ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологическая компенсация, реабилитация и социально-психологическая адаптация как основа для проектирования моделей позитивной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья Соц

1.2 Проблема адаптации детей с ОВЗ . Теории адаптационного потенциала. Необходимость помощи детям с ОВЗ в процессе адаптации

Адаптация – неотъемлемый процесс становления личности человека.

На сегодняшний день проблема изучения структуры личности ребенка с ОВЗ отражена в малом количестве научных работ в силу больших трудностей в организации и проведении подобных исследований. Структура личности аномального ребенка частично описывается в работах И.И. Мамайчук (2001), М.И. Смирновой (2003), Л.М. Шипицыной (2001), и др. В силу сложности охвата всей структуры личности, авторы выделяют эмоционально-волевые, когнитивные компоненты личности ребенка с ОВЗ, влияние и действие которых можно зафиксировать по наблюдениям и с помощью психодиагностических методов .

Эмоционально-волевая сфера личности ребенка с ОВЗ может быть обусловлена действием биологических и социальных факторов. В связи с различными видами дизонтогенеза, эмоционально-волевая сфера личности будет специфически проявляться в поведении ребенка. Данная сфера рассматривалась в работах по изучению некоторых видов нарушенного развития: детский церебральный паралич (ДЦП), задержка психического развития (ЗПР), расстройства аутистического спектра (РАС) и др. Так, в психологических исследованиях детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, в частности с ДЦП, вторичный дефект, согласно учению о дефектах Л .С. Выготского, может проявляться в нарушении эмоционально-волевой сферы, а также в психических расстройств, обусловленных эмоциональной депривацией . Сам термин «депривация» стал широко известным в 40-60 гг. ХХ века – период массового сиротства. Исследования тех лет показали, что у детей, лишенных материнской заботы и любви в раннем детстве, наблюдается задержка и отклонения не только в физическом и интеллектуальном развитии, но и эмоциональном .

Особенности формирования личности ребенка с нарушенным развитием связаны, в первую очередь, с условиями ее развития, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка. В частности , для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу психического инфантилизма . Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным процессом формирования высших структур мозга (лобные доли), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". . Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. В одном случае наблюдается повышенная возбудимость . Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения (синдром гиперактивности и дефицита внимания СДВГ). Другую категорию детей напротив, отличает пассивность , безынициативность, излишняя застенчивость. Ситуация выбора ставит их в тупик, действиям свойственна вялость и медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Эти особенности характерны для лиц с двигательными нарушениями , в частности с ДЦП .

Однако, существует ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации : двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, формальные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию. По данным исследований подобная реакция встречается у детей в 7-8 летнем возрасте, в процессе самоидентификации , когда ребенок понимает, что он не такой как все .

Факторы, затрудняющие адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности. Социальная недостаточность представляет собой ряд ограничений:


  • ограниченные способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости;

  • ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе;

  • ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту;

  • ограничение экономической самостоятельности;

  • ограничение способности к профессиональной деятельности;

  • ограничение способности к интеграции в общество.
Возможности психологической адаптации детей с ОВЗ в социуме увеличиваются в связи с использованием различных технологий, которые облегчают ребенку образовательный процесс и обучению коммуникации .

Ситуация развития детей с нарушенным развитием направляет исследователей и широкий круг специалистов на поиски специальных вариантов помощи в процессе адаптации. Как говорилось ранее, возможности постепенной адаптации к окружающей среде и социуму у данной категории детей обусловливаются рядом трудностей. Так М.Ю. Лапшина считает, что современные, предоставляемые Россией, условия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к возможности выживать, а не развиваться. Автором отмечается, что основная проблема социализации и адаптации детей с ОВЗ является одиночество, чувство отверженности обществом из–за физических и психологических особенностей, депрессия, социальная неуверенность и пр. М.Ю. Лапшина также выделяет два фактора, которые больше всего затрудняют процессы адаптации и социализации данной категории детей:


  1. Психологические барьеры общения, которые затрудняют
коммуникацию с окружающими, возможности обучения и получения профессии.

  1. Ощущение себя жертвой субъективных и принятых стереотипов со
стороны общества. Здесь проблемным моментом скорее является низкая компетентность общества относительно психологии данной категории людей .

Традиционно, адаптация (от лат. - приспособляю) рассматривается как приспособление функций организма , его органов и клеток к условиям окружающей среды. Современное научное представление о феномене адаптация основывается на работах выдающихся ученых–исследователей: И.П Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. (цит. По С.Т. Посоховой «Психология адаптирующейся личности: субъектный подход», 2001). Проблемой психологического изучения адаптации занимались в целом, как процессом приспособления человека к окружающей среде, занимались многие авторы (А.Г. Маклаков, С.Т. Посохова и др.).

Несмотря на большое количество изученных проблем в области адаптации и наличия особенных нюансов каждой теории, всё же существует несколько основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация - это:


  • свойство организма;

  • процесс, осуществляемый приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды, суть которого состоит в том, чтобы достичь
равновесия между средой и организмом;

  • результат взаимодействия в системе «человек-среда»;

  • цель, к которой стремится организм.
Одна из первых биологических теорий адаптации принадлежит Г. Селье, который предполагал, что процесс адаптации для человека строится на приспособлении к стрессовым факторам, на преодоление их и стремление к гомеостазу. Физиологическая реакция организма человека на стрессовую ситуацию, согласно теории Г. Селье, представляет собой – общий адаптационный синдром, который формируется на основании трех фаз:

  1. Фаза тревоги – человек испытывает шок от первичного восприятия
непредсказуемой ситуации, который провоцирует физиологические реакции организма, проявляющиеся в виде повышения температуры тела, учащенного сердцебиения, потливости ладоней, неспецифических биохимических реакций и т.д. – всё это признаки стрессового состояния

  1. Фаза противодействия характеризуется стремлением к покою,
привести, к попытка восстановить нормальную деятельность организма, в норму дыхание. После реактивного всплеска функции организма восстанавливаются .

  1. Фаза истощения – проявляется как неспособность организма
справиться со стрессовой ситуацией. В том случае, если ситуация носит сильный стрессовый характер, то организм склонен снова перейти в фазу тревоги. В силу слабости организма могут начаться физиологическое расстройства и психосоматические заболевания.

Адаптация рассматривается не только как процесс и результат взаимодействия человека с окружающей средой , но и как «системный» ответ организма на воздействия окружающей среды, который поможет сформировать человеку адекватные реакции, тем самым продолжить процесс развития как личности .

Специфика социальной адаптации молодых людей с ОВЗ, в значительной мере обусловлена их личностными особенностями и характером недуга (его глубиной, периодом возникновения, а также отношением к нему самого молодого человека).

В силу имеющихся ограничений молодым людям с ОВЗ наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, зачастую затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам, как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, молодой человек вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и должны быть направлены технологии социальной работы с этой категорией населения. Основными целями их применения выступают:

  • - преодоление состояния беспомощности;
  • - помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;
  • - формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности;
  • - восстановление и компенсация утраченных возможностей и функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной адаптации молодых людей с ОВЗ.

Одной из ведущих традиционных технологий является реабилитационная деятельность. Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить молодым людям с ОВЗ возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.

"Осуществление всех направлений реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать физические и психофизиологические особенности молодого человека с ОВЗ и связанный с ними реабилитационный потенциал. В ИПР включаются реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление способностей молодого человека с ОВЗ к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры" .

Индивидуальная программа реабилитации включает следующие виды реабилитации: медицинскую, психолого-педагогическую, профессиональную и социальную.

Начальным звеном системы общей реабилитации является медицинская реабилитация, которая осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей молодого человека с ОВЗ. Она включает в себя восстановление и замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний, санаторно-курортное лечение, реконструктивную хирургию, которая восстанавливает пораженные органы, создает органы или их части взамен утраченных, а также устраняет нарушения внешности, полученные в результате заболевания или травмы.

Можно констатировать, что медицинская реабилитация в большинстве случаев осуществляется пожизненно, т. к. для предотвращения негативной динамики состояния молодых людей с ОВЗ необходимы меры медицинской поддержки и оздоровления.

Психолого-педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы молодой человек с ОВЗ овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил образование. Важнейшая цель этой деятельности, ее психологическая составляющая - выработка у молодого человека с ОВЗ уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация молодых людей с ОВЗ, обучение их соответствующим трудовым навыкам и умениям.

Основные задачи профессиональной реабилитации: вернуть молодому человеку с ОВЗ самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе, если это возможно или подготовить к выполнению другой работы, соответствующей его трудоспособности. Практика показывает, что при адекватном состоянию здоровья и желании в выборе профессии, а также соответствующей адаптации условий труда, молодые люди с ОВЗ способны длительно сохранять трудоспособность и выполнять достаточно большие объемы работ. Длительная бездеятельность не только ведет к деквалификации специалиста, угасанию профессиональных навыков, но отрицательно влияет на состояние здоровья, как правило, у этих людей резко нарушаются социальные связи, в т. ч. ухудшаются семейные отношения, прекращается общение с друзьями, сужаются духовные интересы, появляется депрессия.

Программа социальной реабилитации охватывает практически все вопросы жизнедеятельности молодых людей с ОВЗ и включает психологическую, социально-бытовую, социально-экономическую и социокультурную реабилитацию.

"Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании молодого человека с ОВЗ представлений о бесполезности реабилитации. Крайне важной является оценка психологического статуса молодых людей с ОВЗ, который дает возможность выделить людей, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям" .

Важная цель психологической помощи - обучение молодого человека с ОВЗ самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих молодому человеку с ОВЗ стать достаточно самостоятельным в быту.

Социально-экономическая реабилитация - это комплекс мероприятий, включающий в себя: обеспечение молодого человека с ОВЗ необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы или работы, поддержание уверенности в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение его и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т. п.

Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, т. к. удовлетворяет блокированную у молодых людей с ОВЗ потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая молодых людей с ОВЗ к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку. В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия, занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для молодых людей с ОВЗ повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

Социокоммуникативная реабилитация нацелена на восстановление непосредственных социальных взаимодействий молодого человека с ОВЗ, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение навыкам общения в новых для молодого человека с ОВЗ условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки молодой человек с ОВЗ должен сформировать новый образ "Я" и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми. Восстанавливается потребность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического стресса или болезни. Важной особенностью данного процесса является организация специальных каналов или инструментов общения, если молодой человек с ОВЗ в них нуждается, обучение его пользованию такими средствами. Кроме того, полезными или даже необходимыми оказываются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с целью формирования у молодого человека с ОВЗ социальных навыков.

Таким образом, сущность и содержание реабилитации молодых людей с ограничениями жизнедеятельности заключаются в восстановлении не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе, способности к интеграции в общество.

"Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Она помогает ему приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Цель этой технологии - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность молодого человека с ОВЗ" .

Различают несколько видов адаптации молодых людей с ОВЗ.

Социально-бытовая адаптация молодых людей с ОВЗ представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Программа социально-бытовой адаптации включает:

  • - специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;
  • - помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;
  • - разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд молодого человека с ОВЗ.

Психологическая адаптация помогает формировать у молодых людей с ОВЗ положительное отношение к жизни, себе и своему состоянию. Важным этапом в процессе психологической адаптации является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности.

Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность, которые определяются в качестве неотъемлемой составляющей частью адаптации молодого человека с ОВЗ, так как обеспечивают:

  • - возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;
  • - включиться в творческую деятельность;
  • - обнаружить в себе скрытые таланты.

Социально-трудовая адаптация молодых людей с ОВЗ включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям таких людей, адаптацию к требованиям производства.

"Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни молодого человека с ОВЗ. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий" .

Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ. Социальная адаптация не будет достигнута, пока в обществе слабо культивирована гуманистичность и целесообразность этой идеи. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности предполагает меры, направленные на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение.

Основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

  • - выявление причин и условий, способствующих возникновению инвалидности;
  • - уменьшение вероятности или предупреждение возникновения инвалидности;
  • - сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни молодых людей с ОВЗ.

«АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОЛЛЕДЖЕ ГАВРИЛОВА Н.В. Существенную роль в процессе обучения Substantial role in the process of educatлиц с ОВЗ...»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ В КОЛЛЕДЖЕ

ГАВРИЛОВА Н.В.

Существенную роль в процессе обучения Substantial role in the process of educatлиц с ОВЗ играет адаптация их в новом со- ing of persons with ОВЗ adaptation of them

циуме. Данный процесс довольно сложный. plays in new society. This process difficult Автор предлагает использовать для оптими- enough. An author suggests to use for optiзации процесса адаптации лиц с ОВЗ объек- mization of process of adaptation of persons тивные и субъективные критерии адаптации. with the limited possibilities of health the obОсобую роль, по мнению автора, играет кор- jective and subjective tests of adaptation. The поративное волонтерство в колледже. special role, in opinion of author, the corporate volunteering plays in a college.

Эффективность процесса обучения во многом определяется адаптацией и интеграцией личности в новый для нее социум. Это особенно проблематично для обучающихся, имеющих определенные ограничения по здоровью.

Социальное общение – ведущий механизм социальной адаптации человека, функции которого заключаются в том, чтобы направлять и расширять круг усвоения социальных ценностей при активном взаимодействии с другими индивидами, социальными группами . Другими словами, процесс адаптации есть процесс оптимального взаимодействия личности и среды.



Общими задачами по адаптации лиц с ОВЗ в колледже являются:

Содействие обучающемуся с ОВЗ в решении актуальных задач по получению определенной профессии, социализации, проблем с выбором образовательной и дальнейшей профессиональной траектории, взаимоотношений со сверстниками, преподавателями;

Личностное самоутверждение.

Мощнейшим фактором адаптационного процесса, по мнению И.Ю. Ветровой, является взаимоотношение инвалидов и здоровых. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении со своими сверстниками, преподавателями, администрацией .

Адаптацию лиц с ОВЗ в колледже мы рассматриваем как процесс и результат приспособления к новому интегрированному социуму, в котором обучающийся с ОВЗ проходит профессиональное обучение в наиболее комфортных для него физиолого-психологических условиях.

Социально-психологическую адаптацию можно оценивать по удовлетворенности инвалида отношениями с преподавателями, сверстниками.

Адаптационный процесс предполагает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих, информационно-психологических, частных адаптивных стратегий, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации. Из комплексной адаптационной стратегии личности, определяющей направленность, приоритеты и способы адаптации, имеет смысл выделить те частные адаптивные стратегии, благодаря и посредством которых личность осуществляет адаптацию на всех уровнях: индивидуальном, групповом и социальном и во всех сферах человеческой активности: социальной деятельности, психологическом общении и т.д. .

Адаптация – это начальный этап процесса включения и интеграции инвалида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Адаптация характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта с социальной средой, а с другой – является отражением определенного результата работы, который может выступать критерием ее эффективности.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Субъективными критериями адаптации нами были выбраны уровень мотивации обучения, удовлетворенность учебной деятельностью, эмоциональное состояние лица с ОВЗ и отношения со сверстниками .

Объективным критериям адаптации мы выбрали состояние адаптирующей среды, организацию процесса адаптации и адаптационные возможности обучающегося с ОВЗ (рис 1).

–  –  –

Лица с ОВЗ 7-8 вида испытывают большие затруднения при общении с окружающими, в первую очередь, из-за недостаточно развитой инициативы в общении, особенно при контакте с незнакомыми людьми. Во многих случаях они испытывают смущение, страх, трудно идут на контакт. Психофизические особенности умственно отсталых обучающихся отрицательно сказываются на их общении, как между собой, так и с окружающими людьми. Фрагментарность и неполнота знаний, неумение анализировать обстановку, малый опыт общения и своеобразие личностных проявлений тормозят развитие коммуникативной функции. Ограниченность вербальных контактов препятствует приобретению знаний и представлений об окружающем мире, затрудняет социальную адаптацию умственно отсталых подростков .

Во многих учебных заведениях сегодня вводят для работы с лицами с ОВЗ тьютеров, к сожалению, часто из неподготовленных людей, так как на сегодняшний день у нас в стране не разработана система подготовки специалистов в этом направлении. Тьютеры, как правило, взрослые люди, с которыми у лиц с ОВЗ не всегда выстраиваются доверительные отношения. В этой ситуации корпоративное волонтерство имеет ряд преимуществ, так как общение со сверстниками - волонтерами, готовыми поддержать их, может сыграть определенную роль в адаптации их к новому социуму.

Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение, реализация тех личностных качеств, которые зачастую остаются нераскрытыми в повседневной жизни, предполагает самостоятельное принятие решения о помощи ближним .

Волонтеры в колледже набираются на добровольной основе. Участниками корпоративного волонтерства может стать любой желающий, добровольно принимающий идеи волонтерского движеНАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ ния и согласный их реализовывать.

Основными задачами Волонтеров являются: изучение международного и отечественного опыта по вопросам волонтерского движения оказания помощи и поддержки инвалидам и сиротам; помощь в разработке мероприятий для инвалидов, акций и участие в них; сопровождение лиц с ОВЗ в подготовке к мероприятиям, оказание им моральной поддержки.

Выбор волонтеров и их закрепление начинается с анкетирования кандидатов в волонтеры и лиц с ОВЗ по разработанной анкете. Совпадение более 50% ответов по интересам, является основанием выбора подопечного, после чего волонтерам предлагают посмотреть анкету лица с ОВЗ, пообщаться с ним, чтобы принять окончательное решение (рис.2).

Анализ проведенной работы показал, что такое взаимодействие дает положительные результаты в адаптации лиц с ОВЗ к новым для них условиям обучения и социуму, сокращает адаптационный период, оказывает влияние на мотивационную основу обучающихся с определенными ограничениями по здоровью.

Библиографический список:

1. http://www.coolreferat.com/ Молодёжь_и_общество_проблемы_социальной_адаптации_в_современном_мире.

2. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации. http://www.yspu.yar.ru.

3. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.

4. Калуженина Т.А. Субъективные критерии адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе /психология в экономике и управлении. – 2009. - №2. – С.95-98.

5. http://wap.fictionbook.ru/author/margarita_igorevna_shishkova/razvitie_rechi_na_urokah_li teraturnogo_c/read_online.html?page=1.

6. http://ru.wikipedia.org Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, объективные и субъективные критерии адаптации, корпоративное волонтерство.

Keywords: persons with the limited possibilities of health, objective and subjective criteria of adaptation, corporate volunteering.

Похожие работы:

«ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ЯКОВЛЕВИЧА ЛЕВАНИДОВА Vladimir Ya. Levanidov"s Biennial Memorial Meetings 2008 Вып. 4 БысТРАЯ РЕАКцИЯ МАКРОБЕНТОсА РЕК ОсТРОВА сАхАЛИН НА КРАТКОВРЕМЕННОЕ ТЕхНОГЕННОЕ ВОзДЕйсТВИЕ В.с. Лабай, М.Г. Роготнев Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (СахНИРО) 693000, Россия, г. Южно-...»

«Майти Джамп (Mighty Jump) Ознакомьтесь с инструкцией до начала эксплуатации прибора. Прибор Майти Джамп предназначен для автомобилей, работающих на бензине, с 4,6 или 8 цилиндрам...»

«2 Оглавление 1. Общие положения 2. Условия перевода студента 2.1. Перевод в Университет студента, обучающегося в другом вузе. 7 2.2. Перевод студента на другую образовательную программу, форму обучения 2.3. Перевод студента, обучавшегося на договорной основе на бюджетные места 3. Отчисление студентов 4. Восстановление в число студентов Университета 4.1. Условия восстановления студентов 4.2. Условия восстановления...»

Профессионально-трудовое воспитание как основа социальной адаптации детей с ОВЗ.

Социальная адаптация личности – это процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно функционировать в обществе. Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации и адаптации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие обучающимся положительного отношения к труду.

Под социально-трудовой адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья мы понимаем возможное восстановление их психологической активности в процессе коррекционно-развивающего обучения, воспитания, приспособление их к полезно-трудовой деятельности, расширение социального опыта. Для нас социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает систему мероприятий, направленных на включение детей с проблемами в развитии в социально-полезную трудовую деятельность. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребёнка – с другой стороны.

Профессиональная социализация направлена на взаимосвязь процесса профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях с системами среднего и начального профессионального образования, формирование механизмов социального партнёрства.

Профессионально-трудовое обучение должно быть социально значимо, то есть:

Должно практически готовить обучающихся к включению в производительный труд общества;

Должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков обучающихся;

Трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребёнка.

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. И с этим выбором, подростки сталкиваются уже в школе. Наиболее сложная проблема подростков – проектирование вариантов послешкольного образовательно-профессионального маршрута.

Обучение в коррекционной школе должно быть первым, а послешкольное – вторым этапом трудовой подготовки детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. На первом этапе работы с ними, продумывая на каждом этапе элементы ее организации и содержание обучения, необходимо заложить у воспитанников основу профессиональных возможностей, что и должно в дальнейшем определить направление их трудового пути.

Наши воспитанники нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, работа многих педагогов нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых интересов к труду.

Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.

К 8-9 классу большинство подростков начинают переходить в так называемый юношеский возраст. Это выражается в смене ведущей деятельности – теперь для юношей и девушек актуальным становится учебно-профессиональная деятельность и интимно-личностное общение. Основной страх этого возраста стать не тем, кем надо. Следовательно, их больше всего интересуют вопросы, связанные с самым ближайшим будущим: куда поступать после школы, как строить свои отношения с противоположным полом, как вести себя во взрослом мире? Между тем, переход в новую жизнь подразумевает изменение отношений со своей семьей, вынужденный отказ от детской позиции, что часто приводит к нежеланию делать профессиональный выбор, становиться взрослее.

В настоящее время ощущается несоответствие между уровнем обученности значительной части выпускников коррекционных школ и растущими требованиями к подготовленности рабочих. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности социальной адаптации лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения 8 вида. Наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду учащихся с нарушениями интеллекта. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. В результате учащиеся с нарушениями интеллекта не только плохо овладевают материалом, но и зачастую по окончании обучения оказываются неконкурентноспособными.

Оптимальной для развития этой категории учащихся является та среда, в которой они могут приобрести положительный опыт в различных видах деятельности и межличностного общения. В процессе обучения профориентационной работе они достигают уровня развития достаточного, чтобы приспособиться к общественно-полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь.

Основные формы работы по социальной адаптации обучающихся школы-интерната: организации праздников труда; участие в «днях открытых дверей»; беседы о труде взрослых, просмотры роликов о производстве значительно расширяют представления обучающихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду.

Важной формой внеклассной работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.

Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.

Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.

Неделя труда и профориентации, которая проходит ежегодно в нашей школе, значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и профориентации. Сюда включаются: выпуск стенгазет; школьные олимпиады, викторины; праздники труда; тематические классные часы; выставки поделок воспитанников, изготовленные ими во время часа «Умелые руки», в кружках.

Кружки также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности.

Методы социально - ориентационной работы в процессе обучения достаточно многообразны и должны быть направлены на развитие мышления, умения осуществлять анализ профессиональной деятельности и технологических процессов, наблюдательности, пространственного воображения, умения осуществлять перенос знаний из одной области в другую.

Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.

Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.

Инструктаж - применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.

Профориентационная беседа - наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.

Для обогащения социального опыта обучающихся эти формы и методы создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас обучающихся. Определенное количество понятий и слов удаётся закрепить уже в ходе мероприятий, а в последующем вывести на уровень активного использования. Педагог помогает ребёнку поверить в свои силы, добиться успеха в учёбе, полюбить труд. Значительное внимание в работе по социализации обучающихся уделяется воспитанию положительных качеств личности таких как: деловитость, которая формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учётом их возможностей; бережное отношение к имуществу – при поддержании в порядке школьных помещений, участии в ремонте. В такой деятельности дети общаясь со взрослыми и сверстниками, накапливают определённый запас знаний, перенимают отношения взрослых.

Таким образом, используя всё многообразие форм и методов работы по социальной адаптации в профессионально-трудовом обучении, можно более успешно решать задачи: подготовки обучающихся к обоснованному выбору профессии с учётом их индивидуальных особенностей; к участию обучающихся в производительном труде общества; коррекции психофизических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья; воспитания положительных качеств личности у детей, их культуры; физического и нравственного развития.

Литература.

1. Пашков А.Г., Гонеев А.Д. Педагогические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Курск, 2001. – 234с.

2. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.

3. Селевко Г., Селевко А. Социально-педагогические модели и комплексы // Социальная педагогика, 2003 - №3 – с.5-13.

    Ж. «Воспитание школьника» №4, 2005

    Ж. «Воспитание школьника» №9, 2006

    Ж. «Воспитание школьника» №2, 2008

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в школе от Выступление на педагогическом совете учителя нач.классов Канавиной Е. М. Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка. Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Адаптация в школе – довольно сложный процесс для любого ребенка, а тем более для ребенка с ОВЗ. Немалую роль в успешной адаптации школьников на этапе взросления играют личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Поэтому работа по успешной адаптации ребёнка начинается ещё в дошкольных ОУ. До школы большинство детей с ОВЗ не посещали детский сад, а значит, не имеют навыков общения в коллективе детей. Такие дети чаще всего не приучены к элементарным навыкам самообслуживания. Им постоянно взрослых. требуется помощь Часто дети не понимают элементарных режимных требований, потому что не посещали дошкольные учреждения. После однообразного пребывания в домашних условиях, где дети, чаще всего находились без присмотра и внимания и были предоставлены сами себе. В школе для них ­ всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – поддержка родителей и кропотливая работа учителя начальных классов. Из­за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения,

усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт. Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников. Адаптация в условиях школы путем реализации специальных программ («Доступная среда», «Безбарьерная среда», «Особый ребенок»). Здесь на первый план выступает создание специальной материально­технической базы для обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию. Одним из общих правил адаптированной образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные учреждения, обеспечивающие сопровождение таких детей, должны учитывать как общепедагогические, так и специальные требования к оборудованию и оснащению личностного пространства для ребенка с ОВЗ. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности ребенка. Следующее направление ­ работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому важным является в рамках данного направления организация консультативной поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно­

реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия. Третье направление инклюзивного образования с учетом ФГОС НОО предполагает психолого­педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьного сообщества. Это направление предполагает наличие в штате школы медицинского работника, психолога, тьютора и т.п. Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы. Нецелесообразно пытаться изменить поведение гиперактивного ребенка, внушая ему нормы и правила поведения. С данным ребенком необходимо работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором он находится. Если ребенок по поведению сильно отличается от остальной группы, то желательно провести предварительную беседу с учениками. Нужно сказать им примерно следующее: «Ребята, с вами вместе будет учиться новый ученик, его зовут.... Когда он придет в класс, вы увидите, что ему трудно... (усидеть на месте, запоминать материал, легко общаться с другими, отвечать на вопросы и т.д.). Но он будет стараться и со временем научится это делать лучше. Отнеситесь к нему с терпением и пониманием. Вы можете ему помогать. Это будет очень хорошо». Если ребенок сильно отличается по внешнему виду (например, передвигается на коляске), то детям следует рассказать о том, почему он не может ходить. Рассказывать нужно спокойным голосом, без лишних подробностей. Если ребенок по своему поведению (и внешнему виду) не сильно отличается от остальных, то необходимости в проведении специальных бесед нет. Возникающие проблемы могут решаться в обычном режиме. Вполне возможно, что дети спросят, почему с одним учеником сидит еще один взрослый. На это можно ответить: «Он помогает Тане писать, ей пока трудно самостоятельно писать». Со временем, когда дети лучше узнают друг друга, острота вопросов о непохожести их одноклассника обычно спадает. Дети просто привыкают и при соответствующем

контроле со стороны взрослых стараются помогать своему другу, испытывающему сложности Рассказ о ребенке с особенностями развития должен быть больше похож на инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их одноклассника. Для детей начальной школы важна четкая информация о том, как себя правильно вести. Ответы на «каверзные вопросы» «А почему он такой?» Сначала можно поинтересоваться у того, кто спрашивает «он такой?»: «А какой?» Исходя из того, что ответит ребенок, строить свой ответ. – О физических проблемах ребенка (ДЦП и другие нарушения движения) можно сказать: «Так случилось, что когда... (имя ребенка) был совсем маленький, он заболел и его мышцы перестали его слушаться. Его мышцы не могут сгибаться и разгибаться так, как ему хотелось бы». – О поведенческих проблемах (аутизм, гиперактивность) можно сказать: «...(имя ребенка) трудно общаться, усидеть на месте, но он старается научиться, он очень этого хочет, поэтому и пришел учиться с вами». – О необычной внешности (синдром Дауна, шрамы на лице, гемангиомы) можно сказать: «Так случилось, что, когда... (имя ребенка) был совсем маленький, работа его организма нарушилась. А потом, когда организм стал развиваться дальше, это нарушение осталось. Но в остальном.... (имя ребенка) – обычный ребенок, такой же, как ты» (говорится тому, кто задает вопрос). – О других проблемах (медлительность, сниженный слух, сниженное зрение, задержка психического развития и пр.) говорится: «... (имя ребенка) трудно видеть мелкие картинки, слышать тихие звуки, быстро понимать задания, но если ему помочь, то он обязательно справится». В конце каждого ответа обязательно скажите: «А в остальном... (имя ребенка) такой же, как все. Он любит.... Ему интересно.... Он хочет....» и т.п Проводя различные тренинги, игры, коллективные дела, нужно показать коллективу, что все люди разные, что особенности внешнего вида – это не препятствие для общения, а также то, что гораздо продуктивнее сотрудничать друг с другом, а не конфликтовать.

Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с разными сторонами жизни людей с ограниченными возможностями. При создании необходимых условий для социализации ребенка с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный класс, совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они понимают, что у каждого человека есть право быть «другим». Дети осознают, что «мы разные, но не чужие». С другой стороны, нужно и самого ребенка научить правилам общения с одноклассниками. Объяснить, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам - и общение в школе будет только в радость. Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Учитель должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика. Предварительное знакомство ребенка со школой и классным помещением при встрече в августе, вместе с родителями.

Вся семья может пройтись по школе, посмотреть, где находится столовая, спортивный зал, туалет. Будет хорошо, если ребенок и его родители заранее познакомятся не только с учителем и тьютором, но и с другими взрослыми - специалистами сопровождения, учителями­предметниками, охранниками и др. Во время посещения класса, будущий ученик может заранее выбрать место, которое ему нравится, посидеть за партой. В этом случае, уже с первых дней обучения, снизится его тревожность, обусловленная неизвестностью, большим количеством новых незнакомых людей вокруг. На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены. Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Учитель, тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного дня. Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях - в расписании, кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях ­ что делать: - когда захотел в туалет; - когда необходимо идти в столовую; - когда следующий урок - физкультура; - когда класс идет на прогулку; - когда необходимо подготовиться к следующему уроку; - когда звенит звонок и т. д. Очень важно так организовать пространство внутри классной комнаты и вне ее, чтобы дети могли на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. В классе это может быть ширма, «палатка» и др. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на уроке, ребенок готов снова включиться в работу и взаимодействие. Если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 35-40 минут урока - встает, разговаривает, перемещается по классу, тьютор или учитель разрешает ему отдохнуть - выйти в игровую зону из­за парты, посидеть в «домике», но при этом

важно регламентировать время отдыха - например, с помощью песочных часов, одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного временного периода. Результатом деятельности учителя и тьютора будет ситуация, когда ученик с ОВЗ начинает и заканчивает работу на уроке вместе со всеми детьми. Адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.