ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Сталинград, девушки, самолеты. Лидия Литвяк. Небесная Белая Лилия Лидия литвяк и алексей соломатин

Участие женщин в Великой Отечественной – тема общеизвестная. Девушки Советского Союза не только выступали в привычном амплуа санитарок и связисток, но и вовсю сражались в первой линии. Впечатляющие «персональные кладбища» советских снайперш стали легендой, множество санинструкторов пало жертвой огня противника, вынося людей с поля боя, а оборот «Ночные ведьмы» - женщины, летавшие на ночных бомбардировщиках - известен далеко за пределами бывшего СССР. Однако летчицы пилотировали не только ударные самолеты.

Среди советских асов-истребителей обращает на себя внимание человек очень необычных для военного летчика качеств. Среди мощных харизматичных истребителей вроде Покрышкина, Гулаева или Султана неожиданно обнаруживается хрупкая романтичная блондинка, бравшая в кабину самолета букетики и нарисовавшая лилию на борту самолета. Она одержала дюжину индивидуальных побед и с полным правом вошла в элиту воздушных сил. В том возрасте, когда девушки об ычно поступают в университет, она гонялась за «Мессершмиттами» и сбивала их. Ее жертвами становились в том числе заслуженные отлично подготовленные летчики, а после гибели ее образ привлекал множество людей искусства, начиная от писателей и заканчивая такими экзотическими персонажами, как один из самых необычных асов мировой истории. Лидия Литвяк.

От винта!

Ее родители приехали в Москву из деревни вскоре после Гражданской войны. Лидия родилась в 1921 году – по некой подначке судьбы - 18 августа, в день, который скоро станет Днем воздушного флота СССР. Авиацией юная Лидия болела с детства, 30-е годы были временем массового увлечения авиацией. В 14 лет она уже поступила в один из аэроклубов, которые росли тогда как грибы после дождя. Родителям она поначалу ничего не сказала, и мать была в ужасе, узнав, что дочь твердо намерена летать. С 15 лет Лидия совершала самостоятельные полеты на «кукурузнике» - У-2. Следующим шагом в небо стала Херсонская авиашкола летчиков-инструкторов. Девушка-подросток уже не только летает самостоятельно, ее опыт и навыки позволяют тренировать других. СССР нуждался в большом количестве подготовленных пилотов, а с кадрами было откровенно туго, так что любой специалист, хотя бы и 18 лет от роду, ценился на вес золота. Литвяк подготовила четыре десятка курсантов до 41-го года. До войны с ней происходит одна из самых страшных жизненных трагедий – в 1937 году ее отец пал жертвой репрессий. На судьбе юной летчицы, правда, эта история не отразилась.

Когда началась война, Лидия попросилась на фронт тут же. Поначалу командование не планировало массового использования женщин в боевой авиации. Однако здесь путь Лидии пересекся с энтузиастом женской авиации – Мариной Расковой. Раскова имела основательную летную подготовку, колоссальный опыт пилотирования, и в 30-е годы она несколько раз ставила рекорды в воздухе, и ее авторитет в советских ВВС был крайне высок, а связи доходили до самого верха – летчица имела контакты лично со Сталиным.

Благодаря своему влиянию Раскова успешно пробила идею сформировать несколько женских авиационных частей. Это были три полка – 588 ночной бомбардировочный – знаменитые «Ведьмы», 587 бомбардировочный (тоже прославившийся в будущем полк, ставший 125 гвардейским) и 586 – истребители.

Литвяк горела желанием попасть именно в истребители. Чтобы этого добиться, она ухитрилась приписать себе лишних 100 часов налета. Может, и не самый ответственный шаг, зато ВВС КА получили настоящего истребителя – энергичного, агрессивного, напористого. Строптивый характер она проявила еще во время тренировок на учебной базе под Энгельсом. Требовалось привезти для потерпевшего аварию самолета запасной винт. На дворе стояла пурга, никакие полеты не разрешались, и Литвяк полетела с запасным винтом в кабине без разрешения. Начальник школы полковник Багаев объявил выговор, а Раскова только заметила, что гордится такой летчицей.

И все-таки она оставалась девушкой – шпанистой, напористой, но именно девушкой. Там же, на учебной базе, с ней случилась комичная история: в один прекрасный день Раскова обнаружила, что Литвяк срезала кусок с меховых унтов, чтобы… сделать из него модный воротник к комбинезону. Следующую ночь Лида посвятила перешиванию меха обратно на унты.

Между тем, занятия в Энгельсе были вовсе не развлечением скучающих. Тренировки шли по 12 часов в сутки. Девушкам предстояло драться с самыми титулованными асами мира, и в небе где-нибудь над Ржевом никаких поблажек ждать не приходилось. Вскоре летчицы отправились уже на боевые задания.

«Можете меня поздравить – вылетела самостоятельно на Яке с оценкой «отлично». Исполнилась моя давняя мечта. Можете считать меня «натуральным» истребителем. Очень довольна…» - писала Лидия матери.

Поначалу 586 иап защищал тыл армии – Саратов, и Лидия вместе со всеми занималась рутинными задачами – патрулирование, сопровождение транспортников. Не самое вдохновляющее занятие для энтузиасток. Лидия рвалась в пекло. Вскоре ей обеспечили желаемое.

Пекло

В сентябре 1942 части вермахта ворвались в Сталинград, и там начались уличные бои. Одновременно севернее города шло отчаянное сражение – русские пытались прорваться к Сталинграду, немецкие части удерживали узкий коридор, пробитый к Волге. В воздухе также ничего хорошего не происходило. Немцы прокладывали путь по улицам градом артиллерийского огня и воздушными ударами. Авиация стала самым маневренным средством борьбы у Паулюса: самолеты то наносили удары по Сталинграду и переправам через Волгу, то неслись к станции Котлубань севернее. Самолеты бомбили эшелоны. Самолеты бомбили переходившие Волгу суда. В этом чудовищном по накалу сражении и родилась легенда Белой лилии Сталинграда.

Вместе с несколькими подругами она добилась перевода на фронт в обычный, мужской 437 авиаполк (несколько позднее, 8 января 1943, ее перевели в 296 полк, он же впоследствии 73 гвардейский). И здесь она получила возможность проявить все свои бойцовские качества.

Во втором же воздушном бою Литвяк сбивает сразу двоих! Сначала жертвой летчицы на «Яке» становится бомбардировщик Ju-88, а затем Литвяк кидается на помощь напарнице Раисе Беляевой, у которой кончились боеприпасы, и сбивает Bf-109 - «Мессершмитт», истребитель.

И вновь легкое хулиганство. После удачных боев Лидия не отказывает себе в удовольствии повеселиться в воздухе – если хватает топлива, то перед посадкой она показывает фигуры высшего пилотажа над аэродромом на радость наземному персоналу. Командир полка сначала ворчал и пытался наказывать истребительницу, но потом махнул рукой. В конце концов, она делала главное – сбивала нацистов и выполняла боевые задачи. Как раз во время боев над Сталинградом на ее «Яке» появилась белая лилия. Ее и саму называли Лилией.

Вскоре в полку оставалось только две летчицы – Литвяк и ее подруга Екатерина Буданова, тоже успешный истребитель. Две другие оказались в госпитале. Война продолжалась без них.

23 февраля 1943 года Лидия получает заслуженную «Красную звезду» на грудь. Литвяк обнаруживает и лихость, и цепкость, и тактическое мышление. Битва за Сталинград окончилась, и Лидия вышла из нее закаленным в огне асом – впрочем, любви к шарфикам из парашютного шелка и перешитым для большего изящества подшлемникам ас так и не потерял.

После Сталинградского сражения передышки летчики не получили. Там ее впервые подбивают. Литвяк села на нейтральной полосе и чуть не попала в плен. На помощь очень кстати пришел штурмовик: «Ил» сначала огнем отогнал немцев, пытающихся добраться до «Яка», а затем сел рядом: девушка втискивается в кабину, и «летающий танк» на полном ходу возвращается на аэродром.

22 апреля Лидия участвует в перехвате бомбардировщиков в окрестностях Ростова. Она сбивает «Юнкерс» и сталкивается с вынырнувшими из облаков истребителями прикрытия. В течение четверти часа идет бой, и летчица получает первое ранение. Самолет тяжело поврежден. Литвяк дотянула до аэродрома, посадила изувеченный истребитель, доложила о выполнении задания и тут же потеряла сознание от боли и кровопотери. Из госпиталя она вскоре сбежала.

5 мая еще не полностью восстановившись после ранения, она уже отправляется в боевые вылеты, и вскоре истребительница истребителей рисует новые звездочки на фюзеляже – минус два «Мессершмитта». Вскоре она добавила к списку побед необычную цель – аэростат-корректировщик. Немцы спускали аэростат, видя атаку, и Лидия уничтожила его обходным маневром, неожиданно свалившись со стороны солнца.

После одного из боев произошел любопытный эпизод – Лидия встретилась с побежденным. Радистка Анна Скоробогатова рассказывала:

я слышала, как она закричала: - Иду в атаку!

Я зафиксировала. И вот когда она приземлилась, оказалось и фашист приземлился, жив-здоров остался. Его доставили в штаб. Он еще никак не мог поверить, что его сбили, и попросил через переводчика познакомить его с летчиком, который его сбил. Ребята, я сама была очевидцем. Меня пригласили для того, что бы и я рассказала, что слышала. И руководитель полетов тут был. Переводчик был. И пригласили Лилю, она зашла в брюках-галифе, как положено доложила:

- Старший лейтенант Литвяк прибыла!

Немец на нее посмотрел и говорит:

Она руками показывала… Это все было при мне:

- Он вот так, потом пике, потом маневр такой, потом зашел…

Показала, как она маневрировала, как зашла к нему в хвост… Он внимательно смотрел, и сказал:

- Теперь нет сомнений!

Она ему ответила:

- Вас погубила Ваша большая самоуверенность.

Той же весной у Лидии появился возлюбленный – тоже истребитель, Алексей Соломатин. Он сам летчик-ас, хорош собой, и похож по темпераменту на Лидию. На войне романы возникают быстро. Май 1943-го, время единственного большого перерыва в боевых действиях, когда линия фронта стояла на месте. Уже давно закончились бои вокруг – и над Луганском – а до летних сражений еще оставалось полтора месяца – вечность по меркам войны, где батальон мог выгореть за день. В конце концов, ни Лидия, ни Алексей не были автоматами для убийства. Им обоим чуть за двадцать, они любят друг друга, и война поворотила на запад, и все у них впереди.

Алексей Соломатин погиб 21 мая 1943 года. Смертельно раненный, он не смог посадить самолет и разбился на глазах любимой и аэродромной обслуги.

Ас Борис Еремин:

Соломатин стал по сути дела мужем Литвяк, они жили открыто, все знали. Хорошая была пара. Но погиб он. Она, помню, все бросалась на могилу, когда его хоронили. На могиле любимого Лидия выкрикнула «Я отомщу!»

А 19 июля погибает ее лучшая подруга – Катя Буданова. В течение двух месяцев убивают двух самых близких Лидии людей. Что за ад носила в голове эта девушка в последние дни июля 1943 года, сказать невозможно. Ей был 21 год, и все лучшее уже осталось позади. Но она продолжала делать то, что получалось у нее лучше всего – убивать врагов. Обещание отомстить от человека с ее навыками воздушного боя было не просто сотрясением воздуха. В день гибели Будановой она сбивает «Мессершмитт». И еще один – через день. Ранение – и отказ ехать в госпиталь. У нее не осталось жениха, не осталось подруги, но остался «Як» и двухсантиметровая автоматическая пушка на нем.

1 августа 1943 года Лидия Литвяк пропала без вести во время воздушного боя над Донбассом во время попытки РККА прорвать немецкий фронт на речке Миус. Ее последние минуты остаются тайной – бой шел среди густых облаков. Летчик Иван Борисенко рассказывал об этом эпизоде:

«Мы вылетели в составе восьми Як-1. Над территорией противника увидели группу бомбардировщиков, которые следовали к линии фронта. Атаковали их с хода. Но во время боя «мессершмитты» бросились к паре наших истребителей. Бой шел за облаками. Один из Яков, задымив, пошел к земле. Приземлившись на аэродроме, мы узнали, что с задания не вернулась Литвяк. Все особенно тяжело переживали эту утрату. Человеком и летчиком она была прекрасным! После освобождения этого района мы пытались найти место ее гибели, но так и не нашли».

Возможно, именно она перед смертью уничтожила истребитель другого погибшего в этот день летчика - Ханса-Йорга Меркле, немецкого аса, который сам до этого сбил 30 самолетов. Высказывалось даже предположение, что в облаках их самолеты столкнулись. Если его действительно сбила Лидия, это сильный прощальный удар дверью, но однозначных подтверждений этому обстоятельству не имеется.

Ей был 21 год.

Самолет и останки Лидии долго не могли отыскать. Из-за этого ей во время войны так и не присвоили вполне заслуженное звание Героя: возник нелепый слух о том, что ее видели разъезжающей в немецком тылу в машине с германскими офицерами! Для любого, кто имел хотя бы минимальное представление о Литвяк, это была, конечно, невероятная ахинея. Однако все же необходимо было найти останки. Это удалось сделать только в самом конце 1980-х годов, стараниями В.И. Ващенко, учительницы из Красного Луча и ее учеников. Возле деревеньки Кожевня в балке обнаружили остатки самолета. По истлевшим остаткам бюстгальтера стало ясно, что им управляла женщина. В итоге специальная комиссия сделала заключение: найденные останки принадлежат именно Лидии. «Золотую звезду» она все же получила – посмертно в 1990 году.

Земля небом

Наградные документы содержат указания на 11 самолетов, лично и в группе уничтоженных Лидией Литвяк, и аэростат. Неподтвержденные данные указывают и на больший счет – в общей сложности, возможно, Лидия имеет отношение к гибели 16 самолетов люфтваффе. В действительности, оверклейм – проблемы с подтверждением побед – наверняка имеет место и в этом случае, но это неизбежный момент в работе боевой авиации.

Литвяк стала одним из самых ярких авиаторов Второй мировой. Для жизнелюбивой обаятельной девушки это, конечно, чудовищный финал. Но судьба Лидии – это отражение трагедии всего ее поколения, принесшего себя в жертву. Она погибла в том возрасте, в котором обычно только начинают жить, но успела чрезвычайно многое и своей биографией опровергла опрометчивое представление о слабости своего пола. Ей не довелось увидеть конец войны, использовать свои таланты в мирное время, но она осталась блестящей летчицей и одним из самых светлых лиц в эпопее Великой Отечественной.

Во все времена война считалась уделом мужчин. А уж что касается боевых действий в небе - тем более. И в наши дни на военных истребителях можно встретить исключительно представителей сильной половины человечества. Перегрузки здесь для человека буквально запредельные. И реакция у этих профессионалов должна быть практически молниеносной, ведь время, отведенное на принятие решения, порой отмеряется долями секунд. К тому же пилот должен досконально изучить все технические характеристики своей машины, чтобы знать, на что она способна в критических ситуациях.

Именно поэтому представить себе, что за штурвалом скоростного истребителя сидит милая, хрупкая белокурая девушка, довольно сложно. Но тем не менее, учитывая опыт ведения боев в Великой Отечественной войне, это возможно. В период той суровой поры не удивительными были любые исключения. Одно из них - летчик-истребитель Лидия Литвяк. О ней и пойдет речь в этой статье.

Героическая девушка

Рассматривая черно-белые снимки военных лет с Лидией Литвяк, мы видим на них миниатюрную светловолосую красавицу. Девушке с такой внешностью несложно было бы стать популярной актрисой. И тогда ее судьба сложилась бы совершенно по-другому. Ее бы ждали светские рауты, бокалы с холодным шампанским, хрустящие корзинки с икрой и фотографы, которым она позировала бы в меховых боа и увешанная бриллиантами. И это было бы вполне возможно, ведь Лидия Литвяк внешне походила на Валентину Серову, которую считали «третьей великой блондинкой» советского государства после Любови Орловой и Марины Ладыниной.

Однако судьба нашей героини сложилась совершенно иначе. У нее был свой список побед, но только не на театральных подмостках или на киноэкране. Лидия Владимировна Литвяк в течение 8 месяцев своей героической службы в советской авиации совершила 168 боевых вылетов. При этом она 89 раз сражалась с вражескими истребителями, сбила 11 немецких самолетов и один аэростат-корректировщик. Вот таким внушительным является список побед самой обаятельной и женственной летчицы СССР, которая защищала страну в период Великой Отечественной войны. И это тогда, когда многие мужчины, находясь за штурвалом своих истребителей, за все время боевых испытаний не смогли сбить ни одного вражеского самолета или в лучшем случае всего один или два.

Летчица-асс из СССР Лида Литвяк добилась нескольких групповых и дюжины личных побед. Юная девушка, которая с виду казалась хрупкой студенткой, обладала эффектным и агрессивным стилем ведения воздушного боя. Это и позволило ей войти в списки элиты боевой авиации, находящейся в составе антигитлеровской коалиции.

Биография

Лидия Владимировна Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 г. Впоследствии она невероятно гордилась тем, что день ее рождения совпадает с Всесоюзным днем авиации. Почему-то ее имя девушке не нравилось. Именно поэтому все домашние, а также близкие друзья называли ее Лилей или Лилией. Под этим именем она впоследствии и вошла в историю.

Лидия (Лилия) Литвяк была безумно влюблена в самолеты и в небо. Однако в те годы это ни у кого не вызывало удивления. Напротив, то, что простая советская девушка мечтала не о карьере кинозвезды, а об ОСОАВИАХИМЕ, было вполне естественным. Ведь привлекать молодежь в авиацию стремились партия и правительство СССР.

Лидия Литвяк шла в ногу со своей эпохой. Она с легкостью и совершенно сознательно променяла игру в куклы на летный кружок, а платья и туфли на каблуках - на летный шлем и комбинезон. Девушка не только увлекалась небом. Она стремилась освоить Именно поэтому в свои 14 лет она стала членом Центрального аэроклуба им. Чкалова. Поначалу родители ничего не знали об этом. Но скрывать бурную заинтересованность столь необычной для женщины профессией в течение долгого времени было невозможно. Спустя год в свои 15 лет девушка впервые самостоятельно поднялась в небо.

Окончив школу, Лидия Литвяк поступила на курсы геологов, после которых ее направили на Крайний Север, а затем на юг. Здесь она вернулась к полетам.

Лидия (Лилия) Литвяк стала курсантом Херсонского летного училища. Это учебное заведение она окончила успешно. После этого стала летчиком-инструктором и в период до начала войны с фашистами успела подготовить 45 курсантов. Сослуживцы говорили, что она обладала умением видеть воздух.

Семья

Откуда родом родители Лидии Литвяк, так до конца и неизвестно. После гражданской войны они переехали из деревни в Москву. Мать девушки звали Анной Васильевной, но о том, кем и где она работала, история также умалчивает. Известно только, что женщина была то ли портнихой, то ли трудилась в магазине. Об отце летчицы Лидии Литвяк кратко говорится во всех источниках, как и о матери. Есть только данные, что звали его Владимиром Леонтьевичем, а местом его работы была железная дорога. В 1937 г. отца Лидии Литвяк по ложному доносу арестовали, а после расстреляли. Разумеется, об этом девушка никому не говорила. В те годы статус дочери врага народа мог коренным образом изменить ее судьбу. А этого вовсе не хотелось 15-летней девчонке, буквально бредившей авиацией.

Судьбоносное решение

Биография летчицы Лидии Литвяк сложилась так, что ей пришлось принимать участие в боевых действиях. Ведь на ее Родину напал враг. Однако на фронт она попала не сразу. Советские власти не желали допускать молодых девушек-комсомолок в ряды регулярных войск. Там они могли находиться только в качестве медсестер. Однако жизнь внесла свои коррективы.

Многие девушки мечтали попасть на передовую. Для этого необходимо было решение самого Главнокомандующего. Его и добилась Эта летчица была одной из первых трех женщин, награжденных званием Героя Советского Союза. Раскова совершала полеты в экстремальных условиях и ставила рекорды в небе. Квалификация, опыт и энергия принесли ей авторитет в военно-воздушных силах. Благодаря этому знаменитая летчица смогла лично попросить у Сталина разрешение сформировать женские боевые части. Сопротивляться отважным девушкам было бесполезно. К тому же советская армия несла огромные потери не только на земле, но и в воздухе. Именно поэтому в октябре 1941 г. началось формирование сразу трех женских авиаполков. Уже с первых дней войны летчица Лидия Литвяк (фото ее размещено ниже) пыталась попасть на фронт.

После того как ей стало известно, что Марина Раскова начала формировать женские авиаполки, она сразу же добилась своего. Однако при этом девушке пришлось схитрить. К своему летному времени она приписала 100 часов, благодаря чему и была зачислена в истребительный полк под номером 586, который возглавила сама Марина Раскова.

Боевой характер

В советской авиации появился инициативный и энергичный летчик. Лидия Литвяк при этом отличалась несколько своенравным характером. Впервые ее склонность идти на риск была замечена во время обучения, когда женский авиаполк базировался недалеко от г. Энгельса. Здесь один из самолетов потерпел аварию. Для того чтобы подняться в воздух, ему был необходим запасной винт. Однако доставить эту деталь было невозможно. В это время полеты были запрещены из-за разгулявшейся метели. Но Лидию это не остановило. Она самовольно, не получив на то разрешения, полетела к месту аварии. За это получила выговор от руководителя авиашколы. А вот Раскова заявила, что гордится тем, что у нее такая отважная ученица. Скорее всего, опытная летчица увидела в Литвяк черты собственного характера.

Но проблемы с дисциплиной у Лиды проявлялись порой и совершенно в другой сфере. Так, однажды она сделала к своему комбинезону модный воротничок. Для этого ей пришлось срезать мех с унтов. В этом случае снисхождения Расковой она не дождалась. Лидии пришлось перешить мех обратно.

Тем не менее любовь к различным аксессуарам девушка не растеряла даже на фронте. Она кроила шарфики, используя парашютный шелк, и перешивала подшлемники, которые в ее умелых руках становились более изящными и удобными. Даже находясь под огнем, Лида была не только отличным истребителем, но и смогла оставаться привлекательной девушкой.

А вот что касается уровня пилотажа, то никаких претензий к Литвяк не было. Вместе с остальными девушками она прекрасно выдерживала ускоренный темп обучения, включавший в себя ежедневные двенадцатичасовые тренировки. Жесткость подготовки объяснялась довольно просто. Летчицы вскоре должны были вступать в бой с противником, который был умен и не прощал ошибок. По окончании обучения Лидия Литвяк на отлично сдала пилотирование «ястребка» (самолет Як), что и позволило ей попасть на войну.

Начало боевой биографии

Находясь в составе 586-го авиаполка, Лидия Литвяк (фото представлено ниже) впервые поднялась в небо весной 1942 г. В это время советские войска вели бои в Саратове. В задачу нашей авиации входила защита Волги от немецких бомбардировщиков.

В 1942 г. летчик Лидия Литвяк в период с 15 апреля по 10 сентября совершила 35 вылетов, во время которых производила патрулирование и сопровождала транспортные самолеты, перевозящие важные грузы.

Сталинградская битва

Авиационный полк, в составе которого находилась летчик-истребитель Лидия Литвяк, 10 сентября 1942 г. был переброшен под Сталинград. За короткий промежуток времени отважная девушка 10 раз поднялась в небо. Во время своего второго боевого полета, который состоялся 13 сентября, она смогла открыть личный боевой счет. Вначале ею был сбит бомбардировщик Ju-88. После этого девушка бросилась на выручку своей подруге Рае Беляевой, у которой закончились боеприпасы. Лидия Литвяк заняла ее место в бою и в результате упорного поединка уничтожила Me-109. Летчиком в этом самолете был немецкий барон. К тому времени он уже одержал 30 побед в небе и являлся кавалером Рыцарского креста. Будучи плененным и находясь на допросе, он пожелал увидеть того, кто победил его в небе. На встречу пришла голубоглазая, хрупкая, нежная белокурая девушка. Немец посчитал, что русские издеваются над ним. Но после того как Лидия с помощью жестов показала детали боя, известные только им двоим, барон снял со своей руки золотые часы и протянул их девушке, свергнувшей его с небес.

27 сентября отважная летчица, находясь всего в тридцати метрах от Ю-88, смогла поразить вражескую машину.

И даже участвуя в боевых операциях, летчица позволяла себе хулиганить. Совершив успешный боевой вылет, при наличии топлива в баке она, прежде чем приземлиться на родной аэродром, крутила над ним фигуры высшего пилотажа. Подобные шутки являлись одной из ее визитных карточек. За подобные развлечения командир полка ее не наказывал, ведь девушка успешно выполняла боевые задачи, показывая хороший напор, цепкость ума и прекрасное тактическое мышление. После Сталинградских боев она стала опытным пилотом-истребителем, получив закалку огнем. Помимо этого, 22 декабря 1942 г. девушка была награждена правительственной наградой. Ею стала медаль «За оборону Сталинграда».

Белая лилия

Биография Лидии Литвяк описана во многих книгах. В этих же источниках можно найти и интересные рассказы об отважной летчице. Так, согласно некоторым утверждениям, после того как она победила немецкого аса, на ее капоте была нарисована большая белая лилия. Говорят и о том, что некоторые вражеские летчики, завидев этот цветок, уклонялись от боя. Рассказывают также, что Лидия Литвяк после каждого боя, в котором ей удавалось сбить вражескую машину, рисовала на фюзеляже своего «Яка» по одной белой лилии. Название любимого ею цветка стало позывным летчицы. Помимо этого, многие называли Лидию Владимировну Литвяк Белой лилией Сталинграда.

Чудесное спасение

Впервые самолет Лидии Литвяк немцам удалось подбить вскоре после окончания Сталинградской битвы. Девушка чуть не погибла, совершив вынужденную посадку. К ней тут же устремились вражеские солдаты. Лидия выскочила из кабины и начала отстреливаться от немцев. Однако расстояние между ней и врагами неуклонно сокращалось. У Литвяк в стволе оставался последний патрон, когда над ней пронеслись советские штурмовики, с которыми она была на задании. «Илы» прижали немцев своим огнем, а один из них спланировал недалеко от девушки и, выпустив шасси, приземлился. Лидия быстро влезла в кабину к пилоту, и они благополучно ушли от погони.

Новое назначение

Летчик-истребитель Лидия Литвяк - Белая лилия Сталинграда - в конце сентября 1942 г. была переведена в 437-й авиационный истребительный полк. Однако женское звено, входящее в его состав, просуществовало совсем недолго. Его командира, старшего лейтенанта Р. Беляеву, вскоре сбили немцы, и ей пришлось долго лечиться после прыжка с парашютом. После этого в связи с болезнью из строя выбыла М. Кузнецова. В полку оставалось только две летчицы. Это Л. Литвяк, а также Е. Буданова. Они и смогли достичь высших результатов в проведенных боях. И уже вскоре Белая лилия Сталинграда Лидия Литвяк сбила очередной вражеский самолет. Им оказался «Юнкерс».

Начиная с 10 октября летчицы перешли в оперативное подчинение 9-го Гвардейского полка истребительной авиации. На счету у Лидии Литвяк уже было три уничтоженных самолета противника. Один из них был сбит лично ею с того периода, когда она поступила в полк советских летчиков-асов.

В этот период девушкам необходимо было прикрывать стратегически важный прифронтовой центр - город Житвур, а также сопровождать транспортные самолеты. При выполнении этой задачи Лидия совершила 58 боевых вылетов. За смелость и отличное выполнение приказов командования девушку зачислили в группу «свободных охотников», которые следили за самолетами врага. Находясь на передовом аэродроме, Литвяк пять раз поднималась в небо и провела столько же воздушных боев. В 9-м Гвардейском ИАП девушки значительно повысили свое мастерство.

Новые победы

8 января 1943 г. девушка была переведена в 296-й авиационный истребительный полк. Уже в этом же месяце Лидия 16 раз сопровождала наши штурмовики и прикрывала наземные войска Советской армии. 5 февраля 1943 г. сержанта Л. В. Литвяк командование представило к ордену Красной Звезды.

Новая победа ждала Лидию 11 февраля. В этот день подполковник Н. Баранов повел в бой четверку истребителей. Литвяк отличилась тем, что лично сбила бомбардировщика Ju-88, а затем в составе группы ей удалось выйти победителем в сражении с истребителем FW-190.

Ранение

Весна 1943 г. была отмечена затишьем практически на всей линии фронта. Однако летчики продолжали совершать боевые вылеты, перехватывая немецкие самолеты и прикрывая советские бомбардировщики и штурмовики.

В апреле 1943 г. Лидия была серьезно ранена. Произошло это во время ведения довольно трудного боя. 22 апреля отважная летчица, находясь в составе группы советских самолетов, проводила перехват 12 вражеских Ju-88, один из которых ей удалось сбить. Здесь, в небе над Ростовом, она была атакована немцами. Врагам удалось повредить самолет девушки и ранить ее в ногу. После боя Лидия с трудом долетела до родного аэродрома, где отрапортовала об успешно выполненном задании. После этого девушка потеряла сознание, упав от кровопотери и боли.

Однако в госпитале Лидия находилась недолго. Немного оправившись после ранения, она написала расписку, что поедет домой в Москву, где и будет продолжать лечиться. Однако родные так и не дождались девушку. Уже спустя неделю Лидия вновь прибыла в свой полк.

5 мая, до конца не успев оправиться после ранения, Литвяк совершила очередной боевой вылет. В ее задачу входило сопровождение бомбардировщиков, направлявшихся в район Сталино. Наши самолеты были замечены истребителями противника и атакованы ими. Завязался бой, в котором Лидия смогла сбить истребитель Ме-109.

Единственная любовь

Весной 1943 г. в биографии летчицы Лидии Литвяк была написана новая страница. В этот период судьба свела девушку с Алексеем Соломатиным. Он также был великолепным летчиком-истребителем. На войне нередко завязывались романы. Знакомства были быстрыми, а чувства бурными. Однако большинство таких романов по понятным причинам были недолгими и имели несчастливый конец.

Весной 1943 г. в боевых действиях наступил небольшой перерыв. Это было затишье перед схваткой под Курском. И в эти несколько недель покоя к Лидии и пришло обычное человеческое счастье. Соломатин и Литвяк прекрасно сошлись характерами. Однополчане отмечали, что они были прекрасной парой. Старший лейтенант Соломатин вначале был наставником девушки, а после стал ее супругом. Однако счастье молодых оказалось недолгим. 21 мая 1943 г. Алексей погиб. Он, будучи смертельно раненным в бою, не сумел посадить свой самолет и погиб на глазах у любимой и всех, кто находился на аэродроме. На похоронах мужа Лидия дала клятву отомстить за его смерть.

Вскоре погибла и лучшая подруга Литвяк - Екатерина Буданова. У девушки, потерявшей всего за несколько недель двух своих самых близких людей, остались лишь навыки ведения боя, самолет и желание мстить.

Продолжение военных действий

После некоторого затишья бои были возобновлены. И девушка-ас, которой был всего 21 год, продолжала активно участвовать в них.

В конце мая на том участке фронта, где действовал ее полк, немцами весьма эффективно использовался аэростат-корректировщик. Эта «колбаса» прикрывалась истребителями и зенитным огнем, которые отражали все попытки уничтожить ее. Лидии удалось решить эту задачу. Девушка поднялась в воздух 31 мая и, пройдя вдоль линии фронта, углубилась на территорию, занятую противником. Аэростат она атаковала с тыла врага, зайдя на него со стороны солнца. Атака Литвяк длилась менее минуты. Блестящая победа летчицы была отмечена благодарностью Командующего 44-й армией.

Летние бои

16 июля 1943 г. Лидия Литвяк была на очередном боевом задании. В небе находилась шестерка советских «Яков». Они ввязались в бой с 30 «Юнкерсами» и 6 «Мессершмиттами», которые пытались нанести удар по расположению наших войск. Но советские летчики-истребители сорвали замысел врага. В этом бою Лидия Литвяк сбила Ju-88. Ею также был подбит истребитель Ме-109. Однако немцы подбили и «Як» Лидии. Бесстрашная девушка, преследуемая врагом, сумела посадить самолет на землю. Оторваться от немецких летчиков ей помогли советские пехотинцы, наблюдавшие за боем. Лидия была легко ранена в плечо и в ногу, но от госпитализации отказалась категорически.

20 июля 1943 г. командование представило младшего лейтенанта Л. В. Литвяк к очередной награде. Героическая девушка получила орден Красного Знамени. К этому моменту в ее послужном списке было указано о 140 боевых вылетах и 9 сбитых самолетах, 5 из которых она уничтожила лично, а 4 - в составе группы. Тут же был упомянут и аэростат наблюдения.

Последний бой

Летом 1943 г. советские войска пытались прорвать оборону врага, закрепившегося на берегах реки Миус. Это было необходимо для освобождения Донбасса. Особенно тяжелые бои велись в период с конца июля по начало августа. В них были задействованы как наземные, так и воздушные войска.

1 августа Лидия Литвяк 4 раза поднималась в небо. В ходе этих боевых вылетов она сбила 3 самолета противника, причем два лично, а один - находясь в составе группы. Три раза она возвращалась на родной аэродром. Из четвертого своего боевого вылета девушка не вернулась.

Вполне возможно, что свою лепту в случившееся внесло эмоциональное напряжение тяжелого дня или физическая усталость. А может, просто отказало оружие? Но как бы там ни было, летчики уже возвращались на свой родной аэродром, когда на них напала восьмерка немецких истребителей. Завязался бой, в ходе которого наши летчики потеряли друг друга из виду, оказавшись в облаках. Как потом вспоминал один из них, все произошло внезапно. Из белой пелены облака вынырнул «Мессер» и дал очередь по нашему «Яку» с бортовым номером «22». Самолет тут же словно бы провалился. Судя по всему, у самой земли Лидия попыталась выровнять его.

Никаких вспышек ни в небе, ни на земле наши истребители не видели. Именно это и родило у них надежду, что девушка осталась жива.

В этот же день пропал без вести и немецкий летчик-истребитель Ханс-Йорг Меркле. При этом не было никаких сведений о том, кто сбил этого аса. Существует вероятность того, что его смерть была прощальным ударом Лидии Литвяк.

Оба самолета пропали под Шахтерском, недалеко от деревни Дмитровка. Существует версия о том, что Лидия пошла в атаку целенаправленно, горя желанием отомстить за смерть мужа и подруги. Как все было на самом деле, доподлинно неизвестно. Однако подобный поступок вполне был в духе этой девушки.

Спустя две недели Лидии Литвяк исполнилось бы 22 года. После родные говорили о том, что в одном из своих писем она поведала им о сне, в котором ее звал муж, стоявший на противоположном берегу быстрой реки. Это говорило о том, что девушка предвидела свою гибель.

Но однополчане, не терявшие надежды увидеть летчицу живой, сразу же организовали ее поиск. Однако найти Лидию они так и не смогли. А после того как в одном из боев был убит сержант Евдокимов, единственный, кто знал сектор падения ее «Яка», официальный поиск был прекращен. Тогда-то командование полка посмертно представило к званию Героя Советского Союза летчика-истребителя Лидию Литвяк. Однако посмертного награждения не случилось. Дело в том, что вскоре с территории, занятой вражескими войсками, вернулся ранее сбитый летчик. По его утверждениям, местные жители рассказали ему, что видели, как недалеко от села Мариновка сел советский истребитель. Из него вышла небольшого роста белокурая девушка и села в подъехавшую к самолету машину с немецкими офицерами. Однако авиаторы такому рассказу не поверили, продолжая выяснять судьбу Лидии. Тем не менее слухи об измене девушки достигли вышестоящего штаба. И здесь командование проявило осторожность. Оно не стало утверждать представление Литвяк к высшему званию страны, а ограничилось орденом Отечественной войны 1-й степени.

Однако Лидию продолжали искать. Летом 1946 г. Иван Запрягаев, будучи командиром 73-го ИАП, послал несколько человек к селу Мариновка. Однако однополчанам девушки так и не удалось ничего узнать о ее судьбе.

В 1971 г. поиск отважной летчицы возобновили юные следопыты из г. Красный Луч. И только в 1979 г. они наконец нашли следы Лидии Литвяк. Жители хутора Кожевня рассказали ребятам о том, что летом 1943 г. недалеко от него упал наш истребитель. Пилот, которым была женщина, был убит выстрелом в голову. Ее похоронили в братской могиле. Этим пилотом и оказалась Лидия Литвяк. Это было подтверждено в ходе дальнейшего расследования. Могила Лидии Литвяк находится в Шахтерском районе, в селе Дмитровка. Здесь отважная летчица захоронена вместе с другими неизвестными бойцами.

В 1988 г. в этом месте был установлен памятник Лидии Литвяк. Ветераны полка, в котором служила отважная летчица, обратились с просьбой возобновить ходатайство о присвоении ей посмертно звания Героя Советского Союза. Спустя годы справедливость восторжествовала. В мае 1990 г. Президент СССР подписал Указ, согласно которому стала Лидия Литвяк Героем Советского Союза.

Память

Имя Лидии Литвяк можно встретить в Книге рекордов Гиннеса. Сюда она была занесена как женщина-пилот, которая одержала самое большое количество побед в проведенных ею воздушных боях. Помимо этого в центральном сквере города Красный Луч был установлен памятник отважной летчице. Находится он напротив гимназии № 1, носящей ее имя.

Можно встретить фамилию Лидии Литвяк в «Штурмовых ведьмах». Это аниме, рассказывающее зрителю о борьбе с машинами-роботами, которые пытаются захватить нашу планету. Такого противника уничтожить довольно сложно. Ведь против роботов бессильно любое смертельное оружие, быстрые ракеты и даже инновационные технологии. Это и позволяет бесчувственным и коварным машинам одерживать победу за победой. Сражаться с ними могут только девушки, наделенные волшебными способностями и использующие транспортное средство, которое является неким гибридом боевого самолета и ведьминой ступы. Одной из таких девушек выступает Сани Литвяк.

Тому, кто желает ознакомиться с биографией героической летчицы, рекомендуется просмотреть о ней документальный фильм. Он называется «Дорогами памяти» и снят режиссером Е. Андриканисом. Помимо этого отважной летчице посвящен фильм «Лиля». Он явился первым в документальной серии «Прекрасный полк». Снял его в 2014 г. режиссер А. Капков.

В 2013 г. зрителям был представлен сериал «Истребители». Это работа режиссера А. Мурадова. Одной из героинь фильма является Лидия Литовченко. Образ, который представлен актрисой Е. Вилковой, является собирательным. Примером для него послужила Лидия Литвяк. Фильм получился просто замечательным.

Святослав Князев

1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной женщиной-пилотом времён Великой Отечественной войны. Всего за год участия в воздушных боях она осуществила 186 вылетов, одержав 12 личных побед и четыре - в составе группы. Литвяк, известная как Белая Лилия Сталинграда, долгое время считалась пропавшей без вести. Точное место её гибели было установлено лишь спустя несколько десятилетий, а звание Героя Советского Союза посмертно лётчице присвоили только в 1990 году. О боевом пути Белой Лилии Сталинграда - в материале RT.

  • Советская лётчица Лидия Литвяк у своего истребителя
  • РИА Новости

Рождённая летать

Связать свою жизнь с небом Лидии Литвяк было суждено буквально с рождения. Она появилась на свет в Москве 18 августа 1921 года — во Всесоюзный день авиации. О самолётах девочка мечтала с детства. В 14 лет она записалась в аэроклуб и уже через год впервые самостоятельно подняла в небо крылатую машину. Образование продолжила в Херсонской авиационной школе Осоавиахима СССР, после окончания которой была направлена на работу в Калининский аэроклуб. Там она успела лично подготовить 45 курсантов. Но Лидия стала стремиться на фронт. Чтобы попасть в ряды военных лётчиков, девушка даже пошла на хитрость, приписав себе часы налёта.

  • Самолёты У-2 Калининского аэроклуба. Лето 1935 года © Wikimedia Commons

В 1942 году Лидия Литвяк была зачислена в состав 586-го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны. Службу, как и некоторые другие лётчики, не имеющие диплома о выпуске из военного училища, изначально проходила в звании сержанта. Освоив истребитель Як-1, Лидия занималась патрулированием воздушного пространства в районе Саратова и сопровождением транспортных самолётов. Но в начале августа она попала на фронт и открыла свой личный боевой счёт под Сталинградом, сбив бомбардировщик Ju 88. 13 сентября в ходе своего второго боевого вылета Литвяк лично сбила ещё один бомбардировщик, а работая в паре — истребитель Ме-109. В сентябре Лидия была переведена в 437-й истребительный авиационный полк.

  • Як-1 © Wikimedia Commons

«Як-1 был далеко не самой удачной машиной. И то, что Лидия Литвяк сразу же начала на нём весьма результативно воевать, свидетельствовало о редком сочетании умения и везения», — заявил в беседе с RT историк и писатель Дмитрий Хазанов.

Белая Лилия Сталинграда

На фюзеляже своего самолёта Лидия попросила нарисовать белую лилию. Вскоре за ней закрепились прозвище Белая Лилия Сталинграда и позывной Лилия-44. Одержав ещё ряд воздушных побед, Лидия Литвяк была на некоторое время переведена в оперативное подчинение 9-го гвардейского истребительного полка.

«Это было везение и признание заслуг. В 9-м полку служили лучшие лётчики-истребители, некоторые из них дважды стали Героями Советского Союза. Там можно было многому научиться», — рассказал Хазанов.

По информации биографов Лидии, лётчик одного из сбитых ею истребителей успел эвакуироваться с парашютом и попал в плен к советским войскам. Им оказался немецкий барон, одержавший до этого, по его словам, около 30 воздушных побед. Он не мог поверить, что его сбила девушка, и был шокирован, когда Белая Лилия жестами показала ему некоторые детали боя, известные только пилотам.

В конце 1942 года Лидию Литвяк перевели служить в 296-й истребительный авиационный полк. 11 февраля 1943 года она снова сбила в ходе одного вылета два самолёта: лично — Ju 88, а в составе группы — истребитель FW 190. Однажды в ходе боёв самолёт Литвяк был подбит и приземлился на занятой врагом территории. Но сослуживцы помогли ей вернуться к своим. 23 февраля 1943 года сержант Лидия Литвяк была награждена орденом Красной Звезды.

22 марта в районе Ростова-на-Дону Белая Лилия сбила немецкий бомбардировщик, а затем, прикрывая товарищей, вступила в бой сразу с шестью истребителями противника.

«Её машина держалась в воздухе буквально на честном слове и на одном крыле. Сама Литвяк получила ранение в ногу, но всё же сумела привести самолёт на аэродром», — отметил в беседе с RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов.

В 1943 году Белой Лилии было присвоено звание младшего лейтенанта.

Победы и потери

Сразу несколько побед Лидия Литвяк одержала в мае 1943-го. Помимо истребителей противника, она смогла уничтожить аэростат — корректировщик действий артиллерии, к которому другие самолёты не могли приблизиться из-за плотного огня средств противовоздушной обороны. Белая Лилия подлетела к нему с тыла против солнца и сбила.

Однако в том же месяце у Лидии произошла личная трагедия. Незадолго до этого она вышла замуж за своего ровесника — командира эскадрильи 296-го полка Алексея Соломатина, у которого была ведомой. 1 мая он был награждён звездой Героя Советского Союза, а 21-го — погиб в авиакатастрофе прямо на глазах у супруги и сослуживцев.

  • Алексей Соломатин © Wikimedia Commons

«Потеряв любимого человека, Лидия не опустила руки, а стала сражаться ещё более яростно», — отметил Хазанов.

В июле 1943 года она одержала ряд новых побед и, даже получив ранение, не захотела обращаться в госпиталь. Однако 19 июля её ждала новая утрата. В бою над Донбассом Литвяк была подбита вместе со своей близкой подругой Екатериной Будановой. Лидия успела выпрыгнуть с парашютом, а Екатерина смогла посадить самолёт, но уже на земле скончалась от полученных ран. По числу воздушных побед Буданова уступала только самой Белой Лилии.

  • Лётчицы 586-го истребительного авиационного полка Лидия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова
  • РИА Новости

По воспоминаниям однополчан, после этого инцидента Лидия всё чаще стала говорить, что у неё возникло ощущение приближающейся гибели.

1 августа 1943 года в ходе боёв в районе реки Миус Литвяк совершила четыре боевых вылета и сбила два вражеских самолёта лично, а один — в составе группы. Во время последнего вылета её самолёт был подбит и упал, однако детально рассмотреть, что же с ним произошло, сослуживцы не смогли из-за сильной облачности.

«Большое исключение»

Лидия Литвяк была представлена к званию Героя Советского Союза, но получила его не сразу. Одно время в прессе циркулировала информация, что это произошло якобы потому, что Лидию обвиняли в сдаче в плен врагу. Однако подобные доводы сомнительны, отмечают историки, поскольку в сентябре 1943 года младший лейтенант Лидия Литвяк была награждена орденом Великой Отечественной войны I степени с припиской «посмертно» и повышена в звании до лейтенанта, хотя официально и считалась пропавшей без вести.

Также по теме


«Умру, а подлецом не буду»: за какие подвиги подпольщик Иван Кабушкин был удостоен звания Героя Советского Союза

4 июля 1943 года в минской тюрьме гитлеровцы расстреляли легендарного советского подпольщика Ивана Кабушкина по прозвищу Жан. Он лично...

Чтобы окончательно установить судьбу Белой Лилии Сталинграда, потребовались десятилетия. Как выяснилось позднее, её останки были обнаружены только в 1969 году у хутора Кожевня, но личность тогда определить не смогли. Лидию похоронили в братской могиле как «неизвестную лётчицу». И только в 1970-е годы юные поисковики из города Красный Луч опознали в погибшей Лидию Литвяк.

После завершения всех необходимых процедур в 1988 году имя лётчицы увековечили на месте захоронения, а в приказ Главного управления кадров Народного комиссариата обороны от 1943 года Министерство обороны СССР внесло изменения, свидетельствующие о том, что Лидия Литвяк не пропала без вести, а погибла при выполнении боевого задания. 5 мая 1990 года ей были посмертно присвоены звание Героя Советского Союза и звание старшего лейтенанта.

«По традиции, сложившейся ещё в годы Первой мировой, асом считается лётчик, сбивший более пяти самолётов противника. На счету Лидии Литвяк было 12 личных побед и ещё четыре — в группе. За десять месяцев она совершила 186 боевых вылетов и провела 69 боёв. Её мастерство ценили настолько, что включили в особую группу «свободных охотников» — лётчиков-экспертов, которым командование доверяло самостоятельный поиск и уничтожение самолётов противника. В одном из приказов о её награждении автор документа, не стесняясь в выражениях, написал: «Для неё нет невыполнимых задач», — рассказал Сергей Белов.

  • Гитлеровский самолёт, сбитый в бою над Сталинградом
  • РИА Новости

По словам Дмитрия Хазанова, подразделения истребителей, сформированные из женщин-лётчиц, в годы Второй мировой войны были только в Красной армии. Девушки при этом выдерживали такие перегрузки, какие порой не могли вынести даже мужчины.

«Лидия Литвяк была отважной лётчицей, прекрасно стреляющей в воздухе, что дано очень немногим», — подчеркнул эксперт.

По словам семикратной абсолютной чемпионки мира по самолётному спорту, лётчика-инструктора I класса Светланы Капаниной, управлять самолётом женщине до сих пор на порядок тяжелее, чем мужчине, не говоря уж о периоде Великой Отечественной войны.

«Вести самолёт девушке очень тяжело физически. Поэтому в небе — это не правило, а большое исключение», — подытожила специалист.

27 июля 2017, 16:10

Лидия Владимировна Литвяк стала в годы войны леген­дой. Она сбила больше вражеских самолетов, чем какая- либо другая женщина-истребитель в истории воздушных сражений. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-лётчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях.

За свой недолгий боевой путь она сделала 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боев, совершила две вынужденные по­садки на территории противника и смогла вернуться в свой полк, была трижды ранена, теряла близких людей, но продолжала бороться. Лидия летала на истре­бителе Як-1 и погибла, имея на своем боевом счету 12 личных подтвер­жденных воздушных побед; 4 самолёта врага она сбила в группе.

Одержав наибольшее число побед в воздушных боях среди всех советских женщин-асов Второй мировой войны, Лидия Владимировна Литвяк стала лучшей женщиной-асом в истории всей мировой авиации.

Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. Лиля в детстве.1935г.

Страна тогда еще не оправилась от хаоса революции и граждан­ской войны. Отец Лидии был железнодорожником. В 1937 году он был арестован и расстрелян как «враг народа». Это обстоя­тельство могло сильно повредить девушке, поэтому она старалась держать его в тайне.
Лидия Литвяк очень рано «за­болела» небом. В 14 лет она вместе со взрослыми посещает авиаклуб, а в 15 лет совершает свой первый самостоятельный полет. Затем Лидия поступает на курсы геологов и участвует в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской авиационной школы летчиков- инструкторов становится одним из лучших инструкторов Кали­нинского аэроклуба. К началу Отечественной войны она успела подготовить 45 курсантов.

Лиля с братом Юрой.1938г.

Когда в июне 1941 года Герма­ния напала на Советский Союз, стране потребовались квалифи­цированные летчики. И Лида стала одной из тысяч доброволь­цев. Поначалу командование не предполагало использовать жен­щин в качестве истребителей. Но постепенно, когда потери кадровых пилотов стали стреми­тельно расти, командование из­менило свои взгляды. В октябре 1941 года было решено сформи­ровать три женских авиаполка.

Руководить формированием этих полков было поручено Герою Советского Союза летчице Марине Расковой. В начале 1942 года, узнав, что формируется женский истребительный авиационный полк, Лидия приписала к имевшемуся налету 100 недостающих часов и была зачислена в 586-й истребительный полк. И уже в июне совершила свой первый боевой вылет в небе над Саратовом.
В августе 1942 года, имея на счету одну групповую победу над Ю-88, Лидия добилась перевода в 268-ю истребительную авиационную дивизию. В начале сентября 1942 года лучших боевых летчиц (в их числе была Лидия Литвяк с по­другой Катей Будановой) напра­вили на Сталинградский фронт в «мужской» 437-й истребитель­ный авиационный полк для про­хождения дальнейшей службы на истребителях Ла-5.

13 сентября во время своего второго боевого вылета Лилия Литвяк сбила два самолета Вf109 и Ju 88. Спустя две недели она одержала свою третью побе­ду, сбив еще один Ju 88. Затем в паре с летчицей Р. Беляевой сбила Bf109. Вскоре Лидия была переведена в отдельное женское звено, организованное при штабе дивизии, а оттуда в полк асов - 9-й гвардейский Одесский истре­бительный авиационный полк. 23 февраля 1943 года Лидии Литвяк вручили первую боевую награду - орден Красной Звезды. К тому времени на ее счету зна­чилось уже 8 воздушных побед.

Лидия Литвяк была ещё совсем юной девушкой – ей едва исполнился 21 год. Молодой и очень романтичной: по воспоминаниям, Лидия носила длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка, и всегда держала в кабине истребителя букетик полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую белую лилию.

В марте обстановка в воздухе стала гораздо сложнее. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Лидия участвует в перехвате группы Ju 88. Во время долгого и трудно­го боя ей удалось сбить один из вражеских бомбардировщиков. Но на помощь «юнкерсам» по­дошла шестерка Bf 109 и сходу пошла в атаку. Более 15 минут продолжался бой, в котором лет­чица была ранена и с большим трудом смогла привести иска­леченный истребитель домой.
Донбасс.1943г.

Именно после этого боя она была признана асом. После лечения в госпитале летчица вернулась в полк. И уже 5 мая, еще не совсем окрепнув, вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался воздуш­ный бой, и Лидия сбила истреби­тель противника. А через два дня сбила еще один Bf109. В конце мая на участке фрон­та, где действовал полк, появил­ся аэростат-корректировщик артиллерийского огня. Неод­нократные попытки сбить его ни к чему не привели. Литвяк смогла справиться с этой зада­чей. Взлетев, она прошла вдоль линии фронта, затем углубилась в тыл противника и зашла на аэростат с захваченной врагом территории, со стороны солнца. Атака длилась менее минуты! За эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк была награждена орденом Красного Знамени. О подвигах летчицы написали в газетах, ее имя стало известно всей стране.

Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Было установлено, что извест­ная летчица Лидия Владимиров­на Литвяк похоронена в брат­ской могиле в селе Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области.

В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была наконец заменена на «погибла, выполняя боевое задание». И ветераны полка, в котором она воевала, возобно­вили ходатайство о присвоении летчице звания Героя Советского Союза.Брат Лилии Юрий и боевая подруга Инна Паспортникова

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лидие Владимировне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.Награждена орденами Ленина (5.05.1990, посмертно), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943, посмертно), Красной Звезды (17.02.1943), медалью "За оборону Сталинграда" (1943). В городе-герое Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения, в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области.

источник loginov-lip.livejournal.com