на экономику предприятия факторы:

Стойкая приверженность основным традиционным культурным ценностям;

Субкультура в рамках единой культуры;

Временные изменения вторичных жизненных ценностей;

Мнение супружеских пар о размере семьи;

Отношение людей к употреблению алкогольных напитков.

Первый из перечисленных факторов влияет на большинство организаций. Планирование с учетом изменения этого фактора имеет решающее значение.

Технологические факторы.

Одной из влиятельных сил, определяющих судьбу предприятия, являются техническая и прикладная наука. Отношение к научно-техническому комплексу зависит от того, восхищается ли человек его чудесами или скорее поражается его промахами. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Изменения в технологии оказывают влияние практически на все организации и предприятия, и требуют учета. Ниже перечисленые товары, не существовали еще 20 лет назад:

Персональные компьютеры;

Компакт-диски;

Цифровые аудио магнитофоны;

Видеокамеры;

Факсимильные аппараты;

Промышленные роботы;

Эти достижения обязаны своим успехом прогрессу в микроэлектронике. Влияние технологий микроэлектроники значительно усилилось и на сферу розничной торговли. Многие ведущие специалисты в этой отрасли, отметили, что розничные торговцы, не шагающие в ногу с новинками технологии, будут вытеснены на обочину деловой жизни.

Руководитель предприятия должен внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса и учитывать следующие моменты при планировании деятельности предприятия:

Ускорение научно-технического прогресса;

Появление безграничных возможностей;

Рост ассигнований на НИОКР;

Повышение внимания к внедрению небольших усовершенствований в уже существующие товары;

Ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Экономические факторы.

Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов, а также:

обменный курс национальной валюты, уровень оплаты по закладным, уровень инфляции, экономический цикл. Какой фактор важнее для определенного предприятия - обменный курс или процентная ставка - определяется профилем ее рынка. Безусловно, существенное влияние оказывает так называемый экономический цикл - период подъема или спада в экономике. Немногие компании могут противостоять общим тенденциям развития бизнеса. Повышение процентных ставок может сократить объем кредитов, а снижение уровня оплаты по закладным будет влиять не только на торговлю недвижимостью, но и на тех продавцов, предпринимателей, чей доход зависит от смены людьми своего жилья.

Политические факторы.

На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества.

Макросреда фирмы включает также такие факторы как демографическая среда, правовая среда, природная среда.

Демографическая cреда.

Демография - наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для занимающихся маркетингом демографическая cреда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Наиболее существенные демографические тенденции:

Снижение рождаемости;

Старение населения;

Перемены в семье;

Миграция населения.

Природная cреда.

В 60-х годах проявилось растущее беспокойство общественности по поводу того, не разрушает ли промышленная деятельность в развитых государствах окружающую природную среду. Возникли группы и движения бдительности, а озабоченные законодатели стали выдвигать различные меры по охране окружающей cреды. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку:

Дефицит некоторых видов сырья;

Вздорожание энергии;

Рост загрязнения cреды;

Решительное вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Правовая среда.

На все мероприятия (в особенности в области маркетинга) в возрастающей мере влияет правовое окружение:

Законодательство по регулированию предпринимательской деятельности;

Повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов;

Рост числа групп по защите интересов общественности.

Учитывая важность учета СТЭП-факторов для планирования деятельности предприятия, необходим не только их анализ, но и целенаправленный их прогноз.Прогнозирование внешнего окружения или аудит внешнего окружения, приобрели важное значение в начале 80-х годов, особенно после того, как организации расширили рамки исследований в области прогнозирования, включая причинные факторы. Например, прогнозирование развития технологии приобрело особую важность с тех пор, как микроэлектроника проникла в большинство сфер производства.

В основе большинства прогнозов лежат четыре основных метода прогнозирования:

Изучение мнений,

Подсчет,

Экстраполяция статистических тенденций,

Поиск зависимости между двумя или более статистическими переменными.

Внешнее окружение организации делится на две группы факторов: внешняя среда и конкурентное окружение. Структурная схема факторов внешнего окружения показана на рис. 1.4. Одни факторы влияют на другие и наоборот. Но без определенных средств и методов структурирования существует опасность, что анализ станет беспорядочным, а важные факторы будут проигнорированы.

Не менее важное значение имеет анализ и прогноз конкурентного окружения, которые включают изучение всех составляющих конкурентного окружения.

Наиболее важными аспектами при анализе рынка являются следующие:

Что за рынок? Насколько он велик? Подвержен ли рынок изменениям? Какие существуют заменители данного товара? Насколько прибылен рынок?

n Каковы географические границы рынка? По каким причинам и каким образом они изменяются?

В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.

Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.

В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики -- сознания -- сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот. Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте.

Биологическая природа человека, строение его мозга, считают исследователи, почти не изменились со времени кроманьонца. Но люди прошлых эпох и мыслили, и чувствовали, и действовали совершенно различно.

Социальная природа сознания, следовательно, заключается в сущности тех общественных отношений, которые человек усваивает в процессе своей деятельности, общения с внешним миром, в процессе воспитательных воздействий. Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественна мышлению. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое -- атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое -- других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истым парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д.

Можно отметить, что воспитание оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным социальным условиям, в которые она включена. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т.д.

Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных. Тем не менее среди них имеются и факторы, отрицательно воздействующие на гармоничное развитие личности, на содержание и направленность воспитания. В конце XX в. в России в силу разных исторических причин сложились новые отношения. Назовем некоторые из них.

  • 1. Социально-политические (развал государства и его идеологической основы, разрушение духовно-нравственных ценностей, потеря национальных интересов и культуры, разрушение государственности и законности, бюрократизм, отсутствие четкой концепции образования и воспитания и т.д.).
  • 2. Социально-экономический (развал государственной экономики, снижение уровня материального производства, пренебрежение духовными ценностями, отсутствие материально-технического обеспечения учебных заведений, невозможность приобщения к ценностям духовной культуры у значительной части населения по причине низкого уровня жизни, безработицы и т.д.).
  • 3. Социально-педагогические (резкое снижение, а во многих случаях и отсутствие качественного семейного воспитания, новых воспитательных ориентиров, неподготовленность многих педагогов к работе в новых социально-политических и экономических условиях, тактические просчеты и ошибки в управлении образованием, недостаток педагогического инструментария, методических и технологических разработок в области дидактики, теории и методики воспитания, разрушение традиционной связи “школа-- общественность -- семья-- производство”, невысокий социальный статус труда преподавателя.
  • 4. Социально-психологические (назовем их как производные от вышеназванных): гипертрофированные взгляды на смысл жизни и бытие; искаженные потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки на отношения полов и половое поведение и т.д.).

В качестве резюме скажем следующее:

  • 1. Как закон остается объективное существование и влияние на развитие личности вышерассмотренных факторов.
  • 2. Смена эпох социально-экономического и культурно-исторического развития обуславливает изменения содержания социальных факторов.
  • 3. В педагогическом процессе важно понимание и учет влияния этих факторов на личностное развитие, смягчение или нейтрализация их действия через построенную соответствующим образом систему воспитания и развития.

Социальные факторы влияют на потребителей путем:

■ соблюдения норм - давление, оказываемое на человека, чтобы он приспосабливался и подчинялся;

■ выражающего ценности влияния - потребность в психологической ассоциации с определенной группой;

■ информационного влияния - необходимость искать у той или иной группы информацию о том, как воспринимается ею данная категория товаров/услуг.

Из этих трех групп, вероятно, наиболее мощное влияние оказывает соблюдение норм, поскольку человек осознает, что одни его действия находят одобрение друзей и членов семьи, в то время как другие вызывают их осуждение. В результате этого человек отдает предпочтение определенному типу поведения. Хорошее с точки зрения морали поведение является, по всей вероятности, следствием соблюдения норм.

Примером соблюдения норм является давление групп равных по положению. Группа равных по положению обычно ожидает от человека определенного типа поведения, включая (вероятно) и поведение как покупателя. Например, большинство курильщиков начинают курить под давлением друзей, будучи подростками. Желание быть полностью признанным членом группы намного сильнее, чем любые предупреждения о вреде курения.

Основным источником такого рода давления являются референтные группы. Это группы друзей, коллег, родственников и другие, с чьим мнением человек считается. В табл. 3.4 приведен перечень типов референтных групп. Группы не являются взаимно исключающими; формальная группа может одновременно быть группой вторичного контакта и т. д.

Роли

Роли, которые мы играем, также важны при принятии решений. Каждый из нас играет много разных ролей в течение своей жизни (фактически в течение каждого дня) и покупает

Таблица 3.4. Влияние референтных групп

Референтная группа

Объяснение

Первичные группы

Люди, которых мы видим чаще всего. Семья, друзья, близкие коллеги. Первичная группа достаточно мала, так что личный контакт может происходить на регулярной основе, возможно, ежедневно. Эти группы оказывают самое сильное влияние

Группы вторичного контакта

Люди" которых мы видим от случая к случаю и с которыми имеем общие интересы; например, члены гольф-клуба или профессионального объединения. В этих группах иногда существуют формальные правила, которые члены группы должны соблюдать в своих деловых связях или хобби, а могут быть и неформальные традиции (например, особый тип одежды или экипировки), влияющие на решения о покупках

Желаемые группы

Группы, к которым мы хотим принадлежать. Эти группы способны оказывать очень мощное влияние на поведение, поскольку человеком движет, сильное стремление присоединиться к ним; это - источник выражающего ценности влияния. Эти группы могут оказывать особенно сильное влияние при покупке модных товаров

Диссоциативные группы

Группы, с которыми человек не хочет ассоциироваться. Это заставляет его вести себя отличным от поведения такой группы образом: например, если кто-то не хочет, чтобы о нем думали, будто он - футбольный хулиган, то должен избегать посещения футбольных матчей вообще

Формальные группы

Группы с известным, зафиксированным членством. В таких группах нередко действуют установленные правила. Например, специальные профессиональные органы составляют кодексы поведения

Неформальные группы

Менее структурированные, основывающиеся на дружбе. Для вступления в такую группу нет никаких формальностей, необходимо лишь разделять общие для группы идеалы

Автоматические группы

Группы, к которым мы принадлежим в силу возраста, расы, культуры или уровня образования. В эти группы мы не вступаем добровольно, но они влияют на наше поведение. Например, женщина 45 лет не выберет одежду, в которой она будет выглядеть как "молодящаяся старушка". Аналогично людям, покинувшим родину, часто не хватает привычной пищи. Они также ищут другие свойственные их культуре товары

товары/услуги, помогающие в этом . Если кто-то хочет быть блестящим мужчиной на свадьбе, он выберет (купит или возьмет напрокат) соответствующий костюм, чтобы не выглядеть смешно или не испортить день еще как-нибудь. С точки зрения более длительных ролей роль отца диктует поведение, связанное с покупками от имени детей; роль любовника нередко диктует приобретение цветов или духов; роль друга может предполагать приобретение подарка или угощение выпивкой; роль дочери - покупку подарка на День матери.

Роли в семье на принятие решений оказывают гораздо большее влияние, чем соблюдение норм. Нередко разные члены семьи берут на себя роль покупателя товаров/услуг той или иной категории. Обычно именно муж принимает основные решения относительно автомобиля, аксессуаров к нему и его обслуживания, а жена принимает решения по отделке жилья. Дети старшего возраста могут принимать решения о продуктах питания, выборе полезных для здоровья и экологически чистых разновидностей товаров.

С точки зрения своих функций как референтной группы семья отличается от других групп в следующих отношениях:

■ Личные контакты на ежедневной основе.

■ Общее потребление таких товаров, как продукты питания, жилье, автомобиль, телевизор, другие бытовые товары длительного пользования.

■ Подчинение индивидуальных потребностей общему благосостоянию. Никогда не бывает таких решений, которые устраивали бы всех.

■ Назначение ответственных за покупки, которые приобретают те или иные товары/услуги. Поскольку количество работающих родителей возрастает, дети доподросткового и младшего подросткового возраста играют все более существенную роль в семейных покупках.

Разрешение конфликтов внутри семейной принимающей решение единицы нередко имеет более важное значение, чем в случае принятия решения отдельным человеком, поскольку в него вовлечено большее количество людей. Один человек может, скажем, испытывать затруднение при выборе одного из двух одинаково привлекательных направлений при решении, куда поехать в отпуск; обсуждение поездок семьей неизбежно идет значительно сложнее, поскольку у каждого члена семьи есть излюбленная идея относительно того, куда поехать или чем заняться.

Заметное влияние может иметь культура. Так, в африканских культурах, как правило, доминируют мужчины, в то время как в европейских и североамериканских наблюдается более уравнительный характер принятия решений . Причина этого, очевидно, состоит в том, что принятие решений становится более равноправным, когда оба партнера зарабатывают деньги вне дома .

На роли членов семьи в решении также влияет стадия принятия решений. Признание проблемы может исходить от любого члена семьи, а поиск информации и оценка товара/услуги может осуществляться разными членами семьи. Например, отец может обратить внимание на то, что его сыну-подростку нужны новые футбольные бутсы, сын может навести справки о том, какие есть типы бутс, а мать может решить, какой из этих типов бутс соответствует бюджету семьи.

Установлено, что есть четыре вида специализации ролей супругов:

■ доминирование жены, когда решающее слово при принятии решения принадлежит жене;

■ доминирование мужа, когда главную роль играет муж;

■ синкретический, или демократический, когда решение принимается совместно;

■ автономный, когда решение принимается совершенно независимо от партнера .

Специалистам по маркетингу необходимо знать, какой вид специализации наиболее вероятен на целевом рынке, поскольку это влияет на стиль и содержание рекламных посланий. Недавно одна реклама в Великобритании представляла мужчин плохо разбирающимися в работе по дому вопреки тому, что есть данные, показывающие, что мужчины принимают все более активное участие в домашних делах .

В большинстве промышленно развитых стран семья претерпевает существенные изменения. Это связано с возрастающим процентом разводов и тем, что все большее количество пар склонны жить вместе, не регистрируя свои отношения. В описанных выше ролевых специализациях термины муж и жена в равной степени относятся и к неженатым партнерам.

Все возрастающую роль в решениях о покупках играют дети: "упрашивание" нередко приводит к тому, что семья покупает больше шоколада, пиццы, гамбургеров и закусок определенных брендов . Поэтому специалисты по маркетингу часто стремятся воздействовать на детей в возрасте от 5 до 12 лет, используя такие приемы, как спонсирование учебных материалов, раздача бесплатных образцов и спонсирование призов в школах .

Порой дети оказывают большее влияние на семейные решения о покупках, чем сами родители, по следующим причинам :

■ нередко они сами ходят в магазин, поскольку оба родителя находятся на работе;

■ они больше, чем их родители, смотрят телевизор, поэтому лучше информированы о товарах/услугах;

■ они, как правило, в большей степени настроены на потребительские вопросы, и у них есть время, чтобы ходить по магазинам в поисках, например, экологически чистых товаров.

Cтраница 1


Социальный фактор - это наиболее общий тип социальных отношений, определяемый интересами и потребностями человека и коллектива. Существует иерархия социальных отношений, а следовательно, и иерархия показателей и индикаторов этих отношений. Если социальный фактор характеризуется высокой степенью развития, то это означает совпадение реальных социальных отношений с интересами человека. Другими словами, необходимо привести в соответствие представления человека о том, как должно быть, как ему хочется, чтобы было, с реальными социальными отношениями.  

Социальные факторы связаны с изменением социальных ожиданий, отношений и нравственности в данной группы факторов сложно и весьма противоречиво в переживаемый страной переходный пер экономике отражается на сознании людей, социальной сфере.  

Социальные факторы включают в свой состав малые группы, подразделяющиеся на группы членства, референтные группы, семью, социальные роли и статус.  

Социальные факторы: на покупки индивидуальных потребителей влияет множество социальных аспектов. Например, вкусы человека формирует его социальный класс и культура.  

Социальные факторы также имеют критическое значение при любом планировании, предусматривающем время, затрачиваемое на дорогу до места проживания семьи. Даже при наличии медицинских и физиологических причин для оптимального периода адаптации в 14 дней нежелание рабочих оставлять свои семьи на срок более семи или десяти дней может послужить причиной отмены оптимального графика. Опыт показывает, что график пребывания семи дней в высотных условиях и семи дней на уровне моря или десяти дней в высотных условиях и такого же срока на уровне моря наиболее приемлем.  

Социальные факторы отражают три важнейшие характеристики: качественный уровень персонала, отношение работников к труду, социальные условия труда. Профессионально-квалификационный уровень работников прямо влияет на производственно-хозяйственые показатели работы предприятия, в том числе на производительность (эффективность) труда работающего персонала.  

Социальные факторы связаны с социальными ценностями, образом жизни и демографическими тенденциями. Они могут находиться в тесной взаимосвязи с политическими.  

Социальные факторы существенно влияют на производственную деятельность при перебазировке.  

Макроскопические социальные факторы обычно не находятся под контролем системотехника, который должен принимать их такими, какими они существуют. Эти факторы могут влиять на различные показатели систем, такие, как длины и поперечные сечения телефонных кабелей и водопроводных труб, размеры и размещение телефонных станций или скорость наружных ремонтных работ.  

Социальным факторам развития в коренной перестройке управления предприятием придается особое значение. Улучшение условий труда, повышение квалификации, уровня жизни трудящихся, укрепление их здоровья являются важнейшими факторами обеспечения стабильности трудовых коллективов, активного участия трудящихся в повышении эффективности производства на каждом рабочем месте, развитии изобретательства и рационализации.  

Социальными факторами являются повышение квалификации исполнителей, механизация и автоматизация производственных и вспомогательных операций с целью улучшения условий труда, развитие социальной сферы, улучшение психологической атмосферы в коллективе.  

Социальными факторами являются повышение квалификации исполнителей, механизация и автоматизация производственных и вспомогательных операций с целью улучшения условий труда, развитие социальной сферы, улучшение психологической атмосферы-в коллективе.  

Основными социальными факторами являются материальное положение, социально-психологический климат в коллективе, социально-политическая деятельность, перспективы роста, уровень удовлетворенности работой, социально-бытовое обслуживание, профессионализация, социализация личности, информированность, дисциплинированность и др. Для определения степени развитости данных факторов необходима идеальная, или нормативная, модель, под которой понимается уровень социального развития организации, который возможен в настоящее время и удовлетворяет людей.  

Важным социальным фактором является сведение к минимуму текучести кадров (особенно в ведущих технологических цехах производств шин и РТИ), охрана труда и техника безопасности, повышение культуры производства.  

Важным социальным фактором, формирующим привычную двигательную активность, является организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.